При нарушении принципа предметности возникает ошибка называемая использованием выражений

Ответы на тесты по Логике [27.04.15]

Тема: Ответы на тесты по Логике

Раздел: Бесплатные рефераты по логике

Тип: Тест | Размер: 18.11K | Скачано: 207 | Добавлен 27.04.15 в 20:38 | Рейтинг: +1 | Еще Тесты

Тест по Логике.

1. Слово «логос», от которого происходит термин «логика», переводится как

1) разум; (+)

2. Как дедуктивная теория логика сформировалась в … веке до н.э.

3) IV; (+)

3. Основоположником логики как науки является …

3) Аристотель (+)

4. Внешне правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, — это

1) софизм; (+)

5. Логика — это … наука.

1) нормативная; (+)

6. Предметом логики являются формы и приемы … познания.

4) интеллектуального. (+)

7. Мысль, в которой на основании некоторого признака обобщаются предметы, обладающие данным признаком, — это:

1) понятие; (+)

8. Мысль, в которой утверждается или отрицается наличие в действительности какого-либо положения дел, — это:

2) суждение; (+)

9. Основные формы интеллектуальной познавательной деятельности — это

7) теория. (+)

10. Совокупность взаимосвязанных понятий и суждений, относящихся к некоторой предметной области, — это:

1) теория; (+)

11. Основные разделы семиотики — это

1) синтаксис (+)

12. Основоположником семиотики является:

4) Ч. Пирс. (+)

13. «Семиотический треугольник» включает в себя:

1) знак; (+)

2) интерпретатор; (+)

3) обозначаемый предмет; (+)

14. Установите соответствие между науками и связями, которые они изучают

Синтаксис знак — знак (+)

Семантика знак — обозначаемое (+)

Прагматика знак — интерпретатор (+)

15. Установите соответствие между семантическими парадоксами и их авторами:

парадокс определимости Ришар и Берри (+)

парадокс гетерологичности Греллинг и Нельсон (+)

парадокс лжеца Эвбулид (+)

16. Установите соответствие между видами знаков и способами указания на обозначаемые ими предметы

1) знаки-символы (посредством мысли) (+)

2) знаки-индексы (через причинно-следственную связь) (+)

3) знаки-образы (через сходство) (+)

17. При нарушении принципа однозначности возникает ошибка, называемая «подменой…»:

2) значения; (+)

18. При нарушении принципа предметности возникает ошибка, называемая «…использованием выражений»:

1) автонимным; (+)

19. Принцип взаимозаменимости чаще всего нарушается в … контекстах.

3) интенсиональных; (+)

20. Автонимное использование языковых выражений — это их употребление:

1) в отрыве от контекста;

2) в переносном смысле;

3) с ироническим оттенком;

4) для обозначения самих этих выражений. (+)

21. Понятие «семантической замкнутости» языка ввел польский логик:

1) А. Тарский; (+)

2) Я. Лукасевич;

3) К. Твардовский;

4) С. Лесьневский.

22. Логический парадокс — это:

1) неожиданный вывод, расходящийся с привычной точкой зрения;

2) утверждение, имеющее два противоположных смысла;

3) неразрешимое противоречие между двумя одинаково обоснованными утверждениями; (+)

4) ошибочное рассуждение, приводящее к ложному заключению.

23. Избежать семантических парадоксов можно,

1) устранив семантическую замкнутость языка;

2) придавая каждому выражению только одно значение;

3) не употребляя языковые выражения в экстенсиональных контекстах; (+)

4) не используя слишком длинные предложения.

24. Для устранения семантической замкнутости в логике различают язык-объект и … -язык.

1) мета-; (+)

2) квази-;

3) гипер-;

4) архи-.

25. Рассуждение «Материя бесконечна. Мистеру N не хватило материи на штаны. Значит, его штаны больше, чем бесконечность» нарушает принцип:

1) однозначности; (+)

2) предметности;

3) взаимозаменимости.

26. Рассуждение «Уголовный жаргон состоит из табуированной лексики. «Табуированная лексика» — это научное выражение. Значит, уголовный жаргон состоит из научных выражений» нарушает принцип:

1) однозначности;

2) предметности; (+)

3) взаимозаменимости.

27. Рассуждение «Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли. Солнце — это центральное тело Солнечной системы. Следовательно, Птолемей считал, что центральное тело Солнечной системы вращается вокруг Земли» нарушает принцип:

1) однозначности;

2) предметности;

3) взаимозаменимости. (+)

28. Рассуждение «На экзамене по математике студент не смог связать диаметр цилиндра с его объемом. Диаметр и объем — это два слова. Значит, на экзамене студент не смог связать двух слов» нарушает принцип

1) однозначности (+)

2) предметности (+)

3) взаимозаменимости

29. Рассуждение «Нептун — бог морей. Существование Нептуна было доказано астрономами. Следовательно, существование одного из богов было доказано астрономами» нарушает принцип:

1) однозначности; (+)

2) предметности;

3) взаимозаменимости.

30. Рассуждение «Шлиман искал местоположение Трои. Местоположение Трои — это холм Гиссарлык. Следовательно, Шлиман искал холм Гиссарлык» нарушает принцип

1) однозначности

2) предметности

3) взаимозаменимости (+)

31. Рассуждение «Кеплер не знал, что число планет Солнечной системы больше семи. На самом деле число планет Солнечной системы равно девяти. Следовательно, Кеплер не знал, что девять больше семи» нарушает принцип:

1) однозначности;

2) предметности;

3) взаимозаменимости. (+)

32. Рассуждение «Теплое пальто согревает человека в плохую погоду. Пальто — это слово. Следовательно, некоторые теплые слова согревают человека в плохую погоду» нарушает принцип:

1) однозначности;

2) предметности; (+)

3) взаимозаменимости.

33. Рассуждение «На суде преступник попросил: «Дайте мне срок, и я исправлюсь!». Ему дали срок — пятнадцать лет. Значит, его просьба была выполнена» нарушает принцип:

1) однозначности; (+)

2) предметности;

3) взаимозаменимости.

34. Рассуждение «Мышь грызет книгу. Мышь — имя существительное. Значит, некоторые имена существительные грызут книги» нарушает принцип

1) однозначности

2) предметности (+)

3) взаимозаменимости

35. Высказывания, совместимые по истинности, но не совместимые по ложности, находятся в отношении:

1) контрарности;

2) субконтрарности; (+)

3) контрадикторности;

4) эквивалентности.

36. Высказывания, совместимые по ложности, но не совместимые по истинности, находятся в отношении:

1) контрарности; (+)

2) субконтрарности;

3) контрадикторности;

4) эквивалентности.

37. Высказывания, несовместимые ни по истинности, ни по ложности, находятся в отношении:

1) контрарности;

2) субконтрарности;

3) контрадикторности; (+)

4) эквивалентности.

38. Высказывания, логически следующие друг из друга, находятся в отношении:

1) контрарности;

2) субконтрарности;

3) независимости;

4) эквивалентности. (+)

39. Высказывания, совместимые по истинности и по ложности, но логически не следующие друг из друга, находятся в отношении

1) субконтрарности

2) независимости (+)

3) контрарности

4) эквивалентности

40. Отрицания контрарных высказываний находятся в отношении:

1) контрарности;

2) субконтрарности; (+)

3) контрадикторности;

4) эквивалентности.

41. Отрицания субконтрарных высказываний находятся в отношении

1) эквивалентности

2) контрарности (+)

3) субконтрарности

4) контрадикторности

42. Отрицания эквивалентных высказываний находятся в отношении

1) контрадикторности

2) контрарности

3) субконтрарности

4) эквивалентности (+)

43. Если одно высказывание противоречит другому, а то, в свою очередь, — третьему, то первое и третье высказывания будут находиться в отношении

1) независимости;

2) контрадикторности;

3) эквивалентности; (+)

4) субконтрарности.

44. Отрицания независимых высказываний находятся в отношении:

1) независимости; (+)

2) контрадикторности;

3) эквивалентности;

4) субконтрарности.

45. Закон … утверждает, что если из одного высказывания вытекает второе, то из отрицания второго вытекает отрицание первого.

1) Дунса Скота

2) Де Моргана

3) контрапозиции (+)

4) транзитивности

46. Закон … утверждает, что если из одного высказывания вытекает второе, а из него — третье, то и из первого высказывания вытекает третье.

1) Дунса Скота;

2) Де Моргана;

3) контрапозиции;

4) транзитивности. (+)

47. Закон … утверждает, что противоречащие друг другу суждения не могут быть одновременно истинными.

1) тождества

2) непротиворечия (+)

3) двойного отрицания

4) исключенного третьего

48. Закон … утверждает, что отрицание конъюнкции равнозначно дизъюнкции отрицаний двух конъюнктов.

1) Де Моргана (+)

2) Дунса Скота

3) транзитивности

4) контрапозиции

49. В умозаключении modus … должна использоваться только строгая дизъюнкция.

1) ponens;

2) tollens;

3) ponendo-tollens; (+)

4) tollendo-ponens.

50. С помощью умозаключения modus ponens можно переходить от:

1) утверждения условия к утверждению следствия; (+)

2) утверждения следствия к утверждению условия;

3) отрицания условия к отрицанию следствия;

4) отрицания следствия к отрицанию условия.

51. С помощью умозаключения modus tollens можно переходить от:

1) утверждения условия к утверждению следствия;

2) утверждения следствия к утверждению условия;

3) отрицания условия к отрицанию следствия;

4) отрицания следствия к отрицанию условия. (+)

52. С помощью умозаключения modus tollendoponens  можно переходить от

1) отрицания одного дизъюнкта к утверждению другого (+)

2) отрицания одного дизъюнкта к отрицанию другого

3) утверждения одного дизъюнкта к отрицанию другого

4) утверждения одного дизъюнкта к утверждению другого

53. Рассуждение «Лгать я не умею: либо говорю правду, либо ничего не говорю. Если сказать ей правду, она рассердится. Если ничего не сказать, то тем более рассердится. Значит, она рассердится в любом случае» — это … дилемма.

1) простая конструктивная; (+)

2) простая деструктивная;

3) сложная конструктивная;

4) сложная деструктивная.

54. Рассуждение «Если преступники — душевнобольные, то их следует изолировать. Если преступники душевно здоровые, то их следует наказывать. Но они либо душевнобольные, либо нет. Следовательно, преступников следует или изолировать, или наказывать» — это… дилемма.

1) простая конструктивная;

2) простая деструктивная;

3) сложная конструктивная; (+)

4) сложная деструктивная.

55. Рассуждение «Если он умен, то увидит свою ошибку. Если он искренен, то признается в ней. Но он или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Следовательно, он или не умен, или не искренен» — это … дилемма.

1) простая конструктивная;

2) простая деструктивная;

3) сложная конструктивная;

4) сложная деструктивная. (+)

56. Рассуждение «Если вы будете говорить правду, то вас проклянут люди. А если вы будете лгать, то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать. Значит, вас проклянут боги или люди» — это … дилемма.

1) простая конструктивная;

2) простая деструктивная;

3) сложная конструктивная; (+)

4) сложная деструктивная.

57. Рассуждение «Если он умен, то поймет, о чем эта книга. Если у него есть чувство юмора, она не покажется ему скучной. Но либо он не понимает, о чем эта книга, либо ему от нее скучно. Значит, либо он глуп, либо у него плохо с чувством юмора» — это … дилемма.

1) простая конструктивная;

2) простая деструктивная;

3) сложная конструктивная;

4) сложная деструктивная. (+)

58. Экзаменатор говорит нерадивому студенту: «Угадайте, какую оценку я вам поставлю. Если угадаете, получите 3, если не угадаете — 2.» Однако ответ студента поставил преподавателя в тупик. Он не смог поставить ему ни 2, ни 3, потому что студент сказал «Вы поставите мне …»:

1) два; (+)

2) три;

3) четыре;

4) пять.

59. Император говорит своему рабу: «Я хочу тебя казнить. Угадай, каким способом произойдет казнь? Если ответишь правильно, я тебя повешу, а если неправильно, то утоплю». В итоге император не смог его ни повесить, ни утопить, потому что раб ответил: «Ты меня …»:

1) повесишь;

2) утопишь; (+)

3) казнишь;

4) отпустишь.

60. Интенсиональность чаще всего возникает при использовании … операторов

1) синтаксических

2) алгебраических

3) математических

4) эпистемических (+)

61. Крокодил выхватил младенца из рук матери. — «Ответь мне на один вопрос, и если ты ответишь правильно, то я верну тебе сына. А если ошибешься, я его съем! Вот мой вопрос: а съем ли я твоего ребенка?» Что она должна ответить, чтобы он его не съел?

1) «Если съешь, то подавишься»

2) «Ты его не съешь и не отпустишь»

3) «Ты его отпустишь»

4) «Ты его съешь» (+)

62. Дикари-людоеды схватили путешественника. Они могут его либо сварить, либо пожарить. По местному закону, если путешественник угадает, что его ждет, то его пожарят, а если не угадает, то сварят. Что он должен сказать, чтобы его не сварили и не пожарили?

1) «Вы меня сварите» (+)

2) «Вы меня пожарите»

3) «Вы меня не сварите и не пожарите»

4) «Не ешьте меня! Я не вкусный!

63. В древности жили два мастера — Беллини и Челлини. Первый из них всегда гравировал на своих шедеврах истинные надписи, а второй — ложные. Археологи раскопали шкатулку, на которой было выгравировано: «Эта надпись сделана Челлини». Кто же на самом деле ее выгравировал?

1) Челлини

2) они оба

3) Беллини

4) никто из них (+)

64. Эвристика — это тактический прием

1) при помощи которого вводится определение

2) превращающий интенсиональный контекст в экстенсиональный

3) заключающийся в проверке уже полученного решения

4) упрощающий процедуру поиска решения (+)

65. Правило введения отрицания позволяет при наличии в выводе двух противоречащих друг другу формул перейти к отрицанию

1) любой из них

2) последней из них

3) последнего допущения (+)

4) первой из них

66. Правило введения импликации позволяет при наличии какой-либо формулы в выводе перейти к утверждению о том, что она вытекает из

1) любой формулы

2) предыдущей формулы

3) первого допущения

4) последнего допущения (+)

67. Доказательством в исчислении высказываний называется вывод из

1) пустого множества посылок

2) непустого множества посылок

3) непустого множества неисключенных посылок

4) пустого множества неисключенных посылок (+)

68. Закрывать подвывод необходимо, если в выводе применялись правила

1) исключения отрицания

2) введения конъюнкции

3) исключения дизъюнкции

4) введения отрицания (+)

5) введения импликации

6) исключения импликации

69. Интенсионал знака — это то же самое, что его

1) смысл (+)

2) контекст

3) значение

4) интерпретатор

70. Экстенсионал знака — это то же самое, что его

1) смысл

2) контекст

3) значение (+)

4) интерпретатор

71. Естественные языки, в отличие от искусственных

1) имеют жесткую структуру

2) узко специализированы

3) создаются целенаправленно

4) универсальны (+)

5) возникают стихийно (+)

6) имеют гибкую структуру (+)

72. Искусственные языки, в отличие от естественных

1) имеют жесткую структуру (+)

2) узко специализированы (+)

3) создаются целенаправленно (+)

4) универсальны

5) возникают стихийно

6) имеют гибкую структуру

73. К искусственным языкам относятся

1) языки программирования (+)

2) азбука Морзе (+)

3) музыкальная нотация (+)

4) уголовный жаргон

5) подростковый сленг

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Бесплатная оценка

+1


Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).


Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Добавить работу


Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.


Е
стественный
язык является самым необходимым
инструментом человека в его интеллектуальной
деятельности. Однако именно язык часто
создает проблемы для тех, кто его
использует. Эти проблемы заложены в
самом языке, они не связаны напрямую с
логикой, но для того, чтобы эффективно
пользоваться языком как инструментом
интеллектуального познания, необходимо
выявить, рассмотреть и попытаться
устранить возникающие в языке противоречия.

Если
противоречие связано с нарушением
какого-либо из перечисленных выше
принципов, его можно разрешить, просто
исправив допущенную ошибку. Однако в
языке встречаются и неустранимые
противоречия, называемые парадоксами
или антиномиями.
Откуда они возникают?

Как
отмечал польский логик А. Тарский,
естественный язык семантически
замкнут

– его семантические правила и понятия
формулируются в нем же самом. Например,
смысл такого семантического термина,
как «значение»
разъясняется с помощью некоторого
набора слов, каждое из которых уже должно
иметь какое-то значение.
Смысл термина «истина»
задается с помощью некоторого количества
предложений, каждое из которых само уже
должно быть истинно,
и т.д. Таким образом, возникает замкнутый
круг, который как раз и может привести
к разнообразным парадоксам.

Парадокс
Эвбулида

(парадокс лжеца) известен с древнейших
времен. Рассмотрим предложение: «Это
предложение ложно»
.
Если оно истинно, значит то, что в нем
утверждается, – правда, то есть оно на
самом деле ложно. Но если оно ложно,
значит то, что оно утверждает, неверно,
то есть оно истинно.

«Это
предложение ложно»




оно
истинно оно ложно

то,
о чем оно то, о чем оно

говорит
– правда говорит – неправда

Упражнение
3.

Проанализируйте реплики Джима и Тома.
Кто из них прав, а кто лжет? Джим:
«То, что говорит Том – ложь». Том: «То,
что говорит Джим – правда».

Парадокс
Греллинга-Нельсона
(парадокс
гетерологичности). Пусть все прилагательные
делятся на две категории: автологические
– обладающие свойством, про которое
говорят, и гетерологические
– не обладающие свойством, про которое
говорят.

Слово
«понятный» само является понятным,
слово «русский» само является русским.
Это – автологические прилагательные.
Слово «усатый» само не носит усов, слово
«длинный» само не является длинным. Это
– гетерологические прилагательные.

А
теперь поставим вопрос: к какому типу
относится прилагательное «гетерологический»?
Если оно автологическое, то должно
обладать свойством, про которое говорит,
то есть быть гетерологическим. Но если
это слово гетерологическое, то оно не
должно обладать свойством, про которое
говорит, то есть должно быть автологическим.

Прилагательное
«гетерологический»



оно
автологическое оно гетерологическое

оно
обладает свойством, оно не обладает
свойством,

про
которое говорит, про которое говорит,

(т.е.
гетерологичностью) (т.е. гетерологичностью)

П
арадокс
Ришара-Берри

(парадокс определимости). В русском
языке числа можно выражать с помощью
слов и словосочетаний. Пусть k
минимальное
число, которое нельзя выразить
словосочетанием, состоящим менее чем
из ста букв
.
Но сама фраза, выделенная курсивом,
состоит менее чем из ста букв (точнее –
из 78). И все-таки, она вполне однозначно
определяет число k.
Значит, число k
можно выразить словосочетанием, состоящим
менее чем из ста букв.

Число
k


оно
подходит под определение, оно не подходит
под определение,


записанное
курсивом записанное курсивом

его
можно выразить фразой, существует другое
число,

состоящей
из 78 букв подходящее под это

определение

У
пражнение
4
.
Используя свои знания о языковых
парадоксах, ответьте на следующие
вопросы.

а)
Путешествуя
по Африке, миссионер повстречал племя
людоедов. «Добро пожаловать, – говорят
они ему, – ты как раз к обеду. Вот только
не знаем, сварить тебя или пожарить. А
что ты сам думаешь по этому поводу? Если
ты скажешь правду, мы тебя пожарим. А
если солжешь, придется тебя сварить».
Что должен сказать путешественник,
чтобы его не сварили и не пожарили?

б)
Эта задача была известна еще древним
грекам. Крокодил выхватил младенца из
рук зазевавшейся матери. — «Послушай,
о несчастная мать! Ответь мне всего лишь
на один вопрос, и если ты ответишь
правильно, то я верну тебе сына. А если
ошибешься, я, так и быть, его съем! Вот
мой вопрос: а съем ли я твоего ребенка?»
Что она должна ответить?

в)
В романе Сервантеса «Дон Кихот»
описывается следующая ситуация. Некое
поместье делится на две половины рекою.
Через эту реку переброшен мост, рядом
стоит виселица и находится судья. Судит
он на основании закона, изданного
владельцем реки, моста и всего поместья:
«Всякий проходящий по мосту через сию
реку должен объявить под присягою, куда
и зачем он идет, и кто скажет правду, тех
пропускать, а кто солжет, тех без всякого
снисхождения отправлять на виселицу».
Многие люди хотели пройти через мост,
и как скоро судьи удостоверялись, что
прохожие говорят правду, то пропускали
их. Но вот однажды некий человек поставил
судей в безвыходное положение. Когда
его привели к присяге, он поклялся, что
идет через мост лишь для того, чтобы …
С какой же целью он шел туда?

К
ак
избежать логико-семантических парадоксов?
Существуют
два пути: либо наложить на естественный
язык определенные семантические
ограничения, либо отказаться от некоторых
чисто логических представлений.

1)
Семантический
подход
.
В каждом из приведенных выше парадоксов
заметна одна общая черта: противоречие
появляется тогда, когда языковое
выражение начинает говорить что-то о
самом себе
.
Действительно, самоприменимость –
необходимое (хотя и недостаточное)
условие всякого парадокса. Значит, чтобы
устранить языковые парадоксы, надо
разорвать семантическую замкнутость
естественного языка, то есть четко
разграничить объектный
язык

– тот язык, который является объектом
исследования, и мета-язык
– тот, с помощью которого исследуется
объектный язык. Тогда парадоксы исчезнут
сами собой, потому что их невозможно
будет сформулировать:

«Это
предложение ложно»

говорит
о предложении … следовательно, относится
к …


некоего языка мета-языку


мета-языка мета-мета-языку

.
..
мета-мета-языка мета-мета-мета-языку

…и
так далее до бесконечности!

Вывод:
это предложение не истинно и не ложно
– оно просто некорректно построено, и
следовательно, бессмысленно.

2)
Логический
подход
.
Во всех приведенных выше парадоксах
рассуждения начинались с выделения
двух
взаимоисключающих альтернатив, которые
затем оказывались «замкнуты» друг на
друга. А нельзя ли предположить наличие
в парадоксальных рассуждениях какого-то
третьего варианта? Правда, для этого
придется отказаться от классического
принципа
бивалентности

(т.е.двузначности) для суждений:

«Это
предложение ложно»


оно
истинно оно ложно

оно
«нейтрально»

Вывод:
это предложение не истинно и не ложно,
оно «нейтрально».

Упражнение
5
.
Проанализуйте следующее утверждение:
«Это
предложение ложно или нейтрально».
Есть
ли в нем парадокс? Если да, то как его
избежать?

К
онтрольные
вопросы:

  1. Кто
    считается основателем семиотики?

  2. Из
    каких элементов складывается знаковая
    ситуация?

  3. Что
    может выступать в качестве знака?

  4. Может
    ли знак иметь смысл, но не иметь значения?

  5. Может
    ли знак иметь значение, но не иметь
    смысла?

  6. Могут
    ли два знака иметь разный смысл, но
    одинаковое значение?

  7. Могут
    ли два знака иметь одинаковый смысл,
    но разные значения?

  8. Чем
    отличаются знаки-символы и знаки-образы?

  9. Что
    изучает семантика?

  10. Какие
    свойства естественного языка являются
    негативными с точки зрения логики?

  11. Чем
    искусственные языки отличаются от
    естественных?

  12. Что
    такое подмена значения?

  13. Какая
    ошибка связана с нарушением принципа
    предметности?

  14. Чем
    отличаются интенсиональные и
    экстенсиональные контексты?

  15. Чьим
    именем назван парадокс лжеца?

  16. Какие
    слова называют гетерологичными?

  17. Кто
    впервые ввел понятие «семантической
    замкнутости»?

  18. Для
    чего нужно различение языка-объкта и
    мета-языка?

Литература:

Основная:

  1. Войшвилло
    Е.К., Дегтярев М.Г.

    Логика.
    Учебник для вузов. – М., 2001. Гл 2.

  2. Горбатов
    В.В.
    Логика.
    – М.: МЭСИ, 2002. Тема 2.

  3. Ивлев
    Ю.В.

    Логика для юристов. – М., 1996. Глава 2.

Дополнительная:

  1. Бахтияров
    К.И.

    Парадоксы – просто блеск?! // Знак
    вопроса. N2. 1997.

    С. 111-123.

  2. Ивин
    А.А.

    Логика. – М., 1999. Главы 2, 3, 11.

  3. Смирнова
    Е.Д.

    Логика и философия. – М., 1996. Глава 1, §
    1-3, 6.

  4. Тарский
    А.

    Семантическая концепция истины и
    основания семантики. // Аналитическая
    философия: становление и развитие. –
    М., 1998. пп. 1-10.

  5. Черч
    А.

    Введение в математическую логику. –
    М., 1960. Введение.

Посетить
сайты:

  1. http://ntl.narod.ru/logic/course/index.html:
    Учебные материалы по курсу логики
    (определения, задачи, примеры и т.д.).

  2. http://www.logic.ru/Russian/LogStud/index.html:
    Электронный журнал «Логические
    исследования». Текущие публикации на
    соответствующие темы.

  3. http://ntl.narod.ru/logic/index.html:
    Логика для всех.

  4. http://golovolomka.hobby.ru/:
    Головоломки для умных людей.

Тесты:

  1. С
    точки зрения логики, язык – это …
    система

    1. коммуникационная

    2. познавательная

    3. объяснительная

    4. информационная

    5. знаковая

  1. Наука
    о знаках носит название

    1. лингвистики

    2. грамматики

    3. семиотики

    4. фонологии

    5. филологии

    6. эпистемологии

  1. Основателем
    семиотики является

    1. Аристотель

    2. А.
      Тарский

    3. Б.
      Рассел

    4. Ч.
      Пирс

  1. Семиозис
    – это

    1. смысл
      знака

    2. знаковая
      ситуация

    3. языковой
      парадокс

    4. раздел
      семиотики

  1. Необходимыми
    элементами знаковой ситуации являются

    1. знак

    2. интерпретатор

    3. обозначаемый
      предмет

    4. канал
      коммуникации

    5. смысловой
      контекст

    6. видимый
      образ

    7. звуковое
      сопровождение

  1. Установите
    соответствие между науками и связями,
    которые они изучают

Синтаксис знак
– знак

Семантика знак
– обозначаемое

Прагматика знак
– интерпретатор

обозначаемое
– обозначаемое

интерпретатор
– обозначаемое

  1. Значение
    знака – это

    1. предмет,
      репрезентируемый данным знаком

    2. множество
      всех предметов, которые знак репрезентирует

    3. представление
      о репрезентируемом предмете, которое
      имеется у интерпретатора

    4. множество
      ассоциаций, которые связаны с данным
      знаком у интерпретатора

  1. Смысл
    знака – это информация о репрезентируемом
    предмете, которая

    1. имеет
      личную значимость для интерпретатора

    2. позволяет
      интерпретатору распознать этот предмет
      среди остальных

    3. вызывает
      у интерпретатора определенные ассоциации

    4. раскрывает
      все свойства данного предмета

  1. Знак
    является описательным, если и только
    если

    1. его
      смысл содержится в нем самом

    2. его
      смысл задается внешним образом, с
      помощью определения

    3. у
      него есть несколько смыслов

    4. он
      не имеет вообще никакого смысла

  1. Знак
    может

    1. иметь
      смысл, но не иметь значения

    2. иметь
      значение, но не иметь смысла

    3. не
      иметь ни смысла, ни значения

  1. Знак
    может

    1. иметь
      одно значение и несколько смыслов

    2. иметь
      один смысл и несколько значений

    3. не
      иметь ни смысла, ни значения

  1. Знак
    называется мнимым, если и только если
    у него

    1. отсутствует
      смысл

    2. отсутствует
      значение

    3. есть
      несколько значений

    4. есть
      несколько смыслов

  1. При
    нарушении принципа однозначности
    возникает ошибка, называемая «подменой…»

  1. слова

  2. значения

  3. контекста

  4. обоснования

  1. При
    нарушении принципа предметности
    возникает ошибка, называемая
    «…использованием выражений»

  1. автонимным

  2. интенсиональным

  3. экстенсинальным

  4. гетерологическим

  1. Принцип
    взаимозаменимости чаще всего нарушается
    в … контекстах

  1. повседневных

  2. узкоспециальных

  3. интенсиональных

  4. экстенсиональных

  1. Автонимное
    использование языковых выражений –
    это использование их

  1. в
    отрыве от контекста

  2. в
    переносном смысле

  3. с
    ироническим оттенком

  4. для
    обозначения самих этих выражений

  1. Логический
    парадокс – это

  1. неожиданный
    вывод, расходящийся с привычной точкой
    зрения

  2. утверждение,
    имеющее два противоположных смысла

  3. неразрешимое
    противоречие между двумя одинаково
    обоснованными утверждениями

  4. ошибочное
    рассуждение, приводящее к ложному
    заключению

  1. Понятие
    «семантической замкнутости» языка
    ввел польский логик

  1. А.
    Тарский

  2. Я.
    Лукасевич

  3. К.
    Твардовский

  4. С.
    Лесьневский

  1. Установите
    соответствие между семантическими
    парадоксами и их авторами

парадокс
определимости Ришар и Берри

парадокс
гетерологичности Греллинг и Нельсон

парадокс
лжеца Эвбулид

Рассел

Протагор

Гильберт
и Бернайс

Аристотель

  1. Избежать
    семантических парадоксов можно,

  1. устранив
    семантическую замкнутость языка

  2. придавая
    каждому выражению только одно значение

  3. не
    употребляя языковые выражения в
    экстенсиональных контекстах

  4. не
    используя слишком длинные предложения

  1. Для
    устрания семантической замкнутости в
    логике различают язык-объект и … -язык.

    1. мета-

    2. квази-

    3. гипер-

    4. архи-

  1. Рассуждение
    «Материя бесконечна. Мистеру N не хватило
    материи на штаны. Значит, его штаны
    больше, чем бесконечность» нарушает
    принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Уголовный жаргон состоит из табуированной
    лексики. «Табуированная лексика» –
    это научное выражение. Значит, уголовный
    жаргон состоит из научных выражений»
    нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Птолемей считал, что Солнце вращается
    вокруг Земли. Солнце – это центральное
    тело Солнечной системы. Следовательно,
    Птолемей считал, что центральное тело
    Солнечной системы вращается вокруг
    Земли» нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «На экзамене по математике студент не
    смог связать диаметр цилиндра с его
    объемом. «Диаметр» и «объем» – это два
    слова. Значит, на экзамене студент не
    смог связать двух слов» нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Нептун – бог морей. Существование
    Нептуна было доказано астрономами.
    Следовательно, существование бога было
    доказано астрономами» нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Шлиман искал местоположение Трои.
    Местоположение Трои – это холм Гиссарлык.
    Следовательно, Шлиман искал холм
    Гиссарлык.» нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Купец Семипудов хвастался, что прошлым
    вечером «ел пирог с околоточным
    надзирателем». Надзиратель со вчерашнего
    дня дома так и не появился. Следовательно,
    купцу Семипудову можно предъявить
    обвинение в людоедстве» нарушает
    принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Все, что говорят обо мне недоброжелатели,
    – низкая клевета. «Низкая клевета» –
    это еще мягко сказано. Вывод: то, что
    говорят обо мне недоброжелатели – это
    еще мягко сказано» нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Кеплер не знал, что число планет
    Солнечной системы больше семи. На самом
    деле число планет Солнечной системы
    равно девяти. Следовательно, Кеплер не
    знал, что девять больше семи» нарушает
    принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «Теплое пальто согревает человека в
    плохую погоду. «Пальто» – это слово.
    Следовательно, некоторые теплые слова
    согревают человека в плохую погоду»
    нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

  1. Рассуждение
    «На суде преступник попросил: «Дайте
    мне срок, и я исправлюсь!». Ему дали срок
    – пятнадцать лет. Значит, его просьба
    была выполнена» нарушает принцип

    1. однозначности

    2. предметности

    3. взаимозаменимости

Т
ЕМА
3.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

А.И.Синюк, Е.В.Яковлева
ЛОГИКА
Демонстрационный вариант
проверки знаний студентов
при компьютерном тестировании
Нижнекамск
2008
УДК 16
ББК 87.4
С 38
Рекомендовано в печать Редакционно-издательским и
Научно-методическим советами НМИ
Рецензент:
Доктор философских наук, профессор,
академик, член Президиума Академии наук
социальных технологий и местного самоуправления
Мартынычев И.В.
Синюк А.И., Яковлева Е.В.
С 38      Логика: демонстрационный вариант проверки знаний студен-
тов при компьютерном тестировании : пособие для преподавате-
лей и студентов вузов / А.И.Синюк, Е.В.Яковлева. – Нижнекамск:
Изд-во Нижнекамского муниципального института, 2008. – 46 с.
ISBN 978-5-89820-085-5
Пособие составлено с учётом требований действующего в российской
высшей школе Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования и адресуется преподавателям и студентам
всех специальностей вузов. Его цель – помочь студентам подготовиться к
компьютерному тестированию их знаний по курсу «Логика» в соответствии с
рекомендациями Центра образовательных коммуникаций и тестирования
профессионального образования (http: //www.ast-centre.ru).
ББК 87.4
УДК 16
ISBN 978-5-89820-085-5                 © А.И.Синюк, Е.В.Яковлева, 2008
© Издательство НМИ, 2008
2
Содержание
Информация для студентов, предоставленная Центром
образовательных коммуникаций и тестирования
профессионального образования…………………………………………….…. 4
Примеры тестовых заданий ……………………………………………………...6
Ключ к тесту ……………………………………………………………………..43
3
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ,
предоставленная Центром образовательных коммуникаций и тестирования
профессионального образования
(см.: http: //www.ast-centre.ru)
Основные моменты в вопросах и ответах, которые необходимо знать студенту:
1. Можно ли выходить из компьютерного класса в течение сеанса
экзаменационного тестирования?
Без уважительной причины выходить из компьютерного класса во время своего
сеанса тестирования нельзя. Поэтому, прежде чем войти в компьютерный класс,
внимательно подумайте, не забыли ли Вы взять ручку (карандаш) и не возникнет ли у
Вас необходимость выйти из класса в течение ближайшего 1 часа.
2. Допустимо ли пропускать (не отвечать) задания?
Да, допустимо. Однако, пропущенные задания вновь предъявляются, и если на них
не был дан ответ по истечении времени тестирования, то они засчитываются как
задания с неверными ответами. Вновь вернувшееся задание будет того же содержания,
но расположение его элементов изменится.
3. Можно ли вернуться к уже отвеченному заданию (заданию, на которое уже
дан ответ и нажата клавиша "ГОТОВО") и при желании исправить ответ?
Нет. Вернуться и исправить ответ невозможно. Поэтому работайте внимательно, а
если Вы не можете сразу ответить на задание, то лучше пропустите его - нажмите
клавишу "ПРОПУСТИТЬ". Пропущенное задание будет предъявлено вновь в конце
теста.
4. Отображается ли результат ответа на каждое тестовое задание?
Результат ответа на каждое тестовое задание не отображается специально с тем,
чтобы испытуемый не задерживал свое внимание на анализе неверно отвеченного
задания, ограничивая время ответа на другие задания. Все задания с неверными
ответами можно будет просмотреть сразу после окончания теста, когда счетчик
длительности тестирования будет отключен. Исправить неверные ответы нельзя.
5. Можно ли узнать результат тестирования сразу после сеанса?
Результат тестирования Вы узнаете сразу же после ответа на последнее задание из
теста. Вы также можете просмотреть все задания, на которые дали неверный ответ.
4
6. Можно ли повторить тест?
Каждому студенту назначается свой список тестов (который может совпадать для
группы студентов). Каждый тест можно выполнить один раз. Повторить выполнение
теста по одной дисциплине невозможно. После выполнения теста по конкретной
дисциплине его наименование исчезает из списка допустимых для данного студента
теста.
7. Если искусственно прервать сеанс тестирования, то можно ли восстановить
достигнутые результаты?
Автоматически фиксируется протокол тестирования, включающий в себя перечень
заданий, порядок их следования, ответы экзаменуемых, длительность ответа на
каждое задание и другая информация. Протокол автоматически записывается
последовательно после предъявления и ответа на каждое задание. Таким образом, при
сбое питания допустимо восстановление процесса тестирования с момента его
прерывания. После восстановления сеанса тестирования засчитываются результаты
ответа на все отвеченные задания, однако те задания, на которые не был дан ответ
(нажата клавиша «ГОТОВО»), заменяются на другие задания. Длительность сеанса
повторного (прерванного сеанса) уменьшается равно на длительность прерванного
сеанса. Искусственное прерывание процесса тестирования (отключение питания)
рассматривается как грубое дисциплинарное нарушение.
8. Можно ли пользоваться справочной литературой во время тестирования?
Если тестирование носит экзаменационный характер, то справочной литературой
можно пользоваться только с предварительного разрешения преподавателя. О
разрешении необходимо узнать заранее, до начала сеанса тестирования (до входа в
компьютерный класс).
9. Чем отличается компьютерное тестирование от тестирования на бумаге?
При компьютерном тестировании:
-     Заранее неизвестно, какие именно задания войдут в тест, отображения одного и
того же задания в разных тестах будут отличаться друг от друга;
-         Нельзя изменить ответ после нажатия клавиши "ГОТОВО";
-         Результат тестирования Вы узнаете сразу же после ответа на последнее задание
из теста; также можно просмотреть и задания, на которые был дан неверный
ответ.
Приступая к работе в компьютерном классе, ПОМНИТЕ:
Тестовые задания (ТЗ) могут быть четырех видов:
открытое ТЗ - нужно ввести с клавиатуры некоторое число, слово или
словосочетание, которое требуется в формулировке задания;
5
закрытое ТЗ - нужно выделить галочкой с помощью мышки правильный(ые)
вариант(ы) ответа(ов);
ТЗ на соответствие - в столбце слева мышкой выбирается номер, а затем
указывается соответствующий по формулировке ТЗ пустой кружок в столбце справа;
ТЗ на порядок - нужно выбрать правильный порядок, требуемый в формулировке
ТЗ, щелкая мышкой на нужных по порядку кружках.
В заданиях с выбором ответов может быть НЕСКОЛЬКО правильных
ответов.
В нижнем левом углу экрана при нажатии на знак вопроса отображается подсказка
по способу ввода ответа.
После указания ответа нужно нажать клавишу "Готово". В правом нижнем углу
выводится остаток времени и количество оставшихся ТЗ. При закрытии окна браузера
или нажатии клавиши "Прервать" - тест считается не сданным (оценка
неудовлетворительно). Клавиша "Пропустить" переводит к следующему ТЗ, при
этом пропущенное ТЗ будет выдано в конце теста.
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1.   Абстрагирование – это:
1)   логический приём образования понятий
2)   закон логики
3)   сходство между понятиями
2. Аналогия – это:
1) правило индукции
2) ошибка в силлогизме
3) закон логики
4) сложное суждение
5) вид умозаключения
3. В анекдоте:
- У вас телевизоры цветные есть?
- Есть.
- Тогда дайте мне жёлтый -
нарушен:
1) закон противоречия
2) закон двусмысленности
3) закон анекдота
4) закон тождества
5) закон исключённого третьего
6
4. В делении «Люди бывают мужчинами, женщинами, спортсменами          и танцорами»
допущена ошибка:
1) скачок в делении
2) учетверение терминов
3) двусмысленность
4) подмена основания
5) поспешное обобщение
5. В начале своего становления логика существовала в составе:
1) философии
2) искусства
3) идеологии
4) математики
5) политологии
6. Возможным результатом обобщения для понятия «колесо автомобиля» будет понятие:
1) автомобиль
2) средство передвижения
3) огромное колесо
4) изделие человека
7. Возможным результатом ограничения для понятия «карандаш» будет понятие:
1) письменная принадлежность
2) канцелярский товар
3) деревянный предмет
4) сломанный карандаш
5) изделие человека
8. В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение
неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено:
Все секретари заняты полезным делом.
Некоторые птицы – секретари.__________________________
Следовательно, некоторые птицы заняты полезным делом -
1) если одна из посылок суждения частное, то и заключение должно быть частным
2) заключение верное
3) средний термин в одной из посылок не распределён
4) из двух частных суждений нельзя сделать заключение
5) неверное: в силлогизме более 3-х терминов
7
9. В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение
неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено:
Все сочинения А.П. Чехова нельзя прочитать за один день.
«Душечка» – произведение Чехова.______________________
Следовательно, «Душечку» нельзя прочитать за один день -
1) заключение верное
2) неверное: в силлогизме 4 термина
3) средний термин в посылках не распределён
4) для получения отрицательного заключения необходимо, чтобы посылка была также
отрицательной
5) из двух отрицательных суждений нельзя вывести заключения
6) термины, не взятые в посылках во всем объёме, не могут быть в заключении взяты во всём
объёме
10. В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение
неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено:
Некоторые религии не допускают многоженства.
Все религии освящают брак.______________________________
Следовательно, некоторые религии освящают многоженство -
1) заключение верное
2) в силлогизме должно быть не более 3-х терминов
3) из двух отрицательных суждений нельзя вывести никакого заключения
4) средний термин в посылках не распределен
5) неверно: если посылка отрицательна, то и заключение должно быть отрицательным
11. В приведенном силлогизме проверьте правильность заключения; если заключение
неверно, определите, какое правило силлогизма нарушено:
Супруги должны материально поддерживать друг друга.
М. и Н. поддерживают друг друга.___________________
Следовательно, М. и Н. есть супруги -
1) заключение верное
2) заключение неверно: средний термин в посылках не распределён
3) в силлогизме должно быть три термина
4) термины, не взятые в посылках во всём объёме, не могут быть и в заключении взяты во всём
объёме
5) из двух частных суждений нельзя сделать заключения
12. В процессе рассуждения возможна логическая ошибка, поскольку:
1) само мышление человека является малоизученной областью
2) человек в принципе не может познать мир
3) субъект намеренно или ненамеренно нарушает правила мышления
8
13. В рассуждении:
«При работе на токарном станке обрабатываемая деталь и резец нагреваются от
трения, причём, чем быстрее вращается патрон станка, тем сильнее их нагрев,
следовательно, скорость вращения патрона есть причина степени нагрева
детали и резца» -
вывод получен:
1) методом единственного сходства
2) методом единственного различия
3) методом сопутствующих изменений
4) методом проведенного наблюдения
5) методом поставленного эксперимента
14. В силлогизме:
Древние римляне были политиками или ораторами, или писателями.
Цицерон был политиком.____________________________________
Цицерон не был ни оратором, ни писателем
- допущена ошибка:
1) учетверение терминов
2) подмена основания
3) поспешное обобщение
4) нестрогая дизъюнкция
5) нарушение конъюнкции
15. В силлогизме:
Законы – это вечные принципы природы
Всеобщая воинская обязанность – это закон___________________
Всеобщая воинская обязанность – это вечный принцип природы
- допущена ошибка:
1) подмена основания
2) учетверение терминов
3) поспешное обобщение
4) нестрогая дизъюнкция
5) тавтология
16. В умозаключении:
Вася Сидоров – двоечник
Петя Смирнов – двоечник
Саша Иванов – двоечник
Вася Сидоров, Петя Смирнов, Саша Иванов – ученики 6 «Б»
Все ученики 6 «Б» двоечники
- допущена ошибка:
1) популярная индукция
2) неполная индукция
3) нарушение индукции
4) нестрогая индукция
5) ни одна из вышеназванных
9
17. Выберите правильный вариант логической операции обобщения понятия “электрон”:
1) проводник
2) атом
3) молекула
4) элементарная частица
18. Выберите правильный вариант логической операции обращения следующего суждения:
«Все экономические законы объективны»
1)   все объективные законы – экономические
2)   некоторые объективные законы – экономические
3)   не обращается
4)   некоторые экономические законы – объективны
19. Выберите правильный вариант           логической   операции   ограничения   понятия
«общество»:
1) первобытное общество
2) совокупность людей
3) объединение людей
4) результат деятельности людей
5) кампания
20. Выберите правильный вариант логической операции превращения следующего
суждения:
«Ни один приговор суда не должен быть необоснованным» -
1)   все приговоры суда должны быть обоснованными
2)   все приговоры суда должны быть необоснованными
3)   ни один приговор суда не должен быть обоснованным
4)   все приговоры суда не должны быть обоснованными
21. Выберите правильный вариант логической операции противопоставления предикату
следующего суждения:
«Некоторые врачи – невропатологи» -
1) все невропатологи – врачи
2) некоторые не невропатологи – врачи
3) не преобразовывается
4) ни один невропатолог не является не врачом
22. Выводное знание (знание, вытекающее из посылок) изучает:
1) математическая логика
2) формальная логика
3) диалектическая логика
4) символическая логика
10

Логика. Тест МЭСИ с ответами

Автонимное
использование языковых выражений — это их употребление:

Для обозначения самих этих выражений

В древности жили два мастера — Беллини и
Челлини. Первый из них всегда гравировал на своих шедеврах истинные надписи, а
второй — ложные. Археологи раскопали шкатулку, на которой было выгравировано:
«Эта надпись сделана Челлини». Кто же на самом деле ее выгравировал?

Никто
из них  

В
умозаключении modus … должна использоваться только строгая дизъюнкция.

Рonendotollens
  

Внешне
правильное рассуждение, содержащее какую-то скрытую уловку, — это

Софизм
  

Высказывания,
логически следующие друг из друга, находятся в отношении:

Эквивалентности.  

Высказывания,
несовместимые ни по истинности, ни по ложности, находятся в отношении:

Контрадикторности   

Высказывания, совместимые по истинности и
по ложности, но логически не следующие друг из друга, находятся в отношении

Независимости
 

Высказывания,
совместимые по истинности, но не совместимые по ложности, находятся в
отношении:

Субконтрарности   

Высказывания,
совместимые по ложности, но не совместимые по истинности, находятся в
отношении:

Контрарности
  

Дикари-людоеды схватили путешественника.
Они могут его либо сварить, либо пожарить. По местному закону, если
путешественник угадает, что его ждет, то его пожарят, а если не угадает, то
сварят. Что он должен сказать, чтобы его не сварили и не пожарили?

«Вы меня сварите»  

Для
устранения семантической замкнутости в логике различают язык-объект и … -язык.

Мета
  

Доказательством в исчислении высказываний
называется вывод из

4)
пустого множества неисключенных посылок  

Если одно
высказывание противоречит другому, а то, в свою очередь, — третьему, то первое
и третье высказывания будут находиться в отношении

Эквивалентности   

Естественные языки, в отличие от
искусственных

Универсальны
 

Возникают
стихийно  

Имеют
гибкую структуру  

Закон …
утверждает, что если из одного высказывания вытекает второе, то из отрицания
второго вытекает отрицание первого.

Контрапозиции  

Закон …
утверждает, что если из одного высказывания вытекает второе, а из него —
третье, то и из первого высказывания вытекает третье.

Транзитивности.  

Закон … утверждает, что отрицание
конъюнкции равнозначно дизъюнкции отрицаний двух конъюнктов.

Де Моргана  

Закон … утверждает, что противоречащие друг
другу суждения не могут быть одновременно истинными.

Непротиворечия
 

Закрывать
подвывод необходимо, если в выводе применялись правила

Введения
отрицания  

Избежать
семантических парадоксов можно,

Не употребляя языковые выражения в
экстенсиональных контекстах   

Император
говорит своему рабу: «Я хочу тебя казнить. Угадай, каким способом произойдет
казнь? Если ответишь правильно, я тебя повешу, а если неправильно, то утоплю».
В итоге император не смог его ни повесить, ни утопить, потому что раб ответил:
«Ты меня …»:

Утопишь   

Интенсионал знака — это то же самое, что
его

Смысл  

Интенсиональность чаще всего возникает при
использовании … операторов

Эпистемических
 

Искусственные языки, в отличие от
естественных

Имеют
жесткую структуру  

Узко
специализированы   

Создаются
целенаправленно  

К искусственным языкам относятся

Языки
программирования  

Азбука
Морзе  

Музыкальная
нотация  

Как
дедуктивная теория логика сформировалась в … веке до н.э.

IV   

Крокодил выхватил младенца из рук матери. —
«Ответь мне на один вопрос, и если ты ответишь правильно, то я верну тебе сына.
А если ошибешься, я его съем! Вот мой вопрос: а съем ли я твоего ребенка?» Что
она должна ответить, чтобы он его не съел?

«Ты его
съешь»  

Логика —
это … наука.

Нормативная
  

Логический
парадокс — это:

Неразрешимое противоречие между двумя одинаково
обоснованными утверждениями   

Мысль, в
которой на основании некоторого признака обобщаются предметы, обладающие данным
признаком, — это:

Понятие
  

Мысль, в
которой утверждается или отрицается наличие в действительности какого-либо
положения дел, — это:

Суждение   

Основные разделы семиотики – это

Синтаксис  

Основные
формы интеллектуальной познавательной деятельности – это

Теория.  

Основоположником логики как науки является …

Аристотель  

Основоположником
семиотики является:

Ч. Пирс.  

Отрицания
контрарных высказываний находятся в отношении:

Субконтрарности   

Отрицания
независимых высказываний находятся в отношении:

Независимости
  

Отрицания субконтрарных высказываний находятся
в отношении

Контрарности
 

Отрицания эквивалентных высказываний
находятся в отношении

Эквивалентности
 

Понятие
«семантической замкнутости» языка ввел польский логик:

А.
Тарский   

Правило
введения импликации позволяет при наличии какой-либо формулы в выводе перейти к
утверждению о том, что она вытекает из

Последнего
допущения  

Правило введения отрицания позволяет при
наличии в выводе двух противоречащих друг другу формул перейти к отрицанию

Последнего
допущения  

Предметом
логики являются формы и приемы … познания.

Интеллектуального.  

При
нарушении принципа однозначности возникает ошибка, называемая «подменой…»:

Значения   

При
нарушении принципа предметности возникает ошибка, называемая «…использованием
выражений»:

Автонимным
  

Принцип
взаимозаменимости чаще всего нарушается в … контекстах.

Интенсиональных   

Рассуждение
«Если вы будете говорить правду, то вас проклянут люди. А если вы будете лгать,
то вас проклянут боги. Но вы можете только говорить правду или лгать. Значит,
вас проклянут боги или люди» — это … дилемма.

Сложная конструктивная   

Рассуждение
«Если он умен, то поймет, о чем эта книга. Если у него есть чувство юмора, она
не покажется ему скучной. Но либо он не понимает, о чем эта книга, либо ему от
нее скучно. Значит, либо он глуп, либо у него плохо с чувством юмора» — это …
дилемма.

Сложная деструктивная.  

Рассуждение
«Если он умен, то увидит свою ошибку. Если он искренен, то признается в ней. Но
он или не видит своей ошибки, или не признается в ней. Следовательно, он или не
умен, или не искренен» — это … дилемма.

Сложная деструктивная.  

Рассуждение
«Если преступники — душевнобольные, то их следует изолировать. Если преступники
душевно здоровые, то их следует наказывать. Но они либо душевнобольные, либо
нет. Следовательно, преступников следует или изолировать, или наказывать» —
это… дилемма.

Сложная конструктивная   

Рассуждение
«Кеплер не знал, что число планет Солнечной системы больше семи. На самом деле
число планет Солнечной системы равно девяти. Следовательно, Кеплер не знал, что
девять больше семи» нарушает принцип:

Взаимозаменимости.  

Рассуждение
«Лгать я не умею: либо говорю правду, либо ничего не говорю. Если сказать ей
правду, она рассердится. Если ничего не сказать, то тем более рассердится.
Значит, она рассердится в любом случае» — это … дилемма.

Простая
конструктивная   

Рассуждение
«Материя бесконечна. Мистеру N не хватило материи на штаны. Значит, его штаны
больше, чем бесконечность» нарушает принцип:

Однозначности
  

Рассуждение
«Мышь грызет книгу. Мышь — имя существительное. Значит, некоторые имена
существительные грызут книги» нарушает принцип

Предметности
 

Рассуждение
«На суде преступник попросил: «Дайте мне срок, и я исправлюсь!». Ему дали срок
— пятнадцать лет. Значит, его просьба была выполнена» нарушает принцип:

Однозначности
  

Рассуждение
«На экзамене по математике студент не смог связать диаметр цилиндра с его
объемом. Диаметр и объем — это два слова. Значит, на экзамене студент не смог
связать двух слов» нарушает принцип

Однозначности  

Предметности  

Рассуждение
«Нептун — бог морей. Существование Нептуна было доказано астрономами.
Следовательно, существование одного из богов было доказано астрономами»
нарушает принцип:

Однозначности
  

Рассуждение
«Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли. Солнце — это центральное
тело Солнечной системы. Следовательно, Птолемей считал, что центральное тело
Солнечной системы вращается вокруг Земли» нарушает принцип:

Взаимозаменимости.  

Рассуждение
«Теплое пальто согревает человека в плохую погоду. Пальто — это слово.
Следовательно, некоторые теплые слова согревают человека в плохую погоду»
нарушает принцип:

Предметности   

Рассуждение
«Уголовный жаргон состоит из табуированной лексики. «Табуированная лексика» —
это научное выражение. Значит, уголовный жаргон состоит из научных выражений»
нарушает принцип:

Предметности   

Рассуждение
«Шлиман искал местоположение Трои. Местоположение Трои — это холм Гиссарлык.
Следовательно, Шлиман искал холм Гиссарлык» нарушает принцип

Взаимозаменимости  

«Семиотический
треугольник» включает в себя:

Знак   

Интерпретатор   

Обозначаемый предмет   

С помощью
умозаключения modus ponens можно переходить от:

Утверждения
условия к утверждению следствия   

С помощью умозаключения modus tollendoponens 
можно переходить от

Отрицания одного дизъюнкта к утверждению другого
 

С помощью
умозаключения modus tollens можно переходить от:

Отрицания следствия к отрицанию условия.  

Слово
«логос», от которого происходит термин «логика», переводится как

Разум
  

Совокупность
взаимосвязанных понятий и суждений, относящихся к некоторой предметной области,
— это:

Теория
  

Установите
соответствие между видами знаков и способами указания на обозначаемые ими
предметы

Знаки-символы
(посредством мысли)

Знаки-индексы
(через причинно-следственную связь)

Знаки-образы
(через сходство)  

Установите
соответствие между науками и связями, которые они изучают
Синтаксис знак Знак  

Семантика знак — обозначаемое  

Прагматика знак — интерпретатор  

Установите
соответствие между семантическими парадоксами и их авторами:

Парадокс определимости Ришар и Берри  

Парадокс гетерологичности Греллинг и Нельсон  

Парадокс лжеца Эвбулид  

Эвристика — это тактический прием

Упрощающий
процедуру поиска решения  

Экзаменатор
говорит нерадивому студенту: «Угадайте, какую оценку я вам поставлю. Если
угадаете, получите 3, если не угадаете — 2.» Однако ответ студента поставил
преподавателя в тупик. Он не смог поставить ему ни 2, ни 3, потому что студент
сказал «Вы поставите мне …»:

Два
  

Экстенсионал знака — это то же самое, что
его

Значение
 

Принципы использования языковых выражений

Принцип однозначности: каждое выражение языка должно иметь только одно значение (экстенсионал). С нарушением этого принципа связана ошибка, которую называют «подмена значения».

Существование Нептуна было доказано астрономами.
Нептун — это бог.
Существование бога было доказано астрономами.

Здесь слово «Нептун» используется в двух значениях: в первой посылке имеется в виду планета Солнечной системы, во второй -божество из греческой мифологии. Когда значения слова различаются столь явно, подмену заметить легко. Но если они хотя бы частично совпадают друг с другом, например одно является обычным, а другое -расширительным (или, наоборот, специализированным), ошибка может остаться незамеченной. Иногда подмена значения производится в несколько шагов, каждый из которых сам по себе не вызывает подозрения. Попробуйте самостоятельно проанализировать следующее рассуждение:

Гильотина — это смерть.
Смерть — это вечный сон.
Сон — лучшее лекарство от головной боли.
Гильотина — лучшее лекарство головной боли.

Принцип предметности: предложение должно говорить о предметах, обозначаемых входящими в него выражениями, а не о самих этих выражениях. С нарушением этого принципа связана ошибка, которую называют «автонимноеупотребление имен».

Сравните два предложения: 1) Стол — это предмет мебели, 2) Стол — это существительное. В первом слово «стол» употребляется правильно, поскольку речь идет о предмете, а во втором — автонимно, поскольку речь идет о самом этом слове. Чтобы избежать подобных ошибок, надо всегда использовать кавычки в тех случаях, когда требуется сказать что-то о выражениях языка. Предложение «»Стол» -это существительное» построено правильно. Если же пренебречь кавычками, мы рискуем получить довольно нелепый вывод:

Стол — это существительное.
Некоторые столы имеют четыре ножки
Некоторые существительные имеют четыре ножки.

Принцип взаимозаменимости: при замене выражений с одинаковым значением, предложение, в котором эта замена осуществляется, не должно изменять свое истинностное значение (истинное предложение должно оставаться истинным, а ложное -ложным).

Пусть дано предложение «Земля вращается вокруг Солнца». Заменим «Солнце» на «центральное тело Солнечной системы». Очевидно, что значения этих выражений совпадают. В результате такой замены из истинного предложения получаем тоже истинное предложение: «Земля вращается вокруг центрального тела Солнечной системы».

Принцип взаимозаменимости кажется естественным, однако можно привести примеры замены языковых выражений, которые ему противоречат. Рассмотрим предложение «Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли». Оно истинно. Заменим слово «Солнце» на выражение «центральное тело солнечной системы», имеющее то же значение. Получим ложное предложение.

Как сохранить принцип взаимозаменимости и избежать подобных недоразумений? Следует различать два способа употребления языковых выражений. Первый — экстенсиональный, при котором выражения просто выделяют предметы. Второй — интенсиональный: предметы, обозначаемые выражениями, рассматриваются в определенном смысле, аспекте (показателем чего могут служить слова «знает» «верит», «ищет», «думает» и т.п.). Если выражение употребляется в определенном аспекте, то его можно заменить другим выражением с тем же значением, только если во втором выражении предметы рассматриваются в том же аспекте. В приведенном выше примере замену можно было бы произвести, если бы только Птолемей считал, что слова «Солнце» и «центральное тело Солнечной системы» означают одно и то же.

Ключевые слова: Язык, Законы логики

Источник: Горбатов В.В. Логика / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2004. — 92 с.

  • При нарушении принципа однозначности возникает ошибка называемая подменой значения понятия тезиса
  • При написании слова ошибки петя сделал максимально возможное количество орфографических ошибок
  • При нажатии устранение неполадок выдает ошибку 0ч80070490
  • При нажатии пуск критическая ошибка windows 10
  • При нажатии на пуск выдает критическую ошибку windows 10