Презентация » Речевые ошибки»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 73 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
-
2 слайд
Предисловие
Одним из критериев оценивания экзаменационных
изложения и сочинения является критерий
«Соблюдение речевых норм» (ГК4):
1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
2. Допущены 3 ошибки – 1 балл
3. Допущены 4 ошибки и более – 0 балловДанная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
называют речевыми, и продемонстрирует основные
типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
экзаменационной работе. -
3 слайд
Какие ошибки называют речевыми?
Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
в употреблении слова.
Например: Они потеряли на войне двух
единственных сыновей.
Комментарий: Само по себе слово «единственный»
ошибки не содержит, оно лишь неудачно
употреблено, не «вписывается» в контекст, не
сочетается по смыслу со своим ближайшим
окружением. -
4 слайд
Употребление слова в несвойственном ему значении
Например: Мы были шокированы прекрасной
игрой актёров.
Комментарий: В данном случае неуместно слово
«шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
своим поведением, нарушением правил приличия,
общепринятых норм поведения. Это слово нужно
заменить словом «восхищены». -
5 слайд
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксомНапример: Были приняты эффектные
меры.Комментарий: В данном контексте слово
«эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
значит «производящий эффект, впечатляющий».
Его следует заменить однокоренным
«эффективный» — значит «дающий эффект,
действенный». -
6 слайд
Неразличение синонимичных слов
Например: В конечном предложении
автор применяет градацию.Комментарий: В данном случае вместо
прилагательного «в конечном» необходимо
употребить существительное «в конце». -
7 слайд
Употребление слов иной стилевой окраски
Например: Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить людей
немного в другую колею.Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
звучать в данном контексте слово «русло». -
8 слайд
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Например: Астафьев то и дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.Комментарий: Эмоционально-окрашенное
выражение «то и дело» следует заменить
стилистически нейтральным синонимом
«неоднократно». -
9 слайд
Неоправданное употребление просторечных слов
Например: Таким людям всегда удаётся
объегорить других.Комментарий: В данном предложении
просторечное слово «объегорить» следует
заменить стилистически нейтральным синонимом
«обмануть». -
10 слайд
Нарушение лексической сочетаемости
Например: Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности.Комментарий: Слово «особенности» необходимо
заменить словом «средства». -
11 слайд
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Например: молодой юноша
очень прекрасный
бесплатный подарокКомментарий: В этих словосочетаниях
выделенные слова являются лишними, т.к. они
дублируют лексическое значение невыделенных
слов. -
12 слайд
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Например: В этом рассказе
рассказывается о реальных событиях.Комментарий: В данном предложении
необоснованно повторяются однокоренные слова.
Одно из них следует заменить синонимичным:
вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
«рассказывается» — «повествуется». -
13 слайд
Неоправданное повторение слова
Например: Герой рассказа не задумывается
над своим поступком. Герой даже не
понимает всей глубины содеянного.Комментарий: Во втором предложении
повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
личным местоимением «он». -
14 слайд
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Например: Когда писатель пришёл в
редакцию, его принял главный редактор.
Когда они поговорили, писатель отправился
в гостиницу.Комментарий: В данном случае оба предложения
построены однотипно: они представляют собой
сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
речевую ошибку, придаточное во втором предложении
можно заменить существительным с предлогом
«после разговора». -
15 слайд
Неудачное употребление местоимений
Например: Данный текст написал В.Белов.
Он относится к художественному стилю.Комментарий: Употребление личного
местоимения «он» делает второе предложение
двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ. -
16 слайд
Послесловие
Будьте внимательны!
Не допускайте ошибок!
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 303 235 материалов в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Скачать материал
-
16.10.2019
3542
-
PPTX
206 кбайт -
339
скачиваний -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Лысцева Майя Александровна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 8 месяцев
- Подписчики: 0
- Всего просмотров: 30008
-
Всего материалов:
16
Речевые ошибки
Предисловие
- Одним из критериев оценивания экзаменационных
- изложения и сочинения является критерий
- «Соблюдение речевых норм» (ГК4):
1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла
2. Допущены 3 ошибки – 1 балл
3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
- Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
- называют речевыми, и продемонстрирует основные
- типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
- экзаменационной работе.
Какие ошибки называют речевыми?
- Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
- в употреблении слова.
- Например: Они потеряли на войне двух
- единственных сыновей.
- Комментарий: Само по себе слово «единственный»
- ошибки не содержит, оно лишь неудачно
- употреблено, не «вписывается» в контекст, не
- сочетается по смыслу со своим ближайшим
- окружением.
Употребление слова в несвойственном ему значении
- Например: Мы были шокированы прекрасной
- игрой актёров.
- Комментарий: В данном случае неуместно слово
- «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
- чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
- своим поведением, нарушением правил приличия,
- общепринятых норм поведения. Это слово нужно
- заменить словом «восхищены».
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово
приставкой и суффиксом
- Например: Были приняты эффектные
- меры.
- Комментарий: В данном контексте слово
- «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
- значит «производящий эффект, впечатляющий».
- Его следует заменить однокоренным
- «эффективный» — значит «дающий эффект,
- действенный».
Неразличение синонимичных слов
- Например: В конечном предложении
- автор применяет градацию.
- Комментарий: В данном случае вместо
- прилагательного «в конечном» необходимо
- употребить существительное «в конце».
Употребление слов иной стилевой окраски
- Например: Автор, обращаясь к этой
- проблеме, пытается направить людей
- немного в другую колею.
- Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
- звучать в данном контексте слово «русло».
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
- Например: Астафьев то и дело прибегает
- к употреблению метафор и олицетворений.
- Комментарий: Эмоционально-окрашенное
- выражение «то и дело» следует заменить
- стилистически нейтральным синонимом
- «неоднократно».
Неоправданное употребление просторечных слов
- Например: Таким людям всегда удаётся
- объегорить других.
- Комментарий: В данном предложении
- просторечное слово «объегорить» следует
- заменить стилистически нейтральным синонимом
- «обмануть».
Нарушение лексической сочетаемости
- Например: Автор увеличивает впечатление.
- Автор использует художественные
- особенности.
- Комментарий: Слово «особенности» необходимо
- заменить словом «средства».
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
- Например: молодой юноша
- очень прекрасный
- бесплатный подарок
- Комментарий: В этих словосочетаниях
- выделенные слова являются лишними, т.к. они
- дублируют лексическое значение невыделенных
- слов.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
- Например: В этом рассказе
- рассказывается о реальных событиях.
- Комментарий: В данном предложении
- необоснованно повторяются однокоренные слова.
- Одно из них следует заменить синонимичным:
- вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
- «рассказывается» — «повествуется».
Неоправданное повторение слова
- Например: Герой рассказа не задумывается
- над своим поступком. Герой даже не
- понимает всей глубины содеянного.
- Комментарий: Во втором предложении
- повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
- личным местоимением «он».
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
- Например: Когда писатель пришёл в
- редакцию, его принял главный редактор.
- Когда они поговорили, писатель отправился
- в гостиницу.
- Комментарий: В данном случае оба предложения
- построены однотипно: они представляют собой
- сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
- которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
- речевую ошибку, придаточное во втором предложении
- можно заменить существительным с предлогом
- «после разговора».
Неудачное употребление местоимений
- Например: Данный текст написал В.Белов.
- Он относится к художественному стилю.
- Комментарий: Употребление личного
- местоимения «он» делает второе предложение
- двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
- художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.
Послесловие
- Будьте внимательны!
- Не допускайте ошибок!
-
Слайд 1
Презентация подготовлена преподавателем Клеменчук С.В. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Слайд 2
Выделяют 5 типов ошибок : ошибки в содержании изложения, сочинения, высказывания; речевые ошибки; грамматические ошибки; орфографические; пунктуационные. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Нарушения тех или иных литературных норм квалифицируются как речевые ошибки.
Слайд 3
ОШИБКИ В СОДЕРЖАНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Несоответствие высказывания теме. Как предупредить эти ошибки? Вначале необходимо сформулировать основную мысль высказывания и доказывать именно эту мысль. Следует продумать круг вопросов, которые следует затронуть, чтобы раскрыть тему. Не следует привлекать материал, не связанный непосредственно с темой.
Слайд 4
Виды фактических ошибок: отсутствие логической связи между предложениями; противоречие и двусмыслица; бездоказательность суждений. ошибки в датах; смешение эпох, авторов, названий произведений; искажение в цитировании; искажение фактов, описанных в произведениях. Нарушение последовательности высказывания:
Слайд 5
РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ Под речевым недочетом понимают: неточно употребленное слово или устойчивое выражение; слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; однообразие словаря. ________________________________________________ Речевые недочеты подразделяют на лексические ; морфологические; и синтаксические .
Слайд 6
Характеристика типичных лексических ошибок 1. Употребление слова в не свойственном ему значении: «Чацкий не одинок: у него много сообщников». 2. Смешение слов-паронимов: «Онегин ведет праздничный образ жизни». 3. Употребление лишних слов (плеоназмы): «Наступил темный мрак». 4. Лексические анахронизмы (употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т.п. нормам данной эпохи): «Чацкий поехал в командировку за границу». 5. Двусмысленность из-за использования омонимов и многозначных слов: «Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги».
Слайд 7
НАРУШЕНИЕ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Различают три типа сочетаемости: лексическая , грамматическая и стилистическая . Соединение слов бывает невозможно из-за: смысловой несовместимости (обедать потолок); грамматической природы слов (прилагательные не вступают в связь с глаголами или наречиями); ограничений, регулируемых стилистическими законами (не сочетаются слова книжного характера с разговорно-просторечными).
Слайд 8
ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Типичные орфографические ошибки: ошибки на правописание безударных гласных (как проверяемых, так и непроверяемых) в корнях слов, в приставках, в суффиксах; пропуск на письме непроизносимых согласных; ложное удвоение согласных; пропуск Ъ и Ь, их смешение в употреблении, ненужное употребление Ъ или Ь; ошибки в написании окончаний различных частей речи; ошибки на слитное, дефисное и раздельное написание слов; ошибки в переносе слов.
Слайд 9
Типичные пунктуационные ошибки: Пропуск запятой. Быть всегда там __ где труднее всего. Будущее прекрасно __ оно принадлежит молодым. Но политика была временной __ и надо было налаживать обеспечение города. Пропуск знака для выделения причастных и деепричастных оборотов, обращения, вводных слов и конструкций, прямой речи. Употребление лишнего знака.
Слайд 10
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Ошибки в роде имен существительных: «Сандаль (сандалия) был на ноге.» Ошибки в употреблении числа существительных: «По асфальтам побежали ручьи.» Ошибки в употреблении падежных форм: «У нас нет время (времени).» Ошибки в образовании форм прилагательных: «Эта книга более интереснее.» Ошибки в употреблении местоимений: «В ихнем селе не было садов.» Ошибки в употреблении форм имен числительных: «С двести рублями; по обоим сторонам дороги.» Ошибки в употреблении форм глагола: «Мы игрались в саду.» это всякого рода отступления от норм образования и употребления форм слов.
Слайд 11
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Необоснованный пропуск членов предложения: «Олег Кошевой одним из талантливых организаторов.» Нарушение согласования между членами предложения: «В произведении описано ряд эпизодов из солдатской жизни.». «Вишневый сад, имение Раневских, должно пойти с молотка.» Неправильное употребление предлогов: « Через шум мотора не было слышно крика.» «Он порвал об борт машины новую рубашку.» Неверное управление слов: «Гоголь описывает о похождениях Чичикова.» «Согласно приказа.»
Слайд 12
ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Подлежащее или дополнение занимают не своё место: «Негодование народа всё усиливалось против поработителей». Определение занимает не свойственное ему место: «Большие и красивые в центре города здания быстро вырастали». Обстоятельство занимает не свойственное ему место: « Всем классом ходили мы в лес за цветами весной». Неправильная расстановка частей составного союза: « Разведчик поджег не только немецкий штаб, но и спас раненого офицера».
Слайд 13
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построениях предложений с однородными членами: а) ошибки в однородных составных сказуемых «Гринев был честным, правдивым, но иногда доверчивый.» б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм «Произведения глубоко вскрывали общественные противоречия, дышат ненавистью к существующему строю.» в) неправильное употребление союза И, показывающего законченность перечисления «Шофер быстро вышел из машины, и бросился в одежде в воду, спас ребенка.» г) разрыв простого предложения с однородными сказуемыми «Поэт очень любит русскую природу. И описывает ее в своих картинах.»
Слайд 14
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Ошибки в построении сложносочиненных предложений: а) при неудачном соединении разнородных простых предложений «Базаров – лекарь, но он сильная и волевая натура.» б) в употреблении противительных союзов вместо соединительного союза И «Наступила зима, но мы стали ходить на лыжах.» в) при тавтологическом употреблении сочинительных союзов «Мы пошли без разрешения в лес, и мама очень расстроилась, и она нас за это сильно ругала.»
Слайд 15
ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ а) одновременно употребляются подчинительный и сочинительный союзы в предложении: «Когда ночь была спокойна, но люди не спали.» б) употребляется лишний союз: «У меня одно желание, чтобы вырасти быстрее.» в) в главном предложении отсутствует указательное слово: «Я люблю свою Родину, что мы живем под мирным небом.» г) неправильно употребляется союз и союзное слово: «Мы пошли в ту сторону, где доносились звуки.» д ) соединяется в одном предложении придаточное определительное и причастный оборот: «Плюшкин жил в доме, имеющем запущенный вид и у которого все окна были закрыты ставнями.»
Речевые ошибки
Повторы
Недавно я прочитал одну книгу. Эта книга называется «Собачье сердце». В этой книге интересно рассказывается о героях.
Неудачный порядок слов
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
Нарушение лексической сочетаемости
В стихотворениях Есенина особую роль имеют сравнения. Героем рассказа «Ионыч» является образ Старцева.
Употребление слова в несвойственном ему значении
Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь. Корчагин – зачинщик соревнования.
Употребление лишнего слова (плеоназм)
Бесчисленное множество. Он негодовал от возмущения.
- Молодой юноша очень прекрасный.
/плеоназм/
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Употребление слова в несвойств. значении
Автор увеличивает впечатление.
нарушение лексической сочетаемости
- Погода сопутствовала хорошему отдыху.
- Употребление слова в несвойств. значении
- Этот невероятный случай, оставивший след в моей памяти, случился со мной в юности.
- повтор
- На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки
- плеоназм
- Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышляет о творчестве. Автор высмеивает Митрофанушку, считая его обжорой и болваном. Данный текст написал Ф.Искандер. Он относится к художественному стилю. Автор увеличивает впечатление. Я заявляю о своём твёрдом намерении не отвечать на вопросы учителя на этом уроке.
- Поэт рассказывал о себе, о своей жизни, размышляет о творчестве.
- Автор высмеивает Митрофанушку, считая его обжорой и болваном.
- Данный текст написал Ф.Искандер. Он относится к художественному стилю.
- Автор увеличивает впечатление.
- Я заявляю о своём твёрдом намерении не отвечать на вопросы учителя на этом уроке.
- На стройке возле нашего дома работали рабочие. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — клёвая вещь. Мы встретили в новых кроссовках подружку. Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
- На стройке возле нашего дома работали рабочие.
- Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — клёвая вещь.
- Мы встретили в новых кроссовках подружку.
- Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
- Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов
- 1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
- 2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
- 3. В этот день я услышала много обидчивых слов.
- 4. Любой поступок заслуживает осуждения.
- 5. Все вокруг привлекательно: и близкие и далекие холмы.
- 6. Студент быстро освоил материал.
- 7. Мой брат – человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
- 8. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.
- 9. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.
- 10. Она приготовила сытый завтрак.
- Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
- Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование.
- Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
- Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
- Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
- В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки
- Студенты активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам.
- Отчет о проделанной работе следует подготовить к марту месяцу.
- На выполнение этого задания по
надобилось более двух часов времени.
В «Грозе» обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов.
- В прошлом году они окончили университет и получили высшее образование.
- В заключение рассказчик рассказал еще одну забавную историю.
- Впереди лидирует гонщик под номером 5.
- У него сразу вспотели ладони рук.
- http://fictionbook.ru/author/a_v_milyuk/stilistika_i_kultura_rechi_uchebnoe_poso/read_online.html?page=2
Презентация на тему «Речевые ошибки»
-
Скачать презентацию (0.12 Мб)
-
322 загрузки -
3.9 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Скачать презентацию (0.12 Мб). Тема: «Речевые ошибки». Предмет: русский язык. 16 слайдов. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.9 балла из 5.
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
16
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
Речевые ошибки
Автор презентации:
Крюкова М.А.,учитель
русского языка
МОУ «СОШ №99»
г. Омска2010 год
-
Слайд 2
Предисловие
Одним из критериев оценивания экзаменационных
изложения и сочинения является критерий
«Соблюдение речевых норм» (ГК4):1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла2. Допущены 3 ошибки – 1 балл3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
называют речевыми, и продемонстрирует основные
типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
экзаменационной работе. -
Слайд 3
Какие ошибки называют речевыми?
Речевые ошибки — это ошибки, допущенные
в употреблении слова.
Например:Они потеряли на войне двух
единственных сыновей.
Комментарий:Само по себе слово «единственный»
ошибки не содержит, оно лишь неудачно
употреблено, не «вписывается» в контекст, не
сочетается по смыслу со своим ближайшим
окружением. -
Слайд 4
Употребление слова в несвойственном ему значении
Например:Мы были шокированы прекрасной
игрой актёров.
Комментарий:В данном случае неуместно слово
«шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
своим поведением, нарушением правил приличия,
общепринятых норм поведения. Это слово нужно
заменить словом«восхищены». -
Слайд 5
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
Например:Были приняты эффектные
меры.Комментарий: В данном контексте слово
«эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» —
значит «производящий эффект, впечатляющий».
Его следует заменить однокоренным
«эффективный» — значит «дающий эффект,
действенный». -
Слайд 6
Неразличение синонимичных слов
Например:В конечном предложении
автор применяет градацию.Комментарий: В данном случае вместо
прилагательного «в конечном» необходимо
употребить существительное «в конце». -
Слайд 7
Употребление слов иной стилевой окраски
Например:Автор, обращаясь к этой
проблеме, пытается направить людей
немного в другую колею.Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
звучать в данном контексте слово «русло». -
Слайд 8
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Например: Астафьев то и дело прибегает
к употреблению метафор и олицетворений.Комментарий: Эмоционально-окрашенное
выражение «то и дело» следует заменить
стилистически нейтральным синонимом
«неоднократно». -
Слайд 9
Неоправданное употребление просторечных слов
Например:Таким людям всегда удаётся
объегорить других.Комментарий: В данном предложении
просторечное слово «объегорить» следует
заменить стилистически нейтральным синонимом
«обмануть». -
Слайд 10
Нарушение лексической сочетаемости
Например:Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные
особенности.Комментарий: Слово «особенности» необходимо
заменить словом «средства». -
Слайд 11
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Например:молодой юноша
очень прекрасный
бесплатный подарокКомментарий: В этих словосочетаниях
выделенные слова являются лишними, т.к. они
дублируют лексическое значение невыделенных
слов. -
Слайд 12
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
Например:В этом рассказе
рассказывается о реальных событиях.Комментарий: В данном предложении
необоснованно повторяются однокоренные слова.
Одно из них следует заменить синонимичным:
вместо «рассказ» — «произведение» или вместо
«рассказывается» — «повествуется». -
Слайд 13
Неоправданное повторение слова
Например:Герой рассказа не задумывается
над своим поступком. Герой даже не
понимает всей глубины содеянного.Комментарий: Во втором предложении
повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
личным местоимением «он». -
Слайд 14
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Например:Когда писатель пришёл в
редакцию, его принял главный редактор.
Когда они поговорили, писатель отправился
в гостиницу.Комментарий: В данном случае оба предложения
построены однотипно: они представляют собой
сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
речевую ошибку, придаточное во втором предложении
можно заменить существительным с предлогом
«после разговора». -
Слайд 15
Неудачное употребление местоимений
Например:Данный текст написал В.Белов.
Он относится к художественному стилю.Комментарий: Употребление личного
местоимения «он» делает второе предложение
двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ. -
Слайд 16
Послесловие
Будьте внимательны!
Не допускайте ошибок!
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте