Причины ошибок оператора тест

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Важное
значение в изучении труда оператора
придается анализу ошибок
[9, с. 151—186]. Ошибка — это факт, случай из
практики. Концепция
ошибки должна строиться на представлении
о позитивном
(правильном) функционировании, т.е. надо
еще разобраться,
что есть позитивная работа (примерно
как в патопсихологии — проблема
«нормы» и «патологии»). Но сама ошибка
определяется негативно,
как отклонение
от правильной работы.

Для
определения (и понимания) ошибки решающее
значение
имеет
время.
Ошибочное
действие уже совершено, т.е. оно всегда
в
прошлом (хотя ошибочное ориентировочное
действие может и предшествовать
реально совершенному действию). Это
позволяет анализировать причины
(причинно-следственные связи), приведшие
к уже совершенной ошибке.

В
экспериментальной психологии различают
такие виды
оши
бок:

1)
ошибки
восприятия
(не
успел обнаружить, не сумел различить
и др.);

2)
ошибки
памяти
(забыл,
не успел запомнить, не сумел
сохранить, воспроизвести и др.);

3)
ошибки
мышления
(не
понял,
не сумел «схватить» суть, не предусмотрел,
не разобрался, не
сопоставил и др.);

4)
ошибки
внимания
(не
сумел сосредоточиться,
собраться, переключиться).

Страх
и переживание вины
выходят
за пределы ситуации, где совершена
ошибка. Переживание вины за прошлые
ошибки должно
предупредить ошибки в настоящем и
будущем. Соответственно при
подготовке операторов следует формировать
такое чувство вины
(но не страха).

Проблема
метода исследования ошибок оператора.
В
основе — восстановление
цепи событий (через опрос операторов).
Но «людям
свойственно не признаваться в ошибках,
либо эти признания бывают
ситуативными, поверхностными» [9, с.
163]. Субъект, совершивший
ошибку, часто «сопротивляется», так как
боится наказания.
Реконструкция ошибки предполагает
деление целого процесса
на части, но «дробление на шаги —
искусственная операция»…
Поэтому возникает проблема «признания
соответствия представления,
воспоминания о процессе и самого
непрерывного процесса».

Важно
развести разные
позиции в ходе пошаговой реконструк
ции
ошибки:
1)
взгляд субъекта (взгляд
изнутри ситуации
совершения
ошибки, где сам субъект был частью
ситуации); 2) взгляд судьи
или исследователя (взгляд
со стороны).
Между
позициями субъекта,
совершившего ошибку, и судьи-исследователя
«огромная
разница», и если субъекту грозит
наказание, то для признания им ошибки
возникают «непреодолимые препятствия»
[там же,
с. 165].

Действие
субъекта, совершившего ошибку, протекает
в двух планах: 1) в плане смысла и контекста
выполнения задания (сам этот
план смысла определяется целостностью
и непрерывностью); 2)
в плане отдельных операций, допускающих
деление процесса на
дискретные части (эти операции часто
бывают достаточно автоматизированными
и внешними по отношению к сознанию
оператора).
В связи с этим возникает проблема:
где искать ошибку, в
плане
смысла или в плане отдельных операций?
Обычно
проще
найти
ошибку в плане отдельных операций. Но
и в плане «представ­лений
о смысле также возможны определенные
отклонения».

Интересно,
что у опытных специалистов для выполнения
одной
и той же операции всегда находится
множество способов, кроме
того, их действия достаточно освоены и
автоматизированы,
т.е. опытный специалист скорее может
ошибиться в плане смысла.
Таким образом, у новичка больше ошибок
из-за неосвоенности
операций, а у опытного работника — из-за
проблем с пониманием
(или с извращением) смысла своей работы.

В
целом же «путь
к профессиональному мастерству лежит
через
преодоление
ошибок».
Опыт
не может возникнуть из одного только
знания
правил. Сама ошибка — это «активность
по освоению границ,
пределов, внутри которых результат
может считаться нормальным».

Если
сложность
профессиональных задач для работника
выше уже
достигнутого
«потолка»,
то
для него это может стать началом
деградации. Субъект уже больше не может
работать выше достигнутого
уровня сложности. «Это именно та ситуация,
когда можно сказать,
что на
ошибках учатся не все и не всегда»
[там
же, с. 162].

Назовем
основные
методы исследования ошибок операторов.

Метод
полирефлекторного интервью
(по
Н.А. Носову). Суть метода
— в многостороннем кольцевом опросе
свидетелей и всех, кто
имел отношение к происшествию.

Метод
построения фреймов
(по
А.М. Емельянову, М.А. Котику).
Анализируются содержащиеся во фреймах
«узлы» и «связи», в результате
чего выявляются причины сбоев в
деятельности.

Метод
критических инцидентов
(по
Фланагану). Анализируются
ситуации, провоцирующие наибольшие
сложности в трудовом процессе
(где наиболее вероятны ошибки). Для
обнаружения «узких
мест» в работе обычно используют
наблюдение, интервью и моделирование.

Метод
выделения трех категорий действий,
каждое
из которых
подвергается особому анализу (по Дж.
Расмуссену): 1) моторные
навыки автоматизированы и часто не
могут быть поставлены
в вину оператору; главная вина — на
инструкторах, которые
не довели у обучающихся навык до
автоматизма; 2) знания. Движение
по цепи знаний редко соответствует
движению по цепи операций
(действий); это категория субъективная,
особенно у высококлассных
специалистов; пробел в знаниях — часто
также на
совести инструкторов; 3) творческая
активность. Здесь субъект в
гораздо большей степени сознательно
берет ответственность на
себя; соответственно повышается риск
совершения им ошибки;
для снижения вероятности ошибок субъект
сам должен за­благовременно
позаботиться и о своих знаниях, и о
моторных навыках
(как основе импровизации и творчества).

Часть
ошибок связана с неправильной диагностикой
и прогнозом
со стороны психологов. За последние 25
лет получила распространение
практика оценивания специалистов в
специальных организациях,
известных под названием Центры
ассесмента.
Оценивание
производится по специализированным
профессиональным задачам
и по психологическим показателям
(личностным свойствам
и характеристикам психических процессов).
После оценивания
специалиста аттестуют и направляют на
службу. Через год Центр ассесмента
делает запрос о том, насколько точен
был прогноз успешности
специалиста. Статистика показала, что
точность прогноза
успешности — около 65 %.

В
качестве примера можно привести типичные
ошибки пилотов при реагировании на
сигналы и показания приборов —
по
результатам
исследований П. Фиттса и Дж. Джонса 270
ошибок [цит. по: 9 с.
167-169]: неправильный
отсчет показаний приборов, индикаторное
устройство
которых делает несколько оборотов.
Ошибка в понимании двух стрелок и более
или стрелки вращающейся шкалы;

неправильная
интерпретация направления движения
индикаторного устройства, ложное
толкование показаний прибора;

неправильная
реакция на сигнальные жесты, огни и
звуки или на
радиосигналы;

ошибки различения,
вызываемые недостаточной четкостью
элементов: цифр, делений или стрелок;

ошибки
идентификации показаний приборов.
Ошибочный отсчет
нужной величины по другому прибору или
по другой шкале многострелочного
прибора;

использование
неработающего прибора;

неправильная
интерпретация цены деления;

ошибки,
связанные с иллюзиями восприятия
показаний приборов
и т. п.

Другим
примером могут быть ошибки,
совершаемые отечественными пилотами
при полетах в зарубежные аэропорты,
по
данным исследования
Ю.К. Стрелкова и С.В. Фоломеевой [9, с.
179—180]:

самолет
направляется в зону, где полеты
категорически запрещены;

вместо
выполнения команды диспетчера экипаж
делает нечто другое
(например, приземляется на правую полосу
вместо левой), либо вообще бездействует;

задержка при
выполнении команды диспетчера;

вместо
выполнения команды диспетчера экипаж
начинает с ним обсуждать
ситуацию, предлагать собственный вариант
решения;

выполняя
команды диспетчера в ходе «векторования»
(когда диспетчер командует в определенных
пунктах полета, с какой скоростью и в
каком направлении двигаться), экипаж
перестает понимать,
где находится самолет;

полная
или частичная утрата ориентировки
(видимо, из-за незнакомых
ситуаций);

самолет
выходит в определенную точку схемы
полетов на высоте,
отличающейся от той, что указана в летных
документах.

Ю.К.
Стрелков указывает также основные
факторы, приводя
щие
к ошибкам пилотов в зарубежных полетах
[там
же, с. 181—184]:

для
новичка первые зарубежные полеты
являются весьма сложной
и напряженной деятельностью;

возникает
конфликт между жесткостью требований
выполнения
правил и импровизацией, между
самостоятельностью и абсолютным
подчинением;

в
условиях «векторования» (см. выше) у
экипажа, незнакомого со
схемой полета, возникает резкий временной
дефицит в отслеживании
ситуации и проведении соответствующих
расчетов;

система
«экипаж—диспетчер» проявляет себя
по-разному при разных
типах захода на посадку (в зарубежных
полетах значительно
повышается личная ответственность
командира и каждого члена
экипажа);

в
зарубежных аэропортах предъявляются
иные требования к самостоятельности
решений и действий командира, а также
имеет
место иное отношение к ошибке и ее
последствиям.

Интересно,
что в Америке годовой заработок командира
аэробуса
примерно равен заработку президента
США (около 140 тысяч
долларов).

Выделяются
также факторы,
препятствующие освоению нашими летчиками
зарубежных трасс
[9,
с. 184—186]:

1)
стихийность предполетной подготовки
экипажей (особенно в
плане индивидуальной работы с каждым
пилотом);

2)
недостаточное владение профессиональным
английским языком;

3) отсутствие
навыков визуальных заходов на посадку;

4)
требования, предъявляемые к самолетам
за границей, противоречат
нашим требованиям: у нас часто разрешается
то, что у них
запрещается; возникает парадокс: то,
что человек хорошо усвоил
при полетах у нас, там становится помехой;

5)
отсутствует специальная профессиональная
и педагогическая
подготовка инструкторов (часто сами
инструкторы во многие зарубежные
аэропорты не летали);

6) проблема «стаж
и возраст»: молодые переучиваются легко,
но трудно переучивать тех, кому за сорок.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра ‘Экология и безопасность жизнедеятельности»

И.Г. Гетия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению практического занятия по дисциплине

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

на тему: «Определение значения риска при ошибочных действиях

оператора технических систем»

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ТИ-5 от 05 февраля 2008 г., ,протокол №8

Москва, 2008г.

МГУПИ

Кафедра «Экология и безопасность жизнедеятельности»

ЗАДНИЕ

Для практических занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» по теме. «Определение значения риска при ошибочных действиях оператора технических систем»

Исходные материалы — варианты практических занятий (см. табл. вариантов) и методические указания (см. Гетия И.Г. Методические указания по проведению практического занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на тему: «Определение значения риска при ошибочных действиях оператора технических систем»).

Порядок выполнения:

— выбрать вариант;

— ознакомиться с методикой расчета;

— выполнить расчет;

— оформить выполненное задание в виде отчета на листах формата 11.

Титульный лист выполненного задания:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра «Экология и безопасность жизнедеятельности»

Расчетно-пояснительная записка

Определение значения риска

при ошибочных действиях оператора технических систем

Ф.И.О. студента Группа

Шифр студента Вариант №

Подпись студента Ф.И.О. преподавателя Подпись

Москва, 2000

Определение значения риска при ошибочных действиях

оператора технических систем

I . Основные положения

Анализ ошибок персонала при управлении системой и в определенных условиях (вид работы) включает определение цели; идентификацию вида потенциальной ошибки; идентификацию последствий; идентификацию возможности исправления ошибки; идентификацию причины ошибки; выбор метода предотвращения ошибки; оценку вероятности ошибки; оценку вероятности исправления ошибки; расчет риска; выбор путей снижения риска [1].

Ошибки, совершаемые операторами технических систем, приводят к авариям (пожары, взрывы, механические повреждения, выбросы токсичных химических веществ, проливы и т.д.), несчастным случаям (травмы, летальные исходы и т.д.), катастрофам.

Все совершаемые ошибки классифицированы.

2. Методика расчета

В данном практическом занятии расчет риска производится на основании возможных видов потенциальных ошибок, совершаемых операторами, и причин ошибок (табл. 1 и 2) [1), ориентировочных значений вероятности ошибок оператора и ориентировочных значений вероятности исправления ошибок оператора (табл. 3 и 4) [1].

Для сравнительной оценки значение риска определяется по формуле [I]:

R = Pош(1-Pис)*U,

где Pош — вероятность ошибки оператора;

Pис — вероятность исправления ошибки оператора;

Uвеличина, измеряющая последствия ошибки.

Покупатели вероятности ошибки оператора (Pош и вероятности исправления ошибка (Pис при различных условиях эксплуатации технических систем представлены в табл. 3 и 4.

Величина, измеряющая последствия ошибки, выбирается по ­принятым на данном предприятии критериям (например, по числу легальных исходов, но денежному эквиваленту, не времени простои технических систем в результате допущенной ошибки и т.д.).

При этом для каждого критерия устанавливается подходящая шкала измерения (например, U = 1…10; U = 1…100 и т.д.).

В настоящем практическом занятии принятая величина оценивается по денежному эквиваленту по шкале U = 1…100 условных единиц.

Таблица 1

Гипотетическая классификация видов потенциальных ошибок

Номер по классификатору

Виды потенциальных ошибок

Д1

Д2

Д3

Д4

Д5

Д6

Д7

Д8

Д9

Д10

Д11

Д12

Д13

Пропуск действия

Неправильное действие

Действие в неправильном направлении

Много действий

Мало действий

Неправильные действия на правильную цель

Правильные действия на неправильную цель

Преждевременное действие

Запоздалое действие

Слишком длительное действие

Слишком короткое действие

Неправильный порядок действия

Вредное дополнительное действие

Таблица 2

Гипотетическая классификация, причин ошибок

Номер по классификатору

Причины ошибок

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

П8

П9

П10

П11

П12

Инструкция

Информация

Организация

Эргономика

Условия работы

Постановка цели

Опыт

Умение

Знания

Мотивация

Психологическое напряжение

Физиологическое напряжение

Таблица 3

Гипотетический классификатор ориентировочных знаний

вероятности ошибок оператора

Номер по классификатору

Ориентировочное значение вероятности ошибки оператора Pош

B1

B2

B3

B4

B5

B6

0,0001…0,001

0,001…0,005

0,005…0,01

0,01…0,05

0,05…0,5

0,5…1,0

Таблица 4

Гипотетический классификатор ориентировочных знаний

вероятности исправления ошибок

Номер по классификатору

Ориентировочное значение вероятности исправления ошибки оператора Pис

U1

U2

U3

U4

U5

U6

U7

U8

0,5

0,2

0,1

0,01

0,001

0

0,95…1

0

После проведенного расчета значения риска выбирают метод снижения ошибок согласно заданным причинам ошибок (табл. 5).

Результаты анализа ошибок оператора согласно выбранного варианта представляется в виде табл. ( см. Приложение А).

3. Порядок выполнения

3.1. Выбрать вариант по таблице вариантов.

3.2. Ознакомиться с методикой.

3-3. Составить таблицу анализа ошибок оператора (см. Приложение А) и внести все данные согласно варианту и условиям эксплуатации технической системы (см. табл. 1, 2, 3 и 4).

3.4. Привести метод снижения риска и внести в таблицу.

3.5. Оформить выполненное задание в виде отчета (формат А4) и представить преподавателю.

Список использованных источников

I. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов / С В. Белов, А.В. Илъницхая, А.Ф. Козьяков и др., Под общ. ред. С.В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк.,2006г. -606 с.: ил.

Таблица 5

Методы снижения риска

Причины ошибок

Методы снижения ошибок

Эргономика

организация рабочего места; кресло оператора; рациональное размещение устройств стенда; замена органов управления

Опыт

обучение персонала; периодический контроль со стороны инструктора; изменение штатного расписания на работника более высокой квалификации

Организация

управление обслуживающим персоналом; создание рациональной организации работы коллектива; изменение функциональных обязанностей

Психологическое напряжение

рациональный режим труда и отдыха; длительный отдых; медицинский осмотр

Физиологическое напряжение

ритмичный режим работы

Информация

световая сигнализация, звуковая сигнализация

Условия работы

снижение шума, установка вентиляции, снижение электромагнитных полей

Умение

обучение оператора, регулярное

Инструкция

соблюдение технологических инструкций, повышение квалификации

ВАРИАНТЫ

Практических занятий по разделу «Опасности технических систем» по дисциплине БЖД

Вариант задания для студентов определяется по начальной букве фамилии и

последней цифре учебного шифра

— для студентов с фамилиями, начинающимися с буквы А до З, — задания соответственно с № 1 до № 10

— для студентов с фамилиями, начинающимися с буквы И до П, — задания соответственно с № 11 до № 20

— для студентов с фамилиями, начинающимися с буквы Р до Я, — задания соответственно с № 21 до № 30

№№

вар.

Вид технической системы

Вид потенциальных ошибок

Причины ошибок

Значение вероятности ошибок, Рош

Значение вероятности исправления ошибок, Рис

Эквивалент последствий

1

2

3

4

5

6

7

1

ПЭВМ

Пропуск действия

Эргоно­мика

0,008

0,1

40

2

Автоматическая линия

Неправильное действие

Опыт

0,25

0,2

10

3

Криогенный резервуар

Преждевременное действие

Организа-ция

0,001

0,1

20

4

Установка для тестирования кварцевого будильника

Пропуск действия

Физиоло­гическое напряже­ние

0,001

0,5

15

5

Установка для тести­рования блока управ­ления асинхронным электродвигателем

Неправильное действие

Психоло­гическое напряже­ние

0,005

0,2

25

6

Токарный станок с ЧПУ

Действие в неправильном направлении

Инфор­мация

0,00075

0.95

5

7

Пульт управления прокатным станом

Много действий

Условия работы

0,3

0,1

5

8

Установка для тестирования декодера

Слишком длительное действие

Эргоно­мика

0.005

0,2

5

9

Стенд для тарировки блока электрической тензометрии

Слишком короткое действие

Органи­зация

0,01

0,01

10

10

Стенд тестирования блока усилителя низкой частоты

Действие в неправильном направлении

Знания

0,01

0.1

35

11

Гусеничный трактор

Мало действий

Умение

0,6

0,5

2

12

Стенд исследования турбин

Неправильные действия на правильную цель

Знания

0.9

0,95

30

13

Диспетчерский пульт сопровождения самолетов

Преждевременное действие

Мотива­ция

0,95

0

50

14

Стенд для испытания прибора

Неправильный порядок действий

Эргоно­мика

0,0075

0,95

15

15

Движущийся автомобиль

Запоздалое действие

Психоло­гическое напряже­ние

0,05

0

50

16

Гидравлический пресс

Неправильный порядок действий

Физиоло- гическое напряже­ние

0,001

0,01

30

17

Пульт управления сис­темой энергоснабже­ния предприятия

Неправильное действие на правильную цель

Мотива­ция

0.025

0,1

60

18

Стенд испытания прибора

Пропуск действия

Инфор­мация

0,25

0

5

1

2

3

4

5

6

7

19

Установка контроля управления радиотехническим объектом

Запоздалое действие

Условия работы

0.001

0,5

40

20

Пульт управления системой водоснабжения города

Слишком длительное действие

Инфор­мация

0,004

0,1

50

21

Стенд тестирования телевизора

Много действий

Умение

0,05

0,15

10

22

Стенд тестирования расходомера

Неправильные действия на правильную цель

Опыт

0.0005

0,2

20

23

Установка для тестирования речевого адаптера

Запоздалое действие

Условия работы

0,004

0,1

30

24

Автоматическая линия для производства ленты непрерывной разливкой

Неправильный порядок действий

Инструк­ция

0,65

0,5

60

25

Видеодисплейный

терминал

Неправильное действие

Условия работы

0,0001

0,95

70

26

Пульт управления приборами нагревательной печи

Неправильный порядок действия

Инфор­мация

0.05

0,001

40

27

Фрезерный станок

Неправильное действие

Условия работы

0.5

0,1

50

28

Установка для определения плотности металлов

Вредное дополнительное действие (тетрабромэтан)

Условия работы

0,0005

0,001

5

29

ПЭВМ

Пропуск действий

Психоло­гическое напряже­ние

0.025

0.25

25

30

Стенд испытания синхронного электродвигателя

Неправильный порядок действий

Физиоло­гическое напряже­ние

0.075

0

10

Приложение А

Результаты анализа ошибок оператора

(вид технической системы –

_______________________________

______________________________ )

Форма анализа

Вид события

Гипоте-тический номер по класси-фикатору

Вид потенциальной ошибки

Причины ошибок

Вероятность ошибок, Роп

Вероятность исправления ошибки, Рис

Величина последствий, U

Значение риска

Метод снижения риска

Обновлено: 26.06.2023

Презентация на тему: » Ошибки в деятельности оператора. План 1.Ошибки в деятельности оператора и их классификация 2.Факторы и типы ошибочного поведения операторов 3.Статистика.» — Транскрипт:

1 Ошибки в деятельности оператора

2 План 1.Ошибки в деятельности оператора и их классификация 2.Факторы и типы ошибочного поведения операторов 3.Статистика автомобильных аварий

3 1.Ошибки в деятельности оператора и их классификация

4 Ошибка это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану; это результат, который получен и не соответствует заданным требованиям.

5 Промахом называют грубые, случайные ошибки, которые обусловлены, как правило, недостаточным вниманием оператора.

6 Отказом систем человек техника принято называть утрату системой таких свойств, без которых она не может выполнять возложенные на нее функции.

7 Деление отказов человека и техники внезапные постепенные полные частичные явные неявные

8 Особенности ошибки оператора Ошибка — это факт практики Ошибочное действие всегда в прошлом Любое воспитание и обучение направлены на то, чтобы последующие не повторяли ошибок предыдущих Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие

9 Чем сложнее задача, тем с большей вероятностью даже профессионал совершает ошибки Сама ошибка определяется негативно Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где совершена ошибка Особенности ошибки оператора продолжение

10 Последствия ошибки травма травма несчастный случай несчастный случай авария авария катастрофа катастрофа

11 Ошибка и опыт (этапы взаимодействия ) 1 этап. Начальное обучение работе с машиной. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Такого рода ошибки обязательны — они источник опыта любого человека.

12 2 этап. Освоение основных действий с машиной. Изо дня в день выполняя простые задачи, новичок приобретает автоматический навык, но не имеет возможности накапливать опыт действий в критической ситуации. Ошибка и опыт (этапы взаимодействия )

13 3 этап. Этап экстремальной ситуации. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает, как новичок. Ошибка и опыт (этапы взаимодействия )

14 Классификация ошибок оператора Первая классификация ошибок оператора Ошибки проектирования Операторские ошибки Отказы техники

15 Первая классификация ошибок оператора Ошибки технического обслуживания Ошибки организации рабочего места Ошибки управления коллективом Классификация ошибок оператора продолжение

16 по месту в структуре деятельности А) ошибки неправильного восприятия — не успел обнаружить, не сумел различить, не узнал; Б) ошибки внимания не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал; В) ошибки памяти — сохранение, воспроизведение оперативной или долговременной информации; Г) ошибки мышления и принятие решения — не понял, не предусмотрел, не разобрался; Д) Механические ошибки исполнения (случайно (?) нажал не на ту клавишу); Е) Ошибки, связанные с отсутствием навыка; Ж)Ошибки, связанные с усталостью, стрессом, вредной средой. Вторая классификация ошибок оператора:

17 2. Факторы и типы ошибочного поведения операторов

18 Человеческий фактор устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник проблем управления техникой при использовании современных технологий.

19 45% аварий на атомных станциях, 60% авиакатастроф, 80% катастроф на море 90% автокатастроф происходит по вине обслуживающего персонала. Человеческая ошибка является практически единственным фактором, который мог привести к аварии. Основные типы ошибочного поведения операторов

20 Значимость факторов, оказывающих влияние на ошибочные действия Составляющие человеческих факторов 1 Опыт 2 Интеллект 3 Возраст 4 Квалификация, образование 5 Дисциплинированность 6 Рассеянность 7 Нервозность 8 Усталость

21 Рассеянный. Это операторы с недостатками концентрации внимания. Основные типы ошибочного поведения операторов

25 Установление причин ошибок и их профилактика Первый метод. Пошаговая реконструкция ошибки. В основе — восстановление цепи событий. Установление причин ошибки проводится путем движения вспять по цепи выполненных операций до того пункта, в котором произошло отклонение.

26 Учитываются : взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации совершения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 2) взгляд судьи или исследователя (взгляд со стороны). Комиссия старается пройти по цепи звеньев вспять и найти то звено, в котором произошел сбой.

27 Второй метод: метод критических инцидентов. Анализируются ситуации, где наиболее вероятны ошибки. Для обнаружения «узких мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование. Анализируются ситуации, где наиболее вероятны ошибки. Для обнаружения «узких мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование.

28 Как снизить количество ошибок: Повышение мотивации и чувства ответственности.Повышение мотивации и чувства ответственности. Экология рабочего места.Экология рабочего места. Разбор происшествий. Осознание ошибки.Разбор происшествий. Осознание ошибки. Отбор на операторские должности.Отбор на операторские должности. Тренировки и обучение. Действия отрабатываются на тренажере.Тренировки и обучение. Действия отрабатываются на тренажере. Профилактика ошибок оператора

29 3. Статистика автомобильных аварий

30 Производственный травматизм при использовании роботов в основных отраслях промышленности: Статистика автомобильных аварий и травматизм

31 Американский журнал Forbes опубликовал рейтинг самых опасных стран для водителей Россия возглавляет этот печальный рейтинг! У нас на один миллион автомобилей ежегодно гибнет 939 человек (для сравнения США, которые оказались на восьмом месте, имеют показатель 163 смерти на 1 млн. автомобилей)

32 Самые опасные страны для водителей: 1. Россия 2. Словакия 3. Польша 4. Турция 5. Венгрия

33 Ежедневно на автомобильных дорогах России по статистическим данным последних 10-ти лет в дорожно-транспортных происшествиях погибает человек и около человек получают травмы различной степени тяжести.

34 Количество дорожно-транспортных происшествий, погибших и раненных в них в Российской Федерации ГодыКоличество ДТП Число раненых

36 Относительные показатели аварийности в РФ ( гг.) ГодЧисло погибших в 100 ДТП Число пострадавши х в ДТП на 100 тыс. населения Кол-во ДТП на 10 тыс. единиц транспорта ,7138,9 52, ,1143,9 51, ,5139,0 53,3

37 Показатели тяжести последствий ДТП в России в сравнении с некоторыми зарубежными странами СтраныЧисло погибших в 100 ДТП Число раненных в 100 ДТП Тяжесть последстви й Россия ,8 Польша12,61209,5 США1,91501,2

38 Распределение ДТП в РФ по месту их совершения Место совершения ДТПКол-во ДТП (%) В городах и населенных пунктах 72,4 Автомобильные дороги вне городов и нас. пунктов 27,2 Другие места 0,4

39 Распределение количества ДТП и числа пострадавших в городах и населенных пунктах РФ по элементам плана дороги Элемент планаКол-во ДТП Прямая в плане 93,5 Кривая в плане 6,5

40 Распределение количества ДТП и числа пострадавших на автомобильных дорогах РФ по элементам дорожной обстановки Участок дороги, инженерные обустройства, сооружения Кол-во ДТП Перегон Перекресток 2959 Мост, эстакада 747 Остановка общественного транспорта 378

41 Распределение ДТП по их видам в РФ Виды ДТПКоличество ДТП (%) Наезд на пешехода47,9 Столкновение24,7 Опрокидывание17,6

42 Основные причины совершенных ДТП в РФ Причины ДТП% в общем количестве ДТП Нарушение ПДД водителями 75,4 Нарушение ПДД пешеходами 29,7 Неудовлетворительное состояние улиц и дорог 11,2 Технические неисправности 2,8

43 Соотношение виновности водителей и пешеходов в ДТП в РФ РегионВиновность в ДТП водителей (%) Виновность в ДТП пешеходов (%) РФ7525

44 Распределение ДТП в РФ по основным видам нарушений ПДД водителями ТС Виды нарушений% в ДТП совершенных по вине водителей Отсутствие прав на управление ТС 28,6 Управление ТС в нетрезвом состоянии 24,3 Несоответствие скорости конкретным дорожным условиям 19,8 Выезд на полосу встречн. движения 18,0

45 Распределение числа пострадавших в ДТП (%) в РФ по основным категориям участников дорожного движения

46 . Распределение ДТП в РФ по месяцам

47 Распределение ДТП в по дням недели (понедельник принят за 100 %)

48 Распределение ДТП в г. Москве по часам суток

49 Удельный вес ДТП, совершенных в РФ водителями, находящимися в нетрезвом состоянии РегионПроцент от общего количества ДТП РФ18,1

50 Распределение ДТП в РФ по стажу работы водителей, в происшествиях, совершенных по их вине Водительский стаж % от общего кол- ва ДТП по вине водителей Тяжесть последствий ДТП До 3 лет45,612, лет32,814,2 10 лет и более21,614,5

51 Распределение по местам наибольшего повреждения ТС в ДТП по РФ Места наибольшего повреждения ДТП (% от общего кол- ва) Середина передней части ТС 61,1 Передний левый угол ТС 26,0

52 1.Распространенные ошибочные действия водителей, приведшие к ДТП

53 около 90 процентов происшествий с пострадавшими происходит в типичных, повторяющихся дорожно-транспортных ситуациях, в которых водители допускают ошибки

54 Шесть основных ошибок водителей, приведших к ДТП

55 Регламентация действий водителей Правилами ДД Перед перестроением, поворотом, разворотом водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения. 2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра. При этом подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.

57 Регламентация действий водителей Правилами ДД На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения. 2. На перекрестке равнозначных дорог водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

59 Регламентация действий участников движения Правилами ДД При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения Правил.

61 Регламентация действий водителей Правилами ДД Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что: — полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;

63 Регламентация действий участников движения Правилами ДД. Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. 2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед остановившимся транспортным средством нет пешеходов

65 Регламентация действий водителей Правилами ДД Водитель должен соблюдать необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения. В литературе рекомендуемый боковой интервал между автомобилями, при встречных разъездах, обеспечивающий безопасность, принимается в зависимости от скорости и составляет, как правило, не менее 1 м

Введение
Ошибка — это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. Ошибка это отклонение от намеченной цели, несовпадение полученного с намеченным, несоответствие достигнутого результата намеченной цели, поставленной задаче.
Важное значение в изучении труда оператора придается анализу ошибок. Ошибка — это факт, случай из практики. Концепция ошибки должна строиться напредставлении о позитивном (правильном) функционировании, т.е. надо еще разобраться, что есть позитивная работа (примерно как и в патопсихологии — проблема «нормы» и «патологии»). Но сама ошибка определяется негативно, как отклонение от правильной работы.

Для определения (и понимания) ошибки решающее значение имеет время. Ошибочное действие уже совершено, т.е. оно всегда впрошлом (хотя ошибочное ориентировочное действие может и предшествовать реально совершенному действию). Это позволяет анализировать причины (причинно-следственные связи), приведшие к уже совершенной ошибке.
Представление о системе психических процессов может стать основой для анализа ошибок. В экспериментальной психологии установлены различные типы ошибок:
Ошибки восприятия — не успел обнаружить, несумел различить, не узнал;
Памяти — забыл, не успел запомнить, не сумел удержать в памяти, сохранить, восстановить, воспроизвести;
Мышления — не понял, не успел схватить, не предусмотрел, не разобрался, не проанализировал, не объединил, не обобщил, не сопоставил, не выделил;
Внимания — не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться, удержать, не успел охватить всего, быстро устал.

Для анализа иклассификации ошибок оператора предложены
следующие критерии:
• место ошибки в структуре эргатической системы;
• внешнее проявление ошибки;
• последствия ошибки;
• характер отображения ошибки в сознании оператора;
• причины ошибки.
По каждому из критериев разработаны методы более детального анализа. Например, причины ошибки могут быть связаны с рабочим местом оператора (организацией информационноймодели и органов управления), режимом труда и отдыха, профессиональной подготовкой, функциональным состоянием, рабочей мотивацией, отношениями в коллективе. Описанный набор критериев анализа и классификации ошибок оператора задает последовательность проведения их психологического анализа.
Предотвратить ошибки операторов достаточно трудно, так как совершать ошибки в процессе работы для людей — естественно.Это не свидетельствует о непрофессионализме оператора.
Анализ ошибок оператора является одним из основных путей решения инженерно-психологических задач. Предотвращение ошибок оператора путем грамотного проектирования эргатической системы составляет один из разделов инженерной психологии.

Последствия ошибок оператора различны. Цена ошибки чрезвычайно велика. Следствием ошибки оператора может бытьтравма, нечастный случай, авария, катастрофа, экологическое бедствие.
Об ошибке оператора можно говорить только в том случае, если он совершал сознательное действие. Ошибка это действие, выполненное вопреки плану.

Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где совершена ошибка. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем и будущем. Особенно большое значениеимеет ущерб, нанесенный близкому, значимому человеку. По- видимому, и сама значимость другого определяется его объективным влиянием на формирование субъекта. Связь прошлого и настоящего замыкается в бессознательном. В бессознательном локализованы обстоятельства ошибки и воспоминания о ней самой. Еще Фрейд показал, что психоанализ может оказаться полезным и эффективным средством для изучениячеловеческих ошибок. Ошибка предполагает выбор и ответственность. Субъект, выполняющий профессиональную деятельность в сложной системе, должен предвидеть последствия и необходимость нести ответственность. Поскольку ошибка относится к области морали, для построения теории необходимо использовать аппарат психоанализа.
Соответственно, следует при подготовке операторов формировать такое.

Значение совершаемой ошибки зависит от ее социального и экономического последствия. Ошибка оператора — это любое конкретное действие человека в процессе его деятельности, которое выходит за некоторые допустимые границы, т.е. превышает допуск, границы которого определены режимами работы системы. Большинство ошибок — это непреднамеренные действия, неадекватные данной ситуации. Неверные действия оператора, расцениваемые им как верные относятся к умышленным ошибкам. Случаи вредительства в данном контексте не рассматриваются.

Надежность оператора — это вероятность того, что оператор правильно выполнит некоторые обусловленные системой действия за определенный период времени (если время — ограничивающий фактор) и не произведет никаких посторонних действий, способных нанести ущерб системе. Вероятность ошибки оператора — есть отношение количества совершенных ошибок к общему числу возможных ошибок. Любая оценка вероятности ошибки оператора связана с неопределенностью и стохастической изменчивостью.

Виды ошибок оператора:

1. Ошибка пропуска — оператор пропускает все задание или один из этапов его выполнения.

2. Ошибка в выполнении — оператор выполняет задание, но делает это неправильно. К данной категории относятся:

-ошибка в выборе;

-ошибка в последовательности действий;

-ошибка во времени;

Данная классификация устанавливает связи между входными параметрами оператора и системными требованиями, не учитывая внутренних процессов. Она часто используется при изучении влияния ошибок оператора на работу системы вследствие необходимости исследования рода ошибок и частоты их возникновения.

Причины возникновения ошибок оператора

Выявление причин возникновения ошибок оператора базируется на анализе условий трудовой деятельности. В его основе лежит постулат о том, что система должна проектироваться для пользователя, а не наоборот. В этой связи перечислим основные факторы и характеристики оборудования, приводящие к увеличению ошибок операторов [20]:

-неадекватное рабочее пространство и размещение оборудования;

-плохие условия окружающей среды;

-неадекватная с точки зрения инженерной психологии конструкция (панели управления, контрольно-измерительная аппаратура и др.);

-недостаточная профессиональная подготовка и несовершенная эксплуатационная документация;

-плохой контроль (отсутствие информации о совершаемых ошибках и путях их исправления).

Перечисленные факторы являются внешними. К внутренним факторам относятся индивидуальные качества оператора: профессиональная подготовка (опыт); уровень мастерства; умственные способности; отношение; эмоциональное состояние; способности восприятия; знание задачи; социальные факторы; физическое состояние; пол; выносливость; уровень стресса и др. При соответствующей подготовке влияние внутренних факторов на надежность оператора в целом меньше, чем внешних.

Анализ надежности оператора

Цель анализа надежности оператора — это изучение системы человек-машина и оценка вероятности ошибки человека. Такой анализ может быть качественным или количественным. Качественный анализ применяется для уменьшения ущерба, наносимого системе ошибками оператора до приемлемого уровня. Количественный анализ можно использовать при оценке влияния ошибки оператора на систему путем определения вероятности ошибки оператора для каждого отдельного элемента задачи и прогнозировании общей вероятности отказа при выполнении данного задания [13].

Любой анализ надежности человека-оператора должен включать следующие этапы:

1. Понять и описать функции и назначение системы. Необходимо установить порядок взаимодействия между оператором и системой, позволяющий обеспечивать ее функционирование.

2. Понять и описать критерий выполнения задачи, а также оценить возможные затруднения ее выполнения.

3. Оценить характеристики, предоставляемые персоналом. Здесь оцениваются внешние и внутренние факторы, приводящие к увеличению ошибок операторов.

4. Анализировать задачи с точки зрения возможности ошибок операторов. Проводится сравнение способности и недостатков персонала с требованиями выполняемой задачи.

5. Оценить вероятность потенциальных ошибок оператора. Здесь оценивается важность каждой из потенциальных ошибок, как функции частоты ее возникновения, возможности ее исправления, тяжести вероятных последствий и стоимости мероприятий по устранению неполадок.

6. Оценить последствия ошибок оператора. Выбираются наиболее значительные факторы важности ошибок, оценивается чувствительность системы к значительным изменениям вероятности ошибок оператора.

7. Дать рекомендации по улучшению работы системы. Исследователь выявляет важные ошибки и вместе с системным экспертом формулирует решения по всему спектру проблем.

Исследования, основанные на материале ошибок оператора, имеют свою историю и сложившуюся исследовательскую традицию. Они не потеряли до сих пор своего практического и научного значения; более того, можно сказать, что сейчас эти исследования приобретают для инженерной психологии первостепенное значение как область исследований, определяющих в основном специфику самой инженерной психологии.

Трудности решения проблем, связанных с фактором ошибок, не уменьшились по сравнению с периодом первоначального рассмотрения и осмысления этих проблем. Обусловлено это прежде всего тем, что постоянно изменяется контекст рассмотрения ошибок оператора в системе, изменяются задачи и сам объект исследования. Эти изменения, в свою очередь, вызваны развитием инженерной психологии и проектирования; каждое направление в исследовании ошибок оператора формируется для решения специфических проблем, характерных для определенного периода развития.

Для понимания современных проблем и задач, связанных с рассмотрением ошибок оператора, необходимо уяснить значение факта ошибок в рамках целого, более широкого, чем какое-либо одно из направлений исследований ошибок оператора. Поэтому представляется необходимым обратиться к генезису этой формы инженерно-психологического исследования с целью осознания основных тенденций ее развития.

Борьба с ошибками оператора путем отбора и обучения

В первых исследованиях, посвященных анализу ошибок человека, в качестве эмпирического материала рассматривались аварии на производстве [6]. Этот выбор обусловливался, во-первых,, первостепенной значимостью борьбы с авариями по сравнению с другими мероприятиями на производстве, во-вторых, тем, что значение ошибочных действий человека в авариях выступало особенно выпукло и не могло быть незамеченным и, в-третьих, наличием документальных данных об ошибочных действиях в этом случае: статистических отчетов, свидетельств очевидцев и т. п.

Следует отметить, что именно прикладной аспект определял характер этих исследований, так как их научная значимость всецело зависела от того, когда на смену показаниям очевидцев придут наблюдение и эксперимент.

Что касается появления новых нетрадиционных профессий, то это, например, деятельность летчика, которая может рассматриваться в качестве классического образца уже собственно операторской деятельности. Неудивительно, что именно деятельность летчика с момента своего возникновения и до сегодняшнего дня — основной объект изучения сначала в рамках психологии труда и психотехники, а затем и в инженерной психологии, так как в ней, как в фокусе, сосредоточены все проблемы прикладной психологии

Появление новых профессий по-новому поставило проблему подготовки кадров. Профессиональный отбор всегда существовал в рамках профессионального обучения, но его значение раньше было не так заметно, в частности, в связи с относительной простотой производственных навыков традиционных профессий. Первые же шаги авиации показали непригодность подхода, который рассматривал профотбор как второстепенную задачу. Убедительный показатель — статистика авиационных катастроф. Поэтому проблема организации профотбора выдвинулась на одно из первых мест среди других проблем предотвращения аварий.

Задачи профотбора в значительной степени определили и характер психологических исследований аварий. Например, одна из самых первых работ на эту тему — работа О. Зельца — содержит психологический анализ трехсот отчетов, содержащих подробное описание авиационных катастроф, а результатом анализа были предложения по организации испытаний для отбора лет-чиков.

Особенно характерным для этого периода является количественное распределение причин ошибок между этими двумя категориями (по техническим причинам — по вине человека). В свою очередь, каждая из этих категорий содержала у разных исследователей тот или иной набор составляющих факторов. Среди психологических факторов, послуживших непосредственной причиной аварий, исследователи выделяли, например, такие: физическая недостаточность, неуклюжесть, малая подвижность и гибкость, повышенная нервная возбудимость, эмоциональная неустойчивость и переутомление, безрассудство, небрежность и легкомысленность, недостаток уверенности в себе и контроля над собой, чрезмерная самоуверенность и т. д. Глобальный характер выделяемых факторов определил вид рекомендаций по обучению и отбору[2]. Принятые меры позволили значительно снизить число аварий, происходящих из-за личного фактора.

Осознание неудовлетворительности такого подхода привело к постановке проблемы возможностей человека.

Исследование ошибок оператора и модификация проектных решений

Существенным образом изменилась и точка зрения на сам факт ошибки оператора и на кол чественное соотношение ошибок по категориям. Ошибки в работе оператора рассматривались уже в большинстве случаев как свидетельство неудовлетворительного характера принятого проектировочного решения[6]. Тем самым они являются фактически не ошибками оператора, а ошибками проектирования. Эта смена точки зрения на статус ошибок в деятельности оператора была обусловлена тем, что планом объективной реальности, по отношению к которому фактически стал устанавливаться факт ошибки, было уже не требование к деятельности, а ; возможности оператора. Если раньше причина ошибки была внутренней для субъекта — психофизиологические недостатки, отсутствие у него соответствующих навыков, то теперь она стала: внешней — ошибки в конструкции системы [5].

Это обусловило и изменение типа категоризации ошибок оператора [7], который в целом определяет способ анализа эмпирического материала. Ошибки классифицируются в зависимости от типа психологического затруднения, и в соответствии с выделенным типом анализируется содержание ошибки. Таким образом ошибка выступает уже не как внешняя характеристика объекта исследования, а сама становится объектом рассмотрения и характеризует деятельность оператора. Такая ассимиляция материала ошибок в принципе позволяет получить знание как об организации предметной среды оператора (панелей, приборов и т. д.), так и о таких составляющих деятельности, как организация интериоризованных средств, способы деятельности и т. д. Однако долгое время,, в центре внимания исследователей оставались только объекты предметной среды деятельности оператора в полном соответствии с основной установкой этого направления исследований.

Отказы в системе, надежность и ошибки оператора

В процессе развития проектирования происходило усложнение систем за счет автоматизации ряда процессов и за счет объединения отдельных подсистем в системные комплексы. Этот процесс значительно усложнил проблемы эксплуатации систем не только ввиду недостатка квалифицированного персонала, но также из-за больших капиталовложений, которые требует автоматическое оборудование. Чем дороже установка, тем меньше времени она может простаивать. При наличии автоматики выход из строя одного элемента управления может остановить все производство до тех пор, пока не будет обнаружена и устранена неисправность. Кроме того, в значительной степени изменились внешние тре-бования, предъявляемые к системам. Если раньше в случае значимого для системы отказа ее элемента работа чаще всего могла быть отложена и поиски причины отказа и его устранение не были лимитированы во времени, то многие современные системы (в особенности военные) связаны требованием выполнения миссии системы в любых сложившихся для системы условиях.

Отказы в системе, надежность и ошибки оператора

В процессе развития проектирования происходило усложнение систем за счет автоматизации ряда процессов и за счет объединения отдельных подсистем в системные комплексы. Этот процесс значительно усложнил проблемы эксплуатации систем не только ввиду недостатка квалифицированного персонала, но также из-за больших капиталовложений, которые требует автоматическое оборудование. Чем дороже установка, тем меньше времени она может простаивать. При наличии автоматики выход из строя одного элемента управления может остановить все производство до тех пор, пока не будет обнаружена и устранена неисправность. Кроме того, в значительной степени изменились внешние тре-бования, предъявляемые к системам. Если раньше в случае значимого для системы отказа ее элемента работа чаще всего могла быть отложена и поиски причины отказа и его устранение не были лимитированы во времени, то многие современные системы (в особенности военные) связаны требованием выполнения миссии системы в любых сложившихся для системы условиях.

Эффективность борьбы с ошибками оператора как особым видом отказов в системе в значительной степени зависит от того, какие категории ошибок будут выделены и проанализированы, так как в этом случае можно предусмотреть эффективные средства для их диагноза и устранения.

Очевидно, что случайная выборка из множества ошибок и разработка средств диагноза и устранения не могут удовлетворить запросы современного проектирования СЧМ. Следовательно, успешность проектирования этого типа деятельности существенно зависит от успехов теоретического подхода к анализу ошибок оператора.

Необходимой предпосылкой такого подхода является введение понятия ошибки оператора (не определения ошибки оператора, а именно понятия). Из этого понятия ошибки должна естественным образом следовать типология, а не наоборот (очень часто понятие вводят как оформление существующей эмпирической типологии, без обсуждения ее оснований).

Для выделенных таким способом типов ошибок оператора можно поставить задачу проектирования специфических способов их диагноза и устранения как в плане интериоризованных, так и в плане экстериоризованных средств.

[1] Одна из первых работ на эту тему — М. Кома, Г. Анд ерсен. Психофизиология летчика. М., 1925

[1] Одна из первых работ на эту тему — М. Кома, Г. Анд ерсен. Психофизиология летчика. М., 1925

[2].О. Зельц рекомендовал проводить профотбор, испытывая летчиков на: 2)умение фиксировать внимание одновременно на нескольких предметах; 3)способность не отвлекаться посторонними ненужными впечатлениями; быстроту абстракции, 4) отсутствие пугливости, 5) быстроту реакции,. 6) ловкость.

[7] Например, для ошибок при работе с элементами управления:а) ошибки перепутывания, б) ошибки регулирования, в) ошибки забывания, г) ошибки реверсии, д) нечаянные задействования, е) ошибки, обусловленные трудностью дотянуться до элемента

Читайте также:

      

  • Возрастные особенности физического развития детей среднего и старшего школьного возраста реферат
  •   

  • Концептуальные логические и физические модели данных реферат
  •   

  • Реферат духовно нравственное воспитание молодежи
  •   

  • Космос как предмет философского размышления реферат
  •   

  • Мрлс дон 2н реферат

  • Причины ошибок лекарственной терапии на этапе передачи информации
  • Причины ошибок квалификации преступлений
  • Причины ошибок допускаемых сестринским персоналом
  • Причины ошибки теста на беременность
  • Причины ошибки не удалось обнаружить код вызова компонента тест