При интерпретации эмпирических данных возможны ошибки

После проведения
исследования, наступает время
интерпретировать собранные факты и
проверить, насколько они подтверждают
выдвинутую ранее гипотезу. Известно,
что люди не всегда объясняют одни и те
же факты одинаково. В научном исследовании
развития человека необходимо использовать
надежные, воспроизводимые и непротиворечивые
методики анализа, которые приводят к
одинаковым выводам. Выполнение этой
задачи начинается с того, что выполнение
этой задачи начинается с понимания
того, что точной интерпретации данных
могут помешать различные обстоятельства.

Серьезная проблема
возникает в связи с предвзятостью
наблюдателя

– присущей всем людям склонности видеть
то, что они ожидают или хотят увидеть.
(Это и есть субъективность). Человек
либо не замечает, либо отказывается
поверить во все то, что противоречит
существующим у него предпосылкам. Это
происходит из-за принадлежности к
определенному культурному слою с его
традициями, предрассудками, стереотипами
или вследствие недостатка опыта.
Например, мы можем заключить, что финны
крайне недружелюбны и избегают знакомств,
тогда как на самом деле это следствие
застенчивости и самоуглубленности,
берущей свое начало в традициях финской
культуры.

Точной интерпретации
фактов может помешать и невосприимчивость.
Наблюдая одно и то же, человек может
настолько привыкнуть к происходящему,
что становится неспособным осознать
его значение. Например, по тому, за какой
партой сидит тот или иной ученик, можно
определить, как относятся к нему
одноклассники, лидер он или отверженный,
к какой компании или группе он принадлежит.
Но если мы видим этих детей в классе
несколько дней в неделю, мы можем
проглядеть эту информацию. Другим
примером может служить наша неспособность
уловить признаки дистресса у близких
нам людей.

Еще одним препятствием
объективному изучению является тенденция
слишком широко, узко или произвольно
смотреть на изучаемое поведение. Если,
например, необходимо выявить особенности
памяти у детей и подростков, можно
воспользоваться множеством подходов
к изучению этой проблемы. Можно наблюдать
за отдельными детьми или подросткам на
протяжении обычного школьного дня,
отмечая, сколько раз они забывают
усвоенный ранее материал. Однако для
точного измерения функций памяти этот
метод слишком произволен. Такого рода
наблюдения не учитывает насколько
хорошо испытуемые выучили то, что так
легко забыли впоследствии, и знали ли
они это вообще. В этом смысле лабораторные
условия могли бы дать более точные
результаты.

Определение
границ выводов
.
Исследователей, занимающихся проблемами
развития, особенно беспокоят 3 проблемы:
проблема
дефиниции, проблема обобщения, проблема
смешения понятий корреляции и причинности
.

Проблема дефиниции.
В исследованиях обычно имеют дело с 2
видами определений: теоретическими и
операциональными. Теоретическое
определение какой-либо переменной
основывается на гипотетических
построениях ученого. Например,
теоретическое определение интеллекта
могло бы звучать как «способность
приспосабливаться к окружающей среде».
Операциональное же определение звучало
бы как «поведение, измеряемое шкалой
умственного развития Стэндфорд-Бине».
Исследователи с различными представлениями
об интеллекте получают различные
результаты при интерпретации одних и
тех же данных. Если ученые хотят быть
уверены, что изучают одно и то же, им
нужно договориться об определении,
которое описывает методики наблюдения
и измерения, используемые в исследованиях.
Это и есть операциональное определение.

Проиллюстрируем
сказанное выше, рассмотрев изучение
агрессии. Можно было бы согласиться с
теоретическим определением агрессии
как «поведения, имеющего намерением
принести вред или разрушение». Но как
измерить намерение? Что наблюдать? Чтобы
ответить на эти вопросы, требуется
определиться с предметом исследования.
Один исследователь может фиксировать
толчки, удары ногами и кулаками, второй
– подсчитывать словесные оскорбления,
а третий – отыскивать агрессивное
поведение в историях, придуманных
ребенком по заданию ученого. Однако,
ребенок получивший высокие баллы за
появление агрессии в своих фантазиях,
может иметь очень низкие результаты за
проявление актуальной физической
агрессии. Все перечисленные исследователи
измеряют на самом деле разные вещи.

Т.о., до тех пор
пока переменные не будут операционально
определены, е стоит ожидать воспроизводимости
результатов и на совпадение выводов у
разных исследователей, занимающихся
одной прблемой.

Проблема обобщения.
Исследование всегда проводится в
конкретной обстановке, при конкретных
обстотельствах и с конкретными людьми,
принадлежащими к конкретным социокультурным
группам. Поэтому результаты любого
исследования могут распространяться
на таких же людей, находящихся в
аналогичных условиях.

Проблема смешения
понятий корреляции и причинности.

Изучив какой-либо феномен и выявив его
связь с каким-то фактором, не всегда
можно утверждать, что мы имеем дело с
причинностью.

Для измерений
степени связи между 2 переменными
исследователи прибегают к такой
статистической процедуре, как вычисление
корреляции.
Когда 2 переменные коррелируют между
собой, возникает желание прийти к
заключению, что одна переменная выступает
в качестве причины по отношению к другой.
Например, некоторые исследователи
обнаружили зависимость между трудностью
темперамента ребенка и количеством
наказаний, которым подвергается он со
стороны родителей: чем труднее темперамент,
тем больше наказаний получает ребенок.
Заключение вполне логично, но это еще
не значит, что оно правильно. Корреляция
не подразумевает отношений причинности.
Проблема состоит в том, в каком направлении
искать причину. Действительно ли трудные
дети провоцируют более частое применение
наказаний? Или большее количество
наказаний приводит к большим трудностям
темперамента? Или существует третий
фактор, который м.б. причиной первых
двух, как, например, возможное влияние
генетики на трудность ребенка и на
тенденцию родителей к наказанию?

4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

12 грубых ошибок, допускаемых при написании эмпирической части научного исследования

Эмпирическая часть научного исследования призвана дать ответы на ключевые вопросы: что это, для чего, как действует, где используется и пр.?

Эмпирический раздел представляет собой теоретическую главу, вводную и заключительную части проекта, в которой конкретизируются цель, задачи, предмет, объект, проблема, методология и ключевые понятия, моменты и алгоритмы, результаты проведенного исследования.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки эмпирической части научного проекта.

  • Некорректная формулировка проблемы и темы.

Данная ошибка проявляется в использовании обтекаемых и размытых форм, отсутствии конкретики. Проблема и тема ВКР должны быть четко и ясно поставлены. Автору работы следует понять, что предстоит изучать.

  • Перепутаны предмет и объект.

Эта одна из самых распространенных и грубых ошибок. Исследователь должен понимать указанные категории. Объект – это конкретная единица, на примере которой исследуется поставленная ранее проблема. Предмет же призван ограничить исследование конкретными параметрами: свойства, характеристики, «ракурс» (ключевые моменты, определенные стороны) и пр.

  • Неаргументированные выводы.

В конце каждого подпункта и главы автор должен изложить свою точку зрения, сформулировать выводы. Важно, чтобы все умозаключения были обоснованными, опирались на конкретные факты, научные мысли и доказанные теории и пр.

Необоснованные выводы равносильны «слухам», обычному предположению. Отсутствие доказательств «своей правоты» — грубая ошибка, которая может стоить «дисквалификации» или снижению итоговой оценки.

  • Текст изложен в публицистическом стиле.

Все требования к научной работе указаны в ГОСТах и методических рекомендациях. Важно, чтобы материал был изложен в научном стиле. Никакой иной язык и манера изложения недопустимы. Использование публицистического или делового стиля приравнивается к принципу «шаг влево, шаг вправо – расстрел».

  • Тема и содержание научного исследования не совпадают.

В данном случае автор пренебрег темой или неправильно ее понял и рассмотрел в проекте совершенно иные понятия, смежные вопросы и пр. Далеко не всегда исследователю удается полноценно рассмотреть проблему, изучить ее с нужного ракурса. Иногда студенты/соискатели отклоняются от утвержденного плана, делают «лирические отступления» в тексте, сбиваясь с ориентира, истинного пути.

Важно, чтобы все подпункты и главы поэтапно раскрывали тему, отражали ее суть, ключевые моменты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

  • Объем работы и ее отдельных частей.

Важно, чтобы работа была выполнена равномерно. Данный принцип предполагает, что каждый подпункт и глава должна быть определенного объема. Главы между собой должны быть идентичны (по количеству страниц), примерно равны. То же самое касается и подпунктов внутри разделов.

Недопустимо, чтобы одна часть была объемной, а другая – едва достигала своего минимума. По объему все части должны быть примерно равны.

  • Импровизация вместо работы по определенному плану.

Импровизация – дело хорошее, но приемлемое в конкретных ситуациях. Научное исследование должно придерживаться определенного плана. Такой подход позволит рассмотреть исключительно важные моменты, ничего не упустить. Отклонение от плана чревато доработкой или недопуском до защиты (публикации).

С помощью импровизации студент может дополнить отдельные фрагменты, но не написать полноценное научное исследование.

  • Оформление.

Все научные работы должны быть не просто выполнены и зафиксированы на бумаге, но и оформлены соответствующим образом. Существует общепринятые нормы (ГОСТы). К ним относят ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ Р 7.0.5-2008, ГОСТ 7.1-2003. Также каждый ВУЗ имеет право устанавливать собственные требования к научным работам. Они отражаются в методических рекомендациях. Данный документ находится на кафедре. В нем содержатся основные критерии и примеры оформления. Важно несколько раз перепроверить оформление ссылок, сносок, библиографии и пр. Порой даже запятая или лишний пробел может стать решающим моментом в судьбе автора и его проекта.

  • Ошибки в тексте и расчетах.

Наличие орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок демонстрируют низкий уровень грамотности исследователя. Труды с подобными недочетами не заслуживают высокой оценки, даже если сама работа вносит значительный вклад в развитие отрасли, науки. Важно не только правильно организовать проект, но и грамотно зафиксировать его результаты на бумаге.

Ошибки в расчетах недопустимы, так как они фактически искажают результаты научного проекта, а значит, ставят под сомнение его эффективность и профпригодность автора.

Перед сдачей на проверку необходимо несколько раз проверить материал на наличие ошибок.

  • Использование недостоверных источников.

Научный проект призван решить актуальную проблему, привнести вклад в развитие науки и отрасли. Для этого следует не только изучить все действующие теории и правила, но и аргументировать свою позицию. Для этого потребуются достоверные и обоснованные источники, свежие данные, отражающие реальную картину и необходимость реформы.

  • Низкая уникальность работы.

Все научно-исследовательские проекты проходят проверку на плагиат. Автору важно, чтобы его труд соответствовал установленному минимуму (уточнить его можно в ВУЗе). Исследователям не следует увлекаться копированием чужих трудов и чрезмерным цитированием.

  • Несоблюдение сроков выполнения и сдачи материала.

Данный постулат означает, что не стоит откладывать написание исследования на последний день (момент). Если студент/аспирант не вовремя предоставит работу на кафедру, у него могут возникнуть серьезные проблемы: академическая задолженность и, как следствие, отчисление.

Старайтесь вовремя выполнять все задания, проекты и предоставлять их на проверку научному руководителю.

Автор статьи

Яна Игоревна Архипенко

Эксперт по предмету «Социология»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Интерпретация понятий – это истолкование, определение содержания понятий, применяемых в исследовании, это обязательное условие эмпирического социологического исследования.

Эмпирическая интерпретация понятий исследования заключается в описании процедуры перехода от теоретических определений данных понятий, выбранных для исследования, к эмпирически наблюдаемым показателям.

Любое исследование имеет понятийный аппарат, в нем необходимо разобраться на самом первом этапе исследования, так как понятия и категории могут иметь неоднозначное толкование, соответственно исследователю сложно их понять, для этого и необходимо провести интерпретацию понятий.

Определение 2

Понятийный аппарат – это система терминов, которая позволяет единообразно толковать и понимать научные процессы и связи.

IT Профессия «Разработчик ПО»

Получишь знания, необходимые в работе, соберешь портфолио из собственных проектов и начнешь получать $$

Узнать подробнее

Главная задача эмпирической интерпретации – максимально полно описать проблему ситуацию. С практической стороны интерпретация означает процедуру построения измерительной конструкции (шкалы), которая охватит теоретическое понятие в эмпирическом исследовании.

Эмпирическая интерпретация понятий

От интерпретации понятий зависит последовательность выстраивания путей для решения проблемной ситуации, выполнить данную процедуру сложно, из-за этого интерпретация может иметь негативный характер.

Исследователи часто берут за основу самое широкое и самое простое для понимания толкование понятия, тем самым не углубляясь в его содержание.

Различные определения имеют разные уровни абстракции. Есть очень объемные понятие, толкование которых зависит от целого ряда факторов, для того чтобы грамотно их интерпретировать необходимо использовать комплексные показатели. К примеру, чтобы интерпретировать понятие «качество жизни», стоит учесть несколько факторов, ведь оно включает в себя и доход, и окружающую среду и медицину, образование и др.

«Интерпретация понятий эмпирического социологического исследования» 👇

Основное понятие может включать в себя другие подпонятия, имеющие не большой уровень абстракции.

Исходя из этого смысл интерпретации понятий, заключается в следующем:

  • достигнуть нужного уровня исследования;
  • обеспечить единый подход к содержанию исследовательской работы;
  • обеспечить профессиональный «перевод» теоретических понятий в эмпирические и обратно;
  • создать единый понятийный каркас для анализа социологических сведений.

Во время эмпирической интерпретации необходимо выделить наблюдаемые признаки элементов, которые конкретизируют содержание понятий. Выделение этих признаков происходит через их перечисление – от более общего к частному.

Этапы эмпирической интерпретации понятий

Эмпирическая интерпретация понятий состоит из нескольких этапов:

  1. Образ изучаемого явления.
  2. Уточнить основные характеристики понятия.
  3. Определить категории и единицы анализа.

Эмпирическими признаками могут выступать лишь те, за которыми можно наблюдать, и которые доступны измерению, те части объекта исследования, которые подлежат эмпирической интерпретации, принято называть единицами анализа, а их количественные характеристики – единицами счета.

Методологическая часть программы эмпирического исследования завершается интерпретацией понятий, после неё уже можно перейти к обоснованию методов сбора данных и их анализу. Для того, чтобы правильно провести исследование необходимо все три этапа интерпретации применять в единстве.

Уровни эмпирической интерпретации

Интерпретация состоит из нескольких уровней:

  1. теоретическая интерпретация,
  2. эмпирическая интерпретация,
  3. операционализация.

Теоретическая интерпретация заключается в выделении главных понятий исследования их еще принято назвать «ключевыми понятиями», необходимо дать теоретическое представление понятиям, для этого стоит обратиться к научной литературе. Результатом такого анализа должно стать сужение главного понятия в рамках конкретной теории и формирование общего представления явления.

Второй уровень — это эмпирическая интерпретация, её цель сопоставить теорию с конкретными фактами действительности. Проще говоря, происходит поиск эмпирического эквивалента данному ключевому понятию. На самом первом уровне идет обобщение целостного представления о понятии, на втором уровне напротив, идет разделение целостности понятия на отдельные элементы, которые дают более полное представление о явлении или предмете исследования. Выделяются и устанавливаются определенные признаки и свойства теоретического понятия, а точнее, предмета, объекта нашего исследования, которые и заключены в эти понятия, термины. Под признаком понимают характеристику, свойства объекта исследования.

Операционализация понятий в социологическом исследовании представляет собой процедуру установления связей между концептуальным аппаратом исследования и его методическим инструментарием, с помощью опреационализации происходит переход от теоретического знания к эмпирическому.

Любая программа исследования, в которой присутствуют методы измерения и эксперимента будет требовать операционализации не зависимо от предмета исследования, будь то социальное развитие трудовых коллективов или образ жизни молодёжи.

Помимо этого, данная процедура считается обязательным условием выстраивания системы социальных показателей — исключительно важной для исследователей задачи, которая связанна с решением практических задач планирования и прогнозирования социальных явлений и процессов.

Операционализация включает в себя экспериментальную ситуацию и не является исключительно логической процедурой, это разработка новых средств фиксирования информации — индексов и шкал, то, что можно назвать «методическим экспериментом», это поиск эмпирических показателей, а не использование их.

Есть общепринятые требования для интерпретации понятий – это терминологическая точность и целостность определений, а также точность процедуры операционализации. Таким образом, процесс разбивки понятий на разные индикаторы и переменные — это поиск количественных способов отражения, свойств объекта исследования.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Интерпретация результатов, полученных в ходе психолого-педагогических исследований, имеет свою специфику. Давайте разберем эту темы подробнее с тем, чтобы в последующем студенты не имели проблем с тем, чтобы сделать правильные выводы на основа имеющихся данных.

Понятие интерпретации

Начнем с определения.

Определение 1

Интерпретация результатов – это толкование, изъяснение, объяснение смысла данных, полученных в ходе исследования.

Фактически – интерпретация – это важный этап любых теоретических и эмпирических методов исследования. Она давно и плодотворно применяется в научной деятельности и позволяет:

  • оценить степень воздействия на испытуемого в ходе выполнения различных тестов;
  • привести к общему знаменателю ответы, полученные в ходе опросов;
  • грамотно подойти к выбору испытуемых и подобрать подходящие методы исследования (для ребенка это могут быть рисуночные испытания, для взрослых целесообразно использовать документальные материалы).

Объяснение, которое исследователь дает объектам, действиям или процессам, должны учитывать соответствия между чувственными состояниями человека и его невербальными проявлениями, между содержанием рисунка и реальным отношением ребенка к окружающим людям, между условиями, в которых живет человек, и доступными способами выражения мыслей и переживаний.

Основное назначение интерпретации – это преобразование разрозненных данных в познание. При этом необходимо учитывать возможные нюансы полученной информации, оценивать ее значимость в решении задач исследования, выдвигать догадки о вероятных мотивах поступков участников педагогической ситуации.

Интерпретация результатов педагогического исследования – это процесс анализа и синтеза фактов с учетом их полезности и значимости, актуальная часть всей совокупности методологии психолого-педагогического исследования.

В ряде научных направлений интерпретация может использоваться как самостоятельный метод исследования. Без нее не обойтись в ситуациях, когда появляется множественность содержаний происходящего и множество возможных вариантов оценки полученных данных.

Психолого-педагогическая ситуация практически всегда многовариантна. В связи с этим в психолого-педагогическом исследовании интерпретация базируется на множественности ценностных установок и смыслов, готовности к свободному обмену между участниками, доктринами, парадигмами и концепциями.

Этапы интерпретации

Существует некоторая последовательность действий, которая применяется для проведения интерпретации тех или иных данных:

  • выдвижение предположения;
  • проверка достоверности фактов;
  • определение личной позиции исследователя путем рефлексии и погружения в ситуацию;
  • структурирование информации, сопоставление полученных данных с данными из других источников;
  • проведение многоаспектного анализа;
  • определение причин и следствий;
  • формулирование заключительных выводов на основе синтеза полученной информации;
  • получение обратной связи: подтверждение или опровержение выдвинутой в ходе исследования гипотезы.

Специфика интерпретации результатов исследования

Психология и педагогика – это гуманитарные дисциплины. Соответственно и направленность исследований в психологии и педагогике будет носить гуманитарный характер. И тут на первый план выходит необходимость осмысления фактов с позиции их соотношения с трудностями человека. В связи с этим научное знание необходимо многократно соотнести с эмпирическим опытом.

Гуманитарные науки, в частности психология и педагогика, в основе своей имеют установка на то, что каждый человек является ценностью сам по себе, он уникален и неповторим. И эта уникальность и ценность не могут быть постигнуты в рамках научных закономерностей. К ним можно прийти лишь опытным путем.

Какие бы новые методы исследования не внедрялись в практику педагогов, на первом месте всегда стоит понимание. На сегодняшний день это самый действенный способ постижения педагогической действительности.

Определение 2

Понимание – это уникальная форма освоения реальности, которая являет собой постижение и восстановление смыслового содержания явлений исторической, социальной, культурной и природной действительности.

Если говорить о понимании как о методе исследования в педагогике, то в его основе лежит постижение исследователем образовательных феноменов во всей их целостности. По этому признаку понимание значительно превосходит другие естественнонаучные приемы исследования окружающей действительности, такие как классификация, измерения, дедукция и индукция. Также понимание подразумевает явное отношение к изучаемому предмету или явлению.

Понимание не равно интерпретации. Между этими двумя понятиями существует значительная разница. Интерпретация – это более сухое и отстраненное объяснение фактов или явлений, тгда как понимание всегда затрагивает эмоциональную сферу участников пелагогического взаимодействия, их отношение к людям и миру.

В понимании больше субъективизма. Если говорить про педагогические прецеденты, по пытаясь понять, исследователь основывается на имеющемся опыте, известных ему доктринах и концепциях. Это позволяет исследователю приблизиться к постижению педагогической действительности во всей ее целостности, рассмотреть интересующую часть с позиции мыслей, чувств, интуиции, в общем, всего того, что не поддается анализу с применением точных научных методов.

Оценка полученных результатов, будь они положительными или отрицательными, позволяет прийти к выводам. Осмысление выводов проводится в системе уже известных теоретических раскладов, что позволяет прийти к обобщениям и уточнениям смыслов.

Только после интерпретации результатов и формулировки выводов есть смысл переходить к обсуждениям и литературному оформлению работы.

Дмитрий Косяков

Кандидат педагогических наук. Кафедра методики преподавания Московского городского педагогического университета

При интерпретации данных, полученных в ходе исследования, следует учитывать, какие факторы могут искажать результаты.

Следует
отметить, что все психологи признают
значение влияния ситуации экс­перимента
на его результаты. Так, выявлено, что
процедура эксперимента оказыва­ет
большее воздействие на детей, чем на
взрослых. Объяснения этому находят в
особенностях детской психики:

1.
Дети более эмоциональны при общении со
взрослым. Взрослый для ребенка всегда
является психологически значимой
фигурой. Дети стремятся понравиться
незнакомому взрослому либо «спря­таться»
от контактов с ним. Отношения с
экспериментатором определяют отноше­ние
к эксперименту.

2.
Проявление личностных особенностей у
ребенка зависит от ситуации в большей
степени, чем у взрослого. Ситуация
конструируется в ходе общения: ребенок
должен успешно общаться с экспериментатором,
понимать его вопросы и требова­ния.
Экспериментатор, гово­рящий на
литературно-научном языке, никогда не
будет для него «эмоционально сво­им»,
если только ребенок не принадлежит к
тому же социальному слою. Непривыч­ная
для ребенка система понятий, способов
коммуникации (манера говорить, мими­ка,
пантомима и др.) будет мощнейшим барьером
при его включении в эксперимент.

3.
Ребенок обладает более живым воображением,
чем экспериментатор, и поэто­му может
иначе, «фантастически», интерпретировать
ситуацию эксперимента, чем взрослый.

С. Розенцвейг в 1933 г. выделил основные
фак­торы общения, которые могут
искажать результаты эксперимента
:

1.
Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они
связаны с пониманием испытуемым критерия
принятия решения при выборе реакции.

2. Ошибки, связанные с мотивацией
испытуемого. Испытуемый может быть
моти­вирован любопытством, гордостью,
тщеславием и действовать не в соответствии
с целями экспериментатора, а в соответствии
со своим пониманием целей и смыс­ла
эксперимента.

3.
Ошибки личностного влияния, связанные
с восприятием испытуемым личности
экспериментатора.

С

Артефакт
– искусственно полученный факт, неверный
логический вывод, результат исследования,
являющийся следствием влияния внешних
переменных.

амо участие в эксперименте порождает
у испытуемых ряд поведенческих
про­явлений, которые являются причинами
артефактов. Среди наиболее известных
— «эффект плацебо», «эффект Хотторна»,
«эффект аудитории».

Эффект
плацебо

был обнаружен медиками: когда испытуемые
считают, что пре­парат или действия
врача способствуют их выздоровлению,
у них наблюдается улуч­шение состояния.
Эффект основан на механизмах внушения
и самовнушения.

Эффект
Хотторна

проявился при проведении
социально-психологических иссле­дований
на фабриках. Привлечение к участию в
эксперименте, который проводили
психологи, расценивалось испытуемым
как проявление внимания к нему лично.
Участники исследования вели себя так,
как ожидали от них экспериментаторы.
Эффекта Хотторна можно избежать, если
не сообщать испытуемому гипотезу
ис­следования или дать ложную
(«ортогональную»), а также знакомить с
инструкция­ми как можно более
безразличным тоном.

Эффект
социальной фасилитации

(усиления), или эффект аудитории, был
обна­ружен Р. Зайонцем. Присутствие
любого внешнего наблюдателя, в частности
экс­периментатора и ассистента,
изменяет поведение человека, выполняющего
ту или иную работу. Эффект ярко проявляется
у спортсменов на соревнованиях: разница
в результатах, показываемых на публике
и на тренировке. Зайонц обнаружил, что
во время обучения присутствие зрителей
смущает испытуемых и снижает их
результа­тивные показатели. Когда
деятельность освоена или сводится к
простому физиче­скому усилию, то
результат улучшается.

Л. Бергер выделил следующие типы
ошибок экспериментато­ров
при
оценке результатов деятельности
испытуемого:

1.
Занижение очень высоких результатов.
Причиной считается стремление
иссле­дователя подсознательно
«привязать» данные испытуемого к
собственным до­стижениям. Возможно
и завышение низких оценок. В любом случае
шкала де­формируется и сжимается, так
как крайние результаты сближаются со
средними.

2. Избегание
крайних оценок (как низких, так и высоких).
Эффект тот же — груп­пировка данных
выше среднего.

3. Завышение
значимости одного свойства испытуемого
или одного задания из се­рии. Через
призму этой установки производится
оценка личности и заданий.

4. Аналогичный
случай, но эффект кратковременный, когда
особое значение при­дается заданию,
следующему после выделения существенной
для эксперимента­тора личностной
черты испытуемого.

5. Аналогичный
случай, но оценка опосредована концепцией
о связи или противо­поставлении тех
или иных свойств личности.

6. Ошибки,
обусловленные влиянием событий,
эмоционально связанных с конкрет­ным
испытуемым.

А. А. Ершов выделяет следующие типичные
ошибки наблюдения
:

1.
Гало-эффект.
Обобщенное
впечатление наблюдателя ведет к грубому
восприя­тию поведения, игнорированию
тонких различий.

2.
Эффект
снисхождения.
Тенденция
всегда давать положительную оценку
про­исходящему.

3.
Ошибка
центральной тенденции.
Наблюдатель
стремится давать усредненную оценку
наблюдаемому поведению.

4.
Ошибка
корреляции.
Оценка
одного признака поведения дается на
основании другого наблюдаемого признака
(интеллект оценивается по беглости
речи).

5.
Ошибка
контраста.
Склонность
наблюдателя выделять у наблюдаемых
черты, противоположные собственным.

6.
Ошибка
первого впечатления.
Первое
впечатление об индивиде определяет
восприятие и оценку его дальнейшего
поведения.

При
статистическом выводе

возможны различные варианты ошибок.
Исследо­ватель может принять или
отвергнуть статистическую нуль-гипотезу,
но она может быть объективно («на самом
деле») верной или ложной. Соответственно
возможны четыре исхода: 1) принятие
верной нуль-гипотезы; 2) отвержение
ложной нуль-ги­потезы; 3) принятие
ложной нуль-гипотезы; 4) отвержение
верной нуль-гипотезы. Два варианта
решения правильны, два — ошибочны.
Ошибочные варианты называ­ются
ошибками 1-го и 2-го рода.

Ошибку
1-го рода исследователь совершает, если
отвергает истинную нуль-ги­потезу.
Ошибка 2-го рода состоит в принятии
ложной нуль-гипотезы (и отвержении
верной исследовательской гипотезы о
различиях). Ошибка 1-го рода особо значима
в уточняющем эксперимен­те, а также
в тех случаях, когда принятие неверной
гипотезы о различиях имеет практическую
значимость. Допустим, принятие ложной
гипотезы об интеллектуаль­ных различиях
представителей разных социальных страт
или этнических групп име­ет чрезвычайно
значимые социально-политические
следствия.

Ошибки
2-го рода — отвержение верной
исследовательской гипотезы и приня­тие
нуль-гипотезы — особенно существенна
при проведении пробного
эксперимента.
Отклонение исследовательской гипотезы
на начальной стадии может надолго
закрыть дорогу исследователям в данной
предметной облас­ти.

В
конкретных исследованиях значимость
ошибок 1 -го и 2-го рода может силь­но
зависеть от целей, которые преследуются
в эксперименте, от предмета изучения и
характера решаемой исследовательской
задачи и т. д.

Принятие
или отвержение статистической гипотезы
не является единственным
условием
принятия или не принятия экспериментальной
гипотезы. Если статисти­ческая гипотеза
отвергнута, то исследователь может это
реализовать по-разному. Он может завершить
эксперимент и предпринять попытку
выдвижения новых гипо­тез. Экспериментатор
может провести новое исследование на
расширенной выбор­ке с использованием
модифицированного экспериментального
плана и т. д.

При
формулировке выводов

рекомендуется придерживаться следующих
правил.

1.
Число выводов не имеет особенного
значения, но лучше воспринимается
количество равное
5-7. При
большем их количестве желательно вводить
в перечень выводов дополнительное
структурирование, т.е. разбивать их на
группы по некоторому логическому
основанию.

2.
Выводы должны содержать оценку
соответствия результатов поставленным
задачам, оценку продвижения в решении
проблемы.

3.
Каждая поставленная задача должна быть
определенным образом отражена в выводах.

Важно также, чем
завершена работа:

  • получением
    научных данных о новых объектах,
    процессах, явлениях, закономерностях;

  • разработкой
    научных основ, новых методов и принципов
    исследования;

  • получением
    качественных и количественных
    характеристик и явлений;

  • составлением
    инструкций, руководящих материалов,
    рекомендаций, методик, разработкой
    норм и правил, программ и
    т.д.;

  • внедрением
    в практику вновь созданных или
    усовершенствованных продуктов,
    разработок;

  • получением прочих
    положительных результатов.

Практические
рекомендации

это документ, который отражает накопленный
положительный опыт работы по решению
той или иной проблемы, а также возможные
подходы.

Требования к
практическим рекомендациям:

  • четкое определение
    кому они предназначены,

  • рекомендации
    должны опираться на реальные возможности
    их внедрения,

  • значимость
    рекомендаций возрастает, если в них
    указаны механизмы реализации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

УДК 316.356.2

Л. Ю. Логунова

ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В КАЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

При исследовании проблем социальной семейно-родовой памяти возможны различные ошибки, которые допускают респонденты старшего возраста, вспоминая события прошлого, и которые необходимо учитывать при интерпретации эмпирического материала.

A study on the problems of social family-genetic memory may contain various mistakes made by senior respondents when recalling events of the past. The analysis of empirical data should take into account such memory-related mistakes. The interpretation of empirical data requires a special approach.

Ключевые слова: качественные исследования, нарративные интервью, социальная память, семейнородовая память, социально-культурная травма.

Key words: qualitative research, narrative interview, social memory, family-genetic memory, a welfare trauma.

Качественные исследования требуют от социолога высокой культуры работы с эмпирическим материалом, в котором находит отражение глубоко личностное восприятие мира респондентами. В распоряжении исследователя оказываются уникальные данные о социальном опыте и повседневных практиках людей. «Они являются объектами переживаний, ощущений или деятельности, мыслительных или практических действий членов… социальных групп» [1, с. 106]. Такие данные мы получили в результате исследования процессов функционирования семейнородовой социальной памяти сибиряков. В 2000 — 2007 гг. нами был собран обширный эмпирический материал, позволяющий реконструировать семейные истории сибирских родов на основе нарративных интервью с использованием методов социальной генеалогии. В исследовании применялся методологический принцип «из мира следствий — в мир причин». Всего было записано и обработано более 600 семейных историй сибиряков. Каждая из них содержала информацию о судьбах семей боковых родственных линий 1609 человек. Техническую помощь в исследовании нам оказывали студенты Кемеровского государственного университета культуры и Кемеровского государственного университета.

Исторические процессы, сохранившиеся в семейно-родовой памяти, были рассмотрены с точки зрения исторической и культурной травмы (П. Буа, П. Штомпка): там, где социальное пространство функционировало нормально, люди помнят все, что было с прадедами и прабабушками, а там, где оно исказилось, — не могут вспомнить даже о родителях.

Среди факторов, влияющих на процессы такого искажения, мы выделяем события, связанные с реакцией населения Сибири на политические изменения в российском обществе начала ХХ в.

При анализе эмпирического материала определилась методологическая проблема: возможная неточность информации из-за несовершенства и ошибок памяти, мифологизации, сознательного искажения событий прошлого. К этим неточностям добавляют также умолчания о неприятных событиях или «неудобных» родственниках, которые вредят семейному имиджу. Н. З. Дэвис считает, что такие факты возможны из-за своеобразной семейной солидарности, когда люди «выбирали, что забыть, а что рассказать детям так, чтобы не повредить репутации семьи и ее интересам» [2, с. 234]. Вместе с нарративами мы анализировали «личные» документы из семейных архивов, которые иллюстрировали и подтверждали факты семейных историй, помогали интерпретировать данные.

Практика показывает, что исследователь сталкивается не только с типичными ошибками памяти, но и с добросовестными заблуждениями респондентов, с плодами их воображения, фантазиями. Почему люди, вспоминая прошлое, фантазируют? Какие условия и институты заставляют людей вырабатывать новые смыслы, забывать события, ошибаться и верить в свои ошибки? Как профессионально относиться к возможным неточностям информации? При анализе эмпирических материалов нужно учитывать следующее:

1. Искажения информации могут1 быть предметом научного осмысления: исследователь получает^вшйожвдстьизучиь^ойиально^кчлшурн&^^йшбейн ости§ ■ которы^стоят за искажением факта. Таким образом, текст, который «искажает информацию о действительности», не перестает быть историческим источником, даже когда «проблема интерпретации источников осознается как проблема интерпретации интерпретаций» [3, с. 5]. Личные документы прошлого сегодня воспри-

нимаются с точки зрения способности не столько отражать историю, сколько интерпретировать ее.

2. Умолчания и неточности самоценны, они исследуются как социальный феномен восприятия людьми исторического события. Ф. Знанецкий заметил, что если для историка или психолога неточности могут считаться источником ошибочной информации, то для социолога — это материал для изучения. Если респондент «лукавит», описывая чувства и эмоции, отличные от тех, которые он действительно испытал в определенной ситуации, то социолог видит в этом активное проявление желаний, стремлений человека. Вербальная формулировка желания уже есть, как минимум, его отрицательная реализация. «Мы не можем говорить, таким образом, об истинных или неистинных утверждениях, поскольку утверждение — это факт, имеющий только то значение, которое вкладывал в него автор» [4, с. 108]. Именно эти значения и анализируется.

3. При получении информации исследователь не должен искать ошибки и указывать на них. Его задача — выяснить причины появления искажений в семейно-родовой памяти. Неприятные, вытесненные из памяти события не образуют разрыва или пустот в ткани социальной памяти. Рассказчики заполняют «разрывы» мифами, похожими или вымышленными ситуациями. Это происходит тогда, когда событие уже свершилось, а его принятие, осмысление не состоялось, т. е. включается механизм самооправдания, при котором прошлое, даже забытое, не покидает подсознательных действий человека, оно начинает замещать настоящее, продолжается в иной временной ипостаси. Важно отличить мифы от реальности, понять, как они формируются, что стало причинами их появления. Социальную семейно-родовую память, таким образом, можно изучать с точки зрения мифотворческого механизма.

4. Анализируя эмпирический материал, следует учитывать факторы, которые повлияли на искажения в семейно-родовой памяти. Идеологический фактор ориентировал на «правильность» восприятия события. Фактор страха заставлял забывать «неудобных» родственников, близость с которыми могла повредить социальной карьере или благополучию членов семьи. Это реакция на шок выразилась в виде своеобразной заботы о потомках («пусть они никогда не испытают того, что пережили мы»).

Фактор давления социальных институтов, которые могли отдать приказ «забыть» смерть родственников, родной язык, изменял и имена в документах. Решения власти — внешнее силовое давление, особенно по отношению к дискриминационным, ущемленным и непрестижным категориям населения. Принуждение репрессивного типа изменяет социальное поведение людей, является травмирующим фактором, который оставляет следы в социокультурной ткани, искажает пространство социальной памяти. Травмирующее действие заключается в формировании ложных (стыдливых или героических) представлений о реальности. Неприятности, связанные с событием, могли быть вытеснены из памяти, пустоты заполнились мифами. Фактор случая действовал тогда, когда уничтожались все документы, придумывалась семейная легенда (миф). Особенно серьезная ситуация возникала у воспитанников детских домов, которым семейно-родовая память «отрезана» насильственно. В таких ситуациях люди могли придумать себе историю, чтобы не выглядеть ущербными в глазах окружающих.

5. Материалы качественных исследований уязвимы также с точки зрения верификации

данных. Эту проблему мы старались решить с помощью применения метода перекрестной триангуляции (Н. Дензин) [5, с. 11]. Аналогичный процесс верификации данных в нашем исследовании опирался на сравнение текстов интервью с независимыми источниками, которые в эмпирической базе сформировали вспомогательную группу материалов: переписка с

родственниками, которые подтверждали факты семейных событий; документы из семейных архивов; данные исторической литературы, связанные с событиями, происшедшими на территории Сибири (приказы, правительственные документы, личные документы, хранящиеся в архивах). Сравнение трех типов материалов позволило реконструировать «жизненные стратегии» сибиряков в экстремальных ситуациях (раскулачивание, депортация, депривация) с учетом возможных ошибок памяти.

Итак, помещенный в центр исследования человек почтенного возраста повествует о событиях жизни своих родственников претенциозно, не всегда искренне, в шаблонах своего поведения видит исключительность, не обращая внимания на сотни похожих линий жизни. События ему видятся по-другому, возможны ошибки, «провалы памяти», искажения реальной картины событий. То, что люди вспоминают в первую очередь, как правило, более значимо для них, чем все то, что всплывает в памяти в конце рассказа. Но именно этим и ценна информация, дошедшая до нас в воспоминаниях старших родственников. Задача исследователя — восстановить контекст жизни и ее социальный смысл, творчески анализируя причины тех или иных искажений

информации, выяснить, с чем связана значимость в личностно-семейном аспекте первоочередных и последующих воспоминаний.

Прошлое оставляет после себя энергетическое поле социальной памяти. Этими энергетическими метками наполнено настоящее. История начинает выглядеть не простой чередой событий, а окрашивается личностно значимыми переживаниями, становится человечнее, а поэтому правдивее, реальнее. Именно так историю видят люди в настоящем, с этих позиций они будут рассказывать своим потомкам о прошлом. Поэтому самым интересным в будущем становится прошлое, рассказанное старшим поколением, пусть даже с искажениями памяти. Через эти искажения исследователь и доберется до истины.

Список литературы

1. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социс. 1989. № 1. С. 106.

2. Дэвис Н. З. Духи предков, родственники и потомки: некоторые черты семейной жизни во Франции начала нового времени // THESIS. 1994. Вып. 6. С. 234.

3. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки): препринт WP6/2003/07. М., 2003. С. 5.

4. Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социс. 1989. № 1. С. 108.

5. Denzin N. The research act in sociology. L, 1970. P. 11.

Об авторе

Л. Ю. Логунова — канд. соц. наук, доц., докторант кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, e-mail: vinsky888@mail.ru

Author

Dr. L. Yu. Logunova, postdoctoral student at the Department of Sociological Sciences, Associate Professor, Kemerovo State University, e-mail: vinsky888@mail.ru

Автор статьи

Катерина Леонидовна Боброва

Эксперт по предмету «Социология»

Стать автором

Определение 1

Теоретическая интерпретация – это сопоставление понятия с другими понятиями, раскрытие его теоретического содержания.

Основное предназначение эмпирического социологического исследования заключается не только в сборе и обработке сведений и фактов, а также в надежной проверке теоретических знаний и получение достоверных данных об исследуемом объекте. Данные, полученные с помощью эмпирических исследований, служат основой для разработки рекомендаций, направленных на решение текущих и перспективных задач общественной и политической жизни общества, партий и движений, разных социальных групп и т. п.

Важной процедурой в социологическом исследовании является сопоставление теоретических положений с эмпирическими данными для последующего эмпирического обоснования гипотезы.

Логотип baranka

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе

Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Получить скидку 4 500 ₽

Этапы теоретической интерпретации

Главная цель теоретической интерпретации понятий – создать теоретическую модель. Определение «теоретическая интерпретация» не совсем подходит для разработки модели предмета исследования, гораздо правильнее его применять уже на завершающем этапе, кода данные получены и обработаны и находятся на руках у исследователя, именно эти эмпирические данные и необходимо подвергнуть теоретической интерпретации.

В теоретической части программы исследователь определяет главные понятия, которые еще называют «ключевыми», именно к исследуемой проблеме. Теоретическая интерпретация включает в себя несколько этапов.

  1. Дескриптивная интерпретация – очень четкое и понятное описание определений, которые будут задействованы при формировании модели исследования.
  2. Структурная интерпретация – создана для того, чтобы привести в порядок между понятиями, упорядочить их и выделить связи между ними.
  3. Факторная интерпретация – устанавливает связи между исходными переменными понятиями.

Прежде чем приступить к интерпретации понятий исследователь должен подробно описать проблему, с помощью терминов, которые после будут использованы для сбора данных и интерпретации понятий. Высоким искусством является определение терминов и понятий, сразу это сделать невозможно, необходим запас определенных знаний и умений и большой опыт. Если не правильно определить понятие, то можно уйти не в том направлении, тогда придётся возвращаться и делать всю работу снова.

«Теоретическая интерпретация эмпирического социологического исследования» 👇

Важно понимать, что более подробная теоретическая трактовка понятий может сильно облегчить всё дальнейшее составление программы, после можно без проблем перейти к операционализации понятий и интерпретации эмпирической информации.

В теоретическую интерпретацию понятия входит:

  • интерпретация понятий с помощью установки связей с другими более широкими понятиями и категориями, как самой социологии, так и других наук;
  • интерпретация основных понятий через понятия наименьшей степени общего;
  • интерпретация эмпирических фактов и признаков.

Процедура интерпретации понятий в эмпирическом исследовании, это ещё и творческая работа, есть определенная последовательность действий для этой процедуры:

  1. Уточнение понятий во время исследования, анализ литературных источников по предмету, это поможет зафиксировать мировоззренческий и идеологический аспект подхода к проблемной ситуации со стороны самого социолога и избежать перекрёста общего смысла понятия с его социологическим толкованием. Если всё же однозначности в определении понятий добиться не удалось, то необходимо принять одну из приемлемых трактовок и обязательно отметить это в программе исследования.
  2. Создание образа предмета изучения, который возникает при употреблении какого-либо понятия.

Далее следует упорядочить характеристику образа, важно перечислить весь набор характеристик понятия, чем четче позиция исследователя, тем четче характеристика образа.

На этапе выдвижения гипотез научная мысль имеет направление от теории к объекту исследования, на этапе интерпретации – от объекта (фактов) к теории. Эмпирическая информация дает возможность существованию или отсутствию признаков или фактов о выраженность объекта.

Целью последующего проникновения с помощью теории в информацию является научная обработка отдельных данных, чтобы можно было:

  • связать отношения между гипотезой и полученными данными;
  • проверить исходные гипотезы;
  • уточнить гипотезы и расширить их до уровня теории;
  • проблемную ситуацию довести до уровня её решения.

Особенности теоретической интерпретации

Общие теоретические и эмпирические понятия имеют достаточно узкий круг применения, за пределами этого круга они утрачивают свою истинность и уже не соответствуют действительности. Переход общих понятий в «операциональные» понятия или понятия с наименьшей степенью общности несёт в себе вероятность того, что произойдет сведения сущности высшего порядка к поверхностным связям, к менее глубокой сущности.

В отношении методологии это приведет к тому, что, сначала, частные методы эмпирического исследования приобретут самодовлеющее значение, после, результаты исследования получат форму абстрактных, не содержательных определений, которые передают только поверхностные, отдельные связи реальных явлений.

Все эмпирические исследования имеют весьма ограниченный и фрагментарный характер, преодолеть это можно лишь в случае, если исследователь во время проведения эмпирического социологического исследования, основывается на положениях и принципах общей социологической теории, позволяющей соотнести изучаемое явление с целостной системой социальных связей, также важную роль в эмпирическом социологическом исследовании играет его программа.

Замечание 1

Таким образом, теоретическая интерпретация это уточнение понятия в связи с другими понятиями, определение его места в теории и места этого понятия в теориях других наук.

Для того чтобы социологическая информация была проверенной и адекватной, необходимо соотнести понятия с теоретической системой, достигнуть однозначного понимания понятийного аппарата исследования, достигнуть точности употребления понятий.

В теоретическом осмыслении ключевых понятий все эти требования осуществляются с помощью выделения точек зрения по проблеме исследования, формулировки нового определения понятия.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • При инициализации устройства ios ошибка защиты windows 95 vmware
  • При инициализации устройства ios ошибка защиты windows 95 virtualbox
  • При инициализации средства запуска произошла ошибка dayz причина 105
  • При инициализации средства запуска произошла ошибка dayz причина 103
  • При инициализации системы secret net произошла ошибка либо инициализация была прервана