Перед дуэлью печорин любуется природой а вернер спрашивает что написал ли он свое завещание ошибка

Wenna

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 
1) Все, кто только здесь находился, хранили благоговейное молчание. 
2) Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. 
3) Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней. 
4) В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству. 

1. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию. +
б) Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
в) Двое девушек собирали цветы на лугу.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
б) Части общей темы называются микротемами. +
в) Бойцы верили и надеялись в победу.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
б) Он в своих высказываниях недалёк к истине.
в) Поезд пришёл согласно расписанию. +

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Синонимы – это богатство языка. +
б) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
в) Я люблю и наслаждаюсь морем.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
а) Зимой он очень тосковал по южному морю.
б) Я не претендую на эту должность.
в) В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России. +

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
б) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен +
в) Мы выписываем журнал «Природа»

7. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) С Ростова я вернулась поздним вечером.
б) Летом я поеду до дедушки в деревню.
в) Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь. +

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей. +
б) Он хотел вникнуть во все тайны мироздания.
в) Все желающие могут пройти в зал.

9. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
б) Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
в) Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику. +

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Критики приняли спектакль благосклонно.
б) Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат. +
в) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.

11. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) На выставке представлена не только живопись, но и скульптура. +
б) Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
в) По истории нам задано пересказ параграфа.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
б) Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление. +
в) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.

13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
а) В «Науке и жизни» печатают много полезной информации. +
б) Эти претензии ни на чем не обоснованы.
в) Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) :
а) Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
б) Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
в) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше. +

15. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат. +
б) Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
в) Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.

16. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

17. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
б) Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
в) «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу. +

18. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
а) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям. +
в) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.

19. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
б) Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
в) Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой. +

20. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
а) Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах». +
в) Все, кто изучал творчество М. Ю. Лермонтова, знают много его стихотворений.

21. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Все, кто могли, выбежали к реке. +
б) Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
в) Прошу вас оплатить проезд в оба конца.

22. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
ошибка в построении сложного предложения:
а) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Человеку показалось то, что это сон. +
в) Благодаря состоявшемуся разговору с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

23. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
б) В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
в) Сказки любят как дети, но и взрослые. +

24. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

25. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
б) «Гранатовый браслет» А. Куприна — шедевр не только русской, но и мировой литературы.
в) К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова. +

26. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
б) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. +
в) Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».

27. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. +
б) В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
в) Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.

28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
б) А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
в) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. +

29. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои. +
б) Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
в) Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.

30. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Н. В. Гоголь писал, что ему хочется в «Мёртвых душах» показать всю Русь.
б) Гринёв восхищается и уважает Машу, даже пишет стихи в её честь. +
в) Я спросил её, можно ли переночевать в их доме.

Таблица с примерами.

Название ошибки

Пример

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Всем знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и СРАЖАЮЩЕМСЯ с тигром Шерханом.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные музыкальные произведения. (Кто изучал фольклор? Музыкальные произведения?)

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В романе «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев. (В романе «Евгений Онегин»…)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. (Никто …. не ожидал)

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Циолковский писал, что основная цель моей жизни – продвинуть человечество вперёд.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Благодаря подписанного договора наши права не были нарушены. Благодаря ДОГОВОРУ (предлоги

согласно, благодаря, наперекор, вопреки

требуют дательного падежа)

В рассказе описывается о путешествии по Европе. (В рассказе описывается путешествие …)

Ошибка в построении сложного предложения

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. (Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание).

Нарушение границ сложного предложения

В письме говорилось, что в город едет ревизор. Которым управляет Сквозник-Дмухановский.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Сестра читает книгу и пересказала её брату.

Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали. (Надо: закричали)

Ошибка в употреблении числительного

Трое подруг приехали в город. Надо: три подруги. Собирательное числительное с существительными женского рода не употребляются.

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1.Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3.Если однородные члены причастия или прилагательные, то они должны быть оба в одной форме, полной или краткой.

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя пропускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

7. Нельзя нарушать порядок слов при использовании двойных союзов.

8.Части двойных союзов постоянны, их нельзя заменять другими словами.

Как …, так и…

Не только…, но и…

Если не…, то…

Не столько…, сколько…

Части двойных  союзов (то…то, не то…не то…и др.)должны стоять рядом с однородными членами.

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто.

3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

5.Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

7.Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

8.В Египте мы наблюдали много интересного как в природе, а также и в обычаях.

Автор-составитель Валеева Д.Р

Задание 8. ЕГЭ. Практикум. Грамматические ошибки.

Вспомните виды грамматических ошибок, укажите цифрой вид ошибки.

Виды грамматических ошибок:

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6)ошибка в построении предложения с однородными членами

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8) неправильное построение сложного предложения

9) неправильное построение предложения с косвенной речью

                                                                                                              ​​​​​​​КЛЮЧИ

1

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

2

2

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю

9

3

Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные 

6

4

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.

8

5

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий

8

6

Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

3

7

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

2

8

Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.

2

9

Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными.

5

10

По прибытию в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи. 

4

11

Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым посетителем музея. 

6

12

Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина

7

13

Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

1

14

Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.

9

15

Вопреки желания он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.

9

16

Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.

3

17

Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу. 

7

18

Петруша Гринев сокрушался о том, что вместо веселой петербургской жизни ожидала его скука в стороне глухой и отдаленной. 

8

19

Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.

1

20

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

6

21

Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от фигуры Аленушки.

2

22

Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма.

6

23

Раскольников после убийства приходит в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.

3

25

Обе последние пьесы Чехова — «Три сестры» и «Вишневый сад» — характеризуется гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с комическим.

7

26

Настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

6

27

Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.

2

28

На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше.

3

29

В Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

6

30

Его произведения регулярно появляются в журнале «Северном вестнике»

5

31

Необходимо то, чтобы ты прочитал поэму Лермонтова «Демон».

8

32

Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.

6

Задание 8. ЕГЭ. Практикум. Грамматические ошибки.

Вспомните виды грамматических ошибок, укажите цифрой вид ошибки.

Виды грамматических ошибок:

1)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

2)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

3)нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

4)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

5)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

6)ошибка в построении предложения с однородными членами

7)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

8) неправильное построение сложного предложения

9) неправильное построение предложения с косвенной речью

1

Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

2

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю

3

Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные 

4

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание.

5

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий

6

Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

7

Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

8

Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом.

9

Недавно в журнале “Андромеде” я прочитал интереснейшую статью о новом созвездии, открытом учеными.

10

По прибытию в Барселону он первым делом осмотрел местные пляжи. 

11

Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым посетителем музея. 

12

Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея Бахрушина

13

Подъезжая к городу, начался сильный ветер.

14

Он спросил, что знаю ли я, где можно купить роман “Война и мир”.

15

Вопреки желания он твердо верил в то, что на его улице когда-нибудь будет праздник.

16

Внезапно распахнулся занавес, включился свет, и люди в зале встали и аплодировали.

17

Клин журавлей печально летели по хмурому осеннему небу. 

18

Петруша Гринев сокрушался о том, что вместо веселой петербургской жизни ожидала его скука в стороне глухой и отдаленной. 

19

Соблюдая правила этикета, моя вежливость не знала границ.

20

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

21

Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от фигуры Аленушки.

22

Писателя глубоко трогает и восхищает проявление патриотизма.

23

Раскольников после убийства приходит в свою каморку и спрятал награбленные вещи за обои.

25

Обе последние пьесы Чехова — «Три сестры» и «Вишневый сад» — характеризуется гениальным по своей новаторской дерзости сочетанием драматического с комическим.

26

Настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

27

Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными.

28

На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше.

29

В Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.

30

Многие из тех, кто бывал в прекрасных Тбилиси, были поражены красотой местных пейзажей.

31

Необходимо то, чтобы ты прочитал поэму Лермонтова «Демон».

32

Об успехе не только пьесы, а также и спектакля писали петербургские газеты спустя полтора года после премьеры.

rustutors.ru ›egeteoriya/1141-zadanie-8.html

Таблица с примерами.

Название ошибки

Пример

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Всем знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и СРАЖАЮЩЕМСЯ с тигром Шерханом.

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные музыкальные произведения. (Кто изучал фольклор? Музыкальные произведения?)

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В романе «Евгении Онегине» Пушкин вывел четырёх главных героев. (В романе «Евгений Онегин»…)

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. (Никто …. не ожидал)

Неправильное построение предложения с косвенной речью

Циолковский писал, что основная цель моей жизни – продвинуть человечество вперёд.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Благодаря подписанного договора наши права не были нарушены. Благодаря ДОГОВОРУ (предлоги

согласно, благодаря, наперекор, вопреки

требуют дательного падежа)

В рассказе описывается о путешествии по Европе. (В рассказе описывается путешествие …)

Ошибка в построении сложного предложения

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. (Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, написал ли он своё завещание).

Нарушение границ сложного предложения

В письме говорилось, что в город едет ревизор. Которым управляет Сквозник-Дмухановский.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Сестра читает книгу и пересказала её брату.

Внезапно ударил гром, блеснула молния, и люди на берегу кричали. (Надо: закричали)

Ошибка в употреблении числительного

Трое подруг приехали в город. Надо: три подруги. Собирательное числительное с существительными женского рода не употребляются.

Ошибки в построении предложения с однородными членами.

1.Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

3.Если однородные члены причастия или прилагательные, то они должны быть оба в одной форме, полной или краткой.

4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя пропускать.

5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

7. Нельзя нарушать порядок слов при использовании двойных союзов.

8.Части двойных союзов постоянны, их нельзя заменять другими словами.

Как …, так и…

Не только…, но и…

Если не…, то…

Не столько…, сколько…

Части двойных  союзов (то…то, не то…не то…и др.)должны стоять рядом с однородными членами.

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто.

3. Книги эти интересны и хорошо иллюстрированные.

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

5.Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

7.Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

8.В Египте мы наблюдали много интересного как в природе, а также и в обычаях.

1. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Согласно приказу директора учащиеся прошли флюорографию. +
б) Нужно при выходе из автобуса оплатить за проезд.
в) Двое девушек собирали цветы на лугу.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Пьесы А. П. Чехова ставят в многих театрах мира.
б) Части общей темы называются микротемами. +
в) Бойцы верили и надеялись в победу.

3. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) Одним из русских писателей, подробно описавшего русский быт, был Иван Бунин.
б) Он в своих высказываниях недалёк к истине.
в) Поезд пришёл согласно расписанию. +

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Синонимы – это богатство языка. +
б) Дядя и племянница садились у чайного стола и слушали рассказ старой няни.
в) Я люблю и наслаждаюсь морем.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
а) Зимой он очень тосковал по южному морю.
б) Я не претендую на эту должность.
в) В пьесе «Вишнёвом саде» Чехов показал представителей нового поколения России. +

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Одни задавали вопросы, а другие на них отвечали.
б) Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен +
в) Мы выписываем журнал «Природа»

7. В каком предложении нет грамматической ошибки:
а) С Ростова я вернулась поздним вечером.
б) Летом я поеду до дедушки в деревню.
в) Вопреки прогнозам метеорологов пошёл дождь. +

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующие зрителей. +
б) Он хотел вникнуть во все тайны мироздания.
в) Все желающие могут пройти в зал.

9. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Бабушка любила единственного внука и переживала за него.
б) Когда у него спросили, что какой твой любимый герой в романе, он сказал, что ещё не знает.
в) Эти факты говорят за то, что молодёжь совершенно перестали читать классику. +

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Критики приняли спектакль благосклонно.
б) Николай всегда был собеседником более интересным, нежели чем его брат. +
в) Благодаря хозяйку, мы стали с ней прощаться.

11. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) На выставке представлена не только живопись, но и скульптура. +
б) Схемы показывают и помогают лучше усвоить многие правила русского языка.
в) По истории нам задано пересказ параграфа.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Колька не столько пел, сколько раскрывал рот и делал вид, что поёт.
б) Согласно приказа командира батальона, солдаты должны были идти в наступление. +
в) Обе фигуры были интеллигентные и приятные и напоминали мне почему-то героев И. С. Тургенева.

13. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.
а) В «Науке и жизни» печатают много полезной информации. +
б) Эти претензии ни на чем не обоснованы.
в) Все силы спасателей были направлены, чтобы удержаться и не поддаться панике.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) :
а) Все обсуждали хорошую тёплую осень и что зима наступит нескоро.
б) Мы надеялись, что кто-нибудь останется и сможет смотреть за домом.
в) На рассвете путники покинули свой привал и пошли дальше. +

15. Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки:
а) Все, кто бывал на Севере, знают, какой там суровый климат. +
б) Первый и второй день состязаний прошёл спокойно.
в) Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полонённым.

16. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

17. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) По приезде в санаторий отец сразу же пошёл к врачу.
б) Тот, кто ищет безопасности, теряет всё.
в) «На берегу пустынных волн» Невы стоит Пётр и думает о городе, который будет здесь построен и предназначенный стать окном России в Европу. +

18. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
а) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
б) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям. +
в) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.

19. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Те, кто собирается в путешествие по делу или для удовольствия, имеют в своём распоряжении различные виды транспорта.
б) Похоронив отца, Григорий сам заболевает тифом и остаётся в живых только благодаря преданности и самоотверженности Прохора.
в) Иван Васильевич, герой рассказа «После бала», любит и восторгается Варенькой. +

20. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:
а) Плохо выраженная мысль — это не только леность речевых усилий, но и леность мысли.
б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах». +
в) Все, кто изучал творчество М. Ю. Лермонтова, знают много его стихотворений.

21. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Все, кто могли, выбежали к реке. +
б) Однажды, благодаря тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека.
в) Прошу вас оплатить проезд в оба конца.

22. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
ошибка в построении сложного предложения:
а) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
б) Человеку показалось то, что это сон. +
в) Благодаря состоявшемуся разговору с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

23. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) В прежнее время он умел не только управлять, но и играть силой своей воли.
б) В «Обломове» Гончарову удалось показать пороки всего дворянского класса.
в) Сказки любят как дети, но и взрослые. +

24. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены:
нарушение в построении предложения с причастным оборотом:
а) Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
б) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс. +
в) Человеку показалось то, что это сон.

25. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.
б) «Гранатовый браслет» А. Куприна — шедевр не только русской, но и мировой литературы.
в) К немногим произведениям, написанных о любви, можно причислить романы Тургенева и Гончарова. +

26. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Он, согласно правилам, отпустил себе волосы до плеч и протирал свои широкие штаны на классной скамейке, начиняя голову латынью.
б) Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. +
в) Благодаря мужеству Тома дети всё-таки выбираются наружу в пяти милях от «Главного входа».

27. Укажите предложение, в котором есть нарушение синтаксической нормы:
а) Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, что написал ли он своё завещание. +
б) В стихотворении «Элегия», одном из самых любимых своих стихов, Некрасов как бы подводит итог своему творчеству.
в) Я очень люблю мою сестру и скучаю по ней.

28. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В газете «Панорама нашей жизни» появилась статья, посвящённая проблемам молодёжи.
б) А.С. Пушкин по-доброму относится к Татьяне и восхищается ею.
в) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что я печально смотрю на своё поколенье. +

29. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) В комедии «Недоросль» развёртывается конфликт, которым ведут герои. +
б) Ю.M. Лермонтова волнует философский вопрос о смысле бытия, который он ставит перед нами в своём стихотворении «Три пальмы».
в) Человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего.

30. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):
а) Н. В. Гоголь писал, что ему хочется в «Мёртвых душах» показать всю Русь.
б) Гринёв восхищается и уважает Машу, даже пишет стихи в её честь. +
в) Я спросил её, можно ли переночевать в их доме.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

ТИП  ОШИБКИ

ПРИМЕР С ОШИБКОЙ

ПРИМЕР С ИСПРАВЛЕНИЕМ

КОММЕНТАРИЙ

1

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест.  с предлогом и без.

См. также Приложение в конце таблицы

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда.

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда.

Зависимое слово при прил. пропорционален   должно стоять  в Д.п.

описывать (о чём? П.п.) о происшествии

описывать (кого? что? В.п.) происшествие

Зависимое слово при глаголе описывать  должно стоять  в В.п. без предлога.

оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты  

оплатить (кого? что? В.п.) билеты или заплатить (за кого? что? В.п.) за билеты

Зависимое слово при глаголе оплатить  должно стоять  в В.п. без предлога.                                              А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за.

привычка (кого? чего? Р.п.) чтения

привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению

Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять  в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п.

день  рождение

день  (кого? чего? Р.п.) рождения

При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п.

поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём

поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября

При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п.

Готовимся к знаменательной дате Восьмому марта (Д.п.).

Готовимся к знаменательной дате Восьмое марта (И.п.)

Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п.

Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях.

Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений.

Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять  в Р.п.

Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов.

Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то).

вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств

благодаря (кого? чего? Р.п.) старания

вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам

благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию

Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗ употребляются только с Д. п. (кому? чему?)

По окончанию срока

По истечению срока

По прибытию поезда

По приезду

По окончании срока

По истечении срока

По прибытии поезда

По приезде 

Предлог ПО  в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)

2

Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал  всю прелесть русской  природы.

В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал

всю прелесть русской  природы

или  

В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской  природы.

Несогласованные приложения — имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) —  употребляются в И.п. при наличии перед ними имени

нарицательного.                                   Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется.

3

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.)

Кресло-качалка отремонтирована. 

Кресло-качалка отремонтировано.  

Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

[Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].

[Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

В главной и придаточной  частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе:                      все (те) + сказуемое во мн.ч.,      кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

4

Неправильное построение предложения с косвенной речью.

Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи)

Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

5

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Раскольников придумал и восхищается своей теорией.

Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и  восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с этим общим словом.

Натянуть и выстрелить из лука непросто.

Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто.

Если однородные члены имеют общее слово, необходимо учитывать, что каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с этим общим словом.

Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или

Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

Не допускается объединение в ряду однородных членов полной и краткой формы прилагательных или причастий.                                      Однородные члены должны употребляться в одинаковой форме.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

Если все однородные члены употребляются с одним и тем же предлогом, то они нередко опускаются, чтобы избежать их «назойливого» повторения. Но если однородные члены имеют разные предлоги, то пропуск одного из них недопустим!

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя, Тургенева, Толстого (Р.п.).

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и

обобщающее слово.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

Смешение родо — видовых понятий в ряду однородных

 членов.

Можно утверждать, что настроение было не только главным   для создателя стихотворения, но и для читателей.

Можно утверждать, что настроение было главным не только  для создателя стихотворения, но и для читателей.

Нарушен порядок слов при использовании двойных сопоставительных союзов (не только…, но и; не столько…, сколько; как…, так и; хотя…, но и др.), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, а также и в людских нравах.

(нет союза не только…, а также)

В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в  природе, так  и в людских нравах.

Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:

не только … но и

если не…, то

 как…, так и

6

Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов,  участвовавшими в чемпионате.  

Журналист  беседовал  с  командой  футболистов (каких?),  участвовавших в чемпионате.  

Причастие должно быть согласовано с определяемым словом.

Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающих туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Одно (какое?) из чудес на Курильской гряде, привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами.

Если подлежащее выражено словосочетанием  (одно из чудес), то причастие должно быть согласовано с числительным одно.

Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.

Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.

Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот.

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и которые активно участвуют в ходе урока.

Надо поощрять учеников, стремящихся к знаниям и активно участвующих в ходе урока                        или                                                                 Надо поощрять учеников, которые стремятся к знаниям и активно участвуют в ходе урока.                        

Не следует соединять как однородные члены разнотипные синтаксические конструкции:     причастный оборот и определительное придаточное.       

7

Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

Приехав в Москву, мне стало грустно (сказуемое – стало грустно)

Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

Сдав экзамены, я был принят в  вуз (кем-то принят)

Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

8

Ошибки при построении сложного предложения.

[В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет

Сквозник – Дмухановский)                     (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

[В письме говорилось], (что в город, (которым управляет   Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

Неверное присоединение придаточной части создаёт

неоднозначность восприятия смысла предложения.

Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание)

Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание)

Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

Приложение к пункту 1    «Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест.  с предлогом и без».

Запомните  также:  

доказывать что-либо;                                                                                                                                                                                                                        поделиться чем-либо с кем-либо;                                                                                                                                                                                                              коснуться чего-либо;                                                                                                                                                                                                                     подтвердить что-либо;                                                                                                                                                                                                                объяснить что-либо;                                                                                                                                                                                                                              привести пример чего-либо;                                                                                                                                                                                                                   описать что-либо;                                                                                                                                                                                                                                      признаться в чём-либо;                                                                                                                                                                                                                           подвести итог чему-либо;                                                                                                                                                                                                                      указать на что-либо.

Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

  • беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
  • возмутиться его словам – обидеться на его слова;
  • вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
  • дивиться терпению – восхищаться терпением;
  • добраться до села – подъехать к селу;
  • идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
  • извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
  • неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
  • обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
  • обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
  • озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
  • опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
  • осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
  • отзыв о монографии – рецензия на монографию;
  • отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
  • отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
  • показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
  • превосходство над ним – преимущество перед ним;
  • предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
  • преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
  • препятствовать развитию – тормозить развитие;
  • привычный для нас – знакомый нам;
  • прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
  • приоритет в открытии – патент на открытие;
  • разобраться в делах – распутаться с делами;
  • сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
  • типично для него – свойственно ему;
  • уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
  • характерно для него – присуще ему;
  • истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
  • бояться матери (разговорное: бояться мать);
  • венец искусства (неверно: венец искусству);
  • достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
  • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
  • залог успеха (неверно: залог успеху);
  • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
  • избегать опасности (неверно: избегать опасность);
  • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
  • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
  • принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

  • верить в победу – уверенность в победе;
  • заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
  • платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
  • плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
  • подключиться к разговору – включиться в разговор;
  • различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
  • сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.

Обратите внимание на следующие конструкции:

приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.

находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

  • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
  • расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);
  • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
  • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
  • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
  • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
  • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
  • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
  • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
  • обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
  • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
  • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
  • надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока…);
  • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
  • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).

Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):

  • доказывать это (неверно: доказывать об этом);
  • задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
  • инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
  • поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
  • подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
  • дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);
  • привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);
  • подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);
  • коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).

Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

  • беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);
  • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);
  • в свете сказанного важное место отводится… (недопустимо: в этом свете важное место отводится…);
  • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
  • рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);
  • спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);
  • за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).

Читайте также:

Раздел 3. Синтаксические нормы

  • 3.1. Общие замечания
  • 3.2. Особенности управления в русском языке
  • 3.3. Некоторые особенности согласования
  • 3.4. Предложения с однородными членами
  • 3.5. Предложения с причастными оборотами
  • 3.6. Предложения с деепричастными оборотами
  • 3.7. Некоторые особенности употребления сложных предложений, прямой и косвенной речи

Задание 8 ЕГЭ Грамматические ошибки, допущенные при построении предложения

Задание 8 ЕГЭ

Грамматические ошибки,

допущенные при построении предложения

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2022 , необходимо знать следующие темы: -нарушения построения предложения с несогласованным приложением  -нарушения построения предложения с причастным оборотом  -нарушение построения предложения с деепричастным оборотом  -нарушение связи между подлежащим и сказуемым  -неправильное построение предложения с косвенной речью -нарушение построения предложения с однородными членами

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2022 , необходимо знать следующие темы:

  • -нарушения построения предложения с несогласованным приложением -нарушения построения предложения с причастным оборотом -нарушение построения предложения с деепричастным оборотом -нарушение связи между подлежащим и сказуемым -неправильное построение предложения с косвенной речью
  • -нарушение построения предложения с однородными членами

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2020, необходимо знать следующие темы: -нарушение построения сложного предложения  -неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом  -нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм  -нарушение управления

Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2020, необходимо знать следующие темы:

  • -нарушение построения сложного предложения -неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом -нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм -нарушение управления

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.   Дать определение термина «несогласованное приложение» Что нужно помнить: Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

Нарушение построения предложения с несогласованным приложением.

  • Дать определение термина «несогласованное приложение»
  • Что нужно помнить:
  • Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.   Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.   В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.  В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.   В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.

Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.

В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.

Нарушение в построении предложения  с причастным оборотом.   Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже. ПРАВИЛЬНО ОШИБКА 1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду   1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

  • Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду

1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду

Предложения с причастным оборотом .  Нарушение в построении предложения  с причастным оборотом.   Определяемое слово не должно входить в причастный оборот. ПРАВИЛЬНО 2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.   ОШИБКА 2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Предложения с причастным оборотом . Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.

ПРАВИЛЬНО

2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.

ОШИБКА

2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

Предложения с причастным оборотом .  Нарушение в построении предложения  с причастным оборотом.    Не должно быть замены действительного причастия на страдательное. ПРАВИЛЬНО 3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.   ОШИБКА 3.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Предложения с причастным оборотом . Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.

ПРАВИЛЬНО

3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.

ОШИБКА

3.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

Предложения с деепричастным оборотом . Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.   Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался). 1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам. ПРАВИЛЬНО 1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.   ОШИБКА 1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

Предложения с деепричастным оборотом . Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

  • Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).
  • 1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.

ПРАВИЛЬНО

1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.

ОШИБКА

1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)

Предложения с деепричастным оборотом . Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.   2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом. ПРАВИЛЬНО 2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно. ОШИБКА 2. Приехав в Москву, мне стало грустно.

Предложения с деепричастным оборотом . Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

  • 2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.

ПРАВИЛЬНО

2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.

ОШИБКА

2. Приехав в Москву, мне стало грустно.

Предложения с деепричастным оборотом . Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.   3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием. ПРАВИЛЬНО 3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз. ОШИБКА 3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Предложения с деепричастным оборотом . Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

  • 3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.

ПРАВИЛЬНО

3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.

ОШИБКА

3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).

Связь между подлежащим и сказуемым .  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым     1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.) ПРАВИЛЬНО 1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.   ОШИБКА 1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

Связь между подлежащим и сказуемым . Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  

  • 1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)

ПРАВИЛЬНО

1. ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

ОШИБКА

1. ООН объявил о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.

Связь между подлежащим и сказуемым .  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым     2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. ПРАВИЛЬНО 2. Кресло-качалка отремонтировано.   ОШИБКА 2. Кресло-качалка отремонтирована.

Связь между подлежащим и сказуемым . Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  

  • 2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.

ПРАВИЛЬНО

2. Кресло-качалка отремонтировано.

ОШИБКА

2. Кресло-качалка отремонтирована.

Связь между подлежащим и сказуемым .  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым     3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. ПРАВИЛЬНО 3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].   ОШИБКА 3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Связь между подлежащим и сказуемым . Нарушение связи между подлежащим и сказуемым  

  • 3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.

ПРАВИЛЬНО

3. [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина].

ОШИБКА

3. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина]

Предложения с косвенной речью.  Неправильное построение предложения с косвенной речью.   При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица. ПРАВИЛЬНО ОШИБКА Автор утверждает, что он это знает , а не просто предполагает .   Автор утверждает, что я это знаю , а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

Предложения с косвенной речью. Неправильное построение предложения с косвенной речью.

При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Автор утверждает, что он это знает , а не просто предполагает .

Автор утверждает, что я это знаю , а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом. ПРАВИЛЬНО 1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.    ОШИБКА 1. Раскольников придумал и восхищается  своей теорией . (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.

ПРАВИЛЬНО

1. Раскольников придумал (кого? что? В.п.) свою теорию и восхищается (кем? чем? Т.п.) ею.

ОШИБКА

1. Раскольников придумал и восхищается своей теорией . (глаголы сочетаются с существительными в разных падежах)

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом. ПРАВИЛЬНО  2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто   ОШИБКА  2. Натянуть и выстрелить из лука непросто

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.

ПРАВИЛЬНО

2. Натянуть тетиву и выстрелить из лука непросто

ОШИБКА

2. Натянуть и выстрелить из лука непросто

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    3. Если однородные члены - прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой). ПРАВИЛЬНО 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или  Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).    ОШИБКА 3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 3. Если однородные члены — прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).

ПРАВИЛЬНО

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированы (крат.форма) или Книги эти интересные (полн. форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

ОШИБКА

3. Книги эти интересны (крат.форма) и хорошо иллюстрированные (полн. форма).

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать. ПРАВИЛЬНО  4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.   ОШИБКА  4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.

ПРАВИЛЬНО

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

ОШИБКА

4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово. ПРАВИЛЬНО  5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя , Тургенева , Толстого (Р.п.).    ОШИБКА  5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.

ПРАВИЛЬНО

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголя , Тургенева , Толстого (Р.п.).

ОШИБКА

5. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков (Р.п.): Гоголь, Тургенев, Толстой (И.п.).

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов. ПРАВИЛЬНО  6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.   ОШИБКА  6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов.

ПРАВИЛЬНО

6. В пакете лежали сок и фрукты: апельсины, бананы.

ОШИБКА

6. В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов  (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то... то; не то... не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами! ПРАВИЛЬНО  7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.    ОШИБКА  7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов 
  • (Как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то…; не столько…, сколько…; не то чтобы…, а….), повторяющихся союзов (то… то; не то… не то и др.). Части таких союзов должны стоять непосредственно рядом с однородными членами!

ПРАВИЛЬНО

7. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для читателей.

ОШИБКА

7. Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для читателей.

  Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.    8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами ПРАВИЛЬНО  8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.   ОШИБКА 8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах.  (нет союза не только…, а также)

Предложения с однородными членами . Ошибки в построении предложения с однородными членами.

  • 8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами

ПРАВИЛЬНО

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

ОШИБКА

8. В Северной Африке мы наблюдали много особенностей как в природе, а также и в людских нравах. (нет союза не только…, а также)

Список двойных союзов     Если не …, то  Хотя и …, но  Как …, так и  Не так …, как  Не только …, но и  Не столько …, сколько  Насколько …, настолько  Не то что …, но  Не то чтобы …, а  Скорее…, чем 

Список двойных союзов

Если не …, то 

  • Хотя и …, но 
  • Как …, так и 
  • Не так …, как 
  • Не только …, но и 
  • Не столько …, сколько 
  • Насколько …, настолько 
  • Не то что …, но 
  • Не то чтобы …, а 
  • Скорее…, чем 

Построение сложного предложения .  Ошибки в построении сложного предложения.   1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.  Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.   ПРАВИЛЬНО 1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).   ОШИБКА 1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

Построение сложного предложения . Ошибки в построении сложного предложения.

  • 1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения. Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.

ПРАВИЛЬНО

1. [В письме говорилось], (что в город, (которым управляет Сквозник -Дмухановский), едет ревизор).

ОШИБКА

1. [В письме говорилось], (что в город едет ревизор), (которым управляет Сквозник – Дмухановский) (при таком построении предложения создаётся впечатление, что Сквозник-Дмухановский управляет ревизором, а не городом)

Ошибки в построении сложного предложения.   2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний. ПРАВИЛЬНО 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).   ОШИБКА 2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Ошибки в построении сложного предложения.

2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.

ПРАВИЛЬНО

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (написал ли он своё завещание).

ОШИБКА

2. Перед дуэлью Печорин любуется природой, а Вернер спрашивает, (что написал ли он своё завещание).

Формы существительного с предлогом .  Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.   1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?) Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного. Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

Формы существительного с предлогом . Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

  • 1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)
  • Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)
  • в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.
  • Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.

ПРАВИЛЬНО ОШИБКА 1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам  благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию  По окончании срока  По истечении срока  По прибытии поезда  По приезде   1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств  благодаря (кого? чего? Р.п.) старания  По окончанию срока  По истечению срока  По прибытию поезда  По приезду

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде

1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду

Формы существительного с предлогом .  Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.   2. Предлоги в - из, на - с. ПРАВИЛЬНО  2. в город – из города ОШИБКА   2. с города

Формы существительного с предлогом . Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

  • 2. Предлоги в — из, на — с.

ПРАВИЛЬНО

2. в город – из города

ОШИБКА

2. с города

Глагольные формы.  Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм .   ПРАВИЛЬНО ОШИБКА  Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.   Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм .

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.

Сестра читает книгу и пересказала ее брату.

Управление глаголов. Нарушение управления .   ПРАВИЛЬНО ОШИБКА Он всегда уделял внимание своему здоровью. Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

Управление глаголов. Нарушение управления .

ПРАВИЛЬНО

ОШИБКА

Он всегда уделял внимание своему здоровью.

Он всегда уделял внимание на свое здоровье.

  • Перед выполнением приемов баскетболист принимает стойку какое положение является ошибкой ответ
  • Перед выключением компьютера вылезает ошибка
  • Пейзаж города обогатился новыми зданиями где ошибка
  • Пейдей 2 ошибка 0xc000007b
  • Пежо партнер типи ошибка р1338