Ребенок боится совершать ошибки что делать

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения

«Я всегда занималась интеллектуальным развитием Арины, даже когда она была совсем маленькой. Мы посещали различные курсы для дошколят, а дома занимались с ней по методикам развития интеллекта для малышей, что, конечно приносило свои результаты. Но, когда пришло время идти в первый класс, я вдруг обнаружила, что в Чебоксарах нет ни одного развивающего центра для школьников. То есть, я могла записать дочь в спортивную секцию: на плавание или гимнастику, могла развивать её творческую составляющую: в музыкальной школе или на рисовании, могла записать в языковые школы, но для развития интеллекта не было ничего — все курсы были рассчитаны только на дошколят».

Читать запись

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?

Нейронные связи в детском мозге еще только формируются, поэтому ситуации, когда малыш путает близкие по написанию и/или звучанию буквы — не редкость. Причем единых норм не существует: одни дети легко, без особых усилий со стороны родителей или учителей осваивают буквы, называют и показывают их без ошибок, а другие малыши наоборот, с трудом заучивают буквы и долго путают их между собой. О том, почему это происходит и как научить ребенка запомнить буквы, мы поговорим в нашей статье.

Читать запись

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь

Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.

Читать запись

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком

Математика — один из самых сложных и одновременно важнейших школьных предметов. Хорошие знания по математике облегчают освоение многих других предметов: от физики до основ программирования. Фактически математика является фундаментом, на котором строится успех в обучении — не только школьном, но и профессиональном. Поэтому так важно начать заниматься этим предметом еще до школы.

Читать запись

Что такое счеты абакус и для чего они

Что такое счеты абакус и для чего они

Уже в древности людям требовалось постоянно проводить несложные расчёты — в быту, торговле, во время строительства. Для того, чтобы облегчить такую задачу и было создано простейшее счётное приспособление — абакус, или абак.

Читать запись

У требовательных и нетерпимых родителей-перфекционистов дети вряд ли научатся воспринимать ошибки спокойно

«Если не можешь сделать лучше всех, даже не берись», — множество людей живет с такой установкой. Для них любая ошибка становится почти трагедией. Как не передать детям свой страх и научить их относиться к ошибкам как к необходимому опыту?

Почему дети так боятся ошибок

Страх перед ошибкой формируется еще в раннем возрасте, когда ребенок в своих оценках и в восприятии мира ориентируется на родителей, объясняет детский психолог Мария Григорьева. Например, мама водит малыша на развивающие занятия и очень переживает, успешен ли ее ребенок, все ли у него получается аккуратно и четко. Для нее важнее результат, а не процесс обучения. Но именно процесс, интерес к процессу обучения формирует мотивацию и самооценку ребенка.

«Боязнь ошибок может возникать из-за установок родителей, которые сформировались у них еще в детстве, — говорит Мария Григорьева. — Если у взрослого синдром отличника и он привык все делать на пять с плюсом, то высока вероятность, что ребенок станет заложником этой установки. Соответственно, если родители хотят, чтобы их сын или дочь были свободны от нее, им придется для начала внимательно и чутко отнестись к самим себе, позволить себе быть несовершенными».

Например, все мы знаем, что редкий ребенок сможет ловко орудовать ложкой с первого раза. Никто из мам и пап, бабушек и дедушек не удивляется тому, что поначалу после самостоятельного завтрака стол, стул и сам ребенок покрыты слоем каши или пюре.

Со временем его навыки улучшаются, последствия использования ложки уже не так заметны, ребенок учится и постепенно овладевает столовыми приборами в совершенстве. Если же родители вдруг начнут стыдить ребенка, ругать его за пролитый суп, за кашу на столе, то в ответ на критику он может отказаться есть самостоятельно. Взрослым придется долго кормить ребенка самим или дожидаться возраста, когда его моторика разовьется настолько, чтобы он смог сразу есть аккуратно.

«Родителям хорошо бы постоянно себе напоминать, что освоение любого другого навыка — чтения, письма, счета — идет по тому же самому пути, что и освоение использования ложки, — замечает Мария Григорьева. — Успех в любом деле достигается через опыт, в том числе опыт проб и ошибок».

Почему взрослые требуют совершенства

Родители сами боятся

За требованием родителей, чтобы у ребенка все всегда было аккуратно, красиво и без ошибок, часто стоит их собственная тревога, собственный страх. Чаще всего родители боятся оценки других, тревожатся, что их сочтут плохими, некомпетентными родителями.

«Когда ребенок приходит с низкой оценкой из школы, а мама расстраивается и спрашивает, что получили другие дети, это, скорее всего, означает, что реакция мамы продиктована не самим результатом ребенка, а тревогой, что она оказалась не на высоте как мать. При этом ребенок, обнаруживая реакцию мамы, страдает — ему страшно будет ошибиться в следующий раз, он будет чувствовать себя виноватым, глупым, неправильным», — объясняет Мария Григорьева.

Ребенок хорошо считывает реакции значимых взрослых, и эти реакции на него влияют. Он довольно рано чувствует и понимает, что для его родителей «построить башенку неправильно» — плохо, «не доделать башенку и убежать играть в машинки» — ужасно, «получить „тройку“» — конец света. Даже если родители и не ругают ребенка, но испытывают раздражение, тревогу, что их ребенок «не такой, как все, а это стыдно», то ребенок чувствует это, начинает также тревожиться, испытывать страх, напряжение, теряет мотивацию и уверенность в себе.

У родителей завышенные ожидания

Бывает, что родители не готовы к ошибкам своих детей. Особенно если те быстро развиваются, начинают рано ходить, говорить, читать. Ожидания по отношению к таким детям изначально выше, и поэтому у них может быть сильнее выражен страх перед ошибками.

«Когда ребенок развивается медленнее, испытывая проблемы в каких-то областях, родители чаще оказываются готовы к ошибкам, к несовершенству, они не ставят ребенку слишком высокую планку, не ждут выдающихся результатов, но при этом радуются достижениям. Ребенок имеет возможность развиваться в своем темпе, без завышенных ожиданий, — объясняет Мария Григорьева. — А вот родители детей „со способностями“ пребывают в некоторой иллюзии, что их ребенок может справляться со всеми задачами с первого раза, легко и без ошибок. Когда ошибки случаются, а они неизбежны, у родителей происходит крушение этой иллюзии. Разочарование родителей может повредить ребенку, ведь если родители растеряны и расстроены, то поддержки от них ребенок может и не дождаться».

К чему приводит страх ошибки

Боязнь сделать ошибку — выученная реакция ребенка, сначала воспринятая от родителей, а затем закрепленная в школе, где мерилом хорошего и плохого служит успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки.

Чем сильнее страх разочаровать взрослых, тем сильнее внутренняя тревога, напряжение. Постоянный стресс, заниженная самооценка, потеря мотивации — это последствия страха сделать ошибку, ощущения собственной «неидеальности», «плохости».

Любому человеку с низкой самооценкой, и ребенку тоже, приходится самоутверждаться за счет других. Необходимость быть хорошим для всех рано или поздно может привести к потере внутренней мотивации развиваться, к апатии, прокрастинации, полному отказу действовать.

Как помочь ребенку справиться со страхом

Мария Григорьева предлагает родителям исследовать свою реакцию на ошибки ребенка, спросить себя: «Почему это так меня задевает? Чего я боюсь на самом деле?» И начинать с себя. Если вы понимаете, что ваш ребенок впадает в ступор перед возможной неудачей, — может быть, вы сами излишне критикуете себя за ошибки.

Постарайтесь избегать сравнения ребенка с другими детьми, иначе он не будет ощущать себя ценным и нужным, а свои потребности значимыми. «Важно понимать, что когда взрослые сравнивают детей друг с другом как „плохого“ и „хорошего“, „глупого“ и „умного“, то они пытаются „натянуть“ на своего ребенка желанный образ, который может никогда не совпасть с реальностью».

Если ребенок жалуется, что ему страшно отвечать у доски, говорит, что боится ошибиться в контрольной, тревожится за свои оценки, прислушайтесь к его словам. Психолог Светлана Бельская советует родителям в такой ситуации прежде всего работать со своими чувствами и реакциями.

  1. Не отрицать проблему. Вы говорите ребенку: «Что это за ерунда?», «Не выдумывай!», «У тебя все хорошо». Это может привести к тому, что ребенок станет ощущать не только тревогу, но и одиночество, отсутствие поддержки.
  2. Напоминать себе, что ребенок без вас не справится со своим страхом, ему понадобится ваша помощь, а возможно, и помощь психолога.

Способы поддержать ребенка

1. Позвольте ребенку испытывать страх, говорите с ним об этом. Мягко убеждайте его, что делать ошибки — неприятно, но такое бывает у каждого человека. Приводите примеры из собственной жизни — это не только придаст ребенку сил, утешит, но и сделает вас ближе.

2. Отслеживайте, как часто вы упрекаете или стыдите ребенка за его промахи. Чем реже это будет происходить, тем меньше он будет чувствовать себя несчастным и думать, что с ним «что-то не так».

3. Обращайте внимание ребенка на то, в чем он силен, что у него получается хорошо — тогда он будет понимать, что у него есть сильные стороны и что ими можно компенсировать недостатки. Отмечайте любые успехи — даже самые маленькие достижения. Попробуйте смягчить его переживания от ошибки, например, с помощью фразы: «Ты ошибся, но я вижу, как ты старался, — это здорово!»

Многие люди живут с установкой «если сразу не можешь сделать хорошо, то не берись за дело вообще». Как правило, этот принцип возникает в глубоком детстве: ребёнок, который боится ошибок и каждую неудачу считает трагедией, вырастает во взрослого с тревожностью или с «синдромом отличника».

Каким же образом можно научить детей воспринимать ошибки как важный жизненный опыт?

Почему детей пугают ошибки

Боязнь ошибиться у детей возникает не случайно. В раннем детстве, когда мировоззрение малыша ещё только-только начинает формироваться, главными ориентирами для него являются родители. И если ребёнок видит, что мама сильно переживает из-за его успехов на развивающих занятиях или в детском саду, то страх ошибки возникает из-за нежелания её огорчить.

Психологи говорят, что мама и папы с «синдромом отличника» (стремлением всё делать на «пять» и получать только похвалу) в большинстве случаев передают этот синдром и своим детям. Поэтому прежде чем избавлять своего ребёнка от страха ошибки, стоит самому избавиться от боязни потерпеть неудачу.

Когда малыш только учится есть ложкой, у него не получается с первого раза сделать это правильно. Он пачкает стульчик, стены и сам оказывается в каше с ног до головы. Мы не ругаем его и не удивляемся — ведь это так естественно — учиться чему-то постепенно. Почему же в других случаях ошибки нас удивляют или расстраивают? Всегда следует помнить, что путём проб и ошибок достигается самый полезный опыт.

Страх ошибок и родители: есть ли взаимосвязь?

Не редки случаи, когда дети боятся ошибиться только из-за родителей и их реакции.

Когда мамы или папы имеют высокую тревожность и стремятся быть социально одобряемыми, любая детская неудача бьёт по их самооценке: «Мой ребёнок получил двойку? Все подумают, что я ужасная мать!» или «Мой ребёнок не занял первое место на конкурсе талантов? Все решат, что я некомпетентный родитель и не вкладываюсь в образование своего ребёнка!»

В этом случае малыш чувствует, что матери или отцу важно, чтобы сын или дочь никогда не допускали оплошностей. Когда для родителей ошибки детей — это своеобразный конец света и подрыв их родительского самолюбия, то и ребёнок начинает нервничать, переживать, бояться, теряет мотивацию и уверенность в себе.

То же самое происходит, если родители имеют завышенные ожидания. Мамы и папы так воспринимают детские неудачи, потому что в их иллюзорном идеальном мире такого просто не может быть. Их ребёнок — всегда первый, самый лучший, умелый, талантливый. Как только ребёнок ошибается — мамы и папы разочаровываются, что малыш не может дотянуться до той высокой планки, которую они воздвигли.

К чему приводит страх ошибки

Страх совершить ошибку воспринимается детскими психологами как выученная реакция сначала на действия и слова родителей, а потом на школу, где успех измеряется оценками.

Боязнь ошибиться провоцирует возникновение внутреннего напряжения, стресса, тревоги. Всё это может закончиться неврозом, апатией, низкой самооценкой, прокрастинацией и даже бунтом: зачем стараться, если у меня всё равно ничего не получается?

Как помочь ребёнку преодолеть страхи

Каждый родитель может помочь своему чаду устранить боязнь ошибок. Но для этого придётся начать с себя. Необходимо проанализировать своё поведение, слова, действия и ответить на вопрос: а не из-за меня ли ребёнок начал бояться оплошностей? Вспомните, критикуете ли вы себя за неудачи? Как вы реагируете на неудачи малыша: ругаете его, расстраиваетесь, злитесь?

Ещё один важный шаг — перестать сравнивать своего ребёнка с другими. В идеальном родительском мире подобное сравнение должно мотивировать чадо, но на деле всё оказывается сложнее. Мамы и папы просто примеряют на своего ребёнка чужой образ — тот, который они бы хотели видеть. Однако невозможно заставить малыша быть тем, кем он не является, или тем, кем он сам быть не желает. Кроме того, такие сравнения просто не состоятельны, потому что у других детей совершенно другие условия социального развития и иные физические данные.

Чтобы помочь малышу, необходимо начать прислушиваться к его словам. Если ребёнок говорит, что боится сделать ошибку в диктанте, рассказывать стих у доски или не занять первое место на олимпиаде, не стоит отмахиваться от него словами «Что за глупости!» и «Не выдумывай!». Поддержка и умение выслушать — главный родительский помощник.

Как поддержать ребёнка

Как правильно поддержать малыша, который боится ошибаться?

Во-первых, о страхе нельзя молчать. Беседуйте с ребёнком об этом чувстве. Расскажите, что бояться — это нормально, так же, как и совершать ошибки. Объясните, что все люди время от времени ошибаются и терпят неудачи, а ещё лучше приведите примеры из своей жизни.

Во-вторых, исключите из своей речи слова-упреки («Началось!», «Опять?», «А я предупреждала!»). Ребёнок не должен чувствовать себя угнетённым и считать, что он плохой, недостойный из-за одной оплошности.

В-третьих, чаще акцентируйте внимание на успехах малыша. Отмечайте его сильные стороны, хвалите за старания, объясняйте, что ошибки практически всегда можно исправить. Таким образом переживания за совершённые оплошности будут смягчаться и исчезать. 

В случае, если вы понимаете, что не справляетесь с ситуацией — обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.

Что
делать, если ребёнок боится совершать ошибки?

Зачастую
страх совершать ошибки или страх неудачи возникает как последствие слишком
критичного отношения взрослых к ребенку или наоборот слишком равнодушного
отношения к нему.

Такой
страх бывает у тех детей, родители которых сами по себе тревожны и не позволяют
ребенку делать, что-либо самостоятельно.

Еще один
вариант воспитания, который способствует формированию такого страха это
«Родители знают лучше». Гиперопека и через, чур, авторитарный стиль воспитания
приводят к формированию устойчивого страха совершить ошибку.

Так же
причиной формирования страха неудачи может способствовать школа. К сожалению, в
школах, зачастую ученики высмеивают ошибки своих одноклассников, а иногда
подобное позволяют себе и учителя которые не всегда понимают, к чему может
привести высмеивание своих подопечных. Ребенок испытывает букет негативных
чувств, это заставляет его в будущем бездействовать и даже не пытаться,
что-либо сделать, из-за страха совершить ошибку и быть высмеянным.

Родители
должны понимать, что некоторые их действия или отношение к ребенку могут
усугубить ситуацию.

Частые
ошибки родителей:

1. Не
стоит отрицать проблему, следует относиться к переживаниям ребенка со всей
серьезностью и постараться понять его чувства и переживания. Не стоит говорить
детям: «этого не может быть» или «что за ерунда?». Обычно, родители так говорят
из «благих намерений», хотят показать ребенку, что его страхи напрасны, но
именно такие фразы приводят к обратному эффекту. Ребенок начинает чувствовать,
что его не понимают, обесценивают его переживания, и он остается совершенно
один со своей проблемой.

2. Также ни
в коем случае нельзя осуждать и высмеивать страх ребенка. Не стоит принуждать
его преодолеть этот страх.

На первый
взгляд речь идет о понятном и очевидном, но как показывает практика зачастую
родители поступают именно так и сами того не подозревая только усугубляют
ситуацию. К примеру, некоторые отцы отказываются принимать страхи своих
сыновей, мотивируя это тем что «настоящий мужчина не боится подобных
глупостей». Это приводит к тому, что страх загоняется еще глубже в подсознание
ребенка, а невозможность о нем говорить и как то пережить, только усугубляет
ситуацию.

Как родитель может
помочь ребенку до обращения к психологу?

1. Самое первое и
самое важное что вы можете сделать это признать страх ребенка, «позволить»
ребенку испытывать его. Оказать ему поддержку сказав, что все совершают
ошибки,  боятся ошибиться и даже я (родитель) иногда ошибаюсь и у меня, что-то
не получается.

2. Постарайтесь
как можно больше узнать, у ребенка о том чего он боится. Пусть расскажет
подробно о своем страхе, помогайте ему наводящими вопросами. Такой разговор уже
способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» того что пугает.

3. Измените, свои
родительские установки на белее позитивные, чаще говорите ребенку слова
поддержки. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё
чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает
удач!», «Попробуй и делай дальше!»…

4. Слишком большое
количество упреков заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным,
недостойным, заставляет его верить в то, что «с ним что-то не так». Родителям
следует постоянно корректировать свои ожидания и стандарты, все дети разные и
вам следует учитывать особенности своего ребенка.

5. Родители должны
принимать часть ответственности за ошибки ребенка на себя (но только часть).
Это очень важно. Если слишком рано начать воспитывать в ребенке ответственность
за свои ошибки, то он вырастает психологически незащищенным и неуверенным в
себе человеком. Ребенок до 9 лет не имеет полного осознания себя как отдельной
личности, ему во многих вопросах нужна поддержка. Если, совершая ошибку,
ребенок не получает поддержки, никто не помогает ему взять на себя
ответственность за эту ошибку, то ребенок может начать считать «я сам есть
ошибка».

6. Как можно чаще
повторяйте фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без
давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются, на
ошибках учатся. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.

7.. Разрешите сами
себе совершать ошибки. В некоторых семьях стремление к перфекционизму является
главной чертой у всех членов семьи. Учите ребенка не критиковать ошибки других

8. С помощью
различных приемов (игра, рисунок, сказка) придумать и обыграть ситуацию победы
над страхом. Здесь можно предоставить инициативу именно ребенку. Дети с богатой
фантазией легко с этим справляются. Не торопите ребенка, пусть на первых порах
его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и поддержка
обязательно принесут свои плоды.

9. Необходимо
акцентировать внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Дети часто
спрашивают – «А какой у меня талант?», они не всегда могут понять свои
способности. Поэтому ответственность за это в большей степени лежит на
родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его талант или таланты,
которые необходимо развивать. Причём эти таланты необходимо развить так, чтобы
ребёнок понял себе «цену» в этой деятельности, и убедился, что он в ней чем-то
отличается от других детей. Т.е ребёнка необходимо научить компенсировать свои
слабые стороны личности более сильными, которые смогут вызвать к нему интерес
со стороны сверстников и взрослых. Под словом талант имею в виду любые
способности, которые нравятся самому ребенку и развиты у него. Это может быть:
рисование, лепка из пластилина, умение танцевать, петь, хорошо плавать и другие
умения, а также аккуратность, чуткость, желание придти на помощь и т.д.

10. Отмечайте даже
самые маленькие успехи. А если не можете найти успехи, найдите способ похвалить
его за что-то другое. Например, «Ошибся, зато внимательно, красиво писал»,
«Ошибся, зато видно, как ты старался».

11. Не сравнивайте
ребенка с другими. Покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть, что
Ваша любовь не зависит от его успехов или неуспехов, иначе ребенок сделает
вывод, что успешного его любят, а неуспешного нет. Это приводит к большому
напряжению, которое тормозит развитие ребенка, сковывает его.

Эти несложные
рекомендации должны помочь вам и вашим детям преодолеть страх совершать ошибки.
Но если вы чувствуете что самостоятельно не справляетесь с данной проблемой, то
не стоит затягивать с моментом обращения к специалисту, ведь чем раньше вы
обратитесь, тем проще будет совместно преодолеть данные трудности.

Педагог-психолог                                                                        
Валькова Н.В.

Ребенок не должен бояться сталкиваться с различными ошибками. Он должен понимать, что в жизни иногда случаются неудачи. И это не является концом света.

При подобном подходе ребенку будет проще воспринимать ситуацию. Он не будет придавать ей чрезвычайной важности. Как следствие, неудачи в его жизни будут происходить намного реже.

Мы расскажем о том, как научить ребенка не бояться плохих ситуаций. Правильно с ними взаимодействовать. И достигать успехов в жизни.

Почему дети боятся совершать ошибки и терпеть неудачи?

Это происходит по ряду следующих причин:

  1. Ребенок не может жить без чувства того, что его кто-то хвалит. Чаще — старшие родственники. Например, родители, бабушка с дедушкой, сестра, брат и так далее. Ребенок чувствует себя полезным только в том случае, если получил похвалу от определенного человека. Услышал, что он молодец. Если же похвалы нет, то ребенок начинает грустить. Может впадать в депрессию. Чувствовать себя бесполезным и так далее. Для ребенка с подобной проблемой крайне важна похвала, поэтому он не готов смириться ни с какой неудачей. Даже самой маленькой. Хотя из ошибок и состоит жизнь.
  2. Завышенная самооценка. У детей в раннем возрасте (до похода в школу) очень часто слишком высокое мнение о себе и способностях. Находясь среди любящих родителей, они слишком много времени уделяют общению с ними. Чувствуют себя исключительными и самыми лучшими во всех отношениях. Однако затем, при выполнении определенных задач, оказывается, что это не так. Они могут допускать ошибки так же, как и другие люди. Когда к ребенку приходит осознание этого, он пребывает в шоковом состоянии.
  3. Пример взрослых. Если родители никогда не признавали свои ошибки и к любой проблеме относились, как к концу света, это может перенять и ребенок. Ему будет довольно неудобно взаимодействовать с окружающими людьми. Поскольку любая проблема для него будет становиться трагедией.
  4. Гиперопека. К ухудшению состояния ребенка может привести и гиперопека. В рамках нее родители стараются всеми силами защитить чадо от любых проблем. Сделать так, чтобы мир был идеальным. Чтобы в нем у ребенка все только получалось, и никаких трудностей не возникало. В результате, ребенок привыкает получать желаемое без усилий. Думает, что у него подобным образом будет получаться действовать всю жизнь. А когда позже выясняется, что, оказывается, для достижения чего-либо нужно эффективно поработать, ситуация выходит из-под контроля. Малейшие трудности вводят ребенка в ступор. Он начинает чувствовать себя крайне неудобно и негативно. Что может плохо на него повлиять в процессе.
  5. Ребенка часто сравнивают с другими. У чада могут начаться проблемы и из-за того, что родители или другие близкие люди постоянно проводят параллели между ним и кем-то. Говорят: «Кирюша из соседнего подъезда закончил этот год на отлично. А ты — нет. Кирюша молодец, он вырастет и будет зарабатывать много денег» и так далее. Забудьте об этих фразах. Они никак не мотивируют. Ваш ребенок должен быть для вас самым лучшим. А условный отличник Кирюша, который всю жизнь проучится на пятерки, совсем необязательно станет успешным, как ваше чадо, которое будет получать четверки. В жизни оценки и мимолетные достижения — совсем не главное. Очень много примеров того, как троечники и хорошисты становились крупными бизнесменами и зарабатывали миллионы, а отличники работали на них за среднестатистическую зарплату.
  6. Слишком большие амбиции у взрослых. Ребенок не может прыгнуть выше головы, поэтому вам не стоит завышать свои амбиции по поводу него. Если вы вдруг почему-то решили, что школьник должен быть отличником, и заставляете его получать пятерки, ругая за четверки, это неправильно. Для того, чтобы получать только «отлично», должны быть предпосылки. Если ребенок несколько лет под ряд заканчивал год на пятерки, то вы вполне можете попросить его продолжить традицию. Он вполне может это сделать. Однако, если ребенок несколько лет под ряд учился на четверки, а потом вам резко захотелось, чтобы у него появилась красная медаль и в дневнике были одни только пятерки, то осуществить желаемого не получится. Вы будете только лишь ссориться с ребенком, что плохо на вас повлияет. Чадо будет довольно тяжело справляться с проблемами и неудачами на пути к достижению пятерок. Как следствие, вы сделаете ему детскую травму. Поэтому старайтесь ни коим образом не давить на ребенка. Это положительным образом на вас не повлияет.

Как помочь чаду перестать бояться делать различные ошибки?

Ваша задача — сформировать у ребенка мнение, что неудачи (если они случаются иногда) это нормальное явление. Безусловно, чадо периодически будет грустить из-за проблем. Всячески расстраиваться. Но впадать в депрессию и думать, что его мир разрушен, не должен. Для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций.

Поменяйте отношение ребенка к неудаче

Научите ребенка тому, что любая неудача и проблема — это возможность выучить что-то новое. Улучшить себя. И это действительно самый действенный способ для самосовершенствования.

Например, если ребенок ехал на велосипеде по проезжей части ночью без светоотражателей, и чуть не угодил под машину, то, сильно испугавшись, он теперь не будет так делать. Поскольку будет знать, что всегда есть риск столкнуться с серьезной проблемой. И поставить под угрозу здоровье.

Без попадания в стрессовую ситуацию ребенок бы не понял, как делать нельзя. А в подобной ситуации он сможет отлично справиться с поставленной задачей.

Также не стоит стараться всячески ограничить чадо от ошибок. Ребенок должен уметь справляться с ними, преодолевать трудности. А также уметь черпать что-то новое.

Старайтесь выделять именно достижения ребенка

Никогда не делайте акцент на неудачах чада. Старайтесь всеми силами выделять исключительно его достижения.

Если ребенок потерпел неудачу, то скажите ему, что сейчас он действует более эффективно, чем раньше. Следовательно, чадо сможет, спустя ряд тренировок, справиться со своей задачей эффективнее. Постараться любыми силами достичь чего-либо. И сделать все для улучшения собственных навыков.

Старайтесь не сильно хвалить ребенка

Иногда ребенку можно говорить комплименты о его деятельности. Но перебарщивать с ними и льстить не стоит. Это никак эффективно на чадо не повлияет. Приведет к ухудшению ваших отношений с ним.

Ребенок должен понимать, что его похвалят только если он действительно будет действовать эффективно. И хорошо справится с задачей, которую от него требуют. Ребенок должен понимать, что просто так похвалы в его адрес не будет. Не выполнив определенную задачу, ничего заслужить нельзя. В этом случае ребенок всегда будет стараться для того, чтобы справиться с ошибкой.

Старайтесь хвалить ребенка за конкретные вещи

Похвала с вашей стороны не должна быть абстрактной. Ребенок должен знать, что конкретно он сделал хорошо. В этом случае он будет видеть результат. И подмечать ваше отношение к нему. Улучшаете свои навыки в определенном вопросе.

«Конкретная» похвала должна выглядеть следующим образом. Вы должны указывать, что конкретно хорошо получилось у чада. Например, можете сказать: «Ты красиво разукрасил эту картинку». И так далее. Это не сложно, но зато помогает не разбаловать чадо комплиментами.

Не делайте упор на способности ребенка

Когда ребенок справляется с определенной задачей, старайтесь делать упор на определенные усилия. Хвалить чадо за это. Говорите, что ребенок отлично справился с определенной задачей, поскольку хорошо и упорно потрудился. А не потому, что «ты справился с заданием, поскольку умный». Это неправильная формулировка.

Ведь если ребенок не справится с заданием, он, получается, будет глупым? Мы так не считаем. Если ребенок не справится с заданием, значит, он просто приложил мало усилий. И плохо постарался. А не потому, что его интеллект поставлен под вопрос.

Что делать, если у ребенка случилась неудача?

Если у чада в жизни случилась неудача, необходимо поддержать его следующим образом:

  1. Постарайтесь не показывать, что вы расстроены или пребываете в состоянии ярости из-за неудачи ребенка. Если чадо увидит нервозность с вашей стороны, это может плохо на него повлиять. Он еще сильнее расстроится.
  2. Поговорите с ребенком. Узнайте, что он чувствует. Скажите, что понимаете его эмоции. Объясните, что все в порядке. Конец света не произошел. В следующий раз, если более серьезно подойти к вопросу, можно будет повзаимодействовать эффективнее. Можете также погрустить вместе с чадом.
  3. Скажите ребенку, что проблемы и неудачи иногда случаются в жизни у всех. При этом подобное никак не влияет на человека, как на личность. Он остается настолько же хорошим человеком, как и раньше. А исправить ситуацию можно будет чуть попозже.

Как научить школьников не бояться отстаивать свою точку зрения

<p>Советы по воспитанию, здоровью и развитию ребенка дают опытные психологи, педагоги и врачи. Говорим о том, чему учат в школе и чему могли бы, как переживать конфликты и найти своё место в жизни.</p>

Александр Милкус и Мария Баченина вместе с детским психологом Алексеем Марюковым обсуждают, почему важно научить ребенка не бояться совершать ошибки

А. Милкус:

— Я – Александр Милкус. Со мной рядом Мария Баченина. И это «Родительский вопрос». Сегодня мы будем говорить об ошибках. Это страшная история. Потому что в нашей школе в основном учат детей бояться делать ошибки. В то время, как ошибка, на мой взгляд, это один из основных элементов для развития человека. Мы нашли собеседника – Алексей Марюков, детский психолог и тренер по шахматам. Автор интересного исследования о том, как он учил детей не бояться делать ошибки.

М. Баченина:

— Здравствуйте.

А. Марюков:

— Добрый день.

М. Баченина:

— Мой сын – пятиклассник, 11 лет. Я вижу, как он боится ошибок. И он не любит проверять свою работу, потому что боится найти ошибку. Мы в тупиковой ситуации. Почему так получилось? Разве не учили, что ошибка – это путь к развитию?

А. Марюков:

— Вопрос об ошибке – в конечном счете, это вопрос о том, как развить активного, инициативного человека. Это тот, кто пробует, пытается. Он старается что-то сделать, чего-то достичь. И тогда ошибки – побочное следствие его активности, желания что-то сделать. Когда мы что-то пробуем, чего-то хотим достичь, то неизбежно периодически ошибаемся. Но после ошибки мы оступились, упали, не отчаиваемся, встаем, извлекаем из этого опыт и пытаемся двигаться дальше. Пытаемся сделать следующие шаги, снова ошиблись, упали, что-то не получилось, но мы снова встаем и продолжаем двигаться дальше. От нашего падения к следующему падению наша эффективность повышается. Мы пытаемся извлечь какой-то опыт из предыдущей ошибки. Опыт накапливается. Мы извлекаем какие-то уроки из ошибки и двигаемся дальше.

Правильно рассматривать ошибку просто как побочное следствие того, что человек активен, заинтересован, пытается что-то сделать. Если мы не пытаемся преодолеть ошибку, а пытаемся развить инициативность, активность в человеке, это многое дает. Мы сосредотачиваемся на возможностях, на том, что можно сделать, а не на ошибке. Не получается у меня спеть. Давай станцуем! Потом, может быть, и споем лучше. Ты боишься спеть, проявить себя, боишься, что может не получиться. Или ты боишься выступить перед школой. Попробуй рассказать стих сначала перед классом. Не получается перед классом, давай вместе выступим перед классом, я расскажу половину стихотворения, ты – вторую половину. Не получается решить задачку? Давай сосредоточимся на конкретном действии.

Когда мы хотим сформировать активного, инициативного человека, наше мышление становится более гибким, мы начинаем смотреть в объеме, как преодолеть ошибку. Можно сказать: ты молодец, старался, в следующий раз получится. Попробуй еще раз. Надо подбодрить человека. Ошибка рассматривается как побочное следствие активности, инициативности. Мы начинаем сосредотачиваться на возможностях, на том, что можно сделать в данной ситуации.

Для того, чтобы сосредоточиться на возможностях и попытаться реализовать их в жизни, мы должны создать определенную образовательную ситуацию. Я сижу в классе, понимаю, что за какие-то мои попытки что-то сделать, сказать, за нетривиальные идеи, если они окажутся неправильными, я буду осмеян или наказан, или эти мои, может быть, ошибочные варианты, ведь от ошибки мы можем оттолкнуться, очень часто в ошибках есть рациональное зерно, которое может быть использовано в будущем. А если я знаю, что мне в лучшем случае скажут: нет, ты не прав, пойдем дальше, — это подавляет всякую инициативу и желание работать.

Необходимо создать безопасную атмосферу в классе, в любом коллективе, речь может идти о семье, о спортивной секции, об университетской группе. Безопасная атмосфера, где люди поддерживают друг друга, серьезно воспринимают предложения, какими бы нетривиальными, бредовыми они ни казались, если это воспринимается серьезно, ты должен понимать, что не будешь осмеян, твое предложение будет воспринято всерьез.

А. Милкус:

— То, о чем вы говорите, противоречит нынешней концепции школы. Хотя задача школы – воспитать человека инициативного, креативного. У нас целая программа развития креативных индустрий принята. С другой стороны, человек, который задает неправильные вопросы, пытается подловить учителя на ошибке, как это зачастую воспринимают учителя, сорвать урок, специально что-то такое произносит неправильное, а есть программа, надо по программе идти широким шагом. И современная школа совершенно точно в большинстве своем не подходит и не настроена на то, чтобы давать ребенку ошибки. Ребенок с первого класса получает «щелбан» и приучается бояться сделать ошибку. И родители в большинстве своем поддерживают такую ситуацию. Тетрадка с большим количеством красных пометок от учителя воспринимается как поражение. Вот сколько у тебя ошибок. И ребенок боится. Мы загоняем его в угол. Что тут делать?

А. Марюков:

— Я не совсем согласен с этим. В современной школе, во всяком случае, на теоретическом уровне видят эту проблему и ищут пути ее решения.

А. Милкус:

— Да, публикаций полно.

М. Баченина:

— Да, я тоже согласна, не в каждой школе это. У нас зачастую современные учителя, молодые директора.

А. Милкус:

— Я вспомнил историю, которая случилась года два назад. Под Читой мальчик на уроке истории, начитавшись в интернете историй про Наполеона Бонапарта, которые не соответствуют тому, что написано в учебнике. Он начал задавать вопросы учителю истории, что вот не так. А учитель истории был назначен из недавних трудовиков. Учителей не хватает, у него какое-то педагогическое образование есть, у других нет. Поэтому он преподавал историю. Кончилось тем, что победил учитель вместе с директором, мальчика из школы отчислили.

М. Баченина:

— Зачастую родители спрашивают: можно без этого? В ответ слышат: не создавайте нам проблем, у вас еще другие учебные заведения.

Я вспомнила историю с рисованием. Была объявлена свободная тема. Рисуй что хочу и как хочу. Когда учитель оценивал рисунок мальчика из семьи, где действительно рисуют, ему было сказано: ты здесь не закрасил, здесь не дорисовал. Тройка. Как с этим бороться?

А. Милкус:

— Школа как раз и должна научить не бояться ошибки. Но в конце школы стоит шлагбаум – ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ в одиннадцатом. Там ошибиться нельзя, потому что это один шанс. Если бы можно было пересдавать ЕГЭ, может быть, еще были бы потуги сделать возможность ошибаться. Школа логически должна подвести к тому, что ребенок должен один раз написать ЕГЭ так, чтобы поступить в университет. Школа учит делать с первого раза хорошо, правильно, как это удобно и школе, и тем, кто разрабатывает КИМы.

А. Марюков:

— Над обозначенной проблемой думают многие люди. Могу сослаться на доклад 2020 года, который был подготовлен учеными, исследователями из разных стран мира. Там и Канада, и Штаты, и Китай, Индия, Россия. Высшей школой экономики был подготовлен. Там описывались разные системы образования в разных странах мира. Все думают над тем, как воспитать активного, инициативного человека, который готов допускать ошибки, готов их преодолевать, делать выводы и идти дальше.

Если возьмем базовый документ – образовательный стандарт для государственных учреждений в России, то там мы тоже увидим и так называемые универсальные учебные действия, и личностные результаты, к которым стремится школа. Это прописывается, вот эта активная гражданская позиция, как цель, на которую современная российская школа ориентируется в своей работе. Другое дело, что теория суха, а древо жизни не перестает зеленеть. На практике мы видим часто нечто другое.

Здесь есть фундаментальная проблема, которая к этому приводит. Хочется видеть результаты, мы хотим контролировать образовательные результаты. Мы можем контролировать, как формируются знания, умения, навыки, иногда компетенции. Выучил ребенок таблицу умножения? Ставим оценку. Это можно количество представить. Получить статистику и проконтролировать. Если не выучил, ввести дополнительный урок.

Базовая вещь, которая создает возможность видеть ошибки, допускать их и потом преодолевать, это безопасная образовательная среда. Те отношения, которые складываются между мной и вами как учениками, между учениками в классе. Боимся мы или не боимся допускать ошибки и их преодолевать. А попробуйте проконтролировать образовательную среду. Как вы поймете, комфортно чувствует себя ученик в классе или нет? Или его что-то гнетет, он испытывает постоянный стресс. Эта область выпадает из поля зрения и учителей зачастую. Контроль идет за знаниями, умениями, навыками.

Тонкая область человеческих отношений, отношений в коллективе, в классе, отношений между учителем и учениками выпадает из поля зрения и внимания. Это нельзя представить количественно. На это обращают внимание учителя от бога, которые сгорают на работе, или авторские школы, которые выстраивают свою систему и стараются обращать внимание на отношения, на образовательную среду, которая будет стимулировать, развивать у ребенка творческие способности и помогать ему не бояться делать ошибок.

А. Милкус:

— Мы разговаривали с известным учителем Евгением Абрамовичем Бунимовичем про пресловутые ЗУНы – знания, умения, навыки. Спросили: как померить школу? Инструментов много. А где инструмент про счастье?

М. Баченина:

— А оно разве нужно? Школа не про счастье.

А. Милкус:

— В школе должно быть хорошо.

М. Баченина:

— Этот вопрос поднимался в советские времена? Это кого-то интересовало? Откуда берутся талантливые ученые, лидеры мнения?

А. Марюков:

— Современный образовательный стандарт – попытка уйти от знаний, умений, навыков и помочь развить личность. Это провозглашается в результатах. Человек сам себя часто строит, сам себе является хозяином. Может развиваться даже в самых ужасающих условиях.

М. Баченина:

— В советских школах об этом думали?

А. Милкус:

— У меня вышла книга «Как мы перестраивали советское образование». У меня книжка начинается с исследования 1984 года, когда начались изменения в советской системе образования. Эти изменения наследовала Россия, использовала наработки, которые были инициированы ЦК КПСС в 1984 году.

Почему мы сегодня говорим о том, что нам нужно воспитать креативный класс, что у нас был год, а теперь десятилетие науки и технологий. Нам нужно как можно больше людей креативных, толковых и развивающих ту отрасль, в которой они будут работать. В советское время экономика была другая. В советское время была существенно другая система. Только 17-18 процентов выпускников школ могли поступить в вузы, вузов было около 200 на всю большую страну. Сейчас только в России около 600 государственных вузов. Система отбора была немножко другой. Остальные отправлялись в ПТУ и техникумы. Сегодняшние колледжи – это другая система.

М. Баченина:

— Был же Гоша с большим критическим мышлением.

А. Милкус:

— Психологи говорят, что какой-то несчастный маменькин сынок на самом деле Гоша. В советское время для этой истории, для 17-18 процентов было организовано достаточно большое количество инструментов. Это и Малая Академия наук, которая практически в каждом городе была, ученые занимались подготовкой детей. Это и системы специальных учебно-научных центров. В Москве в МГУ есть знаменитый Колмогоровский СУНЦ. Есть СУНЦ в Новосибирске. Было несколько СУНЦев на всю страну, они были великие, выдающиеся. У нас сейчас СУНЦы открылись в Екатеринбурге, в других городах. Причем впервые там занимаются не только математики и физики, но и гуманитарии. Сеть забрасывалась не так глубоко и широко в советское время для поиска талантливых ребят. И с ними работали отдельно.

М. Баченина:

— Алексей, расскажите о вашем исследовании.

А. Милкус:

— Меня этот эксперимент очень сильно зацепил. Он рассказывает, как воспитать в ребенке критическое мышление, желание и умение не бояться сделать ошибку.

А. Марюков:

— Критическое мышление связано с вопросом ошибки тоже, но это не совсем к нашему вопросу. Критическое мышление – это когда мы автоматически не принимаем на веру все, что мы слышим и видим. Мы делаем паузу и на время воздерживаемся от суждения или действия, чтобы подумать и определить, что это за информация, занять позицию по отношению к ней. Эта пауза может быть доли секунды, мгновения, если человек с развитым критическим мышлением, простая ситуация. Мы берем для себя небольшую паузу, воздерживаемся от действий, когда что-то слышим, воспринимаем. И пытаемся понять, можно ли этой информации доверять, насколько эта информация ценная, как ею нужно руководствоваться в дальнейшем. Критическое мышление полезно в любой сфере деятельности, любому человеку. Мы принимаем решения каждую секунду, каждое мгновение на основе какой-то информации. Если мы мыслим критически, то это резко повышает качество той информации, на основе которой мы принимаем решение.

А. Милкус:

— Давайте про эксперимент.

А. Марюков:

— Мы решили посмотреть, можно ли сформировать отдельную сторону критического мышления у детей-дошкольников. Насколько можно развить у ребенка способность видеть ошибки, которые допускают взрослые, и не бояться высказывать свое мнение, противоречить взрослому и давать свою оценку ошибочной или кажущейся ребенку ошибочной информации.

Для меня это был своеобразный вызов. Люди, которые преподают в университете, знают, что зачастую даже студенты не проявляют критического мышления, воспринимают на веру информацию, которую им дают. Кто-то из классиков говорил, что процесс обучения в университете – это когда преподаватель готовит какой-то текст, потом в виде лекции или иных способов передает его студентам, студенты записывают в тетрадки, делают конспекты, потом выдают эти конспекты на экзамене, и все это происходит, минуя головной мозг как преподавателя, так и студента.

Это был вызов – можно ли у дошкольников 5-7 лет сформировать такие моменты, связанные с критическим мышлением. Второй аспект научный. Наши классики психологии – Выготский, Гальперин, другие – очень часто проводили эксперименты на дошкольниках. Видно, как себя ведет дошкольник, видно, что у него в голове. Все понятно. И видно, как его умения, навыки, которые формируются, переходят. Сначала он это делает во внешнем плане, все на лице, все в действиях. И видно, как формируется у него мысль.

И третий ограничивающий компонент. Я всегда работал с дошкольниками. Я преподаю шахматы от 3 до 7 лет.

Началось исследование еще в 2014 году, выводы сделаны в 2019 году. Опубликовал только недавно. Исследование проводилось в группах ребят, у которых я вел шахматные занятия. Это малые группы, иногда индивидуально – от 2 до 6 человек. За все это время 128 ребят прошло от 5 до 7 лет. Эксперимент был вплетен в ткань шахматных занятий. Сначала я учил ребят формально правильно играть всеми фигурами, кроме короля. В шахматах есть правило – короля есть нельзя. Потом подходили к королю, узнавали, как делает ходы король. И изучали правило, что короля есть нельзя. Я давал ребятам упражнения, убеждался, что они все усвоили.

А потом мы с ними играли партию. Я в деловом стиле говорил: съедаю твоего слона, съедаю коня, съедаю короля. Когда я съедал короля, все проходило спокойно, ребята не замечали противоречия. У них было знание, что короля есть нельзя.
А. Милкус:

— Но взрослый может.

А. Марюков:

— И не только взрослый, но и просто в реальной жизненной ситуации мы очень часто сталкиваемся с таким. Когда у нас есть в голове все знания, а в реальной жизненной ситуации мы их не применяем, потому что мы не понимаем, что именно здесь должны быть эти знания применены.

А. Милкус:

— Сейчас часто звонят мошенники, мы знаем, что это мошенники. Но он представляется капитаном МВД. И я так сначала: капитан МВД. А потом я ему уже сказал: а я полковник, до свидания.

М. Баченина:

— Самое страшное, когда дети ведутся. Мы сто раз говорим: не ходи с незнакомыми взрослыми никуда, что бы они тебе ни обещали. А ребенок идет.

А. Милкус:

— Когда же первый ребенок сказал: дядя, короля есть нельзя?

А. Марюков:

— Выборка 128 детей. Трое из этих ребят сказали, было видно мимически, они опешили, показали свое непонимание. Сказали: ой, так нельзя. Просигнализировали. Остальные ребята спокойно прошли мимо. Я после партии корил этих ребят. И предлагал им поиграть следующим образом. Расставлял позицию, говорил: я могу пойти сюда под бой? Они говорят: нет, вы поставили под бой короля. Я расстраивался и говорил: ой, ну, что ж делать, ешь моего короля! И тут ребята обычно начинают понимать, что мы входим в такую игровую ситуацию. И вот тут важно интонационно, жестами, мимикой показать, что ситуация является игровой, ребенку нужно исправить ошибку взрослого.

М. Баченина:

— Методология ясна, когда вы помогаете таким образом начать критически мыслить. Но ведь в жизни не будет этот дяденька с конфетой, который маньяк, стоять и показывать: подумай, дружище, я маньяк, не ходи со мной!

А. Марюков:

— Это нормальный путь психического развития. Сначала мы все делаем шаг за шагом, в искусственных ситуациях. Учимся решить пример. Сначала учитель все расписывает, показывает шаг за шагом на доске. Потом ученик вместе с ним все это проходит. Проходит время, и все это сворачивается. И ребенок уже через месяц, через несколько лет начинает эти примеры решать мгновенно и в уме.

А. Милкус:

— К концу эксперимента сколько детей решались вам возражать?

А. Марюков:

— Что происходило дальше. На первых этапах приходилось все развертывать. Это был целый концерт, чтобы ребенок просто увидел ошибку, включился. Ребятам нравится исправлять взрослого, они с удовольствием это делали. Я начинал допускать эти ошибки, по семь-десять ошибок, не только на тему короля, но и на другие темы. И ребята держали уши востро, им было интересно увидеть ошибку и исправить взрослого. Мы меняемся ролями, они становятся учителем, а я становлюсь учеником на это время, которому нужно указать, показать и исправить.

Постепенно от занятия к занятию, у нас же несколько десятков занятий идет в течение года, я этот концерт мимический, интонационный убирал. Все меньше и меньше сигнализировал. В какой-то момент просто где-то улыбка, которая подсказывает, что здесь ошибка. А потом я и это убирал. В конце мы уже с ребятами занимались шахматами, доступными их возрасту упражнениями. И при этом я во вполне деловом стиле допускал периодически ошибки.

Потом из 128 детей, которые у нас участвовали, 96 показали, что они могут видеть эти ошибки. Если ребенок из трех допущенных ошибок фиксировал две, мы говорили, что ребенок может исправлять и видеть ошибки. Это не значит, что у остальных ребят ничего не сформировано. Кто-то видел одну ошибку, просто это выпало.

А. Милкус:

— Эти навыки, которые вы развивали и сформировали у детей, могут быть перенесены на другие занятия? Имея опыт в шахматах, в школе они могут решиться показать учителю на ошибку?

А. Марюков:

— Да, это ключевой момент. Их готовность высказывать свою точку зрения, не бояться была сформирована с конкретным человеком и на конкретных шахматных занятиях. Насколько это переносится? Определенно сказать не могу. Начинал учитель, который ведет развивающие занятия, с ними работать, это были 12 человек. Пробовал допускать ошибки. Брали 12 человек, у которых уже проявлялась эта способность видеть ошибки на шахматных занятиях. Как будто ничего и не было – это первый результат. Если педагог говорит, не подмигивая, допускает ошибки, ребята сидят спокойно.

Но очень важный момент, если педагог делает шаг назад и начинает эмоционально подсказывать жестами, мимикой, ребята мгновенно включаются в эту игру, переносят в эту ситуацию. Если я в течение года формировал, чтобы у нас это получилось, то дальше ребята включаются в игру, и у них буквально за два-три занятия можно на данном предмете сформировать критическое мышление. Есть основание предполагать, что, если то же самое делать на любом предмете, то гораздо быстрее мы сможем сформировать критическое мышление. Это типичный путь развития. Мы сначала в одной деятельности, потом в другой, в третьей.

М. Баченина:

— Сколько времени для этого нужно, чтобы навык закрепился?

А. Марюков:

— В исследовании было около 72 занятий, по два занятия в неделю. Но речь идет о дошкольниках. Если говорим о взрослых людях, это может быть мгновение. Сказал – и все. Понятно, что здесь нужно понимать возрастные ограничения. То, что мы сформировали способность у дошкольников, это все равно возрастные ограничения. Это на наглядном материале. Мы с ним не теорию относительности обсуждали или сложные политические проблемы, а на наглядном материале, то, что видит ребенок противоречия сразу, здесь и теперь, он может на это противоречие указать.

А. Милкус:

— А дальше еще работать и работать.

М. Баченина:

— Спасибо огромное! Мне разговор показался очень увлекательным. Этот навык можно применить в быту.

А. Милкус:

— Воспитание навыков по методике Алексея Марюкова.

М. Баченина:

— Спасибо!

  • Расшифровка ошибок фольксваген туран
  • Ребенок постоянно делает ошибки при письме
  • Ребенок 2 класс делает много ошибок при письме что делать
  • Ребенок не учится на своих ошибках
  • Расшифровка ошибок фольксваген транспортер т5