Памятка для начальных классов как делать работу над ошибками

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например:        Выпал пушистый снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы, искажение, лишняя буква

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Например:        звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например:        у |чи|тель — 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например:         оси-на, ручей-ки, конь-ки

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

  1. Мягкий знак ь. обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например:        ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова.

Например:        до́чка, ре́чка, мо́щный.

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например:        алфави́т, а́збука, портфе́ль.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение, Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Например:        сады́ – са́д,         волна́ – во́лны,   черви́вый – че́рвь

  1. Безударная гласная не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например:        я́года, я́года, я́года, я́годка, я́годный.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например:         мороз — морозы, ягодка — ягода.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например:         Илья, Петров, Мурка, Волга, Новосибирск

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

  1. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

Например:         вьюга листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например:        группа, груп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в

учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например:        Слава нашей Родине! Слава mpyду!

  1. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

                                     сущ.                   глаг.

Например: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

  1. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например:         Поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.

Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например:         звезда, звёздочка, звёздный.

                        Честь – честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.        

Например:        полете́ли, побежа́ли, потяну́ли,

                        отнёс, отбежа́л, отлете́л.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например:        заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

                                пр.

Например:         к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

                                                            пр.

Например:        Лодка отплыла от  берега.

  1. Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например:         съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например:         Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

                                Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.

Запиши еще 1 слово на эту орфограмму.

Например:        водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                                        глаг.               глаг.             глаг.

Например:         не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например:        Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [−  =  , =  ].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [−  =  и  =  ].        

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опу́шке (на земле́, 1 скл.),

                        на поля́нке (на земле́, 1 скл.),        у ре́чки (у земли́, 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например:         к лесу (како́му ?) да́льнему — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

                                пр.          пр.              пр.

Например:        у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст.вр., 2-го лица, ед.ч.). Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в

начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед

-ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного, и множественного числа.

Например:         пи́шет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)

                                ста́вит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -am, -ят).

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.[− =],[− =].

  1. Правописание суффиксов –ИК, -ЕК.

Выпиши слово правильно, выдели суффикс, подбери проверочное слово, выдели орфограмму.

Например:     ключик   –  ключика или  орешек – орешка.

Запомни: если в проверочном слове гласная в суффиксе не выпадает, то пишется суффикс –ИК (ключик   –  ключика)  , а если гласная выпадает, то пишется суффикс -ЕК (орешек – орешка)

  1. Правописание в глаголах –ТСЯ и -ТЬСЯ

Выпиши глагол, выдели орфограмму, задай к глаголу вопрос что делатЬ? или что делаеТ?.

Например: (что делаеТ? лениТСЯ , но (что делаТЬ) лениТЬСЯ

Запомни:Если глагол отвечает на вопрос (что делатЬ ?),то  пишется в конце глагола –ТЬСЯ, а если глагол отвечает на вопрос ( что делаеТ?), то пишется в конце глагола –ТСЯ.

  1. Прямая речь.

Выпиши предложение. Правильно на письме оформи предложение с прямой речью.

Запомни:

прямая речь стоит после слов автора

прямая речь стоит перед словами автора

прямая речь разрывается словами автора

А: ,,П”.

,,П”, — а.

,,П”,-а,-п”.

А: ,,П!”

,,П!” — а.

,,П”,-а. -П”.

А: ,,П?”

,,П?”- а.

,,П!”-а. -П”.

А: ,,П…”

,,П …”- а.

,,П?”-а. -П”.

,,П…”-а, -п”.

,,П…”-а. -П”.

ПАМЯТКА

для выполнения работы над ошибками.

№1.
Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение
правильно.

Делай так: Выпал пушистый снег.

№2.
Слог.

       Раздели слово
на слоги.

       Делай так:
у-чи-тель (писать 1раз)

       Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и
слогов.

№3.
Перенос слова.

        Раздели слово
на слоги для переноса.

        Делай так:
оси-на, си-ние (писать 1 раз)

        Запомни! При переносе нельзя оставлять одну
букву на строке и нельзя переносить на  новую строку.

№4.
Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

        Выпиши слово
правильно. Выдели ь и подчеркни согласную перед ним. Запиши еще три слова на    это
правило.

        Делай так: ель, тень,
день, пень;                пальто, мальчик,
коньки, пальма.

№5.
Гласные после шипящих, сочетания чк, чн, нч, нщ, щн.

        Выпиши слово
правильно. Выдели сочетания. Пропиши слово до конца строки.

        Делай так:
малыши (ши),    чашка
(ча);         дочка (чк),
ночной (чн).

        Запомни! ЖИ и ШИ пиши с
И.

                         
ЧА и Ща пиши с А.

                          
ЧУ и ЩУ пиши с У.

                          
В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН мягкий знак  (ь) не пишется.

№6.
Безударная  гласная в корне, проверяемая ударением.

        Определи в
слове безударную гласную, которую надо проверить. Подбери проверочное  слово.
Выдели корень. Поставь ударение.

        Делай так: волна΄ (во΄лны);  
моря΄ (мо΄ре). Писать до конца строки, проверочное слово
пишется 1 раз.

        Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так
же, как и ударные.

№7. Безударная  гласная в слове,
непроверяемая  ударением. Словарное слово.

        Напиши три
раза словарное слово, в котором допустил ошибку.

        Запомни, как оно пишется!

        Делай так: ребя΄та  (словарное
слово)
ребя΄та   ребя΄та

№8.
Парные звонки и глухие согласные в корне.

        Запиши слово,
в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Выдели корень.

        Делай так:
мороз (морозы);               ягодка (ягода)

Писать до конца
строки, проверочное слово пишется 1 раз.

        Запомни! Согласные на конце и в середине слова
пишутся так же, как и перед гласными.

№9. Заглавная буква в именах
собственных.

        Выпиши слово
правильно. Запиши еще три слова на это правило.

        Делай так: Илья (имя
собств.
); собака Дружок,
Москва, река Волга.

№10. Замена, пропуск, перестановка букв,
слогов.

        Напиши слово
три раза правильно, выдели пропущенную или замененную букву.

        Делай так: тетрадь  тетрадь 
тетрадь

№11.
Разделительный мягкий знак (ь).

        Выпиши слово
правильно. Выдели Ь, подчеркни гласную после него. Запиши еще три слова на это
правило.

        Делай так: вьюга, листья,
соловьи, деревья.

        Запомни! Ь пишется в
корне
слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я, И.

№12. Разделительный твердый знак (ъ).

        Выпиши слово
правильно. Выдели Ъ и приставку, подчеркни гласную после него.        Делай
так: съезд, объявление, подъём, въезд.

        Запомни! Ъ пишется только
после приставок на согласную перед гласными Е, Ё, Ю,Я.

№13. Двойные согласные в слове.

        Выпиши слово
правильно. Запиши еще три слова на это правило.

        Делай так:
группа, утренний, коллектив,
аллея.

№14. Правописание непроизносимых
согласных в корне.

        Запиши слово
правильно, выдели непроизносимую согласную.  Запиши проверочное слово. Выдели
корень. Пропиши до конца строки.

        Делай так:
звездный  (звездочка)

№15. Гласные и согласные в приставках.

        Выпиши слово
правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще три слова с этой же приставкой.

        Делай так: полетели, побежали,
потянули, положили.

№16. Правописание приставок со словом.

        Выпиши слово правильно. Выдели приставку.
Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

        Делай так: заехал, уехал,
приехал, переехал.

        Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

№17. Правописание предлога со словом.

        Из предложения, в котором допущена ошибка,
выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно со
словом.

       Делай так: к берегу; к (какому?)
берегу; к (крутому) берегу.

       Запомни! Предлог – отдельное слово. Не путай предлог с приставкой. Между
предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

№18. Мягкий знак (ь) на конце
существительных после шипящих.

       Выпиши слово
правильно. Определи род. Запиши еще три слова на это правило.

       Делай так: луч (м.р.), товарищ, шалаш, мяч.

                         
ночь (ж.р.),
дочь, молодежь, тишь.

        Запомни! Ь на конце существительных после шипящих пишется
только у сущ. ж.р.

№19. «Не» с глаголами.

       Выпиши слово с
«не». Запиши еще три слова на это правило.

       Делай так: не
пришел (гл.), не выучил, не
знал, не умел.

        Запомни! Не
с глаголами пишется отдельно.

№20. Однородные члены предложения.

       Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения.
Вспомни о знаках препинания и о союзах между однородными членами.

Делай так: Ласточки,
жаворонки,
грачи
улетели в теплые края.  

№21. Правописание безударных падежных
окончаний имен существительных.  

        Выпиши существительное. Поставь его в
начальную форму (И.п.), определи тип склонения (1,2,3) и падеж. Выдели
окончание.

        Делай так: на опушке
– опушка, сущ., 1 скл., П.п.

                           из избушки – избушка, сущ., 1 скл., Р.п.

№22. Правописание безударных падежных
окончаний имен прилагательных.

         Выпиши прилагательное вместе с
существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от
существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное
окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

         Делай так: к лесу (какому?)
дальнемум.р, ед.ч., Д.п.

№23. Предлог перед местоимением.

         Выпиши местоимение с предлогом. Запиши еще
три примера на это   правило.

         Делай так: у
нас, с тобой, ко мне, о
ней.

         Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

№24. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2
лица ед. числа настоящего времени.

         Выпиши глагол правильно. Запиши еще три
глагола на это правило.

         Делай так: пишешь, решаешь,
читаешь, рисуешь ( наст. вр., 2 л., ед. ч.).

№25. Правописание безударных личных
окончаний глаголов.

          Выпиши глагол правильно. Поставь ударение.
Поставь глагол в начальную форму (что делать? что сделать?) Посмотри на гласную
перед – ТЬ. Определи спряжение глагола и вспомни, какую гласную  нужно писать в
окончании глагола.        
I спр. – пишу Е,
II спр. – пишу И. Не
забудь про глаголы-исключения.

         Делай так: пишет
– писать  (
I
спр.
);                         

                            ставит – ставить
(
II спр. ).

№ 26. Знаки препинания в конце
предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или
найди в учебнике предложение с таким же знаком в конце. Запиши его. Выдели
знак.

Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду!

№27. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены
предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены. Подчеркни
второстепенные члены предложения. Обозначь, какими частями речи они выражены.
Дай характеристику предложения.

№28. Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Вначале
выдели окончание, затем основу, корень, суффикс и приставку.

№29. Соединительные гласные в сложных
словах
(о,
е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Подчеркни соединительную гласную. Придумай еще 3 слова на эту орфограмму.

Делай так: водовоз,
самолет, снегопад, ледокол.

№30. Сложное предложение.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни
грамматические основы. Выдели запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

№31. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Выдели знаки
препинания.

Делай так: Князь печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает».

                   А: «П».  или

                   «А ты кем будешь на
карнавале?»- спросил Мишка.

                   «П?»- а.

№32. Правописание суффиксов.

Запиши слово правильно, выдели в
нем суффикс, запиши еще 2 слова с этим же суффиксом. Запомни, как пишется
данный суффикс.

Делай так: берёзонька (-оньк-), лисонька, лапонька.

№33. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Запиши глагол правильно, задай к нему вопрос,
пропиши глагол до конца строки.

Запомни! Если в вопросе есть Ь,
то пишется ТЬСЯ,

                 Если в вопросе нет Ь, то пишется ТСЯ.

Делай так: бояться
(что делать?), бояться, бояться;

                   волнуется (что делает?), волнуется, волнуется.

№34. Правописание кратких
прилагательных.

Запиши слово правильно, подчеркни шипящий
звук, пропиши слово до конца строчки.

Запомни! В кратких прилагательных после шипящих на конце Ь не
пишется
.

Делай так: могуч (кр.прил.), могуч, могуч.

№ орфограммы

На какое правило сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

1.

Словарное слово

Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение

язык, язык, язык

2.

Гласные после шипящих:
жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетание
чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

удача, туча, чай;
ручка, точка, ночка

3.

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши  два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

4.

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

уIчеIник – уче-ник

5.

Безударные гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным)

грибы – гриб,
зима — зимушка

6.

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный)

снег – снега,
ягодка — ягода

7.

Удвоенные согласные.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши  два слова на это правило

класс, аллея, тонна

8.

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед  ним  и гласную после него

воробьи, листья, крылья

9.

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый  знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка  и гласную  с которой начинается корень

подъезд, съезд, объехал

10.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение

вилIка

11.

Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком

лось, пень, тень

12.

Правописание приставок ( суффиксов)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни

Добежал, дошёл, доехал

13.

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой, приставку выдели

Уход, забег, доехал

14.

Отдельное написание предлогов

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши

На  столе – на большом столе

15.

Непроизносимый согласный

Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово

солнце – солнышко;
чудесный — чудеса

16.

Ь знак после шипящих

Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило

а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь;
б) с крыш (сущ., мн.ч.), много туч, от дач;
в) жечь (глаг., в нач. ф.), стеречь, лечь;
г) пишешь (глаг., 2 л., ед. ч.), решаешь, рисуешь

17.

Частица не с глаголом

Выпиши слово с частицей правильно,  запиши два слова на это правило

не  говорит, не   летает, не  смеётся

18.

Сложные слова

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

ледокол

19.

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, выдели окончание, объясни:
— мн. ч., падеж;
— ед. ч., склонение., падеж

20.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание

21.

Безударные падежные окончания  глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение

 

Ошибки в грамматических заданиях

Обозначение разбора

Как исправлять ошибку

Фонетический разбор (1)

Выписать слово (или его фрагмент)  и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Выписать предложение и исправить ошибки:
— определение членов предложения (если есть ошибки);
— выписать все словосочетания (если есть ошибки).
Запомнить!  Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

Работа над ошибками. Памятка для ученика начальной школы

  1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Например:        Выпал пушистый снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы, искажение, лишняя буква

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Например:        звонок, ученик.

  1. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Например:        у |чи|тель — 3 сл.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Например:         оси-на, ручей-ки, конь-ки

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

  1. Мягкий знак ь. обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например:        ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова.

Например:        до́чка, ре́чка, мо́щный.

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Например:        алфави́т, а́збука, портфе́ль.

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение, Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Например:        сады́ – са́д,         волна́ – во́лны,   черви́вый – че́рвь

  1. Безударная гласная не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

Например:        я́года, я́года, я́года, я́годка, я́годный.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

Например:         мороз — морозы, ягодка — ягода.

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на эту орфограмму.

Например:         Илья, Петров, Мурка, Волга, Новосибирск

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

  1. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

Например:         вьюга листья, соловьи.

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

  1. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Например:        группа, груп-па, групповой, подгруппа.

  1. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в

учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например:        Слава нашей Родине! Слава mpyду!

  1. Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

                                     сущ.                   глаг.

Например: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

  1. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например:         Поездка. Запиши 1-2 однокоренных слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных.

Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.

Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

Например:         звезда, звёздочка, звёздный.

                        Честь – честный.

  1. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.        

Например:        полете́ли, побежа́ли, потяну́ли,

                        отнёс, отбежа́л, отлете́л.

  1. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например:        заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

  1. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

                                пр.

Например:         к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

                                                            пр.

Например:        Лодка отплыла от  берега.

  1. Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например:         съезд, объявление, объём.

Запомни! Разделительный твердый знак (ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

  1. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например:         Луч (м.р.), шалаш, товарищ.

                                Ночь (ж.р.), мощь, тишь.

  1. Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную.

Запиши еще 1 слово на эту орфограмму.

Например:        водовоз, самолёт.

  1. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

                                        глаг.               глаг.             глаг.

Например:         не  пришёл, не  выучил, не  знал.

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например:        Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [−  =  , =  ].

Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [−  =  и  =  ].        

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Например: на опу́шке (на земле́, 1 скл.),

                        на поля́нке (на земле́, 1 скл.),        у ре́чки (у земли́, 1 скл.).

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Например:         к лесу (како́му ?) да́льнему — м.р., ед.ч., Д.п.).

  1. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

                                пр.          пр.              пр.

Например:        у  нас, ко  мне, с  тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

  1. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на эту орфограмму.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст.вр., 2-го лица, ед.ч.). Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в

начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед

-ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного, и множественного числа.

Например:         пи́шет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют)

                                ста́вит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -am, -ят).

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.[− =],[− =].

  1. Правописание суффиксов –ИК, -ЕК.

Выпиши слово правильно, выдели суффикс, подбери проверочное слово, выдели орфограмму.

Например:     ключик   –  ключика или  орешек – орешка.

Запомни: если в проверочном слове гласная в суффиксе не выпадает, то пишется суффикс –ИК (ключик   –  ключика)  , а если гласная выпадает, то пишется суффикс -ЕК (орешек – орешка)

  1. Правописание в глаголах –ТСЯ и -ТЬСЯ

Выпиши глагол, выдели орфограмму, задай к глаголу вопрос что делатЬ? или что делаеТ?.

Например: (что делаеТ? лениТСЯ , но (что делаТЬ) лениТЬСЯ

Запомни:Если глагол отвечает на вопрос (что делатЬ ?),то  пишется в конце глагола –ТЬСЯ, а если глагол отвечает на вопрос ( что делаеТ?), то пишется в конце глагола –ТСЯ.

  1. Прямая речь.

Выпиши предложение. Правильно на письме оформи предложение с прямой речью.

Запомни:

прямая речь стоит после слов автора

прямая речь стоит перед словами автора

прямая речь разрывается словами автора

А: ,,П”.

,,П”, — а.

,,П”,-а,-п”.

А: ,,П!”

,,П!” — а.

,,П”,-а. -П”.

А: ,,П?”

,,П?”- а.

,,П!”-а. -П”.

А: ,,П…”

,,П …”- а.

,,П?”-а. -П”.

,,П…”-а, -п”.

,,П…”-а. -П”.

№ орфограммы

На какое правило сделана ошибка

Как исправлять ошибку

Образец

1.

Словарное слово

Выпиши слово без ошибок 3 раза, подчеркни букву, которую надо запомнить, поставь ударение

язык, язык, язык

2.

Гласные после шипящих:
жи-ши,
ча-ща, чу-щу.
Сочетание
чк, чн, чт, нч, рщ, щн, нщ

Выпиши слово без ошибок, подчеркни сочетание, напиши два слова на это правило

удача, туча, чай;
ручка, точка, ночка

3.

Заглавная буква в именах собственных

Выпиши слово без ошибок, подчеркни заглавную букву, напиши  два слова на это правило

Москва, Орёл, Киев

4.

Перенос слов, деление слова на слоги

Выпиши слово, раздели слово на слоги и для переноса

уIчеIник – уче-ник

5.

Безударные гласные в корне слова

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (безударный гласный должен стать ударным)

грибы – гриб,
зима — зимушка

6.

Правописание звонких и глухих согласных в корне

Выпиши слово без ошибок, подбери и запиши проверочное слово (после парного согласного должен стоять гласный)

снег – снега,
ягодка — ягода

7.

Удвоенные согласные.

Выпиши слово без ошибок, подчеркни удвоенные согласные, напиши  два слова на это правило

класс, аллея, тонна

8.

Слово с разделительным мягким знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок мягкий знак, подчеркни согласную перед  ним  и гласную после него

воробьи, листья, крылья

9.

Слово с разделительным твёрдым знаком

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, обведи в кружок твёрдый  знак, выдели приставку, подчеркни согласную на которую заканчивается приставка  и гласную  с которой начинается корень

подъезд, съезд, объехал

10.

Пропуск и замена букв

Выпиши слово правильно, подчеркни букву, в написании которой ошибся, раздели слово на слоги и поставь ударение

вилIка

11.

Ь знак в конце и середине слова (обозначает мягкость предшествующего согласного)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и поставь зелёную точку под согласным перед мягким знаком

лось, пень, тень

12.

Правописание приставок ( суффиксов)

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой(суффиксом), приставку (суффикс)выдели, букву подчеркни

Добежал, дошёл, доехал

13.

Слитное написание приставок

Выпиши слово без ошибок, напиши  два слова с этой же приставкой, приставку выдели

Уход, забег, доехал

14.

Отдельное написание предлогов

Напиши слово с предлогом правильно, между предлогом и словом вставь какое-нибудь слово (вопрос) по смыслу и запиши

На  столе – на большом столе

15.

Непроизносимый согласный

Выпиши слово без ошибок, запиши проверочное слово

солнце – солнышко;
чудесный — чудеса

16.

Ь знак после шипящих

Выпиши слово, объясни орфограмму, запиши два слова на это правило

а) ночь (сущ., ж.р., ед.ч.), тишь, дочь;
б) с крыш (сущ., мн.ч.), много туч, от дач;
в) жечь (глаг., в нач. ф.), стеречь, лечь;
г) пишешь (глаг., 2 л., ед. ч.), решаешь, рисуешь

17.

Частица не с глаголом

Выпиши слово с частицей правильно,  запиши два слова на это правило

не  говорит, не   летает, не  смеётся

18.

Сложные слова

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную

ледокол

19.

Безударные падежные окончания имён существительных

Выпиши слово, выдели окончание, объясни:
— мн. ч., падеж;
— ед. ч., склонение., падеж

20.

Безударные падежные окончания имён прилагательных

Выпиши имя прилаг. вместе с именем сущ., задай вопрос, выдели окончание

21.

Безударные падежные окончания  глаголов

Выпиши глагол, выдели окончание, определи спряжение

 

Ошибки в грамматических заданиях

Обозначение разбора

Как исправлять ошибку

Фонетический разбор (1)

Выписать слово (или его фрагмент)  и выполнить разбор правильно.

Разбор слова по составу (2)

Выписать слово и выполнить разбор правильно.

Морфологический разбор (3)

Выписать слово и выполнить разбор правильно (смотреть памятку для морфологического разбора)

Разбор предложения (4)

Выписать предложение и исправить ошибки:
— определение членов предложения (если есть ошибки);
— выписать все словосочетания (если есть ошибки).
Запомнить!  Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются.

Ошибка в определении падежа имени существительного

Выписать словосочетание, задать вопрос к имени существительному, определить падеж.

Образец выполнения работы над ошибками
(найди ошибки в тексте, исправь их)

В гостях у деда.

Трапа бежыт через лесок. Весело шумят ёлочьки. Алёша и яша идут домой. Мальчики были в гостях удеда. Дет работает леснеком. Рибята сажали с дедом маленькие дупки.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НАД ОЩИБКАМИ

1-2 классы

1. Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения.

Выпиши предложение правильно.

Делай так: Прозвенел звонок на урок.

8. Замена, пропуск, перестановка букв, слогов.

Напиши слово три раза правильно, выдели пропущенную или замененную букву

Делай так: картон картон картон

2. Гласные после шипящих, сочетания чк, чн, нч, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Выдели сочетания. Пропиши слово до конца строки.

Делай так: машина (ши), чашка (ча); дочка (чк), ночной (чн).

Запомни! ЖИ и ШИ пиши с И.

ЧА и Ща пиши с А.

ЧУ и ЩУ пиши с У.

В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН мягкий знак (ь) не пишется.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Определи в слове безударную гласную, которую надо проверить. Подбери проверочное слово. Выдели корень. Поставь ударение.

Делай так: вода΄ (во΄ды); моря΄ (мо΄ре).

Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.

Запомни! Безударные гласные в словах пишутся так же, как и ударные.

3. Слог.

Раздели слово на слоги.

Делай так: яб –ло –ко (писать 1раз)

Запомни! Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

10. Разделительный мягкий знак (ь).

Выпиши слово правильно. Выдели Ь, подчеркни гласную после него. Запиши еще три слова на это правило.

Делай так: вьюга, листья, соловьи, деревья.

Запомни! Ь пишется в корне слова после согласных перед гласными Е, Ё, Ю,Я, И.

4. Перенос слова

Раздели слово на слоги для переноса.

Делай так: оси-на, си-ние (писать 1 раз)

Запомни! При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на новую строку.

11. Разделительный твердый знак (ъ).

Выпиши слово правильно. Выдели Ъ и приставку, подчеркни гласную после него.

Делай так: съезд, объявление, подъём, въезд.

Запомни! Ъ пишется только после приставок на согласную перед гласными Е, Ё, Ю,Я.

5.Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.

Делай так: Рома ; собака Дружок, Москва, река Волга.

12. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Запиши слово правильно, выдели непроизносимую согласную. Запиши проверочное слово. Выдели корень. Пропиши до конца строки.

Делай так: звездный (звездочка)

6. Безударная гласная в слове, непроверяемая ударением. Словарное слово.

Напиши три раза словарное слово, в котором допустил ошибку.

Запомни, как оно пишется!

Делай так: ребя΄та (словарное слово) ребя΄та ребя΄та

13. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Запиши еще три слова на это правило.

Делай так: суббота, утренний, коллектив, аллея.

7. Парные звонки и глухие согласные в корне.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Выдели корень.

Делай так: мороз (морозы); ягодка (ягода)

Писать до конца строки, проверочное слово пишется 1 раз.

Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.

14. Мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

Выпиши слово правильно. Выдели ь и подчеркни согласную перед ним. Запиши еще три слова на это правило.

Делай так: ель, тень, день, пень; пальто, мальчик, коньки, пальма.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ НАД ОЩИБКАМИ

3-4 классы

1. Правописание предлога со словом.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог пишется отдельно со словом.

Делай так: к дороге; к (какой?) дороге; к (широкой) дороге.

Запомни! Предлог – отдельное слово. Не путай предлог с приставкой. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

9. Мягкий знак (ь) на конце глаголов 2 лица ед. числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще три глагола на это правило.

Делай так: пишешь, решаешь, читаешь, рисуешь ( наст. вр., 2 л., ед. ч.).

2. Правописание приставок со словом.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Делай так: заехал, уехал, приехал, переехал.

Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.

10. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены предложения. Вспомни о знаках препинания и о союзах между однородными членами.

Делай так: Ласточки, жаворонки, грачи улетели в теплые края.

3. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще три слова с этой же приставкой.

Делай так: полетели, побежали, потянули, положили.

11. Знаки препинания в конце предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком в конце. Запиши его. Выдели знак.

Делай так: Слава нашей Родине! Слава труду!

4. Мягкий знак (ь) на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще три слова на это правило.

Делай так: обруч (м.р.), товарищ, шалаш, мяч.

печь (ж.р.), дочь, молодежь, тишь.

Запомни! Ь на конце существительных после шипящих пишется только у сущ. ж.р.

12. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную форму (что делать? что сделать?) Посмотри на гласную перед – ТЬ. Определи спряжение глагола и вспомни, какую гласную нужно писать в окончании глагола. I спр. – пишу Е, II спр. – пишу И. Не забудь про глаголы-исключения.

Делай так: пишет – писать ( I спр. );

ставит – ставить ( II спр. ).

5. «Не» с глаголами.

Выпиши слово с «не». Запиши еще три слова на это правило.

Делай так: не пришел (гл.), не выучил, не знал, не умел.

Запомни! Не с глаголами пишется отдельно

13. Сложное предложение.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни грамматические основы. Выдели запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

6. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму (И.п.), определи тип склонения (1,2,3) и падеж. Выдели окончание.

Делай так: на опушке – опушка, сущ., 1 скл., П.п.

из избушки – избушка, сущ., 1 скл., Р.п.

14. Правописание суффиксов.

Запиши слово правильно, выдели в нем суффикс, запиши еще 2 слова с этим же суффиксом. Запомни, как пишется данный суффикс.

Делай так: берёзонька (-оньк-), лисонька, лапонька.

7. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному.

Делай так: к лесу (какому?) дальнемум.р, ед.ч., Д.п.

15. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Запиши глагол правильно, задай к нему вопрос, пропиши глагол до конца строки.

Запомни! Если в вопросе есть Ь, то пишется ТЬСЯ,

Если в вопросе нет Ь, то пишется ТСЯ.

Делай так: бояться (что делать?), бояться, бояться;

волнуется (что делает?), волнуется, волнуется

8. Предлог перед местоимением.

Выпиши местоимение с предлогом. Запиши еще три примера на это правило.

Делай так: у нас, с тобой, ко мне, о ней.

Запомни! Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

16. Правописание кратких прилагательных.

Запиши слово правильно, подчеркни шипящий звук, пропиши слово до конца строчки.

Запомни! В кратких прилагательных после шипящих на конце Ь не пишется.

Делай так: могуч (кр.прил.), могуч, могуч.

Работа над ошибками.

Памятка для ученика начальной школы.

Заглавная буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву в начале предложения Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни в нём заглавную букву.

Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.

Пропуск буквы.

Выпиши слово, в котором пропустил букву. Подчеркни её.

Делай так: звонок, ученик.

Слог.

Раздели слово на слоги. Подчеркни гласные.

Делай так: у׀чи׀тель — 3 слога.

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса. Запиши ещё два слова, разделив их для переноса.

Делай так: оси-на, бе-рё-за, бук-ва.

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ь, обозначающий мягкость согласных.

Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Придумай и запиши еще 2 слова на это правило.

Делай так: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.

7. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни буквосочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни её.

Например: дочка, речка, мощный.

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

Придумай и запиши предложение с этим словом. Поставь ударение в каждом слове.

Например: алфавит. Я записал алфавит в тетрадь.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, о, е, и, я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне под­черкни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери про­верочное слово и запиши рядом.

Делай так: сады — сад, волна – волны, червивый — червь.

10. Непроверяемая безударная гласная в корне.

Запиши слово 3 раза. Обозначь уда­рение, подчеркни гласную. Запомни, как оно пишется. Запиши два однокоренных слова. Подчеркни орфограмму.

Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

11. Сомнительные согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную. Подчеркни орфограмму.

Делай так: мороз — морозы, ягодка — ягода.

Запомни! Согласные буквы на конце и в середине слов пишутся так же, как и перед гласными.

12. Заглавная буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова на это правило.

Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Химки.

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, го­родов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.

13. Разделительный мягкий знак ь.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 слова на это правило. Подчеркни мягкий знак ь и гласную букву.

Например: вьюга, листья, соловьи.

Запомни!Разделительный мягкий знак ь пишется после соглас­ных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Раздели слово для переноса. Запи­ши еще два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

Делай так: группа, груп-па, груп-повой, подгруп-па.

15. Знаки препинания в конце предложения (. ? ! …).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

Например: Слава нашей Родине! Слава труду!

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь час­ти речи. Выпиши слова парами с вопросами.

сущ. глаг.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам. (Пов., невоскл., прост., распр.)

Туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши 1-2 однокоренных слова. Разбери их по составу.

Например: Поездка, приезд, заезд.

18. Правописание непроизносимых согласных.

Выпиши слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь ор­фограмму.

Делай так: звёздныйзвезда, звёздочка. Честный – честь

19. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши еще 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

20. Правописание приставки со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Например: заехал, уехал, переехал.

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вмес­те с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

пр.

Делай так: к берегу; к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай при­ставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

пр.

Например: Лодка отплыла от_берега.

22. Разделительный твердый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с этой орфо­граммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

Например: съезд, объявление, объем.

Запомни! Разделительный твердый знак ь пишется только пос­ле приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Подчеркни орфограмму. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Например: Луч (м.р.), шалаш, (м.р.), товарищ (м.р.).

Ночь (ж.р.), мощь (ж.р.), тишь (ж.р.).

24.Соединительные гласные в сложных словах (о, е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолет, вертолёт.

25. Не с глаголом (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши еще 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

глаг. глаг.

Например: не_пришёл, не_выучил,

глаг.

не_знал.

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [- ©,©].

Сильный ветер сорвал, листья с деревьев и разметал их по доро­ге. [-©и©].

27. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.

Делай так: на опушке (на земле, 1 скл.), на полянке (на земле, 1 скл.), у речки (у земли, 1 скл.).

28. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существитель­ного. Определи род, число и падеж прилагательного по существи­тельному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому ?) дальнему — м.р., ед.ч., Д.п.).

29. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера на эту орфограмму.

пр. пр. пр.

Например: у_нас, ко_мне, с тобой.

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами су­ществительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единствен­ного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола с этой орфо­граммой.

Например: пишешь, решаешь, читаешь (наст, вр., 2-го лица, ед.ч.).

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пи­шется мягкий знак ь.

31.Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в

начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

Делай так: пишет — писать, глаг., 1 спр., (-е, -ут, -ют),

ставит — ставить, глаг., 2 спр., (-и, -ат, -ят).

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нари­суй схему. Подчеркни запятую.

Например: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. [= -], [= -].

33. Предложение с прямой речью.

Запиши правильно. Составь схему. Подчеркни знаки препинания.

Например: Князь печально отвечает: „Грусть-тоска меня съедает». А: «П»

Или: «А ты кем будешь на карнавале — спросил Мишка. «П?» — а.

34. Правописание глаголов в неопределенной форме .

(-ться, -тся, -чь)

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограм­му. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Например: пытаться (н.ф., что делать?), беречь (что делать?).

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

«Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, –

сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтоб

ученики работали над своими ошибками.

А работать они будут тогда, когда им будет ясно что нужно делать.

Самостоятельная работа учащихся над ошибками должна проводиться только

после обучения школьников этому виду работ. А начинается она после обучения

грамоте.

В педагогической практике существуют различные методики проведения работы

над ошибками, педагоги предлагают использование памяток.

В «памятке» каждое правило имеет порядковый номер. Запоминать номера не

следует. Они даются в помощь обучающимся для того, чтобы ученик мог быстро и легко

найти в «памятке» нужную ему орфограмму. На первых порах, когда обучающиеся ещё

затрудняются в определении орфограммы, учитель проверяя работу, на полях ставит её

порядковый номер. Очень скоро некоторые школьники будут легко ориентироваться

в видах орфограмм.

Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми

разнообразными.

Учитель может дифференцировать задания следующим образом:

а) Для самых слабых обучающихся учитель исправляет неправильное написание на

правильное и на полях ставит порядковый номер орфограммы. Такое бывает чаще

всего. Особенно в 1 – 2 классах.

б) Для другой группы учащихся учитель зачёркивает неправильное написание, не

исправляя его, на полях ставит порядковый номер орфограммы.

в) Можно зачеркнуть неправильное написание, на поля вынести галочку, без указания

номера. Учащийся должен сам определить тип орфограммы, найти в «памятке» и сделать

работу так, как указано в «памятке».

г) Для сильных учащихся можно предложить такую работу. Учитель подчёркивает

слово, в котором допущена ошибка, не указывая её место в слове. На полях выносится

номер орфограммы. Либо на поля выносить номер, но в тексте никаких обозначений

нет.

д) И самый трудный вид задания, которое предполагает отличное знание орфограммы,

умение их определять. В тексте учитель не делает никаких помет, на полях ставит знак

орфографической ошибки, а учащийся сам должен найти её, определить вид орфограммы

и обратиться к «памятке».

Каждому учителю, использующему «памятку», необходимо выбирать такие виды

заданий, которые заставляли бы детей активно мыслить, творчески работать. И тогда

систематическая и целенаправленная работа над ошибками будет служить развитию

Название статьи:

Памятка по работе над ошибками по русскому языку | Елена Николаевна Ветлугина. Работа №316131

Дата публикации:

31.05.2023

Описание:

Памятка по работе над ошибками по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Данная публикация представляет собой  памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм.   Формат не большой, удобен в использовании. Подходит для работы по любому УМК, можно использовать и в 5 классе. Работа над ошибками важный момент в борьбе  с безграмотностью. Данная памятка окажет большую помощь учителю в организации работы над ошибками.

Памятка
по работе над ошибками
по русскому языку
Выполнила: учитель МБОУ НШ №12
Ветлугина Е.Н.
2023год
Памятка па работе над ошибками
по русскому языку
Работа над ошибками выполняется после каждой работы, в которой есть ошибки.
От классной работы отступи вниз 2 линеечки.
Запиши Работа над ошибками.
Определи, на какую орфограмму у тебя допущена ошибка.
Вспомни правило и сделай работу над ошибками.
I – орфографическая ошибка, V – пунктуационная ошибка, H- негрубая ошибка.

Тип ошибки
Делай так
1.
Заглавная буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
Перепиши предложение, подчеркни в нём заглавную букву и точку.
ДЕЛАЙ ТАК: Мальчики играли во дворе.
2.
Ошибка в написании текста с красной строки.
Перепиши весь текст, соблюдая красную строку.
3.
Пропуск, искажение, замена букв.
Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Подчеркни в нём орфограмму.
ДЕЛАЙ ТАК: книга.
4.
Большая буква в словах.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правила. Подчеркни орфограмму.
ДЕЛАЙ ТАК: Илья, Василий, Яна.
5.
Деление слов на слоги.
Выпиши слово. Обозначь гласные и раздели слово на слоги. ДЕЛАЙ ТАК: учитель – у-чи-тель.
6.
Перенос слова.
Выпиши слово, раздели его для переноса. Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую.
ДЕЛАЙ ТАК: осина – оси-на.
7.
Словарные слова.
Выпиши слово верно 3 раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни орфограмму.
ДЕЛАЙ ТАК: дека̀брь, дека̀брь, дека̀брь.
8.
ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
ДЕЛАЙ ТАК: малыши, камыши, машины.
9.
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Запомни! Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ пишутся без мягкого знака.
ДЕЛАЙ ТАК: ночка, дочка, печка.
10.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.
ДЕЛАЙ ТАК: сды — сад.
11.
Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчётливо.
ДЕЛАЙ ТАК: мороз – морозы, низкий – низенький.
12.
Непроизносимые согласные в корне.
Запиши слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произноситься отчётливо.
ДЕЛАЙ ТАК: звёздный — звезда.
13.
Правописание предлога.
Выпиши слово с предлогом. Запомни! Предлог со словом пишется раздельно, так как между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово.
ДЕЛАЙ ТАК: отплыла от (чего?) берега, или от (красивого) берега.
14.
Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, подчеркни разделительный твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни гласную, запиши ещё два слова на это правило. Запомни! Ъ пишется только после приставок, оканчивающихся на согласную перед корнем начинающимся на Е, Ё, Ю, Я.
ДЕЛАЙ ТАК: съест, объявление.
15.
Разделительный мягкий знак (ь).
Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак, подчеркни согласную и гласную, которые разделяет мягкий знак, запиши ещё два слова на это правило. Запомни! Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И, в корне слова или на стыке корня и окончания.
ДЕЛАЙ ТАК: колья, семья, ружьё.
16.
Мягкий знак – показатель мягкости.
Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную, запиши ещё два слова на это правило.
ДЕЛАЙ ТАК: лошадь, карась, день.
17.
НЕ глаголом.
Выпиши правильно, подчеркни частицу не. Запиши ещё два глагола не. Запомни! НЕ глаголом пишеться отдельно.
ДЕЛАЙ ТАК: не читала, не говори, не шумит.
18.
Разбор предложения по главным членам.
Выпиши предложение правильно, подчеркни подлежащее и сказуемое.
ДЕЛАЙ ТАК: Мальчики играли во дворе.

Скачать работу

  • Палочка ошибка что значит
  • Паллетайзер robopac ошибка e61
  • Палец на спусковом крючке ошибка
  • Палеохалтура 100 500 ошибок доцента
  • Палелись золотыи патоки маладова гарячева света исправь ошибки