Пафос творчества пушкина лелеющая душу гуманность ошибка

1

Тренировочные работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

10 класс

2

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой

лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему

значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком

и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писателилибералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению

народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном

им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести

из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в

солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,3,5,6.7,8,9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,3,5,7,8,9,10

3

РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм:

Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует

употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной

копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во чтото твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два

ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на

автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас

езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются

самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику

безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпустить в

боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного

сторожа.

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

4

РЕЧЕВАЯ ИЗБЫТОЧНОСТЬ

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц,

период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе),

повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить

вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с

коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней

много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания

сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от

другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного

времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее

результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных

художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными

аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 1,2,3,5,7,8.9,10

ОТВЕТ:

ТЕСТ 2- 1,2,3.4,5.6,8

5

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей

правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого

поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество

иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много

сверхплановой продукции.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,7,10

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической

сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение.

Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел чтото сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие

годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение

которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу

слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и

заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

4. В сентябре в вузе проходила научнопрактическая конференция.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, помоему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

7

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее

настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов

элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в

результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены

речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в февралемесяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на

белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться

совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

8

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой

области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать

историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

42

V1:
Основные понятия курса – 10 вопросов

V2:
Введение (основные понятия курса).
Языковая норма

S:
В состав основных признаков стиля
литературного языка не входит:

-: социальная
сущность

+: этическая
функция

-: коммуникативная
функция

-: системный
характер

S:
Языковое явление считается ###, если оно
характеризуется следующими тремя
признаками:

1) соответствием
структуре языка; 2) массовой и регулярной
воспроизводимостью в процессе
коммуникации; 3) общественным одобрением
и признанием.

+:
нормативным

+:
н*рм*тивным

+:
н*рм*тивн#$#

S:
Современная наука рассматривает культуру
речи в следующем аспекте:

-: в нормативном
(ортологическом)

-: в
коммуникативном и нормативном

+: в нормативном,
коммуникативном и этическом

-: в
коммуникативном и этическом

S:
Выберите лишний ряд:

-: ценный, на
вес золота, дорогой, дорогостоящий

-: безрассудный,
сумасшедший, шальной, взбалмошный

-: большой,
крупный, гигантский, колоссальный

+: кушанье,
еда, яства, противоядие, блюда

S:
Литературный язык делится на две основные
функциональные разновидности: письменную,

###.

+: устную

+: уc*ную

+: ус*н#$#

S:
Выберите антоним к слову «величие»

-: значительность

-: важность

+: ничтожество

-: величина

S:
Укажите верную лексическую сочетаемость:

-: крепкая
ненависть

-: играть
значение

-: оплатить
за проезд

+: одержать
победу

S:
Укажите ряд слов, в котором правильно
образован Р.п. мн.ч.

-: тапок,
сапог, туфлей

-: мандарин,
кокосов, хакасов

+:оладий,
помидоров, французов

-: рельс,
бананов, словарей

S:
Укажите правильный вариант предложения
с точки зрения синтаксических норм:

-: Ряд вузов
и академий участвовало в конкурсе.

-: Согласно
приказа мы должны были явиться ровно в
9:00.

-: часть
студентов считали, что выполнили работу
верно.

+: Благодаря
отличной погоде мы отлично провели
время на море.

S:
Отметьте правильно образованное
причастие настоящего времени
действительного залога:

-: улучшенный

-: украшавшийся

-: читаемая

+: рисующий

S:
Укажите ряд, где все слова являются
архаизмами.

-: зипун,
живот, щуйца, хлад.

-: центнер,
прикольно, терминология, чело.

+:ланита, выя,
око, чадо.

-: время,
глагол, ключ, кокошник.

S:
Укажите предложении, в котором фразеологизм
употреблен в нужном значении:

-: он был на
седьмом небе от усталости.

-: Повесив
язык на плечо, он с радостью пошел дальше.

-: Книга за
семью печатями – книга, которую не
купить.

+: Перед
сессией у студентов шла кругом голова.

S:
В каком слове [чн] произносится как [шн]

-: гречневый

-: непорядочный

-: веревочный

+: Никитична

S:
В каком предложении знаки препинания
расставлены верно:

-: Деревня,
травы и земля: все кругом внезапно
побагровело.

-: Скалы
покрытые инеем, уходили в неясную
озаренную даль.

+: К счастью,
мы успели вовремя.

-: Похолодало
и путники решили развести костер.

S:
Фиксация в разного рода словарях и
грамматике норм и правил…

+:Кодификация

-: Нормирование

-: Централизация

-: Систематизация

S:
Различают аспекты культуры речи

+: Нормативный,
коммуникативный, этический

-: Нормативный,
коммуникативный

-: Нормативный,
коммуникативный, эстетический

-: Нормативный,
коммуникативный, информативный

S:
Норма языка- это

-: Пунктуационное
и орфографическое правила

-: Правила
произношения

+:Языковая
традиция, закрепленная в авторитетных
источниках

-: Способ
употребления языковых единиц

S:
Литературный язык имеет признаки

+:Высокая
степень обработанности, стилистическая
дифференциация, нормированность,
письменная фиксация

-:Высокая
степень обработанности, кодификация,
нормированность, книжный характер

-:Высокая
степень обработанности, стилистическая
дифференциация, унифицированность

-:Высокая
степень обработанности, стилистическая
дифференциация, нормированность

S:
Императивная норма предполагает:

+:только один
правильный вариант, остальные –
неправильные;

-: наличие
вариантов;

-: варианты
равноправны

-:правильное
употребление языковых единиц

S:
Укажите значение, которое соответствует
фразеологизму «Семь пятниц на неделе».

+: Непостоянный,
непоследовательный.

-: Неожиданно.

-: Помалкивать,
хранить тайну.

-: Совершать
необдуманные поступки.

S:
Укажите значение, которое соответствует
фразеологизму «Внести свою лепту».

+: сделать
свой вклад в общее дело.

-: сказать
свое мнение.

-: Помалкивать,
хранить тайну.

-: Совершать
необдуманные поступки.

S:
Укажите значение, которое соответствует
фразеологизму «Седьмая вода на киселе».

-: близкие
родственники.

-: хорошие
друзья

-: враги.

+: дальние
родственники

S:
Выберите фразеологизм, значение которого
соответствует словосочетанию «нависшая
опасность».

-: Курить
фимиам.

-: Перейти
Рубикон.

-: Гомерический
смех.

+: Дамоклов
меч.

S:
Выберите фразеологизм, значение которого
соответствует словосочетанию «очень
далеко»:

-: во весь
дух;

-: белены
объелся;

+: куда Макар
телят не гонял;

-: вылететь
в трубу.

S:
Литературная норма НЕ характеризуется:

-:
кодифицированностью;

+:
индивидуальностью;

-:
общеупотребительностью;

-: соответствием
особенностям национального языка.

S:
К какому словарю следует обратиться,
чтобы уточнить значение иноязычного
слова?

-: орфоэпическому;

-: толковому;

-: этимологическому;

+: словарю
иностранных слов.

S:
Кодификации – это

+: официальное
признание нормы в виде правил в
авторитетных лингвистических изданиях:
словарях, грамматиках и учебных пособиях.

-: Регламентация
употребление языковых единиц

-: Строгое
соблюдение правил использования языковых
единиц

-: процесс
становления, утверждение нормы

S:
В предложении Написать свою автобиографию
нарушена

-: Морфологическая
норма

-: Грамматическая
норма

-: Синтаксическая
норма

+: Лексическая
норма

S:
В каком слове нарушена акцентологическая
норма

-: красИвее

-: свЁкла

+: сИроты

-: каталОг

S:
В каком слове нарушена акцентологическая
норма

-: живА

-: стройнЕе,

-: правА

+: звОнит

S:
В каком случае нарушена морфологическая
норма

-: двое
школьников

-: двое ножниц

+: их было
шесть

-: вкусных
яблок

S:
Русский литературный язык — это:

-: язык
художественной литературы;

-: вариант
языка, используемый на телевидении,
радио, в периодической печати, в науке,
государственных и учебных учреждениях;

+: высшая
форма национального языка;

-: язык русской
нации;

S:
Какой важнейший аспект культуры речи
затрагивается в словах известного
филолога Г.О. Винокура: «Для каждой цели
свои средства, таков должен быть лозунг
культурного общества»?

-: нормативный

+:коммуникативный
-:
этический

-: эстетический

I:

S:
Какой важнейший аспект культуры речи
затрагивается в словах известного
филолога СИ.Ожегова: «.. .культура речи
заключается не только в следовании
нормам языка. Она заключается еще и в
умении найти не только точное средство
для выражения своей мысли, но и наиболее
доходчивое (т. е. наиболее выразительное)
и наиболее уместное

(т.
е. самое подходящее для данного случая)
и, следовательно, стилистически
оправданное»?

-: нормативный

+:коммуникатвный
-:
эстетический

-: прагматический

S:
В каком предложении знаки препинания
расставлены верно:

-: Деревня,
травы и земля: все кругом внезапно
побагровело.

-: Скалы
покрытые инеем, уходили в неясную
озаренную даль.

+: К счастью,
мы успели вовремя.

-: Похолодало
и путники решили развести костер.

S:
«Взобравшись на крышу сарая, …»

Грамматически
правильным продолжением предложения
будет:

-: … у меня
закружилась голова.

-: … крыша
едва не провалилась подо мной.

-: … мне хорошо
был виден лес за рекой.

+: … я втащил
за собой деревянную лестницу.

S:
Строка, в которой частица НЕ во всех
словах пишется раздельно:

-: (не) рад; не
(с) кем; (не) счастье

-: совсем (не)
интересная история; (не) отставал; (не)
чего

+: (не) пять;
(не) защищенное от ветра море; говорил
(не) громче

-: (не) доумевая;
отнюдь (не) верное решение; (не) освещенные

улицы

S:
Правильное утверждение:

-: Синонимы
– это слова одной и той же части речи,
близкие по

лексическому
значению и звуковому облику.

-: Суффикс –
это значимая часть слова, которая служит
только для

образования
различных форм слова.

-: Все слова
самостоятельных частей речи имеют
окончания.

+: Порядковые
числительные изменяются по падежам.

S:
Ошибка в образовании формы слова допущена
следующем примере:

+: у обоих
девушек

-: свыше
четырёх тысяч метров

-: несколько
юношей

-: попробую

S:
Пунктуационная ошибка допущена в
предложении:

-: Подаренная
мне книга оказалась не только интересной,
но и

полезной.

-: Повсюду: и
в кустах, и в траве, и в буйных папоротниках
– запели

птицы.

+: Молодые
листья лепетали да зяблики кое-где пели.

-: Цветы
поражали своей величиной и формой и
манили к себе

прекрасным
ароматом

I:

S:
Предложение, в котором вместо слова
«прогрессивный» нужно употребить
«прогрессирующий»?

-: Человек с
прогрессивными взглядами никогда не
будет ратовать за

ужесточение
наказания.

+: Близорукость,
которая усиливается в течение жизни, —
прогрессивная

близорукость.

-: Его идеи
были прогрессивными для того времени.

-: Прогрессивным
является развитие новых технологий.

I:

S:
«Меркантильный» — это:

-: пессимистичный,
безнадежный

-: обыкновенный,
заурядный

+: излишне
расчетливый

-: крайне
своеобразный, необычный до странности

I:

S:
Текст, целью которого является сообщение
о факте, событии, называется:

-: описанием

+: повествованием

-: рассуждением

-: доказательством

I:

S:
«Уж не помню, кто был её автором, но одна
глава заинтересовала меня чрезвычайно.»

Характеристика,
соответствующая предложению:

-: простое с
обособленным оборотом

+: с разными
видами связи: сочинительной и подчинительной

-: сложное
бессоюзное

-: сложносочинённое

I:

S:
Слово, употребленное в несвойственном
ему значении:

-: Хозяин
внимательно следит за порядком в доме.

+: Мой друг
особенно уважает стихи.

-: У Базарова
нет единомышленников.

-: Пафос
творчества Пушкина – «лелеющая душу
гуманность»

I:

S:
Слово, в котором пишется мягкий знак:

+: декабр..ские
морозы

-: хочет..ся
петь

-: дым пожарищ..

-: нес..едобные
грибы

I:

S:
Строка, в словах которой на месте
пропуска пишется –нн-:

-: ружью
заряже..о, законче..ая вовремя работа

-: прямая
моще..ая дорога, песча..ая почва

+: бронирова..ый
автомобиль, размороже..ый фарш

-: солдаты
контуже..ы, серебря..ый браслет

I:

S:
Качество речи, являющиеся коммуникативным:

+:
богатство

-:
благозвучие

-:
аргументированность

-:
точность

I:

Q:
Текст станет законченным, если предложения
будут расположены в следующей
последовательности…

1: Мы
привычно и незаметно для себя пользуемся
языком, потому и ощутить его так же
трудно, как почувствовать движение
планеты под ногами.

2. Язык
кажется нам врожденным свойством, без
которого не может существовать человек,
как не может он жить без дыхания.

3. Оттого
мы и не замечаем той гигантской работы,
которую выполняет язык в нашей жизни.

4. Между
тем постоянно приходится разговаривать
с кем-то, думать, читать, слушать, писать.

I:

S:
Соответствие значений приведенным
образным

выражениям.

L1
Курить фимиам

L2
Перейти Рубикон

L3
Прокрустово ложе

L4
Дамоклов меч

R1
Восхвалять

R2
Совершить решительный поступок

R3
Мерка, под которую подгоняют

R4
Нависшая, угрожающая опасность

R5
Крупный, рослый великан

I:

S:
Грамматически правильное продолжение
предложения:

Храня
память о прошлом,

-:
…ученым понадобилось много времени на
изучение старинных

летописей

+:
…монастыри стали неотъемлемой частью
русской истории

-:
… изучение истории имеет большое
значение

-:
…это помогает лучше понять настоящее

I:

S:
Название словаря, которым можно
воспользоваться, чтобы выбрать верный
вариант:

«эффективность
— эффектность»:

-:
Словарь иностранных слов

-:
Словарь омонимов

-:
Этимологический словарь

+:
Словарь паронимов

I:

S:
Предложение с неверным порядком слов:

+:
Ведь только такой человек может видеть
и понимать природу,

как
Левитан

-:
Он очень выразительно читает стихи

-:
В последнее время появилось много новых
аббревиатур

-:
Наставник не всегда беседует с учеником,
а это необходимо

I:

S:
Соответствие обнаруженной ошибки в
предложении ее типу:

L1
Путники сдвинули лежачий на дороге
камень.

L2
Красноречие юноши произвело на девушку
надлежащий эффект.

L3
Становите сюда свой чемодан.

L4
Артисты выступали в потрясных костюмах.

R1
Смешение паронимов

R2
Нарушение лексической сочетаемости

R3
Использование просторечия

R4
Использование жаргонизмов

R5
Ошибка в образовании падежной формы

I:

S:
Предложение, в котором вместо слова
«гордыня» нужно употребить «гордость»:

-:
Душа его, наполненная гордыней, устала
от борьбы и

самоутверждения

-:
Радость от успеха незаметно для него
самого переросла в

гордыню, слава
вскружила голову

-:
Непомерная гордыня обуяла этого человека

+:
Новый клуб – гордыня поселка

I:

S:
Лексическое значение слова «заглавный»:

-:
главный, основной, наиболее существенный

+:
относящийся к заглавию, являющийся
названием чего-либо

-:
возглавляющий кого- или что-либо

-:
находящийся в центре, в середине
чего-либо

I:

Q:
Текст станет законченным, если предложения
будут расположены в следующем порядке

1:
Чем больше сгущалась темнота, тем громче
кричали лягушки.

2:
Голоса их составляли как бы один
беспрерывный и продолжительный гул,
так что

ухо
к нему привыкало и различало сквозь
него и дальний вой волков, и вопли филина.

3:
Мрак становился гуще; предметы теряли
свой прежний вид и облекались в новую
наружность.

4:
Вода, древесные ветви и туманные полосы
смешивались вместе и ускользали от

человеческого
понятия.

I:

S:
Строка, в которой во всех словах надо
писать гласную Ё:

-:
безнад..жный, бесп..рый, бесхреб..тный,
бл..клый

-:
бл..стка, бл..ф, брев..нчатый, гар..м

-:
оп..ка, ос..длый, одноим..нный, никч..мный

+:
перекр..сток; ж..лчь, ш..рстка, щ..лка

I:

S:
Ударение падает на первый слог в следующих
именах собственных:

-:
Аничков мост, Бальмонт, Гамлет, Миссури

+:
Ожегов, Ставрополь, Кижи, Стивенсон

-:
Капица, Рембрандт, Мельбрун, Нюрнбергский
процесс

-:
Рамзес, Сергий Радонежский, Стендаль,
Эльбрус

I:

S:
Предложение, в котором слово «наконец»
не является вводным словом (знаки
препинания не проставлены):

+:
Наконец добрались до ночлега.

-:
Можно наконец обратиться за советом к
специалисту.

-:
Такое промедление с решением срочного
вопроса становится наконец нетерпимым.

I:

S:
Ряд, в котором во всех словах пропущена
безударная гласная корня, проверяемая
ударением:

-:
заст..лить, к..сательная, сов..ршенно

-:
ср..щение, подр..жательная, уб..ждение

-:
безобл..чный, подг..реть, ур..ган

+:
бл..гополучно, сомн..вающийся, разгл..шать

I:

S:
Случай неверного ударения в следующих
фрагментах рекламных

текстов:

+:
бронИрованные двери

-:
бусы из тигрОвого глаза

-:
кУхонная мебель

-:
новый каталОг

I:

S:
Существительные женского рода:

-:
ваниль, вуаль, рояль, рельс

-:
тюль, туфля, толь, оладья

+:
мозоль, авеню, кольраби, иваси

-:
салями, голень, табель, лебедь

I:

S:
В русском языке ударение не падает на
слова такой части речи, как …

-:
существительное

+:
союз

-:
местоимение

-:
наречие

I:

S:
Характеристика, соответствующая русскому
словесному ударению:

-:
одноместность

+:
разноместность

-:
определенная связь с морфемами

-:
закрепленность

I:

S:
Ударение выполняет смыслоразличительную
функцию в следующем случае:

-:
твОрог – творОг

+:
зАмок – замОк

-:
звОнит – звонИт

-:
сестрА — сЕстры

I:

S:
Ударение выполняет функцию стилистической
дифференциации в следующем случае:

-:
твОрог – творОг

-:
зАмок – замОк

+:
звОнит – звонИт

-:
сестрА — сЕстры

I:

S:
Вариативность нормы русского ударения
отражена в следующем варианте:

+:
твОрог – творОг

-:
зАмок – замОк

-:
звОнит – звонИт

-:
сестрА — сЕстры

I:

S:
Большинство слов русского языка
представляют собой …

+:
многозначные слова

-:
однозначные слова

-:
слова- омонимы

-:
слова-антонимы

I:

S:
Раздел языка, являющийся более динамичным
и быстро отражающим все явления,
происходящие в обществе:

-:
фонетика

-:
морфология

+:
лексика

-:
синтаксис

I:

S:
В русском языке в последнее время
появилось особенно много …

-:
синонимов

+:
заимствованных слов

-:
слов с переносным значением

-:
архаизмов

I:

S:
Слово, не потерявшее своей актуальности
в русском языке:

-:
колхозник

-:
коммунизм

-:
пионер

+:
партия

I:

S:
Приставка, имеющая значение
«противоположность, отрицание»:

-:
экстра-

+:
анти-

-:
архи-

-:
суб-

I:

S:
Грамматическая норма регламентирует
следующий раздел русского языка:

-:
лексика

-:
словообразование

-:
стилистика

+:
синтаксис

I:

S:
Существительное мужского рода:

-:
ООН

-:
СНГ

+:
СССР

-:
КНДР

I:

S:
Существительное, не употребляющееся в
единственном числе:

-:
свечи

+:
консервы

-:
преподаватели

-:
луковицы

I:

S:
Существительное, имеющее во множественном
числе форму отличную от других
существительных:

-:
тракторист

-:
врач

+:
доктор

-:
строитель

I:

S:
Неправильная морфологическая форма
степени сравнения прилагательного:

-:
сильнейший

-:
более умный

-:
красивее

+:
более сложнейшая

I:

S:
Предлог, обозначающий место в
непосредственной близос­ти от кого-
или чего-либо и отвечающий на вопрос
«где?»

+:
рядом

-:
у

-:
в

-:
на

I:

S:
Союз, привносящий в сложносочиненное
предложение оттенок желательности,
необходимости:

-:
будто

-:
чтобы

-:
как;

+:
поскольку

I:

S:
Нормой в разговорной речи признается:

-:
то же, что и в книжной

+:
то, что постоянно употребляется в речи
носителями литературного языка и не
воспринимается при спонтанном восприятии
как ошибка

-:
то, что зафиксировано в специальных
грамматиках разговорной речи

-:
то, что звучит как книжная речь

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка: Наши предприятия долгие годы
состоят в добрых партнерских отношениях.

-:
употребляется разностилевая лексика

-:
нарушена лексическая сочетаемость слов

-:
пропущено тире

+:
тавтология

I:

S:
Основное свойство нормы русского
литературного языка – это…

-:
способность к изменению на протяжении
короткого промежутка времени

-:
устойчивость и неизменяемость

+:
вариативность

-:
верность традиции

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка: Полагаем, что результаты испытаний
могут составлять взаимный интерес для
наших фирм.

-:
употребляется разностилевая лексика

+:
нарушена лексическая сочетаемость слов

-:
пропущена запятая

-:
непонимание лексического значения
слова

I:

S:
Слово с ударением на последнем слоге:

+:
диспансер

-:
кулинария

-:
завидно

-:
гравированный

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка:

Контроль
за исполнением приказа возлагается на
зам. Дир-а за-да «Комета».

-:
пропущена запятая

+:
неверно сокращено слово (слова)

-:
употребляется разностилевая лексика

-:
неверное понимание значения слова

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка:

Граж.
Иванову оплатить ком-у в трехнедельный
срок.

-:
пропущено тире

+:
неверно сокращено слово (слова)

-:
употребляется разностилевая лексика

-:
незнание значения слова

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка:

Ростовская
обл., г. Каменск-Шахтинский, ул. Садовая,
общежитие девчат.

-:
пропущено тире

-:
неверно сокращено слово

+:
употребляется разностилевая лексика

-:
неправильный порядок слов

I:

S:
Ряд слов, в котором ударение падает на
первый слог:

-:
форзац, оптовый, шарфы
-: договор,
трюфель, харизма
+: банты, генезис, ирис
(цветок)

I:

S:
Ряд слов, в котором ударение падает на
второй слог:

+:
анатом, уведомить, дремота
-: танцовщик,
таможня, деревце
-: тигровый, апостроф,
туфля

-:
перистый, простыня, селянин.

I:

S:
Ряд слов, в которых пропущены только
безударные гласные, проверяемые
ударением:

-:
пор..дниться, ф..нарь, те..тральный,
к..снуться

-:
к..мментарий, об..ятельный, заг..рать,
упр..влять

-:
к..вычки, пок..зался, отд..ленный, выр..стает

+:
изд..лека, оч…ровательный, ст..рпеть,
прогл..тить

I:

S:
Слово с ударением на третьем слоге:

-:
намерение

-:
переключить

-:
кашлянуть

+:
костюмировать

I:

S:
Слово, в котором ударение падает на
второй слог:

+:
красивее

-:
торты

-:
углубиться

-:
шабаш

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка:

На
наше семейное мероприятие прибыло много
гостей.

-:
пропущено тире

-:
встречается тавтология

+:
употребляется разностилевая лексика

-:
расширение значения слова

I:

S:
Слово, в котором ударение падает на
последний слог:

+:
мусоропровод

-:
обеспечение

-:
августовский

-:
единовременный

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка:

«Надо
заострить внимание детей на этом
вопросе».

-:
пропущено тире

-:
встречается тавтология

+:
употребляется разностилевая лексика

-:
неправильно понимается значение слова

I:

S:
Слово с ударением на первом слоге:

-:
премировать

+:
хвоя

-:
звонит

-:
заиндеветь

I:

S:
В данном текстовом фрагменте допущена
ошибка:

Необходимо
выделить сорок человек для погрузки
морковки и картошки.

-:
пропущена запятая

+:
употребляется разностилевая лексика

-:
нарушено управление между числительным
и существительным

-:
неправильно понимается значение слова

I:

S:
Слово, в котором ударение падает не на
последний слог:

-:
жалюзи

-:
каталог

+:
избалованный

-:
позвонишь

I:

S:
Cпособ
доказательства, используемый в отрывке:

«Все,
кто воспользовался услугами агентства
«N»,
остались довольны, поэтому могу с полной
уверенностью рекомендовать его вам».

-:
индукция

-:
дедукция

+:
аналогия

-:
опровержение

I:

S:
«Хищения производились путем
непосредственного изъятия из кладовки
продуктов питания». В данном текстовом
фрагменте допущена следующая ошибка:

-:
пропущена запятая

+:
употребляется разностилевая лексика

-:
употребляется речевой штамп

-:
употребляются слова в несвойственных
им значениях

I:

S:
Соответствие ударения номеру слога:

L1:
рассредоточение

L2:
ассиметрия

L3:
договор

L4:
феномен

R1:
пятый слог

R2:
четвертый слог

R3:
третий слог

R4:
второй слог

R5:
первый слог

I:

S:
Соответствие разновидности языка
определению

L1:
диалект

L2:
социальный жаргон

L3:
просторечие

L4:
профессиональный жаргон

R1:
носители объединены территориально

R2:
речь обособленной группы людей

R3:
речь городского малообразованного
населения

R4:
используется людьми одной профессии

R5:
образцовая речь

I:

S:
Компоненты, не входящие в понятие
культуры речи:

-:
нормативность

-:
коммуникативный компонент

+:
эстетический компонент

-:
этический компонент

I:

S:
Язык, который присущ тому или иному
человеку, независимо от его происхождения
называется …

+:
индивидуальный язык

-:
диалект

-:
говор

-:
литературный язык

I:

S:
Неверное утверждение о речи:

-:
речь конкретна, неповторима, актуальна,
развертывается во времени, реализуется
в пространстве

-:
речь активна, линейна, стремится к
объединению слов в речевом потоке

+:
в отличие от языка она более консервативна,
менее динамична, подвижна

-:
речь, как последовательность вовлеченных
в нее слов, отражает опыт говорящего
человека

I:

S:
Ведущей формой существования русского
языка (его нормой) является …

-:
устная речь

-:
письменная речь

+:
литературная речь

-:
разговорная речь

V1:
Основные понятия курса -10 вопросов

V2:
Стилистика. Официально-деловой стиль
(в т.ч. деловое общение). Научный стиль.

I:

S:
В книжную сферу не входят следующие
тексты:

-:
выступления на семинаре

-:
заявление в деканат

-:
информационная заметка

+:
переписка в чате

I:

S:
Строка, все слова которой относятся к
разговорному стилю:

-:
ахнуть, расческа, балагурить, вдогонку;

-:
жадничать, промозглый, всплакнуть,
беспорядок;

+:
беспредел, зайчишка, приработок,
большущий;

-:
печка, заморозки, нахапать, горизонт.

I:

S:
Показателем социального статуса
человека, с точки зрения особенностей

его речи, не
является:

-: использование
жаргона

-: интонация

-: произношение

+: наличие
дефектов речи

I:

S:
Язык – это:

-: набор текстов

-: умение говорить

-: знание правил

+: знаковая
система

I:

S:
Экспрессивность и эмоциональность речи
является чертой:

-: публицистического
стиля речи

+: разговорного
стиля речи

-: научного стиля
речи

-: художественного
стиля речи

I:

S:
Среди изменений, коснувшихся лексики
русского языка, не отмечается

такое явление,
как:

-: заимствование
иностранных слов

-: возвращение
в речь вышедших из употребления слов

+: уменьшение
количества экспрессивной лексики

-: создание новых
значений существующих слов

I:

S:
Не существует такого понятия, как:

-: публицистический
стиль

-: стиль романа

-: сатирический
стиль

Тестовые задания с ответами по теме «Лексические нормы»

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания с ответами по теме «Лексические нормы»»

по теме « Лексические нормы речи»

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – «лелеющая душу гуманность».

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм: Павел вырос в глазах людей после истории с «болотной копейкой». Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с «болотной копейкой».

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

Тест на тему лексика и лексические нормы с ответами

1. Выберите правильный вариант ответа.
Яна решила уволиться с работы и написала заявление….
A) Для ухода.
+Б) Об уходе
В) На уход
г) По уходу

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «не имеющий недостатков и изъянов, совершенный»?
А) талантливый
Б) прекрасный
+В) безукоризненный
Г) изумительный

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «книга, пользующаяся наибольшим спросом у массового читателя»?
А) комикс
+Б) бестселлер
В) роман
Г) журнал

4. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Девочка скачет.
Б) Машина едет.
В) Люди кричат.
+Г) Щеки горят.
Д) Течёт вода.

5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово?
А) КОННЫЙ спорт — вид соревнований.
+Б) Представления древних резчиков о злых и всесильных духах воплощались в КОСТНЫХ фигурках животных.
В) ЦАРСКИЙ указ был прочитан дьяком.
Г) В ДИКТАНТЕ были словарные слова, которые дети изучили накануне.

6. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Скачет конь.
Б) Свеча горит.
В) Девочка играет.
+Г) Скачет температура.
Д) Бежит мальчик.

7. Какой ряд слов является синонимическим?
A) Холод, мороз, дождь.
Б) Климат, пояс, экватор.
В) Лебедь, соловей, сова.
+ Г) Отечество, родина, отчизна.
Д) Часы, доска, серьги.

8. В каком ряду все слова- синонимы?
A) Фотограф, декан, философ.
Б) Гадать, выяснять, рисовать.
В) Молоко, кефир, йогурт.
Г) Заказчик, конкурент, участник.
+ Д) Период, время, эпоха, эра.

9. Найдите строчку антонимов:
A) Умение, знания.
+ Б) Легко, трудно.
В) Статья, реферат.
Г) Вывод, результат.
Д) Знание, везение.

10. Найдите строчку синонимов.
A) Соль, сахар.
+Б) Правильно, верно.
В) Широко, узко.
Г) Солнце, дождь..
Д) Ночь, день

11. В каком варианте ответа содержаться слова с переносным значением?
A) Снежный ком
Б) Серая майка.
В) Фарфоровый сервиз.
+Г) Ослепительная красота.
Д) Деревянная дверь.

12. В каком варианте ответа содержаться слова с переносным значением?

+A) Железный характер.
Б) Зелёное яблоко.
В) Кирпичный дом.
Г) Серый свитер.
Д) Жёлтая краска.

13. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
+A) Железное здоровье.
Б) Бархатное платье.
В) Колючий ёж.
Г) Железный гвоздь.
Д) Золотые изделия.

14. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Кислое яблоко.
Б) Синее море.
+В) Золотые руки.
Г) Чёрная шаль.
Д) Серебряное кольцо.

15. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Белая простыня.
Б) Чёрный кот.
В) Стеклянный стол.
+Г) Колючий мороз.
Д) Железная дверь.

16. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Ребёнок смеётся.
Б) Человек молчит.
В) Дети шумят.
+Г) Реки спят.
Д) Вода льётся.

17. Определите, в каком варианте слова профессиональные:
A) Река, лес, город.
+ Б) Негатив, фиксаж, закрепитель.
В) Диван, кровать, тарелка.
Г) Приказчик, извозчик, художник
Д) Кровать, яблоко, сок.

17. Определите, в каком варианте слова профессиональные:
A) Гном, сом, конь.
+ Б) Кредит, валюта, вклад.
В) Мороз, холод, дом.
Г) Царь, холоп, историк.
Д) Дача, огород, кукла.

18.Какой ответ содержит верное утверждение?
Лексика-это…
A) Толковый словарь.
Б) Мораль
В) Художественная литература.
Г) Детектив.
+Д) Словарный состав.

19. Определите, в каком варианте слова с переносным значением.
A) Звери спят.
Б) Костры горят.
В) Дети играют.
+Г) Льётся песня.
Д) Кот идёт.

20. Определите, в каком варианте слова профессиональные:
+ A) Молоток, каска, дрель
Б) Салат, огород, дом.
В) кот, собака, человек.
Г) Филолог, врач, диета.
Д) Зуб, волосы, нога.

20. Наука, изучающая словарный состав русского языка, называется…
+ A) Лексиология
Б) Фонетика
В) Орфоэпия
Г) Орфография
Д) Морфология

21. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, – это…
A) Синонимы
Б) Паронимы
В) Омофоны
+Г) Омонимы

22. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – это…
+A) Антонимы
Б) Синонимы
В) Омофоны
Г) Омоформы

23. В каком варианте ответа слова употреблены в прямом значении?
A) Золотые руки.
Б) Холодное сердце.
+ В) Стеклянный стол.
Г) Колючий мороз.
Д) Тяжёлый характер.

24. В каком варианте ответа слова употреблены в прямом значении?
A) Кислое лицо.
+ Б) Деревянный дом.
В) Легкий характер.
Г) Холодный приём
Д) Усталое солнце

25. В каком варианте ответа все слова являются профессиональными?
A) Река, дом, кровать.
+ Б) Теодолит, рейка, геодезическая съёмка.
В) Метель, лёд, холод.
Г) Канон, библия, история.
Д) Шум, радио, объект.

26. В каком ряду все слова- синонимы?
A) Банкир, ювелир, плотник.
Б) Храбрый, трусливый, скупой.
В) Огурцы, помидоры, тыква.
Г) Исполнитель, заказчик, подчинённый.
+ Д) Храбрый, смелый, мужественный.

27. Какое из слов не может являться омонимом?
A) мир
Б) долг
В) свет
+ г) тайна

28. В каком ряду слов нет омофонов?
A)Порог- порок.
+Б) Замок-замок.
В) Балл-бал.
г) Туш-тушь.

29. В каком ряду все слова- синонимы?
A) Физика, химия, история.
Б) Эколог, экономист, электрик.
В) Х, строгий, шумный.
Г) Враг, друг, товарищ.
+ Д) Друг, приятель, знакомый.

30. В каком ряду слова- антонимы?
+A) начало, конец.
Б) Неправда, ложь.
В) Сырой, влажный.
Г) Друг, знакомый.

31. Выберите правильный вариант ответа.
Мне нужно было вернуться домой6 я …. забыла
A) Кое-как
+Б) Кое- что
В) Как-нибудь
г) как-то

Тест по теме «Лексические нормы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Проверочный тест по русскому языку

по теме «Лексические нормы»

1. Подберите существительное к прилагательному подвижнОй:

2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:

Дружба (сильная , крепкая )

Приходить в ( ярость, радость)

Зияющий ( пропасть , вершина)

Высказать (мнение , вопрос)

3. В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?
А) Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
Б) Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
В) Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
Г) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы

4. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?
А) Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.
Б) Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
В) Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
Г) Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.

5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
А) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
Б) Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
В) Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
Г) Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) дать отпор
Б) оказать впечатление
В) долгосрочный кредит
Г) потерпеть поражение

7. Найдите речевую избыточность:

1) моя автобиография

2) родился в марте месяце

3) коренные жители

4) отступить назад

5) научный семинар

6) пожилые старички

8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1) починка автомобиля

2) эффективные меры

3) серьезная причина

4) гарантийный талон

5) заклятый друг

6) страшно обрадовались

7) дождливая туча

8) праздный ужин

9. Выполните упражнение.
1) Полуразруше…ую церковь решили (строить, реставрировать).

2) Этот человек был полный (невежа, невежда) в вопросах иску…тва.

3) Для всей школы этот ученик был (басней, притчей) во языцех.

4) Прошу (оплатить, уплатить) мне расходы по команд…ровке.

5) Для изменения типа пред…ставляемых услуг (абонементу, абоненту) требуется заполнить особую форму в главном офисе к…мпании.

10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

1) Соблюдение простых правил личной гигиены — это самая эффектная защита от гриппа и ОРВИ.

2) Когда я думаю о Леше, я всегда вспоминаю его печальные коричневые глаза.

3) На прогулку Катя одела теплую шапку.

4) Народ стекал туда в большом числе, несмотря на будничный день.

5) На Викторе Александровиче красиво смотрелся генеральный мундир.

1. Подберите существительное к прилагательному переноснОй:

1) смысл
2) телевизор

2. Выпишите из скобок слова, соответствующие норме сочетаемости:

Глухой ( овраг, обрыв).

Достичь ( успех , положение)

Верный (обещание, клятва)

Водить ( дружба , любовь)

3. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?
А) На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
Б) Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
В) Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
Г) У этого человека каменное сердце.

4. В каком предложении вместо слова безобидный нужно использовать необидчивый?
А) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.
Б) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.
В) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.
Г) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

5. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?
А) Однажды, в будничный день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег.
Б) Из одной будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более однообразную и скучную.
В) Этот художник значительное место отводит изображению будничной стороны войны.
Г) «Вот мы и приехали домой»,- уже другим, будничным голосом сказал капитан.

6. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме, напишите правильный вариант.
А) придерживаться точки зрения
Б) вынести приговор
В) оказать покровительство
Г) играть большое значение

7. Найдите речевую избыточность:

1) юный вундеркинд

2) праздничный ужин

3) свой автопортрет

4) хороший аппетит

5) народный фольклор

6) прогул без уважительной причины

8. Отметьте номера словосочетаний с лексическими ошибками:

1) очень понятливо рассказывает

2) мелочная рыба

3) представить друга

4) большое событие

5) кипучее безделье

6) работа над ошибками

7) ремонт холодильника

8) возобновить вновь

9. Выполните упражнение.

1) На третьем курсе нам (представилась, предоставилась) в…зможность пройти практику на заводе.

2) Заметив (оплошка, ошибка), технолог стал ее испр…влять.

3) Учас…ники творческой экспедиции рассказали о (планах, перспективах) на будущее.

4) Он дал мне (дружественный, дружеский) совет.

5) После аварии больной на целый месяц попал в (травматическое, травматологическое) отд…ление.

10. В данных предложениях неверно употреблено выделенное слово. Исправь ошибку и запиши его правильно.

1) Г арантированное обслуживание автомобиля включает в себя бесплатный ремонт либо бесплатную замену вышедших из строя комплектующих.

2) Комната выполняла двойственное назначение: она являлась одновременно и гостиной, и спальней.

3) Во время работы вам разрешено пользоваться коротким справочником по физике.

4) Одежда настоящего туриста должна быть надежной и практической .

5) Больше всего нас поразил яблочный сад, в котором деревья были высажены стройными рядами.

источники:

http://liketest.ru/russkij-yazyk/test-na-temu-leksika-i-leksicheskie-normy-s-otvetami.html

http://infourok.ru/test-po-teme-leksicheskie-normi-1927617.html

Ответ:

Объяснение:

Неверно:

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

Вручить — означает передать из одних рук в другие, от одного человека другому. В то время как преподнести  — это подарить или торжественно поднести подарок.

3. У Базарова нет сообщников.

Сообщник — соучастник в каком-нибудь деле, чаще тайном.

Единомышленник — человек одинаковых с кем-нибудь взглядов и убеждений.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества,

(Пафос — воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-нибудь;

воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-нибудь.

Пример: Смех, главное оружие писателя, является  важнейшим моментом художественной реализации его замыслов).

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

(Имитировать — подделываться под кого-либо, подо что-либо, подражать кому — чему — либо)

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

(Моложавость — степень улучшения внешнего вида живого индивидуума)

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

(Баланс — соотношение взаимосвязанных показателей какой — либо деятельности, процесса. Баланс между тем-то и тем-то)

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

Произвели в… — присвоить звание, чин, т.е. повысить, а не понизить в звании.

“Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.
Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие, любовь, дружба и, конечно, родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора, его безграничная

любовь к свободе и красоте.

Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов, обязательных для всех от народа, до царя.

Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу. Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит ” и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении ” Деревня ” объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное

ярмо лежит на России.

Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность, и время земледельца”. После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам. Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел, чтобы его друзья – декабристы погибли даром. Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах, существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана.

Примером тому служит стихотворение “Анчар”. Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям.

Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям. Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением.

Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”. Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия: Мой друг отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту.

В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.

Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения. Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году.

В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью. Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой, о которой он помнил всю жизнь. (“Сожженное письмо”, “Талисман” , “Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине. Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой.

Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич: Простишь ли мне ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье. Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством, владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой. Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение ” Я вас любил”.

В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).

При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В. Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор.

Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

Loading…

  • Патчим драйвер amd ошибка 43
  • Патчи для скайрима исправляющие ошибки
  • Патчер для amd видеокарт ошибка 43
  • Патч исправление ошибок скайрим
  • Патч для видеокарты amd rx570 ошибка 43