Разбуженная фантазия чтение развивает ум пытливость ошибка

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Правильный ответ впишите в ячейку напротив соответствующей буквы.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  • А)ошибка в построении предложения с однородными членами
  • Б)нарушение в построении сложного предложения
  • В)неправильное построение предложения с причастным оборотом
  • Г)нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
  • Д)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • 1)Вследствие сильных дождей вода в реке прибывала.
  • 2)Те из лингвистов, кто занимается исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте.
  • 3)По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
  • 4)Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они сделают смесь из гравия, песка, вяжущего компонента (извести и глины) и воды.
  • 5)Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он.
  • 6)Разбуженная фантазия чтением развивает ум, пытливость.
  • 7)Если ты не убедишь себя в необходимости изучения того или иного предмета, не жди успехов или помощи со стороны.
  • 8)Очень часто люди, занимаясь каким- нибудь делом, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
  • 9)Когда определяете значение непонятных слов, учитывайте контекст.

Баллы: 0 из 5

A) ошибка в построении предложения с однородными членами
2)
Те из лингвистов, кто
занимается
исследованием языка художественной литературы,
не сомневаются в особой
роли глагола
не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте. Сложное
предложение, осложнено однородными членами, допущена грамматическая ошибка
(неверно употреблён союз).
Правильно:
 те из
лингвистов, кто занимается исследованием языка художественной литературы, не
сомневаются в особой роли глагола не только в поэтическом,
но
и
в прозаическом тексте.

Б) нарушение в построении сложного предложения

5) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни,
догнал человека с ружьём и спросил,
что не охотник ли он. Сложное
предложение, допущена ошибка в использовании подчинительного союза
(одновременно использованы союзы что и ли, один из них лишний).

Правильно:  я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал
человека с ружьём и спросил, не охотник ли он.

B) неправильное построение предложения с причастным оборотом
6) Разбуженная фантазия чтением развивает ум,
пытливость.
Простое предложение,
допущена ошибка в причастном обороте: определяемое слово находится внутри
оборота. Правильно: 
фантазия,
разбуженная чтением развивает ум, пытливость.

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
4) Как только люди научились обращаться с
известью и глиной, они
сделают смесь из гравия, песка, вяжущего компонента (извести и
глины) и воды.
Сложное
предложение, допущена ошибка в согласовании глаголов по времени.
Правильно: как только люди научились
обращаться с известью и глиной, они сделали смесь из гравия, песка, вяжущего компонента (извести и
глины) и воды.
научились, сделали.
Д) неправильное употребление
падежной формы существительного с предлогом

3) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в
профильных компаниях.
Простое
предложение, допущена грамматическая ошибка (неверно образована формата
производного предлога).
Правильно: по окончании института наши выпускники могут рассчитывать
на трудоустройство в профильных компаниях.

Задание №1468.
Синтаксические нормы. ЕГЭ по русскому

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение в построении сложного предложения
В) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Вследствие сильных дождей вода в реке прибывала.
2) Те из лингвистов, кто занимается исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте.
3) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в профильных компаниях.
4) Первая встреча в Монреале в 1972 году между хоккеистами СССР и Канады окончилась со счётом 7:3 в пользу советских спортсменов и становится началом знаменитых матчей между нашими хоккеистами и канадскими профессионалами.
5) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что не охотник ли он.
6) Разбуженная фантазия чтением развивает ум, пытливость.
7) Если ты не убедишь себя в необходимости изучения того или иного предмета, не жди успехов или помощи со стороны.
8) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
9) Когда определяете значение непонятных слов, учитывайте контекст.

А Б В Г Д
         

Пояснение:
В предложении 2 допущена грамматическая ошибка А.
В предложении 5 допущена грамматическая ошибка Б.
В предложении 6 допущена грамматическая ошибка В.
В предложении 4 допущена грамматическая ошибка Г.
В предложении 3 допущена грамматическая ошибка Д.

Показать ответ

Источник: ЕГЭ 2020. Русский язык. 36 вариантов. Под ред. И.П. Цыбулько

Сообщить об ошибке

Тест с похожими заданиями

Задание 8. Ошибки на построение предложений с причастным оборотом(может быть задание ошибка в образовании формы причастия )

1.Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущенный ропот.

2. И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз.

3. Одним из художников, применивший плэнерную живопись, был В.Д. Поленов.

4. Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

5. Одно из чудес на Курильской гряде, привлекающим туристов со всего света, связанно с вулканами.

6. Фруктоза – это природный аналог сахара, получаемая из ягод и фруктов.

7. Одним из самостоятельных видов искусства, существующий с конца 15 века, является графика.

8. Кемь является одним из самых старых городов России, расположенный на Белом море.

9. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

10. Основным источником энергии для всех живых существ, населяющим нашу планету, служит энергия солнца.

11. Классификация песков используется исследователями пустынь и в наши дни, разработанная В.А.Обручевым.

2. Радость подлинного писателя — это радость проводника по прекрасному, знающего дорогу в будущее.

13. Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войной.

14. В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

15. Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

16. Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города

17. Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

18. Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.

19.   Оценка риска для здоровья — это процесс установления степени выраженности и вероятности развития неблагоприятных эффектов, обусловленные воздействием факторов окружающей среды на здоровье.

20. Мне подарили книгу Л. Н.Толстого, опубликованного ещё при жизни писателя.

21. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

22. В одном из старинных храмов города, сохранившимся до наших дней, под слоем краски обнаружены древние фрески

23. Направляемых студентов на практику необходимо хорошо подготовить теоретически.

24. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию (ПРАВИЛЬНО: . Ошибкой будет неправильное употребление залога, то есть использование действительного причастия вместо страдательного. Поскольку книга сама готовиться не может, нужно и причастие другое, вместо действительного  —страдательное. Исправляем: Автор рассказал об изменениях в книге, подготавливаемой им к переизданию.)

25.  Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой.

26.  Гарибальди встал во главе людей, сражающейся за независимость Италии.

27. Юноши готовились к соревнованиям наездников, считавшихся у черкесов большим событием (ПРАВИЛЬНО: Эта ошибка вызвана тем, что причастие не согласовано со словом, которому оно подчиняется, в роде, числе и падеже.

Приведём верное написание: Юноши готовились к соревнованиям (каким?) наездников, считавшИМся у черкесов большим событием).

28. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля содержится более 80 тысяч слов, ранее не записанные.

29.  Император поддерживал проводившуюся политику индустриализации страны министром С. Ю.Витте.

30.   Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.

31. Брюсов увлекается декадентством, убежденным, что будущее принадлежит искусству, выражающему переживания яркой и независимой личности.

32.  Многие ценные предложения были учтены в подготовленной энциклопедии к переизданию

33. В вашем докладе отражены волнующие проблемы генетиков всего мира.

34. Выпускники высших учебных заведений должны быть знающими профессионалами основы наук.

35. Северо-восточнее села располагаются образованные болота путём оседания песков

36. Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий(ПРАВИЛЬНО: Эта ошибка вызвана тем, что причастный оборот согласован не с тем словом. Разберём, что неверно. Причастный оборот сейчас относится к слову «сотрудников»(каких, имеющих). Получается, что если сотрудники больны, то их дети получат путёвки. Замена окончания в причастии на ИЕ (имеющие) приводит к другому результату: дети сотрудников (какие?), имеющие …заболевания. И именно это будет верно и логично. Поэтому верно это предложение будет выглядеть так: Дети сотрудников, имеющИЕ какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий).

37.  Важным ключом к раскрытию смысла романа является и авторская ирония, раскрывающую не только характеры основных персонажей, но и идейную нагрузку романа

38. Он вспоминает, что наряду с его готовностью спасти и накормить учёных и литераторов, в нем сосуществовал и самодовольный барин, не гнушающегося деликатесами во время общего голода.

39.  Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

40. Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

41.  Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.

42. Браконьерам, нарушающих закон, грозит серьёзный штраф.

43. В повести XVII века «Начало царствующего великого града» можно найти одну из гипотез, объясняющим значение слова «Москва»

44. В натюрморте И. И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся караваи на столе.

45. Высокие дома, квадратом окаймлявших пруд, приковывали внимание иностранцев.

46. Навстречу колонне машин, везущим продовольствие, выехал полицейский патруль.

47. Построенный дом ещё моим прадедом был самым дорогим моему сердцу местом, ведь там, вопреки времени, всё продолжало быть таким, каким я это видел в детстве.

48. Лидочка торопится, вбегает в комнату, бросается к заваленному столу книгами и какими-то исписанными мелким почерком бумагами, находит синюю папку, суёт её в сумку и выбегает в подъезд

49.  Найденную редкую книгу в библиотеке Наташа начала читать сразу по возвращении домой и не выходила из комнаты, пока не дочитала её(ПРАВИЛЬНО: прич. оборотНайденную в библиотеке редкую книгу Наташа начала читать сразу по возвращении домой и не выходила из комнаты, пока не дочитала её)

50. Открывая выставку, художник поблагодарил руководство города, оказавшему помощь в организации этого мероприятия.

51.  А душа Маруси, ещё не зажившая от ран и по-прежнему кровоточащая, тем не менее продолжала мечтать о чём-то прекрасном, никогда не теряющего своей значимости

52.  Старое кресло-качалка, плетённое моим дедом, всё ещё было крепким, и вечерами я подолгу сидел в этом кресле, дающему мне чувство стабильности.

53. Она поёт, конечно же, романс «Средь шумного бала», посвящённого автором именно ей.

54. Над украшенным окном резными наличниками, в скворечнике, который приколотил Степан нынешней весной, уже поселилась первая семья скворцов.

55. И две лучшие команды по итогам прошлого сезона полностью оправдали возлагавшиеся на них ожидания, подарив зрителям великолепный матч, ставшего достойным завершением первой серии матчей чемпионата(ПРАВИЛЬНО:  выбрано неверное окончание причастия ставший, образующего причастный оборот. Верный вариант: …подарив зрителям великолепный матчкакой?, ставший достойным завершением первой серии матчей чемпионата).

56. Пожилая женщина поила больного отваром из бобов, оказавшийся поистине чудодейственным снадобьем, сумевшим поставить юношу на ноги.

57. Учреждённая лига группой экспертов, считающих себя независимыми, готовится предоставлять практически любые виды услуг(ПРАВИЛЬНО:  Верный вариант: Лига, учрёжденная группой экспертов, считающих себя независимыми, готовится предоставлять практически любые виды услуг. Или: Учрёжденная группой экспертов, считающих себя независимыми, лига готовится предоставлять практически любые виды услуг)

58. На мелководных участках растительность образует перемычки, разделяющими озеро на отдельные плёсы.

59. Чайки, тревожно крича, летали над морем, вот уже несколько дней не желавшему успокоиться и продолжавшему биться о скалистый берег.

60. Свидетели говорят о двух взрывах, происшедшими в двадцать три часа.

61. На противоположной стороне шоссе, неподалёку от того места, где мы остановились, чтобы размяться, размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя выкрашенными бензоколонками красной краской (ПРАВИЛЬНО: На противоположной стороне шоссе… размещались придорожное кафе и заправочная станция с двумя бензоколонками, выкрашенными красной краской).

62. Чувствуется большая симпатия автора к Андрею Болконскому и Пьеру Безухову, искавших в жизни правду и подлинное счастье.

63. И.А. Крылов сумел придать зверям, действующих в его баснях, жизненную верность и характеры людей.

64. Одним из упрямцев, умевшими отстоять своё мнение перед преподавателем, был Дельвиг.

65. Вглядываясь в эти ровные строчки, Андрей повернулся к двери, положил ладонь на ручку замка и вдруг заметил в самом низу листа постскриптум, короткую приписку мелким почерком, не замеченной им раньше.

66. Выразительно и ярко передаёт Достоевский душевные терзания ставшего героя «Преступления и наказания» убийцей.

67 Так по очереди и говорили, обращаясь к чайкам и дельфинам, к пеликанам и альбатросам, к восходящему, стоящему в зените и заходящему солнцу, к милостивым волнам и лёгкому бризу, подгонявших шхуну «Трибуна» к берегам Панамки

68. Публикация написанной Гоголем поэмы «Ганц Кюхельгартен» ещё в гимназии была встречена критикой Петербурга насмешками, после чего Гоголь сжёг все книги с этой поэмой, забрав их у книгопродавцев.

69. Оглянувшись на мой голос, собака повернулась, постояла немного и побежала дальше по освещённой улице фонарями.

70. Помещики продавали мёртвые души крестьян Чичикову, видевшего выгоду в приобретении такого товара.

71. Альпинисты, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до деревни.

72. Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

73. Владельцы участков вносят налог, устанавливающий в соответствии с законодательством.

74. Ученики, сумеющие выполнить задание вовремя, будут освобождены от сдачи зачётов.

75. Мы услышали зовущий голос охотника, потерявший собаку в лесу.

76. Изумительно красив был возвышающий холм.

77. Педагогический совет решил не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение учителя физики от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию. (ПРАВИЛЬНО: Педагогический совет решил не рисковать и не использовать такую меру, вызвавшую непредсказуемую реакцию, как отстранение…)

78. Екатерина читала книгу, написанная известным автором.

79. Под солнцем красуется омытая степь дождями.

80. Картину дополняет устремлённая колокольня в небо.

81. У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

82. Полученное утром известие Раисой Павловной начало циркулировать по всем заводам с изумительной быстротой, поднимая на всех ступеньках заводской иерархии страшнейший переполох.

83. Основная часть средств, вырученные на этом благотворительном концерте, пойдёт на содержание детских домов и больниц.

84. Единственным утешением и отрадой Алёны были облегчавшие слёзы её измученное сердце.

85. Проскользнувший человек мимо меня быстро скрылся за углом, так что я даже не успел разглядеть его как следует.

86. Едва Степан Трофимович остановился и пригляделся к скользившим белым облачкам по небу, как вдруг услышал лёгкий шорох

87. Приступая к описанию недавних и столь странных событий, произошедшим в нашем, доселе ничем не выдающемся городе, я принуждён начать несколько издалека.

88. Некоторых читателей, забывшимся и потерявшим ход времени, библиотекарям приходится просить покинуть учреждение после закрытия.

89. Готлиб не мог не помнить о незавидной судьбе многих своих предшественников, томящимся теперь в городских подземельях.

90. Мы присели с Мишкой на покрытой скамейке листвой.

91. Никто даже не обратил внимания на заваленную тумбочку вещами.

92. Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом. 

93. Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом. 

94. Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу. 

95. Вася был очень голодным и жадно смотрел на стол, облизывая ложку, поскольку приготовленная каша мамой еще не остыла, 

96. Жители Курильских островов до сих пор не могут оправиться после цунами, обрушевшейся в прошлом месяце. 

97. Роте было поручено уничтожить спрятавшихся фашистов в окопах

98. Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от центральной фигуры Аленушки.

99. Проводимые часы в семье были для Николая Ростова бесценными. 

100.  Вернувшийся отряд Давыдова в лагерь привел с собой пленных французов. 

101. На тонких ножках качались бутоны гвоздик, ещё до конца не распустившимся

102. Из всех видов мебели он знал только сделанные из связок пуфы газет. 

103. Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.

104. В ночной тишине слышался стук падавших яблок с веток на тесовую крышу дома.

105.  По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома.

106. И сейчас метеорологи опираются на некоторые народные приметы, дающих довольно точный прогноз

107. Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся  нашим проектом.

108. Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу.

109.  Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом

110. Мы пригласили на этот праздник людей, интересующимся нашим проектом. 

111.  Прочитанная книга на досуге не только дает человеку новые знания, но и заставляет задуматься о серьезных вопросах и воспитывает душу. 

112. Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощённой площади серыми плитами.

113. Разбуженная фантазия чтением развивает ум, пытливость

114. По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дом

_____________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ

1.https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=205&ysclid=leulu217w2581729713

2.https://multiurok.ru/files/didakticheskii-material-dlia-otrabotki-zadaniia-8.html?ysclid= eulbyaa87918187559

3.https://yandex.ru/tutor/subject/tag/problems/?ege_number_id=16&tag_id=19&ysclid=leup4omci3135650180

4. https://rustutors.ru/egeteoriya/egepraktika/1848-zadanie-8-egje-praktika-s-otvetami.html

5. https://prooge.ru/images/zagruzki/ege2020-ru-zadanie8.pdf?ysclid=lev0rqfqi5915729234

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) ошибка в построении предложения

с однородными членами

Б) нарушение в построении сложного предложения

B) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Вследствие сильных дождей вода в реке прибывала.

2) Те из лингвистов, кто занимается исследованием языка художественной литературы, не сомневаются в особой роли глагола не только в поэтическом, а также в прозаическом тексте.

3) По окончанию института наши выпускники могут рассчитывать на трудоустройство

в профильных компаниях.

4) Первая встреча в Монреале в 1972 году между хоккеистами СССР и Канады окончилась со счётом 7:3 в пользу советских спортсменов и становится началом знаменитых матчей между нашими хоккеистами и канадскими профессионалами.

5) Я пошёл следом и на опушке, близ деревни, догнал человека с ружьём и спросил, что

не охотник ли он.

6) Разбуженная фантазия чтением развивает ум, пытливость.

7) Если ты не убедишь себя в необходимости изучения того или иного предмета, не жди успехов или помощи со стороны.

8) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют

на находящейся у них под рукой бумаге.

9) Когда определяете значение непонятных слов, учитывайте контекст.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 25643

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

Новикова Ольга Николаевна

учитель русского языка и литературы первой категории
МБОУ СОШ №6 г. Пушкино Московской области

Грамматические нормы употребления причастий и деепричастий в речи

Аннотация. В статье рассматриваются грамматические ошибки при употреблении причастий и деепричастий в речи, а также виды заданий, формирующих навык грамотного их использования при создании собственного высказывания.

Ключевые слова: грамматические ошибки, причастие, деепричастие.

Современная государственная образовательная система предъявляет высокие требования к учителю и ученику, побуждает преподавателей искать эффективные приемы обучения для формирования грамотного человека, умело владеющего своей речью, способного избегать грамматических ошибок, в том числе при употреблении причастий и деепричастий.

Причастие и деепричастие – две самостоятельных части речи, каждая из которых имеет глагольные признаки. Нарушение грамматической языковой нормы у старшеклассников при написании сочинения по русскому языку в рамках единого государственного экзамена – далеко не редкое, к сожалению, явление. Кроме того, задание №8 ЕГЭ предполагает знание выпускниками таких видов ошибок, как:

  1. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
  2. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

Остановимся на каждой из них особо.

Для успешного построения предложения с причастным оборотом необходимо знать:

  1. правила согласования причастия и главного (или определяемого) слова;
  2. правила расположения причастного оборота по отношению к главному слову;
  3. время и вид причастий (настоящее, прошедшее; совершенный, несовершенный);
  4. залог причастий (действительный или страдательный).
  1. Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым существительным, нарушение этой связи является ошибкой.

Например: Мать тревожилась за своего сына, уехавшем в город поступать в институт. – Это предложение содержит ошибку в употреблении причастного оборота, здесь причастие уехавшем (предложный падеж) не согласуется в падеже с определяемым именем существительным сына, стоящим в форме родительного падежа. Изменив форму причастия, получим верный вариант: Мать тревожилась за своего сына, уехавшего в город поступать в институт.

В предложении – Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В.Д. Поленов. – допущена та же самая грамматическая ошибка. Исправим её. Одним из художников, применившим пленэрную живопись, был В.Д. Поленов.

Иногда ошибка при согласовании причастия с существительным может возникнуть при неверном определении слова, к которому относится данное причастие.

Например, В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.  – В этом предложении причастие координирующему согласуется в роде, числе и падеже с существительным градостроительству, но по смыслу относится к слову комиссия, поэтому верный вариант предложения таков: В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующая работу всех строительных фирм.  

  1. Кроме того, при использовании причастного оборота важно учитывать, что определяемое слово может стоять как перед ним, так и после него, но ни в коем случае не разрывать причастный оборот.

Например: Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной площади серыми плитами. – В этом предложении причастный оборот мощенной серыми плитами разорван определяемым словом площади. Правильных вариантов употребления может быть два: Улица замковых мастеров ведёт к уютной площади, мощенной серыми плитами. Улица замковых мастеров ведёт к уютной, мощенной серыми плитами площади.

В предложении  Разбуженная фантазия чтением развивает пытливость, ум.  та же ошибка. Устраняем её, изменяя порядок слов в предложении: Разбуженная чтением фантазия развивает пытливость, ум. Фантазия, разбуженная чтением, развивает пытливость, ум.

Кроме того, важно учитывать, что причастный оборот должен быть рядом с определяемым словом. Так, в предложении – Ф.И.Тютчев написал первое стихотворение в одиннадцать лет, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики. – допущена такого рода ошибка. Верный вариант следующий: Ф.И.Тютчев, ставший крупнейшим представителем русской философской лирики, написал первое стихотворение в одиннадцать лет.

  1. Неверное словообразование причастий может тоже привести к неверному их употреблению в речи. От глаголов совершенного вида не могут быть образованы причастия, оканчивающиеся на –щий, так как причастия не могут иметь форму будущего времени.

Так, в предложении – Ученик, прочитающий эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны. – употреблено причастие прочитающий, которое необходимо заменить на прочитавший (прош. время) или читающий (наст. время), согласовав время со сказуемым, а также возможна замена причастного оборота определительным придаточным с союзным словом который: 

Ученик, читающий эту книгу, узнает много нового из истории нашей страны.

Ученик, прочитавший эту книгу, узнал много нового из истории нашей страны.

Ученик, который прочитает эту книгу, сможет узнать много нового из истории нашей страны.

  1. При употреблении причастий важно учитывать форму залога, ошибка возникает при использовании действительного причастия вместо страдательного.

Например, Исследовательские проекты, отправляющиеся на конкурс, необходимо правильно оформлять. – Исследовательские проекты, отправляемые на конкурс, необходимо правильно оформлять.

Таковы основные моменты, которые нужно учитывать в процессе обучения школьников употреблению причастий в речи.

А вот для успешного построения предложения с деепричастным оборотом необходимо знать, что деепричастие всегда обозначает добавочное действие, которое происходит параллельно с основным, выраженным глаголом.

Например, в рассказе А.П.Чехова «Жалобная книга» употреблен так называемый независимый деепричастный оборот, который уже к концу XIX века был ненормативным: Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин. Возможный нормативный вариант: Когда я подъезжал к сей станции и наблюдал из окна природу, с меня слетела шляпа. 

Подобные примеры можно встретить в задании №8 ЕГЭ. Например, Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.– В данном случае основное и добавочное действие выполняется разными лицами. Верный вариант: Подъезжая к дому, мы услышали чей-то крик.

 Чтобы достичь высоких результатов в обучении школьников нормам употребления причастий и деепричастий в речи, необходимо уделять внимание этим ошибкам на этапе знакомства с этими частями речи.

Программа русского языка под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской предлагает изучение причастия и деепричастия в 7 классе. На какие особенности этих частей речи обращают внимание авторы данного учебно-методического комплекса (УМК)?

Чтобы избежать грамматических ошибок в употреблении причастий, важно правильно согласовать одиночное причастие или причастный оборот с определяемым словом. Этому способствует ряд упражнений УМК. Например, в упражнении 82 необходимо употребить причастия в определенном роде, числе и падеже. Из красивых ваз, (висевший) в воздухе между деревьями, спускались гирляндами вниз вьющиеся растения. В упражнении 134 задание усложнено, надо не только верно согласовать причастие с определяемым словом, но и самостоятельно образовать страдательное причастие прошедшего времени от данного глагола. Владимир ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами.

А вот упражнений, формирующих умение видеть грамматическую ошибку в употреблении деепричастий, в данном УМК для 7 класса нет.

Зато в УМК П.А. Леканта, М.М. Разумовской этот материал представлен в программе 6 класса. В качестве грамматического материала взяты пословицы и поговорки, а также фразеологизмы, включающие деепричастные обороты. Кроме того, упражнение № 542 предлагает исправить ошибку в построении предложений с деепричастными оборотами: 1) Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. 2) Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. 3) Возвращаясь домой, пошёл дождь. 4) Придя в магазин, он оказался закрыт. 5) Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт.

Учителю необходимо учитывать разные подходы авторов УМК в подаче норм употребления причастия и деепричастия, чтобы сориентировать обучающихся в необходимости грамотного использования этих частей речи.

Формирование навыка правильного употребления причастий и деепричастий в речи – процесс длительный, работа по изучению норм современного русского языка и овладению ими должна иметь систематический и целенаправленный характер на протяжении всего периода обучения русскому языку.

Литература

  1. Русский язык. 6 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. М.: 2013 — 336с.
  2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]: 2013. – 223с.
  3. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: 2019. – 384с.

  • Разборы выявленных врачебных ошибок заканчивают тест нмо
  • Разгон снижен ошибка двигателя форд фокус 2
  • Разборы выявленных врачебных ошибок заканчивают выберите один правильный ответ
  • Разговорные слова какая ошибка
  • Разбор чужих ошибок 7 букв сканворд