Ребусы для профилактики ошибок при письме

logo

70 Basic icons by Xicons.co

Ребусы для профилактики ошибок на письме, предназначенные для старших дошкольников и младших школьников. 

Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот. Задания представлены от простого к сложному.

Связанные статьи

  • Дидактическая игра «Узнай и назови эмоцию»
  • Логопедические кубики
  • Детский вариант шкалы явной тревожности
  • Индивидуальный образовательный маршрут
  • Придумай историю!

Методические рекомендации (ребусы для профилактики ошибок при письме)

08.04.2020

Подготовила учитель-логопед Числова А.А.

Просмотров всего: ,
сегодня:

  • 1.jpg

  • 2.jpg

  • 3.jpg

  • 4.jpg

  • 5.jpg

  • 6.jpg

  • 7.jpg

  • 8.jpg

  • 9.jpg

Дата создания: 08.04.2020Хочу такой сайт

Дата обновления: 08.04.2020

Дата публикации: 08.04.2020

Информационный портал Екатеринбурга

30.01.2023

Алексей Орлов наградил победителей конкурса Новогодний Екатеринбург

30.01.2023

Память вечна: в Екатеринбурге вспоминают жертв Холокоста

30.01.2023

Литературный февраль: Клуб Горький приглашает горожан

Ссылки

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

  • Официальный интернет-портал государственных услуг

  • Федеральный портал «Российское образование»

  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

  • Единый информационный портал профилактики и борьбы со СПИД

  • Пункты оказания бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области

  • ГКУ «Государственное юридическое бюро по Свердловской области»

  • Бесплатная юридическая помощь на территории Свердловской области

  • Официальный сайт Минпросвещения России

  • Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях

Наверх

ГБОУ «Речевой центр»
620102, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.П.Тольятти, 26 а
8(343) 234-60-40, 234-60-37, 212-50-30


Версия для слабовидящих

Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841

Зачем размещать разработки
у нас?

  • Свидетельство бесплатно
  • Нам доверяют
  • Нужно использовать при аттестации

Свидетельство о публикации
в СМИ

свидетельство о публикации в СМИ

Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.

Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.

24.02.2022

Методический материал для младших школьников «Логопедические ребусы»

Быстрова Анастасия Салаватовна

«Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков». Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задания. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание и правописание.

Оценить




296

Содержимое разработки

Быстрова Анастасия Салаватовна

Учитель-логопед

МОУ «СОШ № 62»

Г. Магнитогорск

«Логопедические ребусы»

Ребус 1

Ключ: кисточка

Ребус 2

Ключ: клей

Ребус 3

Ключ: краски

Ребус 4

Ключ: ластик

Ребус 5

Ключ: ручка

Ребус 6

Ключ: циркуль

Ребус 7

Ключ: обложка

Ребус 8

Ключ: линейка

Ребус 9

Ключ: мел

Ребус 10

Ключ: доска

Ребус 11

Ключ: закладка

Ребус 12

Ключ: учебник

Ребус 13

Ключ: угольник

Ребус 14

Ключ: счёты

Ребус 15

Ключ: пластилин

Ребус 16

Ключ: карта

Ребус 17

Ключ: указка

Ребус 18

Ключ: пенал

Ребус 19

Ключ: ранец

Ребус 20

Ключ: папка

Ребус 21

Shape1

Ключ: варежка

Ребус 22

Ключ: тарелка

Ребус 23

Shape4

Ключ: магазин

Ребус 24

Shape5

Ключ: серёжки

Ребус 25

Shape6

Ключ: песок

Ребус 26

Ключ: носорог

Ребус 27

Ключ: крапивница

Ребус 28

Ключ: сороконожка

Ребус 29

Ключ: сапожник

Ребус 30

Ключ: карандаш

Ребус 31

Ключ: Ангелина

Ребус 32

Ключ: гвоздика

Ребус 33

Ключ: кувшинка

Ребус 34

Ключ: сом

Ребус 35

Ключ: столб

Ребус 36

Ключ: рукав

Ребус 37

Ключ: лук

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/485479-metodicheskij-material-dlja-mladshih-shkolnik

Также вас может заинтересовать

  • Конспект логопедического занятия в 1 классе VII вида Дифференциация звуков [ш] — [ж]
  • Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Корень слова»
  • Путешествие в сказочную страну- Речь.
  • Автоматизация твёрдого звука Р в словах со стечением согласных (СТРА)
  • Логопедическое занятие по теме «Звук и буква С. Обувь»

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

«Ребус» — слово латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» — «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь)). В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.

Значение ребусов — работа по обучению детей школьного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению благодаря овладению навыками их разгадывания. А так же решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.

Задачи:

  • развитие фонематического, языкового анализа и синтеза;
  • закрепление знаний звукобуквенных обозначений;
  • формирование словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления;
  • развитие способности переноса полученных навыков на незнакомый материал;
  • запоминание орфограмм.

Решить ребус значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.

  • Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение (обычно это пословица, поговорка, афоризм, цитата).
  • Количество отдельных элементов, входящих в ребус (рисунков, а также букв, цифр, знаков, символов, фигур и так далее), не ограничивается.
  • Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках».
  • Приёмы могут применяться как самостоятельно, так и в различных сочетаниях (комбинациях) друг с другом.
  • Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний (комбинаций) не ограничивается.

Основные правила составления ребуса:

1 Переворачивание рисунка, знака, символа, фигуры (далее — картинка, в отличие от буквы и цифры) служит для указания, что загаданное с помощью картинки слово должно читаться задом наперёд.

  1. Применение запятых (также и перевёрнутых запятых) слева или справа от картинки служит для указания, что в загаданном с помощью картинки слове следует удалить определённое количество начальных или конечных букв.

При этом:

  • количество запятых соответствует количеству удаляемых букв;
  • запятые, стоящие слева от картинки, указывают на удаление начальных букв слова;
  • запятые, стоящие справа от картинки, указывают на удаление конечных букв слова.
  1. Помещение буквы или нескольких букв справа или слева от картинки служит для указания, что эту букву (несколько букв) следует добавить в конце или в начале загадываемого слова.
  2. Зачёркивание буквы и помещение рядом с нею или над нею другой буквы служит для указания, какую букву, и на какую, следует заменить в загаданном слове.
  3. Проставление математического знака равенства между двумя буквами служит для указания замены одной из этих букв на другую.
  4. Применение стрелки, идущей от одной буквы к другой, тоже служит для указания соответствующей замены букв.
  5. Помещение над картинкой ряда цифр 1, 2, 3, 4 и т.д. служит для нумерации букв в загаданном слове (цифра 1 означает первую букву слова, цифра 2 — вторую и так далее).

При этом:

  • изменение порядка цифр служит подсказкой: «Измените порядок букв в загаданном слове». Например, цифры 3, 2, 1, 4 над картинкой пилы показывают, что в слове «пила» надо переставить первую и третью буквы; ответ: «липа»;
  • употребление цифр в меньшем количестве, чем букв в загаданном слове, служит подсказкой, что из загаданного слова надо отобрать только указанное количество букв. Например, над картинкой пилы стоят две цифры: 4, 1. Это означает, что из слова «пила» надо отобрать только две буквы: четвёртую и первую, причём поставить их именно в этом порядке; ответ: «ап»;
  • употребление зачёркнутых цифр служит подсказкой, что в загаданном слове надо убрать соответствующие буквы. Например, над картинкой пилы стоят цифры 1, 2, 3, 4, при этом цифра 4 зачёркнута. Это означает, что в слове «пила» надо убрать четвёртую букву; ответ: «пил». (Зачёркнутая цифра может и не стоять в ряду остальных цифр, при этом её значение то же самое.
  1. Использование горизонтальной черты между размещёнными друг под другом картинками, буквами служит для зашифровывания буквосочетаний «на», «над», «под», а также предлогов «на», «над», «под», если ребусом загадывается какая-либо фраза.
  2. Использование различного расположения картинок, букв относительно друг друга (одни внутри других, одни за другими, одни вразброс по другим, одни «бегут» к другим, одни «выходят» из других и так далее) служит для зашифровывания букв и буквосочетаний «в», «к», «у», «с», «за», «по», «из», «на», «перед» и многих других, которые в русском языке являются предлогами, а также буквы «и», являющейся союзом.
  3. Использование перечисленных и других аналогичных приёмов в самых различных сочетаниях, комбинациях. Например, использование одновременно и перевёрнутой картинки, и запятой перед нею.

Ребусы, составленные с использованием одного приёма.

Прибавь к букве (буквам) название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:

К букве (буквам) добавь название рисунка, затем – следующую букву (буквы) и прочитай зашифрованное слово:

Замени букву и прочитай зашифрованное слово.

Убери букву из слова. Какое новое слово получится?

Убери обозначенную цифрой букву из слова. Какое новое слово получится?

Измени порядок букв в слове. Какое новое слово получится?

Не читай столько первых/ последних букв, сколько запятых нарисовано после картинки. Какое слово получится?

Обрати внимание на то, как расположены буквы и расшифруй слова.


Ребусы, составленные с сочетанием разных приёмов.










Ребус — это рисунок-головоломка, сочетающая использование иллюстрированных картинок с отдельными буквами для изображения слов или фраз. Композиция может напоминать древние письмена. Ранняя форма ребуса встречается в изобразительных произведениях, где абстрактные слова, трудно поддающиеся изображению, были представлены изображениями группы предметов. Ребусы применяют при обучении чтению или в проектной деятельности.

Классический ребус подразумевает название предмета, и единственной верной должна быть одна разгадка. Задуманный ответ на головоломку не должен содержать орфографических и смысловых ошибок. Если разгадкой ребуса является одно слово, то оно может быть только именем существительным в единственном числе (кроме слов-исключений, например, «грабли») и в именительном падеже.

Приемы составления ребуса

  1. Отображение загаданного слова на одном рисунке — это слишком просто. Лучше использовать двусмысленные слова. Можно сделать ребус с использованием портретов известных людей или изображений известных исторических событий.
  2. Если рисунок перевернут, то это означает, что слово должно читаться задом наперед.
  3. Чтобы расшифровать нужное понятие, необходимо удалить некоторые буквы из слов, которые его составляют. Запятая после изображения означает, что последняя буква в слове выбрасывается (или несколько букв, в зависимости от количества запятых).
  4. Чтобы убрать буквы из середины слова, пишется зачеркнутая буква, которую следует игнорировать при чтении. Указанное сложение или вычитание букв в иллюстрированных словах производит другое слово или название.
  5. Некоторые головоломки ребуса имеют слова с различными размерами, такими как большой, маленький, которые указывают на другое слово или намекают на ответ.
  6. При создании ребусов часто используются цифры, они могут быть применены в двух случаях. Если над изображением есть цифры, то это порядок расположения букв. Стрелка, направленная от одной буквы к другой, означает замену.
  7. Множество предлогов с одним и тем же рядом букв можно встретить во многих словах. С их помощью можно зашифровать ответ.
  8. С помощью цифр можно создать математический ребус. Расстановка ряда значений над изображением позволяет понять в каком порядке расположить буквы.

Классические ребусы полезны для развития детей, которые любят интересные загадки и головоломки.

Предлагаемая игра — логопедические ребусы для дошкольников и младших школьников — помогает не только запомнить написание букв, но и развивает логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память. В игре 3 вида заданий: определить в каких буквах встречается тот или иной элемент, составить буквы из  данных элементов, прочитать слова по буквам разной величины и разным по написанному шрифту.

Игра рассчитана на детей младшего школьного возраста, но может быть интересна и более младшим ребятам. Игра-ребусы может использоваться в практике логопеда для профилактики недостатков письменной речи.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

В программе начальной школы по
грамматике и правописанию есть слова, данные в
специальных списках для каждого класса. В
основном это слова, написание которых
традиционное и не охватывается орфографическими
правилами, не проверяется (стакан, пальто,
директор и др.) или же является трудным для
младших школьников (растение, тепловоз и др.). Без
усвоения их правописания невозможно научить
детей грамотному письму.

По мнению психологов, для полноценного
усвоения учащиеся должны встретиться с
изучаемым в различных ситуациях несколько раз. А
словарные слова — самые трудные для написания,
поэтому требуют особо кропотливой работы.
Школьная практика показывает, что традиционные
методы не обеспечивают
выработку грамотного написания этих труднейших
слов.

При работе с непроверяемыми
написаниями учителя часто предлагают детям:
“Внимательно посмотрите на это слово и
запомните, как оно пишется” (т.е. опираются
только на зрительную память, которая не у всех
одинакова), или: “Напиши слово пять раз и запомни
как оно пишется” (опираются на рукодвигательную
память).

Но правописание трудных слов лучше
усваивается при одновременном участии
нескольких видов памяти: зрительной,
речедвигательной, слуховой, эмоциональной и др.
виды памяти – чем больше, тем лучше (см.
С.М.Бондаренко. Беседы о грамотности).

В своей многолетней практике пришлось
использовать разные приемы и средства работы со
словарными словами. Хотелось бы рассказать об
одной интересной находке, которая позволяет
разнообразить эту работу, запоминать слова
непроизвольно уже в процессе их отгадывания,
привлекая к участию зрительную, слуховую и
прежде всего эмоциональную и логическую виды
памяти.

Было составлено пособие “Ребусы к
словам с непроверяемыми и трудными
написаниями”, которое может быть использовано и
на уроке, и во внеклассной работе по русскому
языку и в русской, и в национальной школе. Ко всем
словарным словам составлены ребусы. На обратной
стороне каждого ребуса написана отгадка с
выделением непроверяемой орфограммы.
Большинство ребусов составлено таким образом,
что непроверяемые написания выделены цветом,
жирным шрифтом или находятся в сильной позиции
благодаря специальному приему, использованному
в каждом ребусе. Этот принцип не позволяет
допустить ошибку в написании слова-отгадки.
Обратимся к некоторым из них:

Оригинальность, необычность
первичного восприятия помогают лучше
запечатлеть образ слова в памяти. При
отгадывании ребуса моментально концентрируется
внимание всех учащихся, не остается ни одного
равнодушного ученика. Именно особый интерес,
оригинальность подачи слова повышает
эффективность этой работы.

    • Что это?
    • Почему так?
    • Что за “О”?
    • Что за “И”?
    • “О” с “И”?

– Ах?! Это осина! – и тому подобные
рассуждения идут непроизвольно и запоминание
непроизвольное, а не по команде “Запомните
правописание этого слова!”.

Далее работа идет обычно: выясняется
значение слова с использованием предметной
картинки, орфографически проговаривается слово
по словарной карточке. Можно представить
написанный образ слова с закрытыми глазами – все
это усиливает отгаданный и написанный образ
слова.

Затем – запись слова в тетради, подбор
родственных слов, составление словосочетаний,
предложений и т.д. Таким образом новое слово дети
отгадывают, видят, слышат, произносят,
употребляют в предложении, в тексте,
неоднократно пишут.

Работа по ребусам на уроках русского
языка развивает логическое мышление,
стимулирует творческую активность учащихся.
Постепенно дети усваивают приемы, необходимые
для их решения и сами начинают активно
составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к
урокам и внеклассным занятиям и по другим
предметам.

Включение ребуса в урок – праздник для
детей. Поэтому даже самый сложный этап урока
проходит как отдых. В глазах детей зажигается
огонек радости. А радость познания,
эмоциональный настрой – главные помощники
учителя на уроке и во внеклассной работе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕБУСЫ ДЛЯ ПРOФИЛАКТИКИ OШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ.

Эти ребусы помогут старшим дошкольникам и младшим школьникам в профилактики ошибок на письме.
Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот.
Задания представлены от простого к сложному.

April 5 2014, 17:17

РЕБУСЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ.

Автор — Татьяна57. Это цитата этого сообщения

РЕБУСЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОШИБОК ПРИ ПИСЬМЕ.

а-0 (510x700, 32Kb)

Перед вами ребусы для профилактики ошибок на письме, предназначенные для старших дошкольников и младших школьников.
Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот.
Задания представлены от простого к сложному.

а-1 (511x700, 40Kb)

а-2 (510x700, 62Kb)
а-3 (510x700, 40Kb)
а-4 (506x700, 32Kb)
а-5 (506x700, 46Kb)
а-6 (510x700, 52Kb)
а-7 (510x700, 40Kb)
а-8 (510x700, 46Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

автор: Шлыгина Елена Юрьевна

учитель-логопед МБОУ Школа №11 города Сарова Нижегородской области

Работа с ребусами на логопедических занятиях как средство профилактики нарушений письменной речи

Методическая разработка учителя-логопеда в свете реализации ФГОС

Тема: Работа с ребусами на логопедических занятиях как средство профилактики нарушений письменной речи.

Цель: через разгадывание ребусов преодолевать нарушения письменной речи у учащихся с ОВЗ. 

Задачи: 

Обучающая задача: сформировать представления о простых и сложных ребусах. Учить их разгадывать, сливая слоги и буквы в слова. Продолжать учить составлять из слов простые предложения; составлять предложения по предложенной схеме.

Развивающая задача: Развивать умение разгадывать ребусы разного вида.

Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, творческую активность.

Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков». Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно развивать нестандартное мышление. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки и находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание и правописание. 

      Путём логических выводов, звуко-буквенного анализа и выполнения определённых инструкций, выраженных символически, определяется новое слово или фраза. Ребусы позволяют ребёнку проявить себя, немного пофантазировать, а также закрепить  навыки чтения и письма. Ребусы способствуют умственному   развитию ребёнка, развитию зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти

      Ребусы могут использоваться на разных этапах логопедической работы: 

При работе над устной речью

  • Автоматизация звука
  • Дифференциация звуков

При работе над письменной речью

  • В процессе коррекции нарушений языкового анализа и синтеза
  • При оптических затруднениях

        Работа с ребусами является одним из приемов по коррекции нарушений различных форм языкового анализа и синтеза. Ребусы помогают детям видеть и правильно употреблять предлог, развивать память, мышление, способность к переключению

        Для того, чтобы дети научились разгадывать ребусы, нужно познакомить их с основными принципами разгадывания. Предлагаю рассмотреть наиболее частые из них.

  • принцип: буква + слово или слог + слово
  • принцип: замена одной буквы в слове на другую
  • принцип: помещение буквы, слога или слова внутри другой буквы
  • принцип: расставь буквы в слове в нужном порядке
  • принцип: запятые в начале или в конце слова – это буквы, которые не надо использовать при составлении нового слова.
  • принцип: зачеркнутая буква, эту букву читать не нужно.

Таким образом, работа с ребусами на логопедических занятиях формирует интеллектуальную готовность детей к овладению письменной речью, развивает зрительное и слуховое внимание учащихся, а также повышает интерес к занятиям. 

  • Ребенок делает много ошибок при чтении
  • Ребро жесткости ошибка при создании ребра жесткости
  • Расшифровка ошибок шевроле ланос
  • Ребенок делает много ошибок при списывании
  • Ребенок умер от врачебной ошибки