Статья на тему : «Причины ошибок учащихся при словообразовательном разборе»
В статье анализируются причины плохого усвоения в школе раздела «Словообразование», особое внимание уделяется несоответствию позиций, отраженных в учебных пособиях, выявляются ресурсы школьных учебников в области образования слов с помощью нулевого суффикса. Ключевые слова: словообразование; способы образования прилагательных; нулевая суффиксация; словообразовательный словарь.
Словообразование –один из тех разделов в школьном курсе русского языка, который вызывает наибольшие трудности учащихся как средних, так и старших классов. В чем причины сложившейся ситуации? В неправильной методике преподавания? В несоответствии степени сложности материала возрасту учащихся? В недостаточном количестве часов, отводимых на освоение одного из самых трудных разделов? Приведем некоторые наблюдения , сделанные при чтении книги «Словообразование –занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов» [Львова 2007]. Из формулировки задания №16 [ там же: 137] следует, что слова бескорыстный, бесценный, бесснежный и им подобные образуются приставочным способом от прилагательных. Это утверждение можно вывести и из других заданий, например № 124 [ там же: 158] , где в словообразовательной цепочке от слова ходить видим следующее: выходить –выходной –безвыходный. Причем учащимся предлагается доказать , игнорируя значения слов( !), что данные слова образовались в указанной последовательности. Однако в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова показан другой способ рассуждения: выходить- выход- выходной и выходить- выход- безвыходный [ Тихонов 2003:2, 335] . Обратимся к толковому словарю и увидим, что слово безвыходный трактуется следующим образом: «Такой, при котором нет выхода, исхода». Через отглагольное существительное трактуется и значение слова безвыездный : «О пребывании где-то: безотлучный, без выезда в другое место». [ Толковый словарь…2008: 35 ]. Мы не случайно приводим здесь этот пример : в указанном выше пособии представлены группы слов с корнями –езд- и –лаз-. Учащимся предлагается выстроить следующие словообразовательные цепочки : ездить- выездить- выездной- безвыездный и лазить- вылазной- безвылазный. Первая из них противоречит данным словообразовательного словаря ( ехать- выехать- выезжать- выезд- безвыездный) [Тихонов 2003:1, 339] и включает глагол выездить , который в толковых словарях имеет значение «приучить к езде»[Толковый словарь…2008: 128;Ожегов 1988: 93].В «Словаре современного русского литературного языка» первичное значение слова выездить (выезжать) еще более категорично указывает на действие по отношению к животному: «приучать молодую лошадь ходить в упряжи или под седлом», а вот в значении «побывать всюду, изъездить», слово имеет помету «просторечное» [Словарь….1991: 2, 712-714]. Вторая из цепочек вызывает недоумение: в толковых и орфографических словарях современного русского языка отсутствует прилагательное вылазной , но зато в них есть слово вылаз. Заметим, что данное прилагательное все-таки можно найти в статье к слову к слову вылаживать в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля[Даль 1994: 297]. Приведем примеры из школьных учебников. В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой, в части «Теория», в разделе «Словообразование прилагательных», находим, что слова невкусный, предвечерний, бесшумный образованы приставочным способом [Бабайцева, Чеснокова 2010: 139]. Это утверждение опять-таки противоречит данным Словообразовательного словаря, в котором указано , что прилагательные предвечерний и бесшумный образованы приставочно-суффиксальным способом [Тихонов 2003: 170 (1), 409 (2)]. Анализ учебных программ тоже помогает в определенной мере понять причину неудачи при усвоении школьниками раздела «Словообразование». «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» в качестве обязательного минимума основного общего образования по русскому языку в области морфемики и словообразования называет следующие дидактические единицы: «Морфема- минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов» [Сборник нормативных документов…2008: 29]. Прилагаемые к нормативному документу примерные программы дают такую «расшифровку» словосочетания « основные способы словообразования»: «Образование слов с помощью морфем ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Сращение сочетания в слово» [там же: 105-106]. Предполагается, что представление учащихся о способах словообразования будет достаточно емким. В то же время контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена включают такой недостаточно устойчивый термин, как «бессуфиксный способ образования». Естественно , что это вызывает недоумение у школьных учителей. Во-первых, из-за неустойчивости терминологии ( например, в учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой [Бабайцева, Чеснокова2010: 61] и в учебнике А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой для 10-11 классов [ Дейкина, Пахнова 2009: 165] данный способ называется «бессуффиксальным»); во-вторых , из-за неустойчивости , незакрепленности самого понятия в науке; в-третьих, из-за недостаточного представления этого способа словообразования в действующих учебниках, крайне слабого закрепления через систему упражнений. В учебнике для 10 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта задания на определение способа образования слов не содержат ни одного слова, образованного с помощью нулевого суффикса. Упр. 27 в разделе «Повторение « включает слова, образованные всеми другими способами ( в том числе сращением и переходом из одной части речи в другую), но только не нулевой суффиксацией [Русский язык…2010: 19]. Таким образом, проблемы, возникающие у выпускников средней общеобразовательной школы при выполнении заданий ЕГЭ по словообразованию, в значительной мере объясняются несоответствием учебной программы и обеспечивающих усвоение этой программы учебников тем требованиям, которые предъявляет к школьникам итоговая аттестация.
Литература. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 кл.: Теория. -19-е изд. М., 2010. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. –Т. 1. –М., 1994. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник для 10-11 кл. -8-е изд., исп. и доп. –М.,2009. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-20-е изд., стер.-М., 1988. Львова С.И. Словообразование- занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов.- М., 2007. Сборник нормативных документов: Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., 2008. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – 3-е изд., испр. И доп. –М., 2003.
Словообразование (основные понятия)
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено символом Ο (по техническим причинам); нулевой суффикс обозначен Ø (в соответствии с принятыми обозначениями).
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол Ο — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат Ο , ночь Ο , стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит— и глагольный суффикс —а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Примечания.
1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются. Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, однако в словообразовании не учитывается этот суффикс. Основа слова определяется по инфинитиву чита—ть.
2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам определяется спряжение глагола: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.
Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива —ть) в русском языке очень немного: бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования): пи-ть — пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть — моj-ю (чередования в корне мы-/моj-). Глагольный же суффикс часто (но не всегда!) утрачивается: пис-а-ть — пиш-у, беж-а-ть — бег-у.
3) Постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться — это разные слова, а не разные формы одного слова).
3. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.
4. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночн—ой (производная основа ночн-); чита—ть (производящая основа чита-) → читательΟ (производная основа читатель-).
Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рогΟ.
5. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а—ть → за-жиг-а-лк—а), так и в усечённом виде (например: рез-а—ть → рез-к—а — усекается глагольный суффикс —а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёз—а → берез-някΟ — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз— и суффикса —ник не совпадают), а в паре: сосн—а → сос-някΟ — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.
6. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например, в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
7. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. — является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. — является глагол говорить.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
Примечание. Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки. При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями. Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).
8. Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально:
-
производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночн—ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему — корень; в производном слове ноч-н—ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
-
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»);
-
из этого правила есть исключения: наречия с приставкой по-, которые пишутся через дефис (по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).
Примечания.
1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным — существительное женского рода: учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное — существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное — производным: пе—ть → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив—ый → береж-лив-остьΟ (отвлечённый признак).
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных: защищать → защищать-ся; умыть → умыть-ся.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида: пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть; чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.
5) Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных: хороший → хорошо; весёлый → весело.
9. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ирова—ть — агит-аторΟ — основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я — истор-ик. Основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).
Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и—ть → в-ходØ. При этом производная основа существительного включает две морфемы — приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы — приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход — «место, через которое входят куда-либо»).
Примечания.
1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола — лицо женского пола — производящим является существительное мужского пола: худож-ник → худож-ниц—а («женщина-художник».
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида — бесприставочный глагол совершенного вида — производящим признается глагол несовершенного вида: реш-а—ть → реш-и—ть.
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол несовершенного вида — производящим обычно является глагол совершенного вида: за-пис-а—ть → за-пис-ыва—ть.
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов: беж-а—ть → бегØ, торг-ова—ть → торгØ, вы-ход-и—ть → вы-ходØ, осад-и—ть → осадØ-а.
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишь, рань. Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя равны по сложности или проще производящих прилагательных: син—ий → синьØ, тих—ий → тишьØ, ран-н—ий → раньØ. Но: золот-о → золотØ—ой.
Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»
Задание: разбейте члены словообразовательных гнёзд на словообразовательные цепочки и словообразовательные пары, укажите направление производности.
1) Синий, синенький, синеватый, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка.
2) Сипеть, сипение, сип, сиплый, сипловатый, сипло, сиплость, сипловатость, сипнуть, осипнуть, осиплый, осиплость.
3) Сказать, сказание, подсказать, подсказывать, подсказка, подсказчик, подсказчица, рассказать, рассказывать, рассказчик, рассказчица, рассказывание, рассказ, рассказик, пересказать, пересказ, пересказывать, пересказываться, пересказанный, предсказать, предсказывать, предсказание, предсказатель, предсказательный.
Источники:
- Глава «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
- Упражнения к теме «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
Дополнительно на Геноне:
- Как разобрать слово по составу?
- Как найти корень в слове?
- Что такое связанные корни в лингвистике?
- Как найти основу слова?
- Как найти окончание в слове?
- Что такое беглая гласная?
- Что такое морфема?
- Какие есть виды морфем?
- Где найти перечень формообразующих морфем?
- Где найти словари деления слов на морфемы?
- Что такое аффикс?
- Какие есть виды аффиксов?
- Что такое чередование звуков?
- Какие слова называются однокоренными?
- Что такое флексия?
- Что такое префикс?
- Что такое постфикс?
- Что такое интерфикс?
Ошибки в словообразовании
Словообразование
— раздел,
изучающий процессы образования слов;
он тесно связан и с лексикой, и с
грамматикой. Поэтому словообразовательные
ошибки можно было бы рассматривать с
точки зрения употребления слов или
частей речи. Но мы считаем полезным
сказать о них отдельно.
Словообразовательные
ресурсы русского языка очень богаты.
Они позволяют придавать словам
разнообразную экспрессивную окраску.
Однако надо помнить, что зачастую такие
слова имеют просторечный характер:
фотка,
сфоткаться, кошмарить, бабло, препод,
компра, конса, общага и
т.п.
Их употребление недопустимо в большинстве
ситуаций общения.
Не
всегда
бывают удачными и словообразовательные
новации: Средство
удалит пятна, неподсильные
порошку; Дарю тебе хорошую идею –
заромань
её;
Можно охудожествить
и нехудожественный материал; У неё было
чёрное кожпальто;
Производим закуп
волос
длиной не менее 30 см.
Возможно:
Средство
удалит пятна, которые
не под силу
порошку; Дарю тебе хорошую идею для
романа;
Можно
сделать
художественным
и нехудожественный материал; У неё было
чёрное кожаное
пальто;
Покупаем
волосы длиной не менее 30 см.
Встречаются
случаи неправильного
использования аффиксов, в частности,
приставок: У
деда были густые,
надвисающие
над глазами брови (надо:
нависающие);
От этого удорожает
себестоимость ремонта (надо:
подорожает);
занизится
прибыль предприятия (надо:
снизится);
Милицейская машина стала уже достигать
преступников (надо:
настигать).
Некоторые
ошибки в словообразовании связаны с
неверным употреблением частей речи. Не
всегда оправдано,
например, употребление формы женского
рода личных существительных: Выступала
лауреатка
третьей премии конкурса имени Чайковского
(надо:
лауреат);
Мария Кюри – учёная
с мировым именем (надо:
ученый);
Я хочу поговорить с директоршей
лично! (надо:
с директором).
Стоит напомнить, что часто просторечная
женская форма личного имени мужского
рода используется в значении «супруга»:
капитанша,
банкирша, министерша.
Бывает
неоправданным
и конструирование отвлечённых и
собирательных имён существительных:
За
каждой строкой – огромная начитанность,
насмотренность;
Он производит сильное впечатление своей
высокоинтеллектуальностью;
Это не для юношества, а для старчества.
Лучше
сказать, например, так: За
каждой строкой – огромный жизненный
опыт; Он производит сильное впечатление
своим интеллектом; Это не для юношей, а
для людей зрелых.
Словообразовательные
ошибки нередко встречаются при образовании
формы совершенного вида глагола,
например:
Мой отец поженился
на маме через три дня знакомства (надо:
женился);
На
корабле засбоила
система энергоснабжения (надо:
стала давать сбой);
В старом деле о коррупции
зафигурировал
губернатор края (надо:
оказался замешанным);
Мне сымпонировало
его
умение слушать собеседника (надо:
понравилось).
Как
мы видим, не всегда достаточно при
исправлении ошибки поменять форму слова
(как мы это сделали в первом предложении:
поженился
– женился,
т.к. жениться
–
двувидовой глагол), часто необходима
его замена, как в остальных примерах.
.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1.
Тема занятия
«Ошибки в словообразовании»
2.
Изучите внимательно материал лекции.
Перепишите теорию в тетрадь по родному языку
или подготовьте файл в формате Word,
распечатайте материал.
Выполните письменно домашнее задание в тетради
по родному языку.
3.
Словообразовательные нормы —
это нормы образования и
употребления производных слов.
4.
Словообразовательные
ошибки – это результат
словосочинительства с
нарушением
словообразовательных норм.
5.
Словообразовательные
ошибки относятся к ГРАММАТИЧЕСКИМ
ошибкам.
Грамматические ошибки (Г) – это нарушение
какой-либо грамматической нормы –
словообразовательной, морфологической,
синтаксической.
6. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК (это деление условно)
— неправильное прямое
словообразование (ошибки в корне):
зайцата (вместо зайчата),
пинжак (пиджак),
приурачивать (приурочивать) и т.п.
7. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
— заместительное словообразование,
т.е. замена какой-либо морфемы
(приставки, суффикса):
подчерк — почерк,
раздумчивый взгляд — задумчивый,
уклонство — уклонение
8. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
— образование несуществующих
форм слова:
НЕПРАВИЛЬНО
пылесосю
победю
хочут
жгет
ихний
ПРАВИЛЬНО
использую пылесос
одержу победу
хотят
жжет
их
9. ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
— словосочинительство, ошибочное
словообразование, искажение слов,
т.е. создание несуществующего
слова:
НЕПРАВИЛЬНО
мотовщик
рецензист
неоглядаемая
ПРАВИЛЬНО
мот
рецензент
—
10.
Срезают лазером сосули,
В лицо впиваются снежины.
До остановы добегу ли,
В снегу не утопив ботины?
А дома ждет меня тарела,
Тарела гречи с белой булой;
В ногах – резиновая грела,
И тапы мягкие под стулом.
СосульКи!
Надевайте шапКи и
ботинКи
В железной бане – две селеды,
Торчат оттуда ложа с вилой.
Есть рюма и бутыла с водой,
Она обед мой завершила.
Я в кружу положу завары,
Раскрою «Кобзаря» Шевчены –
Поэта уровня Петрары
И Валентины Матвиены.
Павел ШАПЧИЦ
11.
12.
13. Создание несуществующего слова
14. ихний, евошный, евонный — только ИХ, ЕГО
15.
16.
17.
18.
19.
20. Домашнее задание
1. Исправьте словообразовательные ошибки
РАЗНОЧИНСКАЯ интеллигенция,
ПОЛНОСТЬ изображения,
БЛАГОРОДНОСТЬ души,
ВЗЯТНИЧЕСТВО, УПОРНОСТЬ,
НАДСМЕШКА, СКУЧАНИЕ,
ИХНИЕ слова, ЕВОЙНЫЕ родители
ЗАВСЕГДАТЕЛИ трактира,
ЖАЖДАЕТ, ПОКЛАДИ, СФОТКАЙ.
21. 2. Найдите два слова, в которых допущены словообразовательные ошибки
Домашнее задание
2. Найдите два слова, в которых допущены
словообразовательные ошибки
22.
Когда частица НЕ и
НИ становятся
приставкой, а слово
без «не» и «ни» не
употребляется!
3. Выпишите слова, которые
без «не» и «ни»
не употребляются.
Проверьте их правописание
по орфографическому
словарю
Шёл по улице удачник,
Весь в глиже, одетый брежно,
И на вид он очень взрачный,
Сразу видно, что годяй!
Он людимый, он имущий,
Удивительный дотёпа,
Он доумок и доучка,
И доразвитый вполне.
А ему идёт навстречу
Врастеничная Смеяна,
Языком вполне цензурным
Говорит ему взначай:
Я уклюжая такая,
И природная поседа,
Я радивая ужасно,
Очень ряшество люблю!
А давай-ка мы с тобою
Будем жить в законном браке,
Ведь такой кудышной пары
Сыщут вряд ли кто и где!
23. 4. Повтори правило правописания
24. 5. Выполните упражнение. Спишите предложения, напишите слитно или раздельно «не» и «ни»
(н…)как
(н…)запомнить
(н…)(с)кем погулять
(н…)кого нет дома
(н…)(у )кого спросить
(н…)кто (н…)виноват
(н…)зачем просить
(н…)когда (н…)встретимся
(н…)куда (н…)пойду
(н…)как (н…)запомнить
(н…)кто в очках
(н…)кто (н…)пришел
Словообразовательные нормы,
словообразовательные ошибки и их устранение.
Образовательные: познакомить со словообразовательными нормами, отработать навыки правильного словообразования и закрепить их в разговорной практике.
Развивающие: формировать навыки использования нормированной речи; Воспитательные: воспитывать коммуникативно компетентную личность.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: лекция с элементами беседы
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: лекция, раздаточный материал
Ход урока:
Актуализация опорных знаний
15 мин
I.Выясняет степень усвоения материала по теме «Новые слова. Фразеология».
1. Что такое лексика?
2.С чем связано нарушение лексических норм?
II.Проверка домашнего задания: проверка упражнений
Фронтальный опрос.
Отвечают студенты по выбору преподавателя.
Комментируют ответы друг друга.
Подготовка к восприятию нового материала
2-3 мин
Довольно часто даже зная значение слова возникают ошибки с его графическим обликом и формами. Чтобы не допускать таких ошибок, какие нормы нужно знать?
Отвечают на проблемный вопрос
Изучение нового материала
40– 45 мин
Лекция с элементами беседы.
1. Запись конспекта лекции.
2.Участие в обсуждении вопросов.
Закрепление
25– 30 мин
Практическое задание. Выполнение упражнений
Выполняют задание
Домашнее задание
3 мин
Выполнение упражнений
Записывают задание.
Итоги урока
3 мин
1. Рефлексия.
2. Выставление оценок.
Слушают преподавателя.
Ход занятия
I.Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
– Что такое лексика?
– С чем связано нарушение лексических норм?
Проверка домашней работы (упражнения).
III.Подготовка к восприятию нового материала.
Довольно часто даже зная значение слова возникают ошибки с его графическим обликом и формами. Чтобы не допускать таких ошибок, какие нормы нужно знать? (словообразовательные)
IV. Изучение нового материала.
Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования слов.Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова. Способы словообразования – способы образования новых слов.
Морфологические способы словообразования
-
-
-
-
Приставочный способ. При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову, при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово. Например: удача – неудача, мощный – сверхмощный, что – кое-что, сколько– нисколько, читать – дочитать, ныне – доныне, завтра – назавтра, весело – невесело, верх – вверх.
-
Суффиксальный способ образования заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речью. Данный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Например: заготовить – заготовка, нарезать – нарезка, раздражительный – раздражительность.
-
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, –й(е), –ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник, подснежник, бездорожье, подарок, затылок), глаголы с суффиксом –ся (разворчаться, разбушеваться, разъехаться, размечтаться), наречия с приставкой по– и суффиксами –и, –ому, –ему (по-братски, по-деловому, по-солдатски, по-мужски, по-старому).
-
Способ сложения заключается в соединении в одном слове: 1) целых слов (диван-кровать, платье-костюм, булочная-кондитерская, ракета-носитель); 2) основ слов без соединительных гласных (партбилет, стенгазета, пол-Европы, полдыни, агитбригада); 3) основ слов с помощью соединительных гласных О или Е (новостройка, хлебозаготовка, кубометр, овощехранилище, жилищно-бытовой, агропромышленный); 4) основ с одновременным присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный); 5) слиянием слов (вечнозеленый, труднодоступный, нижеподписавшиеся).
-
Сложение сокращенных основ – способ образования многих слов путем сложения сокращенных основ исходных слов (высшее учебное заведение – вуз). Сложносокращенные слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов (специальный корреспондент – спецкор, командир батальона – комбат, полномочный представитель – полпред); 2) сложением названий начальных букв (Московский государственный университет – МГУ); 3) сложением начальных звуков (Московский художественный академический театр – МХАТ); 4) смешанным способом (главный комитет – главк, районный отдел народного образования – районо).
-
-
-
-
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить – повтор).
Неморфологические способы словообразования
-
Разложение многозначного слова на омонимы (долг (задолженность) – долг (обязанность)).
-
Переход слова из одной части речи в другую (он сегодня дежурный – дежурный сотрудник).
-
Слияние сочетания слов в одно слово (сегодня сложено из: сего дня)
Словообразовательные ошибки и их устранение.
-
Неправильное употребление суффиксов: словарь под редакторством, рост и спадение инфляции, высунь язык и не морщь лоб, откупорь бутылку, нет ни брелка, ни вальта.
-
Неправильное употребление корня – этот тип ошибки мало распространен: Эйнштейн основополагатель теории относительности. Запомнить! Класть.
-
Неправильное употребление приставок: он скипятил чайник и снял обвертку с пачки печенья, а давно отстал и плелся взади, совсем я в людях изуверилась, любой обкрасть норовит. Запомнить! Одеть кого-то – надеть что-то.
Существительные:
1. Образование существительных ж.р. – обозначение по профессии – врачиха, билиотекарша (выпадают из литературного стиля), портниха, пловчиха. Суффиксы -Ш, -ИХ. Образование сущ. м.р. –от сущ. машинистка, балерина, свинарка – свинарь. Нет соответствий ж.р.: президент, дипломат, посол, кандидат наук. Современные: маникюрша – маникюрист, педикюрша.
Многие названия женских лиц ( за исключением названий по родству: жена, мать, невеста, сестра, дочь, бабашка) произведены от имен существительных мужского рода: сосед – соседка, делегат – делегатка. Названия с суффиксами –КА, -ИЦА, типа студент – студентка, работник – работница, преподаватель – преподавательница наиболее продуктивны и привычны, чаще всего подобные образования стилистически нейтральны и затруднений не вызывают. Стилистически окрашенными являются непродуктивные суффиксы –ША, -ИХА.
Даже в тех случаях, когда легко образуется суффиксальная параллель женского рода, предпочитается «мужской» вариант с обобщенным значением деятеля безотносительно к полу названного лица.
2. Образование существительных, называющих людей по месту жительства. О жителе Омска можно сказать омич и омчанин, о жителе города Горького – горьковец или горьковчанин. Самым продуктивным суффиксом является – ец. Иногда в силу фонетических особенностей производящей основы используется суффикс –анин (-янин, -чанин)
3. Образование существительных ж.р. по национальности: европеец – европейка, испанец – испанка, индеец – индианка, кореец – кореянка.
4. Образование отвлеченных существительных на -тель/ -ен/ -ени: Н-р, отмена ( неправ. отменение); вмешательство (неправ. вмешание); законопочитание (неправ. законопочитательство); упрямство ( неправ.упрямость); упорство (неправ. упорность)
5. Немало путаницы для говорящих представляют и аббревиатуры с первым частично сокращенным словом типа завклубом и замдиректора. Часто под влиянием производного замдиректора говорят «завклуба». Однако это неправильно. В слове «завклуба» первая часть «зав» представляет усечение субстантивированного причастия заведующий. Поэтому нормативным является словосочетание заведующий клубом. Именно оно наследует управление производящего глагола заведовать чем? Оба сложносокращенных слова – завклубом и замдиректора – употребляются только в именительном падеже. В официальной речи во всех остальных падежах употребляются словосочетания: к заместителю директора, у заместителя директора.
Словообразовательные ошибки нередко встречаются при образовании формы совершенного вида глагола, например: Мой отец поженился на маме через три дня знакомства (надо: женился); На корабле засбоила система энергоснабжения (надо: стала давать сбой); В старом деле о коррупциизафигурировал губернатор края (надо: оказался замешанным); Мне сымпонировало его умение слушать собеседника (надо: понравилось).
Как мы видим, не всегда достаточно при исправлении ошибки поменять форму слова (как мы это сделали в первом предложении: поженился – женился,т.к. жениться – двувидовой глагол), часто необходима его замена, как в остальных примерах.
V.Закрепление.
Задание. Словообразовательные нормы.
-
Подберите к данным существительным соответствующие мужского или женского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар. Составьте и запишите два предложения со словами мужского рода, когда они относятся к женщине, используя глаголы прошедшего времени:
Вокалистка, доярка, балерина, машинистка, гонщица, сиделка, ткачиха, адвокат, бакалавр, бригадир, врач, солист, защитник, педагог.
VI.Рефлексия. Подведение итогов.
«Что я узнал нового из этого урока …» «Для меня было открытием то, что…» «Мне было интересно…» «Мне было трудно…»
VII. Домашнее задание.
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
Изучите внимательно материал лекции.
Перепишите теорию в тетрадь по родному языку или подготовьте файл в формате Word, распечатайте материал.
Выполните письменно домашнее задание в тетради по родному языку.
Слайд 3
Описание слайда:
Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов.
Словообразовательные нормы — это нормы образования и употребления производных слов.
Слайд 4
Описание слайда:
Словообразовательные ошибки – это результат словосочинительства с нарушением словообразовательных норм.
Словообразовательные ошибки – это результат словосочинительства с нарушением словообразовательных норм.
Слайд 5
Описание слайда:
Словообразовательные
Словообразовательные
ошибки относятся к ГРАММАТИЧЕСКИМ ошибкам.
Грамматические ошибки (Г) – это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Слайд 6
Описание слайда:
ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
(это деление условно)
— неправильное прямое словообразование (ошибки в корне):
зайцата (вместо зайчата),
пинжак (пиджак),
приурачивать (приурочивать) и т.п.
Слайд 7
Описание слайда:
ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
— заместительное словообразование, т.е. замена какой-либо морфемы (приставки, суффикса):
подчерк — почерк,
раздумчивый взгляд — задумчивый,
уклонство — уклонение
Слайд 8
Описание слайда:
ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
образование несуществующих форм слова:
НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
пылесосю использую пылесос
победю одержу победу
хочут хотят
жгет жжет
ихний их
Слайд 9
Описание слайда:
ВИДЫ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОШИБОК
словосочинительство, ошибочное словообразование, искажение слов, т.е. создание несуществующего слова:
НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
мотовщик мот
рецензист рецензент
неоглядаемая —
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Описание слайда:
Создание несуществующего слова
Слайд 14
Описание слайда:
ихний, евошный, евонный
— только ИХ, ЕГО
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Описание слайда:
Домашнее задание
1. Исправьте словообразовательные ошибки
РАЗНОЧИНСКАЯ интеллигенция,
ПОЛНОСТЬ изображения,
БЛАГОРОДНОСТЬ души,
ВЗЯТНИЧЕСТВО, УПОРНОСТЬ,
НАДСМЕШКА, СКУЧАНИЕ,
ИХНИЕ слова, ЕВОЙНЫЕ родители
ЗАВСЕГДАТЕЛИ трактира,
ЖАЖДАЕТ, ПОКЛАДИ, СФОТКАЙ.
Слайд 21
Описание слайда:
2. Найдите два слова, в которых допущены словообразовательные ошибки
Слайд 22
Слайд 23
Описание слайда:
4. Повтори правило правописания
Слайд 24
Описание слайда:
5. Выполните упражнение.
Спишите предложения, напишите слитно или раздельно «не» и «ни»
(н…)как (н…)запомнить
(н…)(с)кем погулять
(н…)кого нет дома
(н…)(у )кого спросить
(н…)кто (н…)виноват
(н…)зачем просить
(н…)когда (н…)встретимся
(н…)куда (н…)пойду
(н…)как (н…)запомнить
(н…)кто в очках
(н…)кто (н…)пришел
Статья на тему : «Причины ошибок учащихся при словообразовательном разборе»
В статье анализируются причины плохого усвоения в школе раздела «Словообразование», особое внимание уделяется несоответствию позиций, отраженных в учебных пособиях, выявляются ресурсы школьных учебников в области образования слов с помощью нулевого суффикса. Ключевые слова: словообразование; способы образования прилагательных; нулевая суффиксация; словообразовательный словарь.
Словообразование –один из тех разделов в школьном курсе русского языка, который вызывает наибольшие трудности учащихся как средних, так и старших классов. В чем причины сложившейся ситуации? В неправильной методике преподавания? В несоответствии степени сложности материала возрасту учащихся? В недостаточном количестве часов, отводимых на освоение одного из самых трудных разделов? Приведем некоторые наблюдения , сделанные при чтении книги «Словообразование –занимательно о серьезном: практические задания для учащихся 8-11 классов» [Львова 2007]. Из формулировки задания №16 [ там же: 137] следует, что слова бескорыстный, бесценный, бесснежный и им подобные образуются приставочным способом от прилагательных. Это утверждение можно вывести и из других заданий, например № 124 [ там же: 158] , где в словообразовательной цепочке от слова ходить видим следующее: выходить –выходной –безвыходный. Причем учащимся предлагается доказать , игнорируя значения слов( !), что данные слова образовались в указанной последовательности. Однако в «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова показан другой способ рассуждения: выходить- выход- выходной и выходить- выход- безвыходный [ Тихонов 2003:2, 335] . Обратимся к толковому словарю и увидим, что слово безвыходный трактуется следующим образом: «Такой, при котором нет выхода, исхода». Через отглагольное существительное трактуется и значение слова безвыездный : «О пребывании где-то: безотлучный, без выезда в другое место». [ Толковый словарь…2008: 35 ]. Мы не случайно приводим здесь этот пример : в указанном выше пособии представлены группы слов с корнями –езд- и –лаз-. Учащимся предлагается выстроить следующие словообразовательные цепочки : ездить- выездить- выездной- безвыездный и лазить- вылазной- безвылазный. Первая из них противоречит данным словообразовательного словаря ( ехать- выехать- выезжать- выезд- безвыездный) [Тихонов 2003:1, 339] и включает глагол выездить , который в толковых словарях имеет значение «приучить к езде»[Толковый словарь…2008: 128;Ожегов 1988: 93].В «Словаре современного русского литературного языка» первичное значение слова выездить (выезжать) еще более категорично указывает на действие по отношению к животному: «приучать молодую лошадь ходить в упряжи или под седлом», а вот в значении «побывать всюду, изъездить», слово имеет помету «просторечное» [Словарь….1991: 2, 712-714]. Вторая из цепочек вызывает недоумение: в толковых и орфографических словарях современного русского языка отсутствует прилагательное вылазной , но зато в них есть слово вылаз. Заметим, что данное прилагательное все-таки можно найти в статье к слову к слову вылаживать в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля[Даль 1994: 297]. Приведем примеры из школьных учебников. В учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой, в части «Теория», в разделе «Словообразование прилагательных», находим, что слова невкусный, предвечерний, бесшумный образованы приставочным способом [Бабайцева, Чеснокова 2010: 139]. Это утверждение опять-таки противоречит данным Словообразовательного словаря, в котором указано , что прилагательные предвечерний и бесшумный образованы приставочно-суффиксальным способом [Тихонов 2003: 170 (1), 409 (2)]. Анализ учебных программ тоже помогает в определенной мере понять причину неудачи при усвоении школьниками раздела «Словообразование». «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» в качестве обязательного минимума основного общего образования по русскому языку в области морфемики и словообразования называет следующие дидактические единицы: «Морфема- минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах. Основные способы образования слов» [Сборник нормативных документов…2008: 29]. Прилагаемые к нормативному документу примерные программы дают такую «расшифровку» словосочетания « основные способы словообразования»: «Образование слов с помощью морфем ( приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Сращение сочетания в слово» [там же: 105-106]. Предполагается, что представление учащихся о способах словообразования будет достаточно емким. В то же время контрольно-измерительные материалы единого государственного экзамена включают такой недостаточно устойчивый термин, как «бессуфиксный способ образования». Естественно , что это вызывает недоумение у школьных учителей. Во-первых, из-за неустойчивости терминологии ( например, в учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой [Бабайцева, Чеснокова2010: 61] и в учебнике А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой для 10-11 классов [ Дейкина, Пахнова 2009: 165] данный способ называется «бессуффиксальным»); во-вторых , из-за неустойчивости , незакрепленности самого понятия в науке; в-третьих, из-за недостаточного представления этого способа словообразования в действующих учебниках, крайне слабого закрепления через систему упражнений. В учебнике для 10 класса под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта задания на определение способа образования слов не содержат ни одного слова, образованного с помощью нулевого суффикса. Упр. 27 в разделе «Повторение « включает слова, образованные всеми другими способами ( в том числе сращением и переходом из одной части речи в другую), но только не нулевой суффиксацией [Русский язык…2010: 19]. Таким образом, проблемы, возникающие у выпускников средней общеобразовательной школы при выполнении заданий ЕГЭ по словообразованию, в значительной мере объясняются несоответствием учебной программы и обеспечивающих усвоение этой программы учебников тем требованиям, которые предъявляет к школьникам итоговая аттестация.
Литература. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 кл.: Теория. -19-е изд. М., 2010. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. –Т. 1. –М., 1994. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник для 10-11 кл. -8-е изд., исп. и доп. –М.,2009. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-20-е изд., стер.-М., 1988. Львова С.И. Словообразование- занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8-11 классов.- М., 2007. Сборник нормативных документов: Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., 2008. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – 3-е изд., испр. И доп. –М., 2003.
Словообразование (основные понятия)
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено символом Ο (по техническим причинам); нулевой суффикс обозначен Ø (в соответствии с принятыми обозначениями).
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Производные слова — это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов — непроизводная: ночь, стол. Например, стол Ο — слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол— также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже — префикс: брат Ο , ночь Ο , стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит— и глагольный суффикс —а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Примечания.
1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются. Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени —л, однако в словообразовании не учитывается этот суффикс. Основа слова определяется по инфинитиву чита—ть.
2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам определяется спряжение глагола: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.
Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива —ть) в русском языке очень немного: бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования): пи-ть — пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть — моj-ю (чередования в корне мы-/моj-). Глагольный же суффикс часто (но не всегда!) утрачивается: пис-а-ть — пиш-у, беж-а-ть — бег-у.
3) Постфикс -ся (учиться, мыться) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться — это разные слова, а не разные формы одного слова).
3. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать — производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару: ночь → ночной; читать → читатель.
4. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночн—ой (производная основа ночн-); чита—ть (производящая основа чита-) → читательΟ (производная основа читатель-).
Сложные слова имеют две и более производящие основы: семь лет → сем-и-лет-н-ий; носΟ, рогΟ → нос-о-рогΟ.
5. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а—ть → за-жиг-а-лк—а), так и в усечённом виде (например: рез-а—ть → рез-к—а — усекается глагольный суффикс —а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем: одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёз—а → берез-някΟ — наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз— и суффикса —ник не совпадают), а в паре: сосн—а → сос-някΟ — конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса н (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.
6. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например, в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
7. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. — является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. — является глагол говорить.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) — это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
Примечание. Типичной ошибкой при словообразовательном анализе является неправильный выбор производящего (мотивирующего слова). Очень часто, составляя словообразовательную пару, учащиеся в качестве производящего слова избирают вершину всего словообразовательного гнезда или один из членов словообразовательной цепочки. При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями. Например, для производного слова пересолить нельзя в качестве производящего рассматривать существительное соль или прилагательное солёный, поскольку данные существительное и прилагательное не связаны непосредственно с производным глаголом. Производящим для глагола пересолить является бесприставочный глагол солить (солить → пересолить).
8. Члены словообразовательной пары — производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) — связаны по значению и формально:
-
производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночьΟ (производящая основа ноч-) → ночн—ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему — корень; в производном слове ноч-н—ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
-
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»);
-
из этого правила есть исключения: наречия с приставкой по-, которые пишутся через дефис (по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).
Примечания.
1) В словообразовательных парах, называющих лиц мужского и женского пола, производящим является существительное мужского пола, производным — существительное женского рода: учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол — существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное — существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное — производным: пе—ть → пе-ни[j]-е (действие по глаголу), береж-лив—ый → береж-лив-остьΟ (отвлечённый признак).
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных: защищать → защищать-ся; умыть → умыть-ся.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида: пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть; чит-а-ть → про-чит-а-ть → про-чит-ыва-ть.
5) Наречия с суффиксом -о, как правило, образованы от прилагательных: хороший → хорошо; весёлый → весело.
9. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ирова—ть — агит-аторΟ — основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное — производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я — истор-ик. Основы равны по сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).
Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и—ть → в-ходØ. При этом производная основа существительного включает две морфемы — приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы — приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход — «место, через которое входят куда-либо»).
Примечания.
1) При одинаковой сложности в паре: лицо мужского пола — лицо женского пола — производящим является существительное мужского пола: худож-ник → худож-ниц—а («женщина-художник».
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида — бесприставочный глагол совершенного вида — производящим признается глагол несовершенного вида: реш-а—ть → реш-и—ть.
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида — приставочный глагол несовершенного вида — производящим обычно является глагол совершенного вида: за-пис-а—ть → за-пис-ыва—ть.
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными: бег, торг, выход, осада. Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов: беж-а—ть → бегØ, торг-ова—ть → торгØ, вы-ход-и—ть → вы-ходØ, осад-и—ть → осадØ-а.
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными: синь, тишь, рань. Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя равны по сложности или проще производящих прилагательных: син—ий → синьØ, тих—ий → тишьØ, ран-н—ий → раньØ. Но: золот-о → золотØ—ой.
Упражнение к теме «Словообразование. Словообразовательные цепочки»
Задание: разбейте члены словообразовательных гнёзд на словообразовательные цепочки и словообразовательные пары, укажите направление производности.
1) Синий, синенький, синеватый, синь, синева, синяк, синячок, синеть, посинеть, посинение, синить, синька, синеглазый, синеглазка.
2) Сипеть, сипение, сип, сиплый, сипловатый, сипло, сиплость, сипловатость, сипнуть, осипнуть, осиплый, осиплость.
3) Сказать, сказание, подсказать, подсказывать, подсказка, подсказчик, подсказчица, рассказать, рассказывать, рассказчик, рассказчица, рассказывание, рассказ, рассказик, пересказать, пересказ, пересказывать, пересказываться, пересказанный, предсказать, предсказывать, предсказание, предсказатель, предсказательный.
Источники:
- Глава «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
- Упражнения к теме «Словообразование. Основные понятия» в пособии Л.В.Балашовой, В.В. Дементьева «Русский язык»
Дополнительно на Геноне:
- Как разобрать слово по составу?
- Как найти корень в слове?
- Что такое связанные корни в лингвистике?
- Как найти основу слова?
- Как найти окончание в слове?
- Что такое беглая гласная?
- Что такое морфема?
- Какие есть виды морфем?
- Где найти перечень формообразующих морфем?
- Где найти словари деления слов на морфемы?
- Что такое аффикс?
- Какие есть виды аффиксов?
- Что такое чередование звуков?
- Какие слова называются однокоренными?
- Что такое флексия?
- Что такое префикс?
- Что такое постфикс?
- Что такое интерфикс?