Распространенные ошибки родителей пагубно влияющие на речевое развитие ребенка консультация

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителю.

ГБДОУ детский сад № 75 Приморского района Санкт-Петербурга

Image

  • Главная
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
      • Администрация
      • Специалисты
      • Воспитатели
    • Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Организация питания в образовательной организации
  • Контакты
  1. Главная
  2. Страничка логопеда
  3. «Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка»

Год педагога и наставника

Госуслуги

Решаем вместе

Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

«Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка»

20 октября 2021

«Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка»

Педсовет
Фотографии: Unsplash / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Взрослые как никто другой влияют на развитие детской речи. И многие проблемы, с которыми впоследствии приходится идти к логопеду, — результат неправильного поведения родственников: мам, пап, бабушек и дедушек. Логопед Эльвира Торба рассказывает, какие ошибки чаще всего допускают родные маленьких пациентов. 

  1. Мало общаются с ребенком 

С первых дней жизни малыша в семье очень важно говорить с ним. И не просто при нем, а именно с ним, обращаться к нему по имени. Это прививает малышу сам навык общения, оно становится для него необходимой частью жизни: ребенок вырастает любознательным, ему интересно дружить с другими детьми, он не замыкается на игровой площадке. Если родители постоянно в работе и не уделяют ребенку необходимого внимания, это приводит к бедному словарному запасу, неспособности выстраивать предложения, страху перед другими детьми и неумению налаживать коммуникации. 

  1. Сюсюкаются

Взрослые часто забывают, что ребенок воспринимает речь в первую очередь от родителей, бабушек и дедушек. Он привыкает разговаривать именно  так, как разговаривают с ним, и переносит речевые привычки из дома в детский сад и на улицу.

Сюсюканье — это и намеренное искажение слов и звуков, и подражание детскому произношению, и упрощение сложных слов, и злоупотребление уменьшительно-ласкательными суффиксами. Отсюда и берутся «бабака» «сабаська», «гав-гав» и «собаська» вместо обычной «собаки». И если взрослому легко «переключиться» с сюсюканья на нормальную речь, то для ребенка это может быть очень сложно. Нередко последствия сюсюканья приходится устранять при помощи логопеда.

  1. Игнорируют особенности генетики

«Ой, я до шести лет тоже плохо говорила, а потом как заговорила, и ничего страшного»; «а у меня бабушка до семи лет молчала» и т. д. Наследственность имеет большое значение для развития речи. А каждый ребенок — индивидуален. И то, что у его мамы и бабушки в итоге все «само» исправилось, не значит, что и у ребенка все будет так же.  

Если кто-то из членов семьи имеет дефект речи или ходил к логопеду в детстве  —  это повод для проверочного визита к логопеду. 

Запишитесь на бесплатное занятие-диагностику в логопедический онлайн-центр «Мой логопед». Специалисты центра подготовят для вас:

— результаты анализа речи ребенка, произношения звуков, артикуляционного аппарата;
— анализ текущих навыков и возможностей ребенка;
— индивидуальные рекомендации и упражнения для работы дома.

Родители, которые запишутся на онлайн-занятие до 1 сентября получат бесплатную дополнительную неделю занятий с логопедом.

Записаться

 

  1. Списывают проблемы на возраст

«Да он еще маленький», «да ему всего год/полтора/два, он еще ничего не понимает». Существуют возрастные нормы развития речи. Да, они могут сдвигаться на 2-2,5 месяцев, но не более того. И если ребенок не откликается на имя, не понимает обращенную речь, не хочет играть, у него скудный словарный запас и т. д. — это говорит о проблемах с речевым развитием и о том, что ему нужна помощь специалиста.

  1. Игнорируют логопеда 

Нередко родители игнорируют даже того логопеда, который есть в их детском саду, полностью полагаясь на собственное ощущение, что у ребенка «все в порядке». При этом мамы и папы очень часто просто не слышат тех дефектов детской речи, на которые обратит внимание специалист. Часто их не замечают, даже если ребенок ходит на подготовительные занятия, кружки по подготовке к письму и чтению.

Поэтому очень рекомендуется сводить ребенка к логопеду хотя бы перед школой (желательно в начале лета, чтобы было время на устранение проблем, если таковые обнаружатся).   

  1. Занимаются самообучением

Сейчас очень много информации в интернете, множество роликов на Ютубе, и многие мамы с их помощью пытаются поставить ребенку звук в домашних условиях. Заниматься дома с ребенком можно и нужно  —  но только по назначению логопеда. Никакие видео и статьи из интернета не позволят непрофессионалу определить, почему ребенок не произносит или заменяет какой-либо звук. Это может выяснить только специалист. После этого он выстраивает программу коррекции, и уже тогда родитель может участвовать в занятиях и выполнять упражнения вместе с ребенком. 


Материалы по теме:

  • «Наш француз»: чем опасен горловой «Р» и нужно ли его исправлять
  • 5 неочевидных признаков того, что у ребенка есть нарушения речи
  • Как понять, что у ребёнка проблемы с речью, и вовремя это исправить

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться

ГБДОУ детский сад №25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

  1. Главная
  2. Логопункт
  3. Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Год педагога и наставника

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Распространенные ошибки родителей, негативно влияющие на речевое развитие ребенка

Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но хотелось бы остановиться на тех негативных явлениях, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимания заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды, в которой он растет и развивается. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок со временем просто перерастет и со временем все встанет на свои места. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Распространенными бывают случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Быстрая и неразборчивая речь взрослого также пагубно влияет на речевое развитие ребенка. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители заняты на работе, у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Таким образом, сформулируем несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

            Интернет – ресурсы:      http://pedsovet.org/content/view/24927/251/     http://tass.ru/obschestvo/1986816

Материал подготовлен учителем-логопедом ЦПМПК МО Шистеровой Т.А.

  • Распространенные ошибки размещение на видных местах сахароснижающих средств
  • Распространенные ошибки при составлении бухгалтерской отчетности
  • Распространенные ошибки при собеседовании
  • Распространенные ошибки при сборке компьютера
  • Распространенные ошибки при продаже квартиры