Ребята уверяли что мы свою команду не подведем исправить ошибки

Представьте себе, что вы работаете корректором в печатном издании. Исправьте ошибки в построении предложений. По два предложения из каждой части запишите в исправленном виде.

I. 1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила. 2) Алеша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3) Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем. 4) Коля твердо решил, что я больше опаздывать не буду.

II. 1) Большая заслуга ребят в этом, что в трудные дни они не растерялись. 2) Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Дима прав.

III. 1) Я понятия не имел, что сколько еще времени надо ехать до нужной остановки. 2) Петр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам. 3) У костра Долохов спросил, что где находится шестой полк. 4) Тогда Долохов стал расспрашивать, как готовятся ли они к нападению на казаков.

Комплект из тридцати двух карточек для индивидуальной работы по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными».

КАРТОЧКА 1

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Составьте схемы сложноподчиненных предложений.

Земля.

Человек появляется на свет на земле. Тут он р. .стёт узн..ет мир и жизнь. Узн..ёт ласковые руки матери и жёсткие рабочие руки отца. Познаёт память о тех кто жил до него кто своим трудом укр..шал землю на котор..й он живёт. Он позн..ёт чу..тво ответств.ности перед родивш..й его землёй которая дала ему всё.

В пр…даниях всех народов любимые герои наб..рались сил пр…падая к родной земле. Землёй кл..лись. Горсть родной земли брали с собой отпр..вляясь в дальние страны.

Из любви к самому сокровенному и дорогому клочку земли рождается любовь молодых людей ко всей великой Отчизне нашей рождается ист..нное сыновнее чу..тво к ней.

Мы знаем какие страшные раны нанос…т война земле. И нет у землян нынче ничего важнее мира.

КАРТОЧКА 2

Перепишите предложения в таком порядке: 1) выражающие косвенные сообщения; 2) выражающие косвенные побуждения; 3) выражающие косвенные вопросы. Расставьте знаки препинания.

1) Генерал осведомился не сын ли я Андрея Петровича Гринёва. 2) Я сказал мальчикам что заблудился и подсел к ним. З) Кондукторша спросила до какой остановки нам ехать. 4) Ты беги скажи дедушке что(б) он отдыхал. 5) Мы (на)перебой ра..праш..вали кучеров смирные ли у них лошади или горячие. 6) Девочки в рёв требовали что(бы) их посадили рядом с Сашей. 7) Отец спросил у Фроси не пойдёт ли она в клуб. 8) Антонина спросила каков Куприн с виду.

КАРТОЧКА 3

Выпишите из текста сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными и построите их схемы.

Деревья-памятники.

О человеке, к которому я направился, ходят по вятской земле легенды. Рассказывают люди о том, как, вернувшись после войны в родную деревню, надумал фронтовик голыми руками пруд копать возле своего дома. Долгие годы копал, а как закончил дело, принялся по берегу пруда деревья сажать.

у дома Николая Григорьевича Шахтарина, что стоит неблизко от железной дороги, я остановился поражённый.

Пруд, очертания которого с трудом угадывались под снегом, был не так велик. Были на берегу ели, сосны, тополя, кедры, не такие высокие, какими рисовала их фантазия. Только те из них, что успели уже окрепнуть, налиться силой, не просто росли. Каждое на своём ровном стволе, как медаль на груди, несло небольшую. овальную жестяную табличку с фразой, начало которой повторялось везде дословно. «Пусть растёт в честь Аркадия Андреевича Шалагинова. Погиб под Москвой в 1942 г.».

Деревья долговечней людей. Я знаю, что придут люди поклониться деревьям-памятникам. Придут и постоят молча на этой аллее, где у каждого дерева — своё имя.

КАРТОЧКА 4

Исправьте и объясните ошибки в построении предложений. По два предложения из каждой части запишите в исправленном виде.

1. Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила. 2. Алёша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3. Учитель объяснил Васе, что ошибся в вычислении. 4. Майор сказал, что мы с товарищем ходили в разведку. 5. Ребята уверяли, что мы свою команду не подведём. 6. Коля твёрдо решил, что больше опаздывать не буду.

КАРТОЧКА 5

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определите вид сложных предложений.

Вопрос как и когда возникли ф. .милии инт..ресует многих. Коротко на него ответить (не)возможно ф..милии (не) возникли в (одно)часье в какой(либо) один определенный месяц или год. Они всё время возн..кали на прот..жении 500 и даже более лет.

В России во время (все)общей переп..си нас..ления в 1897 году вы…снилось что почти 75% сельского нас..ления (не)имеет ф..милий.

Одними из первых обл. .дателей ф. .милий были кн. .зья но мелкие либо средние. Цари короли великие кн..зья (не) нуждались в ф..милнях. Право н..сить ф..милию имел узкий круг людей. Ещё не все мелкие дворяне в ХУII веке имеют ф..милии совершенно (не) имеют ф..милий как прав. ло и под..вляющее больш..нство крестьянства.

Над..ление зн.лительного числа людей ф. .милиями происходило (во)время призыва в армию но тем (не) менее и после Октябрьской революции почти половина сельского нас..ления (не) имела настоящих ф..милий и получила их в связи с пров..дившейся паспортизацией.

Новые ф. .милии будут возн. .кать и в будущем хотя время их массового форм..рования прошло.

КАРТОЧКА 6

Выпишите только сложноподчинённые предложения. Объясните, что соединяют союзы и во 2-м и 6-м предложениях.

1) Луна за облаком спала, но люди ей не подражали. 2) Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и вечером на тяге определилась новая фаза весны. 3) Когда он первый раз открыл глаза, его улыбку встретила гроза. 4) Антипыч, чтобы не мешала ему Травка, пр. .в. .зал её у дома. 5) Уснула щука, да зубы не спят. 6) Так как во время уроков я постоянно вертелся около стола и не на шутку мешал занятиям, тётушка решила усадить за букварь и меня.

КАРТОЧКА 7

Вставьте в предложения данные в скобках слова и скажите, как при этом меняются значения предложения.

1) Папа сказал, что Коля привёл собаку (чтобы, будто). 2) Тренер знал, как будут проходить соревнования (что, когда). З.) Вожатый напомнил о том, что важно выполнять все условия конкурса (как, насколько). 4) Из передачи мы узнали, что птицы ежегодно возвращаются в родные места (как, отчего) . 5) Одного из атлетов спросили, как он выполнил нормы мастера спорта (ли).

КАРТОЧКА 8

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Найдите в тексте примеры бессоюзных и союзных сложных предложений, среди последних выделите сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

На дне реки в вязк..й густой т..мноте р..скалё(н, нн)..м угольком тлел бак..н а на той ст..роне у самой воды п..лыхал белый клоч..к огня. Ваня видел как на воде м..нялось в оч..ртаниях искр..стое пятно. Это наверно п..ромщики или рыбаки жгли костёр. А где-то за островом то уд..лялись то пр..ближались глухие звуки. Там была пристань и вероятно в Городинск шёл п..(с, сс)ажирский. Минут через пять река за островом заст..нала и загр..мела. Из темноты св..ркнуло созвездие огней и вода под этими огнями зам..талась острыми быстрыми вспышками.

Наверное в Городинск едут подумал Ваня. И чай пьют. Ваня пр. .двинулся ближе к огню т..ропливо подбросил в костёр веток. Колючий холодок прош. .лся по спине и затылку. В наступивш. .й тишине потреск..вали сучья. В потёмках тр. .щали кусты) т..жело вздыхало на реке.

КАРТОЧКА 9

Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, затем составьте из этих частей сложносочинённые предложения и запишите их. Подчеркните грамматическую основу предложений.

О б р а з е ц. Дождь не прекращался. Поездку пришлось отложить.— Дождь, хлынувший с утра, не прекращался, и поездку пришлось отложить.

1) По полю струится светлая речка. Кудрявая липа отр.жается в её ст..кля(н, нн)ой воде. 2) Поднялся сильный ветер. Чу(?)ствовалось пр..ближение грозы. З) Солнце уже подн..лось довольно высоко. Туман пост..пе(н, нн)о стал и..чезать. 4) Коровы брели по деревенской улице. У ворот их встр..чали хозяйки. 5) Мачта к..чалась. Флаг на ней к..зался живым. 6) Д..леко р. .зн..сились звуки гармошки. Ей подп..вали весёлые девич. .и гол ос а.

КАРТОЧКА 10

Перестроите простые предложения с однородными членами в сложносочинённые.

О б р а з е ц. Соня посмотрела на меня и вдруг громко заплакала.— Соня посмотрела на меня, и вдруг раздался громкий плач.

1) Девочка подошла к ребёнку и ласково улыбнулась. 2) Поднялось солнце и высушило росу на траве и листьях кустарника. З) Начался сильный дождь и быстро намочил асфальт, крыши домов, траву и деревья. 4) Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку. 5) В пр..морский парк пришли женщины и подрезали разросшиеся кусты. б) Рабочий усовершенствовал инструмент и досрочно выполнил план.

КАРТОЧКА 11

Спишите предложения, распределяя их на группы по значению и союзам. Подчеркните грамматические основы и объясните пунктуацию предложений.

1) В(?)ётся узкая стёжка, уводящая меня в синее царств тайги, и я послушно ступаю по ней, как по нити сказочного бабушкиного клубка. 2)Загремел засов и мы ощупью вошли в сени. З) Небо посинело, в нем уже зажглись первые тусклые звезды, а заря над лесом почти совсем погасла. 4) То снег, то мороз, то вдруг снег пойдет. 5) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. 6) Осень в роще разожгла костер, а над нею ветер распростер туч закатных дымные волокна. 7) Вот верь или не верь, но снится мне все чаще асбестовый карьер, огни в гигантской чаще. 8) Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.

КАРТОЧКА 12

Начертите схемы сложноподчинённых предложений с придаточным и определительными и изъяснительными.

1. В ущелье, где ходит ветер, охотник сидит у ручья. 2. Лётчик облокотился о перила и смотрел, как разгорается рассвет. З. Иванов сошёл с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети. 4. Кто не любит родную природу — тот не знает народной души. 5. Мы по колено заходим в светлую текучую воду, которая очень холодна теперь, в конце сентября, наклоняемся над водой и пьём её большими вкусными глотками. 6. Выйду, выйду я на берег, на. гранит Москвы-реки, посмотрю, как волны мчатся с ветерком вперегонки

КАРТОЧКА 13

Расставляя знаки препинания, спишите предложения, подразделив их на группы:

1) сложноподчинённые предложения с придаточным определительным; 2) сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.

1) Мы сами не замет..ли как сразу сукном армейским, нач..нался год. 2) Здесь не знают что такое сон (в)верх взл..тает рыхлая земля. З) Тот нищ кто в России не был. 4) И с нами город который мы (с) нов.. увид..м. 5) Слышала ты как полнится воздух жалобой моря? 6) Бл..гословлю земли пр..сторы за то что жил я в светлый век. 7) Этот бой в болоте диком на втором году войны не за город шел великий что один у всей страны.

КАРТОЧКА 14

Составьте и запишите сложносочинённые предложения, включив в них в качестве частей данные простые предложения. Подчеркните грамматическую основу в каждой части.

О б р а з е ц. Купаться разрешается только в купальне.— Купаться разрешается только в купальне, и мы направились туда.

1) Несколько ребятишек гоняли по двору мяч. 2) Никто на мой вопрос ответить не мог. З) Ссориться с другом я не хотел. 4). Оставаться на реке дольше не имело смысла. 5) Водой размыло глинистый берег. 6) Письмо принесли вечером. 7) Слой облаков очень тонок. 8) Слушатели просили исполнить новый марш. 9) Отец мне разрешил кататься на лыжах. 10) Это уникальная коллекция минералов. 11) В нашем доме нет ни капли воды.

КАРТОЧКА 15

Включите в одну из частей сложносочинённого предложения однородные члены, соединённые союзом и. Полученные предложения запишите.

О б р а з е ц. Река уже замёрзла, и первый снег покрыл прибрежную траву.— Река уже замёрзла, и первый снег покрыл прибрежную траву и кусты.

1) Наступила тишина, и стал явств..(н, нн)о слыш..н стук будильника. 2) (Не)ожида(н, нн)о зар..сли кустарн..ка пр..рвались и мы увид..ли чистую гладь реки. 3) Дни стали дли(н, нн)ее, и всё звонче р..здаются голоса с..ниц. 4) На берёгу лежал старый ч..лн, и (во)круг него густо разр..слись травы. 5) (На)кануне поездки мы проч..тали в пут. .водителе о достопримечат..льностях города, и маршрут был разработан удачно. б) (На)утро мама разбудила меня чуть свет, и я, подхватив рюкзак, выбежал из дому. 7) (В)дали шёл теплоход, и (от)туда доносилась тихая музыка.

КАРТОЧКА 16

Выпишите, расставляя знаки препинания, только сложносочинённые предложения. В скобках укажите смысловую связь между простыми предложениями (одновременность, последовательность).

1)Всё в такую минуту к..залось красивым (не)весомым уд..вительно приятным и густые тени деревьев и лунные блики ра(с, сс)ыпанные по земле и тихий молчаливый ш..пот леса. 2) Ревела гроза у горы Машук и ливень был молниями просвеч..н. З) Воздух уже обж..гает лицо и лёгким морозцем и трава седеет от первого утре(н, нп) ика. 4) Дверь ра..пахнулась и в комнату вбежал молод…нький младший лейтенант. 5) Женщина полем шла и пылающий куст р..биновый пр..жимая к груди несла. 6) Ещё цв..тут орехи и ольхи и их золотые с..рёжки ещё и сейчас дымят (?) ся от пр..косновения птичек. 7) Ореховые с..рёжки нач..ли дымить и под кажд..й порхающ..й в орешн..ке птичкой взл..тал дымок. (М. Пришвин.) 8) При свете трепетн..м луны еразились вит..зи жестоко сердца их гневом стесн..ны уж копья брош..ны далёко уже м..чи раздроблены кольчуги кровию покрыты щиты тр. .щат в куски разбиты.

КАРТОЧКА 17

Спишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с общим второстепенным членом, потом остальные предложения. Общий второстепенный член подчеркните.

1 ) По ночам (во) круг дома бр. .дили к. .р. .ульщики и тр. .щали тр. .щ. .тки. 2) Кончается лето и серая осень туманом ра. .пуст. .т косые дожди. З) Солнце небо цветы пч. .лы с утра до ночи работают (в) месте и каждый’ день всё больше и больше соб. .раеi-пся мёду в ульях. 4) Ветер рвёт морские ленты и тр. .вожен рёв волны. 5) Уже цв. .ла черёмуха в институтском парке и дважды были грозы. 6) Овин ра (с, сс) тел. .т низкий дым и долго под овином мы взором прист. .льным сл. .дим за лётом журавли (н, нн) ым.

КАРТОЧКА 18

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. На полях начертите схемы предложений.

1 ) Величава русская золотистая осень (не, ни)когда (не) бывает она (не, ни) грустной, (не, ни) скучной. 2) На воды б..гровые падают листья кружит(?)ся над крышами галочий табор пылают р..бины кудрявые кисти (и) так над землёю проходят октябрь. З) Откуда-то по..вился прохладный ветерок который днем в пр..сутствии солнца (не) решался высунуть на улицу носа. 4) Когда сюда пришли враги в жестокие часы стояли (на) смерть моряки у этой полосы. 5) Уг..сает закат ночь идёт на заставы грозовое молчанье тр. .вогу таит.

КАРТОЧКА 19

Расставляя знаки препинания, спишите предложения и подчеркните их грамматическую основу. Разберите значения сложносочиненных предложений и с помощью каких союзов они выражаются.

1) Каждую лошадь мы сравн..вали с Воронком и он всегда оказ..вался лучше всех. 2) Лес пр..тихнул. Редко- редко белка (по) верху стр..льнёт да под ней к…чнется ветка лист последний упадёт. 3) Не полным листом ещё оделась черёмуха но уже выбрас..вает она цв..точные бутоны. 4) Мне и трудно и грус(?)но порою и пути (не)легки. 5) Пч..лы(?) сборщ.,.цы сд..ют нектар а пр..ёмщицы склад..вают его в ячейки. 6) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд а за прудом село дымит(?)ся. 7) Милый край! То сним..т шапку ёлка то берё…за рукавом тр..хнёт. 8) В сад выхожу а в саду просторно. 9) Берёзка (не)взрачного роста и нет даже тени под ней.

КАРТОЧКА 20

Спишите предложения, подчёркивая грамматическую основу и вставляя пропущенные знаки препинания.

1) Я родился в Ялте и про это говорит(?)ся в паспорте моем. 2) С последним луч..м солнца по высот..м загорелись огни и нит..ми опоясали в..ршины холмов ун..зали берега. З) Вёз паровоз гудел и мчал он состав теплуш..к на восток. 4) Сидел рыбак весёлый на берегу реки и перед ним по ветру к..чались трос(?)ники. Сухой трос (?) ник он срезал и скваж..ну проткнул один конец зажал он в другой конец подул. 5) Сгущает(?)ся розовый сумрак заката и сильнее пахнут фиалки. 6) Первые лучи ск..льзнули по поляне и блики заиграли на кустах. 7) (Не) скрипят в сенях ступени и в саду темно. 8) Чаще капли дождевые вихрем пыль летит с полей и раскаты громовые всё сердитей и смелей. 9) В горнице вязала за столом старуха в железных очках и сидел прислоняясь к стене старик закрытыми глазами.

КАРТОЧКА 21

Спишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая грамматические основы предложений. Объясните, что в них соединяет союз и. Сделайте пунктуационный разбор предложений.

1) Ночи всё короче и с каждым днём всё раньше выше и ярче всходит солнце звонче запевают овсянки. и с. .ницы всё чаще перестук скатного жемчуга капели. 2) Бегу открывать и (не)ожиданно влетает ко мне весёлая и шумная к. .мпания. 3) Цв. .тёт сл. .ваясь пост. ленно и синь реки и синь небес. 4) Разбуди эту землю весна разбуди этот каме (н, нн) ый город сия. .вою сл. .пящей со сна я к. .пелью летящ…й за ворот. 5) В разговоре ночь короче и с ра (с, сс) ветом (не) сп. .ша греем душу до (пол) ночи разговором по душам. 6) Нева огни к..чает на медл. .ных волнах и тишина ночная лежит на берегах. 7) За лесом солнце спрят..лось и мрак сомкнул кольцо и от оврага холодом п…веяло в лицо.

КАРТОЧКА 22

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Составьте схемы предложений.

На рас. .вете . .гущался туман и капли падали на листики берёзы и листики с каплями т. .желея отрывались и падали на землю. Солнце взошло и туман рассе. .лся капли перестали падать и утре…ий лёгкий ветер (забавник) стал играть осиновыми листиками а от листиков на стволе осины прыгали и скакали тени. Время от врем. .ни какой (нибудь) листик отрывался и улетал и с ним исчезала его весёлая тень.

КАРТОЧКА 23

Перепишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм.

В лесу (на) встречу моему глазу на (не) вид. .мой паутине в. сели уголком две хвоинки. Паутина спускалась от самого вер…ха высокой сосны и хвоинки служили подвеском. Я пот. .нул хвоинку (в) низ на верш. .к отпустил и хвоинка прыгнула (в) верх. Я так до аршина натяг. .вал и всё она прыгала и после того как паутинка оборвалась хвоинка упала на землю.

Я подумал о том как в природе всё одно с другим связ…о и нет в ней (не, ни)чего случайного. И если выйд. .т случайное . .вление ищи в нём руку человека.

В лесу было тихо и только сверху волнами шумело. (Из)редк. . (не) вид. .мыми путями и (в) низу прох. .дил скв. .зняч. .к и шевелил какой (нибудь) жалкий листик спуще. .ый (с)верху паучком.

КАРТОЧКА 24

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Установите, в каких случаях сочинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложносочинённых, а в каких — однородные члены предложения. К какой группе относятся данные сложносочинённые предложения?

1. Научите вашу душу не только воспринимать но впитывать в себя прекрасное… 2. Создаёт музыку народ а мы, художники, только её аранжируем. З. Умейте любить искусство в себе а не себя в искусстве. 4. Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. 5. Свежо предание, а верится с трудом. 6. Орлам случается и ниже кур спускаться но курам никогда до облак не подняться. 7. Знание — орудие а не цель.

КАРТОЧКА 25

Отредактируйте предложения, ликвидируйте скопление одинаково звучащих союзов и союзных слов.

1) Проводник, который должен был доставить подпольщика на паровоз, который ожидался с минуты на минуту, очень волновался. 2) По дороге в лагерь мы очень замёрзли и, забыв про все примечательные места, про которые нам говорили ребята, побежали отогреваться в корпус, который нам отвели. З) Когда мы подошли к станции, то не знали ещё, когда должен был прийти поезд. 4) В тех странах, где обучение платное, многие дети не ходят в школу из-за того, что у их родителей нет денег для того, чтобы оплатить их обучение.

КАРТОЧКА 26

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните союзы. Определите, к какой группе относятся данные сложносочинённые предложения.

1. Постояв развязали кошли пилигримы но швейцар не пустил скудной ленты не взяв. . . 2. Ночная мгла на город трепетный сошла но долгожители не спали и меж собою толковали о дне минувшем. З. Вековые кедры и ели утратили свой белый наряд зато на землю во многих местах намело большие сугробы. 4. Ещё в полях белеет снег а воды уж весной шумят. 5. Кто виноват из них, кто прав,— судить не нам да только воз и ныне там. 6. Ты сер а я, приятель, сед… 7. Ночь ещё только обняла небо но Бульба всегда ложился рано.

КАРТОЧКА 27

Продолжите предложения, чтобы получились сложносочинённые с разными союзами. Запишите, расставляя знаки препинания.

1. На пе(р, рр)оне было несколько человек старуха с большой сумкой группа школьников и дежурный по станции. 2. Мне казалось прекрасным всё и плотные тени деревьев и яркий свет луны и шёпот листьев. З. Походные вещи рюкзаки сумки свёртки загром..ждали комнату. 4. По шо(с, сс)е неслись бе..численные машины грузовики автобусы новенькие «Жигули» и видавшие виды «Победы». 5. Я не уставал рассказывать друзьям обо всём о речке рыбалке на з..ре (не)виданных размеров белом грибе найденном мной. 6. Туристу охотнику просто другу природы всем приятно войти в лес росистым летним утром.

КАРТОЧКА 28

Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и подчёркивая союзные слова. Над союзными словами укажите, какими членами предложения они являются.

1. Это был тот знам..нитый артист которого она видела на сцене в прошлом году. 2. Мы пошли по пляжу в ту сторону куда поехал Игорь. З. Сивчуком оказался тот старик который показ..вал Антонине дорогу на ма(с, сс)ив. 4. Потом к ним прибежал тот круглолиц..й паренёк с которым Антонина ст..лкнулась в дверях конторы. 5. Домик где жили Неходы стоял близ (?) горы. 6. Моряки сидели под соснами на шинелях которые они только что получили. 7. Возвратились наши парни что летали возле звёзд. 8. По парку что строго расчерч..н в дублёнке сибирской хожу. 9. Дело которым вот уже более двух месяцев занимался Чижов к..салось ремонта дома.

КАРТОЧКА 29

Перестройте сложносочинённые предложения так, чтобы получились простые предложения с однородными членами.

О б р а з е ц. Василиса Михайловна нащупала выключатель, и в комнате вспыхнул свет.—Василиса Михайловна нащупала выключатель и зажгла в комнате свет.

1) Месяц светил в окно, и комната была залита его холодным светом. 2) Врач нашёл у Тани ангину, и ей пришлось лечь в постель. З) Солнце поднялось, и роса высохла. 4) Группа архитекторов разработала проект нового жилого дома, и он был внедрён в производство.

КАРТОЧКА 30

Выпишите сложносочинённые предложения, расположив их в такой последовательности: 1) с соединительными союзами, 2) с противительными союзами; 3) с разделительными союзами. Расставьте знаки препинания.

1. Прошумели дожди и столбами ушли от реки голубой на р..Внинь1 земли. 2. Серёже многое ещё хотелось узнать но он не решался спросить. 3. В горах всходило солнце и сизый уст..явшийся за ночь туман над морем р..дел и расп..лзался. 4. Пр.. знаться я очень редко бывал «хорошим мальчиком». То ввязывался на дворе в драку то уходил (без)спросу в гости то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. 5. Было ещё светло а в п..лковой к..нцелярии уже горел огонь. 6. Иль сына взор мой не проник иль обманул меня старик. 7. К сож..лению у папы для меня почти нет времени. Он врач. Го он торопится к больному или в госпиталь то он сейчас только вернулся (от)туда. 8. Небо (не) вспых..вало от молний а точно всё сияло их треп..тным голубым синим и (ярко)белым блеском.

КАРТОЧКА 31

В тексте дана одна часть сложного предложения с союзом а. Придумайте другую часть и запишите всё предложение. Поставьте знаки препинания.

1. Всё небо было усеяно звёздами и — —. 2. — — и деревья казались сказочными богатырями. З. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч и — —. 4. — — и облака рассеялись. 5. Налетел порывистый ветер и — —. 6. — — и вода напоила молодые деревца. 7. Поблёкли листья на деревьях и — —. 8. — — и журавли улетели в теплые страны. 9. Заря засияла на востоке и — .

КАРТОЧКА 32

Перестройте простые предложения с однородными членами так, чтобы получились сложносочинённые.

О б р а з е ц: Соня посмотрела на меня и вдруг громко заплакала. — Соня посмотрела на меня, и вдруг раздался громкий плач.

1. Девочка подошла к ребёнку и ласково улыбнулась. 2. Поднялось солнце и высушило росу на траве и листьях кустарника. 3. Начался сильный дождь и быстро намочил асфальт, крыши домов, траву и деревья. 4. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку. 5. В пр. . морский парк пришли женщины и подрезали разросшиеся кусты. 6. Рабочий усовершенствовал инструмент и досрочно выполнил план.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

О грамматических ошибках при построении
сложноподчиненных предложений

На выпускном экзамене в прошлом учебном году по
критерию К9 “Соблюдение языковых норм” не
сделали грамматических ошибок в собственной
письменной речи только 51% выпускников.

Предлагаем практический материал по
предупреждению грамматических ошибок при
построении СПП с придаточными определительными
и изъяснительными – его можно в различной форме
включить в ход урока. Работа по формированию
грамматических норм на уроке может быть,
например, организована в виде ролевой игры
“Корректор”.

Сложноподчиненные предложения с
придаточными определительными

Обращаем внимание учеников на то, что при
употреблении придаточных определительных часто
допускаются грамматические ошибки. Какие это
ошибки? Каковы способы устранения недочетов?

Задание 1. Подумайте, почему герою
романа И.Гончарова “Обломов” не понравилось
собственное письмо.

Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:

Милостивый государь!

Квартира, которую я занимаю во втором этаже
дома, в котором вы предложили произвести
некоторые перестройки, вполне соответствует
моему образу жизни…

Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные в
ученических сочинениях.

1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя,
который известен всей стране. 2) У памятника,
который был открыт недавно, всегда лежат цветы,
которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала
книгу, в которой рассказывается о городе, в
котором прошло мое детство.

– Какие способы устранения недочетов вы
выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного
определительного предложения причастным
оборотом?

Тренировочные упражнения

Задание 3. Объясните и исправьте
ошибки в построении предложений. Предложения
запишите в исправленном виде.

Илл. В.В. Морозова к роману
И. Гончарова “Обломов”. 1948

1) Режиссер дал актрисе трудное задание,
которую он очень верил. 2) Оратор своей речью
захватил внимание слушателей, которая всех
глубоко взволновала. 3) В пруду разводили рыбу, на
берегу которого мы жили. 4) Спортивные общества
организуются повсюду, которые стали очень
популярными. 5) Возле дома мы простились, в
котором жили Кравцовы. 6) Спустившись вниз в
лощину, Долохов велел казакам дожидаться,
которые сопровождали его.”

Вывод: надо перестроить предложения так, чтобы
придаточное определительное всегда стояло после
определяемого слова.

Подумайте, какое существительное главного
предложения согласуется с союзным словом который?
Двусмысленность возникает тогда, когда в главном
есть другое существительное того же рода.

Например: Лошади казаков, которые были
покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе
. (Кто был покрыт пеной – лошади или
казаки?)

В этом случае придаточное определительное
следует заменить причастным оборотом: Покрытые
пеной лошади казаков с трудом взбирались по
горной тропе.

Следует обращать внимание на согласование в
роде и числе союзных слов который (какой)
с тем словом главного предложения, к которому
относится придаточное (форма падежа зависит от
того, каким членом предложения является союзное
слово).

Падежная форма слова который обычно
определяется двумя условиями: 1) если оно не
зависит от других членов предложения, то
является подлежащим в придаточном предложении и
стоит в именительном падеже; 2) если же оно
зависит от сказуемого, то является дополнением и
его падежная форма управляется глаголом (или
прилагательным), являющимся сказуемым.

Задание 4. Укажите правильную форму
союзного слова который. Перепишите
предложения в исправленном виде; обозначьте род,
число, падеж союзного слова и укажите стрелкой,
от какого слова эта форма зависит.

1) Высокогорное озеро Рица, в которой
удивительно прозрачная вода, поразило меня. 2)
Есть такая страна – Детство, в которое уже мы,
взрослые, не попадем. 3) Ребята направились к селу
Федоров двор, который виднелся на крутом берегу
реки. 4) Наряду с двусоставными в русском языке
широко распространены односоставные
предложения, в котором подлежащее и сказуемое
выражены одним словом. 5) Обличительные речи
Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и
даже боятся изменений.

Задание 5. Определите, какая ошибка
допущена в структуре сложного предложения с
придаточным определительным. Перепишите
предложения в исправленном виде, подчеркните
союзное слово, надпишите над ним падеж, стрелкой
укажите, от какого слова он зависит.

1) В конце мая уже нет такой свежести, которой
была в апреле. 2) В письме говорилось, что в город,
который управляет городничий
Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

Задание 6. Исправьте предложения, заменив
в одном из придаточных союзное слово который
союзными словами где, куда, откуда, когда.
Исправленные предложения запишите, расставляя
знаки препинания.

1) Дом в котором поселились строители был
окружен тайгой в которой было много дичи. 2) Год
в который я переселился в Тюмень был богат такими
событиями которые невозможно забыть. 3) Поезд
на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в
который все спали. 4) Завод на который направили
молодого специалиста выпускает продукцию
которая очень нужна сельскому хозяйству. 5)
Страна из которой приехали молодые люди
нуждается в специалистах которых выпускает наш
институт.

– Какие способы исправления еще возможны?
(Употребление определительного оборота: …тайгой,
богатой дичью, …продукцию, очень нужную
сельскому хозяйству;
причастного оборота: …в
специалистах, выпускаемых…
)

Задание 7. Найдите и исправьте ошибки,
допущенные при построении предложений.

Обратите внимание: не следует использовать
разные синтаксические конструкции при одном
определяемом слове, т.е. одно и то же
существительное нельзя пояснить придаточным
предложением и причастным оборотом.

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и
бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. 2)
Огромная туча, которая медленно двигалась и
застилающая небо, заставила нас отказаться от
прогулки. 3) Занятия, которые проводил с нами
новый учитель физкультуры и очень
интересовавшие ребят, я посещал регулярно.

Задание 8. Объясните, в чем чеховский герой
отступает от литературных норм при употреблении
придаточных определительных предложений.

1. Вы меня извините, я человек, который
работающий… 2. Я человек, который в чинах, и то
живу просто.

Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными (фрагмент
урока)

Слово учителя. На первый взгляд, в
построении сложноподчиненных предложений с
придаточными изъяснительными нет ничего
сложного. Но это только на первый взгляд.

Попробуйте объяснить, что неверно в
предложениях, включенных в задание, с точки
зрения грамматики. (Используется раздаточный
материал.)

Учащиеся делают самостоятельные выводы, в
случае необходимости учитель корректирует их
ответы. Характер ошибки фиксируется на
специальном слайде “Виды грамматических ошибок
при построении сложноподчиненных предложений с
придаточными изъяснительными”.

Задание

1. Пьеса разоблачает “темное царство” и как
Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым
от них людям. (Неправильно соединены в качестве
однородных словосочетание (в роли дополнения) и
придаточное предложение.)

2. Командир сказал, данное мне поручение было
простым испытанием. (Пропущен союз что.)

3. Он считал, что будто мы его неправильно
поняли. (Неправомерно употребляются два
близких по значению подчинительных союза.)

4. Во время беседы ребятам задали вопрос, что
были ли подаренные книги им интересны. Брат
спросил меня, что зачем я взял с собой младшую
сестру. (В косвенно-вопросительных
предложениях нельзя одновременно использовать
подчинительный союз и частицу ли в роли союза
или союз что и другое союзное слово.
Правильно:
…задали вопрос, были ли подаренные книги им
интересны; …спросил меня, зачем я взял с собой
младшую сестренку.)

5. Корчагин твердо заявил, что к буденновцам я
обязательно перейду. (В придаточное
изъяснительное, представляющее собой косвенную
речь, ошибочно включаются элементы прямой речи.
Правильно:
Корчагин твердо заявил, что к буденновцам он
обязательно перейдет.)

Ролевая игра “Корректор”

Представьте себе, что вы работаете корректором
в печатном издании. Исправьте ошибки в
построении предложений. По два предложения из
каждой части запишите в исправленном виде.

I. 1) Судья указал участнику матча, что вы
нарушили правила. 2) Алеша сказал, что если бы я
знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3)
Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем. 4)
Коля твердо решил, что я больше опаздывать не
буду.

II. 1) Большая заслуга ребят в этом, что в трудные
дни они не растерялись. 2) Мне дали понять о том,
что я жду напрасно. 3) Мне долго пришлось
доказывать о том, что Дима прав.

III. 1) Я понятия не имел, что сколько еще времени
надо ехать до нужной остановки. 2) Петр
поинтересовался, что имею ли я разряд по
шахматам. 3) У костра Долохов спросил, что где
находится шестой полк. 4) Тогда Долохов стал
расспрашивать, как готовятся ли они к нападению
на казаков.

Н.С. КУШНАРЕВА,
станица Тагинская,
Республика Адыгея

МАОУ лицей 35 им.Буткова В.В.  Учитель Куркина О.П.   Урок русского языка в 9 классе

МАОУ лицей 35 им.Буткова В.В. Учитель Куркина О.П.

Урок русского языка в 9 классе

Тема урока:  «Сложноподчиненные предложения  с придаточными изъяснительными» Мележик О.Г.

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Мележик О.Г.

Заполните «слепую» схему

Заполните «слепую» схему

Сложные предложения бессоюзные ? союзные сочинительные союзы подчинительные союзы ? и союзные слова ССП ? СПП обстоятельственные ? определительные изъяснительные ? Где? Когда? Как? … ? Какой? Чей? ?  ? косв. падежей

Сложные предложения

бессоюзные

?

союзные

сочинительные союзы

подчинительные союзы

?

и союзные слова

ССП

?

СПП

обстоятельственные

?

определительные

изъяснительные

?

Где? Когда? Как? …

?

Какой? Чей?

?

? косв. падежей

Сегодня на уроке Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными. Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных придаточных. Продолжим учиться «читать» схемы предложений. Будем учиться конструировать СПП с придаточными изъяснительными.    Мележик О.Г.

Сегодня на уроке

  • Познакомимся с новым видом придаточных предложений – с придаточными изъяснительными.
  • Проведем наблюдение над использованием подчинительных «скреп» в данных придаточных.
  • Продолжим учиться «читать» схемы предложений.
  • Будем учиться конструировать СПП с придаточными изъяснительными.

Мележик О.Г.

Цифровой диктант Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью. Для определения типа придаточного предложения надо задать вопрос от придаточного к главному. Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами. Дополнения отвечают на вопросы: Какой? Чей? В предложении:  Фонарь освещал колодец , старый  клен под забором и растрепанный куст  настурции на пожелтевшей клумбе  - выделенные слова являются дополнениями. 10101 1 - верно 0 - неверно

Цифровой диктант

  • Простые предложения в СПП связаны подчинительной связью.
  • Для определения типа придаточного предложения надо задать вопрос от придаточного к главному.
  • Некоторые лингвисты сравнивают придаточные предложения с второстепенными членами.
  • Дополнения отвечают на вопросы: Какой? Чей?
  • В предложении: Фонарь освещал колодец , старый клен под забором и растрепанный куст настурции на пожелтевшей клумбе выделенные слова являются дополнениями.

10101

1 — верно

0 — неверно

 Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся .

Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся .

Я посмотрел на лесника. Редко мне случалось видеть такого молодца. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.

Я посмотрел на лесника. Редко мне случалось видеть такого молодца. Из-под мокрой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы.

Вывод  Дополнения чаще всего относятся к сказуемому и всегда отвечают на воп-росы косвенных падежей.

Вывод

Дополнения чаще всего относятся к сказуемому и

всегда отвечают на воп-росы косвенных падежей.

Сложноподчиненные предложения  с придаточными  изъяснительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными

изъяснительными

СПП с придаточным изъяснительным   ?  Косв. падежей Союзы что, как, Х  как будто… к.сл.  Союзные слова что, как,  куда, где, зачем… [ ], ( ) _ _ _ _ Частица ли

СПП с придаточным изъяснительным

? Косв. падежей

Союзы что, как,

Х

как будто…

к.сл.

Союзные слова что, как,

куда, где, зачем…

[ ], ( )

_ _ _ _

Частица ли

СПП с придаточным изъяснительным   СПП с придаточным изъяснительным ?  Косв. падежей Х Союзы что, как,  как будто… к.сл.+  ука з.сл .  Союзные слова что, как,  куда, где, зачем… [ ], ( ) _ _ _ _ Частица ли

СПП с придаточным изъяснительным

СПП с придаточным изъяснительным

? Косв. падежей

Х

Союзы что, как,

как будто…

к.сл.+

ука з.сл .

Союзные слова что, как,

куда, где, зачем…

[ ], ( )

_ _ _ _

Частица ли

 Помните ! В роли контактных слов в слож-ноподчиненных предложениях с при-даточными изъяснительными высту-пают слова со значением речи, мысли, состояния и др., которые выражаются глаголами , прилагатель-ными, причастиями, наречиями, именами существительными .

Помните !

  • В роли контактных слов в слож-ноподчиненных предложениях с при-даточными изъяснительными высту-пают слова со значением речи, мысли, состояния и др., которые выражаются глаголами , прилагатель-ными, причастиями, наречиями, именами существительными .

Задание №2

Задание №2

32 Составьте устно СПП, подобрав к главному предложению подходящее по смыслу придаточное предложение. Запишите полученное число. Выпишите СПП с придаточным изъяснительным. 53 Главное предложение Придаточное предложение Был тот предночной час… Вскоре Иван Иванович догадался … Он выехал оттуда … Нет той силы… Лицо его просияло...  … которая позволила бы покинуть родные края. … откуда одна за другой съезжали во двор лошади. … как только он увидел Наташу. … когда стираются очерта-ния, линии, краски. … где находится штаб. 25 14 41

32

Составьте устно СПП, подобрав к главному предложению подходящее по смыслу придаточное предложение. Запишите полученное число. Выпишите СПП с придаточным изъяснительным.

53

Главное предложение

Придаточное предложение

  • Был тот предночной час…
  • Вскоре Иван Иванович догадался …
  • Он выехал оттуда …
  • Нет той силы…
  • Лицо его просияло…
  • которая позволила бы покинуть родные края.
  • откуда одна за другой съезжали во двор лошади.
  • как только он увидел Наташу.
  • когда стираются очерта-ния, линии, краски.
  • где находится штаб.

25

14

41

Вскоре Иван Ива-нович догадался где находится штаб.

Вскоре Иван Ива-нович догадался где находится штаб.

СПП  с придаточными определительными СПП  с придаточными изъяснительными СПП  с придаточными обстоятельственными 1. Мне хотелось уйти туда, где мож-но спокойно предаться своим мыслям. 1. Я не вижу, где граница между товарищем и дру-гом. 1. Вот полянка, где между двумя ручь-ями я недавно со-бирал белые грибы. 2. Мы познаём друзей и близких в час, когда грозит беда. 2. Я не знаю, когда это будет. 2. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

СПП

с придаточными определительными

СПП

с придаточными изъяснительными

СПП

с придаточными обстоятельственными

1. Мне хотелось уйти туда, где мож-но спокойно предаться своим мыслям.

1. Я не вижу, где граница между товарищем и дру-гом.

1. Вот полянка, где между двумя ручь-ями я недавно со-бирал белые грибы.

2. Мы познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

2. Я не знаю, когда это будет.

2. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Вывод Одна и та же «скрепа» может при-соединять разные типы придаточных.  Для определения типа придаточного предложения задавайте вопрос!

Вывод

  • Одна и та же «скрепа» может при-соединять разные типы придаточных.
  • Для определения типа придаточного предложения задавайте вопрос!

?  Косв. падежей Х  гл.  будто, чтобы, если, кто, где, откуда, какой … [  ] , (  )

? Косв. падежей

Х

гл.

будто, чтобы, если, кто, где, откуда, какой …

[ ] , ( )

Задание №3

Задание №3

Исправьте ошибки в построении предложений. Постройте схемы предложений, выделите средства связи. Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем. Петр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам. Тогда Долохов стал расспрашивать, как гото-вятся ли они к нападению на французов.

Исправьте ошибки в построении предложений. Постройте схемы предложений, выделите средства связи.

  • Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем.
  • Петр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам.
  • Тогда Долохов стал расспрашивать, как гото-вятся ли они к нападению на французов.

Лингвистический эксперимент Мне никто не объяснил, когда бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, почему бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, какие бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, как бабочки летят на свет. Мне никто не объяснил, зачем бабочки летят на свет.

Лингвистический эксперимент

  • Мне никто не объяснил, когда бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, почему бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, какие бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, как бабочки летят на свет.
  • Мне никто не объяснил, зачем бабочки летят на свет.

Помните! Союзы и союзные слова иногда вносят в придаточное предложение дополнительные значения.  Однако тип придаточного определяйте только по вопросу, который задается от главного предложения!

Помните!

  • Союзы и союзные слова иногда вносят в придаточное предложение дополнительные значения.
  • Однако тип придаточного определяйте только по вопросу, который задается от главного предложения!

Подведем итоги!

Подведем итоги!

Придаточные изъяснительные относятся к ………………….. .. в главной части СПП, которое обозначает ……………………  контактному слову речь, мысль, чувство и т.д. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы …………………………………………………  косвенных падежей. К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи ………………………...  союзов, союзных слов и частицы ли. Придаточные изъяснительные могут занимать ………… позицию по отношению к главному предложению: …………… любую  препозицию, интерпозицию, постпозицию.

  • Придаточные изъяснительные относятся к ………………….. .. в главной части СПП, которое обозначает ……………………

контактному слову

речь, мысль, чувство и т.д.

  • Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы …………………………………………………

косвенных падежей.

  • К главной части придаточные изъяснительные присоединяются при помощи …………………………

союзов, союзных слов

и частицы ли.

  • Придаточные изъяснительные могут занимать ………… позицию по отношению к главному предложению: ……………

любую

препозицию, интерпозицию, постпозицию.

Домашнее задание  §22-24,  §22-24,  §22-24,  упражнение 109, 118.  упражнение 126.  упражнение 109, 118.  упражнение 126.  упражнение 109, 118.  упражнение 126.

Домашнее задание

  • §22-24,
  • §22-24,
  • §22-24,
  • упражнение 109, 118. упражнение 126.
  • упражнение 109, 118. упражнение 126.
  • упражнение 109, 118.
  • упражнение 126.

Предлагаем практический материал по предупреждению грамматических ошибок при построении СПП с придаточными определительными и изъяснительными – его можно в различной форме включить в ход урока. Работа по формированию грамматических норм на уроке может быть, например, организована в виде ролевой игры “Корректор”.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Обращаем внимание учеников на то, что при употреблении придаточных определительных часто допускаются грамматические ошибки. Какие это ошибки? Каковы способы устранения недочетов?

Задание 1. Подумайте, почему герою романа И.Гончарова “Обломов” не понравилось собственное письмо.

Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:

Милостивый государь!

Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предложили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни…

Задание 2. Исправьте ошибки, допущенные в ученических сочинениях.

1) Я учусь в школе, которая носит имя писателя, который известен всей стране. 2) У памятника, который был открыт недавно, всегда лежат цветы, которые приносят дети и взрослые. 3) Я прочитала книгу, в которой рассказывается о городе, в котором прошло мое детство.

– Какие способы устранения недочетов вы выбрали? Всегда ли возможна замена придаточного определительного предложения причастным оборотом?

Тренировочные упражнения

Задание 3. Объясните и исправьте ошибки в построении предложений. Предложения запишите в исправленном виде.

1) Режиссер дал актрисе трудное задание, которую он очень верил. 2) Оратор своей речью захватил внимание слушателей, которая всех глубоко взволновала. 3) В пруду разводили рыбу, на берегу которого мы жили. 4) Спортивные общества организуются повсюду, которые стали очень популярными. 5) Возле дома мы простились, в котором жили Кравцовы. 6) Спустившись вниз в лощину, Долохов велел казакам дожидаться, которые сопровождали его”.

Вывод: надо перестроить предложения так, чтобы придаточное определительное всегда стояло после определяемого слова.

Подумайте, какое существительное главного предложения согласуется с союзным словом который? Двусмысленность возникает тогда, когда в главном есть другое существительное того же рода.

Например: Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. (Кто был покрыт пеной – лошади или казаки?)

В этом случае придаточное определительное следует заменить причастным оборотом: Покрытые пеной лошади казаков с трудом взбирались по горной тропе.

Следует обращать внимание на согласование в роде и числе союзных слов который (какой) с тем словом главного предложения, к которому относится придаточное (форма падежа зависит от того, каким членом предложения является союзное слово).

Падежная форма слова который обычно определяется двумя условиями: 1) если оно не зависит от других членов предложения, то является подлежащим в придаточном предложении и стоит в именительном падеже; 2) если же оно зависит от сказуемого, то является дополнением и его падежная форма управляется глаголом (или прилагательным), являющимся сказуемым.


Задание 4. Укажите правильную форму союзного слова который. Перепишите предложения в исправленном виде; обозначьте род, число, падеж союзного слова и укажите стрелкой, от какого слова эта форма зависит.

1) Высокогорное озеро Рица, в которой удивительно прозрачная вода, поразило меня. 2) Есть такая страна – Детство, в которое уже мы, взрослые, не попадем. 3) Ребята направились к селу Федоров двор, который виднелся на крутом берегу реки. 4) Наряду с двусоставными в русском языке широко распространены односоставные предложения, в котором подлежащее и сказуемое выражены одним словом. 5) Обличительные речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

Задание 5. Определите, какая ошибка допущена в структуре сложного предложения с придаточным определительным. Перепишите предложения в исправленном виде, подчеркните союзное слово, надпишите над ним падеж, стрелкой укажите, от какого слова он зависит.

1) В конце мая уже нет такой свежести, которой была в апреле. 2) В письме говорилось, что в город, который управляет городничий Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

Задание 6. Исправьте предложения, заменив в одном из придаточных союзное слово который союзными словами где, куда, откуда, когда. Исправленные предложения запишите, расставляя знаки препинания.

1) Дом в котором поселились строители был окружен тайгой в которой было много дичи. 2) Год в который я переселился в Тюмень был богат такими событиями которые невозможно забыть. 3) Поезд на котором ехал Глеб прибыл на станцию в час в который все спали. 4) Завод на который направили молодого специалиста выпускает продукцию которая очень нужна сельскому хозяйству. 5) Страна из которой приехали молодые люди нуждается в специалистах которых выпускает наш институт.

– Какие способы исправления еще возможны? (Употребление определительного оборота: …тайгой, богатой дичью, …продукцию, очень нужную сельскому хозяйству; причастного оборота: …в специалистах, выпускаемых…)

Задание 7. Найдите и исправьте ошибки, допущенные при построении предложений.

Обратите внимание: не следует использовать разные синтаксические конструкции при одном определяемом слове, т.е. одно и то же существительное нельзя пояснить придаточным предложением и причастным оборотом.

1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух. 2) Огромная туча, которая медленно двигалась и застилающая небо, заставила нас отказаться от прогулки. 3) Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры и очень интересовавшие ребят, я посещал регулярно.

Задание 8. Объясните, в чем чеховский герой отступает от литературных норм при употреблении придаточных определительных предложений.

1. Вы меня извините, я человек, который работающий… 2. Я человек, который в чинах, и то живу просто.

Сложноподчиненные предложения
с придаточными изъяснительными (фрагмент урока)

Слово учителя. На первый взгляд, в построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными нет ничего сложного. Но это только на первый взгляд.

Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики. (Используется раздаточный материал.)

Учащиеся делают самостоятельные выводы, в случае необходимости учитель корректирует их ответы. Характер ошибки фиксируется на специальном слайде “Виды грамматических ошибок при построении сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными”.

Задание

1. Пьеса разоблачает “темное царство” и как Дикие и Кабанихи жестоко относятся к зависимым от них людям. (Неправильно соединены в качестве однородных словосочетание (в роли дополнения) и придаточное предложение.)

2. Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (Пропущен союз что.)

3. Он считал, что будто мы его неправильно поняли. (Неправомерно употребляются два близких по значению подчинительных союза.)

4. Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза или союз что и другое союзное слово. Правильно: …задали вопрос, были ли подаренные книги им интересны; …спросил меня, зачем я взял с собой младшую сестренку.)

5. Корчагин твердо заявил, что к буденновцам я обязательно перейду. (В придаточное изъяснительное, представляющее собой косвенную речь, ошибочно включаются элементы прямой речи. Правильно: Корчагин твердо заявил, что к буденновцам он обязательно перейдет.)

Ролевая игра “Корректор”

Представьте себе, что вы работаете корректором в печатном издании. Исправьте ошибки в построении предложений. По два предложения из каждой части запишите в исправленном виде.

I. 1) Судья указал участнику матча, что вы нарушили правила. 2) Алеша сказал, что если бы я знал о срыве игры, то не допустил бы этого. 3) Ребята уверяли, что мы свою команду не подведем. 4) Коля твердо решил, что я больше опаздывать не буду.

II. 1) Большая заслуга ребят в этом, что в трудные дни они не растерялись. 2) Мне дали понять о том, что я жду напрасно. 3) Мне долго пришлось доказывать о том, что Дима прав.

III. 1) Я понятия не имел, что сколько еще времени надо ехать до нужной остановки. 2) Петр поинтересовался, что имею ли я разряд по шахматам. 3) У костра Долохов спросил, что где находится шестой полк. 4) Тогда Долохов стал расспрашивать, как готовятся ли они к нападению на казаков.

  • Расшифровка сообщений об ошибках стиральной машины самсунг
  • Ребята строят снеговика ошибка
  • Ребенок допускает много ошибок при списывании текста
  • Расшифровка ошибок эур приора
  • Ребята прослушали песню исправьте лексические ошибки