Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 73 человека из 31 региона
- Сейчас обучается 225 человек из 58 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Типичные грамматические ошибки в речи -
2 слайд
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических.
Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать.
Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. -
3 слайд
Словообразовательные — состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка.
Такие ошибки нельзя считать орфографическими.
РАЗНОВИДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК -
4 слайд
Морфологические — связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.
РАЗНОВИДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК -
5 слайд
Синтаксические — связанные с нарушением структуры словосочетания или предложения.
РАЗНОВИДНОСТИ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК -
6 слайд
Нарушение норм русского литературного словообразования:
а) неправильное прямое словообразование: зайцата (вместо зайчата), раздумчивый взгляд (вместо задумчивый взгляд);
б) заменительное словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы: укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);
в) словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную): мотовщик, рецензист, не оглядаемая.Ошибочное словообразование, искажение слов:
«Разночинская интеллигенция»; «полность изображения»; «благородность души»; «взятничество»; «упорность»;«надсмешка»; «скупидомка»; «скучание»; «ихние слова»;«завсегдатели трактира»; «жаждает».
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ -
7 слайд
Морфологические нормы
Запомните род существительных:
Мужской род: банкнот, толь, тюль, рельс, рояль, шампунь, жираф;
Женский род: бандероль, мозоль, плацкарта, туфля, тапка, манжета.
Запомните наиболее употребительные формы существительных Им.п. мн.ч.: адреса, доктора, паспорта, профессора, ордера, директора, борта, сорта, округа, тенора, паруса, поезда, сторожа. -
8 слайд
Морфологические нормы
Окончания существительных Р.п. мн.ч. м.р.:
Нулевое окончание побеждает у следующих групп сущ.:
▪ названия национальностей: болгар, грузин, румын, англичан, армян, турок (но: греков, узбеков, якутов, монголов, курдов);
▪ названия парных предметов: сапог, валенок, ботинок, брюк, погон, манжет, чулок (но: носков); -
9 слайд
Морфологические нормы
▪ названия мер, весов, единиц измерения: несколько ампер, киловатт, вольт, рентген, герц, ом (но: граммов, килограммов, ярдов, акров);▪ название овощей и фруктов: яблок, гранат, маслин (но: помидоров, апельсинов, лимонов, бананов, ананасов).
-
10 слайд
Морфологические нормы
Запомните!
▪ форма несов.вида к положить – класть, а не ложить;
▪ в литературном языке нет бесприставочного глагола ложить. Есть лишь возвратный глагол несов.вида ложиться, которому соответствует форма сов.вида – лечь: ложиться спать – лечь спать;
▪ повелительное наклонение от глагола лечь:
ляг — лягте -
11 слайд
Морфологические нормы
От данных сущ. образуйте форму Р.п. мн.ч.:
мандарины, гектары, ботинки, граммы, комментарии, носки, осетины, помидоры, сапоги, туфли, яблоки, яблони.
От данных сущ. образуйте форму Им.п. мн.ч.:
бухгалтер, конструктор, лектор, ректор, редактор, джемпер, инспектор, свитер, слесарь, токарь, торт, шницель, шофёр, отпуск, сектор, шторм, ястреб. -
12 слайд
Морфологические нормы
Проверьте свои ответы!
▪ мандаринов, гектаров, ботинок, граммов, комментариев, носков, осетин, помидоров, сапоги — сапог, туфель, яблок, яблонь.
▪ бухгалтеры, конструкторы, лекторы, ректоры, редакторы, джемперы, инспекторы, свитеры, слесари, токари, торты, шницели, шофёры, отпуска, секторы и сектора, штормы и шторма, ястребы. -
13 слайд
Исправьте грамматические ошибки:
Малыши были крепкие и веселы.
Я чувствую себя более скромнее в этой роли
Мы подготовили около пятиста специалистов
C обоих сторон
C троими ученицами
Ихнии привычки -
14 слайд
Синтаксические нормы-
правильное построение словосочетаний и предложенийСинтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из них наиболее частотными являются ошибки в структуре словосочетания.
-
15 слайд
Синтаксические нормы
Ошибки могут быть связаны
с неправильным управлением глагола или существительного: согласно распоряжения директора, заведующий кафедры;
с употреблением общего дополнения при двух управляющих словах: смотреть и любоваться картиной, ухаживать и содержать дочь;
с соединением в качестве однородных членов слов, выражающих неоднородные понятия: изучать менеджмент и засолку огурцов; -
16 слайд
Синтаксические нормы
▪ Синтаксической ошибкой является неправильный порядок слов в предложении:
Раскольников не только убил старуху-процентщицу, но и её сестру; Приведённые факты в газете свидетельствуют о коррупции чиновников.
▪ Неправильное употребление деепричастного оборота: Возвращаясь домой, Бориса застиг дождь; Пробежавшись до околицы, мне стало жарко. -
17 слайд
Запомните управление глаголов, существительных, прилагательных, употребление предлогов
Благодаря чему?
Говорить что? о чём?
На благо кому? кого?
Наблюдать что? за чем?
Напомнить что? о чём?
Обеспечить кого? чем?
Обязан кому? чем?
Опираться на что?
Отзыв о чём? на что?
Отличить что? от чего?
Памятник кому? чего?Скучать о ком? по чему?
Соскучиться по чему?
Тенденция чего? к чему?
Требовать что? чего?
Уделять внимание чему?
Уверенность в чём?
Удивляться чему?
Удостоить чего?
Указать что? на что?
Упрекать в чём? за что?
Цена чего? чему? -
18 слайд
Обратите внимание на управление при словах, близких по значению:
Беспокоиться о чём? – тревожиться за что?
Доволен чем? – рад чему?
Дорожить чем? – ценить что?
Предостеречь от чего? – предупредить о чём?
Коснуться чего? – говорить о чём?
Писать о чём? – описывать что?
Платить за что? – оплачивать что?
Отчитываться в чём? – делать отчёт о чём?
Упрекать в чём?- попрекать чем? –порицать за что?
Различать что и что? – отличать что от чего?
Отзыв о чём? – рецензия на что?
Обращать внимание на что? – уделять внимание чему? -
19 слайд
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
БЛАГОДАРЯ
СОГЛАСНО
ВОПРЕКИ
НАПЕРЕРЕЗ
НАПЕРЕКОР
ПОДОБНОблагодаря умению
согласно расписанию
вопреки правиламПО (в значении «после»)
+
существительное в П.п
(по чем?)по окончании
по приезде
по истечении
по прибытии
по завершении
по истечении
по прилете
существительное
в Д.п (кому?) -
20 слайд
Исправьте ошибки в управлении
Мать описывает о путешествии.
Действуем согласно распоряжения.
Заведующий склада отдал распоряжение.
График нарушен вопреки указания директора.
Больше время уделить на чтение книг.
Павел пришёл с армии.
Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. -
21 слайд
Исправьте синтаксические ошибки
Любить и наслаждаться природой.
Смотреть и любоваться картиной.
О поэме Блока «Двенадцати» не утихают споры до сих пор.
Я люблю игру на фортепиано и петь в хоре.
Он посмотрел фильм, нашумевший в кинематографических кругах и который только что вышел на экран. -
22 слайд
Исправьте синтаксические ошибки
Ряд предложений остались нерассмотренными.
Ряд парт было придвинуто к стене.
Тридцать одна делегация принимали участие в совещании.
Женщины, в том числе Анна Петровна, выразила своё возмущение.
Все, кто видел море, не забывает его. -
23 слайд
Запомните!
При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во мн.ч.: за коляской бежали четыре пса
При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в ед.ч.: двадцать один студент участвовал в конкурсе
При подлежащем типа ряд, часть сказуемое имеет форму ед.ч.: ряд предложений не подкреплён расчётами, часть студентов не получила зачёт -
24 слайд
Ошибки, связанные с неправильным
употреблением деепричастного оборота
Запомните!
Деепричастие обозначает действие того же самого предмета или лица ,что и сказуемое: Слушая музыку Моцарта, мы ощущаем причастность к чуду.
Исправьте ошибки:
▪ Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа
▪ Думая о ней, мне становится грустно
▪ Приехав домой, мне стало значительно лучше -
25 слайд
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым
Ошибка может скрываться в сложноподчиненных предложениях, построенных по модели «ТЕ, КТО…», «КАЖДЫЙ, КТО…», «ВСЕ, КТО…», «НИКТО ИЗ ТЕХ, КТО…», «МНОГИЕ ИЗ ТЕХ, КТО…», «ОДИН ИЗ ТЕХ, КТО…».1) Никто из тех, кто побывал там летом, не были разочарованы.
2) Те, кто не пришли на открытие выставки, об этом пожалели. -
26 слайд
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым
НЕСКОЛЬКО, БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИГСТВООдушевленные
Мн.ч.
1) Несколько электрических лампочек погасло.
2) Большинство предприятий отказалось от участия в выставке.3) Несколько человек побежали вслед.
4) НО! Большинство человек ранено. -
27 слайд
Грамматическая связь между подлежащим и сказуемым
1) Если подлежащее несклоняемое существительное:
Тбилиси покорила своей красотой.
2) Если подлежащее сложносокращенное существительное:
ООН сделал заявление о несоблюдении прав некоторых государств. -
28 слайд
Причастный оборот
1) Внутри причастного оборота не может быть определяемое слово, оно может стоять до или после него:
Пришедшие зрители на встречу с режиссером.2) Причастие должно согласовываться в роде, числе и падеже с главным словом:
жители гор, напуганных ураганом
жители гор, заросшие елями -
29 слайд
Деепричастный оборот
Находим в предложении подлежащее и проверяем, выполняет ли оно действие, названное деепричастием.
1) Идя на первый бал, у Наташи Ростовой возникло естественное волнение.2) Прочитав предложение, мне кажется, что ошибки нет.
-
30 слайд
Однородные члены предложения
в предложениях с союзом И1) Союз И не может связывать один из членов предложения с целым предложением:
Я не люблю болеть и когда получаю двойку.
Москва – город, который был родиной Пушкина и подробно описанный им.
Когда Онегин вернулся в Петербург и встретив Татьяну, он не узнал её.
Слушали лекцию о значении спорта и почему им нужно заниматься.2) Союз И не может связывать однородные члены, выраженные полной и краткой формой прилагательных и причастий:
Он высок и худощавый. Она умная и красива.3) Союз И не может связывать инфинитив и существительное:
Я люблю стирать, готовить и чтение книг.Декабристы любили и восхищались русским народом.
Родители заботятся и любят детей.
Я понимаю и сочувствую тебе.
Он изучил и пользовался правилом.
Я люблю и горжусь сыном. -
31 слайд
Однородные члены предложения
Использование составных союзов1) «НЕ ТОЛЬКО…, НО И»; «КАК…, ТАК И»:
Не только мы, но наши гости были удивлены.
Атмосферу эпохи в комедии создают не только действующие лица, а также внесценические персонажи.
Как и днем, так и ночью кипит работа.2) Неправильный порядок слов ведет к грамматической ошибке:
Мы осмотрели не только древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
В сочинении надо как о главных героях, так и рассказать о художественных особенностях. -
32 слайд
Однородные члены предложения
Обобщающие слова при однородных членах
Обобщающее слово и следующие за ним однородные члены стоят в одном и том же падеже:
Занимайся двумя видами спорта: (чем?) лыжи и плаванье.
Сильные люди обладают двумя качествами: доброта и скромность. -
33 слайд
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Я работаю невнимательно, с остановками, а в результате сделал много нелепых ошибок. -
34 слайд
Несогласованное приложение
Несогласованное приложение – это название книги, журнала, фильма, картины, заключенное в кавычки.
Грамматическая ошибка:
в романе «Войне и мире»; на картине «Золотой осени», на станции метро «Тверской».
1) В предложении изменяется по падежам родовое слово, а несогласованное приложение стоит в начальной форме и не изменяется:
в романе «Война и мир»; картину Левитана «Золотая осень», на станции метро «Тверская».2) Если родового слова в предложении нет, изменяется по падежам само приложение:
герои «Войны и мира»; смотрю на «Золотую осень» Левитана, встретимся на «Тверской». -
35 слайд
Прямая и косвенная речь
Предложение с косвенной речью представляет собой сложноподчиненное предложение.
Проводник сказал, что я принесу вам чай.
Пассажир спросил, что может ли он открыть окно. -
36 слайд
Сложноподчиненное предложение
Лишний союз:
Меня мучил вопрос, что надо ли всё рассказать отцу.
Я не подумал, что насколько я был далек от истины.2) Смешение сочинительных и подчинительных союзов:
Когда Мурке надоедало возиться с котятами, и она уходила куда-нибудь поспать.3) Лишняя частица БЫ: Надо, чтобы он зашел бы ко мне.
4) Отсутствует указательное слово:
Ваша ошибка заключается, что вы слишком торопитесь.5) Союзное слово КОТОРЫЙ оторвано от определяемого слова:
Теплый дождик смочил землю, в котором так нуждались растения.
Краткое описание документа:
Презентация содержит теоретический материал по грамматическим нормам современного русского языка, классификацию типичных грамматических ошибок, а также практические задания по данной теме.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 303 235 материалов в базе
- Выберите категорию:
-
Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 18.03.2020
- 418
- 1
- 18.03.2020
- 1273
- 14
- 18.03.2020
- 566
- 6
- 17.03.2020
- 162
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
-
Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
Обновлено: 29.01.2023
1. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
2. Ошибка —
ОШИБКА это
нарушение
требования
правильности речи,
нарушение норм
литературного языка. О
ней мы говорим: так
сказать нельзя, это
неправильно.
3. Недочёт –
4. Языковые ошибки (грамматические)
ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ
(ГРАММАТИЧЕСКИЕ)
связаны
с нарушением структуры
языковой единицы: это
неправильное словообразование,
нарушение связей управления или
согласования в словосочетании,
ошибки в структуре предложения
(31%). Все нарушения
грамматических норм являются
грамматическими ошибками.
5. Речевые ошибки
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
не
содержат структурных
нарушений (69%). Они
возникают как следствие
неправильного или
неудачного употребления
слов или синтаксических
конструкций.
6. Грамматические ошибки –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ –
это
нарушение норм слово- и
формообразования, норм
синтаксической связи между словами в
словосочетании и предложении.
Для обнаружения грамматической
ошибки не требуется контекст,
достаточно одного слова,
словосочетания, предложения.
Грамматическая ошибка может быть
допущена и в письменной, и в устной
речи.
7. Грамматические ошибки делятся на 3 вида:
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ДЕЛЯТСЯ НА 3 ВИДА:
словообразовательные:
нарушена структура слова;
морфологические
(формообразовательные):
нарушена форма слова;
синтаксические: нарушена
структура а) словосочетания
или б) предложения.
8. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
9. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
10. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
11. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
12. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
13. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
14. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
15. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
16. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
17. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
18. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
19. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
20. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
21. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
22. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
24. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
25. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
26. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
27. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
28. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
29. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
30. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
31. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
32. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
33. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
34. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
35. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
36. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
37. Фактические ошибки —
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ это ошибки неязыковые, связанные с
неверным изложением фактов (их
подменой), а также их преувеличение или
преуменьшение (фактический недочёт).
Это ошибки с нарушениями
информационной достоверности и
точности излагаемого материала,
упоминающегося в исходном тексте
(фактов фонового характера): факты
биографии автора или героя текста, даты,
фамилии и авторство называемых
произведений.
38. Наиболее типичные фактические ошибки
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ФАКТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
Ошибки
в цитировании;
Необоснованные
обобщения;
Нарушение фактов
истории;
Использование фактов,
противоречащих
действительности и др.
39. Фактические ошибки и недочёты
40. Фактические ошибки и недочёты
Презентация на тему: » Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.» — Транскрипт:
1 Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
2 Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; — это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
3 Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году Ошибочное образование формы местоимения ихние дети Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
5 Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6 Читая текст, возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
7 Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
8 Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова. наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор
9 лучшему около пятисот метров пара сапог, чулок мы хотим более ярко несколько помидоров Самопроверка:
10 Много горожанов, партизанов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова.
11 Много горожан, партизан Несколько апельсинов, мандаринов, килограммов Встретил знакомых армян, цыган, болгар Самопроверка :
12 Тренинг: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, 1) человеком может быть получена травма. 2) существует опасность получения травмы. 3) человек рискует получить травму. 4) нарушается техника безопасности на воде.
13 Самопроверка: Во 1,2,4 предложениях подлежащие (травма, опасность, техника безопасности) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (купаться в водоёме). В 3 варианте присутствует глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени – рискует, по которому легко восстановить подлежащее (он). Правильный ответ – 3.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Краткое описание документа:
Презентация содержит теоретический материал по грамматическим нормам современного русского языка, классификацию типичных грамматических ошибок, а также практические задания по данной теме.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 607 786 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 18.03.2020 2521
- PPTX 162.3 кбайт
- 632 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Мансурова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цель: формирование речевой грамотности учащихся.
Образовательная: познакомить с некоторыми типами грамматических ошибок в речи.
Развивающая : учиться находить и исправлять речевые ошибки.
Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: доска, раздаточный материал с упражнениями.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
Важнейшим признаком литературного правильного языка является наличие в нем строго определенных правил – норм.
Норма – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование этим нормам обязательно для всех. Нормы правильного литературного языка охватывают разные языковые единицы. Правила произношения и ударения регулируют орфоэпические нормы, правила употребления слов и устойчивых сочетаний — лексические нормы, правила образования грамматических форм и правила сочетаемости слов в предложении – грамматические нормы, правила образования слов – словообразовательные нормы, есть нормы стилистические, а также орфографические и пунктуационные. Нормы действуют на всех уровнях языка.
Незнание этих норм, неумелое употребление слов ведет к ошибкам речи. А так ли страшны речевые ошибки? И действительно, напишем ли мы колбаса или калбаса, произнесем обеспечение или обеспечение; разве одна или несколько ошибок не позволит понять общий смысл высказывания?
Сегодня на уроке мы и будем говорить об ошибках речи и работать над их исправлениями.
4. Работа по теме урока (продолжение)
1. Слово учителя.
Одним из видов нарушения норм словоупотребления является употребление лишних слов — плеоназм.
Плеоназмы – это ошибочные соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так как оба они или совсем не отличаются по смыслу, или незначительно отличаются ( запись в тетрадь). Например, Базаров был несколько грубоват. Слово несколько определяет степень признака, которая уже выражена в самом прилагательном суффиксом – оват- . Или еще предложение Слышались брань и ругательства . Здесь сочетание двух слов с тождественными значениями является ошибкой.
2. Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
3. Слово учителя.
1) Употребить другое, подходящее по смыслу слову.
2) Заменить существительное местоимением.
3) Употребить синоним.
4) Из двух простых предложении сделать одно сложное с однородными членами.
5) Одно из простых предложений переделать в деепричастный оборот или в придаточное предложение.
6) Можно убрать одно из предложений, не несущее дополнительной информации.
7) Выполнение упражнений. (запись в тетрадь)
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Так в чем же негативная роль речевых ошибок?
Речевая ошибка представляет собой неотъемлемый элемент речевой деятельности. Часто допуская речевую ошибку, мы ее не замечаем. Основы индивидуальной речевой культуры возникают еще в детстве. Так, взрослый человек вдруг со стыдом понимает, что слово дерматин не имеет внутреннего звука [ н ], с которым он его произносит, потому что усвоил это употребление от малограмотной бабушки. Разговорная речь в целом дает человеку определенную степень свободы, позволяя ослабить самоконтроль, разрешая не следовать каждый раз самым строгим образом литературной норме.
Другое дело письменная речь. Здесь действуют самые строгие нормы языка, и не допускается варьирование. Наша цель – научиться находить в речи ошибки и исправлять их. Конечно, на одном уроке полностью охватить все типы ошибок не получится, но один из шагов к устранению их в речи мы сделали.
5. Итоги урока.
Оценивается работа учащихся на уроке.
6. Домашнее задание.
Написать характеристику литературного героя (Е .Базарова или П.П. Кирсанова), пользуясь словами из предшествующего упражнения.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Читайте также:
- Конспект урока чтения 6 кл овз по д биссету кузнечик денди
- Сталь ее виды и свойства термическая обработка стали 7 класс конспект
- Буква ю в начале слова или слога конспект урока во 2 классе 8 вида
- Кантата александр невский конспект урока
- План конспект урока рки глаголы движения
Презентация «Грамматические ошибки. Их классификация»
Подписи к слайдам:
Грамматические ошибки.
Их классификация
Разработка Просвирниной А.А., МБОУ «Мурманский международный лицей» г. Мурманска
- Грамматические ошибки бывают трех видов:
- -словообразовательные (нарушена структура слова);
- -морфологические, или формообразовательные ( ошибки в образовании формы слова);
- -синтаксические (нарушена структура словосочетания или предложения).
Разновидности грамматических ошибок |
Примеры |
|
Словообразова-тельные |
Ошибоч — ное слово- образова-ние |
Подскользнуться, завпечатлеть, трудолюбимый, надсмехаться, начатие, влаственный |
Морфологиче-ские |
Ошибка в образова-нии форм сущест-го |
Пять килограмм(ов) апельсин(ов), моё день рожденье, в пальте |
Ошибки в образовании форм прилагательно — го |
Более грамотнее, самый интереснейший |
|
Ошибки в образовании форм местоимений |
Ихний, евонный, ейный |
|
Ошибки в образовании форм глагола |
Победю, махаю, нагинаюсь, приказовать |
Синтаксиче-ские |
Нарушение согласования |
По словам историка Ключевского, называвшем Петра 1 «работником на троне», царь был необыкновенно трудолюбивым человеком, в совершенстве освоивший 14 ремёсел. |
Нарушение управления |
Желание узнавать новое заложено у человека с детства |
|
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Заметка написа- на простым языком и посвящено актуальным проблемам. |
Ошибки в построении предложения с обособленным обстоятель-ством (деепричаст-ным оборотом) |
Прочитав это текст, разные мысли посетили меня. |
|
Ошибки в построении предл-я с обос- ным опред-м |
Ключевский восхищается Петром, изучив- вший его био- графию. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Автор рассуждает об учениках и почему они не хотят учиться. |
|
Ошибки в построении сложного предложения |
Он пишет, что маленький дом заслуживает описания, в котором он живет. |
Смешение прямой и косвенной речи |
М.Салтыков-Щедрин писал, что «я люблю Россию до боли сердечной». |
|
Пропуски необходимых слов |
Можно ещё много о Ме- щёрском крае. |
|
Нарушение границ предло- жений |
Люблю тебя. Так как ты мой друг. |
Выполните задания
- 1.В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- 1) бдительные сторожа 2) прилягте на диван 3) более пятисот рублей 4) на ширине плечей
- Ответ: плеч
- 2. В каком предложении допущено неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
- 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
- 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- Ответ: предл.№ 1( согласно приказу…)
- 3.В каком предложении допущено нарушение связи между подлежащим и сказуемым?
- 1) Согласно приказа директора на экскурсию поедут только лучшие ученики школы.
- 2) Я люблю и серьёзно занимаюсь математикой.
- 3) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- Ответ: предл.№ 3( миллион писем при-
- шёл…)
- 4.В каком примере допущена ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом?
- 1) Работая на кораблестроительных верфях Голландии, Петру легко далось чертежное искусство.
- 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
- 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
- Ответ: предл. № 1
- 5.В каком примере допущено нарушение в построении предложения с несогласованным приложением?
- 1) Миллион писем пришли на адрес редакции.
- 2) Бабушка посоветовала мне, чтобы ты сходил к доктору.
- 3)На фабрике «Трехгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.
- Ответ: предл. № 3
Используемая литература
- 1.Г.Т.Егораева. Тематический сборник за-
- даний и методических рекомендаций. «Экзамен».М., 2014.
- 2.В.В.Петрова.Русский язык. ЕГЭ. Теоретический курс. Задания для самосто- ятельной подготовки. «Экзамен». М.,2007.
- 3.В.В.Львов. Русский язык. ЕГЭ. Типовые
- тестовые задания. «Экзамен».М., 2014.
Обновлено: 26.06.2023
1. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
2. Ошибка —
ОШИБКА это
нарушение
требования
правильности речи,
нарушение норм
литературного языка. О
ней мы говорим: так
сказать нельзя, это
неправильно.
3. Недочёт –
4. Языковые ошибки (грамматические)
ЯЗЫКОВЫЕ ОШИБКИ
(ГРАММАТИЧЕСКИЕ)
связаны
с нарушением структуры
языковой единицы: это
неправильное словообразование,
нарушение связей управления или
согласования в словосочетании,
ошибки в структуре предложения
(31%). Все нарушения
грамматических норм являются
грамматическими ошибками.
5. Речевые ошибки
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
не
содержат структурных
нарушений (69%). Они
возникают как следствие
неправильного или
неудачного употребления
слов или синтаксических
конструкций.
6. Грамматические ошибки –
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ –
это
нарушение норм слово- и
формообразования, норм
синтаксической связи между словами в
словосочетании и предложении.
Для обнаружения грамматической
ошибки не требуется контекст,
достаточно одного слова,
словосочетания, предложения.
Грамматическая ошибка может быть
допущена и в письменной, и в устной
речи.
7. Грамматические ошибки делятся на 3 вида:
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ДЕЛЯТСЯ НА 3 ВИДА:
словообразовательные:
нарушена структура слова;
морфологические
(формообразовательные):
нарушена форма слова;
синтаксические: нарушена
структура а) словосочетания
или б) предложения.
8. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
9. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
10. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
11. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
12. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
13. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
14. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
15. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
16. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
17. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
18. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
19. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
20. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
21. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
22. Перечень наиболее распространённых грамматических ошибок
24. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
25. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
26. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
27. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
28. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
29. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
30. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
31. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
32. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
33. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
34. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
35. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
36. Перечень наиболее распространённых речевых ошибок
37. Фактические ошибки —
ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ это ошибки неязыковые, связанные с
неверным изложением фактов (их
подменой), а также их преувеличение или
преуменьшение (фактический недочёт).
Это ошибки с нарушениями
информационной достоверности и
точности излагаемого материала,
упоминающегося в исходном тексте
(фактов фонового характера): факты
биографии автора или героя текста, даты,
фамилии и авторство называемых
произведений.
38. Наиболее типичные фактические ошибки
НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫЕ ФАКТИЧЕСКИЕ
ОШИБКИ
Ошибки
в цитировании;
Необоснованные
обобщения;
Нарушение фактов
истории;
Использование фактов,
противоречащих
действительности и др.
39. Фактические ошибки и недочёты
40. Фактические ошибки и недочёты
Презентация на тему: » Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.» — Транскрипт:
1 Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
2 Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; — это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
3 Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году Ошибочное образование формы местоимения ихние дети Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
5 Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6 Читая текст, возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
7 Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
8 Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова. наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор
9 лучшему около пятисот метров пара сапог, чулок мы хотим более ярко несколько помидоров Самопроверка:
10 Много горожанов, партизанов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова.
11 Много горожан, партизан Несколько апельсинов, мандаринов, килограммов Встретил знакомых армян, цыган, болгар Самопроверка :
12 Тренинг: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, 1) человеком может быть получена травма. 2) существует опасность получения травмы. 3) человек рискует получить травму. 4) нарушается техника безопасности на воде.
13 Самопроверка: Во 1,2,4 предложениях подлежащие (травма, опасность, техника безопасности) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (купаться в водоёме). В 3 варианте присутствует глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени – рискует, по которому легко восстановить подлежащее (он). Правильный ответ – 3.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Краткое описание документа:
Презентация содержит теоретический материал по грамматическим нормам современного русского языка, классификацию типичных грамматических ошибок, а также практические задания по данной теме.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam
- Курс добавлен 31.01.2022
- Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 607 786 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
- 18.03.2020 2521
- PPTX 162.3 кбайт
- 632 скачивания
- Оцените материал:
Настоящий материал опубликован пользователем Мансурова Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Автор материала
40%
- Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- Для учеников 1-11 классов
Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов
Дистанционные курсы
для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы
установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи
Время чтения: 1 минута
В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик
Время чтения: 2 минуты
Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы
Время чтения: 0 минут
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Цель: формирование речевой грамотности учащихся.
Образовательная: познакомить с некоторыми типами грамматических ошибок в речи.
Развивающая : учиться находить и исправлять речевые ошибки.
Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Оборудование: доска, раздаточный материал с упражнениями.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Актуализация знаний
Важнейшим признаком литературного правильного языка является наличие в нем строго определенных правил – норм.
Норма – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование этим нормам обязательно для всех. Нормы правильного литературного языка охватывают разные языковые единицы. Правила произношения и ударения регулируют орфоэпические нормы, правила употребления слов и устойчивых сочетаний — лексические нормы, правила образования грамматических форм и правила сочетаемости слов в предложении – грамматические нормы, правила образования слов – словообразовательные нормы, есть нормы стилистические, а также орфографические и пунктуационные. Нормы действуют на всех уровнях языка.
Незнание этих норм, неумелое употребление слов ведет к ошибкам речи. А так ли страшны речевые ошибки? И действительно, напишем ли мы колбаса или калбаса, произнесем обеспечение или обеспечение; разве одна или несколько ошибок не позволит понять общий смысл высказывания?
Сегодня на уроке мы и будем говорить об ошибках речи и работать над их исправлениями.
4. Работа по теме урока (продолжение)
1. Слово учителя.
Одним из видов нарушения норм словоупотребления является употребление лишних слов — плеоназм.
Плеоназмы – это ошибочные соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так как оба они или совсем не отличаются по смыслу, или незначительно отличаются ( запись в тетрадь). Например, Базаров был несколько грубоват. Слово несколько определяет степень признака, которая уже выражена в самом прилагательном суффиксом – оват- . Или еще предложение Слышались брань и ругательства . Здесь сочетание двух слов с тождественными значениями является ошибкой.
2. Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
3. Слово учителя.
1) Употребить другое, подходящее по смыслу слову.
2) Заменить существительное местоимением.
3) Употребить синоним.
4) Из двух простых предложении сделать одно сложное с однородными членами.
5) Одно из простых предложений переделать в деепричастный оборот или в придаточное предложение.
6) Можно убрать одно из предложений, не несущее дополнительной информации.
7) Выполнение упражнений. (запись в тетрадь)
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Так в чем же негативная роль речевых ошибок?
Речевая ошибка представляет собой неотъемлемый элемент речевой деятельности. Часто допуская речевую ошибку, мы ее не замечаем. Основы индивидуальной речевой культуры возникают еще в детстве. Так, взрослый человек вдруг со стыдом понимает, что слово дерматин не имеет внутреннего звука [ н ], с которым он его произносит, потому что усвоил это употребление от малограмотной бабушки. Разговорная речь в целом дает человеку определенную степень свободы, позволяя ослабить самоконтроль, разрешая не следовать каждый раз самым строгим образом литературной норме.
Другое дело письменная речь. Здесь действуют самые строгие нормы языка, и не допускается варьирование. Наша цель – научиться находить в речи ошибки и исправлять их. Конечно, на одном уроке полностью охватить все типы ошибок не получится, но один из шагов к устранению их в речи мы сделали.
5. Итоги урока.
Оценивается работа учащихся на уроке.
6. Домашнее задание.
Написать характеристику литературного героя (Е .Базарова или П.П. Кирсанова), пользуясь словами из предшествующего упражнения.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
Читайте также:
- Конспект урока чтения 6 кл овз по д биссету кузнечик денди
- Сталь ее виды и свойства термическая обработка стали 7 класс конспект
- Буква ю в начале слова или слога конспект урока во 2 классе 8 вида
- Кантата александр невский конспект урока
- План конспект урока рки глаголы движения
1
Виды грамматических ошибок автор: учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ 36 Г.Белгорода Свечаревская С.А.
2
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; — это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
3
Виды грамматических ошибок Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться Ошибочное образование формы существительного Многие чуда техники, не хватает время Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше
4
Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями, в двухтысяча шестом году Ошибочное образование формы местоимения ихние дети Ошибочное образование формы глагола, глагольных форм Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы
5
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Нужно сделать свою природу более красивую. Повествует читателей. Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. Нарушение согласования Нарушение управления Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
6
Читая текст, возникает такое чувство Страна любила и гордилась поэтом. Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Ошибки в построении предложения с однородными членами Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
7
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитала еще в детстве. Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Ошибки в построении сложного предложения Смешение прямой и косвенной речи Нарушение границ предложения Когда герой опомнился. Было уже поздно.
8
Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова. наиболее лучшему около пятиста метров пара сапогов, чулков мы хочем более ярче несколько помидор
9
лучшему около пятисот метров пара сапог, чулок мы хотим более ярко несколько помидоров Самопроверка:
10
Много горожанов, партизанов Несколько апельсин, мандарин, килограмм Встретил знакомых армянов, цыганов, болгаров Тренинг : исправьте ошибки в образовании формы слова.
11
Много горожан, партизан Несколько апельсинов, мандаринов, килограммов Встретил знакомых армян, цыган, болгар Самопроверка :
12
Тренинг: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Купаясь в водоёме, дно которого не проверено, 1) человеком может быть получена травма. 2) существует опасность получения травмы. 3) человек рискует получить травму. 4) нарушается техника безопасности на воде.
13
Самопроверка: Во 1,2,4 предложениях подлежащие (травма, опасность, техника безопасности) не могут выполнять действия, названного с помощью деепричастия (купаться в водоёме). В 3 варианте присутствует глагол 3-го лица единственного числа настоящего времени – рискует, по которому легко восстановить подлежащее (он). Правильный ответ – 3.