Проанализируйте стилистические ошибки факт засоляривания костюма у него случился

Воронцова Ю.А. Русский язык для юристов (Практический курс): учебное пособие — файл n1.doc

Воронцова Ю.А. Русский язык для юристов (Практический курс): учебное пособие

Доступные файлы (1):

n1.doc

Способы введения записи показаний в текст обвинительного заключения

Доказывая виновность (или невиновность) того или иного лица, следователь опирается на собранные в процессе расследования доказательства. Одним из видов доказательств являются показания обвиняемых и свидетелей. В обвинительном заключении следователь может:

1) привести дословную цитату из протокола допроса;

2) изложить показания от третьего лица (в любом случае ссылка на соответствующий том и номер листа уголовного дела обязательна).

В ходе допросов обвиняемых и свидетелей следователь стремится к точной записи их показаний, поэтому в протоколе могут быть зафиксированы и некоторые речевые особенности допрашиваемых, характерные выражения и обороты. Ими не всегда следует пренебрегать, так как в иных случаях как раз то обстоятельство, что в записи показаний была отражена специфика речи допрашиваемого, может сыграть определенную роль при выяснении существа дела.

Наиболее распространенным способом приведения показаний обвиняемых и свидетелей в обвинительном заключении является цитирование. Это не значит, что следователь обязан полностью, дословно приводить показания допрошенных лиц, он опускает несущественное, подчеркивая то, что имеет доказательственное значение.

Буквальное воспроизведение показаний перегружает обвинительное заключение подробностями, которые не играют существенной роли для выяснения обстоятельств или каких-либо деталей данного преступления.

Способы введения в текст обвинительного заключения цитат из протокола допроса:

1) Слова следователя предваряют цитату: Допрошенный на следствии свидетель Смирнов И.Н. показал следующее: «13 февраля 2003 г. я вместе с Сидоровым и Поповым проходил мимо магазина №35 по улице Гоголя и увидел …» (далее излагается то, чему Смирнов был свидетелем).

Об обстоятельствах, сопутствовавших сбыту похищенного, сообщил на допросах свидетель Круглов И.В. (цитата из показаний Круглова).

При сопоставлении противоречащих друг другу показаний одного или нескольких лиц отрывки из этих показаний вводятся аналогичным образом, например: Обращают на себя внимание противоречия в показаниях обвиняемого Петрова С.И. Так, на допросе 12 августа 2003 года он утверждал (цитата из показаний Петрова), а во время очной ставки с Сидоровым К.Г. 10 ноября того же года отрицал свое участие в преступлении, заявляя (цитата из показании Петрова, по смыслу противоречащая первой цитате).

При цитировании сопоставляемых друг с другом показаний нескольких обвиняемых и свидетелей каждая цитата сопровождается комментарием следователя или же снабжается ссылкой на соответствующие материалы дела: В связи с этим примечательны такие показания работников магазина свидетелей Леонтьева Т.П., сообщившего (цитата из показаний Леонтьева), и Горшкова С.В., который подтвердил факты, сообщенные Леонтьевым Т.П., и рассказал о способах хищения товаров из магазина (цитата из показаний Горшкова);

Вина Лежнева К.С. подтверждается показаниями потерпевшей Сидоровой Т.К. и свидетеля Голубева Г.Н.: «20 января 2004 г. поздно вечером я возвращалась с работы домой. Недалеко от подъезда меня остановили трое молодых парней и, угрожая ножом, отобрали сумку, в которой было около 1000 руб. Одного из парней я узнала, это был мой сосед по дому Костя Лежнев» (из показаний Сидоровой Т.К.); «21 января 2004 г. мой знакомый Костя Лежнев рассказал мне, что он вместе с Ивановым и Колосовым отобрал у соседки по дому Сидоровой сумку, в которой было 1000 руб.» (из показаний Голубева Г.Н).

2) «Разрыв» цитаты сопровождающими словами следователя: В это время, – показал на допросе свидетель Чушпанов С.В., – я находился на противоположной стороне улицы и видел…;

Именно Карий сорвал с петель дверь, – сообщила на следствии свидетельница Морковкина П.Н. – Затем он ворвался в квартиру Поповой, начал бить посуду, схватил нож и грозился убить ее.

3) Комментирующие слова следователя идут после процитированных показаний: «Харитонов просил меня найти человека, который за взятку мог бы оформить земельный участок», сообщил на допросе обвиняемый Платонов Н.И.;

«Придя домой, я обнаружил, что у меня пропала сумка с ценными бумагами. Я сразу подумал о Ершове, который до этого, будучи пьяным, грозил, что обокрадет меня» – показал в ходе следствия потерпевший Семенов К.П.

Показания цитируются не только при первоначальном изложении какого-либо факта, но и при его подтверждении свидетелями, потерпевшими, обвиняемыми. Однако в случаях повторного обращения к тому или иному факту следователь вправе и не прибегать к цитированию – он может изложить подтверждающие данный факт показания в форме косвенной речи или соединить оба способа: прямую речь (цитирование) и косвенную (изложение). Например: Во время допроса свидетель Квашев К.С. показал, что в момент совершения преступления он находился на противоположной стороне улицы;

Согласно показаниям обвиняемого Платонова Н.И. Харитонов просил его найти человека, который за взятку мог бы оформить земельный участок.

Применяя косвенную речь, нельзя употреблять в придаточном предложении личные местоимения я, мы и согласовывать с ними сказуемое в 1-м лице. Неправильно: На допросе Иванов показал, что вместе с Петровым мы после работы всегда заходим в магазин и берем бутылку водки; Во время второго допроса обвиняемый изменил свои первоначальные показания и утверждал, что Сергеева я не знаю, никаких дел с ним не имел и на дискотеке мы с ним вместе не были.

Сочетание прямой и косвенной речи используется в тех случаях, когда следователю важно обратить внимание на какое-либо место в показаниях. Это место приводится дословно, цитируется, а менее существенные сведения излагаются в форме косвенной речи. Например: На первых допросах Михайлов И.И. признал себя виновным в убийстве, указал место захоронения трупа и, в частности, сообщил следующее (цитата из показаний Михайлова, свидетельствующая о его вине). На последующих допросах Михайлов И.И. стал заявлять о своей непричастности к убийству и всячески отрицал свою виновность;

Обвиняемый Шевченко И.С. дал на следствии противоречивые показания. Сначала он утверждал, что Рахимбердин принимал участие только в одной преступной операции, затем настаивал, что деньги Рахимбердину давались в нескольких случаях. На последующих допросах Шевченко И.С. заявил: «Как было все на самом деле, сколько раз передавались деньги Рахимбердину, я не помню».

Способы ввода показаний в текст обвинительного заключения могут быть разными, например:

Из показаний И. следует, что…;

Из показаний И. усматривается, что…;

Показания потерпевших П. и К., данные ими в ходе расследования, свидетельствуют о том, что…;

Опираясь на эти показания, можно заключить, что…;

Принимая во внимание полноту и непротиворечивость показаний, данных во время следствия обвиняемым С., можно сделать вывод о том, что… .

Приведенные обороты не представляют собой исчерпывающего списка, это лишь варианты использования их в качестве доказательств обвинения.

Стандартный текст во всех процессуальных актах прерывается свободным, излагающим конкретные обстоятельства дела. Синтаксис мотивировочного раздела обвинительного заключения начинается предложением Виновность… доказана (подтверждена)… В этом разделе необходимо привести доказательства виновности обвиняемого (подсудимого): раскрыть показания свидетелей, изложить данные протоколов, поэтому следователи и судьи довольно часто допускают ошибки в построении предложений. В следственной практике вначале используется простое предложение с однородными членами, перечисляющими источники доказательств: Виновность Зайцева доказана показаниями свидетелей Сударькова С. И. (л.д. 8), Луневой Д. Р. (л. д. 7), Данилкиной А. С. (л.д. 9), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 11 – 12), протоколом судебно-медицинской экспертизы (л.д. 14 – 15).

Однако выводы следователя и судьи обосновываются не указанием источников доказательств и листов дела, а приведением доказательств. Поэтому стандартная фраза оформляет переход от описательного раздела к мотивировочному: Виновность… подтверждается следующими доказательствами, если обвиняемый (подсудимый) виновным себя признал полностью. Если же он виновность признал частично или не признал, используется клише Однако виновность… доказана следующими материалами дела или Однако виновностьустановлена следующими доказательствами.

Каждое доказательство оформляется отдельным абзацем и представляет собой несколько сложных предложений, чаще это сложноподчиненные с несколькими придаточными: Свидетель Кунаев показал, что 17 апреля в 24 часа, когда он возвращался с работы, видел, как из подъезда его дома выбежали два подростка с сумками и побежали за угол дома. Войдя в подъезд, он увидел, что дверь квартиры № 3 приоткрыта, и услышал, что из квартиры раздаются стоны. Он постучал в дверь, но ему никто не ответил. Тогда он постучал в квартиру № 4, вызвал соседа, и они позвонили в милицию. Точно так же раскрываются наиболее важные показания следующих свидетелей и потерпевших.

Данные протоколов можно вводить в текст такими стандартами: Протокол осмотра… доказывает (подтверждает) или Из протокола… усматривается…

Резолютивная часть обвинительного заключения содержит анкетные данные обвиняемого и формулировку предъявленного обвинения с указанием статьи или статей уголовного закона, предусматривающих данное преступление. Резолюция — это краткий вывод, формулировка; краткое и точное выражение какой-либо мысли. Значит, резолютивная часть обвинительного заключения должна состоять из одного предложения, оформленного с помощью клише На основании изложенного (анкетные данные) обвиняется в… (когда, где, что сделал, какой ущерб причинил), т.е. в совершении преступления, предусмотренного ч. … ст. … УК РФ.

Типичные ошибки при составлении обвинительного заключения
В обвинительном заключении употребляются книжные и стилистически нейтральные слова и обороты. В выдержках из показаний, вводимых в обвинительное заключение, иногда могут присутствовать слова разговорные и даже просторечные: анонимка, по пьянке, продал налево, левак, растащили, попался, сцапали, рыло и т.п. Однако в тексте обвинительного заключения подобные слова заменяются соответствующими синонимами, характерными для законодательного подстиля: анонимное письмо, в состоянии алкогольного опьянения (в пьяном виде) и т.п.

Точно называя действие или предмет, книжные и нейтральные в стилистическом отношении слова в то же время не содержат субъективной оценки и поэтому не дают повода обвинить пишущего в предвзятости или в пристрастном отношении к тому или иному участнику процесса. А строгая объективность, как известно, — одно из определяющих свойств обвинительного заключения.

Для языка юридических документов вообще и обвинительного заключения в частности характерно, что из пары синонимов глагольно-именное сочетание – глагол, как правило, выбирается сочетание, так как оно, во-первых, терминологически точно называет действие или процесс и, во-вторых, по своей окраске (книжное) соответствует стилю официально-деловой речи; глаголы же, синонимичные сочетаниям, менее точны по смыслу и, кроме того, могут иметь разговорный оттенок. Сравните: совершил кражу – украл; совершил нападение – напал; подвергнуть допросу, произвести допрос – допросить; допустить нарушение (правил) – нарушить правила; произвести арест, обыск – арестовать, обыскать; совершил мошенничество – смошенничал и т.п.

Итак, в обвинительном заключении юридические термины и их синонимы должны использоваться в строгом соответствии со своими смысловыми и стилистическими характеристиками; употребление элементов, не обеспечивающих смысловую однозначность и нарушающих стилистическую однородность текста обвинительного заключения, недопустимо. Некоторые обороты, используемые в обвинительных заключениях, имеют устойчивый характер. Это своего рода клише, облегчающие следователю процесс написания обвинительного заключения. Обычными, например, являются обороты: дело приостановлено за нерозыском преступника (ср.: дело приостановлено из-за (вследствие) того, что преступника не разыскали); дело принято к производству Прокуратурой РФ; произведенным по данному делу расследованием установлено… (ср.: Прокуратура РФ приняла дело к своему производству; расследование по этому делу установило…) и др.

Нельзя смешивать обороты будучи допрошен по данному эпизоду и допрошенный по данному эпизоду: Будучи допрошенный по данному эпизоду, Соколов виновным себя не признал.

При изложении фактов, послуживших основанием к возбуждению уголовного дела, юристы часто употребляют оборот по поводу: По данному поводу было возбуждено уголовное дело. Однако этот оборот слишком слабо передает причинно-следственную связь между предложениями. Если, например, уголовное дело было возбуждено после того, как в следственные органы поступило заявление о конкретном факте нарушения закона конкретным лицом, то лучше написать: На основании этого заявления… или: На основании фактов, изложенных в этом заявлении, было возбуждено уголовное дело.

Обвинительному заключению свойствен прямой порядок слов: подлежащее предшествует сказуемому, определение – определяемому слову, дополнения следуют за управляющим словом, обстоятельства стоят по возможности ближе к тому слову, с которым они соотнесены по смыслу. Иногда наблюдается инверсия (обратный порядок) управляющих и управляемых слов, главным образом глагола-сказуемого и дополнения. Например, Допрошенный по делу обвиняемый Спиридонов виновным себя не признал. Сочетание виновным себя часто имеет дополнения (например, виновным в убийстве), но и тогда оно, как правило, ставится перед сказуемым (не) признал (и, таким образом, подлежащее и сказуемое оказываются разобщенными). Это объясняется тем, что глагол-ска­зуе­мое (не) признал нередко употребляется в сочетании с однородным глаголом, указывающим на дополнительное действие дающего показания. Например: Савина виновной себя в хищении бытовой техники признала и сообщила на допросе, что…

Обратного порядка слов следует избегать в тех случаях, когда оборот виновным себя имеет много зависимых слов. В подобных предложениях сказуемое так далеко отстоит от подлежащего, что читатель вынужден возвратиться к началу фразы, чтобы понять ее смысл. Например: Бадма-Халгаев виновным себя в даче взятки в сумме 120 000 руб. Шерстяных за незаконное зачисление студентом в университет признал и полностью подтвердил изложенные выше обстоятельства. Это предложение можно переделать, заменив цепочку зависимых слов придаточным предложением. Порядок слов в главном предложении изменится: Бадма-Халгаев признал себя виновным в том, что за незаконное зачисление в университет он дал взятку в сумме 120 000 руб. Шерстяных, и полностью подтвердил изложенные выше обстоятельства.

Более сложным получается предложение, в котором речь идет не об одном, а о двух или нескольких лицах, причем каждое из них обвиняется в разных деяниях: Обвиняемые Шубченко в злоупотреблении служебным положением и получении взяток и Голосова в посредничестве во взяточничестве виновными себя признали и полностью подтвердили обстоятельства этого эпизода. Необходимо перестроить эту громоздкую фразу: Обвиняемые признали себя виновными: Шубченко – в злоупотреблении служебным положением и в получении взяток, Голосова – в том, что была посредницей при даче взяток. Оба полностью подтвердили обстоятельства этого эпизода.

Обратный порядок слов оправдан в тех случаях, когда смысл, выражаемый дополнением, важнее, чем смысл сказуемого: часто следователь хочет подчеркнуть не столько то, что обвиняемый признал (или не признал) себя виновным, сколько то, в чем, в каких именно деяниях он признался.

Если же основной смысл выражается не дополнением, а другими членами предложения, то изменение порядка слов вносит лишь путаницу. Например: После этого Иванов о незаконном зачислении Попова в институт за взятку договорился с Борисовым (из-за неправильного порядка слов здесь возникли двойственные смысловые связи: зачисление за взятку или договорился за взятку?). Главное, о чем сообщается в предложении, это договоренность Иванова и Борисова (то, о чем они договорились, известно читателю из контекста). Однако это главное сообщено так, что слова, обозначающие участников договора, оказались разъединенными. Следовало бы написать: После этого о незаконном зачислении Попова в институт за взятку Иванов договорился с Борисовым.

Ничем не оправдано такое построение предложения, при котором меняется порядок слов в глагольных словосочетаниях, не принадлежащих к специфическим юридическим конструкциям (такой конструкцией является, например, оборот (не) признал себя виновным). В подобных сочетаниях глагол, выраженный неопределенной формой, может играть в предложении роль дополнения: стараться выяснить вопрос; стремиться сбыть краденое. Порядок слов типа: стараться вопрос выяснить, стремиться краденое сбыть уместен, лишь когда необходимо подчеркнуть смысл глагола (выяснить, а не запутать; сбыть, а не спрятать). В остальных случаях действует правило прямого порядка слов. Поэтому предложение: Между участниками этого преступления состоялась договоренность изготовлением поддельных 1000-рублевых денежных знаков заняться в г. Смоленске лучше исправить: Участники преступления договорились заняться изготовлением поддельных денежных знаков в г. Смоленске.

При составлении обвинительного заключения возникает необходимость называть разного рода действия обвиняемых и свидетелей. Этим объясняется, что в тексте обвинительного заключения используется много отглагольных существительных. Существительные точнее указывают на характер действия, чем соответствующие глаголы: произвести обыск, а не обыскать, совершить нападение, а не напасть и т.д.

При употреблении нескольких подобных глагольно-именных словосочетаний в предложении часто образуется цепочка нескольких грамматически одинаковых форм (нанизывание падежей).

Кроме того, существительные, стоящие в одном и том же падеже, чаще всего бывают сходны и по морфологическому строению. Отсюда – стилистически неудачное стечение слов с суффиксами -ение, -ание, -тие, -ация и т.п. Например: для осуществления решения совещания; с целью обнаружения захоронения и оказания помощи в этом отношении районной прокуратуре; в целях расследования подготовки и совершения преступления и т.п.

В подобных случаях следует то или иное существительное заменять глаголом, а цепочку слов, стоящих в одном и том же падеже, перестраивать в придаточное предложение: для того чтобы осуществить решение совещания, чтобы обнаружить захоронение, а также для того, чтобы помочь в этом отношении районной прокуратуре; чтобы расследовать, как готовилось преступление и как оно было совершено.

Иногда какое-либо из отглагольных существительных может быть устранено из предложения без ущерба для его смысла. Например, фразу: Они оставили на месте совершения преступления отрезок металлической трубы можно без потери в точности сообщаемого изменить: Они оставили на месте преступления…

При употреблении отглагольных существительных надо помнить и о таком их свойстве: в отличие от глаголов они, как правило, не указывают на вид (совершенный или несовершенный) и время действия. Поэтому прочитавшему предложение: На заседании коллегии обсуждался вопрос о ликвидации отставания в этом деле остается непонятно, отставание уже ликвидировано, ликвидируется или же на заседании обсуждалось, как его ликвидировать.

Особенно внимательным следует быть при назывании действий, которые в литературном языке обозначаются только глаголами, а соответствующие отглагольные существительные либо не образуются вовсе, либо имеют индивидуальный характер: утащить, утонуть, окунуть, заснуть, отнять, разбить, выпить, выколоть, откусить и др. (в русском языке нет слов утащение, утонутие, окунутие, заснутие, отнятие, разбитие, выпитие, выколотие, откушение). Например, стремление юриста обязательно именовать действия иногда приводит к ошибкам: Эти показания полностью подтвердились при осмотре места происшествия, произведенном сразу же после совершения преступления, во время которого было установлено, что проникновение в магазин действительно имело место через первое от угла с восточной стороны здания окно путем выставления средних звеньев в наружной и внутренней рамках… . Желание точно обозначить преступные действия Проникновение имело место путем выставления обвиняемых нарушает правила образования и употребления слов. В данном случае нет необходимости указывать все сведения, о которых хочет сообщить пишущий, непременно в одно предложение. Некоторые обороты с отглагольными существительными лучше заменить глаголами, придаточными предложениями или деепричастными оборотами: Эти показания полностью подтвердились при осмотре места происшествия, произведенном сразу же после совершения преступления. Во время осмотра было установлено, что обвиняемые проникли в магазин действительно через окно, первое от угла здания с восточной стороны, выставив при этом средние звенья наружной и внутренней рам…

Или: Вследствие оставления потерпевшей вверенного ей сейфа не запертым…; Необходимого эффекта обвиняемый добился путем намеренного дезинформирования руководства учреждения; Ввиду неимения показаний, которые содержали бы какие-либо опровергающие сведения…; Принадлежание этих вещей убитому установлено показаниями свидетелей. Устранить стилистические ошибки в этих предложениях можно также с помощью разного рода замен. Оборот вследствие оставления можно заменить придаточным предложением: Вследствие того, что потерпевшая оставила вверенный ей сейф не запертым…; оборот путем дезинформирования – деепричастным оборотом: Необходимого эффекта обвиняемый добился, намеренно дезинформировав руководство; вместо несуществующих слов принадлежание и неимение надо употребить слова принадлежность и отсутствие.
§ 4. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Факультативные процессуальные документы в отличие от основных не получили столь полной регламентации в уголовно-процессуальном законе: в нем по общему правилу, лишь указывается их наименование и назначение.

Представление составляется в соответствии с требованиями УПК РФ, когда необходимо приять меры для устранения выявленных в ходе расследования причин и условий, способствующих совершению преступлений. В представлении указывается, куда оно вносится (наименование предприятия, учреждения или общественной организации), по какому уголовному делу, излагается существо дела, а также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления и подлежащие устранению. Заканчивается данный документ ссылкой на то, что закон устанавливает обязанность соответствующего предприятия, учреждения или общественной организации не позднее чем в месячный срок рассмотреть представление, принять необходимые меры и сообщить следователю об этом. В представлении следователь высказывает и обосновывает свое мнение о причинах недостатков в деятельности предприятий, учреждений и общественных организаций и настаивает на их устранении.

Подписка – это такой процессуальный документ, который составляется: при избрании меры пресечения в виде «подписки о невыезде» (ст. 102 УПК РФ) или «личного поручительства» (ст. 103 УПК РФ); при предупреждении о недопустимости разглашения данных предварительного следствия без соответствующего на это разрешения (ст. 161 УПК РФ); при сдаче на хранение имущества, на которое наложен арест (ст. 185 УПК РФ); при разъяснении руководителем экспертного учреждения по поручению следователя сотрудникам, на которых возложено производство экспертизы, прав и обязанностей экспертов и при предупреждении их об ответственности – за отказ или уклонение от дачи заключения либо за дачу заведомо ложного заключения (ст.ст. 57, 199 УПК РФ); при письменном обязательстве родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего, а также его явку к следователю (ст. 424 УПК РФ). В подписке указывается, кто берет обязательство, кому оно дается; в чем его сущность, какова ответственность за нарушение обязательства, место составления и дата. Документ подписывается лицом, дающим подписку, и лицом, принявшим ее.

Обязательство. Обвиняемый обязывается этим документом явиться к следователю, когда нет оснований для применения меры пресечения (ст. 112 УПК РФ).

Письменное поручение – это процессуальный документ, которым следователь по находящемуся в его производстве делу обязывает орган дознания выполнить необходимые следственные и розыскные действия, а также требует оказать ему содействие при производстве отдельных следственных действий. В этом документе указывается, кому он адресован, излагается существо следственных и розыскных действий, которые должны быть выполнены. В случае необходимости в нем могут быть изложены (для ориентировки) обстоятельства дела.

Письменное уведомление составляется следователем: при отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 148 УПК РФ); при необходимости разъяснения гражданину, предприятию, учреждению или организации, которым преступлением причинен ущерб, их права предъявить гражданский иск; при извещении потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей об окончании предварительного следствия и разъяснения им их права ознакомиться с материалами дела (ст. 216 УПК РФ); при сообщении лицу, привлекавшемуся в качестве обвиняемого, и другим заинтересованным лицам о прекращении дела (ст. 217 УПК РФ). При отказе в возбуждении уголовного дела и при прекращении дела в уведомлении должно содержаться разъяснение о праве обжалования принятого решения.

Письменное возражение предусмотрено УПК РФ для случаев, когда следователь не согласен с указаниями прокурора о привлечении определенного лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или прекращении дела. Возражение за подписью следователя представляется вместе с делом вышестоящему прокурору с изложением существа вопроса и своих доводов.

Заявление. При наличии оснований для отвода следователь обязан обратиться с заявлением о самоустранении от производства предварительного следствия по данному делу. В заявлении, адресованном прокурору, излагаются основания, по которым следователь считает необходимым самоустраниться. Оно подписывается следователем с указанием даты и места составления.

Повестка – документ для вызова участника уголовного судопроизводства к месту его проведения для участия в следственных или иных процессуальных действиях.

Опись имущества составляется в случае изъятия предметов и документов при обыске, выемке и при наложении ареста на имущество (ст.ст. 184, 185 УПК РФ).

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие общие требования предъявляются к составлению процессуальных документов?
  2. Виды процессуальных документов.
  3. Каковы языковые особенности постановлений?
  4. Перечислите основные разновидности протоколов.
  5. В чем особенности речи допрашиваемых?
  6. Как вы понимаете требование дословной записи показаний?
  7. Какие проводятся языковые трансформации при изложении рассказа допрашиваемого?
  8. Охарактеризуйте вопрос как средство получения информации.
  9. Какие разряды вопросительных предложений вы знаете?
  10. Опишите рекомендации по составлению протоколов осмотра.
  11. Какова роль порядка слов в протоколах осмотра?
  12. В чем особенности протокола судебного заседания?
  13. Что такое обвинительное заключение?
  14. Каковы способы введения записи показаний в текст обвинительного заключения?
  15. Назовите типичные ошибки при составлении обвинительного заключения.
  16. Перечислите факультативные процессуальные документы.

РАЗДЕЛ III.

ПРАКТИКУМ
§ 1. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Задание 1. Сравните лексический состав, морфологические и синтаксические особенности текстов, сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого текста.
I. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды – молнии – сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
II. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами.
III. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
IV. …Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я, человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.

Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется — рукой подать, загорелась школа. И стар и млад – все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет – вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
V. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (…)

Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (…)

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. (…)

Дождь почему-то долго не начинался… Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (…)

Вдруг над самой головой его (Егорушки) со страшным, внушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки… Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.

«Тррах! тах, тах! тах!» — явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым «трра!..».

…Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали… По дороге текли ручейки и прыгали пузыри.
Задание 2. Распределите слова и словосочетания на группы в зависимости от стилистической принадлежности (книжные, разговорные, нейтральные):
Доводим до вашего сведения, директорша, елка, зря, солдатня, помидор, запретить, ставим вас в известность, вступить в законную силу, великодушие, несовершеннолетний, индивид, алиби, настоятельно напоминаем, наговор, столовка, писатель, работник, потерпевший, расторжение брака, молодчина, мордатый, принудиловка, расчудесный, счастье, место жительства, объяснение, следователь, лист успеваемости, в силу сложившихся условий, кодекс, де-факто, инфляция, посадить за решетку, документ, дотошный, зарегистрировать, творческий, оскорбление действием.

Задание 3. Определите, к какому функциональному стилю относятся следующие тексты. В какой мере в них представлены характерные языковые особенности стиля.
1) Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа (ст. 190 УПК РФ).

2) Настоящим извещаем, что Ваше указание о расформировании архива в настоящее время не может быть выполнено.

3) МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕНЫ РЕШИМОСТИ

избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов РЕШИЛИ ОБЪЕДИНИТЬ НАШИ УСИЛИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НАШИХ ЦЕЛЕЙ.
Задание 4. Проведите стилистический анализ текста. Установите языковые особенности. Запишите текст, используя нормы письменной речи.
Парковая… . Шо-то помню че-то такое вот. Так. Теперь на этом месте, где наш дом, там же, вот это вот, где щас стоит, новое же здание… На… Налоговой… инспекции…, где новое… туда, в сторону, немножко… Ну угол-то как раз, как раз угол…. Улица Грибоедова щас. Опять назвали Садовой. А сюда – Мичурина. Вот угол, тут была школа. И вот этот… и… этого ж дома не было. Было мале… маленьк… ну, небольшое здание. Туда. Дальше. Вот к церкви сюда. В сторону церкви.
Задание 5. Определите, к какому функциональному стилю относятся следующие тексты. Найдите стандарты этого стиля (лексические, морфологические и синтаксические особенности).
1. Стало избитой банальностью, но я все-таки повторю изречение, которое приписывают, кажется, Черчиллю, что демократия не самая идеальная форма правления, но лучшего человечество не придумало и вряд ли способно придумать. Если говорить о непосредственной демократии, то очевидно, что сложные государственные проблемы следовало бы решать голосованием на собраниях избирателей типа «вече». Но представим себе ученый совет, который голосованием решает научные проблемы. Ясно, что ни одна проблема не будет решена. А проблемы, стоящие перед управлением государством, подчас бывают намного сложнее.

Какой выход? Выход состоит в представительной демократии. У нас часто утверждают, что выбранный определенным числом избирателей представитель выражает их мнение. Думаю, что это очень наивная и опасная ошибка. Избиратели доверили защиту своих интересов тому специалисту, который им понравился больше других. Именно ИНТЕРЕСЫ доверили, а вовсе не продиктовали ему мнение, которое к тому же может быть совершенно не квалифицированным. Ошиблись они в этом выборе или нет – показывает работа депутата в парламенте.
2. Отдельное поручение следователя – это его письменная просьба о производстве розыскных или следственных действий, направленная органу дознания или другому органу расследования.

Отдельное поручение оформляется письмом, которое подписывается следователем или начальником следственного отдела в зависимости от того, какому должностному лицу адресовано отдельное поручение.

В отдельном поручении должны быть указаны: наименование органа, которому поручается производство следственных действий или розыскных мероприятий, наименование уголовного дела и его краткая фабула, содержание следственных действий и все другие обстоятельства по делу, которые должен знать орган дознания или следствия при выполнении этих следственных действий.
3. Из сообщения директора Иванова П.С. усматривается, что 7 июля 2006 года около 19 часов исчезла старший кассир магазина «Звезда» Федюнина Зинаида Петровна с выручкой по кассе в сумме 59620 рублей. Поиски Федюниной З.П. в больницах, моргах, милиции результатов не дали, в связи с чем имеются основания подозревать ее в том, что она, совершив кражу чужих денежных средств, скрылась.
4. В понедельник утром в г. Ангарске Иркутской области, в помещении редакции газеты «Время», расположенном на первом этаже жилого дома, прогремел взрыв. Как сообщает Интерфакс, в результате взрыва пострадал один человек, который был госпитализирован. По предварительной информации, причиной взрыва стала утечка газа из проходящего рядом магистрального газопровода. Областная комиссия по чрезвычайным ситуациям приняла решение обрушить угол дома, получивший наибольшие повреждения. В дальнейшем весь пострадавший дом будет разобран. Его жильцы уже отселены в выделенные администрацией города квартиры.
5. Научно-исследовательская работа студентов является действенным средством повышения качества подготовки выпускаемых высшей школой специалистов и должна проводиться в тесной связи с учебным процессом. Она включается в общий план научной работы вуза, факультета, кафедры.

Научно-исследовательская работа студентов организуется в различных формах, важнейшими из которых являются: работа в студенческих научных кружках при кафедрах; участие студентов группами и в индивидуальном порядке в выполнении кафедрами, проблемными и отраслевыми лабораториями госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ.
6. Представьте такую картину. Ясный день; мороз всего 2 градуса. Солнце заливает все своими лучами; однако косые лучи не нагревают землю настолько, чтобы снег мог таять. Но на склон крыши, обращенный к Солнцу, лучи падают не прямо, как на землю, а круче, под углом, более близким к прямому. Известно, что освещение и нагревание лучами тем более, чем больший угол составляют лучи с плоскостью, на которую они падают. Действие лучей пропорционально синусу этого угла. Вот почему скат крыши нагревается сильнее и снег на нем может таять. Но под крышей температура ниже нуля, и капля, охлаждаемая к тому же испарением, замерзает. На замерзшую каплю натекает следующая, также замерзающая; затем третья капля и т.д.; постепенно образуется маленький ледяной бугорок. В другой раз при такой же погоде эти ледяные наплывы еще удлиняются, и в результате образуются сосульки, вырастающие наподобие известковых сталактитов в подземных пещерах. Так возникают сосульки на крышах.
7. За нарушение предусмотренных настоящим Законом авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. В платежном балансе страны учитываются все операции, приводящие к притоку или оттоку иностранной валюты. Сложив все входящие в него счета, можно получить сумму чистого притока или оттока иностранной валюты из страны (сальдо платежного баланса). Структурно платежный баланс состоит из текущего платежного баланса, в котором учитываются экспортно-импортные операции, а также инвестиционные доходы и текущие трансферты из-за рубежа.
9. Желательно, чтобы понятые разбирались в тех объектах, которые исследуются при осмотре места происшествия (например, станки и механизмы при осмотре мест аварий и несчастных случаев на производстве).

Во время осмотра они постоянно должны находиться рядом со следователем и лично воспринимать все, что обнаруживается, исследуется и фиксируется при производстве следственного действия.

При необходимости от понятых может быть получена подписка с обязательством не разглашать данные предварительного следствия, которые стали им известны в ходе осмотра места происшествия. При этом они предупреждаются об уголовной ответственности за разглашение этих данных.
10. Мало кто задумывается, кто такой террорист. Еще меньше размышляют об истоках терроризма, о его спорах, под которыми в науке понимают микроскопические зачатки растений, служащие для их размножения. Если же усвоить, что терроризм – это прежде всего насилие, то смешно думать, будто его зародышей нет ни в США, ни в Западной Европе, ни в России. Зарубежная пресса едва успевает фик­сировать факты — достаточно вспомнить, например, случаи расстрела амери­канскими школьниками своих учителей и одноклассников.

11.

– А чего прокурор-то?

– А то… Пусть, говорит, пока не переживает, пусть всякие мысли выкинет из головы… Мы, дескать, сами тут сделать ничего не можем, потому что не имеем права. А ты, мол, не теряй время, а садись и езжай в краевые организации. Нам, мол, оттуда прикажут, мы волей-неволей его отпустим. Тада, говорит, нам и перед своими совестно не будет: хотели, мол, осудить, но не могли. Они уж все обдумали тут. Мне, говорит, самому его жалко… Но мы, говорит, люди маленькие. Езжай, мол, в краевые организации, там все обскажи подробно… У тебя сколь денег-то было?

– Полторы сотни.

– Батюшки-святы! Нагрели руки…

В дверь заглянул длинный милиционер.

– Кончайте.

– Счас, счас,— заторопилась мать. Мы уж все обговорили… Счас я, значит, доеду до дому, Мишка Бычков напишет на тебя карахтеристику… Хорошую, говорит, напишу.

Задание 6. Проанализируйте ошибки, допущенные в различных видах документов. Исправьте их – изложите предложения современным деловым языком.
1) Факт засоляривания костюма у него случился при оступлении в яму с

соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы. 2) Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установлена высокая загрязненность и затараканенность бытовых помещений. 3) Игнорируя приказ директора и правила по технике безопасности, бык-производитель бодал пастуха Аносова Н.Д. 4) Каждое помещение для бань должно содержать в себе следующие помещения: раздевальню, комнату для мытья, а также может быть и комната для паренья. Все они должны находиться в неразрывной друг с другом, причем мыльня и парильня должны быть расположены на одном этаже. 5) За прошедшие сутки в городе П. зафиксировано: один пожар, одно ДТП, одно ограбление, одно изнасилование. Пострадавший находится в городской травматологической больнице. 6) Вернувшись из командировки, гражданин Волков обнаружил у себя в ванной голого соседа, после чего пытался покончить его жизнь фальшивым самоубийством. 7) Выпив две бутылки водки, я возомнил о себе, чем и объясняются все последующие происшествия. 8) Случайно разбив машину гражданина Славко, я подошел и попытался успокоить его. Сказал, что жизнь на этом не заканчивается. Чтобы скрасить утрату, предложил ему жевательной резинки, похлопал его по плечу (я не знал, что оно у него сломанное), а Славко рассердился и, наоборот, ударил меня по голове в район волос. 9) На вашу жалобу от 26 декабря 2004 года сообщаю, что водитель автомашины ЕК 345 Е за обрызгивание грязью прохожих разобран на технокомиссии автоколонны, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке знаний правил дорожного движения. 10) Я прыгнул с моста ввиду бессмысленности в тот момент жизни. 110 тысяч рублей компенсации за 2 часа работы катера и спасателей выплатить обязуюсь, за что очень благодарен, потому что теперь мне есть ради чего жить года два.
Задание 7. Дайте стилистическую характеристику слов и синтаксических конструкций разговорного стиля в письменных текстах публицистического стиля.

1) На Западе производством такого товара не стал бы заниматься никто. Кто ж купит эдакую пищевую бомбочку? 2) Хорошо это или плохо? С одной стороны, конечно же, хорошо. Но не всякая вода во благо. 3) Вторая причина – банальная уголовщина. 4) А об индексации согласно закону никто и слышать не хочет. И о КЗОТе никто не хочет слышать.

Задание 8. Определите, к какому стилю относятся приведенные ниже отрывки текстов.
1. При осмотре места происшествия по делам об убийствах, изнасиловании, транспортных происшествиях и некоторым другим категориям дел на орудиях преступлений, одежде, теле живых лиц и трупах могут быть обнаружены волосы. Обнаружение волос и дальнейшее их исследование позволяют установить, принадлежат ли волосы человеку или животному (какому именно); с какой части тела они происходят, а иногда и какова половая принадлежность лица, которому они принадлежали. Для установления лица, чьи волосы обнаружены, иногда важно определить, подвергались ли они окраске, обесцвечиванию, завивке, как давно стрижены, характер их загрязнения и т.д. Установление фактов, выпали или вырваны волосы, имеются ли на них повреждения и какие именно, может помочь установлению механизма совершения преступления.

Волосы обнаруживаются при тщательном осмотре предметов с использованием хорошего освещения и лупы с большим полем зрения. Снимать волосы с предметов следует осторожно, с тем, чтобы не повредить их.
2. При развертывании работ по реставрации исторически ценных зданий института выяснилась невозможность поэтапного проведения реставрации с продолжением учебного процесса в части помещений.

Просим Вас оказать содействие в выделении арендных помещений площадью 600 кв.м. для перенесения учебных занятий на время реставрации зданий.
3. Члены Совета подчеркивают необходимость того, чтобы все государства-члены выполняли свои обязательства в области контроля над вооружениями и разоружения; предотвратили распространение во всех его аспектах всех видов оружия массового уничтожения; избегали чрезмерного и дестабилизирующего накопления вооружений и их поставок и урегулировали мирными средствами в соответствии с Уставом любые проблемы по этим вопросам, которые угрожают поддержанию региональной и глобальной стабильности или подрывают ее.

  1. ПРИКАЗЫВАЮ:

1.1. Утвердить Положение об организации выполнения и защиты курсовых работ (приложение 1);

1.2. Положение об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины (приложение 2);

1.3. Инструкцию по нормированию затрат времени на учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и воспитательную работы, выполняемые профессорско-преподавательским составом Московского университета МВД России.
5. Если имущество залогодателя, являющееся предметом залога, перешло в порядке правопреемства к нескольким лицам, каждый из правопреемников (приобретателей имущества) несет вытекающие из залога последствия неисполнения обеспеченного залогом обязательства соразмерно перешедшей к нему части указанного имущества. Однако если предмет залога неделим или по иным основаниям остается в общей собственности правопреемников, они становятся солидарными залогодателями.
Задание 9. К существительным первой группы подберите такие прилагательные, чтобы в результате получились словосочетания, характерные для официально-делового стиля. Образец: дети – несовершеннолетние дети; лицо – юридическое лицо; жалоба – кассационная жалоба.

К существительным второй группы подберите такие глаголы, чтобы в результате получились словосочетания, характерные для официально-делового стиля. Образец: дисциплина – обеспечить дисциплину; меры – принять меры; совещание – провести совещание.

  1. Свидетель, приговор, ответчик, действия, обстоятельства, пособие, рассмотрение, наказание, органы, полномочия, преступление, оборона.
  2. Обязанности, контроль, приказ, выговор, порицание, содействие, выемка, недоделки, порядок, выполнение, обследование, перестройка.

Задание 10. Отметьте предложения, в которых есть неуместные с точки зрения определенного стиля слова.
1) Если мне вдруг приходится задержаться, я всегда неукоснительно информирую домашних, где в таком случае буду базироваться. 2) На первом этапе эта методика будет апробироваться на нескольких промышленных предприятиях столицы. 3) Выступавший справедливо обратил внимание на проблему парковки частного автотранспорта в центре города, но почему-то лишь вскользь и краем подметил не всегда обоснованные действия бригады эвакуаторов Центрального округа. 4) На пресс-конференции отмечалось, что городские власти и милиция принимают в этой ситуации всевозможные меры, способствующие улучшению ситуации на дорогах. 5) В период вечернего чаепития все домочадцы принимали непосредственное участие в полемическом обсуждении вопроса о целесообразности или же нецелесообразности применения такого материала, как сайдинг, для усиления сохранения тепла при протапливании печи в дачном домике.
Задание 11. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.
Материал для справок:

1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.

2. Цель общения: общение, предписание или указание, соблюдение делового этикета, эстетическое воздействие, передача информации.

3. Функция языка: коммуникативная, воздействия, информационная, эстетическая.

4. Вид речи: диалог, монолог, полилог.

5. Форма речи: письменная, устная.

6. Способ изложения материала: формально-логический, стандартный, констатация или утверждения, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.

7. – 13. Объективность, точность, ясность, выразительность, стандартизованность, полнота изложения, соблюдение графики: «есть» (+), «нет» ( – ).

Дайте стилистическую характеристику элементов разговорного стиля в устных телевизионных текстах стиля массовой коммуникации. Переделайте предложения по законам письменной речи.
1. Жаль, обычный человек не может высказаться прийти на вашу передачу. 2. Молодые бойцы первым делом стоят на кухне дежурят. 3. Минута в минуту проводились все эти пробные вылеты проигрывались в диспетчерской. 4. Даже он так написал, так дарственную надпись сделал для нашего музея, что подумали это на машинке напечатали
5. Кстати, они крутятся вокруг одной и той же темы, эти вопросы. 6. Чем он силен, премьер-министр, так это умением подбирать себе совершенно безамбициозную команду. 7. Неотложные вопросы надо решать, ну, вы знаете эти вопросы. Это прежде всего продовольственные вопросы, жилищная программа у нас решается очень плохо. 8. Я ходил все время думал о новом романе, о том, как писатель неожиданно отразил совсем недавние события. 9. У него есть в «Современнике» выходила книга «Нерв» вскоре после смерти. 10. В этом году «Антибукер», кто еще не слышал, присужден поэту Бахыту Кенжееву. 11. У кого не собрали деньги на домофон, соберите сами. 12. Благородная задача каждого военного врача – оказать помощь, кто окажется подвержен инфекции.12. Жаль, обычный человек не может высказаться прийти на вашу передачу. 13. Молодые бойцы первым делом стоят на кухне дежурят. 14. Минута в минуту проводились все эти пробные вылеты проигрывались в диспетчерской. 15. Даже он так написал, так дарственную надпись сделал для нашего музея, что подумали это на машинке напечатали.. Я совершенно не согласен с либеральными экономистами, то, что монетаризм – единственный выход для экономики России. 16. И вот еще одно стихотворение, которое я бы хотел остановиться особо. 17. Если мне продолжить вот тут следующие письма. 18. У нас есть, сейчас мы открыли такой театр, в котором все спектакли играются двумя – тремя актерами и при этом собирают полный зал.19. Игнорируя приказ директора и правила по технике безопасности, бык – производитель бодал пастуха Аносова Н.Д. 20. Каждое отделение бань должно содержать в себе следующие помещения: раздевальню, комнату для мытья, а также может быть и комната для паренья. Все они должны находиться в неразрывной связи друг с другом, причем мыльня и парильня должны быть расположены в одном этаже. . Факт засоляривания костюма у него случился при отступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы. 21. Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установленная высокая загрязненность и затараканенность бытовых помещений. 22. На вашу жалобу от 26 декабря 1985 года сообщаю, что водитель автомашины № 87 – 05 за обрызгивание грязью прохожих разобран на технокомиссии автоколонны, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке знаний правил движения.

Добавлено спустя 16 минут 5 секунд:
Жаль, обычный человек не может прийти на вашу передачу чтобы высказаться. 2. Молодые бойцы первым делом дежурят на кухне. 3. Минута в минуту в диспетчерской проводились все эти пробные вылеты. 4. Он так написал дарственную надпись для нашего музея, что подумали это на машинке напечатал.
5. Кстати, эти вопросы крутятся вокруг одной и той же темы. 6. Чем силен, премьер-министр, так это умением подбирать себе совершенно безамбициозную команду. 7. Вы знаете неотложные вопросы, которые надо решать. Это прежде всего продовольственные вопросы, жилищная программа. Они у нас решаются очень плохо. 8. Я все время думал о новом романе, о том, как писатель неожиданно отразил совсем недавние события. 9. Вскоре после его смерти в «Современнике» выходила его книга «Нерв» . 10. Кто еще не слышал, в этом году «Антибукер» присужден поэту Бахыту Кенжееву. 11. У кого не собрали деньги на домофон, соберите сами (не знаю) . 12. Благородная задача каждого военного врача – оказать помощь, каждому инфицированному.
13.Я совершенно не согласен с либеральными экономистами, в том, что монетаризм – единственный выход для экономики России. 14. И вот еще одно стихотворение, на котором я бы хотел остановиться особо. 15. Если мне продолжить вот тут следующие письма (не знаю). 16. Сейчас мы открыли такой театр, в котором все спектакли играются двумя – тремя актерами и при этом собирают полный зал. 17.Игнорируя приказ директора и правила по технике безопасности, пастух Аносов Н.Д. прыгал на рога быка– производителя, вынуждая того бодаться. (по другому я не знаю :D ) 20. Отделение бани должно состоять из следующих помещений: раздевальня, комната для мытья, а также может быть и комната для паренья. Все они должны быть соединены друг с другом, причем мыльня и парильня должны быть расположены на одном этаже. . 21. Загрязнение костюма у него случилось при отступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы. 21. Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установленная высокая загрязненность и зараженность вредными насекомыми бытовых помещений. 22. На вашу жалобу от 26 декабря 1985 года сообщаю, что водитель автомашины № 87 – 05 за обрызгивание грязью прохожих разобран на технокомиссии автоколонны, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке знаний правил движения (не знаю).


Проанализируйте ошибки, допущенные в различных видах документов. Исправьте их

.pdf

Подпишись на нашего бота Кампус Хаб и получи неограниченный доступ к материалам, а также много полезностей от Кампус и Автор24

Условие

Проанализируйте ошибки, допущенные в различных видах документов. Исправьте их – изложите предложения современным деловым языком.
1) Факт засоляривания костюма у него случился при оступлении в яму с соляркой на расстоянии около 100 км от Москвы. 2) Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установлена высокая загрязненность и затараканенность бытовых помещений. 3) Игнорируя приказ директора и правила по технике безопасности, бык-производитель бодал пастуха Аносова Н.Д. 4) Каждое помещение для бань должно содержать в себе следующие помещения: раздевальню, комнату для мытья, а также может быть и комната для паренья. Все они должны находиться в неразрывной друг с другом, причем мыльня и парильня должны быть расположены на одном этаже. 5) За прошедшие сутки в городе П. зафиксировано: один пожар, одно ДТП, одно ограбление, одно изнасилование. Пострадавший находится в городской травматологической больнице. 6) Вернувшись из командировки, гражданин Волков обнаружил у себя в ванной голого соседа, после чего пытался покончить его жизнь фальшивым самоубийством. 7) Выпив две бутылки водки, я возомнил о себе, чем и объясняются все последующие происшествия. 8) Случайно разбив машину гражданина Славко, я подошел и попытался успокоить его. Сказал, что жизнь на этом не заканчивается. Чтобы скрасить утрату, предложил ему жевательной резинки, похлопал его по плечу (я не знал, что оно у него сломанное), а Славко рассердился и, наоборот, ударил меня по голове в район волос. 9) На вашу жалобу от 26 декабря 2019 года сообщаю, что водитель автомашины ЕК 345 Е за обрызгивание грязью прохожих разобран на технокомиссии автоколонны, где ему вынесено решение подвергнуть углубленной проверке знаний правил дорожного движения. 10) Я прыгнул с моста ввиду бессмысленности в тот момент жизни. 110 тысяч рублей компенсации за 2 часа работы катера и спасателей выплатить обязуюсь, за что очень благодарен, потому что теперь мне есть ради чего жить года два.

Решение

1) Засоляривание костюма произошло на расстоянии около 100 км от Москвы, при отступлении в яму с соляркой.
2) Неоднократными санитарными обследованиями предприятия была установлена высокая загрязненность бытовых помещений.
3) Бык-производитель бодал пастуха Аносова Н.Д., что нарушало приказ директора и правила по технике безопасности.
4) Каждое помещение для бань должно содержать в себе следующие комнаты: раздевальню, комнату для мытья, а также может быть и отдельное пространство для паренья
. Все они должны находиться рядом друг с другом, причем мыльня и парильня должны быть расположены на одном этаже.
5) За прошедшие сутки в городе П. зафиксировано: пожар, ДТП, ограбление, изнасилование. Пострадавший находится в травматологическом отделении городской больницы.
6) Вернувшись из командировки, гражданин Волков обнаружил у себя в ванной голого соседа, после чего пытался его убить, списав все на самоубийство

50% задачи недоступно для прочтения

Полное решение в телеграм. Перейди по ссылке и получи решение бесплатно, в формате PDF

Вопросы:

1.
Редактирование и стилистическая правка
современных судебных документов.

2.
Недостатки в оформлении документов.

3.
Грамматические и стилистические ошибки.

4. Трудные случаи
орфографии. Трудные случаи пунктуации.

Практическая
часть

Задание
1. Подчеркнутые словосочетания и
предложения замените речевыми формулами,
употребляемыми в процессуальных
документах.

1. Ревизоры
обнаружили, что в магазине недостает
много товаров. 2. Следователь
предупредил свидетеля, что он несет
ответственность, если показания будут
заведомо ложными. 3. Это заявление было
показано понятым и затем отобрано
следователем для приложения к уголовному
делу обвиняемой Васиной О.В.

4. Гражданин К. задержан, так
как подозревается в том, что совершил
преступление.

5. Когда был
в г. Энске,

Алешин В.П. 28 сентября 2000 г. встретился
со знакомым Афониным В.Ф., с
которым вместе сидел
,
и около ларька пырнул
его ножом в живот
.
6. Чтобы
установить преступников и предупредить
посягательства на мою жизнь, прошу
организовать прослушивание моего
домашнего телефона № 48-67-80.

Задание
2.

Укажите ошибки в использовании
параллельных синтаксических конструкций,
исправьте фразы. Определите, какая из
параллельных синтаксических конструкций
наиболее приемлема в каждом случае и
почему.

1. Кирпич, брошенный
Дзюбой, стукнул Жилина по голове,
совершив тем самым дерзкое хулиганство.

2. Пришедший ранее
Литвинов спрятался в встроенный шкаф,
откуда неожиданно воздействовал на
потерпевших.

3. Хищение совершено
подсудимым путем выдавливания стекла,
влезания в окно, открывания шкафа,
собирания вещей в узел и вылезания
обратно.

4. Как произошла
драка, я не видела. Сидя под коровой, ко
мне вбежала Вера.

5. Фетисов, будучи
пенсионером, проводил утро на балконе
и наблюдал факты совершения хищения
продуктов в магазине напротив.

6. На следствии
Петров дал показания о сообщниках,
участвующих в совершении преступления.

7. Стремясь
выгородить сообщников, его показания
содержат противоречия.

8. Приобщенные
материалы требуют дополнительного
расследования.
9. Давая показания,
ему пришлось рассказать обо всех
обстоятельствах совершения преступления.

10. Данные показания
на предварительном следствии необходимо
проверить.

11. Материалы дела
рассматривались экспертами, не
завершившись никаким определенным
выводом.

12. Груз, отправляющийся
со станции Красноярск, должен быть
доставлен на станцию Чернореченская.

13. Свидетели,
которые были вызваны в суд, дали
показания, которые подтверждают вину
подсудимого, которую вменяют ему органы
предварительного расследования.

14.
На
допросе Иванов показал, что вместе с
Петровым мы после работы всегда заходим
в магазин и берем бутылку водки; Во
время второго допроса обвиняемый
изменил свои первоначальные показания
и утверждал, что Сергеева я не знаю,
никаких дел с ним не имел и на дискотеке
мы с ним вместе не были.

Задание
3. Проанализируйте ошибки, допущенные
в различных видах документов. Исправьте
их – изложите предложения современным
деловым языком.

1)
Факт засоляривания костюма у него
случился при оступлении в яму с соляркой
на расстоянии около 100 км от Москвы. 2)
Неоднократными санитарными обследованиями
предприятия была установлена высокая
загрязненность и затараканенность
бытовых помещений. 3) Игнорируя приказ
директора и правила по технике
безопасности, бык-производитель бодал
пастуха Аносова Н.Д. 4) Каждое помещение
для бань должно содержать в себе
следующие помещения: раздевальню,
комнату для мытья, а также может быть
и комната для паренья. Все они должны
находиться в неразрывной друг с другом,
причем мыльня и парильня должны быть
расположены на одном этаже. 5) За прошедшие
сутки в городе П. зафиксировано: один
пожар, одно ДТП, одно ограбление, одно
изнасилование. Пострадавший находится
в городской травматологической больнице.
6) Вернувшись из командировки, гражданин
Волков обнаружил у себя в ванной голого
соседа, после чего пытался покончить
его жизнь фальшивым самоубийством. 7)
Выпив две бутылки водки, я возомнил о
себе, чем и объясняются все последующие
происшествия. 8) Случайно разбив машину
гражданина Славко, я подошел и попытался
успокоить его. Сказал, что жизнь на этом
не заканчивается. Чтобы скрасить утрату,
предложил ему жевательной резинки,
похлопал его по плечу (я не знал, что
оно у него сломанное), а Славко рассердился
и, наоборот, ударил меня по голове в
район волос. 9) На вашу жалобу от 26 декабря
2004 года сообщаю, что водитель автомашины
ЕК 345 Е за обрызгивание грязью прохожих
разобран на технокомиссии автоколонны,
где ему вынесено решение подвергнуть
углубленной проверке знаний правил
дорожного движения. 10) Я прыгнул с моста
ввиду бессмысленности в тот момент
жизни. 110 тысяч рублей компенсации за
2 часа работы катера и спасателей
выплатить обязуюсь, за что очень
благодарен, потому что теперь мне есть
ради чего жить года два.

Задание
4. Замените прямую речь косвенной.

1.
Антонов А.В. сообщил о совершенном им
преступлении: «Я не работаю с 25 мая 2005
г., так как из магазина «Океан», где
работал грузчиком, был уволен за
систематическое употребление спиртных
напитков. Живу на иждивении жены
Антоновой К.И. 10 декабря 2005 г. в 17 ч. я
решил зайти домой к своему знакомому
Сидоркину И.И. по адресу: г. Норильск,
ул. Матросова, д. 2, кв. 12, и занять денег
на приобретение спиртных напитков.
Дома у Сидоркина никого не было. Я был
в возбужденном состоянии и сильно
ударил в дверь ногой. Видимо замок в
двери был не полностью заперт, так как
дверь открылась. Войдя в квартиру, я
быстро взял видеомагнитофон «Самсунг»,
стоявший на столе в зале, обернул его
покрывалом с кресла и ушел из квартиры.
Затем на стоянке такси у магазина
«Мебель» я продал похищенный
видеомагнитофон за 1900 рублей незнакомому
водителю автомашины «Волга – ГАЗ –
2410» белого цвета…». 2. По окончании
ознакомления с материалами уголовного
дела обвиняемый Хромов П.С. на вопрос
следователя, ходатайствует ли он о
дополнении следствия и о чем именно,
заявил: «С материалами уголовного дела
ознакомился в полном объеме, во времени
ограничен не был, дополнений и каких-либо
ходатайств к предварительному следствию
не имею».

Задание
5. Сделайте запись в протоколе допроса:

1.
Например, подозреваемая на допросе
говорит: Это … ну … директор вызвал
меня к себе и попросил оформить троих
людей, это … ну … грузчиков не хватает.
Ну … мне так и предложил – ну оформи
вот. Я бы, может, никогда не догадалась,
что вот, мол, оформи отца, брата, он
просто намекнул … ну … так сделать. Я
оформила. И, в общем, попросил оформить
троих людей для покрытия недостачи у
Васина.

2.
Я до этого всю ночь не спала, у меня
температура ночью была, всю ночь
температура.

  • Это
    было 4-го вечером?

  • Да
    … Температура … Простыла, может.

  • К
    врачу обращались?

  • Нет,
    думала, что пройдет.

3.
Например, допрашиваемый несовершеннолетний
свидетель говорит: «Там я живу с мамой,
…».

Рекомендуемая
литература:
6;
7;10; 16; 30; 33; 34; 36.

4.
Распределение рейтинговых баллов по
видам текущего контроля

1 семестр

Модули

Рейтинг

Виды работ

Количество
баллов

миним.

макс.

2 модуля

(36
ауд. часов – 18/18)

Текущий Рт

(до 80)

Посещение
аудиторных занятий – 3 лекционных и
15 практических занятий . По 0,5 балла

6

9

Выполнение
домашних контрольных работ по
ортологии: по 2 балла за 1 работу,
выполненную с небольшими недочетами;

по 4 балла за
работу, выполненную без недочетов.

6

12

Тестирование
на знание норм СРЛЯ:

За оценки «2» —
0 баллов, «3» — 1 балл, за «4» — 4 балла, за
«5» — 5 баллов

4

5

Публичное
выступление

За
авторскую манеру изложения — 1 балл;
за продуманные начало и конец — 1 балл;
за приемы привлечения внимания — 1
балл;

за технику речи
и диалоговое взаимодействие — 1 балл;
за использование презентации (ТСО) –
1 балл; за соблюдение логики и регламента
выступления — 1 балл.

3

6

Написание и
защита реферата (письменная научная
работа по теме доклада на коллоквиуме)

За
соответствие содержания теме — 1 балл;
за логичную структурированность
материала — 1 балл;

за авторскую
речь — 1 балл;

за оформление
сносок, цитат, списка литературы — 1
балл;

за наличие во
введении обязательных структурных
компонентов — 1 балл.

2

5

Письменный
анализ (с устной защитой) судебной
речи известных русских юристов по 1
баллу за 1 работу, выполненную с
небольшими недочетами;

по
2 балла за работу, без недочетов

4

8

Подготовка и
участие в деловой игре «Гражданский
процесс»: 1 балл – за участие в
подготовке; 1 балл – за участие в игре;
1 балл – за убедительную и доказательную
речь; 1 балл – за участие в роли судьи.

1

4

Выполнение
прагматических тренингов с моделированием
ситуации (подготовка и выступление
с обвинительной речью; подготовка
и выступление с защитительной речью)

(по 2 балла за 1
тренинг, выполненный с небольшими
недочетами; по 4 балла за тренинг,
выполненный без недочетов)

4

8

Подготовка и
участие в деловой игре «Суд присяжных»:
1 балл – за участие в подготовке; 1
балл – за участие в игре; 1 балл – за
убедительную и доказательную речь;
1 балл – за участие в главной роли.

1

4

Конспект книги
П. Сергеича «Искусство речи на суде»
по методическим указаниям: за 1
выполненное задание 1 балл

3

9

Диктант с
юридическими терминами:

За оценки «2» —
0 баллов, «3» — 1 балл, за «4» — 4 балла, за
«5» — 5 баллов

3

5

Сочинение-эссе
«Грамотный юрист – это …»:

За оценки «2» —
0 баллов, «3» — 1 балл, за «4» — 4 балла, за
«5» — 5 баллов

3

5

Итого

40

80

Рубежный Рр (до
40)

Зачет

10

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Рынина Татьяна Михайловна, учитель русского языка и
литературы                                                       МБОУ города
Иркутска лицей № 2

ТЕМА: Нормы современного русского языка

ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся строить предложения в соответствии с основными
нормами современного русского языка.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1) дать понятие языковой нормы,

2) познакомить учащихся с основными языковыми нормами,

3) продемонстрировать на примерах случаи нарушения норм языка,

4)  научить ребят исправлять ошибки в предложениях с разными видами
нарушений языковых норм.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, раздаточный материал в виде карточек с примерами.

ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:

1. Пятнадцатое сентября

2. Классная работа

3. Нормы современного русского языка

4. баловать, красивее, звонит, вероисповедание, облегчить, обеспечение,
в районе аэропорта, иконопись, апостроф, завидно

ХОД УРОКА:

Опрос:

1.    
Какой язык называется
национальным? Какие группы лексики входят в его состав?

2.    
В чем отличие
литературного языка от других пластов лексики национального языка?

Слово учителя: чтобы говорить на литературном языке, нужно соблюдать
основные нормы языка, как речевые, так и грамматические. С ними мы сегодня и
познакомимся.

В современном русском языке выделяется 9 основных видов норм:

1) акцентологическая (в соответствии с этой нормой мы
правильно ставим ударение в словах)

Задание: в записанных на доске словах расставить ударение (попробовать):
баловАть, красИвее, звонИт, вероисповЕдание, облегчИть, обеспЕчение, в районе
аэропОрта, Иконопись, апострОф, завИдно…

2) тесно связана с акцентологической орфоэпическая норма.

ВОПРОС: опираясь на значение термина орфоэпия, определите, какие
правила регулирует эта норма. (ОРФОС – «правильный», ЭПОС – «звучать», греч.)

ЗАДАНИЕ: прочитайте записанные на доске слова: скучно (ШН), конечно
(ШН), нарочно (ШН), шинель (НЕ).

3) словообразовательная (регулирует правила образования новых
слов путем присоединения аффиксов): учительник.

ВОПРОС: почему невозможно образование данного слова?

ОТВЕТ: суффикс –тель- уже имеет значение «производитель действия,
названного в производящей основе». Суффикс –ник- с таким же значением  лишний.

4) лексическая норма (регулирует правила сочетаемости слов).

ЗАДАНИЕ: Исправить ошибки в словосочетаниях:

·       
Коренной абориген,
маленькая лепта, впервые познакомиться (плеоназм), коричневые глаза,
коричневая лошадь, коричневые глаза (сочетаемость слов), артистический
человек (смешение паронимов).

5) морфологическая норма (выбор нужной грамматической формы
слова)

В пальте, ухи,  обои девушки, эта тюль, быть уверенным в победу

1.    
В самое ближайшее время
будет дан старт первому этапу сп…рт…киады.

2.    
Это наиболее
характернейшие заболевания у детей такого возр…ста.

3.    
Нет ничего более худшего
чем грубость и ложь допуска…мые взрослыми.

4.    
В комнату вошли двое
девушек.

5.    
Пиша тебе письмо я плакал.

6.    
Он ушел из дома не заперя
дверь.

7.    
Молодеж…  решили помочь
старшим.

6) синтаксическая норма (регулирует правила согласования слов
между собой, порядка слов в предложении)

ЗАДАНИЕ. Исправьте ошибки в предложениях:

·       
Слушая эту волнующую
музыку, мне представляется картина урагана.

·       
Вернувшись на стройку уже
было темно.

·       
Как приятно знать что
придя домой после школы  котенок встретит тебя радостным мяуканьем.

7) стилистическая норма

Пример:
Имеет место отсутствие карандаша и  ручки (неоправданное употребление
официально-делового стиля).

8) орфографическая норма

Умолять о пощаде, умалять значение,

9) пунктуационная норма

ЗАДАНИЕ: Перед вами примеры, в которых нарушена та
или иная языковая норма. Укажите, какая норма нарушена, запишите правильный
вариант.

Исправить ошибки. Установить, какая норма нарушена:

1)   
Доктор дал барыне капли, и
она сразу вырубилась.

2)   
У нас живет пожилая
лошадь.

3)   
История этой семьи могла
лечь в основание романа.

4)   
Ваш уход позволит протащить
вопрос о приватизации естественных монополий.

5)   
Сегодня дежурные на
дежурстве дежурили?

6)   
Этот показательный номер
для того и показали.

7)   
Факт засоляривания костюма
у него случился при отступлении в яму с соляркой.

8)   
Дорогие кандидатки в
депутатки! Редакторши и  репортерки поздравляют Вас с победой в конкурсе!

9)   
В концерте участвовали
известные балерины и балеруны.

10)                      
Эта тюль мне не нравится.

11)                      
Твоей шампунью вылечить
волосы нельзя.

12)                      
Он пел ей хвалебные
дефирамбы.

13)                      
Это просто ни в какие
рамки не вяжется.

14)                      
Я впервые познакомился с
ним в прошлом году.

15)                      
В своем последнем слове
подсудимый сказал: «Дайте мне срок, и я исправлюсь». Судьи представили  ему
такую возможность.

16)                      
У него на коже пробежали
мурашки.

17)                      
Приятно осознавать, что,
придя вечером со школы, тебя встретит ласковым мяуканьем котенок.

  • Проанализируйте речь окружающих какие виды этикетных ошибок чаще всего допускаются
  • Проанализируйте предложения найдите допущенные ошибки исправьте их употребив другие предлоги
  • Проанализируйте ошибки допущенные при составлении профессионального резюме
  • Проанализируйте данные предложения определите вид ошибок спишите внося необходимые исправления
  • Проанализировать сайт на ошибки