Перепишите высказывания исправляя ошибки там где это необходимо подчеркните обстоятельства

3. Перепишите высказывания, исправляя ошибки там, где это необходимо.
Узнав такие новости, мне не спалось. Теперь вам жить, не позабыв об этом. Помните, что, исходя из желания сделать наоборот, ваши постоянные подозрения могут привести только к противоположному результату. Сидя в библиотеке, у него случился инфаркт. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид. Читая пятую главу романа, сразу же открывается пророческий смысл этих строк.

1. Замените согласованные определения несогласованными.

птичьи крики → крики птиц

светловолосая девушка → девушка со светлыми волосами

лондонские улицы → улицы Лондона

керамическая посуда → посуда из керамики

2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.

Ответ: 2

помню (что?) осенние ночи, березовый шорох теней.]

3. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.

вдали (зажигался где?) → обстоятельство места

в море (зажигался где?) → обстоятельство места

через промежутки (зажигался как?) → обстоятельство образа действий

быстро (потухал как?) → обстоятельство образа действий

4. Спишите предложения, выделите грамматическую основу (подлежащее и сказуемое =) и подчеркните все второстепенные члены предложения (определение [~], дополнение ( _ _ _), обстоятельство (_._._) ).

1. Через минуту (_._._) Марья Петровна вышла (=) ко мне (_ _ _) в сени (_._._).

2. В нашу (~) гавань (_._._) заходили (=) корабли.

3. Ласковое (~) слово словно солнышко (=) в ненастье (_._._).

5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются

Ответ: 3) обстоятельствами.

6. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это

Ответ: 4) часть подлежащего.

7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.

1. Церковь (построил что? → прямое дополнение) эту построил некогда барин.

2. Тот взглянул на горевший огненным взглядом костёр (взглянул на что? → косвенное дополнение).

3. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля (смотрели на что? → косвенное дополнение).

8.  Перепишите. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.

1. В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом.

2. Посередине мостовой шла группа солдат-сапёров.

3. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

4. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны.

5. И эти обыкновенные глазки-бусинки вспыхнули красным огнём.

9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения.

Однажды (_._._) чёрный (~) кот Степан сидел (=), как всегда (_._._), на крыльце (_._._) и, не торопясь (_._._), умывался (=).

Повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено однородными сказуемыми и деепричастием, двусоставное, распространённое, полное.

Схема: [ __ О и О].

О — однородные сказуемые.

1)
Об этом недостатке не раз указывалось
учителем.

2)
Действие комедии захватывает длинный
период русской истории.

3)
Все это оставляет неизгладимое
впечатление на Родиона Раскольникова,
и он начинает вынашивать план убийства.

Вариант 6

1.
Перепишите, ставя ударение:

свекла,
внесенный, партер, принудить, теплиться,
сажень, закупорить, каталог, вероисповедание,
еретик, мытарство, изобретение, оптовый,
деспотия, на похоронах, мельком, туфля.

2. Отметьте,
что произносится на месте орфографического
«чн» – «шн» или «чн»:

скучно, скворечник,
нарочно, булочная, яичница, пустячный.

3. Отметьте
случаи твердого произношения согласных
перед «е»:

бутерброд, менеджер,
сессия, компьютер, брюнет, диспансер,
лотерея, тенор, термин.

4.
Употребите формы родительного падежа
множественного числа, раскрывая скобки
и дописывая, где требуется, окончание:

несколько
(молдаване, грузины, татары, казахи);
восемь килограмм…(помидоры), пара
(грабли), купить несколько (баклажаны,
апельсины, яблоки).

5. Определите
род имен существительных:

попурри, какаду,
салями, толь, тюль, кресло-качалка, Баку,
ГЭС, протеже.

6. Правильно
согласуйте определения с определяемыми
словами:

1)
В числе победителей оказались команды
КВН исторического и филологического
(факультета / факультетов).

2)
Три (соседние / соседних) здания были
построены в прошлом году.

3)
(Первые / первых) два места поделили
студенты саратовских вузов.

7. Раскройте
скобки, запишите числительные прописью:

1) Город с 857500
жителями;

2)
Около 97,5 % (проценты).

8. Исправьте
ошибки, допущенные абитуриентами в
сочинении. Определите характер нарушений.

1)
А. Мартынов в стихотворении « В ядре»
производит диалог человека с землей,
жаждущего познать все ее тайны.

2)
В романе много примеров о том, что герой
любит природу.

3)
Поэт часто применяет в своих произведениях
народное творчество.

Вариант 7

1. Перепишите,
ставя ударение:

тефтели, ходатайство,
оптовая, гофрировать, позвонить, занялся,
приобретенный, таможня, грушевый,
лавровишневый, каталог.

2. Отметьте
случаи перехода «е» в «о»:

свекла,
околесица, карабинер, ксендз, афера,
маневр, опека, шерстка.

3. Отметьте
случаи твердого произношения:

термин, свитер,
диспансер, бассейн, крем, шинель, пюре,
компьютер.

4. Образуйте
от существительных форму родительного
падежа:

поместье, ботинки,
черешня, ружье, станция, слива, яблоня,
дно.

5. Определите
род имен существительных:

ГЭС, вуз, плащ-палатка,
травести, колибри, факсимиле, Сочи,
Баку.

6. Спишите,
записывая числительные прописью:

1)
Площадь в 890 (гектары);

2)
Расстояние в 480 (километры).

7. Согласуйте
сказуемое с подлежащим:

1)
Несколько пуль провизжал… над моей
головой.

2)
Шестеро гребцов сел…на весла.

3)
Вокруг каждой чашки садил… десять
человек.

8. Исправьте
ошибки, определите тип нарушения:

1)
Девушка целиком погрязла в мечтах.

2)
Поэт стоит на постаменте с протянутой
рукой.

3)
Те, кто жил рядом с ним, угадывал…

Вариант 8

1. Перепишите,
ставя ударение:

отзыв,
уговор, приговор, симметрия, зевота,
простота, афиняне, нефтепровод,
асимметрия, слепота, сироты.

2. Отметьте
случаи твердого произношения:

бренди,
декадент, контейнер, тент, депеша, кофе,
эффект, шинель.

3.
Отметьте случаи перехода «е» в «о»:

посоленный,
маневр, афера, ретушер, гололед,
гололедица, стартер.

4. Образуйте
от существительных форму родительного
падежа множественного числа:

черешня, деревня,
здание, вишня, турки, цыгане, венгры,
башкиры.

5. Определите
род по имени существительного:

дрожжи, каникулы,
барокко, Токио, салями, регби, атташе,
леди, кофе.

6. Спишите,
записывая числительное прописью:

1) 300 человек учатся
в колледже;

2)
группа в составе 11 человек добралась
до лагеря;

3)
поезд с 287 пассажирами.

7. Согласуйте
сказуемое с подлежащим.

1)
Ряд вопросов остал..с.. неразрешенным..

2)
Врач Семенова опоздал.. на прием.

3)
Большинство студентов сдал.. сессию.

8. Исправьте
ошибки, определите тип нарушения:

1) Выставка-просмотр
открыт ежедневно.

2) Ряд мер принима…тся
деканом.

3)
Статья представляет из себя результат
социологических исследований автора.

Вариант 9

1. Перепишите,
ставя ударение:

путепровод,
марсианин, христианин, разгосударствление,
мышление, обезличение, усугубление,
осужденный, ходатайство, кирка, договор.

2. Отметьте
случаи твердого произношения согласных
перед буквой «е» в заимствованных
словах:

термин, свитер,
фонетика, академия, тембр, реле, штекер,
шинель.

3. Отметьте
случая перехода «е» в «о»:

валежник,
опека, маневр, истекший (кровью), истекший
(год), карабинер, стартер, маркер, сметка,
жердь, мизер.

4. Образуйте
от существительных форму родительного
падежа множественного числа:

лагерь, шофер,
суп, конкурс, торт, лектор, грабли, туфли,
ясли.

5. Определите
род имени существительного:

цунами,
СВУ, колибри, табу, факсимиле, протеже,
кольраби, колибри, шимпанзе.

6. Спишите,
записывая числительное прописью:

1) с 467 экскурсантами;

2)
из 1163 объектов введено около 990.

7. Согласуйте
сказуемое с подлежащим:

1)
Большинство студентов сдал… зачет.

2)
Три лучших доклада были отмечен…на
конференции.

3)
Большинство произведений Некрасова
посвящен…русскому крестьянину.

8. Исправьте
ошибки, определите тип нарушения:

1)
Статья представляет из себя результат
социологических исследований.

2)
Прочитав литературу, студенты стали
понимать вопросы.

3)
Рецензируемая работа отличается среди
других работ по этой теме тонким
анализом.

Вариант 10

1. Перепишите,
ставя ударение:

феерия, факсимиле,
петля, индустрия, землянин, христианин,
полнота, тефтели, вероисповедание,
пиццерия, ветеринария, облегчение,
статуя.

2. Отметьте
случаи твердого произношения согласных
перед буквой «е» в заимствованных
словах:

дефис, крем,
менеджмент, декан, терапевт, интеграл,
шинель.

3. Отметьте
случаи перехода «е» в «о»:

никчемный, афера,
маневренный, желчный, маркер, тапер,
ксендз, гололедица, мизер, карабинер,
жердочка, блеклый, желоб.

4. Образуйте
от существительных форму родительного
падежа множественного числа:

гектары, свечи,
простыни, сумерки, ясли, носки, погоны,
носки, сапоги, чулки, дно.

5. Определите
род имени существительного:

ГРЭС,
МИД, регби, табу, пенальти, травести,
антраша, атташе, рантье, конферансье,
пальто, пони, салями, табу.

6.Спишите,
записывая числительные прописью:

1)
библиотека пополняется 300-400 книгами;

2)
засеяно около 754, 3 (гектары).

7.Согласуйте
сказуемое с подлежащим:

1)
Пять человек не пришл.. на лекцию.

2)
Профессор Андреева проч..л.. лекцию.

3)
Десять гектар не хватил.. для посева.

8. Исправьте
ошибки, определите тип нарушения:

1)
Шесть абитуриентов сразу вошло в
аудиторию.

2)
Выставка-просмотр открыт.

3)
Ряд исследований по этой теме уже
опубликовано в журнале.

Перепишите высказывания, исправляя ошибки там, где это необходимо. подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
1. узнав такие новости, мне не спалось. 2. разбирая слово по составу, исходите из его грамматической природы. 3. теперь вам жить, не позабыв об этом.
4. неважно и то, что, оперируя этой фиктивной единицей, невозможно построить естественные правила употребления глагольных форм. 5. помните, что, исходя из желания сделать наоборот, ваши постоянные подозрения могут только к противоположному результату. 6. сидя в библиотеке, у него случился инфаркт, впоследствии он не смог выжить. 7. они были смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.
4. распределите высказывания с деепричастными оборотами на три группы в зависимости от типа ошибки (деепричастие относится к безличной конструкции; субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием; деепричастие относится к пассивной конструкции).
1. сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. 2. поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид. 3. побив все рекорды продаж, книга написана молодым малоизвестным автором. 4. читая пятую главу романа, сразу же открывается пророческий смысл этих строк. 5. отойдя недалеко от дома, справа от меня, на болоте, темной стеной стоял лес. 6. перед нами простиралась безграничная степь, смотря в даль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе. 7. гуляя по берегу, море плескалось у наших ног и нежный ветерок колыхал ленточки на ее шляпке. 8. послушав лекцию по о великой отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев.
5. прочитайте текст. прокомментируйте ошибки, допущенные автором. отредактируйте текст.
приводя меня в ужас, я чувствую боль в пояснице. я встаю с постели, хожу по комнате, но боль не утихает. я встречаю соседку, и она, словно молодея лет на десять, сообщила мне радостную новость. она вылечила свою поясницу.

теперь я знаю, что, желая излечиться, необходимо пойти в аптеку и купить удивительный препарат «неболин». приходя в аптеку, меня мучают сомнения: а вдруг принимая таблетку, нельзя будет ходить по утрам на лыжах. обладая низкой ценой, лекарство можно купить в любой аптеке, даже самой небольшой. будучи уверенным в избавлении от боли, лекарства покупались мной с ожиданием выздоровления.

врач пояснил, что, добиваясь устойчивых результатов, необходимо отрегулировать обменные процессы, очищая организм от накопившихся шлаков.

принимая препарат «неболин» ежедневно по три раза, боль ушла; уже через две-четыре недели, можно добиться ощутимых результатов и убедиться в том, что чудодейственное лекарство есть.

принимайте «неболин», забыв о боли.

Ответ:

BatsonPlay

В 1 деепричастный аборт, узнав такие новости. В 3 деепричастный оборот, не позабыв об этом. Ну и просто задова вопросы к 1 или 2 части

3.6. Предложения с деепричастными оборотами

Деепричастия и деепричастные обороты, как и причастные обороты, – характерная примета письменной речи, прежде всего – официально-делового и научного стиля. В устной речи они встречаются редко. Более того, не рекомендуется использовать деепричастия в устной речи вообще!

Но поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

При употреблении деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует обращать внимание на комплекс факторов.

1. Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему.

Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге чиновника Ярмонкина: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Помимо других речевых и грамматических ошибок, данное высказывание содержит и ошибку в употреблении деепричастий. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции и любовалась красотами природы за окном.
Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня (именно оно является субъектом действия) в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Исключение из этого правила составляют деепричастия, которые относятся к инфинитиву, выражающему действие другого лица:

Дом его был полон гостями , готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения (Пушкин).

В данном случае действие деепричастия разделяя относится к дополнению гостями и грамматически зависит от инфинитива тешить.

Может не относиться к подлежащему и оборот со словами исходя из , поскольку форма исходя уже не воспринимается как деепричастие:

Расчёт составляется исходя из средних норм выработки продукции.

2. Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа.

Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо либо преобразовать его так, чтобы дополнение стало подлежащим (ср.: Возвращаясь домой, я загрустил), либо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (ср.: Когда я возвращался домой, мне было грустно).

Допускается, хотя и не приветствуется (!), использование деепричастий в тех безличных предложениях, которые включают инфинитив (Возвращаясь домой, нужно зайти по дороге в булочную).

3. По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия.

Сказуемое в таких предложениях обычно выражается либо страдательным причастием (ср.: Боец ранен в голову осколком гранаты), либо возвратным глаголом с суффиксом -ся (ср.: Дом строится рабочими ). Грамматически неправильными будут предложения типа:

Выходя из окружения, боец был ранен в голову; Изыскав необходимые средства , дом строится рабочими нашего треста.

Чтобы сделать такие предложения корректным, надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную:

При выходе из окружения боец был ранен осколком в голову; Когда боец выходил из окружения , он был ранен; Изыскав необходимые средства , рабочие нашего треста начали строительство дома.

4. Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени.

Ср.: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века:

Печорин, закутанный в шинель и надвинув на глаза шляпу, старался пробраться к дверям (Лермонтов); Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).

Исключения составляют деепричастия (чаще всего в форме совершенного вида со значением состояния как результата предшествующего действия), которые начинают приобретать признаки наречия. Обычно это обстоятельства образа действия. Но однородными они могут быть только с обстоятельствами, выполняющими ту же функцию в предложении!

Дама усаживалась в кресло то боком, то поджав ноги (А.Н. Толстой).

6. Место деепричастного оборота в предложении относительно свободное. Вместе с тем есть определённые тенденции в постановке деепричастия перед сказуемым или после него.

Перед глаголом-сказуемым обычно ставится деепричастие, которое обозначает действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Достав платок, Сергей протянул его мне (Сергей сначала достал платок, а затем протянул его мне).

Перед глаголом-сказуемым обычно стоит и деепричастие, указывающее на причину или условие действия, поскольку причина или условие всегда предшествуют следствию:

Испугавшись, Тоня вскрикнула (Тоня вскрикнула потому, что испугалась, причём она сначала испугалась, а потом уже вскрикнула).

После глагола-сказуемого обычно ставится деепричастие со значением последующего действия:

Лошадь упала, придавив мне ногу (Сначала лошадь упала, а затем придавила мне ногу).

7. При употреблении деепричастия совершенного или несовершенного вида необходимо учитывать его смысловые отношения с глаголом-сказуемым и форму, в которой стоит глагол.

Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым:

Улыбаясь, она протянула мне руку; Улыбаясь, она тянула ко мне обе руки.

Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым:

Улыбнувшись, она протянула мне руку.

При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Кроме того, необходимо обращать внимание на то, какое из действий выражено деепричастием и какое – глаголом-сказуемым. В противном случае предложение может стать некорректным или неточным с точки зрения выражаемого им смысла.

Так, в предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей – есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.

Приведём ещё один пример: Газеты сообщают, что Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа. В данном случае следовало бы заменить глагол деепричастием, а деепричастие – глаголом ( Сойдя с ума, Кент выбросился из окна). Иначе ситуация, выраженная в предложении, будет диаметрально противоположной той, которая была в действительности. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, которое предшествует действию, выраженному глаголом-сказуемым. Следовательно, если оставить первоначальную конструкцию (Кент сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа), то можно решить, что Кент сначала выбросился из окна и лишь затем (в полёте) сошёл с ума. А это бессмыслица!

Упражнение к теме «3.6. Предложения с деепричастными оборотами»

Перейти к оглавлению книги «Русский язык и культура общения»

Употребление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

Часто трудности при построении синтаксических конструкций вызывает употребление обособленных членов предложения. Наиболее часто отступления от синтаксической нормы наблюдаются при употреблении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Следует помнить, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое должно относиться к тому же субъекту (деятелю), что и основное действие, выраженное спрягаемой формой глагола:

Обычно люди живут безотчетно изо дня в день, не ощущая поступи истории, во всяком случае, не соотнося с нею свое бытие (В. Лакшин). У нас не больше прав потреблять счастье, не давая его, чем потреблять блага цивилизации, ничего при этом не создавая (Б. Шоу).

Причиной частых ошибок является несовпадение субъекта действия в основной части высказывания и в той части, которая представлена деепричастным оборотом: * Надевая пальто, мне пришла в голову замечательная мысль позвать с собой на прогулку Валентину Алексеевну. В данном высказывании представлено две ситуации. Первая: я надевал пальто. Вторая: мне в голову пришла мысль. Субъектом в первой выступает говорящий, субъектом второй является мысль. Различие субъектов двух действий надевать и прийти, одно из которых выражено деепричастием, ведет к ошибке.

Чтобы не допустить ошибок при употреблении обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, следует помнить, что деепричастный оборот не может относиться:

  • 1) к конструкциям, в которых субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием: *Живя в такой атмосфере, характер Катерины изменился;
  • 2) пассивным конструкциям, в которых в позиции подлежащего находится объект, а не субъект действия: * Слушая эту волнующую душу музыку, мне представляется гроза и шторм на море;
  • 3) безличным конструкциям, так как безличные конструкции не предполагают деятеля: * Купив автомобиль, можно отправляться путешествовать ши каждый день ездить на работу.

Нередко ошибка может быть спровоцирована распространенностью и грамматической осложненностыо высказывания: *Что касается правш употребления деепричастных оборотов, их надо просто выучить, обратив внимание на то, к чему относится обособленное обстоятельство, выраженное оборотом. Это сложное предложение целесообразно представить в виде двух предложений.

Деепричастие, как правило, соотнесено с глаголом по виду: деепричастия несовершенного вида употребляются с глаголами несовершенного вида, а деепричастия совершенного — с глаголами совершенного. При употреблении в одном высказывании с глаголом совершенного вида деепричастия несовершенного вида оно должно обозначать процесс, включающий в себя действие, выраженное глаголом. Перелистывая страницы книги, я неожиданно для себя нашел в ней старую фотографию моей бабушки. Процесс перелистывания включает в себя событие нашел.

В высказываниях с глаголом несовершенного вида не может употребляться деепричастие совершенного вида: * Прочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя.

Деепричастия и деепричастные обороты в большей степени характерны для книжной речи. Они используются для создания «временной объемности» повествования. В сочетании с глаголом деепричастия выражают разнообразные временные отношения, возникающие между ситуациями. Использование деепричастных оборотов делает речь более выразительной.

1. Прочитайте стихотворные строки Б. Пастернака. Назовите обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Какую роль выполняют деепричастия в поэтическом тексте?

Я кончился, а ты жива.

И ветер, жалуясь и плача,

Раскачивает лес и дачу.

Не каждую сосну отдельно,

А полностью все дерева.

  • 2. Какова роль деепричастных оборотов в русских пословицах и загадках? Что изменится в высказывании, если деепричастие заменить глагольной формой? Спишите, расставляя знаки препинания.
  • 1. Не разжевав вкуса не узнаешь. 2. Не окрикнув лошади в стойло не лезь.
  • 3. Не зная броду не суйся в воду. 4. Надувшись на пиво его не выпьешь. 5. Не греша не покаешься не покаявшись не помолишься не молясь не спасешься.
  • 6. Не бравшись за топор избы не срубишь. 7. Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает не кусает, а в дом не пускает. 8. Стоит Арина рот разиня. 9. Идет мужик на горку задрамши бородку.
  • 3. Перепишите высказывания, исправляя ошибки там, где это необходимо. Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
  • 1. Узнав такие новости, мне не спалось. 2. Разбирая слово по составу, исходите из его грамматической природы. 3. Теперь вам жить, не позабыв об этом.
  • 4. Неважно и то, что, оперируя этой фиктивной единицей, невозможно построить естественные правила употребления глагольных форм. 5. Помните, что, исходя из желания сделать наоборот, ваши постоянные подозрения могут привести только к противоположному результату. 6. Сидя в библиотеке, у него случился инфаркт, впоследствии он не смог выжить. 7. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.
  • 4. Распределите высказывания с деепричастными оборотами на три группы в зависимости от типа ошибки (деепричастие относится к безличной конструкции; субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием; деепричастие относится к пассивной конструкции).
  • 1. Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. 2. Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид. 3. Побив все рекорды продаж, книга написана молодым малоизвестным автором. 4. Читая пятую главу романа, сразу же открывается пророческий смысл этих строк. 5. Отойдя недалеко от дома, справа от меня, на болоте, темной стеной стоял лес. 6. Перед нами простиралась безграничная степь, смотря в даль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе. 7. Гуляя по берегу, море плескалось у наших ног и нежный ветерок колыхал ленточки на ее шляпке. 8. Послушав лекцию по истории о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев.
  • 5. Прочитайте текст. Прокомментируйте ошибки, допущенные автором. Отредактируйте текст.

Приводя меня в ужас, я чувствую боль в пояснице. Я встаю с постели, хожу по комнате, но боль не утихает. Я встречаю соседку, и она, словно молодея лет на десять, сообщила мне радостную новость. Она вылечила свою поясницу.

Теперь я знаю, что, желая излечиться, необходимо пойти в аптеку и купить удивительный препарат «Неболин». Приходя в аптеку, меня мучают сомнения: а вдруг принимая таблетку, нельзя будет ходить по утрам на лыжах. Обладая низкой ценой, лекарство можно купить в любой аптеке, даже самой небольшой. Будучи уверенным в избавлении от боли, лекарства покупались мной с ожиданием выздоровления.

Врач пояснил, что, добиваясь устойчивых результатов, необходимо отрегулировать обменные процессы, очищая организм от накопившихся шлаков.

Принимая препарат «Неболин» ежедневно по три раза, боль ушла; уже через две-четыре недели, можно добиться ощутимых результатов и убедиться в том, что чудодейственное лекарство есть.

Ошибки при использовании деепричастного оборота

Поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

Следует помнить, что действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к действующему подлежащему. Действующее лицо должно быть одно и то же – и для глагола, и для деепричастия; оба действия должны происходить в одно время.
Попрощавшись с друзьями, один из них сообщает мне важную новость (я прощался, а сообщает кто-то другой; попрощавшись — деепричастие СВ, то есть действие от глагола СВ «попрощался» в прош. вр., друг «сообщает» — глагол в наст. вр.). Исправление: Когда я прощался с друзьями, один из них сообщил мне важную новость.

— Именно потому, что действие деепричастия относится к подлежащему, деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Ошибка: Выпив крепкого кофе, мне не спалось. Исправление: Из-за выпитого крепкого кофе мне не спалось.

— По указанной выше причине не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект (он обычно выражен дополнением в творительном падеже), а объект действия. Ошибка: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, дорога очищается спецтехникой. Исправление: Предупреждая образование пробки из-за снегопада, спецтехника очищает дорогу.

— При употреблении деепричастия совершенного и несовершенного вида следует учитывать порядок слов и другие факторы. Деепричастие совершенного вида указывает на действие, предшествующее действию, выраженному глаголом-сказуемым: Пример: Поставив укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. (Порядок действий не соответствует фактическому). Исправление: Ставя укол, медсестра дезинфицирует место инъекции. Деепричастие несовершенного вида обычно используется в том случае, если действие, выраженное деепричастием, совпадает по времени с действием, выраженным глаголом-сказуемым.

Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени. Ошибка: Увидев расставленные по полкам книги, читатель быстро найдет нужную. Исправление: Когда читатель увидит расставленные по полкам книги, он быстро найдет нужную.

— Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым. В настоящее время грамматически некорректными будут предложения, которые можно встретить в литературе XIX века: Кавалергарды скакали, но ещё удерживая лошадей (Л. Толстой).

источники:

http://studme.org/259631/literatura/upotreblenie_obstoyatelstva_vyrazhennogo_deeprichastnym_oborotom

http://grammatika-rus.ru/oshibki-pri-ispolzovanii-deeprichastnogo-oborota/

  • Выдержка
  • Другие работы
  • Помощь в написании

Употребление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Часто трудности при построении синтаксических конструкций вызывает употребление обособленных членов предложения. Наиболее часто отступления от синтаксической нормы наблюдаются при употреблении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Следует помнить, что деепричастие обозначает добавочное действие, которое должно относиться к тому же субъекту (деятелю), что и основное действие, выраженное спрягаемой формой глагола:

Обычно люди живут безотчетно изо дня в день, не ощущая поступи истории, во всяком случае, не соотнося с нею свое бытие (В. Лакшин). У нас не больше прав потреблять счастье, не давая его, чем потреблять блага цивилизации, ничего при этом не создавая (Б. Шоу).

Причиной частых ошибок является несовпадение субъекта действия в основной части высказывания и в той части, которая представлена деепричастным оборотом: * Надевая пальто, мне пришла в голову замечательная мысль позвать с собой на прогулку Валентину Алексеевну. В данном высказывании представлено две ситуации. Первая: я надевал пальто. Вторая: мне в голову пришла мысль. Субъектом в первой выступает говорящий, субъектом второй является мысль. Различие субъектов двух действий надевать и прийти, одно из которых выражено деепричастием, ведет к ошибке.

Чтобы не допустить ошибок при употреблении обособленных обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом, следует помнить, что деепричастный оборот не может относиться:

  • 1) к конструкциям, в которых субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием: *Живя в такой атмосфере, характер Катерины изменился;
  • 2) пассивным конструкциям, в которых в позиции подлежащего находится объект, а не субъект действия: * Слушая эту волнующую душу музыку, мне представляется гроза и шторм на море;
  • 3) безличным конструкциям, так как безличные конструкции не предполагают деятеля: * Купив автомобиль, можно отправляться путешествовать ши каждый день ездить на работу.

Нередко ошибка может быть спровоцирована распространенностью и грамматической осложненностыо высказывания: *Что касается правш употребления деепричастных оборотов, их надо просто выучить, обратив внимание на то, к чему относится обособленное обстоятельство, выраженное оборотом. Это сложное предложение целесообразно представить в виде двух предложений.

Деепричастие, как правило, соотнесено с глаголом по виду: деепричастия несовершенного вида употребляются с глаголами несовершенного вида, а деепричастия совершенного — с глаголами совершенного. При употреблении в одном высказывании с глаголом совершенного вида деепричастия несовершенного вида оно должно обозначать процесс, включающий в себя действие, выраженное глаголом. Перелистывая страницы книги, я неожиданно для себя нашел в ней старую фотографию моей бабушки. Процесс перелистывания включает в себя событие нашел.

В высказываниях с глаголом несовершенного вида не может употребляться деепричастие совершенного вида: * Прочитав роман, я знакомился с творчеством нового для меня писателя.

Деепричастия и деепричастные обороты в большей степени характерны для книжной речи. Они используются для создания «временной объемности» повествования. В сочетании с глаголом деепричастия выражают разнообразные временные отношения, возникающие между ситуациями. Использование деепричастных оборотов делает речь более выразительной.

Задания.

1. Прочитайте стихотворные строки Б. Пастернака. Назовите обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Какую роль выполняют деепричастия в поэтическом тексте?

Я кончился, а ты жива.

И ветер, жалуясь и плача, Раскачивает лес и дачу.

Не каждую сосну отдельно, А полностью все дерева…

  • 2. Какова роль деепричастных оборотов в русских пословицах и загадках? Что изменится в высказывании, если деепричастие заменить глагольной формой? Спишите, расставляя знаки препинания.
  • 1. Не разжевав вкуса не узнаешь. 2. Не окрикнув лошади в стойло не лезь.
  • 3. Не зная броду не суйся в воду. 4. Надувшись на пиво его не выпьешь. 5. Не греша не покаешься не покаявшись не помолишься не молясь не спасешься.
  • 6. Не бравшись за топор избы не срубишь. 7. Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает не кусает, а в дом не пускает. 8. Стоит Арина рот разиня. 9. Идет мужик на горку задрамши бородку.
  • 3. Перепишите высказывания, исправляя ошибки там, где это необходимо. Подчеркните обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами.
  • 1. Узнав такие новости, мне не спалось. 2. Разбирая слово по составу, исходите из его грамматической природы. 3. Теперь вам жить, не позабыв об этом.
  • 4. Неважно и то, что, оперируя этой фиктивной единицей, невозможно построить естественные правила употребления глагольных форм. 5. Помните, что, исходя из желания сделать наоборот, ваши постоянные подозрения могут привести только к противоположному результату. 6. Сидя в библиотеке, у него случился инфаркт, впоследствии он не смог выжить. 7. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю.
  • 4. Распределите высказывания с деепричастными оборотами на три группы в зависимости от типа ошибки (деепричастие относится к безличной конструкции; субъект не соотнесен с действием, выраженным деепричастием; деепричастие относится к пассивной конструкции).
  • 1. Сдавая экзамен, необходимо накануне выспаться. 2. Поднявшись на небольшой пригорок, перед нашим взором открылся поражающий своим великолепием вид. 3. Побив все рекорды продаж, книга написана молодым малоизвестным автором. 4. Читая пятую главу романа, сразу же открывается пророческий смысл этих строк. 5. Отойдя недалеко от дома, справа от меня, на болоте, темной стеной стоял лес. 6. Перед нами простиралась безграничная степь, смотря в даль, в душе просыпалось сильное стремление к свободе. 7. Гуляя по берегу, море плескалось у наших ног и нежный ветерок колыхал ленточки на ее шляпке. 8. Послушав лекцию по истории о Великой Отечественной войне, передо мной возникли героические образы полководцев.
  • 5. Прочитайте текст. Прокомментируйте ошибки, допущенные автором. Отредактируйте текст.

Приводя меня в ужас, я чувствую боль в пояснице. Я встаю с постели, хожу по комнате, но боль не утихает. Я встречаю соседку, и она, словно молодея лет на десять, сообщила мне радостную новость. Она вылечила свою поясницу.

Теперь я знаю, что, желая излечиться, необходимо пойти в аптеку и купить удивительный препарат «Неболин». Приходя в аптеку, меня мучают сомнения: а вдруг принимая таблетку, нельзя будет ходить по утрам на лыжах. Обладая низкой ценой, лекарство можно купить в любой аптеке, даже самой небольшой. Будучи уверенным в избавлении от боли, лекарства покупались мной с ожиданием выздоровления.

Врач пояснил, что, добиваясь устойчивых результатов, необходимо отрегулировать обменные процессы, очищая организм от накопившихся шлаков.

Принимая препарат «Неболин» ежедневно по три раза, боль ушла; уже через две-четыре недели, можно добиться ощутимых результатов и убедиться в том, что чудодейственное лекарство есть.

Принимайте «Неболин», забыв о боли.

Показать весь текст

Заполнить форму текущей работой

  • Переписывая бумагу он чуть было даже не сделал ошибки
  • Переписать предложение исправив орфографические ошибки исполнитель
  • Переопределение типа класс ошибка
  • Перезапустите чтобы устранить ошибки диска
  • Перенос слова является ли орфографической ошибкой