Растет число заболеваемости гриппом исправить ошибки

https://ria.ru/20221217/gripp-1839412396.html

Грипп у детей: особенности в сезоне 2022-2023, симптомы и лечение

Грипп у детей 2022-2023: симптомы, признаки, сколько держится температура, лечение

Грипп у детей: особенности в сезоне 2022-2023, симптомы и лечение

Грипп у детей — респираторное заболевание, которое может стать причиной серьезных осложнений. В сезоне 2022-2023 среди детей 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 лет… РИА Новости, 19.12.2022

2022-12-17T16:41

2022-12-17T16:41

2022-12-19T09:16

общество

федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор)

европейский медицинский центр

см-клиника

коронавирус covid-19

грипп

здоровье

здоровье — общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/12/1589969942_0:96:2000:1221_1920x0_80_0_0_7456f7a8c1bf22820dae680aaa6652ad.jpg

МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Грипп у детей — респираторное заболевание, которое может стать причиной серьезных осложнений. В сезоне 2022-2023 среди детей 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 лет отмечается высокая распространенность свиного гриппа A/H1N1. Клинические проявления, основные симптомы, сколько дней держится температура, признаки осложнений, методы диагностики и лечения, рекомендации врачей – в материале РИА Новости.Грипп у детей»Грипп – одно из самых тяжелых ОРВИ, с которым могут столкнуться дети. Хотя возбудителями респираторных вирусных инфекций могут стать более двухсот различных вирусов, в т.ч. коронавирус, риск осложнений при гриппе гораздо выше, чем при других ОРВИ, а сами осложнения развиваются быстрее», –говорит Николай Дубинин, врач-эпидемиолог, директор по качеству компании «Добролов».В конце ноября Роспотребнадзор отметил рост заболеваемости вирусом гриппа A/H1N1, который также называют свиным гриппом. «Активная циркуляция этого вида гриппа может быть связана с различными причинами, в том числе ослаблением иммунитета после перенесенной коронавирусной инфекции COVID-19. У детей симптомы заболеваний проявляются быстро и в яркой форме», – поясняет Денис Усенко, доктор медицинских наук, исполнительный директор Национального научного общества инфекционистов.Симптомы»В отличие от большинства вирусных заболеваний грипп дебютирует остро: на первый план выходит лихорадка и клиника интоксикации, т.е. сначала высокая температура, которая за несколько часов может доходить до 39-40 градусов, плохо сбивается жаропонижающими препаратами с выраженными головными и мышечными болями, светобоязнью, вялостью или возбуждением, отказом от пищи, сухим кашлем», – объясняет Елена Стеблецова, кандидат медицинских наук, педиатр Поликлиника.ру.Основные симптомы гриппа у детей:Причины»Вирус гриппа, как и другие его виды, передаётся от человека к человеку воздушно-капельным и контактно-бытовым путем, то есть при распылении капель слизи при чихании, кашле, разговоре, а также через предметы обихода, на поверхность которых попадают такие частицы. Поэтому грипп является очень заразным заболеванием и быстро распространяется, особенно среди детей. Дети в возрасте до 2 лет составляют группу риска по развитию осложненного течения гриппа», – комментирует Юлия Климова, врач-педиатр Европейского медицинского центра.ПризнакиОтличить грипп по внешним признакам от других ОРВИ, которые в народе называются простудой, по мнению Дениса Усенко, очень сложно, особенно у маленьких детей. Но родители должны обратить внимание на следующие различия в симптоматике заболеваний:Течение болезни»Грипп – очень контагиозная инфекция. Инкубационный период составляет от нескольких часов до трех дней», – говорит Елена Стеблецова.Течение гриппа разделяют по степени тяжести на легкое, среднее, тяжелое и крайне тяжелое. «Заболевание начинается внезапно с повышения температуры тела до фебрильных цифр, отмечается озноб и дрожь, головная боль, ломота в теле, присоединяются боль в горле, сухой кашель, ринит, у большинства детей появляются симптомы по ЖКТ, такие как рвота, диарея», – поясняет Юлианна Шабатура, педиатр «Теледоктор24».По словам Ольги Татаркиной, врача-педиатра «СМ-Клиника», примерно в 5% случаев на любой день от начала заболевания возможно внезапное ухудшение состояния пациента, даже на фоне улучшения клинической картины. Учитывая это, следует бдительно отслеживать симптомы, указывающие на то, что заболевание принимает более тяжелую форму течения.К их числу эксперт относит:Осложнения и последствия»Штамм вируса гриппа A/H1N1 способен вызвать вирусную пневмонию, а симптомы схожи с симптомами коронавируса. Кроме того, сейчас отмечается сезонный рост заболеваемости различными респираторными инфекциями, поэтому заниматься самодиагностикой и самолечением нельзя — наличие вируса в организме может подтвердить только лабораторная диагностика», – говорит Денис Усенко.Елена Стеблецова отмечает, температура обычно держится 3-4 дня, потом снижается. А новый подъем температуры может свидетельствовать о возникновении осложнений. Чаще всего грипп осложняется пневмонией, но также вирус может вызвать синусит, отит и гайморит. Одними из самых грозных осложнений гриппа, по мнению специалистов, являются пиелонефрит, острая почечная и печеночная недостаточность, миокардит (воспаление сердечной мышцы), воспаление головного мозга и его оболочек. Эти состояния требуют срочной госпитализации.Диагностика»Лабораторная диагностика гриппа может быть проведена методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), основанном на обнаружении в клинических пробах генетического материала вирусов (РНК или ДНК). Он является наиболее современным, высокочувствительным методом», – поясняет Ольга Татаркина. По словам эксперта, мазки из носа и зева берутся в первые три дня и не позднее пятого дня болезни. Существуют также экспресс-тесты диагностики гриппа. Результат может быть получен уже через 10 минут после взятия мазка.Наибольшей достоверностью для диагностики гриппа обладают лабораторные тесты, при этом отрицательный результат экспресс-теста, по словам Дениса Усенко, не является основанием исключения клинического диагноза грипп. Поэтому лечение должно быть назначено врачом и проходить под его наблюдением.Ольга Татаркина дополняет, что для уточнения тяжести течения гриппа, мониторинга развития осложнений показано проведение клинического анализа крови с исследованием лейкоцитарной формулы, СРБ, прокальцитонина. «Исследование общего анализа мочи, биохимического анализа крови, времени свертывания и длительности кровотечения, коагулограммы необходимы для оценки степени тяжести осложнений при тяжелом течении гриппа и/или развитии геморрагического синдрома», – уточняет врач.ЛечениеПо словам Ольги Татаркиной,с целью инактивации вируса гриппа, препятствующего проникновению и последующей репродукции вируса в клетках респираторного тракта, назначаются противовирусные препараты, активные в отношении вируса гриппа.»Применяются препараты интерферона (капли, спрей, мазь, суппозитории, гель), медикаменты, способствующие выработке собственного интерферона в организме. Использовать антибактериальные препараты необходимо только при развитии вторичных бактериальных осложнений и только по назначению врача», – говорит специалист.С целью нормализации температуры, устранения интоксикации, катарального синдрома назначается симптоматическая терапия.Основные методы лечения перечислил Денис Усенко:Кашель и синусит. Малопродуктивный кашель, с трудно отходящей мокротой важно перевести во влажный с помощью муколитиков, которые подходят и для лечения синусита. «Наиболее эффективны препараты на основе карбоцистеина, например, бронхобос, который также назначается при одновременном бронхите и отите. Муколитики действуют быстро — если на третий день лечения кашель ребенка не становится “мягче”, следует обратиться к врачу», – говорит эксперт.Заложенность носа. При сильной заложенности носа врач советует использовать сосудосуживающие капли в нос (деконгестанты), но применение их безопасно только коротким курсом — не более 5 дней. Восстановить носовое дыхание помогут промывания носовых ходов изотоническими растворами, при отеке слизистой можно применять гипертонические спреи, но для маленьких детей следует использовать только дозированные спреи, чтобы избежать возникновения отита.Боль в горле. «Наиболее безопасными средствами для детей являются препараты на основе лизоцима, например, лизобакт. Лизоцим — это естественный для человеческого организма фермент, который помогает укрепить местный иммунитет и обладает противовирусным действием, сохраняя нормальную микрофлору, – говорит Денис Усенко. – Родители должны обратить внимание на то, что в последнее время распространенность получили биологически активные добавки с лизоцимом, применять которые для лечения боли в горле у детей не рекомендуется, даже если вам его посоветовали в аптеке, поскольку БАД не является лекарственным средством и может привести к серьезным осложнениям состояния ребенка».Высокая температура. Снижать температуру тела у детей необходимо, если она выше 38,5 градуса. Лучше с помощью препаратов на основе парацетамола или ибупрофена. Выбирать следует исходя из состояния ребенка. Например, если ребенок испытывает сложности с глотанием таблетки, лучше выбрать свечи или сироп.»При гриппе чаще всего мы наблюдаем развитие сразу нескольких симптомов, а значит, приходится применять несколько препаратов. Чтобы избежать побочных эффектов, необходимо не заниматься самоназначением лекарств ребенку, а обратиться к врачу, поскольку только он сможет правильно подобрать средства, сочетающиеся друг с другом», – советует Денис Усенко.Прививки»Вакцинация от гриппа — это лучший способ профилактики из всех существующих на сегодняшний день, избегать его не стоит, особенно, когда дело касается детей, – отмечает Денис Усенко. – Вакцина от гриппа содержит убитый вирус или искусственно собранные его антигены, который способствует выработке антител после введения его в организм. Таким образом, иммунитет учиться бороться с вирусом».Юлия Климова отмечает, что среди родителей существует миф о вреде вакцинации для детей. «Это не так, вакцинация может привести к осложнениям только в некоторых случаях: если у ребёнка есть аллергия на белок куриных яиц, уже была аллергическая реакция на вводимый препарат или есть острое заболевание», – поясняет эксперт. В остальных случаях возможны такие побочные эффекты как:Но всё это проходит в течение 2-3 дней.Для предотвращения заболевания сделать прививку против гриппа следует до начала эпидемического сезона, в сентябре. Вакцина защищает в первую очередь от тяжелого течения заболевания, и даже если ребенок заразится гриппом, то перенесет его в более легкой форме и без осложнений. Эффект от прививки сохраняется на протяжении 6-9 месяцев, после чего вакцинация повторяется, поскольку вирус мутирует и организм уже не может противостоять новому штамму также эффективно.»Состав вакцин изменяется каждый год в соответствии с данными ВОЗ. Согласно клиническим исследованиям антитела вырабатываются у 90% лиц, получивших прививку, через 8-12 дней», – говорит Елена Стеблецова.В настоящее время, по словам специалиста, используют инактивированные вакцины: сплит-вакцины (например: Ультрикс, Флю-М и др.) и субъединичные вакцины (например: Гриппол, Совигрипп).Николай Дубинин дополняет, что в последние годы в практике здравоохранения наряду с российскими появились новые вакцины производства зарубежных фирм:»Детям в возрасте от 6 месяцев и до 3 лет вакцинацию проводят в два этапа с перерывом в месяц, а с 3-летнего возраста вакцину нужно вводить только один раз. Новое поколение вакцин от гриппа дает перекрестный эффект, заключающийся в том, что одна вакцина даёт иммунитет сразу к нескольким видам гриппа», – поясняет Юлия Климова.ПрофилактикаДети легко заражаются гриппом как в школах и детских садах, так и дома от бессимптомных и малосимптомных заболевших взрослых. Кроме вакцинации, другие методы профилактики гриппа сводятся к тому, что нужно:Профилактические меры, используемые в комплексе, помогут ребенку не заразиться гриппом или легче перенести заболевание.»Специфическая профилактика гриппа включает, помимо вакцинопрофилактики, экстренную химиопрофилактику. Возможно проведение экстренной химиопрофилактики этиотропными препаратами и иммуномодуляторами в очагах инфекции», – говорит Ольга Татаркина.КлассификацияВыделяют вирусы гриппа трех типов: А, В и С. «Вирус типа А наиболее опасен и может вызывать эпидемии, поскольку способен мутировать и “обманывать” иммунную систему, меняя белковую структуру оболочки, поэтому антитела, выработанные против одного штамма вируса, не воспринимают новый штамм гриппа как угрозу. Именно вирус А вызвал пандемии испанского и свиного гриппа. Чаще всего пик заболеваемости приходится на февраль и март, – поясняет Денис Усенко. – Вирус В вызывает более легкую форму заболевания, а вирус С и вовсе может протекать бессимптомно или вызывать неопасные инфекции, например, конъюнктивит».Также грипп классифицируют по:К какому врачу обращатьсяЕсли речь идет о детях, медлить и заниматься самостоятельным лечением нельзя. Педиатр должен осмотреть ребенка максимально быстро после начала заболевания, поскольку в зависимости от состояния маленьким детям может быть рекомендовано стационарное лечение. Если после назначения терапии симптомы не облегчаются в течение трех суток, необходимо повторно обратиться к специалисту. При подозрении на осложнения пациентам могут быть рекомендованы консультации смежных специалистов: невролога, пульмонолога, кардиолога, гематолога.Денис Усенко перечислил случаи, при которых требуется немедленное обращение за медицинской помощью:Если заболевание началось поздно вечером, ночью или стремительно нарастают симптомы, необходимо незамедлительно вызывать скорую медицинскую помощь.Рекомендации врачей»Первое, о чем стоит помнить родителям: не используйте антибиотики без назначения врача и не злоупотребляйте народной медициной, это может привести к серьезным осложнениям, которые будут давать о себе знать всю жизнь, – предостерегает Денис Усенко. – Лук, мед, чай, лимон, клюква и прочее — это не лекарственные средства и не могут вылечить грипп. Травы могут вызвать сильнейшие аллергические реакции, а биологические добавки не будут работать так, как работают лекарственные средства с доказанной эффективностью. Сегодня в аптеках достаточное количество безопасных препаратов, чтобы не экспериментировать над здоровьем ребенка».Врач также не рекомендует уксусные и спиртовые растирания при повышении температуры — это может стать причиной интоксикации, нарушить теплообмен организма и причинить вред. В современных клинических рекомендациях допускается легкое обтирание смоченным полотенцем в воде температурой 25-30 градусов. Не стоит кутать ребенка, важно поддерживать комфортную температуру в комнате — около 20 градусов, увлажнять воздух и проводить проветривания.В случае если один из членов семьи заболел гриппом, Ольга Татаркина рекомендует по возможности изолировать его, а также:»В связи с тем, что дети, особенно до пяти лет, могут переносить заболевание в тяжелой форме или с осложнениями, рекомендуется ежегодная вакцинация против гриппа детям, начиная с возраста 6 месяцев и старше», – отмечает Юлианна Шабатура.Как помочь ребенку в домашних условияхЕсли у ребенка появились симптомы гриппа, то рекомендуется вызвать педиатра на дом или бригаду скорой помощи. До прихода врача при повышении температуры тела выше 38,5 градуса следует дать жаропонижающие в возрастной дозировке, обеспечить ребенку постельный режим, обильное теплое питье (вода, морсы, чай, отвары ромашки, шиповника), доступ свежего воздуха, щадящую диету с достаточным количеством фруктов и овощей.»Если у ребенка теплые руки и ноги, то можно раздеть его и обтереть полотенцем, смоченным водой комнатной температуры (22-25 °C), если же холодные руки и ноги, озноб, то надо осторожно растереть его и механически согреть кисти и стопы», – говорит Елена Стеблецова.Ольга Татаркина отмечает, что важна санация верхних дыхательных путей. «Своевременное и максимально полное удаление слизи из носа – залог более быстрого выздоровления и профилактика осложнений. Особенно это актуально для детей до трехлетнего возраста, которые еще не умеют сморкаться. Для санации носа у них необходимо использовать назальные аспираторы, – говорит специалист. – А при появлении влажного кашля необходимо следить за полноценным отхождением мокроты. Для этого может использоваться дренажный массаж».Заразен ли грипп»Способность вирусов гриппа менять свою структуру определяет высокую восприимчивость населения, вовлечение в эпидемический процесс всех возрастных групп, – говорит Ольга Татаркина. – Источником инфекции при гриппе являются в основном больные люди в остром периоде заболевания, в том числе с легкой или бессимптомной формой, реже выздоровевшие и уже не имеющие симптомов заболевания, но выделяющие вирус. Это может происходить в течение двух недель от начала заболевания».

https://ria.ru/20221122/prostuda-1833468121.html

https://radiosputnik.ria.ru/20221213/gripp-1838089397.html

https://ria.ru/20221214/gripp-1838543611.html

https://radiosputnik.ria.ru/20221214/gripp-1838530562.html

https://ria.ru/20221215/gripp-1838954991.html

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0c/12/1589969942_183:0:1963:1335_1920x0_80_0_0_fdbf74fd476ada6828d48921a15908ab.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (роспотребнадзор), европейский медицинский центр, см-клиника, коронавирус covid-19, грипп, здоровье, здоровье — общество, россия, социальный навигатор, детские вопросы

Общество, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Европейский медицинский центр, СМ-Клиника, Коронавирус COVID-19, Грипп, Здоровье, Здоровье — Общество, Россия, Социальный навигатор, Детские вопросы

  • Грипп у детей
  • Симптомы
  • Причины
  • Признаки
  • Течение болезни
  • Осложнения и последствия
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прививки
  • Профилактика
  • Классификация
  • К какому врачу обращаться
  • Рекомендации врачей
  • Как помочь ребенку в домашних условиях
  • Заразен ли грипп

МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Грипп у детей — респираторное заболевание, которое может стать причиной серьезных осложнений. В сезоне 2022-2023 среди детей 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 лет отмечается высокая распространенность свиного гриппа A/H1N1. Клинические проявления, основные симптомы, сколько дней держится температура, признаки осложнений, методы диагностики и лечения, рекомендации врачей – в материале РИА Новости.

Грипп у детей

«Грипп – одно из самых тяжелых ОРВИ, с которым могут столкнуться дети. Хотя возбудителями респираторных вирусных инфекций могут стать более двухсот различных вирусов, в т.ч. коронавирус, риск осложнений при гриппе гораздо выше, чем при других ОРВИ, а сами осложнения развиваются быстрее», –говорит Николай Дубинин, врач-эпидемиолог, директор по качеству компании «Добролов».

В конце ноября Роспотребнадзор отметил рост заболеваемости вирусом гриппа A/H1N1, который также называют свиным гриппом. «Активная циркуляция этого вида гриппа может быть связана с различными причинами, в том числе ослаблением иммунитета после перенесенной коронавирусной инфекции COVID-19. У детей симптомы заболеваний проявляются быстро и в яркой форме», – поясняет Денис Усенко, доктор медицинских наук, исполнительный директор Национального научного общества инфекционистов.

Симптомы

«В отличие от большинства вирусных заболеваний грипп дебютирует остро: на первый план выходит лихорадка и клиника интоксикации, т.е. сначала высокая температура, которая за несколько часов может доходить до 39-40 градусов, плохо сбивается жаропонижающими препаратами с выраженными головными и мышечными болями, светобоязнью, вялостью или возбуждением, отказом от пищи, сухим кашлем», – объясняет Елена Стеблецова, кандидат медицинских наук, педиатр Поликлиника.ру.

Основные симптомы гриппа у детей:

  • резкое повышение температуры;

  • озноб;

  • головная боль;

  • сухой кашель;

  • вялость и слабость;

  • боль в горле;

  • носовое кровотечение;

  • кишечное расстройство, рвота и тошнота;

  • боль в мышцах и суставах;

  • отсутствие аппетита;

  • у детей до трех лет возможна бледность кожи с «мраморным» рисунком сосудов.

Причины

«Вирус гриппа, как и другие его виды, передаётся от человека к человеку воздушно-капельным и контактно-бытовым путем, то есть при распылении капель слизи при чихании, кашле, разговоре, а также через предметы обихода, на поверхность которых попадают такие частицы. Поэтому грипп является очень заразным заболеванием и быстро распространяется, особенно среди детей. Дети в возрасте до 2 лет составляют группу риска по развитию осложненного течения гриппа», – комментирует Юлия Климова, врач-педиатр Европейского медицинского центра.

Признаки

Отличить грипп по внешним признакам от других ОРВИ, которые в народе называются простудой, по мнению Дениса Усенко, очень сложно, особенно у маленьких детей. Но родители должны обратить внимание на следующие различия в симптоматике заболеваний:

  • при ОРВИ симптомы проявляются постепенно, при гриппе они дают о себе знать практически сразу после инфицирования;

  • при ОРВИ температура повышается постепенно и редко поднимается выше 38,5 градуса. При гриппе — резко растет до 39-40 градусов и может держаться до 4 дней;

  • при гриппе, в отличие от ОРВИ, обычно не бывает сильного насморка и чихания. Часто присутствует только заложенность носа и наблюдается покраснение глаз;

  • при гриппе уже на вторые сутки после появления симптомов возникает сильный малопродуктивный кашель и боль за грудиной. При ОРВИ он обычно развивается на 2-3 день заболевания;

  • при гриппе ярко проявляются признаки интоксикации в виде резкого озноба, обильного потоотделения при снижении температуры, головной боли и ломоты в теле.

Течение болезни

«Грипп – очень контагиозная инфекция. Инкубационный период составляет от нескольких часов до трех дней», – говорит Елена Стеблецова.Течение гриппа разделяют по степени тяжести на легкое, среднее, тяжелое и крайне тяжелое. «Заболевание начинается внезапно с повышения температуры тела до фебрильных цифр, отмечается озноб и дрожь, головная боль, ломота в теле, присоединяются боль в горле, сухой кашель, ринит, у большинства детей появляются симптомы по ЖКТ, такие как рвота, диарея», – поясняет Юлианна Шабатура, педиатр «Теледоктор24».

По словам Ольги Татаркиной, врача-педиатра «СМ-Клиника», примерно в 5% случаев на любой день от начала заболевания возможно внезапное ухудшение состояния пациента, даже на фоне улучшения клинической картины. Учитывая это, следует бдительно отслеживать симптомы, указывающие на то, что заболевание принимает более тяжелую форму течения.

К их числу эксперт относит:

  • цианоз и одышка в покое или при физической активности;

  • кашель с примесью крови в мокроте, боль или тяжесть в груди;

  • изменение психического состояния, спутанность сознания или возбуждения, судороги;

  • снижение артериального давления и уменьшение мочеотделения;

  • сохранение высокой температуры тела, повторной рвоты и других симптомов гриппа более 5 дней;

  • у детей раннего возраста признаки опасности включают учащенное или затрудненное дыхание, снижение активности и трудности с пробуждением.

Осложнения и последствия

«Штамм вируса гриппа A/H1N1 способен вызвать вирусную пневмонию, а симптомы схожи с симптомами коронавируса. Кроме того, сейчас отмечается сезонный рост заболеваемости различными респираторными инфекциями, поэтому заниматься самодиагностикой и самолечением нельзя — наличие вируса в организме может подтвердить только лабораторная диагностика», – говорит Денис Усенко.

Елена Стеблецова отмечает, температура обычно держится 3-4 дня, потом снижается. А новый подъем температуры может свидетельствовать о возникновении осложнений. Чаще всего грипп осложняется пневмонией, но также вирус может вызвать синусит, отит и гайморит. Одними из самых грозных осложнений гриппа, по мнению специалистов, являются пиелонефрит, острая почечная и печеночная недостаточность, миокардит (воспаление сердечной мышцы), воспаление головного мозга и его оболочек. Эти состояния требуют срочной госпитализации.

Диагностика

«Лабораторная диагностика гриппа может быть проведена методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), основанном на обнаружении в клинических пробах генетического материала вирусов (РНК или ДНК). Он является наиболее современным, высокочувствительным методом», – поясняет Ольга Татаркина. По словам эксперта, мазки из носа и зева берутся в первые три дня и не позднее пятого дня болезни. Существуют также экспресс-тесты диагностики гриппа. Результат может быть получен уже через 10 минут после взятия мазка.

Наибольшей достоверностью для диагностики гриппа обладают лабораторные тесты, при этом отрицательный результат экспресс-теста, по словам Дениса Усенко, не является основанием исключения клинического диагноза грипп. Поэтому лечение должно быть назначено врачом и проходить под его наблюдением.

Ольга Татаркина дополняет, что для уточнения тяжести течения гриппа, мониторинга развития осложнений показано проведение клинического анализа крови с исследованием лейкоцитарной формулы, СРБ, прокальцитонина. «Исследование общего анализа мочи, биохимического анализа крови, времени свертывания и длительности кровотечения, коагулограммы необходимы для оценки степени тяжести осложнений при тяжелом течении гриппа и/или развитии геморрагического синдрома», – уточняет врач.

Лечение

По словам Ольги Татаркиной,с целью инактивации вируса гриппа, препятствующего проникновению и последующей репродукции вируса в клетках респираторного тракта, назначаются противовирусные препараты, активные в отношении вируса гриппа.

«Применяются препараты интерферона (капли, спрей, мазь, суппозитории, гель), медикаменты, способствующие выработке собственного интерферона в организме. Использовать антибактериальные препараты необходимо только при развитии вторичных бактериальных осложнений и только по назначению врача», – говорит специалист.

С целью нормализации температуры, устранения интоксикации, катарального синдрома назначается симптоматическая терапия.

Основные методы лечения перечислил Денис Усенко:

Кашель и синусит. Малопродуктивный кашель, с трудно отходящей мокротой важно перевести во влажный с помощью муколитиков, которые подходят и для лечения синусита. «Наиболее эффективны препараты на основе карбоцистеина, например, бронхобос, который также назначается при одновременном бронхите и отите. Муколитики действуют быстро — если на третий день лечения кашель ребенка не становится “мягче”, следует обратиться к врачу», – говорит эксперт.

Заложенность носа. При сильной заложенности носа врач советует использовать сосудосуживающие капли в нос (деконгестанты), но применение их безопасно только коротким курсом — не более 5 дней. Восстановить носовое дыхание помогут промывания носовых ходов изотоническими растворами, при отеке слизистой можно применять гипертонические спреи, но для маленьких детей следует использовать только дозированные спреи, чтобы избежать возникновения отита.

Боль в горле. «Наиболее безопасными средствами для детей являются препараты на основе лизоцима, например, лизобакт. Лизоцим — это естественный для человеческого организма фермент, который помогает укрепить местный иммунитет и обладает противовирусным действием, сохраняя нормальную микрофлору, – говорит Денис Усенко. – Родители должны обратить внимание на то, что в последнее время распространенность получили биологически активные добавки с лизоцимом, применять которые для лечения боли в горле у детей не рекомендуется, даже если вам его посоветовали в аптеке, поскольку БАД не является лекарственным средством и может привести к серьезным осложнениям состояния ребенка».

Высокая температура. Снижать температуру тела у детей необходимо, если она выше 38,5 градуса. Лучше с помощью препаратов на основе парацетамола или ибупрофена. Выбирать следует исходя из состояния ребенка. Например, если ребенок испытывает сложности с глотанием таблетки, лучше выбрать свечи или сироп.

«При гриппе чаще всего мы наблюдаем развитие сразу нескольких симптомов, а значит, приходится применять несколько препаратов. Чтобы избежать побочных эффектов, необходимо не заниматься самоназначением лекарств ребенку, а обратиться к врачу, поскольку только он сможет правильно подобрать средства, сочетающиеся друг с другом», – советует Денис Усенко.

Прививки

«Вакцинация от гриппа — это лучший способ профилактики из всех существующих на сегодняшний день, избегать его не стоит, особенно, когда дело касается детей, – отмечает Денис Усенко. – Вакцина от гриппа содержит убитый вирус или искусственно собранные его антигены, который способствует выработке антител после введения его в организм. Таким образом, иммунитет учиться бороться с вирусом».

Юлия Климова отмечает, что среди родителей существует миф о вреде вакцинации для детей. «Это не так, вакцинация может привести к осложнениям только в некоторых случаях: если у ребёнка есть аллергия на белок куриных яиц, уже была аллергическая реакция на вводимый препарат или есть острое заболевание», – поясняет эксперт. В остальных случаях возможны такие побочные эффекты как:

  • небольшое повышение температуры тела;

  • покраснение кожи, куда вводили препарат;

  • сонливость и снижение аппетита.

Но всё это проходит в течение 2-3 дней.

Для предотвращения заболевания сделать прививку против гриппа следует до начала эпидемического сезона, в сентябре. Вакцина защищает в первую очередь от тяжелого течения заболевания, и даже если ребенок заразится гриппом, то перенесет его в более легкой форме и без осложнений. Эффект от прививки сохраняется на протяжении 6-9 месяцев, после чего вакцинация повторяется, поскольку вирус мутирует и организм уже не может противостоять новому штамму также эффективно.

«Состав вакцин изменяется каждый год в соответствии с данными ВОЗ. Согласно клиническим исследованиям антитела вырабатываются у 90% лиц, получивших прививку, через 8-12 дней», – говорит Елена Стеблецова.

В настоящее время, по словам специалиста, используют инактивированные вакцины: сплит-вакцины (например: Ультрикс, Флю-М и др.) и субъединичные вакцины (например: Гриппол, Совигрипп).

Николай Дубинин дополняет, что в последние годы в практике здравоохранения наряду с российскими появились новые вакцины производства зарубежных фирм:

  • Ваксигрип (Франция),

  • Бегривак (Германия),

  • Флюарикс (Бельгия),

  • Инфлювак (Голландия).

«Детям в возрасте от 6 месяцев и до 3 лет вакцинацию проводят в два этапа с перерывом в месяц, а с 3-летнего возраста вакцину нужно вводить только один раз. Новое поколение вакцин от гриппа дает перекрестный эффект, заключающийся в том, что одна вакцина даёт иммунитет сразу к нескольким видам гриппа», – поясняет Юлия Климова.

Профилактика

Дети легко заражаются гриппом как в школах и детских садах, так и дома от бессимптомных и малосимптомных заболевших взрослых. Кроме вакцинации, другие методы профилактики гриппа сводятся к тому, что нужно:

  • гулять на свежем воздухе, но не перегреваться и не переохлаждаться,

  • обеспечить правильное полноценное питание и режим сон/отдых,

  • тщательно мыть руки и следить, чтобы ребенок не прикасался к слизистым оболочкам,

  • избегать контактов с детьми и взрослыми с явными признаками заболевания,

  • по возможности сократить время пребывания в местах массового скопления людей.

Профилактические меры, используемые в комплексе, помогут ребенку не заразиться гриппом или легче перенести заболевание.

«Специфическая профилактика гриппа включает, помимо вакцинопрофилактики, экстренную химиопрофилактику. Возможно проведение экстренной химиопрофилактики этиотропными препаратами и иммуномодуляторами в очагах инфекции», – говорит Ольга Татаркина.

Классификация

Выделяют вирусы гриппа трех типов: А, В и С. «Вирус типа А наиболее опасен и может вызывать эпидемии, поскольку способен мутировать и “обманывать” иммунную систему, меняя белковую структуру оболочки, поэтому антитела, выработанные против одного штамма вируса, не воспринимают новый штамм гриппа как угрозу. Именно вирус А вызвал пандемии испанского и свиного гриппа. Чаще всего пик заболеваемости приходится на февраль и март, – поясняет Денис Усенко. – Вирус В вызывает более легкую форму заболевания, а вирус С и вовсе может протекать бессимптомно или вызывать неопасные инфекции, например, конъюнктивит».

Также грипп классифицируют по:

  • степени тяжести: лёгкая, средняя, тяжёлая форма;

  • характеру течения: осложненное и неосложненное;

  • наличию симптомов: типичный и атипичный (бессимптомный);

  • локализации поражения (бронхит, ринит, фарингит, трахеит и т.д.).

К какому врачу обращаться

Если речь идет о детях, медлить и заниматься самостоятельным лечением нельзя. Педиатр должен осмотреть ребенка максимально быстро после начала заболевания, поскольку в зависимости от состояния маленьким детям может быть рекомендовано стационарное лечение. Если после назначения терапии симптомы не облегчаются в течение трех суток, необходимо повторно обратиться к специалисту. При подозрении на осложнения пациентам могут быть рекомендованы консультации смежных специалистов: невролога, пульмонолога, кардиолога, гематолога.

Денис Усенко перечислил случаи, при которых требуется немедленное обращение за медицинской помощью:

  • температура тела ребенка превышает 40˚С;

  • лихорадка продолжается более 3 дней или плохо снижается при приеме жаропонижающих;

  • у ребенка появились судороги;

  • затрудненное дыхание (одышка), сильные боли в груди при дыхании, кашле;

  • ребенок потерял сознание;

  • на теле появилась сыпь в виде мелких багровых точек;

  • рвота и/или диарея не прекращаются.

Если заболевание началось поздно вечером, ночью или стремительно нарастают симптомы, необходимо незамедлительно вызывать скорую медицинскую помощь.

Рекомендации врачей

«Первое, о чем стоит помнить родителям: не используйте антибиотики без назначения врача и не злоупотребляйте народной медициной, это может привести к серьезным осложнениям, которые будут давать о себе знать всю жизнь, – предостерегает Денис Усенко. – Лук, мед, чай, лимон, клюква и прочее — это не лекарственные средства и не могут вылечить грипп. Травы могут вызвать сильнейшие аллергические реакции, а биологические добавки не будут работать так, как работают лекарственные средства с доказанной эффективностью. Сегодня в аптеках достаточное количество безопасных препаратов, чтобы не экспериментировать над здоровьем ребенка».

Врач также не рекомендует уксусные и спиртовые растирания при повышении температуры — это может стать причиной интоксикации, нарушить теплообмен организма и причинить вред. В современных клинических рекомендациях допускается легкое обтирание смоченным полотенцем в воде температурой 25-30 градусов. Не стоит кутать ребенка, важно поддерживать комфортную температуру в комнате — около 20 градусов, увлажнять воздух и проводить проветривания.

В случае если один из членов семьи заболел гриппом, Ольга Татаркина рекомендует по возможности изолировать его, а также:

  • обеспечить больного отдельной посудой, предметами ухода, которые необходимо кипятить или обрабатывать дезинфицирующими средствами в специальной емкости;

  • осуществлять частое проветривание и влажную уборку помещения с помощью имеющихся бытовых моющих и дезинфицирующих средств;

  • носить маски, при условии их смены через каждые 2 часа с последующей утилизацией;

  • тщательно мыть руки с мылом после каждого контакта с больным.

«В связи с тем, что дети, особенно до пяти лет, могут переносить заболевание в тяжелой форме или с осложнениями, рекомендуется ежегодная вакцинация против гриппа детям, начиная с возраста 6 месяцев и старше», – отмечает Юлианна Шабатура.

Как помочь ребенку в домашних условиях

Если у ребенка появились симптомы гриппа, то рекомендуется вызвать педиатра на дом или бригаду скорой помощи. До прихода врача при повышении температуры тела выше 38,5 градуса следует дать жаропонижающие в возрастной дозировке, обеспечить ребенку постельный режим, обильное теплое питье (вода, морсы, чай, отвары ромашки, шиповника), доступ свежего воздуха, щадящую диету с достаточным количеством фруктов и овощей.

«Если у ребенка теплые руки и ноги, то можно раздеть его и обтереть полотенцем, смоченным водой комнатной температуры (22-25 °C), если же холодные руки и ноги, озноб, то надо осторожно растереть его и механически согреть кисти и стопы», – говорит Елена Стеблецова.

Ольга Татаркина отмечает, что важна санация верхних дыхательных путей. «Своевременное и максимально полное удаление слизи из носа – залог более быстрого выздоровления и профилактика осложнений. Особенно это актуально для детей до трехлетнего возраста, которые еще не умеют сморкаться. Для санации носа у них необходимо использовать назальные аспираторы, – говорит специалист. – А при появлении влажного кашля необходимо следить за полноценным отхождением мокроты. Для этого может использоваться дренажный массаж».

Заразен ли грипп

«Способность вирусов гриппа менять свою структуру определяет высокую восприимчивость населения, вовлечение в эпидемический процесс всех возрастных групп, – говорит Ольга Татаркина. – Источником инфекции при гриппе являются в основном больные люди в остром периоде заболевания, в том числе с легкой или бессимптомной формой, реже выздоровевшие и уже не имеющие симптомов заболевания, но выделяющие вирус. Это может происходить в течение двух недель от начала заболевания».

 Урок  в 10 классе

      Тема:    Лексические нормы русского литературного языка

Данный урок разработан по учебнику А.И.Власенкова «Русский язык. 10-11 классы»

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Оборудование:  презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I.  Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II.  Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?»  И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

— Что такое языковая норма?  (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь)  Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

— Что вы понимаете под лексическими нормами?  (Правильность выбора слова и уместность его применения)

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей  есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

— Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела.

III.  Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

 IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

                                                 2) уместность его использования в общепринятых в языке

                                                     сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

— Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант  (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох)  —  Наследство (имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и обобщение изученного материала.

  1. Работа в группах

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках.

 Группа 1

Концертный  (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

  1. Коллективная работа.

Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).
  2. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).
  3. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)
  4. Спасателя предоставили  (представили)  к награде.
  5. Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

3.Тестирование

1.Лексическое значение  какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский — относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый;                                                 б) абсолютный;

в) идеальный;                                                     г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ  нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки  и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Ответы:  1 – г;  2  — б;  3  — а;  4  -г.

VI. Практическая  работа

Литературное  редактирование.

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Карточка

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал русский язык  «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками… »

VII. Рефлексия

Творческая работа

Задание.  Напишите сочинение миниатюру  «Лексические нормы: оковы или помощники?»

VIII. Домашнее задание.

Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их значения.

Урок  в 10
классе

   
  Тема:    Лексические нормы русского литературного языка

Цели:

Обучающие: рассмотреть
распространённые нарушения лексических норм современного русского языка;
выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие
навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к
комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание
бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип
урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном
подходе к обучению.

Оборудование: 
презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый
словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I.
 Организационный момент

-Здравствуйте,
ребята! Садитесь.

II.  Мотивация
учебной деятельности

При встрече мы
часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?»  И в большинстве случаев слышим
ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

— Что такое
языковая норма?  (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего-
— нибудь)  Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические,
лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и
пунктуационные.

— Что вы понимаете
под лексическими нормами?  (Правильность выбора слова и уместность его
применения)

На слайде портрет
Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся
писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения
людей  есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под
словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать
знаками».

— Как вы понимаете
слова Л.Н.Толстого?

Учитель:
Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства,
воля, дела.

III.
 Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов
в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое
точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в
определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические
нормы словоупотребления в русском языке.

 IV. Актуализация
опорных знаний.

Учитель: Продолжите
фразу:

Лексические нормы –
это …1) правильность выбора слова;

   
                     
                     
 2) уместность его использования в общепринятых в языке

   
                     
                     
     сочетаниях.

Учитель: Нарушение
лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение
паронимов.

— Что такое
паронимы?

Паронимы (от греч.
para—возле, onyma — имя)— это однокоренные слова, близкие по звучанию и
написанию, но различающиеся лексическим значением.
Например:
адресант  (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления
культуры, быта, полученные от предыдущих эпох)  —  Наследство
(имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и
обобщение изученного материала.

1.                    
Работа в группах

Учитель: Для того
чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из
двух слов, данных в скобках.

 Группа 1

Концертный
 (абонемент, абонент).

(Зрительные,
зрительские) аплодисменты.

(Искусно,
искусственно) рисовать.

(Крокодилий,
крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный,
памятливый) разговор.

(Сытно, сыто)
пообедать.

(Экономика,
экономия) времени.

(Одеть, надеть)
пальто.

1.                    
Коллективная работа.

Учитель: Сегодня,
прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого
бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения
записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки,
учитель фиксирует тип ошибки.

1.                    
Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

2.                    
Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь –
мужского рода).

3.                    
Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо
общеупотребительного не описан)

4.                    
Спасателя предоставили  (представили)  к награде.

5.                    
Люди простодушные часто
принимают желательное (желаемое) за действительное.

3.Тестирование

1.Лексическое
значение  какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный –
относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский —
относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить –
приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить –
выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных
слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения
с чем-либо»?

А) Образцовый;
                     
                     
    б) абсолютный;

в) идеальный;
                     
                     
        г) безупречный.

3.В каком
предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ  нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ?

а) Ваш дом самый
приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь
освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе
появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки  и площади.

г) Всякий знает,
как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком
предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я
нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж
времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы
надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре
Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

Ответы:  1 –
г;  2  — б;  3  — а;  4  -г.

VI. Практическая
 работа

Литературное
 редактирование.

Задание: Спишите,
озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и почему
произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки препинания.

Комментарий: Учащиеся
получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Карточка

Русский язык это
национальный язык великого русского народа.

В
русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная
часть, которая зовётся языком литературным.

Русский
литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык
передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы,
мировое значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С.
Тургенев звал русский язык  «великим, могучим, правдивым и
свободным». Обращаясь к молодому поколению, Тургенев писал: «Берегите наш
язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достояние, преданное нам нашими предшественниками… »

VII. Рефлексия   Творческая
работа

Задание.
 Напишите сочинение миниатюру  «Лексические нормы: оковы или
помощники?»

VIII.
Домашнее задание Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с
паронимами. Устно объяснить их значения

Урок в 10 классе

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Данный урок разработан по учебнику А.И.Власенкова «Русский язык. 1011 классы»

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного

русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе,

способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительнообобщающий урок, основанный на коммуникативно

деятельностном подходе к обучению.

Оборудование: презентация, ученический словарьсправочник, раздаточный материал,

толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев

слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

Что такое языковая норма? (Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего

нибудь) Нормы пронизывают все уровни языка. Есть нормы орфоэпические,

лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и

уместность его применения)

На слайде портрет Л.Н.Толстого

Учитель: Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство

умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало

и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать

знаками».

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли,

чувства, воля, дела.

III. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно

единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово

в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня вспомнить лексические

нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная

неразличение паронимов.

Что такое паронимы?

Паронимы (от греч. para—возле, onyma имя)— это однокоренные слова, близкие по

звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением.

Например:

адресант (отправитель)— адресат (получатель)

Наследие (явления культуры, быта, полученные от предыдущих эпох) Наследство

(имущество, переходящее после смерти его владельца другому лицу)

V. Повторение и обобщение изученного материала.

1. Работа в группах

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы,

выберите одно из двух слов, данных в скобках.

Группа 1

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

2. Коллективная работа.

Учитель: Сегодня, прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в

век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно

исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки.

1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

2. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

3. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного

не описан)

4. Спасателя предоставили (представили) к награде.

5. Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за

действительное.

3.Тестирование

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём

голосования;

б) избирательский относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какомулибо наказанию, вынести осудительный приговор,

обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение комулибо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий,

взятый вне сравнения с чемлибо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить

ПРИМЕТЛИВЫЙ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов

(плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и коекак после долгих усилий причалил

к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник,

поставленный в 1909 году.

Ответы: 1 г; 2 б; 3 а; 4 г.

VI. Практическая работа

Литературное редактирование.

Задание: Спишите, озаглавив и отредактировав предлагаемый текст. Объясните, где и

почему произошло нарушение лексической нормы. Проставьте недостающие знаки

препинания.

Комментарий: Учащиеся получают карточки с напечатанным текстом без пометок.

Карточка

Русский язык это национальный язык великого русского народа.

В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть,

которая зовётся языком литературным.

Русский литературный язык это язык самой передовой революционной теории, язык

передовой науки и техники, язык величайшей художественной литературы, мировое

значение которой признано всем прогрессирующим человечеством. И.С. Тургенев звал

русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным». Обращаясь к молодому

поколению, Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот

клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками»

VII. Рефлексия

Творческая работа

Задание. Напишите сочинение миниатюру «Лексические нормы: оковы или

помощники?»

VIII. Домашнее задание.

Пользуясь словарём паронимов, составить 5 пар предложений с паронимами. Устно объяснить их

значения.

Урок русского языка и культуры речи в 10 классе

«Лексические нормы русского литературного языка»

Цели:

Обучающие: рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие: развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок, основанный на коммуникативно -деятельностном подходе к обучению.

Методы обучения: самостоятельные наблюдения, работа в группах, работа со словарями, лингвистический анализ текста.

Оборудование: презентация, ученический словарь-справочник, раздаточный материал, толковый словарь русского языка, словарь синонимов.

Ход урока

I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Мотивация

На слайде портрет Д.С.Лихачёва

Учитель: Выдающийся литературовед, историк культуры, академик Д.С.Лихачёв утверждал: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

— Вы согласны с этим высказыванием? Свой ответ обоснуйте.

Учитель: Действительно, через язык выражается вся сущность человека: его мысли, чувства, воля, дела. Перефразировав известную пословицу, можно сказать: встречают по одёжке, а провожают по уму, выраженному через слово.

Сегодня прислушиваясь к голосу СМИ, с горечью осознаёшь: мы живём в век речевого бескультурия. Посмотрим на некоторые примеры.

Предложения записаны на доске. Работа ведётся коллективно: ученики устно исправляют ошибки, учитель фиксирует тип ошибки, используя обозначения (Р, Г). В 1,2,4 предложениях допущены речевые ошибки, т.е. нарушены лексические нормы. Задача учителя – обобщить в начале урока всё, что старшеклассники знают о речевых ошибках.

Общими усилиями ученики справляются с поставленной задачей. Создаётся ситуация успеха.

  1. Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний).

  2. Юбку не проплатили ещё (используется просторечное проплатили вместо общеупотребительного заплатить).

  3. Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

  4. Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан)

III. Целеполагание (погружение в проект)

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим распространённые речевые ошибки и выработаем способ их предупреждения.

Работаем по группам. По ходу работы нами будет заполняться таблица. Она и станет результатом нашего урока – проекта.

Таблица зачерчивается в ученический словарь – справочник (общая тетрадь, которую каждый ученик ведёт с 5 класса) в раздел «Классификация ошибок»

Учитель: Вспомним правила успешной проектной деятельности:

Слайд

  1. В группе нет лидеров. Все члены группы равны.

  2. Группы не соревнуются.

  3. Все должны проявлять активность и вносить вклад в общее дело.

  4. Ответственность за конечный результат несут все члены группы, выполняющие проектное задание.

IY. Актуализация опорных знаний.

Методика «полётного повторения» по В.Ф.Шаталову.

Учитель: Продолжите фразу:

Лексические нормы – это …1) правильность выбора слова;

2) уместность его использования в общепринятых в языке

сочетаниях.

Учитель: Нарушение лексических норм приводит к ошибкам. Наиболее частотная – неразличение паронимов.

— Что такое паронимы?

Результат домашнего задания. Ученица даёт ответ, используя теоретический материал учебника.

Слайд.

Ученики записывают вид ошибки в графу. Затем разбирается пример, устно исправляется ошибка в предложении, после следует запись с объяснением. На слайде объяснение сразу не показано.

Вид ошибки

Примеры

1

Неразличение паронимов

Письмо отправили адресанту по почте.

Адресат – получатель.

Адресант – отправитель.

Y. Работа в группах

Чтобы работа по предупреждению речевых ошибок была продуктивной, учитель предлагает выполнить задание в группах. Безусловно, групповая работа в старших классах играет важную роль для организации учебной дискуссии. Являясь средством обучения учебному сотрудничеству, она формирует способность учеников к деловому общению друг с другом, учителем, способствует развитию личности и межличностных связей.

  1. Неразличение паронимов

Учитель: Для того чтобы проверить, умеете ли вы правильно использовать паронимы, выберите одно из двух слов, данных в скобках. При необходимости обращайтесь к словарю.

Группа 1

Концертный (абонемент, абонент).

(Зрительные, зрительские) аплодисменты.

(Искусно, искусственно) рисовать.

(Крокодилий, крокодиловый) чемодан.

Группа 2

(Памятный, памятливый) разговор.

(Сытно, сыто) пообедать.

(Экономика, экономия) времени.

(Одеть, надеть) пальто.

Учитель побуждает учащихся к теоретическому обсуждению фактов, стимулирует активное участие всех старшеклассников. Учащиеся обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Результат работы групп фиксируется на доске, затем словосочетания зачитываются вслух.

  1. Лексическая сочетаемость.

Учитель: Употребление слова в соответствии с присущим ему в литературном языке значением – важное условие правильной речи. Поэтому при выборе слова следует учитывать лексическую сочетаемость. Запишем этот вид ошибки под №2.

Исправление ошибок, запись примеров в графу. Слайд

Вид ошибки

Примеры

1

………

……….

2

Лексическая несочетаемость

Верить в неминуемую победу (слово неминуемый близко по значению к слову неизбежный, но сочетается с чем-то нежелательным, следовало сказать: верить в неизбежную победу).

Ужасно красивый костюм (слово ужасный употребляется в значении очень плохой, правильнее сказать: очень красивый костюм).

Запомните! Иметь значение

Играть роль

Задание: Исправьте ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости.

Ученикам предлагаются карточки, в которых записаны четыре предложения: три составлены с ошибками, связанными с нарушением лексической сочетаемости, одно – правильно. Результат работы групп фиксируется на доске.

Группа 1

  1. Желание сделать рекорд заставляло его много тренироваться.

  2. Автор увеличивает впечатление о герое.

  3. В окно заглянул высокий веснушчатый шофёр.

  4. Литература играет очень большое эстетическое значение.

Ошибки в 1,2,4 предложении.

Группа 2

  1. Учителя нашей школы постоянно повышают свой кругозор.

  2. В голове у него метнулась мысль о побеге.

  3. Дети страшно обрадовались.

  4. Восточный Крым был полон цветения и тишины.

Лексическая сочетаемость нарушена в 1 -3 предложениях.

  1. Ошибки при использовании слов иноязычного происхождения.

Учитель: Часто ли вы используете слова иноязычного происхождения? Знаете ли вы, что использование данных слов оправдано лишь в тех случаях, когда заимствованное слово нельзя перевести на русский язык. А.М.Горький говорил: «Нет смысла писать конденсация, когда мы имеем хорошее слово – сгущение». Запомним это и запишем в таблицу новый вид лексической ошибки.

Коллективное исправление ошибок, запись примеров в таблицу. Слайд

Вид ошибки

Примеры

1

…..

…..

2

…..

…..

3

Ошибочное употребление иноязычных слов

Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. ( Слово конфиденциально следует заменить русским – доверительно, импонирует – соответствует).

Задание по группам: Подберите русские синонимы к иностранным словам. В случае затруднения пользуйтесь словарём. Составьте с данными словами словосочетания.

Группа 1 Группа 2

Амбиция, вердикт, пунктуальный Реставрация, флора, экспорт

Каждая группа сообщает о проделанной работе.

YI. Лингвистический анализ текста

Учитель предлагает вниманию учеников отрывок из рассказа М.М.Зощенко «Аристократка». Возможно подготовленное чтение по ролям.

  1. А денег у меня – кот наплакал. (2) Самое большое, что на три пирожных. (3) Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю… (4) А денег – с гулькин нос.

(5) Съела она с кремом, цоп другое. (6) Я аж крякнул… (7) Взяла меня этакая буржуйская стыдливость. (8) Дескать, кавалер, а не при деньгах…и говорю:

(9) – Не пора ли нам в театр сесть?…

(10) А она говорит:

(11) – Нет.

(12) И берёт третье.

(13) Я говорю:

(14) – Натощак – не много ли? (15) Может вытошнить.

(15) А она:

(16) – Нет, говорит, мы привыкшие.

(17) И берёт четвёртое.

(18) Тут ударила мне кровь в голову.

(19) — Ложи, говорю, взад!

(20) А она испужалась. (21) Открыла рот, а во рте зуб блестит…

(22)Положила она назад. (23) А я говорю хозяину:

(23) – Сколько с нас за скушенные три пирожные?

(24) А хозяин держится индифферентно – ваньку валяет.

Задания по тексту

  1. Найдите предложения, в которых допущены нарушения лексических и синтаксических норм русского языка.

  2. Укажите стиль текста. Поясните ответ.

  3. Какие средства выразительности используются в 1, 4, 24 предложениях? Дайте толкование их значения.

  4. Наш урок мы начали со слов Д.С.Лихачёва: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Что можно сказать о герое данного отрывка? Каков его облик, характер? Ответ подтвердите примерами из текста.

YII Рефлексия

  1. Результаты деятельности и их оценка.

— Какие цели мы ставили сегодня?

— Какой результат получили?

Ученики называют тему и цели урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, отмечают успешные ответы, могут отметить продуктивную работу группы. Учитель оценивает работу класса в целом.

— Где можно применить таблицу «Речевые ошибки»?

На уроках русского языка, при написании сочинений и ,конечно, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (К10). В целом, для развития культуры речи.

-Что нового узнали?

2. Учитель: Прочитайте отрывок из стихотворения Александра Кушнера. Какую

проблему поднимает поэт? Что вы думаете о будущем русского языка? Свой ответ

проиллюстрируйте.

Русский язык, как латынь, постепенно сойдёт на нет.

Те, кто писал на нём, промахнулись с заветной лирой…

Горе нам, бедным, теряющим речь, увы;

Скоро мы на верлибр перейдём и забудем рифму;

Учатся сторожевые рычать по-английски львы;

Битва при Гастингсе в школе Полтавскую сменит битву.

YIII Домашнее задание (на выбор): написать мини-сочинение «Каким будет русский язык через 10 лет» или упр. 63 по учебнику.

Литература

  1. Власенков А.И. Русский язык. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2010. -287с.

  2. Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка / И.В.Голубева // Русский язык в школе. -2000. — №3. – С. 32 -36.

  3. Зощенко М.М. Человека жалко. Воронеж: ИПЦ «Черноземье»,1998. – С. 87 -88.

  4. Шалиткина Н.П. Русский язык и культура речи : Учебное пособие – Воронеж: ФГОУ ВПО ВГАУ, 2006 – С.12 – 28.

  • Растет работа над ошибками
  • Расширение ошибка при выполнении запроса post к ресурсу e1cib logform
  • Растения против зомби ошибка fatal error
  • Расширение имени уточняет на каком компьютере был создан файл найдите ошибку
  • Растения против зомби invalid file version ошибка