Слайд 1
Готовимся к ЕГЭ Задание 6 Лексические нормы Презентация Павловой Н.В., учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 22 г. Улан-Удэ»
Слайд 2
Задание № 6 проверяет ваши знания лексических норм русского языка. За верное выполнение этого пункта вы получите один балл. Само задание может быть сформулировано несколькими способами: 1) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 2) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Слайд 3
Какие же нарушения лексической нормы может встретиться в этом задании?
Слайд 4
Нарушение лексической сочетаемости, то есть способности слов сочетаться друг с другом. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий. Речевая избыточность – это многословие. Многословие может проявляться в различных формах, например, принимать форму плеоназма.
Слайд 5
ПЛЕОНАЗМ (от греч. pleonasmos – излишество) называется употребление в речи близких по смыслу и потому излишних слов: главная суть, повседневная обыденность, тёмный мрак Разновидностью плеоназма является ТАВТОЛОГИЯ (от греч. tauto – то же самое, logos – слово).
Слайд 6
Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов: рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос а также при соединении иноязычного и дублирующего его слова: памятные сувениры, впервые дебютировал
Слайд 7
Разберём некоторые речевые ошибки. ТИХО ПРОШЕПТАТЬ. В слове «прошептать» содержится смысл ‘сказать очень тихо’, поэтому слово «тихо» в данном примере лишнее. Лишним является слово «тихо». ПАТРИОТ СВОЕЙ РОДИНЫ . Патриот – это «человек, готовый на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины», поэтому сочетание «своей родины» является лишним.
Слайд 8
Новые туфли оказались для неё немного великоваты В данном примере лишним является слово «немного». В прилагательном «великоваты» суффикс -оват- указывает на неполноту признака, то есть обувь ‘несколько большего размера, чем нужно’. При этом слово «немного» имеет значение – ‘в незначительной мере, слегка’. Это значение пересекается со значением слова «великоваты». Следовательно, мы исключаем слово «немного». .
Слайд 9
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Стол напоминал сад: на нём было расставлено так много цветущих цветов, что блюда с закусками терялись в их таинственной чаще. Вам нужно выбрать одно из двух альтернативных решений. Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.
Слайд 10
4. Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека. 5 . Мнение о том, что ангина случается из-за холодного мороженого, ошибочно — это доказали датские учёные. 6 . Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции. 7. Летом погода стоит поистине летняя.
Слайд 11
Исправьте лексическую заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Когда я был маленький, отец всегда говорил мне, что гордиться можно только тем, к чему ты предпринял усилия, и я запомнил эти слова на всю жизнь. Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
Слайд 12
3 . Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну. 4. Поздней осенью, к великому удивлению всех в усадьбе, он неожиданно вернулся с двумя слепцами в неимущей одежде. 5. На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
Слайд 13
6. Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал. 7. Хороший руководитель, без всякого сомнения, заботится о своих подчинённых и стремится показывать им образец во всём.
Слайд 14
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Цветущих Альтернативных Молча/ без слов Совершенно Холодного Главную Летом
Слайд 15
Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского языка. Приложил Внимания Не хватал Бедной Минорное Непримиримым/злейшим Пример
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 73 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Задание № 6 ЕГЭ: лексические нормы
-
2 слайд
К нарушению лексических норм, помимо ошибок, связан-
ных с паронимией (см. задание №5), приводят следующие
языковые явления:
незнание семантики (лексического значения) слова,
то есть вместо одного слова употребляют другое. Например:
отказать под благоприятным предлогом (благоприятный, т. е. способствующий, помогающий, надо: под благовидным);
достигалось неугодными средствами
(неугодный, т. е. нежелательный, надо: неприемлемы-
ми);
пристально следит за чистотой (пристально, т. е.
сосредоточенно, напряжённо, надо: тщательно); -
3 слайд
употребление плеоназмов и тавтология (включение лишних, избыточных по смыслу слов).
Например: возвратиться обратно домой; первый пионер. -
4 слайд
Плеоназм —это «оборот речи, в котором сочетаются однородные по значению слова, излишние с точки зрения логического смысла (свободная вакансия, коренной абориген)»
Тавтология —«повторное обозначение уже названного понятия другим, близким по смыслу словом или выражением»
(бежать бегом, снилось во сне). -
-
6 слайд
Образцы задания № 6 ЕГЭ
Задание 1. Отредактируйте предложение: исправьте
лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно
и чтоб как можно было меньше слов, когда изображают повседневную обыденность. -
7 слайд
-ПОВСЕДНЕВНУЮ
ОБЫ́ДЕННЫЙ и (устар.) ОБЫДЁННЫЙ, -ая, -ое. Повседневный, обыкновенный, заурядный. Обыденное явление. □ Мои мысли отрывались на несколько часов от обыденных семейных забот. Чернышевский, История одной девушки. Какое значение может иногда женщина вложить в самую пустую, самую обыденную фразу. Куприн, Прапорщик армейский.
-
8 слайд
Образцы задания № 6 ЕГЭ
Задание 2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Сорта новых культур более устойчивы, то есть они лучше трансформируют потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. -
-
10 слайд
Образцы задания № 6 ЕГЭ
Задание 3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы.
-
11 слайд
-ДАЛЬНЕЙШЕЙ
3. перен. То, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-л. событий. Перспектива отдыха. □ Я понял, что меня продержат здесь до открытия навигации, после чего отправят в Восточную Сибирь. -
12 слайд
Образцы задания № 6 ЕГЭ
Задание 4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Состоялся первый дебют молодой актрисы на московской сцене.
-
13 слайд
-ПЕРВЫЙ
Первое выступление артиста на сцене. — Если вы не попадете сегодня в театр, не увидите первого дебюта m-lle George, то я доставлю вам такое утешение, какого вы не ожидаете. С. Аксаков, Я. Е. Шушерин. Студенты консерватории поставили «Пиковую даму», и Нина — это был ее дебют — сегодня впервые пела графиню. Каверин, Открытая книга. || Первое публичное выступление на каком-л. поприще. Дебют молодого писателя. -
14 слайд
Образцы задания № 6 ЕГЭ
Задание 5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Добиваясь высокой производительности труда, руководство и специалисты добиваются значительной экономии издержек производства. -
15 слайд
— ДОСТИГАЮТ
Неоправданный повтор -
16 слайд
Образцы задания № 6 ЕГЭ
Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.
-
17 слайд
— ТРУДНЫЕ
сложные, трудные — одно и то же. Это тавтология.
Можно так: Не без труда удалось решить эти проблемы. (Проблемы всегда трудные) -
18 слайд
Образцы задания № 6 ЕГЭ
Задание 7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу.
-
19 слайд
— СИЛЬНЫЙ
3. перен. выделение, выдвижение на первый план в тексте, в произведении и т. п. чего-либо в качестве главного, основного; ударение -
20 слайд
Тематические тренировочные задания
Задание 8. Определите, в каких фразах и словосочетаниях есть ошибки.
1) страсть к графомании
2) жители живут однообразной жизнью
3) политический кризис
4) например, такой пример -
21 слайд
— 124
ГРАФОМА́НИЯ, -и, ж. Болезненное пристрастие к писанию, сочинительству.
[От греч. γράφω — пишу и μανία — страсть, влечение] -
22 слайд
Задание 9. Определите, в каком словосочетании нет речевой ошибки.
1) в апреле месяце заседали дважды
2) необычный феномен
3) своя автобиография
4) соприкосновение земельных участков -
23 слайд
— 4
1. Положение предметов, при котором их стороны касаются друг друга или находятся в непосредственной близости. Соприкосновение земельных участков. -
24 слайд
Задание 10. Определите, в каких словосочетаниях есть речевые ошибки.
1) народный фольклор
2) объединились воедино
3) муза Пушкина
4) главная суть -
25 слайд
-124
2. перен. Трад.-поэт. Творческое вдохновение, источник его, олицетворяемые обычно в образе женщины, богини. О муза пламенной сатиры! Приди на мой призывный клич!Пушкин, О муза… || чья или какая. Книжн. Творчество поэта, художника, музыканта и т. д. с его особенностями. Муза Пушкина.□ -
26 слайд
Задание 11. Определите, в каком словосочетании нет речевой ошибки.
1) ничтожные результаты
2) ценные сокровища
3) тёмный мрак
4) вернуться обратно -
27 слайд
-1
РЕЗУЛЬТА́Т, -а, м. Конечный итог, ради которого осуществляется какое-л. действие. Давыдов вышел от Якова Лукича с пачкой журналов под мышкой, довольный результатами посещения. Шолохов, Поднятая целина.
|| Показатель чего-л. Наш классный наставник — объявил нам, что о результатах экзаменов мы узнаем 2 июня. Вересаев, В юные годы.
|| То, что вытекает как следствие какого-л. действия, явления и т. п.; последствие. Мною овладели вялость и безразличие ко всему, даже к самой смерти. В то же время я понимал, что такое состояние было результатом нервного перенапряжения. Г. Линьков, Война в тылу врага.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 303 235 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 05.06.2021
- 168
- 2
- 05.06.2021
- 228
- 14
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»
Задание 6
Теория
Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике
Плеоназмы различны по структуре
- 1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.
- 2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
- 3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
- 4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
- 5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.
Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
6 |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Неудачное употребление местоимения |
Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема. |
Примечание:
Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Задание 6
Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1
- Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
- Его гуманность и человечность известны всем.
- Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
- Это криминальное преступление потрясло весь город.
- В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2
- Таня – верная жена своему мужу.
- С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.
- На Урале добывают руду в рудниках.
- Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
- До конца своей жизни он помнил её.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3
- В этой книге описываются действительные факты.
- В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
- В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
- На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
- Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4
- Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
- Индейцы – коренные аборигены Америки.
- Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
- Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
- Появилась свободная вакансия.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5
- Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
- Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.
- Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
- Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
- Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.
Ответы
Номер варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вариант 1 |
цен |
гуманность/ человечность |
мою |
криминальное |
мемориальный |
Вариант 2 |
мужу |
(в) ссылки) |
(в) рудниках |
жизни |
своей |
Вариант 3 |
действительные |
предстоящего |
народного |
памятные |
руководящие |
Вариант 4 |
памятный |
коренные |
месяц |
цен |
свободная |
Вариант 5 |
свою |
долгие/ продолжительные |
мужественные /смелые |
мёртвый |
рук |
ЗАДАНИЕ 6
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Задание 6. ЕГЭ по русскому языку
2020.
Лексические нормы
Теория и практика
Лексические нормы
- Формулировка задания 6 возможна в двух вариантах:
- исключение слова
- и его замена.
Приведем примеры. 1) Исключение. Из демоверсии ЕГЭ 2019 г.: Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
- В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
В данном предложение необходимо исключить слово «главную», так как оборот речи «главная суть» является плеоназмом. «Суть — самое главное, существенное в ком-л., чем-л.; сущность, основа» (словарь Ожегова ).
Ответ: главную
- 2) Замена.
- «Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого .
Ответ: потерпели Здесь нарушение лексической сочетаемости. Одержать можно победу, а потерпеть поражение.
Для успешного выполнения задания необходимо:
- понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
- учитывать особенности сочетаемости слов;
- правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
- избегать речевой избыточности;
- не допускать речевой недостаточности;
- учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску
Алгоритм выполнения:
- 1) Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки)
- 2) Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности)
- 3) Если это ошибка, исправь ее.
Типы ошибок
- Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке. 1) Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости (Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.)
- Сюда же можно отнести и неточное использование фразеологизмов. Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу). Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- сокращение выражения «И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит»)
- замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
- совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)
- 2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный) Правильному употреблению паронимов посвящено задание 5 ЕГЭ по русскому языку.
- 3) Употребление лишних слов, в том числе плеоназмы – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие).
- 4) Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение). ***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется. В кабинете висели русские писатели (портреты). В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).
- 5) Неразличение синонимичных слов. Синонимы – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.) Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова. Она пошла к врачу, потому что у нее более очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали ) *** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов.
- Антонимы – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).
- Омонимы – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция). На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
- 6) Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы: Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д) Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер). *** Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
- Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник). Диалектизмы — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией. Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свеклы) Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков. Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками) Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
- Многозначные слова – слова, имеющие несколько значений. Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.
У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье). Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии)
Задание 6. ЕГЭ по русскому языку
2020.
Лексические нормы слов
ПРАКТИКА
Вариант №1
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и сюрпризов
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Из-за очень дорогой цены мы не смогли купить издание любимого автора.
Вариант №2
ВАРИАНТ 3
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Было уже поздно возвращаться назад, поскольку большую часть пути мы с Васей преодолели.
ВАРИАНТ 4
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Лихорадочная суета, цейтнот времени, стрессы на работе, напряжение, постоянные избыток раздражений и информации превращают отдых в одно из самых заветных желаний и потребностей
ВАРИАНТ 5
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я впервые познакомилась с творчеством А.П. Чехова в пятом классе: именно тогда зародилась моя любовь к малой прозе.
ВАРИАНТ 6
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Говорят, что две трети идей терпят полное фиаско не потому, что они плохие, а потому, что их плохо изложили.
ВАРИАНТ 7
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Бальзак создаёт удивительно точные портреты молодых юношей, которые последовательно продвигаются вверх и ведут упорную борьбу за собственное благополучие.
ВАРИАНТ 8
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Коренные аборигены Австралии, также иногда называемые «австралийскими бушменами», в языковом и расовом отношениях обособлены от других народов мира.
ВАРИАНТ 9
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Психологи утверждают, что если в момент произнесения той или иной фразы собеседник вдруг искренне улыбнулся, словно воспоминания о предмете разговора приносят ему удовольствие, то, вероятно, он говорит истинную правду.
ВАРИАНТ 10
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Вывести толпу людей из панического состояния можно лишь целенаправленными, категорическими командами лидеров и указанием на реальные возможности выхода из возникшей критической ситуации .
ВАРИАНТ 11
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Студенты расспрашивали преподавателя, как стать выдающимися менеджерами в любой области и добиться самых максимальных результатов в работе.
ВАРИАНТ 12
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Пусть Победа и память о ней будут всегда в наших сердцах, в добрых начинаниях, в постоянной заботе о пожилых ветеранах войны и тружениках тыла
ВАРИАНТ 13
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Великий князь Московский и всея Руси Иван III взял в жёны племянницу византийского императора Софью Палеолог, которая привезла с собой ценное сокровище — греческие и латинские рукописные книги .
ВАРИАНТ 14
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Центральные районы огромного мегаполиса — Стамбула сконцентрированы как раз там, где появились первые поселения: ближе всего к побережью Босфора, Мраморного моря и прекрасного залива Золотой Рог.
ВАРИАНТ 15
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Если смотреть на окружающее глазами, ослеплёнными тёмным мраком невежества и неверия, мир покажется бессмысленным и неправильным.
ВАРИАНТ 16
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Героический подвиг Алексея Маресьева — легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Великой Отечественной войны, — сегодня известен всем, ведь он сумел победить вначале смерть, а затем и инвалидность.
ВАРИАНТ 17
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
«Пятихатка», «петенька», «фиолет», «пётр» — всё это просторечные названия самой ходовой и популярной в России денежной купюры достоинством пятьсот рублей, дизайн которой посвящён Архангельску.
ВАРИАНТ 18
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
С обзорных площадок Храма Христа Спасителя туристам открывается широкая панорама столицы: Московский Кремль, Арбат, Воздвиженка, Остоженка и Пречистенка, высотки МИДа и МГУ, другие уникальные архитектурные объекты, созданные в разное время и в различных стилях.
ВАРИАНТ 19
- Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНАХ!
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку
Задание 6 ЕГЭ по русскому языку
Лексические нормы
Власова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Константиновская школа» Симферопольского района Республики Крым
Для успешного выполнения задания необходимо: понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; учитывать особенности сочетаемости слов; правильно употреблять синонимы, антонимы…
Для успешного выполнения задания необходимо:
понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
учитывать особенности сочетаемости слов;
правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
избегать речевой избыточности;
не допускать речевой недостаточности;
учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
Алгоритм выполнения задания 6 1
Алгоритм выполнения задания 6
1. Прочитайте предложение, определите значение каждого слова.2. Найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки).3. Распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности).4. Если это ошибка, исправь ее.
За это задание вы можете получить 1 балл!
За это задание вы можете получить 1 балл!
Теория к заданию 6
Теория к заданию 6
Типы речевых ошибок Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме,…
Типы речевых ошибокЛексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше.
Типы речевых ошибок Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов
Типы речевых ошибок
Тавтология (разновидность плеоназмов) — неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии: заданное задание мы выполнили; гостеприимно приняли; соединить воедино; организовать организацию; желаю долгого творческого долголетия; бездонная бездна; кружок вновь возобновил работу; учащиеся выполнили заданное домашнее задание; характерные для Чацкого черты характера; к недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций.
Типы речевых ошибок Нарушение лексической сочетаемости
Типы речевых ошибокНарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости: сделать решение (принять решение); играть значение (иметь значение, играть роль); роман дал автору славу (принес славу); дать поддержку (оказать поддержку), одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство); делать поступки (совершать поступки); в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания); табун рыб (табун лошадей или косяк рыб); приобрести уважение окружающих (заслужить уважение); ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.
Типы речевых ошибок Ошибки в употреблении фразеологизмов
Типы речевых ошибокОшибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок: Он вставлял ему прутья (палки) в колеса; Она держит его в ежовых варежках (рукавицах); Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам); Ему досталась львиная часть (доля); Довели меня до белого колена (каления); Пока суть (суд) да дело … ; Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум); Вы обратились не по правильному адресу (по адресу); Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша).
Типы речевых ошибок Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий
Типы речевых ошибокНеправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).Диалектизм – лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок:
Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза).
Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова.
Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые).
Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают).
«Тихий Дон» — интересная книжица (книга).
Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать).
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы).
Типы речевых ошибок Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий
Типы речевых ошибок
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов: Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды). Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика); Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением довольно участвовать).
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
В предложении лишним было слово «холодный», т.к. оно относилось к слову «снег»: снег не может быть тёплым.
Когда канонада утихла и они вошли, наконец, в дом, на полу обнаружили совершенно мёртвого человека.
В предложении лишним было слово «совершенно», т. к. оно относилось к слову «мёртвого»: мёртвый не может быть мёртвым в какой-либо степени.
Скрывать истинную правду было бесполезно, да Серпилин и не считал себя вправе это делать.
В предложении лишним было слово «истинную», т. к. оно относилось к слову «правду»: правда и истина – слова-синонимы.
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
То степь открывалась далёкая и молчаливая, то низкие, подернутые кровью тучи, а то и люди, и паровик, и молотилка разом тонули в чернеющей темноте.
Неуместно сочетание «чернеющая темнота». Ответ: чернеющая|чернеющей.
Новенький, вероятно, плохо сходился с людьми: в общих чаепитиях не участвовал, работал всегда молча, без слов.
В предложении имеем дело с тавтологией. Ответ: безслов или молча.
Спектакль по-прежнему имеет большой успех, несмотря на то, что в репертуаре уже не один год: первая премьера спектакля состоялась осенью двухтысячного года.
В предложении лишним было слово «первая», т. к. оно относилось к слову «премьера» − их значения синонимичны.
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
Цена не может подорожать, она может вырасти, повысится и т.д. Ответ: поднимется|вырастет|повысится|увеличится|возрастёт
Василий Алексеевич звёзд с неба не ловил, но всё же был довольно опытным в военном деле командиром, прошедшим хорошую школу в Семилетнюю войну.
Есть фразеологизм «не хватать звёзд с неба», поскольку фразеологизм − устойчивое сочетание, заменять в нём слова нельзя
На дворе плакала серым дождиком осень; листья, отрываясь от сырых веток, танцевали свой последний вальс; вся эта грусть природы, по- видимому, передалась и мне: настроение моё было мажорное.
Мажорный − бодрый, радостный. В контексте предложения речь идёт о противоположном значении.
Ответ: минорное|грустное|тоскливое|печальное|мрачное|унылое
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.
Держать в чёрном теле — это фразеологизм, означающий «сурово, строго обращаться с кем-либо; притеснять кого-либо».
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет внимания (ИЛИ: не придаёт значения) характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.
Ответ: впечатление. Внимание! Слово «восторг» использовать вместо неверно употреблённого слова «фурор» неуместно, потому что в этом случае в предложении появится речевая ошибка — «производило на нас восторг».
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово
Тренинг Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Объединение трёх театральных школ в специализированное училище направляло важную цель — повысить качество подготовки молодых актёров.
Ответ: преследовало, предполагало, имело.
Эти двое не были заядлыми друзьями, однако относились друг к другу с симпатией и большим уважением, поддерживали друг друга в групповых спорах.
Ответ: закадычными, лучшими, хорошими, настоящими, близкими, задушевными.
От литераторов критик требовал, чтобы они писали просто и доступно; от художественного произведения он ждал прежде всего ценного содержания, которое могло бы поднять кругозор читателя.
Ответ: расширить | уровень.