Почему я не учусь на своих ошибках

Почему мы не учимся на ошибках?

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Можно ли научиться не повторять ошибки, и стоит ли это делать?

Грабли
Психологи и нейрофизиологи из Мичиганского университета взялись исследовать природу ошибок, чтобы ответить на главный вопрос: «Почему некоторые люди эффективнее учатся на своих ошибках?». Иными словами, что заставляет одних из нас игнорировать неудачу ради сохранения уверенности в себе, а других — изучать неуспех, чтобы извлечь из него пользу. Эксперимент, возглавляемый сотрудником университета Джейсоном Мозером, основывался на факте, что существуют две разные реакции на ошибки, каждая из которых может быть отслежена с помощью ЭКГ.

Первая называется «негативом, связанным с ошибкой» (error-related negativity — ERN), проявляется спустя примерно 50 миллисекунд после неудачи и является непроизвольной, неизбежной при любой промашке. Второй сигнал, обозначенный как «позитивность ошибки» (error positivity — PE), происходит где-то между 100-500 миллисекундами после просчета, связан с осознанием и случается, когда мы обращаем внимание на промах, фиксируясь на неутешительном результате. Опыт показал: мы учимся на ошибках более эффективно, если мозг демонстрирует, во-первых, более сильный сигнал ERN, вызывающий длительную первоначальную реакцию на ошибку, а во-вторых — более протяженный PE-сигнал, при котором человек обращает внимание на просчет и пытается извлечь из него урок.

В своих исследованиях Мозер обратился к работам психолога из Стенфорда Кэрол Двэк о дихотомии. По ее словам, люди делятся на два типа — с фиксированным и развивающимся мышлением. Первые убеждены: с рождения в них заложены определенные умственные способности, и изменить это невозможно. Вторые верят: если приложить усилия и дать себе время, есть шанс, что все получится. Именно эта категория воспринимает ошибки как необходимый предвестник знания, двигатель обучения. Вооружившись такими данными, Мозер и провел свой эксперимент, суть которого заключалась в следующем: в серии букв, например, MMMMM или NNMNN, определить центральную. Время от времени буквы менялись, из-за скучности задачи испытуемые просто «отключались», что и приводило к частым ошибкам. При этом устройства, записывающие активность мозга участников, зафиксировали эакономерность: наблюдаемые из числа людей с развивающимся мышлением показали всплеск аккуратности после промашки. От того, что испытуемые думали, где ошиблись, они учились правильно выполнять задание.

Мировоззрение людей с фиксированным мышлением, по словам Мозера, может создавать определенные трудности в жизни. Особенно вредно это для детей: ученик, уверенный, что не может повысить уровень своего интеллекта, после первого же провала не станет прилагать усилий к учебе. В то же врем, если похвалить ребенка за старания, пусть даже он не справился с задачей, это подтолкнет его к развитию, повысит усердие. Но что же делать нам, давно уже покинувшим школу и решающим задачки посложнее математических?

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Без права на ошибку

От рождения мы имеем определенные права, но, кажется, всем нам изначально отказывают в праве на ошибку. При этом, конечно, каждый понимает: без промахов не обойтись. Однако факт из совершения считается чем-то настолько постыдным, что мы предпочитаем скорее забыть об этом или мучиться чувством вины. «Ошибка — это то, что противоречит правилам или нормам: общественным, групповым и индивидуальным, — говорит психотерапевт Татьяна Кочетова. — Таким образом, ошибающийся человек — тот, у которого постоянно возникают проблемы с нормативностью». Причины этих проблем, по словам специалиста, различны. Например ,родители не объяснили ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо», и в течение жизни человек пытается получить ответ на этот вопрос. Для чего постоянно совершает поступки, вызывающие либо одобрение, либо порицание окружающих. Социум одобряет — это хорошо, не одобряет — значит, ошибка. Так личность формирует собственные представления о нормативности и чтобы подтвердить их, может неосознанно то и дело промахиваться. Психологическая установка в этом случае: «В жизни так много граблей, на которые еще не наступала нога человека».

«Если же ребенку объяснили про «хорошо» и «плохо», он живет по определенным правилам, привитым ему в семье, — продолжает Татьяна Кочетова. — Однко личный опыт всегда отличается от родительского — то, что для мамы и папы норма, для выросшего отпрыска может оказаться ошибкой. Исходя из этого, человек способен постоянно «спотыкаться», чтобы доказать окружающим или самому себе: нормы и правила — не универсальны, а его ситуация — уникальное явление, и промах здесь — утверждение собственной неповторимости. Психологическая установка в данном случае: «Обходя разложенные грабли, мы лишаем себя уникального опыта».

О том, что в проблеме совершения ошибок есть большая роль семьи, говорит и гештальттерапевт Екатерина Хломова: «Все мы частички семейной системы, у всех есть стереотипы и установки, полученные от родителей. Из-за чего наши действия порой гораздо более ограничены, чем хотелось бы. Многие привыкли действовать по заданной схеме, потому что либо это безопаснее, либо так научила семейная система, и эти действия важны для поддержания стабильности (оставаться членом семьи), либо в этом есть некая неосознанная выгода — получить что-то, недоступное другим способом. Например ,если то и дело теряю кошелек, чтобы попросить денег у родителей, то, возможно, причина в том, что это единственный способ с ними пообщаться».

По мнению психолога Елены Тельновой, семейный аспект этой проблемы может выражаться в наличии эмоциональной травмы: «Люди, у которых в раннем детстве был опыт отвержения родителями, или те, кому мама и папа в силу своих психологических особенностей или жизненных обстоятельств не смогли дать достаточный опыт безусловной поддержки и любви, зачастую не имеют достаточных ресурсов для формирования полноценного Внутреннего Родителя, который и отвечает за душевную стабильность, за гибкость и адаптивность, за умение учиться не только на своих ошибках, но и на чужих. Травмированный Внутренний Ребенок таких людей выходит на первый план во множестве ситуаций взрослой жизни, поэтому происходит повторение пройденного, жизнь по сценарию, когда, допустим, дочери и бывшие жены алкоголиков находят себе пьющих мужей, а любовницы по жизни вновь и вновь влюбляются в прочно женатых, искренне не замечая вокруг свободных мужчин».


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Только попробуй

Так или иначе, страх совершить ошибку свойственен каждому из нас. Ощущение, что ты все сделал правильно, равно в нашем сознании чувству собственного достоинства. «Убежденность в своей правоте жизненно необходима человеку, это один из самых простых и дешевых способов сделать себя счастливым, получить удовлетворение, повысить самооценку», – говорит Катрин Шульц, автор книги об ошибках «Быть неправым».

Елена Тельнова уточняет: склонность по многу раз на-ступать на одни и те же грабли более очевидна для людей определенного психотипа – в частности, истероидного, или демонстративного. У них сильно выражен бессознательный механизм вытеснения, помогающий избежать внутреннего конфликта, продолжать ощущать себя «хорошим», не меняя ничего в своей жизни, поведении, взглядах на мир. Эти люди просто так устроены: им легче, чем другим, забывать негативный опыт, закрывать глаза на свои промахи и не исправлять их. «Кроме того, человек постоянно наступает на грабли, если в его характере сильно выражена ригидность: он с трудом изменяет намеченную программу деятельности при том, что условия объективно требуют ее перестройки, – объясняет психолог. – Ригидность может быть одним из признаков возрастных изменений в психике любого из нас. Поэтому с возрастом многим отнюдь не легче перестраивать свое поведение в зависимости от предыдущего опыта, своего или чужого. Наоборот, психика предпочитает действовать строго по усвоенным шаблонам, а все, что вне «нормы», вызывает массу эмоций – от беспомощности до гнева».

Возникает вопрос: почему же опыт не учит ни юных, ни зрелых? По мнению Татьяны Кочетовой, мы постоянно и неосознанно стремимся построить границы отношений с другими людьми, а для этого необходимо попробовать различные формы поведения: «Мы ведем себя так, чтобы постоянно подтверждать или отвергать те или иные виды отношений, проверять своими действиями границы на прочность». Несмотря на это, психотерапевт рекомендует продолжать учиться на промахах, рассматривать и анализировать ситуации, которые привели к ошибке, вырабатывать иные способы поведения, а главное, принять «право на ошибку» и ответственность за нее. Екатерина Хломова добавляет: «Если тебе кажется, что наступаешь на одни и те же грабли, нужно спросить себя: для чего все это? Какая в этом выгода? Почему боюсь поступить иначе? Как эти действия связаны с моей семьей? Придется также придумать, как получать ту же выгоду другим способом». Не менее важно выработать мудрое отношение к ошибкам. «Возможно, «с точки зрения банальной эрудиции», какие-то поступки – ошибки. А с точки зрения пользы для души и тела, они – бесценный опыт, призванный дать что-то важное, к чему-то подвести, – говорит Елена Тельнова. – Работу над ошибками делают, когда становится невозможно жить по-прежнему. К этому нужно прийти, и у каждого свой путь – в том числе и по граблям».

ТЕКСТ: Юлия Сивакова

Андрей Россохин: «На ошибках не учатся»

Считается, что с каждой ошибкой мы обретаем опыт и мудрость. Но так ли это на самом деле? Психоаналитик Андрей Россохин рассуждает о стереотипе «на ошибках учатся» и уверяет, что приобретенный опыт не может уберечь от повторных оплошностей.

Руководитель программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» в НИУ ВШЭ.

«Человеку свойственно ошибаться. Но лишь глупец настаивает на своей ошибке» – эта идея Цицерона, сформулированная примерно в 80 году до нашей эры, внушает большой оптимизм: если заблуждения нам нужны для того, чтобы развиваться и идти вперед, то стоит ли теряться!

И вот уже родители внушают ребенку, получившему двойку за несделанную домашнюю работу: «Пусть это послужит тебе уроком!» И вот уже руководитель заверяет сотрудников, что признает свою ошибку и твердо намерен ее исправить. Но признаемся честно: кому из нас не случалось наступать на те же грабли снова и снова? Многим ли удавалось избавиться от дурной привычки раз и навсегда? Может быть, всему виной нехватка силы воли?

Идея, что человек развивается, учась на ошибках, обманчива и деструктивна. Она дает предельно упрощенное представление о нашем развитии как движении от несовершенства к совершенству. В этой логике человек подобен роботу, системе, которую можно, в зависимости от случившегося сбоя, подправить, настроить, задать более точные координаты. Предполагается, что система с каждой наладкой работает все более эффективно, а ошибок становится все меньше.

Фактически эта фраза отвергает внутренний мир человека, его бессознательное. Ведь на самом деле мы движемся не от худшего к лучшему. Мы движемся – в поисках новых смыслов – от конфликта к конфликту, которые неизбежны.

Скажем, человек проявил вместо сочувствия агрессию и переживает об этом, считая, что допустил ошибку. Он не понимает, что в тот момент не был готов ни к чему другому. Таким было состояние его сознания, таким был уровень его возможностей (если, конечно, это был не осознанный шаг, который тоже нельзя назвать ошибкой, скорее уж – злоупотреблением, преступлением).

И внешний мир, и внутренний меняются непрерывно, и предполагать, что поступок, совершенный пять минут назад, так и останется ошибкой, невозможно

Кто знает, почему человек наступает на одни и те же грабли? Возможны десятки причин, в том числе – желание причинить себе боль, или вызвать жалость другого человека, или что-то доказать – себе или кому-то. Что здесь ошибка? Да, нужно пытаться понять, что заставляет нас так поступать. Но надеяться избежать этого впредь странно.

Наша жизнь – не «День сурка», где можно, совершив ошибку, исправить ее, оказавшись через некоторое время в той же самой точке. И внешний мир, и внутренний меняются непрерывно, и предполагать, что поступок, совершенный пять минут назад, так и останется ошибкой, невозможно.

Имеет смысл говорить не об ошибках, но об опыте, который мы накапливаем и анализируем, понимая при этом, что в новых, изменившихся условиях он напрямую может не пригодиться. Что тогда дает нам этот опыт?

Способность собирать свою внутреннюю силу и действовать, оставаясь в непосредственном контакте с окружающими и с самими собой, своими желаниями и чувствами. Именно этот живой контакт и позволит каждый следующий шаг и момент жизни – соизмеряя с накопленным опытом – воспринимать и оценивать заново.

Об эксперте

Андрей Россохин – доктор психологических наук, член Парижского психоаналитического общества, член Международной психоаналитической ассоциации, профессор, заведующий кафедрой психоанализа в НИУ ВШЭ, руководитель Магистерской программы по психоаналитической психотерапии.

Садись, два! Или почему мы не учимся на своих ошибках

Анечка, ну сколько можно наступать на те же грабли? Ты же уже взрослая девочка. Тебе же уже за тридцать. Ты же сама должна понимать, что опять следуешь по одной и той же тропе. А потом мучиться, страдать, ночью не спать — и весь остальной сопутствующий набор вялотекущей рефлексии. Ты же в курсе, что за этим следует. Ты же не первый год сдаешь этот экзамен. Зачем ты постоянно записываешься на этот курс? Зачем ты снова сделала то, что делала и в прошлом году? Зачем ты опять встречаешься с этим парнем? Для чего тебе снова влазить в такие же отношения, от которых еле-еле отошла? Ты что, это все уже забыла? У тебе кратковременная память? Или ты специально решила подразнить себя и проверить на прочность свои личные грабли?

Приблизительно такой порядок вопросов я задаю себе, если не часто, то регулярно — точно. Я не умею учиться на своих ошибках. Признаюсь сразу честно. Не умею — и все тут. Я как глупый начинающий гонщик. Мне постоянно кажется: «А вдруг проскочу?». И я мчусь вперед, зажмурившись, сбивая на ходу газетные киоски и мороженщиков. Нет, я не учусь на своих ошибках. Иногда мне кажется, что я их просто забываю. Но чаще, я уверяю себя, что это просто мой стиль. Поступить так, а не иначе — это истинная я. И если я сейчас изменю себе, если наступлю на горло своим желаниям, то предам себя. А значит, изменюсь. И больше не буду такой, какой есть. И какой мне нравится быть. Вот так я себя увещеваю, да. И снова бросаюсь туда, где мне плохо, больно и страшно. Но бросаюсь. Потому что на ошибках своих не учусь.

Когда мы можем помочь всем, но только не себе

Лена работает психологом. Правда, школьным психологом в школе, но это ничего не меняет. Она читает Юнга и Фрейда. И знает, как накрепко закрыть гештальт. И что нога у Раисы Семеновны болит из-за психосоматических проблем. Одним словом, Лена — наш местный гуру, специализирующийся на межличностных отношениях. «Леночка, скажи, милая, почему же он мне не позвонил?», — спрашивает ее, например, рыдающая Аллочка. «Потому что, — менторским тоном начинает Леночка свой помогательный спич. — Потому что ты ему навязывалась. Все ваше свидание ты навязывалась ему. И он просто-напросто испугался. Не надо так. С мужчинами надо медленными поступательными движениями. Это они должны быть активными в отношениях. Дай ему пространство для маневра. Это он должен быть дерзки и настойчивым, а не ты. У него это в подкорке забито. И с этим не поиграешь. А ты этот его подсознательный код пыталась взломать. Вот и получай. Он просто испугался и сбежал». И мы сидим, открыв рты, и внимаем умным речам нашей подруги, которая уж точно знает, как надо действовать с мужчинами.

Вот ведь повезло Лене, подумает кто-то. Ведь она постоянно в курсе той экосистемы. Ведь она-то знает, что надо мужчинам. И как с ними нам, девушкам, себя вести. И что говорить. И как губы красить. И когда на первый секс зазывать. Повезло-то, повезло. Но только не Лене, а нам. Потому что Лена наша — сапожник без сапог. Потому что она спокойно может помочь каждой из нас устроить личную жизнь. Может посоветовать, как помириться со своим мужчиной. И стоит ли продолжать эти бессмысленные отношения. Может помочь всем, но только не себе.

Леночка у нас одинока. Нет, она не перманентно одинока. Периодически она встречается с мужчинами. С ними у нее бурные романы. Потом они, по заведенной всеми приличными парами хронологии, начинают жить вместе. И тут пошло-поехало. Все избранники Леночки оказываются непростыми ребятами. Они если не скрытые алкоголики, то просто надоедливые дебоширы. Все избранники Леночки оказываются полной противоположностью ей. Все! И вот, казалось бы, она же психолог. Могла бы устранить себя от наступания на эти вечные грабли с бражным душком. Но нет, не получается у нее. Или она просто не хочет?

Почему мы не учимся на своих ошибках

На некоторых, конечно же, учимся. Но только тогда, когда эти ошибки нас так напугали, что переросли в фобию. Так вот, есть ответ на этот вопрос. И на него ответили психологи и нейрофизиологи Мичиганского университета. Они решили исследовать: почему некоторые люди учатся на своих ошибках, а другие — нет. Или почему на некоторых ошибках мы учимся, а другие словно проходят сквозь нас. И вот что у них получилось. Они выяснили, что существует две реакции на ошибки. Первая называется «негативом, связанным с ошибкой». Это непроизвольная реакция. Она наступает тут же, без промедления. Это словно дотронуться до горячего утюга, ты тут же одергиваешь руку. И в следующий раз ты вряд ли к нему прикоснешься. Потому что ожог — это очень болезненно. И этот опыт впился в твой мозг навсегда.

Вторая реакция — «позитивная ошибка». Дело в том, что реакция на нее не мгновенна. Это не раскаленный утюг, скажем так. То есть ты понимаешь, что совершила ошибку через какое-то время. Конечно, после этого ты проводишь анализ ситуации. Ты думаешь, размышляешь, почему поступила именно так. Наверное, ругаешь себя. Но не так чтоб сильно. Все-таки ты к себе снисходительна. И этот вид реакции для нас губителен. Ну, не так чтоб губителен. Но именно он несет ответственность за наши вечные наступания на одни и те же грабли. Мы можем учиться на своих ошибках. Не совсем же мы пропащие, честное слово. Но только в том случае, если реакция в мозг поступает незамедлительно. Если она будто разряд. Тогда мы точно эту ошибку больше не повторим. А пока она действует на тебя расслабленно, готовься к тому, что ты встретишься с ней еще не раз.

Леночка не может найти себе достойного парня, потому что не получила тот разряд в мозг. Значит, если Леночка признается себе в этом честно, она не против жить с такими мудаками. Значит, ее это не особо беспокоит. И пока один из них не даст Леночке в ухо, она будет знакомиться с такими же «принцами». Вот и все. Так просто.

Нужно просто ждать мгновенную реакцию. Это не мы виноваты. А наши импульсы. И все тут.

Каждый день мы совершаем ошибки, и некоторые из них могут привести к серьезным последствиям в нашей жизни. Однако, почему-то мы не учимся на своих ошибках и продолжаем попадать на те же грабли. Это важная проблема, которую не стоит пренебрегать, так как, если мы не разберемся со своими ошибками, они могут навредить нам еще больше.

Корень проблемы заключается в том, что мы часто смотрим на нашу жизнь со стороны, а не учимся на своих собственных ошибках. Также нам сложно признавать, что мы совершаем ошибки, так как это может означать, что мы не совершенны. Однако, без признания своих ошибок и неравенств, мы не сможем их исправить и добиться успеха в нашей жизни.

Ответ в том, чтобы научиться смотреть на свою жизнь под другим углом и не допускать тех же ошибок, что и раньше.

Хотя это может занять время и требует усилий, учиться на своих ошибках — это важный шаг к нашему совершенству и успеху в жизни. Важно понимать, что мы все не идеальны, и делать ошибки — это нормально. Главное — это учиться на своих ошибках и продолжать двигаться вперед, не смотря на неудачи в прошлом.

Содержание

  1. Иллюзия контроля
  2. Отрицание ошибок
  3. Групповое мышление
  4. Психологические барьеры
  5. Негативный опыт
  6. Обвинение других
  7. Фиксация на прошлом: почему мы не учимся на своих ошибках?
  8. Почему мы не учимся на своих ошибках: грабли, на которые все чаще наступает человек
  9. Незнание причин
  10. Восприимчивость к установкам
  11. Отсутствие мотивации к изменениям

Иллюзия контроля

Иллюзия контроля – это убеждение человека в том, что он может контролировать сложные ситуации в своей жизни, несмотря на то, что имеет очень мало на это влияния. Неспособность признать, что мы не в силах управлять всем, что происходит вокруг нас, зачастую становится одной из главных причин наших ошибок.

Иллюзия контроля проявляется в том, что мы считаем, будто можем предсказать будущее и управлять им с помощью определенных действий. Но на самом деле, будущее – это то, что не подвластно нашему контролю. В результате мы оказываемся не готовыми к возможным изменениям в жизни и не способны адаптироваться к ним.

Когда мы сталкиваемся с непредвиденными обстоятельствами, наши действия становятся нерациональными. Например, мы можем продолжать настаивать на своих ошибках, а не учитывать прошлый опыт. Такие действия особенно опасны, когда дело касается личной жизни, финансов и здоровья.

Чтобы избежать иллюзии контроля, необходимо осознать, что некоторые ситуации не зависят от нас и что необязательно мы всегда знаем, что лучше для нас. Стоит сосредоточиться на том, что действительно зависит от нас, а именно – на нашей реакции на происходящее. Понимание этого позволит нам правильно оценивать ситуации и принимать решения на основе фактов, а не иллюзий.

Отрицание ошибок

Отрицание ошибок – это такой способ мышления, когда человек не признает свои ошибки даже тогда, когда они явно очевидны, и даже настаивает на своей правоте. При этом часто вместо конструктивной критики переходят к нападкам на того, кто пытается указать на ошибку.

Такой подход препятствует развитию личности и успешности в карьере. Вместо корректировки своих действий, человек тратит время и силы на оправдание своих ошибок и нападки на окружающих. Кроме того, многие ошибки, которые можно было бы исправить, остаются без внимания из-за отрицания их наличия.

Но почему люди так реагируют на свои ошибки? Одна из причин – страх перед неудачей или своей несовершенством. Боясь признать свои ошибки, человек пытается сохранить свое самомнение и уверенность в себе. Кроме того, наша культура часто воспринимает ошибки как нечто стыдное и неприемлемое, из-за чего люди боятся их признавать.

Однако признание ошибок не означает слабость и неудачу. Наоборот, это признак того, что человек готов развиваться и расти, учиться на своих ошибках и извлекать уроки для будущего. Именно такой подход позволяет нам становиться лучше в том, что мы делаем, и достигать новых высот в карьере и личной жизни.

Групповое мышление

Несмотря на то, что две головы лучше одной, групповое мышление может стать причиной ошибок и неудач. Когда люди работают в группе, они склонны следовать мнению большинства, вместо того чтобы приветствовать альтернативные точки зрения. В результате, они могут упустить важные детали, что приведет к ошибкам и неудачам.

Кроме того, групповое мышление часто приводит к повторению предыдущих ошибок. Люди не учитывают прошлый опыт и не меняют технологии и стратегии, что может привести к дальнейшим провалам.

Чтобы избежать группового мышления, необходимо поощрять альтернативные точки зрения и обсуждать различные идеи. Важно также проводить анализ предыдущих ошибок и изучать лучшие практики.

  • Пример: В компании было решено провести реорганизацию подразделения. Руководство назначило комитет, который должен был разработать новую структуру. Однако комитет работал в изоляции и не обращал внимания на мнение других сотрудников. В результате была разработана неудачная структура, которая не учитывала потребности клиентов.

Психологические барьеры

Человек часто не учится на своих ошибках из-за наличия психологических барьеров, которые могут быть как сознательными, так и неосознанными.

  • Негативная самооценка – когда человек не принимает себя и склонен к самокритике, то он не видит в своих действиях ничего хорошего, думает что он не способен на большее и не верит в свои возможности.
  • Страх неудачи – часто люди боятся совершать ошибки и терпят неудачи потому что не рискуют, не пробуют и не учатся на своих ошибках.
  • Страх потери контроля – некоторые люди боятся потерять контроль над собой, над своими эмоциями и тогда считают что лучше не делать ничего.

Важно понимать, что эти барьеры существуют и могут влиять на наши поступки и решения. Чтобы стать успешнее и учиться на своих ошибках, необходимо работать над своей психологической подготовкой и расставлять приоритеты правильно, чтобы не поддаваться на эти барьеры.

Негативный опыт

Негативный опыт — это то, что мы получаем, когда совершаем ошибки и сталкиваемся с неприятными последствиями. Однако, мы часто не учимся на своих ошибках и продолжаем делать те же самые действия, которые приводят к негативному результату.

Причиной этого может быть наша собственная уверенность в том, что мы знаем, что делаем. Мы убеждаем себя в правильности своих действий и не признаем неудачу. Мы думаем, что ошибка произошла по нашей вине, что мы недостаточно умны или опытны.

Однако, необходимо понимать, что ошибаться — это естественно, и это наша возможность для улучшения и развития. Ошибки помогают нам определить, где мы допускаем ошибки, и какие шаги нужно принять, чтобы избежать их в будущем.

  • После совершения ошибки, стоит остановиться и проанализировать ситуацию.
  • Стресс и эмоциональность могут препятствовать разумному решению проблемы.
  • Необходимо отвлечься на время и принять новые подходы, поисать альтернативные пути решения.

Не забывайте, что негативный опыт важен для нашего развития и мы должны уметь учиться на своих ошибках.

Обвинение других

Когда что-то идет не так, мы часто ищем виноватых среди других людей, вместо того чтобы взять на себя ответственность за ситуацию. Это распространенная проблема, которая может привести к продолжающимся ошибкам и в конечном итоге мешает нам учиться на своих ошибках.

Обвинения других зачастую несправедливы и даже опасны, потому что мы можем попытаться решить проблему, не учитывая своей роли в ней. Вместо того, чтобы направить свою энергию на то, чтобы исправить ситуацию, мы потратим время и силы на поиск козла отпущения и возможно создадим еще больше проблем в процессе.

Склонность обвинять других также может привести к тому, что мы упустим возможность извлечь урок из собственных ошибок. Вместо того, чтобы анализировать, что мы сделали не так и как мы могли бы сделать лучше, мы легко прикрепляем всю ответственность за произошедшее к другим людям.

Конечно, есть ситуации, когда другие люди действительно несут ответственность за произошедшее, но часто мы слишком быстро и без должного анализа своих действий исходим из того, что вина лежит только на других. Если мы хотим учиться на своих ошибках, то необходимо принимать ответственность за свои действия и постараться избежать обвинений других.

Фиксация на прошлом: почему мы не учимся на своих ошибках?

Многие люди склонны фиксироваться на своих прошлых ошибках и не могут продолжать жизнь, несмотря на все свои проблемы. Казалось бы, они могут научиться на своих ошибках и извлечь уроки для будущего, но что-то мешает им сделать это.

Одной из причин может быть страх повторения прошлых ошибок. Люди боятся, что если они снова сделают ту же ошибку, их жизнь обречена на провал. Это может привести к тому, что они перестанут рисковать и начнут избегать новых возможностей, что сильно ограничит их жизнь.

Кроме того, фиксация на прошлом может привести к тому, что люди начнут винить себя за ошибки, которые они сделали в прошлом. Это может привести к переживанию и депрессии, что осложнит их возможность научиться на своих ошибках и двигаться вперед.

Чтобы избежать фиксации на прошлом, важно смотреть на прошлые ошибки не как на позорный опыт, а как на урок, который поможет нам в будущем. Вместо того, чтобы зацикливаться на своих прошлых ошибках, мы можем использовать их, чтобы стать лучше и сделать мир вокруг нас лучше.

Почему мы не учимся на своих ошибках: грабли, на которые все чаще наступает человек

Незнание причин

Одной из главных причин, по которой мы не учимся на своих ошибках, является незнание истинных причин наших неудач. Часто мы не сознаем своих ошибок, либо пытаемся отговориться перед другими людьми, вместо того, чтобы искать корень проблемы.

Также, в большинстве случаев, люди не желают признаваться перед самими собой в своих ошибках, поскольку это подрывает их уверенность в себе и авторитет. В результате мы не можем извлечь уроки из своих неудач и продолжаем наступать на те же грабли снова и снова.

Незнание причин наших ошибок также может происходить из-за недостатка информации. Когда мы не имеем полной картины происходящего, мы не можем анализировать свои действия и делать выводы из своих ошибок. Поэтому важно быть внимательным к деталям и не испытывать стыда при запросе дополнительной информации у других людей.

  • В целом, осознание своих ошибок и умение учиться на них — это признак взрослости и мудрости. Никто не совершает постоянно правильные идеальные поступки, но только тот, кто умеет видеть свои ошибки, способен расти и развиваться.

Восприимчивость к установкам

Важным фактором, мешающим человеку учиться на своих ошибках, является его восприимчивость к установкам. Как правило, каждый человек имеет свой набор установок, которые определяют его поведение и действия в различных ситуациях.

Большинство установок формируются на ранних этапах развития личности и могут быть нарушены только при серьезных причинах, таких как сильный стресс или резкая смена жизненных обстоятельств.

  • Однако, если установки не соответствуют реальности, то это может приводить к постоянной ошибочной деятельности, которую человек не может понять и исправить.
  • Также, когда мы совершаем ошибки, нарушающие наши установки, мы можем чувствовать дискомфорт и бояться повторения ситуации. Это может приводить к тому, что мы избегаем подобных ситуаций, но не пытаемся понять их лучше и не обучаемся на своих ошибках.

Чтобы развиваться и учиться на своих ошибках, важно осознавать свои установки и быть готовыми к их изменению. Быть открытым и гибким в мышлении позволит легче переоценивать свои установки и менять их в зависимости от новых знаний и опыта.

Отсутствие мотивации к изменениям

Часто мы совершаем ошибки, но не извлекаем из них уроков и продолжаем делать то же самое. Причиной этого может быть отсутствие мотивации к изменениям. Мы можем осознавать свои ошибки, но если не видим в них значимость и не верим в возможность изменений, то не будем стремиться улучшить свои поступки.

Отсутствие мотивации может быть связано с тем, что мы не видим конкретной выгоды от изменений. Для того, чтобы менять своё поведение, необходимо понимать, какие преимущества можно получить в результате. Например, если мы осознаем, что избегание определенных ошибок поможет нам достичь цели, то мы будем более мотивированы стремиться к изменениям.

  • Совет: Попробуйте выявить, какие преимущества вы можете получить от изменения своего поведения. Это поможет вам обрести мотивацию и стать более успешным в своих поступках.
  • Пример: Если вы хотите похудеть, то можете посчитать, сколько килограммов вы сможете сбросить, как улучшится ваше здоровье и настроение.

15 июля 2020, 00:10 / Менеджмент

Эксклюзивно по подписке

Почему собственные ошибки ничему не учат людей

Хотя считается, что успешные люди преуспели именно потому, что сделали правильные выводы из своих ошибок

Лорен Эскрейс-Уинклер и Айелет Фишбах, ученые из Школы бизнеса Бута Чикагского университета, предложили участникам исследования пройти сложный тест с двумя вариантами ответов. Затем половине участников сообщили о вопросах, на которые они ответили правильно, а другой – о тех, где они ошиблись. В итоге у всех появилась полная информация о том, что у них получилось и что не получилось, и в повторном тесте участники с позитивным фидбэком сумели ответить на большее число вопросов правильно, а с негативным или совсем не улучшили свои результаты, или улучшения были незначительными. Вывод? Возможно, мы вовсе не учимся на ошибках. Лорен Эскрейс-Уинклер, защищайте свою идею!

Эскрейс-Уинклер: Принято считать, что люди учатся на ошибках. Состоявшиеся люди, рассуждая о своем пути к успеху, говорят, что чем раньше совершаются ошибки, тем больше пользы. Не так давно председатель Верховного суда США Джон Робертс, выступая с напутственной речью, пожелал студентам неудач – чтобы им было на чем учиться. Тем не менее мы с моим соавтором Айелет Фишбах находим, что провалы влияют на нас обратным образом: они мешают нам учиться.

Пережив промах, люди чувствуют свою уязвимость и уходят в глухую защиту – буквально не хотят ничего слышать. Это нас удивило. Неприятные ситуации обычно привлекают внимание. Когда мы проезжаем на шоссе аварию, нас так и тянет посмотреть, что же там произошло. Но когда речь идет о личном провале, люди стараются отвлечься, чтобы сберечь остатки самооценки, в результате плохо воспринимают информацию и не обучаются – кроме случаев с особо сильной мотивацией.

HBR: Значит, участники ваших исследований не были достаточно мотивированы?

– Если это ничем не грозит, люди склонны игнорировать свои сбои. Нет ничего опасного в том, чтобы не знать правильных ответов на вопросы вроде «Сколько денег ежегодно теряют американские компании из-за плохого обслуживания клиентов?» или «Какие из следующих символов древней надписи обозначают животное?».

А вот если ошибка слишком велика и ее последствия невозможно оставить без внимания без вреда для себя, человек включается и извлекает из нее уроки. В психологии известен феномен под названием шоковое обучение. Например, лабораторные крысы запоминают особо тяжелый эпизод – если попробовали яд или получили удар электротоком. Люди тоже учатся на собственном опыте – если провал был значительным. Но большинство повседневных неудач слишком малы, чтобы достигнуть порога нашей особой восприимчивости.

– Как определяется этот порог?

– Это зависит от многих факторов. Понятно, что цена вопроса должна быть выше ошибки в тесте, но ниже последствий от случайного употребления яда. Мы провели серию дополнительных исследований и проверили, помогает ли людям учиться на их ошибках крупный бонус. Кроме того, мы проверили, не улучшатся ли результаты, если вопросы теста взяты из жизни, ведь нам всегда интереснее думать про что-то близкое. Например, мы задавали вопросы вроде «Какая из этих двух пар обручена?». Ни то ни другое на результаты не повлияло.

В другом эксперименте мы повысили ставки иначе: дали примерно 300 специалистам по телефонным продажам трудный тест про обслуживание клиентов – напрямую относящуюся к ним тему. Увы, и здесь результаты были прежними: те, кто получил обратную связь о своих успехах, улучшили результаты, а те, кому сообщили о неудачах, – остались на прежнем уровне. Понятно, что ошибки в важной для них сфере наверняка огорчили участников, но неудача оказалась слишком незначительной, чтобы люди захотели поработать с ней. Они предпочли уйти в себя.

– То есть учиться на ошибках нам всем трудно?

– Участники наших экспериментов в среднем учились на cвоих ошибках хуже, чем на успехах, но были и исключения. Между конкретными людьми мы наблюдали существенную разницу. Некоторые участники выделялись тем, что обращали серьезное внимание на неудачи и извлекали из них уроки. Предыдущие исследования Фишбах показывают, что эффект может зависеть от опыта. Эксперты внимательнее к провалам, чем новички. Если ты уже много раз приходил к успеху, один сбой не воспринимается как серьезная проблема.

Кроме того, учившееся на ошибках меньшинство, возможно, имеет установку на рост. Они верят, что могут стать лучше, и это мотивирует их оставаться в игре. Возможно, если бы мы привили такой взгляд на мир всем участникам, они дружно начали бы учиться на ошибках.

– Как внушить человеку установку на рост?

– Просто объяснив, что мозг способен развиваться и что их способности не даны им раз и навсегда, а могут быть улучшены.

– Есть ли какие-нибудь другие способы снизить угрозу нашему эго и стимулировать обучение?

– Да, люди неплохо учатся на чужих ошибках. В одном из наших исследований участники просматривали ответы других людей на тесты и получали информацию об их результатах. Если при мысли о собственных неудачах люди ощущали угрозу своему «я» и уходили в себя, то чужие оплошности не мешали им анализировать и учиться.

– Каков же должен быть вывод для менеджеров – надо ставить сотрудников в ситуации, где они реже давали бы маху? Или помогать им сменить установку и научиться извлекать уроки из сбоев?

– Если вам нужен немедленный результат, помогите людям побеждать. Люди лучше запоминают свой успех и учатся на нем. Попробуйте обращать внимание подчиненных на то, что у них уже хорошо получается, и поддержать их в этом. Либо же предложите им обратную связь таким образом, чтобы укрепить, а не разрушить их самооценку. Если вы не торопитесь, можно пойти на системные изменения: скорректировать установки, сдвинуть акценты в корпоративной культуре или иначе взглянуть на саму суть ошибок, помогая людям не замыкаться в себе, а учиться на промахах.

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь

  • Почему я не могу установить ватсап на телефон пишет произошла ошибка
  • Почему я не могу установить вайбер на телефон выдает ошибку
  • Почему я не могу заказать на алиэкспресс пишет ошибка
  • Почему я должен выполнять шаг навстречу исправить ошибку
  • Почему я всегда делаю глупые ошибки