70 Basic icons by Xicons.co
Ребусы для профилактики ошибок на письме, предназначенные для старших дошкольников и младших школьников.
Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот. Задания представлены от простого к сложному.
Связанные статьи
- Дидактическая игра «Узнай и назови эмоцию»
- Логопедические кубики
- Детский вариант шкалы явной тревожности
- Индивидуальный образовательный маршрут
- Придумай историю!
Методические рекомендации (ребусы для профилактики ошибок при письме)
08.04.2020
Подготовила учитель-логопед Числова А.А.
Просмотров всего: ,
сегодня:
Дата создания: 08.04.2020
Дата обновления: 08.04.2020
Дата публикации: 08.04.2020
Информационный портал Екатеринбурга
30.01.2023
Алексей Орлов наградил победителей конкурса Новогодний Екатеринбург
30.01.2023
Память вечна: в Екатеринбурге вспоминают жертв Холокоста
30.01.2023
Литературный февраль: Клуб Горький приглашает горожан
Ссылки
-
Министерство образования и науки Российской Федерации
-
Официальный интернет-портал государственных услуг
-
Федеральный портал «Российское образование»
-
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
-
Единый информационный портал профилактики и борьбы со СПИД
-
Пункты оказания бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области
-
ГКУ «Государственное юридическое бюро по Свердловской области»
-
Бесплатная юридическая помощь на территории Свердловской области
-
Официальный сайт Минпросвещения России
-
Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
-
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Наверх
ГБОУ «Речевой центр»
620102, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.П.Тольятти, 26 а
8(343) 234-60-40, 234-60-37, 212-50-30
Версия для слабовидящих
Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014
Зачем размещать разработки
у нас?
- Свидетельство бесплатно
- Нам доверяют
- Нужно использовать при аттестации
Свидетельство о публикации
в СМИ
Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.
Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность
Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.
24.02.2022
Методический материал для младших школьников «Логопедические ребусы»
«Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков». Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задания. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание и правописание.
Оценить
296
Содержимое разработки
Быстрова Анастасия Салаватовна
Учитель-логопед
МОУ «СОШ № 62»
Г. Магнитогорск
«Логопедические ребусы»
Ребус 1
Ключ: кисточка
Ребус 2
Ключ: клей
Ребус 3
Ключ: краски
Ребус 4
Ключ: ластик
Ребус 5
Ключ: ручка
Ребус 6
Ключ: циркуль
Ребус 7
Ключ: обложка
Ребус 8
Ключ: линейка
Ребус 9
Ключ: мел
Ребус 10
Ключ: доска
Ребус 11
Ключ: закладка
Ребус 12
Ключ: учебник
Ребус 13
Ключ: угольник
Ребус 14
Ключ: счёты
Ребус 15
Ключ: пластилин
Ребус 16
Ключ: карта
Ребус 17
Ключ: указка
Ребус 18
Ключ: пенал
Ребус 19
Ключ: ранец
Ребус 20
Ключ: папка
Ребус 21
Ключ: варежка
Ребус 22
Ключ: тарелка
Ребус 23
Ключ: магазин
Ребус 24
Ключ: серёжки
Ребус 25
Ключ: песок
Ребус 26
Ключ: носорог
Ребус 27
Ключ: крапивница
Ребус 28
Ключ: сороконожка
Ребус 29
Ключ: сапожник
Ребус 30
Ключ: карандаш
Ребус 31
Ключ: Ангелина
Ребус 32
Ключ: гвоздика
Ребус 33
Ключ: кувшинка
Ребус 34
Ключ: сом
Ребус 35
Ключ: столб
Ребус 36
Ключ: рукав
Ребус 37
Ключ: лук
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485479-metodicheskij-material-dlja-mladshih-shkolnik
Также вас может заинтересовать
- Конспект логопедического занятия в 1 классе VII вида Дифференциация звуков [ш] — [ж]
- Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Корень слова»
- Путешествие в сказочную страну- Речь.
- Автоматизация твёрдого звука Р в словах со стечением согласных (СТРА)
- Логопедическое занятие по теме «Звук и буква С. Обувь»
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
«Ребус» — слово латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» — «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь)). В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.
Значение ребусов — работа по обучению детей школьного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания. А так же решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.
Задачи:
- развитие фонематического, языкового анализа и синтеза;
- закрепление знаний звукобуквенных обозначений;
- формирование словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления;
- развитие способности переноса полученных навыков на незнакомый материал;
- запоминание орфограмм.
Решить ребус значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.
- Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
- Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
- Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
- Приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
- Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.
Основные правила составления ребуса:
1 Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.
- Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв.
При этом:
- количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
- запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
- запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.
- Помещение буквы или нескольких букв справа или слева от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце или в начале загадываемого слова.
- Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву, и на какую, следует заменить в загаданном слове.
- Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
- Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
- Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 и т.д. служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее).
При этом:
- изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ: «липа»;
- употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
- употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.
- Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
- Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом.
- Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях, комбинациях. Например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею.
Ребусы, составленные с использованием одного приёма.
Прибавь к букве (буквам) название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:
К букве (буквам) добавь название рисунка, затем – следующую букву (буквы) и прочитай зашифрованное слово:
Замени букву и прочитай зашифрованное слово.
Убери букву из слова. Какое новое слово получится?
Убери обозначенную цифрой букву из слова. Какое новое слово получится?
Измени порядок букв в слове. Какое новое слово получится?
Не читай столько первых/ последних букв, сколько запятых нарисовано после картинки. Какое слово получится?
Обрати внимание на то, как расположены буквы и расшифруй слова.
Ребусы, составленные с сочетанием разных приёмов.
Ребус — это рисунок-головоломка, сочетающая использование иллюстрированных картинок с отдельными буквами для изображения слов или фраз. Композиция может напоминать древние письмена. Ранняя форма ребуса встречается в изобразительных произведениях, где абстрактные слова, трудно поддающиеся изображению, были представлены изображениями группы предметов. Ребусы применяют при обучении чтению или в проектной деятельности.
Классический ребус подразумевает название предмета, и единственной верной должна быть одна разгадка. Задуманный ответ на головоломку не должен содержать орфографических и смысловых ошибок. Если разгадкой ребуса является одно слово, то оно может быть только именем существительным в единственном числе (кроме слов-исключений, например, «грабли») и в именительном падеже.
Приемы составления ребуса
- Отображение загаданного слова на одном рисунке — это слишком просто. Лучше использовать двусмысленные слова. Можно сделать ребус с использованием портретов известных людей или изображений известных исторических событий.
- Если рисунок перевернут, то это означает, что слово должно читаться задом наперед.
- Чтобы расшифровать нужное понятие, необходимо удалить некоторые буквы из слов, которые его составляют. Запятая после изображения означает, что последняя буква в слове выбрасывается (или несколько букв, в зависимости от количества запятых).
- Чтобы убрать буквы из середины слова, пишется зачеркнутая буква, которую следует игнорировать при чтении. Указанное сложение или вычитание букв в иллюстрированных словах производит другое слово или название.
- Некоторые головоломки ребуса имеют слова с различными размерами, такими как большой, маленький, которые указывают на другое слово или намекают на ответ.
- При создании ребусов часто используются цифры, они могут быть применены в двух случаях. Если над изображением есть цифры, то это порядок расположения букв. Стрелка, направленная от одной буквы к другой, означает замену.
- Множество предлогов с одним и тем же рядом букв можно встретить во многих словах. С их помощью можно зашифровать ответ.
- С помощью цифр можно создать математический ребус. Расстановка ряда значений над изображением позволяет понять в каком порядке расположить буквы.
Классические ребусы полезны для развития детей, которые любят интересные загадки и головоломки.
Предлагаемая игра — логопедические ребусы для дошкольников и младших школьников — помогает не только запомнить написание букв, но и развивает логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память. В игре 3 вида заданий: определить в каких буквах встречается тот или иной элемент, составить буквы из данных элементов, прочитать слова по буквам разной величины и разным по написанному шрифту.
Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста, но может быть интересна и более младшим ребятам. Игра-ребусы может использоваться в практике логопеда для профилактики недостатков письменной речи.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
В программе начальной школы по
грамматике и правописанию есть слова, данные в
специальных списках для каждого класса. В
основном это слова, написание которых
традиционное и не охватывается орфографическими
правилами, не проверяется (стакан, пальто,
директор и др.) или же является трудным для
младших школьников (растение, тепловоз и др.). Без
усвоения их правописания невозможно научить
детей грамотному письму.
По мнению психологов, для полноценного
усвоения учащиеся должны встретиться с
изучаемым в различных ситуациях несколько раз. А
словарные слова — самые трудные для написания,
поэтому требуют особо кропотливой работы.
Школьная практика показывает, что традиционные
методы не обеспечивают
выработку грамотного написания этих труднейших
слов.
При работе с непроверяемыми
написаниями учителя часто предлагают детям:
“Внимательно посмотрите на это слово и
запомните, как оно пишется” (т.е. опираются
только на зрительную память, которая не у всех
одинакова), или: “Напиши слово пять раз и запомни
как оно пишется” (опираются на рукодвигательную
память).
Но правописание трудных слов лучше
усваивается при одновременном участии
нескольких видов памяти: зрительной,
речедвигательной, слуховой, эмоциональной и др.
виды памяти – чем больше, тем лучше (см.
С.М.Бондаренко. Беседы о грамотности).
В своей многолетней практике пришлось
использовать разные приемы и средства работы со
словарными словами. Хотелось бы рассказать об
одной интересной находке, которая позволяет
разнообразить эту работу, запоминать слова
непроизвольно уже в процессе их отгадывания,
привлекая к участию зрительную, слуховую и
прежде всего эмоциональную и логическую виды
памяти.
Было составлено пособие “Ребусы к
словам с непроверяемыми и трудными
написаниями”, которое может быть использовано и
на уроке, и во внеклассной работе по русскому
языку и в русской, и в национальной школе. Ко всем
словарным словам составлены ребусы. На обратной
стороне каждого ребуса написана отгадка с
выделением непроверяемой орфограммы.
Большинство ребусов составлено таким образом,
что непроверяемые написания выделены цветом,
жирным шрифтом или находятся в сильной позиции
благодаря специальному приему, использованному
в каждом ребусе. Этот принцип не позволяет
допустить ошибку в написании слова-отгадки.
Обратимся к некоторым из них:
Оригинальность, необычность
первичного восприятия помогают лучше
запечатлеть образ слова в памяти. При
отгадывании ребуса моментально концентрируется
внимание всех учащихся, не остается ни одного
равнодушного ученика. Именно особый интерес,
оригинальность подачи слова повышает
эффективность этой работы.
- Что это?
- Почему так?
- Что за “О”?
- Что за “И”?
- “О” с “И”?
– Ах?! Это осина! – и тому подобные
рассуждения идут непроизвольно и запоминание
непроизвольное, а не по команде “Запомните
правописание этого слова!”.
Далее работа идет обычно: выясняется
значение слова с использованием предметной
картинки, орфографически проговаривается слово
по словарной карточке. Можно представить
написанный образ слова с закрытыми глазами – все
это усиливает отгаданный и написанный образ
слова.
Затем – запись слова в тетради, подбор
родственных слов, составление словосочетаний,
предложений и т.д. Таким образом новое слово дети
отгадывают, видят, слышат, произносят,
употребляют в предложении, в тексте,
неоднократно пишут.
Работа по ребусам на уроках русского
языка развивает логическое мышление,
стимулирует творческую активность учащихся.
Постепенно дети усваивают приемы, необходимые
для их решения и сами начинают активно
составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к
урокам и внеклассным занятиям и по другим
предметам.
Включение ребуса в урок – праздник для
детей. Поэтому даже самый сложный этап урока
проходит как отдых. В глазах детей зажигается
огонек радости. А радость познания,
эмоциональный настрой – главные помощники
учителя на уроке и во внеклассной работе.
РЕБУСЫ ДЛЯ ПРOФИЛАКТИКИ OШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ.
Эти ребусы помогут старшим дошкольникам и младшим школьникам в профилактики ошибок на письме.
Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот.
Задания представлены от простого к сложному.
-
April 5 2014, 17:17
РЕБУСЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ.
Автор — Татьяна57. Это цитата этого сообщения
РЕБУСЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ.
Перед вами ребусы для профилактики ошибок на письме, предназначенные для старших дошкольников и младших школьников.
Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот.
Задания представлены от простого к сложному.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
автор: Шлыгина Елена Юрьевна
учитель-логопед МБОУ Школа №11 города Сарова Нижегородской области
Работа с ребусами на логопедических занятиях как средство профилактики нарушений письменной речи
Методическая разработка учителя-логопеда в свете реализации ФГОС
Тема: Работа с ребусами на логопедических занятиях как средство профилактики нарушений письменной речи.
Цель: через разгадывание ребусов преодолевать нарушения письменной речи у учащихся с ОВЗ.
Задачи:
Обучающая задача: сформировать представления о простых и сложных ребусах. Учить их разгадывать, сливая слоги и буквы в слова. Продолжать учить составлять из слов простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.
Развивающая задача: Развивать умение разгадывать ребусы разного вида.
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность.
Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков». Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно развивать нестандартное мышление. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки и находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание и правописание.
Путём логических выводов, звуко-буквенного анализа и выполнения определённых инструкций, выраженных символически, определяется новое слово или фраза. Ребусы позволяют ребёнку проявить себя, немного пофантазировать, а также закрепить навыки чтения и письма. Ребусы способствуют умственному развитию ребёнка, развитию зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти
Ребусы могут использоваться на разных этапах логопедической работы:
При работе над устной речью
- Автоматизация звука
- Дифференциация звуков
При работе над письменной речью
- В процессе коррекции нарушений языкового анализа и синтеза
- При оптических затруднениях
Работа с ребусами является одним из приемов по коррекции нарушений различных форм языкового анализа и синтеза. Ребусы помогают детям видеть и правильно употреблять предлог, развивать память, мышление, способность к переключению
Для того, чтобы дети научились разгадывать ребусы, нужно познакомить их с основными принципами разгадывания. Предлагаю рассмотреть наиболее частые из них.
- принцип: буква + слово или слог + слово
- принцип: замена одной буквы в слове на другую
- принцип: помещение буквы, слога или слова внутри другой буквы
- принцип: расставь буквы в слове в нужном порядке
- принцип: запятые в начале или в конце слова – это буквы, которые не надо использовать при составлении нового слова.
- принцип: зачеркнутая буква, эту букву читать не нужно.
Таким образом, работа с ребусами на логопедических занятиях формирует интеллектуальную готовность детей к овладению письменной речью, развивает зрительное и слуховое внимание учащихся, а также повышает интерес к занятиям.