Разбор типовых ошибок во взаимодействии дизайнер клиент

«Полюби клиента своего, и он посоветует тебя знакомым», — гласит старая дизайнерская мудрость.

https://gbcdn.mrgcdn.ru/uploads/post/1847/og_cover_image/d964315fd23debb33065e2ce36a65d3b

«Полюби клиента своего, и он посоветует тебя знакомым», — гласит старая дизайнерская мудрость. Поговорим о том, каких ошибок в общении с заказчиком нужно избегать, чтобы все были довольны.

Всем говорить «да»

Не только заказчик выбирает исполнителя, но и наоборот. Дизайнер должен понимать, что делать, почему именно так и какой нужен результат. Поэтому важно, как клиент формулирует задание. Слава Харламов, частный консультант по брендингу, советует не работать с теми, кто не знает, чего хочет: «Если человек не понимает задач, которые хочет решить с помощью дизайна, вам придется выступать в качестве аналитика, руководителя фирмы, стратега и так далее. Это не ваша работа».

Не готовиться к переговорам и выяснять все по ходу дела

Спрашивать у клиента, чем занимается его компания, если можно узнать это на сайте, — непрофессионально. Самостоятельно изучите сферу ее деятельности, конкурентов в отрасли. Заранее подготовьте вопросы, а не придумывайте их на ходу — так вы получите от первого общения гораздо больше.

Общение во «вконтактике»

«Общаться с клиентом надо не в мессенджерах, не по телефону, не по скайпу, а только по электронной почте. Во-первых, это дисциплинирует. Так вы ничего не забудете и не потеряете. Во-вторых, при негативном сценарии будет очень трудно доказать в суде, что вы договаривались об одном, а вышло по-другому, имея в распоряжении только переписку из „вконтактика“», — говорит Алиса Ермолаева, дизайнер компании ICL Services.

Сразу говорить стоимость

Поторопившись озвучить цену, вы рискуете недополучить денег. «Проект, на который вы закладывали месяц, может растянуться на два. В этом случае второй месяц вы будете работать бесплатно. А если выставите дополнительный счет, клиент может быть недоволен. Поэтому важно максимально подробно изучить все хотелки и боли заказчика, узнать, что конкретно он желает видеть и в какие сроки, и только после этого выставлять ценник. Но если заказчик не хочет ждать, можно озвучить ему вилку стоимости. Либо заложить «подушку безопасности» и назвать цену, которая будет на 25–30 % выше. Клиенту будет приятно, если проект окажется менее трудоемким, чем предполагалось, и вы сможете сделать небольшую скидку», — объясняет Алиса Ермолаева.

Не «задалбывать» клиента лишний раз

Ни один бриф не даст полной картины. В процессе разработки дизайна нужно многое уточнять. Так вы вовлекаете заказчика в процесс, он убеждается в вашем профессионализме. А вам это помогает глубже погрузиться в задачу и найти наилучшее решение. «Можно спросить, где клиенты заказчика будут сталкиваться с дизайном, обсудить контекст его использования: цвета, освещенность, соседство с другими объектами», — советует Слава Харламов.

Если этого не делать, может получиться как в истории, которой поделилась Наталья Иванова, советник гендиректора по развитию бренда НПФ «Согласие»: «Одна крупная компания решила запустить программу лояльности для премиальных клиентов. Бизнес разработал пакет привилегий, задача маркетинга — оформить продукт в VIP-упаковку. Компания большая, бюджет соответствующий, всё сделали профессионально: провели тендер и выбрали концепцию дизайна премиальной коммуникации. Концепцию презентовали на экране монитора — черный „богатый“ фон, солидный медный оттенок элементов дизайна. Согласовали с первым лицом компании и пошли реализовывать. Результат был неожиданный — все то, что имело премиум-блеск на мониторе, на оффлайн-носителях выглядело дешевой бумажкой черно-коричневого цвета».

Конечно, дизайнер настаивал на том, что дизайн прекрасен, а проблема только в материалах и способах печати. «Но материалы были прекрасные, а печать качественная», — говорит Наталья. Так что лучше лишний раз переспросить, чем запороть проект.

Когда паттерн совсем не в тему. Источник

Ничего не объяснять

Расскажите, почему целевой аудитории понравится ваш дизайн приложения или почему покупатель должен взять именно этот пакет сока. Главное — опираться на факты, иначе в разговоре вы начнете «плавать», а это всегда видно.

«Испаряться», когда что-то идет не так

«Если вы упускаете сроки, заболели, сломался „компуктер“ или случился потоп и вы чувствуете, что не успеваете выполнить работу вовремя, сообщите об этом заказчику», — говорит Алиса Ермолаева.

Ну или хотя бы так:))) Такие сервисы, кстати, правда есть

Вести себя как наемник

Будьте честны, участливы и человечны. «Хорошими дизайнерами клиенты дорожат, не меняют их при первом случае и бережно передают друг другу», — говорит Слава Харламов.

Вот что с позиции заказчика рассказывает советник гендиректора по развитию бренда НПФ «Согласие» Наталья Иванова: «Дайте клиенту возможность высказаться, привести примеры и аналогии. Отлично работает предложение показать референсы того, что нравится из уже существующего дизайна. И это будет 80 % успеха. Не стоит жестко критиковать пожелания клиента — это деструктивно и может полностью разрушить коммуникацию. В конце концов, из вас двоих только вы — художник и видите мир в ярких красках. Так дайте клиенту время сформировать чувство прекрасного в своей душе. И обязательно презентуйте свои работы как занимательную историю — какой клиент откажется от интересного и красочного зрелища!»

А каких ошибок нужно избегать, по вашему мнению?

Как стать  хорошим дизайнером, не улучшая свой дизайн? Вопрос, который наверняка вызовет недоумение и некоторое недоверие — а разве такое возможно? Практика показывает, что возможно. В общении с заказчиками дизайнеры часто совершают ошибки, которые портят впечатление от работы с ними. Избавьтесь от этих ошибок — и ваш рейтинг в глазах заказчика обязательно вырастет.

ВРЕМЯ ПРОСМОТРА

 1ч. 41 мин.

Первое, что вы должны сделать после получения задачи — подробно ответить на три вопроса:

  • Какую пользу несет продукт (сервис)?
  • Как он взаимодействует с текущей версией (если она есть)?
  • Как продукт (сервис) будет работать?

Далее необходимо нарисовать mind map на основе предыдущих ответов. У вас получится точная схема, по которой вы будете двигаться. Вы четко увидите, как ваш продукт работает и что можно улучшить, чтобы им было удобнее пользоваться. И только теперь можно браться за low fidelity прототипы.

Большинство дизайнеров делает наоборот. Они сразу начинают рисовать, создают огромное количество итераций и худо-бедно приходят к какому-то результату, потратив на это большое количество времени и энергии.

Оптимальнее всего придерживаться чек-листа, который используют дизайнеры компании Acronis при работе над сайтами:

  • Цели и задачи определены и полностью понятны.
  • Изучена матчасть, при необходимости составлена диаграмма работы сервиса.
  • Выявлены главный сценарий и несколько менее приоритетных.
  • Все тексты максимально короткие и точно отражают суть.
  • Понятно, где находится пользователь, что делает, куда может нажать, все работает консистентно и с использование привычных паттернов.
  • Лейаут содержит не более трех регионов, основные триггеры акцентированы.
  • Задача показана в виде истории, на одном экране описано одно действие, все сценарии разбиты по главам.

Этот чек-лист помогает определить, на какой стадии проекта вы находитесь, спланировать нагрузку и сроки.

Важно!
Рисовать можно тогда, когда вы точно знаете, как ваш продукт будет работать.

Большинство дизайнеров воспринимают ТЗ как нечто неприкосновенное, что нельзя даже обсуждать. Но истина в том, что те, кто выдает вам задания, действуют, как правило, в ситуации очень низкой информированности. Потому важно общаться с постановщиком техзадания и уточнять каждый пункт.


Я не могу приступать к задаче: она сформулирована нечетко.


Часто дизайнеры, столкнувшись с нечеткими формулировками, делают так, как считают нужным. Через некоторое время получают письмо от клиента: «А знаете, я здесь еще решил блок с новостями добавить, четыре кнопки, две страницы и восемь картинок».

Конечно, бывают случаи, когда дизайнер находится в поиске. Но даже тогда следует связаться с заказчиком и сказать: «Это и это мы с вами фиксируем, а дальше мы двигаемся и ищем решения».

Наиболее успешны те дизайнеры, которые понимают  мотивацию клиента. Лучший способ для этого — оказаться на его месте. Изучите мир, в котором живет клиент, попробуйте поговорить терминами, принятыми в его среде. Если это фабрика, съездите на производство, погуляйте по цехам. Часто бывает так, что всю энергию дизайнер тратит на подбор модного шрифта или выбор цвета, а для клиента имеет значение, как будет решена его задача.

Важно!
Дизайнер должен понимать чужую мотивацию.

Есть две хорошие книги, которые помогут вам развить навык понимания чужой мотивации и выручат в общении с клиентами:

  • «Думай медленно, решай быстро». Даниэль Канеман
  • «Правила мозга». Джон Медина

В дизайне есть такой термин, как насмотренность. Дизайнер обязан путешествовать по разным странами мира, изучать визуальную культуру городов Америки, Африки, Европы, смотреть, как одеваются люди, подмечать интересные детали и открывать для себя что-то новое.

Изучения лучших работ на Behance или Dribbble недостаточно для развития навыка насмотренности. Необходимо вытаскивать себя из собственной зоны комфорта и расширять кругозор. Можно даже на время поменять работу и устроиться официантом в кафе, продавцом в салон связи или еще куда-то. Подобный опыт развивает широту взгляда на мир.

Не нужно воспринимать правки клиента как критику. Будьте готовы к тому, что над дизайном придется работать много. Когда вы получаете правки, не нужно переделывать весь дизайн, возможно, достаточно будет передвинуть какой-нибудь элемент в другое место.

Иногда бывает так, что клиент не знает некоторых вещей. Например, присылает правки, в которых просит сделать модное закадровое видео для сайта. А большинство клиентов — из Германии, где очень медленный интернет. Делать сайт с видео для Германии нельзя, и это нужно объяснить клиенту.

Apple доказала, что пульт управления телевизором может быть красивым и функциональным одновременно.

Иногда в результате правок клиента приходится жертвовать красотой или функциональностью. Важно в этот момент не потерять присутствие духа и не остановиться в работе. Всегда есть возможность найти правильное решение.

Доля России на мировом рынке IT — всего 2%, и даже если вы король дизайна в стране, в мире вы — никто. Учите английский язык, потому что это международный язык всех дизайнеров.

Большинство дизайнеров начинает презентацию с финальной части своей работы. Это абсолютно неправильно.

Расскажите, как вы работали над проектом, что было понятно в ТЗ, а что нет, с чем справились лучше всего. Только после этого показывайте сделанный вами проект. Хорошо сделанная презентация поможет вам расположить клиента к себе.

Алгоритм правильной презентации такой:

  • Объясните принципы, на которых вы строили свою работу.
  • Покажите схемы работы.
  • Укажите артефакты, проблемы, как решали, с чем сталкивались.
  • И только теперь — hi-fi-макеты.

Часто дизайнеры говорят, что сделали бы лучше, если бы имели в запасе больше времени. Это отговорка для ленивых. Посмотрите Photoshop Battle, который проводит Skillbox, и вы поймете, что людям ничего не мешает за короткое время выполнять работу качественно.

 Бывает, что дизайнер бросает на сетку элементы, которые ложаться чуть-чуть не так, как нужно, и думает, что потом он все поправит. Но правда жизни заключается в том, что  «потом» очень часто  не наступает. То, что вы сделали, таким и будет.


Сначала быстро сделаю, потом уже по сетке буду ровнять.


А ведь разница между хорошим дизайном и отличным дизайном составляет всего 15% времени.

Вы должны уметь работать с возражениями. Не всегда следует отказываться от вашей идеи, попробуйте презентовать ее под разными углами. Конечно, тут велика доля субъективности, ведь можно свалиться в банальное упрямство. И все же, если вы уверены в себе, — отстаивайте свое видение дизайна.

Почему-то дизайнеры думают, что правильная коммуникация — не для них. И позволяют себе игнорировать письма, SMS, сообщения в мессенджерах. Или давать размытые ответы, например, «завтра во второй половине дня». Но дело в том, что 23:59 — это тоже вторая половина дня. Кому нужна коммуникация в это время?

Всегда нужно понимать, на чьей стороне инициатива в проекте. Если это клиент, который должен выслать материалы для дизайна, то не бросайте  это на самотек. Требуйте исполнения в срок. Если от вас ждут макетов, сообщайте точное время отправки.

Не меняйте канал коммуникации, в котором начали работу. Что может быть хуже потерянной задачи? Используйте нумерованные списки, и ваши коллеги, партнеры, клиенты будут вам благодарны.

Узнаете себя? Если да, срочно исправляйтесь. Возможно, в этих десяти пунктах и есть причина ваших низких заработков, а не в том, что вы еще не достигли высокого мастерства. Потому что всегда найдется тот, кто рисует лучше вас, пишет тексты лучше вас, поет лучше вас, играет на музыкальных инструментах лучше вас. А вот тех, кто умеет общаться с заказчиком, всегда мало. Станьте этим исключительным человеком.

Попробуйте пошагово пройти по всем этапам своей карьеры дизайнера и сравните ее с вышеперечисленными ошибками. Возможно, вы найдете, в чем чаще всего ошибаетесь и в какие моменты теряете клиентов или заказы. Исправьте ошибки и действуйте дальше. Помните, что успеха достигает тот, кто делает, а не лежит на диване.

Как же хочется, чтобы исполнитель и заказчик понимали друг друга с полуслова. Особенно когда вносишь четвертую правку в один и тот же визуал. Но, увы, у каждого человека свой опыт, свое видение прекрасного и свои тараканы в голове. Поэтому ТЗ и итоговый вариант часто выглядят как мем «Ожидание – реальность».  

В этой статье я не научу вас читать мысли, но покажу частые ошибки при постановке ТЗ дизайнеру.  

Сделай красиво  

Иногда нам трудно словами объяснить, что мы хотим от дизайнера, точнее, от его визуалов. Тогда в ход идут качественные прилагательные типа «добрый», «красивый», «веселый», «солидный». В чем подвох?  

Для заказчика добрым может быть дедушка, а для дизайнера пес. Солидным может быть мужчина в костюме и небоскреб в «Москва-Сити». Хуже всего дела обстоят со словом «красивый». Что красиво для одного, для второго может стать уродством.   

Что делать? 

Подобрать подходящие референсы с указанием того, что конкретно вам в них нравится. Представим, что вам захотелось чего-то «веселенького». Недостаточно прислать картинку и сказать: «Вот так».  Укажите, что делает ее веселой лично для вас. Например, сочетание ярких цветов и абстрактных линий, как на референсе слева. Или вам нравится элемент юмористического комикса, как справа. 

Пример дизайна

*Ссылки на проекты: 

https://www.behance.net/gallery/86801021/Pinterest-Knit-Con-Event-Branding

https://www.behance.net/gallery/35332341/JETBRAINS-THINK-GLOBALLY 

Сделай на свой вкус 

Такое ТЗ выглядит как мечта дизайнера, но по факту это прямой путь в страну под названием Бесконечные правки.  

Мы уже уяснили, что вкус и ассоциативный ряд у каждого свой. И чем дальше друг от друга по возрасту, опыту, культурному контексту и географии находятся заказчик и дизайнер, тем ситуация хуже.   

Что делать? 

Попросили сделать «на свой вкус»? Придется довериться вкусу дизайнера. Если не можете удержаться от субъективных правок, не просите человека делать «на свой вкус».  

Уверены, вы нашли своего дизайнера не в подворотне. Скорее всего, вы изучили его портфолио и оно вам чем-то понравилось. В этом случае у вас нет повода не доверять профессионалу. Пусть каждый занимается своей работой.  

Сделай так, как Вася всегда делал 

Дизайнеры на проекте иногда меняются. У вас с Василием был коннект: вы потратили много времени на обратную связь и наконец начали получать крутые визуалы. Но вот Вася выгорел как дизайнер и решил заняться криптой. И в проекте появилась Маша. Вы ставите ей ТЗ, как привыкли ставить для Васи, и в результате получили что-то страшное.  

А что вы ожидали? Если попросить Льва Толстого написать «Преступление и наказание», это будет уже совсем другая история. Так же и дизайнеры: каждый имеет свой стилистический почерк и набор скиллов. 

Что делать?  

К сожалению, придется начать всё с нуля. Созвонитесь с дизайнером Машей, покажите ей работы бывшего дизайнера, расскажите, что вам в них нравилось и на какие моменты нужно обратить внимание. Если удастся к этой встрече подключить Васю, то будет еще лучше. Он может поделиться с Машей своим опытом ведения проекта.  

Все яйца в одну корзину  

Вы хотите создать уникального персонажа и сделать с ним серию анимированных стикеров для Telegram. У вас есть знакомый дизайнер, работающий с соцсетями. Казалось бы, какие могут быть проблемы? Большие!  

Одно из правил постановки задачи по SMART постоянно нарушается. И это правило достижимости: способен ли исполнитель в принципе справиться с поставленной задачей. В области дизайна это важный вопрос, ведь всеми скиллами обладать невозможно. Сфера развивается быстро, тренды меняются, появляются новые программы. Одной жизни не хватит, чтобы научиться всему. Поэтому дизайнеры часто делятся на motion, 3D, графических и т. д.  

Что делать, если мне нужен универсальный солдат?  

Добавить заголовок на картинку или прифотошопить товар на фото, скорее всего, сможет каждый. Но если речь идет о более сложных форматах, лучше смириться и забыть. Иногда на один проект может потребоваться три дизайнера с разными скиллами. И вам реально будет проще работать с тремя профильными специалистами-фрилансерами и платить им позадачно, чем возиться с одним крепким середнячком в штате, который знает везде по чуть-чуть. С «универсальным солдатом» вы сэкономите на зарплате, но разоритесь на салфетках для вытирания крови из глаз.  

«Мне не нравится. Придумай что-то ещё» 

Если вы планируете работать с дизайнером вдолгую, то конкретной должна быть не только задача, но и обратная связь. Однажды мне довелось сделать 57 макетов, и все они не нравились заказчику. Это был поиск лучшей новогодней открытки с перебиранием Дедов Морозов, колокольчиков, логотипа с шариками вплоть до полной отрисовки с нуля здания компании в снегу. В чем же была проблема?   

Заказчик сам не понимал, что должно получиться в результате: для какой ЦА делается визуал, какую информацию он должен нести, какие ассоциации вызывать. То ли открытка для клиентов, то ли для коллег, то ли для размещения в торговых точках. Хотели охватить всё и сразу, но разная ЦА не давала определиться с конечным вариантом. Теперь у меня есть шаблоны новогодней открытки для этой компании на 57 лет вперед и чёткое понимание, что абстрактную ОС я больше не принимаю.  

Что делать?  

Дизайнеру нужна точка опоры, на которой будет строиться дальнейшая работа над правками. Говорите, что вам понравилось в работе, а какие элементы смущают и почему. Плохой вариант: «Картинка не создает новогоднего настроения, предложите еще варианты». Хороший вариант: «Мне нравится идея с Дедом Морозом, держащим в руках наш продукт в виде подарка, но лицо у него немного грустное – портит все новогоднее настроение. Давайте поищем другого Деда Мороза с более выраженной улыбкой». 

Итак, для продуктивной работы с дизайнером нужно:  

  1. Выбрать дизайнера с портфолио, которое будет удовлетворять ваш вкус и ожидания.   
  2. Использовать референсы для того, чтобы объяснить, что вы хотите (и чего не хотите).
  3. При постановке ТЗ уточнять у дизайнера, сможет ли он сделать эту работу, хватит ли у него скиллов и инструментов.  
  4. При оценке результата смотреть на визуал глазами конечного потребителя, а не прогонять его через призму собственного вкуса.  
  5. Давать конкретную обратную связь: что вам нравится, что не нравится и почему. 

Для многих дизайнеров самым сложным в работе оказывается общение с клиентами. И это понятно: они могут быть требовательными и чересчур эмоциональными (возможно, не без причины). С помощью мемов разбираемся, что с этим делать. Бонус в конце статьи: подборка лучших книг для общения с клиентами. 

Содержание

  1. Определите роли
  2. Определите объем и сроки
  3. Задавайте вопросы. Много вопросов
  4. Согласуйте промежуточные этапы
  5. Фиксируйте договоренности
  6. Бонус: книги про коммуникацию

Определите роли

У любого дизайнера был минимум один клиент, который пытался взять на себя полный творческий контроль. Если новый заказчик пытается отобрать руль, дизайнер жестко, но вежливо может попросить его вернуть. 

Дайте понять клиенту, что учтете все его референсы, но, чтобы отношения оставались здоровыми, вам должны предоставить творческую свободу. В рамках ТЗ, конечно. 

Самое классное, когда работу оценивает не только клиент, но и «эксперты» со стороны. Брат владельца бизнеса, который 2 месяца изучал HTML в летнем лагере 15 лет назад, одноклассник, кот. Источник

В то же время не стоит забывать, что клиент — эксперт в своей области. Он знает свою целевую аудиторию, а дизайн ему нужен для достижения определенных целей. 

Эффективность — ничто. Эстетика — все. Источник

Определите объем и сроки

Дизайнер знает, сколько времени уйдет на тот или иной этап работы, клиент — нет. Важно заранее обозначить время, объем и условия оплаты. 

Если клиент в какой-то момент попробует нарушить правила, дизайнеру лучше вежливо сослаться на согласованный план: «Буду рад обсудить цену и объем будущей работы, но сначала закончим с этим». 

Вы знаете, как идет работа над проектом, клиент — нет. Источник

Задавайте вопросы. Много вопросов

Часто новички задают мало вопросов, так как боятся показаться клиенту некомпетентными. На самом деле чем больше вопросов задаст дизайнер, тем более внимательным и аккуратным будет выглядеть в глазах заказчика. Не говоря уже о том, что в будущем это убережет его от массы лишних переделок. 

Так что дерзайте: выясните, есть ли у клиента гайд, и что в нем жестко зафиксировано, а что — нет, и какая степень свободы. Хорошо бы собрать референсы и обсудить их с клиентом — что именно нравится и почему, — и сразу дать свою оценку с аргументами.

Буквально. Источник

И не верьте клиентам, которые говорят что-то про «сделайте на свой вкус», «вы же тут дизайнер, вам виднее». Иначе…

Иначе будет так. Источник

Согласуйте промежуточные этапы

Скорее всего и у вас, и у клиента плотные графики, но лучше выделить время для встреч и обсуждать промежуточные этапы работы. С одной стороны, это поможет сэкономить ресурсы на глобальных правках, с другой — не прокрастинировать до последнего. 

Судя по количеству комиксов на эту тему, Sarah Andersen знает, о чем говорит

Еще одно важное уточнение: внимательно слушайте клиента и не думайте, что он ходит на встречи для галочки и просто просит, например, сделать цвет «менее желтым». Скорее всего, он действительно заинтересован в этом проекте. 

Вот так точно не будет. Источник

Фиксируйте договоренности

Замечания от клиента могут быть, даже если вы часами собирали идеальную цветовую палитру, искали шрифты, которые сочетаются друг с другом, и перемещали элементы с точностью нейрохирурга. 

Не принимайте это на свой счет — вы не плохой дизайнер. 

Хотя глупо спорить — так тоже бывает. Источник

Важно сразу определить критерии задачи. Например, вы договорились, что нужно сделать брендинг: 
1. Гибким для разных носителей.
2. Более премиальным.
3. Отличающимся от конкурентов. 

Еще раз покажите их перед презентацией дизайна. 

Источник. С цветами вообще всегда все непросто. Листайте дальше 👉🏻

Кажется, у любого дизайнера есть собственный словарик для обозначения цветов от клиента. Источник

Отдельная боль — когда работу принимают разные люди в несколько этапов. Вы уже согласовали макет, а тут оказывается, что надо все переделывать. Знакомо? 

Лучше всего сразу продумать, как поступать в такой ситуации, и подстраховаться договором. На первом этапе брифовать вас может один человек, а на следующем — другой. Важно подписывать промежуточные акты и предлагать разумные варианты решений.

Главное — вникнуть в аргументы клиента. А вдруг он прав? (Да нет, бред какой-то) Источник

Бонус: книги про коммуникацию

Разбор типовых ошибок во взаимодействии дизайнер-клиент – Реферат

Дисциплина Гуманитарные
Тип работы Рефераты
Количество страниц 14
Год сдачи 2021
Номер работы 6425

О работе

Качественный реферат с высокой оригинальностью текста (свыше 70 % по Антиплагиат.ру). Аккуратное оформление, грамотная структура текста, ссылки на литературу. Работа успешно сдана.

Содержание

Введение 3
1. Основы этического взаимодействия в работе дизайнера 4
2. Типовые ошибки во взаимодействии дизайнера с клиентами 8
Заключение 12
Список источников: 14

Введение
Дизайнер – это профессия, которая требует не только основных теоретических знаний в сфере художественно-технической и художественно-конструкторской деятельности и умений их применять на практике, но также и связана с необходимостью постоянно взаимодействовать с другими людьми коллегами и, в частности, обязательно с клиентами.
……………………………………………………………………..
Цель работы – разобрать типовые ошибки во взаимодействии дизайнера с клиентами.
Для того, чтобы достичь указанную выше цель, необходимо выполнить следующие задачи:
–раскрыть основы этического взаимодействия в профессиональной деятельности дизайнера;
–охарактеризовать, какие основные ошибки может допускать дизайнер и определить пути их предотвращения или недопущения.

Список источников:
1. Международный профессиональный кодекс чести дизайнера // Электронный ресурс. Режим доступа: https://docviewer.yandex.kz/view/. Дата обращения: 30.10.2019.
2. Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. 2009. 24 с.
3. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2017. 480 c.
4. Никульшина Л. В. Формирование этических ценностей будущих дизайнеров как актуальная проблема их профессиональной подготовки // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.2015. № 1. С.67-70.
5. Шабатура Л. Н., Шпильская К. А. Формирование этики дизайнера // Ценности и смыслы. 2015. № 1. С.130-138.

Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть реферата представлена ниже:

2.[10]

 руб. цена работы

+ руб. комиссия сервиса

Комиссия сервиса является гарантией качества полученного вами результата

Если вас по какой-либо причине не устроит полученная работа — мы вернем вам деньги.
Наша служба поддержки всегда поможет решить любую проблему.

Для того, чтобы купить готовую работу, необходимо иметь на балансе достаточную сумму денег. Все загруженные работы имеют уникальность не менее 50% в общедоступной системе Антиплагиат.ру (модуль интернет). Сразу после покупки работы вы получите ссылку на скачивание файла. Срок скачивания не ограничен по времени. Если работа не соответствует описанию, вы сможете подать жалобу. Гарантийный период 7 дней.

На указанный адрес электронной почты будет отправлена купленная вами готовая работа.

Email

Введите почту получателя купленной работы

Ваша работа успешно отправлена

Нажимая кнопку «Пожаловаться», Вы подтверждаете, что ознакомлены с правилами проверки уникальности готовых работ на сайте. Проверка уникальности работ проводится в общедоступной системе Антиплагиат.ру (модуль Интернет). Пожалуйста, удостоверьтесь, что проверяете уникальность именно в этой системе. Если процент уникальности ниже 50%, то возможен частичный возврат средств пропорционально недостающему проценту. Жалобы о проверке уникальности в другой системе рассматриваться не будут.

Препод24 - онлайн-биржа учебных работ

Текст для ОПИСАНИЯ
Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)

Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)

Работа в формате doc/docx, если вы поменяете формат на docx/doc, то оригинальность может упасть, поэтому НЕ меняйте формат работы. Название файла менять можно сколько угодно
Оригинальность техническая – достигнута путем кодирования файла

Опыт написания студенческих работ более 18 лет, поэтому можете с уверенностью скачать данную работу, вставить титульный лист и сдать преподавателю, получить оценку «5», или «4», но не ниже.

Если возникли проблемы с оригинальностью – не отправляйте на перерасчет – Напишите мне (Алексей_Цербер) и я исправлю, если что то не так

  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Отрывок из работы

Введение

Уверен, все знают про эти два клана. В одном из них во веки веков жив девиз «Опять они не то нарисовали». Во втором скандируют «Да они там сами не понимают, чего хотят». И баталии между ними за титул истинного Д’Артаньяна воистину достойны лечь в основу сюжета острой социальной драмы. Однако, будучи человеком позитивным (в душе, по крайней мере), я бы хотел, от сердца, сделать так, чтобы у драмы этой был, все же, счастливый финал.
Любой проект, не только в дизайне – процесс почти интимный. В плане близости. Но, духовной. Да, отношения именно в проекте всегда будут много шире, чем простое исполнительство конкретной задачи в стиле «утром – деньги, вечером — стулья». Потому, что проектирование всего и всегда – это работа в условиях крайней неопределенности, с задачами, в которых то и дело меняются условия. Причем для всех. Совместное же создание чего-либо нового воистину сближает. Однако прежде, чем участники этого процесса смогут просто так ходить друг к другу в гости, им предстоит пройти пару тройку кругов ада недопонимания. И именно это недопонимание – суть данной статьи.
Актуальность темы в том, что любые отношения с чего-то начинаются, потом на чем-то строятся, и затем во что-то развиваются.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Взаимоотношения с клиентами в сфере дизайна 4
2. Типичные ошибки дизайнера в общении с клиентом 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Список литературы

1. Василенко И. А. Искусство международных переговоров; Экономика — Москва, 2016. — 352 c.
2. Вечер Л. С. Деловое общение государственного служащего. Практикум; Форум — Москва, 2017. — 224 c.
3. Дудина И. А. Деловые переговоры. Искусство и ремесло; Феникс, ВолГУ — Москва, 2016. — 448 c.
4. Ковальчук А. С. Основы делового общения; Дашков и Ко — Москва, 2017. — 300 c.
5. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Деловые коммуникации; Юрайт — Москва, 2018. — 480 c.
6. Кузнецов И. Н. Деловой этикет; Инфра-М — , 2015. — 352 c.
7. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения; Юрайт — Москва, 2017. — 592 c.
8. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения; Юнити-Дана — Москва, 2015. — 416 c.
9. Медведева Г. П. Деловая культура; Академия — Москва, 2019. — 272 c.
10. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций; Речь — Москва, 2016. — 336 c.
11. Самыгин С. И., Руденко А. М. Деловое общение; КноРус — Москва, 2018. — 440 c.

Отрывок из работы

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Василенко И. А.., Вечер Л. С., Дудина И. А., Ковальчук А. С., Коноваленко М. Ю., Лавриненко В. Н., Медведева Г. П., Самохвалова А. Г., Самыгин С. И., Руденко А. М. и др.
Целью данной работы является изучение типовых ошибок во взаимодействии дизайнер-клиент, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
— Рассмотреть взаимоотношения с клиентами в сфере дизайна;
— Исследовать типичные ошибки дизайнера в общении с клиентом.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.

Не смогли найти подходящую работу?

Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.

Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!

На каждую претензию от клиента всегда найдется невысказанная обида автора интерьера — послушаем обе стороны

Проблема 1: Непонятно, зачем (мне был нужен / он пришел) к дизайнеру

Заказчик: Приходит со скромным бюджетом и просит «интерьер для жизни» — удобный и функциональный. Но при этом подсознательно ждет от дизайнера чудес и своеобразного доказательства, что тот способен его удивить: предложить что-то стоящее, что-то такое, до чего заказчик сам не додумался в процессе просмотра картинок в журналах. Если этого не происходит, клиент разочарован.


Дизайнер: Многие дизайнеры (если не все) мечтают сделать интересный творческий проект, однако, это редко возможно. Поскольку максимальный процент клиентов приходит в бюро за «уютным и красивым», но с дизайнерской точки зрения — вполне обыденным проектом.

Где разрыв в коммуникации: Дизайнеры могут и мечтают изобретать нетривиальные ходы, но для воплощения многих идей требуется далеко не средний бюджет. В условиях экономии задача дизайнера скорее «не выйти» и «вписаться» без ущерба красоте проекта. Установка клиента на спокойный интерьер для жизни, «для себя — не для журнала» также предполагает использование выверенных приемов. Профессионализм и насмотренность дизайнера позволяют ему оценить стоимость реализации и даже не предлагать то, что не впишется в смету.

Откуда тогда появляются реплики «и где же здесь дизайн» у тех, кто видит результат совместного труда дизайнера и заказчика? Дело в том, что обращение к дизайнеру в нашей стране воспринимается как событие «из ряда вон». И если уж обратился — дизайнер просто по умолчанию должен предложить тебе что-то неординарное.

Как на самом деле: Дизайнер делает для вас планировку пространства в рамках поставленной задачи — бюджета, сроков ремонта, пожеланий по стилю и образу жизни вашей семьи. И 99,9% таких проектов не посвящают статьи в глянце, с ними не выигрывают премии за дизайн. Но если все будут делать многомиллионные авторские проекты, кто поможет обустраивать новостройки в спальных микрорайонах?

Проблема 2. За что же здесь такие деньги?

Заказчик:
Даже «простой» интерьер обходится недешево. Люди искренне недоумевают: за что такие деньги? Не разобравшись почти всегда начинают подозревать дизайнера в финансовых махинациях — завышенной стоимости товаров и покупке этих товаров в «прикормленных» салонах. Подсознательно ждут обмана, желания нажиться на проекте сверх сметы. Учитывая, что многие дизайнеры берут за свои услуги 10% от стоимости финального проекта, клиент получает еще одно подтверждение собственной правоте: ага, это он пририсовывает тысячи, чтобы сделать гонорар выше.

Дизайнер: Далеко не каждый заказчик осознает, какой объем работы стоит за той или иной услугой. Например, визуализация воспринимается заказчиками как картинка — казалось бы, что сложного ее нарисовать? Однако эта картинка всегда основывается на замерах, плане расстановки мебели и сантехники (планы полов и т.д.), часто включает уже реальные предметы интерьера, подобранные в ходе работы.

Где разрыв в коммуникации: У клиента складывается устойчивое ощущение, что он переплачивает за услуги дизайнера. Прибавим к этому пункт первый (дизайнер проектом не удивил, ничего особенного не предложил) и получим объяснимое разочарование: «я и сам так могу».

Как на самом деле: Обычно первая встреча с заказчиком — это не только краткое знакомство с дизайнером, но и с предстоящим объемом работ по проекту. Дизайнер показывает портфолио и объясняет, какие услуги он предлагает. Стандартная процедура — показ итогового альбома с завершенным проектом, где видно, какие чертежи получит заказчик, какие картинки (если проект с эскизами) и на каком этапе все это будет происходить. Но вот парадокс: при виде таких альбомов у заказчика не возникает осознания, что это объемная работа, потому что пока не дойдет до «дела» — расстановки мебели, планирования, подбора артикулов — все это остается для него чертежами и картинками.

Проблема 3: Где гарантия, что я выбрал «того» дизайнера или студию?

Заказчик: И портфолио у дизайнера какое-то «без огонька» (помните, мы обсуждаем рядовые проекты «для жизни»)
ничего сильно не цепляет. Но знакомые вроде советовали, хотя у них-то был простой случай, а вот у меня… Вдруг сотворит не то, что мне хочется?

Дизайнер: Клиент приходит и просит сделать «как на картинке», а дизайнер хочет создавать новое и авторское — ему неинтересно заниматься плагиатом или творческим копированием чужих идей.

Где разрыв в коммуникации: Важно помнить, что в портфолио дизайнера может не быть того, что нужно именно вам. Но это не означает, что дизайнер не умеет работать в желаемом стиле или не готов учиться и совершенствоваться вместе с вами.

Как на самом деле: Если сомневаетесь, лучше сначала заказать услугу подешевле, например, «предпроектное предложение», в которое обычно входит пара вариантов планов расстановки мебели. На этом этапе заказчику, как правило, уже становится понятно, стоит ли продолжать работу.

Другой вариант: заказать дизайн-проект (или эскизный проект) для одного помещения. Метров меньше, а значит, стоить это будет существенно дешевле, но даст совершенно полное понимание — ваш ли это человек, стоит работать с ним дальше или нет.

Проблема 4: Ты меня не понял, я же попросила…

Заказчик: Я высылаю картинки с примерами идеальных интерьеров, все вроде подробно объясняю, а дизайнер присылает какую-то ерунду в ответ. Он что, не в состоянии лофт мне сделать?

Дизайнер: Заказчик, конечно, не обязан знать стили (и называть их правильно), но хотя бы определиться с нужным в процессе обсуждения проекта должен. Например, некоторые называют любой современный стиль лофтом, а под классикой подразумевают исключительно барокко. Главная задача дизайнера — вовремя идентифицировать стиль, который заказчик на самом деле имел в виду. Иной раз приходит семья, у каждого члена которой свое видение дома. Перед дизайнером встает проблема: кого слушать? Или еще одно желание заказчика: уместить все в пространстве, в котором это «все» решительно не поместится (или не поместится в рамках указанного бюджета). И хорошо, если это «все» озвучили сразу, а не вспоминают по мере готовности проекта.

Цвет, который озвучил заказчик, совершенно не всегда именно тот, который он же имел в виду. «Ванную комнату я хотел бы в белом цвете с парой ярких акцентов», — заявляет клиент. А потом выясняется, что белый, о котором он говорил — это цвет слоновой кости, а «пара ярких акцентов» — это черный ковер и серый держатель для полотенец. Или заказчик говорит, что хотел бы комнату в оранжевых тонах, а выясняется, что его «оранжевый» — это почти красный, например оттенок «крайола». Или под розовым имелся в виду сиреневый…

Где разрыв в коммуникации: Дизайнер считает, что «есть предел креативу» и предлагает не более трех концептуальных решений, остальное — за дополнительные деньги. Или агрессивно навязывает свою точку зрения, пытается ее продвинуть, несмотря на мнение заказчика. Считает, что клиента нужно образовывать, выращивать, воспитывать у него вкус. Клиент же уверен, что если он платит, то обязан получать варианты дизайна «до тех пор, пока не понравится», а в советах дизайнера он не нуждается — «пусть лучше слушать научится и схватывать на лету мои идеи».

Как на самом деле: Обычно заказчику в первую очередь важен функционал помещений, основанный на его запросах, а во вторую эстетика. Не все дизайнеры принимают и понимают этот момент, пытаясь сначала обсудить эстетическую составляющую проекта. Адекватный специалист всегда прислушается к заказчику, а если диалог наладить не удается, то лучше не рисковать и остановить работу на начальном этапе. Верно и обратное — дизайнеру иной раз проще вернуть предоплату, чем продолжать в том же духе до (нервного истощения) завершения проекта.

Проблема 5: Нарисовали какую-то ерунду — ничего в магазинах нельзя найти

Заказчик: Подбор материала самостоятельно по проекту дизайнера. Заплатил за дизайн-проект, а воплотить его в точности не удается — некоторых материалов / предметов интерьера нет в наличии, а ремонт уже нужно начинать. Или сам выбрал мебельную компанию, а они поставили такую кухню, которая в выделенную нишу не влезает. Возникает разочарование от работы с дизайнером.
Дизайнер: Сколько раз я должен съездить в салон с заказчиком, чтобы последний точно утвердился во мнении, что именно этот смеситель подойдет для его кухни? Или как много вариантов выкраса должен предложить, чтобы клиент остался доволен цветом стен? Никому не захочется заниматься подбором вечность, а заказчик заказчику — рознь. Выяснение возможности изменений в проекте на стадии, когда все планы и чертежи уже готовы, в глобальных рамках (например, в проекте обычный санфаянс, а в последний момент вдруг захотелось встраиваемый) — недопустимо.

Где разрыв коммуникации: А меня никто не предупредил, что нужно смотреть только ту плитку, которая уже в наличии! А я только сейчас понял, что хочу массивную доску вместо паркетной, и что, неужели уже стяжку не переделать? Почему именно пять выездов в салон? Неужели сложно в шестой раз выехать — ведь я так и не определился с диваном.

Как на самом деле: Это крайне утомительная процедура — день или несколько ездить с клиентом по магазинам и показывать удачные образцы, убеждать, согласовывать. Куда проще, когда заказчик делегирует дизайнеру ответственность. Тогда проект будет двигаться быстрее — просчеты будут выполнять несколько салонов, а дизайнер выберет наилучший вариант не потому что заказчику «сил нет уже ехать в другие магазины». А не сможет найти готовую вещь — найдет, где сделать на заказ. Просто потому, что его профессиональный нетворкинг в разы больше вашего. Именно поэтому обычно дизайнеры и дизайнерские студии ограничивают количество выездов до совершенно определенной цифры, указанной в договоре, а некоторые моменты предлагают решать прямо в студии, где обычно могут показать часть материалов (обои, текстиль, плитка и т.д.).
И помните, что после того, как все чертежи выполнены, подписаны и отправлены строителю, никаких изменений по размерной части, а также вопроса встроенных предметов, электрики и сантехники — не допускается. Ну а что касается наличия материалов, то тут нужно понимать, что чем дольше мы ждем их, тем на больший срок замораживается стройка.

ОТ РЕДАКЦИИ….
У вас есть интересный сюжет для материала? Вы хотите покритиковать работу редакции, а не конкретную статью — напишите нам через форму обратной связи! Хотите готовить авторские статьи для Houzz — познакомиться и попросить пробное задание можно на RuEditors@houzz.com

Чтобы зарабатывать в дизайне, нужно наладить коммуникацию с клиентами. Пробовали и «прогибаться», и гнуть своё. В итоге возникла четкая система взаимодействия с заказчиками. Теперь они от нас не уходят.

Прежде чем выстроить грамотную коммуникацию с клиентами, мы сломали немало копий. Убедились на своём опыте: хочешь расти в дизайне — учись правильно «работать» с заказчиком.

Рабочий процесс

Дизайн на заказ — особенная форма творчества, зажатого в тиски техзадания. Здесь встречаются личности исполнителя (дизайнера) и заказчика работы. Один творит, другой оценивает. Согласования, правки, доработки — это нормальная часть нашей работы.

Но иногда процесс согласования заходит в тупик: стороны вступают в конфликт, заказчик уходит в отрицание. Как быть дизайнеру в такой ситуации — молча соглашаться и переделывать? Или предъявить ультиматум?

Еще лет 10 назад дизайнер, и особенно в веб-дизайне, морально доминировал над клиентом. Можно было диктовать своё мнение, стоять на своём. У нас в компании все специалисты с большим опытом, и все через это прошли. Но сейчас другие времена.

Сегодня сложно вставать в позу, давить интеллектом и закидывать заказчика профессиональными терминами. Теперь мы вынуждены быть гибкими и лояльными, потому что:

  1. клиент стал более опытным, многие в бизнесе «собаку съели» и поднаторели в узких областях

  2. все уже сами знают, как надо общаться с исполнителями
  3. никто не разбрасывается деньгами
  4. рынок стал более плотным, горячим — не нравится, так ничто не мешает хлопнуть дверью и уйти.

Так что клиент для нас — царь и бог. Приходится буквально бороться за каждого. И в этой ситуации старый больной вопрос — кто «правее» — встаёт с особой остротой. Теперь от того, как мы его решает, зависит наша судьба.

Предлагаем принять факт: от отношения заказчика зависит само существование бизнеса.

Откуда берутся конфликты?

Давайте разберемся, а отчего вообще возникают конфликтные ситуации с заказчиками? Наше мнение — всё дело в неправильно выстроенной коммуникации.

Бывают, конечно, разные случаи. Вот например, пришёл адекватный заказчик. Досконально заполнил бриф. Активно участвовал в создании ТЗ. Согласовал концепцию. А когда ему отправили готовый дизайн — не принял. Долго с ним бились, и только впоследствии выяснилось, что ЛПР на стороне заказчика не различает оттенки в определённой области спектра.

А было и так, что клиент с первого раза принял дизайн и пребывал в эйфории. Пока не показал макет «авторитетному знакомому». После этого его мнение резко изменилось на противоположное, и в конце концов он скатился к угрозам. Отношения были безвозвратно испорчены.

Как ни крути, работаем с людьми — и тут субъективный фактор играет могучую роль. А преодолеть его можно только рациональным способом. Чуть пониже опишем, как мы это делаем.

Дизайнер или заказчик — кто прав?

Попробуем взвесить все «за» и «против».

Какие преимущества у дизайнера:

✓ Это профессионал — имеет профильное образование, понимает что к чему в композиции и юзабилити.

✓ За его плечами опыт — он отрисовал не одну сотню макетов и разработал логотипы для нескольких десятков брендов.

✓ Он может смотреть со стороны, откуда часто «видней».

Однако не в пользу дизайнера следующее:

  • По сути, он наёмный работник, исполнитель.

  • Дизайн на заказ не место для самовыражения и удовлетворения личных амбиций.

  • Может «клепать» шаблоны или пребывать в плену собственных стереотипов.
  • Не всегда разбирается в тематике, специфике бизнеса и продукта — требуется глубокое погружение, а ему «лениво».

Какие преимущества у заказчика:

✓ Да, он платит.

✓ Он как никто знает свой продукт — и уже одно это заставляет прислушиваться к его мнению.

✓ У него может быть определённый опыт в дизайне — заказывал раньше, общался с разными дизайнерами, пытался что-то делать сам или в компании есть штатный специалист.

А вот что не в пользу заказчика:

  • Он не специалист, и, казалось бы, должен прислушиваться к профессиональному дизайнеру.

  • Варится в своем соку, видит ситуацию изнутри и не может взглянуть на неё объективно.

  • Бывает, что погряз в мифах, стереотипах.
  • Не знает чего хочет («сделать очень круто» или «как у конкурента»).

  • Дизайн делается, всё же, не для заказчика — а для его клиентов.

Как видно, у каждого своя правда, и единого мнения быть не может. Мы это приняли и пришли к рационализации своих взаимоотношений с заказчиками.

Зачем учиться слушать и понимать

Единственный выход, как нам кажется, для дизайнера — и вообще студии — заключается в построении чётко отлаженной системы взаимодействия с клиентами. У нас эта система начинает работать уже с первого контакта, первого обсуждения задач — задолго до момента достижения договоренностей.

Более того, эта работа не останавливается никогда — даже после согласования и сдачи проекта… Просто потому что клиент в 50% возвращается к нам с новыми интересными задачами.

Как настроена коммуникация с заказчиками в нашей студии:

  1. На входе в обязательном порядке знакомимся с клиентом и его продуктом. В этой работе участвуют как сам дизайнер, так и менеджер, и руководитель. Тут важны именно горизонтальные отношения, основанные на доверии — и никакого сломанного телефона.

  2. Отправляем как можно более подробный бриф, и бьемся за информацию до последнего. Важную роль играет именно личность менеджера. В сложных случаях подключается руководитель.

  3. Прорабатываем ТЗ до мелочей, согласовывая каждую деталь. Этот процесс почти всегда растянут во времени. Потому что коррективы могут вноситься в любой момент, после обсуждения и по ходу работы над дизайном.
  4. Заключаем договор, в котором чётко прописаны права и обязанности сторон.
  5. Согласовываем каждый шаг. Не стесняемся дёргать клиента, когда это возможно. У клиента создаётся впечатление, что он полностью вовлечён в работу и ответственен за принятые решения.

  6. Предлагаем несколько вариантов концепции, обосновываем. Опять же, здесь часто подключается руководитель. Если есть возможность, проводим презентацию лично, в комфортных для всех условиях. Это позволяет оперативно реагировать на вопросы, отсекать негатив и отстаивать «истину».
  7. Если на этапе согласования происходят трения, дизайнер включается напрямую и, опять-таки, профессионально обосновывает решения. Происходит поиск компромисса.
  8. И главное — в процессе доработки ни в коем случае не поступаемся принципами. Пожелания клиента всегда увязываются со здравым смыслом. Никаких топорных копирований и т. п. Все работы — строго в рамках одобренной концепции!

Да, такой подход требует чуть большего напряжения сил. Зато это реально рабочая модель. Клиенты приходят и остаются, бизнес получает развитие. А чтобы оправдать издержки, закладываем чуть большую маржу. Да, выходит дольше, немного дороже. Но не стыдно за результат.

Подведём итоги

Важно ценить клиента и его понимать. Нужно иметь хорошую команду, и каждому быть немного психологом. Хорошо, если система коммуникации с заказчиками настроена так, чтобы тесно взаимодействовать с клиентом и не терять взаимопонимание. А если тонкая связь потеряна — рационально и последовательно достигать компромисса, проявив гибкость.

А вы согласны с вышесказанным? И как решаете проблему взаимодействия с заказчиками?

#дизайн #дизайнер



Кто сказал, что найти общий язык с заказчиком просто? В этой статье Вы найдете несколько советов о том, как грамотно выстроить отношения с клиентом.



Первоисточником дизайна интерьеров является стремление людей к внутреннему украшению помещений, однако круг обязанностей современного дизайнера значительно шире. Сегодня дизайнеры работают вместе с архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, в результате чего им приходится взаимодействовать с различными типами людей. Успех проекта напрямую зависит не только от профессиональных навыков дизайнера, но и от его способностей найти индивидуальный подход к конкретному человеку.



Взаимоотношения дизайнера и клиента зачастую протекают по одной схеме: клиент дает задание, дизайнер выполняет, клиент говорит, что исправить, дизайнер исправляет. Последние два пункта могут повторяться многократно, до достижения конечного результата, устраивающего клиента, но зачастую крайне неустраивающего дизайнера.

 Основной задачей дизайнера является организация своей деятельности и диалога с клиентом таким образом, чтобы у него не возникло желания исправлять будущий проект. Если смоделировать ситуацию, при которой дизайнер полностью компетентен и профессионален, а клиент готов поверить адекватным доводам, при этом дизайн- макет выполнен строго по техническому заданию, то остаётся: доказать клиенту, что этот дизайн является именно тем, что ему нужно, даже если возникают незначительные сомнения в деталях. 

Проблемы установления контакта с заказчиком являются наиболее актуальными для начинающих дизайнеров и все они связаны с недопониманием. Любой проект, начинается с этапа переговоров, на котором уточняются важные определяющие моменты такие, как возможность и сроки выполнения заказа, предпочтения заказчика, размер оплаты. Необходимо чтобы дизайнер представил себе образ жизни клиента, создал его психологический портрет и проследил его характер уже при первой встречи, потому что вдумчивая работа на начальном этапе облегчит сотрудничество и в будущем избавит от многих сложностей.

Естественно необходимо строить линию общения в рамках делового этикета: придерживаться официальной манеры разговоров; своевременно отвечать на звонки, письма, сообщения; при любых обстоятельствах сохранять спокойный тон и удерживать беседу в конструктивном русле; придерживаться установленных сроков и заявленной стоимости работы.

Но даже при компетентной, профессиональной работе случаются непредвиденные ситуации. Дизайнер интерьеров должен быть неплохим психологом — только узнавая данные о своем клиенте, его характере, потребностях, пожеланиях можно создать удовлетворяющий его проект, ведь то, что подходит одному, для другого будет неприемлемо. Исходя из этого можно выделить некую классификацию моделей поведения заказчиков с возможными вариантами работы с ними.



1. Заказчик, который точно и уверенно сам знает, чего хочет, а дизайнер нужен только для того, чтобы это нарисовать.


Это наиболее распространенный тип заказчиков – люди, имеющие обобщенное представление о том, каким они хотят видеть свой интерьер. Имея довольно объемный визуальный опыт, полученный при просмотре журналов, книг, телепередач по дизайну интерьера их идеи часто не складываются в единую концепцию. В основном такой заказчик в первую очередь хочет услышать подтверждение собственного мнения, ему требуется скорее дизайнер-консультант, нежели полноценный проектировщик. Это должен быть профессионал, внимательно выслушивающий пожелания клиента, объединяя их в гармоничное целое. Такому заказчику крайне важно увидеть все свои задумки и удостовериться в своей правоте, поэтому скорее всего он предпочтет увидеть проект выполненным в 3D в самом лучшем фотореалистичном виде. Основная проблема данного сотрудничества заключается в том, чтобы найти грань, при которой дизайнер перестает быть консультантом и становится просто рисовальщиком, бездумно выполняющим все требования заказчика, в результате чего ни одна из сторон не получает удовлетворения от сотрудничества. Заказчик вполне обоснованно считает, что ему принадлежат все идеи и чувствует, что он переплатил, а дизайнеру же обычно самому не очень нравится итоговый результат.



2. Заказчик, который хочет все и не может ничего выбрать.
Данная позиция со стороны заказчика может быть продиктована как большим разнообразием товаров и услуг на рынке, так и отсутствием их. Также зачастую ему сложно принять решение о сочетаемости предметов и материалов, о выборе оптимальных вещей. Этому заказчику нужен дизайнер-закупщик – сопровождающий его в поездках по магазинам, помогающий сделать окончательный выбор, высказывающий свои наблюдения о качестве тех или иных товаров и так далее.
Самая большая опасность здесь — это растягивание этапа выбора вплоть до бесконечности. Дизайнер разрабатывающий проект с четкой концепцией, данной проблемы скорее всего избежит. Но если дизайнер выступает только в качестве консультанта, обеим сторонам есть опасность скатиться в излишний перфекционизм и забыть о цели всего мероприятия. В какой-то момент следует просто остановиться и принять окончательное решение.



3. Заказчик, который хочет, чтобы его гости восхищались интерьером.

В большинстве коммерческих объектов, но иногда и в жилых помещениях интерьер несет репрезентативную функцию. Красивый эффектный интерьер, над которым потрудился профессионал – это признак статуса и достатка. В этом случае требуется дизайнер высочайшего класса, которого условно можно назвать дизайнером-стилистом. Он обязан продумать все до мельчайших деталей, показать в интерьере собственный вкус и уникальность. В данном случае опасность состоит в том, чтобы не перестараться с желанием удивить и восхитить, забывая при этом об удобстве и психологическом комфорте собственно обитателей интерьера. Любой жилой интерьер предназначен, прежде всего для того, чтобы в нем жить, приятно и комфортно проводить часы отдыха и досуга. Поэтому, возможно, выходом будет разделение на репрезентативные и жилые помещения по зонам.



4. Заказчик, который не знает, чего хочет и просит дизайнера сделать, чтобы было красиво.
Пожалуй, это самый сложный для обеих сторон – дизайнера и заказчика – вариант. Такая позиция обычно встречается у заказчиков, впервые планирующих крупный серьезный ремонт или строительство дома. У него существует в голове некий идеальный образ жилья, который в большинстве состоит из эмоций, чувств и переживаний, нежели из визуальных картинок и представлений. В этом случае необходим дизайнер-психолог, умеющий слушать и понимать скрытые внутренние потребности. Задача дизайнера – создать нужный уровень доверия в разговоре, суметь распознать, что на самом деле заказчик хочет видеть в интерьере. Здесь проблемой становится сохранение грани профессионального общения. 



Естественно, разные услуги требуют разного уровня квалификации и разного подхода к оплате. В процессе создания дизайн проекта и его воплощения все индивидуально и общие принципы тут не работают. Дизайнер интерьеров должен проводить кропотливую работу с каждым клиентом в отдельности, находить к нему подход. Всегда есть возможность для заказчика найти профессионала и тот тип сотрудничества, который удовлетворит его потребности. Что же касается дизайнера – профессионалу своего дела не составит труда справиться со всем этими ролями как по отдельности, так и совместить их все в рамках одного проекта. Он должен на начальном этапе общения с заказчиком определить к какому же типу он относится, исходя из этого выбрать определенную модель поведения, что приведет к обоюдной удовлетворенности сторон. Как правильно вести себя с клиентом, что нужно, а чего не следует ему рассказывать и какими правами, и обязанностями обладает дизайнер и его заказчик, все это необходимо знать каждому профессионалу, работающему сфере дизайна.
Продуманные и грамотно выстроенные отношения с клиентом – это логичный путь к успеху.

Восемь типичных ошибок дизайнера во время общения с клиентом

графический дизайнер и автор блога

Всем привет! На связи графический дизайнер Дмитрия Сугак. Сложность моей профессии связана не только с необходимостью постоянно генерировать идеи, но и с донесением этих идей до клиента. Деловая коммуникация — важнейший навык для представителей творческих профессий. Порой даже опытные дизайнеры совершают ошибки в общении с заказчиком, теряя немалую прибыль. Но ошибок легко избежать, если знать самые распространенные из них.

Занижать стоимость своей работы

Когда на рынке жесткая конкуренция, поставить минимальную цену на свои услуги кажется логичным решением. Но только это совсем не подходит для дизайнера. Развитие навыков увеличивает вашу ценность как профессионала. Инвестиции в каждый новый проект всё выше: потраченное время, новые умения, технические вложения. Создаваемый дизайнером продукт — уникальный, а не массовый, поэтому затраты на него можно уменьшить лишь пренебрегая качеством, что порождает плохие работы.

Конечно, вначале нужно выполнить расчёт, который должен соответствовать как ожиданиям заказчика, так и адекватной оценке работы дизайнера. Согласившись выполнить работу «как можно раньше», вы рискуете выбиться из графика и работать сверх оговоренных сроков бесплатно, а выставление дополнительных счетов, скорее всего, вызовет недовольство у клиента. Кроме того, распространённое заблуждение, что молодые специалисты должны брать заказы без оплаты ради портфолио или чтобы добавить навыки в резюме. Работая бесплатно, молодой специалист сводит к нулю свою ценность в глазах заказчика, и его труд будет казаться ему простым и незначительным.

Соглашаться на все проекты

Порой дизайнеры открыты для любых условий, любого клиента и любого проекта. Но как и эксперт может не подходить клиенту, так и клиент — эксперту. Причин может быть множество: образ жизни, темперамент, принципы работы, стилистические предпочтения, отсутствие взаимопонимания по финансовым и юридическим вопросам. Не у каждого есть способности легко «переключаться» между клиентами, поэтому стоит тщательно выбирать проекты и не работать с теми людьми, которые вам не симпатичны.

В основном, заказчик смотрит на базовые качества работника: опыт, стиль, профессиональные навыки. Но недопонимания могут возникнуть в совершенно разных аспектах. Если дизайнер чувствует себя некомфортно, он не сможет раскрыть свой потенциал и работать так же хорошо, как в подходящих для себя условиях. Например, соглашаясь на работу с клиентом, не умеющим формулировать задание, вы можете столкнуться с тем, что человек сам не понимает, чего от вас требует. В таком случае вам, как дизайнеру, придется быть и аналитиком, и маркетологом, и иногда заменять директора компании. Нужно ли оно вам?

Если вы решили, что брать все без разбора проекты — это не для вас, тогда приглашаю на мой авторский курс. Всего за месяц вы освоите базовые принципы дизайна, чтобы создавать продающие карточки товаров для маркетплейсов, выбирая только интересные вам задачи и с легкостью зарабатывая онлайн от 60 000 рублей в месяц. Подробности тут:

https://goo.su/pbBNf

.

Работать без системы

Распространённая ошибка креативных людей — надеяться на вдохновение и через долгий, непродуктивный процесс раздумий приходить к финальной идее. Ценность дизайнера в глазах заказчика возрастает, если он заранее готовит вопросы, изучает сферу деятельности и целевую аудиторию компании, демонстрирует навык систематизированного подхода к работе. Строгие рамки соглашений и условия контракта не только вселяют уверенность в клиента, но и могут помочь дизайнеру.

Взяв за привычку писать еженедельные отчеты о процессе работы над проектом, вы избежите недопониманий на протяжении всего сотрудничества. Такие навыки в работе помогут открыть клиенту глаза на ваш труд, ведь часто многочисленные эскизы и творческие поиски остаются для заказчика «за кадром». Регулярная коммуникация с клиентом позволит показать не только красивый результат, но и всю проделанную работу.

Не уточнять техническое задание

В основном дизайнеры представляют себе ТЗ как что-то не поддающееся обсуждению и корректировке. Правда в том, что человек, который составляет для вас техническое задание, как правило, не полностью осведомлен о нуждах проекта. Поэтому лучшим решением будет прямая коммуникация с заказчиком, уточнение каждого пункта и, если необходимо, исправление ТЗ.

Ни один, даже самый спланированный бриф, не покажет вам и вашему клиенту полную картину предстоящей работы. В процессе приходится многое корректировать, а значит и многое уточнять. Именно деловая коммуникация вовлекает заказчика в процесс работы, тем самым отсеивая потенциально плохие работы от финальной хорошей. Дизайнеру же такой подход позволяет погрузиться в работу глубже, найти то самое решение и усилить ключевые навыки в резюме.

Не пытаться понять мотивацию клиента

Грубейшая ошибка дизайнера — некорректно понимать мотивацию клиента или не понимать её вовсе. В работе дизайнера не обойтись без аналитических навыков. Нужно встать на место клиента и проанализировать мир, который его окружает. Эта привычка заметно улучшит ваш коммуникативный уровень и вы начнете быстрее подбирать взаимовыгодное решение проблемы заказчика. Ведь часто бывает так, что дизайнер тратит огромное количество сил на подбор подходящего фона или сочетания цветов, а клиенту, например, гораздо важнее практическое выполнение его задачи.

Считать правки от клиента трагедией

Не нужно рассматривать правки как критику. Умение спокойно и хладнокровно воспринимать правки и корректировать финальную работу — именно те качества работника, которые хочет видеть каждый заказчик. Правки не означают, что потребуется переделать весь дизайн. Исправление может быть малозначительным и нетрудоемким. Есть детали, которые вы могли просто упустить из виду: например, некорректно подобранный цвет или орфографические ошибки. Профессионализм — это умение учиться на своих ошибках, а не делать идеальный дизайн с первой попытки. К тому же работа, полностью удовлетворяющая запросы клиента, и положительный отзыв о ваших профессиональных навыках прекрасно дополнят ваше портфолио.

«Исчезать», если что-то пошло не по плану

Очевидная, но всё же одна из самых грубых ошибок, которую может совершить дизайнер-новичок при общении с клиентом. Деловая коммуникация строится на взаимном уважении заказчика и исполнителя — уважении вложенного времени, материальных и интеллектуальных ресурсов, обоюдной ответственности. Поэтому даже если непредвиденные обстоятельства загнали вас в угол и вы не справляетесь с поставленной задачей или не укладываетесь в срок, активируйте свой коммуникативный навык и честно сообщите об этом клиенту.

Неправильно презентовать проект

Как правило, дизайнеры начинают презентовать проект сразу с финальной части работы, что в корне неверно. Для начала презентации лучше составить небольшой рассказ о том, как проходила работа над проектом, какая задача перед вами стояла, что вы считаете лучшей частью проекта и на какие подводные камни наткнулись. Хорошо подготовленная презентация позволит завоевать внимание и расположить к себе клиента.

Как практикующий графический дизайнер предлагаю такой алгоритм презентации:

  1. Расскажите о принципах, на которых строилась работа;
  2. Продемонстрируйте этапы работы;
  3. Укажите основные проблемы и то, как вы их решили;
  4. Презентуйте результат вашей работы.

Развитие навыков коммуникации позволит вам как дизайнеру наладить контакт с потенциальным клиентом, отстаивать ценность своей работы и расширить ключевые навыки в резюме. В этой статье мы разобрали восемь типичных ошибок при общении с клиентом в 2023 году. Если вы их не допускаете — отлично, а если узнали в каких-то себя — теперь сможете их избегать. Желаю удачи!

ОБУЧАЕМ ДИЗАЙНУ С НУЛЯ ДО ПРОФИ

КСТАТИ! МЫ ЗАПУСТИЛИ КУРС ДЛЯ ЗАРАБОТКА НА ФРИЛАНСЕ

Инфографика для маркетплейсов

Лучший онлайн курс по дизайну карточек товаров для Вайлдберриз и Озон.

Вы научитесь делать карточки с инфографикой для Wildberries и Ozon и освоите редактор Figma.

После оплаты вы сразу получаете доступ к урокам. На курсе много обратной связи от автора обучения.

ЖМИТЕ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ

 руб. цена работы

+ руб. комиссия сервиса

Комиссия сервиса является гарантией качества полученного вами результата

Если вас по какой-либо причине не устроит полученная работа — мы вернем вам деньги.
Наша служба поддержки всегда поможет решить любую проблему.

Для того, чтобы купить готовую работу, необходимо иметь на балансе достаточную сумму денег. Все загруженные работы имеют уникальность не менее 50% в общедоступной системе Антиплагиат.ру (модуль интернет). Сразу после покупки работы вы получите ссылку на скачивание файла. Срок скачивания не ограничен по времени. Если работа не соответствует описанию, вы сможете подать жалобу. Гарантийный период 7 дней.

На указанный адрес электронной почты будет отправлена купленная вами готовая работа.

Email

Введите почту получателя купленной работы

Ваша работа успешно отправлена

Нажимая кнопку «Пожаловаться», Вы подтверждаете, что ознакомлены с правилами проверки уникальности готовых работ на сайте. Проверка уникальности работ проводится в общедоступной системе Антиплагиат.ру (модуль Интернет). Пожалуйста, удостоверьтесь, что проверяете уникальность именно в этой системе. Если процент уникальности ниже 50%, то возможен частичный возврат средств пропорционально недостающему проценту. Жалобы о проверке уникальности в другой системе рассматриваться не будут.

Препод24 - онлайн-биржа учебных работ

Текст для ОПИСАНИЯ
Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)

Работа прошла проверку по системе ЕТХТ, но пройдет и по системе -antiplagiat.ru, -Антиплагиат ВУЗ- (http://rane.antiplagiat.ru/ и др. тому подобные), -ЕТХТ (и документом и текстом), Руконтекст, проходит и польский СТРАЙК и plagiat.pl, новую систему СКОЛКОВО (самая последняя версия АП ВУЗ)

Работа в формате doc/docx, если вы поменяете формат на docx/doc, то оригинальность может упасть, поэтому НЕ меняйте формат работы. Название файла менять можно сколько угодно
Оригинальность техническая – достигнута путем кодирования файла

Опыт написания студенческих работ более 18 лет, поэтому можете с уверенностью скачать данную работу, вставить титульный лист и сдать преподавателю, получить оценку «5», или «4», но не ниже.

Если возникли проблемы с оригинальностью – не отправляйте на перерасчет – Напишите мне (Алексей_Цербер) и я исправлю, если что то не так

  • Введение
  • Содержание
  • Список литературы
  • Отрывок из работы

Введение

Уверен, все знают про эти два клана. В одном из них во веки веков жив девиз «Опять они не то нарисовали». Во втором скандируют «Да они там сами не понимают, чего хотят». И баталии между ними за титул истинного Д’Артаньяна воистину достойны лечь в основу сюжета острой социальной драмы. Однако, будучи человеком позитивным (в душе, по крайней мере), я бы хотел, от сердца, сделать так, чтобы у драмы этой был, все же, счастливый финал.
Любой проект, не только в дизайне – процесс почти интимный. В плане близости. Но, духовной. Да, отношения именно в проекте всегда будут много шире, чем простое исполнительство конкретной задачи в стиле «утром – деньги, вечером — стулья». Потому, что проектирование всего и всегда – это работа в условиях крайней неопределенности, с задачами, в которых то и дело меняются условия. Причем для всех. Совместное же создание чего-либо нового воистину сближает. Однако прежде, чем участники этого процесса смогут просто так ходить друг к другу в гости, им предстоит пройти пару тройку кругов ада недопонимания. И именно это недопонимание – суть данной статьи.
Актуальность темы в том, что любые отношения с чего-то начинаются, потом на чем-то строятся, и затем во что-то развиваются.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Взаимоотношения с клиентами в сфере дизайна 4
2. Типичные ошибки дизайнера в общении с клиентом 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14

Список литературы

1. Василенко И. А. Искусство международных переговоров; Экономика — Москва, 2016. — 352 c.
2. Вечер Л. С. Деловое общение государственного служащего. Практикум; Форум — Москва, 2017. — 224 c.
3. Дудина И. А. Деловые переговоры. Искусство и ремесло; Феникс, ВолГУ — Москва, 2016. — 448 c.
4. Ковальчук А. С. Основы делового общения; Дашков и Ко — Москва, 2017. — 300 c.
5. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Деловые коммуникации; Юрайт — Москва, 2018. — 480 c.
6. Кузнецов И. Н. Деловой этикет; Инфра-М — , 2015. — 352 c.
7. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения; Юрайт — Москва, 2017. — 592 c.
8. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения; Юнити-Дана — Москва, 2015. — 416 c.
9. Медведева Г. П. Деловая культура; Академия — Москва, 2019. — 272 c.
10. Самохвалова А. Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций; Речь — Москва, 2016. — 336 c.
11. Самыгин С. И., Руденко А. М. Деловое общение; КноРус — Москва, 2018. — 440 c.

Отрывок из работы

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Василенко И. А.., Вечер Л. С., Дудина И. А., Ковальчук А. С., Коноваленко М. Ю., Лавриненко В. Н., Медведева Г. П., Самохвалова А. Г., Самыгин С. И., Руденко А. М. и др.
Целью данной работы является изучение типовых ошибок во взаимодействии дизайнер-клиент, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
— Рассмотреть взаимоотношения с клиентами в сфере дизайна;
— Исследовать типичные ошибки дизайнера в общении с клиентом.
Структура данной работы состоит из: введения, 2 глав, заключения и списка используемой литературы.

Не смогли найти подходящую работу?

Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.

Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!

Работа пользователя А. Кербер


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Взаимоотношения с клиентами в сфере дизайна. 4
2. Типичные ошибки дизайнера в общении с клиентом. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 14

Работа оформлено согласно большинству ГОСТов
По всей работе ссылки или подстрочные или в квадратных скобках (в разных работах по разному)
Работа без оригинальности.
Как была выполнена работа:
Для курсовой/реферата взята информация из интернета, но с разных сайтов, т.е.: введение, каждый пункт/подпункт главы, заключение – ВСЕ с разных сайтов.
Добавлялась литература по указанному предмету, ставились сноски/ссылки НАУГАД.
Опыт написания студенческих работ более 18 лет, поэтому можете с уверенностью скачать данную работу, вставить титульный лист и сдать преподавателю, получить оценку «5», или «4», но не ниже.

Разбор типовых ошибок во взаимодействии дизайнер-клиент – Реферат

Дисциплина Гуманитарные
Тип работы Рефераты
Количество страниц 14
Год сдачи 2021
Номер работы 6425

О работе

Качественный реферат с высокой оригинальностью текста (свыше 70 % по Антиплагиат.ру). Аккуратное оформление, грамотная структура текста, ссылки на литературу. Работа успешно сдана.

Содержание

Введение 3
1. Основы этического взаимодействия в работе дизайнера 4
2. Типовые ошибки во взаимодействии дизайнера с клиентами 8
Заключение 12
Список источников: 14

Введение
Дизайнер – это профессия, которая требует не только основных теоретических знаний в сфере художественно-технической и художественно-конструкторской деятельности и умений их применять на практике, но также и связана с необходимостью постоянно взаимодействовать с другими людьми коллегами и, в частности, обязательно с клиентами.
……………………………………………………………………..
Цель работы – разобрать типовые ошибки во взаимодействии дизайнера с клиентами.
Для того, чтобы достичь указанную выше цель, необходимо выполнить следующие задачи:
–раскрыть основы этического взаимодействия в профессиональной деятельности дизайнера;
–охарактеризовать, какие основные ошибки может допускать дизайнер и определить пути их предотвращения или недопущения.

Список источников:
1. Международный профессиональный кодекс чести дизайнера // Электронный ресурс. Режим доступа: https://docviewer.yandex.kz/view/. Дата обращения: 30.10.2019.
2. Грачева Т.К. Педагогическое проектирование нравственного воспитания будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. 2009. 24 с.
3. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М.: Гардарики, 2017. 480 c.
4. Никульшина Л. В. Формирование этических ценностей будущих дизайнеров как актуальная проблема их профессиональной подготовки // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.2015. № 1. С.67-70.
5. Шабатура Л. Н., Шпильская К. А. Формирование этики дизайнера // Ценности и смыслы. 2015. № 1. С.130-138.

Вы можете убедиться в качестве данной работы. Часть реферата представлена ниже:

2.[10]

  • Разбор слова ошибка под цифрой 1
  • Разгибание спины лежа на животе ошибки
  • Разбор своих ошибок 10 букв
  • Разворот на перекрестке ошибки
  • Разбор ошибок при ведении мяча