Реестровая ошибка границы населенного пункта

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 61

1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее — техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При отсутствии оснований для исправления технической ошибки в записях или невозможности ее исправления на основании заявления заинтересованного лица орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, обязан отказать в исправлении технической ошибки в записях, направив уведомление об этом с указанием причин отказа обратившемуся с заявлением об исправлении технической ошибки лицу в порядке, установленном в соответствии с частью 5 настоящей статьи. Уведомление об отказе в исправлении технической ошибки в записях может быть обжаловано в судебном порядке.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Порядок представления и форма заявления об исправлении технической ошибки в записях, а также требования к заполнению и формату заявления об исправлении технической ошибки в записях в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Указанное в части 1 настоящей статьи заявление может быть представлено в форме электронного документа посредством использования личного кабинета без подписания его усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

6. Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, наличие которой является в том числе причиной пересечения границ земельных участков, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств с границами земельного участка, принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки.

(в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. По истечении трех месяцев со дня направления в предусмотренные частью 6 настоящей статьи органы решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 настоящего Федерального закона.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7. По истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продлевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. При исправлении реестровых ошибок в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, орган регистрации прав на основании имеющихся и (или) полученных дополнительно документов и материалов также вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на соответствующий земельный участок, или при отсутствии такого документа — исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, или в случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка — исходя из местоположения границ такого земельного участка, существующих на местности пятнадцать лет и более и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих установить местоположение границ земельного участка, и (или) контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков. В указанном случае подготовка межевого или технического плана соответствующего объекта недвижимости не осуществляется.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных органом регистрации прав, в том числе в результате исправления реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости на основании документов, представленных в орган регистрации прав собственником указанных земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства после внесения таким органом сведений о местоположении границ земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.3. В целях реализации полномочий органа регистрации прав, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи, публично-правовая компания, указанная в части 1 статьи 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляет:

1) сбор и обработку пространственных данных, необходимых для определения координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определения координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств;

2) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также при необходимости координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

(часть 7.3 в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 546-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.4. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке в предусмотренном частью 7.1 настоящей статьи случае устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 17.06.2019 N 150-ФЗ)

7.5. В случае, если органом регистрации прав в сведениях Единого государственного реестра недвижимости выявлена реестровая ошибка, связанная с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении кадастрового округа (далее — иная система координат), орган регистрации прав при наличии у него параметров перехода (ключей) от иной системы координат к местной системе координат вправе без предварительного извещения заинтересованных лиц осуществить пересчет координат характерных точек всех границ (включая границы земельных участков, контуры зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и границы объектов, сведения о которых внесены в реестр границ), сведения о местоположении которых представлены в Едином государственном реестре недвижимости в иной системе координат, в местную систему координат и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части местоположения таких границ, а в отношении земельных участков также в части их площади. Значение вычисленной в связи с таким пересчетом площади земельного участка может отличаться от первоначального значения площади не более чем на величину погрешности определения площади земельного участка, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

(часть 7.5 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

8. В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

9. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.

На портале проектов нормативных правовых актов размещен подготовленный Росреестром проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Законопроект разработан с целью усовершенствования порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав в описании местоположения границ земельных участков (ЗУ), муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, что является причиной пересечения границ земельных участков и муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон и лесничеств.

В частности, устанавливается, что допускается изменение границ населенных пунктов без утверждения или изменения документов территориального планирования, в случае если при ведении Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или при установлении границ населенных пунктов и подготовке описания их местоположения выявлены пересечения между границами населенных пунктов и границами ЗУ.

Границы территориальных зон будут приводиться в соответствие с границами земельных участков, если между ними выявлены пересечения.

Если требуется внести изменения в схему территориального планирования муниципального района, генеральный план поселения, городского или муниципального округа, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков (ЗУ), то проведение общественных обсуждений или публичных слушаний не требуется.

Несоответствие сведений о границах территориальных зон, содержащихся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), описанию местоположений границ таких территориальных зон, содержащемуся в ЕГРН, будет являться основанием для внесения изменений в ПЗЗ.

В случае поступления от органа регистрации прав уведомлений об изменении описания местоположения границ территориальной зоны или границ населенного пункта в связи с устранением пересечения таких границ с границами ЗУ или в связи с устранением реестровых ошибок орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в ПЗЗ путем их приведения в соответствие со сведениями, указанными в уведомлениях. При этом утверждение изменений в ПЗЗ не требуется.

До внесения соответствующих изменений в ПЗЗ, в схему территориального планирования или генеральный план считаются достоверными сведения о местоположении границ территориальной зоны и населенных пунктов, содержащиеся в ЕГРН.

Устранение пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, осуществляется органом регистрации прав при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки. Такие кадастровые работы и подготовка межевого плана осуществляются без учета внесенных в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов, территориальных зон, кроме случая уточнения местоположения границ земельных участков, занятых линейными объектами.

Для уточнения границ ЗУ, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между субъектами РФ, законопроектом предлагается осуществлять раздел такого земельного участка без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного ЗУ в связи с уточнением местоположения границ такого ЗУ.

Законопроектом предлагается наделить орган регистрации прав полномочиями по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на ЗУ.

Устанавливается, что орган регистрации прав устраняет пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами ЗУ, имеющих пересечения между собой, при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ ЗУ, в том числе с целью исправления реестровой ошибки.

Вносить такие изменения будет возможно при условии, что более 50% площади указанного ЗУ находится в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

Предусматривается сокращение с трех до одного месяца срока, по истечении чего после направления заинтересованным лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого ЗУ без согласия его правообладателя.

Помимо прочего законопроектом предлагается восемь оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав сделать основаниями для возврата заявления и документов, без рассмотрения.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных пунктов. Общественное обсуждение продлится до 3 марта текущего года.

Источник: https://erzrf.ru/

135736

2023-02-28

Продавая недвижимость, субъект может столкнуться с технической или реестровой ошибкой. Представленный материал подскажет, как исправить ошибку расположения границ земельного участка на кадастровой карте, в каких случаях требуется ваше участие, а в каких нет. 

Манипуляции, проводимые с квадратными метрами и земельным участком, требуют подготовки сопроводительного пакета документов. В обязательном порядке собственник должен предъявить выписку из ЕГРН. В справке отображается информация о недвижимом имуществе, земельном участке, владельце, процедурах, проводимых с недвижимостью. 

Найти участок можно на кадастровой карте, но не всегда надел отображается, что приводит к ряду проблем. Причина кроется в кадастровой ошибке. 

Виды ошибок

Для того чтобы участок отображался на кадастровой карте, собственнику нужно пригласить специалиста по землеустройству, который проводит межевание, составляет технический план. На основании технического плана представители регистрационного органа ставят объект на кадастровый учет.

Если обнаружена кадастровая ошибка в местоположении границ земельного участка, на карте будут отображаться другие координаты. 

Выделяют несколько видов ошибок, делятся они на технические и реестровые. Каждый вид имеет свои подвиды. 

Среди основных кадастровых ошибок земельного участка нужно выделить: 

  1. Неправильность границ. Открыв тематическую карту, субъект может заметить, что его границы наложены на соседний участок. Перед тем, как исправлять отклонения от нормы, нужно получить согласие соседей, убедиться, что они не имеют претензий. Данный вид относится к реестровым ошибкам, допущенным инженером во время внесения данных. Для исправления проводится повторное межевание.
  2. Неправильность границ нескольких ЗУ. Один участок накладывается на соседний и смежный также отображается неправильно.  Исправление кадастровой ошибки земельного участка проводится при помощи повторного землемерия (при согласии всех участников/соседей).  
  3. Соседи не согласны с установленными границами. Не всегда при обнаружении неточностей удается получить добровольное согласие соседей на изменение данных. В этом случае владельцу нужно обращаться в судебные инстанции, представители суда отменят существующее решение ведения проведенного межевания. 
  4. Неправильную картинку дает спутник. Если кадастровая ошибка в местоположении границ связана со сдвигом спутниковых фотоснимков, все границы, не только одна конкретная будут отображаться неправильно (за пределами своих границ). Предпринимать какие-либо действия не нужно, координаты в документах указаны правильно.

Важно! Если на публичной карте все сведения отображаются корректно, но по факту надел больше, это классифицируется как незаконная легализация. Собственника за незаконные действия могут притянуть к административной ответственности. Его действия оцениваются как самозахват.  

Первый шаг к исправлению ошибки- это заказ выписки из ЕГРН, для определения точных границ и подтверждения права собственности. Вы можете заказать элеткронную справку на официальном сайте: rosreestor.net 

После проведения вышеуказанных манипуляций, документы с новыми внесенными данными направляются в регистрационный орган. На исправление ошибки уходит от трех до пяти рабочих дней, в зависимости от того, кто допустил неточности данных. 

Технические

К техническим ошибкам относят опечатки, допустимые сотрудниками Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии. Для исправления неточностей, нужно обратиться в регистрационный орган. К этому виду неточностей относят:

  1. Опечатки.
  2. Неправильное указание цифр.
  3. Недостающее количество цифр.
  4. Неправильно прописанные адресные данные.
  5. Отсутствует информация (неполнота сведений).

Сотрудники государственного органа запрашивают архивные данные, сравнивают их с имеющейся информацией, вносят изменения.

Реестровые

Реестровая ошибка – вина сотрудника землеустройства, составляющего технический план, проводимого межевание. К этому виду неточностей относят:

  1. Неправильные показатели в границах надела.
  2. Неправильные показатели площади надела.
  3. Ошибки, допущенные во время землемерия.

Инженер во время работы может допустить ошибку, что приведет к неточности отображения информации. 

Как исправить самостоятельно

Если решили лично заняться устранением неточностей, нужно понимать, как самостоятельно исправить ошибку расположения границ участка. 

Все действия в несколько шагов – оформление заявления, его подача в государственный орган.

Для того чтобы сведения были откорректированы, нужно обратиться с обращением в Федеральную Службу Государственной регистрации, кадастра и картографии. Также подать обращение может и сосед, которому нужно получить достоверные данные о смежном участке (перед этим нужно заказать выписку из ЕГРН). 

Заявление подается в письменной форме в установленном законом порядке. Эксперты рекомендуют внимательно отнестись к заполнению пункта 3.1.2, где прописывается, в каком месте была допущена ошибка. После подготовки обращения, заявление и пакет документов подается в регистрационный орган. 

Если на ваш участок был наложен смежный, устранить неточности можно самостоятельно. Если на ваш надел наложен смежный – либо обращение в регистрационный орган (если соседи не против внесения корректировок) либо через суд, если соседи отказываются от внесения корректировок. 

Как исправляется ошибка без вашего участия 

Для того чтобы понять, кто должен исправлять реестровую ошибку, нужно определить, в каком месте она была допущена. Без участия собственника неточности устраняются в таких ситуациях:

  1. Во время проведения комплексны кадастровых работ. 
  2. Если ошибка замечена представителями государственного органа. 

Орган может самостоятельно вносить корректировки, если есть нужный пакет документации. Специалисты ориентируются на данные, указанные в ЕГРН, расхождения со справкой могут составлять не больше 5%. 

Если государственный орган самостоятельно нашел неточности, он подает запрос собственнику, указывают, какие сведения есть недостоверными, предлагая их исправить. Делать это или нет, решает владелец надела. 

Как узнать, что ошибка исправлена

Исправление кадастровой ошибки – обязанность регистрационного органа. Инициатором может быть хозяин ЗУ, сосед, сам орган. Исправлению подлежат технические и реестровые ошибки. Если обращение подал собственник, либо решение было принято судебной инстанцией, на исправление технических неточностей дается 3 рабочих дня. 

Если инициатором выступает Федеральная Служба Государственной регистрации, кадастра и картографии, на устранение выделяется 5 рабочих дней. 

Если решение принял суд, любые манипуляции проводятся, если решение вступило в действие. 

Как узнать, что ошибка исправлена:

  1. Если обращение подал собственник ЗУ, информация об исправлении поступит в течение 3 дней.
  2. Если регистрационный орган сам устранял неточность данных, ответ поступит в течение 5 дней. 
  3. Купить выписку из ЕГРН 

Получить ответ субъект может несколькими способами. Первый – письмо на указанный адрес электронной почты. Второй – на почтовый адрес, по которому зарегистрирован земельный актив. 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО
от 24 декабря 2021 г. N 18-03900/21@

Управление кадастровых работ и землеустройства Росреестра в дополнение к письмам от 13.05.2021 N 18-01341/21@, от 18.08.2021 N 18-02556/21@ направляет для использования в работе доработанные по результатам анализа их правоприменения рекомендации по решению проблемных вопросов, возникающих у органа регистрации прав при исправления реестровых ошибок в соответствии с порядком изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, установленным приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241.

Начальник Управления
кадастровых работ и землеустройства
М.Д.ХАРИТОВ

N п/п

Проблемные вопросы

Позиция Росреестра

1.

Выявление реестровых ошибок органом регистрации прав

Согласно пункту 6 Порядка <1> при выявлении органом регистрации прав реестровой ошибки в сведениях ЕГРН <2> о границах земельных участков, муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, указанной в части 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ <3>, должностное лицо органа регистрации прав, выявившее такую ошибку, готовит письмо-поручение об определении местоположения границ земельного(-ых) участка(-ов), границ (частей границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной(-ых) зоны (зон), лесничества.

При этом действия органа регистрации прав по выявлению реестровой ошибки Законом N 218-ФЗ и Порядком не регламентированы.

С учетом изложенного реестровые ошибки могут быть обнаружены (выявлены) органом регистрации прав в следующих случаях:

— при рассмотрении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в случае если с таким заявлением представлен межевой план, в котором в разделе «Заключение кадастрового инженера» содержатся предложения кадастрового инженера по устранению выявленных в ходе кадастровых работ ошибок;

— при рассмотрении информации о возможном наличии реестровой ошибки в результате автоматической выгрузки из ФГИС ЕГРН <4> о пересечениях границ объектов (в том числе, с использованием разработанных ФГБУ «ФКП Росреестра» скриптов);

— «в ручном режиме» (например, при сопоставлении сведений ЕГРН и сведений, содержащихся на картографических материалах; если очевидно неверное расположение земельного участка; по результатам анализа поступающих обращений граждан и т.д.).

Росреестром совместно с ФГБУ «ФКП Росреестра» разработан перечень критериев, свидетельствующих о возможном наличии в ЕГРН реестровых ошибок <5>.

Необходимо отметить, что выгрузки из ЕГРН, полученные посредством применения sql-запросов, разработанных в соответствии с указанными критериями, являются дополнительным, но не самостоятельным инструментом для выявления реестровых ошибок органом регистрации прав. Выявление реестровой ошибки возможно только по результатам проведения детального анализа документов, на основании которых сведения об объектах были внесены в ЕГРН, и сведений ЕГРН о таких объектах.

2.

Требования к картографическому материалу в целях применения его для исправления реестровых ошибок

Филиал может осуществить подготовку Отчета <6> с использованием картографического материала, который соответствует требованиям к точности и методам определения координат, установленным в соответствии счастью 13 статьи 22, частью 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, с учетом особенностей, установленных пунктами 2 и 3 Требований <7>, в том числе отвечающего следующим условиям:

— картографические материалы или материалы дистанционного зондирования Земли содержатся в государственных фондах пространственных данных или ГФДЗ <8>;

— указанные материалы позволяют определить значения координат характерных точек границ земельного участка, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в соответствии с Требованиями;

— указанные материалы позволяют достоверно определить местоположение на местности границ земельных участков (например, границы земельного участка закреплены объектом искусственного происхождения и такой объект местности отображен на используемых картографических материалах или материалах дистанционного зондирования Земли).

При использовании картометрического метода определения координат могут быть использованы ортофотопланы масштаба 1:2000 и крупнее для обеспечения точности 1 м и лучше, масштаба 1:10000 и крупнее для обеспечения точности 5 м и лучше.

Также следует учитывать, что сведения, являющиеся картографической основой ЕГРН, подлежат обновлению в соответствии с требованиями к периодичности их обновления, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, но не реже чем один раз в десять лет.

Таким образом, Филиалу совместно с Управлением необходимо проанализировать материалы, имеющиеся в государственных фондах пространственных данных, в том числе с использованием размещенной на официальном сайте ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» информации о содержащихся в ФФПД <9> картографических, топографических, аэрокосмосъемочных материалах, а также ГФДЗ на соответствие указанным требованиям и определить территорию, на которой возможно использовать подобранные листы ортофотопланов.

3.

Получение необходимого картографического материала

В целях исправления реестровых ошибок возможно использование картографических материалов или материалов дистанционного зондирования Земли:

— содержащихся в государственных фондах пространственных данных;

— содержащихся в ГФДЗ, в том числе полученных по результатам проведения аэрофотосъемки с помощью БВС <10> в рамках деятельности органов земельного надзора.

В ГФДЗ в том числе включаются следующие материалы, полученные по результатам проведения аэрофотосъемки с помощью БВС, в рамках деятельности органов земельного надзора:

— цифровые аэрофотоснимки;

— файл с параметрами ориентирования снимков;

— ортофотопланы.

Рекомендации по взаимодействию территориального органа Росреестра и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации при передаче пространственных данных, получаемых с использованием беспилотных воздушных судов для их использования при исправлении ошибок в определении местоположения границ земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, направлены в Управления, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Филиалы письмом Росреестра от 27.07.2021 N 16-5727-МС/21.

4.

Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

При решении вопроса исправления реестровых ошибок рекомендуется наладить активное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части подготовки соответствующего картографического материала за счет средств регионального и местного бюджетов и помещения указанного материала в региональный и (или) ФФПД.

При этом Управлению совместно с Филиалом необходимо обеспечить максимально оперативное осуществление мероприятий по исправлению реестровых ошибок и определению координат смежных и (или) не смежных земельных участков в отношении приоритетных для органов власти территорий.

5.

Отсутствие в Филиале соответствующей материально-технической базы

В случае отсутствия в Филиале материально-технической базы для определения координат геодезическим методом (в том числе геодезического оборудования), допускается использование геодезических приборов Управления по соглашению (договору) о передаче соответствующего оборудования в безвозмездное пользование.

При этом при направлении в Филиал письма-поручения ответственные лица Управления и Филиала совместно предусматривают (планируют) порядок проведения работ, использования геодезического оборудования.

В целях применения картометрического метода целесообразно использование ГИС систем (при наличии в распоряжении Филиала), а также свободно распространяемых ГИС.

Также считаем целесообразным осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам использования оборудования, обучения специалистов.

6.

Условия для применения аналитического метода определения координат

Аналитический метод определения координат возможно использовать в случае, если исправление реестровой ошибки заключается в преобразовании координат характерных точек границ земельных участков (с учетом параметров исправления реестровой ошибки):

— сдвиг по осям координат,

— разворот относительно осей координат,

— масштабный коэффициент на основании значений координат, содержащихся в ЕГРН,

— пересчет координат (в случае невозможности применения положений части 7.5 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).

При этом конфигурация границ и площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки может изменяться в пределах величины, установленной частью 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ.

Аналитический метод определения координат целесообразно применять при условии наличия возможности расчетов значений координат характерных точек границ земельных участков, в отношении которых выявлена реестровая ошибка, на основании сведений об их местоположении и смежных с ними земельных участков, содержащихся в ЕГРН и иных документах, на основании которых установлено местоположение границ.

7.

Допустимое изменение значения площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе и площади, вычисленной по координатам, определенным в результате исправления реестровых ошибок органом регистрации прав

Согласно части 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ при внесении органом регистрации прав изменений в сведения ЕГРН об описании местоположения границ земельного участка в целях исправления реестровой ошибки, площадь такого земельного участка после исправления реестровой ошибки может отличаться от площади, содержащейся в ЕГРН, не более чем на пять процентов.

Исходя из изложенного, условие изменения площади земельного участка «не более чем на пять процентов от содержащейся в ЕГРН» распространяется на земельные участки, в сведениях о местоположении границ которых органом регистрации прав осуществляется исправление реестровой ошибки, а также в отношении смежных и (или) несмежных земельных участков.

8.

Местоположение и конфигурация границ земельных участков не соответствует утвержденному ПМТ <11> либо Схеме <12>

Согласно пункту 42 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, может отличаться от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном ПМТ, Схеме, не более чем на десять процентов.

На основании изложенного при подготовке межевого плана по образованию земельного участка в случае использования Схемы, ПМТ, содержащих координаты характерных точек границ земельного участка, кадастровый инженер при подготовке межевого плана соотносит указанные сведения с фактическими.

Вместе с тем в случае, если реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка возникла вследствие ошибки, содержащейся в соответствующей Схеме или ПМТ, исходя из части 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, такая ошибка не является реестровой ошибкой и не подлежит исправлению органом регистрации прав в соответствии с Порядком.

9.

Отсутствие доступа сотрудников Филиала на земельный участок

В целях информирования граждан и иных заинтересованных лиц целесообразно организовать доведение информации (в том числе посредством средств массовой информации, социальных сетей) о проведении органом регистрации прав работ по исправлению реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ объектов и об осуществлении в связи с этим ФГБУ «ФКП Росреестра» определения координат характерных точек границ, в том числе геодезическим методом с выездом на местность.

10.

Хронометраж выполнения технологических процессов

Усредненные показатели трудозатрат на выполнение работ по определению координат в отношении одного объекта недвижимости с количеством характерных точек границы 14 (среднее количество точек в земельных участках согласно сведениям ЕГРН):

— подготовительные работы — 1 час;

— время на дорогу к месту проведения работ и обратно — 1 час

— определение координат геодезическим методом или методом спутниковых геодезических измерений (определений) — 6,23 часа;

— определение координат картометрическим или фотограмметрическим методами — 1,4 часа;

— подготовка документов по результатам выполнения работ — 1,1 часа.

Таким образом, среднее время, необходимое для определения координат в отношении одного объекта недвижимости с количеством характерных точек границы 14 составляет:

— 8,33 часа — при определении координат геодезическим методом или методом спутниковых измерений;

— 3,5 часа — при определении координат картометрическим или фотограмметрическим методами.

Средние трудозатраты на определение координат в отношении одного объекта, независимо от метода определения координат, составят 5,2 часа.

11.

Определение Филиалом координат смежных и несмежных земельных участков, не указанных в письме-поручении, в том числе сведения о координатах которых отсутствуют в ЕГРН

На основании части 7.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ и пункта 8 Порядка Филиал определяет координаты характерных точек границ смежных и (или) несмежных с ними земельных участков, в том числе не указанных в письме-поручении, координаты характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, координаты характерных точек границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в том числе не указанных в письме-поручении.

Обращаем внимание, что определению подлежат координаты, в том числе смежных и (или) несмежных земельных участков, сведения о границах которых отсутствуют в ЕГРН.

Значения координат характерных точек границ каждого смежного и (или) несмежного земельного участка, части такого земельного участка, определение которых осуществлено Филиалом дополнительно в соответствии с частью 7.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ включаются в Отчет согласно пункту 10 Порядка.

При этом орган регистрации прав на основании Отчета также вносит в ЕГРН сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) смежных и (или) несмежных земельных участков соблюдении установленных статьей 61 Закона N 218-ФЗ, а также сведения о площади земельных участков в соответствии с установленным местоположением границ таких земельных участков.

12.

Принятие Решения <13> в случае подготовки Заключения <14>

Согласно пункту 13 Порядка основанием для подготовки Решения являются Отчет, Заключение или межевой план, указанного в абзаце втором пункта 6 Порядка.

13.

Уведомление правообладателей об исправлении реестровой ошибки, связанной с использованием системы координат, отличной от местной системы координат, установленной для ведения ЕГРН в отношении кадастрового округа

Уведомление правообладателей об исправлении реестровой ошибки, предусмотренной частью 7.5 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном частью 5 статьи 61 Закона N 218-ФЗ.

14.

Порядок действий в случае если в период с момента подготовки Отчета до принятия Решения в ЕГРН были внесены изменения в отношении объектов, указанных в Отчете

В указанном случае исправление реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка, в отношении которого изменены сведения ЕГРН, не осуществляется.

При этом границы иных земельных участков, содержащиеся в Отчете, в случае, если внесение сведений в ЕГРН о них не противоречит Закону 218-ФЗ и содержащимся в ЕГРН сведениям о смежных с ними земельных участках, вносятся органом регистрации прав в ЕГРН.

Аналогичное правило действует для границ (частей границ) муниципального образования, населенного пункта, территориальной(-ых) зоны (зон), лесничества.

В отношении объектов, внести в ЕГРН сведения о границах которых невозможно, органом регистрации прав в Филиал повторно направляется письмо-поручение с указанием причин невозможности внесения ранее представленных сведений.

15.

О полномочиях Филиала по внесению изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в соответствии с частью 6.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ

В соответствии с частью 6.1 статьи 61 Закона N 218-ФЗ по истечении трех месяцев со дня направления Решения в органы, предусмотренные частью 6 статьи 61 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в порядке, установленном статьей 34 Закона N 218-ФЗ (по правилам, установленным частями 10, 12, 15.1, 16 статьи 34).

Согласно статье 3.1 Закона N 218-ФЗ ФГБУ «ФКП Росреестра» осуществляет ведение реестра границ, указанного в пункте 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ.

Таким образом, внесение изменений в ЕГРН при исправлении реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств в соответствии со статьей 61 Закона N 218-ФЗ должно осуществляться ФГБУ «ФКП Росреестра» (его Филиалами) на основании Решения, подготовленного государственным регистратором прав, и документов, предусмотренных пунктом 22 Порядка.

16.

Определение Филиалом координат земельных участков, сведения о координатах которых содержатся в ЕГРН, при этом документы, на основании которых были внесены сведения, отсутствуют в ГФДЗ и архиве Филиала.

В соответствии с пунктом 8 Порядка Филиал определяет координаты характерных точек границ и площадь земельных участков, в описании границ которых органом регистрации прав выявлена реестровая ошибка, а также координаты характерных точек границ смежных и (или) несмежных с ними земельных участков, в том числе не указанных в письме-поручении, координаты характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, координаты характерных точек границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, в том числе не указанных в письме-поручении, с целью обеспечения исправления реестровых ошибок, выявленных органом регистрации прав.

Таким образом, Филиал определяет координаты местоположения указанных объектов независимо от наличия документов, на основании которых ранее внесены в ЕГРН сведения об их местоположении.

17.

Ведение реестровых дел

В соответствии с приказом Росреестра от 23.12.2015 N П/666 «Об утверждении порядка ведения, порядка и сроков хранения реестровых дел и книг учета документов при государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав на недвижимость» в реестровое дело объекта недвижимости помещаются документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости.

В связи с тем, что на основании Заключения в ЕГРН сведения о местоположении границ объекта недвижимости не могут быть внесены ввиду отсутствия в нем необходимой информации, Заключение не подлежит включению в реестровое дело. Правообладателям объектов недвижимости Заключения не предоставляются.

18.

Определение средней квадратической погрешности (далее — СКП) при определении координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств фотограмметрическим либо картометрическим методом

При определении координат характерных точек:

с использованием карт (планов), фотокарт, ортофотопланов, созданных в аналоговом виде, величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0012 метра в масштабе соответствующей карты (плана), фотокарты, ортофотоплана;

с использованием карт (планов), созданных в цифровом виде, величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0007 метра в масштабе соответствующей карты (плана);

с использованием фотокарт, ортофотопланов, созданных в цифровом виде, величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 метра в масштабе соответствующей фотокарты, ортофотоплана.

19.

Отсутствие ЕЭКО на все субъекты Российской Федерации

В случае отсутствия материалов ЕЭКО или иного картографического материала на определенную территорию необходимо применять инструментальные методы определения координат, установленные в соответствии с частью 13 статьи 22, частью 13 статьи 24 Закона N 218-ФЗ.

Особенности применения картографического материала указаны в пунктах 2, 3 настоящих рекомендаций.

21.

Действия Филиала в случае отсутствия на дату подготовки документа указанного в письме-поручении пересечения границ (например, земельный участок снят с ГКУ)

В соответствии с пунктом 9 Порядка Филиал по результатам рассмотрения письма-поручения подготавливает один из документов: Отчет либо Заключение.

В рассматриваемом случае Филиалу следует подготовить Заключение в связи с устранением на момент его подготовки выявленной реестровой ошибки.

22.

Необходимость подготовки письма-поручения при наличии у Управления материалов (каталога координат характерных точек проектируемой границы земельного участка для исправления реестровой ошибки), предоставленных исполнителем работ (исполнителем контракта), при поступлении землеустроительной документации, составленной по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации или муниципального образования.

Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» не предусмотрено определение координат характерных точек границ земельных участков при выполнении работ по землеустройству, в том числе по причине того, что земельные участки не являются объектами землеустройства.

Пунктом 13 Порядка определено, что орган регистрации прав готовит Решение на основании Отчета, Заключения или межевого плана и направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Таким образом, в рассматриваемом случае органом регистрации прав должно быть подготовлено и направлено в Филиал письмо-поручение об Определении координат.

При этом соответствующий каталог координат может быть направлен в Филиал с письмом-поручением.

23.

Использование сведений (данных) землеустроительного дела (в частности — проектные (новые) координаты характерных точек границ земельных участков, подготовленные исполнителем контракта и содержащиеся в землеустроительном деле) ГФДЗ в качестве картографического материала, в целях применения его для исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков

Список «проектных (новых) координат характерных точек границ земельных участков» не является картографическим материалом. Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве» не предусмотрено определение координат характерных точек границ земельных участков при выполнении работ по землеустройству, в том числе по причине того, что земельные участки не являются объектами землеустройства.

Условия применения картометрического и (или) фотограмметрического метода Определения координат установлены пунктом 2 Требований.

24.

Исправление реестровой ошибки в объекте реестра границ путем соотнесения его с границами земельного участка.

В случае исправления реестровой ошибки в описании объекта реестра границ путем приведения его в соответствие со сведениями о границе земельного участка, содержащимися в ЕГРН, метод определения координат и средняя квадратическая погрешность их определения устанавливается разными методу определения координат и средней квадратической погрешности координат такого земельного участка.

25.

Содержание письма-поручения

Основанием подготовки Заключения согласно пункту 9 Порядка является невозможность определения координат.

Таким образом, отсутствие какой-либо информации, предусмотренной пунктом 7 Порядка, не является основанием для подготовки Заключения (за исключением случая, когда в Филиал поступило письмо-поручение, в котором полностью отсутствуют какие-либо кадастровые или реестровые номера).

———————————

<1> Порядок изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденный приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241.

<2> Единый государственный реестр недвижимости.

<3> Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

<4> Федеральная государственная информационная система Единого государственного реестра недвижимости.

<5> Примерный перечень критериев, свидетельствующих о наличии в ЕГРН реестровых ошибок, направлен в Управления Росреестра по субъектам Российской Федерации (далее — Управления), филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъектам Российской Федерации (далее — Филиалы) письмами Управления кадастровых работ и землеустройства от 11.03.2021 N 18-00634/21@, от 10.03.2021 N 18-00611/21, от 12.08.2021 N 18-02508/21@.

<6> Отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

<7> Требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельных участков, характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке при исправлении органом регистрации прав реестровой ошибки в местоположении границ земельных участков, установлении описания местоположения границ земельных участков, местоположения здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, утвержденными приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241.

<8> Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

<9> Федеральный фонд пространственных данных.

<10> Беспилотное воздушное судно.

<11> Проект межевания территории.

<12> Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

<13> Решение о необходимости устранения реестровой ошибки.

<14> Заключение о невозможности определения координат характерных точек границ земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, границ (частей границ) муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств.

Исправление реестровой ошибки

Понятие реестровой ошибки

Понятие реестровой или по другому кадастровой ошибки прочно вошло в профессиональную терминологию. Связано это с изменениями законодательства РФ и вступления в силу ряда поправок. Что же такое реестровая ошибка?

Реестровая ошибка — это воспроизведенная в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости) ошибка в документах (например, в межевом плане, техническом плане, карте-плане объекта землеустройства или акте обследования), представленных в Росреестр. Например, неточности в границах, допущенные кадастровым инженером при проведении работ по межеванию земельного участка.

Наиболее распространенными реестровыми ошибками являются:

  • наложение границ соседних земельных участков;
  • несоответствие границ участка в ЕГРН их фактическому местоположению.

Последствия реестровой (кадастровой) ошибки заключаются в трудностях, которые могут возникнуть при совершении сделок с земельными участками.

Поскольку ЕГРН содержит недостоверные сведения о координатах, а, возможно, и о его площади, купить такой земельный участок захотят немногие, так как после приобретения реестровую ошибку придется исправлять, а это непростой процесс.

В любом случае, даже при отсутствии намерения продать или иным образом распорядиться принадлежащим земельным участком необходимо привести его фактические границы на местности в соответствие с «юридическими» границами, координаты которых содержатся в ЕГРН.

В соответствии с ч. 3 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Таким образом, закон позволяет исправить реестровую ошибку двумя способами: в досудебном или в судебном порядке.

Вместе с тем, на практике исправление реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка возможно лишь в судебном порядке, поскольку при таком исправлении всегда есть риск нарушения прав и интересов смежных землепользователей.

Именно поэтому в упомянутом выше Законе закреплено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Учитывая изложенное, для исправления реестровой (кадастровой) ошибки необходимо обратиться в суд, составить исковое заявление об исправлении реестровой ошибки. 

В ряде случаев в зависимости от позиции сторон (истца или ответчика) может потребоваться проведение судебной землеустроительной экспертизы.

По итогам судебного разбирательства суд примет решение, которое будет основанием для внесения изменений в ЕГРН относительно координат границ земельного участка.

Срок давности исправления реестровой ошибки

Действующим законодательством специальный срок давности по искам об исправлении реестровой ошибки не предусмотрен, однако следует помнить, что за исправлением такой ошибки следует обратиться в суд не позднее трех лет с момента ее выявления, которое происходит как правило по результатам межевания земельного участка. При этом три года — это общий срок исковой давности, предусмотренный Гражданским кодексом РФ.

Решение суда об исправлении реестровой ошибки

После вступления в законную силу решения суда необходимо подать его в Росреестр через Многофункциональный центр (МФЦ) для учета изменений.

Реестровая ошибка исправляется органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, которые свидетельствуют о ее наличии и содержат верные сведения, либо решения суда, вступившего в законную силу (ч. 3 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости).

Остались вопросы? Обращайтесь!

  • Реестровая ошибка границы земельного участка
  • Реестровая ошибка 221 фз
  • Реестровая ошибка 218 фз понятие
  • Реестровая или техническая ошибка разница
  • Реестр прямых выплат фсс код ошибки 503