Предложение содержит речевую ошибку я люблю чай послаще

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Понятие об однородных членах

Автор: ©2015, ООО КОМПЭДУ, http://compedu.ru

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

__ однородными бывают как главные, так и второстепенные члены предложения

__ однородные члены отвечают на один вопрос

__ однородные члены выполняют одинаковые синтаксические функции

__ однородные члены относятся в предложении к одному слову

Задание #2

Вопрос:

Выберите предложение, в котором есть однородные члены.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) От ветхого барака в темноту нырнули конь и всадник.

2) Лиза с Валей ходила за водой.

3) Вскарабкавшись на крышу, Павел оглянулся назад.

4) От друзей приходили письма, зовущие к продолжению борьбы.

Задание #3

Вопрос:

Какими союзами соединяются однородные члены в каждом предложении? Сопоставьте правильно.

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) противительный

2) соединительный

3) разделительный

__ Гришка да Мишка, ‒ вот и вся ее родня.

__ К тебе тут приходил не то почтальон, не то сантехник.

__ На дворе холодно, однако безветренно.

__ Поворчал он, да не посмел ослушаться.

Задание #4

Вопрос:

Посмотрите на пословицы и поговорки. Выберите из них те, в которых есть однородные члены, связанные противительным союзом.

Изображение:

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

2) Мал золотник, да дорог.

3) В тесноте, да не в обиде

4) Без нитки да иголки шубы не пошить.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение, в котором имеются однородные сказуемые.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Светало, занималась заря.

2) Воздух звенел, пел, гудел от птичьего пения.

3) Мама готовила ужин, папа бегал по магазинам, а я убирал квартиру.

4) Мой друг Вася читает по-английски, свободно говорит по-испански и немного понимает итальянский язык.

Задание #6

Вопрос:

Выберите вариант предложения, который не содержит речевой ошибки.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) По дороге домой мы купили конфет, фруктов и яблок.

2) По дороге домой мы купили конфет, приобрели фрукты, купили яблок.

3) По дороге домой мы купили конфет, апельсинов, яблок.

4) По дороге домой мы купили конфет, апельсин, яблок.

Задание #7

Вопрос:

Выберите предложение, содержащее речевую ошибку.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Народ и крестьяне активно приступили к посевной.

2) На встречу с артистом пришли представители молодежи: студенты, рабочие, учащиеся.

3) Интересующие большинство людей проблемы в течение года обсуждались в журналах и газетах, в лекциях и докладах.

4) Надо не только выучить правило, но и выполнить упражнение.

Задание #8

Вопрос:

Выберите предложения, в которых присутствуют ошибки в сочетаниях однородных членов предложения.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Нужно верить человеку, любящему тебя и который готов пойти ради тебя на любые жертвы.

2) Он все делал прекрасно, чувствуя прилив сил и когда был здоровым.

3) Даль отличает наличие слова «нема»в украинском и белорусском языках, а также в смежных с ними губерниях.

4) Замотанный в несколько платков и утопающий в сене, он всё еще чувствовал сильный холод.

Задание #9

Вопрос:

Найдите предложения, в которых присутствуют ошибки в сочетаниях однородных членов предложения.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Вокруг нас были только хвойные деревья, да сосны, да ели.

2) Огонь не дремлет: бежит по ветвям, по сучкам.

3) Для каждого человека она могла найти нужное слово, совет, прийти на помощь.

4) Забота поваров, чтобы питание на борту самолета было вкусным, калорийным и своеобразно оформлено.

Задание #10

Вопрос:

Сколько рядов однородных членов содержит данное предложение? Ответ дайте числом.

Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.

Запишите число:

___________________________

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы:

Да;

Да;

Да;

Да;

2) (1 б.) Верные ответы: 1;

3) (3 б.) Верные ответы:

2;

3;

1;

1;

4) (3 б.) Верные ответы: 2; 3;

5) (2 б.) Верные ответы: 2; 4;

6) (3 б.) Верные ответы: 3;

7) (3 б.) Верные ответы: 1;

8) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;

9) (3 б.) Верные ответы: 1; 3; 4;

10) (4 б.): Верный ответ: 3.;

Конец

4

Содержание

  • 1 Что такое речевая ошибка
    • 1.1 Лексико-стилистические ошибки
    • 1.2 Морфолого-стилистические ошибки
    • 1.3 Синтаксисо-стилистические ошибки
  • 2 Причины речевых ошибок
  • 3 Как избежать ошибок в речи
  • 4 Так ли важно соблюдать культуру речи

Речевые ошибки случаются у каждого, если не во взрослом, то в детском возрасте. Возникают они, когда не соблюдаются лексические, либо стилистические языковые нормы.

Это отдельная категория наряду с грамматическими, этическими, орфографическими, логическими, фактическими, пунктуационными ошибками русского языка.

О том, какие бывают речевые ошибки, как их не допускать в своей речи, мы и поговорим.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Виды речевых ошибок, таблица с примерами и исправлениями

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

Примеры речевых ошибок

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Лексико-стилистические ошибки

К ним относятся повторения слов, употребление их в неточном значении, использование просторечий. Например:

  • Ежик смешно пыхтел. Витя налил ежику молока. В комнату забежала собака, и ежик свернулся клубком.
  • Мама одела плащ и пошла на работу.
  • Полкан плелся взади.

Морфолого-стилистические ошибки

В этой группе — неправильно образованные слова. Например:

  • он хотит;
  • это ихний;
  • работают малярщики;
  • идут трудящие;
  • крыша текет;
  • много делов.

Синтаксисо-стилистические ошибки

Эти ошибки встречаются в словосочетаниях и предложениях из-за перестановки слов, несогласованности между словами, неправильных границ, неверного употребления местоимения. Например:

  • Только под ногами шелестела листва.
  • Вся компания дружно встретили Новый Год.
  • Когда ребята пришли к реке. Там было много народу.
  • Папа, когда пришел домой, он был очень уставшим.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Речевые ошибки - это

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

Как избежать ошибок в речи

Чтобы ваша речь не резала слух окружающим, попробуйте следующее:

  1. Изучите разные виды речевых ошибок и постарайтесь от них избавиться.
  2. Если у вас есть сомнение в правильности того или иного высказывания, лучше переформулируйте его.
  3. Если вам предстоит речь перед аудиторией, уточните все сомнительные моменты с помощью словарей, толкового, орфоэпического, сочетаемости слов русского языка, антонимов, синонимов, омонимов, иностранных слов и др.
  4. Больше читайте художественную литературу.
  5. Общайтесь с образованными людьми, культуре речи которых можно поучиться.

Виды ошибок речи

А самое главное — не оставайтесь равнодушными к качеству своей речи, меняйтесь, стремитесь к лучшему.

Так ли важно соблюдать культуру речи

Небрежная речь, изобилующая ошибками, как и неряшливость в одежде, производит неблагоприятное впечатление. Согласитесь, что человеку с такими качествами, трудно избегать помех в общении, выстраивать гармоничные отношения с окружающими.

И, напротив, овладение культурой речи позволяет повысить уровень любой сферы жизни, будь то карьера, семья или саморазвитие. Через речь проявляются культивируемые человеком ценности: нравственные, научные, философские.

Услышав, как человек говорит, можно сразу понять, с кем имеешь дело. Уважение к себе и к окружающим — это тоже о культуре речи.

Как говорит! Хотите слышать такое в свой адрес? Работайте над ошибками. 🙂

Часть
III. Культура
речи (задания 41 — 50).

41.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Стерши
с доски, ученик сел на свое место.

2.    
Снявши
голову, по волосам не плачут.

3.    
Я
разговорился с приятелем, случайно встретя его в парке.

4.    
Обвиняя
всех в грехах и видев во всех мошенников, Собакевич между тем и сам не прочь
смошенничать.

5.    
Волнуясь
и смущаясь, она с трудом давала объяснения случившемуся.

42.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Путешественнику
предложили вспомнить самые прелюбопытнейшие случаи из его кочевой жизни.

2.    
Все
согласились с тем, что для нормальной работы отдел необходимо перевести в
большее помещение.

3.    
Целые
две недели льют дожди.

4.    
У
нас на даче гостили две бабушкиных приятельницы.

5.    
Они
стали победителями турнира как в прошлом, так и в нынешнем году.

43.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Данная
работа по исследованию экономического развития региона не лишена недостатков.

2.    
Сейчас
антракт, и я пользуюсь тем, чтобы задать вам вопрос.

3.    
Но
услышав, что Хлестаков — ревизор из Санкт-Петербурга, он становится в глазах
городничего важным и крупным человеком.

4.    
Мне
доставляет большое удовольствие передать вам слова благодарности от
Полномочного представителя Германии в России.

5.    
Если
я ошибаюсь, вы уточните меня.

44.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
На
совещании говорилось о студентах дневного и вечернего отделений, которые
поставлены в неравные условия и получающих равную стипендию.

2.    
Листья
клена в сентябре становятся желтыми, красными, пурпурными, что придает очень
эффектное зрелище в лесах и парках.

3.    
Для
кругосветного путешествия человек должен иметь очень хорошую физическую
подготовку.

4.    
Необходимо
представить самостоятельность учителю как главной фигуре процесса обучения.

5.    
Часть
винта отломилась, как только теплоход «Сибиряков» двинулся в путь.

45.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Фонд
Сороса, рискуя капиталами и спасший многие российские предприятия от
катастрофы, хранит надежду на улучшение нашей экономики.

2.    
Антитеррористическая
операция США и их союзников перешла в очередную стадию.

3.    
Полученную
гуманитарную помощь разделили на равные части.

4.    
Имея
свидетельство об окончании курсов иностранных языков, меня могут освободить от
этого экзамена.

5.    
В
повестях и пьесах Эжена Ионеско описывается о жизни обыкновенных людей.

46.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Из
всех праздников я люблю свое день рождение и Новый год.

2.    
Витя
не может подойти к телефону: он еще не вернулся со школы.

3.    
Мы
знали, что наши одноклассники уже две недели готовились к Восьмому марту.

4.    
Студенты
первого курса подготовили к Новому году спектакль для детей-сирот.

5.    
В
школьные годы на уроках зоологии мы больше всего любили тему «Земноводные и
пресмыкающиеся».

47. 
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Боль
была очень сильной, временами нетерпимой, но врач сыпал шутками-прибаутками, и
я невольно прислушивался к ним и терпел.

2.    
Имелась
немалая причина именно тут обосновать резиденцию церкви.

3.    
В
цехе производится реконструкция освещенности.

4.    
Раз
люди проживали там веками и тысячелетиями, они прекрасно усвоили этот край,
порой очень суровый.

5.    
Мера
откровенности телепередачи порой была даже слишком большой.

48.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Имевшимися
восьмистами шестидесятью четырьмя рублями мы не могли обойтись.

2.    
Мы
вошли в комнату, оклеенную красивыми обоями.

3.    
Выражаю
свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне найти издательский
номер сборника пьес польских композиторов.

4.    
Как-то
летом, отдыхая на даче, мы пошли за грибами и, потеряв дорогу, долго блудили в
лесу.

5.    
Древние
греки были более образованными людьми, чем римляне.

49.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Мать
Оли, когда она заболела, стала очень нервной.

2.    
Не
забывай, что именно при помощи нее, этой великодушной женщины, ты много
добился!

3.    
В
марше мира участвовало множество народа, они требовали прекращения войны.

4.    
Посаженным
недавно растениям пока еще нужен повседневный уход.

5.    
Справа
стояли недостроенные темные дома, и припозднившиеся прохожие с опаской шли мимо
их.

50.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Большинство
бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить по врагу с тыла.

2.    
Условия
для радикальных экономических реформ были созданы, однако тем не менее перелома
до сих пор не наступило.

3.    
Главное,
чему необходимо уделить внимание, это жанровой стороне произведения.

4.    
Слушатели
неоднократно прерывали речь аплодисментами.

5.    
А.Н.
Островский в своих пьесах и драмах уделял много внимания этому вопросу.

Часть
III. Культура
речи (задания 41 — 50).

41.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Стерев с доски, ученик сел на свое
место.

2.    
Снявши
голову, по волосам не плачут.

3.    
Я разговорился с приятелем, случайно встретив его в
парке.

4.    
Обвиняя всех в грехах и видя во всех мошенников, Собакевич
между тем и сам не прочь смошенничать.

5.    
Волнуясь
и смущаясь, она с трудом давала объяснения случившемуся.

42.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Путешественнику
предложили вспомнить самые прелюбопытнейшие случаи из его кочевой жизни.

2.    
Все
согласились с тем, что для нормальной работы отдел необходимо перевести в
большее помещение.

3.    
Целые
две недели льют дожди.

4.    
У нас на даче гостили две бабушкины приятельницы.

5.    
Они
стали победителями турнира как в прошлом, так и в нынешнем году.

43.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Данная
работа по исследованию экономического развития региона не лишена недостатков.

2.    
Сейчас антракт, и я пользуюсь этим, чтобы задать вам
вопрос.

3.    
Но услышав, что Хлестаков — ревизор из
Санкт-Петербурга, он становится в глазах городничего важным и крупным
человеком.

4.    
Мне
доставляет большое удовольствие передать вам слова благодарности от
Полномочного представителя Германии в России.

5.    
Если я ошибаюсь, поправьте меня.

44.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
На совещании говорилось о студентах дневного и вечернего отделений, поставленных
в неравные условия и получающих равную стипендию.

2.    
Листья клена в сентябре становятся желтыми, красными, пурпурными,
что создаёт очень эффектное зрелище в лесах и парках.

3.    
Для
кругосветного путешествия человек должен иметь очень хорошую физическую
подготовку.

4.    
Необходимо предоставить самостоятельность учителю как
главной фигуре процесса обучения.

5.    
Часть
винта отломилась, как только теплоход «Сибиряков» двинулся в путь.

45.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Фонд Сороса, рискуя капиталами и спасая многие российские
предприятия от катастрофы, хранит надежду на улучшение нашей экономики.

2.    
Антитеррористическая
операция США и их союзников перешла в очередную стадию.

3.    
Полученную
гуманитарную помощь разделили на равные части.

4.    
Имея свидетельство об окончании курсов иностранных языков, я
могу быть освобожден от соответствующего экзамена
.

5.    
В повестях и пьесах Эжена Ионеско описывается жизнь
обыкновенных людей
.

46.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Из всех праздников я люблю свой День Рождения и Новый
год.

2.    
Витя
не может подойти к телефону: он еще не вернулся со школы.

3.    
Мы знали, что наши одноклассники уже две недели готовились к празднику
Восьмого марта
.

4.    
Студенты
первого курса подготовили к Новому году спектакль для детей-сирот.

5.    
В
школьные годы на уроках зоологии мы больше всего любили тему «Земноводные и
пресмыкающиеся».

47. 
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Боль
была очень сильной, временами нетерпимой, но врач сыпал шутками-прибаутками, и
я невольно прислушивался к ним и терпел.

2.    
Имелась
немалая причина именно тут обосновать резиденцию церкви.

3.    
В цехе производится реконструкция освещения.

4.    
Раз люди проживали там веками и тысячелетиями, они прекрасно освоили
этот край, порой очень суровый.

5.    
Мера откровенности в телепередаче порой была даже
слишком большой.

48.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Имевшимися восьмьюстами шестьюдесятью четырьмя рублями
мы не могли обойтись.

2.    
Мы
вошли в комнату, оклеенную красивыми обоями.

3.    
Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, которая
помогла
мне найти издательский номер сборника пьес польских
композиторов.

4.    
Как-то
летом, отдыхая на даче, мы пошли за грибами и, потеряв дорогу, долго блудили в
лесу.

5.    
Древние
греки были более образованными людьми, чем римляне.

49.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Мать Оли, когда та заболела, стала очень нервной.

2.    
Не
забывай, что именно при помощи нее, этой великодушной женщины, ты много добился!

3.    
В марше мира участвовало множество народа, требовавшего
прекращения войны.

4.    
Посаженным
недавно растениям пока еще нужен повседневный уход.

5.    
Справа
стояли недостроенные темные дома, и припозднившиеся прохожие с опаской шли мимо
их.

50.
Отметьте номера предложений, в которых допущены речевые ошибки.

1.    
Большинство
бойцов успело выпрыгнуть на берег и ударить по врагу с тыла.

2.    
Условия
для радикальных экономических реформ были созданы, однако тем не менее перелома
до сих пор не наступило.

3.    
Главное, чему необходимо уделить внимание, это жанровая сторона
произведения.

4.    
Слушатели
неоднократно прерывали речь аплодисментами.

5.    
А.Н.
Островский в своих пьесах и драмах уделял много внимания этому вопросу.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Что такое ошибки в языке? Зачем говорить грамотно?

Сто лет назад человек считался грамотным, если он умел писать и читать на родном языке. Сейчас грамотным называют того, кто не только читает и говорит, но и пишет в соответствии с правилами языка, которые нам дают филологи и система образования. В устаревшем смысле мы все грамотные. Но далеко не все из нас всегда правильно ставят знаки препинания или пишут трудные слова.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

типы ошибок

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»). 

Неправильное ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».  

Фразеологические ошибки   

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи.  Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Подробнее Купить сейчас

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.


12

Исправьте ошибки в употреблении степеней сравнения прилагательных.
5. Я люблю чай послаже.
6. Чилийский соус более острейший.
7. Твои босоножки дешевее.
8. Листья к концу сентября стали более желтее.
9. Твой голос звончее моего.
10. Сделай узел послабже.
11. Он самый старейший в нашем коллективе.
12. Наши игроки не плохее.
13. Изображение на вашем снимке ещё чётчее.
14. Детские впечатления всегда ярчее.
15. Самая длиннейшая река – Амазонка

2 ответа:



0



0

Ответ:

5. Я люблю чай послаже, не знаю как ту.

6. Чилийский соус более острее.

7. Твои босоножки дешевле.

8. Листья к концу сентября стали более желтыми.

9. Твой голос звонче моего.

10. Сделай узел послабее.

11. Он самый старый в нашем коллективе.

12. Наши игроки не плохие.

13. Изображение на вашем снимке ещё чётче.

14. Детские впечатления всегда ярче.

15. Самая длинная река – Амазонка



0



0

5) я люблю чай слаще (?)

6) чилийский соус более острый

7) твои босоножки дешевле

8) листья к концу сентября стали более желтыми

9) твой голос звонче моего

10) сделай узел слабее

11) он самый старший в нашем коллективе

12) наши игроки неплохи (?)

13) изображения на вашем снимке ещё четче

14) детские впечатления всегда ярче

15) самая длинная река — Амазонка

Читайте также

Разбираем: шишка Начальная форма: ШИШКА Часть речи: существительное Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное Формы: шишка, шишки, шишке, шишку, шишкой, шишкою, шишек, шишкам, шишками, шишках
 Другой вариант: Грамматика: единственное число, женский род, именительный падеж, одушевленное 

1.Сложноподчиненные предложения
 [Анна Павловна почти закрыла глаза в знак того], (что ни она, ни кто другой не могут судить про то), (что угодно или нравится императрице).
И [ он с теми свободными и фамильярными, грациозными движениями, (которые его отличали), взял за руку фрейлину, поцеловал ее и, поцеловав, помахал фрейлинскою рукой, развалившись на креслах и глядя в сторону].
2. Сложносочиненные предложения
[Князь не отвечал], но [она молча, значительно глядя на него, ждала ответа]. [<span>Форейтор тронулся], и [карета загремела колесами].</span>
3.Бессоюзные сложные предложения
 [В одном, более мужском, центром был аббат]; [в другом, молодом, красавица-княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская]. [У князя Андрея глаза были закрыты]: [так он казался усталым и сонным]. [Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты]; [муж ее оправлял саблю]; [князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем].

У каждого в жизни бывают маленькие и большие страхи с которыми нужно бороться. Каждый, кто сможет переступить через свой страх, станет немного сильнее. Это я ощутила на собственном опыте.
Когда-то давно я боялась темноты. Оказавшись в сумраке, мне становилось не по себе. Сердце начинало учащенно стучать, ладошки становились мокрыми, а коленки дрожали. Каждую ночь, в моей комнате горел свет, иначе я уснуть не могла. Я понимала, что нужно что-то делать. Однажды мои родители уехали к бабушке, а я осталась ночевать одна. На улице стемнело. Я седела за своим компьютером в комнате, как внезапно отключили свет. Тревога начинала расти. Но тут внезапно для себя, я нашла в себе силы собраться и убедить себя в том, что ничего страшного нет, ведь это всего лишь темнота. Мне стало намного лучше. Тут включили свет и я вздохнула с облегчением.
И знаете что я поняла после этого? Я поняла то, что темнота меня больше не пугает. Я преодолела себя. И это моя победа над собой!

   Дождь прошёл.
   Над голыми деревьями кричат вороны.
   На сырой тропинке валяются сбитые ветром и дождем сучья и листья… Только зелёных нет.
Это осень.

Работник, московский(с маленькой буквы), картинка, комнатный, тетрадный, вчерашний, сегодняшний, облачность.

Ответ:

Я люблю чай послаще

Соус Чили острее

Твои босоножки дешевле

Листья к концу сентября стали желтее

Твой голос звонкий по сравнению с моим

Сделай узел слабее

Он старейший в нашем коллективе

Наши игроки не хуже

Изображение на вашем списке четчё

Детские впечатления всегда ярче

Длиннейшая река-Амазонка

  • Предложение содержит речевую ошибку подобный ответ бессмыслен
  • Предложение содержит речевую ошибку нужна еще более строжайшая экономия
  • Предложение содержит речевую ошибку нет ничего более худшего чем невежество
  • Предложение содержит речевую ошибку наш завод оказался более передовым
  • Предложение содержит речевую ошибку данная задача при сложившемся положении неразрешимая