Почему ошибку называют баг

#статьи

  • 27 апр 2021

  • 13

Краш-курс по происхождению самых известных терминов цифрового мира.

Кирилл Молоков

Филолог, полиглот, IT-гик. В прошлом — преподаватель английского и литературы и рецензент Rolling Stone Russia. Ныне переводит для РБК и пишет о программировании и образовании для Skillbox.

Большинство IT-терминов пришло из английского языка. Но как они появились и почему эти английские слова в переводе означают вещи, которые никак не относятся к программированию и интернету?

Разбираемся, почему информацию хранят в облаке и как японское печенье с предсказаниями стало неотъемлемой частью рациона для большинства интернет-пользователей.

Баг (англ. bug — жук) — ошибка в программе.

Слово «баг» в значении «техническая неисправность» употребляли ещё в 1870-х. Тогда телеграфисты и телефонисты называли так помехи и неисправности в связи. Работники с большим трудом «ловили» и устраняли эти неполадки, которые надоедали, как назойливые жучки.

В значении «программная ошибка» слово впервые употребили в 1947 году. Инженеры, работавшие в Гарварде с компьютером Mark II, обнаружили в повреждённом компоненте машины сгоревшего мотылька, из-за которого и случилось замыкание. Насекомое извлекли и вклеили в журнал с символичной пометкой: «первый реальный случай обнаружения бага».

Тот самый вклеенный мотылёк и запись в журнале. Фото: Harvard University / IBM / National Museum of American History

Патч (англ. patch — накладка, заплата) — обновление или дополнение к программе.

Термин появился в эпоху перфокарт — главных носителей информации 1920–1950-х. Данные на них кодировали с помощью специальных отверстий. Чтобы изменить программу, приходилось накладывать заплатки на уже продырявленные места.

Патч на перфоленте первого программируемого компьютера — Mark I. Фото: ArnoldReinhold / Wikimedia Commons

Облачное хранилище данных, или просто облако (англ. cloud storage — облачное хранилище), — онлайн-хранилище данных.

Слово «облако» в значении «онлайн-хранилище» ещё в 1994 впервые использовали AT&T в рекламе нового сервиса PersonaLink Services. Тогда нужно было быстрее привлечь инвесторов и продвинуть проект в массы, поэтому разработчики использовали метафору, которая доступно объясняла принцип работы инновации: данные хранятся не у вас дома, а где-то там, в облаках. Кстати, рисунок хранилища на патенте тоже напоминает облако.

Патент на облачное хранилище данных. Изображение: US5485455A / Google Patents

Куки (англ. cookie — печенье) — информация, которую браузер сохраняет на компьютер, когда вы посещаете сайты.

Куки появились в IT-жаргоне благодаря печеньям с предсказаниями — кондитерским изделиям, внутри которых запекают записку с афоризмами и вариантами событий в будущем. Вопреки распространённому мнению, печенье в США завезли не китайские, а японские иммигранты. Позднее эти сладости «перекочевали» в сленг программистов: данные, которые сервер передаёт пользователю, стали называть cookies. Это слово очень ёмко и доступно объясняло принцип работы файлов, содержащих готовую, предсказуемую информацию.

Те самые cookies, о которых сайты предупреждают нас всё чаще и чаще. Фото: UngureanuCristi / Shutterstock

Спам (англ. spam — спам) — массовая рассылка сообщений.

История термина начинается в 1937-м. Тогда в США была основана торговая марка консервов SPAM, которая, по одной версии, расшифровывается как SPiced hAM, а по другой — как Shoulders of Pork and hAM. После Второй мировой войны SPAM вела агрессивную рекламную кампанию, чтобы сбыть залежавшуюся продукцию. Название торговой марки очень скоро стало нарицательным — им стали обозначать любую навязчивую рекламу.

В семидесятые слово популяризировали в комедийном скетче «Летающего цирка Монти Пайтона», который так и назвали — «Спам». В эпизоде официантка читает вслух меню — в нём все блюда, кроме одного, содержат консервы торговой марки SPAM. Словом вооружились тогдашние интернет-абьюзеры, чтобы мешать другим людям общаться в чатах. В результате спамом стали называть любые нежелательные письма и сообщения.

Спам, спам, спам, спам… Фото: Eduardo Unda-Sanzana / Wikimedia Commons

Робот (от чеш. robota — барщина, тяжёлая работа) — автоматизированное устройство, которое действует по определённой программе.

Любопытно, но одно из самых популярных слов IT-мира пришло не из английского, а из чешского языка. Термин «робот» ввёл писатель Карел Чапек. В 1920 он написал пьесу «Р.У.Р.» («Россумские универсальные роботы») — действие происходит на фабрике, где производят «искусственных людей». Писатель всё не мог придумать, как попроще назвать этих существ, поэтому обратился к брату, Йозефу Чапеку, который и предложил образовать неологизм от чешского слова robota.

Именно так выглядело первое художественное восстание роботов. Фото: Public Domain / Wikimedia Commons

Читая эту подборку, вы, наверное, заметили, что здесь нет сложных аббревиатур и слов, которые так характерны для технических дисциплин. Почти все представленные выше термины — простые, но яркие метафоры. И хотя некоторые из них возникли спонтанно, кого-то может удивить такая художественность языка в подобной сфере. Ведь на первый взгляд кажется, что в ней нет места образному мышлению.

На самом деле IT-индустрия никогда не противопоставлялась творчеству. Напротив, прокачанное образное мышление помогает стать первоклассным айтишником. Оно напрямую влияет на умение планировать и моделировать — важный навык программистов и инженеров.

Кроме того, метафоры позволяют лучше понимать абстрактные явления и решать проблемы, для которых ещё нет готовых алгоритмов. Художественность языка упрощает и само общение — ускоряет работу внутри коллектива. Иными словами, образный язык в IT-словаре — это вовсе не парадокс, а закономерность.



Где используется термин?
Сегодня каждому известно, что такое баг. И если изначально слово было характерно для области инженерии и работы с компьютерами, то затем этот синоним «ошибки» без проблем проник в обыденную жизнь.



На что обратить внимание?
Если говорить конкретно о программировании, то борьба с багами – дело крайне необходимое. Ведь неудовлетворительное качество кода может самым негативным образом повлиять на жизнь людей.

В статье рассказывается:

  1. Происхождение термина «баг»
  2. Где появляются баги
  3. Классификация ошибок в программировании
  4. Необходимость борьбы с багами
  5. Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
    айти, дизайн или маркетинг.

    Бесплатно от Geekbrains

Происхождение термина «баг»

Компьютерный баг, также известный как программный, представляет собой ошибку, которая возникает случайно в ходе написания программного обеспечения или при разработке компьютерного оборудования.

Баги являются следствием неверных действий, выполненных человеком при проектировании аппаратного оборудования или программных инструментов, используемых в свою очередь для создания компьютерных приложений, прошивок и операционных систем. Программное обеспечение, содержащее баги, называют забагованным, а процесс удаления этих ошибок, соответственно, дебаггингом (отладкой).

Происхождение термина «баг»

Происхождение термина «баг»

Выяснив, что такое баг, далее углубимся в историю этого термина. Само слово bug переводится с английского как «жук». Термин вошел в употребление задолго до появления первых компьютеров. На данный момент неизвестно, кто первым стал использовать его для обозначения инженерных дефектов.

Существуют различные версии происхождения этого термина. Достаточно распространенным является мнение, что слово «баг» применительно к аппаратным устройствам впервые использовал Томас Эдисон в попытке отыскать внутри своего аппарата забравшегося туда таракана. Насекомое в итоге так и не было найдено, а причина на самом деле заключалась в аппаратном сбое.

Позднее ученый термином «баг» обозначал какую-то сложную инженерную проблему, требующую решения. Этот факт зафиксирован в личных дневниках Эдисона.

Существует еще одна теория происхождения термина, которая связана на этот раз с фольклором и детскими страхами. Так, некоторые родители в Великобритании и США используют «баги» для запугивания своих детей, чтобы они были послушными.

В России такую же роль выполняет слово «бука». Судя по народным легендам, эти существа представляют собой чудовищ с запутанной шерстью, напоминающих темных медведей. Похожие монстры чаще всего встречаются в американских мультфильмах. Они, по мнению самих детей, могут скрываться в дымоходах, трубах и темных уголках комнаты. Эта история показывает, что термин «баг» может наделяться самыми разными смыслами.

Скачать
файл

В компьютерную терминологию «баг» вошел из сленга инженеров, которые называли этим словом ошибки при работе электронных схем. В 1947 году разработчик первого в мире компилятора Грейс Хоппер обнаружила внутри компьютера Mark II бабочку, послужившую причиной короткого замыкания. Это событие было затем зафиксировано в журнале происшествий как «первый случай, когда был найден настоящий баг». Таким образом термин прочно закрепился сфере IT.

Где появляются баги

  • В процессе разработки и тестирования ПО программисты периодически сталкиваются с багами. Современные программы достаточно сложны, а языки программирования обладают множеством неочевидных моментов. Оба этих фактора напрямую способствует возникновению непреднамеренных ошибок. Чаще всего баги появляются из-за неправильного использования команд, неверной реализации алгоритмов, а также по причине допущенных ошибок в дизайне ПО. Иногда необходимость в дебаггинге появляется еще на этапе разработки. В других случаях баги обнаруживаются лишь во время тестирования или даже после выпуска продукта.
  • Даже протестированные и выпущенные на рынок программы нередко содержат баги. Часть из них получает определенную известность. Так у багов появляются запоминающиеся имена. В других же случаях мы имеем дело с достаточно редкими и даже уникальными прецедентами. Зачастую вероятность появления бага зависит от внешних факторов, таких как версия операционной системы, в которой выполняется программа.
  • Ошибки нередко содержатся и в компьютерных играх. Это заметно по некорректной реализации игровых сцен и персонажей. Например, дверь из одной локации в другую не открывается, интерактивные объекты застревают в текстурах и не могут сдвинуться с места, либо игра просто-напросто вылетает с ошибкой. Даже культовые игровые продукты, уже выпущенные на рынок, могут в итоге оказаться забагованными.

Где появляются баги

Где появляются баги
  • На сайтах. Скрипты, написанные на современных языках программирования, придают таким площадкам больше гибкости и функциональности. Фронтенд-разработчики пользуются JavaScript, а для реализации серверных функций применяются PHP, Python, Ruby и др. Однако баги могут возникать как на стороне сервера, так и на стороне клиента. Иногда их обнаруживают только после выпуска готового сайта в продакшн. Существует даже особый термин Bug bounty. Под ним понимается вознаграждение, которое разработчик выплачивает пользователю, обнаружившему критическую уязвимость в информационной безопасности.

pdf иконка

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

doc иконка

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

pdf иконка

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Уже скачали 21405 pdf иконка

В целом ошибку может обнаружить абсолютно любой пользователь компьютера или мобильного устройства, поскольку даже готовые и протестированные программные продукты нередко бывают забагованными. Но профессионально обнаружением багов и отладкой занимаются сами разработчики.

Классификация ошибок в программировании

Мнения обычных пользователей и профессиональных разработчиков часто расходятся. Например, с точки зрения пользователя простой программный сбой, в результате которого приложение аварийно закрылось, уже будет являться ошибкой. Программист же должен потратить много времени на выяснение причины обнаруженной проблемы.

Сбой может возникать как на определенном оборудовании, так и в сочетании с работой другого ПО. Поэтому есть смысл детально рассмотреть различные классификации ошибок.

Итак, баги могут быть классифицированы по следующим критериям.

Степень критичности

Здесь ошибки принято разделять на:

  • незначительные,
  • серьезные,
  • критические.

Последнюю категорию также называют showstoppers. К ней относятся наиболее критические проблемы, которые практически всегда приводят к остановке работы программы. Например, становится невозможной авторизация по логину и паролю, или отсутствует реакция системы на нажатие на кнопку «Далее». Данные ошибки имеют наибольший приоритет отладки.

Частота проявления

Наиболее легко устраняются проблемы, возникающие постоянно в одних и тех же обстоятельствах вне зависимости от программного или аппаратного обеспечения, а также от пользовательских действий. Но если ошибка периодически вызывается, например, неисправным модулем оперативной памяти, сложность такой ошибки возрастает.

Условия использования программы

Разработчик должен четко знать, в каких условиях эксплуатировалось приложение. Исходя из этого ошибки также могут быть разными. К примеру, сбои регулярно возникают при высокой нагрузке на процессор, при работе ПО в определенном интерфейсе, в модуле обработки входящих данных и т. п. Различают также ошибки граничных условий, сбой идентификаторов и обычную несовместимость программы с архитектурой процессора.

Условия использования программы

Условия использования программы

Сложность ошибки

Существует 4 уровня ошибок:

Наиболее легко обнаруживается борбаг (Bohr Bug). Ошибки данного типа видны еще на стадии отладки или тестирования.

Уровнем выше находятся гейзенбаг (Heisenbug). Такие сбои возникают периодически и иногда пропадают сами собой. Их свойства при этом меняются в зависимости как от программной, так и от аппаратной составляющей.

Фреймворк: особенности, преимущества, архитектура

Читайте также

Ошибки мандельбаг (Mandelbug) уже приводят к непредсказуемому результату.

Наиболее критическими являются шрединбаг (Schroedinbug). Эти баги хотя и могут быть незаметными, способны повысить риск взлома программы. Вероятность возникновения ошибок из данной категории служит одной из главных причин частого обновления ОС Windows. Пользователь при этом может и не подозревать о серьезной опасности, нависшей над его компьютером. Характерным примером такой ошибки является так называемая «ошибка 2000 года» (Y2K Error), о которой, впрочем, все уже забыли.

Тип ошибки

Наиболее серьезными считаются логические баги. Они меняют функционал программы вопреки изначальному техзаданию. Заранее неизвестно, к чему такие ошибки приведут, в чем и заключается главная опасность. К примеру, конфиденциальные данные, хранящиеся в программе, вдруг станут общедоступными для чтения и записи. Дебаггинг в данном случае можно произвести, лишь зная изначальную логику ПО.

Только до 29.06

Скачай подборку тестов, чтобы определить свои самые конкурентные скиллы

Список документов:

Тест на определение компетенций

Чек-лист «Как избежать обмана при трудоустройстве»

Инструкция по выходу из выгорания

Чтобы получить файл, укажите e-mail:

Подтвердите, что вы не робот,
указав номер телефона:


Уже скачали 7503

Синтаксическими называют ошибки, возникшие на уровне конкретного языка программирования. Если, например, в среде Java разработчик увидит лишь предупреждения, то программист C# уже столкнется с критическим багом. Проблема легко обнаруживается и исправляется на стадии компиляции.

В свою очередь компиляционные ошибки возникают на этапе преобразовании высокоуровневого кода к виду машинного языка. Это может произойти вследствие грубого несоблюдения синтаксиса программистом либо из-за сбоя в компиляторе. Дебаггинг в таком случае производится на стадии отладки, поскольку выпуск в продакшн забагованной программы невозможен технически.

Ошибки среды выполнения (Run-Time) могут появляться при запуске скомпилированных программ в случае критической нехватки ресурсов на компьютере пользователя либо вследствие аварийной ситуации (выхода из строя модуля оперативной памяти, носителя, устройств ввода-вывода и т. д.). Это происходит, когда изначально не учтены реальные условия эксплуатации. В таком случае программист должен заново проработать логику программы.

Арифметические ошибки представляют особую разновидность логических сбоев. Они возникают в ходе вычисления переменных, приводящего к непредвиденному результату. Характерным примером можно назвать деление на ноль. Исправить эту ошибку можно лишь на уровне кода.

Тип ошибки

Тип ошибки

Ресурсные ошибки в основном возникают из-за неправильной очистки памяти перед записью новых данных. Происходит так называемое переполнение буфера. Также причиной может послужить неправильно подобранный интерфейс, который не учитывает типовые разрешения экранов. В итоге это приводит к нарушению логики срабатывания интерактивных элементов. Избавиться от этих багов можно, только переписав определенную часть кода.

Наконец, ошибки взаимодействия могут возникать в аппаратном или программном окружении (например, при использовании веб-протоколов в приложении для облачного ресурса). Периодическое появление такого бага потребует внесения изменений в соответствующий участок кода. В противном случае программа работать должным образом не будет.

Необходимость борьбы с багами

В современном мире ошибки в программном обеспечении являются серьезной проблемой, так как они могут привести к значительным экономическим и жизненным последствиям. По подсчетам, проведенным Национальным институтом стандартов и технологий около 20 лет назад, ежегодно выявляемые в ПО баги обходились американской казне почти в 60 млн долларов. И вполне вероятно, что эти расходы со временем только выросли.

Чек-лист: суть, основные форматы, правила составления

Читайте также

Несмотря на то, что количественно оценить влияние ошибок сложно, вполне очевидно, что неправильно работающее ПО может существенно снизить производительность. Более того, программные баги способны стать причиной аварий на транспорте или нарушений в работе жизненно важной инфраструктуры (например, крупной электростанции).

Ошибки в ПО могут привести к трагедиям (например, в медицинском оборудовании) или к потере крупных сумм денег. Так, утечка почти 90 миллионов долларов однажды произошла по вине блокчейн-компании Compound, из-за ошибки в коде сайта случайно отправившей пользователям столь огромную сумму. Но наиболее дорогостоящим признан баг, повлекший за собой в результате обычного арифметического переполнения катастрофу ракеты-носителя «Арион-5».

В зависимости от отрасли, в которой разрабатывается программное обеспечение, проверка качества кода может быть очень жесткой, особенно если речь идет о сферах с большими финансовыми потоками или жизненно важным оборудованием. Для предотвращения возникновения ошибок в готовом продукте разработчики проводят ряд мероприятий, среди которых:

  • отладка ПО на этапе создания и написание исключений, учитывающих всевозможные внештатные ситуации;

Необходимость борьбы с багами

Необходимость борьбы с багами
  • тестирование кода в самых разных условиях, включая нетривиальные, и обнаружение в процессе этого неочевидных сценариев, потенциально способных привести к сбою в программе;
  • тестирование разных фрагментов кода (юнитов), позволяющее выявить корректность работы этих компонентов на глубоком уровне.

Итак, подытожим. Слово bug является широко используемым термином в среде программистов и возникло еще до появления компьютеров, когда оно обозначало физическую поломку устройства из-за воздействия внешних факторов. Сегодня программистам крайне важно знать, что такое баги и как с ними бороться. Своевременный дебаггинг в итоге способен предотвратить негативные и при том весьма серьезные последствия.

Баг (bug) – это ошибка в коде или в работе программы. Разработчики описывают этим сленговым словом ситуацию, когда что-то работает неправильно, выдает неверный или непредсказуемый результат.

Не любую ошибку можно назвать багом. Этот термин обычно применяют, когда код работает, но некорректно. При этом программа запускается и даже что-то делает, в отличие от, например, синтаксической ошибки, из-за которой код попросту не запустится.

Программу с багами называют забагованной. А отладку кода – дебаггингом, то есть избавлением от багов.

Слово bug в переводе с английского означает «жук». Оно пришло в программирование из сленга инженеров, которые называли багами ошибки при работе электронных схем. А в 1947 году создательница первого компилятора Грейс Хоппер обнаружила в компьютере Mark II бабочку, закоротившую контакты. В журнале происшествий написали: «Первый случай, когда был найден настоящий баг». Так термин закрепился в компьютерной сфере.

Рукописная запись с багом, то есть с жуком
Сейчас записи вместе с бабочкой находятся в Национальном музее американской истории

Где встречаются баги

В разработке и тестировании. Разработчики регулярно сталкиваются с багами: современные программные продукты – сложные, а в языках программирования много неочевидных вещей. Поэтому столкнуться с багами легко. Чаще всего они становятся следствием неверного употребления команд, неправильно реализованных алгоритмов или ошибок в дизайне программы. Часть багов находят еще при разработке, другие – на этапе тестирования или даже после выпуска продукта.

В готовом программном обеспечении. Даже уже выпущенные программы часто бывают не лишены багов. Некоторые из них очень известные, возникают у многих, даже имеют собственные имена. Есть и уникальные ошибки, которые встречаются однократно. Часто баги зависят от внешних параметров: например, в одной версии операционной системы программа работает корректно, а в другой – нет.

В играх. Отдельной категорией можно назвать баги в видеоиграх: ситуации, когда игровые сцены или персонажи работают не как надо. Примеров множество: двери, которые не могут открыться, внезапные вылеты игры при достижении определенного момента, персонажи, застрявшие в текстурах или зависшие на одном месте. Даже некоторые игры, которые считаются культовыми, на этапе выхода были очень забагованными.

Баг в игре, лицо во все небо
Известный смешной баг игры Mount and Blade: из-за сбоя в файлах игры вместо неба отображалось огромное лицо

На сайтах. Современные сайты такие гибкие и функциональные благодаря скриптам, написанным на языках программирования. В браузере работает JavaScript, на сервере языки могут быть разными: PHP, Python, Ruby и другие. Баг может возникнуть и на стороне сервера, и в клиентской части сайта – иногда его замечают только после выпуска в продакшн. Есть даже понятие bug bounty: вознаграждение, которое компания выплачивает пользователю, нашедшему критичный баг в информационной безопасности.

Кто сталкивается с багами

В широком смысле встретить баг может любой человек, который пользуется компьютером или смартфоном. Ведь и в готовом ПО ошибки не исключены. В более узком – баги находят разработчики, они же занимаются их исправлением.

Если команда разработки пропустила ошибку, ее ищут на следующем этапе – тестировании. Тестировщики пытаются неочевидными способами воспользоваться программой, чтобы отыскать скрытые ошибки. Найденные баги описываются в специальном отчете – он называется баг-репорт. Отчет тестировщики отправляют разработчикам, чтобы те исправили ошибки.

Из-за чего возникают баги

Мы выяснили, что такое баг. Теперь поговорим о причинах, из-за которых они появляются.

  • Первая и наиболее распространенная причина – ошибка разработчика. В IT-среде есть шутка: «Кто же победит: человек, венец природы… или крохотная забытая скобочка?». Маленькие недочеты могут быть очень критичными. Если поставить плюс вместо минуса в простейшем математическом вычислении, то получится совершенно другой результат.
  • Иногда причиной багов становится незнание. Например, разработчик был не в курсе специфического поведения какой-нибудь конструкции в языке, поэтому воспользовался ею не совсем корректно.
  • Часто баги возникают, если в команде программистов нет слаженности. Один не понимает, что написал другой, правит код по своему усмотрению и получает некорректное поведение программы.
  • Наконец, дизайн программы и архитектурные ошибки тоже могут быть причиной багов. Использование неоптимальных алгоритмов, ведущих к сбоям, неверный выбор инструментов – все это может привести к забагованности.
История одного неочевидного бага
Известный в интернете забавный случай показывает, насколько неочевидными бывают баги

Ворнинги, вылеты, исключения: чем отличаются от багов

Ошибки бывают разными, и это не только баги. Вот с чем еще может столкнуться программист.

Предупреждение. Это не совсем ошибка. Это скорее сообщение о риске некорректной работы. Не все предупреждения действительно указывают на что-то опасное. Например, линтеры – программы для написания чистого кода – выдают предупреждения, если человек пишет в «неправильном» стиле. На сленге предупреждения называют ворнингами от английского warning.

Исключение. Exception, или исключение, – это встроенный механизм защиты от ошибок в языках программирования. Программа выдает сообщение, что что-то пошло не так. Условия для исключений пишут сами программисты. Например, ставят защиту на ввод: если пользователь введет строку вместо числа, выбросится исключение.

Преимущество этого механизма в том, что он помогает обрабатывать проблемные ситуации еще до их появления и не допускать появления багов. Разработчик пишет, как должна вести себя программа, если столкнется с исключением. К примеру, в случае со строкой вместо числа можно прописать, чтобы программа сообщила пользователю об ошибке и попросила ввести данные в корректной форме.

Вылет. Так называют ситуацию, когда программа экстренно завершает работу из-за ошибки. Вылет может сопровождаться сообщением о сбое. Причины разные: начиная от ошибок в коде и заканчивая недостаточной мощностью компьютера, который не справляется с «тяжелой» программой.

Синтаксическая ошибка. Самый простой вариант: разработчик допустил опечатку в синтаксисе и неправильно написал какую-то конструкцию, поэтому программа не собралась. Запись оказалась неизвестна компилятору или интерпретатору. В таком случае среда программирования говорит разработчику о синтаксической ошибке и указывает, где ее искать.

Какими бывают баги

Разработчики классифицируют баги по нескольким категориям. Некоторые – скорее шуточные, другие обсуждаются всерьез. А у некоторых распространенных багов даже есть свои названия.

  • Опечатка – простейший вариант. Разработчик случайно пишет не то, и вся программа работает неправильно.
  • Бесконечный цикл – ситуация, когда условие для выхода из цикла никогда не наступает, и программа виснет.
  • Переполнение буфера – явление, когда программе перестает хватать памяти, и она начинает пользоваться памятью за пределами выделенного ей количества.
  • Состояние гонки – баг многопоточных приложений, когда несколько потоков одновременно обращаются к одному и тому же элементу и как бы «соревнуются» за доступ. Результат непредсказуем.
  • Количественный баг – ошибка при работе с большим количеством действий, когда при многократных повторениях появляются баги. Например, большое количество данных распределяется неравномерно.
  • Демонстрационный эффект – явление, когда программа работала нормально на этапе написания, но сломалась при демонстрации. Зачастую возникает из-за недостаточного тестирования и невнимательности: разработчик не учел какой-то сценарий.

Баги – это очень плохо?

Баги бывают забавными, не приносящими серьезного вреда. Некоторые из них, особенно игровые, порождают мемы и шутки. Но бывают и очень опасные баги, чреватые потерей денег или даже риском для жизни.

Например, баг в медицинском оборудовании может привести к трагедии. Баг в коде сайта – к утечке огромного бюджета: так было, когда блокчейн-компания Compound случайно отправила своим пользователям почти 90 миллионов долларов. А самый дорогой баг в истории – арифметическое переполнение в программной начинке ракеты-носителя «Арион-5», из-за которого ракета взорвалась в полете.

Конечно, критичность багов зависит от сферы. Если отрасль разработки связана с большими финансами или жизненно важным оборудованием, проверка качества кода в этой отрасли очень жесткая. Ведь цена ошибки очень велика.

Баг на табло, вместо 2000 года показывает 1900
Знаменитая «проблема 2000 года» или Y2K: когда наступил 2000 год, многие компьютеры по всему миру восприняли его как 1900

Как избежать багов

Мы уже выяснили, что критичные баги несут опасность. Поэтому разработчики стараются не допускать их в готовом продукте:

  • отлаживают программу еще на этапе создания. Хороший разработчик еще при написании кода учитывает возможные нештатные ситуации в его работе, проверяет его и пишет исключения;
  • тестируют для любых ситуаций, в том числе нетривиальных. В свою очередь тестировщики находят неочевидные ситуации, в которых программа может сломаться, и сообщают о них;
  • проводят юнит-тестирование для каждого компонента. Это отдельное тестирование разных частей кода – юнитов. Оно помогает понять, корректно ли работают эти компоненты – это более глубокий уровень. Ведь ошибка в одном компоненте может вызвать баги во всей программе.

Для начинающего разработчика главное – внимательность, потому что частая причина багов – опечатки. А они вероятнее, если человек еще не привык писать код. Скрупулезность и внимание к деталям помогут если не избежать багов, то серьезно сократить их количество и быстро исправить те, что остались.

Почему ошибки программ называют багами или что вы не знаете о сленге Эдисона и Азимова

Первый компьютерный баг можно увидеть своими глазами. Это не шутка: он хранится в Национальном музее американской истории.

Почему ошибки программ называют багами или что вы не знаете о сленге Эдисона и Азимова

JohnArtsz, Pixabay. CC0

Инженеры начали называть проблемы техники «багами» ещё в XIX веке, с зарождением электрики.

Приборы грелись и этим привлекали насекомых. Заползая в корпус, шестилапые замыкали провода, устраивая короткое замыкание — получалось, что в устройстве в буквальном смысле оказался баг (bug — «жук» с англ.).


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Великий Эдисон называл ошибки багами

«Википедия» приводит фрагмент его письма от 1878 года к одному из ассистентов: «…по мере того, как сложности возрастают, этот (эффект) начинает проявляться и вот тогда-то баги — так называют мелкие неполадки- начинают возникать».

В 1944 году это слово снова встречается, на этот раз в рассказе «Как поймать кролика» из цикла «Я, Робот» писателя-фантаста Айзека Азимова. 

У компьютерщиков баг изначально тоже считался проблемой железа, а не софта. Если верить, опять же, Википедии, одной из первых его могла употребить Грейс Хоппер, один из пионеров электромеханических компьютеров. В 1946 году компьютер Mark II, на котором она работала в университете Гарварда, в очередной раз забарахлил. Причиной оказалась бистон бетулярия, или берёзовая пяденица — ночной мотылёк, забравшийся в корпус.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Берёзовая пяденица


Butterfly Conservation

Возможно, сотрудники лаборатории Хоппер, обнаружившие его, чувствовали, что переживают переломный момент в истории науки. Поэтому они бережно извлекли крылатое насекомое из электрических дебрей и прикрепили к журналу лаборатории, сопроводив записью: «Первый реальный случай обнаружения бага». Сейчас он хранится в архивах Национального музея американской истории.

#статьи

  • 27 апр 2021

  • 13

Краш-курс по происхождению самых известных терминов цифрового мира.

Кирилл Молоков

Филолог, полиглот, IT-гик. В прошлом — преподаватель английского и литературы и рецензент Rolling Stone Russia. Ныне переводит для РБК и пишет о программировании и образовании для Skillbox.

Большинство IT-терминов пришло из английского языка. Но как они появились и почему эти английские слова в переводе означают вещи, которые никак не относятся к программированию и интернету?

Разбираемся, почему информацию хранят в облаке и как японское печенье с предсказаниями стало неотъемлемой частью рациона для большинства интернет-пользователей.

Баг (англ. bug — жук) — ошибка в программе.

Слово «баг» в значении «техническая неисправность» употребляли ещё в 1870-х. Тогда телеграфисты и телефонисты называли так помехи и неисправности в связи. Работники с большим трудом «ловили» и устраняли эти неполадки, которые надоедали, как назойливые жучки.

В значении «программная ошибка» слово впервые употребили в 1947 году. Инженеры, работавшие в Гарварде с компьютером Mark II, обнаружили в повреждённом компоненте машины сгоревшего мотылька, из-за которого и случилось замыкание. Насекомое извлекли и вклеили в журнал с символичной пометкой: «первый реальный случай обнаружения бага».

Тот самый вклеенный мотылёк и запись в журнале. Фото: Harvard University / IBM / National Museum of American History

Патч (англ. patch — накладка, заплата) — обновление или дополнение к программе.

Термин появился в эпоху перфокарт — главных носителей информации 1920–1950-х. Данные на них кодировали с помощью специальных отверстий. Чтобы изменить программу, приходилось накладывать заплатки на уже продырявленные места.

Патч на перфоленте первого программируемого компьютера — Mark I. Фото: ArnoldReinhold / Wikimedia Commons

Облачное хранилище данных, или просто облако (англ. cloud storage — облачное хранилище), — онлайн-хранилище данных.

Слово «облако» в значении «онлайн-хранилище» ещё в 1994 впервые использовали AT&T в рекламе нового сервиса PersonaLink Services. Тогда нужно было быстрее привлечь инвесторов и продвинуть проект в массы, поэтому разработчики использовали метафору, которая доступно объясняла принцип работы инновации: данные хранятся не у вас дома, а где-то там, в облаках. Кстати, рисунок хранилища на патенте тоже напоминает облако.

Патент на облачное хранилище данных. Изображение: US5485455A / Google Patents

Куки (англ. cookie — печенье) — информация, которую браузер сохраняет на компьютер, когда вы посещаете сайты.

Куки появились в IT-жаргоне благодаря печеньям с предсказаниями — кондитерским изделиям, внутри которых запекают записку с афоризмами и вариантами событий в будущем. Вопреки распространённому мнению, печенье в США завезли не китайские, а японские иммигранты. Позднее эти сладости «перекочевали» в сленг программистов: данные, которые сервер передаёт пользователю, стали называть cookies. Это слово очень ёмко и доступно объясняло принцип работы файлов, содержащих готовую, предсказуемую информацию.

Те самые cookies, о которых сайты предупреждают нас всё чаще и чаще. Фото: UngureanuCristi / Shutterstock

Спам (англ. spam — спам) — массовая рассылка сообщений.

История термина начинается в 1937-м. Тогда в США была основана торговая марка консервов SPAM, которая, по одной версии, расшифровывается как SPiced hAM, а по другой — как Shoulders of Pork and hAM. После Второй мировой войны SPAM вела агрессивную рекламную кампанию, чтобы сбыть залежавшуюся продукцию. Название торговой марки очень скоро стало нарицательным — им стали обозначать любую навязчивую рекламу.

В семидесятые слово популяризировали в комедийном скетче «Летающего цирка Монти Пайтона», который так и назвали — «Спам». В эпизоде официантка читает вслух меню — в нём все блюда, кроме одного, содержат консервы торговой марки SPAM. Словом вооружились тогдашние интернет-абьюзеры, чтобы мешать другим людям общаться в чатах. В результате спамом стали называть любые нежелательные письма и сообщения.

Спам, спам, спам, спам… Фото: Eduardo Unda-Sanzana / Wikimedia Commons

Робот (от чеш. robota — барщина, тяжёлая работа) — автоматизированное устройство, которое действует по определённой программе.

Любопытно, но одно из самых популярных слов IT-мира пришло не из английского, а из чешского языка. Термин «робот» ввёл писатель Карел Чапек. В 1920 он написал пьесу «Р.У.Р.» («Россумские универсальные роботы») — действие происходит на фабрике, где производят «искусственных людей». Писатель всё не мог придумать, как попроще назвать этих существ, поэтому обратился к брату, Йозефу Чапеку, который и предложил образовать неологизм от чешского слова robota.

Именно так выглядело первое художественное восстание роботов. Фото: Public Domain / Wikimedia Commons

Читая эту подборку, вы, наверное, заметили, что здесь нет сложных аббревиатур и слов, которые так характерны для технических дисциплин. Почти все представленные выше термины — простые, но яркие метафоры. И хотя некоторые из них возникли спонтанно, кого-то может удивить такая художественность языка в подобной сфере. Ведь на первый взгляд кажется, что в ней нет места образному мышлению.

На самом деле IT-индустрия никогда не противопоставлялась творчеству. Напротив, прокачанное образное мышление помогает стать первоклассным айтишником. Оно напрямую влияет на умение планировать и моделировать — важный навык программистов и инженеров.

Кроме того, метафоры позволяют лучше понимать абстрактные явления и решать проблемы, для которых ещё нет готовых алгоритмов. Художественность языка упрощает и само общение — ускоряет работу внутри коллектива. Иными словами, образный язык в IT-словаре — это вовсе не парадокс, а закономерность.

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Школа дронов для всех
Учим программировать беспилотники и управлять ими.

Узнать больше

Ошибки в программировании – дело обычное, хоть и неприятное. В данной статье будет рассказано о том, какими бывают ошибки (баги), а также что собой представляют исключения.

Определение

Ошибка в программировании (или так называемый баг) – это ситуация у разработчиков, при которой определенный код вследствие обработки выдает неверный результат. Причин данному явлению множество: неисправность компилятора, сбои интерфейса, неточности и нарушения в программном коде.

Баги обнаруживаются чаще всего в момент отладки или бета-тестирования. Реже – после итогового релиза готовой программы. Вот несколько вариантов багов:

  1. Появляется сообщение об ошибке, но приложение продолжает функционировать.
  2. ПО вылетает или зависает. Никаких предупреждений или предпосылок этому не было. Процедура осуществляется неожиданно для пользователя. Возможен вариант, при котором контент перезапускается самостоятельно и непредсказуемо.
  3. Одно из событий, описанных ранее, сопровождается отправкой отчетов разработчикам.

Ошибки в программах могут привести соответствующее приложение в негодность, а также к непредсказуемым алгоритмам функционирования. Желательно обнаруживать баги на этапе ранней разработки или тестирования. Лишь в этом случае программист сможет оперативно и относительно недорого внести необходимые изменения в код для отладки ПО.

История происхождения термина

Баг – слово, которое используется разработчиками в качестве сленга. Оно произошло от слова «bug» – «жук». Точно неизвестно, откуда в программировании и IT возник соответствующий термин. Существуют две теории:

  1. 9 сентября 1945 года ученые из Гарварда тестировали очередную вычислительную машину. Она называлась Mark II Aiken Relay Calculator. Устройство начало работать с ошибками. Когда его разобрали, то ученые заметили мотылька, застрявшего между реле. Тогда некая Грейс Хоппер назвала произошедший сбой упомянутым термином.
  2. Слово «баг» появилось задолго до появления Mark II. Термин использовался Томасом Эдисоном и указывал на мелкие недочеты и трудности. Во время Второй Мировой войны «bugs» называли проблемы с радарной электроникой.

Второй вариант кажется более реалистичным. Это факт, который подтвержден документально. Со временем научились различать различные типы багов в IT. Далее они будут рассмотрены более подробно.

Как классифицируют

Ошибки работы программ разделяются по разным факторам. Классификация у рядовых пользователей и разработчиков различается. То, что для первых – «просто программа вылетела» или «глючит», для вторых – огромная головная боль. Но существует и общепринятая классификация ошибок. Пример – по критичности:

  1. Серьезные неполадки. Это нарушения работоспособности приложения, которые могут приводить к непредвиденным крупным изменениям.
  2. Незначительные ошибки в программах. Чаще всего не оказывают серьезного воздействия на функциональность ПО.
  3. Showstopper. Критические проблемы в приложении или аппаратном обеспечении. Приводят к выходу программы из строя почти всегда. Для примера можно взять любое клиент-серверное приложение, в котором не получается авторизоваться через логин и пароль.

Последний вариант требует особого внимания со стороны программистов. Их стараются обнаружить и устранить в первую очередь. Критические ошибки могут отложить релиз исходной программы на неопределенный срок.

Также существуют различные виды сбоев в плане частоты проявления: постоянные и «разовые». Вторые встречаются редко, чаще – при определенных настройках и действиях со стороны пользователя. Первые появляются независимо от используемой платформы и выполненных клиентом манипуляций.

Иногда может получиться так, что ошибка возникает только на устройстве конкретного пользователя. В данном случае устранение неполадки требует индивидуального подхода. Иногда – полной замены компьютера. Связано это с тем, что никто не будет редактировать исходный код, когда он «глючит» только у одного пользователя.

Виды

Существуют различные типы ошибок в программах в зависимости от типовых условий использования приложений. Пример – сбои, которые возникают при возрастании нагрузки на оперативную память или центральный процессор устройства. Есть баги граничных условий, сбоя идентификаторов, несовместимости с архитектурой процессора (наиболее распространенная проблема на мобильных устройствах).

Разработчики выделяют следующие типы ошибок по уровню сложности:

  1. «Борбаг» – «стабильная» неполадка. Она легко обнаруживается на этапе разработки и компилирования. Иногда – во время тестирования наработкой исходной программы.
  2. «Гейзенбаг» – баги с поддержкой изменения свойств, включая зависимость от среды, в которой было запущено приложение. Сюда относят периодические неполадки в программах. Они могут исчезать на некоторое время, но через какой-то промежуток вновь дают о себе знать.
  3. «Мандельбаг» – непредвиденные ошибки. Обладают энтропийным поведением. Предсказать, к чему они приведут, практически невозможно.
  4. «Шрединбаг» – критические неполадки. Приводят к тому, что злоумышленники могут взломать программу. Данный тип ошибок обнаружить достаточно трудно, потому что они никак себя не проявляют.

Также есть классификация «по критичности». Тут всего два варианта – warning («варнинги») и критические весомые сбои. Первые сопровождаются характерными сообщениями и отчетами для разработчиков. Они не представляют серьезной опасности для работоспособности приложения. При компилировании такие сбои легко исправляются. В отдельных случаях компилятор справляется с этой задачей самостоятельно. А вот критические весомые сбои говорят сами за себя. Они приводят к серьезным нарушениям ПО. Исправляются обычно путем проработки логики и значительных изменений программного кода.

Типы багов

Ошибки в программах бывают:

  • логическими;
  • синтаксическими;
  • взаимодействия;
  • компиляционные;
  • ресурсные;
  • арифметические;
  • среды выполнения.

Это – основная классификация сбоев в приложениях и операционных системах. Логические, синтаксические и «среды выполнения» встречаются в разработке чаще остальных. На них будет сделан основной акцент.

Ошибки синтаксиса

Синтаксические баги распространены среди новичков. Они относятся к категории «самых безобидных». С данной категорией ошибок способны справиться компиляторы тех или иных языков. Соответствующие инструменты показывают, где допущена неточность. Остается лишь понять, как исправить ее.

Синтаксические ошибки – ошибки синтаксиса, правил языка. Вот пример в Паскале:

Код написан неверно. Согласно действующим синтаксическим нормам, в Pascal в первой строчке нужно в конце поставить точку с запятой.

Логические

Тут стоит выделить обычные и арифметические типы. Вторые возникают, когда программе при работе необходимо вычислить много переменных, но на каком-то этапе расчетов возникают неполадки или нечто непредвиденное. Пример – получение в результатах «бесконечности».

Логические сбои обычного типа – самые сложные и неприятные. Их тяжелее всего обнаружить и исправить. С точки зрения языка программа может быть написана идеально, но работать неправильно. Подобное явление – следствие логической ошибки. Компиляторы их не обнаруживают.

Выше – пример логической ошибки в программе. Тут:

  1. Происходит сравнение значения i с 15.
  2. На экран выводится сообщение, если I = 15.
  3. В заданном цикле i не будет равно 15. Связано это с диапазоном значений – от 1 до 10.

Может показаться, что ошибка безобидная. В приведенном примере так и есть, но в более крупных программах такое явление приводит к серьезным последствиям.

Время выполнения

Run-time сбои – это ошибка времени выполнения программы. Встречается даже когда исходный код лишен логических и синтаксических ошибок. Связаны такие неполадки с ходом выполнения программного продукта. Пример – в процессе функционирования ПО был удален файл, считываемый программой. Если игнорировать подобные неполадки, можно столкнуться с аварийным завершением работы контента.

Самый распространенный пример в данной категории – это неожиданное деление на ноль. Предложенный фрагмент кода с точки зрения синтаксиса и логики написан грамотно. Но, если клиент наберет 0, произойдет сбой системы.

Компиляционный тип

Встречается при разработке на языках высокого уровня. Во время преобразований в машинный тип «что-то идет не так». Причиной служат синтаксические ошибки или сбои непосредственно в компиляторе.

Наличие подобных неполадок делает бета-тестирование невозможным. Компиляционные ошибки устраняются при разработке-отладке.

Ресурсные

Ресурсный тип ошибок – это сбои вроде «переполнение буфера» или «нехватка памяти». Тесно связаны с «железом» устройства. Могут быть вызваны действиями пользователя. Пример – запуск «свежих» игр на стареньких компьютерах.

Исправить ситуацию помогают основательные работы над исходным кодом. А именно – полное переписывание программы или «проблемного» фрагмента.

Взаимодействие

Подразумевается взаимодействие с аппаратным или программным окружением. Пример – ошибка при использовании веб-протоколов. Это приведет к тому, что облачный сервис не будет нормально функционировать. При постоянном возникновении соответствующей неполадки остается один путь – полностью переписывать «проблемный» участок кода, ответственный за соответствующий баг.

Исключения и как избежать багов

Исключение – событие, при возникновении которых начинается «неправильное» поведение программы. Механизм, необходимый для стабилизации обработки неполадок независимо от типа ПО, платформ и иных условий. Помогают разрабатывать единые концепции ответа на баги со стороны операционной системы или контента.

Исключения бывают:

  1. Программными. Они генерируются приложением или ОС.
  2. Аппаратными. Создаются процессором. Пример – обращение к невыделенной памяти.

Исключения нужны для охвата критических багов. Избежать неполадок помогут отладчики на этапе разработки. А еще – своевременное поэтапное тестирование программы.

P. S. Большой выбор курсов по тестированию есть и в Otus. Присутствуют варианты как для продвинутых, так и для начинающих пользователей.

Ошибки в программах – дело обыденное. Приложения зависают, вылетают, перестают запускаться. В простейшем случае пользователь решает проблему переустановкой ПО или чисткой от «мусора». Разработчикам же нужно четко понимать, что такое баг, как исправить его и каким образом получить своевременную обратную связь от пользователей.

Что такое баг?

Термин «баг» (в переводе «жук») у программистов обозначает ситуацию, когда определенный код выдает неверный результат. Причины возникновения разные: ошибки в исходном коде, интерфейсе программы или некорректной работе компилятора. Обнаруживают их на этапе отладки или уже на стадии бета-тестирования, выпуска продукта на рынок.

Варианты ошибок:

  1. Появилось сообщение об ошибке, программа продолжает работу.
  2. Приложение зависает или вылетает без каких-либо предупреждений.
  3. Происходит одно из событий с одновременной отправкой отчета разработчику.

Сложнее всего работать с компьютерными играми, в которых чаще используют термин «краш» (crash). Он означает критическую проблему при запуске или использовании программы. Когда говорят о багах, то чаще имеют в виду сбои графики, например, если игрок «проваливается в текстуры».

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Классификация багов

Точка зрения пользователей часто не совпадает с мнением программистов. Так, для первых всего лишь произошел сбой, «приложение перестало работать». Кодеру же предстоит головная боль с определением источника проблемы. Ведь ошибка в программе, вероятно, проявляется лишь на конкретном железе или при сочетании с другим софтом (часто с антивирусами).

Ошибка программы

Баги делят на категории в зависимости от их критичности:

  1. незначительные ошибки,
  2. серьезные ошибки,
  3. showstopper.

Последние указывают на критическую программную или аппаратную проблему, из-за которой ПО теряет свою функциональность практически на 100%. Например, не удается авторизоваться через логин-пароль или перестала работать кнопка «Далее». Поэтому таким ошибкам отдают приоритет.

Также есть деление ошибок по частоте проявления. Проще всего исправлять постоянные, возникающие при одних и тех же обстоятельствах, независимо от платформы, аппаратной части компьютера или каких-то действий пользователя. Сложность возрастает при периодических сбоях, когда причиной вполне может оказаться глючная оперативная память или ошибки накопителей.

Есть вариант, когда проблема возникает только на машине конкретного клиента. Здесь приходится либо заказывать индивидуальную «работу над ошибками», либо менять компьютер. Потому что ПО для массового пользователя никто не будет редактировать из-за «одного». Только если наберется некая критическая масса одинаковых случаев.

Разновидности ошибок

Программисту еще важно деление на разные типы ошибок приложений исходя из типовых условий их эксплуатации. Например, возникающие при повышении нагрузки на процессор, в интерфейсе, в модуле обработки входящих данных. Существуют баги граничных условий, сбоя идентификаторов, банальной несовместимости с архитектурой процессора (чаще в мобильных устройствах).

Баг в программе

Кодеры делят ошибки по сложности:

  1. Борбаг (Bohr Bug) – «стабильная» ошибка, легко выявляемая еще на этапе отладки или при бета-тестировании, когда речь еще не идет о выпуске стабильной версии.
  2. Гейзенбаг (Heisenbug) – периодически проявляющиеся, иногда надолго исчезающие баги с меняющимися свойствами, включая зависимость от программной среды, «железа».
  3. Мандельбаг (Mandelbug) – ошибка с энтропийным поведением, почти с непредсказуемым результатом.
  4. Шрединбаг (Schroedinbug) – критические баги, чаще приводящие к появлению возможности взлома, хотя внешне никак себя не проявляют.

Последняя категория ошибок – одна из основных причин регулярного обновления операционных систем Windows. Вроде бы пользователя все устраивает, а разработчик раз за разом выпускает новые пакеты исправлений. Наиболее известный баг, попортивший нервы многим кодерам, это «ошибка 2000 года» (Y2K Error). Про нее успешно забыли, но уроки извлекли.

Программисты различают и те ошибки, что мешают скомпилировать программу, и ворнинги. Вторая категория представляет собой лишь предупреждение о найденных «косяках» в коде, но они не мешают ни сборке ПО, ни последующей эксплуатации. Например, речь идет об отсутствии точки или точки запятой в синтаксисе, когда компилятор способен сам решить проблему.

Поиск ошибок

Логические

Наиболее серьезная из ошибок. Такие баги приводят к изменению функционирования программы вопреки техническому заданию. К чему это приведет, никто не знает – могут записаться на диске «не те данные», некорректно измениться важные документы или предоставиться доступ к коммерческой информации без авторизации. Исправить их получится только при знании изначальной логики.

Синтаксические

Ошибки синтаксиса существуют на уровне конкретного языка программирования: C, Java, Python, Perl и т.д. Что на одной платформе работает максимум с ворнингами, для другой будет серьезной проблемой. Такие баги легко исправить на этапе компиляции, потому что инструмент не позволит «пройти дальше» некорректного участка кода.

Компиляционные

Ситуация происходит, когда код, написанный на языке высокого уровня, преобразуют в «простой», машиночитаемый. Причиной может служить как серьезная ошибка в синтаксисе, так и сбои в самом компиляторе. Такие баги устраняют на этапе разработки-отладки программ, потому что выпустить их даже для бета-тестирования не получится.

Среды выполнения

Так называемые ошибки Run-Time. Проявляются в скомпилированных программах, при запуске. Например, из-за нехватки ресурсов на машине, в результате аварийной ситуации (поломка памяти, носителя, устройств ввода-вывода). Такое происходит, если разработчик не учел реальных условий работы; придется вернуться к стадии проработки логики.

Арифметические

Одна из разновидностей логических ошибок. Происходят, когда программа при работе вычисляет массу переменных, но на каком-то этапе происходит непредвиденное. Например, деление на ноль или же приложение получает «бесконечный» результат. Изменить ситуацию получится только на уровне кода, внедренного в него алгоритма.

Ресурсные

Преимущественно к этой категории относят ошибки типа «переполнение буфера». Программист не учел необходимость очистки памяти перед размещением новых данных. Или интерфейс разработан без учета типовых разрешений экранов, и его элементы постоянно «съезжают», нарушается логика срабатывания кнопок и т.д. Исправить получится только переписыванием части кода.

Взаимодействия

Речь идет о взаимодействии с аппаратным или программным окружением. В случае с приложением для облачного ресурса программист мог допустить ошибку при использовании веб-протоколов. При постоянном появлении ошибки остается только переписывать участок кода, ответственный за появление бага, иначе программа останется неработоспособной.

Что такое исключение

Снизить риски появления непредвиденных ошибок позволяет внедрение в программу исключений. Это события, при возникновении которых начинается «неправильное» поведение. Такой механизм позволяет систематизировать обработку багов независимо от типа приложения, платформы и иных условий. И разработать единую систему реагирования, например, со стороны операционки.

Исключения ошибок

Существуют программные и аппаратные исключения. Первые генерируются самой программой и ОС, под которой она запущена. К аппаратным относятся те, что создаются процессором. Например, деление на 0, переполнение буфера, обращение к невыделенной памяти. Исключениями кодеры охватывают наиболее серьезные, критические баги.

Как избежать ошибок?

Существует два эффективных способа избежать проблем еще на стадии разработки. Первый – это отладка при помощи специальных программ. Они отображают результаты выполнения в цифрах, которые объективно показывают кодеру, правильно ли был обработан следующий участок кода или нужно искать закравшуюся ошибку.

Второй способ представляет собой привлечение специальных людей, тестировщиков. Они помогут разобраться с работоспособностью интерфейса в различных ситуациях, на разных платформах. Это происходит максимально приближенно к реальным условиям. Поэтому любой серьезный продукт проходит такую стадию обязательно.

Выводы

Баги – сопутствующий фактор любой разработки. Большую их часть пользователь не видит, потому что устраняются они еще в «лаборатории», на этапе альфа-тестирования. В бета-версии попадают уже незначительные ошибки, например, связанные с конкретными «узкими» условиями эксплуатации. Редкие проблемы помогают решать краш-репорты – отчеты, отсылаемые производителю самой программой. 


23 июня 2020


23.06.20

5

3214

Баги и ошибки — как искусство

Введение

  Баг или же ошибка, связанная с нарушениями в целостности программы или программного кода, в этом кратком пособии я хочу рассказать об этих странных, забавных и порой неизвестных вещах, надеюсь, что это пособие поможет вам понять, как я смотрю на этот чудесный мир ошибок и недоработок, многие воспринимают их как что-то бесящее и крайне надоедливое, с определённой стороны они все правы.

Что такое “БАГ”

Терминология

  В программировании баг (англ. bug — жук)— жаргонное слово, обычно обозначающее ошибку в программе или системе, которая выдает неожиданный или неправильный результат. Большинство багов возникают из-за ошибок, сделанных разработчиками программы в её исходном коде, либо в её дизайне. Также некоторые баги возникают из-за некорректной работы компилятора, вырабатывающего некорректный код. Программу, которая содержит большое число багов и/или баги, серьёзно ограничивающие её работоспособность, называют нестабильной или, на жаргонном языке, “глючной”, “глюкнутой”, “забагованной”, “бажной”, “баг (а) нутой” (англ. unstable, buggy). Термин «баг» обычно употребляется в отношении ошибок, проявляющих себя на стадии работы программы, в отличие, например, от ошибок проектирования или синтаксических ошибок. Отчет, содержащий информацию о баге, также называют отчетом об ошибке или отчетом о проблеме (англ. bug report). Отчет о критической проблеме (англ. crash), вызывающей аварийное завершение программы, называют крэш репортом (англ. crash report). «Баги» локализуются и устраняются в процессе тестирования и отладки программы. Возможны ситуации, при которых ошибки остаются во внутреннем коде или программе они могут остаться не замеченными и обнаруженными уже при тестировании или выпуске программы или игры. Такие ситуации исправляются так называемыми “патчами” (англ. patch), выпускаются они как можно скорее стараясь залатать все дыры и проблемы, когда патч готов разработчик или программист выпускает “патч ноут” (англ. Patch note) список изменений и исправлений. На этом с терминологией всё, приступим к практике.

Как выглядит баг

И как его исправить

  Чаще всего их можно обнаружить на ранних стадиях разработки, например когда игра компилируется выскакивают ошибки или сообщения о неполадках, но бывает так что их можно и не заметить особенно когда было проделано много работы и ошибка не проявилась, для такого существуют тестировщики, люди которые 24 часа в сутки проверяют каждый угол на предмет ошибок, что бы при игре в условный Fallout 76 ваша игра окончательно не сломалась. Правда в конце концов люди не могут увидеть всё и для этого требуется ещё больше времени работы и труда, но даже при этом некоторые ошибки невозможно исправить, такие ошибки не критичны и ведь зачем их исправлять если это не приносит убытков, поэтому огромное количество багов не исправляются разработчиками, их исправляют игроки и просто не равнодушные люди. Эти вещи называются фиксами. Перейдём к виновнику этой книги. Самое простое это пропавшая текстура, это может быть прозрачная область или разноцветные пиксели, происходит если текстура пропала из игры. Более критичными являются ошибки в коде, прыгнул куда-то не туда и вот игра уже зависает, выдаёт ошибку и ломается, тут всё дело в том, что где-то есть сломанная частица кода, которая при активации выдаёт ошибку. Есть ошибки в тексте и звуке, к примеру вместо звука меча проигрывается звук курицы, а в субтитрах написано, что это была машина, тут играет человеческий фактор, ещё можно застрять в текстуре или сломать цепочку событий в игре. Всё исправить невозможно в силу того, что на таком уровне заметить их трудно, бывает они возникают из неоткуда, но всегда весело их находить если они не критичны. 

Творческие решения

Спидраны

  Но у ошибок нашли хорошую соревновательную сторону, спидраны — забеги по играм на скорость, проходить игру просто это так скучно, а вот с ошибками это совсем другое дело, сократить игру в 3 раза прыгая за текстуры, профессионалам на это дело расплюснуть, разбирать спидраны я не буду всё это уже сделали за меня, хочу лишь сказать что это удивительно как люди используют ошибки и недоработки, рассчитывают всё до пикселя и всё это основано на ошибках, багах и глитчах.

Критические ситуации

Лица из ада

  За примером далеко ходить не надо, можно вспомнить лица из Assassin’s Creed Unity, проблема была вызвана несовместимостью с некоторыми видеокартами, это ошибка была исправлена в патче первого дня но оставила свой отпечаток на и так большом пласте ненависти ввиду отсутствия оптимизации и багов, вот что об этом говорит главный творческий руководитель Ubisoft Жан Жесдон:

  Если вы поиграете сейчас, со всеми исправлениями, — это будет очень красивая и хорошая игра. Иными словами, вероятно, мы подлетели слишком близко к Солнцу и утратили самоконтроль.  Именно поэтому Syndicate концентрировалась на качестве, с чем команда отлично справилась.                                                                                                        Жан Жесдон

  В заключении хотел бы сказать что баги и ошибки порадили целые сегменты в разных культурах и стали большой частью игр и игровой индустрии. _DeVloPPeR_


Что такое «компьютерная баг» и откуда взялся этот термин

Вы, наверное, слышали это раньше: в программном обеспечении есть «баг», из-за которого что-то работает неправильно. Что такое компьютерный баг и откуда появился этот термин? Мы объясним.

Баг- это непреднамеренная ошибка в компьютерном программном обеспечении

«Компьютерный баг» или «программный баг» — это термин, обозначающий непреднамеренную ошибку программирования или дефект в компьютерном программном обеспечении или оборудовании. Баги возникают из-за человеческой ошибки в конструкции оборудования или где-то в цепочке программных инструментов, используемых для создания компьютерных приложений, прошивок или операционных систем.

Программная ошибка возникает, когда программист либо делает ошибку при написании программного обеспечения, либо пишет код, который работает, но имеет непреднамеренные последствия, которые не были предвидены программистом. Устранение ошибок в программном обеспечении называется «дебаг».

В сегодняшнем мире ошибки в программном обеспечении — серьезное дело. Почти 20 лет назад Национальный институт стандартов и технологий подсчитал, что ошибки в программном обеспечении обходятся экономике США почти в 60 миллиардов долларов в год (около 0,6% ВВП в 2002 году), и с тех пор эта цифра, вероятно, увеличилась. Хотя точно количественно оценить негативные последствия ошибок сложно, легко представить, как неисправное программное обеспечение может повлиять на производительность. Это может даже подвергнуть опасности жизнь людей на транспорте или поставить под угрозу жизненно важную инфраструктуру, такую как электростанции.

Почему мы называем их багами

Термин «баг» появился еще до изобретения компьютеров, и мы точно не знаем, кто изначально придумал термин «баг» для обозначения инженерного дефекта. В письменных источниках историки проследили это до Томаса Эдисона не ранее 1870-х годов.

Что такое «компьютерная баг» и откуда взялся этот термин

Эдисон использовал этот термин в своих личных заметках и переписке для обозначения сложной проблемы, которая требовала решения, или инженерного дефекта, который требовал исправления. Он даже пошутил о том, что этот термин имеет отношение к насекомым, написав в письме 1878 года:

«Вы были частично правы, я действительно обнаружил «баг» в своем аппарате, но не в самом телефоне. Он принадлежал к роду callbellum. Похоже, насекомое находит условия для своего существования во всех телефонных аппаратах».

Хотя некоторые считают, что примеры Эдисона означают, что он ввел термин «баг», но вполне возможно, что он произошел от кого-то еще раньше и что он просто популяризировал этот термин среди своих друзей и соратников-инженеров. Оксфордский словарь английского языка цитирует пример 1889 года, связанный с Эдисоном, который описывает ошибку как метафору насекомого, заползающего в элемент оборудования и вызывающего его неисправность, предполагая, что настоящая ошибка, делающая именно это, могло первоначально послужить источником этого термина, похожего на термин «ложка дегтя».

Отбросив на мгновение слово «баг», первым известным человеком в истории, который осознал, что программное обеспечение может работать неправильно из-за ошибок в программировании, была Ада Лавлейс. Она писала об этой проблеме еще в 1843 году в своем комментарии к аналитической машине Чарльза Бэббиджа.

Что такое «компьютерная баг» и откуда взялся этот термин

«На это можно ответить, что процесс анализа в равной степени должен быть выполнен для того, чтобы снабдить аналитическую машину необходимыми оперативными данными; и в этом также может заключаться возможный источник ошибки. При условии, что реальный механизм безошибочен в своих процессах, карты могут отдавать ему неправильные приказы».

В этой цитате Лавлейс говорит о том, что настоящий вычислительный механизм не содержит ошибок в том, как он обрабатывает данные, но оговаривает, что данные, передаваемые ему людьми (как в то время запрограммированы на карточках), могут дать машине неправильные инструкции и таким образом дают неправильные результаты.

Бабочка Грейс Хоппер

На протяжении десятилетий книги, журналы и веб-сайты ошибочно сообщали, что термин «баг» был придуман легендарным компьютерным ученым Грейс Хоппер, когда моль влетела в реле компьютера Harvard Mark II и вызвала его неисправность. Как гласит история, она затем записала мотылька в журнал и сделала историческую заметку: «Первый реальный случай обнаружения бага».

Что такое «компьютерная баг» и откуда взялся этот термин

Хотя в 1947 году в Mark II действительно залетела моль, она не была источником терминов «баг» или «дебаг», которые предшествовали инциденту. Кроме того, не совсем ясно, действительно ли моль привела к неисправности компьютера, или это была просто забавная находка, пока они исправляли другие дефекты. Хоппер сделала эту историю известной, рассказав ее в широко цитируемом интервью от ноября 1968 года.

Хоппер нашла эту историю забавной, потому что после частых поисков ошибок в компьютере (например, аппаратных и программных дефектов) ее команда наконец нашла настоящего насекомого (bug) внутри компьютера. Отсюда надпись: «Первый реальный случай обнаружения жука».

Интересно отметить, что Хоппер описывает мотылька Mark IV как «забитого до смерти», вероятно, из-за повреждений, вызванных движением электромеханических реле компьютера, что позволяет предположить, что компьютер продолжал функционировать, пока моль была там.

Историки не знают, был ли это дневник Хоппер или кто на самом деле написал запись, но сегодня журнал Harvard Mark II находится в Национальном музее американской истории в Смитсоновском институте в Вашингтоне, округ Колумбия.

Хотя бабочка Mark II (назовем его «Марк») не была первой компьютерной ошибкой, она, тем не менее, остается физическим и культурным символом очень реальной и сложной проблемы, с которой борются все программисты.

  • Почему ошибкой окажется если кто нибудь лишним покажется
  • Почему ошибки это хорошо
  • Почему ошибки это плохо
  • Почему ошибки это нормально
  • Почему ошибки рекомендуется исправлять красным цветом