Поэтому нужно срочно предпринимать какие то меры ошибка

Типы лексических ошибок

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ

Лексическая сочетаемость слов — это способность слова соеди­няться с другими словами контекста, не нарушая семантических и грамматических закономерностей сочетания слов, Лексическая сочетаемость, таким образом, тесно связана с понятием языко­вой валентности каждого слова, т.е.

Намеренное нарушение семантических или грамматических закономерностей сочетания слов лежит в основе некоторых сти­листических фигур и тропов, например метафоры, метонимии и синекдохи, аллегории, гиперболы и литоты, каламбура и оксю­морона.

Ненамеренное, случайное нарушение лексической сочетаемо­сти приводит к речевой ошибке. Часто встречающимся случаем нарушения лексической сочетаемости является контаминирован­ная конструкция, в которой ошибочно соединяются части сино­нимичных словосочетаний: играть значение (играть роль и иметь значение^ предпринять меры (предпринять действия, шаги и при­нять меры)

Иногда ненамеренное нарушение лексической сочетаемости за­крепляется в речи, а затем и в языке, слова приобретают иную языковую валентность, В таких случаях говорится об обновленной лексической сочетаемости: обречена на успех, отъявленная красавица.

122. На идите ошибки в сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку.

1. Шока не подучилось по той же самой причине, по которой не производит переполоха «одетое» русское издание «Плейбоя». 2. Тем не менее Генпрокуратура сочла возможным включить меня в спи­сок обвиняемых на эту тему. Я полагаю, что это результат той же самой политической подоплеки, которая в этом обвинении про­сто проходит по всем пунктам. 3. Спор этот впоследствии вызвал пристальное внимание исследователей. 4. Пожелание избирателя: «Увеличить уровень благосостояния каждого гражданина в Рос­сии».

курсе чревата вам главным притом, 14, Некоторые районы уже пе­реваливают лучшие рубежи прошлых пятилеток. 15. Проблемы не разрешились, но накопился тот. обратно говоря, гремучий газ, который мы сегодня пожинаем. 16. Еше одна задача была постав­лена и успешно осуществлена организаторами. 17. Поэтому нужно срочно предпринимать какие-то меры, 18. Книга пользуется у чи­тателей огромным интересом. 19. Восток нашей страны, как сооб­щили в ЦНИИ геодезии, аэросъемки и картографии, по-прежне­му базируется на мысе Дежнева. 20. Открылся центр профилакти­ки правонарушений, его сотрудники будут оказывать консульта­ции подросткам,

123. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости. Отметьте кон га минированные конструкции, в которых ошибочно соединены части двух словосочетаний. Сделайте необходимую правку.

1, Поэтому кости их. конечно, растут, но при недостатке каль­ция становятся очень хрупкими, вследствие чего возрастает риск развития переломов. 2. Нам выдана™ такие замечания. 3. Экспер­ты составляют аналогии между Арнольдом Шварценеггером в кино и Нел в индустрии компьютерных игр. 4, Строительство детских площадок имеет важную роль в развитии социальной инфраструк­туры города. 5.

124. Найдите случаи нарушения лексичеекоіі сочетаемости, Отметьте явлення контаминации. Сделайте стилистическую правку.

1. Эти слова не играли никакого значения в его прогнозах пе­ред выборами, 2, Вам известно, как происходили тогда обстоя­тельства? 3. Не было возможности предпринимать такие меры.

4. Материал со структурой, обладающей пустотами, 5. Мы сдела­ли самые низкие иены. 6. Но это обычная вешь для любого клуба, и тренер англичан не испытывает опасений на этот счет. 7. Я не делаю никаких поступков, которые могли бы кому-нибудь ме­шать жить.

10. По телевидению сказали информацию, что выборы здесь не состоялись, II, Что за желание брать на себя обязанности, о ко­торых никго не просил, и производить советы тем. кто их слу­шать не будет’.’ Да просто меняется политическая поляна, и надо заявить о своей готовности к затребованное™. 12. Экскурсии по­лезны для повышения кругозора. 13. Этот нагреватель удовлетво­ряет всем потребностям покупателя. 14. Что ни говорите, а дождь за окном настроения не прибавляет. 15. Наша партия не умеет, как вести предвыборную кампанию в таких условиях. 16. Житель графства Норфолк покорил в этот раз все рекорды. 17. Бизнес- партнеры высоко отзывались о ней. 18. Многое зависит от лично­сти, которая занимает этот пост, и от того, как она владеет им. 19. Есть, например, одно хроническое состояние, которое часто испытывает человек; это боли в пояснице, 20. Я хочу уделить ваше внимание на то. что главную роль в этом фильме играет начина­ющий актер. 21. Он рассказал еше несколько своих воспомина­ний. 22. В Атланте же я совершенно трезво понимал свои воз­можности.

125. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости, конта- минированные конструкции. Исправьте предложения.

І.Наша работа носит различные направления. 2, Я думаю, это носит такої і устрашающий фактор, 3. К этой рубрике мы питаем осо­бенный трепет, 4. Войдя в этот блок, я хочу сделать конкуренцию кандидатам от мафии. 5. Кто же виноват в том. что продукты так дороги? Первым дедом надо удешевить их себестоимость. 6. В резуль­тате горячий воздух шел вертикально вверх, а шахты лифтов име­ли роль своего рола дымовых труб. 7. Ее рука все явственней проглядывает в поведенческих рефлексах мужа. 8. Через пол года мы почувствуем, как дышит интерес к нашим предприятиям.

9. Народ вернется в первобытное прошлое.

листу пришлось прибегать к авантюрам. 13. Новобранец едва не сотворил бенефис. 14.0 том, с каким настроением вступают в очередную страду местные хозяйства, мы попросили рассказать начальника Управления сельского хозяйства. 15. Но лотом сена­торы взяли много воли. 16. Фирма «АРТ» предлагает уют и тепло в вашем доме. (Реклама.) 17. Неповторимый стиль вашего пре­стижа. (Реклама.) 18. Во втором периоде упустили много голе­вых шансов. 19. Мяч совершил широкую дугу. 20. Детей объяви­ли в слежку, 21. После чего лавинообразно подскочут цены на все потребительские товары. 22. После этих передач сознание пенсионера мутится и в голове разражается — нет. слава богу, не инсульт, но маленькая война. 23. Они сделали огромные ка­питалы на государственных казначейских обязательствах. 24. Раз­витие фотографического рынка в России имеет очень важную роль. 25. Какие у вас еше есть цели, мечты, желания, к которым вы стремитесь?

126. Объясните характер ошибок, сделайте стилистическую правку. 1. Рынок доставляет шум и беспокойство жителям близлежа­

щих домов. 2. Уровень чемпионата в Италии очень сильный. 3. Был слышен сдержанный рев трибун. 4. Мы тоже не чужды чувства юмора. 5. Его угрозы обретают вполне конкретное содержание. 6. Цвета передают психологические сообщения, послания, кото­рые взаимодействуют в первую очередь на подсознание. 7. Согла­ситесь, что это несколько аналогично нынешней ситуации в стране. 8. В произведении показана тыльная сторона театра. 9. И ногда мы начинаем время от времени ошушать боли в животе, потерю ап­петита, похудание. 10. Когда эффект девальвации перестанет ска­зываться, прекратится и рост пен. 11. Подробно опишите его чув­ства, мысли и действия в интерьере ваших обстоятельств. І2. Жур­налистский интерес к человеку, испытывающему проблемы, довольно редок. 13. С другой стороны, утверждалось, что культу­ра сама способна вносить серьезную подпитку в бюджет.

127. Объясните, в чем состоит обновление лексической сочетаемости. Данте стилистическую характеристику и свою опенку этих предложений.

I, О сборной мечтал так же тихо и неотвратимо. 2. А по-русски говорит потому, что работает с Россией, часто бывает, даже ухит­рилась завести здесь себе несчастную любовь, 3. Мне жутко нра­вятся родинки, особенно на шее. Я сразу обращаю на это внима­ние. 4. Гастрольное турне «На-на» обречено на успех. 5. Все это было чудовищно весело. 6. В декабре 1991-го несколько ошалевших от перспективы стать полноправными царями в своих вотчинах партийных боссов скоропостижно подписали документ огромной разрушительной силы. 7. Они держали в напряжении всех потен­циальных соискателей престола. 8. Реклама с Иисусом задела лаже самых отпетых атеистов. 9. Хотелось обрести иллюзию финансо­вой независимости. 10. Никому в голову не придет развести косте­рок и наладить шашлычки. 11. Я верил в неминуемую удачу, и она мне улыбнулась. 12. Но, не найдя обшего языка с мальчишками, наш герой взахлеб дружит с девчонками. 13. Сегодня уже никто не спорит, лаже самые отъявленные реформаторы, что десятилетие российских преобразований в экономике прошло бездарно. 14. Таня приняла все в серлие, испытав при этом чувство стыла за свое беспросветное благополучие, 15. Они сидели и пили неумеренно черный кофе с меловыми Сониными пирогами. 16. Он думал о той форме совершенства, про которую говорил единственный рус­ский гений «не удостаивает быть умной».

128. Объясните характер ошибок, сделайте стилистическую правку.

I. В третьей книге писателя происходит еше олив важный этап.

2. Кинжал его слов более не режет серлиа людей. 3, Программа кандидата — это 65 страниц убористого текста, охватывающего практически все аспекты жизни страны. 4. Академик совершил блестящую научную карьеру . 5. Общество хочет сделать книгу тек­стов человеческой ДНК доступной и бесплатной лля всего мира, 6. Большинство места в зале занимали представители старшего поколения. 7. Предвыборная программа кандидата здесь не играла решающего значения. 8. Это мировые ценности. Это вещи слиш­ком высокого масштаба. 9. У иных же случилось удивление, ибо жлали-то Наталью. 10. Одним словом, реабилитации после жесто­кого поражения от сборной Израиля наша команда не добилась,

11. Но в силу своих обязанностей не имел права скрывать полу­ченные факты от сопредельных силовых ведомств, а это означа­ло. что преступник сразу же будет об этом знать и предпримет срочные контрмеры. 12. Ни один учитель не смог бы настоять на таком сконцентрированном внимании. 13. Подробно углубляться на этом мы сейчас не будем. 14. В Екатеринбурге состоялся очень интересный опыт, который мы условно со своими студентами назвати «метол матрешек». 15. После кризиса позиция ралиостан-

инн стала улучшаться. 16. Не успел он пройти п нескольких ша­ток. как кто-то поманил его в сторону, 17. Задержана большая группа фальшивых долларов. 1S. И только московская премьера исправила ему настроение.

Мяч совершил широкую дугу лексическая ошибка

Войти через uID

—>

—>

—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые делают герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится свежо.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ учителя.
18. Большинство времени уходило на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала за близкими.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Свернувшись клубком в своем гнезде, спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с приятными впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые совершают герои фильма.
5. Успехами мы не блещем.
6. Цель, поставленная перед нами, достигнута.
7. На демонстрации Сизов примыкает к революционерам.
8. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится легко.
9. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций доцента Юрьева по сварке.
10. Просим всех членов кассы взаимопомощи указать суммы оставшихся денежных средств.
11. Организовано общежитие для мужчин и женщин, в комнатах которого будут стоять железные койки с сетками.
12. Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками из дуба.
13. Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила коричневые чулки.
15. Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.
16. Царское правительство устроило гонение на передовых людей.
17. Ученики внимательно слушали рассказ учителя.
18. Большая часть времени уходила на составление ненужных отчетов.
19. Это произошло весной.
20. В течение долгого времени идет оформление документов.
21. Он был мне настоящим другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен потерпел поражение.
23. Он склонил голову ей на плечо.
24. Сын преклонил колени перед матерью.
25. Эта новость доставила ей удовольствие.
26. С моей самой близкой подругой мы часто ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с наступающим юбилеем.
28. У нее были огромные карие глаза.
29. Он испытывал к нему сильную ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень скучала по близким.

источники:

http://scicenter.online/kultura-rechi-stilistika-scicenter/leksicheskaya-sochetaemost-170951.html

http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/kultura_rechi/uprazhnenija_po_kulture_rechi/narushenija_leksicheskoj_sochetaemosti/19-1-0-239

3.Я полагаю, что это результат той же самой политической подоплеки, которая в этом обвинении просто проходит по всем пунктам.

4.Появление волка было так внезапно, что охотник на мгновение растерялся.

5.Проблемы не разрешились, но накопился тот, образно говоря, гремучий газ, который мы сегодня пожинаем.

6.Еще одна задача была поставлена и успешно решена организато-

рами.

7.Поэтому нужно срочно предпринимать какие-то меры.

75. Укажите предложения с нарушением лексической сочетаемости, исправьте эти предложения:

1.Большое внимание будет оказано благоустройству города.

2.Этому вопросу мы придаѐм первоочередное значение.

3.Большинство присутствующих были знакомы друг с другом.

4.Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунных овец.

5.В романе отсутствует ясно выраженная сюжетная линия.

6.В эти дни застеклѐнные плантации готовят рассаду огурцов.

7.Опыт последних лет с неизбежностью показывает правильность этих мрачных прогнозов.

8.В автобусе было так тесно, что кто-то предложил: «Станьте плашмя, тогда свободнее будет!»

76. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Ученые, наконец, объяснили ранее не объяснимое.

2.Уметь правильно выражать свои мысли умеет не каждый чело-

век.

3.Сессия началась для меня задолго до сдачи зачетов, когда я начала делать невыполненные типовые расчеты.

4.Сувениры, привезенные из Франции, поражали роскошью.

5.Эта улыбка поражала открытостью и наивностью.

6.Этот вид пластмассы является гибким и эластичным.

7.Несколько лет он провел на необитаемом острове.

8.Совместное сотрудничество пойдет мне на пользу.

9.Общежитие – дом, в котором многие студенты живут пять долгих лет. И какой будет эта жизнь, зависит от самих жителей общежития.

159

77. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Греческая духовная культура распространилась ещѐ шире.

2.Фигура высечена из единого монолита.

3.Инициативное начинание было поддержано всем цехом.

4.Все подробности и детали мы узнаем позже.

5.Родиной клинописи, дешифрованной лишь в конце XIX в., является Месопотамия.

6.Здесь представлена разнообразная во флористическом отношении растительность.

7.Здесь стоит сказать несколько слов в защиту этой незаметной, но такой необходимой буквы – Ё.

8.Современная система знаков препинания складывалась постепенно; в настоящее время насчитывается 15 – 17 знаков, вместо 2 – 3 древних знаков.

78. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Быстрое развитие города учѐные объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.

2.Многие студенты, занимающиеся в кружках художественной самодеятельности, показывают своѐ искусство на ежегодных смотрахконкурсах.

3.С западной стороны, если смотреть с севера на юг, расположено водохранилище, а с южной, если смотреть с востока на запад, расположен лес.

4.Парк очистили от мусора, но он так и остался неогороженным, и сейчас он до сих пор служит пастбищем для скота.

5.Побывали мы и у монумента, который поразил нас своим вели-

чием.

6.В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы.

7.Продолжительность процесса плавки длится несколько часов.

8.В огне пожара 1812 года погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения.

9.Работая с архивными материалами, испытываешь наслаждение от труда, который требует усердия и упорства.

160

79. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.Наша передача посвящена творчеству ветеранов завода.

2.Сегодня у нас в гостях гость из Акмолинска.

3.Хочу коснуться ещѐ одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверия к государственным учреждениям.

4.Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

5.Наша передача посвящена творчеству старых ветеранов завода.

6.Комплекс нерешѐнных проблем надо решать комплексно.

80. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1.В добрых делах нашего отдела, в его починах и начинаниях раньше участвовали все.

2.Правительство в это трудное и нелѐгкое время должно представлять единый монолит.

3.Посетители нашего ресторана могут отведать деликатесы из свежей рыбы.

4.Необычный феномен могли наблюдать жители Уфы в прошлый четверг.

5.Пассажиры, проезжающие по проездным билетам или документам на право бесплатного проезда, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях.

6.Заводские спортсмены не могут похвалиться новыми достижениями.

7.Игорь демобилизовался из армии и пришѐл к нам на завод.

8.Слесарное дело он начал постигать с самых начальных азов.

9.Направление экономики в 20 веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

81. Укажите предложения с лексической избыточностью, исправьте эти предложения:

1. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

161

2.Когда люди работают вместе, они должны уважать друг друга, быть внимательными и чуткими друг к другу.

3.Какой же судья захочет быть подсудимым?

4.Лично я считаю, что выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.

5.Андрей вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко воскликнул: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?»

6.От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара.

7.Загрязнение окружающей среды – актуальная проблема современности.

8.Помещение таких больных в обычные больничные отделения для незаразных больных строго воспрещается.

82. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.В настоящее время в России сложился довольно мощный механизм саморегулирования.

2.Однако же некоторые действуют, как Ив Роше, который борется за окружающую среду вот уже более 30 лет.

3.В процессе обучения кроме лекционных занятий используются такие формы: семинары, тренинги, деловые игры и т.д.

4.Поэтому депутат находит общий язык почти со всеми жите-

лями.

5.За ошибки и недостатки председатель совхоза заслуживает взыскания.

6.Студент Белов занял первое место по английскому языку.

7.Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в тѐплые варежки всю семью.

8.Переплѐты книг стали неотъемлемой деталью убранства ком-

наты.

83. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Касса получает за товары ясельного возраста.

2.Творчество Маяковского волнует читателей на всех континентах.

162

3.Сдаѐтся квартира с ребѐнком.

4.Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай по прово-

локе.

5.Первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

6.Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

7.Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

8.Продажа сока прекращена из-за остановки лифта, вследствие чего сок невозможно доставить на третий этаж.

84. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Всем зоотехникам отделений сделать прочные ошейники на железной цепи, под которые подложить ремни или войлок.

2.На фабрику требуются двое рабочих: один для начинки, другой для обѐртки.

3.Сравним последние экономические показатели работы фабрики с показателями предыдущих лет.

4.Доставка грузов производится вертолѐтом по бездорожью.

5.Если взглянуть на город с высоты птичьего полѐта, то дома покажутся светлыми островками среди зелѐно-голубого моря.

6.На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность.

7.В помещении проходной фабрики санэпидстанция будет готовить отравленную приманку для населения.

85. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения

1.Объѐм чистой продукции может быть выражен и обычно выражается в денежном измерении.

2.Прошу прописать меня без права жилья. Обещаю не жить.

3.Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать клиентов.

4.Три гостиницы возникнут на пересечении с Ленинградским, Ярославским и Каширским шоссе.

5.Когда-то развлекательные фильмы собирали так много зрителей, что они могли бы заполнить огромный зал Дворца съездов.

163

6.БелкИ злаков по биологической ценности уступают как продуктам животноводства, так и зернобобовым культурам.

7.Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству выпускаемых изделий.

86. Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Взаимодействие ПТУ с другим обучением изучается социологами.

2.Пассажиры с необмотанными рогами к посадке в самолѐт не допускаются.

3.Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории совхоза, кормами и сеном.

4.Солнцевское отделение милиции лучшее в районе.

5.В одном из концертов я дирижировал оркестром, исполнявшим Классическую симфонию и ораторию «Иван Грозный» Сергея Прокофьева.

6.Для домашних насекомых в магазине ничего нет.

7.Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться руками, ногами, а главное – жизнью.

87.Укажите предложения с лексической недостаточностью, исправьте эти предложения:

1.Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье работников фермы.

2.Сибирь – край большой науки и обильная минерально-сырьевая база России.

3.Сибирь занимает пространство от Урала до Тихого океана, от берегов Северного Ледовитого океана до Казахстана.

4.Физика, химия, биология, геология, медицина были задействованы в организованном недалеко от Новосибирска Академгородке.

5.Упал с забора в травматологическое отделение.

6.Премировать работников яслей за выполнение плана по уровню заболеваемости детей.

7.Зоотехникам и ветработникам ферм провести обрезку копыт и обезроживание.

88. Соотнесите предложения с типом ошибок, допущенных в них:

164

1.

Мы прошли деревню

1)

лексическая

2.

Весь механизм запущен полно-

избыточность

стью

2)

лексическая

3.

Хозяин

решил

презентовать

недостаточность

своему гостю старые часы

3)

ошибка, связанная

4.

Жители давно махнули на вла-

с многозначностью

дельцев

машин,

паркующих

слова

свои машины на детской пло-

4)

ошибочное

щадке

использование

5.

Иванов снова прослушал урок

заимствований

6.

Я вам расскажу, где раки ночу-

5)

ошибочное

ют

использование

7.

Ученые не согласились с этим,

фразеологизма

так как угроза экологии слиш-

ком велика

8.Школьная футбольная команда потерпела в этом матче сокрушительное фиаско

89. Какие словосочетания не содержат речевых ошибок?

1.Повысить урожайность

2.Повысить экономику

3.Повысить ассортимент

4.Повысить рост производительности

5.Повысить рейтинг

6.Увеличить урожайность

7.Увеличить экономику

8.Увеличить ассортимент

9.Увеличить рост производительности

10.Увеличить рейтинг

90.Найдите в предложениях ошибки и исправьте их:

1.В этом санатории военные занимаются профилактикой своего здоровья.

2.Следователи три года знают правду и три года делают вид, что ничего не знают.

3.Если мы монополию не введѐм, то мы можем рассчитывать на то, что уровень добычи осетровых резко снизится.

165

4.В 1990 году он был арестован за превышение обороноспособности.

5.Я старался не обращать внимания на исторические ляпы, а отчаянно пытался уловить настроение картины.

6.Это правило становится следующим общим правилом для следующего познавательного процесса, и так продолжается бесконечно.

91. Найдите в предложениях ошибки и исправьте их:

1.Через пять лет все эти антенны будут вращаться в унисон.

2.Они испытывают к данному предложению интерес.

3.Блестяще, что мы имеем такую возможность.

4.Фразеологизм «ахиллесова пята» следует понимать как «уязвимое место» чего-либо или кого-либо.

5.Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пей- зажистов.

6.Пора подвести итоги встречи: поставленные задачи выполнены в

срок.

7.Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

8.Перед ним встала дилемма: в каком виде спорта проявить свои способности.

92. Найдите в предложениях ошибочно употреблѐнные слова и запишите их исправленные варианты:

166

1.Мальчик упал навзничь и уткнулся лицом в ладони

2.Австрийские фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от тонкорунной овцы

3.Зрители абсолютно чувствительны к каждому слову

4.В 20-30-е годы наблюдался буйный рост отечественной кинематографии – открывались киностудии, всѐ чаще выходили на экраны новые фильмы

5.Ещѐ в глубокой юности этот композитор

стал писать песни, но слава пришла

к нему только теперь

6.В город отгружаются десятки тонн зелѐного лука, приличное количество нежного салата, редиса, помидоров

93. Найдите лексические ошибки, исправьте их:

1.Рождество я отмечал у коллеги по работе.

2.Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

3.Во дворе одной из школ нестройными рядами стоят выпускники детского сада.

4.Алексей мысленно подумал, что это конец.

5.Слышали ли вы звучание своей речи со стороны?

6.Паронимы – это слова, чаще всего однокоренные, близкие, но не тождественные по звучанию.

7.Все эти песни взяты из копилки народного фольклора.

8.Хотим предупредить вас, что, объявляя песню «На посошок», мы не намекаем на окончание нашего концерта.

94. Найдите лексические ошибки, исправьте их:

1.В конце 60-х годов на одном из Филиппинских островов обнаружено племя, в языке которого отсутствуют слова «война», «борьба», «враг», «убийство».

2.Например, у Л. Толстого в романе «Война и мир» без приукрас воспроизведены все события, которые были на войне.

167

3.Орудиями исследования, как и в 18 веке, являются кирка и ло-

пата.

4.Показать войну без прикрас, такой, как она есть, – вот цель ав-

тора.

5.Говоря о разговоре с министром, можно сказать следующее.

6.Уровень жизни населения страны постепенно снижается.

7.Поставьте внизу свою роспись, пожалуйста.

8.Антон обратно опоздал.

95. Найдите предложения с лексическими ошибками, исправьте их:

1.Все отличившиеся в этой операции отмечены в приказе министерства.

2.В городе необходимо улучшить криминогенную обстановку.

3.В фильме «Анна Каренина» актриса сыграла заглавную роль.

4.Как мы можем говорить про духовные ценности, когда молодѐжь забыла элементарные!

5.Целью рекламы является воздействие на потребителя, внушение ему определѐнных идей.

6.Недостаточный уровень грамотности общества – это прямая угроза разумному и гуманному устройству общества.

7.Судя из разговора, выясняется многое.

8.В саду суетились синицы; крик их был похож на звон разбитого стекла.

96. Найдите предложения с ошибками, исправьте их:

1.Развитие науки должно происходить для облегчения жизни людей, для повышения уровня страны на мировом значении.

2.Через посредство церковно-славянского языка нашей культурой был усвоен целый ряд абстрактных понятий, выработанных греками.

3.И даже неважно, победителем или побеждѐнным стал твой народ, нужно ценить их за то, что они проявили мужественность и храбрость в борьбе за благополучное существование своих детей, внуков.

4.Сейчас человек охвачен гонкой накопления материальных ценностей и совсем не задумываются о красоте мира.

5.Всякая революция – это, кроме прочего, мятеж дилетантов против профессионалов.

168

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

� ��������� ���� ������ ������������ �������� ���� ����, ���������� �� �������� �������� �����������/��������������������/���������. ����� ���� ������ ���������: ���������� ��� �����, ��������, � ��������� �������������� ��������-������� ����������� �������� («��� ������� ��� �����������?») ��� ������ ����������� ��������, ������������ «�������� ���������������»: «� ����
������� ��������, � �� ��� ������ �� ����������… ����� �� ����-������ �������. � �� �����������! ��� ��� ����� �� ��� ��������� ��������� �����������, �������� ���������� � ��������, ��� �����, ��������!
» (www.voicecards.ru).

� �������� ������� ������������ � ������ ������� �������� ������������ ��� ��������, ��, ���� ����� �������� ��� �������� �� �� ��������������� �����, � ���� ����������� ����������� � �������� ����.

��� ������� ������� ������������� «������� �������� �����» (��� ���������� ����� ������������� �������, ��� ���; �., 1957-1984) �������� ������������ ��������, � «����������� ����������� ������� ������������ �������� �����» (���., 2011) ��������� �� ����� �� �������� ������ (����� � ��� ����� � ������������ ����������� ���� �������� ‘������ ���������’). ������ �������� ����� �������������-�����������
���� ��������: «��������, �������� ��������� �����-���� ����� ����, ���������� � ���������� ����-���� �������������. �� ������������� ���������� ����������� ���������, ��������, �������� ��� ����� ��������» («�������� ������� ������ �������������� �����» �.�. ����); «���������� � ������������� ����-�., �������� �� ���������� ����-�.» («�������� ������� �������� �����» ���. ���. �.�. �������, 1939); «���������� � ���������� ����-�., �������� ������ ���-�.»
(«������� ������������ �������� ������������� �����» � 17 ��., ����� — ���); «���������� � ������������� ����-�. || �������, �����������, ���������» (���). �������� � ��� � �������� ������ ���������� ��������� � �������� �������: ������� ��� (��� ��������, ����) — �� ���������� �� ���, ���������� �� ���������� ����������; ������� ���� — ����������� ����; ������� �� ������� — ������� �������� � �. �.

� ���, �������� ��, ������ �������. ������, �� ����� ����� ����������, � ����� ������ �� ����������� ��������� �������� ����� ������� ����������� ������ � ��������� ������� ����. �������, � ��������, ����������� ���, ��� ����� ���� �������� 9: «� ���������� ���������������� �������� ��������� �� ��������� ���� ��� ����� �������� � ����������� �� ������ ����������������. ������� ������� (������).
������� ������ (�������). ������� ������� (���������������)»; � «����������� �������» — �������� 13: «���������, ����������� ��, ��� �������� ���������������. ������� �������. ������� ������. ������� ������� � ����������. ������� �������. ������� ����������� ����».

����� ������, ������ ������� � ������� ������������ ��������� ����� ������������� � �������� ‘�����������, ���������’ — �� ���� � ���, ����� � �������� XX �������� �������� � ������ �����������, ����� ������������ ���� �������������� ��� ���� ������� ��������.

�����-���� — ������ ���������. ��� ������� �������� ��������� — ������� �� �������� � ��������� ������������ ���� ����� ����� ����, ������� ������ ����� ����� �������� ����������� �������� (��������� — ���������; ��������� — �������� — �������� � �. �.).

���������� ���������� ������ — ��� ������ ���� ������� � ���, ���������� �� ��� ������������ �������� ����� ��������� �����������-������������� ����.

������ ����������� �� ��������� (����� � �������� ����, �� ���� � �������� ����� � ����������� �� ���) ���������� �� ���, ��� ������ �����������-������������� ���� ���� ������� ������� ������ — ��������� ����������� ������������. ���, � ������������ ��������� ����������� ������� �.�. ���������, �.�. ����� � �.�. ���������� «����������� ������� ����» ����������: «� ���� ����������� ������ ������������
����������� ���������������� ���������: ������ �������� — ����� ���� (������ ����� �������� — ������ ����), ����������� ���� — ������� ���� (������ ������� ���� — ����������� ����)». ���������� ������ ���������, ������ ������������ ��������� ������� ���� — ����������� ���� (��������, ������ � �. �.) � ���������� ����� � �������������� ������� � �������� ����������, ����������� ������� ���� �������. �� �������������� ��������� �����������
����
��������� � �������������� ������� «��������� ������������ ������������» �.�. ��������� (�����, 2011), ������ � ���� ��������� ����������� ���� ���� �������� ������� ������������� (‘���������� � ������-�. ����’), �������, ������� �������� ������ (����� ���� ��� ���������������? � �. �.), ����� ������ ���������: «���� — �����������».

������ �������� � ����� ��������� ��������� ��������� �����������-������������� ���� ����� ��� �������� �� ����� «������� ��-������» (����� «��� ������»), � � ������ «� ������������ � ������������» ����� ��������� �������� ������������ ���� ������������ � ����������� ����� �������: «��-������, ���� �������� ����� �����������, � ��������������� ���� ����� ����������
������ � �������� ��� � ������� �����. ��-������, ������, ��� ������������� �������� �������, ����������� ������ ����� ����, � ���, � ���� �������, ������ � ������������ prendre les mesures (� ���������� ���� ��������������� ��������� to take measures). �-�������, �������� �������� ���������������������� ��� �� ���� �� ����� ����������, ��� � ������������ ����������� ��������� ������������� ����������� ��� � ��������������� �������, �����, ������, �� �� ��������.
‹…› ������ ������������ ��������� ���-�� ������������������ ���� ����, ��, �� ��� ������, �������».

�.�. ������ � �������� ����� ���������� ����� ���������� � ��������� �������� ������������������: «��-��������, ���� ������ �� ��������. �� �������� ������������������ ����������� ��������� �������. ����������� — ��� ������ ������ ���-����, ���������� � ����-����: ����������� ����� ������������, ����� ��� ����� �����������? ��� ����� �������. � �������
����� �������� � ����� �������, � � ����� �� �������� — ���������, �����������, ������� ������� (�� ���� ������), ��������� ������� (�� ���� �����������), ������� ������� (����������) � ������� ����. �������� ��������, � ��������� ������ �������� ������� ������ ��������� ������ ��������������. ����� ����, ��-�� ����� ����� ����������� ��� ������ — ����������� ���� ������ ������� ����».

��������, ��� ������ «����� �� ��������», �� � ��������� � ���������� ������ �� �������� �������� ������������������

�������, ����������, �� ����� ���� ������������ ���������� � ���� �������������� �����. ������� ����� �.�. ������ ��������, ��� ��������� �����������-������������� ���� ����������� ��� � �� ��� �������, ��� � ��� �������� �������������� ��������� ������� ����: «…���� ������� � ����� �������� �����, ��� ���������������, ��������������� � ��������� ����. ��� ����� ��������, ����������. �� ������� —
«������� ������», «��������� ���������» ��� «��������� ������», �� �� ����� ������� «������� ���������», ��� «������� ������», ��� «��������� ������»».

�������������� — ��������� ��������. ���� ����� ����������� ������������, ������������ ����������� ���� ��� ����� ����� ������������� ��������� � ������ ������, ��-������, �� � ��������� ������� ���������� ������ �� ���������, � ��-������, ����� �� �������� ���������� — � �� ������ ����� �������� ��������� ��������� �������������� ������� ����� ������������ ��������� ����� ��� ��������� �����.

���� �� ��������� � ������� ��������� �������-��������� ����, �� ���������, ��� ��� ������ � ������������ prendre les mesure �� ���������� XVIII �������� ������������� � ��������� � ������ �������������� ���������: �����, ����� (���, � ���������� «������ ��������» ���� ����������� �������� «����� ���� ��� �� ���»), ������, ���������, �������, ���������� («…������������� ���������� ����
���������» — �.�. ��������-������ «����������� ����»), ������… (��., ��������, ������������ ��������� � ����� �.�. ����� «����-����. ������» (1932): ��������� ���� ����� ������; ����� � ���� ��������� ������; ���������� ��� �������������� ����; ���������� ��������� ���� ������ � ����� � �. �.) �����-���� — ������ ���������: ���� ������ �� ����� ��� � ���������� ������������, ��� ���������� ����� ���������� �������� �������������. � ��� �� ����� ������ ������������ ���������� � ����…

������ � ������������ ����� ��� ����� ���� ���������. ��������� ������������� ������� ��� ������ �������� ��������� ������ �����������-������������� ���� ��� ���������� ���������: ��. ���, �. 11 (1961); ���, ��� ��������� ����������� ����������� ���� ��������� � �������� ����������� � ������� �������� ������� ����������� ‘�������, �����������, ���������’; «���������������� ������� ������������
�������� ������������� �����» ��� ���. �.�. �������� (�., 2004). ������� ����� ������ � � �������������� � ���������������� ������� ������� ��� � ���������� �����: � 1772 ���� ��������� ���������� � �� [������ �������] ������� �������. �������� ���� ���� ������� ����, ������������ ���������-������� ������������� [�. �. ������. ����������� ����� (1836)]; [���������] �������� ������� ����������� ������������ �� ���� �������� � ������ �� ������� ����, ��� � ��� �� ������, � ����� ����
�����������
[�. �. ������. ������� ���� (1842)] � �. �.

�������������� ���� �������, ��� ��������� ������� ����, �� ������ ������������� ������� �������� �����, �� ������ ����������� � ������� ��� �� (� ���� ����� ������) �����, �� �������� �������� � ������������.

������ ��������� �ӣ �� ����������, ��� ������� �������������� ������� �� ������������ ������� ����������� � ��������� � ��������������� ���� �� ������� ������������ ������������� �� � ������������� �������������, �� � ������������ �������, ������� ������ �� �������� «�����������».

�������, ���������� ����-������, ������������ ������� ��������� ������ � «��������», ����� ������������, ��� ������������ ������������ ��������� ����� ������ ����������� ���� �������������� ��� �� ��������������� ������������ �����.

����������, �� ���� ����� ��������� �������� ������� �� � ����� ���� ��������� ���������� �������� ��������� ���� ��� ����� �����. ������ ��� �������������� �������� � ������������ �������� ������� ������������ �������� (� ��� ����� — � ������ ������������ ��������� ���������) ���������� ������������ �������.

������ � ������� ������� ��������� ������, �������, ��������, ������� �������� ������������ �� ������������ ���������� �������� �������-��������������������-������������� ����.

������ �����, ��������� �� �������� ��� ������������� �������������� �������: (����.), �. �. ������������ — ������������ �����������-���������������� ����.

� ��-������, ������� �� �� ������ ������� � ��������� ������������ ��� ���������, ������� ��� ������ ��������� ������������� ���������� ����� (� ���������, ����, ��� ������ ������� � ������������ ���� ������): �������-��������� ���� — ���������/��������� �����-�. ���������� ��������, ����� ��� �����������-������������� ���� — ��������/��������, ��������/���������� ���������; ������/��������
�����-�. ��������; ����������/���������� � ���������� �����-�. ��������. // ���������/��������� �����-�. �������� �������, ��������, ������������ �������.

��� ����� ������������ �������� �������-��������������������-������������� ���� �������������� ������ «���� — ���������» � ����������� �� ������ �� ��������, ����������� � ������� «��������� ������������ ������������» �.�. ��������� (�����, 2011), ����������� ��������: ������������� ����������� ��������, ������ �����, ���������� ���� (= �������, ����������
��������� �����-�. ��������) � ����, ����� «�����������» �������� ����� ���� �����; ��� ������ ��������� ����������� ������� ����� ��������� � �������������� ����� � ��� �� ������� ��������� ����������� ������ ���� (= ��������� �������� �������, ��������, ������������ �������) � �. �. ����� ��� � �������� ����� ��������� ������������ �� ������ ������� ������������� ����������: �����������, ��� ��������� ����������, � ������� �������� �� ���������� ��� (����
�� ������: ‘�� �������� ���������� ��������’) � ����������� � ������ 594 ����� ������ � �.�.

��� �������-��, ������, ��� � ���������� ��������� ��� �������� ��, ��� «����», ������������, �� ��� � �� �������� «��������� ��������������» ��� «��������� ���������� � ������������� ������», �� �������� ������� ������� � ����� ��������� ��������…

Принимать или предпринимать меры как правильно?

Правильно

Принять меры — подавляющее большинство языковедов и специалистов по ортологии (культуре речи) рекомендуют использовать исключительно это словосочетание. Значение слова «принять» позволяет его употреблять во многих выражениях (принять меры, принять участие, принять решение и др.).
На срочно нужно принять меры по обеспечению безопасности концерта.
Эти меры нужно принять как можно скорее.
Вам нужно принять решительные меры для выполнения плана.
Все меры нужно принять строго по плану.
Все меры безопасности были приняты по утвержденному плану.

Предпринять — в этом глаголе приставка «пред-» выделяет предупредительный характер и лексически не сочетается со словом «меры». Языковеды рекомендуют использовать другие конструкции:
Предпринять шаги
Предпринять попытки
Предпринять усилия
Предпринять действия
Вам необходимо предпринять усилия для выполнения плана.
Предпринять решительные действия для достижения цели.
Предпринять усилия для перелома ситуации в обратную сторону.
Все предпринятые попытки не привели нас к успеху.

Неправильно

Предпринять меры.

� ��������� ���� ������ ������������ �������� ���� ����, ���������� �� �������� �������� �����������/��������������������/���������. ����� ���� ������ ���������: ���������� ��� �����, ��������, � ��������� �������������� ��������-������� ����������� �������� («��� ������� ��� �����������?») ��� ������ ����������� ��������, ������������ «�������� ���������������»: «� ����
������� ��������, � �� ��� ������ �� ����������… ����� �� ����-������ �������. � �� �����������! ��� ��� ����� �� ��� ��������� ��������� �����������, �������� ���������� � ��������, ��� �����, ��������!
» (www.voicecards.ru).

� �������� ������� ������������ � ������ ������� �������� ������������ ��� ��������, ��, ���� ����� �������� ��� �������� �� �� ��������������� �����, � ���� ����������� ����������� � �������� ����.

��� ������� ������� ������������� «������� �������� �����» (��� ���������� ����� ������������� �������, ��� ���; �., 1957-1984) �������� ������������ ��������, � «����������� ����������� ������� ������������ �������� �����» (���., 2011) ��������� �� ����� �� �������� ������ (����� � ��� ����� � ������������ ����������� ���� �������� ‘������ ���������’). ������ �������� ����� �������������-�����������
���� ��������: «��������, �������� ��������� �����-���� ����� ����, ���������� � ���������� ����-���� �������������. �� ������������� ���������� ����������� ���������, ��������, �������� ��� ����� ��������» («�������� ������� ������ �������������� �����» �.�. ����); «���������� � ������������� ����-�., �������� �� ���������� ����-�.» («�������� ������� �������� �����» ���. ���. �.�. �������, 1939); «���������� � ���������� ����-�., �������� ������ ���-�.»
(«������� ������������ �������� ������������� �����» � 17 ��., ����� — ���); «���������� � ������������� ����-�. || �������, �����������, ���������» (���). �������� � ��� � �������� ������ ���������� ��������� � �������� �������: ������� ��� (��� ��������, ����) — �� ���������� �� ���, ���������� �� ���������� ����������; ������� ���� — ����������� ����; ������� �� ������� — ������� �������� � �. �.

� ���, �������� ��, ������ �������. ������, �� ����� ����� ����������, � ����� ������ �� ����������� ��������� �������� ����� ������� ����������� ������ � ��������� ������� ����. �������, � ��������, ����������� ���, ��� ����� ���� �������� 9: «� ���������� ���������������� �������� ��������� �� ��������� ���� ��� ����� �������� � ����������� �� ������ ����������������. ������� ������� (������).
������� ������ (�������). ������� ������� (���������������)»; � «����������� �������» — �������� 13: «���������, ����������� ��, ��� �������� ���������������. ������� �������. ������� ������. ������� ������� � ����������. ������� �������. ������� ����������� ����».

����� ������, ������ ������� � ������� ������������ ��������� ����� ������������� � �������� ‘�����������, ���������’ — �� ���� � ���, ����� � �������� XX �������� �������� � ������ �����������, ����� ������������ ���� �������������� ��� ���� ������� ��������.

�����-���� — ������ ���������. ��� ������� �������� ��������� — ������� �� �������� � ��������� ������������ ���� ����� ����� ����, ������� ������ ����� ����� �������� ����������� �������� (��������� — ���������; ��������� — �������� — �������� � �. �.).

���������� ���������� ������ — ��� ������ ���� ������� � ���, ���������� �� ��� ������������ �������� ����� ��������� �����������-������������� ����.

������ ����������� �� ��������� (����� � �������� ����, �� ���� � �������� ����� � ����������� �� ���) ���������� �� ���, ��� ������ �����������-������������� ���� ���� ������� ������� ������ — ��������� ����������� ������������. ���, � ������������ ��������� ����������� ������� �.�. ���������, �.�. ����� � �.�. ���������� «����������� ������� ����» ����������: «� ���� ����������� ������ ������������
����������� ���������������� ���������: ������ �������� — ����� ���� (������ ����� �������� — ������ ����), ����������� ���� — ������� ���� (������ ������� ���� — ����������� ����)». ���������� ������ ���������, ������ ������������ ��������� ������� ���� — ����������� ���� (��������, ������ � �. �.) � ���������� ����� � �������������� ������� � �������� ����������, ����������� ������� ���� �������. �� �������������� ��������� �����������
����
��������� � �������������� ������� «��������� ������������ ������������» �.�. ��������� (�����, 2011), ������ � ���� ��������� ����������� ���� ���� �������� ������� ������������� (‘���������� � ������-�. ����’), �������, ������� �������� ������ (����� ���� ��� ���������������? � �. �.), ����� ������ ���������: «���� — �����������».

������ �������� � ����� ��������� ��������� ��������� �����������-������������� ���� ����� ��� �������� �� ����� «������� ��-������» (����� «��� ������»), � � ������ «� ������������ � ������������» ����� ��������� �������� ������������ ���� ������������ � ����������� ����� �������: «��-������, ���� �������� ����� �����������, � ��������������� ���� ����� ����������
������ � �������� ��� � ������� �����. ��-������, ������, ��� ������������� �������� �������, ����������� ������ ����� ����, � ���, � ���� �������, ������ � ������������ prendre les mesures (� ���������� ���� ��������������� ��������� to take measures). �-�������, �������� �������� ���������������������� ��� �� ���� �� ����� ����������, ��� � ������������ ����������� ��������� ������������� ����������� ��� � ��������������� �������, �����, ������, �� �� ��������.
‹…› ������ ������������ ��������� ���-�� ������������������ ���� ����, ��, �� ��� ������, �������».

�.�. ������ � �������� ����� ���������� ����� ���������� � ��������� �������� ������������������: «��-��������, ���� ������ �� ��������. �� �������� ������������������ ����������� ��������� �������. ����������� — ��� ������ ������ ���-����, ���������� � ����-����: ����������� ����� ������������, ����� ��� ����� �����������? ��� ����� �������. � �������
����� �������� � ����� �������, � � ����� �� �������� — ���������, �����������, ������� ������� (�� ���� ������), ��������� ������� (�� ���� �����������), ������� ������� (����������) � ������� ����. �������� ��������, � ��������� ������ �������� ������� ������ ��������� ������ ��������������. ����� ����, ��-�� ����� ����� ����������� ��� ������ — ����������� ���� ������ ������� ����».

��������, ��� ������ «����� �� ��������», �� � ��������� � ���������� ������ �� �������� �������� ������������������

�������, ����������, �� ����� ���� ������������ ���������� � ���� �������������� �����. ������� ����� �.�. ������ ��������, ��� ��������� �����������-������������� ���� ����������� ��� � �� ��� �������, ��� � ��� �������� �������������� ��������� ������� ����: «…���� ������� � ����� �������� �����, ��� ���������������, ��������������� � ��������� ����. ��� ����� ��������, ����������. �� ������� —
«������� ������», «��������� ���������» ��� «��������� ������», �� �� ����� ������� «������� ���������», ��� «������� ������», ��� «��������� ������»».

�������������� — ��������� ��������. ���� ����� ����������� ������������, ������������ ����������� ���� ��� ����� ����� ������������� ��������� � ������ ������, ��-������, �� � ��������� ������� ���������� ������ �� ���������, � ��-������, ����� �� �������� ���������� — � �� ������ ����� �������� ��������� ��������� �������������� ������� ����� ������������ ��������� ����� ��� ��������� �����.

���� �� ��������� � ������� ��������� �������-��������� ����, �� ���������, ��� ��� ������ � ������������ prendre les mesure �� ���������� XVIII �������� ������������� � ��������� � ������ �������������� ���������: �����, ����� (���, � ���������� «������ ��������» ���� ����������� �������� «����� ���� ��� �� ���»), ������, ���������, �������, ���������� («…������������� ���������� ����
���������» — �.�. ��������-������ «����������� ����»), ������… (��., ��������, ������������ ��������� � ����� �.�. ����� «����-����. ������» (1932): ��������� ���� ����� ������; ����� � ���� ��������� ������; ���������� ��� �������������� ����; ���������� ��������� ���� ������ � ����� � �. �.) �����-���� — ������ ���������: ���� ������ �� ����� ��� � ���������� ������������, ��� ���������� ����� ���������� �������� �������������. � ��� �� ����� ������ ������������ ���������� � ����…

������ � ������������ ����� ��� ����� ���� ���������. ��������� ������������� ������� ��� ������ �������� ��������� ������ �����������-������������� ���� ��� ���������� ���������: ��. ���, �. 11 (1961); ���, ��� ��������� ����������� ����������� ���� ��������� � �������� ����������� � ������� �������� ������� ����������� ‘�������, �����������, ���������’; «���������������� ������� ������������
�������� ������������� �����» ��� ���. �.�. �������� (�., 2004). ������� ����� ������ � � �������������� � ���������������� ������� ������� ��� � ���������� �����: � 1772 ���� ��������� ���������� � �� [������ �������] ������� �������. �������� ���� ���� ������� ����, ������������ ���������-������� ������������� [�. �. ������. ����������� ����� (1836)]; [���������] �������� ������� ����������� ������������ �� ���� �������� � ������ �� ������� ����, ��� � ��� �� ������, � ����� ����
�����������
[�. �. ������. ������� ���� (1842)] � �. �.

�������������� ���� �������, ��� ��������� ������� ����, �� ������ ������������� ������� �������� �����, �� ������ ����������� � ������� ��� �� (� ���� ����� ������) �����, �� �������� �������� � ������������.

������ ��������� �ӣ �� ����������, ��� ������� �������������� ������� �� ������������ ������� ����������� � ��������� � ��������������� ���� �� ������� ������������ ������������� �� � ������������� �������������, �� � ������������ �������, ������� ������ �� �������� «�����������».

�������, ���������� ����-������, ������������ ������� ��������� ������ � «��������», ����� ������������, ��� ������������ ������������ ��������� ����� ������ ����������� ���� �������������� ��� �� ��������������� ������������ �����.

����������, �� ���� ����� ��������� �������� ������� �� � ����� ���� ��������� ���������� �������� ��������� ���� ��� ����� �����. ������ ��� �������������� �������� � ������������ �������� ������� ������������ �������� (� ��� ����� — � ������ ������������ ��������� ���������) ���������� ������������ �������.

������ � ������� ������� ��������� ������, �������, ��������, ������� �������� ������������ �� ������������ ���������� �������� �������-��������������������-������������� ����.

������ �����, ��������� �� �������� ��� ������������� �������������� �������: (����.), �. �. ������������ — ������������ �����������-���������������� ����.

� ��-������, ������� �� �� ������ ������� � ��������� ������������ ��� ���������, ������� ��� ������ ��������� ������������� ���������� ����� (� ���������, ����, ��� ������ ������� � ������������ ���� ������): �������-��������� ���� — ���������/��������� �����-�. ���������� ��������, ����� ��� �����������-������������� ���� — ��������/��������, ��������/���������� ���������; ������/��������
�����-�. ��������; ����������/���������� � ���������� �����-�. ��������. // ���������/��������� �����-�. �������� �������, ��������, ������������ �������.

��� ����� ������������ �������� �������-��������������������-������������� ���� �������������� ������ «���� — ���������» � ����������� �� ������ �� ��������, ����������� � ������� «��������� ������������ ������������» �.�. ��������� (�����, 2011), ����������� ��������: ������������� ����������� ��������, ������ �����, ���������� ���� (= �������, ����������
��������� �����-�. ��������) � ����, ����� «�����������» �������� ����� ���� �����; ��� ������ ��������� ����������� ������� ����� ��������� � �������������� ����� � ��� �� ������� ��������� ����������� ������ ���� (= ��������� �������� �������, ��������, ������������ �������) � �. �. ����� ��� � �������� ����� ��������� ������������ �� ������ ������� ������������� ����������: �����������, ��� ��������� ����������, � ������� �������� �� ���������� ��� (����
�� ������: ‘�� �������� ���������� ��������’) � ����������� � ������ 594 ����� ������ � �.�.

��� �������-��, ������, ��� � ���������� ��������� ��� �������� ��, ��� «����», ������������, �� ��� � �� �������� «��������� ��������������» ��� «��������� ���������� � ������������� ������», �� �������� ������� ������� � ����� ��������� ��������…

  1. Тем не
    менее, Генпрокуратура внесла
    меня в спи­сок обвиняемых по
    этому делу. Я
    полагаю, что это результат той же самой
    политической подоплеки, которая в этом
    обвинении
    проходит по всем пунктам.

  2. Пожелание избирателя:
    «Повысить
    уровень благосостояния каждого
    гражданина в Рос­сии».

  3. Проблемы
    не разрешились,
    и
    накопился тот, образно говоря, гремучий
    газ, с которым
    мы сегодня боремся.

  4. Еще
    одна поставленная
    задача была успешно
    решена
    организаторами.

  5. Поэтому
    нужно срочно
    предпринимать какие-то меры.

Контрольная работа 7 Научный стиль

  1. Выберите
    правильный вариант. При необходимости
    сделайте комментарий.

Совершенствоваться

1)
в различных аспектах языка

2)
по различным аспектам языка

1

1.
Находится между

1)
двух полюсов

2)
двумя полюсами

2

2.
Привести цифры в подтверждение

1)
этих предположений

2)
этим предположениям

1

3.
Иметь способность

1)
к неограниченному росту

2)
неограниченного роста

3)
на неограниченный рост

1

4.
Главная причина

1)
торможения дислокаций

2)
торможению дислокаций

1

5.
Привести пример

1)
применения коронного разряда

2)
применению коронного разряда

3)
на применение коронного разряда

1

6.
Принять участие в экспедиции по
наблюдению

1)
солнечного затмения

2)
над солнечным затмением

3)
за солнечным затмением

3

7.
Загрязнение рек

1)
отходами производства

2)
от отходов производства

1

8.
Составная часть

1)
курса культуры речи

2)
от курса культуры речи

3)
из курса культуры речи

1

9.
Первые опыты

1)
использования новых материалов

2)
на предмет использования новых
материалов

3)
по использованию новых материалов

1

10.
Поставить задачу

1)
изучения ряда природных явлений

2)
об изучении ряда природных явлений

3)
по изучению ряда природных явлений

3

2. Ответьте на
вопросы и выполните задания, пользуясь
Электронным пособием
пособие
«Русский язык и культура речи» /
Александрова О.М., Зинковская Н.Я.,
Колесникова Н.И., Мышлявцева Е.В., Тум
Е.А. – НГТУ, 2004.

  1. Назовите первичные черты научного
    стиля.

логичность

последовательность

точность

ясность

насыщенность
терминами

объективность

2. Запишите
название стиля, которому соответствует
данная характеристика:

Через систему образов в отшлифованной
форме речевого произведения повествуется
о чем-то для воздействия авторской
поэтической мыслью на читателя.

Язык художественной
литературы

3. Выпишите
порядковые номера, относящиеся к научной
речи:

  1. Очерк. 2. Пьеса. 3.
    Отчет. 4. Роман. 5. Рассказ. 6. Репортаж.
    7. Поэма. 8. Повестка. 9. Заявление. 10. Акт.
    11. Фельетон. 12. Конспект. 13. Докладная.
    14. Диалог. 15. Диссертация. 16. Реферат.

3, 10,12,
15,16______________________________________________________________________

  1. Назовите подстиль
    научного стиля, имеющего следующие
    характеристики:

Доступное и
наглядное изложение. Подробное объяснение
научных терминов. Использование
многочисленных примеров, иллюстраций.

Научно-учебный________________________________________________________________

  1. Назовите, какие
    жанры относятся к научно-информативным.

реферат; аннотация;
конспект;
тезисы
______________________________________________

_________________________________________________________________

6. Среди данных
слов и словосочетаний характерными для
научной речи являются:

  1. Междометные. 2.
    Канцеляризмы. 3. Абстрактные. 4.
    Просторечные. 5. Книжные. 6. Диалектные.
    7. Жаргоны. 8. Термины.

5,
8__________________________________________________________________

  1. Назовите, какие
    жанры относятся к письменным жанрам
    научной речи.

тезисы, статья,
монография
_____________________________________________________

  1. Впишите вместо
    многоточия определяемое слово.

Аннотация
– это краткое, обобщенное описание
(характеристика) текста книги, статьи.

  1. По данной
    структуре текста определите, к какому
    жанру он относится.

  1. Вступление.

  2. Перечисление
    основных вопросов, проблем, положений,
    о которых говорится в статье.

  3. Анализ самых
    важных вопросов, по мнению автора, из
    перечисленных выше.

  4. Выводы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно. 

«Это не играет значения»

Нарушение лексической сочетаемости слов — очень распространенная ошибка. Мы постоянно слышим, например, «предпринять меры» или «поднять тост» и даже не задумываемся о том, что говорить так — неправильно. 

Как правило, ошибка эта вызывается тем, что мы смешиваем похожие по смыслу сочетания. Например, из сочетаний «принять меры» и «предпринять шаги» получается ошибочное «предпринять меры». «Играть роль» и «иметь значение» — «играть значение». 

15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый день

Казалось бы, в чем проблема, ведь мы понимаем, о чем говорится. Однако в языке есть свои нормы и законы, которые необходимо соблюдать — чтобы оставаться грамотными людьми и сохранять «великий могучий русский язык» для будущих поколений. Поэтому давайте запомним:Предпринять меры — предпринять шаги, принять меры

Играть значение — играть роль, иметь значение

Не имеет роли — не играет роли, не имеет значения

Дать поддержку — оказать поддержку

Поднять тост — произнести тост, поднять бокал за…

Одержать первенство — одержать победу, завоевать первенство15 ошибок в лексической сочетаемости, с которыми вы сталкиваетесь каждый день

Быть в поле внимания — быть в поле зрения, быть в центре внимания

Стремительно ползет вверх/вниз — стремительно поднимается/опускается

Оплатить штраф — заплатить, выплатить штраф

Дешевые цены — низкие цены 

Повысить выпуск продукции — увеличить выпуск продукции

Улучшить уровень (например, благосостояния) — повысить уровень (благосостояния)

Рост экономики — рост экономических показателей

Приобрести уважение — заслужить уважение

Оказать заботу — проявить заботу. опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

Синонимы
Задание. Выберите из предложенных синонимов стилистически нейтральный.
2. Восемь школ, которые … в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить в школу в другой район города.
3. Под давлением большинства редактор газеты был вынужден … из коллектива.
4. Дизайнеры умеют … вкус заказчика к общечеловеческим понятиям о красоте и гармонии.
А. дислоцируются
Б. находятся
А. ретироваться
Б. уйти
А. приспособить
Б. адаптировать
Паронимы
Задание. Выберите правильный вариант.
5. К сожалению, далеко не все родители
могут … за поездку.
6. Косметической фирме требуются
косметологи, визажисты, … .
А. оплатить
Б. заплатить
А. массажеры
Б. массажисты
7. Все … живут в этой гостинице в центре
города.
8. В немилость к главному герою … и
Свидригайлов.
А. командировочные
Б. командированные
А. попадает
Б. впадает
Лексическая сочетаемость
Задание. Выберите правильный вариант.
9. Нужно срочно … какие-то меры.
10. Не люблю … комплименты.
11. Эти слова не играли … в его прогнозах
перед выборами.
А. предпринимать
Б. принимать
А. делать
Б. давать
А. никакого значения
Б. никакой роли
Понимание значения слова
12. Значение какого слова определено неверно?
А. Экспромт – сочинение в момент исполнения.
Б. Импровизация – подражание кому-то или чему-то.
В. Дебют – первое выступление артиста на сцене.
13. Какое слово обозначает «сотрудник дипломатического
представительства, являющийся специалистом-консультантом в
какой-либо области»?
А. Консул Б. Посол В. Атташе
Задание. Обозначьте буквой А предложения с лексическими ошибками,
буквой Б – предложения без ошибок.
14. Я же вижу все ваши проделки как через свои пять пальцев.
15. Экскурсии полезны для повышения кругозора.
16. Книга пользуется у читателей огромным интересом.
17. Жизнь поставила перед Татьяной неразрешимую задачу.
18. И в завершение – ремешки, которые придадут вашему наряду особую
изюминку.
19. В деловых переговорах важно взаимно уважать друг друга.
20. Мы все видим, как прекрасно спортсмен прыгает свой тройной
прыжок.

  • Поэтапное описание строительного проекта минимизирующего ошибку агрегирования при его управлении
  • Поэтапная процедура оформления приема сотрудника на работу типичные ошибки при трудоустройстве
  • Поэт часто прибегает к приему олицетворения ошибка
  • Поэт трибун горлопан своего времени какая лексическая ошибка
  • Поэт стоял у источников новой поэзии речевая ошибка