Презентация на тему речевые ошибки

Презентация » Речевые ошибки»

Скачать материал

Речевые ошибки

Скачать материал

  • Сейчас обучается 73 человека из 31 региона

  • Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Речевые ошибки

  • ПредисловиеОдним из критериев оценивания экзаменационных 
изложения и сочинен...

    2 слайд

    Предисловие
    Одним из критериев оценивания экзаменационных
    изложения и сочинения является критерий
    «Соблюдение речевых норм» (ГК4):
    1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
    2. Допущены 3 ошибки – 1 балл
    3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов

    Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
    называют речевыми, и продемонстрирует основные
    типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
    экзаменационной работе.

  • Какие ошибки называют речевыми?Речевые ошибки - это ошибки, допущенные 
в упо...

    3 слайд

    Какие ошибки называют речевыми?
    Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
    в употреблении слова.
    Например: Они потеряли на войне двух
    единственных сыновей.
    Комментарий: Само по себе слово «единственный»
    ошибки не содержит, оно лишь неудачно
    употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
    сочетается по смыслу со своим ближайшим
    окружением.

  • Употребление слова в несвойственном ему значении Например: Мы были шокированы...

    4 слайд

    Употребление слова в несвойственном ему значении
    Например: Мы были шокированы прекрасной
    игрой актёров.
    Комментарий: В данном случае неуместно слово
    «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
    чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
    своим поведением, нарушением правил приличия,
    общепринятых норм поведения. Это слово нужно
    заменить словом «восхищены».

  • Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом 
Нап...

    5 слайд

    Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
    приставкой и суффиксом

    Например: Были приняты эффектные
    меры.

    Комментарий: В данном контексте слово
    «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
    значит «производящий эффект, впечатляющий».
    Его следует заменить однокоренным
    «эффективный» — значит «дающий эффект,
    действенный».

  • Неразличение синонимичных слов 
Например: В конечном  предложении 
автор прим...

    6 слайд

    Неразличение синонимичных слов

    Например: В конечном  предложении
    автор применяет градацию.

    Комментарий: В данном случае вместо
    прилагательного «в конечном» необходимо
    употребить существительное «в конце».

  • Употребление слов иной стилевой окраски 
Например: Автор, обращаясь к этой 
п...

    7 слайд

    Употребление слов иной стилевой окраски

    Например: Автор, обращаясь к этой
    проблеме, пытается направить людей
    немного в другую колею.

    Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
    звучать в данном контексте слово «русло».

  • Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов 
Наприм...

    8 слайд

    Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

    Например: Астафьев то и дело прибегает
    к употреблению метафор и олицетворений.

    Комментарий: Эмоционально-окрашенное
    выражение «то и дело» следует заменить
    стилистически нейтральным синонимом
    «неоднократно».

  • Неоправданное употребление просторечных слов 
Например: Таким людям всегда уд...

    9 слайд

    Неоправданное употребление просторечных слов

    Например: Таким людям всегда удаётся
    объегорить других.

    Комментарий: В данном предложении
    просторечное слово «объегорить» следует
    заменить стилистически нейтральным синонимом
    «обмануть».

  • Нарушение лексической сочетаемости 
Например: Автор увеличивает впечатление....

    10 слайд

    Нарушение лексической сочетаемости

    Например: Автор увеличивает впечатление.
    Автор использует художественные
    особенности.

    Комментарий: Слово «особенности» необходимо
    заменить словом «средства».

  • Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Например: молодой юноша...

    11 слайд

    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
    Например: молодой юноша
    очень прекрасный
    бесплатный подарок

    Комментарий: В этих словосочетаниях
    выделенные слова являются лишними, т.к. они
    дублируют лексическое значение невыделенных
    слов.

  • Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Например: В этом...

    12 слайд

    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
    Например: В этом рассказе
    рассказывается о реальных событиях.

    Комментарий: В данном предложении
    необоснованно повторяются однокоренные слова.
    Одно из них следует заменить синонимичным:
    вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
    «рассказывается» — «повествуется».

  • Неоправданное повторение слова 
Например: Герой рассказа не задумывается 
над...

    13 слайд

    Неоправданное повторение слова

    Например: Герой рассказа не задумывается
    над своим поступком. Герой даже не
    понимает всей глубины содеянного.

    Комментарий: Во втором предложении
    повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
    личным местоимением «он».

  • Бедность и однообразие синтаксических конструкций Например: Когда писатель пр...

    14 слайд

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций
    Например: Когда писатель пришёл в
    редакцию, его принял главный редактор.
    Когда они поговорили, писатель отправился
    в гостиницу.

    Комментарий: В данном случае оба предложения
    построены однотипно: они представляют собой
    сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
    которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
    речевую ошибку, придаточное во втором предложении
    можно заменить существительным с предлогом
    «после разговора».

  • Неудачное употребление местоимений 
Например: Данный текст написал В.Белов....

    15 слайд

    Неудачное употребление местоимений

    Например: Данный текст написал В.Белов.
    Он относится к художественному стилю.

    Комментарий: Употребление личного
    местоимения «он» делает второе предложение
    двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
    художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

  • ПослесловиеБудьте внимательны!
Не допускайте ошибок!


    16 слайд

    Послесловие
    Будьте внимательны!
    Не допускайте ошибок!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 303 235 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

  • Скачать материал


    • 16.10.2019


      3542
    • PPTX
      206 кбайт
    • 339
      скачиваний
    • Оцените материал:





  • Настоящий материал опубликован пользователем Лысцева Майя Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Лысцева Майя Александровна

    • На сайте: 5 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 30008
    • Всего материалов:

      16

Речевые ошибки
Предисловие

  • Одним из критериев оценивания экзаменационных
  • изложения и сочинения является критерий
  • «Соблюдение речевых норм» (ГК4):
    1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
    2.
    Допущены 3 ошибки – 1 балл
    3.
    Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
  • Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
  • называют речевыми, и продемонстрирует основные
  • типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
  • экзаменационной работе.

Какие ошибки называют речевыми?

  • Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
  • в употреблении слова.
  • Например: Они потеряли на войне двух
  • единственных сыновей.
  • Комментарий: Само по себе слово «единственный»
  • ошибки не содержит, оно лишь неудачно
  • употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
  • сочетается по смыслу со своим ближайшим
  • окружением.

Употребление слова в несвойственном ему значении

  • Например: Мы были шокированы прекрасной
  • игрой актёров.
  • Комментарий: В данном случае неуместно слово
  • «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
  • чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
  • своим поведением, нарушением правил приличия,
  • общепринятых норм поведения. Это слово нужно
  • заменить словом «восхищены».

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом

  • Например: Были приняты эффектные
  • меры.
  • Комментарий: В данном контексте слово
  • «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
  • значит «производящий эффект, впечатляющий».
  • Его следует заменить однокоренным
  • «эффективный» — значит «дающий эффект,
  • действенный».

Неразличение синонимичных слов

  • Например: В конечном  предложении
  • автор применяет градацию.
  • Комментарий: В данном случае вместо
  • прилагательного «в конечном» необходимо
  • употребить существительное «в конце».

Употребление слов иной стилевой окраски

  • Например: Автор, обращаясь к этой
  • проблеме, пытается направить людей
  • немного в другую колею.
  • Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
  • звучать в данном контексте слово «русло».

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

  • Например: Астафьев то и дело прибегает
  • к употреблению метафор и олицетворений.
  • Комментарий: Эмоционально-окрашенное
  • выражение «то и дело» следует заменить
  • стилистически нейтральным синонимом
  • «неоднократно».

Неоправданное употребление просторечных слов

  • Например: Таким людям всегда удаётся
  • объегорить других.
  • Комментарий: В данном предложении
  • просторечное слово «объегорить» следует
  • заменить стилистически нейтральным синонимом
  • «обмануть».

Нарушение лексической сочетаемости

  • Например: Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные
  • особенности.
  • Комментарий: Слово «особенности» необходимо
  • заменить словом «средства».

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

  • Например: молодой юноша
  • очень прекрасный
  • бесплатный подарок
  • Комментарий: В этих словосочетаниях
  • выделенные слова являются лишними, т.к. они
  • дублируют лексическое значение невыделенных
  • слов.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

  • Например: В этом рассказе
  • рассказывается о реальных событиях.
  • Комментарий: В данном предложении
  • необоснованно повторяются однокоренные слова.
  • Одно из них следует заменить синонимичным:
  • вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
  • «рассказывается» — «повествуется».

Неоправданное повторение слова

  • Например: Герой рассказа не задумывается
  • над своим поступком. Герой даже не
  • понимает всей глубины содеянного.
  • Комментарий: Во втором предложении
  • повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
  • личным местоимением «он».

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

  • Например: Когда писатель пришёл в
  • редакцию, его принял главный редактор.
  • Когда они поговорили, писатель отправился
  • в гостиницу.
  • Комментарий: В данном случае оба предложения
  • построены однотипно: они представляют собой
  • сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
  • которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
  • речевую ошибку, придаточное во втором предложении
  • можно заменить существительным с предлогом
  • «после разговора».

Неудачное употребление местоимений

  • Например: Данный текст написал В.Белов.
  • Он относится к художественному стилю.
  • Комментарий: Употребление личного
  • местоимения «он» делает второе предложение
  • двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
  • художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

Послесловие

  • Будьте внимательны!
  • Не допускайте ошибок!

Слайд 1

Презентация подготовлена преподавателем Клеменчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Слайд 2

Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.

Слайд 3

ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Несоответствие высказывания теме. Как предупредить эти ошибки? Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль. Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему. Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.

Слайд 4

Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений. ошибки в датах; смешение эпох, авторов, названий произведений; искажение в цитировании; искажение фактов, описанных в произведениях. Нарушение последовательности высказывания:

Слайд 5

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря. ________________________________________________ Речевые недочеты подразделяют на лексические ; морфологические; и синтаксические .

Слайд 6

Характеристика типичных лексических ошибок 1. Употребление слова в не свойственном ему значении: «Чацкий не одинок: у него много сообщников». 2. Смешение слов-паронимов: «Онегин ведет праздничный образ жизни». 3. Употребление лишних слов (плеоназмы): «Наступил темный мрак». 4. Лексические анахронизмы (употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи): «Чацкий поехал в командировку за границу». 5. Двусмысленность из-за использования омонимов и многозначных слов: «Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».

Слайд 7

НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая . Соединение слов бывает невозможно из-за: смысловой несовместимости (обедать потолок); грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями); ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).

Слайд 8

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме непроизносимых согласных; ложное удвоение согласных; пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь; ошибки в написании окончаний различных частей речи; ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов; ошибки в переносе слов.

Слайд 9

Типичные пунктуационные ошибки: Пропуск запятой. Быть всегда там __ где труднее всего. Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым. Но политика была временной __ и надо было налаживать обеспечение города. Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи. Употребление лишнего знака.

Слайд 10

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.» Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.» Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).» Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.» Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.» Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.» Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.» это всякого рода отступления от норм образования и употребления форм слов.

Слайд 11

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Необоснованный пропуск членов предложения: «Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.» Нарушение согласования между членами предложения: «В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.» Неправильное употребление предлогов: « Через шум мотора не было слышно крика.» «Он порвал об борт машины новую рубашку.» Неверное управление слов: «Гоголь описывает о похождениях Чичикова.» «Согласно приказа.»

Слайд 12

ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Подлежащее или дополнение занимают не своё место: «Негодование народа всё усиливалось против поработителей». Определение занимает не свойственное ему место: «Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали». Обстоятельство занимает не свойственное ему место: « Всем классом ходили мы в лес за цветами весной». Неправильная расстановка частей составного союза: « Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».

Слайд 13

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построениях предложений с однородными членами: а) ошибки в однородных составных сказуемых «Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.» б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм «Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия, дышат ненавистью к существующему строю.» в) неправильное употребление союза И, показывающего законченность перечисления «Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду, спас ребенка.» г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми «Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах.»

Слайд 14

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построении сложносочиненных предложений: а) при неудачном соединении разнородных простых предложений «Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.» б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И «Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.» в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов «Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»

Слайд 15

ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении: «Когда ночь была спокойна, но люди не спали.» б) употребляется лишний союз: «У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.» в) в главном предложении отсутствует указательное слово: «Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.» г) неправильно употребляется союз и союзное слово: «Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.» д ) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: «Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»

Речевые ошибки

Речевые ошибки

Повторы Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях. Неудачный порядок слов Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. Нарушение лексической сочетаемости В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева. Употребление слова в несвойственном ему значении Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования. Употребление лишнего слова (плеоназм) Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.

Повторы

Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.

Неудачный порядок слов

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

Нарушение лексической сочетаемости

В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.

Употребление лишнего слова (плеоназм)

Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.

Молодой юноша очень прекрасный. /плеоназм/ Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Употребление слова в несвойств. значении Автор увеличивает впечатление. нарушение лексической сочетаемости

  • Молодой юноша очень прекрасный.

/плеоназм/

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Употребление слова в несвойств. значении

Автор увеличивает впечатление.

нарушение лексической сочетаемости

Погода сопутствовала хорошему отдыху. Употребление слова в несвойств. значении Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.  повтор На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки плеоназм

  • Погода сопутствовала хорошему отдыху.
  • Употребление слова в несвойств. значении
  • Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.
  • повтор
  • На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки
  • плеоназм

Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышляет о творчестве. Автор высмеивает Митрофанушку, считая его обжорой и болваном. Данный текст написал Ф.Искандер. Он относится к художественному стилю. Автор увеличивает впечатление. Я заявляю о своём твёрдом намерении не отвечать на вопросы учителя на этом уроке. Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышляет о творчестве. Автор высмеивает Митрофанушку, считая его обжорой и болваном. Данный текст написал Ф.Искандер. Он относится к художественному стилю. Автор увеличивает впечатление. Я заявляю о своём твёрдом намерении не отвечать на вопросы учителя на этом уроке.

  • Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышляет о творчестве. Автор высмеивает Митрофанушку, считая его обжорой и болваном. Данный текст написал Ф.Искандер. Он относится к художественному стилю. Автор увеличивает впечатление. Я заявляю о своём твёрдом намерении не отвечать на вопросы учителя на этом уроке.
  • Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышляет о творчестве.
  • Автор высмеивает Митрофанушку, считая его обжорой и болваном.
  • Данный текст написал Ф.Искандер. Он относится к художественному стилю.
  • Автор увеличивает впечатление.
  • Я заявляю о своём твёрдом намерении не отвечать на вопросы учителя на этом уроке.

На стройке возле нашего дома работали рабочие. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - клёвая вещь. Мы встретили в новых кроссовках подружку. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. На стройке возле нашего дома работали рабочие. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - клёвая вещь. Мы встретили в новых кроссовках подружку. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

  • На стройке возле нашего дома работали рабочие. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — клёвая вещь. Мы встретили в новых кроссовках подружку. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  • На стройке возле нашего дома работали рабочие.
  • Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — клёвая вещь.
  • Мы встретили в новых кроссовках подружку.
  • Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
  • Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов   1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. 2. Герой все время находится в подвесном состоянии. 3. В этот день я услышала много обидчивых слов. 4. Любой поступок заслуживает осуждения. 5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы. 6. Студент быстро освоил материал. 7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи. 8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом. 9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома. 10. Она приготовила сытый завтрак.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов

  • 1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
  • 2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
  • 3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
  • 4. Любой поступок заслуживает осуждения.
  • 5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
  • 6. Студент быстро освоил материал.
  • 7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
  • 8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
  • 9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
  • 10. Она приготовила сытый завтрак.

  Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.   Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.   Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.   Маяковский стоял у источников нашей поэзии.   Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.   В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

  •   Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
  •   Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
  •   Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
  •   Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
  •   Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
  •   В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки   Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу. На выполнение этого задания по надобилось более двух часов времени. В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки

  • Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
  • Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
  • На выполнение этого задания по

надобилось более двух часов времени.

В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.

В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование. В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю. Впереди лидирует гонщик под номером 5.   У него сразу вспотели ладони рук.

  • В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
  • В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
  • Впереди лидирует гонщик под номером 5.
  •   У него сразу вспотели ладони рук.

http://fictionbook.ru/author/a_v_milyuk/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_poso/read_online.html?page=2

  • http://fictionbook.ru/author/a_v_milyuk/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_poso/read_online.html?page=2

Презентация на тему «Речевые ошибки»

  • Скачать презентацию (0.12 Мб)


  • 322 загрузки

  • 3.9 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.12 Мб). Тема: «Речевые ошибки». Предмет: русский язык. 16 слайдов. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.9 балла из 5.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    16

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Речевые ошибки

    Слайд 1

    Речевые ошибки

    Автор презентации:
    Крюкова М.А.,учитель
    русского языка
    МОУ «СОШ №99»
    г. Омска

    2010 год

  • Слайд 2

    Предисловие

    Одним из критериев оценивания экзаменационных
    изложения и сочинения является критерий
    «Соблюдение речевых норм» (ГК4):1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла2. Допущены 3 ошибки – 1 балл3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
    Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
    называют речевыми, и продемонстрирует основные
    типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
    экзаменационной работе.

  • Слайд 3

    Какие ошибки называют речевыми?

    Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
    в употреблении слова.
    Например:Они потеряли на войне двух
    единственных сыновей.
    Комментарий:Само по себе слово «единственный»
    ошибки не содержит, оно лишь неудачно
    употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
    сочетается по смыслу со своим ближайшим
    окружением.

  • Слайд 4

    Употребление слова в несвойственном ему значении

    Например:Мы были шокированы прекрасной
    игрой актёров.
    Комментарий:В данном случае неуместно слово
    «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
    чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
    своим поведением, нарушением правил приличия,
    общепринятых норм поведения. Это слово нужно
    заменить словом«восхищены».

  • Слайд 5

    Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

    Например:Были приняты эффектные
    меры.

    Комментарий: В данном контексте слово
    «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
    значит «производящий эффект, впечатляющий».
    Его следует заменить однокоренным
    «эффективный» — значит «дающий эффект,
    действенный».

  • Слайд 6

    Неразличение синонимичных слов

    Например:В конечном  предложении
    автор применяет градацию.

    Комментарий: В данном случае вместо
    прилагательного «в конечном» необходимо
    употребить существительное «в конце».

  • Слайд 7

    Употребление слов иной стилевой окраски

    Например:Автор, обращаясь к этой
    проблеме, пытается направить людей
    немного в другую колею.

    Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
    звучать в данном контексте слово «русло».

  • Слайд 8

    Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

    Например: Астафьев то и дело прибегает
    к употреблению метафор и олицетворений.

    Комментарий: Эмоционально-окрашенное
    выражение «то и дело» следует заменить
    стилистически нейтральным синонимом
    «неоднократно».

  • Слайд 9

    Неоправданное употребление просторечных слов

    Например:Таким людям всегда удаётся
    объегорить других.

    Комментарий: В данном предложении
    просторечное слово «объегорить» следует
    заменить стилистически нейтральным синонимом
    «обмануть».

  • Слайд 10

    Нарушение лексической сочетаемости

    Например:Автор увеличивает впечатление.
    Автор использует художественные
    особенности.

    Комментарий: Слово «особенности» необходимо
    заменить словом «средства».

  • Слайд 11

    Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

    Например:молодой юноша
    очень прекрасный
    бесплатный подарок

    Комментарий: В этих словосочетаниях
    выделенные слова являются лишними, т.к. они
    дублируют лексическое значение невыделенных
    слов.

  • Слайд 12

    Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

    Например:В этом рассказе
    рассказывается о реальных событиях.

    Комментарий: В данном предложении
    необоснованно повторяются однокоренные слова.
    Одно из них следует заменить синонимичным:
    вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
    «рассказывается» — «повествуется».

  • Слайд 13

    Неоправданное повторение слова

    Например:Герой рассказа не задумывается
    над своим поступком. Герой даже не
    понимает всей глубины содеянного.

    Комментарий: Во втором предложении
    повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
    личным местоимением «он».

  • Слайд 14

    Бедность и однообразие синтаксических конструкций

    Например:Когда писатель пришёл в
    редакцию, его принял главный редактор.
    Когда они поговорили, писатель отправился
    в гостиницу.

    Комментарий: В данном случае оба предложения
    построены однотипно: они представляют собой
    сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
    которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
    речевую ошибку, придаточное во втором предложении
    можно заменить существительным с предлогом
    «после разговора».

  • Слайд 15

    Неудачное употребление местоимений

    Например:Данный текст написал В.Белов.
    Он относится к художественному стилю.

    Комментарий: Употребление личного
    местоимения «он» делает второе предложение
    двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
    художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.

  • Слайд 16

    Послесловие

    Будьте внимательны!
    Не допускайте ошибок!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Речевые ошибки

Презентация: Русский язык и культура речи

Презентация: Правильная речь

Презентация: Классификация ошибок

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Орфоэпические нормы

Презентация: Типология речевых ошибок

Презентация: Орфоэпия на практике

Презентация: Учимся писать сочинение ЕГЭ (презентация)

Презентация: Типы речевых ошибок и их исправление

Презентация: Презентация по подготовке к ЕГЭ

Презентация: Часть С. Комментарий к проблеме

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Презентация на тему работа над ошибками 2 класс
  • Презентация на тему ошибки при выборе профессии
  • Презентация на тему медицинские ошибки
  • Презентация на тему лингвистические ошибки вокруг нас
  • Презентация на тему грамматические ошибки 9 класс