Презентация на тему синтаксические ошибки

Скачать материал

Виды синтаксических ошибок

Скачать материал

  • Сейчас обучается 73 человека из 31 региона

  • Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виды синтаксических ошибок

    1 слайд

    Виды синтаксических ошибок

  • Что такое синтаксическая ошибка?Вид речевых ошибок, заключающихся в неверном...

    2 слайд

    Что такое синтаксическая ошибка?
    Вид речевых ошибок, заключающихся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений, текстов (Индеец ехал на коне с голубыми перьями. – Нарушен порядок слов в предложении).О.с. нарушают логичность речи, точность, иногда правильность, уместность речи.

  • Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и пред...

    3 слайд

    Синтаксические нормы — это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм — важнейшее условие правильности речи.

    Синтаксические нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием.

    Нарушение синтаксических норм приводит к синтаксическим ошибкам разного типа.

  • Почему в этих предложениях появились синтаксические ошибки? Исправьте.Читая к...

    4 слайд

    Почему в этих предложениях появились синтаксические ошибки? Исправьте.
    Читая книгу, возникает вопрос о будущем страны.
    Поэме характерен синтез лирического и эпического начал.
    Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

  • Ошибки в управлении. Особенности управления в русском языке .Управление – это...

    5 слайд

    Ошибки в управлении. Особенности управления в русском языке .
    Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого имени в определённом падеже.
    1. Большое число ошибок в построении конструкций с управлением связано с влиянием близких по значению слов и их управления.

    Например, в телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное». Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже (вспомнить что-либо), тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж (со значением адресата речи) – напомнить кому-либо что-либо. Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам, недопустимая с точки зрения норм литературного языка.

  • Правильно!Доказывать что-либо;
 поделиться чем-либо с кем-либо; 
коснуться че...

    6 слайд

    Правильно!
    Доказывать что-либо;
    поделиться чем-либо с кем-либо;
    коснуться чего-либо;
    подтвердить что-либо;
    объяснить что-либо;
    привести пример чего-либо;
    описать что-либо;
    признаться в чём-либо;
    подвести итог чему-либо;
    указать на что-либо.
    При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на (смотреть на картину).
    Под влиянием этой конструкции в речи частотны ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного – любоваться морем.
    !!! Наблюдать за кем-либо; приглядеться к кому-либо, чему-либо.

  • Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
возмутиться его словам – обидеться...

    7 слайд

    Беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
    возмутиться его словам – обидеться на его слова;
    вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
    дивиться терпению – восхищаться терпением;
    добраться до села – подъехать к селу;
    идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
    извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
    неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;

    обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
    обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
    озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
    опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
    осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;

    отзыв о монографии – рецензия на монографию;

    отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;

  • Отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;показывать мощь...

    8 слайд

    Отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
    показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
    превосходство над ним – преимущество перед ним;
    предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
    преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
    препятствовать развитию – тормозить развитие;
    привычный для нас – знакомый нам;
    прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
    приоритет в открытии – патент на открытие;
    разобраться в делах – распутаться с делами;
    сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
    типично для него – свойственно ему;
    уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
    характерно для него – присуще ему;
    истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.

  • бояться матери (разговорное: бояться мать);
венец искусства (неверно: венец...

    9 слайд

    бояться матери (разговорное: бояться мать);
    венец искусства (неверно: венец искусству);
    достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
    то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
    залог успеха (неверно: залог успеху);
    касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
    избегать опасности (неверно: избегать опасность);
    колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
    отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
    принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).

  • Ошибки в согласовании. Особенности согласования в русском языке.Согласование...

    10 слайд

    Ошибки в согласовании. Особенности согласования в русском языке.
    Согласование — согласуются изменяемые части речи в роде, числе, падеже: прилагательные, причастия, некоторые местоимения (притяжательные, определительные…) , порядковые числительные.

    Согласуйте определения с определяемыми словами. Обоснуйте ответ.
    Два (первые, первых) ме́ста; (первые, первых) два ме́ста; (первые, первых) две части книги; четыре (последние, последних) окна́; три (новые, новых) села́; две (старшие, старших) сестры́; (каждые, каждых) три часа́; две (высокие, высоких) горы́, две (сильные, сильных) руки́; два (милые, милых) лица́.

  • Выберите одну из форм согласования определения и сказуемого. Обоснуйте ответ....

    11 слайд

    Выберите одну из форм согласования определения и сказуемого. Обоснуйте ответ.

    Дети попросили рассказать о замечательной рыбе ерше, (известном, известной) им по сказкам.
    Интересный проект нового микрорайона (разработал, разработала) старейший архитектор города А.Н. Соловьёва.
    Автор Н. Петрова (предложил, предложила) редакции увлекательные заметки.
    4. В журнале «Новый мир» (появился, появилась) новый автор Н. Петрова.
    5. (Опубликовавший, опубликовавшая) новую статью автор Н. Петрова уже (известен, известна) читателям.
    6. (Опытный, опытная) ветеринар С. Ковалёва работает в цирке более десяти лет.
    7. Операцию (проводил, проводила) опытный ветеринар С. Ковалёва, недавно (защитивший, защитившая) кандидатскую диссертацию.
    8. В приёмной сидела молодая женщина. Это (был, была) секретарь директора.

  • Ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами.  Найдит...

    12 слайд

    Ошибки в построении и употреблении предложений с однородными членами.
    Найдите ошибки и недочёты в употреблении однородных членов. Исправьте предложения. Обоснуйте ответ.
    Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.
    Я понимаю и сочувствую стремлению автора всесторонне осветить эту сложную проблему.
    3. Везде: на улицах, площадях, парках и садах – ощущается близость весны.
    Режиссёр опирался и развивал в своей работе систему Станиславского.
    Сборные панели из кирпича не уступают железобетонным ни по прочности, ни морозостойкости, ни другим показателям.
    А.С. Грибоедов не только был выдающимся драматургом, но и блестящим дипломатом.

  • 7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло дом...

    13 слайд

    7. В семье Раевских опальный поэт встретил дружеское расположение и тепло домашнего очага.
    8. Атмосферу эпохи в комедии создают как действующие лица, а также внесценические персонажи.
    9. Маяковский всю жизнь не любил и брезговал мещанством.
    10. По этому роману созданы не только кинофильмы, но и поставлены замечательные спектакли.
    11. Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
    12. Эта пьеса современна и злободневная.
    13. Я не столько против дождя, сколько грязи.
    14. Алексея удивляли её глаза, скромность и доверчивость. 15. Для полного счастья мне не хватает хорошей учёбы, дисциплины и дедушки.

  • Ошибки в построении и употреблении предложений с причастными оборотами.Найдит...

    14 слайд

    Ошибки в построении и употреблении предложений с причастными оборотами.
    Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения и обоснуйте свою правку.

    В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
    Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
    Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас.
    Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей.
    Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
    Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
    7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев.

  • 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз. 
9. Если человек хорошо зн...

    15 слайд

    8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз.
    9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится.
    10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией.
    11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
    12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады.
    13. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации.
    14. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими.
    15. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете.

  • Ошибки в построении и употреблении предложений с деепричастными оборотами.  Н...

    16 слайд

    Ошибки в построении и употреблении предложений с деепричастными оборотами.
    Найдите ошибки и неточности в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов. Обоснуйте ответ. Исправьте предложения.
    Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».
    Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
    Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.
    Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
    Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
    Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
    Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.

  • 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 
9. Поднявшись...

    17 слайд

    8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
    9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.
    10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.
    11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача.
    12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию.
    13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет.
    14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом. 16. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола.

  • Ошибки в построении и употреблении сложных предложений, прямой и косвенной ре...

    18 слайд

    Ошибки в построении и употреблении сложных предложений, прямой и косвенной речи.
    Найдите ошибки и недочёты в употреблении сложных предложений. Определите тип ошибки и исправьте предложения.

    Врачи считают, что состояние больного настолько ухудшилось, что вполне вероятно, что в течение нескольких часов может наступить смерть.
    Газета называет эти мероприятия горькой пилюлей для сторонников «холодной войны», которая должна быть проглочена.
    Кто написал отчёт о педагогической практике, нужно сдать его руководителю.
    На заводе есть 20 автоматов для обработки шурупов, которые для работы на них требуют специальных приспособлений.
    Мы стремимся к тому, чтобы война бы изжила себя.
    В ряде случаев в эксплуатацию приняты здания без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъехать к ним.

  • 7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабос...

    19 слайд

    7. Было высказано предположение, что не является ли это свидетельством слабости позиции администрации.
    8. На заседании обсуждались вопросы дальнейшего расширения производства и нет ли возможности снизить себестоимость продукции.
    9. М.Ю. Лермонтов пишет в своём стихотворении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».
    10. Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.
    11. В своей отповеди Онегин говорит Татьяне, что «я вас люблю любовью брата».
    12. Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.
    13. Соня долго размышляла, что будет ли преступлением погубить свою душу, чтобы спасти бы жизнь детей.

  • Источники:
по материалам сети Интернет.

    20 слайд

    Источники:
    по материалам сети Интернет.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 303 235 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2015
  • 1616
  • 1
  • 27.12.2015
  • 1157
  • 6
  • 27.12.2015
  • 654
  • 0
  • 27.12.2015
  • 2503
  • 1
  • 27.12.2015
  • 1329
  • 1
  • 27.12.2015
  • 1375
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

1.

Синтаксические ошибки

2.

Речевые синтаксические ошибки
• В этот разряд входят ошибки, связанные с
неправильным построением
словосочетания или предложения.
Наиболее распространенные среди этих
отклонений от языковых норм следующие:

3.

• 1. Возникновение ложной синтаксической связи из-за
неудачного порядка слов в предложении.
• Считается, что русский язык имеет свободный порядок
слов. Нужно сделать уточнение – относительно
свободный. Порой неудачный порядок слов приводит к
перераспределению синтаксических связей в
предложении, что в свою очередь порождает
двусмысленность, например: Нужно активнее
привлекать к заготовкам дикорастущих пенсионеров и
школьников (надо: Нужно активнее привлекать
пенсионеров и школьников к заготовкам
дикорастущих); В киоске продается крем для лица
отечественного производства (надо: В киоске продается
отечественный крем для лица).

4.

• 2. Разрыв причастного оборота из-за нарушения
порядка слов в предложениях с причастными
оборотами.
• Причастный оборот должен находиться или перед
определяемым словом или после него. Если
причастный оборот включает в себя определяемое
слово, то предложение построено неверно:
Вырученные деньги за мясопродукцию давно
потрачены (надо: Деньги, вырученные за
мясопродукцию, давно потрачены. Или:
Вырученные за мясопродукцию деньги давно
потрачены).

5.

• 3. Неверное грамматическое согласование
сказуемого с подлежащим: Молодежь веселятся,
танцуют (надо: Молодежь веселится, танцует).
Причиной погрешности является согласование по
смыслу: молодежь – это некое множество молодых
людей, поэтому сказуемое здесь имеет форму
множественного числа. Однако формально слово
молодежь – собирательное существительное,
которое употребляется только в единственном
числе (ср: современная молодежь, молодежь у нас
хорошая), поэтому сказуемое должно стоять тоже в
форме единственного числа.

6.

• 4. Неправильное грамматическое
управление: Допустимо ли равнодушие
педагога за судьбу своего воспитанника?
(надо: …равнодушие педагога к судьбе
воспитанника); Заведующий
терапевтического отделения (надо:
Заведующий терапевтическим отделением)

7.

• 5. Ошибки в управлении при однородных членах предложения.
Подобные погрешности возникают в том случае, если при
словах, требующих разного управления, есть общий зависимый
член: Нужно правильно организовать и руководить людьми
(надо: Нужно правильно организовать (кого?) людей и
руководить (кем?) ими).
• 6. Двусмысленность конструкций, в которых управляемое слово
может быть отнесено к разным управляющим словам: Жильцы
требовали ликвидации неполадок и ремонта (неясно:
требовали ремонта или ликвидации ремонта, т. к. управляемое
слово ремонта может быть отнесено и к слову требовали, и к
слову ликвидации. Надо: Жильцы требовали ремонта и
ликвидации неполадок).

8.

• 7. Нанизывание одинаковых падежей, приводящее
к неясности смысла: Механик сделал
приспособление для замены втулок штоков
шлюзовых затворов автоматических шахтных печей
(надо: Механик сделал приспособление,
позволяющее заменить втулки штоков в шлюзовых
затворах автоматических шахтных печей).
• 8. Неудачные конструкции с дательным падежом,
порождающие двусмысленность высказывания (так
называемое неразграничение «дательного
субъекта» и «дательного объекта»): Мне писать
некому (надо: Я никому не пишу – некому. Или:
Мне никто не пишет – некому).

9.

• 9. Нарушение синтаксической связи при оборотах с предлогами
кроме, помимо, наряду и др. Эти обороты, как правило,
управляются сказуемым. Если же сказуемое не управляет
подобным оборотом или при таком управлении искажается
смысл предложения, то возникает ошибка: Кроме обеда и
ужина, пассажирам в самолете будут показывать кинофильмы
(надо: Пассажирам самолета предложат обед и ужин, а также
покажут кинофильмы. Или: Кроме обеда и ужина, пассажирам
самолета предложат кинофильмы).
• 10. Разнотипность в оформлении однородных членов
предложения: Желаем имениннику счастья и быть здоровым
(надо: Желаем имениннику счастья и здоровья. Или: Желаем
имениннику быть счастливым и здоровым).

10.

• 11. Ошибки в использовании двойных
сопоставительных союзов. Такие союзы связывают
однородные члены предложения. Первая часть союза
должна стоять перед первым однородным членом, а
вторая – перед вторым, иначе возникает ошибка: Народ
не только создает материальные ценности, но и
великие сокровища культуры (надо: Народ создает не
только материальные ценности, но и великие
сокровища культуры).
• 12. Пропуск предлога при однородных членах
предложения, требующих разных предлогов:
Соревнования проводились на открытых площадках и
спортивных залах (надо: Соревнования проводились на
открытых площадках и в спортивных залах).

11.

• 13. Нарушение падежного согласования между
обобщающим словом и однородными членами:
Прибыли делегаты из следующих стран: Англия,
Франция, Италия (надо: Прибыли делегаты из
следующих стран: Англии, Франции, Италии).
• 14. Нарушение видо-временных отношений и
согласования в роде, числе и падеже в предложениях с
причастными оборотами: Все дети, кроме
отсутствующих в тот день в школе, приняли участие в
субботнике (надо: …кроме отсутствовавших…);
Оркестранты в черных фраках, настраивающих свои
инструменты (надо: Оркестранты в черных фраках,
настраивающие свои инструменты).

12.

• 15. Нарушение правила «односубъектности» в предложениях с
деепричастными оборотами. Согласно этому правилу действие,
обозначенное деепричастием, и действие, обозначенное
сказуемым, должен совершать один и тот же субъект. Если эти
действия совершаются разными субъектами, то высказывание
построено неверно, например: Придя с работы, моей жены не
было дома (надо: Когда я пришел с работы, моей жены не было
дома); Приходя из школы, котенок радостно встречает меня
(надо: Когда я прихожу из школы, котенок радостно встречает
меня). В безличном предложении возможно употребление
деепричастного оборота при инфинитиве, например: Приятно
летом пройтись по лесу после дождя, вдыхая свежий воздух.
Если же в безличном предложении нет инфинитива, к которому
бы относился деепричастный оборот, то предложение
построено неверно: Просидев два часа в душной комнате, мне
стало дурно (надо: Просидев два часа в душной комнате, я
почувствовал дурноту. Или: После того, как я просидел два часа
в душной комнате, мне стало дурно).

13.

• 16. Нарушение видо-временных отношений в предложениях с
деепричастными оборотами: Подъезжая к озеру, мы спешились
и бросились в воду (надо: Подъехав к озеру…).
• 17. Загромождение сложного предложения придаточными:
Вначале, когда я стала работать на трикотажной фабрике, мне
было трудно, но мне помогли мои коллеги, которые имеют
больше знаний и опыта, которые дружески посоветовали мне
учиться дальше, в ПТУ, в котором я занималась раньше, но не
окончила его (надо: Когда я пришла работать на трикотажную
фабрику, мне было трудно. Но более опытные коллеги помогли
мне и посоветовали продолжать учебу в ПТУ, в котором я
занималась раньше, но не окончила его).

14.

• 18. Разнотипность частей сложного предложения:
Учительница рассказала ребятам о начале войны и
как появились первые партизанские отряды (надо:
Учительница рассказала ребятам о начале войны и
появлении первых партизанских отрядов. Или:
Учительница рассказала ребятам о том, как
началась война и как появились первые
партизанские отряды).
• 19. Смещение синтаксической конструкции: Первое,
о чем необходимо позаботиться, – это о жилье для
вновь прибывшего пополнения (надо: Первое, о
чем необходимо позаботиться, – это жилье для
вновь прибывшего пополнения).

15.

• 20. Нагромождение союзов и союзных слов
в сложном предложении: Газета
утверждала, что будто США организовали
полемику (надо: Газета утверждала, будто
США организовали полемику).
• 21. Ошибки в оформлении чужой речи:
Ольга сказала, что я приду завтра (надо:
Ольга сказала, что она придет завтра. Или:
Ольга сказала: «Я приду завтра»).

16.

Стилистико-синтаксические ошибки
• Ошибки этого рода выражаются в
немотивированном употреблении в одном
тексте синтаксических конструкций,
принадлежащих к разным
функциональным стилям. Подобные
погрешности нарушают стилистическую
однородность текста. К наиболее
распространенным из них относятся:

17.

• 1. Использование деепричастных оборотов в
разговорном стиле: Зойка, знаешь, кого я
встретила, подходя к университету? Сашку! Ну
с которым ехала вместе в Москву (надо:
…когда подходила к университету).
• 2. Использование причастных оборотов в
разговорном стиле: Зойка, я не смогу сегодня
прийти к тебе: вечером у меня встреча с
другом, приехавшим из Москвы (надо:
…который приехал из Москвы).

18.

• 3. Использование конструкций с отглагольными
существительными в разговорном стиле: Внучек,
сразу по приезде в Москву позвони нам (надо:
…сразу, как приедешь в Москву…).
• 4. Использование разговорных синтаксических
конструкций (в частности, неполных и
эллиптических предложений) в книжных стилях: Он
у нас директором на фабрике с 2003 года (надо: Он
работает у нас директором фабрики с 2003 года).
• 5. Неправильный порядок слов в предложении: Он
сразу сменил заместителей, был назначен
директором когда (надо: Когда он был назначен
директором, сразу сменил заместителей).

19.

Редактирование простого предложения:
1. Неправильное или слабое управление (Подобные вопросы требуют согласований суда).
2. Неоправданная инверсия (Все прилегающие территории убирают несколько человек).
3. Неправильный порядок слов (Магазин провел презентацию коллекции одежды для
женщин сезона 2001-2002 года).
4. Расщепленное сказуемое (стилистически точно только в канцелярском стиле) (Принимают
участие (участвуют) в соревнованиях; Детей надо подвергнуть наказанию (наказать ).
5. Координация по смыслу сказуемого и подлежащего (Большинство сотрудников получили
зарплату).
6. Двойная зависимость форм управления (Глава администрации распределяет (что?) и
управляет (чем?) имуществом и финансами).
7. Включение деепричастного оборота в пассивную конструкцию (Подъезжая к станции, у
меня слетела шляпа; Лежа на печи 30 лет и 3 года только в русских сказках дело делается).
8. Разрушение причастного оборота (Приведенные факты в статье свидетельствуют о многом).
9. Несуществующая форма деепричастия/ причастия (Он думал, пиша сочинение, о другом).
10. Несоответствие времен в предложении с причастным/деепричастным оборотом (Заказы
на рекламу, получаемые агентством (полученные), были выполнены в срок).
11. Необоснованная однородность деепричастного оборота/ деепричастия и глагола ( В
помещении возник пожар, который был быстро потушен и не нанесший сильного ущерба).

20.

• Редактирование сложного предложения:
• 12. Перегруженность придаточными предложениями.
• 13. Отсутствие необходимого в письменной речи местоимения
в главном предложении (Особенность Крылова (в том), что
большинство фраз из его басен стали крылатыми словами).
• 14. Контаминация прямой и косвенной речи (Президент сказал,
что я сделаю все возможное).
• 15. Необоснованная замена союза (Он купил газету, где (в
которой) была напечатана эта статья).
• 16. Объединение в однородный ряд придаточного
предложения и члена главного предложения (Надо выяснить
причины происшедшего (дополнение) и какие следует сделать
выводы (придаточное)

Слайд 1

Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом 4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 8. Неправильное построение предложения с косвенной речью 9. Ошибка в употреблении имени числительного 10. Ошибка в построении сложного предложения

Слайд 4

1. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, опера, отель) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться .

Слайд 5

Сравним три предложения: 1 ) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. __ + +

Слайд 6

1. В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. 2. Впер­вые «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ля­ми. 3. Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 4. В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек 5. Уголок старой Москвы воссоздан В.Д. Поленовым в пейзаже в «Московском дворике». 6. Журнал «Природа» мы выписываем не­сколько лет. 7. Немало критических статей посвящено «Горю от ума» 8. Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам». «Юность» «Деловая Москва» «Московский дворик» стать Е

Слайд 7

2. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Употребление падежной формы имени существительного при производных предлогах Благодаря Согласно Вопреки Наперекор Подобно Наперерез Навстречу Дательный падеж (Кому? Чему?) Благодаря своим знаниям мы достигли успеха. Благодаря своих знаний мы достигли успеха. Обязанности сотрудников распределены согласно договора.

Слайд 8

Неправильное употребление падежной формы имени существительного с производными предлогами Ввиду Вследствие В случае При условии При помощи Родительный падеж (Кого? Чего?) Мы задержались в пути вследствие непредвиденных обстоятельств. Мы задержались в пути вследствие непредвиденным обстоятельствам.

Слайд 9

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Сочетания с предлогом ПО (в значении «после чего-либо»), требуют вопросов ПРЕДЛОЖНОГО пад. по приезду по окончанию по завершению по прибытию по возвращению по истечению По приезд е По окончани и По завершени и По прибыти и По возвращени и По истечени и

Слайд 10

БЛАГОДАРЯ ВОПРЕКИ СОГЛАСНО ПОДОБНО чему? непогоде ожиданиям приказу облаку ПО = после чего-либо + предложный падеж (в чём?) по приезд е по прибыти и вздыхать, горевать, ПО + грустить, плакать, скучать, тосковать + дательный падеж (кому? чему?) Тосковать по жене ВВИДУ чего? предстоящего мероприятия

Слайд 11

Скучать по вас (местоимения в предложном падеже)

Слайд 12

Алгоритм выполнения 1. Находим производный предлог, определяем падеж слова, к которому относится этот предлог. 2. Если падеж не соответствует, то это предложение с ошибкой. 3. Если ошибок с производными предлогами нет, то находим сочетание с ПО, определяем падеж, смотрим на окончание, если в окончании – ю(-у), то это предложение с ошибкой.

Слайд 13

1 . Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей. 2.Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ния. 3. А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад. 4. Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия. 5.Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности. 6. Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала. 7. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется на изучение норм литературного языка. 8.По окончании школы я планирую поступить в ВУЗ.

Слайд 14

9. Согласно правил вводные слова выделяются на письме запятыми. 10. В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания. 11. Вопреки прогнозов аналитиков, в этом году авиакомпании удалось сохранить объём перевозок. 12. Сразу по приезду в город мы отправились к морю. 13. Согласно указания директора на предприятии началась замена старых пропусков на новые. 14. Не все участники похода добрались до места встречи ввиду сложностью маршрута 15. По истечении срока контракта мы вернулись домой . 16. По приезду в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками . 17. Билеты будут продаваться по прибытию поезда.

Слайд 15

1. Деепричастие обозначает добавочное действие при основном, его можно заменить глаголом. А это значит, что относится к одному подлежащему, что и сказуемое. Гуляя в парке, я потерял перчатки. Я гулял, я потерял 2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную. Нельзя употреблять: А) в безличном, с личными местоимениями в косвенных падежах (мне, у меня, со мной, у вас и т.д.) Изучая арифметику, мне стало интересно. 3. Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Слайд 16

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться. ПРАВИЛЬНО: Когда мы занимаемся определенным делом, оно начинает получаться ПРАВИЛЬНО: Занявшись определенным делом, мы добились успеха. Встретившись на вокзале, слезы сами показались на глазах . ПРАВИЛЬНО: Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз. ПРАВИЛЬНО: Встретившись на вокзале, мы заплакали.

Слайд 17

Алгоритм выполнения 1. Определяем деепричастие (суффиксы -а, -я, -в, -вши-; отвечают на вопросы что делая? Что сделав?) 2. Как правило, в начале предложения, перед подлежащим или сказуемым. 3. Находим подлежащее, выясняем один предмет выполняет действия или разные. 4. Если разные предметы выполняют действия или предложение безличное с личными местоимениями в косвенных падежах, то это предложение с ошибкой.

Слайд 18

Используя примеры, мной овладели сомнения 2. Расположившись на земляной насыпи, у зрителей был прекрасный обзор всего поля. 3. Заглянув на урок, директору представилась интересная картина. 4. Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом. 5. Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету». 6. Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал. 7. Используя языковые средства выразительности, текст выглядит более убедительным. 8. Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных. +

Слайд 19

4. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Сказуемые должны быть одного вида и одного времени. В простом предложении сов. вид несов. в Петр Иванович приехал на работу и заходил в кабинет. пр. в наст. в Дети внимательно слушали текст и пересказывают его содержание. 2. В сложном предложении. Когда наступает лето, мы поедем отдыхать на юг. В жизни случается разное, но и были чудеса. пересказывали зашел наступит случалось

Слайд 20

1. Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха. 2. Мы — его ученики — шли на урок, чтобы послушать его, чтобы прикасаться к новому и неизведанному, чтобы поделиться тем, что нас волнует. 3. Спортсмены, приехавшие на чемпионат, надеялись на победу и верят в неё. 4. Неожиданно для всех Рита позвонила и сообщила, что обе девочки уже дома. 5. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 6. Ф.М. Достоевский считал воз­можным счастье не только «в насла­ждениях любви, а и в высшей гар­монии духа» и восхищается поступ­ком Татьяны, не построившей свое­го личного счастья на несчастье другого.

Слайд 21

Согласование причастия в числе, роде и падеже с определяемым словом. Ошибка – неверное согласование (неправильное окончание) как их ? Мы видим ребят, гулявш ими в парке. Мы видим ребят (как их ?), гулявш их в парке. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 22

2. Ошибка в разрыве причастного оборота. Мы видим играющих детей с машинками. Мы видим играющих с машинками детей. 3. Ошибка в неверном употреблении залога причастия (страдательное или действительное) Мы видим впереди быстро построившееся здание. (Здание само построиться не может) Мы видим впереди быстро построенное здание. 5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Слайд 23

1. Определяем причастие по суффиксам (-ущ-/-ющ-, -ащ-/-ящ-, -вш-/-ш-, -ом-/-ем-/-им-, -енн-/-нн-, -т-). 2. Находим определяемое слово, задаем вопрос к причастию, выясняем, нарушено ли согласование или нет. 3. Если согласование не нарушено, то находим границы причастного оборота, выясняем, есть ли разрыв или нет. 4. Если разрыва нет, то определяем залог. Выясняем, есть ли ошибка или нет. Алгоритм выполнения

Слайд 24

1. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне. 2. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует. 3. В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающие не только на жестокость борющихся сторон, но и на их способность к милосердию и великодушию. 4. Образ поэта-пророка, создан­ные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 5. Один из фактов биографии А.П. Чехова, ставшие недавно известными, — строительство им на свои средства пяти сельских школ. 6. Многие критические замечания были внесены в энциклопедию, подготовленной к переизданию. 7. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 8. На столе стояли предназначенные для гостей столовые приборы. 9. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 10. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Слайд 25

Связь между подлежащим и сказуемым может быть нарушена в числе и роде. 1. Конструкции типа Те, кто …, … Все, кто …, … Тот, кто …, … Кто, как не …, … 6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Кто – всегда ед.ч., м.р. Тот — ед.ч., м.р. Все, те – мн.ч. Все, кто опоздал, останутся после урока. Все, кто опоздали, останется после урока. Кто, как не мать, заботилась о ребенке.

Слайд 26

Подлежащее и сказуемое должны быть согласованы. Все, кто пришёл в театр, был в восторге. Все, кто пришёл в театр, были в восторге. Все, кто пришли в театр, были в восторге.

Слайд 27

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2. Употребление несклоняемых существительных (нарушение рода) А) названия животных: какаду, пони, шимпанзе, кенгуру – м.р. Б) названия продуктов, растений: кольраби, брокколи – ж.р, салями – ж.р., сулугуни – м.р. В) географические названия: Баку, Сочи – м.р., Миссисипи, Миссури – ж.р. На дереве сидел шимпанзе. Пони катала в парке детей. катал

Слайд 28

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3. Употребление аббревиатур (нарушение рода) МГИМО сообщило о результатах. МГИМО — Московский государственный институт международных отношений (м.р.) МГУ сообщил о сроках дополнительного вступительного испытания. МГУ – Московский государственный университет (м.р.) МЧС направил отряд спасателей в неблагоприятный район. МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций (ср.р.) ГИБДД сообщил о статистике аварий на дорогах. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ж.р.) МИД предупредил консульство соседних стран . МИД – Министерство иностранных дел (ср.р.) сообщил направило сообщила предупредило

Слайд 29

6. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. Нарушение согласования в числе (подлежащее выражено существительным, сказуемое – глаголом) Аудитор ия долго и громко смеял и сь. 5. Если есть уточняющие члены предложения при подлежащем. Вся семья, а особенно младшие дети, ждали наступления Нового года. 6. Сочетания числительного и существительного. К нам подошли сорок один человек. Выступило на концерте двадцать три актера. Уже прошли сто лет со дня рождения поэта. Большинство предметов стояли на полу. Большинство учеников сдало сочинения на проверку.

Слайд 30

Алгоритм выполнения 1. Находим предложения с конструкциями. Выясняем, есть ли в них ошибки. 2. Если нет, находим несклоняемые существительные. 3. Если нет, находим все остальное, точнее, обращаем внимание на то, чем выражено подлежащее, определяем число. 4. Находим предложение с нужной ошибкой.

Слайд 31

Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов? Те из учеников, кто невнимательно выполнил домашнее задание, вряд ли справится с контрольной работой. 3. Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи. 4. Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск. 5. Кто, как не классики литературы, должны быть авторитетом в плане владения русским языком? 6. Те, кто не знали слова песни, молча от­крывали рот. 7. Всех, кто разбираются в технике, приглашают принять участие в технической олимпиаде. 8. Те, кто увлекается творчеством Булгакова, знают, что о романе «Мастере и Маргарите» написаны сотни критических статей. 9. Все, кто изучал труды Г.О.Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики.

Слайд 32

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами Нельзя нарушать парность двойных союзов 1. НЕ ТОЛЬКО …, НО И … 5. ХОТЯ И …, НО… 2. КАК …, ТАК И … 6. НЕ ТАК…, КАК 3. ЕСЛИ НЕ…,ТО 7. НЕ СТОЛЬКО …, СКОЛЬКО 4. НЕ ТО ЧТО(БЫ)…, НО(А) Мы побывали не только в Австрии, а и в Германии. 2. Нельзя нарушать местоположение союза и однородных членов. Мы не только побывали в Австрии, но и в Германии. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. но

Слайд 33

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 3. Нельзя ставить общее дополнение при однородных сказуемых, требующих разного управления . Что? чем? Бизнесмен организовал и руководит предприятиями. 4. Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Я люблю рисовать и живопись. Катя стройна и очень красивая.

Слайд 34

7. Нарушение в построении предложения с однородными членами 5. Однородными не могут быть разные члены предложения, то есть определение или дополнение и придаточная часть сложного предложения. Малыш, гулявший в парке и который упал, плачет. Нам сообщили о росте цен на нефть и что скоро товары подорожают. 4. Однородными могут быть слова из одной логической группы. У автомобиля новые диски и отличные скоростные показатели. 6. Однородные при обобщающем слове должны быть такого же падежа, что и оно. Мама нарвала разных цветов: лютики, ромашки, васильки.

Слайд 35

1. Находим предложения с составными союзами, выясняем, нет ли ошибок в их употреблении. 2. Находим 2 глагола, связанных союзом И с общим дополнением. 3. Если нет, находим однородные, выраженные разными частями речи или являющиеся разными членами предложения. Проверяем. 4. Указываем номер предложения с ошибкой. Алгоритм выполнения

Слайд 36

Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи. Провожающие шли с сумками и печальными лицами. 3. В шкафу стоят книги, на полках лежат не только газеты, но также и стеклянная посуда 4. Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли. 6. Нам, к всеобщей радости, оплатили сверхурочную работу и отпустят отдыхать. 7. Он надеялся опубликовать и познакомить читателей со своей повестью до начала следующего года. 8. Новый законопроект взволновал и активно обсуждался в широких кругах общественности. 9. Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

Слайд 37

8. Неправильное построение предложения с косвенной речью Косвенная речь – это переделанная прямая речь в сложноподчиненное предложение без кавычек. 1. В косвенной речи 1, 2 лица заменяются на 3 лицо. Петр сказал, что я задержусь дома. 2. Использование кавычек Петр сказал, что «я задержусь дома». 3. Если в прямой речи была вопросительная реплика, то в предложении используется союз ЛИ. Анна спросила, что пойдут они в кино. он задержится он задержится дома Анна спросила, пойдут ли они в кино.

Слайд 38

Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с косвенной речью. Выясняем, какое лицо употребляется. 2 Выясняем, был ли вопрос в прямой речи. 3. Находим ошибку. Указываем номер предлодения.

Слайд 39

1. Отец рассказывал, что мы и через 20 лет после окончания института каждый год ездим на встречу выпускников. 2. Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить? 3. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 4. Я с удивлением спросил, что где же крепость. 5. Я не заметил, что находится ли он в комнате. 6. Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно» 7. Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. 8. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 9. Благодаря зрителей за искренний интерес, ведущий объявил, что «вас ждёт новая встреча с новым героем». 10. Отец, позвонивший вчера поздно вечером, сообщил, что заболел, и сказал, что «я остаюсь дома».

Слайд 40

9. Ошибка в употреблении имени числительного 1. Употребление числительных полтора, полторы, полтораста. Во всех падежах, кроме И., В. – полутора, полутораста. В полутора х километрах от нас находилась деревня. 2. Числительные ОБА, ОБЕ С обоими подругами мы зашли в кафе. 3. Собирательные числительные Трое книг лежало на полке. Двадцать двое суток добирались до берега.

Слайд 41

Алгоритм выполнения 1. Находим предложение с числительным. 2. Выясняем, есть ли ошибка в употреблении. 3. Указываем номер предложения.

Слайд 42

1. Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами. 2. Нам было поручено подготовить презентацию к первому апрелю. 3. Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили на крыльце «Дома торговли». 4. Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток. 5. Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно. 6. Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас

Слайд 43

10. Ошибка в построении сложного предложения 1. В предложении нельзя употреблять одновременно сочинительные и подчинительные союзы. Как только начался урок, но мы все сразу встали. 2. Нельзя повторять близкие по значению союзы (что насколько; однако тем не менее; что будто; что … ли) Мы знаем, что насколько Пьер волнуется при виде Наташи. Мы не услышали, что вернулся ли он или нет. 3. Неправильное употребление указательных слов (то, что; то, чтобы; тем, чтобы): Отец узнал то, что рейс задержится. Мы беспокоились за то, чтобы никто не пострадал. 4. Неверная конструкция с придаточным определительным с союзным словом КОТОРЫЙ. Я долго нес учебник библиотекарю, с которым не расставался весь год.

Слайд 44

Алгоритм выполнения 1. Находим сложное (сложноподчиненное предложение). 2. Выясняем, есть ли неверное употребление союзов, союзных слов, указательных слов. 3. Указываем номер предложения с ошибкой

Слайд 45

1. Есть люди, которые всегда считают то, что виноваты не они, а другие. 2. Я начал изучать новые языки, хотя даже не был уверен в том, что пригодится ли мне это когда-нибудь. 3. Я показал гостям автограф писателя, который мне очень дорог. 4. Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 5. В выступлении приводились данные, которые, кажется, что где-то частично уже звучали. 6. Немного задумавшись, Витя сказал, что я приду к тебе. 7. Я с удивлением спросил, что где же крепость. 8. Я знаю, что придёт время, что когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

Презентация, доклад Синтаксические ошибки при построении сложного предложения

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на
тему Синтаксические ошибки при построении сложного предложения.
Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь
проигрывателем,
если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с
помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

Синтаксические ошибки при построении сложного предложения



Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 1Синтаксические ошибки при построении сложного предложения

Синтаксические ошибки при построении сложного предложения


Слайд 21. Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух

простых предложений в одном сложном.

НЕПРАВИЛЬНО.
Как только начался спектакль, но вдруг у меня

зазвонил телефон.

ПРАВИЛЬНО.
Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвонил телефон.

1. Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном. НЕПРАВИЛЬНО.Как только начался


Слайд 32. Неверное присоединение придаточного определительного, создающее неоднозначность восприятия.
НЕПРАВИЛЬНО.
Лошади

казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной

тропе.

Неясно лошади или казаки были покрыты пеной.

ПРАВИЛЬНО.
Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

2. Неверное присоединение придаточного определительного, создающее неоднозначность восприятия. НЕПРАВИЛЬНО. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом


Слайд 43. Нарушение согласования с союзным словом который в придаточном определительном.

НЕПРАВИЛЬНО.
Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.
Нарушено

согласование: юноши (какие?), которые…

ПРАВИЛЬНО.
Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии.

3. Нарушение согласования с союзным словом который в придаточном определительном. НЕПРАВИЛЬНО.Весной вернулись в село юноши, которыми служили


Слайд 54. Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного

и причастного оборота.

НЕПРАВИЛЬНО.
Контрольная работа, назначенная на понедельник
 и к которой я готовился, была

отменена

ПРАВИЛЬНО.
Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была отменена.

4. Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота. НЕПРАВИЛЬНО.Контрольная работа, назначенная на понедельник и


Слайд 65. Ошибки в предложениях, придаточные изъяснительные которых начинаются с союзного

слова кто.
НЕПРАВИЛЬНО.
Те, кто бывали в Геленджике, не могли не

любоваться красотой набережной.

Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения: Те, ….., не могли не любоваться…; тот,….не мог не любоваться и т.п. 

ПРАВИЛЬНО.
Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

5. Ошибки в предложениях, придаточные изъяснительные которых начинаются с союзного слова кто.НЕПРАВИЛЬНО. Те, кто бывали в Геленджике,


Слайд 76. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным.

НЕПРАВИЛЬНО.

Выступавшие заметили о том, что Сочи готов принять Олимпиаду в

2014 году.

Нарушена норма управления: заметить можно что?

ПРАВИЛЬНО.
Выступавшие заметили, что Сочи готов принять Олимпиаду в 2014 году.

6. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. НЕПРАВИЛЬНО. Выступавшие заметили о том, что Сочи готов


Слайд 87. Пропуск необходимого указательного слова в главной части.

НЕПРАВИЛЬНО.
Мама

постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки.

Пропущено

указательное слово с предлогом за то.

ПРАВИЛЬНО.
Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

7. Пропуск необходимого указательного слова в главной части. НЕПРАВИЛЬНО. Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю


Слайд 98. Нарушение видовременной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в

главном и придаточном предложениях.

НЕПРАВИЛЬНО.
Когда он спал, то видит

сон.
Глагол спал прош. времени, видит – наст. времени.

ПРАВИЛЬНО.
Когда он спал, то видел сон.

8. Нарушение видовременной соотнесенности однородных членов предложения или сказуемых в главном и придаточном предложениях. НЕПРАВИЛЬНО. Когда он


Слайд 109. Неверно подобранный подчинительный союз.

НЕПРАВИЛЬНО.
Вопрос обсуждался на совещании, где было принято

соответствующее решение.
Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или

союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

ПРАВИЛЬНО.
Вопрос обсуждался на совещании, (на каком?) на котором было принято соответствующее решение.

9. Неверно подобранный подчинительный союз. НЕПРАВИЛЬНО.Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение. Каждый тип придаточного имеет свои


Слайд 1110. Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в

придаточном предложении.

НЕПРАВИЛЬНО.
Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что

насколько талантливо изобразил автор характеры героев.
Всегда должен быть только один союз.

ПРАВИЛЬНО.
Читая страницы романа Л.Н. Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

10. Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. НЕПРАВИЛЬНО.Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война


Слайд 1211. Нельзя использовать сразу одновременно частицу ЛИ и подчинительный союз.

НЕПРАВИЛЬНО.
Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.
Частица ЛИ употребляется в

придаточном вместо подчинительного союза.

ПРАВИЛЬНО.
Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

11. Нельзя использовать сразу одновременно частицу ЛИ и подчинительный союз. НЕПРАВИЛЬНО.Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну


Слайд 1312. Является ошибкой повторное употребление одного и того же союза

в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении.

НЕПРАВИЛЬНО.
Я

попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

ПРАВИЛЬНО.
Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

12. Является ошибкой повторное употребление одного и того же союза в сложноподчиненном предложении несколько придаточных, которые находятся в


  • Презентация на тему речевые ошибки
  • Презентация на тему работа над ошибками 2 класс
  • Презентация на тему ошибки при выборе профессии
  • Презентация на тему медицинские ошибки
  • Презентация на тему лингвистические ошибки вокруг нас