Розыск моего мужа не обвенчался успехом ошибка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

Работа над ошибками письменных работ (сочинений  и изложений) на уроках развития речи —  формирование коммуникативной компетенции школьников

(методические материалы – обобщение педагогического опыта

учителя русского языка и литературы  Гончар Т.А.)

На уроках развития речи – анализа письменных  работ (сочинения, изложения) обучающиеся учатся находить и исправлять недочеты в построении и содержании высказываний, речевые недочеты.

Урок анализа изложений и сочинений провожу в такой последовательности:

  1. Постановка целей урока.
  2. Общее впечатление от работ, общая их оценка.
  3. Обобщенность анализ содержательно – речевой  стороны и языкового оформления работ.

(Замечания о раскрытии темы  и основной мысли сочинения, о названии и объеме сочинений, удачные подходы в раскрытии темы, избранные обучающимися композиционные формы, удачно построенные работы. Язык ученических сочинений, находки).

  1. Анализ одного — двух наиболее удачных сочинений.
  2. Коллективное редактирование нескольких отрывков из сочинений.
  3. Самостоятельная работа обучающихся по совершенствованию сочинения (в классе и дома), выполнение индивидуальных заданий.

Проверяя и анализируя письменные работы обучающихся веду учет ошибок, классифицирую их.

Использую следующую схему:

№ п/п

Ф.И.

Кол-во ошибок

Содержание

Логика, композиция

Речь

Орфографические ошибки

Пунктуационные ошибки

Грамматические ошибки

Такой учет ошибок дает возможность применять индивидуальный подход по совершенствованию речи к каждому обучающемуся.

В зависимости от характера ошибок, предлагаю обучающимся карточки с индивидуальным заданием. Например, карточка № 1, корректирующая правильный выбор падежа литературного языка.

Исправьте ошибки:

Задержан согласно приказа командира; добиться успеха благодаря дружинной работы; двигаться навстречу обряду; сделано согласно распоряжения; поступить вопреки решения; поступать наперекор здравого смысла.

Карточка № 2, помогает обучающимся устранять лексическую не сочетаемость компонентов словосочетания.

Запишите только те словосочетания, в которых слова правильно сочетаются друг с другом:

Ужасно красивая – очень красивая; произвели обыск – произвели ремонт; отъявленных хулиган – отъявленный товарищ; памятный подарок – памятный сувенир; благодарю за внимание – благодарю за беспокойство; порода овец – порода цветов; высокий и бледный юноша; молодой, но седой воин; пирамидальные и зеленые тополя; ждали очень и с нетерпением; мечтали и строили планы на будущее.

Карточка № 3, помогает обучающимся избежать ошибок, связанных с неверным употреблением сочинительных словосочетаний.

Задание: исправьте ошибки, запишите правильный вариант.

Он любил не только рыбу, но и отдыхать кто-то не то кричит или говорит громко. Поступать расчетливо и прагматично. Пассажиры не расступились, но остановились. Она зашла к нам с подругой и радостью. Ему удавалось одинаково успешно преодолевать трудности обучения и зависть к отличникам. Люди и дети заполняли автобус.

Карточка № 4, корректирует в речи обучающихся ошибки, связанные с использованием подчинительных словосочетаний.

Задание: «Переведите» текст объявления на «понятный» язык, избегая многократного использования подчинительных словосочетаний, где употребляется родительский падеж.

Объявление:

Научная лаборатория занимается проведением исследований и практической апробацией методов нейтрализации негативных воздействий аномальных явлений на человека и зоны его обитания.

Карточка № 5, помогает обучающимся правильно употреблять в своей речи предлоги.

Задание: отредактируйте примеры.

Соорентироваться об обстоятельствах, говорят за то, рад за поздравления, возразить о том, ответственность в том, допущена ошибка о том, обратить внимание к этой проблеме, ко мне пришла мысль, оплачивать за услуги, утешение всех бед, обратить внимание к этой проблеме, касаться о том, никому не секрет.

Выполнение карточки № 6 помогает обучающимся избежать ошибок, связанных с нарушением связи между падежами и сказуемым:

Задание: поставьте глаголы в нужную форму.

Большинство писателей (вести) записные книжки.

Множество свечей (озарять) хоромы барина.

Значительная часть школьников (осознавать) важность экзаменов.

Ряд заданий контрольной работы (оказаться) очень легким

Выполнение заданий карточки № 7 способствует избежанию ошибок, связанных с неудачным порядком слов в предложении.

Задание: исправьте предложения. Укажите, где нарушен порядок слов:

Хозяйка дома и ее дочери по очереди читали стихи, шел разговор о судьбе Марины Цветаевой, а закончилось все сладким столом, сервированным совместными усилиями и чаем из самовара. В это время в реках и в водоемах ловля рыбы запрещена всеми способами. Лучшая доярка Козлова получила на 28-й день после отела от коровы 37 литров молока. Хорошо выполнила учебную практику вторая группа IV курса, где старостой Петрова А.И., которая в этом году по указанию министерства значительно увеличилась в объеме, по сравнения с прошлым годом.

Карточка № 8 помогает обучающимся избежать ошибок, вызванных смешением паронимов.

Задание: Найдите, исправьте ошибки.

Пусть не блещет картина какими-либо художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, насилие. Напрягая последние усилия, путники выбрались, наконец, на ровную дорогу. Розыск моего мужа не обвенчался успехом. Где здесь натуральная контора – мне нужно копию заверить.

Выполняя задание карточки № 9 обучающиеся работают над лексическими ошибками, связанными с выбором слова.

Задание: раскрывая скобки, выберите подходящие слова, свой выбор мотивируйте, при наличии вариантов укажите различия:

Люди простодушные принимают (желаемое, желательное) за действительное. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки). Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным). С героем фильма постоянно происходят какие-то (романические, романтические) истории. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Устранить навязчивый повтор слов в речи обучающихся можно с помощью таких заданий: Карточка № 10

Задание: устранить повтор слов с помощью подбора синонимов (описательных оборотов).

Мой брат работает на новой работе. Они организовали небольшую организацию. О природе писали многие писатели. Но лучше всего описал русскую природу М. Пришвин. Ребята вышли к реке. Река переливалась в лучах заходящего солнца всеми цветами радуги. Большая серая птица села на ветку, с ветки посыпался снег. Птиц улетела, а с ветки все сыпался снег.

Те обучающиеся, у которых в творческих работах есть ошибки в употреблении слов и построение предложений, выполняют такое задание: Карточка № 11

Исправьте ошибки:

Пошла бы пурга, повалил бы снег. Идя по улице, он уже бежал. Вопреки совета родителей она не захотела идти в институт. Они сплотились за единую идею. Рытье окопов изматывала. Об этом особо подчеркнули в докладе. Ихние соседи давно уехали на дачу. Благодаря плохой погоде мы задержались в луги.

Учащимся с бедным словарным запасом предлагаю карточки № 12

Отредактируйте текст так, чтобы описание стало более точным и образным, используйте для этого необходимые языковые средства.

В лесу в полдень жарко, а на реке хорошо. Ветер шевелит воду. С кустов осыпаются листья. Они похожи на птичек. От жары свертываются листья.

Много заданий по совершенствованию речи учащихся, предполагающих дифференцированный подход в обучении, предлагает УМК под редакцией Бабайцевой В.В.

Например, упражнения 283,284,285 (5 кл.) содержат задания по теме «Сложение предложения»: анализ текста, редактирование текста. Правильному употреблению слов в речи способствует выполнение упражнений 864-867, 875-878, 884-888.

Для проверки и анализа изложений, сочинений привлекаю учащихся. Взаимопроверка творческих работ самими учащимся  вырабатывает у них орфографическую зоркость, развивает художественное видение, а также способствует совершенствованию письменной и устной речи.

Например, после написания сочинения-описания по картине в 7 классе. Учащиеся читают и проверяют сочинения друг друга, используют таблицу:

Параметры оценки

1-ая работа

2-я работа

1.Проочитанный текст соответствует выбранному типу речи (описание)

2.Образная система составляет четкую законченную картину.

3.Описание отражает состояние каждого объекта.

4.Использованы разнообразные средства языка.

5.Описние соответствует заданному настроению (оптимистическому, пессимистическому)

6.Логические ошибки.

7.речевые ошибки.

8.Орфографические ошибки.

9.пунктуационные ошибки.

10.Грамотические ошибки.

Выполняя такую работу, учащиеся учатся видеть не только нужные ошибки, но и свои, корректировать свою речь, при написании домашних письменных связанных высказываний, пользуются памяткой:

  1. Читая работу в первый раз, основное внимание обратите на содержание написанного. Определите:
  1. Соответствует ли сочинение теме;
  2. Высказана ли основная мысль;
  3. соответствует ли сочинение составленному плану;
  4. Соразмерны ли его части;
  5. не нарушена ли связь между частями сочинения;
  6. удачно ли подобраны цитаты;

Заметив погрешности в содержании и композиции сочинения, сделайте на полях соответствующие заметки:

  1. при повторном чтении главное внимание уделите языку написанного, обозначая или исправляя попутно речевые недочеты, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
  2. В третий раз прочитайте работу вслух. Чтение вслух помогает обнаружить незамеченные прежде недостатки: повторения, неблагозвучия и.т. д.
  3. Перепишите работу, выправив все недочеты. Отложите ее на некоторое время (от нескольких часов до нескольких дней), затем прочитайте написанное снова и  снова исправьте.
  4. Перепишите сочинение в соответствие с требованиями к оформлению работы.

На специальных уроках рецензирования (редактирования) обучающимся предлагается выполнить такие задания, например: внимательно прочитайте сочинение — рассуждение “Лето – мое любимое время года”. Напишите отзыв, используя замечания на полях.

Лето – мое любимое время года.

Летнюю пору я люблю потому что мы всей семьей ездим на дачу. На даче у нас всех много разных дел. Рано утром, когда еще солнце не взошло, мы с папой ловим рыбу. Хорошо сидеть в утренней тиши не с удочкой в руках.

1. Любимое время года только потому что всей семьей ездите на дачу?

Днём мы купаемся в реке, загораем. Мы с братом соорудили плот и можем плавать на нем вдоль берега. Находясь на плоту, мы любим наблюдать за птицами, разными насекомыми.

2. Достаточно ли убедительных доказательств основной мысли?

Очень красиво летом на реке. Природа предстает перед нами во всей своей красе. Много зелени, цветов.

Я каждый год с нетерпением жду лета и встречи с нашей дачей.

3. Нужно ли так подробно в данном сочинении оценивать то, как вы проводите время на даче?

Выполнение такого задания помогает школьникам находить ошибки в содержании и исправлять их.

Задания: Используя замечания учителя, напишите текст в неправильном виде.

Однажды после уроков Вася шел домой и увидел щенка.

          Какого? Где?

Вася взял его и принес домой.

     Опишите подробнее, как это произошло.

Он вбежал в комнату и упросил маму приютить беззащитное животное.

Она долго не соглашалась, но наконец уступила.

     Используйте диалог.

Первые дни Вася кормил Шарика и заботился о нем.

      Кто это?

Скоро Шарик стал Васе надоедать. Часто он забывал даже накормить Шарика и погулять с ним.

Р. Замените повтор словами: он, щенок.

Выполнения заданий помогает учащимся корректировать построение своей работы.

Задание: Внесите исправления в соответствии с замечаниями, сделанными на полях.

                                                    2 

В нашем доме живет бабушка. У нёё случилось красивое лицо, добрые глаза,

                           1 

 сверкающее по-стариковски.

1. Могут ли глаза сверкать по-стариковски?

      3           2 

Одета бабушка всегда опрятно, хоть и не по моде.

2. Нельзя ли подобрать близкие по значению слова?

                 2

У бабушки седые волосы. Она рассказывала нам, что в годы Великой Отечественной войны у неё пропали без вести два сына.

                                                                                     2

Может быть, с этого времени бабушка стала седой.

3. На месте ли эта часть описания?

Это задание помогает учащимся увидеть речевые ошибки, исправить их.

Задание:

Пользуясь рецензией учителя, внесите исправления в данную работу:

Почему нельзя бросаться хлебом. Сейчас мы знаем, что такое голод. Но было время, когда люди все отдавали за кусочек хлеба. А у нас в школе ребята покупают в буфете булочки и пирожки и швыряют кусочками хлеба друг в друга. Этого нельзя делать: ведь за хлеб платят деньги. А мамы каждый день дают деньги нам на завтрак. Значит, деньги выбрасывают на ветер. Нельзя бросаться хлебом

Рецензия.

Не все факты подобраны правильно, а значит, основная мысль не доказана. Надо было рассказать о труде людей, благодаря которым мы едим хлеб.

Задание позволяет учащимся находить и исправлять недочеты содержание сочинения – рассуждения.

На уроках редактирования с целью развития речи обучающихся и совершенствование ее провожу игру «Корректор». Обучающимся дается текст с ошибками, задания выполняется под копирку. После выполнения один лист отдается учителю на проверку, а на втором коллективу, по парам или группам под руководством учителя  или  при помощи консультантов выполняется проверка. Оценка за работу тем выше, чем больше найдено ошибок.

Например,

В отличие от журавлей, живущие на глухих, недоступных болотах цапли обычно гниздятся у берегов рек. Широкие, сплетеные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали наверху виковых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнизда выпал оперившейся, но еще не умеющий летать птенец почти ничем не отлечавшийся от взрослых птиц.

Найдите в тексте 11 ошибок, отредактируйте его и перепишите в исправленном виде, расставьте знаки препинания.

В произведениях Пушкина и Лермонтова два главных героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их нам стало понятно как благодаря реакции обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которое вынудила молодежь отказаться от активной политической деятельности они чувствуя превосходство перед другими стали эгоистичными поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.

Таким образом, использование индивидуальных заданий на уроках русского языка, специальные уроки развития речи и уроки редактирования способствуют повышению уровня речевого развития школьников, совершенствованию их речевых умений и навыков во всех четырех видах речевой деятельности: чтении, слушании, говорении, письме.

Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов

1)
Смешение
паронимов
:
главный
– заглавный, вешаться – взвешиваться

2)
Ложные ассоциации
(под влиянием парономазии):
статус
– статут, эскалоп — эскулап

Паронимы могут
совпадать не во всех, а лишь в некоторых
значениях. Например, дипломатический
и дипломатичный совпадают в значении
‘тонко рассчитанный, лов-кий, уклончивый’,
но при этом дипломатический означает
также ‘относящийся к дипломатии, к
дипломату’.

Паронимы, совпадающие
или близкие по значению, могут отличаться
друг от друга способами управления,
лексической сочетаемостью, функц-стилевой
окраской, сферой употребления,
синтаксической функцией. Например,
паронимы уплатить— оплатить различаются
способом управления: уплатить за заботу,
уплатить по счету (предложное управление)
оплатить счет, оплатить расходы (беспред
управление).

Паронимия лежит
в основе создания особого стил приема
— парономазии , сущность которого состоит
в преднамеренном сближении созвучных
слов: И глух и глуп; Муж по дрова, а жена
со двора; Классиков нужно не только
почитать, но и почитывать. Яркий стил
эффект создается в результате
противопоставления паронимов. На таком
противопост построены, напр, многие
пословицы и поговорки: Истина рождается
в споре, а не в ссоре;

Среди
паронимов значительное место занимают
имена существительные: абонемент
– абонент, гарант – гарантия
.
Есть и прилагательные: горячий
— горячительный, жестокий — жёсткий
;
а также наречия: жёстко
— жестоко, сыто — сытно
.
Глаголы: уснуть-приснуть.
Паронимы могут быть однокоренными:
одеть
— надеть, человеческий — человечный
;
или же совершенно неродственными:
компот
— комплот (заговор) — компост; Сара
Бернар — сенбернар
.

Умелое
употребление паронимов помогает писателю
правильно и точно выразить мысль, именно
паронимы раскрывают большие возможности
русского языка в передаче тонких
смысловых оттенков. В художественной
речи обычно наблюдается правильное,
весьма искусное использование паронимов.
Например, у Пушкина можно найти много
примеров, иллюстрирующих нормативное
употребление «больных» слов, которые
до сих пор смешиваются в просторечии:
Надев
широкий боливар, Онегин едет на бульвар
.
Однако возможно и сознательное отклонение
писателя от нормы, если он хочет показать
речевые ошибки своих героев. Употребление
паронимов может быть также средством
уточнения мысли: Все
те же ль вы, другие ль девы,
Сменив,
не
заменили
Вас?

Возможно
сопоставление паронимов, если автор
хочет показать тонкие смысловые различия
между ними (красивость,
а не красота
).
Сопоставляются не только паронимы, а и
не родственные, но сходные в звучании
слова. Чем неожиданнее сопоставление,
тем ярче звуковая окраска слова, придающая
высказыванию особую экспрессию. Например:
Не
надо

делить
Европу на

НАТО
и
НЕ-НАТО!

Паронимы
и еще чаще созвучные неродственные
слова используются в каламбурах: Розыск
сбежавшего жениха не
обвенчался
успехом
;
К
столу
скликает
«Вдова
Клико».

Некоторые авторы
понимают явление паронимии расширенно,
относя к паронимам любые близкие по
звучанию слова, независимо от того,
однокоренные они или нет, т.е. паронимами
признают и такие слова, как дрель
— трель, ланцет — пинцет, фарш — фарс
.
Большинство лингвистов считает, что
паронимия охватывает лишь родственные
слова, имеющие звуковое подобие. Звуковая
близость их и сходство в значениях
объясняются тем, что у них один и тот же
морфологический корень.

Не следует относить
к паронимам слова с общим историческим
корнем, но в современном языке утратившие
этимологические связи (клубень
— клубника
),
а также заимствованные слова, восходящие
к одному корню, но претерпевшие опрощение
и деэтимологизацию (роман
— романс, гимназия — гимнастика
).

Можно выделить:
1) паронимы, имеющие разные приставки
(опечатки —
отпечатки
);
2) паронимы, отличающиеся суффиксами
(безответный
— безответственный, существо — сущность
);
3) паронимы, один из которых имеет
непроизводную
основу, а другой — производную
с приставкой (рост
— возраст
),
с суффиксом (тормоз
— торможение
),
с приставкой и суффиксом (груз
— нагрузка
).
Большинство паронимов близки по значению,
но различаются тонкими смысловыми
оттенками (длинный
— длительный, желанный — желательный,
гривастый — гривистый, жизненный —
житейский, дипломатичный — дипломатический
).
Значительно меньше паронимов, резко
отличающихся по смыслу (гнездо
— гнездовье, дефектный — дефективный
).
Особую группу образуют паронимы, которые
при большом семантическом сходстве
различаются лексической сочетаемостью
(постройка
— строение, наследие — наследство,
выполнять — исполнять
).
Паронимы могут отличаться стилистической
окраской, сферой употребления [ср.: пошив
(спец.) — шитье
(межст.); работать
(общеупотр.) — сработать
(простореч.) и (спец.)].

Очень часто в речи
наблюдается смешение
паронимов
,
что приводит к грубым лексическим
ошибкам (Вы
уже ходили
вешаться?;
Я
проблудил
два часа
).
Иногда не различают паронимы главный
— заглавный, искажая обычно смысл второго
из них — «относящийся к заглавию,
содержащий заглавие, являющийся
заглавием, названием чего-либо».
Использование прилагательного заглавный
возможно, например, в таком предложении:
Заглавную
роль в кинофильме «Анна Каренина»
сыграла Татьяна Самойлова
;
но нет заглавной роли в фильмах
«Воскресение», «Война и мир», в них могут
быть лишь главные роли, поэтому неверно
такое словоупотребление: Девочка
будет играть
заглавную
роль в фильме «Голубой портрет»

(Это значит, что девочка сыграет роль…
портрета, так как в заглавии указано
это слово).

Смещение
паронимов может вызвать нарушение
лексической сочетаемости [красивая
и
практическая
обувь
(надо:
практичная)

К
смещению паронимов близка лексическая
ошибка, состоящая в замене нужного слова
его искаженным словообразовательным
вариантом. В разговорной речи вместо
прилагательного внеочередной,
употребляется неочередной,
вместо выдающийся
— выдающий
,
вместо заимообразно
— взаимообразно
.
Такие слова образованы вопреки
литературно-языковой норме, употребление
их свидетельствует о крайне низкой
речевой культуре.

Грубые
лексические ошибки в речи могут быть
вызваны ложными
ассоциациями
,
которые часто возникают под влиянием
парономазии. Так, иногда путают слова
статут
и статус,
апробировать
(лат. approbare), что означает «дать официальное
одобрение на основании испытания,
проверки», и опробовать
(родственное слово проба)
— «подвергнуть испытанию до применения».

Паронимия
и парономазия могут стать причиной
комических ситуаций. Приведем некоторые
примеры их жизни: Врач-некролог
вылечит вас от алкоголизма

(следовало: нарколог);
Мужчинам с
голым
торцом
пиво не отпускается

(на пляже все загорают с голым торсом);
Освежевание
головы не роскошь, а гигиена

(реклама в парикмахерской).

Современные
словари паронимов

Словари паронимов,
описывающие соматические связи сходных
по форме, созвучию слов являются
сравнительно молодым типом лексикографических
изданий. Первым был словарь-справочник
«Трудные случаи употребления однокоренных
слов русского языка» Ю. А. Бельчикова,
М. С. Панюшевой. Примеры: вдох-вздох,
надеть-одеть.

«Словарь паронимов
в русском языке» Н. П. Колесникова,
«Словарь паронимов русского языка» О.
В. Вишняковой описывает паронимы,
принадлежащие к одной части речи, имеющие
ударение на одном слоге (ныне-нынче).
Этим же автором было составлено пособие
для студентов «Паронимы современного
русского языка». «Учебный словарь
паронимов» (М., 2005) Л. А. Введенской, Н. П.
Колесникова.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: Мочалова О. Тема 3.pdf, Практическое занятие, Михеева Кристина.docx, Практическое занятие 1_.rtf, рхбз т. 2 занятие_1.docx, Лекция. Тема 1.pdf, Практическая работа. Тема_ «Особенности содержания обновленных Ф, Семинарское занятие Михеева Кристина.docx, Психология. Практическое занятие 3. Задание 10.docx, Волкова занятие 7.docx, Практическое занятие №3 по темам 7-9.pdf


Практическое занятие № 2

ТЕМА: Правильность и точность словоупотребления. Употребление стилистически ограниченной лексики. Использование в

речи фразеологических оборотов и слов с экспрессивной окраской.

Вопросы:

5. Стилистические функции синонимов и антонимов.

 Выделяют следующие стилистические функции синонимов:

Стилистические функции синонимов

Важнейшая стилистическая функция  синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли.

Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла; работа с синонимами отражает творческую позицию писателя, его отношение к изображаемому.

Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел. — Т.)

Важнейшая стилистическая функция синонимов — функция замещения, когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках… Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. — Т.).

Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче  диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы (…- Душевно рад, — начал он (…). — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, -продолжал Николай Петрович. (…) — Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович (…). — Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Т.). Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, писатели не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.

Открытое использование синонимов предоставляет художникам слова большие стилистические возможности. В эмоциональной речи нанизывание синонимов служит усилению признака, действия. Сошлемся на примеры из произведений А.П. Чехова: Эта некрасивая, уродливая женщина имеет свою, в высшей степени интересную повесть («Кривое зеркало»); Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной («Вишневый сад»). Синонимы, выстраиваясь в ряд так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию. Этот прием использует Чехов в рассказе «Темной ночью»: Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить . Для усиления того или иного слова писатель может рядом с ним употребить и фразеологический синоним; у А.П. Чехова, например, интересны такие фразы: Мы либералы, — писал он. — Смейтесь над этим термином! Скальте зубы! («Ревнитель»); Ступай туда, откедова пришел!Вороти оглобли! («Дурак»). Попробуйте исключить из этих реплик синонимы-фразеологизмы! Без них речь становится беднее, теряет живость, динамичность.

Синонимия создает широкие возможности отбора лексических средств. Но совсем не просто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое.

Стилистические функции антонимов

Антонимы используются как яркое выразительное средство в художественной речи.

Основная стилистическая функция антонимов — быть лексическим средством выражения антитезы  Антитеза как стилистический прием широко распространена в народном поэтическом творчестве, например в пословицах: Ученье — свет, а неученье — тьма;

 Антонимы способствуют раскрытию противоречивой сущности предметов, явлений [Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н.); То серьезный, то потешный, нипочем, что в дождь, что в снег, — он идет, святой и грешный, русский чудо-человек (Твард.)].

Часто обращаются к антитезе публицисты (Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца — великое и презренное,черное и белое. — Эрен.). Употребление антонимов придает публицистической речи яркую экспрессию.

Противопоставление усиливает эмоциональность речи. Не случайно антонимия лежит в основе многих афоризмов [Чем ночь темней, тем ярчезвезды (Майк.); Дома новы, но предрассудки стары (Гр.); Мне грустно потому, что весело тебе (Л

Явление антонимии лежит в основе оксюморона (от гр. oxýmoron — остроумно-глупое) — яркого стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов   . «Плохой хороший человек»

Антонимы помогают писателям показать полноту охвата явлений [И поздно желать, все минуло: и счастье и горе (Вл. Соловьев); Перед ним толпа бежала, Быль и небыль разглашала (П.)], широту временных границ [Войска идут и день и ночь, Им становится невмочь (П.)].

Сопоставление антонимов может отражать чередование действий, смену явлений, наблюдаемых в жизни [В 7 часов человечий прилив, в 17 часов -отлив (Маяк.); Помиримся. И поссоримся.

При столкновении антонимов речь нередко приобретает ироническую окраску; писатели-юмористы часто используют комические антитезы[Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален (К.П.);

На антонимах строятся  каламбуры: Где начало того конца, которым оканчивается начало?

Задания:

Задание 1. Составьте конспекты «Стилистические функции синонимов»

Важнейшая стилистическая функция синонимов — быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного значения. Так возникают ряды синонимов, позволяющих с предельной точностью детализировать описание явлений действительности.

Работая над лексикой своих произведений, писатели выбирают из множества близких семантически слов то, которое наиболее верно передает нужный оттенок смысла; работа с синонимами отражает творческую позицию писателя, его отношение к изображаемому. Изучить варианты стилистической правки художественных текстов можно по авторским черновикам и разным редакциям. Интересны синонимические замены М. Ю. Лермонтова в романе «Герой нашего времени». В повести «Княжна Мери»: Я стоял сзади одной толстой {пышной)[1] дамы, осененной розовыми перьями. Употребив определение «толстая» вместо «пышная», писатель подчеркнул свое презрительноироническое отношение к представительнице «водяного общества». В другом случае: Я никогда не делался рабом любимой женщины, напротив; я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть… или мне просто не удавалось встретить женщину с упорным (упрямым) характером? Семантические оттенки, различающие синонимы упорный —упрямый, указывают на предпочтительность первого. В повести «Максим Максимыч» при описании портрета Печорина сделана такая синонимическая замена:…Его запачканные (грязныеперчатки казались нарочно cuiumbLMU по его маленькой аристократической руке… Лермонтов посчитал слово грязные неуместным в контексте.

А. С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил злобную улыбку врага, но потом два из них заменил синонимами:… ядовитую улыбку своего неприятеля. Это исправление сделало высказывание более точным.

Все это случаи скрытого использования синонимов, потому что в самом тексте синонимы как таковые отсутствуют. Мы видим уже стилистически обработанный материал, где слова употреблены в точном соответствии с их значением и эмоционально-экспрессивной окраской, но за каждым словом можно подразумевать синонимический ряд слов-конкурентов, из которых автор выбирал наиболее подходящие. И только изучение рукописей вводит нас в творческую лабораторию писателя, позволяет проследить, как шел отбор лексики.

Различные стилистические функции в речи получают синонимы при открытом их использовании, т. е. при употреблении в тексте нескольких синонимов одновременно.

Синонимы могут выполнять в речи функцию уточнения. Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль (Он словно потерялся немного, словно сробел. — Т.). Один из синонимов в таких случаях может сопровождаться словами, подчеркивающими его значение (Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. — С.-Ц.).

Синонимы используются и в функции разъяснения [Я употребляю его (.слово «обыденный») в том смысле, в котором оно значит: обыкновенный, тривиальный, привычный. —Т.]. При употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю, писатели часто поясняют их синонимами (Началась анархия, то есть безначалие. — С.-Щ.). Как правило, синонимами поясняются узкоспециальные термины в научно-популярной литературе (Эти случайные, или, как говорят, пекулярные, скорости измеряются в диске немногими десятками километров в секунду).

Синонимы могут быть использованы для сопоставления обозначаемых ими понятий; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать. — Ч.).

В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставления (Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. — Купр.).

Важнейшая стилистическая функция синонимов — функция замещения, когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках… Калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах. — Т.).

Разнообразить речь помогают и близкие по значению слова, не принадлежащие к синонимам (Лорд Байрон был того же мненьяЖуковский то же говорил. — П.). Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы (… — Душевно рад, — начал он. <…> — Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, — продолжал Николай Петрович. <…> — Так как же, Аркадий, — заговорил опять Николай Петрович. <…> — Сейчас, сейчас, — подхватил отец. — Т.). Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, писатели не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.

Открытое использование синонимов предоставляет художникам слова большие стилистические возможности. В эмоциональной речи нанизывание синонимов служит усилению признака, действия. Сошлемся на примеры из произведений А. П. Чехова: Эта некрасивая, уродливая женщина имеет свою, в высшей степени интересную повесть («Кривое зеркало»); Через двести-триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной («Вишневый сад»). Синонимы, выстраиваясь в ряд так, что каждый следующий усиливает предыдущий, создают градацию. Этот прием использует Чехов в рассказе «Темной ночью»: Путеец подскакивает к нему и, подняв вверх кулаки, готов растерзать, уничтожить, раздавить. Для усиления того или иного слова писатель может рядом с ним употребить и фразеологический синоним; у А. П. Чехова, например, интересны такие фразы: Мы либералы, — писал он. — Смейтесь над этим термином! Скальте зубы! («Ревнитель»); Ступай туда, откедова пришел! Вороти оглобли! («Дурак»). Попробуйте исключить из этих реплик синонимы-фразеологизмы! Без них речь становится беднее, теряет живость, динамичность.

Для создания градации можно использовать не только синонимы, но и слова, связанные общностью значений, не доходящей до синонимии. Например: Настанет день — печальный, говорят! — Отцарствуют, отплачут, отгорят, —остужены чужими пятаками, —мои глаза, подвижные, как пламя. И — двойника нащупавший двойник — сквозь легкое лицо проступит — лик (Цв.).

Анализируя разнообразные стилистические функции синонимов, следует помнить, что благодаря устойчивым связям в пределах синонимии, отражающим системные отношения в лексике, каждое слово, имеющее синоним, воспринимается в речи в сопоставлении с другими словами синонимического ряда. Экспрессивно окрашенные слова как бы «проецируются» на их стилистически нейтральные синонимы. Например, встречая в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева разговорные слова в речи Базарова, читатель мысленно сопоставляет их со стилистически нейтральными, отмечая демократический стиль речи героя.

Так, крестьянскому мальчику Базаров объясняет: Если ты занеможешь и мне тебя лечить придется… (а не заболеешь); А я завтра к батьке уезжаю (а не к отцу).

У Ф. М. Достоевского лексика «предельного значения» производит на читателя сильное впечатление благодаря возможности скрытого сопоставления эмоционально-экспрессивных слов с ослабленными и стилистически нейтральными синонимами (В ужасе смотрел Раскольников на прыгавший в петле крюк запора; Вдруг в бешенстве она [Катерина Ивановна] схватила его [Мармеладова] за волосы и потащила в комнату;…плюнул и убежал в остервенении на самого себя).

Выбор синонимов в художественной речи зависит от особенностей стиля писателя. В связи с этим А. М. Пешковский писал: «Сплошь и рядом оценить выбор автором того или другого синонима можно только при рассмотрении данного текста на фоне всего произведения или даже всех произведений данного автора»[2].

Синонимия создает широкие возможности отбора лексических средств, но поиски точного слова стоят автору большого труда. Иногда нелегко определить, чем именно различаются синонимы, какие они выражают смысловые или эмоционально-экспрессивные оттенки. И совсем не просто из множества слов выбрать единственно верное, необходимое.

Задание 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов:

    1. Стоимость абонента на цикл лекций о современном искусстве 200 рублей. – Стоимость абонемента на цикл лекций о современном искусстве 200 рублей.
    2. Розыск мужа не обвенчался успехом. – Розыск мужа не увенчался успехом.
    3. Сценарий нового дефективного фильма будет опубликован в очередном номере журнала. – Сценарий нового детективного фильма будет опубликован в очередном номере журнала.
    4. Где здесь натуральная контора – мне с ребёнка копию снять. – Где здесь нотариальная контора – мне с ребёнка копию снять.
    5. Весь иллюстрированный материал он хранит в специальной папке. – Весь иллюстративный материал он хранит в специальной папке.
    6. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы. – Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендованной литературы.
    7. Взаимопонимание обобщает людей, делает их ближе, добрее, доверчивее. – Взаимопонимание объединяет людей, делает их ближе, добрее, доверчивее.

Задание 3. Найдите ошибки в предложениях, отредактируйте их:

    • Он привык беречь каждую минуту времени.
    • Писателя интересуют взаимоотношения участников движения друг с другом.
    • Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
    • В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методичной литературой.
    • В прошлом году выдался неурожайный год.
    • Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.
    • Беседа, которую мы с вами провели, подошла к завершающему концу.
    • Лично я считаю, что выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле.
    • Наружная внешность героини достаточна привлекательна.
    • У него были незаурядные, выдающиеся организаторские способности.
    1. Он привык беречь каждую минуту.
    2. Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.
    3. Он снова ощутил, что его охватило болезненное чувство одиночества.
    4. В своей работе руководители учреждений опираются на новейшую методическую литературу.
    5. Прошлый год выдался неурожайный.
    6. Они стали заниматься рисованием и написали много картин.
    7. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к концу.
    8. Лично я считаю, что выступающие будут говорить о деле.
    9. Внешность героини достаточна привлекательна.
    10. У него были выдающиеся организаторские способности.

Задание 4. Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами:

1) оплатить — заплатить, 2) предоставить — представить, 3) одеть — надеть, 4) опасный — опасливый, 5) технический — техничный.

  1. Оплатить квитанции – заплатить за интернет
  2. Предоставить документы – представить ситуацию
  3. Одеть сестру – надеть перчатки
  4. Опасный подъем – опасливый человек
  5. Технический процесс – техничный артист

Задание 5. Устраните речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением паронимов.

  • Журналист до сих пор в заключении. Его духовное состояние вызывает тревогу.
        • Эти лидеры хотят играть заглавную роль в предстоящих выборах.
        • Решимость поступков президента перестала шокировать общественность.
        • Ситуация углубляется тем, что строить точные прогнозы развития событий трудно.
        • Инспектор рассудил неправоту арбитра.
        • Число закоренелых москвичей растет с каждым годом.
        • Во время спора он занял двойную позицию.
        • Оратор дал очень дипломатический ответ на вопрос из зала.
  1. Журналист до сих пор в заключении. Его душевное состояние вызывает тревогу.
  2. Эти лидеры хотят играть главную роль в предстоящих выборах.
  3. Решительность поступков президента перестала шокировать общественность.
  4. Ситуация усугубляется тем, что строить точные прогнозы развития событий трудно.
  5. Инспектор обсудил неправоту арбитра.
  6. Число коренных москвичей растет с каждым годом.
  7. Во время спора он занял двойственную позицию.
  8. Оратор дал очень дипломатичный ответ на вопрос из зала.

Задание 6. Из данных сочетаний выберите правильные:

1) играть значение — играть роль, 2) уделять внимание — уделять значение, 3) поднять тост — произнести тост, 4) оказать впечатление — произвести впечатление.

1) Играть роль 2) Уделять внимание 3) Произнести тост, 4) Произвести впечатление.

Задание 7. Устраните тавтологию.

  • Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.
  • Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества.
  • Это новая конструкция двери, не имеющая подобных аналоговых конструкций
  • на мировом рынке.
  • Между этими тренажерами не существует существенной разницы.
  • Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше желающих.
  • Он снова почувствовал, что его охватило болезненное состояние одиночества.
  • Это новая конструкция двери, не имеющая аналогов на мировом рынке.
  • Между этими тренажерами нет существенной разницы.

Задание 8. Найдите избыточные выражения (плеоназмы). Устраните недочеты.

  • Мне вернули бракованную вещь.
  • Андрей познакомился с Верой на выставке.
  • Прейскурант висел на стене перед входом в зал.
  • Кондратьев написал автобиографию год назад.
  • Дебют молодой певицы был весьма удачен.
  • Фирма объявила о вакансии на место главного бухгалтера.
  • Президент фирмы призвал всех к сотрудничеству.
  • Ее мимика была чрезвычайно выразительна.
  • Больной был немедленно госпитализирован.

Страницы: <<  <  39 | 40 | 41

о тебя скажут?
— Я — человек маленький. Скажут: «Гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут.
Упражнение 39. Укажите ошибки, вызванные смешением паронимов.
1. Пусть не блещет картина какими-либо художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, насилие. 2. Напрягая последнее усилия,: путники выбрались, наконец, на ровную дорогу. 3. Розыск моего мужа не обвенчался успехом /»Кр. «/ 4. Где здесь натуральная контора — мне нужно копию за — верить /»Кр. «/

Страницы: <<  <  39 | 40 | 41

Есть в русском языке такое интереснейшее явление, как паронимия. Паронимы — это однокорневые слова, близкие по своему звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись — роспись, одеть — надеть, главный — заглавный. Паронимы обычно относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции. Потому представьте, как нелегко иностранцам изучать наш язык. Мы и сами-то делаем массу ошибок при употреблении этих слов.

Можно выделить следующие группы паронимов:
1.Различающиеся приставками: опечатки — отпечатки, уплатить — оплатить;
2.Различающиеся суффиксами: безответный — безответственный, существо — сущность; командированный — командировочный;
3.Различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой — производную. При этом в паре могут быть:
a.слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост — возраст;
b.слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз — торможение;
c.слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз — нагрузка.

Если же говорить о значении паронимов, то можно выделить две группы.
1.Одни различаются тонкими смысловыми оттенками: длинный — длительный, желанный — желательный, гривастый — гривистый, жизненный — житейский, дипломатичный — дипломатический и под. Таких паронимов большинство, их значения комментируются в лингвистических словарях (толковых, словарях трудностей, словарях однокорневых слов, словарях паронимов). Многие из них характеризуются особенностями в лексической сочетаемости; ср.: экономические последствия — экономичное ведение хозяйства, богатое наследство — тяжелое наследие; выполнять задание — исполнять песню.
2.Другие резко различающиеся по смыслу: гнездо — гнездовье, дефектный — дефективный. Таких единиц в языке немного.

И еще есть те, которые отличаются функцией и закреплением в том или ином стиле: работать (общеупотр.) — сработать (проcт. и спец.) жить (общеупотр.) — проживать (офиц.).

Паронимы выполняют в речи различные стилистические функции, и перед каждым автором может возникнуть проблема выбора одного из паронимов. Думаю, что умелое употребление паронимов помогает писателю правильно и точно выразить мысль, потому что именно паронимы раскрывают большие возможности русского языка в передаче тонких смысловых оттенков.

Примеры можно найти в первую очередь у Пушкина:
— Я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, щедротами любовь его снискать; — Я злато рассыпал им, я им сыскал работы, — они ж меня, беснуясь, проклинали (снискать — заслужить, приобрести что-либо, сыскать — найти).

Обычно тяжкий и долгий труд писателя скрыт – мы видим лишь результат, чаще всего успешный. У Пушкина также можно найти много таких примеров, которые иллюстрируют нормы употребления «больных» слов, обычно смешивающихся в просторечии:
Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар; Лазурный, пышный сарафан одел Людмилы стройный стан.

Иногда писатель сознательно отклоняется от нормы, если он хочет показать речевые ошибки своих героев. Так, Г. Николаева отразила характерное для просторечия смешение паронимов в реплике одного их персонажей:
В доме колхозника быстрый, по-городскому одетый человек посмотрел на ее удостоверение и сказал миловидной девушке: «Надя, проводите командировочную». Там же на следующей странице мы находим правильное словоупотребление: командированные курсанты обеспечиваются общежитием («Жатва»). Так что все зависит от установки автора.

В некоторых случаях писатель открыто использует паронимы, чтобы усилить действенность речи. Такое столкновение паронимов используется для выделения соответствующих понятий, например: «Молодые Тургеневы олицетворяют собой честь и честность». В таких случаях сочетание паронимов создает тавтологический и звуковой повтор, это и способствует усилению:
Нет, умереть. Никогда не родиться бы лучше, Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой / О чернобровых красавцах. — Ох, и поют же Нынче солдатки! О господи боже ты мой! (Цветаева.)

Примерно такой же стилистический эффект порождает сочетание неродственных сходных по звучанию слов, близких по значению: Очищали, причащали, покорив и покарав, Тех, что стены защищали, В те же стены вмуровав (Ф. Искандер. Завоеватель).

Паронимы используют для уточнения мысли:
Все те же ль вы, другие ль девы, Сменив, не заменили Вас? (П.)

Возможно сопоставление паронимов, если автор хочет показать тонкие смысловые различия между ними: Я не люблю пластику кистей у танцовщиц. Она манерна… в ней больше красивости, чем красоты (Стан.).
Или сопоставляются не только паронимы, а и не родственные, но сходные в звучании слова: Запел и запил от любви к науке (Выс.); Перестройка грозит перерасти в перестрелку; одни воюют, другие — воруют (из газ). Она вся в белом, белом, белом, а я — в былом (из песни).

Поэты порой любят сближать самые «неподходящие» слова, удивляя своей фантазией: Бедный мастер! Закинь карандаш, отползи поскорее к затону, отрасти себе жабры и хвост, ибо путь от Платона к планктону и от Фидия к мидии — прост (Матв.).

Паронимы можно очень эффектно противопоставлять: Меня тревожит встреч напрасность, что и ни сердцу, ни уму, и та не праздничность, а праздность, в моем гостящая дому (Евт.). Обычно в этом случае паронимы соединены противительным союзом союзам и одно из созвучных слов дается с отрицанием: Я жить хотел быстрее всех. Я жаждал дел, а не деяний. Но где он, подлинный успех, а не преуспеянье?! (Евт.)

Противопоставляются и неродственные созвучные слова: Не фирма, а форма; Теперь он увлекся не спортом, а спиртом («ЛГ»). Кажущаяся нелогичность сближения похожих слов придает особую действенность высказыванию.

Паронимы и еще чаще созвучные неродственные слова используются в каламбурах: Памятник первоопечатнику (И. и П.); Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом («ЛГ»); К столу скликает «Вдова Клико» (Ок.). При этом одному из созвучных слов часто присваивается необычное значение на основе ложной этимологизации. Одно из обыгрываемых слов может в тексте отсутствовать, но мы его обязательно вспоминаем под влиянием звуковых ассоциаций: содрание сочинений, притворные актеры, червь самомнения, освежеватель старинных романсов, тела давно минувших дней (Св.), идиозная фигура, деревенская поза, известный дублицист, кропал без вести, в перекосном смысле, талантовы муки, водная лекция.

В поэтической речи использование паронимов питает звукопись. Употребление созвучных слов создает яркую перекличку звуков, делая слова более «выпуклыми», значительными: Пощадят ли площади меня? (Паст.); Белою магией магния (Шефн)

В прозе также парономазия(комическое или образное сближение слов) иногда выступает ярким стилистическим средством выделения важных в контексте слов: Вещие вещи (Крив.); Гармония гормонов (В. Леви).

Очень часто в речи наблюдается смешение паронимов, и это приводит к грубым лексическим ошибкам (Вы уже ходили вешаться?; Я проблудил два часа).

Стилистическая правка текстов, в которых замечено смешение паронимов, требует замены слова, ставшего причиной лексической ошибки. Пусть не блещет картина какими-либо особыми художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, несправедливость, насилие… (Надо: добрый); Книга — источник познания (надо: знания).

Устранение ошибок в использовании паронимов – одно из заданий теста ЕГЭ. Как научить выполнять такие задания? Составить список паронимов? Предложить читать толковые словари? Заставить выполнять кучу подобных заданий? Действенно и то, и другое, и третье…
Привожу краткий список паронимов, который вы можете не перечитывать, но если у вас есть выпускники, то пригодится:

абонемент: абонент
абстрактность: абстракция
авантюрин: авантюрист
автобиографический: автобиографичный
автоматический: автоматичный
адресант: адресат
академический: академичный
аккордный: аккордовый
акулий: акуловый
акционерный: акционерский
аллегорический: аллегоричный
аллегри: аллегро
анархический: анархичный
антагонистический: антагонистичный
антипатический: антипатичный
антипедагогический: антипедагогичный
антрацитный: антрацитовый
апокрифический: апокрифичный
аристократический: аристократичный
аритмический: аритмичный
ароматический: ароматичный
артельный: артельский
артистический: артистичный
аспирант: аспират
астматический: астматичный
атавистический: атавистичный
бабий: бабский
барский: барственный
бедный: бедственный
безделица: бездельница
безликий: безличный
безответный: безответственный
безыскусный: безыскусственный
белеть: белить
благодарный: благодарственный
блудить: блуждать
болезненный: болезный
болотистый: болотный
бородастый: бородатый
братний: братский
бродяжий: бродячий
будний: будничный
булавочный: булавчатый
вакансия: вакация
вакхальный: вакханальный
варкий: варочный
вассальный: вассальский
вафельница: вафельщица
вбежать: взбежать
вбить: взбить
ввалить: взвалить
вдеть: вздеть
вдовий: вдовый
вдох: вздох
венец: венок
веселеть: веселить
ветровой: ветряной
взрослеть: взрослить
взрыть: врыть
внеклассный: внеклассовый
водный: водяной
воинственный: воинствующий
волосатый: волосистый
воскресать: воскрешать
воскресение: воскресенье
воспитательный: воспитательский
восход: всход
впрыгнуть: вспрыгнуть
временник: временщик
высветить: высветлить
высокий: высотный
высший: вышний
гагарий: гагаровый
гадальный: гадательный
гармонический: гармоничный
генеральный: генеральский
гигиенический: гигиеничный
гидрант: гидрат
глупеть: глупить
гневливый: гневный
гнилой: гнилостный
гнуткий: гнутый
годовалый: годовой
головашки: головешки
гоночный: гончий
гончарный: гончарский
горделивый: гордый
горний: горный
горный: горский
горючий:
господний: господский
гражданский: гражданственный
грамматический: грамматичный
графический:
грецкий: греческий
грозный: грозовой
громкий: громовой
грубеть: грубить
гусачий: гусячий
густеть: густить
дареный: даровой
дармоедный: дармоедский
двойняшки: двояшки
двуручный: двурушный
дельфиний: дельфиновый
демократический: демократичный
дерзать: дерзить
деспотический: деспотичный
дидактический: дидактичный
диктант: диктат
дипломант: дипломат
дипломатика: дипломатия
дипломатический: дипломатичный
длинный: длительный
добровольный: добровольческий
добычливый: добычный
довольствие: довольство
догматический: догматичный
дождевой: дождливый
докучливо: докучно
докучливый: докучный
доминантный: доминантовый
домоправление: домоуправление
досадливо: досадно
досадливый: досадный
доходный: доходчивый
драматический: драматичный
дружеский: дружественный
дудочный: дудчатый
дуреть: дурить
дуреть: дурнеть
духовный: духовой
дымный: дымовой
единоверный: единоверческий
единственный: единый
жабий: жабный
жавороночий: жавороночный
жалостливо: жалостно
жалостливый: жалостный
желанный: желательный
желтеть: желтить
женский: женственный
заблудиться: заблуждаться
заботливый: заботный
завидливый: завидный
заводной: заводской
завоевательный: завоевательский
заживать: заживлять
законодательный: законодательский
запасливый: запасный
здравица: здравница
зеленеть: зеленить
земляной: земной
зернистый: зерновой
зимовник: зимовщик
зло: злостно
злой: злостный
золотеть: золотить
зрительный: зрительский
зубастый: зубатый
зубной: зубовой
зубы: зубья
иголочный: игольчатый
игривый: игристый
идеалистистический: идеалистичный
идиотический: идиотичный
иждивенство: иждивенчество
избирательный: избирательский
изнашиваемость: изношенность
изобретательный: изобретательский
изуверный: изуверский
изыскательный: изыскательский
индейский: индийский
инженерный: инженерский
иноверный: иноверческий
инородный: инородческий
интеллигентный: интеллигентский
иронический: ироничный
искательный: искательский
искусно: искусственно
искусный: искусственный
исполнительный: исполнительский
испытательный: испытательский
исторический: историчный
истребительный: истребительский
иструхляветь: иструхлявить
кабинетный: кабинетский
каменистый: каменный
камчатный: камчатский
кардинальный: кардинальский
квадрант: квадрат
керосинный: керосиновый
классный: классовый
клев: клюв
клееночный: клеенчатый
клеточный:
ковкий: ковочный
кожаный: кожный
кокетка:
коллекторный: коллекторский
командированный: командировочный
комитент: комитет
кондукторный: кондукторский
конный: конский
конфузливо: конфузно
конфузливый: конфузный
коптеть: коптить
коренной: корневой
коричневый: коричный
кормилица: кормильщица
крестный: крёстный
крокодилий: крокодиловый
крючкотворный: крючкотворский
кулацкий: кулачный
купальник: купальщик
лавочнический: лавочный
лакированный: лакировочный
леденеть: леденить
лирик: лирник
лирический: лиричный
лобный: лобовой
ловкий: ловчий
логический: логичный
ломать: ломить
луковичный: луковый
малахитный: малахитовый
малопонятливый: малопонятный
малоудачливый: малоудачный
мастистый: маститый
меланхолический: меланхоличный
мелкотравный: мелкотравчатый
мелодика: мелодия
мелодический: мелодичный
мелодраматический: мелодраматичный
мельничий: мельничный
мертветь: мертвить
метафизический: метафизичный
методистский: методический
мечтательный: мечтательский
микроскопический: микроскопичный
мистический: мистичный
мифический: мифичный
могильник: могильщик
молодеть: молодить
монистический: монистичный
мороженый: морозный
мудреть: мудрить
мужицкий: мужичий
мучительный: мучительский
наблюдательный: наблюдательский
надувательный: надувательский
наемничий: наемный
накрапливать: накрапывать
насильно: насильственно
насильный: насильственный
наследие: наследство
наследный: наследственный
настоятельный: настоятельский
натуралистический: натуралистичный
нафталан: нафталин
начертать: начертить
невежа: невежда
неврастенический: неврастеничный
незаметливый: незаметный
ненавистнический: ненавистный
неорганический: неорганичный
непонятливо: непонятно
непонятливый: непонятный
неприметливый: неприметный
непроницаемый: непроницательный
нестерпимо: нетерпимо
нестерпимый: нетерпимый
неудачливый: неудачный
ниточный: нитчатый
ныне: нынче
обвинительный: обвинительский
обвязать: обязать
обделить: оделить
обеднеть: обеднить
обезводеть: обезводить
обезглаветь: обезглавить
обезденежеть: обезденежить
обездушеть: обездушить
обезземелеть: обезземелить
обезлошадеть: обезлошадить
обезлюдеть: обезлюдить
обезножеть: обезножить
обезрыбеть: обезрыбить
обесплодеть: обесплодить
обессилеть: обессилить
обжорливый: обжорный
обзолотить: озолотить
обидный: обидчивый
обличительный: обличительский
обогреть: огреть
оболванеть: оболванить
оборотливый: оборотный
обоснование: основание
обрывочный: обрывчатый
обстоятельный: обстоятельственный
обсудить: осудить
обхватить: охватить
овчарка: овчарня
оглупеть: оглупить
огрызаться: отгрызаться
одинокий: одиночный
однокоренной: однокорневой
однорукий: одноручный
одышка: отдышка
оживать: оживлять
озлеть: озлить
озолотеть: озолотить
окаменеть: окаменить
оклик: отклик
опаршиветь: опаршивить
опасливо: опасно
опасливый: опасный
опечатать: отпечатать
опечатки: отпечатки
описка: отписка
оппортунистистический: оппортунистичный
опытнический: опытный
органический: органичный
ординарный: ординарческий
орленый: орлиный
осветитель: осветлитель
осветить: осветлить
осиротеть: осиротить
особенный: особый
останки: остатки
остеклеть: остеклить
остепенеть: остепенить
остервенеть: остервенить
отбойник: отбойщик
отборник: отборщик
ответный: ответственный
отдельный: отдельский
отирать: оттирать
отмета: отметка
отречение: отрешение
отходный: отходчивый
отчетливый: отчетный
оформительный: оформительский
охладеть: охладить
охотливо: охотно
оцепенеть: оцепенить
ошеек: ошейник
пакостливый: пакостный
палатный: палаточный
памятливый: памятный
пансионер: пенсионер
пастушеский: пастуший
пастушок: пастушонок
патриотический: патриотичный
певческий: певчий
педагогический: педагогичный
пергаменный: пергаментный
перегородочный: перегородчатый
переливочный: переливчатый
перепоночный: перепончатый
переродиться: переродниться
пионерный: пионерский
плавки: плавни
пластиночный: пластинчатый
пластический: пластичный
поверка: проверка
поворотливый: поворотный
поглотить: проглотить
подбородник: подбородок
подвижнический: подвижный
подголовник: подголовок
подживать: подживлять
подпятник: подпяточник
подрядный: подрядческий
подстричь: постричь
подхалимный: подхалимский
поиски: происки
покорливый: покорный
покупательный: покупательский
полемический: полемичный
полированный: полировочный
политический: политичный
полнеть: полнить
помета: пометка
понедельничный: понедельный
понятливый: понятный
породить: породнить
порумянеть: порумянить
поручительный: поручительский
поселок: проселок
последовать: проследовать
поспешливый: поспешный
поступок: проступок
потеки: потоки
потребительный: потребительский
поэтический: поэтичный
правительский: правительственный
праздничный: праздный
практический: практичный
предоставить: представить
предоставление: представление
представительный: представительский
представиться: преставиться
премьерный: премьерский
преобразовательный: преобразовательский
приветный: приветственный
приглядливый: приглядный
приметать:
приметливый: приметный
приобретательный: приобретательский
притягательный: притязательный
приютный: приютский
продуктивный: продуктовый
прожигательный: прожигательский
прозаический: прозаичный
производный: производственный
произнесение: произношение
проповеднический: проповедничий
пророческий: пророчественный
просветительный: просветительский
просительный: просительский
простак: простец
простацкий: простецкий
простудливый: простудный
протрезветь: протрезвить
псарный: псарский
психологический: психологичный
публицистический: публицистичный
пьянеть: пьянить
работник: рабочий
разборочный: разборчивый
раздеть: разодеть
разливочный: разливчатый
разночинный: разночинский
раковый:
раскольнический: раскольничий
распутица: распутница
расточительный: расточительский
расчетливый: расчетный
ребрастый: ребристый
ребячий: ребячливый
редеть: редить
ремесленнический: ремесленный
решимость: решительность
ригористический: ригористичный
рисуночный: рисунчатый
ритмический: ритмичный
рогастый: рогатый
рожать: рождать
романтический: романтичный
рыбий: рыбный
садовнический: садовничий
самодурный: самодурский
сапожничий: сапожный
сатирический: сатиричный
сборочный: сборчатый
светить: светлить
сводный: сводчатый
седельный: седельчатый
сеточный: сетчатый
симпатический: симпатичный
симптоматический: симптоматичный
синеть: синить
скальпель: скарпель
складной: складской
склочнический: склочный
скобочный: скобчатый
скотный: скотский
скрытный: скрытый
сладкий: сладостный
сладко: сладостно
сломанный: сломленный
слоновий: слоновый
сметливый: сметный
снискать: сыскать
собирательный: собирательский
собственнический: собственный
совестливо: совестно
советник: советчик
солитер: солитёр
солярный: соляровый
соседний: соседский
сочинительный: сочинительский
спасательный: спасительный
спускной: спусковой
сталагмит: сталактит
старательный: старательский
статический: статичный
стеклеть: стеклить
стеклянный: стекольный
стихотворный: стихотворческий
столовский: столовый
столярный: столярский
стрелец: стрелок
стрелочный: стрелчатый
строительный: строительский
стяжательный: стяжательский
схематический: схематичный
схоластический: схоластичный
сценический: сценичный
съемный: съемочный
сытно: сыто
сытный: сытый
тактический: тактичный
талан: талант
телевизионник: телевизионщик
темнеть: темнить
темь: тень
теоретический: теоретичный
тесемочный: тесемчатый
технический: техничный
типический: типичный
токсический: токсичный
толстеть: толстить
трагический: трагичный
трубочный: трубчатый
тупеть: тупить
тюленевый: тюлений
тягостно: тяжко
тягостный: тяжкий
тяготеть: тяготить
угодливо: угодно
угодливый: угодный
удалой: удальской
удачливо: удачно
удачливый: удачный
узорный: узорчатый
умный: умственный
упадочнический: упадочный
усастый: усатый
учредительный: учредительский
фабрикант: фабрикат
фазаний: фазановый
фактический: фактичный
фанатический: фанатичный
фантазерство: фантазирование
фантастический: фантастичный
феерический: фееричный
фен: фён
финно-: финско-
фланелевый: фланельный
флегматический: флегматичный
хваткий: хватский
хвостистский: хвостистый
хищнический: хищный
хлебопашенный: хлебопашеский
хлеборобный: хлеборобский
хозяйский: хозяйственный
холодеть: холодить
холодильник: холодильщик
холопий: холопский
художественный: художнический
царский: царственный
цвета: цветы
цветастый: цветистый
цветной: цветовой
целый: цельный
цепенеть: цепенить
церковнический: церковничий
цинический: циничный
чародейный: чародейский
чеканный: чеканочный
человечий: человечный
черви: червы
червиветь: червить
черепаховый: черепаший
черкеска: черкешенка
чернеть: чернить
черстветь: черствить
четырехрукий: четырехручный
чиновницкий: чиновничий
чубастый: чубатый
чудацкий: чудаческий
швейцар: швейцарец
шелковистый: шелковый
шершаветь: шершавить
широкий: широтный
школьнический: школьный
шлифовальник: шлифовальщик
шляпный: шляпочный
штатный: штатский
штурмовик: штурмовщик
шумный: шумовой
экзерсисы: экзерциции
экономика: экономия
экономический: экономичный
экономный: экономский
экранизировать: экранировать
экспонат: экспонент
элегический: элегичный
энциклопедический: энциклопедичный
эстетический: эстетичный
эстетный: эстетский
этический: этичный
ювелирный: ювелирский
юмореска: юмористка
юмористика: юмористка
юмористический: юмористичный
юродивый: юродливый
ябедливый: ябедный
явно: явственно
явный: явственный
яловочный: яловый
японо-: японско-
яростный: ярый
ящер: ящур

  • Розы раскрыв бутоны источали приятный аромат найдите грамматическую ошибку
  • Розовый сумрак лексическая ошибка
  • Розетта стоун ошибка 2123
  • Розанов интеллигент самой золотой пробы ошибка
  • Рождество для истеблишмента самое престижное событие года вид ошибки