Присутствующие пристально слушали выступление лектора ошибка

Предупреждение и исправление речевых ошибок обучающихся

Главным показателем языковой полноценности речевого высказывания считается соответствие языковых средств, использованных в тексте. В связи с этим основой классификации ошибок является соотнесение их с нормами языка (орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, стилистическими).

Под речевыми ошибками в лингвистике понимаются нарушения норм употребления слов с точки зрения их значения, их форм, грамматических конструкций с точки зрения норм литературного языка в таких разделах языкознания, как орфоэпия, лексика и грамматика.

Речевая ошибка, со слов А.А. Леонтьева, – это «своего рода сигнал «шва» в речевом механизме, разошедшегося под влиянием тех или иных обстоятельств».

К речевым недостаткам относятся нарушения требований коммуникативной целесообразности, неудачный подбор выразительных средств, лексические повторы, речевая избыточность или недостаточность, употребление лишних слов, штампов, бедность и однообразие синтаксических конструкций, смешение видо – временных форм глагола и др.

В.В. Виноградов, упоминая о речевых недочетах, подчёркивал, что причиной их является «и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции, и неумение, а иногда и нежелание разобраться в смысловых качествах разных слов, и влияние «дурной моды», разных жаргонов, и желание щегольнуть словом или фразой, которые кажутся острыми и выразительными, и многое другое. Это свидетельствует о слабой культуре речи, о неразвитости «чутья языка, слова». Поэтому так важна систематическая работа над языковыми единицами, над уточнением смысла слов, выявления правильности употребления той или иной грамматической формы слова в сочетании с другими словами.

Среди речевых ошибок можно выделить собственно речевые (лексические и стилистические) ошибки, связанные с неправильным употреблением слова, и грамматические ошибки, в основе которых лежит нарушение норм управления и согласования.

К лексическим относятся ошибки, связанные с непониманием значения слова, неоправданным употреблением в одном контексте однокоренных слов, употреблением слова в несвойственном ему значении, смешением паронимов, тавтологией. Например:

1. Преподаватель представил учащимся полную свободу в выборе темы 2. А.С. Грибоедов умело составил свою комедию. 3. В пути их предостерегали разные случайности. 4. Эти черты характера характеризуют князя Андрея как сильную личность. 5. Он становится писателем и пишет книги. 6. С большим эпосом говорит Маяковский о поэзии. 7. В поэме показана сладостная жизнь чиновников. 8. Присутствующие пристально слушали выступление лектора. 9. В пьесе показана низменная жизнь низов общества. 10. На следующее утро Гарик стал очень рано. 11.У читателя вызывает чувство несправедливости положение бедных. 12. Благодаря проливному дождю мы не могли выйти на прогулку.

Стилистические ошибки связаны с целесообразностью, уместностью употребления языковых средств в речи. Основным критерием «определения стилистических норм является соответствие или несоответствие использованных языковых средств ситуации общения».

К стилистическим недочетам относятся: неоправданное использование слов иной стилевой окраски, немотивированное употребление диалектной и просторечной лексики, неуместное употребление эмоционально – экспрессивной лексики, штампов. Например:

1. Дикой грозит купцам, ругается, обзывает их. 2. Плюшкин — настоящий скупердяй. 3. На столе у него были кучи разного барахла. 4. Прозвенел будильник, возвестивший, что пора вставать. 5. С первых страниц произведения автор знакомит нас с главными героями. 6. Недалеко от нашего дома расположен лесной массив. 7. Мы не попали в зоопарк, вследствие того что он был закрыт. 8. На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели и сверкали атмосферные осадки. 9. Прошла пара минут, а в голове еще не было определенного решения.

Грамматические ошибки характеризуются нарушением структуры языковой единицы: неверным словообразованием, нарушением норм управления и согласования. В соответствии с этим грамматические ошибки делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические.

С л о в о о б р а з о в а т е л ь н ы е ошибки связаны с неправильным образованием слов. Например: В комедии показана бюрократство ( вм. бюрократизм) чиновников. 2. А. Н. Островский изображает покорство ( вм. покорность) Катерины. 3. Красность ягод (вм. красные ягоды) привлекла внимание ребят. 4. В боевых операциях участвовали и девушки – красноармейки (вм. красноармейцы). 5. В учении нужно проявлять усердство (вм. усердие).

М о р ф о л о г и ч е с к и е ошибки свидетельствуют о неумении учащихся образовывать формы разных частей речи. Например:

1.Молодые люди часто ездиют (вм. ездят ) охотиться на уток. 2. Более лучше (вм. лучше) озеро было видно с пригорка. 3. Волчонки (вм.волчата) были совсем маленькие. 4. Ихняя (вм. их) одежда вся промокла. 5. Трое девочек (вм. три девочки) играли во дворе. 6. Отчет о работе был представлен к первому декабрю (вм. декабря). 7. Это человек, крадящий деньги у семьи (вм. крадущий).

Среди с и н т а к с и ч е с к и х ошибок, связанных с нарушением грамматических норм в структуре словосочетания, выделяют следующие группы:

  1. Ошибки в нарушении норм согласования (подлежащего и сказуемо-

го; определения и определяемого слова). Например: За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда. 2. Высоко в небе виднелись стая уток. 3. Часть птиц уже улетели на юг . 4. Ряд столов стояли накрытыми. 5. Группа ребят пришли на занятия. 6. В голубом дали виднелись огни. 7. Одна из ярких черт характера Татьяны является искренность. 8. Дети ели вареную кортофель.9. В школе действуют драматический и хоровой кружок.10. Валентина Ивановна – отличная доктор.

  1. Ошибки в нарушении норм управления (предложного и беспредложного). Например:

1. Касаться к этой теме Насте было неприятно (вм. этой темы). 2.Андрий встал на стороне врагов (вм. встал на сторону). 3. Мальчик долго смотрел вслед поезда (вм. вслед поезду). 4. Владимир обрадовался приездом друга (вм. обрадовался приезду)5. Он был удивлен этим словам (вм. этими словами). 6. Мы не описали все разновидности (вм. всех разновидностей) этих животных. 7. Саша любит и гордится своим сыном (любит кого?, но гордится кем?).

Наличие подобных ошибок свидетельствует о недостаточно сформированном умении учащихся соотносить лексическое и грамматическое значение слов, о затруднении в определении рода имен существительных. Особенно это касается разносклоняемых (имя, пламя) и несклоняемых ( кино, пальто) имен существительных, имен существительных 2-го склонения мужского рода и 3-го склонения (картофель, тюль, мышь), существительных с отвлеченным значением ( жизнь, треск).

Ошибки, связанные с нарушением норм управления, свидетельствуют о неумении строить глагольные словосочетания, применять полученные знания на практике, о недостаточном внимании и самоконтроле со стороны школьников в процессе создания высказывания.

В построении предложения наиболее часто встречаются следующие ошибки:

  1. использование разных видо–временных форм глаголов: 1.Ребята прошли через березовый лес и выходят на знакомую поляну. 2.В лесу холодней и быстро потемнело;
  2. нарушение порядка слов в предложении: 1.Князя Андрея сестра осталась в Богучарове. 2.Созданная книга начинающим автором имела большой успех. 3.Запрещаются сварочные на верхней палубе без

устройства навеса в дождливую погоду работы;

  1. неправильное употребление местоимений, затрудняющее понимание смысла высказывания: 1. Пушкин показал образ Татьяны в своем развитии. 2. В комедии изображена жизнь чиновничества, среди которых были взяточники и казнокрады. 3. Мать просила Павла пригласить его друзей к себе;
  2. неправильное употребление причастного и деепричастного оборотов: 1. Зайдя в комнату, его там не оказалось. 2. Выйдя на опушку леса, мне показалось, что в кустах кто-то прячется. 3. Шум реки, доносившийся снизу, не давал покоя. 4. Большинство людей, живущие на земле, не знают названия всех цветов;
  3. ошибки в преобразовании прямой речи в косвенную: 1. Аркадий сказал, что меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов. 2. Собакевич наконец спросил, какая будет ваша последняя цена. 3. Ученик сомневался, что можно ли так выполнить задание. 4. Когда Ларру спросили, за что он убил девушку, он ответил, что почему он должен объяснять свои поступки;
  4. ошибки в построении сложных предложений: 1. Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника Валентина Серова, которую мне подарила мама. 2. Ребята свернули в лес, который тянулся до реки, по которой плавали теплоходы.

Чтобы избежать ошибок в построении словосочетаний и предложений, необходимо проводить систематическую работу по их предупреждению в процессе усвоения языковых понятий. Целесообразно использовать упражнения, в основе которых лежит наблюдение над готовой конструкцией, работа по образцу, приемы редактирования, конструирования и др. Так, при работе над номинативными и коммуникативными единицами большое внимание следует уделять не только анализу этих единиц с точки зрения лексического построения, но и целесообразности употребления.

  • Объясните, как характеризуют речь человека данные глаголы и словосочетания. Укажите их лексическое значение, сферу употребления. Составьте предложения с двумя словами.

Буркнул, ответил, промямлил, выдавить из себя, пробормотал, отчеканил, процедил сквозь зубы, пробубнил.

  • Составьте и запишите словосочетания со следующими главными словами, укажите падеж зависимых слов. С некоторыми словосочетаниями составьте предложения.

Заинтересовать – заинтересоваться, задумать – задуматься, беспокоить– беспокоиться, смотреть – присматриваться, увидеть – увидеться.

  • В следующих предложениях согласуйте сказуемое с подлежащим в числе. Объясните свой выбор.

1. Вдруг под ногами вспыхнул… множество огней и ослепил… Лизу. (К. Федин). 2. Студенчество всех стран прибыл… на Всемирный фестиваль молодежи. 3. Большинство людей хотел… что-нибудь делать. (М. Горький).

4. Много огней и раньше и после манил… не одного меня своей близостью (В. Короленко). 5. Несколько рыбачьих баркасов заблудил…сь в море. (А. Куприн).

  • Прочитайте. Укажите ошибки в построении предложений. Запишите исправленные предложения.

1. Дом, который стоит на берегу реки, освещался лучами солнца, в ко-

тором давно никто не жил. 2. Увидев приближающегося Аркадия, лицо ее осветилось радостью. 3. Ноздреву отведена роль разоблачителя Чичикова, который срывает все его маски, но сам является не меньшим подлецом. 4.Чичиков говорил, что давненько я не брал в руки шашек. 5. Базаров ответил Павлу Петровичу, что строить – не наше дело.

Работу по предупреждению речевых ошибок, формированию речевой культуры в целом следует проводить не только в процессе построения словосочетаний и предложений, но и в процессе работы над текстом.

Текстовые ошибки – это вид ошибок в построении текста, в результате чего затрудняется восприятие речевого произведения. К текстовым ошибкам относятся и логические ошибки. Логические ошибки – это ошибки в изложении фактов, событий вследствие нарушения связности текста. К таким ошибкам можно отнести и соединение разноуровневых, не сопоставимых по семантике и грамматике понятий.

Например: 1. На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем. 2. В театре было много людей и родителей с детьми. 3. Софья очень похорошела и охладела к человеку, которого обещала ждать.

К логическим ошибкам относятся также соединение в качестве однородных членов предложения родовых и видовых понятий: В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских товаров.

Среди речевых ошибок в построении текста особое место занимают ошибки, связанные с недостаточным владением речевеческими понятиями, что приводит к неумению правильно выделить абзац, совершить логический переход от одной микротемы к другой, сохранить стилистическое единство высказывания.

В качестве примера можно рассмотреть построение сочинения ученика 5-го класса на тему «Волки в зоопарке».

В воскресенье мы с родителями пошли в зоопарк. Я долго ждал этого дня. Погода была ясная. Ветер качал деревья. Начиналась весна.

Когда мы подошли к клетке, волки вышли на прогулку. Волки внимательно смотрели на посетителей. Один волк нюхал воздух. Другой волк пошел поесть. Волки были серого цвета. С них слезает шерсть клоками. Это начиналась весенняя линька. На груди у волков шерсть белая, а лапы черные.

Волки мне нравятся, но не очень. Это злые звери. Волки едят других животных и ненавидят человека.

Итак: а) ученик использует разные типы речи: повествование (1-ый абзац, 1-4 предложения 2-го абзаца), описание (5-8 предложения 2-го абзаца), рассуждение (последний абзац); б) работа имеет ряд речевых недочетов, связанных с построением высказывания; в) в сочинении выделены не все абзацы. Так, не выделен абзац, в котором идет описание волков. Само описание животных поверхностное, не имеет стройности. Отсутствует логическая связь между предложениями (в 1-ом абзаце, в описании животных). Автор неудачно использует в качестве средств связи лексический повтор (слово волки). В работе встречается нарушение видо–временных форм глагола. (1.Волки были серого цвета. С них слезает шерсть клоками. 2. На груди у волков шерсть белая, лапы были черные).

В целом сочинение страдает бедностью и однообразием синтаксических конструкций (используются в основном простые, недостаточно распространенные предложения), невыразительностью речи; тема раскрыта неполно, поверхностно.

Основной причиной речевых ошибок учащихся является отсутствие опоры на механизмы речи (отбор слов, упреждение и удержание, контроль и критика текста), недостаточное внимание к вопросам культуры речи на уроках русского языка.

Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.

Список рекомендуемой литературы

  1. Анисимов Г.А. О классификации речевых ошибок//РЯНШ, 1989, №3.
  2. Арефьева С.А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях//РЯШ, 1998, №3.
  3. Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи// /Вестник Омского университета. – Омск, 1998.
  4. Капинос В.И., Пучкова Л.И. и др. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык.- М., 2004. 2005, 2006.
  5. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – СПБ., 1997.

Помогите устранить ошибки

Помогите устранить лексические ошибки и указать их тип. ( паронимы, тавтология, плеоназм, неправильное употр. фразиологизмов, нарушение лексической сочетаемости, неправильное слово)
На поляне мы увидели высокий земельный холм.
Ученики пристально слушали рассказ учителя.
У него сразу вспотели ладони рук.
Мы испытываем летаргию по прошлому.
Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

На поляне мы увидели высокий холм. (тавтология)
Ученики внимательно слушали рассказ учителя. (неправ. слово)
У него сразу вспотели ладони. (плеоназм)
Мы испытываем ностальгию по прошлому. (пароним)
Из-за недостатка улик дело было положено под сукно. (неправ. употребление фразеологизма)

11 хитрых фраз, в которых часто делают ошибки

Грамотность на «Меле»

Помимо плеоназмов, тавтологии, канцеляризмов и просто неграмотных фраз, есть ещё один вид речевых ошибок. Это нарушение лексической сочетаемости. Когда два слова друг с другом просто не могут рядом находиться. И снова можно показаться неграмотным! Рассказываем всё о лексической несочетаемости.

Правильно: принять меры

Если вы всю жизнь предпринимали меры предосторожности и ничего не срабатывало — не удивляйтесь. Просто предпринимать меры нельзя! Зато можно предпринимать шаги или попытки. А если вам всё-таки нужно сказать о мерах, то правильно будет «принять меры». Это устойчивое выражение, которое нужно просто запомнить (как и все остальные в этом тексте). Некоторые словари пытаются уравнять варианты «предпринять меры» и «принять меры», но пока нормативным вариантом считается только один.

Правильно: прилагать усилия

Глагол «предпринять» по смыслу близок к «затевать», «решаться исполнить». Усилия нельзя предпринять или затеять, зато их можно прекрасно приложить. Главное, не перепутайте глаголы «прилагать» и «прикладывать» — они похожи, но второй ассоциируется с физическими действиями. А вот предпринимать можно попытки или шаги.

Правильно: это имеет большое значение

Ещё одна пара хитрых глаголов с лексической несочетаемостью. Глагол «играть» сочетается с «ролью», а если нужно всё-таки подчеркнуть «значение», то нужно подставить рядом глагол «иметь».

Правильно: не играет роли

Ну и на всякий случай отдельно сделали ещё одну карточку про роль, чтобы после второго раза вы точно всё запомнили. Если вы хотите подчеркнуть неважность чего-то, правильно будет говорить «не играет роли».

Правильно: приобретать навыки

Постигают много чего: науку, знания, азы грамотности в конце концов. Потому что синонимы глагола «постигать» — понимать, уяснять смысл или значение чего-либо. Вряд ли для навыков достаточно понимания (а жаль!). Навыки нужно приобретать, причём происходит всё это, увы, не очень быстро.

Правильно: расширить кругозор

Повысить можно качество, эффективность, уверенность в себе и даже градус. Но не кругозор. Если хотите знать больше и лучше, то кругозор нужно расширять. А вообще, кругозор спорная штука. Иногда, кажется, он не особо и нужен.

Правильно: быть в поле зрения

Ещё одна речевая ошибка, которую вряд ли допустят кино- и сериаломаны. Запоминайте, что, как и в фильме, который получил «Оскар», можно быть в центре внимания. А если нам нужно подчеркнуть поле нашего зрения — тут можно вспомнить и одноимённый американский сериал «В поле зрения».

Правильно: внимательно слушать

Ещё одна частая ошибка, которую, кажется, делают просто из-за невнимательности. Пристально можно на кого-то смотреть. А если кого-то слушать, то тут уже (скорее) включается всё наше внимание. Главное, вовремя отложить телефон и сосредоточиться.

Правильно: произнести тост

Переходим к самому интересному! Тут всё дело в стилистике и значении (вряд ли мы вас удивили). Когда мы имеем в виду короткую застольную речь с пожеланием чего-нибудь хорошего, в словарях зафиксирован вариант «пить или выпить тост за кого-нибудь» или «произнесли/сказать тост». Как пишет «Грамота.ру», сейчас это выражение часто употребляется и в переносном значении, когда тост — это не только застольная речь (или кусок обжаренного хлеба), но и бокал/стакан с алкоголем. Ошибкой на самом деле не будет, главное, понять, когда и что уместно грамотно поднять или произнести.

Правильно: низкие цены

Дешёвыми могут быть продукты, лекарства, путешествия (не сейчас). В общем, всевозможные товары и услуги. А цены всё же бывают либо высокими, либо низкими.

Правильно: заплатить штраф

Мы не совсем уже «того». И не выдумываем правила (честно). Просто глаголы «оплатить», «заплатить» и ещё «уплатить» употребляются по-разному. Оплатить — это то, что оплачивают (проживание, счёт, услуги), а заплатить и уплатить — то, за что платят (взнос, штраф, налог и другой эквивалент денег). Поэтому в следующий раз, когда пойдёте в банк оплачивать штраф, берите себя в руки и уверенно говорите: «Я хочу заплатить штраф». Все банковские граммар-наци отнесутся с ещё большим уважением.

Только самые полезные и весёлые карточки о правописании — в телеграм-канале «Грамотность на «Меле“». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!

Обложка: кадры из фильма «Кавказская пленница»

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической нормы, и исправьте их.

1) Ученики пристально слушали выступление артиста.
2) Слушатели могут поставить вопросы выступающему.
3) Искусство влияет на рост культурности человека.
4) Он давно мечтал о заглавной роли в этом фильме.
5) Все дети страшно обрадовались этой встрече.
6) Котёнок запрыгнул на стол и сломал стеклянную вазу.
7) У неё были очень огромные глаза.
8) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
9) В классе мы ежедневно производим уборку.
10) В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.
11) В этом движении важную скрипку играют демократы.
12) Получить фиаско может каждый спортсмен.
13) Эту информацию необходимо довести до сведения всех учеников.
14) Ожидается очень грандиозное мероприятие.
15) Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.

источники:

http://mel.fm/gramotnost/kak-pisat/8723169-phrases

http://znanija.site/russkii-yazyk/18580220.html


190. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В поэме показана сладостная жизнь чиновников.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
191. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Присутствующие пристально слушали выступление лектора.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
192. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Молодые люди часто ездиют охотиться на уток.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
193. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
На следующее утро Гаврик стал очень рано.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
194. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Ихняя одежда вся промокла.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
195. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
С первых страниц произведения автор знакомит нас с главными героями.
  фактическая
  логическая
  грамматическая
+  речевая
196. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Мы не попали в зоопарк вследствие того, что он был закрыт.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
197. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели и сверкали атмосферные осадки.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
198. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Благодаря проливному дождю мы не могли выйти на прогулку.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
199. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
С большим эпосом говорит Маяковский о поэзии.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
200. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
А.Н. Островский изображает покорство Катерины.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
201. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Красность ягод привлекла внимание ребят.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
202. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В боевых операциях участвовали девушки-красноармейки.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
203. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В учении нужно проявлять усердство.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
204. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
В пьесе показана низменная жизнь низов общества.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
205. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Более лучше озеро было видно с пригорка.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
206. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Плюшкин — настоящий скупердяй.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
207. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Трое девочек играли во дворе.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
208. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Отчет о работе был представлен к первому декабрю.
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
209. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Это человек, крадящий деньги у семьи. 
+  грамматическая
  речевая
  фактическая
  логическая
210. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
За ночь прорубь покрылся тонкой коркой льда.
  речевая
  логическая
+  грамматическая — нарушение норм согласования
  грамматическая — нарушение норм управления
211. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Касаться к этой теме Насте было неприятно.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм согласования
+  грамматическая — нарушение норм управления
212. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Мальчик долго смотрел вслед поезда.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм согласования
+  грамматическая — нарушение норм управления
213. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Владимир обрадовался приездом друга.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм согласования
+  грамматическая — нарушение норм управления
214. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Андрей встал на стороне врагов.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм согласования
+  грамматическая — нарушение норм управления
215. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм согласования
+  грамматическая — нарушение норм управления
216. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Он любит и гордится своим сыном.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм согласования
+  грамматическая — нарушение норм управления
217. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Валентина Ивановна — отличная доктор.
  речевая
  логическая
+  грамматическая — нарушение норм согласования
  грамматическая — нарушение норм управления
218. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися спортом.
  речевая
  логическая
+  грамматическая — нарушение норм согласования
  грамматическая — нарушение норм управления
219. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Князя Андрея сестра осталась в Богучарове.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+  грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
220. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+  грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
221. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
В театре было много людей и родителей с детьми.
  речевая
+  логическая
  грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
  грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
222. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Книга рассказывает о жизни замечательного русского художника В. Серова, которую мне подарила мама.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+  грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
223. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
В магазине большой выбор тетрадей, ручек, карандашей и канцелярских товаров.
  речевая
+  логическая
  грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
  грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
224. Задание 
В каком варианте ответа верное определение ошибки в предложении?
Он становится писателем и пишет книги.
  грамматическая
+  речевая
  фактическая
  логическая
225. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложении?
Аркадий сказал, что меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов.
  речевая
  логическая
  грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
+  грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) предложения
226. Задание 
В каком варианте ответа верно определена ошибка в предложе-нии?
На веранде стояли мама, Гриша и банка с вареньем.
  речевая
+  логическая
  грамматическая — нарушение норм в структуре словосочетания
  грамматическая — нарушение норм в структуре (построении) пред-ложения
227. Задание 
К собственно речевым относятся ошибки, связанные:
+  с употреблением слова в несвойственном ему значении
  с нарушением норм управления (предложного и беспредложного)
  с неправильным образованием слова
  с неумением правильно выделить абзац
228. Задание 
К логическим ошибкам относятся ошибки, связанные:
  с нарушением видовременной соотнесенности глагольных форм в построении предложения
  с тавтологией
  с нарушением норм согласования
+  с нарушением связности текста
229. Задание 
К грамматическим ошибкам относятся ошибки, связанные с:
  неумением правильно выделить абзац
+  с неправильным образованием слова
  с неоправданным употреблением в одном контексте однокоренных слов
  с немотивированным употреблением диалектной и просторечной лексики
230. Задание 
Грамматические ошибки делятся на следующие виды:
  лексические, морфологические и синтаксические
  стилистические, морфологические и синтаксические
+  словообразовательные, морфологические и синтаксические
  орфоэпические, морфологические и синтаксические
231. Задание 
Неправильное употребление причастного и деепричастного оборота — это:
  лексическая ошибка
  стилистическая ошибка
+  синтаксическая ошибка
  морфологическая ошибка
232. Задание 
Собственно речевые ошибки делятся на следующие виды:
  лексические и синтаксические
  словообразовательные и синтаксические
  стилистические и морфологические
+  лексические и стилистические
233. Задание 
В каком из видов языкового разбора необходимо обозначение общего грамматического значения слова:
  фонетическом
  словообразовательном
  морфемном
+  морфологическом
234. Задание 
Какой из видов языкового разбора невозможен без подбора од-нокоренных слов:
  фонетический
  синтаксический
  словообразовательный
+  морфемный
235. Задание 
Какой из видов языкового разбора включает определение постоянных и непостоянных признаков слова:
  морфемный
+  морфологический
  словообразовательный
  лексический
 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Литература | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Помогите устранить ошибки

Помогите устранить лексические ошибки и указать их тип. ( паронимы, тавтология, плеоназм, неправильное употр. фразиологизмов, нарушение лексической сочетаемости, неправильное слово)
На поляне мы увидели высокий земельный холм.
Ученики пристально слушали рассказ учителя.
У него сразу вспотели ладони рук.
Мы испытываем летаргию по прошлому.
Из-за недостатка улик дело было положено за сукно.

На поляне мы увидели высокий холм. (тавтология)
Ученики внимательно слушали рассказ учителя. (неправ. слово)
У него сразу вспотели ладони. (плеоназм)
Мы испытываем ностальгию по прошлому. (пароним)
Из-за недостатка улик дело было положено под сукно. (неправ. употребление фразеологизма)

11 хитрых фраз, в которых часто делают ошибки

Грамотность на «Меле»

Помимо плеоназмов, тавтологии, канцеляризмов и просто неграмотных фраз, есть ещё один вид речевых ошибок. Это нарушение лексической сочетаемости. Когда два слова друг с другом просто не могут рядом находиться. И снова можно показаться неграмотным! Рассказываем всё о лексической несочетаемости.

Правильно: принять меры

Если вы всю жизнь предпринимали меры предосторожности и ничего не срабатывало — не удивляйтесь. Просто предпринимать меры нельзя! Зато можно предпринимать шаги или попытки. А если вам всё-таки нужно сказать о мерах, то правильно будет «принять меры». Это устойчивое выражение, которое нужно просто запомнить (как и все остальные в этом тексте). Некоторые словари пытаются уравнять варианты «предпринять меры» и «принять меры», но пока нормативным вариантом считается только один.

Правильно: прилагать усилия

Глагол «предпринять» по смыслу близок к «затевать», «решаться исполнить». Усилия нельзя предпринять или затеять, зато их можно прекрасно приложить. Главное, не перепутайте глаголы «прилагать» и «прикладывать» — они похожи, но второй ассоциируется с физическими действиями. А вот предпринимать можно попытки или шаги.

Правильно: это имеет большое значение

Ещё одна пара хитрых глаголов с лексической несочетаемостью. Глагол «играть» сочетается с «ролью», а если нужно всё-таки подчеркнуть «значение», то нужно подставить рядом глагол «иметь».

Правильно: не играет роли

Ну и на всякий случай отдельно сделали ещё одну карточку про роль, чтобы после второго раза вы точно всё запомнили. Если вы хотите подчеркнуть неважность чего-то, правильно будет говорить «не играет роли».

Правильно: приобретать навыки

Постигают много чего: науку, знания, азы грамотности в конце концов. Потому что синонимы глагола «постигать» — понимать, уяснять смысл или значение чего-либо. Вряд ли для навыков достаточно понимания (а жаль!). Навыки нужно приобретать, причём происходит всё это, увы, не очень быстро.

Правильно: расширить кругозор

Повысить можно качество, эффективность, уверенность в себе и даже градус. Но не кругозор. Если хотите знать больше и лучше, то кругозор нужно расширять. А вообще, кругозор спорная штука. Иногда, кажется, он не особо и нужен.

Правильно: быть в поле зрения

Ещё одна речевая ошибка, которую вряд ли допустят кино- и сериаломаны. Запоминайте, что, как и в фильме, который получил «Оскар», можно быть в центре внимания. А если нам нужно подчеркнуть поле нашего зрения — тут можно вспомнить и одноимённый американский сериал «В поле зрения».

Правильно: внимательно слушать

Ещё одна частая ошибка, которую, кажется, делают просто из-за невнимательности. Пристально можно на кого-то смотреть. А если кого-то слушать, то тут уже (скорее) включается всё наше внимание. Главное, вовремя отложить телефон и сосредоточиться.

Правильно: произнести тост

Переходим к самому интересному! Тут всё дело в стилистике и значении (вряд ли мы вас удивили). Когда мы имеем в виду короткую застольную речь с пожеланием чего-нибудь хорошего, в словарях зафиксирован вариант «пить или выпить тост за кого-нибудь» или «произнесли/сказать тост». Как пишет «Грамота.ру», сейчас это выражение часто употребляется и в переносном значении, когда тост — это не только застольная речь (или кусок обжаренного хлеба), но и бокал/стакан с алкоголем. Ошибкой на самом деле не будет, главное, понять, когда и что уместно грамотно поднять или произнести.

Правильно: низкие цены

Дешёвыми могут быть продукты, лекарства, путешествия (не сейчас). В общем, всевозможные товары и услуги. А цены всё же бывают либо высокими, либо низкими.

Правильно: заплатить штраф

Мы не совсем уже «того». И не выдумываем правила (честно). Просто глаголы «оплатить», «заплатить» и ещё «уплатить» употребляются по-разному. Оплатить — это то, что оплачивают (проживание, счёт, услуги), а заплатить и уплатить — то, за что платят (взнос, штраф, налог и другой эквивалент денег). Поэтому в следующий раз, когда пойдёте в банк оплачивать штраф, берите себя в руки и уверенно говорите: «Я хочу заплатить штраф». Все банковские граммар-наци отнесутся с ещё большим уважением.

Только самые полезные и весёлые карточки о правописании — в телеграм-канале «Грамотность на «Меле“». Подписывайтесь, чтобы всегда говорить и писать правильно!

Обложка: кадры из фильма «Кавказская пленница»

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической нормы, и исправьте их.

1) Ученики пристально слушали выступление артиста.
2) Слушатели могут поставить вопросы выступающему.
3) Искусство влияет на рост культурности человека.
4) Он давно мечтал о заглавной роли в этом фильме.
5) Все дети страшно обрадовались этой встрече.
6) Котёнок запрыгнул на стол и сломал стеклянную вазу.
7) У неё были очень огромные глаза.
8) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
9) В классе мы ежедневно производим уборку.
10) В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.
11) В этом движении важную скрипку играют демократы.
12) Получить фиаско может каждый спортсмен.
13) Эту информацию необходимо довести до сведения всех учеников.
14) Ожидается очень грандиозное мероприятие.
15) Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.

источники:

http://mel.fm/gramotnost/kak-pisat/8723169-phrases

http://znanija.site/russkii-yazyk/18580220.html

Найдите ошибки, вызванные нарушением лексической нормы, и исправьте их.

1) Ученики пристально слушали выступление артиста.
2) Слушатели могут поставить вопросы выступающему.
3) Искусство влияет на рост культурности человека.
4) Он давно мечтал о заглавной роли в этом фильме.
5) Все дети страшно обрадовались этой встрече.
6) Котёнок запрыгнул на стол и сломал стеклянную вазу.
7) У неё были очень огромные глаза.
8) Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
9) В классе мы ежедневно производим уборку.
10) В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.
11) В этом движении важную скрипку играют демократы.
12) Получить фиаско может каждый спортсмен.
13) Эту информацию необходимо довести до сведения всех учеников.
14) Ожидается очень грандиозное мероприятие.
15) Задержалось доставление книг в школьную библиотеку.

1.Ученики внимательно слушали выступление артиста .
2.Слушатели могут задать вопросы выступающему .
3.Искусство влияет на рост культуры человека .
4.Он давно мечтал о главной роли в этом фильме .
5.Все дети очень обрадовались этой встрече .
6.Котёнок прыгнул на стол и сломал стеклянную вазу .
7.У неё были огромные глаза .
8.Президент фирмы пригласил всех к совместному сотрудничеству .
9.В классе мы ежедневно делаем уборку .
10.В библиотеке не хватает учебной литературы .
11.В этом движении основную роль играют демократы .
12.Проиграть может каждый спортсмен .
13.С этой информацией необходимо ознакомить всех учеников .
14.Ожидается грандиозное мероприятие .
15.Доставка книг в школьную библиотеку прошла с задержкой .

  • Присутствующие пристально слушали выступление адвоката ошибка
  • Присутствовать на спектакле ошибка
  • Приступая к сочинению надо составить план работы ошибка
  • Приступая к сочинению все мысли куда то подевались исправить ошибку
  • Приступая к написанию сочинения рассуждения на егэ учитывается авторская позиция какая ошибка