Скачать материал
Вариант 1 |
||
Фамилия, |
||
1 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны 2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что 3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине 4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже 5) Автор показывает подсознательное нежелание что-либо менять в 6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много 7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной 9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Обращаясь к биографии М.А. Булгакова, понимаешь, что насколько 2) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада 3) Мы любим и гордимся своей школой. 4) В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросле» есть целый ряд персонажей, 5) Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих 6) Князь Андрей в своем стремлении к духовному совершенству 7) Согласно данных древнерусских летописей суздальский князь Юрий Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и 9) Браконьерам, нарушающих закон, грозит серьёзный штраф |
Вариант 2 |
||
Фамилия, |
||
1 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к 2) Прослеживая историю создания Шарикова, вспоминаешь, что 3) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая 4) В. Астафьев вспоминал, что «я нигде не видел таких подснежников, 5) Анализируя стихотворный текст, у нас завязался спор. 6) И.А. Гончаров не только раскрывает глубину души главного героя, 7) Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет. Те, кто с детства стремятся к мечте, часто реализуют жизненные 9) Сразу же по приезду в столицу известный актёр встретился с |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) По прибытию в аэропорт руководитель группы выдал каждому из нас 2) Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознал все ничтожество 3) Многие из тех, кто читал произведения Довлатова, восхищался 4) Размышляя над живучестью шариковых, понимаешь, что до какой 5) В повести ХVII века «Начало царствующего великого града» можно 6) Используя метафоры и сравнения, достигается эмоциональность и 7) Мы часто бываем и рассказываем о музеях. Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». 9) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Войне и мире» более двухсот |
Вариант 3 |
||
Фамилия, |
||
1 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Прохожий спросил меня, что не знаю ли я, где находится универмаг 2) Многие 3) Все, кто читали рассказы и повести К. Паустовского, убедились в 4) Вопреки предсказаний моего спутника, погода прояснилась. 5) Следя за логикой развития образа Шарикова, сознаёшь, что до 6) В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без 7) А.Н. Островский подвергает Катерину самому сложному испытанию — Окончив с отличием университет, мне предстояла успешная карьера. 9) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождения на вершину этой |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Составляя предложение, пишущим каждый раз обдумывается его 2) В натюрморте И.И. Машкова «Снедь московская» изображены 3) Размышляя над истоками творчества М.А. Булгакова, понимаешь, что 4) Л.Н. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих 5) Кто бы ни приезжали в наш городок, все поражались чистоте и 6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечению срока его 7) По рассказу А.П. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный Во время войны народ надеялся и верил в победу. 9) Поэзия пробуждающейся весны раскрывается Ф. Тютчевым в |
Вариант 4 |
||
Фамилия, имя: |
||
1 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Л.Н. Толстой считал войну противоестественным человеческой 2) В один из осенних дней освежённый лес холодным воздухом как 3) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артиста. 4) Немало критических статей и литературоведческих исследований 5) По приезду в Петербург мы разместились в удобной гостинице. 6) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас 7) Прочитав повесть «Собачье сердце», осознаёшь, что в какой мере Приходя в новый коллектив, отношения иногда не складываются. 9) Все, кто не потеряли ещё головы, были против нацизма. |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Картину «Девочку с персиками» живописец Серов писал в течение 2) Повторяя одни только старые истины, логическим путем выводятся 3) 4) Обращаясь к творчеству М.А. Булгакова, осознаёшь, что до какой 5) 6) И.А. Куприн не хотел смириться с пошлыми, практическими 7) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную Высокие дома, квадратом окаймлявших пруд, приковывали внимание 9) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского моря циклона и |
Вариант 5 |
||
Фамилия, |
||
1 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые 2) Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны 3) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины 4) П.И. Багратион говорил о себе, что ради России я пожертвую 5) Проведя операцию над смышлёным псом, профессор понимает, что до 6) Л.Н. Толстой любил своего героя и раскрывает перед нами 7) В картине Левитана «Дожде» передана вся прелесть дождливых Парк вдалеке, окутанной синеватой мглой, был очень красив. 9) Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в |
2 |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) 2) Листая страницы великих произведений русской литературы, 3) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский 4) Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот. 5) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. 6) В антиутопической повести А. Платонова «Котловане» люди мечтают 7) В рассказе «Старуха Изергиль» Горький изображал исключительные А. Платонов в этой повести исследует и рассуждает об 9) Согласно намерения писателя читатели должны задуматься о |
ОТВЕТЫ
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Вариант 4 |
Вариант 5 |
|
1 |
92435 |
12786 |
95237 |
27491 |
85726 |
2 |
91456 |
54932 |
23754 |
84156 |
32647 |
Скачать материал
- Сейчас обучается 73 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 303 235 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 04.12.2021
- 281
- 4
- 04.12.2021
- 453
- 15
- 04.12.2021
- 154
- 5
- 04.12.2021
- 161
- 3
- 04.12.2021
- 317
- 4
- 04.12.2021
- 234
- 3
- 04.12.2021
- 235
- 0
- 04.12.2021
- 496
- 58
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Оставьте свой комментарий
Исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.1) Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки. 2) Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа. 3) Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина. 4) Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер. 5) Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила. 6) Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с трудом воспринимается её содержание. 7) Работая в группе, были достигнуты значительные результаты. Проезжая мимо вокзала, у меня слетела шляпа. 9) Любуясь закатом, меня искусали комары. 10) Рисуя море, тревога моя постепенно улеглась. 11) Проведя раскопки на островах Океании, выяснились неизвестные раньше факты.
1. При наборе номера междугороднего абонента в трубке телефона раздались гудки.
2. При выяснении происхождения географических названий учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
3. Когда читаешь этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
4. Когда я начинал работу с текстом, я неверно определил размер.
5. При преодолевании барьера наездником должны соблюдаться определенные правила.
6. Если допускаются грамматические ошибки в речи, то слушатели с трудом запоминают его содержание.
7. При работе в группе были достигнуты значительные результаты.
8. Моя шляпа слетела, когда я проезжал мимо вокзала.
9. Когда я любовался закатом, меня искусали комары.
10. Когда я рисовал море, моя тревога постепенно улеглась.
11. После проведения раскопок на островах Океании выяснились неизвестные ранее факты.
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗАДАНИЕ 8.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) И.А. Гончаров подвергает Илью Обломова самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Потребовалось четыре года, заполненными и педагогической работой, прежде чем роман «Анна Каренина» стал достоянием читателей. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Слушая классическую музыку, время как будто перестаёт существовать. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Те, кто не знали слова песни, молча открывали рот. |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5) В своих воспоминаниях Короленко писал, что «я всегда видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». |
6) В торговом комплексе «Юбилейном» будет открыт музей занимательной науки. |
|
7) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
|
Читая повесть «Собачье сердце» М.А. Булгакова, понимаешь, что насколько опасны научные открытия, связанные с вмешательством человека в вечные законы природы. |
|
9) Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажают голову перед памятниками защитникам национальной свободы России. |
Формулировка задания: установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Правильный ответ: 28641
Что следует знать для правильного выполнения задания: типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм русского языка и перечисленные в содержательной части задания.
1. Ошибки в построении предложений с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
1.1. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять причастный оборот и придаточное определительное, начинающееся со слов КОТОРЫЙ, КОТОРАЯ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем. |
Никогда не могут выступать в качестве однородных причастный оборот и придаточное предложение; союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных. |
Девушка, сидевшая у окна и хорошо певшая, запомниласъ всем. либо: Девушка, которая сидела у окна и хорошо пела, запомнилась всем. |
Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два причастных оборота, либо два придаточных определительных.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Новый роман, опубликованный в журнале «Новый мир» и который рассказывает о войне, мне понравился.
Людям, увлекающимся туризмом и которые пожелают увидеть эту удивительную землю своими глазами, автор предлагает множество интересных туристских маршрутов.
В этих предложениях союз И соединяет разные грамматические конструкции (причастный оборот и придаточное определительное), что является нарушением синтаксической нормы.
1.2. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять дополнение, выраженное ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, и придаточное предложение.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Экономисты говорят о снижении инфляиии и что задержки зарплаты больше не будет. |
Никогда не могут выступать в качестве однородных дополнение, выраженное именем существительным, и придаточное предложение; союз И должен соединять одинаковые грамматические конструкции: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два придаточных предложения. |
Экономисты говорят о снижении инфляиии и об отсутствии задержек по зарплате. либо: Экономисты говорят о том, что не предвидится снижение инфляиии и что |
Запомните: только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два дополнения, выраженных именами существительными, либо два придаточных предложения.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
В сочинении я хотел рассказать о значении спорта и почему я его люблю.
Книга рассказывает. как правильно содержать аквариумных рыбок и об устройстве их дома.
В этих предложениях союз И соединяет разные грамматические конструкции (дополнение и придаточное предложение), что является нарушением синтаксической нормы.
-
Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять как однородные члены имя существительное и инфинитив.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Я люблю музыку и кататься на коньках. |
Только однотипные синтаксические конструкции могут быть однородными и сочетаться с союзом И: либо два инфинитива, либо два имени существительных. |
Я люблю слушать музыку и кататься на коньках. либо: Я люблю музыку и катание на коньках. |
Запомните: нельзя связывать союзом И в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи.
1.4. Недопустимо в одном предложении при помощи союза И соединять два сказуемых, если идущее за ними имя существительное грамматически связано только с одним из них: нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и рассуждает (О ЧЁМ?) о природе света. |
В предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», однако от первого сказуемого к нему задается вопрос ЧТО?, а от второго — О ЧЁМ?; однако такое построение предложения недопустимо, поскольку общее, зависимое от однородных членов слово должно отвечать на один и тот же вопрос. |
Автор в этой статье исследует (ЧТО?) и изучает (ЧТО?) природу света. либо: Автор в этой статье исследует (ЧТО?) природу света и рассуждает (О ЧЁМ?) о ней. |
Запомните: в предложениях, в которых сказуемые имеют при себе одно и то же зависимое слово и соединяются союзом И, от каждого из сказуемых должен задаваться ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС к общему зависимому слову.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.
Каждый день я поливал (ЧТО?) и любовался (ЧЕМ?) любимым цветком.
В этих предложениях союз И соединяет однородные сказуемые, выраженные глаголами с разным управлением, следовательно, сказуемые не могут иметь при себе общего зависимого слова.
Подобные предложения обычно редактируются добавлением ко второму управляющему слову местоимения в нужном падеже. Поэтому правильными вариантами построения этих предложений будут следующие:
Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) встречи с известным телеведущим и надеялись (НА ЧТО?) на неё.
Каждый день я поливал (ЧТО?) любимый цветок и любовался (ЧЕМ?) им.
1.5. Недопустимо, чтобы части двойных союзов не только…, но и…; как …, так …
связывали разные понятия: части двойного союза должны соединять только однородные члены, выраженные словами одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
На тему войны созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. |
Двойной союз «не только…, но и …» должен соединять однородные члены предложения: в данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют имя существительное «кинофильмы» и краткое страдательное причастие «поставлено»; эти слова не являются однородными членами из-за того, что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. |
На тему войны не только созданы кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли. |
Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Двойной союз «как…, так и …» должен соединять однородные члены предложения: в данном случае этого не происходит: части двойного союза соединяют краткое имя прилагательное «интересен» и имя существительное «образ»; эти слова не являются однородными членами из-за того,что принадлежат к разным частям речи и отвечают на разные вопросы. |
Для нас интересен как образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой. |
Запомните: нельзя связывать при помощи двойных союзов не только…, но и…; как …, так и… как однородные члены предложения слова, выраженные разными частями речи.
1.6. Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как …, так и…» являются постоянными. Недопустимо заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только …, а также …» (вместо «не только…, но «…»); «как …, а также …»(вместо «как …, так и…»).
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику. |
В данном предложении использована неправильная пара двойного союза: союза «не только …, а также …» в русском языке нет; есть только двойной союз «не только …, но и …». |
Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику. |
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офиииальных. а также из неофиииальных источников. |
В данном предложении использована неправильная пара двойного союза: союза «как…, а также …» в русском языке нет; есть только двойной союз «как…, так и …». |
Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из офиииальных. так и из неофиииальных источников. |
1.7. Недопустимо, чтобы однородные члены, следующие за обобщающим словом, стояли НЕ в том же падеже, что и обобщающее слово.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство. простота. |
В данном предложении обобщающее слово «душевными качествами» стоит в форме Т.п., а однородные члены: «справедливость, благородство, простота» употреблены в форме Им.п., что недопустимо. |
Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой. |
Запомните: однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.
1.8. Недопустимо, чтобы при перечислении однородных членов были опущены разные предлоги.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Толпы людей были повсюду: на улицах. площадях, скверах. |
Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом «на». |
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах. |
Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греиии, Испании, Финяндии и Кипре. |
Перед словом «Кипре» необходимо добавить предлог «на», так как это слово е употребляется с предлогом «в». |
Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии и на Кипре. |
Запомните: при перечислении однородных членов можно отбрасывать одинаковые предлоги: разные предлоги опускать нельзя.
2. Ошибки в построении предложений с ПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ
2.1. Недопустимо помещать определяемое слово ВНУТРЬ причастного оборота: причастный оборот должен полностью стоять до или после определяемого слова и не должен разрываться им на части.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Приехавшие делегаты на съезд должны зарегистрироваться. |
Определяемое слово «делегаты» разрывает причастный оборот «приехавшие на конференцию»; определяемое слово «делегаты» должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота. |
Приехавшие на съезд делегаты должны зарегистрироваться. либо: Делегаты, приехавшие на съезд, должны зарегистрироваться. |
Запомните: причастный оборот не может разрываться определяемым словом: опреде-
ляемое слово должно стоять ДО или ПОСЛЕ причастного оборота.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
В этих предложениях определяемое слов находится внутри причастного оборота и разрывает его на две части, что недопустимо.
2.2. Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?), привлекаюших туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
В предложении причастный оборот относится к сочетанию слов «одно из чудес» и должен согласовываться с главным словом в этом словосочетании – словом «одно» — в роде, числе и падеже: «одно из чудес» (КАКОЕ?) «привлекающее туристов со всего света». |
Одно из чудес на Курильской гряде (КАКОЕ?), привлекающее туристов со всего света, связано с гейзерами и вулканами. |
Запомните: причастие и определяемое слово должны быть согласованы в роде, числе и
падеже, что проверяется по вопросу, который задаётся от определяемого слова к причастию.
Неправильными с грамматической точки зрения будут такие предложения:
Школьники нашего села активно помогали группе археологов, приехавшим из Москвы.
В.Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н.В. Гоголя.
В этих предложениях падеж причастия не повторяет падеж определяемого слова, что
недопустимо.
2.3. Недопустимо употреблять в предложении причастный оборот ПОСЛЕ имени существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных деревьев. |
В этом предложении причастный оборот идёт после имени существительного «юг», которое не является для него определяемым; причастный оборот характеризует слово «лес» и должен быть употреблён после него. |
Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг. |
Запомните: причастный оборот должен быть согласован с тем именем существительным, которое является для него определяемым словом.
Ошибки в построении предложений с ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ.
Грамматически неправильным является такое предложение, в котором действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, совершаются разными лицами.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь. |
Подлежащее «дождь» совершает действие, названное сказуемым «застиг», но не совершает действия, названного деепричастием «возвращаясь». |
Возвращаясь домой, Борис попал под дождь. (подлежащее «Борис» совершает действие, названное сказуемым «попал», и действие, названное деепричастием «возвращаясь»). |
Запомните: грамматически правильным является такое предложение, в котором подлежащее выполняет основное действие, названное глаголом-сказуемым, и добавочное действие. названное деепричастием.
Примечание:
Употребление деепричастного оборота возможно в БЕЗЛИЧНОМ предложении, сказуемое в котором выражено НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА.
Примеры:
Вставляя пропущенные буквы, надо вспоминать соответствующие правила. Редактируя рукопись, необходимо учитывать авторский стиль.
Избежать грамматической ошибки, связанной с неправильно построенным предложением с деепричастным оборотом, вам поможет выполнение помещённого ниже задания.
Действуйте по следующему алгоритму:
Выделите грамматическую основу каждого предлагаемого в задании продолжения предложения.
Определите, может ли найденное подлежащее выполнять дополнительное действие, обозначенное деепричастием.
Если найденное вами подлежащее выполняет действие, названное глаголом-сказуемым и деепричастием, вы нашли правильный ответ.
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Задание № 1.
Используя метафоры и сравнения,
1)текст становится эмоциональнее, ярче. 2) достигается эмоциональность и образность описания.
3) нам интереснее читать текст. 4) автор делает текст живым, ярким.
Задание № 2.
Говоря о богатстве языка,
1) в аудитории началась дискуссия. 2) у меня возник интерес к этой проблеме.
3) требуются конкретные проблемы. 4) мы касались главным образом его словарного запаса.
Задание № 3.
Преодолевая барьер,
1) выполняется самый красивый элемент соревнования. 2) его высота может быть разной.
3) лошадь в прыжке пролетает по воздуху несколько метров.
4) наездником должны соблюдаться определённые правила.
Задание № 4.
Анализируя стихотворный текст,
1) мною был неверно определён размер. 2) помните об особенностях поэтической речи.
3) у нас завязался спор. 4) учениками часто не учитывается ритм.
Задание № 5.
Изучая растения средней полосы,
1) у меня появился интерес к этой проблеме.
2) некоторые из них используются для озеленения участков.
3) они были собраны в гербарий. 4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.
Задание № 6.
Составляя предложение,
1) мне было сделано замечание. 2) обдумывается его структура.
3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов.
4) должен учитываться стиль речи.
Задание № 7.
Стараясь убедить читателей,
1) автор иногда бывает слишком прямолинеен.
2) многое зависит от того, какие примеры вы приводите.
3) автору не всегда это удаётся. 4) часто достигается обратный результат.
Задание № 8.
Повторяя одни только старые истины,
1) это вряд ли приведёт к открытию. 2) логическим путём выводятся новые законы.
3) невозможно открыть новое. 4) не постигается новое.
Задание № 9.
Начав заниматься музыкой,
1) у вас остаётся мало времени для развлечений.
2) в значительной степени развиваются творческие способности.
3) у меня появилось много интересных знакомых. 4) я познакомился с нотной грамотой.
Задание № 10.
Закаляя характер,
1) учитываются отношения с окружающими людьми. 2) не потакайте своим слабостям.
3) меняются принципы, мысли, желания. 4) мне помогли в этом родители.
Сверьте свои ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
2 |
4. Ошибки в построении предложений с НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
4.1. Название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс» и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение. |
Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключённое в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие — нарицательное существительное «журнал». |
В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение. |
В оде А.С. Пушкина «Вольности» поднимается тема свободы. |
Нельзя употреблять ни в каком другом падеже, кроме именительного, название, заключённое в кавычки, если перед ним стоит родовое понятие — нарицательное существительное «ода». |
В оде А. С. Пушкина «Вольность» поднимается тема свободы. |
Запомните: название, заключённое в кавычки и данное ПОСЛЕ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.) должно стоять в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Примечание:
Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова («роман», «повесть», «стихотворение», «ода», «картина», «журнал», «газета», «телепрограмма» и т.д.), изменяется по падежам.
Примеры: В «Войне и мире» действуют свыше пятисот персонажей. Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы.
5. Ошибки, связанные с неправильным употреблением ПАДЕЖНОЙ ФОРМЫ имени СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРЕДЛОГОМ
После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ имена существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоких знаний человека. Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор считался знаменательным событием. Работу на проливе решено было вести, вопреки установившихся правил, не ле- |
После предлогов БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ имена существительные должны отвечать на вопрос (ЧЕМУ?) и упот- ребляться только в дательном падеже: в данных предложениях по- |
Настоящий успех может быть достигнут только благодаря настойчивости, целеустремленности и глубоким знаниЯМ человека. Согласно сложившимся на флоте традициям, переход через экватор считался Работу на проливе решено было вести, вопреки установившимся правилAM, не |
Запомните:
Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ПОДОБНО, НАПЕРЕКОР, НАПЕРЕРЕЗ употребляются с дательным падежом:
одержать победу благодаря (ЧЕМУ?) твоему совету; действовать согласно (ЧЕМУ?) указаниям друга;
прийти вопреки (ЧЕМУ?) моему желанию; мечтать подобно (КОМУ?) сказочному герою;
поступить наперекор (ЧЕМУ?) совету родителей; броситься наперерез (КОМУ?) скачущему коню.
Предлог БЛАГОДАРЯ лексически связан с глаголом БЛАГОДАРИТЬ и употребляется только тогда, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: «Благодаря крушению поезда пострадали люди». В данном случае уместно использование непроизводного предлога ИЗ-ЗА.
После предлога ПО в значении «после чего-либо» имя существительное употребляется в форме предложного падежа.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
По прибытию в Москву онпочувствовал себя плохо. По окончанию курсов английского языка я получил сертификат. По завершению строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок. По истечению срока действия загранпаспорта его требуется продлить. По приезду в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. По прилёту в Москву следует посетить Красную площадь. |
В этих предложениях пред- |
По прибытии в Москву он почувствовал себя плохо. По окончании курсов английского языка я получилсертификат. По завершении строительства рабочие оставили наобъекте идеальный порядок. По истечении срока действия загранпаспорта еготребуется продлить. По приездЕ в Венецию я сразу посетил нескольких своих давних знакомых. По прилётЕ в Москву следует посетить Красную площадь. |
Запомните: по прибытии, по окончании, по завершении, по истечении по приездЕ, по прилётЕ.
Довольно часто в тестах ЕГЭ в этом задании встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме имени существительного или местоимения, стоящего после глагола.
Глагол |
Вопрос к имени существительному |
Выбор правильной форма падежа |
ОПЛАТИТЬ |
что? нельзя: за что? |
оплатить телефон, оплатить проезд (нельзя сказать: оплатить за телефон, оплатить за проезд) |
УКАЗЫВАТЬ |
на что? нельзя: о чём? |
указывать на эти недостатки (нельзя сказать: указывать об этих недостатках) |
ПРИЗНАТЬСЯ |
в чём? нельзя: о чём? |
признаться во всём (нельзя сказать: обо всём признаться) |
УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ |
чему? нельзя: на что? |
уделять внимание изучению (нельзя сказать: уделять внимание на изучение) |
ОТЧИТАТЬСЯ |
в чём? нельзя: о чём? |
отчитаться в проделанной работе (нельзя сказать: отчитаться о проделанной работе) |
СКУЧАТЬ, ГРУСТИТЬ |
по ком? нельзя: по кому? |
грустить по вас, скучать по нас (нельзя сказать: грустить по вам, скучать по нам) |
ПОРАЖАТЬСЯ |
чему? нельзя: чем? |
поражаться твоему терпению (нельзя сказать: поражаться твоим терпением) |
УПРЕКАТЬ |
в чём? нельзя: чем? |
упрекать в неоправданном бессердечии (нельзя сказать: упрекать неоправданным бессердечием) |
УДИВЛЯТЬСЯ |
чему? нельзя: чем? |
удивляться рассказам (нельзя сказать: удивляться рассказами) |
УСТАНОВИТЬ |
что? нельзя: о чём? |
установить причины аварии (нельзя сказать: установить о причинах аварии) |
Следует запомнить управление при следующих именах существительных: Заведующий (чем?) кафедрой, лабораторией. Управляющий (чем?) банком, фирмой. Отзыв (о чём?) о книге, о публикации. Рецензия (на что?) на книгу, на публикацию.
6. Ошибки, связанные с нарушением связи между ПОДЛЕЖАЩИМ и СКАЗУЕ-
МЫМ
В сложноподчинённых предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «ВСЕ, КТО …», при подлежащем КТО глагол-сказуемое ставится в единственном числе, а при подлежащих ТЕ (ВСЕ) глаголы-сказуемые употребляются во множественном числе.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Те, кто бывал в Кижах, видел, как вдоль всего островатянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. |
Подлежащее «те» требует глагол-сказуемое в форме множественного числа «видели». |
Те, кто бывал в Кижах, видели, как вдоль всего острова тянется каменная гряда, точно хребет гигантского животного. |
Все, кто бывали на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. |
Подлежащее «кто» должно употребляться с глаголом-сказуемым в форме единственного числа «бывал». |
Все, кто бывал на Белом море, на севере, знают, что в феврале там начинается зверобойный промысел. |
Запомните:
подлежащее ТЕ (ВСЕ) + глагол-сказуемое во МНОЖЕСТВЕННОМ числе; подлежащее КТО + глагол-сказуемое в ЕДИНСТВЕННОМ числе.
7. Ошибки в построении предложений с КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Косвенная речь — это способ передачи чужой речи в виде придаточной части сложноподчинённого предложения.
7.1. Недопустимо смешивать в одном предложении прямую и косвенную речь.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе. Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна. |
В этом предложении смешаны прямая и косвенная речь. Недопустимо в предложении с косвенной речью употреблять в придаточной части союз ЧТО при наличии союза ЛИ. |
Учитель поинтересовался, кто отсутствует в классе. Мама спросила, смогу ли я помочь ей вымыть окна |
7.2. Недопустимо при переводе прямой речи в косвенную в придаточной части употреблять личное местоимение «Я»: местоимения и глаголы в форме первого лица следует заменять местоимениями и глаголами в Форме третьего лица.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «Я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». |
При переводе прямой речи в косвенную в придаточной части использовано личное местоимение Я, что недопустимо. |
В своих воспоминаниях Короленко писал, что ОН всегда «видел в лице Чехова несомненную интеллигентность». |
8. Ошибки, связанные с нарушением ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЁННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ.
Необходимо соблюдать видовременную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. Видовые категории тесно переплетаются с категориями времени глагола.
Категория времени — это категория, обозначающая действие к моменту речи. Настоящее время — действие в момент речи, прошедшее — действие, предшествующее моменту речи, будущее время — действие, которое совершается после момента речи. У глаголов совершенного вида две формы времени (нет форм настоящего времени), у глаголов несовершенного вида три формы времени (настоящее, прошедшее, будущее). Категория времени глагола — одна из важнейших коммуникативно-грамматических категорий в языке. Она связывает глагол и тем самым предложение, в котором он функционирует, с актом речи, в течение которого она образует временное отношение к моменту речи, поэтому следует обратить особое внимание на проблему согласования времён глаголов в предложении.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
А. С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл истинную сущность своего героя. |
В предложении нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: глагол «подвергает» употреблён в настоящем времени; глагол «раскрыл» употреблён в прошедшем времени. |
А.С. Пушкин подвергает Онегина самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрывает истинную сущность своего героя. |
9. Ошибки, связанные с нарушением ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
При построении сложного предложения наиболее частотной грамматической ошибкой является неумелый выбор, неправильное или неточное использование союзов и союзных слов: неверное употребление одного союза или союзного слова вместо другого, употребление лишнего союза.
Пример с ошибкой |
Комментарий причин |
Правильный вариант |
Размышляя о значении литературы, понимаешь, что насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека. |
В контексте данного сложноподчинённого предложения употребление союза «что» является излишним, так как придаточное изъяснительное присоединяется к главному при помощи союзного слова «насколько». |
Размышляя о значении литературы, понимаешь, насколько серьёзно она влияет на формирование личности человека. |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Установите соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбика.
Задание № 1
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) По окончанию учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Размышляя над страницами повести «Собачье сердце», видишь, что насколько сложно перевоспитать человека, не чувствующего внутренней потребности жить так, как ему предлагают. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Те, кто любовались портретами Крамского, поражались глубине раскрытия человеческого характера. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже «Московском дворике». |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5) Автор показывает подсознательное нежелание что-либо менять в устоявшейся жизни И. Обломова и ярко раскрыл это в отношениях героя с Ольгой Ильинской. |
6) Начав заниматься музыкой, у меня вдруг появилось много интересных знакомых. |
|
7) Жилищная проблема в городе не только решается за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий. |
|
Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. |
|
9) Задания, выполняющиеся учениками на экзамене, не вызывают особого затруднения. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание № 2.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
1) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Прослеживая историю создания Шарикова, вспоминаешь, что насколько иллюзорным оказалось намерение перевоспитать миллионы людей, осуществив социалистическую революцию. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) За короткий срок в городе-спутнике построена не только новая школа, больница, а также драматический театр и библиотека. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) В. Астафьев вспоминал, что «я нигде не видел таких подснежников, как на иссечённых ветром сопках». |
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
5) Анализируя стихотворный текст, у нас завязался спор. |
6) И.А. Гончаров не только раскрывает глубину души главного героя, его способность мыслить и чувствовать, но и показал апатию Обломова, его лень и бездействие. |
|
7) Журнал «Природу» мы выписываем несколько лет. |
|
Те, кто с детства стремятся к мечте, часто реализуют жизненные планы. |
|
9) Сразу же по приезду в столицу известный актёр встретился с журналистами. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №3.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А)нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) Прохожий спросил меня, что не знаю ли я, где находится универмаг «Москва». |
Б)ошибка в построении сложного предложения |
2)Многие читатели знают писателя Гавриила Троепольского по его книге «Белому Биму Чёрное Ухо». |
В)нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3)Все, кто читали рассказы и повести К. Паустовского, убедились в живом интересе писателя к слову, к его образной основе. |
Г)нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4)Вопреки предсказаний моего спутника, погода прояснилась. |
Д)нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5)Следя за логикой развития образа Шарикова, сознаёшь, что до какой степени безнравственен этот персонаж, не останавливающийся перед доносом на своего «благодетеля», всеми путями способный добиться места под солнцем. |
6)В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. |
|
7)Н.А. Островский подвергает Катерину самому сложному испытанию — «испытанию любовью» — и этим раскрыл всю трагедию русской женщины. |
|
Окончив с отличием университет, мне предстояла успешная карьера. |
|
9)Смельчаки, попытающиеся совершить восхождения на вершину этой горы, рискуют своей жизнью. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №4
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) Л.Н. Толстой считал войну противоестественным человеческой природе событием и потому показывает ужасающие картины гибели сотен людей. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) В один из осенних дней освежённый лес холодным воздухом как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артиста. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Немало критических статей и литературоведческих исследований посвящено комедии «Горю от ума». |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5) По приезду в Петербург мы разместились в удобной гостинице. |
6) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. |
|
7) Прочитав повесть «Собачье сердце», осознаёшь, что в какой мере превращение Шарика в Шарикова является буквальной |
|
Приходя в новый коллектив, отношения иногда не складываются. |
|
9) Все, кто не потеряли ещё головы, были против нацизма. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №5
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Все, кто в четверг собираются посетить новую выставку, должны заранее записаться на экскурсию. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) П.И. Багратион говорил о себе, что ради России я пожертвую последней каплей крови. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5) Проведя операцию над смышлёным псом, профессор понимает, что до какой степени он ошибался, считая возможным воспитать интеллигентного человека из завсегдатая пивных, трижды судимого Чугункина. |
6) Л.Н. Толстой любил своего героя и раскрывает перед нами последовательно процесс изменения отношения его к жизни, |
|
7)В картине Левитана «Дожде» передана вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке. |
|
Парк вдалеке, окутанной синеватой мглой, был очень красив. |
|
9) Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №6.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) Обращаясь к биографии М.А. Булгакова, понимаешь, что насколько трагична судьба писателя, лишённого возможности быть напечатанным с 1927 г. до дня своей смерти (1940 г.). |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Задержавшись у дверей, сестра сказала, что я буду рада пригласить всех вас в гости в субботу. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Мы любим и гордимся своей школой. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросле» есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5) Тем, кто играют на фортепьяно, известны имена великих пианистов. |
6) Князь Андрей в своем стремлении к духовному совершенству совершает немало ошибок и осуждал себя за них гораздо |
|
7) Согласно данных древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году. |
|
Прославив своё имя глубокими исследованиями болезней и применением вакцин, у меня сложились замечательные отношения со всеми учёными. |
|
9) Браконьерам, нарушившим закон, грозит серьезный штраф. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №7
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) По прибытию в аэропорт руководитель группы выдал каждому из нас загранпаспорт. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Сначала на поле Аустерлица князь Андрей осознал все ничтожество своего стремления к славе, а после понимает необходимость жизни для других. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Многие из тех, кто читал произведения Довлатова, восхищался тонким чувством юмора писателя. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Размышляя над живучестью шариковых, понимаешь, что до какой степени они лишены человеческих чувств, кроме инстинкта самосохранения. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5) В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющим значение слова «Москва». |
6) Используя метафоры и сравнения, достигается эмоциональность и образность описания. |
|
7) Мы часто бываем и рассказываем о музеях. |
|
Некрасов писал, что «я лиру посвятил народу своему». |
|
9) В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Войне и мире» более двухсот второстепенных персонажей. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №8
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) Составляя предложение, пишущим каждый раз обдумывается его структура. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) В натюрморте И.И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Размышляя над истоками творчества М.А. Булгакова, понимаешь, что в какой степени он являлся учеником его любимых писателей: М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя и А.П. Чехова. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Л.Н. Толстой стремился глубоко раскрыть внутренний мир своих героев и потому подвергает их суровыми испытания- |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5) Кто бы ни приезжали в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань. |
6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечению срока его действия. |
|
7) По рассказу А.П. Чехова «Попрыгунье» был снят художественный фильм. |
|
Во время войны народ надеялся и верил в победу. |
|
9) Поэзия пробуждающейсяя весны раскрывается Ф.Тютчевым в стихотворении «Весенние воды» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №9
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) Картину «Девочку с персиками» живописец Серов писал в течение года. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Повторяя одни только старые истины, логическим путем выводятся новые законы. |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок на прежнем уровне. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4) Обращаясь к творчеству М.А. Булгакова, осознаёшь, что до какой степени велик его вклад в нашу литературу. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5) Кто бы ни изучали историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова. |
6) И.А. Куприн не хотел смириться с пошлыми, практическими взглядами на любовь и брак и пишет рассказ «Гранатовый |
|
7) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу. |
|
Высокие дома, квадратом окаймлявших пруд, приковывали внимание иностранцев. |
|
9) Метеоцентр сообщает о приближении из Японского моря циклона и что тёплой погоды больше не будет. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание №10.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушения в построении предложения с причастным оборотом |
1) Писателя часто спрашивают, что смогут ли все люди когда-нибудь быть счастливыми. |
Б) ошибка в построении сложного предложения |
2) Листая страницы великих произведений русской литературы, понимаешь, что до какой степени высокое место занимают среди них романы М.А. Булгакова: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». |
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
3) Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский патруль. |
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
4)Те, кто не знал слова песни, молча раскрывал рот. |
Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
5) Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия. |
6) В антиутопической повести А. Платонова «Котловане» люди мечтают о светлом будущем, лишённом печали. |
|
7) В рассказе «Старуха Изергиль» Горький изображал исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. |
|
А. Платонов в этой повести исследует и рассуждает об утопичности идеи коллективного строительства «рая на земле». |
|
9) Согласно намерения писателя читатели должны задуматься о будущем, о том, как не потерять, не погубить его. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Ответы
ЗАДАНИЕ 8
№ задания |
Ответ |
1 |
92435 |
2 |
12786 |
3 |
95237 |
4 |
27491 |
5 |
85726 |
6 |
91456 |
7 |
54932 |
8 |
23754 |
9 |
84156 |
10 |
32647 |
19
18
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Татищевская средняя общеобразовательная школа
Доклад
«Подготовка к экзаменам по русскому языку в новой форме и в форме ЕГЭ.
Трудности в разделах языкознания»
Выполнила
учитель русского языка и литературы
Мартынова Елена Михайловна
Экзамен по русскому языку является обязательным как в 9-ом, так и в 11 классах. Поскольку он значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), а традиционная система уроков в среднем звене не ориентирована на подготовку к ЕГЭ и ГИА в новой форме, задача педагога – организовать обучение в 5 – 9, 10-11 классах таким образом, чтобы совместить традиционные формы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к экзаменам.
На сегодняшний день структура экзамена по русскому языку в 9 и 11 классах определена.
В силу своих особенностей в новом формате (тестирование) особое внимание на уроках необходимо уделять работе в тестовых технологиях.
Она должна занять определённое место не только в системе контроля образовательных достижений, но и вообще в системе уроков русского языка уже в основной школе (5 – 9 классах). Технологичность тестовых заданий позволяет обращаться к ним часто без существенного ущерба для других форм и методов работы.
При подготовке к экзаменам по русскому языку необходимо помочь детям осознать практическую ценность тех теоретических сведений, которые приходится изучать, а впоследствии повторять и углублять для свободного владения навыками различных видов анализа слов, словосочетаний, предложений, текстов. Имеются, конечно же, и трудности в этом.
На экзаменах по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к экзаменам по русскому языку — это не одно и то же!
В школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).
Вот с такими трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий экзамена по русскому языку:
-
орфоэпические нормы русского языка (постановка ударения, твёрдое/мягкое произношение согласных перед Е, особенности произношения гласных и согласных звуков и буквосочетаний;
-
лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
-
синтаксические нормы русского языка;
-
стилистические нормы русского языка.
-
средства связи в словосочетании;
-
морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
-
типы сложных предложений и их специфика;
-
средства языковой выразительности.
В части С:
-
композиционное оформление сочинения;
-
логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
-
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
-
теория аргументации (во многих работах аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
-
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям экзамена по русскому языку;
-
Технические ошибки при заполнении бланков экзамена;
-
При подготовке к экзамену не учитываются структурные особенности КИМ’ов;
-
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Конечно, все это пугает и учителей, и учеников, и их родителей. Каждый год для учителя русского языка выпускного класса, как 9 –го , так и 11-го, является годом поиска разнообразных форм, методов работы для успешной сдачи учащимися соответствующего экзамена. Хотя прошло немного времени, но каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка.
Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении.
От учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к к экзаменам. Разработать такую систему позволяют КИМы по русскому языку. Весь материал, используемый для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 и 11классах, можно разбить на семь блоков.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Фразеология.
Морфология и культура речи.
Синтаксис и культура речи.
Орфография и пунктуация.
Написание сочинения (и изложения в 9 классе).
И в каждом из этих блоков есть свои сложности.
Хочется обратить внимание на некоторые трудные случаи правил орфографии и пунктуации.
1. Правописание безударных гласных в корне слова:
— это объясняется неумением подобрать однокоренное слово, что часто связанно с неправильным разбором слова по составу и неверным выделением в нем корня;
— незнание этимологии (происхождения) слов с безударными гласными в тех случаях, когда происхождением слова можно объяснить его правописание;
— плохим знанием правил чередования гласных в корнях – гор-гар, зор-зар, лаг-лож, раст-рос, кон-косн, равн-ровн, мак-мок и т.д.
— в целом непониманием значения слова с безударными гласными и неумением пользоваться орфографическим словарем.
2. Правописание сложных слов.
Ошибки могут быть в основном двух типов:
— ряд нарушений правил правописания сложных слов касается употребления соединительной гласной в сложном слове, подмены гласной Е-О и наоборот;
— неумение выделить соединительную гласную в словах, где она имеется;
— написание соединительной гласной в словах, образованных без нее, непосредственным соединением двух основ;
— ошибки на слитное или раздельное написание через дефис сложных слов;
— ошибки, связанные с незнанием знаков словообразования, анализа смысловых оттенков слова;
3. Правила правописания НЕ и НИ с различными частями речи.
4. Правописание наречий.
— конечного суффикса –А или –О;
— слитное, раздельное или дефисное написание наречий с приставкой;
— употребление наречий с частицами НЕ и НИ, правописание наречий-исключений.
5. Правописание Н, НН в прилагательных и причастиях.
Здесь необходимо разобраться в составе слова, способах словообразования.
В пунктуации часты ошибки:
1. Тире между подлежащим и сказуемым. Следует разобраться в том, какова основа предложения, какими частями речи являются главные члены – подлежащее и сказуемое, виды сказуемого (глагольное, составное глагольное, именное составное).
2. Пунктуация при однородных членах предложения, умение найти и определить место обобщающего слова, определить виды связи (союзная, место союза при однородных членах, и интонационная).
3. Пунктуация при обособленных и уточняющих членах предложения; определить их границы, значение.
4. Пунктуация в сложном предложении (сложносочиненном, сложноподчиненном, бессоюзных сложных предложениях).
В синтаксисе:
-
Связь слов в словосочетании.
-
Виды сказуемого.
-
Типы односоставных предложений.
-
Сложное предложение, его типы.
У каждого учителя – словесника есть собственный опыт подготовки учащихся к экзамену. Такую работу нужно начинать уже с 5 класса. И здесь важно правильно определиться с подбором заданий. Вот варианты возможных заданий:
-
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму графически.
Все зам…рло. Кругом заж…гают огни. Сердце зам…рает от страха. Мама выт…рла ребенку ручку. Пчелы соб…рают мед. Они соб…рут мед и улетят в улей. Дуб вершиной уп…рается в облака. Спортсмены одержали бл…стательную победу. Забл…стело вдали озеро.
-
В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
1.
Р…внина, скл…ниться, м…ровой, водор…сль
2.
Прик…саться, р…внина, заг…р, росточ…к
3.
Бл…стать,соб…ру, вск…чить, непром…каемый
4.
Заж…гаться,прид…раться, зан…мать, плават…льный
-
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется О?
Р(1)стислав, огорченный и вым(2)кший под проливным дождем, встречал з(3)рю.
1.
1
2.
1,2
3.
1,3
4.
1,2,3
-
На месте каких цифр пишется не:
Сколько уже н(1) узнавали люди об окружающем мире, какие успехи н(2) сделала наука, человек н(3) может н(4) искать новых открытий.
1.
3, 4
2.
1, 2
3.
1, 2, 3, 4
4.
2, 3, 4
-
В каком ряду вместо пропусков пишется Е?
1.
Н… днем н… ночью от соседей н… было покоя.
2.
Н…кто и н…когда так н… ругал меня.
3.
Н…сколько вопросов помогли прояснить ситуацию, и от сомнений н…чего н… осталось.
4.
Н… один фашист остался лежать под Сталинградом.
-
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1.
Письмо (не)распечатано.
2.
Получился отнюдь (не)интересный рассказ.
3.
В воздушном пространстве много (не)исследованных зон.
4.
Ни одна звезда (не)озаряла трудный путь.
-
Пишется НИ:
Тарас Бульба (1) мог н(2) полюбоваться на своего старшего сына.
За год Валентин н(3) разу н(4) съездил к матери.
1.
1,3,4
2.
2
3.
3
4.
2,
-
Определите, все ли данные предложения односоставные. Свой ответ аргументируйте.
А) Под музыку осе (н, нн)его дождя иду во тьме.
Б) Дни поздней осени бранят обыкнове (н, нн) о.
В) Осе (н, нн)ее утро. Рассвет. Тишина.
Г) Хлестало в окна дождиком осе (н, нн) им.
Д) Отлетающие журавли напоминают почему – то о прожитых днях.
-
Среди данных предложений найдите слово, в котором правописание НН регламентируется правилом: « В прилагательном, образованном при помощи суффикса — Н – от существительного, основа которого оканчивается на – Н, пишется НН ».
-
Объяснить написание Н или НН.
-
Распределить предложения в соответствии с их характеристиками.
1. По нивам, по лугам, уставле(н, нн)ым стогами, брожу в прохладной ( полу )тьме.
А). Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространённое, не осложнено.
2. Пахло милым тлением осени.
Б). Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, осложнено обособленным определением.
3. Преодолели ещё один горный перевал.
В). Повествовательное, невосклицательное простое, односоставное, определённо – личное, распространённое, осложнено обособленным определением.
4. (Осень).Сказочный чертог, весь открытый для обзора.
Г) Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределённо – личное , распространённое, не осложнено.
-
Анализ текста
(1)Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2 ) Давно нет тех, кто был с ним знаком. (3) Но, когда они жили, когда можно было с ними поговорить, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: « А что было главным в Серове-человеке? » — отвечали: « Достоинство ».
(4) Оно органично проявлялось во всём: в манере держаться, в желании общаться, в немногословности…
(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу нелегко. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть. (9 ) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10 ) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…
(11) В современной Серову художественной среде замечали: « Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, достоинством».
Выполните задания к тексту.
1.
В каком предложении содержится тема текста?
А) 3 В) 8
Б) 4 Г) 11
2.
Определите стиль и тип речи.
А) научный стиль, описание
Б) публицистический стиль, рассуждение
В) художественный стиль, повествование
Г) научный стиль, рассуждение
3.
Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
А) 3 В) 8
Б) 4 Г)9
4) Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
5) Среди предложений 1-5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.
6) Какие типы односоставных предложений встретились среди предложений 5 – 10 ?
А) назывное
Б) определённо – личное
В) безличное
Г) неопределённо — личное
На самом деле в учебно-методических пособиях, в сети Интернет есть большое количество разнообразных заданий, сгруппированных по темам, по разделам, а также комплекс заданий по приведённому тексту. Задача учителя – правильно выбрать и творчески использовать предлагаемые материалы.
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.
Конечно, подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее. В среднем звене
необходимо систематически вести работу с орфоэпическими, орфографическими, толковыми словарями. Это помогает при подготовке к экзаменам. К девятому классу школьники имеют достаточно большой объем знаний по всем основным разделам русского языка. И первая большая «репетиция» для них перед ЕГЭ – это сдача экзамена в новой форме за 9 класс.
Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения.
Знания сведений теоретического характера из области фонетики, словообразования, морфемики, морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации, культуры речи необходимы для успешного выполнения заданий экзамена. Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.
Часть В особенно сложная для учащихся, она требует хорошей теоретической подготовки, для её выполнения требуются более глубокие и детальные знания. Ученики должны не просто увидеть языковые явления в тексте, но и суметь отличить их от подобных.
В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:
-
Составьте шесть-семь вариантов А3, используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
-
Составьте шесть-семь вариантов А5, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.
Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.
Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.
Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
В идеале (так подразумевает программа по русскому языку) выпускник 9 и тем более 11 класса должен хорошо знать русский язык, а это значит, владеть разными видами высказывания, самостоятельно создавать текст. Именно это проверяет третья часть (часть С). Поэтому опытный учитель на уроке русского языка большое внимание уделяет анализу текстов различных стилей и типов речи, целенаправленно развивает монологическую речь учащихся, формирует умение рассуждать на предложенную тему с формулированием тезисов, аргументов и выводов. Поэтому последовательно отрабатывает навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой.
Например, в ЕГЭ в части С ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение небольшого объема — всего в 150 слов — на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 3-4 листа. А тут перед глазами – готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой.
Анализ проведённых пробных работ показывает, что многие выпускники не видят проблему, не могут её прокомментировать, не приводят аргументы, потому что не читают произведения художественной литературы.
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
В ходе подготовки к экзаменам на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…
2. По его мнению, …
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…
4. Итак, …
Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст – это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен готовить школьника к экзамену либо в новой форме, либо в форме ЕГЭ, даже не имея специального сертификата эксперта. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 11 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке). Истина проста. Но для успешной сдачи экзамена учащиеся должны очень хорошо понять всю сложность и важность подготовки к нему.
Вероятно, единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку существовать и не будет: каждый учитель сам определит для себя и своих учеников путь к успеху.