Презентация «Грамматические ошибки. Их классификация»
Подписи к слайдам:
Грамматические ошибки.
Их классификация
Разработка Просвирниной А.А., МБОУ «Мурманский международный лицей» г. Мурманска
- Грамматические ошибки бывают трех видов:
- -словообразовательные (нарушена структура слова);
- -морфологические, или формообразовательные ( ошибки в образовании формы слова);
- -синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения).
Разновидности грамматических ошибок |
Примеры |
|
Словообразова-тельные |
Ошибоч — ное слово- образова-ние |
Подскользнуться, завпечатлеть, трудолюбимый, надсмехаться, начатие, влаственный |
Морфологиче-ские |
Ошибка в образова-нии форм сущест-го |
Пять килограмм(ов) апельсин(ов), моё день рожденье, в пальте |
Ошибки в образовании форм прилагательно — го |
Более грамотнее, самый интереснейший |
|
Ошибки в образовании форм местоимений |
Ихний, евонный, ейный |
|
Ошибки в образовании форм глагола |
Победю, махаю, нагинаюсь, приказовать |
Синтаксиче-ские |
Нарушение согласования |
По словам историка Ключевского, называвшем Петра 1 «работником на троне», царь был необыкновенно трудолюбивым человеком, в совершенстве освоивший 14 ремёсел. |
Нарушение управления |
Желание узнавать новое заложено у человека с детства |
|
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Заметка написа- на простым языком и посвящено актуальным проблемам. |
Ошибки в построении предложения с обособленным обстоятель-ством (деепричаст-ным оборотом) |
Прочитав это текст, разные мысли посетили меня. |
|
Ошибки в построении предл-я с обос- ным опред-м |
Ключевский восхищается Петром, изучив- вший его био- графию. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Автор рассуждает об учениках и почему они не хотят учиться. |
|
Ошибки в построении сложного предложения |
Он пишет, что маленький дом заслуживает описания, в котором он живет. |
Смешение прямой и косвенной речи |
М.Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной». |
|
Пропуски необходимых слов |
Можно ещё много о Ме- щёрском крае. |
|
Нарушение границ предло- жений |
Люблю тебя. Так как ты мой друг. |
Выполните задания
- 1.В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- 1) бдительные сторожа 2) прилягте на диван 3) более пятисот рублей 4) на ширине плечей
- Ответ: плеч
- 2. В каком предложении допущено неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
- 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
- 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- Ответ: предл.№ 1( согласно приказу…)
- 3.В каком предложении допущено нарушение связи между подлежащим и сказуемым?
- 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
- 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
- 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- Ответ: предл.№ 3( миллион писем при-
- шёл…)
- 4.В каком примере допущена ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом?
- 1) Работая на кораблестроительных верфях Голландии, Петру легко далось чертежное искусство.
- 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
- 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
- Ответ: предл. № 1
- 5.В каком примере допущено нарушение в построении предложения с несогласованным приложением?
- 1) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
- 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
- Ответ: предл. № 3
Используемая литература
- 1.Г.Т.Егораева. Тематический сборник за-
- даний и методических рекомендаций. «Экзамен».М., 2014.
- 2.В.В.Петрова.Русский язык. ЕГЭ. Теоретический курс. Задания для самосто- ятельной подготовки. «Экзамен». М.,2007.
- 3.В.В.Львов. Русский язык. ЕГЭ. Типовые
- тестовые задания. «Экзамен».М., 2014.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 73 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Типология речевых и грамматических ошибок
-
2 слайд
Введение
В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются « …2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок. -
3 слайд
Введение
Грамматическая правильность речи оценивается по специальным критериям. Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии — нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе — нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…).
Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие: -
4 слайд
Грамматические ошибки —
ошибки в структуре языковой единицы; нарушение любой грамматической нормы.
1) Ошибочное словообразование. Трудолюбимый, надсмехаться.
2) Ошибочное образование формы существительного. Многие чуда техники. Не хватает время.
3) Ошибочное образование формы прилагательного. Более интереснее. -
5 слайд
Грамматические ошибки —
4) Ошибочное образование формы числительного. С пятистами рублями.
5) Ошибочное образование формы местоимения. Ихнего пафоса.
6) Ошибки в образовании личных форм глаголов. Им двигает чувство сострадания.
7) Неправильное употребление временных форм глаголов. Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать расчёты. -
6 слайд
Грамматические ошибки
Ошибки в образовании действительных и страдательных причастий. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора.
9) Ошибки в образовании деепричастий. Вышев на сцену. Пиша о жизни.
10) Неправильное образование наречий. Автор тута был не прав.
11) Нарушение согласования. Я знаком с группой ребят, увлекающимися джазом. -
7 слайд
Грамматические ошибки
12) Нарушение управления. Повествует читателей. Сделать свою правду более красивую.
13) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Главное, чему я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения.
14) Нарушение способа выражения сказуемого. Мы были рады, счастливы и весёлые. -
8 слайд
Грамматические ошибки
15) Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Читая текст, возникает такое чувство…
16) Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
17) Ошибки в построении сложного предложения. Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочла ещё в детстве. Ум автор текста понимает не только как просвещённость, но и с понятием «умный» связывает вольнодумство. -
9 слайд
Грамматические ошибки
18) Ошибки, связанные с употреблением частиц. Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника.
19) Нарушение границ предложения. Было уже поздно. Когда он опомнился. -
10 слайд
Грамматические ошибки
Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание высказывания. -
11 слайд
Речевые ошибки
При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, — при выведении второй (нижней). -
12 слайд
Речевые ошибки
При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты: -
13 слайд
Речевые ошибки
1) Употребление слова в несвойственном ему значении. Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
2) Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
3) Неразличение синонимов. Имя этого поэта знакомо во многих странах. -
14 слайд
Речевые ошибки
4) Неразличение паронимов. В таких случаях я взглядываю в словарь.
5) Употребление слов иной стилевой окраски. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
6) Разрушение образной структуры фразеологизмов. Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади.
7) Неоправданное употребление просторечных слов. Таким людям всегда удаётся объегорить других. -
15 слайд
Речевые ошибки
Нарушение лексической сочетаемости. Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности.
9) Употребление лишних слов, в том числе плеоназм. Молодой юноша. Очень прекрасный.
10) Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология). В этом рассказе рассказывается о событиях древности. -
16 слайд
Речевые ошибки
11) Неоправданное повторение слова. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
12) Ошибки в употреблении антонимов в построении антитезы. В третьей части текста звучит не весёлый, но и не мажорный мотив.
13) Бедность и однообразие синтаксических конструкций. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. -
17 слайд
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились.
-
18 слайд
1. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. (грамматическая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
19 слайд
2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
20 слайд
2. У Толстого каждый персонаж имеет свои индивидуальные черты. (речевая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая).
-
21 слайд
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
22 слайд
3. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. (грамматическая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
23 слайд
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах.
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
24 слайд
4. Грипп очень заразителен, поэтому его нельзя переносить на ногах. (речевая)
Определите вид ошибки (речевая или грамматическая). -
25 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 303 235 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 09.06.2021
- 214
- 9
- 09.06.2021
- 556
- 16
- 09.06.2021
- 432977
- 9
- 09.06.2021
- 291
- 7
- 09.06.2021
- 3260
- 55
- 09.06.2021
- 1928
- 33
- 09.06.2021
- 1508
- 34
- 09.06.2021
- 1956
- 56
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
Презентация на тему «Грамматические ошибки»
-
Скачать презентацию (0.13 Мб)
-
80 загрузок -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Грамматические ошибки» по русскому языку, включающую в себя 22 слайда. Скачать файл презентации 0.13 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 9-11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку
Содержание
-
Слайд 1
Грамматические ошибки
Практикум
по культуре речи2010
-
Слайд 2
Грамматические трудности, связанные с образованием слов
-
Слайд 3
Знаете, чем грамматическая ошибка отличается от орфографической?
сосТлаться
ужасТный
прецеНдент
интриганТ
инциНдент
наДсмехаться
воеНОначальник
Только пишем неправильно
И пишем, и произносим неправильно -
Слайд 4
Д
почерк
поскользнуться
насмехаться
насмешка
нравиться -
-
Слайд 6
А
Над
Под
За
Из
Про
Перегрызенный
-
Слайд 7
Н
инцидент
прецедент
Тинтриган
Н
конъюнктура -
Слайд 8
лаборатория
табуретка
макулатура -
Слайд 9
Найдите орфографические и грамматические ошибки
Оратор состлался на прецендент.
Военоначальник оказался ужастный интригант.
Этот неприятный инциндент хотелось бы вычеркнуть из памяти навсегда.
Над ним все надсмехались, и он растроился из-за этого. -
Слайд 10
Какую ошибку допустил человек, на дне рождения друга объявивший за столом:
— Сейчас я вам прочитаю мой доклад о способе переработки макулатуры и материал для изготовления детских табуретов – последнее достижение нашей лаборатории!
Проверьте себя -
Слайд 11
Ошибка – в ситуативной неуместности всего выступления в целом.
-
Слайд 12
Поле чудес
с
р
а
в
н
е
н
и
еп
р
ц
д
е
н
т
М
Е
Т
А
Ф
О
Р
А
1. Случай, служащий примером или оправ-данием для последую-щих случаев этого же рода.
2. Один из тропов.3. Средство речевой выразительности.
е
е -
Слайд 13
Запомните ударную гласную в словах
облегчúть
(- ý, -úшь…)
(- úл,- úла…)
облегчённый
(-ая, -ое…)
облегчённо
слúвовый
грýшевый
(-ая, -ое…)
джем,
ветка,
дерево -
Слайд 14
Можно ли здесь по форме числительного определить, о ком ведёт речь автор: о женщине или о мужчине»
…Земного счастья мы не ценим, Людей привыкли мы ценить; Себе мы оба не изменим, А нам не могут изменить. (М. Ю. Лермонтов)
…Игру страстей мы знали оба, Томила жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас, Обоих ожидала злоба Слепой фортуны и людей На самом утре наших дней. (А. С. Пушкин) -
Слайд 15
Числительное оба может указывать как на двух мужчин, так и на женщину и мужчину (иное дело – обе: только на женщин). Следовательно, определить адресатов по данным отрывкам нельзя. (В первом случае говорится о мужчине – отрывок из «Евгения Онегина», во втором о женщине – стихотворение М. Ю. Лермонтова «Договор»).
-
Слайд 16
В нашу редакцию пришло более 7800 писем. В 5765 из них вы просите возобновить сеансы Кашпировского. Сообщаем, что после зарубежного турне, в котором Анатолий Михайлович провёл 48 сеансов с 52893 гражданами разных стран, он отправился в Урюпинск. На последнем его сеансе там присутствовало около 740 человек, после чего мы узнали о 568 положительных результатах: у 567 человек потемнели волосы, а в самом последнем, 568-м, письме сенсация: у 80-летнего Акима Акимовича Сидорова прорезались зубы!
-
Слайд 17
новорождённый
отношение к…отношения с…
отношения между…
тóрты, тóртов, тóртам
тýфля, ж. р. ед. тýфли р. мн. тýфель
столя́р
столярá
столяры́ -
Слайд 18
Чем короче, тем длиннее:
пара:
колготок□лосин□чулок□гольфов носков -
Слайд 19
Он, мой:
тюль, м.
шампунь, м.
Она, моя:
Мозоль, ж.
Аэрозоль, ж. -
Слайд 20
красúвее красúвейший
óптом оптóвый оптóвая оптóвое
устáвный (от устав) -
Слайд 21
Что делать?
К Л А С Т Ь
кладý
кладёшь
Что сделать?
по- из- у- ложить с- ложу от- про- -
Слайд 22
изобрестúизобретённыйизобретėние
обеспėчить обеспėченныйобеспėчение
отключúть отключённыйотключėние
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте
Слайд 1
Виды ошибок . Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Новикова Екатерина Владимировна 2018 год
Слайд 2
Речевые ошибки Нарушение правильности передачи фактического материала Логические ошибки Грамматические ошибки Синтаксические ошибки
Слайд 3
Речевые ошибки. Основные причины речевых ошибок: 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов 4. Употребление омонимов 5. Употребление многозначных слов 6. Многословие 7. Лексическая неполнота высказывания 8. Новые слова 9. Устаревшие слова 10. Слова иноязычного происхождения 11. Диалектизмы 12. Разговорные и просторечные слова 13. Профессиональные жаргонизмы 14. Фразеологизмы 15. Клише и штампы
Слайд 4
1. Непонимание значения слова. 1.1 Употребление слова в несвойственном ему значении . Пример: Костер все больше и больше распалялся, пылал. Ошибка заключается в неверном выборе слова : Распаляться — 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством. Разгораться — начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
Слайд 5
1.2. Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики . Пример: Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.
Слайд 6
3. Употребление синонимов. Синонимы обогащают язык, делают образной нашу речь. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Так, слова ошибка, просчет, оплошность, погрешность — стилистически нейтральны, общеупотребительны; проруха, накладка — просторечные; оплошка — разговорное; ляп — профессионально-жаргонное. Употребление одного из синонимов без учета его стилистической окраски может привести к речевой ошибке. Пример: Совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять. При использовании синонимов часто не учитывается способность каждого из них в большей или меньшей степени избирательно сочетаться с другими словами. Различаясь оттенками лексического значения, синонимы могут выражать разную степень проявления признака, действия. Но, даже обозначая одно и то же, взаимозаменяясь в одних случаях, в других синонимы заменяться не могут — это ведет к речевой ошибке. Пример: Вчера мне было печально . Синоним грустно сюда вполне подходит: Вчера мне было грустно. Но в двусоставных предложениях эти синонимы взаимозаменяются . Печально я гляжу на наше поколенье…
Слайд 7
4. Употребление омонимов. Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно. Пример : Экипаж находится в отличном состоянии . Экипаж — это повозка или команда? Само слово экипаж употреблено правильно. Но для раскрытия смысла этого слова необходимо расширить контекст. Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи (особенно устной) омофонов (одинаково звучащих, но по-разному пишущихся ) и омоформ (слов, совпадающих по звучанию и написанию в отдельных формах). Так что, выбирая слова для какой-либо фразы, мы должны обращать внимание и на контекст , который в некоторых речевых ситуациях призван раскрывать смысл слов.
Слайд 8
5. Употребление многозначных слов . При употреблении многозначных слов (как и при употреблении омонимов) очень важен контекст. Именно благодаря контексту ясно то или иное значение слова. И если контекст отвечает своим требованиям (законченный в смысловом отношении отрезок речи, позволяющий установить значения входящих в него слов или фраз), то каждое слово в предложении понятно. Но бывает и иначе. Пример: Он уже распелся . Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.
Слайд 9
6. Многословие. Встречаются следующие виды многословия : 1). Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Пример: Все гости получили памятные сувениры . 2). Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте. Пример: Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться. 3). Тавтология (от греч. tauto — то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы. Пример: Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
Слайд 10
4). Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу, убирать — производить уборку. Пример: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . Может быть, в официально-деловом стиле . 5). Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий. Пример: В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.
Слайд 11
7. Лексическая неполнота высказывания. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. Пример: Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего . У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «… не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду». Так получается — «страница телевидения». При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.
Слайд 12
8. Новые слова. Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками. Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.
Слайд 13
9. Устаревшие слова . Архаизмы — слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, — должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны. Пример: Ныне в университете был день открытых дверей . Здесь устаревшее слово ныне (сегодня, теперь, в настоящее время) совершенно неуместно. Историзмы — слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначавшихся ими понятий: армяк, камзол, бурса, опричник и т. п. Ошибки в употреблении историзмов часто связаны с незнанием их лексического значения. Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. Губернатор — начальник какой-нибудь области (например, губернии в царской России, штата в США). Следовательно, главный губернатор — нелепость, к тому же в губернии мог быть только один губернатор, а его помощник назывался вице-губернатором.
Слайд 14
10. Слова иноязычного происхождения . Сейчас многие имеют пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точного значения. Иногда контекст не принимает иностранное слово. Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать — установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась и т. п.
Слайд 15
11. Диалектизмы . Диалектизмы — слова или устойчивые сочетания, которые не входят в лексическую систему литературного языка и являются принадлежностью одного или нескольких говоров русского общенационального языка. Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка. Пример: Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер. Шаберка — соседка. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.
Слайд 16
12. Разговорные и просторечные слова . Разговорные слова входят в лексическую систему литературного языка, но употребляются преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного общения. Просторечие — слово, грамматическая форма или оборот преимущественно устной речи, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета речи, а также простая непринужденная речь, содержащая такие слова, формы и обороты. Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной), употребляется в речи всего народа. Пример: У меня совсем худая куртка. Худой (разг.) — дырявый, испорченный (худой сапог). Ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.
Слайд 17
13. Профессиональные жаргонизмы. Профессионализмы выступают как принятые в определенной профессиональной группе просторечные эквиваленты терминов: опечатка — в речи журналистов ляп; руль — в речи шоферов баранка. Но немотивированное перенесение профессионализмов в общелитературную речь нежелательно. Такие профессионализмы, как пошить, пошив, заслушать и другие, портят литературную речь. По ограниченности употребления и характеру экспрессии (шутливая, сниженная и т. п.) профессионализмы сходны с жаргонизмами и являются составной частью жаргонов — своеобразных социальных диалектов, свойственных профессиональным или возрастным группам людей (жаргоны спортсменов, моряков, охотников, студентов, школьников). Жаргонизмы — это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Пример: Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет. Хибара — дом.
Слайд 18
14. Фразеологизмы. 1 ). Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. 2). Ошибки в усвоении формы фразеологизма. Я привык отдавать себе полные отчеты . 3). Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки.
Слайд 19
15. Клише и штампы. Канцеляризмы — слова и выражения, употребление которых закреплено за официально-деловым стилем, но в других стилях речи они неуместны, являются штампами. Пример: Имеет место отсутствие запасных частей. Штампы — это избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью. Штампами становятся слова, словосочетания и даже целые предложения, которые возникают как новые, стилистически выразительные речевые средства, но в результате слишком частого употребления утрачивают первоначальную образность. Пример: При голосовании поднялся лес рук.
Слайд 20
Фактические ошибки. Нарушение требования правильности передачи фактического материала вызывает фактические ошибки. Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: «В зимнем лесу звонко куковала кукушка». или «Входят купцы Бобчинский и Добчинский «. Фактические ошибки могут быть обнаружены в том случае, если читающему работу известна фактическая сторона дела и он может оценить каждый факт с позиции его достоверности. Причина фактических ошибок — недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев.
Слайд 21
В изложении к фактическим ошибкам можно отнести различного рода неточности: 1) ошибки в обозначении места и времени события ; 2) в передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т. д., например: вместо «Кировский проспект» — в работе «Киевский проспект» или «Кировский поселок». В сочинении фактические ошибки — это 1) искажение жизненной правды; 2) неточное воспроизведение книжных источников; 3) имен собственных; 4) дат; 5) мест событий, например: «Чадский», «у Нагульного и Разметного «.
Слайд 22
Логические ошибки. Нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок. Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления. К этому типу ошибок относятся следующие недочеты в содержании работы: 1) нарушения последовательности высказывания; 2) отсутствие связи между частями и предложениями; 3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли; 4) раздробление одной микротемы другой микротемой ; 5) несоразмерность частей высказывания; 6) отсутствие необходимых частей; 7) перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению); неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).
Слайд 23
Грамматические ошибки. Грамматические ошибки — это неcоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении
Слайд 24
Грамматические ошибки могут быть двух видов: 1. Словообразовательные. Нарушена структура слова: » беспощадство «, «бессмертность», » заместо «, » публицизм «. 2. Морфологические. Ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся: а) ошибки в образовании форм существительных: «облеки», » англичаны «, «два знамя», «на мосте», «Гринев жил недорослью «, «Он не боялся опасностей и рисков», «Во дворе построили большую качель «. б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого», «Эта книга более интереснее». в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом». г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился «, «Мама всегда радовается гостям», » Вышев на середину комнаты, он заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок». д) неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее».
Слайд 25
Синтаксические ошибки. Синтаксические ошибки заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений.
Слайд 26
Ошибки в структуре словосочетаний: 1. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого, выраженного прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением: «Нынешнее летом я был в степном Заволжье». 2. Нарушение управления. Ошибки в беспредложном управлении (неправильный выбор предлога): «Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол». 3. Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком». 4. Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал (?) поле». 5. Употребление лишнего предлога «Жажда к славе». 6. Пропуск зависимого компонента словосочетания: «Снова садиться в жаркую кабину, снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, (?) ехать».
Слайд 27
Ошибки в строении и значении предложения: 1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето», «Солнце уже села, когда мы вернулись». 2. Отсутствие смысловой законченности предложения, нарушение его границ: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд». 3. Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись». 4. Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету».
Слайд 28
Ошибки в простом двусоставном предложении: • Подлежащее: — Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца». — Нарушение согласования подлежащего и местоимения, заменяющего подлежащее в другом предложении: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». • Сказуемое: — Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые». — Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим, выраженным собирательными существительным, количественно-именным словосочетанием, вопросительным и неопределенным местоимением: «Я с мамой остались дома», «В комнату проникли сноп лучей солнца». — Местоименное дублирование дополнения: «Многие книги их можно читать несколько раз». • Определение: — Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика». — Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг». — Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе» (за столом).
Слайд 29
Ошибки в односоставном предложении: 1. Использование двусоставных конструкций на месте односоставных. 2. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».
Слайд 30
Предложения с однородными членами: 1. Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: «Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая». 2. Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: «Когда весна и ясный день, солнце освещает всю мою комнату». 3. Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: «Мальчик был лобастый, но серьезный». 4. Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: «В шкафу стоят книги, на полках лежат газеты и стеклянная посуда». 5. Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: «Тревога и тоска застыла в ее глазах». 6. Нарушения в области однородных сказуемых: а) использование разных типов сказуемых в качестве однородных: «Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца»;
Слайд 31
Предложения с вводными словами и вводными конструкциями: 1. Неправильный выбор вводного слова: «Девочки напряженно вглядывались в даль моря: наверное, на горизонте появится лодка». 2. Использование такого вводного слова, которое приводит к двусмысленности: «По словам рыбаков, ночью был шторм, а теперь штиль». 3. Употребление вводного предложения как самостоятельного: «Книга — источник знаний. Как утверждают многие».
Слайд 32
Предложения с обособленными членами: 1. Нарушение порядка слов в предложениях с причастным оборотом. — Отрыв причастного оборота от определяемого слова: «Но с деревом опять произошло несчастье: его ветви обрубили, расположенные низко». — Включение определяемого слова в состав причастного оборота: «У девочек устремленный взгляд в море». 2. Нарушение правил построения причастного оборота. — Построение причастного оборота по образцу придаточного предложения: «На картине изображена девочка, которая только вставшая». — Употребление причастного оборота вместо деепричастного: «И каждый раз, возвращавшиеся обратно, мы садились под тополем и отдыхали». 3. Ошибки в предложениях с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом : «Отдыхая в кресле, передо мной висит картина «Март».
Слайд 33
Способы передачи прямой речи. Прямая и косвенная речь: 1. Объединение прямой речи и слов автора: «Перед войной отец сказал мне: «Ухаживай за деревом и ушел на фронт». 2. Употребление прямой речи без слов автора: «Девочки увидели баркас: «Папа!». 3. Смешение прямой косвенной речи: «Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками». 4. Ошибки при введении цитат: «К. Паустовский говорил, что «Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек».
Слайд 34
Сложные предложения: 1. Нарушение логико-грамматической связи между частями сложносочиненного предложения: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер». 2. Использование местоимения во второй части сложносочиненного предложения, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся». 3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов: а) соединительных — для связи частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно». б) противительных — для соединения частей сложносочиненного предложения при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»; в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»; г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;
Слайд 35
Сложное предложение с различными видами связи: 1. Нарушение порядка следования частей предложения: «Волны еще пенятся, но у берега успокаиваются; чем ближе к горизонту, тем море темнее; и поэтому у девочек есть надежда, что отец вернется». 2. Использование местоимений, приводящих к двусмысленности: «Мы видим, что кровать у девочки не заправлена, и она подтверждает, что девочка только что встала».
1
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
2
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; — это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
3
Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4
Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году Ошибочное образование формы местоимения ихние дети Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
5
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6
Читая текст, возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
7
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
8
Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова. наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор
9
лучшему около пятисот метров пара сапог, чулок мы хотим более ярко несколько помидоров Самопроверка:
10
Много горожанов, партизанов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова.
11
Много горожан, партизан Несколько апельсинов, мандаринов, килограммов Встретил знакомых армян, цыган, болгар Самопроверка :
12
Тренинг: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, 1) человеком может быть получена травма. 2) существует опасность получения травмы. 3) человек рискует получить травму. 4) нарушается техника безопасности на воде.
13
Самопроверка: Во 1,2,4 предложениях подлежащие (травма, опасность, техника безопасности) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (купаться в водоёме). В 3 варианте присутствует глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени – рискует, по которому легко восстановить подлежащее (он). Правильный ответ – 3.