Разучить звенья основы техники не освоенные ранее предупредить возникновение грубых ошибок

Щукин А.В., учитель физической культуры, ГБОУ гимназия №399

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПРЯМОЙ ПОДАЧИ В ВОЛЕЙБОЛЕ

1) Этап начального разучивания

Таблица 1

Характеристика этапа начального разучивания

1) Этап начального разучивания, Цель: сформировать умение выполнять основу техники верхней прямой подачи.

№, п/п

Задачи

Средства и методы

1

Создать общее представление о верхней прямой подаче.

— выполнить показ;

— дать опробовать выполнение подачи через сетку;

 имитация — на счет раз — из стойки вскинуть руку в положении замаха; на счет два —подброс мяча; на счет три —ударное движение.[1]

2

Восстановить предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике верхней прямой подаче 

— метание малого мяча в цель;

— бросок мяча двумя руками из-за головы по верхней траектории;

— метание малого мяча на дальность;

— бросок мяча одной рукой вперёд;

— подвижная игра перестрелка с бросками одной рукой и из-за головы.[2]

3

Разучить звенья основы техники подачи, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок. 

— из положения руки с мячом внизу вскинуть вверх и бросить мяч вперед;

— стоя спиной к гимнастической стенке (амортизатор укреплен на уровне плеч), руки за головой, движение рук из-за головы вверх и вперед. — то же, одной рукой (правой и левой).

— броски набивного мяча через сетку (нижний край сетки не закреплен) на точность (преподаватель определяет зоны площадки). То же, но определяется техника броска с ограниченной амплитудой замаха или без замаха (толчком). [3]

— то же, но бросок одной рукой с переводом мяча в одну руку;

— бросок мяча одной рукой правой (левой) сверху левой (правой) снизу чуть выше пояса; вскинуть мяч вперед-вверх и в конце вскидывания левую (правую) руку отводят от мяча;

— подброс мяча перед собой на высоту чуть выше вытянутой руки. В момент подброса замах для удара и удар по мячу с поддерживанием мяча не бьющей рукой;

— удар по подвешенному мячу;

— ударные движения верхних подач по мячу на резиновых амортизаторах;

— корректировка грубых ошибок.[4]

4

Добиться выполнения основы техники верхней прямой подачи

— выполнение подачи через сетку по неподвижному мячу;

— подача в стену, в партнера, через сетку с 3, 6, 9 м.[5]

— выполнить подачу через сетку с вербальным оцениванием (без занесения), отметить тех у кого получилось лучше остальных

5

Проверить и оценить технику выполнения основ техники верхней прямой подачи

— выполнение подряд нескольких подач через сетку (за определённое количество успешных подач ставить оценки)

— вербальное оценивание внешних параметров техники выполнения подачи

2) Этап углублённого разучивания

Таблица 2

Характеристика этапа углубленного разучивания

1) Этап углублённого разучивания, Цель: Сформировать умение выполнять верхнюю прямую подачу в объеме намеченных технических требований.

№, п/п

Задачи

Средства и методы

1

Углубить понимание закономерностей техники верхней подачи и значения ее частей, предупредить возникновение значительных ошибок. 

— занимающиеся располагаются парами по обе стороны сетки в 5-6 метрах от нее, увеличение расстояния при удачных попытках;

— игроки поочередно выполняют подачу с лицевой линии, задача – перебить мяч через сетку, затем – подавать в левую или правую часть площадки. следить за техникой выполнения.

Ошибки:

1. Неправильное исходное положение

2. Нечеткое подбрасывание мяча

— для исправления рекомендуются многократные подбрасывания мяча

3. Недостаточный или чрезмерный замах для удара. 4. Удар по мячу выполнен рукой, согнутой в локтевом суставе.

5. Кисть бьющей руки слишком расслаблена или напряжена.

6. Неточное попадание кистью по мячу

7. Отсутствует сопровождающее движение или захлестывающее движение кисти.

8. При замахе масса тела не перенесена на стоящую сзади ногу.

9. В момент удара не разворачивают плечи.

10. После удара масса тела не перенесена на стоящую впереди ногу. [6]

2

Последовательно разучить общие детали и усовершенствовать пространственные, временные и динамические характеристики техники верхней прямой подачи в волейболе. 

— разучить детали техники верхней прямой подачи;

— подача с изменением траектории полета мяча;

— подачи с изменением направления полета мяча: в правую и левую части площадки.;

— подачи с изменением расстояния полета мяча: укороченные – в зону площади атаки и удлиненные — в зоны площади защиты;

— подачи на точность, по зонам площадки.[7]

3

Добиться слитного выполнения верхней подачи в полном объеме изученных технических требований в условиях, позволяющих обучаемым концентрировать внимание на технике.

— выполнение верхней прямой подачи через сетку последовательно, несколько раз подряд на количество точных подач;

— выполнения подач в условиях подвижной игры «Кто больше подаст?»;

— подача на силу;

— выполнение подачи в условиях оценивания техники и точности.

4

Проверить и оценить технику выполнения верхней прямой подачи в полном объёме намеченных требований

— выполнение серии подач через сетку, оценка выставляется за: количество точных;

— оценивание подач во время игры

3) Этап закрепления и совершенствования

Таблица 3

Характеристика этапа закрепления и совершенствования верхней

1) Этап закрепления и совершенствования, Цель: Закрепить умение в навык и сформировать способность выполнять верхнюю прямую подачу в условиях его практического применения, добиться её надёжности, стабильности и экономичности

№, п/п

Задачи

Средства и методы

1

Закрепить технику верхней прямой подачи. 

— подачи в зоны площадки;

— серия подач через 5 сек. на точность при одинаковой удаленности цели от сетки;

— подачи на силу.[8]

2

Совершенствовать верхнюю прямую подачу в соединениях с другими двигательными действиями. 

— подача на точность, затем перемещение в зону 5 и прием мяча в защите от игрока зоны 4. Перемещение в зону 1 — прием мяча в защите от игрока зоны 2. Перемещение в 6 зону 6 — прием мяча в защите от тренера и на подачу.[9]

— подачи после выполнения других приемов игры: передач, блокирования, атакующих ударов, приема в падении.

— выполнение перемещений и других действий после подачи мяча.[10]

3

Сформировать дополнительные варианты техники для целесообразного выполнения действия в различных внешних условиях и ситуациях. 

— подача в «уязвимые» места на площадке (6 игроков в расстановке сознательно дают «уязвимые» места на площадке);

— выполнение подряд подач разных по траектории, направлению и силе;[11]

— игра в волейбол.

4

Совершенствовать индивидуальные детали техники верхней подачи. 

— разбор техники выполнения;

— использование индивидуальных особенностей, роста, длины рук и др.

— отработка скорректированных подач.

5

Совершенствовать выполнение верхней подачи при повышающих волевых и физических усилиях, вплоть до максимальных. 

— подачи после интенсивных упражнений (прыжков, ускорений, кувырков и т.п.)

— серия подач на точность после челночного бега;

— соревнования на эффективность подач и приема подач;

— выполнение подач в условиях оценивания;

— выполнение подач в условиях игры.

6

Проверить и оценить технику выполнения верхней прямой подачи через сетку

— серия подач в определённую зону и/или по заданной траектории и/или с заданной силой.

На разных этапах обучения могут возникать ошибки, которые необходимо предупредить.

На этапе начального разучивания необходимо устранить грубые ошибки, которые приводят к невыполнению подачи.

Таблица 4

Способы устранения грубых ошибок в волейболе

№, п/п

Грубые ошибки

Средства и методические приёмы для устранения ошибок

1

подача не долетела до сетки;

1) проверить технику выполнения подачи;

2) если подача выполнена технически неправильно, то:

— выполнить рассказ и показ более тщательно;

— вернуться на предыдущую ступень разучивания техники;

— отдельно рассмотреть разбег, замах, скорость удара;

— исправить положение руки при ударе;

3) если техника правильная, то

— развивать скоростно-силовые способности мышц рук:

  • метания набивного мяча;
  • метания малого мяча на дальность;
  • работа с резиновым амортизатором;

— развивать силу мышц рук, спины, живота и ног:

  • сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, поднимание гантелей;
  • лёжа на животе отведение рук и ног назад;
  • поднимание туловища из положения лёжа, поднимание ног на шведской стенке, статическое удержание поднятых ног;

4) вернуться к выполнению

2

подача улетела в сторону или в аут;

1) проверить технику выполнения;

2) метание малого мяча через сетку;

3) исправить положение руки при ударе мяча;

4) исправить (скорее всего уменьшить замах);

5) более тщательно рассмотреть фазы замаха и удара по мячу при помощи: удара по навесному мячу, удара по мячу в стену или партнёру, подачи через сетку с меньшего расстояния.

3

обучающийся не попал по мячу или попал не той частью, что значительно исказило силу и траекторию удара;

4

неправильное положение ног и туловища, приводящие к затруднению подачи;

1) рассказать и показать правильное положение ног и туловища при выполнении разбега и удара;

2) отдельно рассмотреть более углублённо фазу разбега;

3) помочь в выполнении подачи, поставив обучающегося правильно

5

низкое или искажённое подбрасывание мяча, приводящие к затруднению попадания по нему.

1) рассказ и показ подбрасывания мяча;

2) отдельно более тщательно рассмотреть подбрасывание мяча;

3) многократное выполнение подбрасываний с определённой силой и траекторией;

4) подвижная игра, в которой требуется тщательной подбрасывание мяча.

На этапе углублённого разучивания необходимо предотвратить значительные ошибки.

Таблица 5

Способы устранения значительных ошибок в волеболе

№, п/п

Значительные ошибки

Средства и методические приёмы для устранения ошибок

1

подброс мяча на неоптимальной высоте;

1) многократное выполнение подбрасывания;

2) выполнение подбрасывания вместе с замахом;

3) выполнение удара по мячу только при оптимальном подбрасывании

2

подброс мяча не в сагитальной плоскости;

1) многократное выполнение подбрасывания;

2) ограничить, например, двумя гимнастическими палками площадь, для подбрасывания мяча между палками;

3) подбрасывание малого мяча;

3

неточный удар по мячу;

1) удар по подвешенному мячу;

2) зафиксировать мяч одной рукой, другой наметить область удара;

3) выполнить рассказ и показ области соприкосновения с мячом;

4) подвижная игра на точность попадания по мячу.

4

незначительная скорость бьющей руки;

— увеличить быструю силу мышц рук:

1) метание малого мяча на дальность;

2) резкое и быстрое движение с резиновым амортизатором;

3) метание набивного мяча из-за головы из положения стоя или сидя;

4) выполнение подачи с быстрым движением рукой

5

встреча руки с мячом не на оптимальной высоте.

1) удар по подвешенному мячу;

2) зафиксировать мяч одной рукой, другой наметить область удара;

3) выполнение подбрасывания вместе с замахом;

4) выполнение удара по мячу только при оптимальном подбрасывании

5) также выполнение рассказа и показа

К этапу закрепления и совершенствования необходимо добиться отсутствия грубых и значительных ошибок (или значительного снижения частоты их возникновения). С незначительными ошибками в условиях уроках бороться сложно, поэтому путём их предупреждения будут словесные методы.

Список использованной литературы:

  1. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин — М.: Советский спорт, 2010. — 464 с.
  2. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры, курс лекций. – Екатеринбург. – 2004. – 191 с.
  3. Савицкая, Г.В. Методические основы обучения подачам в волейболе: методические указания / сост. Г. В. Савицкая. — Ульяновск: УлГТУ, 2012. — 36 с.
  4. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С Кузнецов — М.: ACADEMA, 2000. — 480 с.
  5. Якимов, К.В. Методика обучения и совершенствования техники игры в волейбол для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. К.В. Якимов, И.И. Изотова, А.А. Малёванный и др. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2017. – 106 с. – Режим доступа: http://libcatalog.isea.ru.

[1] Якимов, К.В. Методика обучения и совершенствования техники игры в волейбол для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. К.В. Якимов, И.И. Изотова, А.А. Малёванный и др. – Иркутск : Изд-во БГУ, 2017. – 106 с. – Режим доступа: http://lib-catalog.isea.ru.

[2] Савицкая, Г.В. Методические основы обучения подачам в волейболе: методические указания / сост. Г. В. Савицкая. — Ульяновск: УлГТУ, 2012. — 36 с.

[3] Там же

[4] Якимов, К.В. Методика обучения и совершенствования техники игры в волейбол для студентов высших учебных заведений

[5] Там же

[6] Савицкая, Г.В. Методические основы обучения подачам в волейболе: методические указания / сост. Г. В. Савицкая. — Ульяновск: УлГТУ, 2012. — 36 с.

[7] Там же

[8] Якимов, К.В. Методика обучения и совершенствования техники игры в волейбол для студентов высших учебных заведений

[9] То же

[10] Савицкая, Г.В. Методические основы обучения подачам в волейболе: методические указания / сост. Г. В. Савицкая. — Ульяновск: УлГТУ, 2012. — 36 с.

[11] Якимов, К.В. Методика обучения и совершенствования техники игры в волейбол для студентов высших учебных заведений

Последовательность процесса обучения двигательным действиям

НАЗВАНИЕ
ЭТАПОВ

1

начальное

разучивание

2

углубленное
разучивание

3

закрепление
и совершенствование

ЦЕЛИ ЭТАПОВ

Сформировать
умение выполнять основу техники
двигательного действия

Сформировать
умение выполнять двигательное действие
в объеме намеченных технических
требований

Закрепить
умение в навык, сформировать способность
выполнять действие в условиях его
практического применения

«ШАГИ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

1.Создать
общее представление о двигательном
действии и установку на овладение им.

1.Углубить
понимание закономерностей техники и
значения ее частей, предупредить
возникновение значительных ошибок.

1.Закрепить в
необходимой мере технику двигательного
действия.

2.Востановить
предшествующий опыт выполнения
действий, близких по технике вновь
изучаемому.

2.Последовательно
разучить общие детали и усовершенствовать
характеристики техники действия.

2.Совершенствовать
действие в соединении с другими
действиями.

3.Разучить
звенья основы техники, не освоенные
ранее, предупредить возникновение
грубых ошибок.

3.Добиться
слитного выполнения действия в полном
объеме изученных технических требований
в условиях, позволяющих обучаемым
концентрировать внимание на технике
двигательного действия

3.Сформировать
дополнительные варианты техники для
целесообразного выполнения действия
в различных внешних условиях и
ситуациях.

4.Добиться
выполнения основы техники двигательного
действия в целом

4.Совершенствовать
выполнение действия при повышенных
волевых и физических усилиях, вплоть
до максимальных.

5.Совершенствовать
индивидуальные детали техники
двигательного действия.

  1. Правила формулирования задач обучения.

На
основе закономерностей процесса обучения
осуществляется программирование
конкретных педагогических действий по
обучению физическим упражнениям. Любое
программирование начинается с постановки
задач, а их формулировка позволяет
определить, то чего именно следует
достичь при обучении за планируемый
период времени. В качестве определяющего
признака можно использовать наименование
самого процесса обучения и его этапов.

Если
предусматривается осуществить весь
процесс обучения, то формулировку общей
задачи следует начинать со слова
«Обучить». Например, «Обучить высокому
старту».

Если
планируется какая-нибудь часть процесса,
то начало формулировки должно давать
информацию о том, какая именно часть
этапа процесса обучения будет
осуществляться. Если преподаватель
ограничивается формированием умения
выполнять двигательное действие, то
формулировку задачи следует начать со
слова «Разучить». Если действие было
изучено раньше и следует продолжать
обучение, то задача может начинаться
со слов «Добиться», «закрепить» или
«Совершенствовать». Например, «Добиться
прямолинейного выполнения двух кувырков
подряд», «Закрепить технику стартового
разгона», «Совершенствовать слитное
выполнение акробатических элементов».

Формулировки
задач первого и второго этапов обучения
должны давать ответ на вопрос, какую
часть физического упражнения конкретно
разучивают в данный момент. Например,
«Разучить исходное положение для метания
малого мяча» (первый этап), «Разучить
направляющее движение кистью при метании
малого мяча» (второй этап).

При
определении частных задач, относящихся
к третьему этапу, их формулировки должны
четко отвечать на вопрос, что в данном
действии или в каких условиях
совершенствуется. Например, «Совершенствовать
согласованность движений для максимальной
результативности при метании малого
мяча на дальность», «Совершенствовать
технику спринтерского бега при
неблагоприятных погодных условиях».

Задачи
должны быть сформулированы как задачи
преподавания, а не учения.

Правила:

  1. Задача
    должна быть сформулирована в глагольной
    форме и отвечать на вопрос «Что сделать»
    или «Что делать».

  2. Задача
    должна отражать деятельность
    преподавателя.

  3. Задача
    должна быть конкретной (выражается в
    определении глагола в соответствии с
    этапом или шагом этапа процесса обучения)

  4. Задача
    должна быть информативной (выражается
    в названии действия или его части,
    элемента, детали, характеристики,
    условий совершенствования)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Текущая страница: 19 (всего у книги 28 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

3. Взаимодействие навыков

ПЕРЕНОС НАВЫКОВ – это влияние формирования одних двигательных навыков на усвоение других. Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков, прежде всего положительный и отрицательный переносы.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает формирование последующего. Основными условиями положительного переноса является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий. Например, метание малого меча поможет освоить метание гранаты и копья (на начальном этапе обучения); езда на велосипеде – управлению мотоциклом; акробатические прыжки помогут освоить прыжки в воду.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ПЕРЕНОСОМ называется такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего. Например, если был выработан прочный навык «подъема завесом» на гимнастической перекладине, это может явиться существенным препятствием для овладения «подъемом одной»; плавание на боку нарушает симметричную работу ног в плавании способом брасс; прыжок в высоту затрудняет освоение барьерного бега. Отрицательный эффект переноса навыков наблюдается чаще всего при сходстве в подготовительных фазах и существенном различии в ведущих звеньях техники действий.

Физиологически перенос навыков можно объяснить тем, что при построении новой системы движений возникающая функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и, в зависимости от того, насколько они соответствуют объективно необходимой архитектуре двигательного акта, перенос навыков будет положительным или отрицательным. Отрицательный перенос вызывается распространением возбуждения по коре головного мозга, недостаточно развитым дифференцировочным торможением в центральной нервной системе.

Перенос навыка может иметь различный характер:

Односторонний перенос возникает в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос возникает при переносе навыков с одного двигательного действия на другое и обратно.

Косвенный перенос характеризуется тем, что ранее сформированный навык создает только благоприятные предпосылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса основано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос происходит в тех случаях, когда структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара мяча в теннисе и бадминтоне). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых движений планируется система подводящих упражнений.

Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет их общая задача – сохранить равновесие.

Перекрестный перенос – это перенос навыков на симметричные органы тела. Например, движение освоенное правой рукой или ногой, может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать при разработке программ по физическому воспитанию, при планировании учебного процесса, при подборе подводящих упражнений.

4. Ошибки и пути их устранения

На протяжении всего процесса обучения выполнение занимающимися физических упражнений может сопровождаться отклонениями фактической техники от заданного образца.

ОШИБКА – выполнение упражнения с отклонением от модели техники, которое оказывает ощутимое влияние на результат действия.

К ошибкам также следует относить неправильные движения и равным образом те движения, которые по мере овладения двигательным действием становятся малоэффективными (Ашмарин, 1990).

Однако не всякое отклонение от установленного образца техники должно рассматриваться как ошибка. Нередко отклонения являются не чем иным как индивидуальными особенностями выполнения упражнения.

Общепринятой классификации двигательных ошибок пока не создано. Но в зависимости от значения, характера и распространенности ошибок их можно подразделить соответственно на три группы:

1. Грубые, значительные и незначительные.

2. Стабильные и нестабильные.

3. Типичные и нетипичные.

Грубыми считаются ошибки, искажающие основной механизм двигательного действия. Например: низкий старт – быстрое поднимание головы необходимо как можно скорее устранять, так как они больше всего мешают обучению. К значительным относят невыполнение общей детали техники; к незначительным – неточное выполнение детали, ведущее к снижению эффективности действия.

Ошибки, возникающие в процессе овладения физическим упражнением по причине недостаточной координации усилий или из-за воздействия временных сбивающих факторов и исчезающие сразу после принятых мер по их устранению, называют нестабильными. Закрепленные в навык ошибки называются стабильными. Они возникают в результате многократного повторения неправильных движений в условиях практического применения действия. Такие ошибки имеют стойкий характер и с большим трудом поддаются исправлению. Иногда приходится временно прекращать повторение данного действия, чтобы в дальнейшем, когда несколько угаснут образовавшиеся нервные условные связи, попытаться по-новому подойти к решению не удающейся двигательной задачи.

К нетипичным относят ошибки, возникающие эпизодически, как правило по субъективным причинам. Типичные ошибки встречаются чаще всего, имеют массовый, типичный характер. Появление таких ошибок можно заранее предугадать. Например, в беге детей на короткую дистанцию типичны следующие ошибки: при старте – высокое поднимание таза, при беге на дистанции – чрезмерный наклон туловища вперед и др.

Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены причины ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения. Предлагаемая систематизация может помочь лучше разобраться в двигательных ошибках и путях их устранения (табл. 1).

Таблица 1. Основные причины ошибок и пути их устранения

Основные правила исправления ошибок:

1. Ошибка должна быть понятна занимающимся. Осознанию причины и характера ошибки способствуют повторные объяснения и показ упражнения, проговаривание и зарисовки двигательного действия, консультации с товарищами по занятию.

2. Ошибки следует исправлять не все сразу, а последовательно, по степени их значимости. Двигательные ошибки часто образуются по принципу цепочки: одна ошибка порождает другую, образуя причинно-следственную цепь. Например, ошибка в напряжении мышц может вызвать ошибки в скорости и амплитуде движений. Исправление ошибок следует начинать с наиболее важных, так как от них часто зависит появление и всех второстепенных ошибок. Например, ошибки в финальных усилиях зависят, как правило, не от ошибок в заключительном движении, а от согласованности звеньев целостного двигательного акта. К наиболее важным ошибкам относятся те, которые нарушают основу техники.

3. Выбранные пути исправления ошибки должно соответствовать возможностям занимающегося в данный момент.

4. Внезапное появление, казалось бы, исчезнувших ошибок требует периодического использования тех подводящих упражнений, с помощью которых данная ошибка исправлялась. Подобное проскальзывание ошибок особенно часто наблюдается при выполнении действия в новой, сложной обстановке.

Способы исправления ошибок должны быть направлены, прежде всего, против причин, вызывающих ошибки, а не против самих ошибок.

5. Структура процесса обучения двигательным действиям и особенности его этапов

В процессе обучения двигательным действиям выделяют три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики:

• этап начального разучивания.

• этап углубленного разучивания.

• этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Этап начального разучивания. Целью этого этапа является формирование умения выполнять основу техники двигательного действия.

Основными задачами данного этапа являются:

• сформировать смысловые и зрительные представления о двигательном действии и способе его выполнения;

• создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действий);

• воссоздать предшествующий опыт выполнения действий, близких по технике вновь изучаемому;

• разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок;

• добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом.

Решение этих задач решается поочередно. Представления о технике у обучаемых формируется в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

Практическое обучение, как правило, начинают с попыток выполнения главного звена техники. Для этого двигательное действие как бы расчленяют, что существенно упрощает его выполнение. В дальнейшем также относительно изолированно осваивают другие звенья и по мере формирования умения их соединяют в целостное двигательное действие, т. е. при обучении используют расчлененно-конструктивный метод.

Чем выше физическая подготовленность обучающихся и чем большим фондом двигательных умений и навыков они уже владеют, тем быстрее идет обучение даже самых сложных двигательных действий. В данном случае можно воспользоваться целостно-конструктивным методом.

Выбор метода обучения на этапе начального разучивания обусловлен сложностью осваиваемого двигательного действия, а также физической подготовленностью обучающего.

Если для выполнения разучиваемого действия обучающий недостаточно физически развит, применяют подготовительные упражнения, стимулирующие развитие физических качеств, необходимых для выполнения данного действия. Если разучиваемое действие не находит для себя опорных элементов в сформированном ранее двигательном фонде, то их приходится создавать с помощью подводящих упражнений – двигательных действий, опирающихся на двигательный опыт и имеющих нечто общее с разучиваемым действием.

Освоение действия на первом этапе обучения может протекать с появлением ошибок (лишние движения, искаженная амплитуда, нарушение ритма), причинами которых является: недостаточное представление действий, слабое развитие двигательных способностей, боязнь, состояние утомления и пр.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от: степени сложности изучаемого действия, уровня подготовленности занимающегося, их индивидуальных особенностей, а также возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

Этап начального разучивания можно считать законченным, когда обучающийся способен выполнить двигательное действие без грубых ошибок, искажающих смысл осваиваемого способа решения двигательной задачи.

Этап углубленного разучивания. Целью данного этапа является формирование умения выполнять двигательное действие в объеме намеченных технических требований.

Основные задачи этапа:

• уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники;

• добиться слитного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик;

• устранить мелкие ошибки, особенно в основном звене техники.

Данные задачи могут решаться параллельно, т. е. одновременно.

Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов, средств обучения. Наряду с применением тех же средств и методов, что и на первом этапе обучения все большее значение приобретает практическое выполнение действия методом целостного упражнения. Расчленение действия становится лишь вспомогательным приемом.

Не утрачивает своего значения и методы передачи информации. Но объяснения, инструкции, замечания детализируются. С появлением собственных мышечных ощущений, связанных с выполнением действия становится возможным применение метода идеомоторного упражнения, заключающегося в мысленном представлении выполнения действия, воспроизведения в сознании последовательности его элементов и собственных усилий и ощущений. Сочетание этого метода с реальным выполнением играет большую роль в уточнении представлений о действии.

С появление слитности в движениях, внимание занимающихся должно постепенно переключается на овладение рациональным ритмом целостного действия и на более обобщенную форму сознательного контроля за качеством выполнения двигательного действия в целом.

На данном этапе используется комплекс разнообразных средств:

• физические упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого действия;

• подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению действия путем его целостной имитации либо частичного воспроизведения в упрощенной форме. Например, ученик выполняет с трех шагов разбег и осуществляет отталкивание как в прыжках в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешенного предмета.

Формы выполнения действия становятся разнообразнее. Если на первом этапе выполнения действия происходило в исключительно стандартных условиях и разучивался лишь основной вариант действия, то на втором этапе обучения по мере стабилизации техники возможно введение дополнительных внешних раздражителей и новых элементов в осваиваемый вариант действия.

Длительность этапа углубленного разучивания зависит от объема технических требований, намеченных к обучению, и от предыдущего двигательного опыта занимающихся. На этом этапе целесообразно постепенно увеличивать количество повторений разучиваемого упражнения в течение занятия и обучение планировать в первой половине основной части занятия, когда еще не наступило значительное утомление.

Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель данного этапа – двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его практического применения.

Основными задачами являются:

• добиться слитности и автоматизма выполнения действия;

• довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;

• совершенствовать изучаемое действие в соединениях с другими двигательными действиями;

• обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

На этом этапе обеспечивается необходимая степень стабильности и вариативности навыка, надежности, экономичности техники действия, достигается соответствие между техническими характеристиками действия и уровнем развития двигательных качеств, что гарантирует результативность действия. При этом контроль за выполнением отдельных элементов действия выводится из сферы активного внимания, действия автоматизируется.

Комплекс средств и методов, используемых на данном этапе обучения, в основном остается тем же, что и на втором этапе. Но меняется их соотношение и роль. Повышается вариативность действий и их интенсивность. С этой целью рекомендуется использовать игры и соревнования на основе разучиваемого действия.

Многократное повторение действия стимулирует развитие двигательных способностей. Для повышения эффективности этого процесса используют специальные методические приемы, способствующие повышению яркости проявления физических качеств, в частности, выполнение действий:

• с дополнительным отягощением, чередующихся с выполнением без отягощения;

• в состоянии утомления, создаваемого предшествующими упражнениями;

• в состоянии эмоционального возбуждения, вызванного игрой или соревнованиями.

Идеомоторные упражнения используются как средства настройки на выполнение действия. Рекомендуется внимание концентрировать лишь на самых главных или недостаточно освоенных элементах, а также на качестве решения двигательной задачи.

На этом этапе активно применяется метод сопряженного воздействия, смысл которого заключатся в том, что выполнение действий совпадает с повышенными требованиями к проявлению физических качеств, например, к силе, быстроте, выносливости и гибкости Большинство разучиваемых действий входит в состав более сложных, поэтому обучение не прекращается и после доведения выполнения действия до уровня навыка. Техника освоенного действия продолжает совершенствоваться при его выполнении в сочетании с другими элементами более сложных действий.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «обучение», «обучаемость», «знания».

2. Какие виды знаний вам известны?

3. Дайте характеристику двигательных умений.

4. Опишите фазы формирования двигательного навыка.

5. Что Вы понимаете под ориентировочной основой действия?

6. Что Вам известно о взаимодействии (переносе) навыков?

7. Дайте определение двигательной ошибке.

8. Перечислите основные причины ошибок и пути их устранения.

9. Назовите этапы обучения двигательным действиям, цель и задачи на каждом этапе.

Тема 17. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий

2. Формы и содержание самостоятельных занятий

3. Особенности самостоятельных занятий для женщин

4. Управление самостоятельными занятиями

5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста

6. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности

7. Гигиена самостоятельных занятий

8. Профилактика травматизма

9. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий по физической культуре решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Мышцы составляют 40–45 % массы тела человека, организм которого очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Специалист, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом сам совершенствовании.

Отношение студентов к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной, спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

В вузах задачу формировании мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые, оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.


Подборка по базе: Курсовая работа фрезерная.doc, 7 практическая работа задание.docx, Готовая работа).docx, Практическая работа по информатике .pptx, Практическая работа № 2.docx, Комплект экзаменационных билетов по учебной дисциплине Основы эл, Практическая работа № 3 — история.docx, Практическая работа по информатике.docx, Лабораторная работа № 1 автоматизация.docx, микроэкономика практическая работа.docx


Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия управления городской средой, градостроительства и печати»

Самостоятельная работа 2.

по дисциплине «Физическая культура»

по теме: Составление схемы овладения двигательным действием.

Студент_Соколова.Н.В________________

Группы __11Б-24_______________

Санкт-Петербург

2021

Схема овладения двигательным действием:

Студент_Соколова.Н.В____________Группа__11Б-24____________________________

Дата выполнения:____________________________

Название двигательного действия (упражнения)___Кувырок вперед___________________

задачи Решение поставленных задач.
сформировать смысловые и зрительные представления о двигательном действии и способе его выполнения Рисунок или фотография с техникой выполнения ДД.

создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действий) Рисунок или фотография с техникой выполнения ДД.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о кувырке вперед и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения кувырка вперед в
общих чертах.

4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике кувырка вперед.

разучить звенья основы техники, не освоенные ранее, предупредить возникновение грубых ошибок Широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений:

1. Группировка сидя — из положения сидя на мате согнуть ноги (ступни на полу, колени слегка разведены), руками взяться за середину голени, опустив голову к коленям и прижав руки к туловищу.

2. Группировка лежа на спине.

3. Группировка в приседе.

4.Перекат вперед — назад

5.Перекат с постановкой рук у головы в полной группировке.

6.Кувырок вперед по разделениям на счет: упор присев; поставить руки перед собой; выпрямляя ноги перенести вес тела на руки; согнуть руки, голову наклонить вперед; оттолкнувшись ногами, перекатиться на спину, принять плотную группировку; выйти в упор присев.

добиться выполнения основы техники двигательного действия в целом 1. Словесные, наглядные; расчлененно-конструктивного упражнения, целостно-конструктивного упражнения.

2. Лишние, ненужные движения; искажение движения по амплитуде и направлению; нарушение ритма двигательного действия; закрепощенность движения.

(недостаточное отталкивание ногами, неправильная группировка, положение головы).

3. Множественными повторениями освоить технику группировки и толчка ногами.

4. Помогать стоя с боку в момент перехода в упор присев, подталкивая под спину или плечо.

  • Разрабатывая проект нами был составлен план грамматическая ошибка
  • Разряжена акб остановит автомобиль ошибка
  • Разрабатывая проект мною был составлен план грамматическая ошибка
  • Разрыв цепи питания ркб ошибка 71
  • Разожженное лицо морозом горело ошибка