Распространенными ошибками молодых ораторов являются следующие выберите несколько вариантов ответа


Тема №14492

Ответы к тесту по русскому языку Оратор и его аудитория

Задание 1
Кто является основоположником теории риторики (выберите один
вариант ответа)?
1) Сократ;
2) Аристотель;
3) Квинтилиан;
4) Платон.
Задание 2
Кто является автором первого учебника по риторике (выберите один
вариант ответа)?
1) И. С. Рижский;
2) М. В. Ломоносов;
3) М. М. Сперанский;
4) А. С. Пушкин.
Задание 3
Назовите утверждения, которые являются верными (выберите несколько вариантов ответа).
1) Оратор во время выступления должен выбрать в аудитории одного
человека и все ему рассказывать;
2) Первая фраза выступления должна быть заранее продумана и отрепетирована;
3) Оратор во время выступления должен разбить аудиторию на секторы и рассказывать им по-очереди;
4) Первая фраза выступления должна быть спонтанной.
Задание 4
Установлению контакта с аудиторией мешает (выберите несколько
вариантов ответа)
1) знание особенностей аудитории;
2) уверенность оратора;
3) длинное вступление;
4) плохая дикция оратора.
Задание 5
Распространенными ошибками молодых ораторов являются следующие (выберите несколько вариантов ответа):
1) смотреть в упор на одного и того же человека, смотреть только
в текст доклада; 
171
2) смотреть поверх голов слушателей, требовать тишины;
3) время от времени смотреть в глаза слушателям, демонстрировать
хорошее настроение;
4) одергивать аудиторию, делать замечания опоздавшим.
Задание 6
Перед началом выступления необходимо (выберите несколько вариантов ответа)
1) выдержать паузу;
2) установить зрительный контакт с аудиторией;
3) показать свою значимость;
4) дать строгую оценку плохо подготовленной аудитории, опоздавшим и др.
Задание 7
Во вступлении оратор должен (выберите несколько вариантов ответа)
1) обосновать постановку вопроса;
2) познакомить слушателей с планом выступления;
3) заинтересовать слушателей;
4) извиниться, если плохо себя чувствует.
Задание 8
Во вступлении оратор не должен (выберите один вариант ответа)
1) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился;
2) привлекать внимание слушателей к вопросу или проблеме;
3) обосновывать актуальность вопроса;
4) устанавливать контакт с аудиторией.
Задание 9
Какой прием оратор не должен использовать во вступлении (выберите один вариант ответа)?
1) Задать риторический вопрос;
2) сделать комплимент слушателям;
3) начать с шутки или анекдота;
4) рассказать случай из своей жизни.
Задание 10
Какие фразы оратор не должен использовать во время выступления
(выберите несколько вариантов ответа)?
1) Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно
волнуюсь и могу выступить неудачно; 
172
2) Не хочу вызвать у вас скуку длинными математическими вычислениями;
3) Прошу простить меня за… (мой внешний вид, плохое качество
слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и др.);
4) Перейду к последнему, заключительному вопросу моего выступления.
Задание 11
Во время выступления не допускается использование (выберите несколько вариантов ответа)
1) афоризмов, крылатых слов;
2) разговорной, жаргонной лексики;
3) просторечных, диалектных слов;
4) неологизмов, заимствований.
Задание 12
1. У меня все.
2. Благодарю за внимание.
3. Прошу прощения, что отнял у вас время.
4. С нетерпением жду следующих встреч.
5. Таков результат этой встречи.
Какую из этих фраз оратор не должен использовать в заключении
(выберите один вариант ответа)?
1) 1, 2, 3;
2) 2, 3, 4;
3) 3, 4, 5;
4) 1, 4, 5.
Задание 13
В заключительной части выступления не нужно (выберите один вариант ответа)
1) использовать шутки;
2) произносить: «Это все, что я хотел сказать», «Вот и все»;
3) читать наизусть стихи;
4) призывать к действию, желать чего-то.
Задание 14
В заключении оратор должен (выберите несколько вариантов ответа)
1) использовать приемы, способствующие запоминанию основных
положений; 
173
2) делать выводы, обобщать информацию;
3) извиняться по поводу того, что недостаточно подготовился;
4) использовать дополнительные аргументы выдвинутого тезиса.
Задание 15
В конце выступления недопустимо (выберите несколько вариантов
ответа)
1) извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового;
2) обрывать речь без заключения и уходить;
3) заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления;
4) делать комплимент аудитории.
Задание 16
Контакт с аудиторией устанавливается с помощью мастерства изложения материала, через (выберите несколько вариантов ответа)
1) вопросы к аудитории, создание интриги;
2) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот,
интересный факт, легенда) и небольшие отступления от темы;
3) спор со слушателями, публичные замечания;
4) выражение вслух своих предпочтений или антипатий, выпады
в адрес аудитории.
Задание 17
Образ оратора складывается из многих важных факторов. Среди них
следующие (выберите один вариант ответа):
1) одежда, прическа, украшения;
2) положение сидя или стоя, эмоциональный настрой;
3) выражение лица, жесты;
4) все, изложенное выше.
Задание 18
Укажите наиболее верные риторические позиции оратора в ходе выступления (выберите несколько вариантов ответа).
1) Учитель, руководитель;
2) информатор, комментатор;
3) эмоциональный лидер;
4) собеседник, советчик. 
174
Задание 19
Укажите приемы поддержания внимания к тексту публичного выступления (выберите один вариант ответа).
1) Обращение к отдельным слушателям, авансирование, демонстрация предмета;
2) закон края, вопросы к аудитории, организация дискуссии;
3) неожиданное краткое отвлечение от темы, приближение к слушателям, развлекательные элементы во второй части выступления;
4) все, изложенное выше.
Задание 20
К какому типу относится аудитория, равнодушная к предмету речи,
не вникающая в мысль оратора (выберите один вариант ответа)?
1) Конфликтный;
2) поверхностный;
3) конструктивный;
4) соглашательский.
Задание 21
К какому типу относится аудитория, которая размышляет вместе
с оратором, мысленно или открыто спорит с ним в поисках истины (выберите один вариант ответа)?
1) Конфликтный;
2) поверхностный;
3) конструктивный;
4) соглашательский.
Задание 22
К какому типу относится аудитория, которая отвергает любые положения речи лишь потому, что ей не нравится оратор, не устраивает ситуация общения и др. (выберите один вариант ответа)?
1) Конфликтный;
2) поверхностный;
3) конструктивный;
4) соглашательский.
Задание 23
К какому типу относится аудитория, которая принимает на веру, некритически любой тезис и аргументацию оратора (выберите один вариант ответа)?
1) Конфликтный; 
175
2) поверхностный;
3) конструктивный;
4) соглашательский.
Задание 24
а) социальное положение;
б) возраст;
в) пол;
г) национальность;
д) образование;
е) профессиональные интересы;
ж) вероисповедание.
Что из перечисленного является признаком однородности аудитории
(выберите один вариант ответа)?
1) а, б, в, г, е;
2) в, г, д, е, ж;
3) б, в, г, д, е;
4) а, б, в, д, е.
Задание 25
К речевым тактикам оратора во время выступления не относится
(выберите один вариант ответа)
1) внесение элемента неформальности;
2) приведение примера;
3) осознание ситуации в целом;
4) апелляция к авторитету. 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Русский язык | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 2.0/5

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют  извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед  докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Полезные рекомендации

Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

Прежде
чем приступить к постижению секретов
ораторского мастерства, вы должны
научиться избегать распространенных
ошибок. Специалисты в области
коммуникативных технологий проанализировали
и сравнили поведение дилетантов и
профессиональных ораторов. Используйте
их советы на практике, и вы заметите,
как растет ваша уверенность и самоконтроль
во время публичных выступлений.

Ошибка
1: Несоответствие

Когда
содержание ваших слов расходится с
тоном речи, осанкой и языком тела, публика
мгновенно это замечает. Аудитория
обладает безошибочным чутьем в отношении
того, что касается настроения оратора
и его самочувствия. Если вы начнете
говорить «Здравствуйте, как я рад вас
всех видеть….» дрожащим неуверенным
голосом, нервно перебирая пальцами
пуговицы на костюме — будьте уверены, у
слушателей моментально появится
недоверие и к сказанному вами, и к самому
говорящему. Поэтому вместо: «Я рад…» —
радуйтесь на самом деле! Делайте все,
чтобы действительно испытывать радость,
выступая перед публикой. Осознанно
передавайте ваше позитивное настроение
слушателям. Это важно — люди в хорошем
настроении легче воспринимают информацию,
им хочется продолжать контакт. Если же
вы не испытываете радости, не стоит
лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня
великий день, поэтому я волнуюсь…»
Тогда вы, по крайней мере, произведете
впечатление честного человека, говорящего
правдивые вещи. 

Ошибка
2: Оправдания

Публике
по большому счету все равно, волнуетесь
вы или нет, как долго вы готовили свой
доклад и какой у вас опыт публичных
выступлений. Поэтому не нужно перед ней
оправдываться в стиле: «Я плохой оратор,
редко говорю перед публикой, поэтому
сильно волнуюсь и могу выступить
неудачно…». Именно так начинают свою
речь многие дилетанты, пытаясь вызвать
сочувствие и заранее получить индульгенцию
за плохое выступление. Посыл, казалось
бы, честный, но он приводит к противоположному
результату. Слушатели недоумевают:
«Зачем мы сюда пришли, если даже сам
выступающий признает, что выступление
будет плохим?».

Публика
эгоистична.   В ее центре внимания
стоит, прежде всего, она сама. Поэтому
с самого начала выступления на первое
место поставьте её, любимую: мысли,
желания и чувства вашей аудитории. Ваша
цель — информировать, мотивировать или
развлечь публику. Поэтому важно не то,
как вы говорите, и что при этом чувствуете.
Важно, какую информацию аудитория при
этом получает. Нужно говорить так, чтобы
большая часть слушателей почувствовала:
вы понимаете их стремления и желания,
говорите для них и обращаетесь к каждому
из них персонально. Если вы будете
действовать именно так, тогда:

а) гораздо
больше слушателей, чем вы думаете, просто
не обратят внимание на ваше волнение
или же снисходительно отнесутся к нему,
потому что интересуются, прежде всего,
собой и своими делами.

б) ваше
волнение улетучивается тем скорее, чем
больше внимания вы уделяете другим
людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка
3. Извинения

Эта
ошибка похожа на предыдущую. Начинающие
ораторы любят извиняться, предлагая
снять с них вину за плохое качество
доклада. «Прошу простить меня за… (мой
простуженный голос, мой внешний вид,
плохое качество слайдов, слишком короткое
выступление, слишком длинную речь и
т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не
отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только
за одно — за ваши постоянные извинения.
А лучше с самого начала избегайте того,
за что нужно будет просить прощения.
Если действительно есть нечто, о чем вы
сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!».
Но лучше всего — умение превратить
недостаток в достоинство: «У меня сегодня
простуженный голос, поэтому прошу вас
сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким
образом, сплотившись еще больше, мы
продемонстрируем, что мы все — одна
команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка
4: Глаза и брови

Вы
действительно уверены, что хорошо
управляете своей мимикой? Большинству
новичков только кажется, что это так.
На самом деле контролировать мимику
неподготовленному человеку нелегко. 
Лицевыми мышцами трудно управлять без
тренировки, а загадочно-соблазнительный
взгляд и широко раскрытые от страха
глаза разделяют всего пара миллиметров,
кардинально меняющих восприятие.

Психологические
исследования показали, что области глаз
оратора публика уделяет в 10-15 раз больше
внимания, чем любой другой части лица.
Брови — главный элемент вашей мимики,
они не только указывают на эмоции, но и
управляют ими. Высоко поднятые брови —
признак неуверенности и некомпетентности.
Обращайте внимание на свои глаза и
брови. Если они будут говорить то же,
что и ваши слова, публика вас полюбит.
Смеющиеся глаза и прямые брови — это как
раз то, что нужно. Слушать вас приятно,
публика уверена в вашей компетентности.
Потренируйтесь перед зеркалом, запишите
собственное выступление на видео и
проанализируйте его.

Ошибка
5: Подбор слов.

Мы
слышим и понимаем отдельные слова
прежде, чем понимаем все предложение
целиком. Поэтому на значение отдельных
слов мы реагируем быстрее и менее
осознанно, чем на значение предложений.
К тому же, отрицательные частицы
воспринимаются позднее, чем остальные
слова, а часто вообще не воспринимаются.
Поэтому постоянное использование таких
конструкций как «…не
принесет убытков», «…не
плохо», «…не
боимся прилагать усилия», «…не
хочу вызвать у вас скуку длинными
статистическими выкладками» вызывают
у слушателя эффект, противоположный
ожиданиям оратора.

Помните:
слова — это картинки в голове! Недаром
в древности учителя риторики говорили
своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы
я это увидел!». Слова должны создавать
нужную вам картинку в голове слушателей.
Поэтому используйте только те слова,
которые подкрепляют желаемую цель.
Пусть до ушей слушателей долетает лишь
то, что должно туда попасть. Если вы
хотите создать позитивный настрой,
тогда вместо: «это не плохо», скажите
«это хорошо». Создавайте позитивное
настроение позитивными словами — ведь
от настроения публики зависит очень
многое!

Ошибка
6: Отсутствие юмора

Всем
студентам известны лекторы-зануды.
«Воздействие внешнего объекта связано,
во-первых, с прогрессирующей эмансипацией
когнитивных функций от примитивных
аффективных структур, во-вторых, с
дифференциацией самих аффективных
структур, их автономизацией от базальных
влечений…», —  бубнит такой преподаватель
битый час, не замечая, что у слушателей
давно уже закипели мозги и они полностью
утратили нить повествования.

Лучше
информативной речи — только интересная
речь! Добавьте в свою серьезную речь
улыбку, разбавьте шутками, расскажите
забавную историю. Людям нужно периодически
отдыхать. Благодарная публика ответит
вам благосклонностью и вниманием. Можно
посмеяться и над собой, если вы допустили
какую-то оплошность — слушатели воспримут
это как признак вашей уверенности в
себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется,
никто не требует от вас, чтобы вы
рассказывали анекдоты на траурном
митинге. Но многие темы слишком важны,
чтобы воспринимать их всерьез.  Смех
— это живительная среда для работы мозга.
Высококлассные педагоги знают, что юмор
и хорошее настроение только прибавляют
желания учиться и делают процесс более
эффективным. Смех помогает расслабиться
и приводит к образованию в мозгу такой
химической среды, в которой лучше
происходит восприятие новой информации
— это доказано нейропсихологами. 

Ошибка
7: Всезнайство

Еще
хуже неуверенных и неподготовленных
ораторов — ораторы напыщенные и надутые,
лопающиеся от осознания собственной
важности. Они всегда считают себя умнее
аудитории, к которой обращаются. Выкиньте
из головы заблуждение, что вы знаете
больше, чем все остальные вместе взятые.
Даже если вы хорошо осведомлены в теме
выступления, в отдельных направлениях
слушатели могут знать гораздо больше
вас. Не считайте аудиторию глупее вас,
иначе вам отплатят той же монетой.
Напыщенность и всезнайство могут сыграть
с вами очень злую шутку. Так, однажды
всеми нелюбимому лектору по истории
философии студент-психолог прилюдно
задал каверзный вопрос: как следует
относиться к философу Уоллесу?
Преподаватель, испугавшись, что его
поймают на недостатке эрудиции, долго
и убедительно разъяснял затаившей дух
аудитории ошибки этого философа,
выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы
не попасть в смешное положение, достаточно
было просто ответить: «Нет, этот автор
мне не знаком. Если вы считаете, что его
учение подходит к нашей теме, прошу
рассказать о нем в нескольких словах».
Открыто признаваясь в своем знании или
незнании, вы завоевываете еще большую
симпатию аудитории. Подключайте
слушателей с новой информацией к докладу,
умейте оценить их знания. Этим вы убьете
сразу нескольких зайцев: продемонстрируете
уважение к участникам и внесете оживление
в собственное выступление, дополните
и обогатите его. Вы должны быть благодарны
аудитории за активное участие, ведь
это, как минимум, признак интереса к
вашему выступлению.

Ошибка
8: Суетливость

Отвлекаясь
от страха перед публикой, начинающий
оратор может торопливо ходить от стены
к стене туда-сюда, словно маятник,
проделывать суетливые манипуляции с
предметами (открывать-закрывать крышку
кафедры, постоянно вертеть карандаш в
руках и т.п.) и делать прочие ненужные
движения. В итоге публика начинает
следить за его перемещениями и перестает
следить за темой выступления. По тому,
как движется докладчик, легко понять,
насколько он уверен в себе. Постоянное
«хождение» во время публичного выступления
не случайно. Оно выдает желание
неуверенного в себе оратора сбежать.
Именно так оно и воспринимается
аудиторией. Этим горе-ораторам так и
хочется дать совет строго по Архимеду:
«Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите
подходящее место и займите позицию,
«пустите корни». Вы можете сидеть или
стоять — это зависит от длительности
публичного выступления, особенностей
помещения и прочих факторов. Главное,
чтобы со своего места вы могли установить
зрительный контакт со всей аудиторией.
Не стоит «окапываться» на одном месте.
Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой
и выходящий лишь в конце публичного
выступления — тоже не лучший вариант.
Перемещайтесь, но перемещайтесь
осознанно, контролируя пространство.
Различные части доклада маркируйте
сменой позиции. Этим вы улучшите
восприятие информации и облегчите ее
запоминание. Например, вы меняете позицию
при переходе от введения к основной
части выступления, при выделении его
ключевых частей, а потом при переходе
к заключению. Когда заканчиваете доклад
и начинаете отвечать на вопросы
слушателей, вы снова спокойно и неторопливо
перемещаетесь в пространстве  в
следующую точку и т.п. Таким образом, вы
ориентируете слушателей в структуре
вашего публичного выступления и вселяете
в них уверенность.

Ошибка
9: Монотонность

Ничто
не утомляет так, как доклад на интересную
тему, читаемый скучным монотонным
голосом. Такие публичные выступления
сродни китайской пытке капающей водой:
вода монотонно капает не темечко
истязаемого и постепенно доводит его
до сумасшествия. Все слова сливаются в
однообразный поток и по тональности
речи нельзя понять, где заканчивается
одно предложение и начинается другое.
Монотонно бубнящие зануды быстро
вызывают раздражение и усталость
аудитории, слушатели еле сдерживаются,
чтобы не начать зевать. Напротив, искусный
оратор мастерски владеет своей речью.
Чтобы держать публику «в тонусе»  он
постоянно варьирует громкость и силу
своего голоса, придавая ему живости.
Когда хочет вызвать  напряженность
и интерес, он заговорщически затихает
и произносит слова чуть медленнее.
Говоря громче, он выделяет главное в
своем публичном выступлении. Когда
нужно, он добавляет голосу значительности
и драматизма.

Обратите
внимание на звучание своей речи. Выделяете
ли вы голосом ключевые моменты публичного
выступления, цитаты, утверждения?
Повышаете ли высоту звука в конце
вопроса? Изменяется ли темп речи в
зависимости от ее содержания? Выражайте
голосом свои чувства, и вы завоюете
публику! Вы предстанете уверенным,
энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка
10: Отсутствие пауз

Новички
в ораторском ремесле панически боятся
пауз, неизбежно возникающих во время
публичного выступления. Как правило,
они спешат заполнить их разной словесной
чепухой и словами-паразитами («Ээээ…
Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать…
Ээээ…»). В результате публика думает:
«Ээээ… Ну ничего себе! Когда же он
закончит мычать?» Кто-то начинает
считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..
», кто-то  погружается в свои мысли и
начинает смотреть в окно, не обращая на
вас внимания, остальные мучаются и
считают минуты до конца лекции.

Полезно
помнить совет блистательной Джулии
Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное
— это умение держать паузу, лучше ее не
делать, но если уж вышло — держи ее,
сколько можешь». Когда нечего сказать
— лучше помолчите, пока придут нужные
слова. Иногда оратору необходимо время,
чтобы подумать, сверится со своими
записями, или же просто попить воды. А
публике нужны паузы, чтобы осмыслить
сказанное вами. Асы ораторского мастерства
используют паузы целенаправленно, чтобы
получить обратную связь от аудитории.
Они активно пользуются интерпаузами,
во время которых публика может обдумать
сказанное, и нагнетающими обстановку
интрапаузами,
когда слушатели должны предугадать
дальнейшее развитие повествования.
Паузу можно использовать для установления
визуального контакта, чтобы
проконтролировать, правильно ли вас
поняли; для усиления напряжения и
драматизма; для возбуждения любопытства
(«…а что он скажет дальше?») и для многого
другого. Поэтому не бойтесь делать
паузы. Обычно публика воспринимает их
длительность гораздо короче, чем это
кажется самому докладчику.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Вниманием аудитории легко овладеть, однако его трудно удержать. Особенно рискуют люди, которым не хватает уверенности в себе. Что делать и чего не делать во время публичного выступления? Можно ли подготовиться к речи, докладу, отчету так, чтобы он прошел с минимальными потерями и максимальной пользой?

как удержать внимание аудитории

Ошибки выступающего

Один из лучших способов укрепить уверенность в себе перед публичным выступлением — разобраться со своими страхами по данному поводу. Итак, подумайте, что отличает плохого выступающего.

Представьте, что вы на совещании и внимательно слушаете докладчика. Что заставляет вас отвлекаться и вызывает раздражение? Что производит плохое впечатление? Вот пара десятков ответов на эти вопросы, которые я собрала, опросив окружающих. Со сколькими из них вы согласны?

Выступающие часто совершают следующие ошибки:

  • опаздывают;
  • задерживают начало мероприятия;
  • говорят слишком быстро;
  • не улыбаются и не представляются;
  • дают слишком много информации;
  • не делают пауз, чтобы позволить осмыслить услышанное;
  • приводят ненужные сведения;
  • начинают диалог с кем-то одним из присутствующих;
  • не обращают внимания на реакцию аудитории;
  • слишком долго отвечают на вопросы;
  • слишком активно жестикулируют;
  • рассказывают несмешные шутки или истории;
  • крутят в руках мелкие предметы или постоянно поправляют волосы;
  • не дают нужных пояснений;
  • говорят слишком медленно;
  • говорят невнятно;
  • говорят монотонно;
  • относятся к аудитории покровительственно;
  • без необходимости критикуют людей;
  • навевают своими речами скуку;
  • сложно следить за ходом их мыслей;
  • не устанавливают визуального контакта с аудиторией;
  • говорят в основном по слайдам;
  • используют слишком много слайдов, в том числе текстовых;
  • слишком быстро меняют слайды;
  • используют спецэффекты, отвлекающие внимание аудитории;
  • не укладываются в отведенное время.

Возможно, вы не отдаете себе отчета в том, что внимание аудитории принадлежит вам ровно до тех пор, пока вы его не потеряете. В большинстве случаев, когда кто-то начинает говорить, взгляды присутствующих обращаются к нему и устанавливается выжидательная тишина. Поэтому вам остается лишь сохранить момент. Вы появляетесь на пороге, и все оборачиваются к вам в ожидании ваших слов. Неважно, пригласили вас выступить на мероприятии, попросили отчитаться о проекте или просто задали вопрос на совещании, — все будут слушать. Потерять внимание аудитории легко, если начать делать вещи из приведенного выше списка «плохого выступающего».

Итак, у вас появилась хорошая отправная точка. Просто не делайте того, что перечислено в списке, и вы по умолчанию станете хорошим спикером. А теперь еще несколько полезных навыков и характеристик, которыми вы легко можете овладеть, чтобы еще усовершенствоваться.

Подготовка и организация выступления

Не пренебрегайте «домашней работой». Подготовьтесь максимально тщательно, чтобы понять, в какой ситуации вам предстоит оказаться и в чем заключается ваша роль. Будет ли это ежедневная планерка, краткий устный отчет перед коллегами или официальное заседание совета директоров, вы должны быть уверены, что обладаете всей необходимой информацией. Не пожалейте времени на подготовку тезисов, если чувствуете, что они вам понадобятся.

Планируйте свои выступления. Не пишите доклад целиком и тем более не читайте его по бумажке. Лучше спланировать, что вы скажете и в какой последовательности. Составьте для себя краткие тезисы и выпишите ключевые рубрики, чтобы пользоваться ими как подсказками. Убедитесь, что все необходимые материалы у вас под рукой и в нужном порядке. Если вы будете демонстрировать иллюстрации, опробуйте аппаратуру заранее. Пусть у вас перед глазами будут основные статистические данные, факты и цифры, а также имена, которые вы можете забыть. Прорепетируйте речь накануне дня своего выступления.

Не переусердствуйте. Самая распространенная ошибка новичков в том, что они пытаются успеть слишком много за отведенное время. Подумайте, какой объем информации вы сами смогли бы усвоить в подобных обстоятельствах, — пусть это будет вашим критерием.

Публичное выступление

Сделайте выступление интересным. Оно должно быть разнообразным: меняйте виды деятельности, переходите от рассказа к визуальным пособиям, предлагайте выполнить какие-то задания, проанализировать что-то, расскажите забавную историю по теме и так далее. Это поможет поддержать интерес аудитории и оживит сам процесс выступления.

Относитесь к слушателям как к равным. Ваше выступление должно быть полезным и значимым для аудитории, а также соответствовать ее уровню. Не стоит углубляться в теорию или использовать без необходимости профессиональный сленг, тем более не объясняя его значение. Ваша речь должна быть на уровне подготовки слушателей — его не стоит превышать и нельзя опускаться ниже.

Используйте «правило трех». Эта техника используется в письменной и устной речи уже не одно столетие. Она очень эффективна, с ее помощью легко выделить основные мысли, сделать их более запоминающимися и убедительными. Например: «Мы можем выполнить этот проект быстрее, дешевле и в срок». Этот прием лежит в основе многих современных рекламных слоганов. Вот некоторые примеры использования «правила трех» — как исторические, так и современные:

  • Юлий Цезарь: Veni, vidi, vici («Пришел, увидел, победил»).
  • Название фильма: The Good, the Bad and the Ugly («Хороший, плохой, злой»).
  • Национальный девиз Французской республики: Liberte’, E’galite’, Fraternite’ («Свобода, равенство, братство»).
  • Самая простая техника противопожарной безопасности: Stop, Drop and Roll («Остановился, упал, откатился»).

Постарайтесь, чтобы слушатели запомнили, о чем вы говорили. Старое изречение о том, как выступать публично, гласит: «Сообщите, о чем вы собираетесь рассказывать, расскажите это, резюмируйте то, о чем рассказали». Данный совет не теряет своей актуальности, так как аудитория усваивает меньше, чем вы думаете. Заметьте, даже в этом изречении использовано «правило трех»!

Подготовьте площадку для выступления. Убедитесь, что там будет все, что вам необходимо, будь то флипчарт, ручки, проектор, DVD-проигрыватель, компьютер или что-то еще. Если вы планируете использовать техническое оборудование, позаботьтесь о том, чтобы прибыть на место заранее, проверить его состояние и подготовить все к нача-лу работы.

О том, как вести себя во время выступления, мы расскажем в следующий раз.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самые распространенные ошибки оратора.

1. Говорить аудитории, что ты волнуешься.

Почему люди считают своей обязанностью признаться в своих страхах? Они думают, что так к ним отнесутся снисходительно, пожалеют, будут меньше внимания уделять ошибкам, не осудят. Да, это действительно так. Только хуже.

После такого признания публика действительно начнет тебя жалеть и даже посочувствует, если ты совершишь какую-нибудь ошибку. Но в их головах ты навсегда запечатлеешь за собой образ «неуверенного оратора», который останется таким до самого конца выступления и даже после него. В большинстве случаев, это неудачное первое впечатление сложно поменять, какой бы хорошей твоя речь ни была дальше. А кто в этом виноват? Твое «я волнуюсь». Вот и вся правда.

2. Не использовать свое волнение.

Величайшая ошибка всех неумелых ораторов – искать способы полностью побороть свое волнение, вместо того, чтобы использовать его.
Сверхволнение мешает нам по одной простой причине – организм вырабатывает такое количество адреналина, что мозг включает в работу только один инстинкт – инстинкт выживания.

И с этого момента ты становишься олимпийским чемпионом. Ты способен поднять такие тяжести, которые не смог бы себе и представить, бегать так быстро, как только это возможно… достаточно вспомнить только тот случай, когда мужчина попал в книгу рекордов Гиннеса: убегая от гепарда, он запрыгнул на крыло пассажирского самолета, чем установил мировой рекорд по прыжкам в высоту.

Но есть одно но: благодаря такому количеству адреналина ты способен на все, КРОМЕ нормальной умственной деятельности. Иными словами, если ты не контролируешь свое волнение – ты скорее беспомощный боец, чем успешный оратор. Поэтому волнение можно и нужно использовать, но не позволять ему дорасти до критической отметки.

3. Бояться ошибок.

Распространенная ошибка. Боязнь ошибиться по большому счету – страх быть самим собой. Оглянись вокруг и пойми, что мир не сказка и все люди совершенно разные. Не бывает абсолютно хороших или абсолютно плохих. Это раз.

Успешные топ-менеджеры ошибаются в среднем ШЕСТЬ раз из СЕМИ! И потом либо используют этот опыт, либо стараются максимально быстро исправить свои ошибки. Это два.

Помните: Флеминг открыл пенициллин, первый в мире антибиотик, который спас впоследствии миллионы людей… в результате ошибки. Это три.

Идеальным, как ни крути, ты тоже никому не интересен. Идеал – это то, к чему стоит стремиться, и никогда этого не достигнуть. Если ты боишься ошибиться, ты закрываешь путь самому себе. Ошибки – это опыт, а иногда и новая возможность. Как это странно ни звучит.

4.Выступать монотонно.

Представь себе, насколько интересно будет смотреть фильм, в котором все герои разговаривают одним и тем же голосом одним и тем же тоном. Пиратские фильмы не в счет. Скучно? Нудно? Не стоит такое смотреть? А ведь 90% неумело выступающих говорят именно так. И так же на них реагирует публика. Скучный «парень» никому не нужен.

Постарайтесь разнообразить свое выступление с интонационной точки зрения: расставьте необходимые ударения в речи, тренируйтесь перед зеркалом, перескажите текст своего выступления друзьям — в общем, репетируйте, репетируйте, репетируйте.

5.Быть неподвижным.

Ответьте на один вопрос: почему голуби всегда гадят на памятники? И на машины, которые долго стоят на одном месте? Правильно. Они не двигаются. То же самое и с неподвижным оратором. Чем дольше ты будешь стоять застывшим на одном месте, тем быстрее прилетят голуби.

6. «Забить» на репетиции/не готовиться.

Да, иногда мне хватает получаса, чтобы подготовиться к семичасовому живому выступлению. Но количество моих выступлений превышает тысячу. И опыт больше семи лет. В свое время я уделил ораторскому искусству огромное внимание и большую часть своей жизни. И часто выступление проводится уже не впервые, а по схеме, которую до этого я тщательно проработал и не раз отрепетировал.

А иногда к пятиминутному выступлению я готовлюсь несколько дней. Несмотря на свой профессионализм.
Многие люди надеются, что нужные слова придут во время произнесения речи и постоянно откладывают репетиции на потом. К сожалению, часто слова так и не приходят. А план, которого не было… что я могу сказать: не работает то, чего нет.

7. Не соблюдать зрительный контакт.

Какая реакция будет, если признаться в любви своей девушке, не глядя ей в глаза? А потом глядя? А потом глядя в глаза, но не ей? С аудиторией так же – если ты не смотришь ей в глаза, она тебя не простит. И не поймет. И не услышит. И не надейся.

8.Не следить за внешним видом.

Кто-то считает, что внешний вид не играет большой роли. Он ошибается. Часть поговорки — «по одежке встречают» — актуальна всегда. А иногда по этой же одежке человека и провожают. Конечно, первое впечатление зачастую бывает ошибочным, но повторюсь: оно так же часто бывает и неисправимым.

9. Не поставить цели.

Самолет вылетел из пункта А в пункт… В какой пункт вылетел самолет? Доедет ли твой транспорт до того пункта, который тебе неизвестен? Куда заведет тебя дорога, если ты будешь ехать или идти куда глаза глядят? То же самое и с выступлением. Куда-то ты да попадешь и чего-то да добьешься. Но если ты не будешь знать, куда идти – с большой вероятностью ни в каком хорошем месте ты не окажешься и нужного результата так и не получишь.

10.Стараться понравиться.

Ты не поверишь, но именно эта ошибка чаще всего и тянет тебя вниз. Ты становишься другим человеком, который не способен на все, на что способен ты. Это нормальное желание, которое нам внушили с самого детства – ты должен быть хорошим для других, чтобы понравиться им. Тогда и они будут вести себя с тобой хорошо. Это навязанный и часто излишний стереотип, который нам только мешает. На деле все по-другому. Пресловутое «будь собой» действует гораздо более эффективно.

11. Не доминировать.

Ошибка, которая вытекает из аналогичного страха. Тут все проще простого, так же, как и в сексе: если не доминируете вы – будут доминировать над вами. Либо вообще ничего хорошего из этого не выйдет. Цель будет провалена, а кульминация безнадежно далека.

Иначе говоря – если не ты «мужик» в аудитории, то тебе отведут другую роль. Многие не осознают этого, боятся брать ситуацию в свои руки и сразу проигрывают.

Как вы понимаете, я рассказал вам про самые распространенные и в основном повторяющиеся от раза к разу ошибки. В ораторском искусстве их невозможно избежать. Никогда. Но можно избавиться от самых глобальных и навязчивых.

Оратор, не совершающий ошибок – это человек, который никогда не выступает. Человек – тишина. Человек – молчание. Человек – диван. И однажды, на пути к совершенству, спикер понимает, что идеальное не настолько интересно, и учится провоцировать свои ошибки сам. Но это уже совершенно другая тема.

Работайте над своими ошибками, избавляйтесь от них и творите их.

Источник http://whats-on.ru/content/54-samye-rasprostranennye-oshibki-oratora.html

4 ошибки оратора: причины, почему выступления не имеют успеха

Трудно удержать внимание аудитории? Ваши выступления не вызывают того отклика, на который вы рассчитывали?  Вас слушают внимательно, но вашу речь быстро забывают? Возможно, это происходит по одной из причин, описанных в этой статье. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А тот, кто не ищет ошибки, и не стремится их исправить, никогда не станет выдающимся оратором. Вот четыре, которые вы можете исправить уже сегодня.

Отсутствие зрительного контакта

Мы часто говорим о важности зрительного контакта при общении тет-а-тет, но иногда забываем о том, что в общении с аудиторией зрительный контакт имеет не меньшее значение.

Куда не стоит направлять свой взгляд?

  1. В одну точку. Где бы эта точка не находилась, если вы на протяжении всего своего выступления смотрите в одно место – это плохо скажется на впечатлении публики о вас. Человек, который смотрит в одну точку, выглядит неестественно и странно. Также, смотря в одну точку, вы лишаете себя возможности полноценно двигаться по сцене, что тоже важно.
  2. Выше аудитории. Чаще ораторы не фокусируются на одной точке, а смотрят куда-нибудь в стену, на потолок или в любое другое место, где нет аудитории. Причиной этого обычно служит страх публичных выступлений. Когда вы смотрите не на лица людей в зале, а куда-то в сторону, выступать легче. Но это негативно влияет на эффект от вашей речи.
  3. На первый ряд. При зрительном контакте с первым рядом, создаётся впечатление, что вы общаетесь с этой группой людей, а не выступаете для всех. Первый ряд оценит это положительно, а вот остальная публика вряд ли. А если ряды в зале, где вы выступаете, идут на повышение, то когда вы смотрите на первый ряд, последний ряд наблюдает вашу макушку. Не обрекайте их на это в течение всего выступления.

Куда же нужно смотреть? Ваш зрительный контакт с аудиторией должен представлять собой последовательность пересечений взглядами. То есть вы блуждаете взглядом по всему залу, а когда возникает взгляд «глаза в глаза», вы должны немного задержаться. За время выступления вы встретитесь взглядом с большим количеством людей, и это произведет положительный эффект на аудиторию.

Отсутствие вовлечения в действие

Надежный способ сделать так, чтобы человек запомнил выступление – вовлечь его в действие. Часто об этом способе забывают, что делает выступления таких ораторов менее яркими и интересными.

Как вовлечь в действие?

  1. Проведите опрос. Это самый простой способ. Задайте вопрос и попросите поднять руки в знак положительного ответа (вопрос следует задавать такой, чтобы руки подняло большинство людей). Интереснее что-то делать и слушать комментарий, чем просто слушать. Если же какой-то ваш слушатель уже отвлёкся, представьте, что вокруг него все стали поднимать руки и смотреть на вас. Думаю, он тоже начнёт вас слушать более внимательно.
  2. Попросите нарисовать что-то. Примерный график, внешний вид чего-либо, что угодно. Придумайте, что вы можете предложить вашей аудитории.
  3. Попросите написать что-то. Ассоциации к теме вашего выступления, предположение насчёт того, что вы будете рассказывать (если у вас оригинальное выступление, попросите вернуться потом к этим записям, и это произведет дополнительный эффект).

Способов вовлечь в действие достаточно много. Придумайте свой и используйте его.

Монотонность и однообразие

Боритесь с этими чертами плохого выступления. Добавляйте вашей речи эмоциональную окраску или хотя бы меняйте интонации.

Часто ораторы вооружаются изменением интонации, начинают применять это приём, но он быстро перестаёт работать и аудитория теряет внимание. Почему?

Дело в том, что интонацию нужно менять не только внутри предложения, но и между предложениями. То есть если вы меняете громкость голоса и скорость речи в каждом предложении одинаково, то она уже не монотонная, но ещё однообразная. С этим тоже нужно бороться. Избегайте повторов и меняйте палитру для эмоциональной окраски.

О технике произнесения речи читайте здесь.

Отсутствие призыва к действию в конце выступления

Часто ораторы в конце выступления подводят итог, повторяют свой основной тезис одной короткой фразой и уходят. Но если вы не просто прочли лекцию, а предполагаете, что после вашего выступления слушатели должны начать что-то делать или делать что-то не так, как раньше, вы должны их призвать к этому.

Например, если темой вашего выступления был здоровый образ жизни, предложите слушателям сделать первый шаг уже сегодня и провести вечер без сигарет и алкоголя, если вы говорили о постановке целей, призовите аудиторию после прихода домой составить список целей на ближайшую неделю.

Это работает не только в живом выступлении, но и в текстовом варианте. Поэтому в свою очередь призываю вас потренироваться поддерживать зрительный контакт (перескажите материал этой статьи друзьям, например), придумать, как вы можете вовлечь в действие свою аудиторию и к какому небольшому действию можете её призвать, и проверить своё ближайшее (или последнее) выступление на однообразие.

Желаю успехов!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Прежде
чем приступить к постижению секретов
ораторского мастерства, вы должны
научиться избегать распространенных
ошибок. Специалисты в области
коммуникативных технологий проанализировали
и сравнили поведение дилетантов и
профессиональных ораторов. Используйте
их советы на практике, и вы заметите,
как растет ваша уверенность и самоконтроль
во время публичных выступлений.

Ошибка
1: Несоответствие

Когда
содержание ваших слов расходится с
тоном речи, осанкой и языком тела, публика
мгновенно это замечает. Аудитория
обладает безошибочным чутьем в отношении
того, что касается настроения оратора
и его самочувствия. Если вы начнете
говорить «Здравствуйте, как я рад вас
всех видеть….» дрожащим неуверенным
голосом, нервно перебирая пальцами
пуговицы на костюме — будьте уверены, у
слушателей моментально появится
недоверие и к сказанному вами, и к самому
говорящему. Поэтому вместо: «Я рад…» —
радуйтесь на самом деле! Делайте все,
чтобы действительно испытывать радость,
выступая перед публикой. Осознанно
передавайте ваше позитивное настроение
слушателям. Это важно — люди в хорошем
настроении легче воспринимают информацию,
им хочется продолжать контакт. Если же
вы не испытываете радости, не стоит
лгать. Лучше честно признаться: «Сегодня
великий день, поэтому я волнуюсь…»
Тогда вы, по крайней мере, произведете
впечатление честного человека, говорящего
правдивые вещи. 

Ошибка
2: Оправдания

Публике
по большому счету все равно, волнуетесь
вы или нет, как долго вы готовили свой
доклад и какой у вас опыт публичных
выступлений. Поэтому не нужно перед ней
оправдываться в стиле: «Я плохой оратор,
редко говорю перед публикой, поэтому
сильно волнуюсь и могу выступить
неудачно…». Именно так начинают свою
речь многие дилетанты, пытаясь вызвать
сочувствие и заранее получить индульгенцию
за плохое выступление. Посыл, казалось
бы, честный, но он приводит к противоположному
результату. Слушатели недоумевают:
«Зачем мы сюда пришли, если даже сам
выступающий признает, что выступление
будет плохим?».

Публика
эгоистична.   В ее центре внимания
стоит, прежде всего, она сама. Поэтому
с самого начала выступления на первое
место поставьте её, любимую: мысли,
желания и чувства вашей аудитории. Ваша
цель — информировать, мотивировать или
развлечь публику. Поэтому важно не то,
как вы говорите, и что при этом чувствуете.
Важно, какую информацию аудитория при
этом получает. Нужно говорить так, чтобы
большая часть слушателей почувствовала:
вы понимаете их стремления и желания,
говорите для них и обращаетесь к каждому
из них персонально. Если вы будете
действовать именно так, тогда:

а) гораздо
больше слушателей, чем вы думаете, просто
не обратят внимание на ваше волнение
или же снисходительно отнесутся к нему,
потому что интересуются, прежде всего,
собой и своими делами.

б) ваше
волнение улетучивается тем скорее, чем
больше внимания вы уделяете другим
людям, а не собственным ощущениям.

Ошибка
3. Извинения

Эта
ошибка похожа на предыдущую. Начинающие
ораторы любят извиняться, предлагая
снять с них вину за плохое качество
доклада. «Прошу простить меня за… (мой
простуженный голос, мой внешний вид,
плохое качество слайдов, слишком короткое
выступление, слишком длинную речь и
т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не
отпустит ваши грехи. Извиняйтесь только
за одно — за ваши постоянные извинения.
А лучше с самого начала избегайте того,
за что нужно будет просить прощения.
Если действительно есть нечто, о чем вы
сожалеете, просто скажите: «Я сожалею!».
Но лучше всего — умение превратить
недостаток в достоинство: «У меня сегодня
простуженный голос, поэтому прошу вас
сдвинуться и сесть ко мне поближе. Таким
образом, сплотившись еще больше, мы
продемонстрируем, что мы все — одна
команда, работающая в тесном взаимодействии».

Ошибка
4: Глаза и брови

Вы
действительно уверены, что хорошо
управляете своей мимикой? Большинству
новичков только кажется, что это так.
На самом деле контролировать мимику
неподготовленному человеку нелегко. 
Лицевыми мышцами трудно управлять без
тренировки, а загадочно-соблазнительный
взгляд и широко раскрытые от страха
глаза разделяют всего пара миллиметров,
кардинально меняющих восприятие.

Психологические
исследования показали, что области глаз
оратора публика уделяет в 10-15 раз больше
внимания, чем любой другой части лица.
Брови — главный элемент вашей мимики,
они не только указывают на эмоции, но и
управляют ими. Высоко поднятые брови —
признак неуверенности и некомпетентности.
Обращайте внимание на свои глаза и
брови. Если они будут говорить то же,
что и ваши слова, публика вас полюбит.
Смеющиеся глаза и прямые брови — это как
раз то, что нужно. Слушать вас приятно,
публика уверена в вашей компетентности.
Потренируйтесь перед зеркалом, запишите
собственное выступление на видео и
проанализируйте его.

Ошибка
5: Подбор слов.

Мы
слышим и понимаем отдельные слова
прежде, чем понимаем все предложение
целиком. Поэтому на значение отдельных
слов мы реагируем быстрее и менее
осознанно, чем на значение предложений.
К тому же, отрицательные частицы
воспринимаются позднее, чем остальные
слова, а часто вообще не воспринимаются.
Поэтому постоянное использование таких
конструкций как «…не
принесет убытков», «…не
плохо», «…не
боимся прилагать усилия», «…не
хочу вызвать у вас скуку длинными
статистическими выкладками» вызывают
у слушателя эффект, противоположный
ожиданиям оратора.

Помните:
слова — это картинки в голове! Недаром
в древности учителя риторики говорили
своим ученикам: «Расскажи мне так, чтобы
я это увидел!». Слова должны создавать
нужную вам картинку в голове слушателей.
Поэтому используйте только те слова,
которые подкрепляют желаемую цель.
Пусть до ушей слушателей долетает лишь
то, что должно туда попасть. Если вы
хотите создать позитивный настрой,
тогда вместо: «это не плохо», скажите
«это хорошо». Создавайте позитивное
настроение позитивными словами — ведь
от настроения публики зависит очень
многое!

Ошибка
6: Отсутствие юмора

Всем
студентам известны лекторы-зануды.
«Воздействие внешнего объекта связано,
во-первых, с прогрессирующей эмансипацией
когнитивных функций от примитивных
аффективных структур, во-вторых, с
дифференциацией самих аффективных
структур, их автономизацией от базальных
влечений…», —  бубнит такой преподаватель
битый час, не замечая, что у слушателей
давно уже закипели мозги и они полностью
утратили нить повествования.

Лучше
информативной речи — только интересная
речь! Добавьте в свою серьезную речь
улыбку, разбавьте шутками, расскажите
забавную историю. Людям нужно периодически
отдыхать. Благодарная публика ответит
вам благосклонностью и вниманием. Можно
посмеяться и над собой, если вы допустили
какую-то оплошность — слушатели воспримут
это как признак вашей уверенности в
себе и чувства собственного достоинства.

Разумеется,
никто не требует от вас, чтобы вы
рассказывали анекдоты на траурном
митинге. Но многие темы слишком важны,
чтобы воспринимать их всерьез.  Смех
— это живительная среда для работы мозга.
Высококлассные педагоги знают, что юмор
и хорошее настроение только прибавляют
желания учиться и делают процесс более
эффективным. Смех помогает расслабиться
и приводит к образованию в мозгу такой
химической среды, в которой лучше
происходит восприятие новой информации
— это доказано нейропсихологами. 

Ошибка
7: Всезнайство

Еще
хуже неуверенных и неподготовленных
ораторов — ораторы напыщенные и надутые,
лопающиеся от осознания собственной
важности. Они всегда считают себя умнее
аудитории, к которой обращаются. Выкиньте
из головы заблуждение, что вы знаете
больше, чем все остальные вместе взятые.
Даже если вы хорошо осведомлены в теме
выступления, в отдельных направлениях
слушатели могут знать гораздо больше
вас. Не считайте аудиторию глупее вас,
иначе вам отплатят той же монетой.
Напыщенность и всезнайство могут сыграть
с вами очень злую шутку. Так, однажды
всеми нелюбимому лектору по истории
философии студент-психолог прилюдно
задал каверзный вопрос: как следует
относиться к философу Уоллесу?
Преподаватель, испугавшись, что его
поймают на недостатке эрудиции, долго
и убедительно разъяснял затаившей дух
аудитории ошибки этого философа,
выдуманного студентами накануне лекции.

Чтобы
не попасть в смешное положение, достаточно
было просто ответить: «Нет, этот автор
мне не знаком. Если вы считаете, что его
учение подходит к нашей теме, прошу
рассказать о нем в нескольких словах».
Открыто признаваясь в своем знании или
незнании, вы завоевываете еще большую
симпатию аудитории. Подключайте
слушателей с новой информацией к докладу,
умейте оценить их знания. Этим вы убьете
сразу нескольких зайцев: продемонстрируете
уважение к участникам и внесете оживление
в собственное выступление, дополните
и обогатите его. Вы должны быть благодарны
аудитории за активное участие, ведь
это, как минимум, признак интереса к
вашему выступлению.

Ошибка
8: Суетливость

Отвлекаясь
от страха перед публикой, начинающий
оратор может торопливо ходить от стены
к стене туда-сюда, словно маятник,
проделывать суетливые манипуляции с
предметами (открывать-закрывать крышку
кафедры, постоянно вертеть карандаш в
руках и т.п.) и делать прочие ненужные
движения. В итоге публика начинает
следить за его перемещениями и перестает
следить за темой выступления. По тому,
как движется докладчик, легко понять,
насколько он уверен в себе. Постоянное
«хождение» во время публичного выступления
не случайно. Оно выдает желание
неуверенного в себе оратора сбежать.
Именно так оно и воспринимается
аудиторией. Этим горе-ораторам так и
хочется дать совет строго по Архимеду:
«Найдите же, наконец, точку опоры!»

Найдите
подходящее место и займите позицию,
«пустите корни». Вы можете сидеть или
стоять — это зависит от длительности
публичного выступления, особенностей
помещения и прочих факторов. Главное,
чтобы со своего места вы могли установить
зрительный контакт со всей аудиторией.
Не стоит «окапываться» на одном месте.
Оратор, постоянно прячущийся за кафедрой
и выходящий лишь в конце публичного
выступления — тоже не лучший вариант.
Перемещайтесь, но перемещайтесь
осознанно, контролируя пространство.
Различные части доклада маркируйте
сменой позиции. Этим вы улучшите
восприятие информации и облегчите ее
запоминание. Например, вы меняете позицию
при переходе от введения к основной
части выступления, при выделении его
ключевых частей, а потом при переходе
к заключению. Когда заканчиваете доклад
и начинаете отвечать на вопросы
слушателей, вы снова спокойно и неторопливо
перемещаетесь в пространстве  в
следующую точку и т.п. Таким образом, вы
ориентируете слушателей в структуре
вашего публичного выступления и вселяете
в них уверенность.

Ошибка
9: Монотонность

Ничто
не утомляет так, как доклад на интересную
тему, читаемый скучным монотонным
голосом. Такие публичные выступления
сродни китайской пытке капающей водой:
вода монотонно капает не темечко
истязаемого и постепенно доводит его
до сумасшествия. Все слова сливаются в
однообразный поток и по тональности
речи нельзя понять, где заканчивается
одно предложение и начинается другое.
Монотонно бубнящие зануды быстро
вызывают раздражение и усталость
аудитории, слушатели еле сдерживаются,
чтобы не начать зевать. Напротив, искусный
оратор мастерски владеет своей речью.
Чтобы держать публику «в тонусе»  он
постоянно варьирует громкость и силу
своего голоса, придавая ему живости.
Когда хочет вызвать  напряженность
и интерес, он заговорщически затихает
и произносит слова чуть медленнее.
Говоря громче, он выделяет главное в
своем публичном выступлении. Когда
нужно, он добавляет голосу значительности
и драматизма.

Обратите
внимание на звучание своей речи. Выделяете
ли вы голосом ключевые моменты публичного
выступления, цитаты, утверждения?
Повышаете ли высоту звука в конце
вопроса? Изменяется ли темп речи в
зависимости от ее содержания? Выражайте
голосом свои чувства, и вы завоюете
публику! Вы предстанете уверенным,
энергичным и увлеченным темой человеком.

Ошибка
10: Отсутствие пауз

Новички
в ораторском ремесле панически боятся
пауз, неизбежно возникающих во время
публичного выступления. Как правило,
они спешат заполнить их разной словесной
чепухой и словами-паразитами («Ээээ…
Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать…
Ээээ…»). В результате публика думает:
«Ээээ… Ну ничего себе! Когда же он
закончит мычать?» Кто-то начинает
считать, сколько раз вы скажете «Ээээ..
», кто-то  погружается в свои мысли и
начинает смотреть в окно, не обращая на
вас внимания, остальные мучаются и
считают минуты до конца лекции.

Полезно
помнить совет блистательной Джулии
Ламберт из моэмовского «Театра»: «Главное
— это умение держать паузу, лучше ее не
делать, но если уж вышло — держи ее,
сколько можешь». Когда нечего сказать
— лучше помолчите, пока придут нужные
слова. Иногда оратору необходимо время,
чтобы подумать, сверится со своими
записями, или же просто попить воды. А
публике нужны паузы, чтобы осмыслить
сказанное вами. Асы ораторского мастерства
используют паузы целенаправленно, чтобы
получить обратную связь от аудитории.
Они активно пользуются интерпаузами,
во время которых публика может обдумать
сказанное, и нагнетающими обстановку
интрапаузами,
когда слушатели должны предугадать
дальнейшее развитие повествования.
Паузу можно использовать для установления
визуального контакта, чтобы
проконтролировать, правильно ли вас
поняли; для усиления напряжения и
драматизма; для возбуждения любопытства
(«…а что он скажет дальше?») и для многого
другого. Поэтому не бойтесь делать
паузы. Обычно публика воспринимает их
длительность гораздо короче, чем это
кажется самому докладчику.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Распространенный пакет среды выполнения vc не установлен симс 4 ошибка 5100
  • Распространенные речевые ошибки примеры
  • Распространенные ошибки синего экрана
  • Распространенные ошибки родителей пагубно влияющие на речевое развитие ребенка консультация
  • Распространенные ошибки размещение на видных местах сахароснижающих средств