Роковая ошибка это метафора

Цель:

  • Повторить, расширить и обобщить знания по теме.
  • Развивать навыки свободного владения изобразительно-выразительными средствами; умения анализировать текст.

Ход урока

I. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Вступительное слово учителя, постановка задачи урока.

Задача сегодняшнего урока – «Правильно понять текст через язык, то есть языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы языка» (Н.М. Шанский).

– Какие средства художественной выразительности вам известны? (Тропы, стилистические фигуры, или фигуры речи).

– Что такое тропы? Перечислите их.

(Троп (от греческого слова, означающего поворот, оборот, образ) – это употребление слов, фраз в переносном смысле. К тропам относится очень много различных словесных, речевых приемов, которые основаны на этом свойстве. Это метафора, литота, гипербола, ирония, отчасти и эпитет, аллегория, олицетворение, сравнение).

– Какие стилистические фигуры, или фигуры речи вы помните? Назовите их.

(Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, эллипсис, риторические фигуры: обращение, восклицание, вопрос, умолчание).

II. Тестирование

(подготовка к анализу текста).

– Вы правильно перечислили средства художественной выразительности. Сможете ли вы определить их функции. Проверим ваши знания, выполним тест.

1. АЛЛИТЕРАЦИЯ 1. Повтор слова и группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз.
2. АНАФОРА 2. Резкое противопоставление образов и понятий, контраст.
3. ОКСЮМОРОН 3. Нарушение «естественного» для данного языка порядка слов, используемого для логического выделения слов.
4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ 4. Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе.
5. ИНВЕРСИЯ 5. Сходное построение смежных фрагментов художественного текста.
6. АНТИТЕЗА 6. Повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности.
7. ЭПИТЕТ 7. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

III. Отработка умений и навыков.

Слово учителя.

Имя Дмитрия Сергеевича Лихачева всем хорошо известно. Мы уже обращались к его мудрой книге «Письма о добром и прекрасном». Сегодня мы открываем новую страницу этой книги «Цель и самооценка».

1. Чтение текста.

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

(3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

(4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

(6)Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (7)От ошибок никто не застрахован. (8)Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. (13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17)Отнюдь нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче. (20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо приобрести.

(24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

2. Выполнение заданий по тексту.

  1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль.
    1) 5; 2) 11; 3) 9; 4) 15

  2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в тексте.
    1. рассуждение и описание
    2. рассуждение и повествование
    3. рассуждение
    4. повествование

  3. Укажите предложение, в котором использованы антонимы.
    1) 3; 2) 2; 3) 6; 4) 8

  4. Укажите способ образования слова ОГОРЧЕНИЕ (предложение 9).

  5. Из предложения 12 выпишите деепричастие(-я).

  6. Укажите тип связи в подчинительном словосочетании СВОЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (предложение 4).

  7. Среди предложений 1-6 найдите сложное, в состав которого входит(-ят) односоставное(-ые) безличное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого предложения.

  8. Среди предложений 12-16 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

  9. Среди предложений 6-14 найдите сложноподчиненное предложение, в состав которого входит придаточное определительное. Напишите номер этого предложения.

  10. Среди предложений 6-11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи союза и определительного местоимения. Напишите номер этого предложения.

  11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
    В этом письме из цикла «Цель и самооценка»Д. Лихачев рассуждает о цели жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого ____ (предложения 3,4) и ____ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о самооценке ему помогают _____ (предложение 2), а также ____ (предложение 15).

    1. анафора
    2. ирония
    3. лексический повтор
    4. метафора
    5. литота
    6. вопросно-ответная форма изложения
    7. парцелляция
    8. однородные члены предложения
    9. антонимы
    10. градация

IV. Тренировочные упражнения на закрепление.

1. Какой троп используется в тексте?

Люблю я пышное природы увяданье… (А. Пушкин)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. оксюморон

2. Какой троп используется в тексте?

Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.
(А. Пушкин)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. сравнение
  4. оксюморон

3. Какой троп используется в тексте?

И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
(Н. Некрасов)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. литота

4. Какой троп используется в тексте?

Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна.
(Н. Некрасов)

  1. эпитет
  2. метафора
  3. гипербола
  4. литота

Ответы к заданию III

2. 1) 4; 2) 3; 3) 2; 4) суффиксальный; 5) ставя; 6) согласование; 7) 2; 8) 12; 9) 13; 10) 8; 11) 1, 3, 9, 8.

Ответы к заданию IV

1) 4; 2) 3; 3) 4; 4) 3.

V. Домашнее задание.

Подобрать примеры для каждого из тропов и стилистических фигур. (5 примеров)

  1. Осел останется ослом,
    Хотя осыпь его звездами,
    Где надо действовать умом,
    Он только хлопает ушами.
    (Г.Р.Державин) (аллегория)

  2. Сидит лодырь у ворот,
    Широко разинув рот,
    И никто не разберет,
    Где ворота, а где рот.
    (гипербола)

  3. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» (И.А.Крылов) (ирония)

  4. «Вот охватывает ветер стаю волн объятьем крепким…» (метафора)

  5. Сияет солнце, воды блещут,
    На всем улыбка, жизнь во всем,
    Деревья радостно трепещут,
    Купаясь в небе голубом.
    (Ф.И.Тютчев) (олицетворение).

Краткий словарь тропов и риторических фигур

Тропы
– обороты речи или слова в переносном
значении, сохраняющие выразительность
и образность.

Метафора
(от греч.
meta
— пере-, через; и phoro
— несу; калька с греч.
– «перенос») – перенос названия с одного
предмета на другой по сходству этих
предметов: «Изба-старуха
челюстью порога жует пахучий мякиш
тишины

(С. Есенин); Голубой
ливень клинков

(М. Шолохов); Чуют
жилами старые сос­ны вешних смол
коченеющий лед

(А, Тарковский); Из
тюбика земли выдавлена сырость»

(Г. Арсеньев).

Метонимия
(от греч.
meta
— пере-, numia
— именование) – перенос назва­ния
предмета на другой предмет по смежности
(близости). «Смежность» пони­мается
очень широко:

а)
предмет по его свойству (самому важному,
характер­ному): радость
моя, любовь моя, счастье мое

– о человеке, который доставляет радость,
вызывает любовь, дарит счастье;

б)
предмет (продукт действия) по производителю
действия:
купил М.А. Булгакова
;

в)
содержимое по предмету, содержащему
его: чайник
кипит

(вода в чайнике), печь
трещит

(дрова в печи);

г)
время по предмету (явлению), характеризующему
это время: учиться
до се­дых волос, любить до гроба
;

д)
автор вместо произведения: «Бывает
так: с утра скучаешь /И словно бы чего-то
ждешь, / То Пушкина перелистаешь, / То
Пущина перелистнешь»

(С. Соколов).

Синекдоха
(от греч.
synekdoche
— понимание посредством чего-то,
со-подразумевание) – разновидность
метонимии, при которой название части
(де­тали) предмета (существенной,
характерной детали) переносится на весь
пред­мет целиком, а также перенос с
абстрактного на конкретное (или наоборот):
Эй,
борода! а как проехать отсюда к Плюшкину?

(Г.); У
него рука в министер­стве; И слышно
было до рассвета / Как ликовал француз»

(M.Ю.
Лермонтов).

Перифраз
(от греч.
periphrasis
— пересказ) – название предмета заменяет­ся
описанием его признаков, как бы
«расшифровывается», замещается
опреде­лением через признаки и
свойства. «Об Африке: Ты,
на дереве древнем Евразии / Исполинской
висящая грушей

(Н. Гумилев); Ужален
небольшою / Крылатой я змеей, / Которая
пчелою / Зовется у людей»

(Г.Р. Державин).

Ирония
(от греч.
eironeia
— притворство) – троп, который одновременно
вызывает и удерживает в сознании
говорящего и адресата сразу два значения
слова или выражения: прямое (буквальное)
и переносное (противоположное первому):
«Полицмейстер
был некоторым образом отец и благотворитель
в городе. Он был среди граждан совершенно
как в родной семье, а в лавки и в гостиный
двор наведывался как в собственную
кладовую»

(Н.В. Гоголь).

Антифразис
(от греч.
antiphrasis
— употребление слова в противополож­ном
смысле) — вид иронии, при котором одно и
то же слово употребляется в противоположном
смысле, Например, если «доходягу»
называют Геркулесом,
а безобразного человека – Аполлоном.
Или: «Какая
прелесть! Обмануть челове­кА. А потом
притвориться ангелом!
(О.
Ахманова); Попробуйте
только меня тронуть, — кротко возразил
я распорядителю. — Сами покойником
будете!»

(А. Аверченко).

Парадокс
(от греч.
paradoxes
— неожиданный, странный) – утверждение,
противоречащее на первый взгляд здравому
смыслу, но таящее в себе более глубокое
значение, чем смысл того банального
высказывания, которое служит в парадоксе
предметом иронии. Иначе говоря, парадокс
– неожиданный, резко сходящийся с
логикой предшествующего текста или с
привычным мнением вывод: «Только
неглубокие люди не судят по внешности;
Не откладывай на завтра то, что можно
сделать послезавтра; Ничего не делать
– очень тяжелый труд

(О. Уайльд); Лучшее
правительство то, которое меньше всего
правит»

(Джефферсон).

Намек
– средство непрямого (косвенного)
информирования адресата. При этом
адресат сообщения получает высказывание,
которое может понять и буквально, но
должен расширить, дополнить, далее
развить его смысл работой собственной
мысли. Намек предполагает, что в
высказывании нечто не выра­жено; что
именно – это и есть «загадка» для
адресата, например: «Боюсь,
как бы я не прискучил вам, судьи, или как
бы не показалось, что уму вашему не
до­веряю, если буду и дальше
распространяться о столь очевидных
вещах»

(Ци­церон).

Гипербола
(от греч.
hyperbole
— преувеличение) – троп, в котором в
ре­зультате переименования объекту
приписывается свойство в преувеличенном
количестве: «Здесь
вы встретите усы чудные, никаким пером,
никакой кистью неизобразимые; усы,
которым посвящена лучшая половина жизни

(Н.В. Го­голь); Изводишь
единого слова ради тысячи тонн словесной
руды

(В. Маяковский); Сто
раз тебе говорил!; Тысяча извинений!»
.

Мейозис
(от греч.
meiosis
— уменьшение) – обратная гипербола,
преуменьшение какого-либо качества,
свойства предмета или процесса, явления:
«Я
думал — ты всесильный божище, / А ты
недоучка, крохотный божик

(В. Маяковский); Ваш
шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка

(А.С. Грибоедов); Мужичок
с ноготок»
.

Аллегория
(от греч.
allegoria
— иносказание) – изображение отвлеченной
идеи посредством конкретного, отчетливо
представляемого образа: «Вместо
берцовой кости Примакова Доренко теперь
грызет горло Путина. А мы, местные, знаем,
что Доренко, если его отвязать, в живых
жертву не оставляет… Вот Путин и понял,
что если Доренко не остановить, он просто
перекусит ему рейтинг»

(В. Шендерович).

Эпитет
(от греч.
epitheton,
букв. — приложенное, прибавленное) –
образ­ное определение, обычно выражаемое
прилагательным-метафорой: «На
темно-голубом эфире / Златая плавала
луна

(Г.Р. Державин); Нагие
ветки средь ли­монной мглы

(Г. Иванов); Ладья
воздушная и мачта-недотрога

(О. Мандельштам); Была
у нас гнусная, нецензурная погода, теперь
же опять хорошо»

(А. Чехов).

Сравнение
– сопоставление двух явлений на основе
предполагаемого общего признака: «Небо
как будто Некрасов: слезливо и тускло

(Г. Шенгели); Я
отряхну мои пе­чали, / Как мальчик
вечером песок / Вытряхивает из сандалий

(О. Мандельштам); И
огненной настурцией / робея и наглея /
гитара как натурщица / лежала на коленях

(А Вознесенский); Но
пожертвования собственно в пользу
бедных у нас дела­ются теперь не весьма
охотно, отчасти потому, что не всякий
уверен, дой­дет ли, как следует, до
места назначения его пожертвование,
попадет ли оно именно в те руки, в которые
должно попасть. Большею частью случается
так, что помощь, точно какая-то жидкость,
несомая в руке, вся расхлещется по
дороге, прежде чем донесется, и нуждающемуся
приходится посмотреть только на одну
сухую руку, в которой ничего нет»

(Н.В. Гоголь).

Олицетворение
(калька с лат.
persona
— лицо, личность + facere
— делать) – пере­несение свойств
человека на неодушевленные предметы,
изображение неодушевлен­ного предмета
как одушевленного в экспрессивных
целях: «Воздух
дышит ароматом, / Усмехается заря

(Г.Р. Державин);
Свет луны, таинственный и длинный, /
Плачут вербы, шепчут тополя

(С. Есенин); Невыразимая
печаль / Открыла два огромных гла­за
/ Цветочная проснулась ваза / И выплеснула
свой хрусталь»

(О. Мандельштам).

Риторические
фигуры

– это особые формы синтаксических
кон­струкций, с помощью которых
усиливается выразительность
(экспрессивность) речи, увеличивается
сила ее воздействия на адресата.
Выделяются следующие группы фигур:

1)
Фигуры,
при которых структура фразы определяется
соотношением значений слов-понятий в
ней
(антитеза, градация, инверсия).

Антитеза
(от греч.
anti
— против + thesa
– положение: противоположение,
противопоставление) – фигура, в которой
сопоставляются два противополож­ных
друг другу понятия. Иногда эти понятия
выражаются при помощи антони­мов –
слов с противоположным значением
(«красивый» – «уродливый»): «Ко­гда
все спокойно, ты шумишь; когда все
волнуются, ты спокоен; в делах без­различных
— горячишься; в страстных вопросах —
холоден; если когда надо молчать — ты
кричишь; когда следует говорить — молчишь;
если ты здесь — хочешь уйти; если тебя
нет — мечтаешь возвратиться; среди мира
требуешь войны; в походе вздыхаешь о
мире; в народных собраниях толкуешь о
храбро­сти, в битве дрожишь от страха
при звуке трубы»

(Цицерон); или:

Всегда
так будет, как бывало,

Таков
издревле белый свет:

Ученых
много — умных мало,

Знакомых
тьма — а друга нет

(А.С. Пушкин).

Градация
(от лат.
gradatio
— постепенное изменение, нарастание или
убывание) – риторическая фигура
(лестница),
суть которой состоит в располо­жении
нескольких перечисляемых в речи элементов
(слов, словосочетаний, фраз) в порядке
возрастания их значения («восходящая
градация») или в поряд­ке убывания
значений («нисходящая градация»): «…при
одном предположении подобного случая
вы должны были вырвать с корнем волосы
из головы своей и испустить ручьи…что
я говорю! реки, озера, моря, океаны слез!»

(Ф. Достоев­ский) или:

У
старинушки – три сына:

Старший
умный был детина,

Средний
сын и так и сяк.

Младший
вовсе был дурак

(Ершов).

Инверсия
(от лат.
inversion
— перестановка, переворачивание) –
располо­жение слов, нарушающее обычный
порядок: «Белеет
парус одинокий в тумане моря голубом

(М.Ю. Лермонтов); И
верно ангельский быть должен голосок

(И.А. Крылов); Под
ухом самым лестница ступенек на двести»

(В. Маяков­ский).

2)
Синтаксические
фигуры, облегчающие восприятие и
запоминание фразы
(повтор, параллелизм, период).

Повтор
– фигура речи, состоящая в повторении
звуков, морфем, слов или синтаксических
конструкций в экспрессивных целях: «До
каких пор, скажи мне, Катилина, будешь
злоупотреблять ты нашим терпением?
Сколько мо­жет продолжаться опасная
игра с человеком, потерявшим рассудок?
Будет ли когда-нибудь предел опасной
твоей заносчивости?»

(Цицерон). Выделяют следующие виды
повторов:

а)
Анафора
(единоначатие)
(от греч.
anaphora
— анафора, букв. — вос­хождение, подъем)
— повторение отдельных слов или оборотов
в начале пред­ложений или отрывков,
из которых состоит высказывание,
например: «В
США были десятки встреч и дискуссий) но
нам было легко. Легко потому, что уже
были встречи в Женеве и Рейкьявике,
Вашингтоне и Москве. Было легко, пото­му
что уже вовсю шел вывод советских войск
из Афганистана. Было легко, потому что
уже практически началось сокращение
ядерных вооружений»
;
или:

Клянусь
я первым днем творенья,

Клянусь
его последним днем,

Клянусь
позором преступленья

И
вечной правды торжеством

(М.Ю. Лермонтов).

б)
Эпифора
(единоокончание, концовка)

(от греч.
epiphora
— добавка, конечное предложение периода)
– повторение отдельных слов или оборотов
в конце предложений или отрывков, из
которых состоит высказывание, т.е. это
повтор заключительных элементов
последовательных фраз: «Эмиграция
помни­ла о России, думала о России,
спорила о России, работала для будущего
России

(А. Шмеман); или:

Лес
не тот!

Куст
не тот!

Дрозд
не тот!

(М. Цветаева)

в)
Композиционный стык (анадиплозис)

(от греч.
anadiplosis
— повто­рение, сдваивание) – повтор
одинаковых компонентов на границах
смежных отрезков речи: один и тот же
компонент заканчивает один фрагмент и
начинает следующий за ним фрагмент:

Повалился
он на холодный снег,

На
холодный снег, словно сосенка,

Словно
сосенка во сыром бору,

Под
смолистый под корень подрубленная

(М.Ю. Лермонтов).

г)
Синтаксический параллелизм

– повтор синтаксических конструк­ций,
особое устройство следующих друг за
другом фраз с одной и той же син­таксической
структурой, с однотипным порядком слов,
однотипными сказуе­мыми:

Грубым
дается радость.

Нежным
дается печаль.

Мне
ничего не надо,

Мне
никого не жаль

(С. Есенин).

Период
(от греч.
periodos
— обход, круг, круговращение) —
ритмомелоди­ческая конструкция, мысль
и интонация в которой постепенно
нарастают, до­стигают вершины, после
чего тема получает свое разрешение, и
интонационное напряжение снижается:
«Когда
нам говорят о великом преступлении…;
когда нам кажется, что оно было направлено
против целой семьи…; когда жертва его
— слабая девушка…; каждый из нас,
возмущенный, становится на сторону
обиженных»

(П. Сергеич).

3)
Риторические
фигуры диалогизации монологической
речи.

Риторическое
восклицание (экскламацио)

(от лат.
exclamatio)
– эмоци­онально окрашенное предложение,
в котором эмоции обязательно выражаются
интонационно, является в речи тогда,
когда волнение, другое чувство или
эмо­ция, постепенно нарастая, достигают
кульминации: «О
tempora!
О
mores!
— О времена! О нравы!
(Цицерон);
Какое лето, что за лето! /Да это просто
кол­довство

(Ф. Тютчев); О,
Пушкин! Пушкин! Какой пленительный сон
снился мне в жизни!

(Н.В. Гоголь).

Риторический
вопрос (эротема)

(от греч.
erotema
— вопрос) – вопрос, за­данный не с целью
получить ответ, а с целью привлечения
внимания адресата к важному моменту
речи или к какому-либо явлению. Риторический
вопрос – вы­сказывание в форме вопроса,
которое не предполагает ответа, например:
«Если
лектор начнет с того, что Калигула был
сыном Германика и Агриппины, что родился
в таком-то году, унаследовал такие-то
черты характера, так-то и там-то жил и
воспитывался, то… внимание вряд ли
будет зацеплено. Почему? Потому что в
этих сведениях нет ничего необычного
и, пожалуй, интересного для того, чтобы
завоевать внимание

(А.Ф. Кони); Ужели
трезвого найдем за скатертью студента?
»
(А.С. Пушкин).

Риторическое
обращение (апостроф)

(от греч.
apostrophe
— личное об­ращение) – стилистическая
фигура, состоящая в подчеркнутом
обращении к кому-нибудь или чему-нибудь
для привлечения внимания к этому адресату
со стороны других лиц, а также для
усиления выразительности речи: «Легкий,
лег­кий ветерок, / Что так сладко, тихо
веешь? / Что играешь, что светлеешь, /
Очарованный поток?

(В. Жуковский); О
белая, о нежная, живи! Тебя сорвать мне
страшно, хризантема»

(И. Анненский).

Введение
чужой речи (сермоцинацио)

(от лат.
sermocinatio,
sermo
— раз­говор, беседа, диалог) – «прямая
речь» в монологической речи, выдуманная,
додуманная или в обработанной форме
восстановленная самим оратором,
например: «Вот
она

[отчизна] обращается
к тебе, Катилина, вот какова ее безмолвная
речь: «Сколько лет уже, Катилина, ни одно
злодеяние, ни одно преступление не
обходится без тебя, не свершается помимо
тебя; и казни многих граждан, и притеснения
союзников, а подчас прямой грабеж, –
тебе одному, кажется, все это сошло
безнаказанно и чуть ли не как должное.
Ты пренебрег законами и судами и, однако,
благоденствуешь, чтобы тем самым и вовсе
попрать их и ниспровергнуть. Что же! Я
вынесла, как могла, все преж­нее,
невыносимое, но теперь вся я охвачена
страхом, и виной тому ты один: чуть где
какой шорох – и я уже боюсь, не Катилина
ли; где бы ни возник какой преступный
сговор – и тут не обошлось без тебя.
Нет, этого вынести уже нельзя! Вот почему
– уйди, избавь меня от страха, справедлив
этот страх или несправедлив, – я не хочу
больше терпеть унижения, я просто устала
боять­ся»

(Цицерон).

4)
Фигуры
установления эмоционального контакта
с ад­ресатом
(фигуры одобрения, признания своей
ошибки, уступки).

Ободрение
и одобрение (экзортацио)

(от лат.
exhortatio
— ободрение, по­ощрение) – фигура
косвенной или прямой хвалы и внушения
бодрости и надежды слушателям: «Людям
мудрым, влиятельным и могущественным
– та­ким людям, как вы
[судьи],
надлежит приступить к врачеванию
недугов, от каких государство тяжелей
всего страждет»

(Цицерон).

Признание
своей ошибки

– фигура выражения говорящим сожаления
по поводу собственных ошибок, прежних
взглядов: «…Эти
роковые предубежде­ния
[ошибочное
мнение],
я сознаю, что не имею права осуждать их.
Никто не поддавался им с большим
увлечением, никто не высказывал их так
громко, как я… Я позволил себе сказать…
слова, о которых теперь вспоминаю с
горьким сожалением…»

(П. Сергеич).

Уступка
(концессии)

(от лат.
concessio
— допущение, уступка) – согласие с менее
сильной негативной оценкой или признание
более слабого контраргу­мента, пункта
обвинения, чтобы на этой основе отвергнуть
более сильную негативную оценку, более
серьезное обвинение или избежать
нежелательной ситуации, т.е. выбор из
двух или нескольких зол меньшего: «Да,
но…; Согласен с тем-то и тем-то, но…; Вы
правы в том-то и том-то, но…; Совершенно
справедливо, однако…; Пусть я шепеляв,
пусть из носа течет, зато у меня есть
душа»

(Ю. Мамлеев).

Источники:

Культура
русской речи: Энциклопедический
словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова,
А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. –
М., 2003.

Матвеева
Т.В.

Учебный словарь: русский язык, культура
речи, стилисти­ка, риторика. – М., 2003.

Никитина
C.Е,
Васильева Н.В.

Экспериментальный системный толковый
словарь стилистических терминов.
Принципы составления и избранные
сло­варные статьи. – М., 1996.

Что значит роковой? Это слово связано с роком, но не с музыкальным жанром, а с тем, что в поэтическом смысле обозначает судьбу, как правило, злую, несчастливую. Подробно о том, что значит роковой, будет рассказано в статье.

Словарные толкования

О том, что значит роковой, там сказано, что данная лексема имеет несколько трактовок. К ним относятся следующие:

  1. Являющийся предопределенным в соответствии с суеверными представлениями, связанный с роком, неизбежный, неотвратимый.
  2. Смертельный, гибельный.
  3. Заключающий в себе и несущий несчастье, горе, страдание.
  4. Составляющий причину бедствий, гибели, несчастий.
  5. Тот, что решает, предопределяет судьбу кого-нибудь или чего-нибудь.

Для лучшего понимания того, что значит роковой, приведем примеры предложений с этим словом.

Примеры употребления

Предсказание судьбы

Можно привести следующие:

  1. Каждое мгновение он ожидал рокового удара, но, вопреки всем страхам, ничего не случилось.
  2. Как оказалось, доверять этому человеку было роковой ошибкой.
  3. Следствие выяснило, что роковой выстрел был произведен с пятого этажа здания, где располагался склад.
  4. Эта роковая встреча была для Александра полнейшей неожиданностью, но она изменила всю его жизнь.
  5. Роковой удар был нанесен ловким и быстрым движением, с большой силой.
  6. По роковому совпадению, вместе с получением предложения, в задачу которого входило прийти к соглашению, он ощутил и угрозу.

Далее будет рассмотрено происхождение изучаемого термина.

Этимология

Слово происходит от существительного «рок», которое образовано от праславянской формы rok в значении «срок». От него в числе прочего происходят:

  • белорусское «рок»;
  • древнерусское «рокъ», значения которого «судьба» «год», «срок», «правило», «возраст»;
  • сербохорватское «ро̑к», обозначающее «время», «срок»;
  • словенское ròk, что значит «срок», «предзнаменование», «рок»;
  • польское, нижнелужское rok, то же самое, что и в словенском.

Праславянское «rok» в значении «срок» лингвисты связывают с «реку» и «речь». Относительно значения «судьба» обнаруживается связь с латинским fātum (судьба), fābula (толки, молва), fāri (говорить).

Его также сравнивают с:

  • литовским rãkas, что переводится, как «срок», «предел»;
  • латышским «предел», «цель».

Славянское существительное rok связывают с:

  • древнеиндийскими racanam, обозначающим «распорядок» и racayati, что значит «располагает»;
  • готским ragin, что в переводе – «рассчитывать»;
  • тохарским rake, что значит «слово».

Изучим близкие по смыслу слова к лексеме «роковой».

Синонимы

Гадание на картах

Их можно обнаружить довольно большое количество. Среди них находятся такие, как:

  • страшный;
  • судьбоносный;
  • неизбежный;
  • верный;
  • смертельный;
  • решающий;
  • неминуемый;
  • разрушительный;
  • неотвратимый;
  • гибельный;
  • пагубный;
  • фатальный;
  • губительный;
  • мертвящий;
  • тлетворный;
  • неминучий;
  • фаталистический;
  • всесокрушающий;
  • непредотвратимый;
  • провиденциальный;
  • неотвратный;
  • злополучный;
  • опасный;
  • несчастный;
  • смертоносный;
  • смерти подобный;
  • погибельный.

В заключение изучения вопроса о том, что значит роковой, рассмотрим одно из устойчивых словосочетаний с этим словом.

Сексапильная женщина

Роковая женщина

Еще ее часто называют роковой. Это образ, который распространен в кино и в литературе. Она манипулирует мужчинами, применяя флирт. Роковая женщина не является той, за которую она выдает себя в начале знакомства. Герою трудно сопротивляться ее чарам, его влечет к ней помимо его воли. Часто это влечение приводит к тому, что герой погибают.

Истоки этого образа специалистами обнаруживаются в Библии, где описываются такие персонажи, как Далила, Иезавель и Саломея. Однако оформление привычного образа роковой обольстительницы относится к периоду раннего романтизма. Зачастую его носительницы приходили к герою из потустороннего мира.

Позже в немом кино появляется женщина-вамп. Это ненасытная в сексуальном отношении вампирша. Говоря об истоках этого термина, исследователи указывают на одноименную поэму Редьярда Киплинга. По ее мотивам в 1915 г. был снят фильм, главную роль в котором сыграла Теда Бара. Он носит название «Жил-был дурак». До этого описываемый типаж был воплощен на экране Хелен Гарднер.

Роковая женщина своим умом, независимостью и находчивостью бросает вызов обществу, в котором ценится патриархальность. Она не вписывается в представление о том, что женщина может полностью реализоваться, будучи только матерью и женой. Ее внешний вид отличается сексуальностью, у нее длинные распущенные волосы, откровенные костюмы, яркий макияж.

Дон Жуан

Зеркальное отражение образа роковой дамы в романтической литературе — это такой же мужчина. В качестве примера можно назвать дон Жуана и Печорина.

В общем,очень сложно построенная ода,почти на одних метафорах,не во всем уверена,но все же:
Беги, сокройся от очей,Цитеры
слабая царица!(эпитет,инверсия)
Где ты, где ты(лексический повтор)
Гроза царей,Свободы
гордая певица?(эпитет)
Приди, сорви с меня венок,Разбей
изнеженную лиру…(метафора)

Хочу
воспеть Свободу миру,На
тронах поразить порок.(метафора)
Открой мне благородный след Того возвышенного
галла,(метафора)
Кому сама средь славных бед Ты
гимны смелые внушала.(олицетворение)
Питомцы ветреной Судьбы(метафора)
Тираны мира! трепещите!(гипербола)
А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте,
падшие рабы!(обращение,метафора)

(Затем между этими абзацами идёт градация от большего к меньшему.)
Увы! куда ни брошу взор —Везде
бичи, везде желе́зы,Законов
гибельный позор,
Неволи
немощные сле́зы;(литота) 
Везде неправедная Власть В
сгущённой мгле предрассуждений Воссела —
Рабства грозный Гений И
Славы роковая страсть.(олицетворение, эпитет, метафора,гипербола)

Лишь там над царскою главой Народов
не легло страданье,(метафора,олицетворение)


Где крепко с Вольностью святой Законов
мощных сочетанье;(эпитет)
Где крепко с Вольность(…)Где всем простерт их твёрдый щит, Где сжатый верными
руками(анафора,метафора)

Где всем простерт их твёрдый щит,Где сжатый верными
руками Гражда́н
над равными главами Их меч
без выбора скользит(метафора)

И преступленье с высока
Сражает
праведным размахом;(олицетворение)
Где не подкупна их
рука Ни
алчной скупостью, ни страхом.(олицетворение) 
Владыки!
вам венец и трон Даёт
Закон — а не природа;(олицетворение)

Стоите выше вы народа,Но вечный выше вас
Закон.(метафора)

И го́ре, го́ре племенам,(лексический
повтор)
Где дремлет он неосторожно,Где
иль народу иль царям(анафора)
Где иль народу иль царям Законом
властвовать возможно!(метафора,эпитет)

Тебя в свидетели зову,(обращение)
О, мученик ошибок славных,(эпитет,метафора)
За предков в шуме бурь недавных(эпитет)
Сложивший царскую главу.(метафора)
Восходит к смерти Людови́к В виду безмолвного
потомства,Главой
развенчанной приник К
кровавой плахе Вероломства.(метафора)

Молчит Закон — народ молчит,(сопоставление)
Падёт преступная секира…(метафора)
И се — злодейская порфира На
галлах скованных лежит.(метафора)

Самовластительный Злодей!(Обращение,олицетворение)
Тебя, твой трон я ненавижу,Твою
погибель, смерть детей С
жестокой радостию вижу.(эпитет)
Читают на твоём челе Печать
проклятия народы,Ты
ужас мира, стыд природы,Упрёк
ты Богу на земле.(метафора)

Когда на мрачную Неву Звезда
полуночи сверкает,(метафора)

И беззаботную главу Спокойный
сон отягощает,(олицетворение)

Глядит задумчивый певец На грозно спящий
средь тумана Пустынный
памятник тирана, Забвенью
брошенный дворец —(метафора)

И слышит Клии страшный глас За
сими страшными стенами,(лекс.повтор»страшный», метафора)
Калигуллы последний час Он
видит живо пред очами,(метафора)

Он видит живо пред очами,Он
видит — в лентах и звездах,(анафора)

Вином и злобой упое́нны Идут
убийцы потае́нны,На лицах дерзость,
в сердце страх.(противопоставление)

Врата отверсты в тьме ночной(эпитет)
Рукой предательства наёмной…(метафора)
О стыд! о ужас наших дней!(анафора)
Как звери, вторглись янычары!…(сравнение)
Падут бесславные удары…Погиб
увенчанный злодей.
(метафора)
И днесь учитесь, о цари:(обращение)
Ни наказанья, ни награды,Ни
кров темниц, ни алтари(анафора)

Склонитесь первые главой Под
сень надёжную Закона,(метафора)

И станут вечной стражей
трона Народов
вольность и покой.(метафора)

Вот,вроде всё!)

Значение словосочетания «роковая ошибка»

  • «Роковая ошибка» — художественный фильм Никиты Хубова, снят по пьесе Михаила Рощина.

Источник: Википедия

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: сам-пят — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к словосочетанию «роковая ошибка»

Синонимы к словосочетанию «роковая ошибка»

Предложения со словосочетанием «роковая ошибка»

  • Клинеры совершили роковую ошибку ещё в процессе подготовки этого безумного деяния, обратившись за консультацией к контрабандисту, давно и весьма успешно промышляющему на витках временной спирали.
  • Он может допустить роковые ошибки, но никогда не отречётся от мужества.
  • – Время покажет, брат мой. Если мы ошибаемся, это не станет роковой ошибкой.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «роковая ошибка»

  • Она даже всплакнула с горя, припоминая минувшее летнее веселье. Сколько было веселых мух; а она еще желала остаться совершенно одной. Это была роковая ошибка
  • В первые годы супружества это было любимое место уединения Глеба Алексеевича и Дарьи Николаевны, где они в любовном тете-а-тете проводили послеобеденные часы. Когда же бочка супружеского меда молодого Салтыкова была отравлена ложкой жизненного дегтя, Глеб Алексеевич не взлюбил этой беседки, напоминавшей ему, как и многое другое в его московском доме и в Троицком, о сделанной им роковой ошибке в выборе жены.
  • Ей, ни в чем неповинной, или же вернее сказать, виновной лишь в роковой ошибке выхода за вас замуж, в чем одинаково, если не в большей степени, виновны и мы с княгиней, быть извергнутой из того общества, в котором она выросла и к которому по праву принадлежит, было бы, надеюсь, и вы согласитесь со мной, высшею несправедливостью.
  • (все
    цитаты из русской классики)

Сочетаемость слова «ошибка»

  • большая ошибка
    роковая ошибка
    подобная ошибка
  • ошибки прошлого
    ошибка природы
    ошибки молодости
  • исправление ошибок
    множество ошибок
    цена ошибки
  • ошибка вышла
    ошибки случаются
    ошибка произошла
  • совершать ошибку
    допустить ошибку
    исправить ошибку
  • (полная таблица сочетаемости)

Понятия, связанные со словосочетанием «роковая ошибка»

  • Гамартия (др.-греч. ἁμαρτία, букв. «ошибка», «изъян») — понятие из «Поэтики» Аристотеля, обозначающее трагический изъян характера главного героя трагедии, либо его роковую ошибку, которая становится источником нравственных терзаний и чрезвычайно обостряет в нём сознание собственной вины, даже если вина эта, по современным понятиям, отсутствует. Например, в «Царе Эдипе» главный герой убивает отца и берёт в жёны мать, не имея представления о том, кем они ему приходятся.

  • По́двиг — доблестное, важное для многих людей действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

  • Отвлекающий удар (также ложная атака) — военная хитрость, целью которой является отвлечение сил и внимания противника от направления главного удара путём нанесения удара на второстепенном направлении.

  • Пораже́нчество — политические настроения, соответствующие желанию поражения правительства собственной страны в войне.

  • Большая ложь (нем. Große Lüge) — пропагандистский приём. Определён Адольфом Гитлером в книге «Моя борьба» как «ложь настолько „огромная“, что никто не поверит в то, что кто-то имел смелость обезобразить действительность так бесстыже».

  • (все понятия)

Афоризмы русских писателей со словом «роковой»

  • Есть минуты, когда не тревожит
    Роковая нас жизни гроза.
    Кто-то на плечи руки положит,
    Кто-то ясно заглянет в глаза…
  • О горе! Будет! будет! будет!
    Мы хаос развязали. Кто ж
    Решеньем роковым рассудит
    Весь этот ужас, эту ложь?
  • Русь! Встречай роковые годины:
    Разверзаются снова пучины
    Неизжитых тобою страстей…
  • (все афоризмы русских писателей)

Отправить комментарий

Дополнительно

роковой ошибка

роковой ошибка
fatal mistake

Большой англо-русский и русско-английский словарь.
2001.

Смотреть что такое «роковой ошибка» в других словарях:

  • РОКОВОЙ — РОКОВОЙ, роковая, роковое (книжн.). 1. Приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый (устар. поэт.). «И всюду страсти роковые и от судеб защиты нет.» Пушкин. «Я призрак милый, роковой, тебя увидев, забываю.» Пушкин.… …   Толковый словарь Ушакова

  • РОКОВОЙ — РОКОВОЙ, ая, ое. 1. Приносящий горе, как бы предопределённый роком 1. Роковая любовь. 2. Решающий, определяющий собой поворот к чему н. плохому, к несчастью. Р. миг. 3. Имеющий тяжёлые или гибельные последствия. Роковая ошибка. Роковое стечение… …   Толковый словарь Ожегова

  • роковой — ая, ое. 1. Решающий, предопределяющий судьбу кого , чего л. (обычно несчастную). Родиться под роковым знаком. Р ое стечение обстоятельств. Р ая ошибка, случайность. Р. день. Р ая минута. Повлиять на кого л. роковым образом. Эта встреча сыграла в… …   Энциклопедический словарь

  • роковой — I см. рок I II а/я, о/е. 1) Решающий, предопределяющий судьбу кого , чего л. (обычно несчастную) Родиться под роковым знаком. Р ое стечение обстоятельств. Р ая ошибка, случайность. Роково/й день …   Словарь многих выражений

  • Список эпизодов телесериала «Улицы разбитых фонарей» — Основная статья: Улицы разбитых фонарей Содержание 1 Улицы разбитых фонарей 2 Улицы разбитых фонарей. Новые приключения ментов …   Википедия

  • НОРМАН Мейбл — (полн. Мейбл Этельрейд Норман, Mabel Ethelreid Normand) (16 ноября 1894, Бостон 24 февраля 1930, Монровия. Калифорния), американская актриса, звезда немого кино, пародировавшая в своем творчестве образ молодой энергичной американки,… …   Энциклопедия кино

  • Уайт, Перл — Перл Уайт Pearl White Перл Уайт в 1920 году Имя при рождении …   Википедия

  • Кольцов, Алексей Васильевич — «поэт прасол», «художник русской песни», один из любимейших поэтов русской школы, род. 3 октября 1809 г. в г. Воронеже, ум. там же 29 октября 1842 г. Отец его, Василий Петрович, воронежский мещанин прасол, торговал скотом;… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Цусимское сражение — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Расследования авиакатастроф — Расследование авиакатастроф Mayday Жанр Документальная драма …   Википедия

  • Гончаров, Иван Александрович — один из знаменитейших русских писателей. Род. около 1812 г. [В биографических статьях o Г. указывается, что он родился 6 июня 1813 г. Это неверно. Душеприказчику и старинному другу Г., М. М. Стасюлевичу, в точности известно, что метрическое… …   Большая биографическая энциклопедия

                                                      Урок в
11 классе на тему:

«Подготовка к ЕГЭ.

Жизнь в тексте, или Изобразительно-выразительные средства языка».

Цель: Систематизировать и закрепить  знания о  изобразительно-выразительных средствах языка.  Формировать
умения находить их в тексте, определять  роль и  использовать в
своей речи.

Задачи:

1.
Учебные:

формировать коммуникативно-речевые умения при повторении и обобщении знаний
учащихся определять средства выразительности, закрепить и отработать
умения и навыки, связанные с определением средств выразительности,
развивать умение различать средства выразительности; определять их роль в
тексте;

 2. Развивающие: Развивать ключевые образовательные
компетенции: учебно-познавательную, информационную, коммуникативную,
аналитическое мышление учащихся, умение логически грамотно выстраивать свой
ответ, кратко и ясно формировать мысль, используя нужную лексику и
терминологию, умение анализировать, делать выводы, развивать мышление, память,
внимание, формировать навыки контроля и самоконтроля, активизировать
познавательную деятельность учащихся.

3.
Воспитательные:
Способствовать нравственному становлению личности; воспитывать
бережное  отношение к слову, к культуре речи,   любовь к родному языку.

 (воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом;
создавать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.)

Оборудование:  презентация к уроку;
дидактический материал; отпечатанный текст на каждого обучающегося.

Тип урока: повторительно-обобщающий

 Вид урока: практикум

 Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная,
фронтальная, парная.

Ход урока:

 Слайд 1            

Учитель: – Добрый день, ребята. Рада видеть вас нас своём уроке. Давайте
познакомимся. Сегодня на уроке по русскому языку мы продолжим  подготовку к ЕГЭ.
По ходу урока вы будете оценивать свою работа на каждом этапе. Сумма
полученных в течение урока баллов – оценка вашего труда, ваших знаний,  будет
выставлена в конце урока, поэтому каждый должен стремиться максимально проявить
себя. Запишите число.  18 февраля. Оставьте строчку для темы

   А начнём мы со слов египетского фараона, который более
четырех тысяч лет назад говорил своему сыну: «Будь искусным в речах –
слово сильнее, чем оружие»
. Как же актуальны его слова сегодня,
когда(эпиграф)

Слайд                                                                      
Эпиграф

                                                           …Отступают
в неизвестность

                                                           Речи
русской чудеса.

                                                                                               Вадим
Шефнер

Слайд 2 Прочитаем строчки стихотворения В
Шефнера «Устная речь»

в которой
поэт писал:

Гаснет усталая словесность,

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо,

Не скудела в наши дни.

В.С. Шефнер

Ребята, как вы думаете,  что нужно знать, чтобы 
не скудела речь и язык был лучше, красивее, величественнее, выразительнее?(

Средства выразительности языка

(Да, Изобразительно- выразительные средства языкаэто путь к
выразительной, образной речи.

— Чтобы речь  не скудела в наши дни, и изучаем мы
русский язык во всём его многообразии. Каждый образованный человек, безусловно,
должен уметь соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения, ибо, как
сказал тот же Вадим Шефнер, «словом можно убить, словом можно спасти, словом
можно полки за собой повести

– Для чего могут использоваться средства
выразительности?

Они могут использоваться

для
описания явлений окружающей действительности,  потому что выразительные
средства языка наполняют содержание текста образами, украшают его. Более того,  можно
с уверенностью сказать,  что выразительные средства языка «вдыхают в текст
жизнь»

Слайд Запишите тему урока. Жизнь в тексте, или Изобразительно-выразительные средства языка».

Слайд З- Определите, какие изобразительные  средства
позволяют поэту добиться яркой выразительности
?

 Гаснет усталая словесность

Разговорная краса;

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь, людское чудо,

Не скудела в наши дни

Затрудняетесь? Ребята, определите  тогда цель нашего урока Подумайте,
чтобы речь была яркой , образной , что мы должны знать? (ИВС) -это цель нашего
урока

Слайд  Цель: Знать изобразительно-выразительные
средства языка. Уметь находить их в тексте и  использовать в
своей речи.

Слайд Задание 24 Проверяет знания изобразительно-выразительных
средств языка.

Слайд 
Как решать задание 24 
В
формулировке рецензии к заданию 24 содержатся своеобразные подсказки. Там может
говориться: «достигается это с помощью тропов…, «этому  способствуют  такие 
синтаксические  средства  выразительности,  как …»,

Таким образом, при решении этого
задания поможет хорошее знание классификации изобразительно- выразительных
средств языка.

2. Актуализация знаний
одиннадцатиклассников.  (Повторение-обобщение средств выразительности.
Терминологический диктант)

Давайте повторим их. Повторение проведем в виде Терминологического
диктанта  
  (через презентацию пойдёт
повторение определений терминов и примеры, подтверждающие этот термин. Ваша
задача записать ответы- термины в таблицу. От количества правильных ответов
будет определяться ваша оценка. А полученные знания пригодятся для выполнения самостоятельных
заданий. Начнём с лексических средств выразительности – слайд

Давайте вспомним,  что такое тропы ?

                           Слайд         Средства выразительности

Лексические средства выразительности

Синтаксические средства выразительности

Тропы

Фигуры

Троп греч. «поворот»)  тропы-слова
и выражения, используемые автором  в переносном значении в целях достижения
большей художественной выразительности

Какие средства выразительности относим к тропам?

Тропы

Метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, олицетворение,

сравнение, гипербола, литота,  ирония, перифраза

1.                 
 

Слайд 19-21   ЗАДАНИЕ По определению и по
приведенным примерам определите троп и запишите его себе в тетрадь

1.              
эпитет 2. олицетворение 3. сравнение 4. метафора
5.метонимия, 6.синекдоха 7 гипербола 8 гротеск 9 литота  10 ирония  11
перифраза

Проверяем и оцениваем себя

                    
Слайд  22. 36  8-9 баллов- «5»-    6- 7 баллов- «4»-     4 балла- «3»

                    
Хорошее начало! Продолжаем повторять!

Продолжаем повторение

Что такое стилистические фигуры?

Слайд  Фигура (лат.
«figura» — образ, вид), особые синтаксические конструкции, придающие речи
выразительность

 форма речи, а не поэтического мышления: она не вносит ничего нового,
расширяющего наше художественное познание. Ее главное назначение — усилить
впечатление от чего-либо, сделать его более ярким, выразительным, наглядным и
подчеркнутым.

Фигуры речи

12анафора, 13 эпифора. 14 Антитеза, 15 градация, 16инверсия , 17лексический
повтор, 18оксюморон, парцелляция.20 синтаксический параллелизм,  19 риторические
фигуры: обращение, восклицание, вопрос.

Критерии оценивания:Слайд  36  8-9 баллов- «5»- МОЛОДЕЦ !!!   6- 7 баллов- «4»- ХОРОШО !!     4
балла- «3»-БУДУ СТАРАТЬСЯ! Продолжаем повторять

Слайд 23 Закрепление. Задание . Определите
тропы

1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)

2. И вы подобно так падете

    Как с древ увядший лист падет!

    И вы подобно так умрете,

    Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)                                                   

3.  Быть может, в Лете не потонет

     Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)

     4.  Я видывал, как она косит:

     Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

5.  Изначальней  всего остального – любовь,

     В песне юности первое слово – любовь,

     О, несведущий в мире любви горемыка,

     Знай, что всей нашей жизни основа – любовь                                                                                     
а)сравнение;      б)инверсия;   в)эпифора;  г)гипербола
д)перифраза.

Слайд  24(ответ:1-б 
2-а  3-д  4-г  5-в)

Слайд  25Проверяем и
оцениваем соседа

                    
«5»-5 баллов  «4»-4 балла   «3»-3 балла.   БУДУ
СТАРАТЬСЯ!

Слайд 47-48
 IX. Работа с текстом
(приложение
2)Прослушайте текс и подумайте  О чём этот текст 1. Выразительное чтение
текста:

(1)Когда человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу,
он вместе с тем невольно дает себе оценку. (2)По тому, ради чего человек 
живет, можно судить и о его самооценке, низкой или высокой.

 (3)Если человек рассчитывает приобрести материальные блага, он и
оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней
марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

 (4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро, облегчать их
страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне
этой своей человечности. (5)Он ставит себе цель, достойную человека.

 (6) Только жизненно необходимая цель позволяет человеку продолжить
свою жизнь с достоинством  и получить настоящую радость.  (7) От ошибок никто
не застрахован. (8) Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная
задача в жизни: это ошибка роковая. (9)Не повысили в должности – огорчение.
(10)Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая
мебель или машина – опять огорчение.

(12)Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек
испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все.
(13)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму
делу? (14)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его
внутренней потребностью. (15)Поэтому главная жизненная задача не должна быть
замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к людям,
любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.

(16)Означает ли это, что человек должен жить, как аскет, не заботясь о
себе, ничего не приобретать и не радоваться повышению в должности? (17) Отнюдь
нет!

(18)Человек, который совсем не думает о себе, явление ненормальное: в
этом есть какое-то показное преувеличение своей доброты и бескорыстия.

(19)Поэтому речь идет лишь о главной жизненной задаче.

(20)А ее не надо подчеркивать в глазах остальных людей. (21)И одеваться
можно хорошо, но не обязательно лучше других. (22)И библиотеку нужно
составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. (23)И машину хорошо
приобрести. (24)Только не надо второстепенное превращать в первостепенное.

Д.С. Лихачёв

 Анализ текста О чём этот текст ?( о том, Как 
человек выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу)

Слайд  50Работа с текстом.  В каком предложении текста  наиболее полно
отражена основная   мысль ?- Какова  Позиция автора.? Она передана через
основную позицию.

В каком предложении текста наиболее полно отражена
основная   мысль ?позиция автора

    5  — Он ставит себе цель, достойную
человека. 11 — У кого-то лучшая мебель или машина – опять огорчение.  9 -Не
повысили в должности – огорчение. 15- Поэтому главная жизненная задача не
должна быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться
добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей
вселенной.

1. Что вам известно об авторе данного текста?

Слайд 
49 Дмитрий Сергеевич Лихачёв

(1906-1999) — выдающийся советский и российский филолог, искусствовед,
сценарист, академик РАН (до 1991 — АН СССР). Имеет негласный титул «совести
нации».

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории
русской литературы и русской культуры. На протяжении всех лет своей
деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом
нравственности и духовности..

Слайд 51Алгоритмом. Чтобы выполнить рецензию к тексту,  познакомимся с
алгоритмом

                    
Алгоритм выполнения задания 24

                    
Прочтите рецензию, остановите своё внимание на списке
изобразительно-выразительных средств, представленных в выборе ответа.

                    
Отметьте те, которые относятся к данной категории средств
(например, синтаксические средства), отметьте их.

                    
Внимательно прочтите указанные
номера предложений, соотнесите их с отмеченным, выберите нужное,
выпишите на черновик.

                    
Это средство можно вычеркнуть и
аналогично работать дальше.

                    
В случае затруднения можно
воспользоваться приёмом исключения (вычёркивания)  из списка те термины,
которые  по смыслу не могут быть на месте пропусков в тексте рецензии («Это
точно не эпитет, не риторический вопрос…)

                    
При выполнении задания 24
следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е.
восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому
часто дополнительной подсказкой для определения позиции автора может
служить анализ самой рецензии.

Слайд 52 Выполните  Самостоятельную  работу.

З-24. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на
основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются
языковые особенности текста. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие
номеру термина из списка.

        
В этом письме из цикла «Цель и самооценка» Д. Лихачев рассуждает о цели в
жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого 
_________(предложения 3, 4) и _______ (предложения 9, 10, 11). Рассуждать о
самооценке ему помогают _____(предложение 2), а также ________ (предложение
15).


(2)По тому, ради чего человек  живет, можно судить и о его самооценке, низкой
или высокой.

  (3)Если человек рассчитывает приобрести
материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как
владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего
мебельного гарнитура…  (4)Если человек живет, чтобы людям приносить добро,
облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя
на уровне этой своей человечности

 (9)Не повысили в должности – огорчение. (10)Не
успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (11)У кого-то лучшая мебель
или машина – опять огорчение.

  (15)Поэтому главная жизненная задача не должна
быть замкнута только на собственных удачах, она должна диктоваться добротой к
людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, ко всей вселенной.   

Список терминов:

1) анафора 2) ирония3) лексический повтор4)
метафора 5) литота 6) вопросно-ответная форма изложения 7) парцелляция 8)
однородные члены предложения 9) антонимы

Слайд  54Ответы: 1;  3;  9;  8.   4 -балла- 4 ответа- МОЛОДЕЦ !!!3-
балла- 3 ответа- ХОРОШО !!2 —  балла- 2 ответа- БУДУ СТАРАТЬСЯ!1- балл- ты
понял: НАДО ВЫУЧИТЬ!!!

Лист оценивания. Фамилия Имя:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого

Баллы

Оценка

Ваш результат: Ваш результат: 22-27
баллов- отлично; 16-21 баллов- хорошо; 11-15 балла- удовлетворительно;  8-10  баллов- надо выучить выразительные средства языка.

Итоги урока. Обобщить.- Чему был посвящен наш
урок? ИВС языка Чему научились? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё
предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для
подготовки к экзамену?

 (  Научились правильно  определять ИВС,   для того чтобы оказывать
эмоциональное воздействие на окружающих  с целью создания образности и выразительности.
 Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей
духовности, нашей культуры.

IX. Оценочная часть урока.  — Как вы думаете,
можно ли таким образом хорошо подготовиться к ЕГЭ? — выполнить задание24 ?  

 Слайд РЕФЛЕКСИЯ Сегодня на уроке я узнал…..
Сегодня на уроке я научился…. Я понял, что.., теперь я могу. ( можно кроссворд-
вместе)

 Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в
ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким
он будет? Относитесь к родному слову как к «дару бесценному», пусть о
вас всегда говорят: «Это культурный человек». Помните слова слова
египетского фараона, который более четырех тысяч лет назад говорил своему сыну:
«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие».

10 .Слайд-32    Домашнее задание Задание 24 -10 вариантов Цель.
Мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на
последующих уроках

Слайд37-44  V. Закрепление.   Кроссворд 
«Стилистические фигуры речи»

Для закрепления стилистических фигур речи  вы должны  заполнить
кроссворд. Пользуйтесь дидактическим материалом, словами для справок

Слова для справок ( анафора, эпифора, 
антитеза,  градация , инверсия ,

оксюморон, параллелизм, умолчание)

Кроссворд 1. Стилистические фигуры речи

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале
предложений, строф.

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и
выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в
котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо
противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4.
Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5.
Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание
противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении,
придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю
возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном
высказывании.  

Слайд 45 8 баллов- «5»- МОЛОДЕЦ !!! 6 -7 баллов- «4»- ХОРОШО !!  5   баллов-
«3»-БУДУ СТАРАТЬСЯ!  Меньше 5 баллов- ты понял: НАДО ВЫУЧИТЬ!!!

Слайд 46 Физминутка для улучшения мозгового кровообращения

ТЕМА ВЕСНЫ в картинах, музыке и стихах

Художники, композиторы и поэты в разных
произведениях искусства: картинах, музыке, стихах — воспели красоту русской
природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, можем услышать звучащую в них
музыку.

«Весенние воды»

1.Еще в полях белеет снег,

 А воды уж весной шумят —

 Бегут и будят сонный брег,

 Бегут и блещут и гласят —

2.Они гласят во все концы:

 «Весна идет, весна идет!

 Мы молодой весны гонцы,

 Она нас выслала вперед».

3.Весна идет, весна идет!

 И тихих, теплых майских дней

 Румяный, светлый хоровод

 Толпится весело за ней!

.Беседа.1.Какие чувства вызывает картина весенней
природы?  (Радость, легкость, очарование, праздник, свежесть…)

2.Какими средствами передал художник великолепие весенней природы?

(Посредством цвета, красок)

3.Музыкант отображает гармонию окружающего мира звуками.

4. Перечислите, изобразительные средства, которые помогают поэту
создавать  картину весенней природы?    (Олицетворение
воды  шумят, Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят, Она идет,
выслала вперед».     Эпитеты — сонный брег, молодой весны, тихие дни,
Румяный, светлый хоровод, Толпится весело.   Метафора- майских дней,
румяный, светлый хоровод. Мы молодой весны гонцы,

 Лексический повтор- Бегут и будят сонный
брег, Бегут и блещут и гласят — Они гласят во все концы: «Весна идет, весна
идет! Ряды однородных членов -И тихих, теплых майских дней Румяный,
светлый хоровод

В течение урока все ребята проводили контроль-проверку своих знаний,
поэтому каждый получил оценку.

Лист оценивания. Фамилия Имя:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Итого

Баллы

Оценка

Ваш результат:

28-33 балла – отлично

23-27 баллов — хорошо

18-22 балла – удовлетворительно

13-17 баллов — тебе нужно хорошо проработать
выразительные средства языка

9. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в
начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит
работать?

— Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что
родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы через полгода станете выпускниками школы,
вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка.
Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к
«дару бесценному», как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят:
«Это культурный человек». А какой он, культурный человек? Владеющий
культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно
говорить, писать.

sinonim.org - качественный поиск

РОКОВАЯ ОШИБКА — это… Значение слова РОКОВАЯ ОШИБКА

«Роковая ошибка» — художественный фильм Никиты Хубова, снятый по одноимённой повести Михаила Рощина.

Показать дальше

Оцените этот блок: 👍 0   👎 0


Синонимы «роковая ошибка» (6)

страшный грех, серьезное препятствие, страшное преступление, фатальная ошибка, страшная ошибка, серьезная ошибка


Случайное: постановление, отчаянии, Кушва, обелиск, Кеннет

Наверх ↑
Словарь синонимов  |  Ассоциации  |  Словарь антонимов  |  Толковый словарь русского языка онлайн  |  Фонетический разбор слова онлайн  |  Составить слово из букв

Поделиться

Толковый словарь: А  Б  В  Г  Д  Е  Ё  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я.

  • Поиск занял 0.017 сек. Вспомните, как часто вы ищете значения слов? Добавьте sinonim.org в закладки, чтобы быстро искать определения, а также синонимы, антонимы, ассоциации и предложения.

Пишите, мы рады комментариям

  • Роковая ошибка это как
  • Роковая ошибка что это такое
  • Роковая ошибка что это значит
  • Роковая ошибка читать полностью бесплатно
  • Роковая ошибка читать на дзен