Предприятие выполняет разнообразную продукцию ошибка

V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРАКТИКУМ
Норма ударения
Задание 1.

Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: Инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать.
Задание 2.

Расставьте ударения в следующих существительных. Составьте с ни­ми предложения и произнесите вслух.

Ворожея, дискант, кредитор, каллиграфия, ритор.
Задание 3.

От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения.

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксёндз, торт, унт, ясли.
Задание 4.

Какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи? (Ударение обозначается жирным шрифтом).

  1. Искра, компас, маяка (род.пад.), прикус, шприца (род.пад.).
  2. Флейтовый, фильтровый.

Задание 5.

От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия, расставьте ударения. Образец: Броня — бронировать — бронированный. Броня, бронза, копия, марка, маска, пломба, премия.
Задание 6.

Расставьте ударения в неопределенной форме глагола. Багроветь, баловать(ся), бронировать (защита), бронировать (закреплять), группировать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), нормировать, обезуметь, облегчить, опошлить, откупорить, плесневеть, принудить, ржаветь, соболезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.
Задание 7.

Расставьте ударения в формах времени глаголов, укажите варианты.

Кружит(ся), солят, премируют, включит, удит, брала, взяла, гнала, дала, ждала, жила, звала, лила, замерли, замерла, отперли, отперла, догнала.
Задание 8.

Отданных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.
Лексическая норма
Задание 1.

Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов. Внесите необходимые исправления.

1. Сегодня футболисты покинули поле без голов. 2. С первого взгляда Манилов может показаться даже очень прекрасным человеком.

  1. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.
  2. Некрасов описывает жизнь крестьян талантливо и калорийно.

Задание 2.

Исправьте предложения, в которых нарушены границы лексической сочетаемости.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 3. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок. 4. Тургенев в своем романе показывает значение слова «нигилист». 5. Молодогвардейцы верили в неминуемую победу советского народа в Великой Отечественной войне. 6. Погода сопутствовала их путешествию.
Задание 3.

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, а в каких сочетаемость рассматривается как речевая ошибка.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, очевидное — невероятное, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Задание 4.

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные.

  1. Информационное сообщение, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, прейскурант цен, для проформы.
  2. Монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер.
  3. Необычный феномен, реальная действительность, огромная махина, ответная контратака, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

Задание 5.

Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными. Принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (георема, Теория).
Задание 6.

В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.
Задание 7.

Определите лексическое значение и стилистическую принад­лежность следующих фразеологизмов (книжный, нейтральный, разго­ворный, просторечный).

Держи карман шире, с жиру беситься, на широкую ногу, море по колено, положа руку на сердце, семь пятниц на неделе, бразды правления, ахиллесова пята, стереть с лица земли, золотой телец, рубить сплеча, крутить носом, манна небесная, накладывать на себя руки, надуть губы, попасть впросак, задевать за живое, семь пятниц на неделе, калиф на час.
Морфологическая норма
Задание 1.

Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения.

  1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
  2. Обои студентки получили наконец стипендию.
  3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.
  4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.
  5. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.

Задание 2.

Напишите словами цифры, правильно сочетая их с сущест­вительными, данными в скобках.

  1. Зарегистрировали 241 (делегат).
  2. Не оказалось 490 (книга).
  3. Расстояние между этими городами измеряется 8769 (километр).
  4. Они работали 74 (сутки).
  1. У нас нет 92394 (рубль).
  2. Мы ограничим вес модели 398 (граммы).

Задание 3.

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она).

Навстречу (я, он, она, они).

Выше (он, она, я).

Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, ты, я).

К (он, она, они, мы).

Из — за (он, она, они, вы, мы).

Вслед за (он, она, они, вы).
Задание 4.

Образуйте форму 1-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Бороздить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, сыпать, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.
Задание 5.

Образуйте форму 3-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, мурлыкать, щипать, брызгать, полоскать.
Задание 6.

Числительные запишите прописью. Укажите, в каком падеже употребляются числительные в данных конструкциях и есть ли варианты падежей.

  1. Играют в регби две команды по 15 человек.
  2. За год они получили по 71394 рубля.
  3. Им выдали по 400 тысяч рублей.
  4. Городские библиотеки получили по 8523 книги.

Синтаксическая норма
Задание 1.

Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже, объясните выбор падежа.

  1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
  2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение).
  3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

Задание 2.

Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

  1. БольшинствопроизведенийКуприна(заканчивается,заканчиваются) трагично.
  2. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов.
  3. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано).

4. Для них несколько фабрик (шьет, шьют) костюмы.
Задание 3.

Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

  1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.
  2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.
  3. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.
  4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.
  5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

Задание 4.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

1. Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки.

  1. В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.
  2. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и кра­сотой написания.
  3. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

Задание 5.

Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

  1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
  2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
  3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
  4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
  5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
  6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.
  7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

Задание 6.

Поставьте топонимы в нужном падеже.

  1. В городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), у стан­ции (Вильнюс), в деревне (Ивашково).
  2. У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Ильмень), над (Ладожское) озером.
  3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), над горой (Казбек).

VI. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Примерные темы для контрольных письменных работ
Контрольная работа № 1 (аудиторная)

  1. Поставьте ударение в словах, укажите допустимые варианты: эксперт, ходатайство, индустрия, кухонный, каталог, облегчить.
  2. Как произносится сочетание -ЧН- в словах: скучно, заочный, яичница, ночной, Фоминична, добавочный.
  3. Твердое или мягкое произношение согласного звука перед «е» в словах: бизнес, термин, декан, модель, тест.
  4. а) укажите тип языковой нормы в приведенных примерах с использованием сокращений — ИОН (императивная орфоэпичес­кая норма), ДОН (диспозитивная орфоэпическая норма), ИАН (им­перативная акцентологическая норма), ДАН (диспозитивная ак­центологическая норма):

инциде’нт, неправ. инци[н]дент загру’зит и доп. устар. загрузи’т диспансе’р, неправ, диспа’нсер страте’гия и доп. устар. стр[тэ]гия

б) приведите пример диспозитивной акцентологической нормы.

5. Определите, какая лексическая ошибка допущена: а) не-
точный выбор слова; б) паронимическое смешение; в) лексическая
несочетаемость. Исправьте ошибки в предложениях.

Самолет сделал смертельную петлю. Опечатки пальцев остались на посуде.

Открытие филиала столичного вуза играет важное значение в жизни нашего города.

Анализ финансового положения фирмы проводится на основании бухгалтерской отчетливости. Раскольников убил бабушку. В лесу мы наблюдали бурный листопад.
Контрольная работа № 2 (аудиторная)

Определите и укажите, какая норма нарушена в предложении: лексическая (ЛН), морфологическая (МН) или синтаксическая (СН).

При нарушении лексической нормы укажите тип лексической ошибки: 1) неточный выбор слова; 2) паронимическое смешение; 3) лексическая несочетаемость; 4) тавтология; 5) плеоназм. Исправьте ошибки, запишите правильное предложение.

С детства воспитывайте бережливое отношение к своим вещам. Осенью мастеры начали реставрацию памятника.

К участию в конкурсе были привлечены новые участники. С меня слетели бусы, зайдя в аудиторию.

  • Внешний портрет главного героя написан очень ярко.
  • Обвиняемый предоставил убедительный алиби. Предприятие выполняет разнообразную продукцию. Действуйте согласно полученных указаний. Взвесьте, пожалуйста, шесть килограммов апельсин.

Закончив последнюю главу, курсовая работа была сдана на проверку научному руководителю.

Контрольная работа № 3 (внеаудиторная)

Сделайте комплексный стилистический анализ предложенного текста по следующему плану: 1) основная функция текста; 2) сфера бытования; 3) стилеобразующие факторы; 4) языковые особенности (анализ по уровням языка).

Мы серьезно относимся к покупке техники. Даже, когда речь идет о небольшой покупке, вроде кухонного комбайна или чайника — мы стараемся тщательно выбирать и саму технику, и магазин, в котором она продается. Например, два года назад мы выбирали утюг. Причем, заранее знали, что нам нужен европейский бренд, извините, других не держим… Я тогда ждала второго ребенка, но все равно обошла все магазины рядом с домом, муж обошел магазины возле работы. Сравнили цены и пришли за утюгом TEFAL в «НОРД». Банально звучит, но у вас «выбор больше и дешевле». Первое время я просто «визжала и прыгала» от удовольствия, настолько TEFAL отличался от советских сородичей, настолько он облегчил глажку. Уж поверьте, в семье с четырьмя мужиками этой работы предостаточно. Мы обязательно заедем в «Норд», когда будем искать новогодние подарки. А технике TEFAL мы доверяем теперь на 100% (Ва-банкъ. № 49. 12 декабря 2002).

Примерные вопросы для подготовки к зачету

  1. Характеристика языка как универсальной коммуникативной системы: определение языка, функции языка, связь с мышлением, системность языка.
  2. Язык и речь. Речь как процесс и результат. Формы речи. Разновидности речи.
  3. Русский национальный язык и его разновидности: литературный язык, городское просторечие, диалекты, жаргоны.
  4. Современный русский литературный язык. Определение. Хронологические рамки. Признаки литературного языка.
  5. Понятие «культура речи». Культура речи как дисциплина, обеспечивающая сохранение русского литературного языка. Аспекты изучения: нормативный, коммуникативный, этический.
  6. Языковая норма. Типы норм русского литературного языка.
  7. Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Нормативные и запретительные пометы в орфоэпическом словаре.
  8. Основные орфоэпические нормы. Произношение сочетания -ЧН-; характер согласного перед Е в заимствованных словах. Императивные и диспозитивные нормы.
  9. Морфологические нормы. Формы именительного и родительного падежа мн. числа имени существительного.
  10. Морфологические нормы. Род имен существительных. Опреде­ление рода заимствованных неизменяемых слов.
  11. Лексические нормы. Нарушение лексических норм: употребление слова в неточном лексическом значении, лексическая несочетаемость, смешение паронимов, речевая избыточность (тавтология, плеоназм).
  12. Основные синтаксические нормы: нормы управления, составление и исправление предложений с деепричастным оборотом.
  13. Коммуникативные качества речи.
  14. Функциональные стили русского литературного языка.
  15. Научный стиль. Объективные стилеобразуюшие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  16. Официально-деловой стиль. Объективные стилеобразующие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  1. Публицистический стиль. Объективные стилеобразующие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  2. Разговорный стиль. Объективные стилеобразующие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  3. Служебный документ как основа письменного делового общения. Виды документов.
  4. Особенности языка и обязательные качества служебных документов при письменном деловом общении.

Примерные вопросы зачетного тестового задания

Хренова Тамара
Специалист по внедрению 1С франчайзинговой сети «ИнфоСофт».

03.06.2022

Время прочтения — 4 мин.

Получить бесплатную консультацию

Часто бывает так, что регламентная операция «Закрытие месяца» становится одним из наиболее трудоёмких процессов в организации. Сегодня рассмотрим одни из самых частых ошибок пользователей при выполнении операции «Закрытие месяца» на примере конфигурации 1С: Управление торговлей ред. 11.5. В конце статьи подведём итог, какие правила нужно соблюдать чтобы свести ошибки к минимуму.

Ошибка №1:

Отрицательные остатки товаров при наличии дублей номенклатуры, ключей аналитики. Отсутствие ключей аналитики также является причиной ошибок в остатках.

Наличие в базе дублей приводит к расхождениям по остаткам, например: приобрели товар на первый дубль, сделали расход по второму дублю. По первому дублю будет плюс, по второму — минус.

Исправить наличие дублей можно типовой обработкой «Поиск и удаление дублей».

1.png

Ошибка №2:

При оформлении передач товаров между организациями документ зависает в обработке закрытия месяца:

2.png

Сколько бы раз не создавался документ, каждый раз программа просит создать новый. В чём проблема? В первую очередь необходимо проверить аналитику номенклатуры. По разным причинам программа не всегда может подставить верную аналитику/ключ номенклатуры. Для выяснения причины некорректной подстановки реквизитов может потребоваться достаточно много времени. Как вариант можно рассмотреть одно из решений. В приведённом примере воспроизведена ошибка по номерам ГТД на тестовой базе.

В результатах проверки состояния учёта уточним, по каким именно позициям номенклатуры не хватает документов.

3.png 4.png

5.png

Обратим внимание, необходимо передать товар с заполненным номером ГТД. В оформленном документе «Передача товаров между организациями» в табличной части «Виды запасов» проверим — видим, что номер ГТД не указан. Указываем номер ГТД вручную.

6.png

7.png

8.png

9.png 10.png

После проведения документа, передача товаров из списка обработки закрытия месяца исчезнет.

11.png

Ошибка №3:

При оформлении оприходования документ зависает в обработке закрытия месяца. Решение аналогично ошибке №2. В документ поставляется не та аналитика, не тот номер ГТД.

Подпишитесь на дайджест!

Подпишитесь на дайджест, и получайте ежемесячно подборку полезных статей.

Ошибка №4:

Обнаружены не распределенные на себестоимость остатки расходов по организации. Рекомендация: проверить организацию в документах (должна совпадать) или исправить статью затрат. Пример:

12.png

13.png

Обратим внимание, что организация разная. Исправляем организацию, и ошибка исчезнет.

14.png

Ошибка №5:

Обнаружены отрицательные остатки партий в регистре себестоимости по организации. Рекомендация: сформировать универсальный отчёт по регистру «Себестоимость товаров» и «Товары организаций». Найти расхождения по количеству. Восстановить цепочку, при необходимости оформить «Оприходования».

15.png

16.png

17.png

Если сделать расшифровку количества, можно увидеть расхождения в составе документов. Найденный документ в расхождениях необходимости распровести и повторить попытку закрытия месяца.

Основные рекомендации для сведения ошибок в закрытии месяца к минимуму:

1) Включенный контроль остатков товаров как в организациях, так и на складах.

2) Минимизировать работу с документами в закрытом периоде.

Примечание: при проведении документов ранним числом, остатки вычисляются программой на текущую дату, для исключения ошибок в разнице по остаткам рекомендуется соблюдать хронологию.

3) Корректное заполнение реквизитов. Во избежание ручного труда и некорректного заполнения реквизитов автоматизировать заполнение реквизитов, настроить синхронизацию баз (при необходимости).

4) Соблюдение структуры подчинённости документов. Для каждой организации структура подчинённости документов может быть своя.

Примеры:

  • Заказ клиента – Расходный ордер на товары (если отгрузка с ордерного склада) – Реализация товаров и услуг –Поступление денег (Приходный кассовый ордер или поступление на расчётный счёт)

  • Заказ поставщику – Приобретение товаров и услуг – Приходный ордер на товары (если приход на ордерный склад) – Расход денег (Расходный кассовый ордер или расход с расчётного счёта)

  • Таможенная декларация должна быть оформлена позднее документа поступления товаров, т.к. сперва мы покупаем товар, а потом оформляем его на таможне. Порядок будет следующий: Заказ поставщику – Приобретение товаров и услуг – Таможенная декларация – Приходный ордер на товары.

5) Отсутствие дублей справочников.

Если вашей ошибки нет в статье, вам требуется помощь — можете обратиться к техническому специалисту для решения проблемы.

При выполнении операции закрытия месяцев в программе 1С Управление торговлей версии 11.4 можно столкнуться со следующими ошибками:

  1. Отрицательные остатки по товарам организаций.
  2. Ошибки при расчете себестоимости
    • Отрицательные остатки по количеству в регистре себестоимости.
    • Остатки по суммам при нулевом количестве в регистре себестоимости.

Способы устранения ошибки «Отрицательные остатки по товарам организаций»:

Ошибка выглядит следующим образом:

Ошибка возникает в основном при отключенном контроле остатков по товарам организаций, либо при проведении документов задним числом.

Нажмите кнопку «Подробнее» для получения списка ошибок с отрицательными остатками:

Список выглядит следующим образом:

В данном примере ошибка только по одному товару, но таких записей может быть несколько по многим товарам (для каждого товара отдельная запись).

Тут также можно нажать кнопку «Подробнее» для получения более детальной информации по ошибке:

Окно информации выглядит следующим образом:

Ошибку можно исправить двумя способами:

  1. Массовое исправление ошибок отрицательных товаров организаций с помощью помощника:

Нажмите кнопку «Исправить» в окошке закрытия месяца:

В открывшемся окне помощника по исправлению отрицательных товаров организаций, дойдите до 4го шага и нажмите кнопку «Запустить исправление», как показано на скрине ниже:

Если ошибки связаны с тем, что при проведении реализаций были списаны товары, которые есть фактически в остатках, но с другим ГТД (которого в остатке не было), то данное исправление устранит все такие случаи.

Если же данное исправление не помогло, то нужно разбираться по каждой ошибке отдельно (об этом в следующем способе).

2. Исправление каждой ошибки по отдельности.

Так как смысл ошибки в том, что в программе имеется отрицательный остаток по регистру «Товары организаций», то нам нужно посмотреть каким документом сформирована эта ошибка. Для этого сформируйте отчет «Ведомость по товарам организаций» по товару, вызвавшему ошибку (товар указан в детальной информации об ошибки со скрина выше).

Расшифруйте ведомость до регистратора, и Вы сможете увидеть документ образовавший отрицательный остаток. Если есть остаток в целом по номенклатуре, но есть отрицательный остаток по ГТД или видам запасов, то ошибку можно исправить так:

  • Включить контроль остатков по товарам организаций,
  • Затем отменить проведение и провести заново проблемный документ.

Способы устранения ошибки «Отрицательные остатки по количеству в регистре себестоимости»:

Ошибка выглядит следующим образом:

Такие ошибки в основном возникают при проведении документов задним числом или ошибок самой программы 1С (когда документ делает движение по одному регистру, а по регистру себестоимости не делает). В большинстве случаев помогает простое перепроведение документа, вызвавшего ошибку.

При возникновении таких ошибок, самое главное правильно определить документ из-за которого возникла эта ошибка. Документ не обязательно будет того же месяца, который Вы закрываете, отрицательный остаток мог возникнуть ранее, но выявится только в этом месяце.

Для устранения такой ошибки сделайте следующее:

Сформируйте два универсальных отчета (Режим технического специалиста – Универсальный отчет) по товару, указанному в информации об ошибки (при нажатии кнопке «Подробнее»), один отчет по регистру «Товары организаций», второй по регистру «Себестоимость товаров»:

Необходимо формировать оба отчета, начиная с месяца, который закрываете до месяца, в котором возникла ошибка (возможно, это один и тот же месяц). Вам нужно выявить тот месяц, в котором общий начальный остаток одинаковый, а конечный остаток различается между двумя отчетами:

Как только найдете месяц, в котором ошибка, расшифруйте до регистратора оба отчета и увидите, что в отчете по регистру «Себестоимость товаров» не будет хватать какого-то документа (а в отчете «Товары организаций» этот документ будет).

Перепроведите найденный документ и повторите операцию закрытия месяца.

Способы устранения ошибки «Ненулевые остатки по суммам при нулевом остатке по количеству в регистре себестоимости»:

Ошибка выглядит следующим образом:

Ошибка схожа с той, что описана выше «Отрицательные остатки по количеству в регистре себестоимости», причины возникновения и способы ее исправления идентичные.

Смысл этой ошибки в том, что вероятнее всего, какой-то документ сделал расход по регистру себестоимости только по измерению «Количество», а расход по измерениям суммы (их несколько) не сделал.

Способ устранения такой ошибки – перепроведение документа, вызвавшего ошибку и повторное выполнение закрытия месяца.

V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРАКТИКУМ
Норма ударения
Задание 1.

Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: Инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать.
Задание 2.

Расставьте ударения в следующих существительных. Составьте с ни­ми предложения и произнесите вслух.

Ворожея, дискант, кредитор, каллиграфия, ритор.
Задание 3.

От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения.

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, ксёндз, торт, унт, ясли.
Задание 4.

Какое ударение является литературным (нормированным), а какое употребляется в профессиональной речи? (Ударение обозначается жирным шрифтом).

  1. Искра, компас, маяка (род.пад.), прикус, шприца (род.пад.).
  2. Флейтовый, фильтровый.

Задание 5.

От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия, расставьте ударения. Образец: Броня — бронировать — бронированный. Броня, бронза, копия, марка, маска, пломба, премия.
Задание 6.

Расставьте ударения в неопределенной форме глагола. Багроветь, баловать(ся), бронировать (защита), бронировать (закреплять), группировать, заиндеветь, закупорить, заржаветь, кашлянуть, лиловеть, морщить (лоб), морщить (об одежде), нормировать, обезуметь, облегчить, опошлить, откупорить, плесневеть, принудить, ржаветь, соболезновать, уведомить, удить, ходатайствовать, экипировать.
Задание 7.

Расставьте ударения в формах времени глаголов, укажите варианты.

Кружит(ся), солят, премируют, включит, удит, брала, взяла, гнала, дала, ждала, жила, звала, лила, замерли, замерла, отперли, отперла, догнала.
Задание 8.

Отданных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения.

Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, ясный.
Лексическая норма
Задание 1.

Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов. Внесите необходимые исправления.

1. Сегодня футболисты покинули поле без голов. 2. С первого взгляда Манилов может показаться даже очень прекрасным человеком.

  1. Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных.
  2. Некрасов описывает жизнь крестьян талантливо и калорийно.

Задание 2.

Исправьте предложения, в которых нарушены границы лексической сочетаемости.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 3. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок. 4. Тургенев в своем романе показывает значение слова «нигилист». 5. Молодогвардейцы верили в неминуемую победу советского народа в Великой Отечественной войне. 6. Погода сопутствовала их путешествию.
Задание 3.

Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, а в каких сочетаемость рассматривается как речевая ошибка.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, очевидное — невероятное, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Задание 4.

Укажите, какие из словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные.

  1. Информационное сообщение, травматическое повреждение, хронометраж времени, экспонаты выставки, народный фольклор, прейскурант цен, для проформы.
  2. Монументальный памятник, мизерные мелочи, коллега по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер.
  3. Необычный феномен, реальная действительность, огромная махина, ответная контратака, мемориал памяти, странный парадокс, временной цейтнот.

Задание 5.

Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки существительными. Принять, предпринять (исследование, решение); повысить, усилить (внимание, интерес); исправить, устранить (ошибки, недочеты); основать, обосновать (георема, Теория).
Задание 6.

В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.
Задание 7.

Определите лексическое значение и стилистическую принад­лежность следующих фразеологизмов (книжный, нейтральный, разго­ворный, просторечный).

Держи карман шире, с жиру беситься, на широкую ногу, море по колено, положа руку на сердце, семь пятниц на неделе, бразды правления, ахиллесова пята, стереть с лица земли, золотой телец, рубить сплеча, крутить носом, манна небесная, накладывать на себя руки, надуть губы, попасть впросак, задевать за живое, семь пятниц на неделе, калиф на час.
Морфологическая норма
Задание 1.

Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения.

  1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
  2. Обои студентки получили наконец стипендию.
  3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией.
  4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.
  5. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.

Задание 2.

Напишите словами цифры, правильно сочетая их с сущест­вительными, данными в скобках.

  1. Зарегистрировали 241 (делегат).
  2. Не оказалось 490 (книга).
  3. Расстояние между этими городами измеряется 8769 (километр).
  4. Они работали 74 (сутки).
  1. У нас нет 92394 (рубль).
  2. Мы ограничим вес модели 398 (граммы).

Задание 3.

Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она).

Навстречу (я, он, она, они).

Выше (он, она, я).

Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, ты, я).

К (он, она, они, мы).

Из — за (он, она, они, вы, мы).

Вслед за (он, она, они, вы).
Задание 4.

Образуйте форму 1-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Бороздить, бриться, брызгать, выздороветь, вынудить, гудеть, колесить, кудахтать, махать, опротиветь, очутиться, ощутить, плескать, полоскать, победить, пылесосить, сыпать, тыкать, хныкать, щипать, ютиться.
Задание 5.

Образуйте форму 3-го лица единственного числа от данных глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, мурлыкать, щипать, брызгать, полоскать.
Задание 6.

Числительные запишите прописью. Укажите, в каком падеже употребляются числительные в данных конструкциях и есть ли варианты падежей.

  1. Играют в регби две команды по 15 человек.
  2. За год они получили по 71394 рубля.
  3. Им выдали по 400 тысяч рублей.
  4. Городские библиотеки получили по 8523 книги.

Синтаксическая норма
Задание 1.

Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже, объясните выбор падежа.

  1. Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).
  2. Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение).
  3. Вопреки (просьба, предположение, уговор, усилие).

Задание 2.

Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

  1. БольшинствопроизведенийКуприна(заканчивается,заканчиваются) трагично.
  2. Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов.
  3. В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано).

4. Для них несколько фабрик (шьет, шьют) костюмы.
Задание 3.

Выберите нужную форму сказуемого и объясните свой выбор.

  1. Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию.
  2. Плащ-палатка (был, была) уж (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.
  3. «Известия» уже неоднократно (поднимала, поднимали) эту проблему.
  4. Озеро Ильмень (расположен, расположено) недалеко от Новгорода.
  5. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.

Задание 4.

Найдите и исправьте ошибки, связанные с согласованием, управлением, порядком слов.

1. Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки.

  1. В настоящее время государственные промышленность и сельское хозяйство рушится.
  2. Большинство стихотворений Цветаевой пронизаны лирикой и кра­сотой написания.
  3. Нашедшего трудовую книжку на имя Петровой Ольги, потерянную 2 мая, прошу вернуть убедительно.

Задание 5.

Найдите ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.

  1. Как приятно знать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
  2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
  3. Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
  4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
  5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
  6. Сергей Эфрон, вернувшись на Родину, был арестован и убит.
  7. Встретившись с Хлебниковым, в душе Ромашова наступил перелом.

Задание 6.

Поставьте топонимы в нужном падеже.

  1. В городе (Москва), из города (Челябинск), к станции (Рига), у стан­ции (Вильнюс), в деревне (Ивашково).
  2. У реки (Лена), к реке (Волга), на озере (Селигер), от озера (Ильмень), над (Ладожское) озером.
  3. На улице (Большая Полянка), с улицы (Петровка), к планете (Марс), над горой (Казбек).

VI. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Примерные темы для контрольных письменных работ
Контрольная работа № 1 (аудиторная)

  1. Поставьте ударение в словах, укажите допустимые варианты: эксперт, ходатайство, индустрия, кухонный, каталог, облегчить.
  2. Как произносится сочетание -ЧН- в словах: скучно, заочный, яичница, ночной, Фоминична, добавочный.
  3. Твердое или мягкое произношение согласного звука перед «е» в словах: бизнес, термин, декан, модель, тест.
  4. а) укажите тип языковой нормы в приведенных примерах с использованием сокращений — ИОН (императивная орфоэпичес­кая норма), ДОН (диспозитивная орфоэпическая норма), ИАН (им­перативная акцентологическая норма), ДАН (диспозитивная ак­центологическая норма):

инциде’нт, неправ. инци[н]дент загру’зит и доп. устар. загрузи’т диспансе’р, неправ, диспа’нсер страте’гия и доп. устар. стр[тэ]гия

б) приведите пример диспозитивной акцентологической нормы.

5. Определите, какая лексическая ошибка допущена: а) не-
точный выбор слова; б) паронимическое смешение; в) лексическая
несочетаемость. Исправьте ошибки в предложениях.

Самолет сделал смертельную петлю. Опечатки пальцев остались на посуде.

Открытие филиала столичного вуза играет важное значение в жизни нашего города.

Анализ финансового положения фирмы проводится на основании бухгалтерской отчетливости. Раскольников убил бабушку. В лесу мы наблюдали бурный листопад.
Контрольная работа № 2 (аудиторная)

Определите и укажите, какая норма нарушена в предложении: лексическая (ЛН), морфологическая (МН) или синтаксическая (СН).

При нарушении лексической нормы укажите тип лексической ошибки: 1) неточный выбор слова; 2) паронимическое смешение; 3) лексическая несочетаемость; 4) тавтология; 5) плеоназм. Исправьте ошибки, запишите правильное предложение.

С детства воспитывайте бережливое отношение к своим вещам. Осенью мастеры начали реставрацию памятника.

К участию в конкурсе были привлечены новые участники. С меня слетели бусы, зайдя в аудиторию.

  • Внешний портрет главного героя написан очень ярко.
  • Обвиняемый предоставил убедительный алиби. Предприятие выполняет разнообразную продукцию. Действуйте согласно полученных указаний. Взвесьте, пожалуйста, шесть килограммов апельсин.

Закончив последнюю главу, курсовая работа была сдана на проверку научному руководителю.

Контрольная работа № 3 (внеаудиторная)

Сделайте комплексный стилистический анализ предложенного текста по следующему плану: 1) основная функция текста; 2) сфера бытования; 3) стилеобразующие факторы; 4) языковые особенности (анализ по уровням языка).

Мы серьезно относимся к покупке техники. Даже, когда речь идет о небольшой покупке, вроде кухонного комбайна или чайника — мы стараемся тщательно выбирать и саму технику, и магазин, в котором она продается. Например, два года назад мы выбирали утюг. Причем, заранее знали, что нам нужен европейский бренд, извините, других не держим… Я тогда ждала второго ребенка, но все равно обошла все магазины рядом с домом, муж обошел магазины возле работы. Сравнили цены и пришли за утюгом TEFAL в «НОРД». Банально звучит, но у вас «выбор больше и дешевле». Первое время я просто «визжала и прыгала» от удовольствия, настолько TEFAL отличался от советских сородичей, настолько он облегчил глажку. Уж поверьте, в семье с четырьмя мужиками этой работы предостаточно. Мы обязательно заедем в «Норд», когда будем искать новогодние подарки. А технике TEFAL мы доверяем теперь на 100% (Ва-банкъ. № 49. 12 декабря 2002).

Примерные вопросы для подготовки к зачету

  1. Характеристика языка как универсальной коммуникативной системы: определение языка, функции языка, связь с мышлением, системность языка.
  2. Язык и речь. Речь как процесс и результат. Формы речи. Разновидности речи.
  3. Русский национальный язык и его разновидности: литературный язык, городское просторечие, диалекты, жаргоны.
  4. Современный русский литературный язык. Определение. Хронологические рамки. Признаки литературного языка.
  5. Понятие «культура речи». Культура речи как дисциплина, обеспечивающая сохранение русского литературного языка. Аспекты изучения: нормативный, коммуникативный, этический.
  6. Языковая норма. Типы норм русского литературного языка.
  7. Акцентологические нормы. Особенности русского ударения. Нормативные и запретительные пометы в орфоэпическом словаре.
  8. Основные орфоэпические нормы. Произношение сочетания -ЧН-; характер согласного перед Е в заимствованных словах. Императивные и диспозитивные нормы.
  9. Морфологические нормы. Формы именительного и родительного падежа мн. числа имени существительного.
  10. Морфологические нормы. Род имен существительных. Опреде­ление рода заимствованных неизменяемых слов.
  11. Лексические нормы. Нарушение лексических норм: употребление слова в неточном лексическом значении, лексическая несочетаемость, смешение паронимов, речевая избыточность (тавтология, плеоназм).
  12. Основные синтаксические нормы: нормы управления, составление и исправление предложений с деепричастным оборотом.
  13. Коммуникативные качества речи.
  14. Функциональные стили русского литературного языка.
  15. Научный стиль. Объективные стилеобразуюшие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  16. Официально-деловой стиль. Объективные стилеобразующие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  1. Публицистический стиль. Объективные стилеобразующие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  2. Разговорный стиль. Объективные стилеобразующие факторы. Основные стилистические черты. Языковые особенности.
  3. Служебный документ как основа письменного делового общения. Виды документов.
  4. Особенности языка и обязательные качества служебных документов при письменном деловом общении.

Примерные вопросы зачетного тестового задания

Речевые ошибки

Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально- экспрессивную функцию.
И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.

1. Непонимание значения слова.

1.1. Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться – 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться – начинать сильно или хорошо, ровно гореть.

1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

1.3. Выбор слов-понятий с различным основанием деления (конкретная и отвлеченная лексика).
Пример: Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний.
Если речь идет о заболеваниях, то слово алкоголики следовало бы заменить на алкоголизм. Алкоголик- тот, кто страдает алкоголизмом. Алкоголизм – болезненное пристрастие к употреблению спиртных напитков.

1.4. Неправильное употребление паронимов.
Пример: Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный – очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный – прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный- не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами.

2. Лексическая сочетаемость. При выборе слова следует учитывать не только значение, которое ему присуще в литературном языке, но и лексическую сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т. д.
Пример: Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

Показывать можно пример, но не образец. А образцом можно быть, например, для подражания.
Пример: Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.

Слово дружба сочетается с прилагательным крепкая – крепкая дружба.
Отличать от речевой ошибки следует умышленное объединение, казалось бы, несочетаемых между собой слов: живой труп, обыкновенное чудо… В этом случае перед нами один из видов тропов – оксюморон.
В сложных случаях, когда трудно определить, можно ли употребить вместе те или иные слова, необходимо пользоваться словарем сочетаемости.

3.Употребление синонимов.
Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность – стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка – просторечные; оплошка – разговорное; ляп – профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке.

Пример:Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять.

При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами.
Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут – это ведет к речевой ошибке.

Пример: Вчера мне было печально.

Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются. Печально я гляжу на наше поколенье….

4. Употребление омонимов.
Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно.
Пример: Экипаж находится в отличном состоянии.

Экипаж – это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст.
Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся) и омоформ (слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах). Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны обращать внимание и на контекст, который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов.

5. Употребление многозначных слов.
Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации. При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе.
Пример: Он уже распелся.

Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

6. Многословие.

Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – избыток, чрезмерность) – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример: Все гости получили памятные сувениры.

Сувенир – подарок на память, поэтому памятные в этом предложении – лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин “Дружба”.
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos – слово) – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками “пестрят” не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться – вести борьбу, убирать – производить уборку.
Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора.

Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.
5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.

7.Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего.

У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: “… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду”. Так получается – “страница телевидения”.
При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

8.Новые слова.
Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.

Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей.

И только контекст помогает разобраться: “ямочный ремонт” – это ремонт ям.
Устаревшие слова.
Архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, – должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны.
Пример: Ныне в университете был день открытых дверей.

Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно.
Среди слов, вышедших из активного употребления, выделяются еще и историзмы. Историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения.
Пример:Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города.

Губернатор – начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор – нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.

10.Слова иноязычного происхождения.

Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово.
Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов.

Лимитировать – установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.

11.Диалектизмы.

Диалектизмы – слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка.
Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер.

Шаберка – соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.

12. Разговорные и просторечные слова.

Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие – слово, грамматическая форма или оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа.
Пример: У меня совсем худая куртка.

Худой(разг.) – дырявый, испорченный (худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.

13. Профессиональные жаргонизмы.

Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка – в речи журналистов ляп; руль – в речи шоферов баранка.
Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь.
По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов – своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы – это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующая- ся социально ограниченным употреблением.
Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет.

14. Фразеологизмы.

Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот – при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.
1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов.
1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов.
2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.
Пример: Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят.

Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение “напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого”, употреблен неверно – в значении “выдумывать, плести небылицы”.
2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма.
1) Грамматическое видоизменение фразеологизма.
Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты.

Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет.
Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я).
В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.
2) Лексическое видоизменение фразеологизма.
Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум.

Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.
Пример: Ну хоть бейся об стенку!

Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой.
Пример: Все возвращается на спирали своя.

Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.
3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.
Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки.

Произошло смешение двух устойчивых оборотов: играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение… или вопросы играют большую роль.

15. Клише и штампы.

Канцеляризмы – слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами.
Пример: Имеет место отсутствие запасных частей.
Штампы – это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность.
Пример: При голосовании поднялся лес рук.
Разновидностью штампов являются универсальные слова. Это слова, которые употребляются в самых общих и неопределенных значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т. д. Обычно универсальные слова сопровождаются трафаретными привесками: работа – повседневная, уровень – высокий, поддержка – горячая. Многочисленны публицистические штампы (труженики полей, город на Волге), литературоведческие (волнующий образ, гневный протест).

Употребление слова без учета его лексического значения примеры

Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое воспроизводится в речи как нечто целостное с точки зрения смыслового содержания и лексико-грамматического состава. К фразеологизмам в широком понимании относятся все виды языковых афоризмов: крылатые слова, пословицы, поговорки. В публицистических высказываниях, художественных текстах часто используются фразеологические единицы, например:

  • из Священного Писания: Не сотвори себе кумира;
  • из литературных произведений: Блажен, кто верует… (А.С. Пушкин);
  • латинские и другие иноязычные выражения: Пост фактум (лат. Post factum — после свершившегося);
  • ставшие крылатыми словами выражения наших современников: Бархатная революция, оранжевая коалиция и др.

Использование фразеологизмов требует точности их воспроизведения. Это условие часто нарушается. Типичными ошибками являются:

  • сокращение выражения: и гроша не стоит вместо и гроша ломаного не стоит;
  • замена слова: львиная часть вместо львиная доля;
  • совмещение двух оборотов: играет большое значение вместо играет роль или имеет большое значение.

Однако умелое варьирование фразеологизмов может придать речи остроту, например у Чехова: «Взглянул на мир с высоты своей подлости» вместо с высоты своего величия.

НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ИЛИ БЕЗ УЧЕТА ИХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ

Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:

Неправильно

Правильно

Эти функции поручаются классному руководителю
Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют

Эти функции возлагаются на классного руководителя

Он одел пальто и вышел на улицу
Одеть можно кого-то, например ребёнка

Он надел пальто и вышел на улицу

Необходимо повысить подготовку специалистов
Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить

Необходимо улучшить подготовку специалистов

Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях

Половина не может быть большей или меньшей

Более половины группы занимается в спортивных секциях

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая ошибка

Лексическая норма

1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм)

1. За истекший период нами были проведены осушительные работы

2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов)

2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным

3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить)

3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Неточный выбор слова и нарушение лексической сочетаемости

Неточный выбор слова — выбор слова без учета его лексического значения. Эта ошибка возникает, если говорящий (пишущий) употребляет слово, не зная значения, закрепленного в литературном языке. Автору ошибочного высказывания кажется, что он использует слово верно. Например: Мы осуждены многими причинами на взаимодействие между отделами (вместо: вынуждены по многим причинам взаимодействовать). Свидетель Петрова занимала подсудимой большие суммы денег (вместо: давала в долг).

Интенсивный приток в современную речь иноязычной лексики увеличивает количество лексических ошибок. Правильное использование заимствованных слов представляет известные трудности, одна из которых связана с незнанием значений иностранных слов и неоправданным употреблением их в том или ином контексте. Это приводит к двусмысленности или разрушению смысла фразы: Потерпевшему инспирировали необходимость изменить показания (неуместно инспирировали вместо внушили). В результате конвенции происходит быстрое нагревание воды (ошибочно конвенция (международное соглашение, договор), следует использовать слово конвекция — перенос теплоты потоками жидкости).

Соблюдение лексических норм предполагает точное знание значения слова, а также строго мотивированное, коммуникативно целесообразное использование в речи слов-заимствований.

Лексическая сочетаемость — это способность слов соединяться друг с другом по смыслу. В русском языке выделяются слова со свободными и несвободными (связанными) лексическими значениями. Например, глагол купить имеет свободное лексическое значение, так как может сочетаться с разными словами: купить автомобиль/компьютер/книгу; купить на рынке/в магазине/в салоне, — а глагол искупить связанное лексическое значение, так как может сочетаться только с одним словом: искупить вину. Слова со свободными значениями обладают широкой сочетаемостью. Однако «свобода» слова не абсолютна, при выборе слова необходимо учитывать их смысловые и стилистические особенности.

Сочетаемость слов ограничена:

  • 1) смысловой несовместимостью: чувствовать себя разумно, бездетные родители, веселое тело и др.;
  • 2) несовместимостью противоположной отрицательной и положительной оценки в значениях слов: настоящий сообщник, закоренелый герой и др.;
  • 3) стилистической несовместимостью: возвести тюрьму, познать инструкцию и др.

Слова со связанными лексическими значениями обладают ограниченными возможностями лексической сочетаемости. Это объясняется сложившимися языковыми традициями (можно причинить горе — нельзя причинить радость, можно потупить голову — нельзя потупить руку). Слова со связанными лексическими значениями входят, как правило, в состав фразеологических оборотов: заклятый враг, закадычный друг — нельзя поменять местами элементы этих словосочетаний.

В литературном языке, наряду с фразеологизмами, существуют устойчивые сочетания типа получать доход — зарабатывать деньги, играть роль — иметь значение и др. При построении фразы необходимо употреблять устойчивые сочетания в соответствии с установившимся в литературном языке их лексическим составом.

Несоблюдение правил лексической сочетаемости приводит к нарушению норм словоупотребления, например: Юридическая фирма предлагает услуги по самым дешевым ценам. На новом предприятии выполняют разную продукцию. Ошибки в приведенных фрагментах возникают в результате смешения выражений дешевые товары — низкие цены и выполнять заказы — выпускать продукцию.

При анализе типов лексических ошибок важно уметь отличать неточный выбор слова от нарушения лексической сочетаемости. В первом случае в конкретном предложении не подходит по смыслу выбранное слово, но оно может существовать в другом контексте в таком сочетании. Например: В зале суда собрались где-то пять свидетелей — неверно. Пять свидетелей собрались где-то обсудить выступление — верно (т.е. точное место встречи неизвестно). Нарушение лексической сочетаемости свидетельствует о том, слова ни при каких обстоятельствах не могут быть соединены по смыслу, например: Он большую роль возлагал на суд присяжных (нарушение устойчивых оборотов речи возлагать надежды, играть роль).

источники:

http://il.tpu.ru/obuchenie-article?key=378419b5da25e85a5f6d9dc647fc3c94

http://studme.org/129400/literatura/netochnyy_vybor_slova_narushenie_leksicheskoy_sochetaemosti

упражнение 2. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку предложений.

1. Вы должны туда собственноручно сходить. 2. Фирма традиционно изготавливает ювелирные приборы, но может выполнить и другую продукцию. 3. В преддверии холодного сезона вопросом особой важности в городе является подготовка к зиме. 4. На полях животноводческой фермы трудится самая современная техника. 5. Кара за небрежность в обороне настигла «Зенит» уже на четвертой минуте первого тайма. 6. Строители

обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в
сентябре.

Установите соответствие между примерами и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)  Государство является единственным производителем вооружения.

Б)  В регионе Z рынок медицинских услуг представлен известными клиниками, небольшими медицинскими

учреждениями, которые оказывают схожие, но неидентичные услуги.

В)  В городе Z на рынке продуктов питания представлено множество фирм, которые

производят разнообразную продукцию и имеют возможность отчасти контролировать цену на неё.

Г)  В городе Z рынок услуг мобильной связи представлен только тремя крупными компаниями.

Д)  В стране Z железнодорожными перевозками занимается только одна компания.

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

(КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

1)  олигополия

2)  монополия

3)  монополистическая конкуренция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В Г Д

Спрятать пояснение

Пояснение.

А)  Государство является единственным производителем вооружения. Монополия. Существует один производитель.

Б)  В регионе Z рынок медицинских услуг представлен известными клиниками, небольшими медицинскими

учреждениями, которые оказывают схожие, но неидентичные услуги. Монополистическая конкуренция. Большое количество производителей со схожими и дифференцированными услугами.

В)  В городе Z на рынке продуктов питания представлено множество фирм, которые производят разнообразную продукцию и имеют возможность отчасти контролировать цену на неё. Монополистическая конкуренция. Большое количество производителей со схожими и дифференцированными услугами.

Г)  В городе Z рынок услуг мобильной связи представлен только тремя крупными компаниями. Олигополия. Олигополия предполагает от 2 до 5 крупных производителей.

Д)  В стране Z железнодорожными перевозками занимается только одна компания. Монополия. Существует один производитель.

Ответ: 23312.

  • Предпринять шаги лексическая ошибка
  • Предпринять усилия речевая ошибка
  • Предпринять попытку речевая ошибка
  • Предпринять меры тип ошибки
  • Предпринять меры речевая ошибка