Реестровая ошибка 221 фз

1. Уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 1.1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 30.12.2021 N 478-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с использованием утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

(в ред. Федеральных законов от 17.06.2019 N 150-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требований, не должна быть:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;

2) готовит информацию о границах фактического использования земельных участков, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков в случае, если сведения о таких границах не могут быть внесены в Единый государственный реестр недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка и если для указанной цели требуется образование новых земельных участков в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 445-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

5. В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, в том числе в случае исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое меньше значения площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, и отсутствует возможность соблюдения требований пункта 1 части 3 настоящей статьи, сведения о таком земельном участке включаются в карту-план территории при наличии письменного согласия правообладателя такого земельного участка с результатами комплексных кадастровых работ, которое входит в состав приложения к соответствующей карте-плану территории.

(часть 5 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

Уважаемые члены Ассоциации «Союз кадастровых инженеров»!

В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» приступил к исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН без привлечения средств правообладателей. О планах по проведению указанной работы представители центрального аппарата Росреестра информировали профессиональных участников кадастровой деятельности на совещании, которое состоялось 25 мая текущего года в формате видеоконференцсвязи. И вот уже почти неделю ленты региональных новостей пестрят сообщениями о подготовке каждым из территориальных подразделений ведомства в соответствующем субъекте Российской Федерации более нескольких тысяч решений о необходимости исправления реестровых ошибок.

В связи с изложенным Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» считает необходимым напомнить порядок выявления/исправления реестровой ошибки и довести следующую информацию.

Понятие «реестровой ошибки» и порядка ее исправления установлены статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости).

В соответствии с частью 3 статьи 61 Закон о регистрации недвижимости реестровая ошибка – это воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся:

— в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы;

— в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч.3 ст.61 Закона о регистрации недвижимости).

Следует обратить внимание, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Порядок изменения в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки утвержден приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241 (далее – Порядок, приказ Росреестра №П/0241).

При выявлении реестровой ошибки территориальный орган Росреестра направляет письмо-поручение в региональный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». В соответствии с вышеуказанным Порядком, ФГБУ «ФКП Росреестра» проводит соответствующие мероприятия по определению координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров объектов капитального строительства. На основании полученных материалов Росреестр принимает решение о необходимости исправления реестровой ошибки (далее – Решение) и направляет его в адрес правообладателя объекта недвижимости.

Порядок и способы направления органом регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), утверждены приказом Министерства экономического развития РФ от 16 марта 2016 г. №136 ( в редакции приказа Минэкономразвития России от 11.12.2017 №669).

Решение о необходимости устранения реестровой ошибки принимается органом регистрации прав только в случаях:

если такая ошибка в описании местоположения границ земельного участка выявлена органом регистрации прав в случае, предусмотренном частью 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости;

если такая ошибка выявлена органом регистрации прав либо по заявлению правообладателя земельного участка в случае, предусмотренном частью 4 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости (с учетом положения части 6 статьи 60.2 Закона о регистрации недвижимости).

Далее, правообладатель, в течение трех месяцев может самостоятельно представить в Росреестр кадастровые документы для исправления реестровой ошибки в порядке осуществления кадастрового учета изменения характеристик объекта недвижимости. Указанный трехмесячный срок предоставления документов может быть продлен по заявлению правообладателя, на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на 3 (три) месяца (то есть увеличен до 6 (шести) месяцев). В случае непредоставления документов необходимых для исправления реестровой ошибки, Росреестр вносит изменения в сведения ЕГРН без согласия правообладателя.

Решение о необходимости устранения реестровой ошибки должно содержать (часть 6 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости):

— дату выявления такой ошибки,

— ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных,

— указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.

Согласно части 9 статьи 61 Закона о регистрации недвижимости, споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 той же статьи, рассматриваются в судебном порядке.

Возможные последствия для кадастрового инженера, в результате ошибочных действий которого возникла реестровая ошибка:

— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности при поступлении в адрес саморегулируемой организации кадастровых инженеров информации о допущенной им реестровой ошибке. Привлечение к дисциплинарной ответственности и выбор меры дисциплинарного воздействия осуществляется специализированными органами СРО в соответствии с внутренними документами (замечание, предупреждения, и иные меры воздействия согласно внутренним документам, в случае когда реестровых ошибок меньше 10, кроме меры касающейся исключения кадастрового инженера из СРО);

— кадастровый инженер может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде исключения из СРО КИ в случае принятия за последние 3 (три) года деятельности кадастрового инженера органом регистрации прав 10 (десяти) и более решений о необходимости устранения воспроизведенных в ЕГРН ошибок, содержащихся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории и связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства (реестровая ошибка) (пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Обращаем внимание, что кадастровый инженер, исключенный из саморегулируемой организации по основанию пп.6 части 15 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» не вправе претендовать на членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров в течение 2 (двух) лет (часть 19 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Учитывая изложенное, Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» настоятельно рекомендует своим членам, исключающим случаи допущения реестровой ошибки вследствие своих действий, а именно ошибки, содержащейся в подготовленными ими межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, которая была воспроизведена в последующем в ЕРГН, оспаривать Решения Росреестра путем обращения в территориальный орган Росреестра и, при необходимости, в судебном порядке.

Обращение в территориально подразделение ведомства может содержать возражение на Решение Росреестра с требованием его отмены (аннулирования), а также запрос на предоставление материалов, подтверждающих выявление реестровой ошибки с ее описанием и свидетельствующих о ее допущении вследствие ваших действий как кадастрового инженера (в том числе подготовленный органом регистрации права отчет о результатах контрольного определения координат характерных точек границ и площади земельного участка, контура здания (сооружения, объекта незавершенного строительства), границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка, содержащий в том числе соответствующую схему границ, информацию о примененном методе и точности определения координат, а также описание конкретных некорректных сведений с обоснованием их квалификации как ошибочных ), необходимых для целей последующего обращения в суд.

Оспаривание необходимо для исключения таких решений из статистики результатов вашей профессиональной деятельности, в целях недопущения необоснованных исключений из саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Напоминаем, что информация о результатах профессиональной деятельности кадастрового инженера, в том числе количестве реестровых ошибок, признанных ведомством как следствие ошибочных действий кадастрового инженера, размещается в Государственном реестре кадастровых инженеров (ГРКИ) на сайте Росреестра.

Принимая во внимание, что пунктом 13 Порядка, утвержденного приказом Росреестра №П/0241 предусмотрено уведомление только правообладателей объектов недвижимости, которых Росреестр считает «заинтересованными лицами», Ассоциация «Союз кадастровых инженеров» рекомендует регулярно (ежемесячно) проверять сведения ГРКИ и в случае отражения в результатах Вашей профессиональной деятельности сведений о допущенных реестровых ошибках незамедлительно направлять в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении копий принятых решений о необходимости устранения реестровых ошибок, содержащих в том числе информацию о дате выявления реестровой ошибки, описание реестровой ошибки с обоснованием квалификации содержащихся в ЕГРН сведений как ошибочных, указания, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки, а также отчетных материалов, необходимых для оспаривания такого решения в судебном порядке.

Подобным образом следует поступать, в случае поступления подобной информации (о получении соответствующих решений Росреестра) от заказчиков ранее выполненных Вами кадастровых работ.

За последние несколько лет законодательство РФ претерпело значительные изменения, которые связаны с упрощением многих важных процедур. В 2017 году вступил в силу новый Федеральный закон N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ставший заменой сразу для двух Федеральных законов — N 122-ФЗ и N 221-ФЗ. Появился Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), объединивший реестры со сведениями о кадастровом учете и о правах на недвижимое имущество.  Данный закон в статье 61 подробно регламентирует порядок исправления возможных ошибок, выделяя различные виды ошибок: технические и реестровые.

В процессе осуществления государственной регистрации прав или кадастрового учета недвижимости сотрудник органа государственной регистрации при вводе данных об объектах недвижимости может случайно допустить опечатку или совершить другую ошибку (арифметическую, грамматическую и др.). В подобной ситуации считается, что произошла техническая ошибка, которая четко прописана в статье 61 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Совершение подобных ошибок приводит к тому, что в Единый государственный реестр недвижимости вносят сведения, которые не соответствуют изначальной информации.

Tехнической ошибкой является  описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав.

         В отличие от технической, реестровая ошибка свидетельствует о том факте, что межевой план, акт обследования или другой важный документ, информация из которого была внесена в ЕГРН, является первоначальным источником проблемы. Если перефразировать вышесказанное, то используемый документ уже содержал ошибку, которую продублировали в Единый государственный реестр недвижимости.

Техническая ошибка в записях исправляется по решению государственного регистратора прав с момента их обнаружения или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об этом в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки. С письменным заявлением об исправлении технической ошибки в записях может обратиться  любое заинтересованное лицо.

Данное заявление можно будет подать любым из предложенных способов:

1. Представить документы в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

2. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

3. На сегодняшний день заявление об исправлении технической ошибки в записях может быть подано заинтересованным лицом в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или его представителя, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

После исправления технической ошибки в трехдневный срок орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях.

Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества. В ситуациях, когда существуют основания полагать, что исправление технической и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Таким образом, при обнаружении лучше исправить ошибку в Реестровых записях как можно раньше. И если проанализировать все возможные ситуации, когда техническая или реестровая ошибка сможет определенным образом навредить собственнику любого типа недвижимости, то легко прийти к вполне логичному выводу: законные владельцы недвижимого имущества больше всех заинтересованы в своевременном исправлении обнаруженных ошибок. А это значит, что они являются основными инициаторами обращения в суд или в государственные органы, занимающиеся регистрацией прав и кадастровым учетом недвижимости.

Оксана Воропаева, ведущий специалист-эксперт Межмуниципального Усть-Абаканского отдела Управления Росреестра по РХ

Согласно статье 28 главы 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ, кадастровая ошибка — это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. То есть ошибка признается кадастровой, если неверные данные содержались в документах, которые были предоставлены в орган кадастрового учета (например, ошибки, допущенные при определении координат характерных точек границ земельного участка).

Кадастровую ошибку могут совершить органы государственной власти или местного самоуправления, неправильно подготовившие схему расположения (проект границ) земельного участка, на основании которой были осуществлены кадастровые работы, или иные акты, изменяющие (устанавливающие) отдельные характеристики земельного участка (категорию земель, вид разрешенного использования, адрес (местоположение), либо кадастровые инженеры (до 01.01.2011 — лица, считающиеся кадастровыми инженерами) в случае неправильного отражения сведений о местоположении границ (координат) земельного участка в межевом плане. Кадастровая ошибка также часто допускается органами местного самоуправления при проведении инвентаризации, подготовке проекта границ участка для осуществления кадастровых работ или других актов, изменяющих его некоторые характеристики.

Наиболее актуальная и распространенная на данный момент кадастровая ошибка — это несоответствие определенных кадастровым инженером координат границы участка их фактическому местоположению. Это можно увидеть на публичной кадастровой карте, находящейся на портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или при получении кадастрового плана территории.

Наиболее часто такая кадастровая ошибка совершается кадастровым инженером из-за ряда причин:

  • многие кадастровые инженеры до сих пор используют устаревшее оборудование и проводят работы в условной или местной системе координат без привязки к общей государственной системе. В результате получается участок, имеющий границы, которые невозможно привязать к местности.
  • некоторые кадастровые инженеры из-за большого количества заказов не выезжают на местность, вписывая в кадастровый план приблизительные координаты. Для получения данных они используют картографические материалы и сведения об смежных участках, поставленных ранее на учет.
  • из-за низкой квалификации, кадастровый инженер может не обеспечить подготовку оборудования и правильную обработку измерений для привязки межуемого участка или допустить просчеты в вычислениях.
  • невнимательность кадастрового инженера может привести к неверному определению конфигурации существующего ограждения и изменению площади участка.
  • из-за неисправности применяемого измерительного оборудования.

Если кадастровая ошибка выявляется органом кадастрового учета, то принимается решение о необходимости устранения такой ошибки, которое содержит дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном законом порядке.

Закон предусматривает три варианта исправления кадастровых ошибок:

  1. в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные для кадастрового учета). В этом случае для исправления кадастровой ошибки необходимо получить письменное заявление собственника объекта недвижимости и документы, содержащие сведения в объеме, необходимом для внесения данных исправлений;
  2. в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия);
  3. на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (вне зависимости от причин ее возникновения). Суд вправе принять такое решение по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета.

Другими словами, кадастровая ошибка подлежит исправлению либо как изменение сведений об объекте недвижимости, либо в порядке информационного взаимодействия либо на основании вступившего в законную силу решения суда. 

Существует несколько оснований для судебного разбирательства по исправлению кадастровой ошибки:

  • отказ органа кадастрового учета в проведении кадастрового учета участка из-за выявленной кадастровой накладки;
  • отказ органа кадастрового учета на заявление правообладателя участка с требованием устранить кадастровую ошибку;
  • заключение кадастрового инженера о выявлении кадастровой ошибки в ходе межевания участка или соседней территории.

Чтобы исправить выявленную ошибку в орган кадастрового учёта необходимо представить следующие документы:

  • заявление об исправлении технической ошибки в сведениях ГКН, составленное по форме приложения к приказу Минэкономразвития России от 13.04.2009 № 125, либо обращение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости;
  • документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя;
  • иные предусмотренные Законом документы, необходимые для исправления ошибок, если это необходимо.

Необходимо заметить, что орган кадастрового учёта принимает большое количество решений об отказе в исправлении ошибок по следующим причинам:

  • имеющиеся в распоряжении собственника правоустанавливающие документы не содержат необходимых сведений для определения земельного участка в ГКН (сведения не соответствуют тем данным, что содержатся в ГКН).
  • предоставленные документы не являются основанием для исправления технической ошибки.

В том случае, если вина за пересечение границ лежит на кадастровом инженере, допустившем ошибку при проведении кадастровых работ, то ошибка определяется как кадастровая и должна быть исправлена в соответствии со статьей 28 Закона о кадастре недвижимости. В данном случае межевой план должен быть доработан, для этого в план должны быть внесены дополнительные сведения, которые позволили бы устранить ошибку в местоположении границы этого земельного участка. При этом могут быть внесены новые данные, такие как:

  • заключение кадастрового инженера, который проводит повторные контрольные кадастровые работы;
  • акт согласования местоположения границы ранее учтённого земельного участка. Его можно не оформлять в том случае, если площадь участка и его конфигурация фактически не изменилась.

Также есть небольшие нюансы в отношении исправлений ошибок ранее учтённого земельного участка или же участка, который не был учтён в государственном кадастре, но право собственности на которое уже зарегистрировано и не прекращено — орган кадастрового учёта может исправить её согласно тому же Закону о кадастре недвижимости, по части 14 статьи 45.

Таким образом, для вынесения скорейшего решения о государственном кадастровом учёте при нахождении ошибки, технической или кадастровой, требуется проведение повторных (контрольных) кадастровых работ. Стоит также отметить, что кадастровую ошибку выявляет и исправляет кадастровый инженер, который проводит межевание, независимо от того, допускал он эту ошибку или нет. Собственник не может выявить кадастровую ошибку в местоположении границы своего земельного участка, так как для этого нужны специальные геодезические приборы и знания.

В соответствии с требованиями пункта 20 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) наличие пересечений границ земельного участка с границами другого земельного участка является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. До устранения пересечения границ земельного участка, в том числе, невозможно совершить и зарегистрировать сделку с таким объектом недвижимости.

Как правило, пересечение границ земельных участков — следствие ошибки, допущенной при межевании земельных участков или их государственном кадастровом учете.

В случае, если пересечение границ обусловлено опиской, опечаткой, другой подобной ошибкой, допущенной органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости), сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились данные в ЕГРН, такая ошибка именуется технической.

В соответствии с частью 1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ техническая ошибка исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня ее  обнаружения в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случае, если пересечение границ земельных участков обусловлено ошибкой, допущенной кадастровым инженером в межевых документах при проведении кадастровых работ, которая воспроизведена в ЕГРН, такая ошибка именуется реестровой ошибкой.

В соответствии с частями 3, 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка может быть исправлена по инициативе правообладателя земельного участка, органа местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах которого расположен земельный участок (при проведении комплексных кадастровых работ по межеванию земельных участков в границах определенных территорий, заказчиком по которым являются указанные публичные органы), органа регистрации прав. При этом исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

1. По инициативе правообладателя земельного участка с учетом пункта 7 части 2 статьи 14, статей 22, 43 Закона № 218-ФЗ, статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности) реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о его местоположения и площади подлежит исправлению на основании:

— заявления правообладателя земельного участка и межевого плана, в котором будут содержаться сведения, свидетельствующие о наличии реестровой ошибки и необходимые для ее исправления сведения, а также акт согласования местоположения границ, в том числе если требуется уточнение (исправление реестровой ошибки) сведений ЕГРН о местоположении смежных ему земельных участков;

— заявления правообладателя или любого иного заинтересованного лица и межевого плана, подготовленного на основании решения суда об исправлении реестровой ошибки, а в случае, если необходимые для ее исправления сведения содержатся в решении суда – только такого заявления и решения суда без предоставления межевого документа.

2. По инициативе органов местного самоуправления, государственной власти субъекта Российской Федерации (заказчика комплексных кадастровых работ) с учетом части 2 статьи 42.1, статьи 42.4 Закона о кадастровой деятельности, части 3 статьи 19, части 3 статьи 43 Закона № 218-ФЗ реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка и его площади подлежит исправлению на основании заявления заказчика комплексных кадастровых работ и карты-плана территории, составленной по итогам проведения кадастровых работ.

3. Орган регистрации прав также вправе самостоятельно исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о местоположении и площади земельного участка.

В соответствии с части 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений
как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

При получении заинтересованным лицом от органа регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав за исправлением реестровой ошибки, приложив документы, указанные в пункте 1 настоящей информации.

Согласно части 7 статьи 61 Закона № 218-ФЗ по истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца.

Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.

Орган регистрации прав не вправе вносить изменения в сведения ЕГРН в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка в порядке, установленном части 6 статьи 61 Закона № 218-ФЗ, в случае, если:

— имеющиеся в распоряжении органа регистрации прав документы и сведения не позволяют определить местоположение границ земельного участка с нормативно установленной точностью;

— площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки будет отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на пять процентов;

— исправление реестровой ошибки может повлечь прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В указанных случаях при получении заинтересованным лицом от органа регистрации прав решения о необходимости устранения реестровой ошибки, содержащего информацию о невозможности определения границ земельного участка, в сведениях о местоположении которого выявлена реестровая ошибка, с указанием причин, заинтересованное лицо также вправе обратиться за исправлением реестровой ошибки, приложив документы, указанные в пункте 1 настоящей информации.

Также сообщаем, что внесение сведений о местоположении и площади земельных участков в Единый государственный реестр недвижимости, установленных органом регистрации прав в соответствии со статьей 61 Закона № 218-ФЗ, не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании представленных собственником в орган регистрации прав документов.

  • Реестровая ошибка 218 фз понятие
  • Реестровая или техническая ошибка разница
  • Реестр прямых выплат фсс код ошибки 503
  • Реестр ошибок windows 10 как посмотреть
  • Реестр не принят фсс ошибка 508