Задание 8.
Исправьте лексические ошибки:
• Они с Женей никогда не конфликтовали.
• Это играет большое значение.
• Пароход зовут «Орлёнок».
• У Манилова было сладкое лицо.
• Я вам расскажу такой пример.
• В прошлом году в студенческом профилактории оздоровилось 350 студентов.
• Я её страстно люблю, а она ко мне индифферентна.
• Передо мной стояла альтернатива: идти в магазин или мыть пол.
• Поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
• Поэма Блока «Двенадцать» построена на противоречащих друг другу контрастах.
• Отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
• Прочтя письмо матери, Раскольников долго не мог очухаться.
В
современной речи, как устной, так и
письменной, встречается огромное
количество ошибок, причины которых
неоднородны. Эти ошибки могут быть
обусловлены речевой, сенсорной или
интеллектуальной недостаточностью. В
таких случаях требуется медицинское и
педагогическое воздействие, позволяющее
корригировать имеющиеся нарушения речи
(первичного или вторичного характера).
В случаях, не относящихся к патологическим,
упражнения на корректировку речи условно
можно разделить на 5 групп:
1) исправление
произносительных и акцентологических
ошибок,
2) исправление
смысловых ошибок и неточностей,
3) устранение
лишних слов,
4) исправление
лексических, грамматических и
стилистических ошибок,
5) редактирование
текстов.
Рассмотрим
эти упражнения в связи с видами норм.
Носители русского языка часто ставят
ударение неправильно, нарушая тем самым
акцентологические нормы. Причины:
• неправильная
речь в СМИ и в близком окружении (дома,
на работе);
• затруднение
вследствие недостаточного словарного
запаса;
• нервозность.
Для
исправления речевых ошибок могут быть
эффективными следующие задания.
Задание
1.
Составить
словосочетания с омографами.
А́тлас
– атла́с, ба́грить – багри́ть, бро́ня
– броня́, ви́дение – виде́ние, напо́енный
– напоённый, за́мковый – замко́вый,
и́рис – ири́с, кре́дит – креди́т, кру́гом
– круго́м, ло́скут – лоску́т, опро́щение
– опроще́ние, о́тзыв – отзы́в, при́вод
– приво́д, проя́сниться – проясни́ться,
сво́йство – свойство́, со́кол – соко́л,
уго́льный – угольны́й, у́шки – ушки́,
ха́ос – хао́с, хара́ктерный – характе́рный,
языко́вый – языково́й.
Задание
2.
Поставить
ударения в словах. Указать варианты
ударений и сферу их употребления
(разговорная речь, профессионализмы,
просторечие и т. д.).
Адюльтер,
акрополь, алкать, алфавит, апостроф,
баловать, бездарь, безумолчный, береста,
блудница, бомбардировать, бруствер,
бряцать, вандал, великовозрастный,
ветеринария, вечеря, взбодрить, брала,
бензопровод, волшебство, газопровод,
генезис, гербы, глашатай, гордиев (узел),
гофрированный, гренки, грушевый, гусеница,
деньгами (не во фразеологизме), диспансер,
договор, дозировать, доклеить, досуг,
древко, еретик, жалюзи, жерло, завидно,
заговор, заиндеветь, заискриться,
законнорожденный, закупорить,
запломбировать, заржаветь, зачерстветь,
звонит, знамение, знахарка, зубчатый,
ивовый, иконопись, индустрия, искра,
вероисповедание, иссиня-черный, исподволь,
каталог, квартал, кета, киоскер, кирза,
кладовая, колосс, комбайнер, компостировать,
кулинария, лубок, мастерски, мельком,
металлургия, мизерный, мускулистый,
мышление, неровня, обеспечение, облегчить,
обыденный, оптовый, осведомиться, отвар,
откупорить, пиала, петля, плато, побасенка,
пломбировать, принудить, приободрить,
присовокупить, приструнить, пурпур,
раджа, розга, ракушка, рассредоточение,
раструб, рефери, ржаветь, свекла, селянин,
силос, симметрия, сливовый, сметливый,
сопло, столяр, сторицей (воздать), тефтели,
торты, тотем, туника, туфля, уведомить,
удить, умерший, упрочение, усугубить,
феномен, фетиш, флюорография, ходатай,
ходатайство, христианин, цемент, черпать,
шасси, щавель.
Причины
нарушения фонетических
норм:
1) неразработанность
техники речи;
2) остатки
диалектного произношения;
3) устаревшие
элементы;
4) нормативная
неупорядоченность, вызванная довольно
стремительным изменением фонетической
адаптации заимствованных слов.
Фонетические
ошибки:
– ассимиляция
(уподобление): лаборатория
– лабо[л]атория; брандспойт – брандс[б]ойт;
– диссимиляция
(расподобление): трамвай
– тра[н]вай; коридор – ко[л]идор;
– диереза(выкидка,
выпадение): вм. брелок,
брелоки – брел-ки, брелков; вм.
времяпрепровождение
– времяпровождение;
– эпентеза
(вставка): я[в]ства
(кушанья),
беспреце[н]дентный, дерма[н]тин, вм.
явства,
беспрецедентный, дерматин;
– зияние
(повтор гласных звуков): ООО,
ем манную кашу
у Ульяны;
– стечение
согласных звуков: штурм
стремительный; справлюсь с чтением.
Задание
3.
Составить
связный текст со скороговорками; выучить
его и произнести в аудитории.
Задание
4.
Разделить
слова на 2 столбика: с твёрдым согласным
перед [э]; с мягким согласным перед
[э].
Адекватный,
агрессор, адюльтер, аллегро, бандероль,
гипотеза, бижутерия, берет, бутерброд,
интеллект, сессия, диспансер, дебют,
декан, денди, детектив, демобилизация,
декада, индекс, декрет, идентичный,
гейзер.
Задание
5.
Указать,
в каких словах на месте буквы Е произносится
звук [э], а в каких – на месте буквы Ё –
звук [о].
Блеклый,
поблекнуть, виндсерфинг, вперемешку,
вперемежку, скабрезный, оседлый,
околесица, острие, на острие (В.п.), на
острие (П.п.), желчь, желчный, сметка,
желоб, афера, бревенчатый, бытие, житие,
гренадер, забытье, в забытье (В.п.),
издевка, маневры, никчемный, опека,
современный, хребет, щелка.
Ошибки
в области словоупотребления (нарушение
лексических
норм):
• употребление
жаргонизмов (степуха
– стипендия, препод
– преподаватель);
• употребление
архаизмов (на
ушкуе в институт приехал);
• употребление
окказионализмов (индивидуально-авторских
слов, неологизмов: я
замашинилась; вытиснуться из вагона);
• употребление
диалектизмов (красивая
панёва – юбка, помавать вилкой –
размахивать);
• употребление
профессионализмов без необходимости
(подверни
гусак и замени кран-буксу
– из речи сантехников);
• неверное
употребление омографов (опрощение
ситуации на Ближнем Востоке; у меня
дома хаос);
• паронимия
– столкновение паронимов: поэтический
(от
поэзия) –
поэтичный (от
поэтика);
туристский (от
турист) –
туристический (от
туризм),
основать (устроить,
расположить) –
обосновать (доказать),
эристика (искусство
спора) –
эвристика (стремление
к истине, метод постижения истины);
• энантиосемйя
– употребление слова в противоположном
значении: я
ужасно обрадовался; она страшно красивая.
• контаминация
– смешение структурных компонентов
разных словосочетаний: дешёвая
одежда+низкая цена=дешёвая цена, играть
роль+иметь значение=играть значение.
Виды
контаминации:
1) двунаправленная
(оплатить
за проезд=оплатить проезда заплатить
за проезд);
2) однонаправленная
(изобрести
велосипед, открыть Америку; но
не изобрести
Америку, открыть велосипед).
• неточное
употребление синонимов (целебная
трава вм.
лекарственная);
• использование
штампов и канцеляризмов (событие
имеет место быть; по истечении срока
отпуска я выйду на работу);
• неумеренное
употребление заимствованных слов и
терминов, неизвестных аудитории, без
их толкования (дюролайт,
редеривация);
• разрушение
норм устойчивых словосочетаний (уповать
на лаврах вместо
почивать
на лаврах, быть в поле внимания вместо
в
поле зрения, предпринимать усилия вместо
прилагать;
наращивать мастерство вместо
повышать)
и т д.;
• употребление
плеоназмов (броский
эффект, маршрут движения, коренной
абориген, мемориальный памятник, главная
суть, смелый риск)
и др.
Задание
6.
Объяснить,
чем различаются слова и выражения в
парах: выставка – вернисаж, годовщина
– юбилей, соперник – соратник, проблема
– дилемма, мнение – впечатление, рынок
– базар, гололед – гололедица, главная
(роль) – заглавная (роль), встать –
стать (о движении), капает – каплет,
двигается – движется, район – регион,
невежа – невежда, давить – давлеть,
лагери – лагеря, подвижник – сподвижник,
эмигрант – иммигрант, вперемешку –
вперемежку.
Задание
7.
Составить
словосочетания с паронимами.
Адресат
– адресант, безлистный – безлистый,
ванна – ванная, вдох – вздох, гололед
– гололедица, главный – заглавный,
дипломник – дипломант, здравица –
здравница, вперемежку – вперемешку,
знамя – знамение, индейцы – индийцы,
командированный – командировочный,
неприятный – нелицеприятный, давить –
довлеть, лагери – лагеря, личный –
личной – личностный, ложа – лоджия –
ложе, надеть – одеть, ничком – навзничь,
нетерпимый – нестерпимый, поверка –
проверка, проба – апробация, заплатить
– оплатить, представить – предоставить
(справку), сытый – сытный, сподвижник –
подвижник, подпись – роспись, убеждённо
– убедительно, факт – фактор.
Задание
8.
Выбрать
подходящий по смыслу пароним.
Национализм
1) воинственный 2) воинствующий
Ужин
1) дружеский 2) дружественный
Платье
1) эффектное 2) эффективное
Человек
1) фанатичный 2) фанатический
Характер
1) взрывной 2) взрывчатый
Муки
1) нестерпимые 2) нетерпимые
Почва
1) глинистая 2) глиняная
Задание
9.
Вычеркнуть
неправильно подобранные антонимические
пары.
1) Правда
– ложь
Солдат
– офицер
Добрый
– злой
Говорить
– молчать
Хлеб
– булка
2) Родной
– чужой
Густой
– редкий
Дерево
– куст
Веник
– швабра
Большой
– маленький
3) Белый
– зелёный
День
– ночь
Цветок
– дерево
Единственный
– многочисленный
Плакать
– смеяться
4) Солнце
– Земля
Хороший
– плохой
Умный
– глупый
Стол
– стул
Паркет
– линолеум
5) Просторный
– тесный
Берег
– море
Высокий
– низкий
Ранний
– поздний
Люстра
– бра
6) Смешной
– весёлый
Утро
– вечер
Радоваться
– горевать
Ускакать
– уехать
Ускорять
– замедлять
Задание
10.
Вычеркнуть
«лишнее» слово в синонимическом ряду.
Выразить,
сформулировать, назвать, придумать.
Воплотить, реализовать, привести,
осуществить. Употреблять, использовать,
находиться, применять. Храбрый, весёлый,
отважный, бесстрашный. Обаятельный,
смешной, очаровательный, неотразимый.
Мысли, думы, размышления, чувства.
Задание
11.
Составить
словосочетания с синонимами, приведенными
ниже, и словами, данными в скобках.
Лечебный,
лекарственный, целебный (источник,
трава, учреждение, сила, средство, грязи,
препарат, растение); старый, старинный,
древний (друг, обычай, язык, книга, режим,
предание, дуб, времена, квартира); тихий,
беззвучный, безмолвный (голос, плач,
ночь, городок, согласие, смех, тишина,
поля, жизнь).
Задание
12.
Найти
в приведённых предложениях случаи
немотивированного употребления
устаревших слов.
1. Он
оборотился таким сторонником рыночной
экономики, что поражаешься.
2. Амортизационные
отчисления надобно производить
ежемесячно.
3. Многое
необходимо сделать, дабы повысить
удельный вес общественности в спортивной
жизни.
4. Сей
случай вызвал немало разговоров на
предприятии.
5. Из
доклада явствует, что положение нисколько
не улучшилось.
6. Было
бы заблуждением уповать только на
комитет.
7. Сии
полномочия заведующий получил в самый
последний момент.
8. Еще
большие залежи полезных ископаемых
остаются втуне.
9. Смотрю
на эти сильные, цепкие, чуть темноватые
в запястьях длани, которые все могут.
10. Но,
сколь это ни странно, у нас нет никаких
контактов с институтом.
Задание
13.
Отметить
в приведенных предложениях случаи
немотивированного употребления
разговорных и просторечных слов,
вульгаризмов.
1. Наши
спортсмены начисто проиграли все
соревнования в беге на длинные дистанции.
2. У
предприятия, благодаря полученной
поддержке, есть возможность начать
работу без раскачки.
3. Наконец-то
местные хулиганы в результате проведенных
мероприятий струхнули.
4. В
нашем классе не любят тех, кто больше
языком чешет.
5. За
прошлый год был всего один случай, когда
работник предприятия явился на работу
под хмельком.
Задание
14.
Выделить
в приведенных предложениях штампы и
канцеляризмы.
1. Дисциплина
у нас всегда стоит во главе угла.
2. Со
стороны отдельных сотрудников имеет
место формальное отношение к своим
обязанностям.
3. Данным
мероприятием следует охватить все
филиалы нашего института.
4. Следует
со всей остротой поднять вопрос об
улучшении качества отечественной
продукции.
5. Необходимо
обратить внимание на факты опоздания
учащихся на уроки.
6. На
заводе имеет место мнение, что во всем
виноват директор.
Задание
15.
Определить,
правильно ли употреблены слова иноязычного
происхождения в приведенных предложениях.
1. Для
свободных игр выносим на площадку много
различных атрибутов: вожжи, санки,
тапочки.
2. Во
многих районах вода оказалась в минимуме.
3. Обилие
аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая
внимание от главного.
4. Моя
карьера болельщика началась давно.
5. Несомненны
высокие спортивные кондиции подготовки
фигуристов.
6. Количество
читателей нашей библиотеки непрерывно
прогрессирует.
Задание
16.
Объяснив
заимствованные слова, «перевести» текст
на литературный язык.
Триллер
Вася, нежно держа в руке белый киллер и
розовый дилер, спешил к фритюрнице Мане.
Он понимал: настала пора эксклюзивно
ламинировать её, но не знал, с чего начать
шоп-тур. По дороге он встретил знакомого
органайзера Петю и пригласил его помочь
в осуществлении аттрактивного рейтинга.
Тот надел картридж, почесал имидж и
согласился лоббировать инсталляцию
Васи. Стакан старого хорошего тюнера и
порция пейджера спонсировали Васю и
Петю. Подходя к паблисити, где был шейпинг
Мани, Вася понял: для фифти-фифти
необходимы импичмент и джойстик.
Порывшись в карманах риэлтера, он
обнаружил оверлок, сейчас совершенно
хитовый. Но файл Мани уже за соседним
дюролайтом, и сканировать теперь поздно.
Какой бодибилдинг ждёт его?..
Изложить
смысл текста в целом, абстрагируясь от
значений отдельных слов. Придумать свой
текст, построенный на аналогичной
основе.
Задание
17.
Определить,
на чём основан комический пафос текста.
Сделать вывод о том, что нужно дарить.
Какие стили пародируются в тексте?
Даримая
вещь должна быть многовариантна по
способам использования, индифферентна
к нагреванию и ударам, имманентна с
эмоционального угла восприятия,
континуальна при прохождении квантованного
пространственно-временного континуума,
дискретно-образна для спонтанных
церебрально-цефалических конвергенции
при возбуждении зрительных участков
коры головного мозга и аксонометрична
при паллиативной структуризации ригидных
дегуманизирующих факторов.
Задание
18.
Объяснить
значение заимствованных слов. Разделить
заимствования на две группы:
а) необходимые
в русском языке;
б) ненужные
в русском языке (варваризмы).
Видеоплеер,
дистрибьютер, драйвер, триллер, эквалайзер,
киллер, шоумен, эксклюзивный, рокер,
риэлтер, дилер, дисплей, файл, ростер,
виндсёрфинг, ланч, саммит, чисбургер,
хит, кетчер, гольф, сканировать, органайзер,
маркер, тюнер, хэппи-энд, супермаркет,
сити, форвард, имидж, бизнес, маркетинг,
лоббировать, факс, бармен, дизайн, гель,
колледж, популизм, консенсус, вице-премьер,
офис, паркинг, мониторинг, сервер,
терминатор, анонс, оверлок, джойстик,
скотч, пейджер, бартер, ксерокопировать,
эмуляция, спонсировать, маркетинг,
инаугурация, скетч, секьюрити, бестселлер,
дриблинг.
Задание
19.
Найти
речевые ошибки, определить их вид.
1. Его
цепями пригвоздили к дереву.
2. В
будущем это будет иметь большую роль.
3. Открытие
сыграет должный эффект в развитии
экономики.
4. Жизненный
уровень населения улучшается ежегодно.
5. Печорин
мне симпатизирует.
6. Оратор
возвращался к сказанному в целях
наилучшего запоминания слушавших его
людей.
7. Мы
возмещаем этот пробел.
Задание
20.
Исправить
ошибки в словосочетаниях, сохраняя
смысл, где он есть.
Воздвигнуть
сарай, долго длившийся вернисаж,
пожелающий остановиться, районный форум
врачей, молодая кондукторша, муж сестры
тетки моей жены, фрагмент рисунка
художника – представителя нового
направления.
Возможные
нарушения грамматических
норм:
• неправильное
образование формы родительного падежа
множественного числа существительных
(нет
туфлей, носок);
• неправильное
склонение числительных или употребление
их только в именительном падеже (Касса
банка располагала двумястами триста
пятьдесят четырьмя тысячами рублями;
Ему пришлось ограничиться три тысячи
пятьсот шестьдесят пятью рублями);
• неверный
порядок слов (Работа
писалась дипломная очень долго);
• неправильное
употребление деепричастных и причастных
оборотов (Смотря
по сторонам, мое внимание рассеивается;
Я люблю мою потерянную когда-то собаку);
• ошибки
при изменении/неизменении географических
названий (плыть
по Москва-реке; жить в деревне Бережках).
Задание
21.
Образовать
форму родительного падежа множественного
числа от слов:
ампер,
апельсин, грамм, килограмм, гектар,
яблоко, помидор, чулок, носок, солдат,
сапог, рельс, партизан, абрикос, торт,
туфля, грабли, бревно.
Задание
22.
Реконструировать
следующие фразы:
1) Паровоз
сбил железнодорожный кран.
2) Мы
не знаем её лучше тебя.
3) Женщине
нельзя говорить об этом.
4) Приёмная
для посетителей с неисправной крышей.
5) Стихи
о любви поэта Рыжикова.
Задание
23.
Определить,
от чего зависят род и склонение составных
слов.
Новой
плащ-палатки (почему не нового?), синему
вагону-ресторану (почему не вагон-ресторану),
из большого салон-вагона, мощного
дизель-электорохода, о пожилом
генерал-лейтенанте (почему не
генерале-лейтенанте?), новое кафе-ресторан,
новая кафе-столовая, на уютной (почему
не уютном?) диван-кровати, из красивых
яслей-сада, о коротком концерте-шутке,
назначенного премьер-министром.
Задание
24.
Просклонять
сложносоставные слитные и составные
слова, указав их род и число:
блиц-турнир,
диван-кровать, меч-рыба, вагон-ресторан,
концерт-загадка, вице-премьер,
дизель-электроход, часы-будильник.
Задание
25.
Найти
и устранить речевые ошибки, указав на
возможную причину их возникновения.
Главный
лейтмотив, новое летоисчисление, белый
тюль, мемориальный памятник, самый
лучший друг, новая шампунь, открыть
велосипед, туристический поезд, благодаря
неурожаю, медного брелока, старый бивуак,
играть значение, поднять тост.
Задание
26.
Записать
числительные, обозначенные цифрами,
словами.
Обладая
лучшими землями в 25 уездах, Троицкая
лавра имела 106600 крестьян, и доход её
равнялся 100000 рублей в год: на наши деньги
около 2400000 рублей. В своих исследованиях
Иконников устанавливает величину дохода
всех великорусских монастырских общин
в 824593 рубля. Доход этот получается с
3858396 десятин земли, обрабатывающейся
660185 крестьянами.
Задание
27.
Числительные
записать прописью.
Москва
гордится своим 850-летием. Это город, в
котором свыше 3500 улиц и переулков, чья
площадь только в пределах МКАД равняется
878,5 квадратных километров. Кремль –
самая большая крепость в мире – начал
строиться в 1471 году; на пряслах его стен
– гирлянда из 1047 зубцов, а высота этих
стен достигает 19,5 метров.
Задание
28.
Записать
слова, изображённые при помощи чисел,
поставив их в нужном падеже. Сделать
выводы относительно склонения
числительных.
1. Число
участников колеблется между 457 и 502.
2. Димитрий
располагал уже 380000 людей.
3. На
протяжении 1926 метров вышина их колеблется
между 11 и 21 метрами.
4. Наполеоновская
армия насчитывала около 134 тысяч солдат
и офицеров при 587 орудиях.
5. На
1 июня 1917 года действующая армия
располагала 581 самолетом, в том числе:
Северный фронт – 93, Западный – 125.
6. В
1917 году русская армия нуждалась в
пополнении 3375 аппаратами, в том числе
1850 истребителями.
7. Это
был город, в котором жило около 120 человек,
распоряжавшихся 572 десятинами пахотной
земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 –
воды.
8. Самая
большая пирамида из 362194 бутылочных
пробок была построена 17–19 ноября 1990 г.
в Китае.
9. К
концу 1989 года в мире насчитывалось более
320 трамвайных систем, из них наиболее
развитая трамвайная сеть была в
Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрутами…
10. Из
4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.
11. Расстояния
между его 466 станциями меньше, чем
расстояние между станциями лондонского
метро.
12. «Крогер»
управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.
13. Более
чем в 350 залах хранится почти 3 млн.
произведений искусства.
14. Приблизительно
на 845 языках и диалектах говорят в Индии.
Задание
29.
Определить,
в чём заключается речевая ошибка в
приводимых предложениях. Сформулировать
правила функционирования деепричастных
оборотов.
1. Войдя
в вагон, он тронулся.
2. Читая
книгу, она мне понравилась.
3. Подъехав
к светофору, на нем зажегся жёлтый свет.
4. Проводя
день рождения, веселье бурлило через
край. cc
Задание
30.
Раскрыть
скобки и самостоятельно сформулировать
правила согласования и изменения
географических названий.
В
город (Старица), из города (Москва), по
(Москва) – реке, в деревне (Рябиновка),
о селе (Кирове), на станции (Череповец),
в городе (Ульяновск), к городу (Старая
Русса), из поселка (Холм Жарковский), в
порту (Калининград).
Задание
31.
Объяснить
сопоставляемые формы, установить
сходство и различие вариантов склонения
географических названий.
1. Жить
в Одинцове, Тушине, Шереметьеве – жить
в подмосковном Пушкино, Тучкове, Дорохове
2. Бывать
в городе Серове – в деревне Серове, в
Кирове – в Кирове
3. Из
города Москвы – из порта Москва – от
станции Москва; из города Озеры, Серебряные
Пруды, Осло – от города Тамбова,
Волгограда; до города Владивостока –
до станции Владивосток, до порта
Владивосток; на реке Днепре – на озере
Байкал, на реке Дон; у реки Ангары,
Рейна, Енисея – на острове Сахалин,
Валаам; бывать в Хельсинки, в Гумри –
отдыхать в Гаграх, на Дарданеллах;
в городе Дубне – на реке Дубне – в
деревне Дубне – в селе Дубна; в городе
Одинцове – в селе Одинцове – в деревне
Одинцово – в поселке Одинцово.
Задание
32.
Определить,
в чём заключаются речевые ошибки в
предложениях.
1. Жизнь-то
у нас интересная – ив стране, и на
транспорте.
2. Все
были парами, одна я, как дура.
3. Спокойно,
но быстро распределяют вожатые ребят
по палаткам и палатам, кроватям, столикам,
тумбочкам и шкафчикам.
4. В
нетрезвом состоянии муж бил меня и
мебель.
5. Я
не знаю, что я буду рисовать пять минут
тому назад.
6. Пусть
цветы радуют всех людей, а мы будем их
беречь.
7. Корни
преступности коренятся в экономике.
8. Где-то
в районе 11 часов боевики открыли огонь.
9. Стрелять
ракетами теперь будут по науке.
Задание
33.
Выбрать
нормативные варианты:
по
исполнению – по исполнении, брелком –
брелоком, новый аэрозоль – новая
аэрозоль, времяпровождение –
времяпрепровождение, прецедент –
прецендент, рельс – рельсов, извиняюсь
– извините; скажите, как пройти –
подскажите, как пройти; граблей –
грабель, благодаря тебя – благодаря
тебе, согласно приказа – согласно
приказу, заведующий магазина – заведующий
магазином.
Вопросы
для самопроверки
1. Что
такое «культура речи»?
2. Какими
чертами должна обладать культурная
речь?
3. Каковы
теоретические предпосылки культуры
речи как лингвистической дисциплины?
4. В
чём заключается различие между понятиями
«язык» и «речь»?
5. Назовите
виды речевой деятельности.
6. Каково
отличие устной речи от письменной?
7. Какие
качества речи формирует культура речи
как дисциплина?
8. В
чём отличие языковой нормы от литературной?
Приведите примеры.
9. Что
является критерием языковой нормы?
10. Сформулируйте
основные задачи культуры речи как
дисциплины.
11. Какими
факторами обусловлено формирование
современной литературной нормы?
12. Тождественны
ли понятия «речевая ошибка» и «вариант
нормы»? Докажите.
13. Перечислите
основные нормы ударения, произношения
и словоупотребления.
14. В
чём заключаются причины акцентологических
и фонетических ошибок? Приведите примеры
таких ошибок.
15. Каковы
тенденции постановки ударения в русском
языке?
16. Перечислите
наиболее частые ошибки в области
словоупотребления.
17. Что
регулируют в речи морфологические и
синтаксические нормы?
18. С
чем связаны трудности в следовании
грамматическим нормам?
19. Приведите
примеры нарушений норм литературного
языка и качеств грамотной речи.
Задания
для самостоятельной работы
Задание
1.
Подберите
определения к словам «язык» и «речь»:
специальный,
особый, точный, общий, сигнальный,
индивидуальный, поэтический, культурный,
разговорный, тайный, непонятный, книжный,
народно-поэтический, официально-деловой,
вульгарный, политический, научный,
образованный, публицистический,
общепринятый, литературный, тайный,
бранный.
Задание
2.
Слово
«речь» многозначно:
1) способность
говорить, выражать словами мысль.
2) язык
как средство общения между людьми.
3) произношение
или произнесение.
4) с
определением.
Тот или иной вид, стиль языка, слог.
5) слова,
разговор, то, что говорят.
6) публичное
словесное выступление.
Сгруппируйте
сочетания по разным значениям данного
слова: речь
внешняя, внутренняя, кинетическая,
логическая, связная, чужая, стихотворная,
литературная, поэтическая, художественная,
диалектная, народная, окрашенная,
нейтральная, ораторская, образная,
плоская, грубая, медленная, заковыристая,
безграмотная, заумная, авторская,
персонажа, периодическая, прямая,
несобственно-прямая, косвенная,
диалогическая, монологическая, строгая,
развязная, уважительная, директора,
сентиментальная, президента, ласковая.
Задание
3.
Подберите
эпитеты к словам: критика,
клятва, настроение, взгляд, цель,
авторитет, интерес.
Например,
искусство
– бесплодное, беспредметное, боевое,
вечное, бессодержательное, воинствующее,
волнующее, вечное, гуманистическое,
живое, животворящее, манящее, могучее,
чарующее, упадническое и
др.
Задание
4.
Подберите
глаголы к следующим словам (используя
существительные в роли подлежащих):
автор,
вьюга, жертва, корабль, подарок, совесть,
театр, сирень, царство, храм, эрудит,
этикет, янтарь, юность.
Например,
дождь
– идёт, капает, барабанит, шумит, льёт,
льётся, начинается, расходится, затихает,
перестаёт.
Задание
5.
Составьте
словосочетания с синонимами, а потом с
одним из слов придумайте предложение.
Например, синонимы: бедный,
скудный.
Словосочетания:
бедные
люди, бедное жилище, бедная одежда,
бедные слова, бедные мысли, бедная душа;
скудный заработок, скудное место, скудное
существование, скудные пожитки, скудное
жильё.
Предложение:
По
обеим сторонам дороги стояли бедные
избы.
По
образцу выполните работу с синонимами:
банальный
– стереотипный; волнение – трепет;
необычный – странный; ранимый –
чувствительный; щеголять – красоваться;
общаться – знаться; застой – безвременное;
дорогой – ценный; кумир – властитель
душ; медицинский – врачебный; соперник
– конкурент.
Задание
6.
Составьте
словосочетания с паронимами, а потом с
одним из слов придумайте предложение.
Например, паронимы: близкие,
ближние.
Словосочетания:
близкие
отношения, близкие люди, близкие цели,
близкие расстояния, ближняя дорога,
ближний лес, школа.
Предложение:
У
Андрея Соколова все близкие погибли в
войну.
По
образцу выполните работу с паронимами:
блудный
– блуждающий, ведущий – ведомый, деловой
– дельный, добрый – добротный, дефектный
– дефективный, критичный – критический,
жизненный – житейский, злой – злостный,
романтический – романтичный, чувствительный
– чувственный, эффектный – эффективный,
хваленный – хвалебный.
Задание
7.
Устраните
смысловые ошибки и неточности:
• Протопопица
Марковна стучала в пол рогами ухвата с
потным лицом, красным и злым.
• Документом
для романа «Как закалялась сталь» была
собственная жизнь Н.А. Островского.
• Онегин
влюбляется в Татьяну, но она отвечает
ему холодным чувством.
• Ода
«Вольность» Пушкина сочетается с одой
«Вольность» Радищева.
• Каждый
поэт творит в соавторстве со временем.
• Хотя
Дикой всё время орёт, а Кабаниха говорит
тихо, елейно, она намного старше его.
Задание
8.
Исправьте
лексические ошибки:
• Они
с Женей никогда не конфликтовали.
• Это
играет большое значение.
• Пароход
зовут «Орлёнок».
• У
Манилова было сладкое лицо.
• Я
вам расскажу такой пример.
• В
прошлом году в студенческом профилактории
оздоровилось 350 студентов.
• Я
её страстно люблю, а она ко мне
индифферентна.
• Передо
мной стояла альтернатива: идти в магазин
или мыть пол.
• Поднялся
тамада и поднял тост за юбиляра.
• Поэма
Блока «Двенадцать» построена на
противоречащих друг другу контрастах.
• Отечественные
производители пытаются удешевить
стоимость товаров.
• Прочтя
письмо матери, Раскольников долго не
мог очухаться.
Задание
9.
Чем
объясняется повторение выделенных слов
в приведенных ниже текстах? Соответствует
ли это современным языковым нормам?
Возможна ли замена этих слов синонимами?
Почему?
1. По
окончании инвентаризации
могут
проводиться контрольные проверки
правильности проведения инвентаризации.
Их
следует проводить с участием членов
инвентаризационной
комиссии
и материально ответственных лиц
обязательно до открытия помещения, где
проводилась инвентаризация.
Результаты
контрольных проверок правильности
проведения инвентаризации оформляются
актом и регистрируются в книге учета
контрольных проверок правильности
проведения инвентаризации.
2. Между
молекулами
имеются
промежутки,
размеры
которых зависят от агрегатного состояния
вещества и температуры. Наибольшие
промежутки
имеются
между молекулами
газов.
Этим объясняется их легкая
сжимаемость.
Труднее сжимаются
жидкости, где промежутки
между
молекулами значительно меньше. В твердых
веществах
промежутки между
молекулами еще меньше, поэтому они почти
не
сжимаются.
Молекулы
находятся
в непрерывном движении. Скорость движения
молекул зависит от температуры.
С
повышением температуры
скорость
движения молекул
возрастает.
Задание
10.
Исключите
лишние слова:
• В
своём докладе он рассказал уже о своём
опыте работы.
• Подводя
итоги, можно прийти к выводу, что герой
преодолел свои собственные сомнения.
• Машина
въехала на так называемый мост.
• Экскурсия
не состоялась по причине неблагоприятных
погодных условий.
• Он
был большим патриотом своей Родины.
• Одним
из характерных признаков развития
русской литературы в её основном русле
является процесс её демократизации.
Задание
11.
Отредактируйте
тексты:
«Народ
любит и ценит своего заступника. Пугачёв
очень дорожит любовью восставшего
народа, и он отвечает любовью на любовь.
Пугачёв любит не только русский народ,
но и другие народы, которые порабощены.
Он сражается за свободу всех угнетённых.
Поэтому простые люди понимают это и
присоединяются к восставшим» (из
соч., 9 кл.).
«Татьяна
Ларина не похожа была на свою сестру
Ольгу. Она не похожа была и на других
детей, подруг Ольги. Ей не нравились
детские игры, она любила быть одна, она
читала. Ей нравились книги, это романы.
Татьяна влюблялась в героев романа, и
сама себя ставила в положение влюблённых.
Утром она вставала рано. И даже зимой
выходила на балкон и наблюдала, как
восходит солнце. Вообще она любила
природу, гуляла по лесам и полям и очень
нежно разговаривала с ними, как со своими
друзьями» (из
соч., 9 кл.).
Задание
12.
Определите
место ударения в словах: бармен,
благовест, вероисповедание, диспансер,
догмат, договор, донельзя, жалюзи,
завидно, знамение, издревле, иконопись,
искони, каталог, квартал, мельком,
наискось, наотмашь, некролог, новорожденный,
облегчить, ободрить, оптовый, понял,
принудить, премировать, танцовщица,
туфля, углубить, ходатайство, христианин,
щавель, эксперт.
Задание
13.
Определите
род аббревиатур: УВД,
МГУ, МХАТ, ООН, МИД, ГЭС, ЭВМ, СНГ, ГАИ,
ЖСК, НИИ.
Задание
14.
Разделите
существительные на три группы (женского,
мужского и общего рода): конферансье,
протеже, крупье, врач, портье, зазнайка,
ябеда, воротила, тамада, домина, недотрога,
повеса, колибри, жадина, какаду, денди,
брюзга, бродяга, коллега, невежа, одиночка,
сирота, простофиля.
Задание
15.
Образуйте
именительный падеж единственного числа
имён существительных: пельмени,
банкноты, клавиши, курицы, манжеты,
оладьи, санатории, ставни, шпроты, тапки,
туфли, клипсы, вафли.
Задание
16.
Образуйте
родительный падеж множественного числа
имён существительных: носки,
грузины, килограммы, апельсины, баклажаны,
мандарины, джинсы, макароны, помидоры,
очки, войска, чулки, туфли, ясли, георгины,
граммы, манжеты, кухни, гольфы, судьи,
простыни, вафли, кроссовки, ведомости,
погоны, шпроты.
Задание
17.
Просклоняйте
числительные: 741, 492, 2003, 6884, 4675, 1144,
7.852.349, 8.763.254, полтора, четверо, три четверти
метра.
Задание
18.
Определите,
какого управления требуют приведённые
ниже слова: беспокоиться,
тревожиться, упрекать, порицать,
удивляюсь, удивлён; превосходство,
преимущество; уверенность, вера; оплатить,
заплатить; касаться, относиться;
препятствовать, тормозить.
Задание
19.
Определите
род заимствованных существительных:
мадам,
кредо, пенальти, атташе, денди, салями,
буржуа, леди, мисс, фламинго.
Задание
20.
Составьте
словосочетание «прилагательное плюс
существительное» со следующими словами:
визави,
судья, жюри, желе, госпиталь, тополь,
такси, тюль, кафе, пони, леди, мозоль,
шампунь, бандероль, сирота, староста,
умница, какаду, белоручка, зазнайка,
кенгуру, колибри, моль, бра.
Задание
21.
Укажите
устаревшие слова, определите их
разновидность:
1. Не
одни только дружинные Александра
Невского, но все новгородские люди вышли
положить живот свой за русскую землю
и, встретясь на льду Чудского озера с
крестоносцами, побили их в сече столь
жестокой, «что льда на озере стало не
видно, всё покрылось кровью».
2. Постель
имела беспорядочный вид и свидетельствовала
о том, что хозяин проводил на ней самые
беспокойные часы своей жизни. «И давно
вы живёте таким анахоретом?» – спросил
Остап. (И.
Ильф, Е. Петров).
Задание
22.
Определите
словарные значения слов, не заглядывая
в словарь. Потом проверьте себя:
Абсолютизм,
абстракция, авангардизм, авансцена,
авантюризм, автономия, авторитарный,
адаптация, аллегория, альтруизм, амплуа,
аналогия, анахронизм, антология, афоризм.
Барокко,
бурлеск, бойкот, брифинг.
Версификация,
вирши, водевиль, вето, визит.
Гарантия,
геноцид, гипотеза, гегемон.
Девиз,
депрессия, детерминизм, дилемма,
дискриминация, доминировать, демагогия,
девальвация, демография, доктрина. Жанр,
жаргон. Заурядный, зефир.
Идеал,
идеология, идиллия, имманентный,
иммиграция, импонировать, интенсификация,
инфляция, интерпретировать, ирония.
Каламбур,
камергер, клавесин, капелла, клише,
коалиция, комильфо, консервация,
кордебалет, казуистика, картель,
клерикализм, конформизм, концессия.
Лаконизм,
легион, литота, лояльность.
Магнат,
манипуляция, меморандум, местничество,
мещанство, миссия, мистификация,
модернизация, мораторий, магистр,
мадригал, манкировать, маринист, меломан,
миссия, мемуары, миниатюра, модернизация.
Нивелирование,
нейтралитет, новелла.
Оппозиция,
оратория, ординарный, ортодокс, обструкция,
оппозиция, община.
Палитра,
памфлет, панегирик, парадокс, паритет,
пасквиль, пацифизм, перипетия, плацдарм,
плюрализм, подтекст, помпадур, прагматизм,
прерогатива, примитивизм, протекция,
порфира.
Радикал,
раут, реваншизм, резидент, реформизм,
референт, риторика.
Сакля,
санкция, сенсация, сепаратизм, серенада,
сибарит, стабилизация, стимул, схоластика,
суверенитет, сценарий.
Тавтология,
талисман, текстология, технократия,
тотальный, травести, трансляция,
третировать, триумф, транзитный.
Увертюра,
узурпатор, ультиматум, унификация,
универсальный.
Фаворит,
факир, фактор, фальсификация, федерация,
фельетон, феномен, фойе, формализм,
фортуна, фракция, фурор, фрагмент.
Халиф,
хартия, химера, хунта, хорей.
Цензура,
цикл, цивилизация, централизм.
Шаблон,
шанс, шарада, штудировать.
Эгоцентризм,
экипировать, эскалация, экспансия,
экспромт, экспозиция, экспроприация,
эмиграция, эмпиризм, эпиграмма, эпилог,
эрудиция, эсперанто, эстетика.
Рекомендуемая
литература
1. Введенская
Л.А. Русский язык и культура речи. –
М., 2005.
2. Головин
Б.Н. Основы культуры речи. – 2-е изд., –
М., 1988.
3. Голуб
И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей
речи. – М., 1983
4. Горбачевич
К.С Нормы современного русского
литературного языка. – М.,1981.
5. Граудина
Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П.
Грамматическая правильность русской
речи. – М., 1976.
6. Крысин
Л.П. Язык в современном обществе. –
М., 1981.
7. Лапшин
В.А., Богачев Ю.П., Посадскова Т.Ф., Шелестова
З.А. Основы культуры и искусства речи:
учебное пособие для студентов-дефектологов. –
М., 1999.
8. Милославский
И.Г. Культура речи и русская грамматика. –
М., 2002.
9. Розенталь
Д.Э. Культура речи. – М., 1960.
10. Скворцов
Л.И. Теоретические основы культуры
речи. – М., 1980
Текущая страница: 6 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]
Вопросы для самопроверки
1. Что такое «культура речи»?
2. Какими чертами должна обладать культурная речь?
3. Каковы теоретические предпосылки культуры речи как лингвистической дисциплины?
4. В чём заключается различие между понятиями «язык» и «речь»?
5. Назовите виды речевой деятельности.
6. Каково отличие устной речи от письменной?
7. Какие качества речи формирует культура речи как дисциплина?
8. В чём отличие языковой нормы от литературной? Приведите примеры.
9. Что является критерием языковой нормы?
10. Сформулируйте основные задачи культуры речи как дисциплины.
11. Какими факторами обусловлено формирование современной литературной нормы?
12. Тождественны ли понятия «речевая ошибка» и «вариант нормы»? Докажите.
13. Перечислите основные нормы ударения, произношения и словоупотребления.
14. В чём заключаются причины акцентологических и фонетических ошибок? Приведите примеры таких ошибок.
15. Каковы тенденции постановки ударения в русском языке?
16. Перечислите наиболее частые ошибки в области словоупотребления.
17. Что регулируют в речи морфологические и синтаксические нормы?
18. С чем связаны трудности в следовании грамматическим нормам?
19. Приведите примеры нарушений норм литературного языка и качеств грамотной речи.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.
Подберите определения к словам «язык» и «речь»: специальный, особый, точный, общий, сигнальный, индивидуальный, поэтический, культурный, разговорный, тайный, непонятный, книжный, народно-поэтический, официально-деловой, вульгарный, политический, научный, образованный, публицистический, общепринятый, литературный, тайный, бранный.
Задание 2.
Слово «речь» многозначно:
1) способность говорить, выражать словами мысль.
2) язык как средство общения между людьми.
3) произношение или произнесение.
4) с определением. Тот или иной вид, стиль языка, слог.
5) слова, разговор, то, что говорят.
6) публичное словесное выступление.
Сгруппируйте сочетания по разным значениям данного слова: речь внешняя, внутренняя, кинетическая, логическая, связная, чужая, стихотворная, литературная, поэтическая, художественная, диалектная, народная, окрашенная, нейтральная, ораторская, образная, плоская, грубая, медленная, заковыристая, безграмотная, заумная, авторская, персонажа, периодическая, прямая, несобственно-прямая, косвенная, диалогическая, монологическая, строгая, развязная, уважительная, директора, сентиментальная, президента, ласковая.
Задание 3.
Подберите эпитеты к словам: критика, клятва, настроение, взгляд, цель, авторитет, интерес.
Например, искусство – бесплодное, беспредметное, боевое, вечное, бессодержательное, воинствующее, волнующее, вечное, гуманистическое, живое, животворящее, манящее, могучее, чарующее, упадническое и др.
Задание 4.
Подберите глаголы к следующим словам (используя существительные в роли подлежащих): автор, вьюга, жертва, корабль, подарок, совесть, театр, сирень, царство, храм, эрудит, этикет, янтарь, юность.
Например, дождь – идёт, капает, барабанит, шумит, льёт, льётся, начинается, расходится, затихает, перестаёт.
Задание 5.
Составьте словосочетания с синонимами, а потом с одним из слов придумайте предложение. Например, синонимы: бедный, скудный.
Словосочетания: бедные люди, бедное жилище, бедная одежда, бедные слова, бедные мысли, бедная душа; скудный заработок, скудное место, скудное существование, скудные пожитки, скудное жильё.
Предложение: По обеим сторонам дороги стояли бедные избы.
По образцу выполните работу с синонимами: банальный – стереотипный; волнение – трепет; необычный – странный; ранимый – чувствительный; щеголять – красоваться; общаться – знаться; застой – безвременное; дорогой – ценный; кумир – властитель душ; медицинский – врачебный; соперник – конкурент.
Задание 6.
Составьте словосочетания с паронимами, а потом с одним из слов придумайте предложение. Например, паронимы: близкие, ближние.
Словосочетания: близкие отношения, близкие люди, близкие цели, близкие расстояния, ближняя дорога, ближний лес, школа.
Предложение: У Андрея Соколова все близкие погибли в войну.
По образцу выполните работу с паронимами: блудный – блуждающий, ведущий – ведомый, деловой – дельный, добрый – добротный, дефектный – дефективный, критичный – критический, жизненный – житейский, злой – злостный, романтический – романтичный, чувствительный – чувственный, эффектный – эффективный, хваленный – хвалебный.
Задание 7.
Устраните смысловые ошибки и неточности:
• Протопопица Марковна стучала в пол рогами ухвата с потным лицом, красным и злым.
• Документом для романа «Как закалялась сталь» была собственная жизнь Н.А. Островского.
• Онегин влюбляется в Татьяну, но она отвечает ему холодным чувством.
• Ода «Вольность» Пушкина сочетается с одой «Вольность» Радищева.
• Каждый поэт творит в соавторстве со временем.
• Хотя Дикой всё время орёт, а Кабаниха говорит тихо, елейно, она намного старше его.
Задание 8.
Исправьте лексические ошибки:
• Они с Женей никогда не конфликтовали.
• Это играет большое значение.
• Пароход зовут «Орлёнок».
• У Манилова было сладкое лицо.
• Я вам расскажу такой пример.
• В прошлом году в студенческом профилактории оздоровилось 350 студентов.
• Я её страстно люблю, а она ко мне индифферентна.
• Передо мной стояла альтернатива: идти в магазин или мыть пол.
• Поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
• Поэма Блока «Двенадцать» построена на противоречащих друг другу контрастах.
• Отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
• Прочтя письмо матери, Раскольников долго не мог очухаться.
Задание 9.
Чем объясняется повторение выделенных слов в приведенных ниже текстах? Соответствует ли это современным языковым нормам? Возможна ли замена этих слов синонимами? Почему?
1. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до открытия помещения, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации.
2. Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие промежутки имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки между молекулами еще меньше, поэтому они почти не сжимаются. Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры. С повышением температуры скорость движения молекул возрастает.
Задание 10.
Исключите лишние слова:
• В своём докладе он рассказал уже о своём опыте работы.
• Подводя итоги, можно прийти к выводу, что герой преодолел свои собственные сомнения.
• Машина въехала на так называемый мост.
• Экскурсия не состоялась по причине неблагоприятных погодных условий.
• Он был большим патриотом своей Родины.
• Одним из характерных признаков развития русской литературы в её основном русле является процесс её демократизации.
Задание 11.
Отредактируйте тексты:
«Народ любит и ценит своего заступника. Пугачёв очень дорожит любовью восставшего народа, и он отвечает любовью на любовь. Пугачёв любит не только русский народ, но и другие народы, которые порабощены. Он сражается за свободу всех угнетённых. Поэтому простые люди понимают это и присоединяются к восставшим» (из соч., 9 кл.).
«Татьяна Ларина не похожа была на свою сестру Ольгу. Она не похожа была и на других детей, подруг Ольги. Ей не нравились детские игры, она любила быть одна, она читала. Ей нравились книги, это романы. Татьяна влюблялась в героев романа, и сама себя ставила в положение влюблённых. Утром она вставала рано. И даже зимой выходила на балкон и наблюдала, как восходит солнце. Вообще она любила природу, гуляла по лесам и полям и очень нежно разговаривала с ними, как со своими друзьями» (из соч., 9 кл.).
Задание 12.
Определите место ударения в словах: бармен, благовест, вероисповедание, диспансер, догмат, договор, донельзя, жалюзи, завидно, знамение, издревле, иконопись, искони, каталог, квартал, мельком, наискось, наотмашь, некролог, новорожденный, облегчить, ободрить, оптовый, понял, принудить, премировать, танцовщица, туфля, углубить, ходатайство, христианин, щавель, эксперт.
Задание 13.
Определите род аббревиатур: УВД, МГУ, МХАТ, ООН, МИД, ГЭС, ЭВМ, СНГ, ГАИ, ЖСК, НИИ.
Задание 14.
Разделите существительные на три группы (женского, мужского и общего рода): конферансье, протеже, крупье, врач, портье, зазнайка, ябеда, воротила, тамада, домина, недотрога, повеса, колибри, жадина, какаду, денди, брюзга, бродяга, коллега, невежа, одиночка, сирота, простофиля.
Задание 15.
Образуйте именительный падеж единственного числа имён существительных: пельмени, банкноты, клавиши, курицы, манжеты, оладьи, санатории, ставни, шпроты, тапки, туфли, клипсы, вафли.
Задание 16.
Образуйте родительный падеж множественного числа имён существительных: носки, грузины, килограммы, апельсины, баклажаны, мандарины, джинсы, макароны, помидоры, очки, войска, чулки, туфли, ясли, георгины, граммы, манжеты, кухни, гольфы, судьи, простыни, вафли, кроссовки, ведомости, погоны, шпроты.
Задание 17.
Просклоняйте числительные: 741, 492, 2003, 6884, 4675, 1144, 7.852.349, 8.763.254, полтора, четверо, три четверти метра.
Задание 18.
Определите, какого управления требуют приведённые ниже слова: беспокоиться, тревожиться, упрекать, порицать, удивляюсь, удивлён; превосходство, преимущество; уверенность, вера; оплатить, заплатить; касаться, относиться; препятствовать, тормозить.
Задание 19.
Определите род заимствованных существительных: мадам, кредо, пенальти, атташе, денди, салями, буржуа, леди, мисс, фламинго.
Задание 20.
Составьте словосочетание «прилагательное плюс существительное» со следующими словами: визави, судья, жюри, желе, госпиталь, тополь, такси, тюль, кафе, пони, леди, мозоль, шампунь, бандероль, сирота, староста, умница, какаду, белоручка, зазнайка, кенгуру, колибри, моль, бра.
Задание 21.
Укажите устаревшие слова, определите их разновидность:
1. Не одни только дружинные Александра Невского, но все новгородские люди вышли положить живот свой за русскую землю и, встретясь на льду Чудского озера с крестоносцами, побили их в сече столь жестокой, «что льда на озере стало не видно, всё покрылось кровью».
2. Постель имела беспорядочный вид и свидетельствовала о том, что хозяин проводил на ней самые беспокойные часы своей жизни. «И давно вы живёте таким анахоретом?» – спросил Остап. (И. Ильф, Е. Петров).
Задание 22.
Определите словарные значения слов, не заглядывая в словарь. Потом проверьте себя:
Абсолютизм, абстракция, авангардизм, авансцена, авантюризм, автономия, авторитарный, адаптация, аллегория, альтруизм, амплуа, аналогия, анахронизм, антология, афоризм.
Барокко, бурлеск, бойкот, брифинг.
Версификация, вирши, водевиль, вето, визит.
Гарантия, геноцид, гипотеза, гегемон.
Девиз, депрессия, детерминизм, дилемма, дискриминация, доминировать, демагогия, девальвация, демография, доктрина. Жанр, жаргон. Заурядный, зефир.
Идеал, идеология, идиллия, имманентный, иммиграция, импонировать, интенсификация, инфляция, интерпретировать, ирония.
Каламбур, камергер, клавесин, капелла, клише, коалиция, комильфо, консервация, кордебалет, казуистика, картель, клерикализм, конформизм, концессия.
Лаконизм, легион, литота, лояльность.
Магнат, манипуляция, меморандум, местничество, мещанство, миссия, мистификация, модернизация, мораторий, магистр, мадригал, манкировать, маринист, меломан, миссия, мемуары, миниатюра, модернизация.
Нивелирование, нейтралитет, новелла.
Оппозиция, оратория, ординарный, ортодокс, обструкция, оппозиция, община.
Палитра, памфлет, панегирик, парадокс, паритет, пасквиль, пацифизм, перипетия, плацдарм, плюрализм, подтекст, помпадур, прагматизм, прерогатива, примитивизм, протекция, порфира.
Радикал, раут, реваншизм, резидент, реформизм, референт, риторика.
Сакля, санкция, сенсация, сепаратизм, серенада, сибарит, стабилизация, стимул, схоластика, суверенитет, сценарий.
Тавтология, талисман, текстология, технократия, тотальный, травести, трансляция, третировать, триумф, транзитный.
Увертюра, узурпатор, ультиматум, унификация, универсальный.
Фаворит, факир, фактор, фальсификация, федерация, фельетон, феномен, фойе, формализм, фортуна, фракция, фурор, фрагмент.
Халиф, хартия, химера, хунта, хорей.
Цензура, цикл, цивилизация, централизм.
Шаблон, шанс, шарада, штудировать.
Эгоцентризм, экипировать, эскалация, экспансия, экспромт, экспозиция, экспроприация, эмиграция, эмпиризм, эпиграмма, эпилог, эрудиция, эсперанто, эстетика.
Рекомендуемая литература
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. – 2-е изд., – М., 1988.
3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 1983
4. Горбачевич К.С Нормы современного русского литературного языка. – М.,1981.
5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М., 1976.
6. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. – М., 1981.
7. Лапшин В.А., Богачев Ю.П., Посадскова Т.Ф., Шелестова З.А. Основы культуры и искусства речи: учебное пособие для студентов-дефектологов. – М., 1999.
8. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. – М., 2002.
9. Розенталь Д.Э. Культура речи. – М., 1960.
10. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980
Глава 3. РИТОРИКА КАК НАУКА ОБ ИСКУССТВЕ РЕЧИ
3.1. Понятие ораторского искусства
Общее понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка, или два способа (уровня) владения им: правильность и речевое мастерство. Владение словом является составной частью общей культуры человека. «Для интеллигентного человека, – отмечал А.П. Чехов, – дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать»[30]30
Об ораторском искусстве. Состав.: А. Толмачёв. – М., 1973.
[Закрыть]
.
С древних времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат кропотливого обучения[31]31
Античные риторики. – М., 1978, – с. 28.
[Закрыть]
. Как достичь цели, поставленной оратором? Как завоевать аудиторию, привлечь ее на свою сторону? В чем секреты публичного выступления? Из чего слагается успех хорошей ораторской речи? Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными? Как вести полемику, чтобы убедить собеседника в своей правоте? Как строить деловое общение? Ответ на эти и другие вопросы дает риторика – наука о законах публичной речи, о законах «изобретения, расположения и выражения мыслей в речи».
Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское «красноречие». Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»[32]32
Словарь современного русского литературного языка. АН СССР. Ин-т русского языка. В 17-ти т.т. – М., Л., 1950–1965.
[Закрыть]
.
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффективность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Само понятие «ораторское искусство» также имеет несколько значений: это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом; это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование этого понятия было принято еще в античные времена. Риторика рассматривалась и как особый жанр литературы (только в устной форме), и как мастерство любого вида речи, и как наука и искусство устной речи. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета»[33]33
Аристотель. Топика. Соч.6 В 3 т. Т.2 – М., 1978.
[Закрыть]
.
Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению»[34]34
Ломоносов М.В. Полн. собр. солч.: В 8 Т. Т.7. – М.; Л.; 1952.
[Закрыть]
.
В «Частной риторике» Н. Кошанского читаем: «Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других»[35]35
Кошанский Н. Частная риторика. – СПб., 1942.
[Закрыть]
.
М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает: «… красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий»[36]36
Сперанский М.М. Об ораторском искусстве: правила высшего красноречия. – М., 2001.
[Закрыть]
.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством (Аристотель, Цицерон, М.В. Ломоносов, А.Ф. Мерзляков, В.Г. Белинский, А.Ф. Кони и др.). Однако понимание красноречия как вида искусства, а нередко и словесности никого не должно вводить в заблуждение. Г.З. Апресян, например, анализирует, что есть общее и различное в поэзии, драматургии, актерском творчестве, с одной стороны, и в ораторском искусстве, с другой, и делает вывод, что применительно к красноречию понятие «искусство», если и не совсем условно, все же требует ряда оговорок принципиального значения[37]37
Апресян Г.З Ораторское искусство. – М., 1978.
[Закрыть]
.
Некоторые исследователи риторики подчеркивают тесную связь ораторского искусства с наукой. Еще античные философы, Платон и Аристотель, рассматривали красноречие в системе знаний как способ познания и толкования сложных явлений. Позднее Ф. Бэкон в работе «Опыты» определял риторику как искусство «сообщения знаний». М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал, что ораторское искусство должно быть доказательным, рассудительным, нести людям знания.
Ораторское искусство с полным основанием может рассматриваться как наука. Во-первых, оно опирается на открытия и достижения всех наук и вместе с тем широко пропагандирует и популяризует их. Во-вторых, многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных речах, лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах. В-третьих, ораторское искусство опирается на категориальную систему соответствующих наук, что обеспечивает механизм аргументации, анализа и суждений, доказательств и обобщений.
В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя философский, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации). Неориторика занимается поиском путей практического применения данных лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Ее цель – определение наилучших вариантов (оптимальных алгоритмов) общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т. п. Таким образом, неориторика – это наука об убеждающей коммуникации.
Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Все это реализуется в рамках нескольких направлений: публичное выступление, полемика, деловое общение и др.
В риторике существует несколько жанров, соотносимых с различными сферами человеческой деятельности, внутри каждого из них выделяются отдельные виды речей и полемических диалогов (полилогов):
• академический – лекция, доклад на конференции, симпозиуме, научное сообщение, дискуссия;
• бытовой – юбилейная, поздравительная речь (тост), надгробное слово;
• военно-патриотический – обращения полководцев к солдатам, беседы с ними, военные приказы;
• дипломатический – парламентская речь, доклады государственных деятелей, переговоры;
• духовный (церковно-богословский) – проповеди священнослужителей, беседы, исповеди;
• педагогический – рассказ и объяснение учителя, устные рассказы детей;
• политический – политическая речь, политический доклад, агитационная и митинговая речь, предвыборные дебаты;
• социальный – рекламная речь, информация в СМИ;
• судебно-правовой – защитительная и обвинительная речи (адвоката и прокурора соответственно);
• внутренняя речь – мысленная подготовка устного или письменного высказывания, воспоминания, мечты, диалоги с самим собой.
Опубликовано 3 года назад по предмету
Русский язык
от kotkitty
Задание 8.
Исправьте лексические ошибки:
• Они с Женей никогда не конфликтовали.
• Это играет большое значение.
• Пароход зовут «Орлёнок».
• У Манилова было сладкое лицо.
• Я вам расскажу такой пример.
• В прошлом году в студенческом профилактории оздоровилось 350 студентов.
• Я её страстно люблю, а она ко мне индифферентна.
• Передо мной стояла альтернатива: идти в магазин или мыть пол.
• Поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
• Поэма Блока «Двенадцать» построена на противоречащих друг другу контрастах.
• Отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
• Прочтя письмо матери, Раскольников долго не мог очухаться.
Помогите с плеоназмами и тавтологией
1. Прейскурант цен был предоставлен покупателям.
2. Памятный сувенир педагогу — это дань уважения.
3. Мой брат является нетрудоспособным инвалидом.
4. Поэма Блока «Двенадцать» построена на противоречащих друг другу контрастах.
Светило науки — 65 ответов — 0 раз оказано помощи
1. Прейскурант был предоставлен покупателям.
2. Сувенир педагогу — это дань уважения.
3. Мой брат является инвалидом.
4. Поэма Блока «Двенадцать» построена на контрастах.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
14
Задание 8. Исправьте лексические ошибки: • Они с Женей никогда не конфликтовали. • Это играет большое значение. • Пароход зов
Задание 8.
Исправьте лексические ошибки:
• Они с Женей никогда не конфликтовали.
• Это играет большое значение.
• Пароход зовут «Орлёнок».
• У Манилова было сладкое лицо.
• Я вам расскажу такой пример.
• В прошлом году в студенческом профилактории оздоровилось 350 студентов.
• Я её страстно люблю, а она ко мне индифферентна.
• Передо мной стояла альтернатива: идти в магазин или мыть пол.
• Поднялся тамада и поднял тост за юбиляра.
• Поэма Блока «Двенадцать» построена на противоречащих друг другу контрастах.
• Отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров.
• Прочтя письмо матери, Раскольников долго не мог очухаться.
1 ответ:
0
0
У них с Женей никогда не было конфликтов.
Это имеет большое значение.
Название парохода «Орленок».
У Манилова было слащавое лицо.
Я покажу вам пример.
В прошлом году в студенческом профилактории вылечилось около 350 студентов.
Я ее очень люблю,а она ко мне равнодушна.
Передо мной стоял выбор. Идти в магазин или мыть пол.
Тамада поднялся и посвятил тост юбиляру.
Поэма Блока «Двенадцать» написана на разных друг другу сочетаниях.
Отечественные производители пытаются снизить стоимость товаров.
Прочитав письмо матери,Раскольников долго не мог придти в себя.
удачи:3
Читайте также
Местоимение — кто=> кот.
История: 1)
Глаголица – одна из первых славянских азбук, по предположению, созданная славянским просветителем Кириллом. В отличие от кириллицы не получила широкого распространения.
2) Десятина – налог в пользу церкви.
3)
Кириллица – славянская азбука, созданная на основе византийского унициата (уставного алфавита), по предположению, учеником славянского просветителя Мефодия Климентием. Названа “кириллицей” в знак глубокого признания народа деятельности первых славянских просветителей Кирилла и Мефодия.
4)
Летопись – записи событий русской истории, расположенные по годам.
5)
Митрополит – глава русской православной церкви до учреждения патриаршества в 1589 г.
Биология: 1)
<span>Наследственность — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства:
2) </span>Генотип — совокупность всех наследственных свойств особи.
3)
<span>Фенотип — совокупность всех внутренних и внешних признаков и свойств особи, сформировавшихся на базе генотипа в процессе ее индивидуального развития (онтогенеза).
4) </span>Гетерозигота — зигота, имеющая два разных аллеля по определенному гену.
5) Доминантный признак — преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей
География: 1) Адаптация -<span> приспособление организмов к новой географической среде (условиям существования)
2) Биомасса -</span><span> количество или вес особей одного или группы видов, а при необходимости и </span>биоценоза <span>в целом с объема или площади их </span>местообитания<span>.
3) Гора -</span><span> возвышение рельефа выше 200 м, резко поднимающееся среди относительно равнинных территорий, с хорошо обозначенным перегибом к крутым склонам, а также выделяющиеся вершины </span>горных систем<span> и </span>хребтов<span>.
4) </span>
ИЗМОРОЗЬ<span> (русск.) — рыхлые снегообразные мелкие кристаллы льда, нарастающие на ветвях деревьев, проводах и других предметах обычно при намерзании капель переохлажденного </span>тумана<span>.
</span>
«светлая комната»-название
Б, в, г
Между однородными определениями ставится запитая, а между неоднородными не ставится!
Разделительный ь: веселье, вьюга, платье, колосья.
Неразделительный ь для обозначения мягкости согласного (кроме шипящего): карась, полька, конь, львица.