«Я открыла школу для своей дочери». Как партнёр IQ007 вырастил гения
«Я всегда занималась интеллектуальным развитием Арины, даже когда она была совсем маленькой. Мы посещали различные курсы для дошколят, а дома занимались с ней по методикам развития интеллекта для малышей, что, конечно приносило свои результаты. Но, когда пришло время идти в первый класс, я вдруг обнаружила, что в Чебоксарах нет ни одного развивающего центра для школьников. То есть, я могла записать дочь в спортивную секцию: на плавание или гимнастику, могла развивать её творческую составляющую: в музыкальной школе или на рисовании, могла записать в языковые школы, но для развития интеллекта не было ничего — все курсы были рассчитаны только на дошколят».
Читать запись
Почему ребенок не запоминает буквы и что делать?
Нейронные связи в детском мозге еще только формируются, поэтому ситуации, когда малыш путает близкие по написанию и/или звучанию буквы — не редкость. Причем единых норм не существует: одни дети легко, без особых усилий со стороны родителей или учителей осваивают буквы, называют и показывают их без ошибок, а другие малыши наоборот, с трудом заучивают буквы и долго путают их между собой. О том, почему это происходит и как научить ребенка запомнить буквы, мы поговорим в нашей статье.
Читать запись
Сколько слов в минуту должен читать ребенок в первом классе и как этого достичь
Многие родители думают, что подсчет скорости чтения — такая блажь учителей, и что таким образом они лишь вгоняют бедных первоклашек в ненужный стресс. На самом деле скорость чтения — важный показатель, который четко демонстрирует, насколько быстро ребенок способен осваивать новую информацию. Очевидно, что малыш, который читает медленно, будет отставать от своих более «скоростных» одноклассников. При этом важна не только скорость как таковая, но и осмысленность чтения. Просто пробегать глазами строчки, проговаривая их при этом, мало — важно еще усваивать информацию, понимать смысл прочитанного текста.
Читать запись
Подготовка к школе по математике: зачем, когда и как заниматься с ребенком
Математика — один из самых сложных и одновременно важнейших школьных предметов. Хорошие знания по математике облегчают освоение многих других предметов: от физики до основ программирования. Фактически математика является фундаментом, на котором строится успех в обучении — не только школьном, но и профессиональном. Поэтому так важно начать заниматься этим предметом еще до школы.
Читать запись
Что такое счеты абакус и для чего они
Уже в древности людям требовалось постоянно проводить несложные расчёты — в быту, торговле, во время строительства. Для того, чтобы облегчить такую задачу и было создано простейшее счётное приспособление — абакус, или абак.
Читать запись
Многие люди живут с установкой «если сразу не можешь сделать хорошо, то не берись за дело вообще». Как правило, этот принцип возникает в глубоком детстве: ребёнок, который боится ошибок и каждую неудачу считает трагедией, вырастает во взрослого с тревожностью или с «синдромом отличника».
Каким же образом можно научить детей воспринимать ошибки как важный жизненный опыт?
Почему детей пугают ошибки
Боязнь ошибиться у детей возникает не случайно. В раннем детстве, когда мировоззрение малыша ещё только-только начинает формироваться, главными ориентирами для него являются родители. И если ребёнок видит, что мама сильно переживает из-за его успехов на развивающих занятиях или в детском саду, то страх ошибки возникает из-за нежелания её огорчить.
Психологи говорят, что мама и папы с «синдромом отличника» (стремлением всё делать на «пять» и получать только похвалу) в большинстве случаев передают этот синдром и своим детям. Поэтому прежде чем избавлять своего ребёнка от страха ошибки, стоит самому избавиться от боязни потерпеть неудачу.
Когда малыш только учится есть ложкой, у него не получается с первого раза сделать это правильно. Он пачкает стульчик, стены и сам оказывается в каше с ног до головы. Мы не ругаем его и не удивляемся — ведь это так естественно — учиться чему-то постепенно. Почему же в других случаях ошибки нас удивляют или расстраивают? Всегда следует помнить, что путём проб и ошибок достигается самый полезный опыт.
Страх ошибок и родители: есть ли взаимосвязь?
Не редки случаи, когда дети боятся ошибиться только из-за родителей и их реакции.
Когда мамы или папы имеют высокую тревожность и стремятся быть социально одобряемыми, любая детская неудача бьёт по их самооценке: «Мой ребёнок получил двойку? Все подумают, что я ужасная мать!» или «Мой ребёнок не занял первое место на конкурсе талантов? Все решат, что я некомпетентный родитель и не вкладываюсь в образование своего ребёнка!»
В этом случае малыш чувствует, что матери или отцу важно, чтобы сын или дочь никогда не допускали оплошностей. Когда для родителей ошибки детей — это своеобразный конец света и подрыв их родительского самолюбия, то и ребёнок начинает нервничать, переживать, бояться, теряет мотивацию и уверенность в себе.
То же самое происходит, если родители имеют завышенные ожидания. Мамы и папы так воспринимают детские неудачи, потому что в их иллюзорном идеальном мире такого просто не может быть. Их ребёнок — всегда первый, самый лучший, умелый, талантливый. Как только ребёнок ошибается — мамы и папы разочаровываются, что малыш не может дотянуться до той высокой планки, которую они воздвигли.
К чему приводит страх ошибки
Страх совершить ошибку воспринимается детскими психологами как выученная реакция сначала на действия и слова родителей, а потом на школу, где успех измеряется оценками.
Боязнь ошибиться провоцирует возникновение внутреннего напряжения, стресса, тревоги. Всё это может закончиться неврозом, апатией, низкой самооценкой, прокрастинацией и даже бунтом: зачем стараться, если у меня всё равно ничего не получается?
Как помочь ребёнку преодолеть страхи
Каждый родитель может помочь своему чаду устранить боязнь ошибок. Но для этого придётся начать с себя. Необходимо проанализировать своё поведение, слова, действия и ответить на вопрос: а не из-за меня ли ребёнок начал бояться оплошностей? Вспомните, критикуете ли вы себя за неудачи? Как вы реагируете на неудачи малыша: ругаете его, расстраиваетесь, злитесь?
Ещё один важный шаг — перестать сравнивать своего ребёнка с другими. В идеальном родительском мире подобное сравнение должно мотивировать чадо, но на деле всё оказывается сложнее. Мамы и папы просто примеряют на своего ребёнка чужой образ — тот, который они бы хотели видеть. Однако невозможно заставить малыша быть тем, кем он не является, или тем, кем он сам быть не желает. Кроме того, такие сравнения просто не состоятельны, потому что у других детей совершенно другие условия социального развития и иные физические данные.
Чтобы помочь малышу, необходимо начать прислушиваться к его словам. Если ребёнок говорит, что боится сделать ошибку в диктанте, рассказывать стих у доски или не занять первое место на олимпиаде, не стоит отмахиваться от него словами «Что за глупости!» и «Не выдумывай!». Поддержка и умение выслушать — главный родительский помощник.
Как поддержать ребёнка
Как правильно поддержать малыша, который боится ошибаться?
Во-первых, о страхе нельзя молчать. Беседуйте с ребёнком об этом чувстве. Расскажите, что бояться — это нормально, так же, как и совершать ошибки. Объясните, что все люди время от времени ошибаются и терпят неудачи, а ещё лучше приведите примеры из своей жизни.
Во-вторых, исключите из своей речи слова-упреки («Началось!», «Опять?», «А я предупреждала!»). Ребёнок не должен чувствовать себя угнетённым и считать, что он плохой, недостойный из-за одной оплошности.
В-третьих, чаще акцентируйте внимание на успехах малыша. Отмечайте его сильные стороны, хвалите за старания, объясняйте, что ошибки практически всегда можно исправить. Таким образом переживания за совершённые оплошности будут смягчаться и исчезать.
В случае, если вы понимаете, что не справляетесь с ситуацией — обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
«Мой ребенок боится ошибиться»: что делать
«У меня не получится», «я хуже всех». Детям, которые растут с ощущением, что у других все получается лучше, очень трудно жить. Они как будто не слышат слов одобрения, не воспринимают чужую поддержку. Откуда берется эта глубокая неуверенность в себе?
«Моя 8-летняя дочь каждый раз идет на тренировку со слезами, — рассказывает 39-летняя Марина. — Она занимается художественной гимнастикой уже 4 года, делает заметные успехи, но сама считает, что у нее ничего не выходит. Перед соревнованиями — сплошные истерики: «я неправильно выполню элемент, я уроню ленту, я буду хуже всех».
Сил уже нет успокаивать и уговаривать. Может, бросить уже эту гимнастику? Не будет спорта — одной головной болью меньше. Но, с другой стороны, это значит, что мы спасовали перед трудностями? Как это скажется на дочери, когда она вырастет?»
Ребенку, который растет с ощущением, что у других детей что-то получается лучше, чем у него, очень трудно жить. Ведь каждый шаг для него, будь то освоение нового элемента в танце, концерт в музыкальной школе или проверочная работа, — это мучительное предъявление себя.
Ему хочется учиться, осваивать незнакомое, но это желание наталкивается на страх совершить ошибку и не оправдать ожидания авторитетного взрослого. Любое критическое замечание преподавателя он воспринимает как приговор: «У меня не получается, и я хуже всех».
Легко справляясь с учебой, такие дети плохо сдают экзамены: «было очень сложно», «туман перед глазами, гул в ушах, не могу прочитать вопрос задания внимательно». Часто они выдают высокую температуру и заболевают накануне ответственных мероприятий.
Дотянуться до планки
«Подобные ситуации возникают, как ни странно, в очень хороших семьях, где родители внимательны к ребенку и откликаются на все его послания, — рассказывает возрастной психолог Галия Нигметжанова. — Эти родители, как правило, сами по жизни отличники, «достигаторы», они умеют прикладывать усилия, чтобы преодолевать трудности. И ребенку своему невольно высокую планку задают».
Успешным и требовательным к себе взрослым даже не приходится специально проговаривать правила. Ребенок сам считывает из атмосферы семьи: я должен быть безупречным, этого ждут от меня дома, других вариантов просто нет. Эта установка складывается с первых лет жизни.
«Приезжая консультировать родителей с 3-4-летними детьми к ним домой, я всегда предлагаю ребенку поиграть, — рассказывает Галия Нигметжанова. — В игре легче определить, насколько хорошо ребенок может общаться, сотрудничать, обходится с предметами, ставить цели. Это самые обычные игры: пирамидки, доски с геометрическими фигурами.
И часто я замечаю: мы с ребенком начинаем играть, и к нам подсаживается кто-то из родителей, чаще мама, и с большим волнением наблюдает за каждым действием ребенка.
Я ощущаю ее напряжение, замечаю, как маме важно, чтобы ребенок все выполнил правильно
Едва он нарушит правило — станет нанизывать кольца на пирамидку не в том порядке, мама тут же начинает оправдываться: «Он все умеет, просто плохо спал/ устал». Я вижу ее тревогу и чувство вины за то, что она недоучила, недоработала и не в самой лучшей комплектации предоставила своего ребенка. А мы ведь с ним просто играем!»
Ребенок легко считывает напряжение мамы и перенимает его. И когда он выходит в какую-то новую социальную среду — в детский сад, группу развития или спортивную секцию, у него появляется тревога: он придирчиво следит за своими действиями и чувствует вину за свое несовершенство.
Он зеркально отражает поведение родителей. Никто дома не говорил ему, что невозможно быть совершенным, когда только начинаешь учиться.
Действовать вместе
Как изменить этот пессимистичный сценарий? «Изменений ждать не приходится, пока сами родители не узнают себя в этих ситуациях, не соотнесут с собой эти переживания, — поясняет Галия Нигметжанова. — Я предлагаю таким родителям вспомнить: а как они сами себя чувствуют, когда оказываются в новой ситуации, с какими чувствами идут на экзамен, кастинг или ожидают ревизии, как это все для них?
Было бы очень полезно искать этот ответ вместе с ребенком, параллельно — делиться с ним своими переживаниями, страхами, что работа не получится, а экзамен не будет сдан. Вы стесняетесь записаться в танцевальную студию, хотя обожаете балет и мечтаете освоить некоторые движения?
Попробуйте записаться в студию и рассказывайте о том, что у вас (не) получается, своей дочери или сыну
Или ходите туда вместе. Рассказывайте ребенку о том, как справляетесь и как преодолеваете желание спрятать себя и скрыть свои несовершенства. И его напряжение спадет».
Вот еще несколько рекомендаций.
- Больше обращайте внимание не на ошибки ребенка, а на то, что у него получается. Собирает он пазл или пирамидку — найдите повод порадоваться его ловкости и сообразительности. «Ты сделал вот это, и это — как здорово!»
- Настраивайте ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя, самому себя оценивать. Спрашивайте чаще: «А как ты сам это видишь? Что тебе самому понравилось?» Каждый раз, когда он говорит, что у него ничего не получается, не спеша просматривайте пройденный путь, напоминайте ему, с чем он уже справился, что им сделано хорошего.
- Подхватывайте смыслы ребенка! Речь не о том, чтобы слепо за ним следовать и попустительствовать любым его желаниям. Нет. Важно относиться с вниманием к тому, что им движет, когда он чем-то занимается. Ему нравится делать то, в чем он может быть первым? Или его главный смысл — встречаться с друзьями, ему с ними весело? Правильно поймав этот интерес, необходимо это обсудить, проговорить, поддержать: а где ты себя чувствовал первым? Как ты себя чувствовал? Остался ли ты доволен?
Ребенку, который видит, что его понимают, легче продолжать трудную для себя деятельность и находить личные смыслы в любых других делах. Он с большей отвагой берется пробовать и начинать что-то новое, не опасаясь критики и обесценивания.
Об эксперте
Галия Нигметжанова — детский, семейный психолог, соавтор (вместе со Светланой Кривцовой) книги «Искусство понимать ребенка» (Clever, 2017).
Источник фотографий:Getty Images
Почему дети так боятся ошибок
Страх перед ошибкой формируется еще в раннем возрасте, когда ребенок в своих оценках и в восприятии мира ориентируется на родителей, объясняет детский психолог Мария Григорьева. Например, мама водит малыша на развивающие занятия и очень переживает, успешен ли ее ребенок, все ли у него получается аккуратно и четко. Для нее важнее результат, а не процесс обучения. Но именно процесс, интерес к процессу обучения формирует мотивацию и самооценку ребенка.
«Боязнь ошибок может возникать из-за установок родителей, которые сформировались у них еще в детстве, — говорит Мария Григорьева. — Если у взрослого синдром отличника и он привык все делать на пять с плюсом, то высока вероятность, что ребенок станет заложником этой установки. Соответственно, если родители хотят, чтобы их сын или дочь были свободны от нее, им придется для начала внимательно и чутко отнестись к самим себе, позволить себе быть несовершенными».
Например, все мы знаем, что редкий ребенок сможет ловко орудовать ложкой с первого раза. Никто из мам и пап, бабушек и дедушек не удивляется тому, что поначалу после самостоятельного завтрака стол, стул и сам ребенок покрыты слоем каши или пюре.
Со временем его навыки улучшаются, последствия использования ложки уже не так заметны, ребенок учится и постепенно овладевает столовыми приборами в совершенстве. Если же родители вдруг начнут стыдить ребенка, ругать его за пролитый суп, за кашу на столе, то в ответ на критику он может отказаться есть самостоятельно. Взрослым придется долго кормить ребенка самим или дожидаться возраста, когда его моторика разовьется настолько, чтобы он смог сразу есть аккуратно.
«Родителям хорошо бы постоянно себе напоминать, что освоение любого другого навыка — чтения, письма, счета — идет по тому же самому пути, что и освоение использования ложки, — замечает Мария Григорьева. — Успех в любом деле достигается через опыт, в том числе опыт проб и ошибок».
Почему взрослые требуют совершенства
Родители сами боятся
За требованием родителей, чтобы у ребенка все всегда было аккуратно, красиво и без ошибок, часто стоит их собственная тревога, собственный страх. Чаще всего родители боятся оценки других, тревожатся, что их сочтут плохими, некомпетентными родителями.
«Когда ребенок приходит с низкой оценкой из школы, а мама расстраивается и спрашивает, что получили другие дети, это, скорее всего, означает, что реакция мамы продиктована не самим результатом ребенка, а тревогой, что она оказалась не на высоте как мать. При этом ребенок, обнаруживая реакцию мамы, страдает — ему страшно будет ошибиться в следующий раз, он будет чувствовать себя виноватым, глупым, неправильным», — объясняет Мария Григорьева.
Ребенок хорошо считывает реакции значимых взрослых, и эти реакции на него влияют. Он довольно рано чувствует и понимает, что для его родителей «построить башенку неправильно» — плохо, «не доделать башенку и убежать играть в машинки» — ужасно, «получить „тройку“» — конец света. Даже если родители и не ругают ребенка, но испытывают раздражение, тревогу, что их ребенок «не такой, как все, а это стыдно», то ребенок чувствует это, начинает также тревожиться, испытывать страх, напряжение, теряет мотивацию и уверенность в себе.
У родителей завышенные ожидания
Бывает, что родители не готовы к ошибкам своих детей. Особенно если те быстро развиваются, начинают рано ходить, говорить, читать. Ожидания по отношению к таким детям изначально выше, и поэтому у них может быть сильнее выражен страх перед ошибками.
«Когда ребенок развивается медленнее, испытывая проблемы в каких-то областях, родители чаще оказываются готовы к ошибкам, к несовершенству, они не ставят ребенку слишком высокую планку, не ждут выдающихся результатов, но при этом радуются достижениям. Ребенок имеет возможность развиваться в своем темпе, без завышенных ожиданий, — объясняет Мария Григорьева. — А вот родители детей „со способностями“ пребывают в некоторой иллюзии, что их ребенок может справляться со всеми задачами с первого раза, легко и без ошибок. Когда ошибки случаются, а они неизбежны, у родителей происходит крушение этой иллюзии. Разочарование родителей может повредить ребенку, ведь если родители растеряны и расстроены, то поддержки от них ребенок может и не дождаться».
К чему приводит страх ошибки
Боязнь сделать ошибку — выученная реакция ребенка, сначала воспринятая от родителей, а затем закрепленная в школе, где мерилом хорошего и плохого служит успеваемость, а за ошибки и помарки снижают оценки.
Чем сильнее страх разочаровать взрослых, тем сильнее внутренняя тревога, напряжение. Постоянный стресс, заниженная самооценка, потеря мотивации — это последствия страха сделать ошибку, ощущения собственной «неидеальности», «плохости».
Любому человеку с низкой самооценкой, и ребенку тоже, приходится самоутверждаться за счет других. Необходимость быть хорошим для всех рано или поздно может привести к потере внутренней мотивации развиваться, к апатии, прокрастинации, полному отказу действовать.
Как помочь ребенку справиться со страхом
Мария Григорьева предлагает родителям исследовать свою реакцию на ошибки ребенка, спросить себя: «Почему это так меня задевает? Чего я боюсь на самом деле?» И начинать с себя. Если вы понимаете, что ваш ребенок впадает в ступор перед возможной неудачей, — может быть, вы сами излишне критикуете себя за ошибки.
Постарайтесь избегать сравнения ребенка с другими детьми, иначе он не будет ощущать себя ценным и нужным, а свои потребности значимыми. «Важно понимать, что когда взрослые сравнивают детей друг с другом как „плохого“ и „хорошего“, „глупого“ и „умного“, то они пытаются „натянуть“ на своего ребенка желанный образ, который может никогда не совпасть с реальностью».
Если ребенок жалуется, что ему страшно отвечать у доски, говорит, что боится ошибиться в контрольной, тревожится за свои оценки, прислушайтесь к его словам. Психолог Светлана Бельская советует родителям в такой ситуации прежде всего работать со своими чувствами и реакциями.
- Не отрицать проблему. Вы говорите ребенку: «Что это за ерунда?», «Не выдумывай!», «У тебя все хорошо». Это может привести к тому, что ребенок станет ощущать не только тревогу, но и одиночество, отсутствие поддержки.
- Напоминать себе, что ребенок без вас не справится со своим страхом, ему понадобится ваша помощь, а возможно, и помощь психолога.
Способы поддержать ребенка
- Позвольте ребенку испытывать страх, говорите с ним об этом. Мягко убеждайте его, что делать ошибки — неприятно, но такое бывает у каждого человека. Приводите примеры из собственной жизни — это не только придаст ребенку сил, утешит, но и сделает вас ближе.
- Отслеживайте, как часто вы упрекаете или стыдите ребенка за его промахи. Чем реже это будет происходить, тем меньше он будет чувствовать себя несчастным и думать, что с ним «что-то не так».
- Обращайте внимание ребенка на то, в чем он силен, что у него получается хорошо — тогда он будет понимать, что у него есть сильные стороны и что ими можно компенсировать недостатки. Отмечайте любые успехи — даже самые маленькие достижения. Попробуйте смягчить его переживания от ошибки, например, с помощью фразы: «Ты ошибся, но я вижу, как ты старался, — это здорово!»
Статья была написана для информационного портала растимдетей.рф, созданного Минпросвещения России в рамках реализации нацпроекта «Образование».
Фото: телеканал О!
[mailerlite_form form_id=4]
Что
делать, если ребёнок боится совершать ошибки?
Зачастую
страх совершать ошибки или страх неудачи возникает как последствие слишком
критичного отношения взрослых к ребенку или наоборот слишком равнодушного
отношения к нему.
Такой
страх бывает у тех детей, родители которых сами по себе тревожны и не позволяют
ребенку делать, что-либо самостоятельно.
Еще один
вариант воспитания, который способствует формированию такого страха это
«Родители знают лучше». Гиперопека и через, чур, авторитарный стиль воспитания
приводят к формированию устойчивого страха совершить ошибку.
Так же
причиной формирования страха неудачи может способствовать школа. К сожалению, в
школах, зачастую ученики высмеивают ошибки своих одноклассников, а иногда
подобное позволяют себе и учителя которые не всегда понимают, к чему может
привести высмеивание своих подопечных. Ребенок испытывает букет негативных
чувств, это заставляет его в будущем бездействовать и даже не пытаться,
что-либо сделать, из-за страха совершить ошибку и быть высмеянным.
Родители
должны понимать, что некоторые их действия или отношение к ребенку могут
усугубить ситуацию.
Частые
ошибки родителей:
1. Не
стоит отрицать проблему, следует относиться к переживаниям ребенка со всей
серьезностью и постараться понять его чувства и переживания. Не стоит говорить
детям: «этого не может быть» или «что за ерунда?». Обычно, родители так говорят
из «благих намерений», хотят показать ребенку, что его страхи напрасны, но
именно такие фразы приводят к обратному эффекту. Ребенок начинает чувствовать,
что его не понимают, обесценивают его переживания, и он остается совершенно
один со своей проблемой.
2. Также ни
в коем случае нельзя осуждать и высмеивать страх ребенка. Не стоит принуждать
его преодолеть этот страх.
На первый
взгляд речь идет о понятном и очевидном, но как показывает практика зачастую
родители поступают именно так и сами того не подозревая только усугубляют
ситуацию. К примеру, некоторые отцы отказываются принимать страхи своих
сыновей, мотивируя это тем что «настоящий мужчина не боится подобных
глупостей». Это приводит к тому, что страх загоняется еще глубже в подсознание
ребенка, а невозможность о нем говорить и как то пережить, только усугубляет
ситуацию.
Как родитель может
помочь ребенку до обращения к психологу?
1. Самое первое и
самое важное что вы можете сделать это признать страх ребенка, «позволить»
ребенку испытывать его. Оказать ему поддержку сказав, что все совершают
ошибки, боятся ошибиться и даже я (родитель) иногда ошибаюсь и у меня, что-то
не получается.
2. Постарайтесь
как можно больше узнать, у ребенка о том чего он боится. Пусть расскажет
подробно о своем страхе, помогайте ему наводящими вопросами. Такой разговор уже
способствует преодолению страха, поскольку «сужает границы» того что пугает.
3. Измените, свои
родительские установки на белее позитивные, чаще говорите ребенку слова
поддержки. Например, «Ты сумеешь!», «Справишься!», «Не робей!», «Ещё
чуть-чуть…», «Получилось!», «У тебя выйдет, я верю!», «Без неудач не бывает
удач!», «Попробуй и делай дальше!»…
4. Слишком большое
количество упреков заставляет ребенка чувствовать себя крайне несчастным,
недостойным, заставляет его верить в то, что «с ним что-то не так». Родителям
следует постоянно корректировать свои ожидания и стандарты, все дети разные и
вам следует учитывать особенности своего ребенка.
5. Родители должны
принимать часть ответственности за ошибки ребенка на себя (но только часть).
Это очень важно. Если слишком рано начать воспитывать в ребенке ответственность
за свои ошибки, то он вырастает психологически незащищенным и неуверенным в
себе человеком. Ребенок до 9 лет не имеет полного осознания себя как отдельной
личности, ему во многих вопросах нужна поддержка. Если, совершая ошибку,
ребенок не получает поддержки, никто не помогает ему взять на себя
ответственность за эту ошибку, то ребенок может начать считать «я сам есть
ошибка».
6. Как можно чаще
повторяйте фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает». Мягко, без
давления внушите ребенку, что ошибаться – это нормально, все люди ошибаются, на
ошибках учатся. Приводите свои личные примеры. Это сделает вас ближе.
7.. Разрешите сами
себе совершать ошибки. В некоторых семьях стремление к перфекционизму является
главной чертой у всех членов семьи. Учите ребенка не критиковать ошибки других
8. С помощью
различных приемов (игра, рисунок, сказка) придумать и обыграть ситуацию победы
над страхом. Здесь можно предоставить инициативу именно ребенку. Дети с богатой
фантазией легко с этим справляются. Не торопите ребенка, пусть на первых порах
его победа над страхом будет совсем не очевидна. Ваша вера в него и поддержка
обязательно принесут свои плоды.
9. Необходимо
акцентировать внимание ребёнка на сильных сторонах его личности. Дети часто
спрашивают – «А какой у меня талант?», они не всегда могут понять свои
способности. Поэтому ответственность за это в большей степени лежит на
родителях и педагогах, понимающих особенности ребёнка, его талант или таланты,
которые необходимо развивать. Причём эти таланты необходимо развить так, чтобы
ребёнок понял себе «цену» в этой деятельности, и убедился, что он в ней чем-то
отличается от других детей. Т.е ребёнка необходимо научить компенсировать свои
слабые стороны личности более сильными, которые смогут вызвать к нему интерес
со стороны сверстников и взрослых. Под словом талант имею в виду любые
способности, которые нравятся самому ребенку и развиты у него. Это может быть:
рисование, лепка из пластилина, умение танцевать, петь, хорошо плавать и другие
умения, а также аккуратность, чуткость, желание придти на помощь и т.д.
10. Отмечайте даже
самые маленькие успехи. А если не можете найти успехи, найдите способ похвалить
его за что-то другое. Например, «Ошибся, зато внимательно, красиво писал»,
«Ошибся, зато видно, как ты старался».
11. Не сравнивайте
ребенка с другими. Покажите ему, что Вы любите его таким, какой он есть, что
Ваша любовь не зависит от его успехов или неуспехов, иначе ребенок сделает
вывод, что успешного его любят, а неуспешного нет. Это приводит к большому
напряжению, которое тормозит развитие ребенка, сковывает его.
Эти несложные
рекомендации должны помочь вам и вашим детям преодолеть страх совершать ошибки.
Но если вы чувствуете что самостоятельно не справляетесь с данной проблемой, то
не стоит затягивать с моментом обращения к специалисту, ведь чем раньше вы
обратитесь, тем проще будет совместно преодолеть данные трудности.
Педагог-психолог
Валькова Н.В.