Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию тип ошибки

4) Работу нужно закончить к пятому апреля. Пожалуйста помогите!!!

Дополнение автора от 19.11.15 11:33:55
Нужно указать какие там ошибки. Дано 4 вида ошибок, помогите их скомплектовать. а) нарушение лексической сочетаемости; б) ошибка в употреблении падежной формы существительного; в) неверное образование падежной формы числительного; г) использование просторечия.

Ответы

Произвела негативное впечатление; обеими руками; с этого места; необходимо закончить

19.11.15

Ответ не понравился автору вопроса

1) Стилистическая ошибка. Правильно: Речь депутата произвела негативное впечатление {на аудиторию} («эффект» и местоимение «этого» тут неуместны)
2)Грамматическая ошибка. Правильно: Ребёнок держался за коляску обеими руками.
3) Стилистическая ошибка. Правильно: Отсюда открывается хороший вид на море.
4) Стилистическая ошибка. Правильно: Работу необходимо завершить к 5 апреля.

1а; 2б;3г; 4в;
Ребенок держал коляску обеими руками.
Работу необходимо закончить пятого апреля.

5 ответов

24.11.12

Вопрос задан анонимно

1 ответ

25.05.13

Вопрос задан анонимно

Нормы лексической сочетаемости нарушены в предложении

1. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

2. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.

3. Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию.

4. Вопреки его предположениям, работу вовремя мы не закончили.

5. В газетах опубликовано очередное повышение цен на электроэнергию
Выберите один или несколько ответов:

1. Речь этого депутата произвела негативный эффект.

Какая лексическая ошибка.

Вы зашли на страницу вопроса 1. Речь этого депутата произвела негативный эффект?, который относится к
категории Русский язык. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 10 — 11 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    Что же такое свобода и своеволие? Свобода основана на нравственном законе, своеволие ₋₋ результат игры страстей. Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу». Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Свобода ₋₋ торжество личности, своеволие ₋₋ порождение индивидуализма. Своеволие ужасно по своим последствиям, по тому, что приводит к быстрому разрушению отдельного человека и созданию своевольцами общественных объединений. Но называть это трагедией нельзя. Это обезъяна трагедии, кривое зеркало, мерзость запустения, тлен, прах. Несчастье своевольца в разрыве между «хочу» (цель) и «могу». Когда своеволец не может добиться цели, он впадает в неистовство. Цель у своевольца бывает любая ₋₋ женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно… Своеволец, услышав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру все, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Своеволец уничтожает все и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и уничтожение ₋₋ неизбежные следствия своеволия. Мне думается, что в каждом человеке и в каждом обществе всегда есть элементы и свободы, и своеволия. Вопрос только в пропорциях.

2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Укажите в ответе лексические, морфологические и синтаксические особенности данного текста.

      Вышеприведенный текст принадлежит к публицистическому стилю речи и обладает характерными для данного стиля лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями.

     Лексическими особенностями публицистического стиля является то, что он рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию. Для публицистического стиля речи характерно использование языковых средств, различных по стилевой принадлежности, сочетание научной, разговорной и нейтральной фразеологии. Рассматриваемые или описываемые явления часто противопоставляются друг другу с целью усиления позиции автора, которую он хочет донести до читателя (слушателя): «Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Свобода ₋₋ торжество личности, своеволие ₋₋ порождение индивидуализма». В данном стиле используются, с одной стороны, книжные слова, поэтизмы, с другой стороны — разговорная лексика на грани просторечия и даже за гранью. В публицистическом стиле употребляются слова и устойчивые выражения метафорического характера (языковые средства, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской),  как в вышеприведенном тексте: «Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу», «Это обезъяна трагедии, кривое зеркало, мерзость запустения, тлен, прах». Также характерно использование  слов и выражений с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью, например:  «Своеволие ужасно по своим последствиям». Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика, именно с ней связано формирование публицистического стиля. Анализируемый текст также касается общественного значения такого рассматриваемого в нем явления, как «своеволие».  

     К морфологическим особенностям публицистического стиля относится употребление формы единственного числа имён существительных в значении множественного, например: «Свобода основана на нравственном законе, своеволие ₋₋ результат игры страстей», «Своеволец уничтожает все и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя». Под свободой и своеволием здесь подразумевается как сами варианты поведения неограниченного числа людей, так и результаты этого поведения; под «своевольцем» – многие индивиды. Характерна экспрессивность публицистической речи, использование форм превосходной степени различных частей речи: «впадает в неистовство», «уничтожает все и всех», «неизбежные следствия». В тексте часто используется настоящее время глагола: «говорит». «ищет», «ставит цели». Для такого вида текста характерна ярко выраженная личностность стиля, использование личных местоимений, например: «Мне думается...». Также в таких текстах часто используются  прилагательные и наречия с оценочным значением: «ужасно», «неизбежные».

       К синтаксическим особенностям публицистического стиля относится необходимость сочетания экспрессии и информационной насыщенности. Особенностью публицистического стиля является употребление коротких предложений – рубленая проза: «Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели». В публицистическом стиле употребляются эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: «Несчастье своевольца в разрыве между «хочу» (цель) и «могу». Когда своеволец не может добиться цели, он впадает в неистовство». В данном стиле используется обратный порядок слов в предложении (инверсия): «Разрушение и уничтожение ₋₋ неизбежные следствия своеволия».  Часто вводится в авторский текст прямая речь, например: «Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу». Нередко применяются эллиптические предложения (безглагольные фразы): «Свобода ₋₋ торжество личности, своеволие ₋₋ порождение индивидуализма».  

3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.

Августовский (допустимо – августовский, когда речь идет о месяце), агрономия, алкоголь, баловать, гофрированный, добыча, дремота, духовник, еретик, завидно, заржаветь, заусеница, зубчатый, изобретение, изыск, иконопись, квашение, кремень, мытарство, новорожденный, принудить, плесневеть и плесневеть (два равноправных ударения), правофланговый, сведущий, соболезновать, созыв, табу, фетиш, феномен, ходатайство.

4. От данных слов образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Автор – авторы

Бухгалтер – бухгалтеры

Вексель  — векселя (ранее допускалось вексели)

Договор – договоры

Доктор – доктора

Доцент – доценты

Инженер – инженеры

Инспектор – инспекторы, инспектора (оба варианта правильные)

Китель – кители, кителя (оба варианта правильные)

Кондитер – кондитеры

Кондуктор – кондуктора, кондукторы (работник транспорта, профессия), кондукторы  (деталь машины)

Конструктор – конструкторы

Лектор – лекторы

Лифтёр – лифтёры

Обыск – обыски

Ордер – ордера (документ), если тип архитектурной композиции допускается ордеры

Почерк – почерки

Профессор – профессора

Рапорт – рапорты

Редактор – редакторы, редактора (оба варианта правильные)

Ректор – ректоры

Шофёр — шофёры

5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.

Авизо  — официальное извещение об исполнении операции (как правило, банковской) или о проведении мероприятий.

Синонимом могут быть: письмо, уведомление.

Апологет — историческое название преемников апостолов и мужей апостольских — пытавшихся обосновать христианское учение и открыто защищавших его от критиков в период II—III столетий нашей эры раннехристианских писателей. Впоследствии так стали называть всех активных защитников и пропагандистов идеологических течений, систем, теорий или учений.

Синонимами могут быть: защитник, поклонник, приверженец.

Глобальныйотносящийся ко всему миру, распространяющийся на весь мир, всесторонний, полный, всеобщий, универсальный.

Синонимом может быть: всеобъемлющий.

Дилетант — человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки.

Синонимом может быть: любитель.

Имитация —  уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование.

Синонимами могут быть: подделка, модель, симуляция.

Интеллект —  качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущениевосприятиепамятьпредставлениемышлениевоображение, а также вниманиеволю и рефлексию.

Синонимами могут быть: разум, рассудок, ум, мыслительные способности.

Коалициясогласие,  сговор, добровольное объединение нескольких групп кого-либо (например: государстворганизацийполитических партий, лиц) для достижения определённой цели в чём-либо. В отличие от некоторых других типов объединений, каждый из участников коалиции сохраняет самостоятельность в делах, не связанных с целью коалиции. После достижения цели коалиция может распасться.

Синонимами могут быть: союз, сообщество, блок.

Консолидация — укрепление, объединение, интеграция, сплочение чего-либо (лиц, групп, организаций, движений и прочего)

Синонимами могут быть: объединение, группирование, сплочение.

Криминогенный обусловливающий, способствующий росту преступности, совершению преступления.

Синонимами могут быть: опасный, преступный.

Мизантроп — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость[.  Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством.

Синонимами могут быть: нелюдимый человек, циник, человеконенавистник.

Перспектива  планы, виды на будущее. Перспектива — это то, что дает возможность стремиться к чему-либо значимому впереди.  

Синонимами могут быть: будущее, альтернатива, надежда, возможность, шанс, картина, панорама, ракурс, ландшафт, план, проект.

Прецедент  случай или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для последующих действий в настоящем.

Синонимом может быть: пример.

Сакральный — в широком смысле всё, имеющее отношение к   божественному,   религиозному,    потустороннему,    иррациональному,   мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Синонимами могут быть: культовый, обрядовый, священный, неприкосновенный.

Табу  — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу, без четкого осознания какая именно это угроза.

Синонимом может быть: запрет.

Фиаско  — традиционный для Италии тип оплетённой сеном бутылки, в иносказательном значении — провал, полная неудача, крушение, крах. 

Синонимами могут быть: срыв, гибель, неуспех, несчастие.

Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств и зависящая от манеры исполнения и характера работы художника.

Синонимами могут быть: яркость, выразительность.

Предложения.

1. Подобного прецедента в судебной практике еще не было.

2. Правительства стран в одиночку не могут решить эту проблему, поскольку она носит глобальный характер.

3. Противниками были начаты активные боевые действия против коалиции.

6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.   

Блудный сын  человек, покинувший свой дом или коллектив в поисках новой жизни, занятий, возможно, ведущий беспутную жизнь, но затем раскаявшийся и вернувшийся назад

Давать слово  твёрдо уверять кого-либо в чём-либо, обещая выполнить что-либо.

Кануть в Лету  кануть в реку забвения, вылететь из головы, выскочить из памяти, порасти травой забвения, отойти в область преданий, кануть в небытие, кануть в вечность (Лета — река забвения в подземном царстве мёртвых Аиде).

Золотые руки — о том, кто умело, искусно все делает, справляется с любой работой, умение, способность очень хорошо делать что-либо.

Куры не клюют  очень много, в избытке. Чаще всего используется вариант «денег куры не клюют».

Перейти Рубикон    крылатая фраза, выражение, означающее готовность к решительным действиям, сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозврата». В 49 г до н. э. Юлий Цезарь пренебрёг запретом переходить реку Рубикон, отлично понимая, что этот шаг станет началом гражданской войны.  Применяется в значении: пойти ва-банк, переступить через порог, шагнуть за черту, собраться с духом,

сжечь за собой мосты.

Прокрустово ложе   произвольным образом созданный шаблон, под который пытаются подогнать или приспособить что-то насильственным способом, пренебрегая чем-то существенным и значимым; или выдуманный стандарт. Выражение «прокрустово ложе» обязано своим появлением персонажу древнегреческой мифологии — разбойнику Прокрусту (растягивающий), который подвергал пойманных им путников страшной пытке. Он клал их на ложе и смотрел, подходит ли оно им по длине, если нет – растягивал невысоких или обрубал слишком высоких. 

Умыть руки — снимать с себя всякую ответственность за происходящее, отстраняться от участия в чём-либо. Умывание рук  в древности было ритуальным жестом, свидетельствующим о непричастности к чему-то преступному, незаконному. Вода уносила все сомнения в виновности и делала человека «чистым».

Предложения.

  • Положение оставалось неопределенными, тогда он перешёл Рубикон,  начав активные действия.
  • Но об этом случае все забыли, все кануло в Лету.

7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.

1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

Правильно:

Девушка конфиденциально призналась подругам, что поменяла имя Катя на Кармен, поскольку последнее более подходит (или соответствует) её внешности.

2. Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию.

Правильно:

Речь этого депутата произвела отрицательный эффект на аудиторию.

3. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

Правильно:

В доме царил беспорядок: на столе бес какой-либо пользы лежал молоток.

4. Ограничиваясь первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость.

Правильно:

Если ограничиться первыми двумя членами уравнения, то получается линейная зависимость.

5. Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил.

Правильно:

Дорогие друзья, через некоторое время мы узнаем, кто победил.

6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Правильно.

Между природой и человеком уже не существует значительной разницы.

7. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно.

Правильно:

Ответ по своему обращению заявитель (или гражданин) получил  немедленно.

8. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке.

Правильно:

Услышав шум, он выскочил в коридор в одних трусах и майке.

9. Всё было шито-крыто белыми нитками, но почему–то никто этого не заметил.

Правильно:

Всё было «шито белыми нитками», но почему–то никто этого не заметил.

10. Первое место по прыжкам в воду с трамплина заняла спортсменка с результатом 125,55 баллов.

Правильно:

Первое место по прыжкам в воду с трамплина заняла спортсменка с результатом 125,55  балла.

11. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

Правильно:

Пресса очень позитивно оценивает результаты выборов.

12. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля».

Правильно:

Середина 60-х годов отмечена наибольшим развитием «сурового стиля».

8. Просклоняйте письменно числительные 964, 2013 год.

Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (пять, пятеро) преподаватель, ученица; (оба, обе) младенец, ведущая.

Падеж

Вопрос

Числительное

964

Именительный

Кто, что

Девятьсот шестьдесят четыре

Родительный

Кого, чего

Девятисот шестьдесят четырёх

Дательный

Кому, чему

Девятистам шестидесяти четырём

Винительный

Кого, что

Девятьсот шестьдесят четыре

Творительный

Кем, чем

Девятьюстами шестьюдесятью четырьмя

Предложный

О чем

О девятистах шестидесяти четырёх 

Падеж

Вопрос

Числительное

2013 год

Именительный

Кто, что

Две тысячи тринадцатый год

Родительный

Кого, чего

Две тысячи тринадцатого года 

Дательный

Кому, чему

Две тысячи тринадцатому году 

Винительный

Кого, что

Две тысячи тринадцатый год

Творительный

Кем, чем

Две тысячи тринадцатым годом

Предложный

О чем

О две тысячи тринадцатом годе

Падеж

Вопрос

5 преподавателей

Именительный

Кто, что

Пять преподавателей

Родительный

Кого, чего

Пяти преподавателей

Дательный

Кому, чему

Пятерым преподавателям

Винительный

Кого, что

Пять преподавателей

Творительный

Кем, чем

Пятью преподавателями

Предложный

О ком, о чем

Пятерых преподавателях

Падеж

Вопрос

5 учениц

Именительный

Кто, что

Пять учениц

Родительный

Кого, чего

Пяти учениц

Дательный

Кому, чему

Пятерым ученицам

Винительный

Кого, что

Пять учениц

Творительный

Кем, чем

Пятью ученицами

Предложный

О ком, о чем

Пятерых ученицах

Падеж

Вопрос

Оба младенца

Именительный

Кто, что

Оба младенца

Родительный

Кого, чего

Обоих младенцев

Дательный

Кому, чему

Обоим младенцам

Винительный

Кого, что

Обоих младенцев

Творительный

Кем, чем

Обоими младенцами

Предложный

О ком, о чем

Обоих младенцах

 Падеж

Вопрос

Обе ведущие

Именительный

Кто, что

Обе ведущие

Родительный

Кого, чего

Обеих ведущие

Дательный

Кому, чему

Обеим ведущим

Винительный

Кого, что

Обеих ведущих

Творительный

Кем, чем

Обеими ведущими

Предложный

О ком, о чем

Обеих ведущих

9. Приведите примеры 10 фразеологизмов библейского происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

«Метать бисер»

Выражение означает «уделять внимание недостойным людям, унижаться». Если вы мечете перед свиньями бисер, вы выказываете сокровенные чувства и мысли тем, кто не способен оценить, принять и понять их. Происхождение фразеологизма библейское, встречается в Евангелии от Матфея, когда говорится о беседах Христа с последователями. В Нагорной проповеди, которая считается «программной» в христианстве, сказано, что не следует давать «святыни псам», а также не нужно бросать жемчуга перед свиньями, иначе те попрут его своими ногами и растерзают вас. Бисером назывался на Руси мелкий речной жемчуг. Его добывали в северных реках нашей страны.

«Внести лепту». Так говорят, в частности, про человека, принявшего посильное участие в каком-либо деле. По своему происхождению это выражение является евангельским. В одной из притч говорится о бедной вдове, которая положила всего 2 мелкие монеты во время сбора пожертвований. Слово «монеты» по-гречески звучит как «лепты». Несмотря на видимую скромность, ее пожертвование оказалось важнее и больше, нежели множество богатых даров. Ведь оно было сделано от чистого сердца. Свою лепту в общее дело вносит тот, кто, не совершая всем заметных и грандиозных поступков, действует честно и искренне.

«Камень преткновения». Означает неразрешимые трудности, возникающие во время какого-то дела, тяжелое препятствие к достижению цели, основная причина провала.

По одной из гипотез, на горе Сион в Иерусалиме был установлен камень. Он лежал прямо перед входом в храм как преграда для неверующих. Те, кто не соблюдали законы Божьи, спотыкались об него, падали и не могли попасть в святилище. Согласно другой версии, никакого камня в Сионе не было. Это просто метафора — символ препятствия к постижению истинной веры. А в качестве такого камня выступал сам Иисус Христос.

«Запретный плод». Библейский миф повествует о том, что Бог, создав Адама и Еву, запре­тил им вкушать плоды райского дерева познания добра и зла. Но слиш­ком велик был соблазн, — все-таки они сорвали запретное яблоко, за что и были изгнаны из рая на землю. Отсюда и пошло: запретный плод сладок. Смысл его в том, что недоступное, запрещенное бывает особенно заманчивым и соблазнительным, а вся сладость нередко — в нарушении запрета.

«Вы — соль земли». Выражение из Евангелия, слова Иисуса ученикам. Употребляется в значении: самая суть, душа народа; сильные, добрые, надежные люди, любящие свой народ и свою землю.

«Соломоново решение». Выражение «соломоново решение» также относится к библейским. Еврейский царь Соломон был известен как великий мудрец. О его хитроумии было сложено немало легенд, но большинство из них описывают его мудрость и смекалку в разрешении споров, судейских делах. Однажды пришли к Соломону две женщины, которые вели спор, чей ребенок. Соломон вынес решение разрубить ребенка пополам и отдать каждой женщине половину. Та женщина, которая была обманщицей, легко согласилась на это решение. А мать ужаснувшись, сказала: «Лучше отдайте моей сопернице ребенка живым». Таким образом, была найдена настоящая мать. Отсюда и пошло, что «соломонов суд» – самый справедливый и мудрый, «соломоново решение» — оригинальное, остроумное, находящее выход из любой, щекотливой ситуации.

«На песке строить». Это выражение употребляется, когда хотят сказать о неверности чьих-либо аргументов. В одной из библейских притч Христос сравнивает тех, кто слушает его учение, но не следует ему, с человеком, который построил «дом на песке». «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот; и он упал…» — говорится в притче.

«Упасть на добрую почву». Выражение из евангельской притчи о сеятеле; когда он сеял, одни семена упали при дороге, и птицы поклевали их; другие упали на каменистую почву и хотя скоро взошли, но скоро и увяли; иные упали в сорные травы, и они заглушили их; иное семя «упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

«Обетованная земля». Обетованная значит обещанная. Выражение также взято из Библии. Оно подразумевает Палестину, куда Бог, в силу своего обещания, привел евреев из Египта, где они томились в плену. Согласно мифу, Бог сказал Моисею, что приведет евреев «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Обетованной земля эта названа в Послании апостола Павла к евреям. Выражение обетованная земля означает желанное место, где легко и радостно, куда кто-либо страстно стремится, мечтает попасть, и вообще то, что представляется счастьем.

«Вернуться на круги своя». Обычно так говорят о том, что все возвращается на свои позиции — туда, где ему и место. Цитата взята из Библии, из книги Екклесиаста: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои».

Предложения.

1. Камнем преткновения для Наполеона стало желание Александра I продолжать войну.

2. Усилия педагогов не пропали напрасно: ребенок оказался способным, знания упали на добрую почву.

3. И он понимал, что тоже принял участие в общем успехе, внёс свою лепту. 

10. Приведите примеры 10 иноязычных фразеологизмов (например, форсмажор). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

«Старая гвардия». Солдаты наполеоновской армии – ветераны Египетского, Итальянского походов были могучими, опытными воинами. Они мужественно сражались, стояли насмерть во время битв, а на биваке могли давать советы и разносить в пух и прах проштрафившихся стратегов штаба. В 1807 году наполеон создал отборные войска, разделив «молодую» и «старую» части войска. Так возникла «старая гвардия» — многоопытная часть армии. Вскоре выражение «старая гвардия» окрасилось в переносный смысл. Оно стало использоваться не только применительно к военной тематике, а ко многим отраслям человеческой деятельности. Так стали называть ветеранов и заслуженных деятелей в любой области.

«Держать порох сухим». Английскую буржуазную революцию XVII в. возглавлял Оливер Кромвель – набожный и суровый, но в то же время красноречивый и остроумный человек. При форсировании реки перед очередным сражением он собрал свое войско и произнес воодушевляющую речь, в которой, в частности, упомянул, чтобы солдаты «надеялись на Бога, но порох во время переправы держали сухим». Совет Кромвеля быстро стал популярным крылатым выражением. Сегодня фразеологизм «держать порох сухим» означает не расслабляться всегда быть готовым к борьбе.

«Вальпургиева ночь». На севере Германии находится гора Брокен, которая издревле считалась у германцев обителью всякого рода нечисти и злых духов. В средневековье сложилась легенда, что ночью первого мая, когда католики празднуют день св. Вальпургии, к горе со всех концов света слетаются ведьмы и колдуны, чтобы устроить там свой дикий шабаш. Родилась эта легенда в те времена, когда христианство не было распространено так широко по всей Европе. Тогда язычество еще имело место во многих регионах. Первого мая язычники отмечали один из своих весенних праздников, который предусматривал специальные обряды, проводившихся в тайных убежищах. Но христиане описывали языческие обычаи как ужасные дьявольские ритуалы. В наши дни фраза «вальпургиева ночь» означает буйное, необузданное гулянье.

«Буря в стакане воды». Означает переполох, поднятый по незначительному поводу. Аналоги этого фразеологизма встречались еще в произведениях древних греков. Автором именно этого выражения считается французский философ и политик Шарль Монтескьё (1689 – 1755). Он употребил эти слова в применении к политическим событиям в карликовой европейской республике Сан-Марино. Весьма немногочисленное население республики успешно боролось за независимость с отрядом папского кардинала (судя по результату, отряд кардинала Альберони тоже был весьма немногочисленным).

«На войне, как на войне». Означает по-солдатски, по-военному, то есть приноравливаясь к обстоятельствам, произошло от французского à la guerre comme à la guerre.

«Времяденьги: Time is money (англ.)». Слова принадлежат перу видного американского политического деятеля и учёного Бенджамина Франклина (1706 – 1790 гг). В 1748 году, написав сочинение «Совет молодому купцу», Франклин употребил выражение: «Помни, что время – деньги». Трактовалось выражение время — деньги максимально просто: не трать зря время, за которое можно заработать деньги. Также следует понимать мистера Франклина так: потеря времени равнозначна потере капиталов, которые можно было заработать за это время. Некоторые исследователи жизни этого замечательного человека считают, что подобную фразу Франклин мог прочитать у древнегреческого философа Теофраста (около 372 – 287 гг до нашей эры), писавшего: «Время – очень дорогая трата». Позже данную мысль о ценности рационального использования времени для достижения финансового успеха Бенджамин Франклин развил в своём эссе «Путь к богатству» (1958 г.). В частности, писал о том, что не следует зря терять времени и быть постоянно занятым чем-то полезным.

«Смотреть сквозь пальцы». Данный оборот произошел с немецкого языка — Durch die Feinger seher – «смотреть через пальцы», то бишь закрывать пальцами глаза, таким образом уменьшая самому себе зрительное пространство. В былые времена это выражение еще сопровождалось пятерней, расставленной перед глазами. Этот жест зачастую использовали дураки и шуты. В немецкой литературе даже можно увидеть рисунки, отображающие сей шутовской жест. В современном русском языке выражение означает намеренно, специально не обращать внимание на что-то вопиющее, плохое; преднамеренно чего-то не замечать, дабы облегчить себе жизнь и снять с себя ответственность.

«Не в своей тарелке». Смысл фразеологизма – находиться не в обычном состоянии; иначе, чем всегда; стеснённо, смущаясь, неловко (чувствовать себя), от французского ne pas etre dans son assiette.

«Охота на ведьм» — преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с древности, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV — середины XVII веков. В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом — инквизицией (хотя, скажем, французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «огненная палата»). Распространены были также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве. Как фразеологизм, «охота на ведьм» означает доведённое до абсурда преследование инакомыслящих, дискредитацию каких-либо социальных групп по неразумным мотивам.

«Утечка мозгов». Так называют процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Термин утечка мозгов был введен британским Королевским обществом для описания миграционных процессов в среде ученых и инженеров во время и после второй мировой войны. 

Предложения.

1. Они были «старой гвардией» коллектива этой организации.

2. По определенным причинам в отношении этой «старой гвардии» началась настоящая «охота на ведьм». 

3. Это выглядит как буря в стакане воды. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 896 с.

2. Русский орфографический словарь [Электронный ресурс] – режим доступа: http://orfo.ruslang.ru/ (дата обращения 18.12.2020).

3. Орфографическое комментирование русского словаря [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://ruslang-oross.ru/ (дата обращения 18.12.2020).

4. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В. И. Чернышёва. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948—1965.

5. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998 [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://gufo.me.ru (дата обращения 18.12.2020).

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992; 2-е изд. , испр. и доп. М., 1994; 3-е изд., стереотип. М., 1995; 4-е изд., доп. М., 1997. 

7. Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А. П. Евгеньевой. М., Русский язык, 1999. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp  (дата обращения 18.12.2020).

8. Словарь фразеологизмов [Электронный ресурс] – режим доступа: http:// fraze.ru›index.php/frazeologizm (дата обращения 18.12.2020).

9. Зарубежные фразеологизмы [Электронный ресурс] – режим доступа: http://frazbook.ru (дата обращения 18.12.2020).

1. Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

    Что же такое свобода и своеволие? Свобода основана на нравственном законе, своеволие ₋₋ результат игры страстей. Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу». Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Свобода ₋₋ торжество личности, своеволие ₋₋ порождение индивидуализма. Своеволие ужасно по своим последствиям, по тому, что приводит к быстрому разрушению отдельного человека и созданию своевольцами общественных объединений. Но называть это трагедией нельзя. Это обезъяна трагедии, кривое зеркало, мерзость запустения, тлен, прах. Несчастье своевольца в разрыве между «хочу» (цель) и «могу». Когда своеволец не может добиться цели, он впадает в неистовство. Цель у своевольца бывает любая ₋₋ женщина, богатство, перестройка общества по задуманному плану, что угодно… Своеволец, услышав от женщины «нет», способен пустить себе пулю в лоб, человек, стремящийся к богатству, пускает по ветру все, что у него есть, надеясь выиграть в карточной или биржевой игре. Своеволец уничтожает все и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя. Разрушение и уничтожение ₋₋ неизбежные следствия своеволия. Мне думается, что в каждом человеке и в каждом обществе всегда есть элементы и свободы, и своеволия. Вопрос только в пропорциях.

2. Определите, к какому стилю речи принадлежит данный текст. Укажите в ответе лексические, морфологические и синтаксические особенности данного текста.

      Вышеприведенный текст принадлежит к публицистическому стилю речи и обладает характерными для данного стиля лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями.

     Лексическими особенностями публицистического стиля является то, что он рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию. Для публицистического стиля речи характерно использование языковых средств, различных по стилевой принадлежности, сочетание научной, разговорной и нейтральной фразеологии. Рассматриваемые или описываемые явления часто противопоставляются друг другу с целью усиления позиции автора, которую он хочет донести до читателя (слушателя): «Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели. Свобода ₋₋ торжество личности, своеволие ₋₋ порождение индивидуализма». В данном стиле используются, с одной стороны, книжные слова, поэтизмы, с другой стороны — разговорная лексика на грани просторечия и даже за гранью. В публицистическом стиле употребляются слова и устойчивые выражения метафорического характера (языковые средства, обладающие эмоционально-экспрессивной окраской),  как в вышеприведенном тексте: «Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу», «Это обезъяна трагедии, кривое зеркало, мерзость запустения, тлен, прах». Также характерно использование  слов и выражений с яркой оценочной (чаще отрицательной) окрашенностью, например:  «Своеволие ужасно по своим последствиям». Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика, именно с ней связано формирование публицистического стиля. Анализируемый текст также касается общественного значения такого рассматриваемого в нем явления, как «своеволие».  

     К морфологическим особенностям публицистического стиля относится употребление формы единственного числа имён существительных в значении множественного, например: «Свобода основана на нравственном законе, своеволие ₋₋ результат игры страстей», «Своеволец уничтожает все и всех, кто ему мешает, и прежде всего самого себя». Под свободой и своеволием здесь подразумевается как сами варианты поведения неограниченного числа людей, так и результаты этого поведения; под «своевольцем» – многие индивиды. Характерна экспрессивность публицистической речи, использование форм превосходной степени различных частей речи: «впадает в неистовство», «уничтожает все и всех», «неизбежные следствия». В тексте часто используется настоящее время глагола: «говорит». «ищет», «ставит цели». Для такого вида текста характерна ярко выраженная личностность стиля, использование личных местоимений, например: «Мне думается...». Также в таких текстах часто используются  прилагательные и наречия с оценочным значением: «ужасно», «неизбежные».

       К синтаксическим особенностям публицистического стиля относится необходимость сочетания экспрессии и информационной насыщенности. Особенностью публицистического стиля является употребление коротких предложений – рубленая проза: «Свобода ищет смысла, своеволие ставит цели». В публицистическом стиле употребляются эмоционально и экспрессивно окрашенные конструкции: «Несчастье своевольца в разрыве между «хочу» (цель) и «могу». Когда своеволец не может добиться цели, он впадает в неистовство». В данном стиле используется обратный порядок слов в предложении (инверсия): «Разрушение и уничтожение ₋₋ неизбежные следствия своеволия».  Часто вводится в авторский текст прямая речь, например: «Свобода говорит: «Так надо, значит, я могу». Своеволие говорит: «Я хочу, значит, я могу». Нередко применяются эллиптические предложения (безглагольные фразы): «Свобода ₋₋ торжество личности, своеволие ₋₋ порождение индивидуализма».  

3. Спишите слова и расставьте ударение, указав допустимые произносительные варианты, если они имеются.

Августовский (допустимо – августовский, когда речь идет о месяце), агрономия, алкоголь, баловать, гофрированный, добыча, дремота, духовник, еретик, завидно, заржаветь, заусеница, зубчатый, изобретение, изыск, иконопись, квашение, кремень, мытарство, новорожденный, принудить, плесневеть и плесневеть (два равноправных ударения), правофланговый, сведущий, соболезновать, созыв, табу, фетиш, феномен, ходатайство.

4. От данных слов образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Автор – авторы

Бухгалтер – бухгалтеры

Вексель  — векселя (ранее допускалось вексели)

Договор – договоры

Доктор – доктора

Доцент – доценты

Инженер – инженеры

Инспектор – инспекторы, инспектора (оба варианта правильные)

Китель – кители, кителя (оба варианта правильные)

Кондитер – кондитеры

Кондуктор – кондуктора, кондукторы (работник транспорта, профессия), кондукторы  (деталь машины)

Конструктор – конструкторы

Лектор – лекторы

Лифтёр – лифтёры

Обыск – обыски

Ордер – ордера (документ), если тип архитектурной композиции допускается ордеры

Почерк – почерки

Профессор – профессора

Рапорт – рапорты

Редактор – редакторы, редактора (оба варианта правильные)

Ректор – ректоры

Шофёр — шофёры

5. Дайте толкование приведённым ниже заимствованным словам. Подберите к ним синонимы русского происхождения, если они есть. С тремя из слов составьте предложения.

Авизо  — официальное извещение об исполнении операции (как правило, банковской) или о проведении мероприятий.

Синонимом могут быть: письмо, уведомление.

Апологет — историческое название преемников апостолов и мужей апостольских — пытавшихся обосновать христианское учение и открыто защищавших его от критиков в период II—III столетий нашей эры раннехристианских писателей. Впоследствии так стали называть всех активных защитников и пропагандистов идеологических течений, систем, теорий или учений.

Синонимами могут быть: защитник, поклонник, приверженец.

Глобальныйотносящийся ко всему миру, распространяющийся на весь мир, всесторонний, полный, всеобщий, универсальный.

Синонимом может быть: всеобъемлющий.

Дилетант — человек, занимающийся какой-либо деятельностью без должных знаний и профессиональной подготовки.

Синонимом может быть: любитель.

Имитация —  уподобление кому- или чему-либо, воспроизведение, повторение, копирование.

Синонимами могут быть: подделка, модель, симуляция.

Интеллект —  качество психики, состоящее из способности осознавать новые ситуации, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности: ощущениевосприятиепамятьпредставлениемышлениевоображение, а также вниманиеволю и рефлексию.

Синонимами могут быть: разум, рассудок, ум, мыслительные способности.

Коалициясогласие,  сговор, добровольное объединение нескольких групп кого-либо (например: государстворганизацийполитических партий, лиц) для достижения определённой цели в чём-либо. В отличие от некоторых других типов объединений, каждый из участников коалиции сохраняет самостоятельность в делах, не связанных с целью коалиции. После достижения цели коалиция может распасться.

Синонимами могут быть: союз, сообщество, блок.

Консолидация — укрепление, объединение, интеграция, сплочение чего-либо (лиц, групп, организаций, движений и прочего)

Синонимами могут быть: объединение, группирование, сплочение.

Криминогенный обусловливающий, способствующий росту преступности, совершению преступления.

Синонимами могут быть: опасный, преступный.

Мизантроп — отчуждение от людей, ненависть к ним; нелюдимость[.  Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством.

Синонимами могут быть: нелюдимый человек, циник, человеконенавистник.

Перспектива  планы, виды на будущее. Перспектива — это то, что дает возможность стремиться к чему-либо значимому впереди.  

Синонимами могут быть: будущее, альтернатива, надежда, возможность, шанс, картина, панорама, ракурс, ландшафт, план, проект.

Прецедент  случай или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для последующих действий в настоящем.

Синонимом может быть: пример.

Сакральный — в широком смысле всё, имеющее отношение к   божественному,   религиозному,    потустороннему,    иррациональному,   мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений.

Синонимами могут быть: культовый, обрядовый, священный, неприкосновенный.

Табу  — термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов — системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу, без четкого осознания какая именно это угроза.

Синонимом может быть: запрет.

Фиаско  — традиционный для Италии тип оплетённой сеном бутылки, в иносказательном значении — провал, полная неудача, крушение, крах. 

Синонимами могут быть: срыв, гибель, неуспех, несчастие.

Экспрессия — яркое проявление чувств, настроений, мыслей. В широком смысле — повышенная выразительность произведения искусства, достигаемая всей совокупностью художественных средств и зависящая от манеры исполнения и характера работы художника.

Синонимами могут быть: яркость, выразительность.

Предложения.

1. Подобного прецедента в судебной практике еще не было.

2. Правительства стран в одиночку не могут решить эту проблему, поскольку она носит глобальный характер.

3. Противниками были начаты активные боевые действия против коалиции.

6. Объясните лексическое значение приведённых ниже фразеологических оборотов. С двумя из них составьте предложения.   

Блудный сын  человек, покинувший свой дом или коллектив в поисках новой жизни, занятий, возможно, ведущий беспутную жизнь, но затем раскаявшийся и вернувшийся назад

Давать слово  твёрдо уверять кого-либо в чём-либо, обещая выполнить что-либо.

Кануть в Лету  кануть в реку забвения, вылететь из головы, выскочить из памяти, порасти травой забвения, отойти в область преданий, кануть в небытие, кануть в вечность (Лета — река забвения в подземном царстве мёртвых Аиде).

Золотые руки — о том, кто умело, искусно все делает, справляется с любой работой, умение, способность очень хорошо делать что-либо.

Куры не клюют  очень много, в избытке. Чаще всего используется вариант «денег куры не клюют».

Перейти Рубикон    крылатая фраза, выражение, означающее готовность к решительным действиям, сделать бесповоротный шаг, совершить решительный поступок, пройти «точку невозврата». В 49 г до н. э. Юлий Цезарь пренебрёг запретом переходить реку Рубикон, отлично понимая, что этот шаг станет началом гражданской войны.  Применяется в значении: пойти ва-банк, переступить через порог, шагнуть за черту, собраться с духом,

сжечь за собой мосты.

Прокрустово ложе   произвольным образом созданный шаблон, под который пытаются подогнать или приспособить что-то насильственным способом, пренебрегая чем-то существенным и значимым; или выдуманный стандарт. Выражение «прокрустово ложе» обязано своим появлением персонажу древнегреческой мифологии — разбойнику Прокрусту (растягивающий), который подвергал пойманных им путников страшной пытке. Он клал их на ложе и смотрел, подходит ли оно им по длине, если нет – растягивал невысоких или обрубал слишком высоких. 

Умыть руки — снимать с себя всякую ответственность за происходящее, отстраняться от участия в чём-либо. Умывание рук  в древности было ритуальным жестом, свидетельствующим о непричастности к чему-то преступному, незаконному. Вода уносила все сомнения в виновности и делала человека «чистым».

Предложения.

  • Положение оставалось неопределенными, тогда он перешёл Рубикон,  начав активные действия.
  • Но об этом случае все забыли, все кануло в Лету.

7. Отредактируйте предложения, устранив в них речевые и грамматические ошибки. Запишите исправленный вариант.

1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности.

Правильно:

Девушка конфиденциально призналась подругам, что поменяла имя Катя на Кармен, поскольку последнее более подходит (или соответствует) её внешности.

2. Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию.

Правильно:

Речь этого депутата произвела отрицательный эффект на аудиторию.

3. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы.

Правильно:

В доме царил беспорядок: на столе бес какой-либо пользы лежал молоток.

4. Ограничиваясь первыми двумя членами уравнения, получается линейная зависимость.

Правильно:

Если ограничиться первыми двумя членами уравнения, то получается линейная зависимость.

5. Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил.

Правильно:

Дорогие друзья, через некоторое время мы узнаем, кто победил.

6. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы.

Правильно.

Между природой и человеком уже не существует значительной разницы.

7. Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно.

Правильно:

Ответ по своему обращению заявитель (или гражданин) получил  немедленно.

8. Услышав шум, он выскочил в коридор в чём мать родила, в одних трусах и майке.

Правильно:

Услышав шум, он выскочил в коридор в одних трусах и майке.

9. Всё было шито-крыто белыми нитками, но почему–то никто этого не заметил.

Правильно:

Всё было «шито белыми нитками», но почему–то никто этого не заметил.

10. Первое место по прыжкам в воду с трамплина заняла спортсменка с результатом 125,55 баллов.

Правильно:

Первое место по прыжкам в воду с трамплина заняла спортсменка с результатом 125,55  балла.

11. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

Правильно:

Пресса очень позитивно оценивает результаты выборов.

12. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля».

Правильно:

Середина 60-х годов отмечена наибольшим развитием «сурового стиля».

8. Просклоняйте письменно числительные 964, 2013 год.

Выберите нужное слово и просклоняйте словосочетания: (пять, пятеро) преподаватель, ученица; (оба, обе) младенец, ведущая.

Падеж

Вопрос

Числительное

964

Именительный

Кто, что

Девятьсот шестьдесят четыре

Родительный

Кого, чего

Девятисот шестьдесят четырёх

Дательный

Кому, чему

Девятистам шестидесяти четырём

Винительный

Кого, что

Девятьсот шестьдесят четыре

Творительный

Кем, чем

Девятьюстами шестьюдесятью четырьмя

Предложный

О чем

О девятистах шестидесяти четырёх 

Падеж

Вопрос

Числительное

2013 год

Именительный

Кто, что

Две тысячи тринадцатый год

Родительный

Кого, чего

Две тысячи тринадцатого года 

Дательный

Кому, чему

Две тысячи тринадцатому году 

Винительный

Кого, что

Две тысячи тринадцатый год

Творительный

Кем, чем

Две тысячи тринадцатым годом

Предложный

О чем

О две тысячи тринадцатом годе

Падеж

Вопрос

5 преподавателей

Именительный

Кто, что

Пять преподавателей

Родительный

Кого, чего

Пяти преподавателей

Дательный

Кому, чему

Пятерым преподавателям

Винительный

Кого, что

Пять преподавателей

Творительный

Кем, чем

Пятью преподавателями

Предложный

О ком, о чем

Пятерых преподавателях

Падеж

Вопрос

5 учениц

Именительный

Кто, что

Пять учениц

Родительный

Кого, чего

Пяти учениц

Дательный

Кому, чему

Пятерым ученицам

Винительный

Кого, что

Пять учениц

Творительный

Кем, чем

Пятью ученицами

Предложный

О ком, о чем

Пятерых ученицах

Падеж

Вопрос

Оба младенца

Именительный

Кто, что

Оба младенца

Родительный

Кого, чего

Обоих младенцев

Дательный

Кому, чему

Обоим младенцам

Винительный

Кого, что

Обоих младенцев

Творительный

Кем, чем

Обоими младенцами

Предложный

О ком, о чем

Обоих младенцах

 Падеж

Вопрос

Обе ведущие

Именительный

Кто, что

Обе ведущие

Родительный

Кого, чего

Обеих ведущие

Дательный

Кому, чему

Обеим ведущим

Винительный

Кого, что

Обеих ведущих

Творительный

Кем, чем

Обеими ведущими

Предложный

О ком, о чем

Обеих ведущих

9. Приведите примеры 10 фразеологизмов библейского происхождения. Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

«Метать бисер»

Выражение означает «уделять внимание недостойным людям, унижаться». Если вы мечете перед свиньями бисер, вы выказываете сокровенные чувства и мысли тем, кто не способен оценить, принять и понять их. Происхождение фразеологизма библейское, встречается в Евангелии от Матфея, когда говорится о беседах Христа с последователями. В Нагорной проповеди, которая считается «программной» в христианстве, сказано, что не следует давать «святыни псам», а также не нужно бросать жемчуга перед свиньями, иначе те попрут его своими ногами и растерзают вас. Бисером назывался на Руси мелкий речной жемчуг. Его добывали в северных реках нашей страны.

«Внести лепту». Так говорят, в частности, про человека, принявшего посильное участие в каком-либо деле. По своему происхождению это выражение является евангельским. В одной из притч говорится о бедной вдове, которая положила всего 2 мелкие монеты во время сбора пожертвований. Слово «монеты» по-гречески звучит как «лепты». Несмотря на видимую скромность, ее пожертвование оказалось важнее и больше, нежели множество богатых даров. Ведь оно было сделано от чистого сердца. Свою лепту в общее дело вносит тот, кто, не совершая всем заметных и грандиозных поступков, действует честно и искренне.

«Камень преткновения». Означает неразрешимые трудности, возникающие во время какого-то дела, тяжелое препятствие к достижению цели, основная причина провала.

По одной из гипотез, на горе Сион в Иерусалиме был установлен камень. Он лежал прямо перед входом в храм как преграда для неверующих. Те, кто не соблюдали законы Божьи, спотыкались об него, падали и не могли попасть в святилище. Согласно другой версии, никакого камня в Сионе не было. Это просто метафора — символ препятствия к постижению истинной веры. А в качестве такого камня выступал сам Иисус Христос.

«Запретный плод». Библейский миф повествует о том, что Бог, создав Адама и Еву, запре­тил им вкушать плоды райского дерева познания добра и зла. Но слиш­ком велик был соблазн, — все-таки они сорвали запретное яблоко, за что и были изгнаны из рая на землю. Отсюда и пошло: запретный плод сладок. Смысл его в том, что недоступное, запрещенное бывает особенно заманчивым и соблазнительным, а вся сладость нередко — в нарушении запрета.

«Вы — соль земли». Выражение из Евангелия, слова Иисуса ученикам. Употребляется в значении: самая суть, душа народа; сильные, добрые, надежные люди, любящие свой народ и свою землю.

«Соломоново решение». Выражение «соломоново решение» также относится к библейским. Еврейский царь Соломон был известен как великий мудрец. О его хитроумии было сложено немало легенд, но большинство из них описывают его мудрость и смекалку в разрешении споров, судейских делах. Однажды пришли к Соломону две женщины, которые вели спор, чей ребенок. Соломон вынес решение разрубить ребенка пополам и отдать каждой женщине половину. Та женщина, которая была обманщицей, легко согласилась на это решение. А мать ужаснувшись, сказала: «Лучше отдайте моей сопернице ребенка живым». Таким образом, была найдена настоящая мать. Отсюда и пошло, что «соломонов суд» – самый справедливый и мудрый, «соломоново решение» — оригинальное, остроумное, находящее выход из любой, щекотливой ситуации.

«На песке строить». Это выражение употребляется, когда хотят сказать о неверности чьих-либо аргументов. В одной из библейских притч Христос сравнивает тех, кто слушает его учение, но не следует ему, с человеком, который построил «дом на песке». «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот; и он упал…» — говорится в притче.

«Упасть на добрую почву». Выражение из евангельской притчи о сеятеле; когда он сеял, одни семена упали при дороге, и птицы поклевали их; другие упали на каменистую почву и хотя скоро взошли, но скоро и увяли; иные упали в сорные травы, и они заглушили их; иное семя «упало на добрую землю и принесло плод; одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

«Обетованная земля». Обетованная значит обещанная. Выражение также взято из Библии. Оно подразумевает Палестину, куда Бог, в силу своего обещания, привел евреев из Египта, где они томились в плену. Согласно мифу, Бог сказал Моисею, что приведет евреев «в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед». Обетованной земля эта названа в Послании апостола Павла к евреям. Выражение обетованная земля означает желанное место, где легко и радостно, куда кто-либо страстно стремится, мечтает попасть, и вообще то, что представляется счастьем.

«Вернуться на круги своя». Обычно так говорят о том, что все возвращается на свои позиции — туда, где ему и место. Цитата взята из Библии, из книги Екклесиаста: «Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои».

Предложения.

1. Камнем преткновения для Наполеона стало желание Александра I продолжать войну.

2. Усилия педагогов не пропали напрасно: ребенок оказался способным, знания упали на добрую почву.

3. И он понимал, что тоже принял участие в общем успехе, внёс свою лепту. 

10. Приведите примеры 10 иноязычных фразеологизмов (например, форсмажор). Дайте им толкование. С тремя из них составьте предложения.

«Старая гвардия». Солдаты наполеоновской армии – ветераны Египетского, Итальянского походов были могучими, опытными воинами. Они мужественно сражались, стояли насмерть во время битв, а на биваке могли давать советы и разносить в пух и прах проштрафившихся стратегов штаба. В 1807 году наполеон создал отборные войска, разделив «молодую» и «старую» части войска. Так возникла «старая гвардия» — многоопытная часть армии. Вскоре выражение «старая гвардия» окрасилось в переносный смысл. Оно стало использоваться не только применительно к военной тематике, а ко многим отраслям человеческой деятельности. Так стали называть ветеранов и заслуженных деятелей в любой области.

«Держать порох сухим». Английскую буржуазную революцию XVII в. возглавлял Оливер Кромвель – набожный и суровый, но в то же время красноречивый и остроумный человек. При форсировании реки перед очередным сражением он собрал свое войско и произнес воодушевляющую речь, в которой, в частности, упомянул, чтобы солдаты «надеялись на Бога, но порох во время переправы держали сухим». Совет Кромвеля быстро стал популярным крылатым выражением. Сегодня фразеологизм «держать порох сухим» означает не расслабляться всегда быть готовым к борьбе.

«Вальпургиева ночь». На севере Германии находится гора Брокен, которая издревле считалась у германцев обителью всякого рода нечисти и злых духов. В средневековье сложилась легенда, что ночью первого мая, когда католики празднуют день св. Вальпургии, к горе со всех концов света слетаются ведьмы и колдуны, чтобы устроить там свой дикий шабаш. Родилась эта легенда в те времена, когда христианство не было распространено так широко по всей Европе. Тогда язычество еще имело место во многих регионах. Первого мая язычники отмечали один из своих весенних праздников, который предусматривал специальные обряды, проводившихся в тайных убежищах. Но христиане описывали языческие обычаи как ужасные дьявольские ритуалы. В наши дни фраза «вальпургиева ночь» означает буйное, необузданное гулянье.

«Буря в стакане воды». Означает переполох, поднятый по незначительному поводу. Аналоги этого фразеологизма встречались еще в произведениях древних греков. Автором именно этого выражения считается французский философ и политик Шарль Монтескьё (1689 – 1755). Он употребил эти слова в применении к политическим событиям в карликовой европейской республике Сан-Марино. Весьма немногочисленное население республики успешно боролось за независимость с отрядом папского кардинала (судя по результату, отряд кардинала Альберони тоже был весьма немногочисленным).

«На войне, как на войне». Означает по-солдатски, по-военному, то есть приноравливаясь к обстоятельствам, произошло от французского à la guerre comme à la guerre.

«Времяденьги: Time is money (англ.)». Слова принадлежат перу видного американского политического деятеля и учёного Бенджамина Франклина (1706 – 1790 гг). В 1748 году, написав сочинение «Совет молодому купцу», Франклин употребил выражение: «Помни, что время – деньги». Трактовалось выражение время — деньги максимально просто: не трать зря время, за которое можно заработать деньги. Также следует понимать мистера Франклина так: потеря времени равнозначна потере капиталов, которые можно было заработать за это время. Некоторые исследователи жизни этого замечательного человека считают, что подобную фразу Франклин мог прочитать у древнегреческого философа Теофраста (около 372 – 287 гг до нашей эры), писавшего: «Время – очень дорогая трата». Позже данную мысль о ценности рационального использования времени для достижения финансового успеха Бенджамин Франклин развил в своём эссе «Путь к богатству» (1958 г.). В частности, писал о том, что не следует зря терять времени и быть постоянно занятым чем-то полезным.

«Смотреть сквозь пальцы». Данный оборот произошел с немецкого языка — Durch die Feinger seher – «смотреть через пальцы», то бишь закрывать пальцами глаза, таким образом уменьшая самому себе зрительное пространство. В былые времена это выражение еще сопровождалось пятерней, расставленной перед глазами. Этот жест зачастую использовали дураки и шуты. В немецкой литературе даже можно увидеть рисунки, отображающие сей шутовской жест. В современном русском языке выражение означает намеренно, специально не обращать внимание на что-то вопиющее, плохое; преднамеренно чего-то не замечать, дабы облегчить себе жизнь и снять с себя ответственность.

«Не в своей тарелке». Смысл фразеологизма – находиться не в обычном состоянии; иначе, чем всегда; стеснённо, смущаясь, неловко (чувствовать себя), от французского ne pas etre dans son assiette.

«Охота на ведьм» — преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с древности, но особого размаха достигло в Западной Европе конца XV — середины XVII веков. В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом — инквизицией (хотя, скажем, французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «огненная палата»). Распространены были также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве. Как фразеологизм, «охота на ведьм» означает доведённое до абсурда преследование инакомыслящих, дискредитацию каких-либо социальных групп по неразумным мотивам.

«Утечка мозгов». Так называют процесс массовой эмиграции, при которой из страны или региона уезжают специалисты, учёные и квалифицированные рабочие по политическим, экономическим, религиозным или иным причинам. При этом странам, из которых происходит утечка специалистов, наносится весьма значительный экономический, культурный, а иногда и политический ущерб, и напротив, страны, принимающие и обеспечивающие специалистов-эмигрантов, приобретают огромный и дешевый интеллектуальный капитал. Термин утечка мозгов был введен британским Королевским обществом для описания миграционных процессов в среде ученых и инженеров во время и после второй мировой войны. 

Предложения.

1. Они были «старой гвардией» коллектива этой организации.

2. По определенным причинам в отношении этой «старой гвардии» началась настоящая «охота на ведьм». 

3. Это выглядит как буря в стакане воды. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.- 896 с.

2. Русский орфографический словарь [Электронный ресурс] – режим доступа: http://orfo.ruslang.ru/ (дата обращения 18.12.2020).

3. Орфографическое комментирование русского словаря [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://ruslang-oross.ru/ (дата обращения 18.12.2020).

4. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. / Под ред. В. И. Чернышёва. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1948—1965.

5. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. СПб., 1998 [Электронный ресурс] – режим доступа:  http://gufo.me.ru (дата обращения 18.12.2020).

6. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992; 2-е изд. , испр. и доп. М., 1994; 3-е изд., стереотип. М., 1995; 4-е изд., доп. М., 1997. 

7. Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А. П. Евгеньевой. М., Русский язык, 1999. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp  (дата обращения 18.12.2020).

8. Словарь фразеологизмов [Электронный ресурс] – режим доступа: http:// fraze.ru›index.php/frazeologizm (дата обращения 18.12.2020).

9. Зарубежные фразеологизмы [Электронный ресурс] – режим доступа: http://frazbook.ru (дата обращения 18.12.2020).

  • Речь многих студентов конспективна ошибка исправленный вариант
  • Речь его подкупала своим широким кругозором ошибка
  • Речь его одинаково эффектно воздействовала на самые разные аудитории ошибка
  • Речь героев шолохова отличается от всех других героев ошибка
  • Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами тип ошибки