Речевые ошибки младших школьников презентация

Скачать материал

Речевые ошибки 
младших школьниковГабдулхакова Инсия Зуфаровна
Республика Тат...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 34 человека из 22 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Речевые ошибки 
младших школьниковГабдулхакова Инсия Зуфаровна
Республика Тат...

    1 слайд

    Речевые ошибки
    младших школьников
    Габдулхакова Инсия Зуфаровна
    Республика Татарстан,
    п.Джалиль
    МБОУ- «Джалилильская
    СОШ №2»

  • «Знать грамматику- это не значит обязательно приводить по каждому случаю прав...

    2 слайд

    «Знать грамматику- это не значит обязательно приводить по каждому случаю правило. Знать грамматику- это значит осмыслить правило на многочисленных фактах живой речи…»
    «…Наступает момент, когда ученик запоминает правило не потому, что он заучил его, а потому, что много раз думал над ним, вдумывался в него, применял его для объяснения фактов, явлений, сосредотачивая мысль на его сущности».
    В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа»

  • лексико- стилистическиеморфолого- стилистические синтаксико- стилистические...

    3 слайд

    лексико- стилистические

    морфолого- стилистические

    синтаксико- стилистические
    РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
    композиционные
    НЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
    ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ
    логические

  • ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Повторение одних и тех же слов:У н...

    4 слайд

    ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Повторение одних и тех же слов:
    У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая
    Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении:
    Надоел рыбий суп (надо: рыбный). Охотник одел шапку и вышел (надо: надел). Мы перешли через горный курган (надо : хребет).
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    малый объем внимания пишущего
    ученик забывает, что уже употребил
    слово
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    бедность словарного запаса
    влияние слов из просторечия

  • ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Употребление просторечных и диалек...

    5 слайд

    ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний:
    У Петя шел взади (сзади). Обратно пошел дождь (опять). Впереди всех к реке прибежал Вова (раньше всех). Поклал вместо положил, здоровый в значении большой.
    Нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых
    слов:
    Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Он почувствовал, что утопает в болоте (лучше: тонет, «утопает» уместно в поэтической речи)
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    неправильная речь родителей
    ребенок не может отличить местный
    говор от правильной речи
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    бедность фразеологии, малый речевой опыт.

  • МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Употребление детского...

    6 слайд

    МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Употребление детского
    словотворчества:
    На стройке работают бетонщики, штукатурщики, монтажники (надо: штукатуры). Приречная полоса
    (надо: прибрежная)
    Пропуск морфем, чаще всего
    суффиксов:
    Трудящие вместо трудящиеся; пришел к ему( вместо к нему)
    Несколько раз выглядал в окно (надо: выглядывал)
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    индивидуальные недостатки
    в устной речи
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    ребенку трудно произносить громоздкие, фонетически усложненные слова
    влияние просторечия

  • СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Неудачный порядок слов в предло...

    7 слайд

    СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла:
    Узкая полоск только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом)
    Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим
    Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы. Вся семья радостно встретили Новый год.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Ученик не проговорил предложение целиком
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Начав писать предложение, ученик еще не знает, как его закончит
    Отсутствует навык перечитывания написанного текста

  • СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ  Местоименное удвоение подлежаще...

    8 слайд

    СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
    Местоименное удвоение подлежащего
    Леня, когда вернулся в отряд, он был веселый. Петя- он самый сильный из ребят.
    Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают.
    Когда Саша прощался с отцом, он (отец или Саша?) не плакал. Пионерский отряд вышел в поход. Они (?) пели песню.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Влияние просторечия
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Недостаточная практика самопроверки.

  • КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКАНесоответствие текста сочинения...

    9 слайд

    КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА
    Несоответствие текста сочинения или изложения
    плану:
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Недостаточная подготовка
    ученика к творческой работе.
    Ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно необходимо сказать в начале, что затем и что, наконец, в заключении сочинения.

  • ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ  Пропуск необходимых слов, а ино...

    10 слайд

    ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ
    Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов
    Она схватила (пропущено: «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его.
    Присутствие нелепых, парадоксальных суждений, связываание понятий разных уровней:
    По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Ученик мыслит быстрее и увлекательнее,
    чем пишет.
    П
    Р
    И
    Ч
    И
    Н
    А
    Недостаточное внимание школьника к окружающему миру.

  • После  написания сочинения или изложения  ученик  должен еще раз перечитать т...

    11 слайд

    После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст. Таким образом вырабатывается техника самопроверки.

    Младший школьник часто путает литературный язык с местным диалектом. Задача учителя заключается в умении анализировать с детьми читаемые и пересказываемые тексты. Задача родителей- следить за своей речью, исключая из лексикона неправильные слова.

    Устную и письменную речь можно обогатить путем постоянного чтения художественной литературы.

    Необходимо научить ребенка пользоваться синонимами, выбирая наиболее точные и подходящие слова.
    ПУТИ УСТРАНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
    Дома родителям желательно научить ребенка пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

  • Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме прозвучит ре...

    12 слайд

    Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или сочинение и т.д.

    С первого класса необходимо знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом.

    Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, т.к. его самостоятельная монологическая речь еще не развита.

    Необходимо научить школьника правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности.

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
    Словарно- орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛьвов М.Р. Речь младших школьников и пути ее...

    13 слайд

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее
    развития. — М., Просвещение, 1975
    Речевые уроки. Кн. Для учителя нач. классов/
    Ладыженская Р.И.и др.- М.: Просвещение, 1995
    Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач. классов
    на уроках русского языка.- М,: Просвещение, 1984
    Большая Российская энциклопедия: в 30 томах. Т.7.-
    М.: БРЭ, 2007
    Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.- М.:
    Просвещение, 1979

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 303 695 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 03.11.2015
  • 15149
  • 530
  • 03.11.2015
  • 1062
  • 1
  • 03.11.2015
  • 2685
  • 44

Рейтинг:
4 из 5

  • 03.11.2015
  • 4253
  • 72
  • 03.11.2015
  • 5771
  • 215
  • 03.11.2015
  • 815
  • 1
  • 03.11.2015
  • 1064
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Система работы учителя-дефектолога при обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями (ООП) в общеобразовательном учреждении»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование и развитие ключевых компетенций школьников в интересах устойчивого развития региона»

Слайд 1

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения . учитель начальных классов Дудич Оксана Петровна

Слайд 2

Содержание 1 . Введение . Трудности в работе над речевыми ошибками 2. Классификация речевых ошибок . Причины появления речевых и логических ошибок в речи младших школьников 3. Основные элементы методики исправления и предупреждения речевых ошибок. 4. Требования к уроку анализа изложений и сочинений . Самопроверка и редактирование текста 5.Приложение

Слайд 3

«…Чувство языка, или языковое чутье,- это неосознанное, безотчетное уменье (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики …» Федоренко Л.П . «Принципы обучения русскому языку»

Слайд 4

Речевые ошибки Лексико — стилистические Синтаксико — стилистические Морфолого – стилистические

Слайд 5

1) Повторение одних и тех же слов , например : У нас есть кошка . Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается

Слайд 6

2 ) ) Употребление слова без учёта его эмоционально –экспрессивной или оценочной окраски : Хороша берёза летом . От густых ветвей много тени . Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки

Слайд 7

Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его . Примеры из речи учащихся : Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп . Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел

Слайд 8

3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов : Ветер постепенно « принимал силу» ( надо : набирал силу ). Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).

Слайд 9

4) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его . Примеры из речи учащихся : Надоел « рыбий» ( надо : рыбный ) суп . Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел

Слайд 10

5) Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний : Никита шёл « взади » (нужно : сзади ). «Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).

Слайд 11

К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слов . В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило , дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка: На стройке работают бетонщики , « штукатурщики » нужно : штукатуры , монтажники . Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения . Образование просторечных форм слов общелитературного языка : « они хочут » , « ихняя мама» , « стрельнул» и пр. Искореняются эти ошибки медленно , в результате многократных исправлений , разъяснений , под влиянием общеязыкового развития , благодаря созданию хорошей речевой среды . Пропуск морфем , чаще всего суффиксов : «трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся море .

Слайд 12

Причины : влияние просторечия , ребёнку трудно произносить громоздкие , фонетически усложнённые слова . В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы , и это иногда отражается на письме . Для предупреждения подобных ошибок , помимо общего языкового развития , нужна работа над дикцией , артикуляцией звуков, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата . Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном числе : У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) . Съел « два супа» ( нужно : две тарелки супу ) .

Слайд 13

Синтаксико — стилистические ошибки весьма многообразны . 1)Нарушение управления : Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ). Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .

Слайд 14

2 ) Нарушения согласования , чаще всего сказуемого с подлежащим , нередко определения с определяемым словом , например : Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья … встретила ) . Причины таких ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения , а также в самом механизме письма .

Слайд 15

3) Неудачный порядок слов в предложении , приводящий к искажению смысла : Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).

Слайд 16

4 ) Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами , на которые они указывают : Когда Коля прощался с отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .

Слайд 17

5) Местоимённое удвоение подлежащего Кирилл – он был самый сильный в отряде .

Слайд 18

6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там , где следует употребить одно и то же время , один и тот же вид : Незнакомец входит в хижину и поздоровался .

Слайд 19

7) Неумение находить границы предложений . Встречаются в двух вариантах : а) неоправданное деление сложного предложения на простые : Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов . б) неумение делить текст на предложения : Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .

Слайд 20

Неречевые ошибки Композиционные Искажения фактов Логические

Слайд 21

Типичная композиционная ошибка- несоответствие текста сочинения или изложения плану , т. е. нарушение последовательности в изложении событий . Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений . Ученик , допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему : возможно, что наблюдения , отбор фактов были проведены бессистемно , беспланово ; возможно , что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе , что именно следует сказать вначале , что далее , что в конце , в заключении сочинения .

Слайд 22

К числу логических ошибок относятся : 1) Пропуск необходимых слов , а иногда важных фактов , целых эпизодов : Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами . Когда медведи ушли домой в лес , то охотник слез с дерева и пошёл домой . ( Пропущено главное – вся сцена купания медвежат . Изложение рассказа В . Бианки « Купание медвежат»). Чтобы понять причины таких пропусков , нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника . Пишет он медленно . Но мысль его спешит , обгоняя процесс письма . Он конечно , хорошо знает содержание рассказа , но оно проходит в его воображении , не находя отражения в тексте . Потом , когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется , как мог пропустить столь важный эпизод . .. Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению пропусков .

Слайд 23

Детской речи свойственны иногда нелепые , парадоксальные суждения , связывание понятий разных уровней : разных уровней : По утрам мы с дедушкой удили рыбу , а в дождливую погоду лежали в шалаше. Вода освежила медвежат , а охотник пошёл домой . Общая причина таких ошибок — слабое внимание школьников , недостаточная подготовка текста до его записи . Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций , то они , как правило , могут самостоятельно исправить ошибки . От речевых и логических ошибок следует отличать искажения фактического материала : Общая причина таких ошибок — Наступила осень , скворцы , синички , ласточки улетели на юг . Только воробьи и снегири остались . ( Известно , что синички зимуют в средней по –лосе России , а снегири прилетают на зиму из северных областей ).

Слайд 24

Можно сделать следующие выводы. На мой взгляд, речевые ошибки детей – это ошибки взрослых. Ведь, исходя из психологических особенностей ребенка, мы знаем, что он спешит во всем подражать родителям, старшим. А отсюда и подражание в речи, и речевые ошибки. Поэтому очень важными в формировании речи малыша являются правильные, ясные, четкие высказывания взрослых. Немаловажным фактором является и постоянное обращение детей к литературному тексту, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте. Но кроме общего языкового развития нужна и работа над дикцией, артикуляцией, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В начальных классах я применяла всевозможные чистоговорки , хороша в этом плане игра «Эхо», которая способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции. И, конечно же, самое главное – это система в работе по исправлению и предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. А успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни. Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том , чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно , с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему . Благодарным будет труд учителя , избравшего себе в союзники ученика.

Слайд 25

с детьми необходимо учесть следующее : Работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться. Занятия должны быть систематическими. Начиная занятие, необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному; Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал. Не переходить к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило. Вести строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает. Проводить работу по общему развитию речи. Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны ребенку.

Слайд 26

Памятка анализа устных и письменных высказываний 1. Соответствует ли содержание высказывания (текста ) заглавию (теме ) ? 2. Не пропущено ли главное , подтверждена ли фактами основная мысль ? 3. Нет ли в тексте лишних фактов , предложений , слов ? 4. Логично ли построен текст , не надо ли что – то переставить ? 5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения ? ( Для письменного текста : выделены части текста красной строкой или нет ? ) 6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы ? Хорошо ли построены предложения ? 7. Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю (слушателю ) ?

Слайд 27

Памятка работы над сочинением 1 . Определи , о чём ты будешь писать ( тему ) . 2. Определи , с какой целью ты будешь об этом рассказывать ( основную мысль ) . 3. Наметь , какие части будут в сочинении ( план текста ) . 4. Определи , о чём надо написать подробнее . 5. Подбери слова и выражения , которые помогут точно и верно раскрыть тему и главную мысль текста . 6. Напиши первый вариант текста . 7. Проверь сочинение . Исправь ошибки и недочёты . 8. Перепиши текст .

Презентация на тему «Речевые ошибки младших школьников и пути их исправления»

  • Скачать презентацию (0.52 Мб)


  • 15 загрузок

  • 0.0 оценка

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема «Речевые ошибки младших школьников и пути их исправления»? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 27 слайдов. Также представлены другие презентации по педагогике. Скачивайте бесплатно.

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    27

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Речевые ошибки младших школьников и пути их исправления

    Слайд 1

    Речевые ошибки младших школьников ипути их устранения .

    учитель начальных классов
    Дудич Оксана Петровна

  • Слайд 2

    Содержание

    1. Введение .
    Трудности в работе над речевыми ошибками
     
    2. Классификация речевых ошибок . Причины появления речевых и логических ошибок в речи младших школьников
    3. Основные элементы методики исправления и предупреждения речевых ошибок.
    4. Требования к уроку анализа изложений и сочинений . Самопроверка и редактирование текста
    5.Приложение

  • Слайд 3

    «…Чувство языка, или языковое чутье,- это неосознанное, безотчетное уменье (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики…» Федоренко Л.П. «Принципы обучения русскому языку»

  • Слайд 4

    Речевые ошибки Лексико — стилистические Синтаксико — стилистические Морфолого – стилистические

  • Слайд 5

    1) Повторение одних и тех же слов , например :
    У нас есть кошка. Кошку зовут Мурка . Мурка не ловит мышей , мышей у нас нет . Наша Мурка очень ласковая , всё время ласкается

  • Слайд 6

    2) ) Употребление слова без учёта его эмоционально –экспрессивной или оценочной окраски :
    Хороша берёза летом . От густых ветвей много тени . Покрытые листочками ветви свисают до самой земли. В смешанном лесу среди хвойных деревьев весело мелькают белоствольные берёзки

  • Слайд 7

    Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его .
    Примеры из речи учащихся :

    Надоел « рыбий» ( надо : рыбный) суп .
    Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел

  • Слайд 8

    3) Нарушение сочетаемости употребляемых слов :

    Ветер постепенно « принимал силу» ( надо : набирал силу ).
    Коле «выдали» благодарность ( надо : объявили благодарность ).

  • Слайд 9

    4) Употребление слова в неточном или в несвойственном ему значении в результате непонимания его .

    Примеры из речи учащихся :
    Надоел « рыбий» ( надо : рыбный) суп .
    Охотник « одел» ( надо : надел ) шапку и вышел

  • Слайд 10

    5) Употребление просторечных и диалектных слов и словосочетаний :

    Никита шёл « взади» (нужно : сзади ).
    «Обратно» пошёл дождь ( надо :опять ).

  • Слайд 11

    К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слов .

    В начальных классах ещё встречается детское словотворчество . Как правило , дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка:
    На стройке работают бетонщики , « штукатурщики»
    нужно : штукатуры , монтажники .
    Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения .
    Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
    « они хочут» , «ихняя мама» , « стрельнул» и пр.
    Искореняются эти ошибки медленно , в результате многократных исправлений , разъяснений , под влиянием общеязыкового развития ,
    благодаря созданию хорошей речевой среды .
    Пропуск морфем , чаще всего суффиксов :
    «трудящие» вместо трудящиеся , «волнующее» вместо волнующееся море .
     

  • Слайд 12

    Причины : влияние просторечия , ребёнку трудно произносить громоздкие , фонетически усложнённые слова . В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы ,
    и это иногда отражается на письме .
    Для предупреждения подобных ошибок , помимо общего языкового развития , нужна работа над дикцией , артикуляцией звуков, нужно
    развивать гибкость и подвижность речевого аппарата .
    Образование форм множественного числа существительных , употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном
    числе :
    У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ) .
    Съел « два супа» (нужно : две тарелки супу ) .

  • Слайд 13

    Синтаксико- стилистическиеошибки весьма многообразны .
     
    1)Нарушение управления :
    Все радовались красотой природы ( надо : радовались ( чему ? ) красоте ).
    Смеялись с него ( нужно : смеялись над ним ) .

  • Слайд 14

    2 ) Нарушения согласования , чаще всего сказуемого с подлежащим , нередко определения с определяемым словом , например :
    Вся семья радостно встретили Новый год ( нужно : семья … встретила ) .
    Причины таких ошибок — логический , смысловой ( а не грамматический ) подход ученика к построению предложения , а также в самом механизме письма .

  • Слайд 15

    3) Неудачный порядок слов в предложении , приводящий к искажению смысла :

    Только равнодушным оставался кот Борька ( нужно : Равнодушным оставался только кот Борька ).

  • Слайд 16

    4) Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами , на которые они указывают :

    Когда Коля прощался с отцом , он (кто : Коля или отец ?) не плакал .

  • Слайд 17

    5) Местоимённое удвоение подлежащего

    Кирилл – он был самый сильный в отряде .

  • Слайд 18

    6) Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там , где следует употребить одно и то же время , один и тот же вид :

    Незнакомец входит в хижину и поздоровался .

  • Слайд 19

    7) Неумение находить границы предложений . Встречаются в двух
    вариантах :
    а) неоправданное деление сложного предложения на простые :
    Когда ребята пришли в лес . Там было много грибов .
    б) неумение делить текст на предложения :
    Охотник однажды шёл по лесу , из чащи вышла медведица с медвежатами , охотник спрятался на дереве , медведица стала окунать медвежонка в воду , тот фыркал и не давался , в это время другой медвежонок стал убегать , медведица догнала его и надавала шлепков .

  • Слайд 20

    Неречевые ошибки
     
     
    Композиционные Искажения фактов
    Логические
     

  • Слайд 21

    Типичная композиционная ошибка- несоответствие текста сочинения или изложения плану , т. е. нарушение последовательности в изложении событий .
    Причины композиционных ошибок кроются в методике подготовки сочинений . Ученик , допустивший композиционную ошибку в своём сочинении, оказался неподготовленным к нему : возможно, что наблюдения , отбор фактов были проведены бессистемно , беспланово ; возможно , что ученик в процессе подготовки недостаточно чётко представлял себе , что именно следует сказать вначале , что далее , что в конце , в заключении сочинения .

  • Слайд 22

    К числу логических ошибок относятся :
    1) Пропуск необходимых слов , а иногда важных фактов , целых эпизодов :
    Из – за куста вышла бурая медведица с двумя медвежатами . Когда медведи ушли домой в лес , то охотник слез с дерева и пошёл домой . ( Пропущено главное – вся сцена купания медвежат . Изложение рассказа В . Бианки « Купание медвежат»).
    Чтобы понять причины таких пропусков , нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника . Пишет он медленно . Но мысль его спешит , обгоняя процесс письма . Он конечно , хорошо знает содержание рассказа , но оно проходит в его воображении , не находя отражения в тексте . Потом , когда учитель показывает ему текст его изложения сам удивляется , как мог пропустить столь важный эпизод . ..
    Перечитывание текста способствует обнаружению и исправлению пропусков .

  • Слайд 23

    Детской речи свойственны иногда нелепые , парадоксальные суждения , связывание понятий разных уровней :
    разных уровней :
    По утрам мы с дедушкой удили рыбу , а в дождливую погоду лежали в шалаше.
    Вода освежила медвежат , а охотник пошёл домой .
    Общая причина таких ошибок — слабое внимание школьников , недостаточная подготовка текста до егозаписи . Когда учитель помогает детям заметить нелепость таких конструкций , то они , как правило ,
    могут самостоятельно исправить ошибки .
    От речевых и логических ошибок следует отличать искажения
    фактического материала : Общая причина таких ошибок —
    Наступила осень , скворцы , синички , ласточки улетели на юг . Только воробьи и снегири остались . ( Известно , что синички зимуют в средней по –лосе России , а снегири прилетают на зиму из северных областей ).

  • Слайд 24

    Можно сделать следующие выводы.
    На мой взгляд, речевые ошибки детей – это ошибки взрослых. Ведь, исходя из психологических особенностей ребенка, мы знаем, что он спешит во всем подражать родителям, старшим. А отсюда и подражание в речи, и речевые ошибки. Поэтому очень важными в формировании речи малыша являются правильные, ясные, четкие высказывания взрослых.
    Немаловажным фактором является и постоянное обращение детей к литературному тексту, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слова именно в этом тексте.
    Но кроме общего языкового развития нужна и работа над дикцией, артикуляцией, нужно развивать гибкость и подвижность речевого аппарата. В начальных классах я применяла всевозможные чистоговорки, хороша в этом плане игра «Эхо», которая способствует правильному произношению звуков, правильному дыханию, артикуляции.
    И, конечно же, самое главное – это система в работе по исправлению и предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. А успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.
    Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том , чтобы каждый ученик к концу 4 класса мог свободно , с использованием большого словарного запаса высказываться на любую тему . Благодарным будет труд учителя , избравшего себе в союзники ученика.

  • Слайд 25

    с детьми необходимо учесть следующее:
    Работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться.
    Занятия должны быть систематическими.
    Начиная занятие, необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному;
    Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал.
    Не переходить к новому материалу, если не усвоено предыдущее правило.
    Вести строгий контроль за тем, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает.
    Проводить работу по общему развитию речи.
    Занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны ребенку.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  • Слайд 26

    Памятка анализа устных и письменных высказываний  
     
    1. Соответствует ли содержание высказывания (текста ) заглавию (теме ) ?
    2. Не пропущено ли главное , подтверждена ли фактами основная
    мысль ?
    3. Нет ли в тексте лишних фактов , предложений , слов ?
    4. Логично ли построен текст , не надо ли что – то переставить ?
    5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние
    предложения ?
    ( Для письменного текста : выделены части текста красной строкой или нет ? )
    6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы ? Хорошо ли построены предложения ?
    7. Интересно ли и понятно ли всё изложенное читателю (слушателю ) ?
     

  • Слайд 27

    Памятка работы над сочинением

    1. Определи , о чём ты будешь писать ( тему ) .
     
    2. Определи , с какой целью ты будешь об этом рассказывать
    ( основную мысль ) .
      
    3. Наметь , какие части будут в сочинении ( план текста ) .
     
    4. Определи , о чём надо написать подробнее .
     
    5. Подбери слова и выражения , которые помогут точно и верно
    раскрыть тему и главную мысль текста .
     
    6. Напиши первый вариант текста .
     
    7. Проверь сочинение . Исправь ошибки и недочёты .
     
    8. Перепиши текст .

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации

Презентация: Классификация ошибок в части С

Презентация: Методы преподавания английского языка

Презентация: Итоговое сочинение 2016 – 2017

Презентация: Дню Учителя посвящается

Презентация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА

Презентация: Методика изучения пунктуации в школе

Презентация: Научно-теоретические основы логопедии

Презентация: Система работы учителя русского языка по подготовке к ГИА, С1

Презентация: Методика обучения русскому языку учащихся с интеллектуальными нарушениями

Презентация: Подготовка к ОГЭ по русскому языку 2015

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

Слайд 1Речевые ошибки младших школьников

Габдулхакова Инсия Зуфаровна
Республика Татарстан,
п.Джалиль
МБОУ- «Джалилильская
СОШ №2»

Речевые ошибки младших школьников Габдулхакова Инсия ЗуфаровнаРеспублика Татарстан,п.Джалиль МБОУ- «ДжалилильскаяСОШ №2»


Слайд 2В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа»

В.А.Сухомлинский «Павлышская средняя школа»


Слайд 3 РЕЧЕВЫЕ

ОШИБКИ

НЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ

ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК УЧАЩИХСЯ

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИНЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ    ТИПЫ


Слайд 4 ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Повторение одних

и тех же слов:

У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая

Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении:

Надоел рыбий суп (надо: рыбный). Охотник одел шапку и вышел (надо: надел). Мы перешли через горный курган (надо : хребет).

П
Р
И
Ч
И
Н
А

малый объем внимания пишущего
ученик забывает, что уже употребил
слово

П
Р
И
Ч
И
Н
А

бедность словарного запаса
влияние слов из просторечия

ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Повторение одних и тех же слов:У нас есть


Слайд 5 ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Употребление просторечных

и диалектных слов и сочетаний:

У Петя шел взади (сзади). Обратно пошел дождь (опять). Впереди всех к реке прибежал Вова (раньше всех). Поклал вместо положил, здоровый в значении большой.

Нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых
слов:

Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Он почувствовал, что утопает в болоте (лучше: тонет, «утопает» уместно в поэтической речи)

П
Р
И
Ч
И
Н
А

неправильная речь родителей
ребенок не может отличить местный
говор от правильной речи

П
Р
И
Ч
И
Н
А

бедность фразеологии, малый речевой опыт.

ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний: У


Слайд 6 МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Употребление детского

словотворчества:

На стройке работают бетонщики, штукатурщики, монтажники (надо: штукатуры). Приречная полоса
(надо: прибрежная)

Пропуск морфем, чаще всего
суффиксов:

Трудящие вместо трудящиеся; пришел к ему( вместо к нему)
Несколько раз выглядал в окно (надо: выглядывал)

П
Р
И
Ч
И
Н
А

индивидуальные недостатки
в устной речи

П
Р
И
Ч
И
Н
А

ребенку трудно произносить громоздкие, фонетически усложненные слова
влияние просторечия

МОРФОЛОГО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Употребление детского      словотворчества:


Слайд 7 СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Неудачный порядок

слов в предложении, приводящий к искажению смысла:

Узкая полоск только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом)

Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим

Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы. Вся семья радостно встретили Новый год.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Ученик не проговорил предложение целиком

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Начав писать предложение, ученик еще не знает, как его закончит
Отсутствует навык перечитывания написанного текста

СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению


Слайд 8 СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Местоименное удвоение

подлежащего

Леня, когда вернулся в отряд, он был веселый. Петя- он самый сильный из ребят.

Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают.

Когда Саша прощался с отцом, он (отец или Саша?) не плакал. Пионерский отряд вышел в поход. Они (?) пели песню.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Влияние просторечия

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Недостаточная практика самопроверки.

СИНТАКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Местоименное удвоение подлежащегоЛеня, когда вернулся в отряд, он


Слайд 9

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА

Несоответствие текста сочинения или изложения
плану:

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Недостаточная подготовка
ученика к творческой работе.
Ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно необходимо сказать в начале, что затем и что, наконец, в заключении сочинения.

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКАНесоответствие текста сочинения или


Слайд 10

ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ

Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов

Она схватила (пропущено: «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его.

Присутствие нелепых, парадоксальных суждений, связываание понятий разных уровней:

По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Ученик мыслит быстрее и увлекательнее,
чем пишет.

П
Р
И
Ч
И
Н
А

Недостаточное внимание школьника к окружающему миру.

ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ Пропуск


Слайд 11После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст.

Таким образом вырабатывается техника самопроверки.

Младший школьник часто путает литературный язык с местным диалектом. Задача учителя заключается в умении анализировать с детьми читаемые и пересказываемые тексты. Задача родителей- следить за своей речью, исключая из лексикона неправильные слова.

Устную и письменную речь можно обогатить путем постоянного чтения художественной литературы.

Необходимо научить ребенка пользоваться синонимами, выбирая наиболее точные и подходящие слова.

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Дома родителям желательно научить ребенка пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст. Таким образом вырабатывается техника самопроверки. Младший


Слайд 12Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме

прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или сочинение и т.д.

С первого класса необходимо знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом.

Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, т.к. его самостоятельная монологическая речь еще не развита.

Необходимо научить школьника правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

Словарно- орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений

Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это


Слайд 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее

развития. — М., Просвещение, 1975
Речевые уроки. Кн. Для учителя нач. классов/
Ладыженская Р.И.и др.- М.: Просвещение, 1995
Политова Н.И. Развитие речи учащихся нач. классов
на уроках русского языка.- М,: Просвещение, 1984
Большая Российская энциклопедия: в 30 томах. Т.7.-
М.: БРЭ, 2007
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.- М.:
Просвещение, 1979

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛьвов М.Р. Речь младших школьников и пути ее


Первый слайд презентации: Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Выполнила: Савельева Я.А.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения.

Изображение слайда

Слайд 2: Чувство языка, или языковое чутье,- это неосознанное, безотчетное уменье (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики …» Федоренко Л.П. «Принципы обучения русскому языку»

«…Чувство языка, или языковое чутье,- это неосознанное, безотчетное уменье (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики,

Изображение слайда

Слайд 3

Типы речевых ошибок учащихся
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
НЕРЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
композиционные
логические

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 4: ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Повторение одних и тех же слов:
П
Р
И
Ч
И
Н
А
П
Р
И
Ч
И
Н
А
малый объем внимания пишущего
ученик забывает, что уже употребил
слово
У нас есть кошка. Нашу кошку зовут Мурка. Мурка мышей не ловит, мышей у нас нет. Наша Мурка очень ласковая
Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении:
бедность словарного запаса
влияние слов из просторечия
Надоел рыбий суп (надо: рыбный). Охотник одел шапку и вышел (надо: надел). Мы перешли через горный курган (надо : хребет).

ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Изображение слайда

Слайд 5: ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний:
П
Р
И
Ч
И
Н
А
П
Р
И
Ч
И
Н
А
неправильная речь родителей
ребенок не может отличить местный
говор от правильной речи
Петя шел взади (сзади). Обратно пошел дождь (опять). Впереди всех к реке прибежал Вова (раньше всех). Поклал вместо положил, здоровый в значении большой.
Нарушение фразеологической сочетаемости употребляемых
слов:
бедность фразеологии, малый речевой опыт.
Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Он почувствовал, что утопает в болоте (лучше: тонет, «утопает» уместно в поэтической речи)

ЛЕКСИКО- СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Изображение слайда

Слайд 6

К группе морфолого – стилистических ошибок мы относим неправильное образование слов и особенно форм слов.
В начальных классах ещё встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка:
На стройке работают бетонщики, « штукатурщики »
нужно : штукатуры, монтажники.
Ошибки данного типа требуют индивидуального разъяснения.
Образование просторечных форм слов общелитературного языка :
« они хочут », « ихняя мама», « стрельнул» и пр.
Искореняются эти ошибки медленно, в результате многократных исправлений, разъяснений, под влиянием общеязыкового развития,
благодаря созданию хорошей речевой среды.
Пропуск морфем, чаще всего суффиксов :
«трудящие» вместо трудящиеся, «волнующее» вместо волнующееся море.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 7

Причины : влияние просторечия, ребёнку трудно произносить громоздкие, фонетически усложнённые слова. В устной речи говорящий «теряет»отдельные звуки и звукосочетания и даже морфемы,
и это иногда отражается на письме.
Для предупреждения подобных ошибок, помимо общего языкового развития, нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков, нужно
развивать гибкость и подвижность речевого аппарата.
Образование форм множественного числа существительных, употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном
числе :
У воинов не хватало «оружий» ( нужно : оружия ).
Съел « два супа» ( нужно : две тарелки супу ).

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 8

Синтаксико- стилистические ошибки.
П
Р
И
Ч
И
Н
А
П
Р
И
Ч
И
Н
А
Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла:
Узкая полоск только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом)
Ученик не проговорил предложение целиком
Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим
Начав писать предложение, ученик еще не знает, как его закончит
Отсутствует навык перечитывания написанного текста
Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы. Вся семья радостно встретили Новый год.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 9

Синтаксико- стилистические ошибки.
П
Р
И
Ч
И
Н
А
П
Р
И
Ч
И
Н
А
Местоименное удвоение подлежащего
Влияние просторечия
Леня, когда вернулся в отряд, он был веселый. Петя- он самый сильный из ребят.
Нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают.
Когда Саша прощался с отцом, он (отец или Саша?) не плакал. Пионерский отряд вышел в поход. Они (?) пели песню.
Недостаточная практика самопроверки.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 10

Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид :
Незнакомец входит в хижину и поздоровался.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 11

7) Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух
вариантах :
а) неоправданное деление сложного предложения на простые :
Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов.
б) неумение делить текст на предложения :
Охотник однажды шёл по лесу, из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала шлепков.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 12

КОМПОЗИЦИОННАЯ ОШИБКА
Несоответствие текста сочинения или изложения
плану:
Недостаточная подготовка
ученика к творческой работе.
Ученик в процессе подготовки недостаточно четко представлял себе, что именно необходимо сказать в начале, что затем и что, наконец, в заключении сочинения.
П
Р
И
Ч
И
Н
А

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 13

П
Р
И
Ч
И
Н
А
П
Р
И
Ч
И
Н
А
ЛОГИЧСКИЕ ОШИБКИ
Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов
Ученик мыслит быстрее и увлекательнее,
чем пишет.
Она схватила (пропущено: «одного медвежонка») зубами за шиворот и давай окунать его.
Присутствие нелепых, парадоксальных суждений, связываание понятий разных уровней:
Недостаточное внимание школьника к окружающему миру.
По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 14

ПУТИ УСТРАНЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
После написания сочинения или изложения ученик должен еще раз перечитать текст. Таким образом вырабатывается техника самопроверки.
Младший школьник часто путает литературный язык с местным диалектом. Задача учителя заключается в умении анализировать с детьми читаемые и пересказываемые тексты. Задача родителей- следить за своей речью, исключая из лексикона неправильные слова.
Устную и письменную речь можно обогатить путем постоянного чтения художественной литературы.
Необходимо научить ребенка пользоваться синонимами, выбирая наиболее точные и подходящие слова.
Дома родителям желательно научить ребенка пользоваться словарями и справочниками по русскому языку.

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Слайд 15

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК
Учителю необходимо заранее знать, на каком уроке и в какой форме прозвучит речь ученика, будет ли это пересказ или сочинение и т.д.
С первого класса необходимо знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом.
Надо все время поощрять ребенка к высказываниям, вызывать его на разговор, т.к. его самостоятельная монологическая речь еще не развита.
Необходимо научить школьника правильно строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в должной последовательности.
Словарно- орфографическая работа должна быть обязательным компонентом подготовки к проведению любого вида письменных упражнений

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Спасибо за внимание!

Речевые ошибки младших школьников и пути их устранения

Изображение слайда

  • Речевые ошибки при использовании фразеологизмов
  • Речевые ошибки местоимения упражнения
  • Речевые ошибки практикум пособие для студентов
  • Речевые ошибки леня рос круглой сиротой
  • Речевые ошибки практикум 11 класс