При анализе характера этого человека выявляются черты характерные для людей его поколения ошибка

УСТНАЯ
И ПИСЬМЕННАЯ РАЗНОВИДНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА 18

ОСНОВЫ
МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 70

ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ 135

основы
стилистики 15

(3),
(4), (6), (8) 154

ОГЛАВЛЕНИЕ 125

толпа колонна рой группа

Упражнение
140*.
Подчеркните
словосочетания, в которых нарушена
лекси­ческая сочетаемость. Из
соотношения каких нормирован­ных
выражений возникла речевая ошибка.

  1. Большую
    роль имеет золотая медаль.

  2. Надо
    смело ставить свои требования.

  3. Главный
    акцент ставится на знание теории
    вопроса.

  4. Львиную
    часть работы уже выполнили.

  5. Большое
    влияние на молодых имеет реклама.

Упражнение
141.
Определите
ошибки в сочетаемости слов. Исправьте
пред­ложения.

(1)
После войны надо было возводить
разрушенное хозяйст­во.
(2)
Театр на Таганке выпустил в свет спектакль
«Гамлет».

  1. Этому
    важному вопросу уделяли серьезное
    значение.
    (4)
    Боль­шинство своего свободного
    времени он проводит на теннисном корте.
    (5) Надо повседневно умножать темпы
    заготовки кормов.

  1. Необходимо
    постоянно осуществлять заботу и внимание
    о содержании дошкольных учреждений.
    (7)
    Скоропостижный отъ­езд свидетеля
    насторожил судей. (6) Частное предприятие
    ус­пешно осуществляет свою продукцию.
    (9)
    Книга этого писателя пользуется
    интересом у читателя. (
    10)
    Многие пациенты, лечив­шиеся этим
    препаратом, получили значительные
    улучшения и даже выздоровление.

Упражнение
142.
Устраните
стилистически немотивированную
тавтологию, применяя различные приемы
правки (синонимическую за­мену слова,
сокращение предложений, изменение
структу­ры предложений).

(1)
Жизнь подготовила для вступления в
новую жизнь много новых людей.
(2)
Одним из главных образов в романе Л.Н.
Тол­стого «Война и мир» является образ
Андрея Болконского.

  1. Будучи
    реалистом, писатель всесторонне и
    реалистически показал жизнь крестьян
    того времени.
    (4)
    В районе девяти часов комиссия выехала
    в район. (5) Трагизм положения заключается
    в том, что из этого трагизма нет выхода,
    а если его кто-нибудь найдет, то это
    будет самый большой трагизм.
    (6)
    В печати много раз печаталось, что армию
    нужно сделать профессиональной и
    наемной. (7) Маленький, небольшой такой
    сюрприз я получила: для меня по радио
    исполнили песню. (6) Надо сейчас тратить
    очень большие деньги на учебники, а они
    стоят очень и очень дорого. (
    9)
    К недостаткам пособия можно отнести
    недостаточ­ное количество иллюстраций.
    (10)
    Следует различать различные подходы
    к данной проблеме.

Упражнение
143.
Отметьте
в приведенных текстах плеоназмы.
Исправьте ре­чевые ошибки.

(1)
В прошлом году они окончили университет
и получили высшее образование.
(2)
Мы добились столь высоких хороших
результатов. (
3)
На фестивале исполнялись произведения
народ­ного фольклора. (
4)
Стройка — это огромная махина, которую
нам предстоит осваивать. (5) Пресса высоко
позитивно отзыва­ется о прошедших
выборах.
(6)
Для обучения выделяется очень мизерная
часть бюджета.
(7)
В игре оркестра чувствовались тон­кие
оттенки нюансов. (6) У всех было очень
прекрасное настрое­ние.
(9)
Я

лично не могу ответить на этот вопрос.
(10)
Переезд потребовал огромной массы
хлопот и уймы денежных расходов.

Упражнение
144.
Устраните
речевую избыточность в следующих
предложениях.

(1)
Внешний вид гостиницы тем не менее
никоим образом отнюдь не гарантирует
соответствующего обслуживания.
(2)
Ре­зюмируя, можно кратко обобщить:
мероприятие удалось. (3) При анализе
характера этого человека выявляются
черты, характерные для людей его
поколения.
(4)
Ясность цели позволяет целе­устремленно
добиваться намеченного. (5) Новая
телевизионная программа ежемесячно
регулярно знакомит зрителей с новин­ками
литературы,
(в)
Судя по найденным находкам уже есть
до­казательства в пользу доказываемой
гипотезы.
(7)
Первый дебют молодого актера был удачным,
успешным и привлек внимание публики.
(6) Студенту приходится дорожить каждой
минутой времени и считать каждые
несколько рублей денег.
(9)
Будущая перспектива ехать на село
радовала не всех выпускников
сель­хозтехникума.
(10)
Успех выступления во многом зависит от
за­интересованности студентов, их
инициативы и качественного проведения
репетиций, проводимых каждой командой.

Упражнение
145*.
Определите,
какие из приведенных ниже сочетаний:
(а) за­крепились в языке; (б)
противоречат литературной норме:

народная
демократия период времени

автобиография
жизни реальная действительность

памятный
сувенир передовой форпост

коррективы
и поправки информационное сообщение

антагонизм
противоречий другая альтернатива

преобладающее
большинство габаритные размеры

частная
собственность рыбная уха

смелый
риск промышленная индустрия

соединить
воедино

Упражнение
146.
В
приведенных ниже предложениях устраните
ошибки, свя­занные с речевой
недостаточностью.

(1)
Машина, о которой речь, уже давно вышла
из строя.
(2)
Для улучшения планирования следует
объединить всех работников, за­нимающихся
вопросами экономики. (5) На юристов и
экономи­стов теперь проходят по
конкурсу.
(4)
Завод получил четыре ва­гона цемента
и три кирпича. (5) Проблемы, по которым
перего­воры, сразу не решатся. (6)
Студенческий отряд летом будет ра­ботать
на общежитии.
(7)
Продавать акции мы намерены не толь­ко
столичным жителям, но и других городов.
(6) Большая часть заготовленных овощей
погублена зря.

Упражнение
147. I.
Знакомы
ли вам приводимые ниже слова? Переведите
их, стараясь обойтись без словарей (в
случае затруднения пользуйтесь Словарем
иностранных слов):

аксессуары

андеграунд

анонс

аутсайдер

байкер

баксы

банкомат

бартер

бейсбол

бестселлер

бодибилдинг

бренд

бутик

гамбургер

дайджест

дефолт

дивиденды

ди-джей

дисплей

дилер

импичмент

инаугурация

инвестиции

истеблишмент

картридж

консенсус

ксерокопия

ламинировать

ланч

лоббировать

маркетинг

маркер

менеджмент

мониторинг

сканер

скотч

спикер

спич

супермаркет

триллер

органайзер

паблисити

пейджер

PR

принтер

рейтинг

рокер

файл

ХИТ

II.
Попробуйте сгруппировать приведенные
выше слова в лекеико-семан­тические
группы, например: (а)лицо (конкретное или собирательное);(б)кон­кретный предмет;(в)отвлеченный предмет, действие, процесс,
направление;(г)вид спорта. Можете конкретизировать
классификацию.

Упражнение
148.
В
следующих предложениях укажите случаи
неоправданного употребления иноязычных
слов. Произведите, где нужно, си­нонимические
замены.

  1. Часто
    перед родителями стоит дилемма: где
    учиться их ребенку.
    (2)
    В День молодежи на центральной авеню
    этого про­винциального города было
    организовано лазерное шоу. (5) В сельском
    клубе проходила дискотека, и аборигены
    отнеслись к городским дружелюбно.
    (4)
    Троллейбус курсировал по заданной
    траектории. (5) В последнем туре
    соревнований группа спорт­сменов
    потерпела фиаско. (6) В ремонте дома есть
    серьезные дефекты.
    (7)
    Среди митингующих превалировали люди
    пенси­онного возраста. (6) В газете
    «Первое сентября» хорошо популя­ризируется
    опыт передовых учителей-новаторов.
    (9)
    Рецензент отметил, что статья написана
    на не радикальную тему сегодняш­ней
    жизни. (
    10)
    Первокурсники быстрее адаптируются к
    вузов­скому обучению, если в коллективе
    хороший климат, если они не оппонируют
    друг к другу.

Упражнение
149*.
В
приведенных отрывках из произведений
А.С. Пушкина найдите устаревшие слова.
Установите их разновидность: ис­торизмы
(вышедшие из употребления предметы и
явления) и архаизмы
(устаревшие названия существующих
предметов и явлений). Пользуйтесь
толковыми и историческими словарями.

  1. Восстань,
    пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись
волею моей,

И,
обходя моря и земли,

Глаголом
жги сердца людей.

{«Пророк»)

  1. Между
    тем подъехали они ко двору. Множество
    длинных саней, старых колымаг и
    раззолоченных карет стояли уже на
    лу­гу. У крыльца толпились кучера в
    ливрее, скороходы, блистаю­щие мишурой,
    в перьях и с булавами, гусары, пажи;
    свита, не­обходимая по понятиям бояр
    тогдашнего времени. При виде Ибрагима
    поднялся между ними общий шепот: «Арап,
    арап, царский арап!»

{«Арап
Петра Великого
»)
Упражнение
150.
Подберите
к следующим архаизмам
синонимы:

брань

брадобрей

вежды

вострый

выя

глумно

денница

десница

длань

дружество

живот

зане

комонь

ланиты

лепота

льзя

осьмнадцать

перст

понеже

посему

статский

спокойно

тать

чело

палец

конь

потому

ладонь

жизнь

штатский

восемнадцать

так

как

рука

заря

лоб

вор

острый

возможно

шея

покой

битва

красота

парикмахер

можно

поэтому

д
ружба

веки

щеки

лоб

Упражнение
151*.
Установите
значения историзмов,
подобрав
подходящие определения из второй
колонки.

  1. (1)
    алтын;
    (2)
    аршин;
    (3)
    вольница;
    (4)
    зипун; (5) кольчуга;

мытарь;
(7)
оброк; (6) секира; (9) смерд;
(10)
целовальник;

  1. челядь.

  1. (I)
    русская мера длины, равная 0,71 м;
    (2)
    одежда русского крестьянина: кафтан
    из грубого толстого сукна без ворота;
    (
    3)
    тор­говец вином в питейных заведениях;
    (4)
    сборщик податей; (5) вид холодного оружия:
    топор на длинной рукояти;
    (6)
    при крепостном праве: принудительный
    натуральный денежный сбор с крестьян,
    взимавшийся помещиком или государством;
    (7)
    монета в три ко­пейки; (6) в Древней
    Руси: крестьянин-земледелец; ( 9) в
    старину: группы населения, преимущественно
    из бежавших от тяжелых ус­ловий
    крепостной жизни, оседавшие по окраинам
    Русского госу­дарства;
    (10)
    дворовые слуги;
    (II)
    безрукавка из мелких стальных планок,
    скрепленных кольцами.

Упражнение
152.
Отметьте
случаи неоправданного употребления
устаревших слов. Исправьте предложения.

(1)
Для наладки станков просим прислать
сведущего в деле работника.
(2)
При ответе на экзамене студент возводит
очи и, приставив перст к челу, соображает…
(3) Чреда дней летела не­заметно.
(4)
По получении оного распоряжения вам
вышлют подтверждение. (5) Излишки
жилплощади, каковые у вас име­ются,
должны оплачиваться сверхнормативно.
(6)
Опять не дос­тал талона к врачевателю.
(7)
Плеяда школьников заполнила стадион.
(6) Сонм государственных деятелей
приступил к голо­сованию по означенному
в повестке дня вопросу. Некоторые вопросы
остались втуне.

Упражнение
153*.
Отметьте,
какие из следующих слов в современном
языке можно считать неологизмами?
До каких пор слово остается неологизмом?

асфальтоукладчик
атомоход биосфера

вернисаж гидросооружение
зомбировать

клипмейкер колготки космодром

лоджия мотель модем

нейтрон нонсенс пиццерия

популизм ракетоносец ретро

регион саммит термопреобразователь

томограф факс фритюрница

фломастер целинник чебуречная

чип шашлычная шлягер

юбилей

Упражнение
154*.
Выпишите
из предложений диалектизмы.
Если их значение не поясняется в
контексте, обратитесь к словарю
диалектизмов.

(Т)
Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет,
находился в стороне в степи… (Пушкин).
(2)
Дорога шла подле берега неболь­шой
речки, которая в это время играла, т.е.
была в разливе (
JI.
Толстой). (3) Мы поехали в лес, или, как у
нас говорится, в «заказ» (Тургенев),
(4)
Бирюком называется в Орловской губернии
человек одинокий, угрюмый (Тургенев).
(Д) Возле кормы на лодке устроен небольшой
навес от дождя, «заборница» (Пришвин).

  1. Ах,
    какой это был дом! Одних только жилых
    помещений в нем было четыре: изба-зимовка,
    изба-летница, вышка с резным бал­кончиком,
    горница боковая. А кроме них были еще
    сени светлые с лестницей на крыльцо,
    да клеть, да поветь… (Солоухин).

  2. Пахнет
    рыхлыми драченами // У порога в дежке
    квас… (Есе­нин).
    (8)
    «Может, его зараз и подсеем? Вот в сусеке
    грохот ле­жит», — предложил опьяневший
    от радости Игнатенок (Шолохов).

Упражнение
155.
Замените
разговорные и просторечные слова
литературными синонимами.

(1)
Посередке поляны стоял стог сена.
(2)
Все они разом шлепнулись в воду. (3) У нас
этих яблоков до беса.
(4)
Ты об­ратно опоздал на работу. (5) Егерь
схоронился в кустах.
(6)
Дети долго блудили по лесу, прежде чем
вышли к реке.
(7)
Таким об­разом можно охаять любое
полезное дело.
(8)
Ошибка сделана, и враз заработала
бюрократическая машина. (9) Руководители
ищут «стрелочника», чтобы свалить на
него всю ответственность.
(10)
Задержанный до того набрался, что оказал
сопротивление органам милиции.

Упражнение
156.
Отметьте
словосочетания, являющиеся фразеологизмами:

медвежья
берлога медвежья услуга

медвежья
лапа золотые руки

золотые
часы золотой характер

волчий
хвост волчий аппетит

важная
птица важная деталь

выйти
из себя выйти из комнаты

падать
в обморок падать в яму

установить
рекорд установить антенну

петь
песни петь дифирамбы

терять
время терять кошелек

хозяйский
кот кот наплакал

Упражнение
157*.
Замените
следующие фразеологизмы близкими по
значе­нию словами или словосочетаниями:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПЛАН

проведения лекции по учебной дисциплине «Русский язык
и культура речи»

Занятие № 8 «Лексические нормы русского литературного
языка»

Цели:

1. Проанализировать и систематизировать
основные лексические нормы современного русского языка.

2. Развивать навыки точного словоупотребления.

3. Повышать уровень речевой культуры
обучающихся.

Ход занятия

УСЛОВИЯ
УСПЕШНОГО ВЫБОРА СЛОВА. ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

— Что такое
языковая норма?

— За что отвечают
орфоэпические нормы языка?

— За что отвечают
акцентологические нормы языка?

— За что отвечают
морфологические нормы языка?

— За что отвечают
синтаксические нормы языка?

— Расскажите об
особенностях согласования сказуемого и подлежащего, выраженного собирательным
существительным с количественным значением.

— Расскажите об
особенностях координации сказуемого и подлежащего, выраженного
количественно-именным сочетанием.

— Расскажите об
особенностях согласования определений с одним существительным.

— Расскажите об
особенностях согласования определения с однородными существительными.

— Как согласуются
приложения – географические названия?

— В чем особенность
управления при словах-синонимах?

— Что такое
лексика?

Лексика – 1)
словарный состав языка (слова со всеми их значениями);

2) раздел науки о
языке, изучающий словарный состав языка.

— За что отвечают
лексические нормы русского языка?

Лексические нормы
регулируют:

1) правильность
выбора слова;

2) употребление
слова в тех значениях, которые оно имеет в языке;

3) уместность его
использования в той или иной коммуникативной ситуации.

— Как вы думаете,
изменяются ли лексические нормы?

Лексические нормы
не могут быть раз и навсегда заданными. В языке происходят непрерывные процессы
изменения, уточнения значения слова, перераспределения связей между словами,
вызванные как внутриязыковым, так и внеязыковыми причинами.

Например, в 30–40-е
годы ХХ века употреблялись слова «дипломник» и «дипломант» для выражения одного
и того же понятия – «студент, выполняющий дипломную работу». Слово «дипломник»
было разговорным вариантом слова «дипломант». В 50–60-е годы произошло
разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное «дипломник» теперь
обозначает учащегося в период защиты дипломной работы, получения диплома.
Словом «дипломант» стали преимущественно называть победителей конкурсов,
состязаний.

Функционирование
слова есть не что иное, как общение – передача мыслей, информации от говорящего
к слушающему. Говорящий выбирает слова, обороты, которые должны быть адекватно
поняты (расшифрованы) слушателем.

— Если мы будем
говорит очень много, удобно ли будет слушающему воспринимать нашу речь?

— А если говорящий
постоянно будет отвлекаться от темы, использовать лишние слова и неточности?

Таким образом, в
сфере функционирования на первый план выступает проблема выбора слова, кажущаяся
простой, но в действительности являющаяся довольно сложной.

— Что затрудняет
проблему выбора слова?

Нарушение
лексических норм языка, например, незнание точного значения слова, неточное
употребление неологизмов, смешение паронимов.

Смысловая точность
речи – одно из самых необходимых её качеств. Неясность речи ведёт к неясности
мысли. Это важнейшее условие сохраняет свою силу для любого функционального
стиля. С ним связаны информативная ценность текста, действенность его
содержания.

Задание 1. Сформулируйте лексическое значение данных
слов. Составьте предложения с этими словами.

Отечество, родина,
страна, дом, вотчина.

— Что такое
синонимы?

— Что такое
антонимы?

— Что такое
омонимы?

— Какими бывают
омонимы?

— Чем различаются
многозначные слова и омонимы?

Задание 2. К словам иноязычного происхождения подберите
русские синонимы.

Адекватный,
апеллировать, имидж, фиксировать, реставрация, ликвидировать, функционировать,
эволюция, имитировать, демонстрация, эксклюзивный, аннулировать, форсировать,
антагонизм, кредо, шаблон, эквивалентный.

Точность речи в
первую очередь зависит от верного словоупотребления, от выбора слова,
максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности, содержанию высказывания и его целевому назначению.

Синонимы, обозначая
одно и то же понятие, позволяют разнообразить речь, избегать ненужного
повторения слов, придавать высказыванию разную стилистическую окраску. Синонимы
в речи выполняют функцию уточнения, способствуют более полной и разносторонней
характеристике изображаемого, позволяют выразить самые тонкие оттенки мысли. В
сти­листически совершенном тексте за каждым словом подра­зумевается
синонимический ряд слов, из которых автор ис­пользует наиболее подходящее,
наиболее точно опреде­ляющее нужное понятие.

Кроме того, выбор
того или иного синонима напрямую зависит и от ситуации общения.

Задание 3. Выберите из данных в скобках слов такие,
которые наиболее точно выражают мысль.

Все, что люди (делают,
совершают, творят, создают
) (в мире, на земле, во вселенной)
действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит)
при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно,
согласованно
), совместно с другими. Без его посредства (невозможно,
нельзя, немыслимо, невероятно
) ни на шаг (двинуть вперед, развивать,
совершенствовать
) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь… (Создавать,
созидать, строить, основывать
) (будущее, грядущее) счастье, (беречь,
запрещать, оборонять, охранять
), (грядущее, будущее) Родины и всего
человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные,
тяжелые, тяжкие, жестокие
) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты)
прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом,
ненавистью
) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи
слов (по Л. Успенскому).

Задание 4. Отметьте случаи неточного выбора синонимов.
Устано­вите, какие особенности в их употреблении не были учтены  (семантика
слова, его функционально-стилевая или эмоционально-экспрессивная окрашенность).
Исправьте предложения.

1. Курсант
Иванов дрых на тумбочке во время дежурства, за что получил два наряда вне
очереди. 2. Посередке плаца стоял наш командир. 3. Все курсанты разом
шлепнулись в воду. 4. Ты обратно опоздал на занятие. 5. Наш новый командир
шарил в технике. 6. С самых первых дней учебы в институте курсант постоянно
шланговал, халявил и уходил в самоволку. 7. Солдаты долго блудили по лесу,
прежде чем вышли к реке. 8. Майор несколько раз опаздывал на службу, за что схлопотал
выговор. 9. Курсанты вышли на территорию в целях ликвидации снежных заносов.
10. Курсанту Петрикову было вынесено предупреждение за непринятие должных мер
по устранению отставания в учебе.

Часто ошибки в речи
возникают вследствие смешения паронимов.

— Что такое
паронимы?

Паронимы (от греч.
para – возле + onyma, onoma – имя) – сходные по звучанию, но не совпадающие по
значе­нию слова. В языковой системе созвучные слова достаточно четко
отграничиваются друг от друга, однако в речевой практике семантические и другие
различия созвуч­ных слов не всегда учитываются, что является причиной их
смешения.

Задание 5. Составьте словосочетания, соединив паронимы с
подхо­дящими по смыслу словами из скобок.

Сооружения
(оборонные – оборонительные), характер (воинствующий – воинственный), армия
(добровольческая – добровольная), местность (болотистая –  болотная), устав
(военный – воинский), вещества (взрывчатые – взрывные), прибор (парашютный –
парашютистский), выход (запасливый – запасной), наградить (орденом – ордером).

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением
слова в неправильном значе­нии.

1. На конференции
рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания. 2. Нельзя
забывать, что наши товары идут на импорт. 3. Для подготовки к семинару
преподаватель раздал курсантам список рекомендательной литературы. 4. Этот бой
был для солдат самым памятливым. 5. Офицер одел бушлат. 6. Разведчик аккуратно
занес на карту координаты и продолжил путь. 7. У билетной кассы командировочные
предъявляли свои командированные удостоверения. 8. Перед подвигом защитников
отечества мы преклоняем голову.

Задание 7. Укажите, в результате чего возникли
логические ошибки в предложениях. Устраните алогизмы.

1. В городе не
хватало не только топлива, но и других продуктов. 2.  В течение февраля
продолжительность суток возрастет на 2 часа. 3. Войска встречали тысячи жителей
города. 4. Сидя за столом, Смирнов читал книгу, задумчиво уставившись в
потолок. 5. Декада русского языка будет проходить пять дней. 6. В связи с тем,
что курсанты быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан
интенсивный метод обучения. 7. Наше училище имеет три направления. 8. Курсант
Белов упал с забора в травматологическое отделение. 9. С конца
V века
до н.э. поток туристов устремился в Египет. 10. Хороших курсантов в нашем
училище награждают Доской почета.

Вывод: Нередко источником ошибок в выборе слова
является логическая несообразность в сопоставлении, соотнесении понятий, т. е.
искажается понятийный компонент значения, например: «Трое нападающих вышли один
на один с вратарём».

Логические ошибки в
речи не только порождают неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут
к абсурдности, неуместному комизму речи. Пародийное звучание тех или иных утверждений
в подобных случаях сводит на нет их информативную ценность.

— Для чего
необходим точный и соответствующий ситуации общения выбор слов?

СОЧЕТАЕМОСТЬ
СЛОВ

Знание значения
слова во всем богатстве его оттенков – важнейшее условие правильного его выбора.
Однако этого условия недостаточно. Надо знать не только значение слова, но и
как соединяются слова в речи. Одни слова имеют единичную сочетаемость, т. е.
присоединяют к себе только одно слово, например, закадычный друг, другие
имеют ограниченную сочетаемость.

— Подберите
существительные к словам разинуть (разинуть рот), босой (босые
ноги, человек, девушка и т.п.) (это слова с фразеологически связанным
значением).

— Проанализируйте
особенности сочетания  прилагательного глубокий ( мы можем сказать глубокая
осень, глубокая ночь, но не можем сказать глубокая весна, глубокое
утро).

Некоторые слова
имеют более широкую, но все же тоже ограниченную сочетаемость. Так, например,
слово сердечный в значении «добрый, чуткий, отзывчивый» соединяется со
словами человек, женщина, люди, но не сочетается с такими близкими к ним
по значению словами, как народ, население, гражданин. Нельзя сказать:
«сердечный гражданин» и т.п.

— Чем объяснить
ограничения сочетаемости слов?

Сочетаемость
лексических единиц зависит от ряда факторов, так, нередко она зависит от
компонентов лексического значения слова – его предметной отнесенности и
оценочной окраски, грамматических значений. Например, сочетаемость слов немой,
глухой, хромой
с наименованиями живых существ определяется тем, что значение
«живое существо» входит в семантику этих прилагательных. Глаголы разлить,
расплескать
сочетаются с названиями жидкостей, так как значение «жидкость»
присутствует в значении глаголов. Оценочный компонент в значении «книжное,
высокое» у слова лик предопределяет возможность сочетания его с
прилагательным божественный и невозможность сочетаемости с
прилагательным чумазый, имеющим разговорную окраску.

Такие ограничения
объясняются также историей языка, формированием речевой нормы,
национально-культурным своеобразием. В течение довольно длительного периода
развития слова складывается именно такая речевая сочетаемость (из многих
вариантов отбирается один-два и т. д.), и она приобретает характер речевой
нормы.

Задание 8. Составьте возможные словосочетания, соединяя
лексе­мы, данные слева и справа. Объясните причины несочетаемости отдельных
слов.

закадычный

друг, приятель, подруга, товарищ, сосед,
дружба.

щекотливый

вопрос, проблема, мысль, ситуация,
положение.

неминуемый

провал, успех, жизнь, смерть, победа,
гибель, встреча.

скоропостижный

отъезд, успех, смерть, встреча, победа,
кончина.

бразды

правления, руководства.

изъявлять

желание, согласие, сожаление, сомнение,
готовность, протест, одобрение, симпатию.

утолить

голод, жажду, боль, печаль.

Задание 9. К каждому слову первой группы подберите
соответствующее одно или несколько слов из второй группы.

1. Армада, легион,
плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество,
скопище, мириады.

2. Корабли,
информация, полководцы, революционеры, факты, друзья, коровы, экстремисты,
бумаги, солдаты, гуси, лошади, звезды, лжецы.

Задание 10. Определите, удачны ли приведенные
словосочетания. Мотивируйте свой ответ. Составьте с выделенными словами
словосочетания, соответствующие нормам лексической сочетаемости.

Клика борцов за свободу и независимость, великий писака,
талантливый рифмоплет, выдающийся эскулап, справедливый обманщик,
уважаемый хвастун, честный провокатор, очаровательный карьерист,
широкая улочка.

Задание 11. Исправьте речевые ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости и неверным употреблением устойчивых
сочетаний.

1. Автор
хрестоматии еще не составил аннотации. 2. Этому вопросу ученые придают
первоочередное внимание. 3. Я вам зуб даю на отсечение, зачет вы не сдадите. 4.
Курсант установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные
любите­ли спортивной статистики. 5. Большую роль имеет золотая медаль. 6.
Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на
производстве. 7. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под
счастливой луной. 

ПЛЕОНАЗМ И
ТАВТОЛОГИЯ

— Что такое речевая
избыточность?

Речевая
избыточность
– это многословие.
Речевая избыточность может проявляться в различных формах.

— Какие виды
речевой избыточности вы можете назвать?

Речевая избыточность

Повтор слов

Тавтология

Плеоназм

повторение в предложении одинаковых слов

повторение в предложении однокоренных слов
или оди­наковых морфем

употребление в речи близких по смыслу и
потому излишних слов

Были получены результаты, близкие к прошлым
результатам. Полученные результаты показали…

Рассказать рассказ, умножить во много раз,
спросить вопрос.

Вернуться обратно, упасть вниз, главная
суть, долгий и продолжительный; необычный феномен, старый ветеран, демобилизоваться
из армии.

Задание 12. Устраните лексические повторы и тавтологию в
предложениях, применяя различные приемы правки (синонимическую замену слова,
сокращение предложений, измене­ние структуры предложений).

1. Среди этих слов
выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в
нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. В прошлом народа и
Пушкин, и Лермонтов, и Толстой находили истоки величия русского народа. 3.
Жизнь подготовила для вступления в новую жизнь много новых людей. 4. К
недостаткам пособия можно отнести недостаточное коли­чество иллюстраций. 5.
Следует различать различные подходы к данной проблеме. 6. В районе девяти часов
отделение выдвинулось в район полевых стрельб. 7. В печати много раз печаталось,
что армию нужно сделать профессио­нальной и наемной. 8. Повышение
ответственности курсантов старших курсов приводит к высоким результатам в
учебе.

Задание 13. Отметьте в приведенных ниже текстах
плеоназмы. Исправьте речевые ошибки.

1. Работа была
выполнена небрежно и неряшливо. 2. В прошлом году курсанты окончили институт и
получили высшее образование. 3. Выступление было сумбурным, непродуманным,
поэтому трудно было уловить его главную суть. 4. На выполнение этого задания
саперам понадобилось более двух часов времени. 5. Для обучения выделяется очень
мизерная часть бюджета. 6. Народ сумеет отстоять свою независимость,
суверенитет и территориальную целостность. 7. В декабре месяце бои шли в районе
Москвы. 8. Тренер вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко
спросил: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?» 9. Необычный
феномен могли наблюдать жители северной части России минувшей осенью в прошлом
году.

— Как вы думаете,
есть ли ошибка в данных выражениях?

Варить
варенье, закрыть крышку, чай
в чайнике, цветы цветут, тренер тренирует, редактор
редактирует
.

— Почему?

Повторение
однокоренных слов не всегда является речевым недостатком. Тавто­логия в
предложении неизбежна, если в языке нет другого равнозначного слова.

В результате
забвения первоначального смысла слова или изменения его значения этимологически
плеонастиче­ские или тавтологические сочетания перестают восприни­маться как
избыточные. Так, монументальный памятник, реальная действительность,
информационное сообщение, букинистическая книга
соответствуют нормам
современного литературного словоупотребления, так как оп­ределения в них
перестали быть простым повторением основного признака, заключенного в
определяемом слове. Словосочетания черные чернила, белое белье, красная
краска
, имеющие этимологически общий корень, в настоя­щее время не
воспринимаются как избыточные.

Задание 14. Определите, какие из приведенных ниже
сочетаний закрепились в языке.

Информационное
сообщение, травматическое повреждение, преобладающее большинство, всякая
всячина, поправки и коррективы, моя автобиография, монументальный памятник,
передовой форпост, патриот своей Родины, период времени, прейскурант цен,
большая масса, реальная действительность, составной компонент, свободная
вакансия, сослужить службу, старый ветеран, хронометраж времени, черные
чернила, будущая перспектива, частная собственность, соединить воедино,
габаритные размеры.

Задание 15. Устраните речевую избыточность в пред­ложениях.

1. Резюмируя, можно
кратко обобщить: мероприятие удалось. 2. Судя по найденным находкам, уже есть
доказательства в пользу этой гипотезы. 3. Будущая перспектива ехать на Даль­ний
Восток радовала не всех выпускников. 4. Это произведение построено по типу
трилогии – в нем три части. 5. В общем и целом следует принять положительное
решение. 6. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 7.
При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей
его поколения. 8. Все задания разведчики выполняют на высоком качественном уровне.
9. Каждый преподаватель следит за реакцией аудитории и корректирует свою речь в
зависимости от наблюдаемой реакции.

УСТНАЯ
И ПИСЬМЕННАЯ РАЗНОВИДНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЯЗЫКА 18

ОСНОВЫ
МАСТЕРСТВА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ 70

ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ 135

основы
стилистики 15

(3),
(4), (6), (8) 154

ОГЛАВЛЕНИЕ 125

толпа колонна рой группа

Упражнение
140*.
Подчеркните
словосочетания, в которых нарушена
лекси­ческая сочетаемость. Из
соотношения каких нормирован­ных
выражений возникла речевая ошибка.

  1. Большую
    роль имеет золотая медаль.

  2. Надо
    смело ставить свои требования.

  3. Главный
    акцент ставится на знание теории
    вопроса.

  4. Львиную
    часть работы уже выполнили.

  5. Большое
    влияние на молодых имеет реклама.

Упражнение
141.
Определите
ошибки в сочетаемости слов. Исправьте
пред­ложения.

(1)
После войны надо было возводить
разрушенное хозяйст­во.
(2)
Театр на Таганке выпустил в свет спектакль
«Гамлет».

  1. Этому
    важному вопросу уделяли серьезное
    значение.
    (4)
    Боль­шинство своего свободного
    времени он проводит на теннисном корте.
    (5) Надо повседневно умножать темпы
    заготовки кормов.

  1. Необходимо
    постоянно осуществлять заботу и внимание
    о содержании дошкольных учреждений.
    (7)
    Скоропостижный отъ­езд свидетеля
    насторожил судей. (6) Частное предприятие
    ус­пешно осуществляет свою продукцию.
    (9)
    Книга этого писателя пользуется
    интересом у читателя. (
    10)
    Многие пациенты, лечив­шиеся этим
    препаратом, получили значительные
    улучшения и даже выздоровление.

Упражнение
142.
Устраните
стилистически немотивированную
тавтологию, применяя различные приемы
правки (синонимическую за­мену слова,
сокращение предложений, изменение
структу­ры предложений).

(1)
Жизнь подготовила для вступления в
новую жизнь много новых людей.
(2)
Одним из главных образов в романе Л.Н.
Тол­стого «Война и мир» является образ
Андрея Болконского.

  1. Будучи
    реалистом, писатель всесторонне и
    реалистически показал жизнь крестьян
    того времени.
    (4)
    В районе девяти часов комиссия выехала
    в район. (5) Трагизм положения заключается
    в том, что из этого трагизма нет выхода,
    а если его кто-нибудь найдет, то это
    будет самый большой трагизм.
    (6)
    В печати много раз печаталось, что армию
    нужно сделать профессиональной и
    наемной. (7) Маленький, небольшой такой
    сюрприз я получила: для меня по радио
    исполнили песню. (6) Надо сейчас тратить
    очень большие деньги на учебники, а они
    стоят очень и очень дорого. (
    9)
    К недостаткам пособия можно отнести
    недостаточ­ное количество иллюстраций.
    (10)
    Следует различать различные подходы
    к данной проблеме.

Упражнение
143.
Отметьте
в приведенных текстах плеоназмы.
Исправьте ре­чевые ошибки.

(1)
В прошлом году они окончили университет
и получили высшее образование.
(2)
Мы добились столь высоких хороших
результатов. (
3)
На фестивале исполнялись произведения
народ­ного фольклора. (
4)
Стройка — это огромная махина, которую
нам предстоит осваивать. (5) Пресса высоко
позитивно отзыва­ется о прошедших
выборах.
(6)
Для обучения выделяется очень мизерная
часть бюджета.
(7)
В игре оркестра чувствовались тон­кие
оттенки нюансов. (6) У всех было очень
прекрасное настрое­ние.
(9)
Я

лично не могу ответить на этот вопрос.
(10)
Переезд потребовал огромной массы
хлопот и уймы денежных расходов.

Упражнение
144.
Устраните
речевую избыточность в следующих
предложениях.

(1)
Внешний вид гостиницы тем не менее
никоим образом отнюдь не гарантирует
соответствующего обслуживания.
(2)
Ре­зюмируя, можно кратко обобщить:
мероприятие удалось. (3) При анализе
характера этого человека выявляются
черты, характерные для людей его
поколения.
(4)
Ясность цели позволяет целе­устремленно
добиваться намеченного. (5) Новая
телевизионная программа ежемесячно
регулярно знакомит зрителей с новин­ками
литературы,
(в)
Судя по найденным находкам уже есть
до­казательства в пользу доказываемой
гипотезы.
(7)
Первый дебют молодого актера был удачным,
успешным и привлек внимание публики.
(6) Студенту приходится дорожить каждой
минутой времени и считать каждые
несколько рублей денег.
(9)
Будущая перспектива ехать на село
радовала не всех выпускников
сель­хозтехникума.
(10)
Успех выступления во многом зависит от
за­интересованности студентов, их
инициативы и качественного проведения
репетиций, проводимых каждой командой.

Упражнение
145*.
Определите,
какие из приведенных ниже сочетаний:
(а) за­крепились в языке; (б)
противоречат литературной норме:

народная
демократия период времени

автобиография
жизни реальная действительность

памятный
сувенир передовой форпост

коррективы
и поправки информационное сообщение

антагонизм
противоречий другая альтернатива

преобладающее
большинство габаритные размеры

частная
собственность рыбная уха

смелый
риск промышленная индустрия

соединить
воедино

Упражнение
146.
В
приведенных ниже предложениях устраните
ошибки, свя­занные с речевой
недостаточностью.

(1)
Машина, о которой речь, уже давно вышла
из строя.
(2)
Для улучшения планирования следует
объединить всех работников, за­нимающихся
вопросами экономики. (5) На юристов и
экономи­стов теперь проходят по
конкурсу.
(4)
Завод получил четыре ва­гона цемента
и три кирпича. (5) Проблемы, по которым
перего­воры, сразу не решатся. (6)
Студенческий отряд летом будет ра­ботать
на общежитии.
(7)
Продавать акции мы намерены не толь­ко
столичным жителям, но и других городов.
(6) Большая часть заготовленных овощей
погублена зря.

Упражнение
147. I.
Знакомы
ли вам приводимые ниже слова? Переведите
их, стараясь обойтись без словарей (в
случае затруднения пользуйтесь Словарем
иностранных слов):

аксессуары

андеграунд

анонс

аутсайдер

байкер

баксы

банкомат

бартер

бейсбол

бестселлер

бодибилдинг

бренд

бутик

гамбургер

дайджест

дефолт

дивиденды

ди-джей

дисплей

дилер

импичмент

инаугурация

инвестиции

истеблишмент

картридж

консенсус

ксерокопия

ламинировать

ланч

лоббировать

маркетинг

маркер

менеджмент

мониторинг

сканер

скотч

спикер

спич

супермаркет

триллер

органайзер

паблисити

пейджер

PR

принтер

рейтинг

рокер

файл

ХИТ

II.
Попробуйте сгруппировать приведенные
выше слова в лекеико-семан­тические
группы, например: (а)лицо (конкретное или собирательное);(б)кон­кретный предмет;(в)отвлеченный предмет, действие, процесс,
направление;(г)вид спорта. Можете конкретизировать
классификацию.

Упражнение
148.
В
следующих предложениях укажите случаи
неоправданного употребления иноязычных
слов. Произведите, где нужно, си­нонимические
замены.

  1. Часто
    перед родителями стоит дилемма: где
    учиться их ребенку.
    (2)
    В День молодежи на центральной авеню
    этого про­винциального города было
    организовано лазерное шоу. (5) В сельском
    клубе проходила дискотека, и аборигены
    отнеслись к городским дружелюбно.
    (4)
    Троллейбус курсировал по заданной
    траектории. (5) В последнем туре
    соревнований группа спорт­сменов
    потерпела фиаско. (6) В ремонте дома есть
    серьезные дефекты.
    (7)
    Среди митингующих превалировали люди
    пенси­онного возраста. (6) В газете
    «Первое сентября» хорошо популя­ризируется
    опыт передовых учителей-новаторов.
    (9)
    Рецензент отметил, что статья написана
    на не радикальную тему сегодняш­ней
    жизни. (
    10)
    Первокурсники быстрее адаптируются к
    вузов­скому обучению, если в коллективе
    хороший климат, если они не оппонируют
    друг к другу.

Упражнение
149*.
В
приведенных отрывках из произведений
А.С. Пушкина найдите устаревшие слова.
Установите их разновидность: ис­торизмы
(вышедшие из употребления предметы и
явления) и архаизмы
(устаревшие названия существующих
предметов и явлений). Пользуйтесь
толковыми и историческими словарями.

  1. Восстань,
    пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись
волею моей,

И,
обходя моря и земли,

Глаголом
жги сердца людей.

{«Пророк»)

  1. Между
    тем подъехали они ко двору. Множество
    длинных саней, старых колымаг и
    раззолоченных карет стояли уже на
    лу­гу. У крыльца толпились кучера в
    ливрее, скороходы, блистаю­щие мишурой,
    в перьях и с булавами, гусары, пажи;
    свита, не­обходимая по понятиям бояр
    тогдашнего времени. При виде Ибрагима
    поднялся между ними общий шепот: «Арап,
    арап, царский арап!»

{«Арап
Петра Великого
»)
Упражнение
150.
Подберите
к следующим архаизмам
синонимы:

брань

брадобрей

вежды

вострый

выя

глумно

денница

десница

длань

дружество

живот

зане

комонь

ланиты

лепота

льзя

осьмнадцать

перст

понеже

посему

статский

спокойно

тать

чело

палец

конь

потому

ладонь

жизнь

штатский

восемнадцать

так

как

рука

заря

лоб

вор

острый

возможно

шея

покой

битва

красота

парикмахер

можно

поэтому

д
ружба

веки

щеки

лоб

Упражнение
151*.
Установите
значения историзмов,
подобрав
подходящие определения из второй
колонки.

  1. (1)
    алтын;
    (2)
    аршин;
    (3)
    вольница;
    (4)
    зипун; (5) кольчуга;

мытарь;
(7)
оброк; (6) секира; (9) смерд;
(10)
целовальник;

  1. челядь.

  1. (I)
    русская мера длины, равная 0,71 м;
    (2)
    одежда русского крестьянина: кафтан
    из грубого толстого сукна без ворота;
    (
    3)
    тор­говец вином в питейных заведениях;
    (4)
    сборщик податей; (5) вид холодного оружия:
    топор на длинной рукояти;
    (6)
    при крепостном праве: принудительный
    натуральный денежный сбор с крестьян,
    взимавшийся помещиком или государством;
    (7)
    монета в три ко­пейки; (6) в Древней
    Руси: крестьянин-земледелец; ( 9) в
    старину: группы населения, преимущественно
    из бежавших от тяжелых ус­ловий
    крепостной жизни, оседавшие по окраинам
    Русского госу­дарства;
    (10)
    дворовые слуги;
    (II)
    безрукавка из мелких стальных планок,
    скрепленных кольцами.

Упражнение
152.
Отметьте
случаи неоправданного употребления
устаревших слов. Исправьте предложения.

(1)
Для наладки станков просим прислать
сведущего в деле работника.
(2)
При ответе на экзамене студент возводит
очи и, приставив перст к челу, соображает…
(3) Чреда дней летела не­заметно.
(4)
По получении оного распоряжения вам
вышлют подтверждение. (5) Излишки
жилплощади, каковые у вас име­ются,
должны оплачиваться сверхнормативно.
(6)
Опять не дос­тал талона к врачевателю.
(7)
Плеяда школьников заполнила стадион.
(6) Сонм государственных деятелей
приступил к голо­сованию по означенному
в повестке дня вопросу. Некоторые вопросы
остались втуне.

Упражнение
153*.
Отметьте,
какие из следующих слов в современном
языке можно считать неологизмами?
До каких пор слово остается неологизмом?

асфальтоукладчик
атомоход биосфера

вернисаж гидросооружение
зомбировать

клипмейкер колготки космодром

лоджия мотель модем

нейтрон нонсенс пиццерия

популизм ракетоносец ретро

регион саммит термопреобразователь

томограф факс фритюрница

фломастер целинник чебуречная

чип шашлычная шлягер

юбилей

Упражнение
154*.
Выпишите
из предложений диалектизмы.
Если их значение не поясняется в
контексте, обратитесь к словарю
диалектизмов.

(Т)
Постоялый двор, или, по-тамошнему, умет,
находился в стороне в степи… (Пушкин).
(2)
Дорога шла подле берега неболь­шой
речки, которая в это время играла, т.е.
была в разливе (
JI.
Толстой). (3) Мы поехали в лес, или, как у
нас говорится, в «заказ» (Тургенев),
(4)
Бирюком называется в Орловской губернии
человек одинокий, угрюмый (Тургенев).
(Д) Возле кормы на лодке устроен небольшой
навес от дождя, «заборница» (Пришвин).

  1. Ах,
    какой это был дом! Одних только жилых
    помещений в нем было четыре: изба-зимовка,
    изба-летница, вышка с резным бал­кончиком,
    горница боковая. А кроме них были еще
    сени светлые с лестницей на крыльцо,
    да клеть, да поветь… (Солоухин).

  2. Пахнет
    рыхлыми драченами // У порога в дежке
    квас… (Есе­нин).
    (8)
    «Может, его зараз и подсеем? Вот в сусеке
    грохот ле­жит», — предложил опьяневший
    от радости Игнатенок (Шолохов).

Упражнение
155.
Замените
разговорные и просторечные слова
литературными синонимами.

(1)
Посередке поляны стоял стог сена.
(2)
Все они разом шлепнулись в воду. (3) У нас
этих яблоков до беса.
(4)
Ты об­ратно опоздал на работу. (5) Егерь
схоронился в кустах.
(6)
Дети долго блудили по лесу, прежде чем
вышли к реке.
(7)
Таким об­разом можно охаять любое
полезное дело.
(8)
Ошибка сделана, и враз заработала
бюрократическая машина. (9) Руководители
ищут «стрелочника», чтобы свалить на
него всю ответственность.
(10)
Задержанный до того набрался, что оказал
сопротивление органам милиции.

Упражнение
156.
Отметьте
словосочетания, являющиеся фразеологизмами:

медвежья
берлога медвежья услуга

медвежья
лапа золотые руки

золотые
часы золотой характер

волчий
хвост волчий аппетит

важная
птица важная деталь

выйти
из себя выйти из комнаты

падать
в обморок падать в яму

установить
рекорд установить антенну

петь
песни петь дифирамбы

терять
время терять кошелек

хозяйский
кот кот наплакал

Упражнение
157*.
Замените
следующие фразеологизмы близкими по
значе­нию словами или словосочетаниями:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ПЛАН

проведения лекции по учебной дисциплине «Русский язык
и культура речи»

Занятие № 8 «Лексические нормы русского литературного
языка»

Цели:

1. Проанализировать и систематизировать
основные лексические нормы современного русского языка.

2. Развивать навыки точного словоупотребления.

3. Повышать уровень речевой культуры
обучающихся.

Ход занятия

УСЛОВИЯ
УСПЕШНОГО ВЫБОРА СЛОВА. ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ

— Что такое
языковая норма?

— За что отвечают
орфоэпические нормы языка?

— За что отвечают
акцентологические нормы языка?

— За что отвечают
морфологические нормы языка?

— За что отвечают
синтаксические нормы языка?

— Расскажите об
особенностях согласования сказуемого и подлежащего, выраженного собирательным
существительным с количественным значением.

— Расскажите об
особенностях координации сказуемого и подлежащего, выраженного
количественно-именным сочетанием.

— Расскажите об
особенностях согласования определений с одним существительным.

— Расскажите об
особенностях согласования определения с однородными существительными.

— Как согласуются
приложения – географические названия?

— В чем особенность
управления при словах-синонимах?

— Что такое
лексика?

Лексика – 1)
словарный состав языка (слова со всеми их значениями);

2) раздел науки о
языке, изучающий словарный состав языка.

— За что отвечают
лексические нормы русского языка?

Лексические нормы
регулируют:

1) правильность
выбора слова;

2) употребление
слова в тех значениях, которые оно имеет в языке;

3) уместность его
использования в той или иной коммуникативной ситуации.

— Как вы думаете,
изменяются ли лексические нормы?

Лексические нормы
не могут быть раз и навсегда заданными. В языке происходят непрерывные процессы
изменения, уточнения значения слова, перераспределения связей между словами,
вызванные как внутриязыковым, так и внеязыковыми причинами.

Например, в 30–40-е
годы ХХ века употреблялись слова «дипломник» и «дипломант» для выражения одного
и того же понятия – «студент, выполняющий дипломную работу». Слово «дипломник»
было разговорным вариантом слова «дипломант». В 50–60-е годы произошло
разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное «дипломник» теперь
обозначает учащегося в период защиты дипломной работы, получения диплома.
Словом «дипломант» стали преимущественно называть победителей конкурсов,
состязаний.

Функционирование
слова есть не что иное, как общение – передача мыслей, информации от говорящего
к слушающему. Говорящий выбирает слова, обороты, которые должны быть адекватно
поняты (расшифрованы) слушателем.

— Если мы будем
говорит очень много, удобно ли будет слушающему воспринимать нашу речь?

— А если говорящий
постоянно будет отвлекаться от темы, использовать лишние слова и неточности?

Таким образом, в
сфере функционирования на первый план выступает проблема выбора слова, кажущаяся
простой, но в действительности являющаяся довольно сложной.

— Что затрудняет
проблему выбора слова?

Нарушение
лексических норм языка, например, незнание точного значения слова, неточное
употребление неологизмов, смешение паронимов.

Смысловая точность
речи – одно из самых необходимых её качеств. Неясность речи ведёт к неясности
мысли. Это важнейшее условие сохраняет свою силу для любого функционального
стиля. С ним связаны информативная ценность текста, действенность его
содержания.

Задание 1. Сформулируйте лексическое значение данных
слов. Составьте предложения с этими словами.

Отечество, родина,
страна, дом, вотчина.

— Что такое
синонимы?

— Что такое
антонимы?

— Что такое
омонимы?

— Какими бывают
омонимы?

— Чем различаются
многозначные слова и омонимы?

Задание 2. К словам иноязычного происхождения подберите
русские синонимы.

Адекватный,
апеллировать, имидж, фиксировать, реставрация, ликвидировать, функционировать,
эволюция, имитировать, демонстрация, эксклюзивный, аннулировать, форсировать,
антагонизм, кредо, шаблон, эквивалентный.

Точность речи в
первую очередь зависит от верного словоупотребления, от выбора слова,
максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности, содержанию высказывания и его целевому назначению.

Синонимы, обозначая
одно и то же понятие, позволяют разнообразить речь, избегать ненужного
повторения слов, придавать высказыванию разную стилистическую окраску. Синонимы
в речи выполняют функцию уточнения, способствуют более полной и разносторонней
характеристике изображаемого, позволяют выразить самые тонкие оттенки мысли. В
сти­листически совершенном тексте за каждым словом подра­зумевается
синонимический ряд слов, из которых автор ис­пользует наиболее подходящее,
наиболее точно опреде­ляющее нужное понятие.

Кроме того, выбор
того или иного синонима напрямую зависит и от ситуации общения.

Задание 3. Выберите из данных в скобках слов такие,
которые наиболее точно выражают мысль.

Все, что люди (делают,
совершают, творят, создают
) (в мире, на земле, во вселенной)
действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит)
при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно,
согласованно
), совместно с другими. Без его посредства (невозможно,
нельзя, немыслимо, невероятно
) ни на шаг (двинуть вперед, развивать,
совершенствовать
) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь… (Создавать,
созидать, строить, основывать
) (будущее, грядущее) счастье, (беречь,
запрещать, оборонять, охранять
), (грядущее, будущее) Родины и всего
человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные,
тяжелые, тяжкие, жестокие
) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты)
прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом,
ненавистью
) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи
слов (по Л. Успенскому).

Задание 4. Отметьте случаи неточного выбора синонимов.
Устано­вите, какие особенности в их употреблении не были учтены  (семантика
слова, его функционально-стилевая или эмоционально-экспрессивная окрашенность).
Исправьте предложения.

1. Курсант
Иванов дрых на тумбочке во время дежурства, за что получил два наряда вне
очереди. 2. Посередке плаца стоял наш командир. 3. Все курсанты разом
шлепнулись в воду. 4. Ты обратно опоздал на занятие. 5. Наш новый командир
шарил в технике. 6. С самых первых дней учебы в институте курсант постоянно
шланговал, халявил и уходил в самоволку. 7. Солдаты долго блудили по лесу,
прежде чем вышли к реке. 8. Майор несколько раз опаздывал на службу, за что схлопотал
выговор. 9. Курсанты вышли на территорию в целях ликвидации снежных заносов.
10. Курсанту Петрикову было вынесено предупреждение за непринятие должных мер
по устранению отставания в учебе.

Часто ошибки в речи
возникают вследствие смешения паронимов.

— Что такое
паронимы?

Паронимы (от греч.
para – возле + onyma, onoma – имя) – сходные по звучанию, но не совпадающие по
значе­нию слова. В языковой системе созвучные слова достаточно четко
отграничиваются друг от друга, однако в речевой практике семантические и другие
различия созвуч­ных слов не всегда учитываются, что является причиной их
смешения.

Задание 5. Составьте словосочетания, соединив паронимы с
подхо­дящими по смыслу словами из скобок.

Сооружения
(оборонные – оборонительные), характер (воинствующий – воинственный), армия
(добровольческая – добровольная), местность (болотистая –  болотная), устав
(военный – воинский), вещества (взрывчатые – взрывные), прибор (парашютный –
парашютистский), выход (запасливый – запасной), наградить (орденом – ордером).

Задание 6. Исправьте ошибки, связанные с употреблением
слова в неправильном значе­нии.

1. На конференции
рассматривался вопрос о наиболее эффектных методах преподавания. 2. Нельзя
забывать, что наши товары идут на импорт. 3. Для подготовки к семинару
преподаватель раздал курсантам список рекомендательной литературы. 4. Этот бой
был для солдат самым памятливым. 5. Офицер одел бушлат. 6. Разведчик аккуратно
занес на карту координаты и продолжил путь. 7. У билетной кассы командировочные
предъявляли свои командированные удостоверения. 8. Перед подвигом защитников
отечества мы преклоняем голову.

Задание 7. Укажите, в результате чего возникли
логические ошибки в предложениях. Устраните алогизмы.

1. В городе не
хватало не только топлива, но и других продуктов. 2.  В течение февраля
продолжительность суток возрастет на 2 часа. 3. Войска встречали тысячи жителей
города. 4. Сидя за столом, Смирнов читал книгу, задумчиво уставившись в
потолок. 5. Декада русского языка будет проходить пять дней. 6. В связи с тем,
что курсанты быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан
интенсивный метод обучения. 7. Наше училище имеет три направления. 8. Курсант
Белов упал с забора в травматологическое отделение. 9. С конца
V века
до н.э. поток туристов устремился в Египет. 10. Хороших курсантов в нашем
училище награждают Доской почета.

Вывод: Нередко источником ошибок в выборе слова
является логическая несообразность в сопоставлении, соотнесении понятий, т. е.
искажается понятийный компонент значения, например: «Трое нападающих вышли один
на один с вратарём».

Логические ошибки в
речи не только порождают неясность высказывания, искажают его смысл, но и ведут
к абсурдности, неуместному комизму речи. Пародийное звучание тех или иных утверждений
в подобных случаях сводит на нет их информативную ценность.

— Для чего
необходим точный и соответствующий ситуации общения выбор слов?

СОЧЕТАЕМОСТЬ
СЛОВ

Знание значения
слова во всем богатстве его оттенков – важнейшее условие правильного его выбора.
Однако этого условия недостаточно. Надо знать не только значение слова, но и
как соединяются слова в речи. Одни слова имеют единичную сочетаемость, т. е.
присоединяют к себе только одно слово, например, закадычный друг, другие
имеют ограниченную сочетаемость.

— Подберите
существительные к словам разинуть (разинуть рот), босой (босые
ноги, человек, девушка и т.п.) (это слова с фразеологически связанным
значением).

— Проанализируйте
особенности сочетания  прилагательного глубокий ( мы можем сказать глубокая
осень, глубокая ночь, но не можем сказать глубокая весна, глубокое
утро).

Некоторые слова
имеют более широкую, но все же тоже ограниченную сочетаемость. Так, например,
слово сердечный в значении «добрый, чуткий, отзывчивый» соединяется со
словами человек, женщина, люди, но не сочетается с такими близкими к ним
по значению словами, как народ, население, гражданин. Нельзя сказать:
«сердечный гражданин» и т.п.

— Чем объяснить
ограничения сочетаемости слов?

Сочетаемость
лексических единиц зависит от ряда факторов, так, нередко она зависит от
компонентов лексического значения слова – его предметной отнесенности и
оценочной окраски, грамматических значений. Например, сочетаемость слов немой,
глухой, хромой
с наименованиями живых существ определяется тем, что значение
«живое существо» входит в семантику этих прилагательных. Глаголы разлить,
расплескать
сочетаются с названиями жидкостей, так как значение «жидкость»
присутствует в значении глаголов. Оценочный компонент в значении «книжное,
высокое» у слова лик предопределяет возможность сочетания его с
прилагательным божественный и невозможность сочетаемости с
прилагательным чумазый, имеющим разговорную окраску.

Такие ограничения
объясняются также историей языка, формированием речевой нормы,
национально-культурным своеобразием. В течение довольно длительного периода
развития слова складывается именно такая речевая сочетаемость (из многих
вариантов отбирается один-два и т. д.), и она приобретает характер речевой
нормы.

Задание 8. Составьте возможные словосочетания, соединяя
лексе­мы, данные слева и справа. Объясните причины несочетаемости отдельных
слов.

закадычный

друг, приятель, подруга, товарищ, сосед,
дружба.

щекотливый

вопрос, проблема, мысль, ситуация,
положение.

неминуемый

провал, успех, жизнь, смерть, победа,
гибель, встреча.

скоропостижный

отъезд, успех, смерть, встреча, победа,
кончина.

бразды

правления, руководства.

изъявлять

желание, согласие, сожаление, сомнение,
готовность, протест, одобрение, симпатию.

утолить

голод, жажду, боль, печаль.

Задание 9. К каждому слову первой группы подберите
соответствующее одно или несколько слов из второй группы.

1. Армада, легион,
плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество,
скопище, мириады.

2. Корабли,
информация, полководцы, революционеры, факты, друзья, коровы, экстремисты,
бумаги, солдаты, гуси, лошади, звезды, лжецы.

Задание 10. Определите, удачны ли приведенные
словосочетания. Мотивируйте свой ответ. Составьте с выделенными словами
словосочетания, соответствующие нормам лексической сочетаемости.

Клика борцов за свободу и независимость, великий писака,
талантливый рифмоплет, выдающийся эскулап, справедливый обманщик,
уважаемый хвастун, честный провокатор, очаровательный карьерист,
широкая улочка.

Задание 11. Исправьте речевые ошибки, связанные с
нарушением лексической сочетаемости и неверным употреблением устойчивых
сочетаний.

1. Автор
хрестоматии еще не составил аннотации. 2. Этому вопросу ученые придают
первоочередное внимание. 3. Я вам зуб даю на отсечение, зачет вы не сдадите. 4.
Курсант установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные
любите­ли спортивной статистики. 5. Большую роль имеет золотая медаль. 6.
Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на
производстве. 7. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под
счастливой луной. 

ПЛЕОНАЗМ И
ТАВТОЛОГИЯ

— Что такое речевая
избыточность?

Речевая
избыточность
– это многословие.
Речевая избыточность может проявляться в различных формах.

— Какие виды
речевой избыточности вы можете назвать?

Речевая избыточность

Повтор слов

Тавтология

Плеоназм

повторение в предложении одинаковых слов

повторение в предложении однокоренных слов
или оди­наковых морфем

употребление в речи близких по смыслу и
потому излишних слов

Были получены результаты, близкие к прошлым
результатам. Полученные результаты показали…

Рассказать рассказ, умножить во много раз,
спросить вопрос.

Вернуться обратно, упасть вниз, главная
суть, долгий и продолжительный; необычный феномен, старый ветеран, демобилизоваться
из армии.

Задание 12. Устраните лексические повторы и тавтологию в
предложениях, применяя различные приемы правки (синонимическую замену слова,
сокращение предложений, измене­ние структуры предложений).

1. Среди этих слов
выделяется группа слов, которые совершенно исчезли из языка и не встречаются в
нем в настоящее время даже в составе производных слов. 2. В прошлом народа и
Пушкин, и Лермонтов, и Толстой находили истоки величия русского народа. 3.
Жизнь подготовила для вступления в новую жизнь много новых людей. 4. К
недостаткам пособия можно отнести недостаточное коли­чество иллюстраций. 5.
Следует различать различные подходы к данной проблеме. 6. В районе девяти часов
отделение выдвинулось в район полевых стрельб. 7. В печати много раз печаталось,
что армию нужно сделать профессио­нальной и наемной. 8. Повышение
ответственности курсантов старших курсов приводит к высоким результатам в
учебе.

Задание 13. Отметьте в приведенных ниже текстах
плеоназмы. Исправьте речевые ошибки.

1. Работа была
выполнена небрежно и неряшливо. 2. В прошлом году курсанты окончили институт и
получили высшее образование. 3. Выступление было сумбурным, непродуманным,
поэтому трудно было уловить его главную суть. 4. На выполнение этого задания
саперам понадобилось более двух часов времени. 5. Для обучения выделяется очень
мизерная часть бюджета. 6. Народ сумеет отстоять свою независимость,
суверенитет и территориальную целостность. 7. В декабре месяце бои шли в районе
Москвы. 8. Тренер вернулся назад и, энергично жестикулируя руками, громко
спросил: «Кто из соперников будет вашим основным конкурентом?» 9. Необычный
феномен могли наблюдать жители северной части России минувшей осенью в прошлом
году.

— Как вы думаете,
есть ли ошибка в данных выражениях?

Варить
варенье, закрыть крышку, чай
в чайнике, цветы цветут, тренер тренирует, редактор
редактирует
.

— Почему?

Повторение
однокоренных слов не всегда является речевым недостатком. Тавто­логия в
предложении неизбежна, если в языке нет другого равнозначного слова.

В результате
забвения первоначального смысла слова или изменения его значения этимологически
плеонастиче­ские или тавтологические сочетания перестают восприни­маться как
избыточные. Так, монументальный памятник, реальная действительность,
информационное сообщение, букинистическая книга
соответствуют нормам
современного литературного словоупотребления, так как оп­ределения в них
перестали быть простым повторением основного признака, заключенного в
определяемом слове. Словосочетания черные чернила, белое белье, красная
краска
, имеющие этимологически общий корень, в настоя­щее время не
воспринимаются как избыточные.

Задание 14. Определите, какие из приведенных ниже
сочетаний закрепились в языке.

Информационное
сообщение, травматическое повреждение, преобладающее большинство, всякая
всячина, поправки и коррективы, моя автобиография, монументальный памятник,
передовой форпост, патриот своей Родины, период времени, прейскурант цен,
большая масса, реальная действительность, составной компонент, свободная
вакансия, сослужить службу, старый ветеран, хронометраж времени, черные
чернила, будущая перспектива, частная собственность, соединить воедино,
габаритные размеры.

Задание 15. Устраните речевую избыточность в пред­ложениях.

1. Резюмируя, можно
кратко обобщить: мероприятие удалось. 2. Судя по найденным находкам, уже есть
доказательства в пользу этой гипотезы. 3. Будущая перспектива ехать на Даль­ний
Восток радовала не всех выпускников. 4. Это произведение построено по типу
трилогии – в нем три части. 5. В общем и целом следует принять положительное
решение. 6. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 7.
При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей
его поколения. 8. Все задания разведчики выполняют на высоком качественном уровне.
9. Каждый преподаватель следит за реакцией аудитории и корректирует свою речь в
зависимости от наблюдаемой реакции.

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка.Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка. Определите вид ошибки. Сделайте стилистическую правку этих предложений.

1. При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения.
2. Родителям предоставили отпуск в июле месяце.
3. Раскольников уже давно не получал зарплаты.
4. Многие наши фильмы получили признательность за рубежом.
5. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.
6. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.
7. Среди митингующих превалировали люди пенсионного возраста.

Устраните речевую избыточность в следующих предложениях.

(1) Внешний вид гостиницы тем не менее никоим образом отнюдь не гарантирует соответствующего обслуживания.

(2) Резюмируя, можно кратко обобщить : мероприятие удалось.

(3) При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения.

(4) Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного.

(5) Новая телевизионная программа ежемесячно регулярно знакомит зрителей с новинками литературы.

На этой странице находится вопрос Устраните речевую избыточность в следующих предложениях?, относящийся к категории
Русский язык. По уровню сложности данный вопрос соответствует знаниям
учащихся 10 — 11 классов. Здесь вы найдете правильный ответ, сможете
обсудить и сверить свой вариант ответа с мнениями пользователями сайта. С
помощью автоматического поиска на этой же странице можно найти похожие
вопросы и ответы на них в категории Русский язык. Если ответы вызывают
сомнение, сформулируйте вопрос иначе. Для этого нажмите кнопку вверху.

Ну например так… Здравствуйте, уважаемая Галина Васильевна!
Разрешите, если можно, обратиться к Вам с объяснением моего отсутствия вчера на уроках, но, поверьте мне, по уважительной причине. Я, к моему расстройству, плохо себя чувствовала и поэтому, к сожалению, не смогла прийти в школу и даже сообщить, как это делается в таких случаях, Вам и администрации школы
Врача мы не вызывали, так как, по заверению моей мамы, это лишнее и она вылечит меня сама.
Поэтому, уважаемая Галина Васильевна, прошу извинения, и, если возможно, не считайте это прогулом.

Документы, на газ., воду, и саму квартира + подпись

1)Данным типом речи является повествование
2)Прселился
3)Удалось
Совсем легкое задание

Корень обувь,окончание нулевое)

1)учёный 2)провидец 3)геолог 4)академик 5)феноменальный 6)недра

  • При анализе пакетов произошла ошибка
  • При анализе пакета произошла синтаксическая ошибка huawei что делать
  • При анализе пакета произошла синтаксическая ошибка honor
  • При анализе пакета произошла ошибка хонор
  • При анализе пакета произошла ошибка honor что делать