Пропущенная буква работа над ошибками

ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква

Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.

2. Словарные слова

Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.

3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.

4. Смягчающий мягкий знак      

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.

5. Разделительный мягкий знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.

6. Разделительный твёрдый знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый  знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.

7. Начало и конец предложения

Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную
букву в начале предложения и знак препинания в конце.

ПАМЯТКА
К РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ

ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Пропуск буквы, замена буквы, лишняя
буква

Запиши слово правильно. Подчеркни букву,
которую пропустил или заменил.

2. Словарные слова

Запиши слово 3 раза, поставь ударение,
подчеркни буквы, написание которых нужно запомнить.

3. Сочетение жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн,
нч, нщ, рщ, щн

Выпиши слово правильно. Придумай и запиши
ещё 2 слова на эту же орфограмму. Подчеркни орфограмму.

4. Смягчающий мягкий знак      

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак.

5. Разделительный мягкий знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой.

6. Разделительный твёрдый знак

Выпиши слово правильно, запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни твёрдый  знак двумя чертами, согласную и
гласную одной чертой. Выдели в словах приставку.

7. Начало и конец предложения

Выпиши предложение правильно. Подчеркни
заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.

8. Большая буква в имени собственном

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.

9. Неправильно разделил слово на слоги

Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога

10. Предлоги пиши отдельно от слова

Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.

Например: в большом лесу, в саду, в книге.

11. Приставки пиши слитно

Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.

Например: записал, переписал, написал.

12. Неправильно составил транскрипцию
слова

Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.

Например:  конец  [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]

13. Неправильно разобрал слово по составу.

Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.

14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова

Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)

Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик

8. Большая буква в имени собственном

Выпиши слово правильно. Запиши ещё два
слова с этой орфограммой. Подчеркни орфограмму.

9. Неправильно разделил слово на слоги

Раздели слово на слоги правильно.
Подчеркни гласные. Посчитай количество слогов. Например: у-чи-тель – 3 слога

10. Предлоги пиши отдельно от слова

Выпиши слово с предлогом. Между предлогом
и словом вставь другое слово или вопрос. Выдели предлог. Запиши ещё 2 слова с
предлогом.

Например: в большом лесу, в саду, в книге.

11. Приставки пиши слитно

Выпиши слово с приставкой, выдели её.
Запиши ещё 2 однокоренных слова, выдели приставки.

Например: записал, переписал, написал.

12. Неправильно составил транскрипцию
слова

Выпиши слово, составь транскрипцию
правильно.

Например:  конец  [к а н’ э ц], юла [й’ у
л а]

13. Неправильно разобрал слово по составу.

Выпиши слово, выдели часть (или части)
слова правильно.

14. Парные звонкие и глухие согласные на
конце слова

Запиши слово. Подчеркни согласную. Измени
слово так, чтобы после согласной стояла гласная или буквы м л н р й (миллион
рулей)

Например: мороз – морозы ,
клюв – клювик

15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень
. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.

Например:  сады – сад, волна
– волны.

16. Правописание непроизносимых согласных

(в, д, т, л)

Запиши слово правильно. Подбери однокоренное
слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь орфограмму.

Например: звёздный – звезда,
честный – честь

Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.

Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.

17. Приставки с буквами -о   -а 

Запиши слово правильно. Выдели
приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: заморозил, зайти, зашить.

18. Правописание суффиксов

Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.

19. Перенос слова

Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.

Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.

15. Безударная гласная в корне слова,
проверяемая ударением (о, а, е, и, я)

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели
корень
. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и запиши
рядом.

Например:  сады – сад, волна
– волны.

16. Правописание непроизносимых согласных

(в, д, т, л)

Запиши слово правильно. Подбери
однокоренное слова, в которых этот согласный слышится чётко. Обозначь
орфограмму.

Например: звёздный – звезда,
честный – честь

Помни, что не всегда в сочетаниях сн зн
прячется непроизносимый согласный звук. Если написал лишнюю букву, то подбери
однокоренное слово, по которому видно, что этой буквы здесь нет.

Например: чудесный – чудеса, лесной –
леса.

17. Приставки с буквами -о   -а 

Запиши слово правильно. Выдели приставку.
Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: заморозил, зайти, зашить.

18. Правописание суффиксов

Запиши слово правильно, выдели суффикс,
подчеркни букву, в которой ошибся. Вспомни правило написания этого суффикса.

19. Перенос слова

Запиши слово. Правильно раздели на слоги
для переноса. Если слово нельзя переносить, запиши его слитно.

Например: оси-на, вью-га, Али-на, ёж, оса.

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

Работа над ошибками.

1.        Большая буква в начале предложения.

       Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную  букву. 

         Выпал пушистый снег.

2.        Знаки препинания в конце предложения(. ! ? …)

       Выпиши предложение правильно.

         Кто готов к уроку ?

3.        Пропуск буквы.

      Выпиши слово правильно. Подчеркни в нём пропущенную букву.

         Звонок.

4.        Деление на слоги.

      Выпиши слово, раздели его на слоги правильно. Подчеркни гласные.

         У/чи/тель.

5.        Перенос слова.

      Выпиши слово, разделив его на слоги для переноса.

         Ка – ли — на,  оси — на,  май — ка.

6.        Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

          Выпиши слово, подчеркни Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

      Ель,  коньки,  тень.

7.        Гласные после шипящих.

           Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Обозначь орфограмму.

     Малыши, ежи, карандаши.

     Роща, чаща, гуща.

8.        Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.

          Выпиши слово правильно. Подчеркни орфограмму. Запиши ещё 2 слова с такой же орфограммой.

     Дочка,  речка,  точка.

9.        Ударение.

          Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

     Алфавит, портфель.

10.       Безударная  гласная в корне, проверяемая ударением.

           Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь             орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

        Волнаволны.

11.       Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

     Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Поставь ударение,    подчеркни гласную. Запиши   

    2 однокоренных слова.

      Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

12.       Парные звонкие и глухие согласные.                                     

     Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подчеркни орфограмму. Подбери    и запиши проверочное слово.

           Мороз – морозы,  ягодка – ягода.

13.    Большая буква в имени собственном.

       Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

            Илья, Иван.   Москва, Чехов.       

14.      Разделительный мягкий знак.

       Выпиши слово правильно, запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни Ь, предыдущую согласную    и следующую согласную.

            Вьюга,  листья,  соловьи.

15.      Удвоенные согласные.

       Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни удвоенную согласную.

            Группа, группа, групповой, подгруппа.

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии
не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение
учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль
принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности,
здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная
языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать
причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке
    рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен
прилагательных.

(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на
    окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками.

1. Перенос слов.

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.
Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных.

Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Грозы – гроза
Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова.

Грибы – гриб
Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса.

Из садика
Переход

8. Разделительный Ъ и Ь.

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами.


В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Озером (каким?) глубоким
В лесу (каком?) сосновом


12. Безударные падежные окончания существительных.

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне


13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет
Строить (на -ить, II спряжение) – строят
Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь


14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи:

1. На выбор букв для обозначения звука:

Тр(а/о)ва
гру(зс)
ж(и/ы)л
ч(а/я)с
щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и
начала предложения:

(Ш/ш)арик
(М/м)аша
(Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове:

Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов:

В класс или вкласс
Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова
с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои
примеры на эти правила.

Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между
предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким
образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из
3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и
больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что
запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное
количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется
их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались
учителем).

Грамматические зарядки:

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

2.  Гусе(в/ф)
Кру(г/к)
Стол(б/п)
 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)
 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва
 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  2. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  3. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  4. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  5. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками.

(Памятка для ученика.)

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово
    правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил,
    обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова
    находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она
    пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же
    приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово,
    обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во
    всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с
    тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с
    тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение,
    окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе
    с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу
    существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание.
    Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и
    узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание.
    Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная памятка поможет учащимся 2 – 4 классов в самостоятельной работе над ошибками по русскому языку.

  1. Пропуск, замена букв.

Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.

Делай так: плотник, веник.

  1. Большая буква в именах собственных.

Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.

  1. Большая буква в начале предложения.

Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.

Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Делай так: Папа купил ёлку. Дети рады.

  1. Слог.

Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

Делай так: мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл.

  1. Знаки препинания в конце предложения.

Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.

Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?

  1. Разбор предложения.

Запомни: По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.

По интонации: восклицательные и невосклицательные.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).

сущ. гл. прил. сущ.

Делай так: Днём шёл мелкий дождик.

дождь (какой?) мелкий

шёл (когда?) днём

  1. Гласные после шипящих.

Запомни: Жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.

  1. Перенос слова.

Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.

Делай так: ака — ция, Уль — яна, пе – тель -ка.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: пень, деньки, пальчик.

  1. Разделительный мягкий знак.

Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Вьюга, листья, соловьи

  1. Разделительный твёрдый знак.

Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Подъезд, объявление.

  1. Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.

13. Правописание предлога со словом.

Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.

Делай так: От реки, от (чего?) от реки.

14. Правописание приставки со словом.

Запомни: Приставка-это часть слова. Она пишется слитно со словом.

Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

Делай так: Заехал, приехал, уехал.

15. Ударение.

Запомни: Передать ритм слова можно с помощью хлопка. В словах с одним слогом ударение не ставится.

Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.

Делай так: Алфави?т, портфе?ль, класс.

16. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Сады? — сад, леса? — лес, волна? – во?лны.

17. Непроверяемая безударная гласная.

Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.

Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: Капуста, капустный, капусточка

18. Парные звонкие и глухие согласные.

Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.

  1. Удвоенные согласные в корне.

Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.

Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.

Делай так: Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.

20. Правописание непроизносимых согласных.

Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.

21. Безударная гласная в приставках.

Запомни написание гласных букв в приставках: до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму

Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.

22. Соединительная гласная в сложных словах.

Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

Выпиши слово правильно. Выдели корни.

Делай так: Водолаз, землемер.

  • Пропущен пробел какая это ошибка
  • Пропущен предлог вид ошибки
  • Пропустить ошибку vba excel
  • Пропустил запятую какая это ошибка
  • Пропуски зажигания пежо 308 ошибка