Тавтология и плеоназм
|
|||||
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки. 1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ли¬вень. 2. У него сразу вспотели ладони рук. 3. Прейскурант цен вывешен на витрине. 4. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы. 5. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную ис¬торию. 6. Впереди лидирует гонщик под номером 5. 7. Между природой и человеком уже не существует сущест¬венной разницы. 8. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 9. Как только прочитаете книгу, сразу же верните ее обратно в библиотеку. 10.Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 11. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 12. В киосках нашего города можно купить памятные сувени¬ры, подарки. 13. Мы его видели и сбоку, и в профиль. 14. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
2. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 3. Выдержать молчаливую паузу не удалось. 4. Главная суть его выступления заключалась в том, чтобы убедить всех проголосовать «за». 5. Он заранее предчувствовал грозящую ему опасность. 6. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов. 7. Первый дебют юной актрисы был весьма удачен. 8. Мы занимаемся развитием интеллектуальных и умственных возможностей человека. 9. Эта конструкция не имеет подобных аналогов на мировом рынке. 10. Следует посоветоваться с коллегами по работе. 11. Она занималась народным фольклором. 12. Он привык беречь каждую минуту времени. 13. Новое предприятие выпускает 30 тысяч штук изделий в год.
Найдите в предложениях нарушения лексических норм (нарушение лексической сочетаемости, плеоназм, тавтология, лексическая недостаточность). Исправьте ошибки. Новый фильм обречен на большой успех у самых широких кругов публики. 2. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках. 3. Прейскурант цен вывешен на витрине. 4. Органы соцстраха проявляют повседневную заботу и помощь многим пенсионерам. 5. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку. 6. Эти функции поручаются отделам рекламы. 7. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.8. Под тенистыми деревьями удобно примостились пенсионеры. 9. Они работают как самые отъявленные специалисты. 10. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
—>
—>Главная » —>Статьи » КУЛЬТУРА РЕЧИ » УПРАЖНЕНИЯ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).
Плеоназмы
Плеоназм — это речевое излишество, употребление сочетания слов, в котором смысл одного слова уже заложен в значении другого. Плеоназм в русском языке — это лексическая ошибка.
В письменной и разговорной речи незнание точного значения слова, особенно заимствованного русским языком, часто сопровождается допущением лексических ошибок, одной из которых является плеоназм. В лингвистике этот термин восходит к греческому слову pleonasmos, что буквально значит «переизбыток».
Что такое плеоназм в русском языке
В разных сферах нашей жизнедеятельности нам часто встречается словосочетание «сервисное обслуживание». Его употребляют для обозначения качественного обслуживания. Давайте задумаемся, насколько правомерно объединяются эти слова с точки зрения лексических норм русского литературного языка?
Прилагательное «сервисное» образовано от слова «сервис», заимствованного из английского языка, в котором service значит «бытовое обслуживание».
Значит, значение слова «сервисный» уже входит в семантику русского слова «обслуживание» и является лишним в этой паре лексем.
Рассмотрим словосочетание «меню блюд». Французское слово «меню» обозначает «подбор блюд для завтрака, обеда и т. д.», а также «лист с перечнем предлагаемых блюд, напитков в ресторане, кафе, столовой». И в этом сочетании слов допущена речевая ошибка — плеоназм.
Как видим, эта ошибка возникает тогда, когда говорящий или пишущий не вникает в значение слов или не знает точного их значения и вкрапляет в свою речь лишние с точки зрения смысла слова.
Определение
Укажем, какое определение этой речевой ошибке дает Википедия.
Таким образом, плеоназм — это более широкое понятие, которое включает не только употребление отдельных лишних слов, а целых оборотов речи и даже фраз, которые можно упростить или изъять из текста вообще.
Примеры плеоназмов
Чаще всего указанной речевой ошибкой страдают сочетания прилагательных с существительными, причем значение прилагательного дублирует смысл определяемого им слова:
В качестве главного слова в сочетании выступает глагол, в значении которого уже заложен смысл лишнего слова:
- упасть вниз;
- подпрыгнуть вверх;
- впервые познакомиться;
- вернуться обратно;
- сжать кулак;
- импортировать из-за рубежа;
- госпитализировать в стационар;
- предупредить заранее.
Плеоназм и тавтология. Отличия
В лексикологии разновидностью плеоназма считается тавтология (греч. tauto «то же самое» + logos «слово»).
Тавтология — это непреднамеренное употребление однокоренных слов в словосочетании или в одной фразе, а также необоснованный повтор одного и того же слова.
Все спортсмены должны сгруппироваться в небольшие группы по трое.
Ему надо прыгнуть прыжок прямо сейчас.
Петр озадачил всех сотрудников этой трудной задачей .
Авторская речь — это речь автора .
Исходя из того, что в плеоназме дублируется смысл языковых единиц, составляющих словосочетание, но лексемы не являются однокоренными, можно утверждать, что плеоназм — это скрытая смысловая тавтология.
Наше совместное сотрудничество было плодотворным.
Сотрудничество — это действие, работа вместе, участие в общем деле.
Плеоназм создается в речи, когда другим словом обозначается одно и то же понятие, уже названное лексемой, составляющей с ним сочетание или фразу.
Тавтология же является речевой ошибкой, где явно употребляются однокоренные слова, создающие излишний назойливый повтор лексем с одинаковым или похожим смыслом. С этой точки зрения тавтология — это открытое языковое излишество в речи.
Примеры тавтологии
- спросить вопрос;
- заработанная зарплата;
- проливной ливень;
- звонок звонит;
- дымится дымом;
- вновь возобновить;
- городской градоначальник.
Тавтология бывает оправдана только в текстах, написанных в официально-деловом или научном стиле, где повтор одного и того же слова необходим по смыслу высказывания.
Размещение недоброкачественной рекламы с данным содержанием в данном месте данным способом запрещено законодательством страны.
В отличие от плеоназма в поэтическом языке тавтология используется как один из видов повторов, усиливающих эмоциональность и выразительность речи. Повторяются либо однородные по своему звучанию и по смыслу слова (греет — погревает, веет — повевает), либо повторяются слова, разные по звучанию, но близкие по смыслу (знает — ведает, плачет — тужит, море-океан, тоска-печаль).
Если в рифме повторяется одно и то же слово в изменённом его значении, такую рифму называют тавтологической:
Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости.
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане
Словарик плеоназмов
А | |
автоматический рефлекс | акватория водных объектов |
активная деятельность | антагонистическая борьба |
ареал обитания | ароматные духи |
арсенал оружия | атмосферный воздух |
Б | |
бесполезно пропадает | бесплатный подарок |
бестселлер продаж | биография жизни |
большое и видное место | большое человеческое спасибо |
бывший экс — чемпион | букет цветов |
В | |
взаимоотношения между супругами | взаимный диалог |
водная акватория | возобновиться вновь |
ведущий лидер | вернуться назад |
взлетать вверх | видел своими глазами |
визуальное изображение | всенародный референдум |
VIP -персона | возвращаться обратно |
воспоминания о былом | в конечном итоге |
внутренний интерьер | впервые дебютировал |
впервые знакомиться | впереди лидирует |
временная отсрочка | все и каждый |
выплаченная (заработная) плата | |
Г | |
героический подвиг | гибель человеческих жертв |
гигантский/огромный исполин | главная суть |
главный лейтмотив | главный приоритет |
гнусная ложь | голубая синева |
госпитализация в больницу | |
Д | |
депиляция волос | демобилизоваться из армии |
действия и поступки (одно слово лишнее) действующий акт | движущий лейтмотив |
долгий и продолжительный (одно лишнее) дополнительный бонус | дополнительный овертайм |
другая альтернатива | |
Е | |
единогласный консенсус | |
Ж | |
жестикулировал руками | живут скучной жизнью |
З | |
заданные данные | заведомая клевета |
заезжий гастарбайтер | злоупотребление пьянством/алкоголизмом/наркоманией |
занудный и скучный (одно слово лишнее) | захватывающий триллер |
И | |
избитая банальность | изобиловал большим количеством |
имеет место быть | импортировать из-за рубежа |
инкриминировать вину | интервал перерыва |
интерактивное взаимодействие | информационное сообщение |
исключительно эксклюзивный | истинная подоплёка |
истинная правда | истинная реальность |
IT — технологии | |
К | |
карательная репрессия | кивнул головой |
коллега по работе/по профессии | коммуникативное общение |
консенсус мнений | короткое мгновение |
коррективы и поправки (одно слово лишнее) | крайне экстремистский |
краткое резюме | круглосуточный нон – стоп |
Л | |
ладони рук | ледяной айсберг |
линия ЛЭП | лично я |
лицо в анфас | локальные места |
М | |
маршрут движения | международный интернационализм |
мемориальный памятник | меню блюд |
местный абориген | мёртвый труп |
молодая девушка | молодой юноша |
монументальный памятник | морально — этический (одно слово лишнее) |
моргнул глазами | молчаливая пауза |
моя автобиография | мизерные мелочи |
минус три градуса мороза ниже нуля | минута времени |
мимика лица | мужественный и смелый (одно слово лишнее) |
Н | |
на высоком профессиональном уровне | наглядно демонстрировать |
надо закончить/завершить начатую работу | наиболее оптимальный |
на сегодняшний день = на сегодня | наследие прошлого |
народный фольклор | на удивление странно |
начальные азы | негодовать от возмущения |
незаконные бандформирования | неиспользованные резервы |
необоснованные выдумки | необычный феномен |
немного приоткрыть | неподтверждённые слухи |
неприятно резать слух | нервный тик |
неустойчивый дисбаланс | ностальгия по тебе |
ностальгия по родине | |
О | |
объединённый союз | объединиться воедино |
огромная махина | осколок сломанной (вещи) |
онлайн – вебинары в Интернете | опытно – экспериментальный (одно лишнее) |
опытный эксперт | основной лейтмотив |
отара овец | ответная контратака |
ответная реакция | отступать назад |
очень крохотный | |
П | |
памятный сувенир | патриот родины |
первая премьера | пережиток прошлого |
период времени | пернатые птицы |
перманентное постоянство | перспектива на будущее |
печатная пресса | письменное делопроизводство |
повторить снова | подводный дайвинг |
подняться вверх по… | повседневная обыденность |
пожилой старик | полное право |
полный карт-бланш | полностью уничтожен |
по направлению к (место) | планы на будущее |
помог и поспособствовал (одно слово лишнее) | по моему личному мнению |
популярный шлягер | посетить/побывать с визитом |
поступательное движение вперед | предварительное планирование |
предварительная предоплата | предварительный анонс |
предчувствовать заранее | предупредить заранее |
прейскурант цен, тарифов | приснилось во сне |
производство работ | простаивать без дела |
проливной ливень | промышленная индустрия |
прошлый опыт | полный аншлаг |
полное фиаско | попытка покушения |
популярный шлягер | потрясающий шок |
почтовая корреспонденция | путеводная нить Ариадны |
пять рублей (любой другой вариант) денег | |
Р | |
равная половина | рассказчик рассказывал (другой глагол) |
реальная действительность | революционный переворот |
регистрационный учет | реорганизация организации |
рыбная уха | |
С | |
самовольный прогул | самое ближайшее время |
самое выгоднейшее | саммит на высшем уровне |
самый лучший | сатирическая карикатура |
свободная вакансия | секретный шпион |
сенсорный датчик | сервисная служба |
сервисные услуги | сжатый кулак |
СD — диск | система СИ |
система GPS | скоростной экспресс |
скриншот с экрана монитора | смешивать вместе |
SMS — сообщение | совместная встреча |
совместное соглашение | совместное сотрудничество |
соединить воедино | спуститься вниз по … |
странный парадокс | страсть к графомании |
строгое табу | суеверная вера |
существенная разница | счёт на оплату |
Т | |
так, например (одно слово лишнее) | тайный аноним |
тем не менее, однако (одно слово лишнее) | темнокожая негритянка |
тестовые испытания | тёмный мрак |
толпа людей | только лишь (одно из слов лишнее) |
топтать ногами | травматическое повреждение |
тридцать человек строителей (и другие варианты) | трудоустройство на работу |
торжественная церемония инаугурации | |
У | |
увидеть своими глазами | увидеть собственными глазами |
уже имеющийся | уже существовал |
умножить во много раз | услышать своими ушами |
упал вниз | установленный факт |
устойчивая стабилизация | утренний рассвет |
Ф | |
финальный конец | форсирует ускоренными темпами |
Х | |
храбрый герой | хронометраж времени |
Ц | |
целиком и полностью (одно лишнее) | ценные сокровища |
цейтнот времени | |
Ч | |
человеческое общество | человеческое спасибо |
честолюбивые амбиции | чрезвычайно громадный |
Ш | |
шоу – показ (одно слово лишнее) | |
Э | |
экспонаты выставки | эмоциональные чувства |
энергичная деятельность | эпицентр событий |
Ю | |
юная молодёжь | |
Я | |
я знаю, что | январь (и любой другой) месяц |
Видео «ПЛЕОНАЗМ. ЕГЭ по русскому языку. Как исправить лексическую ошибку?»
Тавтология и плеоназм, речевая избыточность
Когда в коротком высказывании масса ненужных слов, то это называется речевой избыточностью или многословием. Например, в течение последних суток были сильные снегопады и выпало большое количество снега.
Когда в письменной или устной речи много лишних слов, то это называется стилистической небрежностью. Она доказывает, что автор не имеет представления об объекте, который описывает. Между многословием и пустословием тонкая грань.
Пример речевой избыточности. Спортивный комментатор соревнований уведомляет: спортсмены, прибывшие на спортивные соревнования, принимают участие в соревнованиях с иностранными спортсменами.
Многословие выступает в виде:
- плеоназмов — использование слов, которые имеют одинаковый смысл, но лишние в тексте (в результате повседневной обыденности, поднялся вверх, главная суть).
- тавтологии (вариация плеоназма). Повторный термин, только другими словами (дважды умножаем, необъяснимые феномены). Тавтология явно выражена в соединении слов с одним корнем: Как спросить правильно вопрос?
Лексический повтор, встречающийся в тексте — признак того, что писателю не хватает четкости, лаконичности для формулирования мысли, возможно эпитетов. Иногда лексический повтор способен помочь автору сконцентрировать внимание на чем-то главном, например: Век живи, век учись.
Как использовать речевую избыточность?
Речевая недостаточность и речевая избыточность не во всех ситуациях оказывается погрешностью во время написания художественных произведений. Еще хуже, когда человек использует речевые штампы и канцеляризм.
Плеоназмы и тавтологии используются в стилистике для усиления результативности и воодушевления высказываний, а также, чтобы выделить афористичность речи. К этим приемам прибегают литераторы юмористы, чтобы создать шутку.
Главная цель речевой избыточности и тавтологии в стилистике:
- указать на бедность речи, необразованность определенных героев;
- усилить смысловую значимость ситуации;
- выделить определенную мысль в тексте;
- тавтологическое повторение подчеркивает насыщенность или длительность ситуации, например: “Мы шли и шли”;
- подчеркнуть плеоназмами признаки предмета или его характеристику. Авторы могут использовать для того, чтобы уточнить чрезмерное количество предметов, например: “А повсюду шарики, шарики, шарики, шарики…”;
- создание смешных ситуаций, например:“Разрешите мне не разрешать”.
Тавтология
Тавтология — мысль, представленная необоснованными повторениями одних и тех же однокоренных слов. Есть такое понятие, как тавтологическая рифма — повторение одного слова в измененном виде в стихотворной форме. Но для риторики — это нельзя использовать.
Однокоренные слова в одном предложении, создающие тавтологию — одна из распространенных ошибок. Таким образом, в одном предложении мы топчемся на одном месте. Это похоже на переспам в тексте.
Чтобы в предложении выделить определенную мысль, необходимо очистить его от лишнего, то есть избавиться от тавтологии, примеры: … совершенно закономерно могут вытекать определения, указывающие, что производительность трудового процесса на определенной ступени развития технического процесса определяется совершенно определенной закономерностью.
В данном предложении все запутанно и слишком много повторений. Очищаем его от мусора и получаем:
Производительность труда на разной степени развития технического процесса определена объективной закономерностью — это обоснованный вывод.
Не во всех ситуациях стоит воспринимать слова с одним корнем, как ошибку стилистики. Их не всегда нужно заменять синонимами в одном суждении, в некоторых ситуациях это невозможно, тест может обеднеть.
Пару слов с одним корнем, которые упомянуты в одном отрывке текста стилистически оправдываются, когда считаются единственными носителями значения. Приходится смириться с тем, что в предложении присутствует тавтология, примеры: на кустах расцветают розовые цветы, тренировать команду будет главный тренер.
В русском языке существуют тавтологические совмещения, которые неизбежны: словарь русских слов, бригадир двух бригад, следователи оперативной группы вели расследование.
Когда авторы сталкиваются с такой проблемой, как сочетание русского слова и иностранного, то не понимают точного смысла второго, например: маленький вундеркинд, ведущие лидеры. Прежде чем сочетать иностранные слова с другими, надо думать об их значении.
Тавтологию можно встретить в русском фольклоре и пословицах. Писатели намеренно применяют их для лексической выразительности: дружба дружбой, а служба службой; ходить ходуном; жизнь прожить не поле перейти.
Плеоназм
Этот термин имеет греческие корни и переводится, как “чрезмерный”, “избыточный”.
Разберемся, что такое плеоназм? Означает переизбыток в одном суждении слов одинакового смысла.
Примеры: они увидели мертвый труп; я познакомился с темной брюнеткой; он сидел без слов и молчал.
Перечисленные суждения усложнены лишними уточнениями. Как и другие формы речевой избыточности, плеоназм указывает на недостаточную образованность автора. Нужно проанализировать лексику и научиться вовремя устранять ошибки.
В русском языке существует такой тезис, как “мнимый плеоназм”. Писатели используют его сознательно, чтобы усилить выразительность речи и эффект восприятия.
Плеонастические сочетания используются для фольклора. Еще ранее авторы пользовались экспрессивно окрашенными плеоназмами в рассказах, например: море-океан, пути-дорожки, жили- были.
Ляпалиссиады
Одной из форм речевой избыточности выступают ляпалиссиады. Они создают эффект юмора в трагической (неуместной) ситуации,
Например:
Мертвое тело лежало и не подавало признаков жизни, слепой человек абсолютно ничего не видел.
Одной из главных ошибок в письменной речи выступает речевая избыточность — это проявление тавтологии и плеоназма. Такие ошибки придают словарному запасу скудности и бедности. Но их используют в написании художественной литературы, с целью придать ей ярких красок.
При работе с текстом всегда нужно стремиться к тому, чтобы своевременно устранять тавтологию и плеоназм. В этом случае тексты читаются быстрее и будут интереснее. Маленький словарный запас и речевая избыточность ухудшают подачу информации.
Если вам понравилась статья на Редачим, оставляйте комментарии и делитесь с друзьями.
источники:
http://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/pleonazm.html
http://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/tavtologiya_pleonazm
Под
общим названием многословия
в речи
объединяется несколько видов лексических
ошибок.
а) Плеоназм – употребление в речи
близких по смыслу и потому логически
лишних слов.
Ошибка: Все участники соревнований
получили памятные сувениры.
Сувенир – «подарок на память», поэтому
«памятные» в этом предложении – лишнее
слово.
Правильно: Все участники соревнований
получили сувениры. (Все
участники соревнований получили памятные
подарки.)
Разновидностью плеоназмов являются
выражения типа очень огромный, очень
малюсенький, очень прекрасный и т.п.
Прилагательные, обозначающие признак
в его предельно сильном или слабом
проявлении, не нуждаются в уточнении
степени признака.
б) Использование лишних слов. В
данном случае имеются в виду слова,
лишние не потому, что свойственное им
лексическое значение выражено другими
словами, а потому, что они вообще не
нужны в данном тексте.
Ошибка: О том, чтобы вы
могли улыбнуться, 11 апреля об этом
позаботится книжный магазин «Дружба».
Правильно: О том, чтобы
вы могли улыбнуться, 11 апреля позаботится
книжный магазин «Дружба».
в) Тавтология – повторение в пределах
одного или нескольких соседних предложений
одних и тех же слов или одинаковых
морфем.
Ошибка: Пилот вынужден
был совершить вынужденную
посадку.
Правильно: Пилот вынужден
был совершить посадку. (Пилот совершил
вынужденную посадку.)
г) Расщепление сказуемого. Это
немотивированная замена глагольного
сказуемого синонимичным глагольно-именным
сочетанием. Такие сочетания характерны
для научных, официально-деловых,
публицистических текстов, однако даже
там ими не следует злоупотреблять. В
художественном тексте и при непринужденном
общении эти конструкции неуместны.
Ошибка: Студенты приняли
решение произвести уборку
спортивной площадки.
Правильно: Студенты решили
убрать спортивную площадку.
5) Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна
многословию. Неполнота высказывания
заключается в пропуске необходимого в
предложении слова.
Ошибка: Сейчас стали модными
призывы не допускать на страницы
печати и телевизоров высказывания,
способные разжечь межнациональную
вражду.
В результате пропуска слова «экраны»
получается «страницы телевизоров».
Правильно: Сейчас стали модными призывы
не допускать на страницы печати
и экраны телевизоров высказывания,
способные разжечь межнациональную
вражду.
6) Ошибки в использовании фразеологизмов.
а) Ввод дополнительного компонента.
Ошибка: Пора уж тебе взяться
за свой ум.
Правильно: Пора уж тебе взяться
за ум.
б) Пропуск компонента.
Ошибка: Ну, хоть бейся об
стенку!
Правильно: Ну, хоть бейся
головой об стенку!
в) Смешение (контаминация) фразеологизмов.
Ошибка: Эти и другие вопросы играют
большое значение в мировой
экономике.
Произошло смешение двух устойчивых
оборотов: играть роль и иметь
значение.
Правильно: Эти и другие вопросы
играют большую роль в мировой
экономике. Эти и другие вопросы имеют
большое значение для мировой экономики.
Задание
1. В каком слове ряда неверно выделена
буква, обозначающая ударный гласный
звук?
—
знАхарка, одолжИть, Отбыв, подбодрЯт
—
каталОг, кулинАрия, портЫ, щавЕль
—
в шАрфе, начАвший, пломбировАть,
(наступить) туфлЁй
—
бАрмен, галА-концерт, не умЕстится,
углубИшь
—
глазирОванный, донЕльзя, (сделано)
мастерскИ, недосолЁный
—
блАговест, намерЕние, обеспЕчение,
срЕдства
—
вЕрование, зАдали, исконИ, подклЮченный
—
дОсуг, сабО, платО, сИлос
—
не дозвонИмся, прИбывший, пУрпур,
слИвовый
Задание
2. В каких словах согласный звук перед
Е ([Э]) произносится:
а) твердо?
Рельс,
пантеон, пресса, энергия, темпы, музей,
неолит, бутерброд, термин, реквием,
шинель, патент, термометр, дефицит,
свитер, академия;
б)
мягко?
Одесса, гротеск,
детектив, эстетика, компьютер, кашне,
компетентный.
Задание 3. Разделите
слова на 2 группы: 1) после мягкого
согласного под ударением произносится
[Э]; 2) после мягкого согласного под
ударением произносится [О].
Гололедица, маневры,
издевка, принесший, никчемный, оседлый,
современный, иноплеменный, подключенный,
леска, гренадер, разновременность.
Задание 4. Найдите
и исправьте лексические ошибки.
1. Людей приезжающих
на отдых в Грецию, никогда не мучает
ностальгия по Родине.
2. При таком отношении
к народному добру не стоит уповать на
то, что витрины забиты импортными
товарами.
3. Постараемся
сделать всё, что от нас возможно.
4. Это была программа
с безусловными условиями, которые нужно
выполнять обоим сторонам.
5. Я с опасностью
думаю о том, что нам нужно менять
стереотипы.
6. Эти факторы не
будут играть определяющего значения.
7. Банки сегодня
вышли на передовую арену жизни нашего
общества.
8. Группа солдат
совершила побег с гауптвахты в соседской
Пермской области.
9. Это соревнование
состоялось благодаря кооперативным
усилиям многих стран.
10. Несмотря на то,
что там делаются все профилактические
меры, леса горят.
Задание
1. Определите место ударения в словах.
Августовский,
алфавит, аналог, апостроф, баловать,
буксировать, вероисповедание, втридорога,
газопровод, генезис, гофрированный,
дефис, джинсовый, диспансер, жалюзи,
добыча, договор, дозвониться, досуг,
древко, завидно, задолго, заиндеветь,
заискриться, запломбировать, заржаветь,
засорится, (телефон) звонит, иконопись,
индустрия, исподволь, каталог, кашлянуть,
квартал, красивее, красивейший, кремень,
кулинария, кухонный, лубочный, маркетинг,
мельком, мизерный, мускулистый, мышление,
намерение, наотмашь, начавший, (работа)
начата, недвижимость, некролог,
обеспечение, облегчить, ободрить,
оптовый, осведомиться, откупорить,
отнятый, отчасти, памятуя, партер,
плесневеть, пломбировать, предвосхитить,
премирование, приняла (заказ), принудить,
присовокупить, прожили, рассредоточение,
симметрия, создали, столяр, табу, торты,
тотчас, уведомить, углубить, умерший,
упрочение, усугубить, факсимиле, форзац,
ходатайство, христианин, шасси, эксперт,
эссе, языковой вопрос, языковый паштет.
Задание 2. Разделите слова на 2 группы:
1) согласный перед Е произносится мягко;
2) согласный перед Е произносится твердо.
В каких словах возможен только один
вариант, а в каких допустимы оба варианта?
Агрегат,
агрессия, адекватный, адепт, академик,
аккордеон, амбре, анемия, аннексировать,
антенна, антитеза, анестезия, антисептика,
антресоли, апартеид, артезианский,
астероид, атеист, аутсайдер, бартер,
безе, берет, бекон, бестселлер, бизнес,
бифштекс, брюнет, гантели, генезис,
генетика, гипотеза, гротеск, дебаты,
дебют, девиз, девальвация, дегенерат,
деградация, декада, деканат, декларация,
декламировать, декрет, демагогия, демарш,
демпинг, денационализация, депеша,
депозит, депонент, дефицит, диспансер,
законопроект, индекс, интеллект, интервал,
интервью, интернат, кодекс, компетентный,
компьютер, конверсия, конкретный,
консервация, купейный, корректный,
лютеранин, лидер, менеджер, музей,
неологизм, непрезентабельный, пастель,
паштет, пресса, протеже, резерв, резюме,
реноме, свитер, сервант, стратегия,
текст, телефакс, тенденция, термин,
террор, фанера, фортель, френч, чартер,
энергия, эстет, эфемерный.
Задание
3. Разделите приведённые слова на три
группы, в зависимости от варианта
произношения чн: 1) слова, где произносится
[чн]; 2) слова, где произносится [шн]; 3)
слова, где возможны оба варианта
произношения.
Античный, библиотечный, булочная,
бутылочный, восточный, вечно, вербовочный,
вторично, гоночный, горничная, горчичник,
единичный, елочный, игрушечный, кирпичный,
конечно, копеечный, Кузьминична, лавочник,
лихорадочный, мелочность, молочный,
нарочно, научный, ночной однозвучный,,
отличник, очечник, перечница, печной,
подсолнечник, порядочный, почечный,
прачечная, пустячный, ручной, Саввична,
сердечный, скворечник, скучный, сливочный,
солнечный, съёмочный, точность,
тренировочный, троечник, убыточность,
уличный, шапочный, яблочный, яичница,
ячневая.
Задание 4. Исправьте речевые ошибки,
связанные с незнанием лексического
значения слова.
1. Спонсоры внесли значительную лепту
в организацию праздника.
2. Он двадцать лет проработал в торговле,
хотя с детства мечтал стать коммерсантом.
3. Билетов в партер уже не было, пришлось
довольствоваться местом на балюстраде.
4. Помещики жестоко обращались со своими
придворными.
5. Во время интервала между уроками в
класс вошел директор школы.
6. Интерьер нашей улицы очень красивый.
7. Подруга Ольги ловко драпируется в
богатую шаль.
8. Мой брат, меломан, не переносит ни
музыку, ни пение.
9. Предприятие наладило выпуск товаров,
пользующихся большим спросом, поэтому
считалось теперь банкротом.
10. Премии получили и конструкторы новых
сортов пшеницы.
11. Этот портрет стоит рядом с великолепными
образцами в пантеоне мировых достижений
портретной живописи.
12. Данный вопрос не входит в нашу миссию.
13. Базаров – молодой человек с захудалым
лицом.
14. Стихотворение Симонова «Жди меня»
стало бестселлером.
15. Крылов – удобный катализатор добра
и зла.
16. Мы испытываем летаргию по прошлому.
17. Свое следующее поприще, я думаю, он
сделает в политике.
18. Именно из-за таких регулярных возмездий,
которые обрушиваются на головы мужиков,
жители деревни испытывают ужас перед
помещиком и его бурмистром.
19. Дилемма, поставленная перед коллективом,
была успешно выполнена.
20. Летом мы совершили небольшой круиз:
сели на поезд и поехали в Москву.
21. Импорт этой страны составили меховые
изделия, вывозимые из нее в большом
количестве.
22. Он медленно перелистывал страницы
буклета – путеводителя по дворцу.
23. Если хорошо изучить картографию,
можно выиграть в покер много денег.
24. Правда и только правда – таков имидж
писателя.
25. Девушка изменила имя Катя на Кармен,
считая, что последнее импонирует ее
внешности.
26. Когда занавес раздвинулся, на сцене
стоял актер в золоченом амплуа.
27. Новая пьеса привлекла внимание
критиков оригинальным до банальности
сюжетом.
28. Радостное известие привело его в
минорное настроение – он готов был
запрыгать от счастья.
29. К подъезду подъехала тройка лошадей
с крытым саквояжем.
30. Наши успехи в экономике привели к
заметному регрессу в других областях.
Задание 5. Найдите и исправьте ошибки
в сочетаемости слов.
1. Скрутившись клубком в своем гнезде,
спит белка.
2. После катка я иду домой радостная, с
веселыми впечатлениями.
3. Роль книги в жизни человека велика:
он должен пополнять свой кругозор.
4. Побывав в кино, я обычно думаю, способна
ли я на такие поступки, которые делают
герои фильма.
5. Успехами мы не блестим.
6. Задача, поставленная перед нами,
достигнута.
7. На демонстрации Сизов приобщается к
революционерам.
8. Воздух чист. Солнце греет ярче. Дышится
свежо.
9. Группа студентов пришла слушать
факультативный курс лекций по сварке
доцента Юрьева.
10. Всем членам кассы взаимопомощи просьба
подтвердить свои остатки.
11. Организовано общежитие для мужчин и
женщин с железными койками на сетках.
12. Столяр сделал эту этажерку из дуба с
четырьмя ножками.
13. Общественность города широко готовится
отметить юбилей известного писателя.
14. Девушка купила карие чулки.
15. Гоголь прекрасно описал о похождениях
Чичикова.
16. Царское правительство устроило
гонение за передовыми людьми.
17. Ученики пристально слушали рассказ
учителя.
18. Большинство времени уходило на
составление ненужных отчетов.
19. Это произошло глубокой весной.
20. В течение долговременного периода
идет оформление документов.
21. Он был мне подлинным другом.
22. В этих соревнованиях спортсмен одержал
поражение.
23. Он преклонил голову ей на плечо.
24. Сын склонил колени перед матерью.
25. Эта новость причинила ей удовольствие.
26. С моей закадычной подругой мы часто
ходим в кино.
27. Спешим поздравить вас с постигшим
юбилеем.
28. У нее были огромные каштановые глаза.
29. Он испытывал к нему крепкую ненависть.
30. Путешествуя по разным странам, я очень
скучала за близкими.
Задание 6. Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил
абонент.
2. Герой все время находится в подвесном
состоянии.
3. В этот день я услышала много обидчивых
слов.
4. Любой поступок заслуживает осуждения.
5. Все вокруг привлекательно: и близкие
и далекие холмы.
6. Студент быстро освоил материал.
7. Мой брат – человек практический, он
не выбрасывает старые вещи.
8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то
виновным видом.
9. В новых кварталах города находятся
самые высотные дома.
10. Она приготовила сытый завтрак.
11. Болотистый ил является отличным
удобрением.
12. Она пришла в цветистом платье.
13. Соседний кот важно прошел на кухню.
14. В десятимесячном возрасте ребенка
перевели на искусное вскармливание.
15. Мы живем в одном доме, но на различных
этажах.
16. В жаркий день приятно походить по
теневым аллеям.
17. Землю надо обезводеть.
18. На поляне мы увидели высокий земельный
холм.
19. Эти фотографии сохранились в семье
потому, что моя бабушка была очень
бережная.
20. Давайте найдем в себе скрытные резервы
и доберемся до вершины.
21. С особенным удовлетворением учитель
отметил успехи слабого ученика.
22. Ему была представлена возможность
поехать на юг.
23. Были проведены отборные соревнования
по гимнастике.
24. На радио пришло письмо, адресат
которого характеризует себя так: «Я
одинок».
25. Учиться он не хотел, вот и вырос
невежей.
26. Страшная бедность заставляла его
влачить жалкое сосуществование.
27. Он не любил работать и вел праздничный
образ жизни.
28. Маяковский стоял у источников нашей
поэзии.
29. Ранние произведения поэта понятливы
и доступны каждому.
30. В конце книги был приведен список
рекомендательной литературы.
Задание 7. Найдите в предложениях
тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые
ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что
начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с
коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки
сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал
еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером
5.
8. Между природой и человеком уже не
существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и
неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях
процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу
же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет
и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным,
непродуманным, поэтому трудно было
уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна
истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников»
нарисованы Тургеневым с большим
расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые,
взятые из жизни, реалистические образы
и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство,
деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось
более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить
памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость,
суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были
признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают
внимания на решении необходимых и
насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень
полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил
на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с
врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало
апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней
сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует
подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой
корреспонденции поступило от жителей
деревень.
Задание 8. Исправьте речевые ошибки,
связанные с употреблением фразеологических
оборотов и устойчивых словосочетаний.
1. Сейчас же спрячь язык за зубами!
2. Ты что, первый раз с Луны свалился?
3. А сейчас все пойдет по своим делам.
4. Надо взглянуть на дело глазами будущего
потомка.
5. Я уйду, как француз, по-английски.
6. Цыплят, как известно, считают по
очереди.
7. Завтра первое боевое крещение наших
спортсменов.
8. Музыка оказала сильное впечатление
на всех.
9. Не довелось Семену Давыдову хлебнуть
счастья семейной жизни.
10. Все действия гражданина Петрова были
направлены на то, чтобы втереть очки
авторитетной комиссии.
11. Из-за недостатка улик дело было
положено за сукно.
12. Взаимопонимание и доверие играют
большое значение в семейной жизни.
13. Русские писатели всегда уделяли
большую роль проблеме использования
иноязычных слов в русском литературном
языке.
14. Мальчишка любил пускать туман в глаза,
рассказывая о своих успехах.
15. Да я просто обязан злиться на тебя!
Скажи, ради чего я поехал? Ради чего
оторвался от работы – с какой великой
радости?
16. Сегодня ночью вышел проверить часового,
а его, миленького, на посту нет –
оказывается, спит на диване мирным сном
младенца и пузыри пускает. Это уж – из
ряда вон!
17. Вы мне тут зубы не заговаривайте. Мы
знаем, кто такой Толстой, разбираемся.
Думаете, милиция, так здесь шухры-мухры,
ушами холодными хлопают.
18. Если разобраться, ему в базарный день
полкопейки цена.
19. Обнаружено крупное хищение строительных
материалов, в котором Качеровский играет
главную скрипку.
20. Среди всеобщей тишины раздается
гомерический хохот.
21. У нее всегда семь пятниц: то она поможет
в работе, то не хочет об этом говорить.
22. Ах, хорошо, братцы! И вот что скажу я
вам, господа русские офицеры, заслужили
мы божеский отдых, судьба нас приласкала
– целыми остались, есть с чем в Россию
вернуться. Главное – башка на плечах.
23. Такое несоответствие проходит красной
полосой в студенческих работах.
24. Рабочие занимались сизифовым делом,
разгружая и перекладывая кирпич вручную,
снова нагружая и поднимая наверх, к
лесам.
25. Не мудрствуя долго, приведу цитату
из отчета.
26. Хотя был он и не из робкой десятки, но
тут не мог не испугаться.
27. Десятки жалоб на руководство предприятия
остаются гласом, вопиющим в пустыне.
28. В плановых отделах и бухгалтериях
сводят последние счеты с ушедшим годом.
29. Мы трудились в поте лиц, а, завершив
работу, почувствовали облегчение.
30. Каждый из этих авторов внес свою
бесценную лепту в сокровищницу
театрального искусства.
Содержание
- Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые оплошности. 1. Выехать нам
- Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм исправьте речевые ошибки выехать нам не удалось
- Русский язык. Литература
- Рубрики
- Top-5 за сегодня
- Top-5 за всё время
- Peклaмa
- Поиск
- Плеоназм
- Комментарии
- Русский язык. Литература
- Рубрики
- Top-5 за сегодня
- Top-5 за всё время
- Peклaмa
- Поиск
- Плеоназм
- Комментарии
- Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм исправьте речевые ошибки выехать нам не удалось
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые оплошности. 1. Выехать нам
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки. 1. Выехать нам не удалось, поэтому что начался проливной ливень. 2. У него сразу взмокли ладони рук. 3. Прейскурант цен вывешен на витрине. 4. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы. 5. В заключение рассказчик поведал еще одну смешную историю. 6. Впереди лидирует гонщик под номером 5. 7. Между природой и человеком теснее не существует существенной различия. 8. Работа была выполнена халатно и неряшливо. 9. Как только прочитаете книжку, сходу же возвращайте ее обратно в библиотеку. 10.Рано либо поздно всем станет знаменита правильная подоплека распускаемых слухов. 11. На исполненье этого задания пригодилось более двух часов медли. 12. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки. 13. Мы его лицезрели и с боковой стороны, и в профиль. 14. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас кошмар.
1. Выехать нам не удалось, поэтому что начался ливень.
2. У него сходу вспотели ладошки.
3. Прейскурант вывешен на витрине.
4. Гость попробовал собрать осколки вазы.
5. В заключении рассказчик поведал еще одну смешную историю.
6. Лидирует гонщик под номером 5.
7. Меж природой и человеком уже не существует (заметной) различия.
8. Работа была выполнена халатно.
9. Как только прочитаете книжку, сразу же возвращайте ее назад.
10. Рано или поздно всем станет знаменита подоплека распускаемых слухов.
11. На выполнение этого задания пригодилось более 2-ух часов.
12. В киосках нашего города можно покупать памятные сувениры.
13. Мы его лицезрели сбоку.
14. Лес, окутанный сумраком, наводил на нас кошмар.
Источник
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм исправьте речевые ошибки выехать нам не удалось
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
11. Как только прочитаете книгу, сразу же возвратите ее обратно в библиотеку.
12. В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его главную суть.
14. Рано или поздно всем станет известна истинная подоплека распускаемых слухов.
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большим расположением и симпатией.
16. А.Н. Островский создает правдивые, взятые из жизни, реалистические образы и картины действительности.
17. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени.
19. В киосках нашего города можно купить памятные сувениры, подарки.
20. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность.
21. Мы его видели и в сбоку, и в профиль.
22. Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными.
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов.
24. Обмен имеющимся опытом был очень полезен.
25. Лес, окутанный темным мраком, наводил на нас ужас.
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь.
27. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
30. Много жалоб на плохую доставку почтовой корреспонденции поступило от жителей деревень.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень (тавтология).
2. У него сразу вспотели ладони (плеоназм).
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами (плеоназм).
4. Прейскурант вывешен на витрине (плеоназм).
5. Гость попытался собрать осколки вазы (плеоназм).
6. В заключение рассказчик поведал еще одну забавную историю (тавтология).
7. Лидирует гонщик под номером 5 (плеоназм).
8. Между природой и человеком уже не существует разницы (тавтология).
9. Работа была выполнена небрежно (плеоназм).
10. Даже при неблагоприятных условиях развитие растений продолжается (плеоназм).
11. Как только прочитаете книгу, возвратите ее в библиотеку (плеоназм).
12. В прошлом году они окончили университет (плеоназм).
13. Выступление было сумбурным, непродуманным, поэтому трудно было уловить его суть (плеоназм).
14. Рано или поздно всем станет известна подоплека распускаемых слухов (плеоназм).
15. Образы мужиков в «Записках охотников» нарисованы Тургеневым с большой симпатией (плеоназм).
16. А.Н. Островский создает реалистические образы и картины действительности (плеоназм).
17. В «Грозе» обличается самодурство купцов (плеоназм).
18. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов (плеоназм).
19. В киосках нашего города можно купить сувениры, подарки (плеоназм).
20. Народ сумеет отстоять свою независимость и территориальную целостность (плеоназм).
21. Мы его видели в профиль (плеоназм).
22. Старые методы руководства были признаны ошибочными (плеоназм).
23. Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении насущных вопросов (плеоназм).
24. Обмен опытом был очень полезен (плеоназм).
25. Лес, окутанный мраком, наводил на нас ужас (плеоназм).
26. Писатель показал, как боролась с врагами молодежь (плеоназм).
27. Теплые дни пришлись на начало апреля (плеоназм).
28. Студенты активно готовятся к зимней сессии (плеоназм).
29. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту (плеоназм).
30. Много жалоб на плохую доставку корреспонденции поступило от жителей деревень (плеоназм).
Источник
Русский язык. Литература
Рубрики
Октябрь 2021
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Плеоназм
Размещено 5.04.14 в рубрике 6 класс
Плеоназм (от греч. pleonasmós — излишество), многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности.
С плеоназмом мы имеем дело, когда употребляются лишние слова, не добавляющие к сказанному нового смысла. Например, ярчайшим примером плеоназма будет, если мы скажем, что Карлсон вернулся, то добавлять слово назад уже не следует, так как в самом глаголе вернулся уже содержится направление движения.
Ещё несколько примеров плеоназмов: Упал вниз, жестикулировал руками, ностальгия по родине, главный приоритет, инкриминировать вину, избитая банальность.
А вы можете привести примеры употребления плеоназмов в вашей речи или речи ваших знакомых?
Наверное, слышали свободная вакансия, коллега по работе, CD-диск, другая альтернатива и огромный мегаполис.
В рассказе А.П.Чехова «Унтер Пришибеев» встречаем явный плеоназм: «…утоплый труп мертвого человека…». Этот оборот писатель использует для создания комического эффекта. А вот пример тавтологии у Николая Васильевича Гоголя: «Горьким смехом моим посмеюся».-
То, за что ученикам и студентам ставят двойки, писатели используют для достижения комического или целевого эффекта.
Спросите у родителей, какие ещё примеры тавтологии и плеоназмов часто употребляются в современной речи? Чем отличается плеоназм от тавтологии? Почему так любят ученики эти приёмы? Об этом поразмышляйте в выходные дни 🙂
Комментарии
Елена Юрьевна, извините, а что мне делать, ели я не была в субботу?
Маруся, это Вам задание на завтра
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень.
2. У него сразу вспотели ладони.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами.
4. Прейскурант вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал одну забавную историю.
7. Лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует разницы.
9. Работа была выполнена небрежно.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
Источник
Русский язык. Литература
Рубрики
Октябрь 2021
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Сен | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
Peклaмa
Поиск
Плеоназм
Размещено 5.04.14 в рубрике 6 класс
Плеоназм (от греч. pleonasmós — излишество), многословие, употребление слов, излишних не только для смысловой полноты, но обычно и для стилистической выразительности.
С плеоназмом мы имеем дело, когда употребляются лишние слова, не добавляющие к сказанному нового смысла. Например, ярчайшим примером плеоназма будет, если мы скажем, что Карлсон вернулся, то добавлять слово назад уже не следует, так как в самом глаголе вернулся уже содержится направление движения.
Ещё несколько примеров плеоназмов: Упал вниз, жестикулировал руками, ностальгия по родине, главный приоритет, инкриминировать вину, избитая банальность.
А вы можете привести примеры употребления плеоназмов в вашей речи или речи ваших знакомых?
Наверное, слышали свободная вакансия, коллега по работе, CD-диск, другая альтернатива и огромный мегаполис.
В рассказе А.П.Чехова «Унтер Пришибеев» встречаем явный плеоназм: «…утоплый труп мертвого человека…». Этот оборот писатель использует для создания комического эффекта. А вот пример тавтологии у Николая Васильевича Гоголя: «Горьким смехом моим посмеюся».-
То, за что ученикам и студентам ставят двойки, писатели используют для достижения комического или целевого эффекта.
Спросите у родителей, какие ещё примеры тавтологии и плеоназмов часто употребляются в современной речи? Чем отличается плеоназм от тавтологии? Почему так любят ученики эти приёмы? Об этом поразмышляйте в выходные дни 🙂
Комментарии
Елена Юрьевна, извините, а что мне делать, ели я не была в субботу?
Маруся, это Вам задание на завтра
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался проливной ливень.
2. У него сразу вспотели ладони рук.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами по работе.
4. Прейскурант цен вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки сломанной вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
7. Впереди лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.
9. Работа была выполнена небрежно и неряшливо.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
1. Выехать нам не удалось, потому что начался ливень.
2. У него сразу вспотели ладони.
3. Следует сначала посоветоваться с коллегами.
4. Прейскурант вывешен на витрине.
5. Гость попытался собрать осколки вазы.
6. В заключение рассказчик рассказал одну забавную историю.
7. Лидирует гонщик под номером 5.
8. Между природой и человеком уже не существует разницы.
9. Работа была выполнена небрежно.
10. Даже при неблагоприятных условиях процесс развития растений продолжается.
Источник
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм исправьте речевые ошибки выехать нам не удалось
Казарина С. Г., Милюк А. В., Усачева М. П
Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку
Учебно-методическое пособие представляет собой серию изданий, посвященных основным разделам курса «Русский язык». Первая книга включает материалы по орфографии, вторая – по пунктуации, третья – по стилистике и культуре речи. В каждой книге содержатся упражнения на основные правила раздела, тесты для проверки знаний, ключи ко всем видам заданий, а также Словарь лингвистических терминов.
Учебно-методическое пособие поможет Вам подготовиться к экзамену по русскому языку, проводимому в форме ЕГЭ, диктанта или тестирования при поступлении в вуз, и значительно повысить уровень своей грамотности. Пособие апробировано на подготовительных курсах и практических занятиях по вузовской дисциплине «Русский язык и культура речи».
Умение говорить и писать правильно, использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций необходимо не только тем, кто готовится сдать экзамен, но и тем, кто хочет, чтобы его воспринимали как образованного, компетентного человека, по праву занимающего определенный должностной уровень. Если Ваша цель – улучшение своей грамотности, прежде всего устной речи, следует воспользоваться третьей частью пособия, упражнения которой помогут избавиться от стилистических недочетов и ошибок.
Пособие дает возможность устранить ошибки, не заучивая правила, а овладевая нормами словоизменения, словообразования, сочетаемости слов, правописания, произношения путем многократного обращения к конкретному языковому материалу.
Как пользоваться пособием? Вы можете последовательно выполнять упражнения каждой части, сверяясь с ключом и уточняя нужные понятия по Словарю лингвистических терминов. Чтобы избежать монотонности в работе, можно использовать три книги пособия одновременно.
Предлагаемое Вам издание удобно еще и потому, что оно фактически является рабочей тетрадью: пропущенные буквы и знаки препинания можно вписывать в текст упражнения, не переписывая его – так Вы экономите свое время.
Задания по всем разделам изложены в доступной форме и направлены на выработку навыков грамотной устной и письменной речи, что, безусловно, поможет применить знания на практике и обрести уверенность в своих силах.
Источник