Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей исправьте ошибки

Спишите предложения, исправив речевые ошибки. 1) Родители близко к сердцу воспринимают неудачи своих детей. 2)Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3) Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4) На обмороженных стеклах окон видны узоры. 5) утверждая приказ. директор школы ставит на нем свою роспись.
СРОЧНО!

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Система работы с паронимами

Среди учителей, которые работают в старших
классах и готовят детей к итоговому экзамену по
русскому языку, без сомнения, найдутся такие, кто
сталкивался с проблемой различения паронимов.
Тема действительно непростая, ведь словарный
запас у сегодняшних старшеклассников невелик,
читают мало, далеко не всегда то, что можно
назвать настоящей литературой. Раздел «Лексика»
изучался в 5–6-х классах, уже забылся,
возвращаться к нему на уроках в средней школе
можно только эпизодически, да и тема «Паронимы»
если и объясняется, то лишь вскользь.

Между тем в письменных работах учеников
встречается большое количество ошибок,
связанных именно с употреблением слов, близких
по звучанию и частично совпадающих по значению.
Наверное, каждый из нас в свое время читал о заглавных
героях таких произведений как «Мертвые души»,
«Шинель», «Крыжовник», умилялся тому, что после
ссоры друзья смиряются, что в сказке
«Золотая рыбка» деду выдалось поймать золотую
рыбку,
печалился вместе с автором сочинения,
пришедшим к выводу: использование сленга и мата
– один из самых обыденных способов общения в
Сети
.

Предлагаемая система работы, предназначенная
старшеклассникам, может быть использована как на
занятиях, посвященных повторению «Лексики»,
отработке задания типа А3 (ЕГЭ 2006, 2007 гг.), так и
(в виде фрагментов) на уроках развития речи. Она
включает в себя краткие теоретические сведения о
паронимах, упражнения, направленные на
формирование умения находить паронимы в тексте,
включать в состав словосочетаний и предложений,
различать лексические значения однокоренных
слов, похожих по звучанию. Одновременно дети
учатся работать с толковым словарем. Наибольшую
сложность представляют задания, которые связаны
с нахождением и исправлением речевых ошибок,
возникших в результате смешения паронимов. Но
именно эти упражнения наиболее полезны для
старшеклассников, создающих собственные тексты
разного содержания и стиля, но при этом не
умеющих видеть речевые недочеты и проверять и
править свои сочинения. Завершает систему работы
четыре варианта контрольного упражнения.

Многие из предложенных заданий использовались
в составе КИМов ЕГЭ в 2006 году. Они были привлечены
сознательно: использование формулировок
экзаменационных заданий внушает детям большую
уверенность в своих силах.

Что такое паронимы?

Иногда слова бывают близкими по звучанию, но
разными по значению или частично совпадают в
своем значении. Чаще всего эти слова бывают
однокоренными. Они называются паронимами (от
греч. para – возле, onyma – имя). Например, дипломант
– лицо, награжденное дипломом; студент,
готовящий дипломную работу. Дипломант конкурса
пианистов
;

дипломат – 1) должностное лицо,
занимающееся дипломатической деятельностью; 2) перен.
О человеке, действующем тонко, умело. Известный
дипломат
.

Неразличение паронимов может приводить к
стилистическим ошибкам, искажению смысла.

В некоторых случаях паронимы имеют разную
сочетаемость с другими словами, например, решительный
характер, человек,
но решающий шаг, роль, сила,
поступок
.

В некоторых значениях слова-паронимы могут
иногда выступать в роли синонимов. Мы можем проводить
опыты и производить опыты. Выделенные слова
близки по звучанию. Они сближаются в одном
значении – «делать, совершать, осуществлять». В
сочетании же с другими словами и в других
значениях они четко разграничиваются: проводить
репетицию
(репетировать), производить
раскопки
(раскапывать).

Упражнение 1. Подберите к данным словам
пару – пароним. Включите эти слова в состав
словосочетаний.

Драматический – …
Дружеский – …
Существо – …
Единственный – …
Злой – …
Искусно – …
Подпись – …
Заглавный – …
Наследие – …
Гнездовье – …
Безответный – …
Пустошь – …

Упражнение 2*.

А. В каком предложении вместо слова информационный
нужно употребить информативный?

Справка:

информационный – относящийся к
информации;

информативный – несущий информацию,
насыщенный информацией.

1) Последние десятилетия характеризуются
широким распространением разнообразных средств
массовой информации, в том числе представленных
в электронном виде на различных информационных
носителях.

2) Дмитрия Олеговича назначили руководителем
новой информационной программы.

3) Опубликованная статья показалась мне весьма информационной
и поэтому очень полезной.

4) Современные информационные технологии
помогают успешно и быстро решать многие
проблемы.

Б. В каком предложении вместо слова жизненный
нужно употребить житейский?

Справка:

жизненный – 1) прил. к жизнь (жизнь –
физиологическое состояние человека, животного,
растения от зарождения до смерти);

2) (перен.) важный для жизни, общественно
необходимый;

житейский – обыденный, свойственный
повседневной жизни.

1) Новую повесть хвалили, хотя кто-то говорил,
что она не всегда отражает подлинные жизненные
явления.

2) Он славился мудростью и раздавал жизненные
советы, которые действительно помогали людям в
сложных ситуациях.

3) Этому произведению живописи явно не хватает жизненных
красок.

4) Правительство должно руководствоваться жизненными
интересами страны.

В. В каком предложении вместо слова представить
нужно употребить предоставить?

Справка:

представить – 1) дать, вручить для
ознакомления, осведомления;

2) выделить, послать в качестве представителя;

3) возбудить ходатайство о каком-либо
награждении или повышении в чине, должности
кого-л;

4) познакомить с кем-л., отрекомендовать кому-л.;

5) показать, продемонстрировать кого-л., что-л.,
ознакомить с чем-л.;

6) воспроизвести, изобразить на сцене, создать
какой-л. сценический образ;

7) мысленно воспроизвести, вообразить;

предоставить – 1) дать возможность
кому-л. обладать, распоряжаться, пользоваться
чем-л.;

2) дать возможность кому-л. делать или сделать
что-л.; поручить кому-л., возложить на кого-л.
исполнение какого-л. дела.

1) Представьте гостям вашего друга.

2) Актер умел представить пение соловья.

3) Вы должны срочно представить отчет о
командировке.

4) Я представил вам право самостоятельно
решать эти вопросы.

Г. В каком предложении вместо слова будничный
нужно употребить будний?

Справка:

будничный – 1) прил. к будни (в 1-м
знач. = не праздничный, рабочий день; противоп. праздник);
предназначенный для будней;

2) перен. прозаический, однообразный;

будний – прил. к будни (в 1-м знач.)

1) Однажды в будничный день я с дедом
разгребал во дворе снег.

2) Из одной будничной обстановки Наталья
попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Художник значительное место отводит
изображению будничной стороны войны.

4) «Вот мы и приехали домой», – уже другим, будничным
голосом сказал капитан.

Д. В каком предложении вместо слова враждебный
нужно употребить вражеский?

Справка:

враждебный – полный неприязни,
ненависти, вражды; неприязненный;

вражеский – прил. к враг;
неприятельский.

1) Ко всему была готова Оксана, но все же не
ожидала такого сухого, даже враждебного
приема.

2) В этом капризном воздухе была нарядность юга,
его подчеркнутая враждебная северу красота.

3) Вокруг села расположился враждебный полк.

4) В народных сказках животные иногда выступают
в качестве враждебной силы, опасной для
людей.

Е. В каком предложении вместо слова взрывной
нужно употребить взрывчатый?

Справка:

взрывной – прил. к взрыв 1; взрывчатый
способный взорваться;

1) Взрывная волна отбросила ящик метра на
три.

2) Здесь нельзя хранить взрывные вещества.

3) Снайперы обезвредили взрывное
устройство.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные
чувства.

Ж. В каком предложении вместо слова злой
нужно употребить злостный?

Справка:

злой – 1) исполненный чувства
недоброжелательства, враждебный, полный злобы;

2) вызванный, проникнутый злобой, злостью,
недоброжелательством;

3) свирепый, лютый (о животных);

4) заключающий в себе зло;

5) приносящий беду, неприятности; дурной, плохой;

6) причиняющий боль, вред; жестокий;

7) (разг.) очень сильный по степени
проявления (о ветре, морозе и т.п.);

8) (прост.) усердный, старательный, ретивый;

злостный – 1) исполненный злости, злобы;
содержащий злые намерения; злонамеренный;

2) сознательно недобросовестный.

1) Здесь было так неуютно и страшно, как в
заколдованном царстве, все уснуло по чарам и
колдовству злой феи.

2) Не по злой воле он допускал промахи и
ошибки.

3) Имейте в виду, что злые браконьеры,
являющиеся уголовными преступниками, будут
непременно наказаны.

4) Человек он был злой; ему непременно нужно
было кого-то мучить.

Упражнение 3. Вместо точек употребите
одно из слов, указанных в скобках.

1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои…
(командировочные – командированные)
удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с
трудом припоминает… (лицо – личность) этого
человека. 3. На сиденья автомобиля были… (одеты –
надеты) чехлы. 4. Напрягая последние… (силы –
усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем
магазине большой выбор красивой и…
(практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в
порт судно… (встало – стало) на якорь. 7. Перед
подвигом солдат Великой Отечественной войны мы…
(преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент
внимательно слушал лекцию, делая… (пометы –
заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись,
что вначале я не… (узнал – признал) своего
знакомого.10. Группа старшеклавссников… (зашла
–пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно
многого добиться, прилагая… (силы – усилия).

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые
ошибки, возникшие в результате смешения
паронимов.

1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи
своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня
и смородина. 3. Новый работник оказался человеком
кристаллической честности. 4. Первый выпуск
стенной газеты был встречен ребятами с большой
заинтересованностью. 5. На обмороженных стеклах
окон видны узоры. 6. Утверждая приказ, директор
школы ставит на нем свою роспись. 7. Новая дорога
значительно укоротила наш путь. 8. Раскольников с
самого начала казался человеком замкнутым,
скрытым. 9. Первое время учеба поддавалась ему
нелегко. 10. После разговоров с Лукой Актер
подумал, что надо лечиться от алкоголя.

Упражнение 5. Из предложенных слов
составьте пары. Объясните значения паронимов.
При необходимости обратитесь к толковому
словарю.

Венок, надеть, адресат, остатки, апробировать,
дефективный, длительный, опечатки, долг, одеть,
отпечатки, оплатить, венец, длинный, желательный,
наследство, экономический, скотный, проживать,
адресант, исполнять, останки, желанный, уплатить,
должность, наследие, честь, выполнять,
дефективный, экономичный, обсудить, опробовать,
жить, скотский, честность, осудить.

Упражнение 6**.
В каком предложении выделенное слово
употреблено неправильно? Запишите это
предложение, внеся необходимые исправления.

А. 1) Душа его, наполненная гордыней,
устала от борьбы и самоутверждения.

2) Радость от успеха незаметно для него самого
переросла в гордыню, слава вскружила голову.

3) Непомерная гордыня обуяла этого человека.

4) Новый клуб – гордыня поселка.

Б. 1) Все свои закупки жители этого японского
городка делали крайне редко, совершая длительные
путешествия.

2) Канал оказался судоходным и очень длительным.

3) На этот раз длительные рукоплескания
превратились в овации.

4) Мастерство вырастает из тонкого и длительного
наблюдения за окружающими людьми.

В. 1) На нас чуть не обрушилась каменистая
глыба, да мы успели отбежать в сторону.

2) На крутых склонах с каменистой почвой
тающая снеговая вода сбегает вниз.

3) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменистая.

4)
Почва на этом участке каменистая, с трудом
поддается обработке.

Г. 1) Хвойный лес одел все горы и подошел
вплотную к морю.

2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть
детей завтра.

3) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги
впору одеть, чтобы перейти улицу.

4) Андрей приютил племянника, одел и обул
его, помог найти интересную работу.

Д. 1) Несколько десятков лет назад здесь был
еще берег моря, стояли рыбные промыслы.

2) Это озеро, отделявшее нас от злополучного
мыса, было глубокое и рыбное.

3) Кошка, которая обнюхивала на окне рыбное
заливное, неожиданно прыгнула на пол и
спряталась за шкаф.

4) Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с
собой рыбные сети.

Е. 1) Гремели камнями, боролись две бурные
горные речки.

2) И он уже не в силах унять бурной ярости и
гнева.

3) В XIV веке на Руси начался бурный расцвет
архитектуры.

4) Его бурное воображение приходилось
сдерживать и направлять.

Ж. 1) Слова его так и остаются словами и
никогда не превращаются в действия, в поступки.

2) Этот юноша способен на благородные поступки.

3) Самоотверженный поступок одноклассника
ребята с восторгом обсуждали.

4) В прежние времена за большие поступки
наказывали студентов солдатчиной.

З. 1) Я нашел просроченный библиотечный абонемент,
который был потерян полгода назад.

2) Абонементы телефонной сети обязаны
вовремя оплачивать услуги станции.

3) Открыта продажа абонементов в
плавательный бассейн.

4) Мы приобрели абонементы в музей на цикл
лекций о русской живописи XIX века.

И. 1) Часто воспоминание сродни выдумке,
творчеству.

2) Эти развалины служат нам воспоминанием о
том, что старинное здание никем не охраняется.

3) Воспоминания окружили меня, и, предаваясь
им, я медленно ехал по лесу.

4) Артист несколько лет работал над воспоминаниями,
в результате получилась интересная книга.

Упражнение 7. В предложенных
словосочетаниях отметьте только те, в которых
допущена ошибка. Запишите их в исправленном виде,
включите в состав предложений
.

Враждебные силы, враждебная красота,
враждебный прием, враждебный полк;

к великой моей досаде, великие мира сего,
великое разнообразие, великий взгляд, великий
монумент, великая радость. великое множество
возможностей;

представить работу, представить состояние
человека, трудно представить себе, любезно
представить комнату, представить к
правительственной награде, представить коллегу,
представить возможность;

практические навыки, практическое значение,
практический человек, практические занятия;

купить абонемент, абонемент телефонной сети,
просрочить абонемент, абонемент в музей;

действенная помощь, действенная сила,
действенный способ сохранения, действенный в
течение года;

вечные понятия, слой вечной пыли, отдан на
вечное хранение, вечные ценности.

Самостоятельная работа***

В предложенных вариантах найдите
предложения, в которых допущена ошибка в
употреблении выделенного слова. Укажите цифру,
обозначающую номер выбранного вами предложения,
запишите рядом предложение в исправленном виде.

Вариант I

1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало
неуютно, глухо и нелюдимо.

2. Существует класс рыб с костной тканью в
скелете и чешуе.

3. Важные для истории документы были отданы в
архив на вечное хранение.

4. Злобные нарушители правил дорожного
движения понесут заслуженное наказание.

5. «Твое горе – не горе…, дело жизненное», –
сказал старик.

6. Впереди весна – самая красочная пора
жизни всего живого на земле.

7. Густой туман одел долину, горы, поэтому
дороги не было видно.

8. Современная информационная служба дает
возможность на высоком уровне решать проблемы
организации труда.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Величественная власть искусства
заключается в том, что оно волнует человека и
очищает его душу.

Вариант II

1. Друзья были обескуражены ледяным приемом,
который был оказан им в этом доме.

2. Из красочных веществ животного
происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

3. В качестве минеральной подкормки для
сельскохозяйственных животных используется костная
мука.

4. Есть вечные человеческие ценности, среди
них – стремление к равенству и справедливости.

5. Собаки встретили путешественников злобным
лаем.

6. Этот человек производит двойное
впечатление.

7. Игорь одел на малыша свою джинсовую
куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

8. Великий поэт России сумел выразить в
своих произведениях дух нашего непростого
времени.

9. Ведущий информативной программы должен
соблюдать нормы орфоэпии.

10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек
очень глубокий, приобретала большой жизненный
опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

Вариант III

1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном
раздумье.

2. У любителей футбола сегодня двойной
праздник: на матче будет присутствовать глава
государства.

3. Великая тайна, связанная с происхождением
древних озер, открылась читателям этой книги.

4. Эта статья посвящена лазуриту –
замечательному камню цвета неба, красочная
история которого насчитывает уже несколько
веков.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в
руке он держал палку с костным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная
мебель была покрыта слоем вечной пыли, и
только старинные часы неторпливо вели свой
мерный счет.

7. По мнению критиков, этому живописному полотну
явно не хватает живых, жизненных красок.

8. Катерина Петровна была особой весьма
вздорной, со злобным характером.

9. Она причесалась, одела праздничное платье
и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным
и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледяных
условиях арктического моря представляет
огромный научный интерес.

2. Костный мозг – это ткань, заполняющая
полости костей позвоночных животных и человека.

3. У известного композитора двойная фамилия.

4. Жизненные пути братьев так разошлись, что
они годами не виделись и не переписывались.

5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.

6. Читатель, конечно подумает, что я
разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он
окажется не прав.

7. Жених бережно одел золотое колечко на
руку своей возлюбленной.

8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными
полотнами художника кроется так много мыслей и
подробностей.

9. Высокая, стройная, грациозная и великая,
молодая княжна держится необыкновенно прямо, и
это придает ей царственный вид.

10. Каждый выпускник школы должен владеть
приемами информационной переработки текста.

Ключи к упражнениям

Упражнение 1. а) Подберите к данным словам
пару – пароним.

Драматический – драматичный.
Дружеский – дружелюбный.
Существо – сущность.
Единственный – единый.
Злой – злостный.
Искусно – искусственно.
Подпись – роспись.
Заглавный – главный.
Наследие – наследство.
Гнездовье – гнездо.
Безответный – безответственный.
Пустошь – пустырь.

Упражнение 2

А) – 3; Б) – 2; В) – 4; Г) – 1; Д) – 3; Е)
– 2; Ж) – 3.

Упражнение 3. Вместо точек употребите одно
из слов, указанных в скобках.

1.
Прибывшие на конференцию предъявили свои командировочные
удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с
трудом припоминает лицо этого человека. 3. На
сиденья автомобиля были надеты чехлы. 4.
Напрягая последние силы, мы завершили наше
путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой
обуви. 6. Прибывшее в порт судно стало на
якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой
Отечественной войны мы склоняем голову. 8.
Студент внимательно слушал лекцию, делая пометы
в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что я
вначале не узнал своего знакомого. 10. Группа
старшеклассников пришла в музей на лекцию. 11.
В жизни можно многого добиться, прилагая усилия.

Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые
ошибки, возникшие в результате смешения
паронимов.

1. Родители близко к сердцу принимают успехи
своих детей. 2. Вслед за клубникой поспели вишня и
смородина. 3. Новый работник оказался человеком
кристальной честности. 4. Первый выпуск стенной
газеты был встречен ребятами с большим
интересом. 5. На замерзших стеклах окон видны
узоры. 6. Утверждая приказ, директор школы ставит
на нем свою подпись. 7. Новая дорога значительно
сократила наш путь. 8. Раскольников с самого
начала казался человеком замкнутым, скрытным. 9.
Первое время учеба давалась ему нелегко. 10. После
разговоров с Лукой Актер подумал, что надо
лечиться от алкоголизма.

Упражнение 5. Из предложенных слов
составьте пары. Объясните значения паронимов.
При необходимости обратитесь к толковому
словарю.

Венок – венец, надеть – одеть, адресат –
адресант, остатки – останки, апробировать –
опробовать, дефектный – дефективный, длительный
– длинный, опечатки – отпечатки, долг –
должность, оплатить – уплатить, желательный –
желанный, наследство – наследие, экономический
– экономичный, скотный – скотский, проживать –
жить, исполнять – выполнять, честь – честность,
обсудить – осудить.

Упражнение 6

А4. Новый клуб – гордость поселка.

Б2. Канал оказался судоходным и очень длинным.

В1. На нас чуть не обрушилась каменная глыба,
да мы успели отбежать в сторону.

Г3. Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги
впору надеть, чтобы перейти улицу.

Д4. Летом мы часто ходили на озеро, прихватив с
собой рыболовецкие сети.

Е4. Его буйное воображение приходилось
сдерживать и направлять.

Ж4. В прежние времена за большие проступки
наказывали студентов солдатчиной.

З2. Абоненты телефонной сети обязаны
вовремя оплачивать услуги станции.

И2. Эти развалины служат нам напоминанием о
том, что старинное здание никем не охраняется.

Самостоятельная работа

Вариант I

4. Злостные нарушители правил дорожного
движения понесут заслуженное наказание.

5. «Твое горе – не горе…, дело житейское», –
сказал старик.

9. В политике двойные стандарты неприменимы.

10. Великая власть искусства заключается в
том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант II

2. Из красящих веществ животного
происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

6. Этот человек производит двойственное
впечатление.

7. Игорь надел на малыша свою джинсовую
куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

9. Ведущий информационной программы должен
соблюдать нормы орфоэпии.

Вариант III

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке
он держал палку с костяным набалдашником.

6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная
мебель была покрыта слоем вековой пыли, и
только старинные часы неторопливо вели свой
мерный счет.

9. Она причесалась, надела праздничное
платье и, окинув взглядом комнату, решительно
вышла.

10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным
и поэтому очень полезным.

Вариант IV

1. Изучение поведения человека в ледовых
условиях арктического моря представляет
огромный научный интерес.

6. Читатель, конечно, подумает, что я
разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он
окажется не прав.

7. Жених бережно надел золотое колечко на
руку своей возлюбленной.

9. Высокая, стройная, грациозная и величественная,
молодая княжна держится необыкновенно прямо, и
это придает ей царственный вид.


* Задания этого упражнения
взяты из пособия: Учебно-тренировочные материалы
для подготовки к Единому государственному
экзамену. Русский язык / В.И. Капинос,
Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. М.:
Интеллект-Центр, 2005. С. 63–65. Значения слов взяты
из словаря: Словарь русского языка в 4 т. М.:
Русский язык, 1985.

** Материалы для заданий
этого упражнения взяты из сборника: Русский язык.
Единый государственный экзамен: Тренировочные
тесты и задания. Справочные материалы / Сост.
Е.И. Лелис. Ижевск, 2006. С. 13–15.

*** В материалы, взятые из
открытых КИМов (задание А3) за 2006 год, внесены
незначительные изменения.

Е.В. ЮМИНОВА,
г.  Ижевск


С этим файлом связано 5 файл(ов). Среди них: Тренинг 5 Дедлайн — 19.11. Тема 7 Основы риторики.docx, Тренинг 4 Дедлайн — 19.11. Тема 6 Коммуникативный аспект.docx, 16.11. Вопросы к семинару в диалоговом режиме.docx, 16.11. Тренинг Качества культуры речи.docx, 16.11. Публичное выступление на основе афоризма.docx.
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Кейс для дистанционного занятия по родному языку на тему_ _Устно, Русский язык и культура речи.docx, Звуки речи.docx, Доклад на тему _Трудовое воспитание как одно из важнейших аспект, культура речи.docx, культура речи.docx, теория и методка развития речи курсавая работа.docx, Темы эссе по искусству речи — Актау.docx, Фигуры речи как риторические фигуры..docx, Дискуссия о культуре речи.doc


Нормативный аспект культуры речи

Акцентологический минимум

ОсуждЁнный, возбужденО (дело), валовОй, газопровОд, договОр, одноврЕменно,

мышлЕние, столЯр, запломбировАть, киломЕтр, каталОг, кремЕнь, кулинАрИя,

легкоатлЕт, срЕдства, приговОр, Алиби, созЫв, договОрный, сосредотОчение, статУт,

упрОчение, фенОмен, ходАтайствовать, экспЕрт, индустрИя, симмЕтрия, зАговор,

обеспЕчение, призЫв, звонИшь, агЕнтство, квартАл, красИвее, мастерскИ,

одноврЕмЕнные, нормИрОванный, намЕрение, усугУбИть, украИнский, стеногрАфия,

танцОвщица, шассИ, баловАть, безУдержный.

Орфоэпическая норма: найдите ошибки, объясните и исправьте их.

Афѐра +

ака[дэ]мия [д`э] +

но[к]оть [г]

бытиѐ +

значи[ть] `]

Бог [к] +

Житиѐ +

се[м] `]

бу[хг]алтер +

Двоежѐнец +

восе[м] `]

лѐгкоатлет +

соси[сь]ка [ с ]

Дýлево +

опѐка +

О[дэ]сса +

Осýжденный осуждЁнный

манéвр +

прог[рэ]сс [р`э] +

Свеклá свЁкла

радиво радио

спортс[мэ]н [м`э] +

Ходатéльство ХодАтайство

алОй

ши[нэ]ль [н`э] +

Инцидент +

диспан[се]р [с`э]

прецендЕнт прецедент

[зе]рό `э]

юристкОнсульт

[ще]рбет `э]

педиатор педиатр

матер[шы]на +

психиАтор психиатр

Бомбандúровать бомбардúровать

Переспектива перспектива

лаболатория лаборатория

черезвычайный чрезвычайный

Колидор коридор

Чекалов Чкалов

легче [кч],[кш] — [кч`]

асма астма

мягче [кч], [кш] — [кч`]

компосировать компостировать

облегчúть [кч] [кч`] +

времяпровождение времяпрепровождение

Друшлаг дуршлаг

Мусопровод мусоропровод

Заплéсвенеть заплесневеть

флюогрáфия флюрография

тубарет

табурет

Определите уместность использования иноязычной лексики в данных

предложениях. Обоснуйте свой ответ и произведите, где необходимо,

синонимические замены.

1.Владимир Высоцкий жил на максимуме

(пределе) человеческих возможностей.

2. Этот спортсмен имеет хорошие ресурсы

(возможности) для улучшения своей спортивной формы.

3. Изменен регламент

(режим) работы компьютеров.

4. Гран-при

(награду) за лучший сайт получил Эрмитаж.

5. Новый сезон открывает хорошие перспективы

(возможности) для дальнейшей эволюции (дальнейшего развития) в области спортивной работы.

6. В школу ребенку обычно дают сок и сэндвич

(бутерброд).

7. Использование исключительно военной силы только генерирует бациллу

Террора

(создает молекулу насилия)

8. В новом альянсе

(союзе) соединились суперэксклюзивные (исключительные) возможности.

9. Среди присутствующих на несанкционированном

(незаконном) митинге превалировали (преобладали) представители молодежи.

Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1. Родители близко к сердцу воспринимают

(принимают) успехи своих детей.

2. Вслед за клубникой подоспели

(поспели) вишня и смородина.

3. Новый работник оказался человеком кристаллической

(кристальной) честности.

4. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись

(подпись).

5. Новая дорога значительно укоротила

(сократила) наш путь.

6. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытым

(скрытным).

7. На обмороженных

(замерзших) стеклах окон видны узоры.

8. Первое время учеба поддавалась

(подавалась) ему нелегко.

9. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголя (

алкоголизма).

В данных предложениях найдите явления тавтологии и плеоназма.

Устраните речевые недочёты.

1.Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне

(Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоте).

9. От этих цветов шел сильный пахучий запах

(От этих цветов шел сильный аромат).

10. В операционной была чистейшая стерильность.

(В операционной была стерильность)

11. Вокруг меня стояли хвойные сосны, кедры, ели.

(Вокруг меня стояли сосны, кедры, ели.)

12. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач

. (В газете был напечатан анонс телепередач)

13. Необычный феномен привлёк всеобщее внимание.

(Феномен привлёк всеобщее внимание)

14. В редакции долго редактировали мою рукопись.

(В редакции долго правили мою рукопись)

15. На площади стоит мемориальный памятник воинам-освободителям

. (На площади стоит памятник воинам-освободителям)

16. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

(Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству)

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись

(СВЕРНУВШИСЬ) клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями

(ВЕСЁЛАЯ) .

3. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые

Делают (

СОВЕРШАЮТ) герои фильма.

4. Успехами мы не блестим

(БЛЕЩЕМ).

5. Задача, поставленная перед нами, достигнута

(РЕШЕНА).

6. Воздух чист. Солнце греет

(СВЕТИТ) ярче. Дышится свежо (ЛЕГКО).

7. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке

доцента Юрьева.

(Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций ДОЦЕНТА ЮРЬЕВА по сварке)

8. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

(Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками ИЗ ДУБА.)

9. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного

писателя.

(Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя)

10. Девушка купила карие

(КОРИЧНЕВЫЕ) чулки.

11. Ученики пристально

(ВНИМАТЕЛЬНО) слушали рассказ учителя.

В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении

фразеологизмов. Исправьте предложения, если это необходимо, или

мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Не мудрствуя долго

(лукаво), приведу в доказательство своей правоты русскую

пословицу.

3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым

(фиктивным) прикрытием

авантюристки.

5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на

кабана.

(Хоть был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.)

7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится.

(Лелею надежду, что моя статья вам понравится)

9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции

старым матерчатым

(матёрым) волком.

11. Это легче

(проще) пареной репы.

12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на

ура.

(Выступление депутата перед собравшимися прошло на ура)

13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа

требовала всё большего напряжения.

(Как говориться, чем дальше в лес, тем больше дров: работа требовала всё большего напряжения.)

15. У них всё было шито-крыто

(шито) белыми нитками, но тогда этого никто не

замечал.

16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась

(лопнула) как мыльный пузырь.

Нарушение синтаксической нормы. Найдите и исправьте ошибки:

Предложения с нарушениями синтаксической формы. Предложения без синтаксических ошибок Типы синтаксических ошибок
Гаврик рос круглой сиротой. Гаврик рос круглым сиротой. Нарушение правил согласования слов в словосочетании
Уважаемые пассажиры, вовремя оплачивайте за проезд. Уважаемые пассажиры, заплатите оплачивайте за проезд. Нарушение правил управления слов в словосочетании
А.С. Пушкин – он великий русский поэт. А.С. Пушкин – великий русский поэт. Местоименное дублирование подлежащего
Нагульнов был предан Родине и беспощадный к её врагам. Нагульнов был предан Родине и беспощаден к её врагам. Нарушение правил конструирования сказуемого
Эти люди были борющиеся за свободу Отчизны. Эти люди боролись за свободу Отчизны. Нарушение правил конструирования сказуемого
Мересьев достал наган и готовился к встрече с врагом. Мересьев достал наган и приготовился к встрече с врагом. Нарушение видо-временной соотносительности глаголов-сказуемых
Жильцы требовали устранения неполадок и ремонта. Жильцы требовали устранения неполадок и завершения ремонта Двойная синтаксическая связь
Чтение Маяковского произвело на слушателей неизгладимое впечатление. Синтаксическая двузначность: читал Маяковский или читали произведения Маяковского?

Чтение стихов Маяковского произвело на слушателей неизгладимое впечатление.

Чтение стихов Маяковским произвело на слушателей неизгладимое впечатление.

Синтаксическая двузначность (двусмысленность)
Велосипед разбил трамвай. Трамвай разбил (что?) велосипед Нарушение порядка следования членов простого предложения (ложная инверсия)
Солнце закрыло (кого? что?) облако. Облако закрыло (что?) солнце Нарушение порядка следования членов простого предложения (ложная инверсия)
За границу был отправлен учиться Ломоносов, где он провёл пять лет. За границу, где он провёл пять лет, был отправлен учиться Ломоносов. Нарушение порядка следования частей сложного предложения
Обходя вагон, на него упала железяка. Гуляя по коридору, нашёлся карандаш. Когда обходил вагон, на него упала железяка.

Гуляя по коридору, я нашёл карандаш.

Свободный (независимый) деепричастный оборот (свободное, или независимое, деепричастие)
Та жизнь, о которой говорилось в книге, резко отличалась от окружающей Алёшу. Та жизнь, о которой говорилось в книге, резко отличалась от жизни окружающей Алёшу. «Расщепление» («разрыв») причастного оборота
К нам на программу пришло очень много писем, посвящённых желанию защитить животных, находящихся на грани вымирания и занесённых в Красную книгу, отражающую полную картину, касаемую редких и исчезающих видов фауны. Немотивированное включение в состав одного предложение цепочки (целого ряда) причастных оборотов:

К нам на программу пришло очень много писем, посвящённых желанию защитить животных, находящихся на грани вымирания и занесённых в Красную книгу, отражающую полную картину, касаемую редких и исчезающих видов фауны

Нагромождение причастных оборотов
Мы проезжали по степи, увлажнённой дождями и которая была покрыта зелёной травой. Мы проезжали по степи, увлажнённой дождями и покрытой зелёной травой. Синтаксическая контаминация:

контаминация причастного оборота и определительной придаточной части СПП;

Случаются в жизни обстоятельства, столкнувшись с которыми и когда узнаёшь обольше, в корне меняешь свой взгляд на вещи. Случаются в жизни обстоятельства, когда, столкнувшись с ними и узнав о них больше, в корне меняешь свой взгляд на вещи. Синтаксическая контаминация:

контаминация деепричастного оборота и обстоятельственной придаточной части СПП

Как говорят в народе, что не место красит человека, а человек – место. Как говорят в народе, не место красит человека, а человек – место. Смещение (соскальзывание) синтаксической конструкции
Базаров говорит, что и мой дед пахал землю. Базаров говорит, что его дед пахал землю Смешение (совмещение) прямой и косвенной речи
Когда Мурке надоело возиться с котятами, и она ушла поспать; Когда Мурке надоело возиться с котятами, тогда она ушла поспать; Немотивированный (ошибочный) выбор союза или союзного слова
Я взял в библиотеке книгу, где рассказывается о диких животных Африки. Я взял в библиотеке книгу, в которой рассказывается о диких животных Африки. Немотивированный (ошибочный) выбор союза или союзного слова
а) Когда Владимира Дубровского втолкнули к медведю в тёмную комнату, и он растерялся и убил медведя; Когда Владимира Дубровского втолкнули к медведю в тёмную комнату, он растерялся и убил медведя; (лишним является союз «и») Синтаксический плеоназм:

адублирование союзных средств разных типов;

б) Приятель сказал мне, что будто бы уже прочитал эту книгу. Приятель сказал мне, что уже прочитал эту книгу. Синтаксический плеоназм:

дублирование синонимических союзов.

Мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали ежа. Мы не только собрали много грибов и ягод, но и поймали ежа Нарушение порядка следования частей составного сопоставительного союза
а) Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо; Мы смотрели на звёзды, которые усеяли всё небо; Ошибочное употребление соотносительного слова в главной части СПП:

немотивированное включение соотносительного слова;

б) У нас часто недолюбливают, которые слишком навязчиво ведут себя. У нас часто недолюбливают тех, кто слишком навязчиво ведут себя. Ошибочное употребление соотносительного слова в главной части СПП:

немотивированный пропуск нужного соотносительного слова

Так что можно ужинать, отец вернулся с работы. Отец вернулся с работы, так что можно ужинать

(Нарушение порядка следования)

Нарушение структуры СПП
Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним у мбыли только одни пятёрки, чтобы не задавали много домашних заданий, чтобыперемене мальчишки не дрались. Неоправданное нагромождение однотипных придаточных предложений в структуре предложения…. Неоправданное нагромождение однотипных придаточных предложений в структуре СПП
Об ответе Николаева можно сказать следующее: ответ его не вполне соответствует плану, желательно в нём использовать больше примеров, не чувствуется собственного отношения к теме. Нарушение одноструктурности (разноструктурность) предикативных частей предложения Нарушение одноструктурности (разноструктурность) предикативных частей БСП
В комедии Н.В. Гоголя описано ряд чиновников. В комедии Н.В. Гоголя описан ряд чиновников Нарушение правил координации грамматических форм главных членов предложения
Павка гладил щенка, виляя хвостом. Павка гладил щенка, виляющего хвостом Смешение причастного и деепричастного оборотов
Творческая обработка образа дворового идёт по линии усиления трагизма его судьбы Нанизывание однородных падежных форм

Слайд 1Паронимы

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает,
Людей,

животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
П. Чесноков

Презентация к урокам русского языка по теме «Лексика» 5 класс
Автор: учитель русского языка и литературы Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ Осипова Нина Владимировна

Паронимы Я изучаю то, чем наш язык богат, Что все богатство мира отражает, Людей, животных, вещи называет,


Слайд 2Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по

смыслу. Мы ошибаемся в употреблении этих слов.
К ошибкам такого рода приводит неправильное понимание смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут придать слову не только новый оттенок (дружеский — дружественный), но и совершенно изменить его значение (остатки — останки)

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Мы ошибаемся в употреблении


Слайд 3 Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению,

называются ПАРОНИМАМИ
Примеры: лесная- лесистая;
невежа- невежда; преобразить- преобразовать; гончий- гоночный

Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИПримеры: лесная- лесистая;


Слайд 4Паронимы бывают
приставочными;
 суффиксальными;
  различающиеся конечными буквами

Паронимы бываютприставочными; суффиксальными;  различающиеся конечными буквами


Слайд 5Приставочные паронимы. Различай значения!
Уплатить — отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще

всего речь идет крупной сумме денег) 
Оплатить -заплатить за что-нибудь
Одеть кого-либо
Надеть на себя 
Представить — предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо 
Предоставить — отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

Приставочные паронимы. Различай значения!Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) Оплатить -заплатить


Слайд 6Приставочные паронимы. Различай значения!
Встряхнуть — приподняв, потрясти с силой.
Стряхнуть — тряхнув, скинуть, сбросить.
Поверка —

сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.). 
Проверка — установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо.
Обсудить -разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо. 
Осудить  -выразить неодобрение кому- чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить.
Нетерпимый — такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. 
Нестерпимый — превышающий терпение, с трудом переносимый.
Описка — ошибка в написании чего-нибудь по рассеянности.
Отписка — формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Приставочные паронимы. Различай значения!Встряхнуть - приподняв, потрясти с силой.Стряхнуть - тряхнув, скинуть, сбросить.Поверка - сверка в точности. Перекличка с целью


Слайд 7Различай значения! Составь словосочетания!
Встать – подняться.
Стать — сделаться кем-либо.
Поступок

– действие, совершенное кем-либо.
Проступок – провинность, неблаговидный поступок.

Различай значения! Составь словосочетания! Встать – подняться. Стать - сделаться кем-либо.Поступок – действие, совершенное кем-либо.Проступок – провинность,


Слайд 8Суффиксальные паронимы
Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.

Помни!
Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-,

-АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.
КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-нибудь, содержащий в себе краску (спец).

Суффиксальные паронимыБольшая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.Помни!Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают


Слайд 9Различающиеся конечными буквами
База — основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской

или снабженческий пункт.
Базис — совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки.

 Абонент — владелец абонемента (лицо или учреждение).
Абонемент — право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.

Различающиеся конечными буквамиБаза - основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт.Базис - совокупность исторически определенных


Слайд 10Различающиеся конечными буквами
Невежа — грубый, невоспитанный, невежливый человек.
Невежда — малообразованный человек,  неуч; человек,

несведущий в какой-либо области знания, профан.

 Адресат — тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).
Адресант — тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)

 Дипломат — должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант — лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Различающиеся конечными буквамиНевежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек.Невежда - малообразованный человек,  неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Адресат -


Слайд 11Составь словосочетания!
Военный — воинский
тайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин.
Надеть-

одеть
пальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на мебель.

Составь словосочетания!Военный - воинскийтайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин.Надеть- одетьпальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на


Слайд 12Лингвистическая задача
В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?
а) Мы

решили засадить аллею двойным рядом лип.
б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго.
в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру.
г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными.

Лингвистическая задачаВ каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»? а) Мы решили засадить аллею двойным рядом лип. б)


Слайд 13Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках!
1. Прибывшие

на конференцию предъявляли свои… (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает… (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были… (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние… (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и… (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно… (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы… (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая… (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не… (узнал – признал) своего знакомого. 10. Группа старшеклассников… (зашла –пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая… (силы – усилия).

Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках!1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои... (командировочные –


Слайд 14 Исправь ошибки!
1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
2. По

фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами.
3. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием.
5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям.
6. Мы спрятали останки пищи в буфет.
7. Черты лица у него были невыразимыми.
8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим.

Исправь ошибки!1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.2. По фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами.3.


Слайд 15Исправь ошибки!
1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей.

2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 5. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись. 

Исправь ошибки!1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей.


Слайд 16Подбери пару! Составь словосочетания!
Драматический – …
Дружеский – …
Единственный – …
Искусно –


Наследие – …
Безответный – …

Подбери пару! Составь словосочетания!Драматический – ...Дружеский – ...Единственный – ...Искусно – ...Наследие – ...Безответный – ...


Слайд 17Информационные источники
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для

учащихся/ Под ред. Л. П. Крысина. – М., Просвещение, 1995
На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996.
Юминова Е. В. Система работы с паронимами. –Газета «Первое сентября. Русский язык» № 20/2007
http://salikova.ucoz.ru/load/gotovimsja_k_egeh/a2_
Шаблон для презентации – Белозеровой Т.

Информационные источникиАрсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред.


Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


15

2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти слу-
чаи неправильного употребления паронимов и исправить
ошибки.
Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет,
необратимы.
Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с боль-
шой заинтересованностью.
Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска.
Под текстом заявления нужно поставить роспись.
обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет
мартовского утра.
Пером писателя водит не стремление конешней эффективности,
а желание глубже осмыслить существо происходящего
Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в мате-
матику и биологию»
Ответьте плизз

1 ответ:



0



0

В скобках правильный вариант.

Изменения, прошедшие (произошедшие) в стране за последние несколько лет,

необратимы.

Дети близко к сердцу воспринимают (принимают) огорчения родителей.

Вслед за черешней подоспели (поспели) ранние сорта яблок.

Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с боль-

шой заинтересованностью. (с большим интересом)

Самолеты значительно укоротила (сократили) путь от Камчатки до Якутска.

Под текстом заявления нужно поставить роспись. (подпись)

обмороженные (замерзшие) стекла окошек едва рассеивают тусклый свет

мартовского утра.

Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности (эффектности)

а желание глубже осмыслить существо происходящего

Для решения этой проблемы потребовались экскурсии (экскурсы) в математику и биологию»

Читайте также

Ответ:

Объяснение:

Филия банка, наша филия, руководитель филии, для новой филии, открылась филия.

Филия — отдел предприятия, который находится на некотором расстоянии от основного его размещения.

Подумает [ п а д у м а й⁾ э т ].
Это всё, удачи. Vladivostok200

Ответ:

«— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю…— начинает Хрюкин, кашляя в кулак.— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

— Гм!.. Хорошо…— говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. — Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать!». (А.П.Чехов Хамелеон).

Мчал корень
У префикс

Москва — сущ, подлежащие.
будет хоронить — сказуемое , глагол
Когда — наречие времени, союз повелительный.
Василия — сущ
Царь — сущ, подлежащие
Понесет — сказуемое , глагол
С боярами — дополнение выр. сущ.
его — местоимение
одр — хз что это.

Презентация   «Паронимы» (5 класс)

Презентация к одному из уроков по теме «Лексика» в 5 классе знакомит учащихся с паронимами. Теоретический материал дополнен практическими упражнениями, которые помогут закрепить непростую для пятиклассников тему. Материал презентации может быть также использован на уроках повторения при подготовке к итоговой аттестации.
Информационные источники представлены в последнем слайде презентации.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.


Подборка по базе: 1 Практическое задание №3_Зеленина А.В.недоразвитие речи.doc, Положительное влияние физической культуры и спорта на учебную ус, Конспект урока физической культуры для детей с ОВЗ Развитие коор, Задания. Русский язык и культура речи..docx, Русский язык и культура речи Практическое занятие 3.rtf, Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи.doc, Соотношение культуры и цивилизации в разные эпохи-1.docx, Социально-педагогические аспекты юношеских Олимпийских игр.docx, Русский язык и культура речи ПЗ 1.docx, Шпак Н.А. РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕ


Нормативный аспект культуры речи

Акцентологический минимум

ОсуждЁнный, возбужденО (дело), валовОй, газопровОд, договОр, одноврЕменно,

мышлЕние, столЯр, запломбировАть, киломЕтр, каталОг, кремЕнь, кулинАрИя,

легкоатлЕт, срЕдства, приговОр, Алиби, созЫв, договОрный, сосредотОчение, статУт,

упрОчение, фенОмен, ходАтайствовать, экспЕрт, индустрИя, симмЕтрия, зАговор,

обеспЕчение, призЫв, звонИшь, агЕнтство, квартАл, красИвее, мастерскИ,

одноврЕмЕнные, нормИрОванный, намЕрение, усугУбИть, украИнский, стеногрАфия,

танцОвщица, шассИ, баловАть, безУдержный.

Орфоэпическая норма: найдите ошибки, объясните и исправьте их.

Афѐра +

ака[дэ]мия [д`э] +

но[к]оть [г]

бытиѐ +

значи[ть] `]

Бог [к] +

Житиѐ +

се[м] `]

бу[хг]алтер +

Двоежѐнец +

восе[м] `]

лѐгкоатлет +

соси[сь]ка [ с ]

Дýлево +

опѐка +

О[дэ]сса +

Осýжденный осуждЁнный

манéвр +

прог[рэ]сс [р`э] +

Свеклá свЁкла

радиво радио

спортс[мэ]н [м`э] +

Ходатéльство ХодАтайство

алОй

ши[нэ]ль [н`э] +

Инцидент +

диспан[се]р [с`э]

прецендЕнт прецедент

[зе]рό `э]

юристкОнсульт

[ще]рбет `э]

педиатор педиатр

матер[шы]на +

психиАтор психиатр

Бомбандúровать бомбардúровать

Переспектива перспектива

лаболатория лаборатория

черезвычайный чрезвычайный

Колидор коридор

Чекалов Чкалов

легче [кч],[кш] — [кч`]

асма астма

мягче [кч], [кш] — [кч`]

компосировать компостировать

облегчúть [кч] [кч`] +

времяпровождение времяпрепровождение

Друшлаг дуршлаг

Мусопровод мусоропровод

Заплéсвенеть заплесневеть

флюогрáфия флюрография

тубарет

табурет

Определите уместность использования иноязычной лексики в данных

предложениях. Обоснуйте свой ответ и произведите, где необходимо,

синонимические замены.

1.Владимир Высоцкий жил на максимуме

(пределе) человеческих возможностей.

2. Этот спортсмен имеет хорошие ресурсы

(возможности) для улучшения своей спортивной формы.

3. Изменен регламент

(режим) работы компьютеров.

4. Гран-при

(награду) за лучший сайт получил Эрмитаж.

5. Новый сезон открывает хорошие перспективы

(возможности) для дальнейшей эволюции (дальнейшего развития) в области спортивной работы.

6. В школу ребенку обычно дают сок и сэндвич

(бутерброд).

7. Использование исключительно военной силы только генерирует бациллу

Террора

(создает молекулу насилия)

8. В новом альянсе

(союзе) соединились суперэксклюзивные (исключительные) возможности.

9. Среди присутствующих на несанкционированном

(незаконном) митинге превалировали (преобладали) представители молодежи.

Найдите и исправьте речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов.

1. Родители близко к сердцу воспринимают

(принимают) успехи своих детей.

2. Вслед за клубникой подоспели

(поспели) вишня и смородина.

3. Новый работник оказался человеком кристаллической

(кристальной) честности.

4. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись

(подпись).

5. Новая дорога значительно укоротила

(сократила) наш путь.

6. Раскольников с самого начала казался человеком замкнутым, скрытым

(скрытным).

7. На обмороженных

(замерзших) стеклах окон видны узоры.

8. Первое время учеба поддавалась

(подавалась) ему нелегко.

9. После разговоров с Лукой Актер подумал, что надо лечиться от алкоголя (

алкоголизма).

В данных предложениях найдите явления тавтологии и плеоназма.

Устраните речевые недочёты.

1.Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоком уровне

(Уровень доверия населения к местным банкам всегда был на высоте).

9. От этих цветов шел сильный пахучий запах

(От этих цветов шел сильный аромат).

10. В операционной была чистейшая стерильность.

(В операционной была стерильность)

11. Вокруг меня стояли хвойные сосны, кедры, ели.

(Вокруг меня стояли сосны, кедры, ели.)

12. В газете был напечатан предварительный анонс телепередач

. (В газете был напечатан анонс телепередач)

13. Необычный феномен привлёк всеобщее внимание.

(Феномен привлёк всеобщее внимание)

14. В редакции долго редактировали мою рукопись.

(В редакции долго правили мою рукопись)

15. На площади стоит мемориальный памятник воинам-освободителям

. (На площади стоит памятник воинам-освободителям)

16. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

(Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству)

Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Скрутившись

(СВЕРНУВШИСЬ) клубком в своем гнезде, спит белка.

2. После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями

(ВЕСЁЛАЯ) .

3. Побывав в кино, я обычно думаю, способна ли я на такие поступки, которые

Делают (

СОВЕРШАЮТ) герои фильма.

4. Успехами мы не блестим

(БЛЕЩЕМ).

5. Задача, поставленная перед нами, достигнута

(РЕШЕНА).

6. Воздух чист. Солнце греет

(СВЕТИТ) ярче. Дышится свежо (ЛЕГКО).

7. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке

доцента Юрьева.

(Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций ДОЦЕНТА ЮРЬЕВА по сварке)

8. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.

(Столяр сделал эту этажерку с четырьмя ножками ИЗ ДУБА.)

9. Общественность города широко готовится отметить юбилей известного

писателя.

(Общественность города готовится широко отметить юбилей известного писателя)

10. Девушка купила карие

(КОРИЧНЕВЫЕ) чулки.

11. Ученики пристально

(ВНИМАТЕЛЬНО) слушали рассказ учителя.

В приведённых ниже примерах укажите ошибки в употреблении

фразеологизмов. Исправьте предложения, если это необходимо, или

мотивируйте целесообразность такого употребления.

1. Не мудрствуя долго

(лукаво), приведу в доказательство своей правоты русскую

пословицу.

3. Все понимали, что эти слова и слёзы являются фиговым

(фиктивным) прикрытием

авантюристки.

5. Хоть я и не из робкой десятки, но всё же не решился один пойти на

кабана.

(Хоть был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.)

7. Лелею себя надеждой, что моя статья вам понравится.

(Лелею надежду, что моя статья вам понравится)

9. Игорь уходил в поход неопытным новичком, а вернулся из экспедиции

старым матерчатым

(матёрым) волком.

11. Это легче

(проще) пареной репы.

12. Выступление депутата перед собравшимися было принято прямо на

ура.

(Выступление депутата перед собравшимися прошло на ура)

13. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше щепки летят: работа

требовала всё большего напряжения.

(Как говориться, чем дальше в лес, тем больше дров: работа требовала всё большего напряжения.)

15. У них всё было шито-крыто

(шито) белыми нитками, но тогда этого никто не

замечал.

16. Вскоре и эта пирамида рассыпалась

(лопнула) как мыльный пузырь.

Нарушение синтаксической нормы. Найдите и исправьте ошибки:

Предложения с нарушениями синтаксической формы. Предложения без синтаксических ошибок Типы синтаксических ошибок
Гаврик рос круглой сиротой. Гаврик рос круглым сиротой. Нарушение правил согласования слов в словосочетании
Уважаемые пассажиры, вовремя оплачивайте за проезд. Уважаемые пассажиры, заплатите оплачивайте за проезд. Нарушение правил управления слов в словосочетании
А.С. Пушкин – он великий русский поэт. А.С. Пушкин – великий русский поэт. Местоименное дублирование подлежащего
Нагульнов был предан Родине и беспощадный к её врагам. Нагульнов был предан Родине и беспощаден к её врагам. Нарушение правил конструирования сказуемого
Эти люди были борющиеся за свободу Отчизны. Эти люди боролись за свободу Отчизны. Нарушение правил конструирования сказуемого
Мересьев достал наган и готовился к встрече с врагом. Мересьев достал наган и приготовился к встрече с врагом. Нарушение видо-временной соотносительности глаголов-сказуемых
Жильцы требовали устранения неполадок и ремонта. Жильцы требовали устранения неполадок и завершения ремонта Двойная синтаксическая связь
Чтение Маяковского произвело на слушателей неизгладимое впечатление. Синтаксическая двузначность: читал Маяковский или читали произведения Маяковского?

Чтение стихов Маяковского произвело на слушателей неизгладимое впечатление.

Чтение стихов Маяковским произвело на слушателей неизгладимое впечатление.

Синтаксическая двузначность (двусмысленность)
Велосипед разбил трамвай. Трамвай разбил (что?) велосипед Нарушение порядка следования членов простого предложения (ложная инверсия)
Солнце закрыло (кого? что?) облако. Облако закрыло (что?) солнце Нарушение порядка следования членов простого предложения (ложная инверсия)
За границу был отправлен учиться Ломоносов, где он провёл пять лет. За границу, где он провёл пять лет, был отправлен учиться Ломоносов. Нарушение порядка следования частей сложного предложения
Обходя вагон, на него упала железяка. Гуляя по коридору, нашёлся карандаш. Когда обходил вагон, на него упала железяка.

Гуляя по коридору, я нашёл карандаш.

Свободный (независимый) деепричастный оборот (свободное, или независимое, деепричастие)
Та жизнь, о которой говорилось в книге, резко отличалась от окружающей Алёшу. Та жизнь, о которой говорилось в книге, резко отличалась от жизни окружающей Алёшу. «Расщепление» («разрыв») причастного оборота
К нам на программу пришло очень много писем, посвящённых желанию защитить животных, находящихся на грани вымирания и занесённых в Красную книгу, отражающую полную картину, касаемую редких и исчезающих видов фауны. Немотивированное включение в состав одного предложение цепочки (целого ряда) причастных оборотов:

К нам на программу пришло очень много писем, посвящённых желанию защитить животных, находящихся на грани вымирания и занесённых в Красную книгу, отражающую полную картину, касаемую редких и исчезающих видов фауны

Нагромождение причастных оборотов
Мы проезжали по степи, увлажнённой дождями и которая была покрыта зелёной травой. Мы проезжали по степи, увлажнённой дождями и покрытой зелёной травой. Синтаксическая контаминация:

контаминация причастного оборота и определительной придаточной части СПП;

Случаются в жизни обстоятельства, столкнувшись с которыми и когда узнаёшь обольше, в корне меняешь свой взгляд на вещи. Случаются в жизни обстоятельства, когда, столкнувшись с ними и узнав о них больше, в корне меняешь свой взгляд на вещи. Синтаксическая контаминация:

контаминация деепричастного оборота и обстоятельственной придаточной части СПП

Как говорят в народе, что не место красит человека, а человек – место. Как говорят в народе, не место красит человека, а человек – место. Смещение (соскальзывание) синтаксической конструкции
Базаров говорит, что и мой дед пахал землю. Базаров говорит, что его дед пахал землю Смешение (совмещение) прямой и косвенной речи
Когда Мурке надоело возиться с котятами, и она ушла поспать; Когда Мурке надоело возиться с котятами, тогда она ушла поспать; Немотивированный (ошибочный) выбор союза или союзного слова
Я взял в библиотеке книгу, где рассказывается о диких животных Африки. Я взял в библиотеке книгу, в которой рассказывается о диких животных Африки. Немотивированный (ошибочный) выбор союза или союзного слова
а) Когда Владимира Дубровского втолкнули к медведю в тёмную комнату, и он растерялся и убил медведя; Когда Владимира Дубровского втолкнули к медведю в тёмную комнату, он растерялся и убил медведя; (лишним является союз «и») Синтаксический плеоназм:

адублирование союзных средств разных типов;

б) Приятель сказал мне, что будто бы уже прочитал эту книгу. Приятель сказал мне, что уже прочитал эту книгу. Синтаксический плеоназм:

дублирование синонимических союзов.

Мы собрали не только много грибов и ягод, но и поймали ежа. Мы не только собрали много грибов и ягод, но и поймали ежа Нарушение порядка следования частей составного сопоставительного союза
а) Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо; Мы смотрели на звёзды, которые усеяли всё небо; Ошибочное употребление соотносительного слова в главной части СПП:

немотивированное включение соотносительного слова;

б) У нас часто недолюбливают, которые слишком навязчиво ведут себя. У нас часто недолюбливают тех, кто слишком навязчиво ведут себя. Ошибочное употребление соотносительного слова в главной части СПП:

немотивированный пропуск нужного соотносительного слова

Так что можно ужинать, отец вернулся с работы. Отец вернулся с работы, так что можно ужинать

(Нарушение порядка следования)

Нарушение структуры СПП
Я мечтаю, чтобы в школе были только интересные предметы, чтобы по ним у мбыли только одни пятёрки, чтобы не задавали много домашних заданий, чтобыперемене мальчишки не дрались. Неоправданное нагромождение однотипных придаточных предложений в структуре предложения…. Неоправданное нагромождение однотипных придаточных предложений в структуре СПП
Об ответе Николаева можно сказать следующее: ответ его не вполне соответствует плану, желательно в нём использовать больше примеров, не чувствуется собственного отношения к теме. Нарушение одноструктурности (разноструктурность) предикативных частей предложения Нарушение одноструктурности (разноструктурность) предикативных частей БСП
В комедии Н.В. Гоголя описано ряд чиновников. В комедии Н.В. Гоголя описан ряд чиновников Нарушение правил координации грамматических форм главных членов предложения
Павка гладил щенка, виляя хвостом. Павка гладил щенка, виляющего хвостом Смешение причастного и деепричастного оборотов
Творческая обработка образа дворового идёт по линии усиления трагизма его судьбы Нанизывание однородных падежных форм

  • Родина славит подвиги своих сыновей ошибка
  • Родина рп ошибка при запуске
  • Родина рп ошибка нарушение прав доступа
  • Родина работа над ошибками
  • Робот пылесос филипс ошибка е6