Почему так важно учиться на своих ошибках

Сам процесс обучения основан на ошибках. Мы не просто учимся на них — не существует другого способа учиться, кроме как совершая ошибки. Во время обучения и приобретения нового жизненного опыта ошибки даже не неизбежны — они составляют суть процесса. Соответственно, если нет ошибок, нет и обучения и вообще мы мертвы.

Ошибки играют ключевую роль в обучении с точки зрения и психологии, и нейробиологии.

Психология о роли ошибок в процессе обучения

Кэрол Двек, профессор психологии в Стэнфордском университете, предложила теорию о существовании двух полярных подходов к обучению, которые соответствуют двум типам мышления: фиксированному (fixed mindset) и гибкому (growth mindset).

Люди с фиксированным мышлением считают, что обладают определенным уровнем интеллекта и не могут заметно его изменить. Они руководствуются принципом «выше себя не прыгнешь», а ошибку воспринимают как знак того, что они недостаточно способны. Те же, кто обладают гибким мышлением, ориентированы на процесс развития. Они полагают, что если приложат усилия и проявят трудолюбие и терпение, то смогут значительно улучшить свои способности. Ошибка для них — это повод учиться.

Теория Кэрол Двек основана на ее психологических экспериментах. В одном из них поучаствовали более 400 пятиклассников. Дети проходили несложный тест, состоящий из невербальных пазлов, после чего им сообщали результат. Половину детей хвалили за то, что они умные, а другую половину — за старание. Затем детям предложили выбрать между двумя тестами разной сложности. Около 90% детей, которых похвалили за ум, выбрали более простой тест, предпочтя остановиться на уже достигнутом и не потерять репутацию умных. Дети, которых похвалили за усилия, были более безжалостны к себе — они выбрали тест посложнее, который позволил им продемонстрировать свое стремление прилагать усилия.

Затем Двек предложила тем же пятиклассникам пройти очень сложный тест, рассчитанный на 8-й класс. Ученики, которых хвалили за старательность, настойчиво пытались решить задания и добивались значительных успехов. Те же, кого похвалили за ум, быстро разочаровывались в себе и переставали прилагать усилия. Свои ошибки они воспринимали как признак поражения и доказательство того, что не такие уж они и умные.

Таким образом, боязнь совершить ошибку отрицательно влияет на образовательный процесс, в то время как отсутствие этого страха и готовность работать над ошибками гарантирует эффективное обучение.

Согласившись с идеей Двек о разграничении фиксированного и гибкого мышления, психолог из Мичиганского университета Джейсон Мозер исследовал нейронные механизмы, лежащие в основе разных типов реакций на ошибки. Он проследил взаимосвязь между типом мышления человека и его реакцией на ошибки.

Участники его эксперимента должны были выполнять задания, в которых легко ошибиться. В это время Мозер с помощью энцефалограммы анализировал нейронные сигналы, участвующие в обработке ошибок: рефлекторную регистрацию ошибки ERN (error-related negativity) и осознанную реакцию на ошибку Pe (error positivity). Первый сигнал показывает конфликт между правильным и ошибочным ответом, он возникает приблизительно через 50 миллисекунд после допущения ошибки. Второй сигнал регистрируется через 100–600 миллисекунд после ответа и указывает на осознание ошибки и концентрацию внимания на ней.

Согласно исследованиям сигналы ERN и Pe, скорее всего, генерирует передняя поясная извилина коры — зона, которая участвует в мониторинге поведения и сигнализирует о том, что нужно усилить когнитивный контроль.

В эксперименте Мозера уровни сигналов ERN и Pe коррелировали с более сосредоточенными и более точными ответами, следующими за ошибками. Оказалось, что чем выше амплитуда ERN- и Pe-сигналов, тем более эффективен процесс обучения.

Мозер подтвердил теорию Кэрол Двек: его эксперимент доказал, что обладатели гибкого мышления больше сосредотачиваются на ошибках и демонстрируют большую точность ответов после ошибок, то есть лучше учатся. Амплитуда сигнала Pe у них в среднем равна 15 пунктам, тогда как у носителей фиксированного мышления — 5. Ошибившись, «гибкие» люди сразу же сосредотачиваются, обрабатывают ошибку и после этого демонстрируют прирост точности.

Работа Мозера показала, что ошибки являются важной составной обучения и развития. Если их избегают или воспринимают как показатель отсутствия способностей к определенному занятию, эффективность обучения заметно снижается.

Именно ошибки запускают нейроактивность, отражающую процесс обучения. На субъективном уровне мы воспринимаем ошибку как «что-то пошло не так», но именно это «не так» на нейронном уровне содействует наиболее активным процессам. Для обучения ценнее всего именно ошибки: этот процесс построен на провалах, а не на успехе. Упускать возможность неудачи, пытаясь всё делать правильно и безошибочно, — значит упустить возможность обучения и развития.

Ниже на схеме из эксперимента Мозера видна разница в уровне интенсивности реакции мозга на ошибку у людей с фиксированным и гибким мышлением.

Кэрол Двек описала это различие так:

«Слева вы видите студентов с фиксированным мышлением. Активность практически отсутствует. Они бегут от ошибок. Они не хотят с ними связываться. Справа же вы видите студентов с гибким мышлением — тех, кто убежден, что способности можно развивать. Они полностью погружены в процесс. Их мозг охвачен идеей „пока нет“. Они глубоко вовлечены. Они обрабатывают ошибку. Они на ней учатся и исправляют ее».

Как ни странно, теория Двек о гибком и фиксированном мышлении и ключевой роли ошибок в его усовершенствовании крайне популярна. Вероятно, это связано с тем, что Двек предлагает путь к успеху (от фиксированного мышления к гибкому), утверждая, что способность нашего мозга к преобразованию ограничена только нашими внутренними барьерами, которые можно преодолеть, перестав бояться ошибок.

Но в действительности поводов для оптимизма в теории Двек мало, ведь она констатирует, что для освоения нового знания нет другого пути, кроме как пройти через изматывающую фазу ошибок, и чем больше растет гибкость, тем болезненнее эта фаза.

Ошибки с точки зрения нейробиологии

Есть основания утверждать, что ошибки играют определяющую роль не только в процессе обучения и приобретения навыков, но и в том, насколько высока нейропластичность мозга. Более того, такой подход может перевернуть представление о человеке и вписать его в эволюционную перспективу, тем самым высвободив из перспективы теологии, в которую он был традиционно вписан.

Биологической основой обучения является нейрональная пластичность. Эта концепция относится к способности нервной системы изменять силу синапсов — соединений между нейронами.

Основная теория, с помощью которой сейчас объясняют понятие нейропластичности, была разработана американским психологом Дональдом Хеббом. Согласно теории Хебба в основе способности нашего мозга меняться лежит изменение силы синапсов, то есть связей между нейронами.

Правило Хебба гласит: если два нейрона активны примерно в одно и то же время, их связи усиливаются (Cells that fire together, wire together).

Процесс, благодаря которому усиливаются синаптические связи между нейронами, называется долгосрочным потенцированием.

Именно долгосрочное потенцирование считается ключевым процессом в объяснении нейропластичности. Хотя известно, что модификация силы синапсов включает также процесс его угнетения — долгосрочную депрессию. Однако если при рассмотрении темы нейропластичности упомянуть потенцирование считается обязательным, то о депрессии синапсов либо говорят во вторую очередь, либо не говорят вообще.

Модификация силы связей нейронов предполагает как их усиление, так и ослабление. Мы склонны забывать об этом втором аспекте, поскольку привыкли считать генеративные процессы ключевыми, а дегенеративные — вторичными.

Впрочем, в истории нейробиологии были и попытки свергнуть общую перспективу. Некоторые исследователи утверждают, что именно долгосрочную депрессию следует рассматривать как ключевой процесс, лежащий в основе обучения и формирования памяти.

Общая логика здесь такова: конфигурация существующего объема знаний в человеческом мозге оставалась бы неизменной, если бы нейронные контакты не обладали способностью ослабевать и в конечном итоге исчезать. Другими словами, механизм обучения и формирования знаний, синаптическая пластичность обязательно включает в себя способность ослаблять синаптические связи.

Так, американский инженер Джеймс С. Альбус, работавший над созданием модели мозжечка, предположил, что «хранение паттернов должно осуществляться главным образом за счет ослабления синаптических весов, а не их усиления».

Английский ученый Ричард Докинз полагает, что избирательная смерть нейронов может лежать в основе хранения памяти. Французский нейробиолог Жан-Пьер Шанжё в книге «Нейрональный человек» утверждает, что «учиться — значит стабилизировать заранее установленные синаптические комбинации и устранять излишки».

В своей статье Learning from Mistakes ученые Данте Чиалво (Аргентина) и Пер Бак (Дания) продвигались дальше по этому пути. По их мнению, то, как мы сегодня понимаем биологические механизмы, обусловлено нашей склонностью к телеологическому (то есть предполагающему, что у всего происходящего есть конечная цель) мышлению. Оно не позволяет нам перенастроить наше мышление так, чтобы оно было выгодно для изучаемого процесса, а не служило нашему удобству.

Чиалво и Бак пересмотрели общепринятое мнение о том, что для обучения обязательно требуется усиление синапсов и что долгосрочное потенцирование — это ключевой процесс:

«Хотя можно представить, что долгосрочное потенцирование является определяющим явлением для хранения информации и что долгосрочная депрессия может существовать просто для перезагрузки долгосрочного потенцирования, следует отметить, что также можно представить, что противоположное может быть правдой».

Ученые предложили схему понимания нейронных процессов обучения, которая переворачивает всё с ног на голову, утверждая, что именно снижение синаптической активности является фундаментальным динамическим механизмом, а потенциация играет только вспомогательную роль. Именно долгосрочная депрессия имеет формообразующую силу.

«Вера в подкрепление Хебба долгое время оказывала влияние на исследования, препятствуя объективному изучению альтернативных сценариев. Мы утверждаем, что отрицательное подкрепление имеет важное значение и, кроме того, любое положительное подкрепление снижает способность к адаптации».

Согласно Чиалво и Баку обучение в основном происходит путем исправления ошибок. «Окружающая среда действует как критик, а не как учитель».

Это означает, что негативный фидбек (который коррелирует с долгосрочной депрессией синапсов) — это основа обучения. В соответствии с альтернативным взглядом Чиалво и Бака в процессе обучения активные синаптические соединения временно «помечаются» и, если получаемый результат оказывается неудачным, впоследствии подавляются. Учась чему-то, мы не формируем новые синапсы, а в первую очередь уничтожаем лишние. Таким образом, любое обучение в основании предполагает ошибку.

Со школьных времен многие верят установке «Ошибка — это плохо». Однако именно их исправление способствует развитию. Особую роль в этом процессе играет наставник — он, не давая готовых ответов и указывая направление, позволяет ученику самостоятельно решить проблему. Т&Р вместе с сервисом онлайн-образования Яндекс.Практикум рассказывают, почему ошибка — не демотивирующий барьер, а сигнал для изменений, и объясняют, как правильно работать над ошибками в обучении, чтобы впоследствии не совершать их на работе.

Как наставник помогает исправить ошибки

В своем исследовании Learning from Errors профессор департамента психологии Колумбийского университета в Нью-Йорке Джаннет Меткал утверждает, что студентам и их преподавателям важно концентрироваться на ошибках, разбирать в процессе работы и не игнорировать их. Однако эффект напрямую зависит от того, как именно преподаватель дает обратную связь. Недостаточно просто отметить, что ученик был неправ, и заменить его ответ на верный. Меткал также проанализировала, в какой именно момент наставник должен указать на ошибку. Вместе с другими психологами Джаннет провела эксперимент, в ходе которого сравнивала состояние студентов, получивших фидбэк в момент совершения ошибки, и тех, кому сообщили об этом спустя время — вплоть до недели. Исследование показало, что студенты и учащиеся старших классов одинаково хорошо справлялись с немедленной и отсроченной обратной связью, тогда как дети помладше — ученики начальных классов — «впитывали« лучше, когда обратная связь была отложенной.

Огромную роль как в исправлении ошибок, так и в процессе обучения в целом играет наставник. Сократ считал, что главная задача учителя — пробудить мощные душевные силы ученика, Платон — что наставники получают власть над умами тех, кого обучают. Ментор, ответственный за своего ученика, должен направлять и пробуждать в нем интерес к обучению в том числе и во время исправления ошибок.

Наставник стремится решить две задачи: не только указать на ошибку студента и привести его к верному ответу, но и сформировать здоровое отношение к подобным неудачам

Страх ошибиться может замедлить процесс обучения, так как он демотивирует. Задача наставника — донести до студента, что ошибки — естественная часть обучения (и жизни), которые необходимо осмыслять, прорабатывать и исправлять.

Психолог из пенсильванского университета Carnegie Mellon Роберт Сиглер, специалист по обучению детей математике, предложил эффективный способ корректирования ошибок. По мнению Сиглера, следует попросить ученика объяснить, как он пришел к этому ответу — неважно, правильному или нет. Такой подход эффективен, потому что в процессе разбора можно сразу избавляться от неправильных идей. Часто ошибки, которые допускают студенты, занимающиеся точными науками, имеют глубокие корни, поэтому важно «найти источник заблуждения, избавиться от него и поощрить правильную концепцию».

Аналогичную стратегию разработали в Яндекс.Практикуме. Логика курса строится следующим образом: первая часть двухнедельного спринта отводится на изучение теории, вторая — на самостоятельный проект. Студент сдает его, получает от код-ревьюера фидбэк, исправляет ошибки и снова отправляет на проверку. Так происходит до тех пор, пока не будут исправлены все критические ошибки. Наставник на всем пути поддерживает, помогает разобраться в теории и направляет. Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме, рассказал, по какому принципу у их студентов происходит работа над ошибками:

«Наставник в Яндекс.Практикуме никогда вам не даст такой ответ, который вы можете просто взять, не задумываясь вставить и все заработает. Мы поддерживаем студента морально и помогаем правильно сформулировать свой запрос. После того как вопрос сформулирован, наставник направляет студента, чтобы тот сам смог найти ответ, испытать заслуженное чувство победы и лучше прочувствовать, в чем была проблема. Если резюмировать, наставник делает две вещи: он учит вас правильно формулировать запрос и наталкивает на путь, в конце которого вы сможете найти ответ»

Хотя методы обучения, которые основаны на разборе ошибок, на первый взгляд усложняют образовательный процесс, именно они по итогу оказываются самыми мотивирующими для студентов. Такой подход развивает у ученика навык метапознания (способность думать о своем мышлении) и повышает самоэффективность (веру в реализацию поставленной задачи).

«Если абстрагироваться от эмоций, то ошибки — это такие полезные остановки. Допустим, вы ошиблись. Остановились, посмотрели вокруг, потратили время, иногда очень много, но все-таки разобрались. Тем самым, вы усвоили контекст глубже и шире. Вы теперь больше знаете. Совершая ошибки, вы эмоционально закрепляете новые знания. Поскольку ошибки часто совершаются в типичных местах, у вас возникает добавочная эмоциональная ценность, которая как раз сопрягается с этим типичным местом. В следующий раз, когда вы окажетесь в нем, вы подумаете: „О, а у меня в прошлый раз здесь пригорело“. И, конечно, быстрее найдете решение проблемы. В обучении вы испытываете кайф, когда преодолеваете проблему, такой эндорфиновый выброс. Кажется, что только недавно у вас были страдания, вам указывали на ошибки, а потом — раз, и все получилось», — объясняет он.

Влад Кяуне, методист веб-факультета в Яндекс.Практикуме

Кстати, полезно ошибаться, будучи уверенным в своей правоте. Многочисленные исследования показали, что ученик никогда не забудет правильный ответ, если изначально был убежден в истинности неправильного. Если же ученику дают шанс найти альтернативу, зачастую именно этот ответ оказывается верным.

Нередко ошибки демотивируют студентов и не позволяют учиться дальше. Возникает установка «Я ни на что не способен», ведь вас постоянно поправляют и любой положительный результат достигается только через множество неудачных попыток.

«В случае, когда студент чувствует, что постоянные ошибки его демотивируют и тормозят, мы напоминаем ему про эффект Даннинга — Крюгера, — рассказывает Влад Кяуне. — Суть этой кривой (она применима ко всем областям знаний) следующая.

Когда мы приступаем к изучению чего-либо нового, мы не знаем, как работать в этой области. Нам кажется, что все будет идти как по учебнику. Но в реальной жизни всегда есть неровности. В случае с веб-разработкой, например, часто случается так: вы проходите классный бесплатный курс, на котором рассказывают все: как запрограммировать, сверстать. И вы думаете: „Как же все просто!“ А где-то через пару месяцев все оказываются внизу этой эмоциональной кривой, потому что вдруг обнаруживается, что не все так идеально и легко, как казалось. Просто поначалу вас вели за ручку, показывали, что и как можно сделать, — и все получалось. По мере углубления в знания они становятся сложнее. Наступает момент, когда вы понимаете, что есть много вещей, которые вы не можете решить с ходу — потому что там масса подводных камней. Это демотивирует. Но со временем, как раз через преодоление ошибок, вы начинаете лучше разбираться в предмете и чувствовать себя более уверенно.

Когда мы рассказываем об этой кривой студентам, мы так и говорим: „Смотрите, у вас сейчас все зашибись. Но, по опыту других студентов, через месяц все будет плохо. Будьте к этому готовы“. Когда наступает этот тяжелый момент, мы поддерживаем: „Сейчас вам сложно, и мы понимаем, что вы чувствуете. Большее, что вы сейчас можете сделать — это не раскиснуть и продолжить разбираться. Через два месяца в среднем студентам становится проще. Мы рядом и готовы помочь“. В целом, эта кривая помогает студентам осознать, что то, что они проживают это нормально — все через это проходили».

Исследование старшего научного сотрудника Rotman Research Institute Николь Андерсон говорит, что самый полезный случай — тот, когда ошибочный ответ студента близок к правильному. «В ходе исследования мы обнаружили доказательства того, что ошибки, которые можно назвать как „почти ошибочные“, помогают человеку лучше усвоить информацию, чем если бы ошибок не было вообще, — поясняет Андерсон. — Такие типы ошибок служат ступеньками к запоминанию правильного ответа. Однако если допущенная оплошность никак не обоснована студентом и сделана наобум, то, разумеется, никакой пользы для его обучения она не несет».

«Учеба похожа на греблю против течения. Стоит только прекратить грести, и тебя сносит назад», — пишет Хеннинг Бекк в своей книге «Ошибаться полезно! Почему несовершенство мозга является нашим преимуществом», в которой говорится о том, что происходит за кулисами «ошибочных» мыслительных структур мозга.

Человека определяет не ошибка, а реакция на ошибку. В Яндекс.Практикуме наставники помогают студентам менять отношение к ошибкам. Они учат инвестировать в правильную реакцию на них: признаться, что ошибка есть и спокойно начать ее исследовать. Этот подход можно использовать не только в процессе обучения, но и на работе и в жизни.

Инструкция: как работать над ошибками

Признайте: вы ошиблись

Собственную неправоту для начала необходимо признать и не пытаться игнорировать ошибку, даже если она не имеет серьезных последствий. В противном случае вы не сможете двигаться дальше.

Локализуйте проблему

У вас есть общая проблема: например, программа не работает. Необходимо определить, какая часть общей системы дала сбой, и анализировать уже конкретный участок возникшей проблемы.

Сформулируйте, в чем конкретно заключается ваша ошибка

Опишите проблему максимально подробно, прежде чем начать искать пути ее решения. «Программа не загружается» — абстрактная формулировка, «В течение 5 минут происходит загрузка заставки и появляется предупреждение N» — более точное обозначение.

Найдите корень проблемы

Вы выделили определенный участок проблемы и уже в нем стараетесь найти корень проблемы. Можно поэтапно вспомнить, как вы выстраивали свою работу и на каком этапе возникали затруднения. Используйте дедуктивный метод: разберите механизм, в котором возникла проблема, на части и просмотрите каждую из них, выстраивая причинно-следственные связи.

Обратитесь за помощью

Не бойтесь консультироваться с наставниками, старшими студентами, коллегами. Помните: как правило, вы не первый, кто совершил эту ошибку, и другой человек может подтолкнуть вас к решению проблемы. Если после поисков у вас возникло несколько вариантов решения, выберите наиболее оптимальный методом исключения.

Зафиксируйте и проанализируйте

Когда вы нашли правильный ответ (возможно, с 10-й попытки), проанализируйте не только его, но и то, как вы к нему пришли. Заново выстройте путь «ошибка — ее решение» и найдите наиболее опасные участки, в которых чаще всего возникает проблема.

Сделайте выводы

Ответьте себе на вопросы:

  • Чему я научился благодаря этой ошибке?

  • В чем была ее причина?

  • Как предотвратить эту ошибку?

Учиться на своих ошибках — важная часть личного роста и развития. Делать ошибки — естественная часть жизни, и именно так мы учимся и растем. Вот несколько советов, которые помогут вам научиться на своих ошибках и превратить их в возможности для роста.

Во-первых, возьмите на себя ответственность за свои действия. Признание своих ошибок может быть трудным, но это важный шаг в процессе обучения. Признание того, что вы совершили ошибку, и принятие на себя ответственности за нее может помочь предотвратить повторение той же ошибки.

Во-вторых, задумайтесь о своих ошибках. Потратьте время, чтобы подумать о том, что пошло не так и почему. Обдумайте ситуацию, свои действия и результат. Это может помочь понять, что вы могли бы сделать по-другому и как избежать повторения той же ошибки в будущем.

В-третьих, учитесь на собственном опыте. Используйте знания, которые вы получили, размышляя над своей ошибкой, чтобы внести позитивные изменения в свою жизнь. Извлеките уроки, которые вы извлекли, и примените их к своим будущим действиям.

Еще один важный аспект обучения на своих ошибках — быть открытым для обратной связи. Ищите обратную связь от других и слушайте их точку зрения. Это может быть полезно, чтобы получить объективное представление о ситуации и может дать ценную информацию.

Еще один ключ к тому, чтобы учиться на своих ошибках, — это практиковать сострадание к себе. Будьте добры и понимайте себя. Признайте, что совершение ошибок является естественной частью процесса обучения и что все совершают ошибки. Не будьте слишком строги к себе и не зацикливайтесь на своих ошибках.

Наконец, не бойтесь попробовать еще раз. Неудача — это не противоположность успеха, это его часть. Не позволяйте страху неудачи помешать вам попробовать еще раз. Учитесь на своих ошибках и применяйте полученные знания в следующей попытке.

В заключение, учиться на своих ошибках — это неотъемлемая часть личного роста и развития. Взяв на себя ответственность, размышляя над своими ошибками, извлекая уроки из опыта, будучи открытыми для обратной связи, проявляя сострадание к себе и не боясь попробовать снова, вы можете превратить свои ошибки в возможности для роста и успеха. Помните, что каждая ошибка — это возможность учиться, расти и становиться лучшей версией себя.

Ошибки могут стать ценной возможностью для обучения. Из своих ошибок вы можете извлечь уроки, которые помогут вам улучшить свои навыки и расширить знания. Изучение того, как построить доверительные отношения с работодателем и коллегами, может быть полезно для того, чтобы научиться справляться с ошибками.

В этой статье мы обсуждаем важность обучения на своих ошибках и предлагаем шаги по извлечению уроков из ошибок, которые вы совершаете.

Почему важно учиться на ошибках?

Ошибки на работе могут быть неизбежны, но они также могут стать ценным опытом для развития. Каждый человек в какой-то момент может совершить ошибку, будь то забыть отправить электронное письмо или пропустить срок, но вы можете превратить ошибку в положительную ситуацию, используя ее как возможность научиться и стать лучше в своей работе, не повторяя тех же ошибок.

Демонстрация того, что вы извлекли уроки из своих ошибок, может также повысить доверие к вам со стороны работодателя и доказать, что вы готовы приложить усилия для самосовершенствования. Кроме того, если учиться на своих ошибках и рассматривать их как положительный опыт, это поможет повысить вашу уверенность и избавит вас от страха неудачи.

Как учиться на своих ошибках

Вот восемь шагов, которые помогут превратить ваши ошибки в уроки:

1. Признайте свои ошибки

Когда вы совершаете ошибку, постарайтесь признать ее как можно скорее и извинитесь, если это необходимо. Принятие мер по извинению за ошибку может показать, что вы уважаете людей, которые пострадали от этой ошибки. Извинения также могут показать, что вы сожалеете о своей ошибке, что вы готовы взять на себя ответственность за нее и что вы используете ее как возможность для самосовершенствования.

2. Анализируйте свои ошибки

Подумайте о том, что стало причиной ошибки и как вы ее устранили, и отметьте, что вы сделали хорошо или плохо. Анализ и понимание своей ошибки может помочь вам определить, что вы можете сделать по-другому, чтобы ошибка не повторилась. Это также может помочь вам найти решения для будущих ошибок.

Например, если вы забыли отправить важное письмо, вы можете определить, что совершили эту ошибку, потому что не добавили отправку письма в список дел. Затем вы можете записать все предстоящие задачи в свой планировщик.

3. Получить обратную связь

Вам также может быть полезно получить обратную связь от окружающих вас людей, например, от вашего руководителя или коллег. Конструктивная критика может помочь вам определить области, которые вы можете улучшить, чтобы быть лучше в своей работе. Вы также можете обратиться к наставникам за советом по устранению своих ошибок.

Например, если вы допустили ошибку, которую не знаете, как решить, вы можете связаться с наставником, который раньше занимал вашу должность, и спросить его, как он справлялся с различными ситуациями. Это может дать вам ценное представление о вашей работе и о том, как подходить к ошибкам и сложным ситуациям.

4. Найдите занятия

Ключевым шагом в обучении на своих ошибках является поиск уроков в своих ошибках. Например, возможно, ошибка научила вас тому, чего вы раньше не знали. Ошибка может также показать вам, где вы можете улучшить свои навыки. Выявление уроков, которые вы извлекли из ошибки, поможет вам улучшить себя и свою работу.

Например, опоздание на важную встречу может показать, что вам следует улучшить свои навыки управления временем. Пропуск срока сдачи проекта может показать вам, что вы, возможно, хотите ставить более реалистичные цели.

5. Составьте план применения уроков

Определите, как вы можете избежать повторения той же ошибки, и сообщите о своем плане руководителю. Вы также можете придумать привычки и распорядок дня, чтобы улучшить свою работу и избежать повторения ошибок. Ваш план может быть гибким и включать конкретные действия, которые вы можете предпринять. Он также может включать ресурсы и руководство с подробным описанием того, что делать, если вы начнете совершать те же ошибки.

Например, если вы совершили ошибку, забыв о важном сроке, вы можете создать систему, которая поможет вам отслеживать все ваши сроки. Онлайн-календарь может оповещать вас о приближающихся сроках, чтобы вы больше не забывали о них.

6. Научите других тому, чему вы научились

Вы также можете рассказать другим людям, занимающим аналогичные должности, об уроках, которые вы извлекли, чтобы они могли учиться на ваших ошибках. Это поможет избежать повторения одной и той же ошибки на вашем рабочем месте, а также поможет вам наладить отношения с коллегами. Кроме того, обучение других тому, чему вы научились, может помочь закрепить уроки в вашей памяти.

Например, если вы допустили ошибку при расчете цифры в финансовом отчете, вы можете показать своим коллегам, работающим на той же должности, где вы допустили ошибку и как они могут ее избежать. Это также может сделать рабочее место более эффективным и продуктивным.

7. Обдумайте свой прогресс

Размышление над своими улучшениями также поможет вам позитивно воспринимать ошибки как возможности для роста. Вы можете оценить, как вы применяли уроки в своей жизни, в том числе, как вы придерживались привычек. Вы также можете подумать об ошибках, которые вы продолжаете совершать, чтобы определить, где вы еще можете совершенствоваться. Подумайте о том, чтобы поразмышлять, записывая свои мысли в дневник или поговорив с человеком, которому вы доверяете.

8. Умейте учиться

Мысль об обучении — это мысль о том, что вы постоянно учитесь. Умение учиться поможет вам воспринимать ошибки не как неудачи, а как уроки и возможности для роста. Вместо того чтобы зацикливаться на допущенных ошибках, думайте о них как о положительном опыте, который помог вам расти и совершенствоваться.

Перевод статьи
«What is the importance of committing mistakes?».

Почему важно совершать ошибки

Все люди разные и каждый человек по-своему уникален. Это хорошо известный факт. Тем не менее, несмотря на всю нашу уникальность, у нас есть и нечто общее, а именно – присущее нам «умение» совершать ошибки.

В этом плане мы отличаемся друг от
друга только тем, как справляемся с
этими ошибками и какие уроки извлекаем
из них.

В этой статье я хочу рассказать,
насколько важно (и даже критически
важно) для человека совершать ошибки и
преодолевать возникшие трудности.

Совершать ошибки это нормально

Если вы только начали свой трудовой
путь, или, например, запустили новый
проект, вы, вероятно, будете неугомонны,
вас будут терзать сомнения, возможно,
вы даже ночами не будете спать из-за
этого.

Этот путь к успеху неверен, и вам
следует притормозить.

Не стоит так сильно переживать. Хотя
некоторое волнение вполне естественно,
не дайте ему привести вас к чувству
разочарования, потерянности и к стрессу.
Вам нужно осознать, что допускать ошибки
вполне нормально.

Все успешные и влиятельные люди, как
сегодня, так и в прошлом, тоже совершали
ошибки и таким образом многому научились.
Помните, что вы не исключение в этом
плане.

Альберт Эйнштейн когда-то сказал:
«Тот, кто никогда не ошибался, никогда
и не испытывал ничего нового». Вы растете
только путем совершения ошибок и
извлечения уроков из этого.

Превращайте ошибки в
поучительный опыт

Важно то, как вы относитесь к совершенным
вами ошибкам.

Можно сидеть и рыдать, спрашивая себя,
как же вы могли допустить такую ошибку,
как это вообще могло с вами случиться.
А можно принять эту ситуацию и отнестись
к ней, как к поучительному опыту, из
которого можно извлечь полезные уроки
и двигаться дальше, на новый уровень.

Выбор за вами.

Принятие это ключ

Важно признавать свои ошибки

Многие из вас могли слышать, что
принятие или признание своих ошибок
делает нас лучшими людьми.

Та личность, которой мы являемся
сегодня, сложилась благодаря тому, что
мы учились на своих ошибках и
совершенствовались в том, чем занимаемся.
Если бы мы концентрировались на своем
эго и отказывались признавать, что можем
ошибаться, мы бы остановились в своем
профессиональном росте.

Поэтому, оступившись, нам стоит
отставить в сторону свою гордость,
набраться храбрости, собраться с силами
и принять факт совершения ошибки,
извлекая при этом полезные уроки. Только
таким образом мы будем расти и развиваться
как профессионалы.

Это может быть сложно, но если вы
сумеете посмеяться над совершенными
вами ошибками вместо того чтобы упираться,
спорить и задаваться вопросом, как вы
могли такое вытворить, вы в конечном
итоге только выиграете от этого.

Принимаем на себя ответственность
и двигаемся дальше

Человек, который занимается своим
развитием, принимает свои ошибки, берет
на себя ответственность за провалы и
двигается дальше. Такой человек не
только быстрее растет. Он приобретает
большее уважение окружающих.

Главное, что нам нужно осознать, это
что все люди ошибаются и будут ошибаться.
Но при этом важно отставлять в сторону
свое эго, признавать эти ошибки и
двигаться по жизни дальше.

А теперь вопрос к вам: из какой своей ошибки вы извлекли самый важный урок? Поделитесь своей историей в комментариях!


Возможно, вас заинтересуют наши материалы, так или иначе затрагивающие тему ошибок:

  • Распространенные ошибки, приводящие к неубиваемым багам
  • Логические ошибки: основные беды начинающих программистов
  • Типичные ошибки джуниора при самообучении и трудоустройстве
  • Ошибки при работе по Scrum и как их исправить
  • Как искать и исправлять ошибки в коде
  • Фриланс: основные ошибки и как их избежать

На ошибках, как правило, учатся. Ошибаясь, а потом исправляя свои ошибки приходишь к определённому выводу, обретаешь опыт — как не поступить впредь, ищешь другие пути реализации проблемы, при этом учишься чему-то новому, а значит приобретаешь ЗУН — знания, умения и навыки. Ну а если не делаешь никаких выводов из ошибок, то ошибаешься снова и снова и постепенно становишься неудачником. Ошибаться полезно, потому что отрицательный результат тоже результат. И если твой печальный опыт не помогает тебе, то он может пригодиться кому-то другому.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

julie­tka
[127K]

3 года назад 

Все мы рано или поздно совершанм ошибки. Важно научиться признавать свои ошибки, делать правильные выводы и не опускать руки. Опыт — сын ошибок трудных. А накопленный опыт помогает в будущем избегать неправильных решений.

Zabav­aVasi­lievn­a
[42.2K]

3 года назад 

Важно научиться извлекать полезные для себя выводы из ошибок, допускаемых другими людьми. Однако, это свойство вырабатывается у человека со временем, а у некоторых вообще ничего с этим не получается. В молодости люди часто «наступают на одни и те же грабли», пока не наберутся опыта избегать прежних допущенных ошибок. А вот не повторять ошибок других людей — это уже говорит о некоторой мудрости.

Макси­м1354
[451]

3 года назад 

Важно не научиться делать ошибки, а после каждой совершённой ошибки становится лучше и лучше. потому что ошибки это часть пути к успеху. Тот человек, который не допускает ошибок, ничего не делает, то есть ничему не учится.

Важно научиться не только ошибаться, а выносить из каждой допущеной ошибки правильный урок, чтобы впредь подобных ошибок не допускать, а становиться с каждой новой ошибкой все мудрее и сильнее духом.

Знаете ответ?

­­Люди признавая свои ошибки, учатся на них, приобретают жизненный опыт. Если не признавать свои ошибки, то как они могут помогать? Никак. Если человек, будет считать, что плохое произошло ни по его вине, зачем исправляться. Не признание ошибок ведет человека к деградации, он не движется дальше. Признавая ошибки, человек меняется в лучшую сторону.

Хороший пример – это повесть «Собачье сердце». Шариков, перенял от Швондера, глупость, хамство, глупость, так невеждой и остался. Профессор не смог помочь, Полиграфу стать культурным человеком. Полиграф не признавал своих ошибок, замечания профессора. Преображенский часто рассказывал Шарикову, как нужно вести себя в обществе. Но герой не хотел признавать, что он не прав. Непризнание ошибок обернулось для Шарикова полным моральным разложением. Он стал снова животным.

Вывод: для развития себя как личности, просто необходимо признавать ошибки. Не признав свои ошибки, человек будет наступать опять на те же самые грабли.

Пример сочинения 1

Всегда ли нужно признавать свои ошибки? Пожалуй, да. Именно это качество в человеке особо ценится в современном обществе. Тот, кто умеет разбираться в себе, кто может анализировать своё поведение и практическую деятельность, в будущем будет успешен и востребован.

Признавать свои ошибки порой бывает стыдно, неудобно, иногда даже противно. Но именно это помогает лучше понимать себя, а как следствие — окружающих.

Самопознание и самосознание — очень важные аспекты жизни личности. С их помощью человек находит своё место в этом мире, начинает осознавать потребности, мотивы поведения и психологические установки.

Принятие себя — как одна из частей самосознания, кроме всего прочего включает в себя осознание собственных неудач, то есть, признание ошибок.

Именно тот человек, который не просто увидит свой промах, а действительно его признает и исправит, очень ценен и важен в социуме. Сильный и уверенный в себе лидер никогда не позволит себе не признавать ошибок, потому как именно за это в дальнейшем придётся серьёзно заплатить.

Ошибаться свойственно каждому, и это не страшно. Бывают разные оплошности, но самое главное — уметь их видеть, не игнорировать, а исправлять. Принимать критику, переступать свою гордыню и упрямство — удел успешных и счастливых людей.

В народной мудрости существует одно очень хорошее изречение: «На ошибках учатся». И оно как нельзя лучше характеризует тот факт, что признавать свои ошибки необходимо каждому. С очередным промахом человек накапливает тот бесценный жизненный опыт, который он не достанет ни из учебников, ни из интернета.

Один раз поступив неправильно, в будущем мы уже не будем повторять этого.

Проанализировав случай, поняв, что мы не правы, что поступить надо было совершенно по-другому, в следующий раз будем оценивать ситуацию не только с позиции события, но и с высоты накопленного предыдущим ошибками опыта, тем самым оградив себя от нежелательного повторного провала.

Наверное, многие слышали историю от своих бабушек и дедушек, как они зимой, в сорокаградусный мороз, примерзали к железным балкам или каким-то сооружениям из металла? Ни у кого ведь не возникало острое желание подойти, от души лизнув эту самую конструкцию, прилипнуть и до конца зимы стоять с языком наружу, ожидая долгожданного спасения? Именно признание ошибки нашим старшим поколением спасает нас от позорного приклеивания к столбу. Если бы они решили скрыть этот унизительный факт, не делились своим опытом, а то и вовсе не поняли, что поступили опрометчиво и глупо, мы бы никогда не узнали, что бывает в таком случае, и наверняка кто-то точно бы попробовал такую занимательную деятельность.

Признание ошибок, принятие ответственности за своё действие — очень важный шаг на пути к самосовершенствованию. Научившись разбираться в своих действиях, человек сможет лучше понимать себя и весь мир, который его окружает.

Каждый имеет право на ошибку.


Пример сочинения 2

Меня часто спрашиваю о том с чего начать саморазвитие и
самосовершенствование. И вот, хотелось бы рассказать об одной вещи, с
которой неплохо было бы начать изменение себя в лучшую сторону.

Сегодня
я отправляла несколько заказных писем по работе. И побывала в таком
«чудесном» месте, как «Почта России». Почему «чудесном»? А потому, что
ни один мой поход туда не проходит без каких-либо впечатлений.

Так
вот. Я вытянула «номерок» электронной очереди, стою, жду. Слышу, как
объявляют номер 186. Никто не подходит в окно, которое вызывает по этому
номеру. Ну, окей, может человек не захотел стоять и уже ушел. Объявляют
другой номер, третий, пятый и т.д. Тут женщина, которая сидела рядом со
мной, вскакивает и бежит разбираться с девушкой, работающей в окне.
Говорит: «Мой номер не объявляли, у меня 186-ой!» Девушка культурно
объясняет, что номер был объявлен, а женщина, по всей видимости,
пропустила этот момент. На что женщина возмутилась: «Ну я же не глухая!»
Девушка, конечно, промолчала. Но у меня от таких дамочек чувство
справедливости чрезмерно обостряется. Смотреть смешно и тошно
одновременно.

Почему бы не признать свою ошибку?! Не сказать: «
да, сидела, задумалась, отвлеклась, затупила, оглохла» (ну или какие там
ещё могут быть причины). Но большинству людей очень сложно признать,
что он человек-косяк. Все вокруг косячные, а он золотце ненаглядное. Ну
не бывает золотых. Все мы периодически тупим, отвлекаемся, падаем и
спотыкаемся, проливаем на белоснежную скатерть красное вино, не слышим,
как звонит наш телефон и т.д. Но почему же так сложно извиниться,
признать свои недостатки?!

Наверное, для вас не станет секретом,
если я скажу, что признание своих ошибок – это путь к саморазвитию и
самосовершенствованию. Более того, принимая себя такими (не всезнайками,
неуклюжими, наивными и доверчивыми и т.п.) мы сохраняем своё
психологическое здоровье, не загоняем себя в комплексы и чувствуем себя
уверенно при общении с кем угодно и в любой обстановке.

А вот
отказ от собственных ошибок приводит к тому, что человек, как личность,
топчется на месте и не имеет малейшего шанса к развитию полезных навыков
и качеств.

Всё, что я сейчас написала, относится не только к
«карьерной» части жизни. В личных отношениях то же самое. Важно
признавать, что ты делал плохо близким людям. Не нужно думать, что если
человек твоя семья, то он всё стерпит и можно не извиняться, и
изворачиваться во вранье по полной, чтобы скрыть свои ошибки. Перед
близкими и дорогими людьми особенно важно проговорить всё, в чем ты был
не прав, извиниться и, естественно, не возвращаться к старым ошибкам.

Ну
и напоследок, могу сказать, что лично у меня, люди, которые могут
посреди спора признать свою неправоту – вызывают огромное уважение и
симпатию. Не люблю тех, кто спорит до последнего, хотя всем уже понятно,
что человек ошибается. Думаю, я такая не одна.


Пример сочинения с аргументами

Мальчик из рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» случайно совместил рыбалку с охотой. Возвращаясь после ловли рыбы, он заметил птицу. Рассказчик погнался за ней, а она не смогла улететь или убежать, потому что была ранена. Внезапно героя охватил охотничий азарт, он стал хлестать птицу удилищем и убил. Когда возбуждение прошло, мальчик сразу раскаялся в своем поступке. Птицу он помнил всю жизнь, вина преследовала его. Таких негативных последствий можно избежать, не совершая необдуманных поступков.

Дуня, героиня повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель», тайно сбежала с проезжим офицером из дома, где жила с отцом, Самсоном Выриным. Безлюдная станция сменилась на столицу, отец стал не нужен, блудная дочь забыла о нем. А Вырин переживал: сначала слег в горячке, потом пешком пошел в Петербург, а когда оттуда прогнали, стал угрюмым и неразговорчивым до конца жизни. А конец был уже близок, вскоре смотритель умер. Дуня увидела только его могилу, и тогда раскаялась в своем опрометчивом поступке и в том, что не подумала о чувствах самого близкого человека.

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Или же в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Юная и мечтательная Татьяна проникается любовью к главному герою, и со временем, после недолгого вынашивания томительного чувства в груди, отправляет Евгению письмо-откровение, где признается ему в любви. Но Онегин не отвечает девушке взаимностью и отвергает чувства Татьяны. Однако проходит время и всё меняется. Главного героя осеняет осознание любви, и он спешит рассказать возлюбленной о пришедшей взаимности. Правда, к сожалению, девушка уже замужем, хоть и любит до сих пор Евгения, но не может ответить ему взаимностью, чтобы не предавать мужа, которого глубоко уважает. Онегин остается ни с чем, кроме чувства раскаяния за то, что испугался и несерьезно отнёсся к признанию девушки. Раскаяние позволяет ему осознать всю глубину собственного заблуждения.

Мальчик, герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», совершил нечестный поступок. Вместо того, чтобы набрать лукошко ягод для бабушки на продажу, мальчик ушел с друзьями купаться. Вместо ягод наученный приятелями рассказчик положил траву, а земляникой только прикрыл листья. А потом еще украл у бабушки калач. Обман обнаружился уже во время продажи, пожилая женщина оказалась в положении обманщицы. А внука стала мучать совесть, он не мог спать, долго переживал, но боялся гнева бабушки, а потому скрывался от нее. Но рассказчик смог преодолеть страх и извиниться, за это был вознагражден прощением.

Оксана, героиня повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», играла своими поклонниками, потому молодые люди быстро охладевали к ней, несмотря на красоту. А кузнец Вакула не оставлял попыток добиться расположения девушки. Но и над ним Оксана смеялась и издевалась. Однажды кузнец не выдержал и ушел, пригрозив самоубийством. Героиня испугалась потери Вакулы навсегда, за время его отсутствия ее сердце наполнилось раскаянием, она плакала и мечтала все исправить. Кузнец оказался жив, а сама Оксана влюбилась в него без памяти. Раскаяние очистило героиню от ветрености и высокомерия.

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». В данной повести главные герои — влюбленная пара. Она — юная и красивая крестьянка, а он — молодой, статный дворянин. С самого начала произведения можно заметить, что эти отношения обречены на расставание, и Эраст это также понимает, но не может совладать с собой, и отдается порыву страсти. В то время как Лиза очень мечтательна и наивна, у неё и мысли нет о том, что этот тандем не навсегда. И когда «всё хорошее когда-нибудь заканчивается», и молодой человек уезжает, девушка очень страдает и мучается. Вскоре она узнает, что её возлюбленный планирует жениться на богатой вдове. Не в силах справиться с обидой первой любви, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст будет раскаиваться и винить себя до конца своих дней.

Н. Н., герой повести И. С. Тургенева «Ася», упустил свое счастье. Между ним и девушкой Асей вспыхнули чувства. Для нее это было ново и удивительно, она отдалась любви со всем пылом. Зато Н. Н. испугался этих отношений, оттолкнул Асю. Он почти сразу раскаялся в своем поступке, мучился и переживал, поэтому решил на следующий день все исправить и сделать предложение девушке. Но было слишком поздно, она вместе со своим братом уехала. Раскаяние и горечь преследовали героя всю жизнь, ведь уже ничего нельзя было исправить.

Раскаяние Насти, героини рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», осядет вечным грузом на ее сердце. Она уехала из дома, углубилась в собственные дела и совершенно забыла пожилую мать Катерину Петровну. А та всегда помнила о дочери, ждала ее. Но Настя не приезжала, даже письма не успевала прочесть. Так она пропустила болезнь матери, не успела попрощаться с Катериной Петровной перед смертью. Настю настигло вечное и неизбывное раскаяние, но, может быть, именно оно научит ее ценить и любить свою будущую семью.

В.М. Шукшин, «Калина красная». Главный герой, связавшись в свое время не с той компаний, раскаивается перед своей матерью, которой принес много горя и бед. Из-за криминального прошлого и его отголосков жизнь семьи идет под откос, и одинокая мать уже не надеется встретить своего ребенка. Мамино сердце не выдерживает ударов судьбы и чахнет в одиночестве. Именно поэтому молодой человек берется за ум, отказ

Гоголя «Ночь перед Рождеством», играла своими поклонниками, потому молодые люди быстро охладевали к ней, несмотря на красоту. А кузнец Вакула не оставлял попыток добиться расположения девушки. Но и над ним Оксана смеялась и издевалась. Однажды кузнец не выдержал и ушел, пригрозив самоубийством. Героиня испугалась потери Вакулы навсегда, за время его отсутствия ее сердце наполнилось раскаянием, она плакала и мечтала все исправить. Кузнец оказался жив, а сама Оксана влюбилась в него без памяти. Раскаяние очистило героиню от ветрености и высокомерия.

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». В данной повести главные герои — влюбленная пара. Она — юная и красивая крестьянка, а он — молодой, статный дворянин. С самого начала произведения можно заметить, что эти отношения обречены на расставание, и Эраст это также понимает, но не может совладать с собой, и отдается порыву страсти. В то время как Лиза очень мечтательна и наивна, у неё и мысли нет о том, что этот тандем не навсегда. И когда «всё хорошее когда-нибудь заканчивается», и молодой человек уезжает, девушка очень страдает и мучается. Вскоре она узнает, что её возлюбленный планирует жениться на богатой вдове. Не в силах справиться с обидой первой любви, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, а Эраст будет раскаиваться и винить себя до конца своих дней.

Н. Н., герой повести И. С. Тургенева «Ася», упустил свое счастье. Между ним и девушкой Асей вспыхнули чувства. Для нее это было ново и удивительно, она отдалась любви со всем пылом. Зато Н. Н. испугался этих отношений, оттолкнул Асю. Он почти сразу раскаялся в своем поступке, мучился и переживал, поэтому решил на следующий день все исправить и сделать предложение девушке. Но было слишком поздно, она вместе со своим братом уехала. Раскаяние и горечь преследовали героя всю жизнь, ведь уже ничего нельзя было исправить.

Раскаяние Насти, героини рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма», осядет вечным грузом на ее сердце. Она уехала из дома, углубилась в собственные дела и совершенно забыла пожилую мать Катерину Петровну. А та всегда помнила о дочери, ждала ее. Но Настя не приезжала, даже письма не успевала прочесть. Так она пропустила болезнь матери, не успела попрощаться с Катериной Петровной перед смертью. Настю настигло вечное и неизбывное раскаяние, но, может быть, именно оно научит ее ценить и любить свою будущую семью.

В.М. Шукшин, «Калина красная». Главный герой, связавшись в свое время не с той компаний, раскаивается перед своей матерью, которой принес много горя и бед. Из-за криминального прошлого и его отголосков жизнь семьи идет под откос, и одинокая мать уже не надеется встретить своего ребенка. Мамино сердце не выдерживает ударов судьбы и чахнет в одиночестве. Именно поэтому молодой человек берется за ум, отказывает в делах своим старым дружкам и встает на истинный путь правильной жизни. Его раскаяние — начало исправления. Без этого осознания он никогда бы не изменился к лучшему.

Родион Раскольников, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», долго не мог прийти к раскаянию. Он совершил убийство, им руководило отчаяние от бедности, а также желание проверить теорию сверхчеловека. Герой сразу понял ошибочность этого поступка, но долго не мог признать свою вину, поэтому почти сошел с ума. Только встреча с Соней постепенно привела Родиона к раскаянию, а потом к вере и очищению. Раскаяние стало спасением для героя.


Пример сочинения 4

Раскаяние — это мучительное ощущение собственной несправедливости. Оно
возникает тогда, когда люди совершают ошибки и признают их. Это качество
очень важно, потому что способствует саморазвитию, ведь признание вины —
это шаг к исправлению.

О целебных свойствах раскаяния писал В.П.
Крапивин. Его герой должен был участвовать в коллективном избиении
мальчика, в вине которого были сомнения. Кто-то наябедничал на Рогозина и
Нохрю, и все решили, что сделал это Юрка Турунов, но он упорно не
признавал себя доносчиком. Тем не менее, Блескунов, лидер класса,
постановил: «Завтра после уроков Турунчика будем бить». Рассказчик хотел
и боялся этого «завтра». Но в решающий час экзекуции помешали
старшеклассники. Главный герой был рад тому, что не успел нанести удар:
«С меня словно сваливалась грязная корка» (предложение 70). Раскаяние
послужило важным жизненным уроком для него и стимулом к
самосовершенствованию.

Не менее интересный пример, иллюстрирующий
необходимость раскаяния, является произведение В. Астафьева
«Царь-рыба». Игнатьич занимался нелегальным промыслом, и вот ему на
крючки попался огромный осетр — ценная рыба. Он понимал, что ему не
справиться с нею, но из жадности не захотел звать на помощь брата или
односельчан. Ему не хотелось делить добычу. В итоге сильная рыба
перевернула рыбака и увлекала его на дно. Он едва не погиб. В те минуты
он понял, что жил скверно и думал лишь о наживе, в то время как
стремление к ней его губит. Он отпустил рыбу и оставил в прошлом свою
жадность и распрю с братом. Раскаяние помогло ему определиться с
правильными приоритетами.

Таким образом, раскаяние — это своеобразный фильтр души, который помогает вытащить из нее все то, что мешает ей стать лучше.

Раскаяние
не раз помогало моим друзьям победить свои пороки. Так, моя подруга в
какой-то момент забросила учебу и увлеклась съемкой фото и видео. Она
думала, что образование на этом пути ей не понадобится. В итоге школу
пришлось оставить, но долгожданный успех на просторах сети так и не
пришел. Со временем она поняла, что ей нечем заинтересовать зрителей. Ни
опыта, ни знаний у нее не было. Раскаявшись в легкомыслии, она решила
продолжить обучение.

Когда произошла революция 1917 года, многие
деятели искусства восприняли ее с энтузиазмом. Александр Блок тоже был
рад и сочинил в честь переворота поэму «Двенадцать». Однако вскоре поэт
увидел подлинное лицо этого исторического процесса: свобода обернулась
диктатурой. Он эмигрировал и раскаялся в том, что написал в поэме. Перед
смертью он просил уничтожить все ее экземпляры. Так, сознание
собственной ошибки помогло А. Блоку верно оценить произошедшие перемены.


Пример сочинения 5

Любая ошибка ценна тем, что она служит для получения опыта. Однако если ее не признать, как она поможет? Никак. Человек не примет ее к сведению, ведь, по его мнению, плохие последствия произошли явно не о его вине, значит, и меняться не стоит. Исправлять нужно то, что неправильно, а если никакой ошибки нет, то нечего и думать о переменах. Таким образом, непризнание ошибок грозит деградацией или застоем, так как развитие невозможно без накопления опыта и соответствующего движения вперед. А вот признание ошибок дает человеку мощный стимул меняться к лучшему.

Литература богата примерами человеческих ошибок, признанных и принесших людям прозрение и развитие. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Иван Бездомный был грубым, глупым и упорствующим в своем невежестве советским гражданином. Он не анализировал и не подвергал сомнению то, что ему внушали, поэтому стал тем, кем его хотели видеть более хитрые и приспособленные к жизни соратники. Его главная ошибка заключалась в нежелании думать самостоятельно и критически мыслить. Позиция ведомого и простодушного пса на цепи у авторитарного государства довела его до того, что те, чьи интересы он отстаивал, заперли его в сумасшедшем доме. После знакомства с Мастером герой осознал, что жил и творил не так, как стоило бы. У него появились свои мысли, свое мнение и свой ум, с помощью которых он уже мог отличить талантливое от бездарного и доброе от злого. А все это стало возможно лишь потому, что он признал свою ошибку.

Противоположный пример можно найти в повести Булгакова «Собачье сердце». Шариков, усвоивший глупость, грубость и хамство от своего идейного учителя Швондера, так и остался невеждой и грубияном. К сожалению, ему ничем не мог помочь профессор, ведь сам то Полиграф не признавал тех ошибок, которые допускал. Сколько бы Преображенский не говорил ему о том, как нужно себя вести в обществе, герой не воспринимал эти замечания и продолжал упорствовать в своих заблуждениях. Непризнание ошибок привело его к полному моральному разложению, поэтому профессор превратил его обратно в животное.

Я думаю, самокритичность — необходимое качество для развития личности. Человек должен знать, что ему исправить, чтобы стать лучше, а если он не осознает, что совершил ошибку, он не узнает этого и совершит ее еще раз. Многие люди, чей путь полон неудач, не умеют этого делать и всю жизнь проводят в ослеплении.

  • Почему сферум выдает ошибку при запуске
  • Почему страница выдает ошибку 404
  • Почему стоит учиться на своих ошибках
  • Почему стоит признавать свои ошибки аргументы
  • Почему стиральная машинка пишет ошибку