Ругаться на соседа лексическая ошибка


С этим файлом связано 15 файл(ов). Среди них: Практическое занятие №3.doc, Практическое занятие №4.doc, Testovye_voprosy_k_razdelu_2_Otvet.docx, Maslyanka_karta.pdf, Istoria_test_4.pdf, Istoria_test_1.pdf, Prakticheskoe_zanyatie_3.pdf, Kulturologia_Itogovy.docx, Практическое задание 3.doc, Testovye_voprosy_k_razdelu_1_Otvety.docx, Testovye_voprosy_k_razdelu_1.docx, Osnovy_filosofii_Prakticheskaya_rabota_4.docx, История. Практическое занятие№3.docx, 15.12 Итоговый тест. Родной язык.docx, Тестовые вопросы к разделу 3.docx и ещё 5 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Контрольная работа пз 2.1 автор Мосейчук Евгений.docx, Монологическиое высказывание английский.docx, Правила для авторов каз.docx, Эссэ Авторское право безнравственно.docx, Бобров Иван RK_1.docx, Отзыв на Авторское право по патенту Литвинова Д.Р..docx, ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ.doc, Объекты и субъекты авторского права. .docx, Данное произведение является субьективным порождением больного у, РБ 1 Авторитаризм как способ упрвления.pptx


Вопрос 1

Верно

Баллов: 3,00 из 3,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Соотнесите высказывание и его автора:

 Автор

 Высказывание

  «Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».
  «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
  «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой»
  Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах…».
«Ему свойственны, величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 2

Частично правильный

Баллов: 2,33 из 3,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Определите, из каких языков заимствованы слова:

 Слова

 Языки

Бухгалтер  
Гаупвахта  
Винегрет  
Макияж  
Дефолт  
Маркетинг  
Паб  
Желе  
Мейкап  

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 7.

Вопрос 3

Верно

Баллов: 3,00 из 3,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Подберите устаревшие названия частей тела к их современным синонимам в соответствии с цифрами на рисунке.

номер Название
1  
2  
3  
4  
5  
6  

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 4

Частично правильный

Баллов: 2,70 из 3,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Выберите правильный ответ.

1.    (словосочетание) — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

2.    — совокупность правил устной речи, закрепленных в литературном языке.

3. Орфоэпические нормы — правила    оформления слов, частей слов, предложений.

4.  Диалект — разновидность   , которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.

5.    — особенности артикуляции звуков речи в каждом конкретном языке.

6. Ударение – выделение    одного из слогов в слове.

7. Речевая ошибка —    требований правильности речи,    норм литературного языка.

8.    — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.

9. Словарь — книга, информация в которой упорядочена c помощью разбивки на небольшие   , отсортированные по названию или тематике.

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 9.

Вопрос 5

Частично правильный

Баллов: 2,00 из 3,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Впишите пропущенную букву в слова.

1.       Дез  нформация

2.       Контр  гра

3.       Без  нтересный

4.       Под  тожить

5.       Спорт  нвентарь

6.       Меж  нститутский

7.       Сверх  нтересный

8.       Дез  нфекция

9.       Пед  нститут

10.    Пост  мпрессионизм

11.    Сверх  зысканный

12.    Роз  грыш

13.    Пред  дущий

14.    Пред  нфарктный

15.    Пост  нфарктный

16.    Без  мянный

17.    Без  дейный

18.    Роз  ск.

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 12.

Вопрос 6

Неверно

Баллов: 0,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Определите, какое высказывание является верным:

Выберите один ответ:

Разговорный язык не может быть литературным.

Литературный язык – высшая форма национального языка.

У народа всегда есть два языка – национальный и литературный. 

Литературный язык – это язык художественной литературы.

Отзыв

Ваш ответ неправильный.

Вопрос 7

Частично правильный

Баллов: 0,05 из 2,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите словосочетания, не относящиеся к литературной норме.

Выберите один или несколько ответов:

Надеть платье.

Оплатить проезд.

Ругаться на соседа. 

Беспокоиться о брате.

Одеть платье.

Беспокоиться за брата.

Одеть ребенка.

Убирать в комнате.

Убираться в комнате.

Килограмм яблоков.

Ругать соседа. 

Оплатить за проезд.

Килограмм яблок.

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 1.

Вопрос 8

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Прочитайте предложение:

В соседнем помещении без отдыха били тарелки.

Какое значение слова «тарелка» может быть использовано в нём?

Выберите один ответ:

Музыкальный инструмент

Оба значения. 

Посуда.

Отзыв

Ваш ответ верный.

Вопрос 9

Частично правильный

Баллов: 0,60 из 3,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Укажите слова, в которых ударение падает на последний слог (10 слов).

Выберите один или несколько ответов:

Пиццерия 

Упрочение

Километр 

Пуловер

Железа 

Баловать

Шарфы 

Рефлексия 

Балованный

Договор 

Партер

Свекла 

Сосредоточение

Эксперт 

Жалюзи

Каталог 

Торты

Намерение

Диспансер

Сирота 

Отзыв

Ваш ответ частично правильный.

Вы правильно выбрали 6.

Задание 6 ЕГЭ по русскому языку. Практика

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

1. На очной ставке достаточно было Ерофею Федотычу уставиться пронизывающим взглядом в несчастного торговца, чтобы он смешался, спасовал и начал бормотать что-то несвязное, прося прощения за ложный оговор.

2. Я заранее предчувствовал, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри.

3. В этот период времени Чарлз Дарвин работал с величайшим напряжением, страстно желая добавить несколько новых фактов к тому великому множеству, которым уже владело естествознание.

4. Для учёного наука и истина больше и важнее, чем ценное богатство, спокойная жизнь, почёт и удовольствие.

5. Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми
мы пользуемся сейчас, будут служить целые столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей.

6. Учёный Бройль сравнил статью Эйнштейна с запальным шнуром фейерверка, который в темноте ночи внезапно ненадолго, но ослепительно ярко освещает пейзаж местности.

7. Старик не спеша налил в большую эмалированную кружку горячего кипятка и стал сердито макать туда пригорелый сухарь.

8. В художественной литературе можно с помощью устаревших архаизмов придать стилю торжественность или, наоборот, создать комический эффект вследствие несоответствия темы и слога.

9. Неточное и неуместное употребление фразеологизмов может привести к забавным курьёзам.

10. С первых же дней, как он поселился жить в сторожке, вблизи стали твориться странные вещи.

11. Через два часа самолет специального назначения был вынужден совершить посадку: радио сообщило, что впереди разыгралась снежная метель.

12. На деревянных стенах висели роскошные гобелены, на которых были изображены сцены из жизни рыцарей, совершающих героические подвиги.

13. Момент откола ледяного айсберга – грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим канонаду.

14. Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, ценный источник информации.

15. По-моему, ведущий лидер в группе – это человек, имеющий влияние на других при выполнении ими совместных действий.

16. Молодая женщина шла тихо, в ней было столько спокойствия, сколько, на мой личный взгляд, может быть только в истинной и живой красоте.

17. Один из странных парадоксов исторической науки заключается в том, что объективность понимания истории обусловливается субъективными взглядами учёных.

18. В отпуск он уходил в январе месяце и всегда удивлялся, что его сотрудники предпочитают отдыхать летом.

19. В новой опере композитор впадает в пошлость и заурядную банальность и посредством грубых эффектов старается угодить публике.

20. Мы приехали в столицу России и уже знали, что это огромный мегаполис со своим ритмом жизни, в корне отличающимся от привычного.

21. Когда жители города увидели в небе что-то, похожее на НЛО, они не могли понять, как у них оказался этот необъяснимый феномен.

22. Когда пираты нападали на судно, они грабили его и забирали все ценные сокровища, а команду убивали сразу или бросали за борт.

23. Когда эта огромная махина с оглушительным ревом неслась по аэродрому, а потом, исчезнув в облаках поднятой пыли, вдруг возникала над лесом, невольно вспоминались фантастические романы Жюля Верна.

24. Я кивнул головой старику в знак того, что хорошо его понял, и старик хлестнул лошадь, и она пошла быстрым шагом, время от времени пытаясь перейти на рысь.

25. В это краткое мгновение он вспомнил мудрость про свиней, перед которыми не стоит метать бисер.

26. Истинную историю жизни американского классика и его великолепной супруги можно узнать из этой книги или всё здесь лишь ложный вымысел?

27. Много хлопот доставил также неприятный инцидент с Володей: проезжая на извозчике по улице, он встретил знакомого, который от него отвернулся, по-видимому, умышленно.

28. К сожалению, на стоимость транспортной перевозки при этом повлиять не удастся, поскольку управление движением поездов всё равно остаётся в ведении диспетчеров железной дороги.

29. В романе Горелов охарактеризован как прекрасный воспитатель молодёжи, подлинный патриот Родины, кристально честный и принципиальный учёный.

30. Юристы предупредили, что все представленные на всенародный референдум вопросы не соответствуют требованиям федерального законодательства.

31. При этом политик получает дополнительный бонус: он будет считаться единым кандидатом демократических сил на выборах президента.

32. Немчинов тогда имел репутацию начинающего и непризнанного гения, ходил на необязательный факультатив по литературе и писал стихи в школьную стенгазету.

33. Ответную контратаку предприняла пехота первой линии левого фланга, но стремительный натиск имперцев позволил неприятельским стрелкам сделать всего лишь один залп и немедленно отступить.

34. В групповом турнире на Олимпиаде в Сиднее никем не принятая всерьёз корейская сборная преподнесла россиянкам неожиданный сюрприз.

35. Биографический метод изучения литературы обречён на полное фиаско и в самом себе носит причину своей роковой бесплодности.

36. Когда осенью 1984 года в Большом театре был организован вечер памяти великого певца, снова был полный аншлаг.

37. Для ликвидации селевых процессов по всем притокам Малой и Большой Алмаатинки осуществлена устойчивая стабилизация русел уникальной системой глухих запруд и сквозных сооружений из железобетона.

38. Говорить с детьми о великих литературных явлениях нужно образным, живым языком, а мутный и тусклый жаргон должен стать строгим табу для всех педагогов-словесников.

39. Я снова прибавил газу и гнал в темноте, ничего не боясь и думая только о том, что этот долгий проливной ливень сорвёт с земли всю красоту и позолоту и уже завтра леса будут стоять чёрные и пустые.

40. Он купил – и даже в центре города – старенький домишко на слом всего за тысячу рублей денег, главное ведь было – не дом, а участок, место.

41. Здесь Клаус впервые познакомился с методами, необходимыми химику, — с перегонкой, растворением, взвешиванием веществ.

42. «Конечно, лучше ехать, когда не так жарко»,- тотчас же согласилась Клавдия, хотя по голосу заметно было, что эта временная отсрочка ей неприятна.

43. Пока имеет место быть подобное убеждение, не может быть ни духовно единого и устойчивого общества, ни истинно гуманных достижений, ни целостного мировоззрения.

44. Златоустовский булат получил мировую известность, но, хотя П.П.Аносов оставил подробные записи своих опытов, повторить их снова после его смерти никому не удалось.

45. Смешивать вместе жизнь и творчество нельзя, но необходимо их различать, проводить границу между ними.

46. Чайкин сообщил, что находился более месяца в Закаспии, стараясь выяснить все фактические обстоятельства расправы над бакинскими комиссарами.

47. Сколько раз она беседовала с ним, стыдила его, убеждала взяться за свой ум, и ей казалось, что мальчик всё осознал и раскаялся.

48. Он был не из покладистых и не из робкого десятка, хотя не выглядел богатырём.

49. Голова устало кружилась, и всё окружавшее как будто погружалось вместе с ним в глубокую бездну молчаливой ночи.

50. В ответ спортивный рефери попытался ударить обидчика ногой, после чего показал ему вторую жёлтую карточку и удалил с поля.

Тавтология и плеоназм, речевая избыточность

Когда в коротком высказывании масса ненужных слов, то это называется речевой избыточностью или многословием. Например, в течение последних суток были сильные снегопады и выпало большое количество снега.

Когда в письменной или устной речи много лишних слов, то это называется стилистической небрежностью. Она доказывает, что автор не имеет представления об объекте, который описывает. Между многословием и пустословием тонкая грань.

Пример речевой избыточности. Спортивный комментатор соревнований уведомляет: спортсмены, прибывшие на спортивные соревнования, принимают участие в соревнованиях с иностранными спортсменами.

Многословие выступает в виде:

  • плеоназмов — использование слов, которые имеют одинаковый смысл, но лишние в тексте (в результате повседневной обыденности, поднялся вверх, главная суть).
  • тавтологии (вариация плеоназма). Повторный термин, только другими словами (дважды умножаем, необъяснимые феномены). Тавтология явно выражена в соединении слов с одним корнем: Как спросить правильно вопрос?

Лексический повтор, встречающийся в тексте — признак того, что писателю не хватает четкости, лаконичности для формулирования мысли, возможно эпитетов. Иногда лексический повтор способен помочь автору сконцентрировать внимание на чем-то главном, например: Век живи, век учись.

Как использовать речевую избыточность?

Речевая недостаточность и речевая избыточность не во всех ситуациях оказывается погрешностью во время написания художественных произведений. Еще хуже, когда человек использует речевые штампы и канцеляризм.

Плеоназмы и тавтологии используются в стилистике для усиления результативности и воодушевления высказываний, а также, чтобы выделить афористичность речи. К этим приемам прибегают литераторы юмористы, чтобы создать шутку.

Главная цель речевой избыточности и тавтологии в стилистике:

  • указать на бедность речи, необразованность определенных героев;
  • усилить смысловую значимость ситуации;
  • выделить определенную мысль в тексте;
  • тавтологическое повторение подчеркивает насыщенность или длительность ситуации, например: “Мы шли и шли”;
  • подчеркнуть плеоназмами признаки предмета или его характеристику. Авторы могут использовать для того, чтобы уточнить чрезмерное количество предметов, например: “А повсюду шарики, шарики, шарики, шарики…”;
  • создание смешных ситуаций, например:“Разрешите мне не разрешать”.

Тавтология

Тавтология — мысль, представленная необоснованными повторениями одних и тех же однокоренных слов. Есть такое понятие, как тавтологическая рифма — повторение одного слова в измененном виде в стихотворной форме. Но для риторики — это нельзя использовать.

Однокоренные слова в одном предложении, создающие тавтологию — одна из распространенных ошибок. Таким образом, в одном предложении мы топчемся на одном месте. Это похоже на переспам в тексте.

Чтобы в предложении выделить определенную мысль, необходимо очистить его от лишнего, то есть избавиться от тавтологии, примеры: … совершенно закономерно могут вытекать определения, указывающие, что производительность трудового процесса на определенной ступени развития технического процесса определяется совершенно определенной закономерностью.

В данном предложении все запутанно и слишком много повторений. Очищаем его от мусора и получаем:
Производительность труда на разной степени развития технического процесса определена объективной закономерностью — это обоснованный вывод.

Не во всех ситуациях стоит воспринимать слова с одним корнем, как ошибку стилистики. Их не всегда нужно заменять синонимами в одном суждении, в некоторых ситуациях это невозможно, тест может обеднеть.
Пару слов с одним корнем, которые упомянуты в одном отрывке текста стилистически оправдываются, когда считаются единственными носителями значения. Приходится смириться с тем, что в предложении присутствует тавтология, примеры: на кустах расцветают розовые цветы, тренировать команду будет главный тренер.

В русском языке существуют тавтологические совмещения, которые неизбежны: словарь русских слов, бригадир двух бригад, следователи оперативной группы вели расследование.

Когда авторы сталкиваются с такой проблемой, как сочетание русского слова и иностранного, то не понимают точного смысла второго, например: маленький вундеркинд, ведущие лидеры. Прежде чем сочетать иностранные слова с другими, надо думать об их значении.

Тавтологию можно встретить в русском фольклоре и пословицах. Писатели намеренно применяют их для лексической выразительности: дружба дружбой, а служба службой; ходить ходуном; жизнь прожить не поле перейти.

Плеоназм

Этот термин имеет греческие корни и переводится, как “чрезмерный”, “избыточный”.
Разберемся, что такое плеоназм? Означает переизбыток в одном суждении слов одинакового смысла.

Примеры: они увидели мертвый труп; я познакомился с темной брюнеткой; он сидел без слов и молчал.

Перечисленные суждения усложнены лишними уточнениями. Как и другие формы речевой избыточности, плеоназм указывает на недостаточную образованность автора. Нужно проанализировать лексику и научиться вовремя устранять ошибки.

В русском языке существует такой тезис, как “мнимый плеоназм”. Писатели используют его сознательно, чтобы усилить выразительность речи и эффект восприятия.

Плеонастические сочетания используются для фольклора. Еще ранее авторы пользовались экспрессивно окрашенными плеоназмами в рассказах, например: море-океан, пути-дорожки, жили- были.

Ляпалиссиады

Одной из форм речевой избыточности выступают ляпалиссиады. Они создают эффект юмора в трагической (неуместной) ситуации,

Например:
Мертвое тело лежало и не подавало признаков жизни, слепой человек абсолютно ничего не видел.

Одной из главных ошибок в письменной речи выступает речевая избыточность — это проявление тавтологии и плеоназма. Такие ошибки придают словарному запасу скудности и бедности. Но их используют в написании художественной литературы, с целью придать ей ярких красок.

При работе с текстом всегда нужно стремиться к тому, чтобы своевременно устранять тавтологию и плеоназм. В этом случае тексты читаются быстрее и будут интереснее. Маленький словарный запас и речевая избыточность ухудшают подачу информации.

Если вам понравилась статья на Редачим, оставляйте комментарии и делитесь с друзьями.

Устраните речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова: у моего соседа онкология.

Онкозаболевание. Онкология — это наука, отрасль медицины.

Онко- опухоль, логия — учение. У моего соседа онкологическое заболевание.

онкологическая болезнь
а не наука

вполне допустимо
Сопоставление различных слов и их
значений позволяет выделить несколько типов лексических
значений слов в русском языке.
Переносные
(непрямые) значения слов возникают в результате переноса названия
с одного явления действительности на другое на основании сходства,
общности их признаков, функций и т. д.

Так, слово стол имеет несколько переносных
значений:

1. «Предмет специального оборудования или часть станка сходной
формы»: операционный стол, поднять стол
станка.

2. «Питание, пища»: снять комнату со
столом.

3. «Отделение в учреждении, ведающее каким-нибудь специальным
кругом дел»: справочный стол.
. 11
Как видим, непрямые значения появляются
у слов, которые не соотнесены непосредственно с понятием, а сближаются
с ним по различным ассоциациям, (********)очевидным для говорящих.

Переносные значения могут сохранять
образность: черные мысли, черная измена; кипеть
негодованием. Такие образные значения закреплены в языке: они
приводятся в словарях при толковании лексической единицы. Воспроизводимостью
и устойчивостью переносно-образные значения отличаются от метафор,
которые создаются писателями, поэтами, публицистами и носят индивидуальный
характер.

источники:

http://lisel85.ru/copywhiting/russkij-yazik/tavtologiya_pleonazm

http://sprashivalka.com/tqa/q/29017895

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • Как составить ТЗ копирайтеру, чтобы статья попала в ТОП без ссылок?
  • Вопрос о том, как готовить качественные статьи, приносящие позиции и поисковый трафик, уже давно волнует контент-проекты и коммерческие сайты с инфоразделами. Случаи, когда статьи по…

  • Здесь должен быть заголовок. Что делать, когда не знаешь, как назвать статью?
  • Очень часто написание заголовка к статье становится довольно мучительным процессом. В сети много советов по созданию заголовков. В данной статье мы остановимся на тех рекомендациях,…

  • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
  • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

  • Программа VS плагиат. Видят ли антиплагиаторы смысловую неуникальность?
  • Сегодня текстовый контент на сайте в первую очередь ценится за смысловую уникальность. Могут ли программы и сервисы проверки текстов (антиплагиаторы) «увидеть» не только техническую неуникальность,…

  • 7 мифов о копирайтерах
  • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Укажите словосочетания, не относящиеся к литературной норме.

Выберите один или несколько ответов:
1. Ругать соседа.
2. Убирать в комнате.
3. Оплатить проезд.
4. Беспокоиться за брата.
5. Надеть платье.
6. Килограмм яблоков.
7. Убираться в комнате.
8. Ругаться на соседа.
9. Одеть ребенка.
10. Килограмм яблок.
11. Одеть платье.
12. Оплатить за проезд.
13. Беспокоиться о брате.

Неправильно. Есть такие варианты верного употребления возвратного глагола ругаться в разных формах:

  • Не ругайся! Опять ругаешься. Не ругался бы, если бы никто не сердил. (Без зависимого от глагола слова);
  • Не ругайся матом! Прекрати ругаться матом! Опять он ругается с соседом. (С зависимым от глагола словом).

Чтобы пояснить свой ответ, приглашаю Вас и всех желающих заглянуть в толковый словарь – самый доступный размещён на сайте gramota.ru.

В словарной статье «Ругаться» толкуются два значения этой лексемы:

Обратим внимание:

  • в 1-м значении глагол ругаться употребляется либо вообще без зависимого от него существительного (Он снова ругается), либо управляет беспредложным твор. падежом (Он ругался мерзкими словами);
  • во 2-м значении этот глагол имеет при себе зависимое слово (существительное ли местоимение) в твор. падеже с предлогом (не стесняясь, ругаться с сестрой, между собой, перед всеми) – на это указывает помета (с кем) перед толкованием 2-го значения, но может и не иметь при себе зависимых слов, когда мы советуем или приказываем ссорящимся: «Не ругайтесь!»

И всё: никакого зависимого слова в вин. падеже с предлогом на, обозначающего объект ругани (на нас, на Ваню) при глаголе ругаться быть не может, то есть сама структура словосочетаний типа (не) ругаться на кого-то противоречит нормам русского языка, в частности нормам управления.

Вместе с тем при данном глаголе может быть зависимое слово в вин. падеже с предлогом на, когда это слово обозначает пространство, на которое распространяется действие (ругаться на весь дом, на всю улицу – это значит ругаться так, что слышит весь дом, вся улица).

Ну а если необходимо указать адресата ругани, используем параллельный невозвратный переходный глагол ругать, при коем в предложениях обязательно употребляется существительное или местоимение в беспредложном вин. падеже:

  • Не ругай Ваню – ругай себя;
  • Ты зря его ругаешь.

А вот 2-е зависимое слово при этом глаголе может стоять и в иных формах:

  • в падеже вин. с предлогом за: Его часто ругают за лень (его – вин. без предлога; за лень – вин. с предлогом);
  • в творительном падеже без предлога: Ваню ругали невеждой, лентяем (Ваню – вин. без предлога; невеждой, лентяем – твор. без предлога).

Выводы:

  • зависимые от глаголов ругаться, ругать слова, со значением объекта ругани не употребляются в вин. падеже с предлогом на;
  • ошибочное употребление фраз типа не ругайся на меня связано с незнанием норм управления в русском языке, с кризисом в образовании, вызванном попытками его усовершенствовать, в результате чего старая система сломана, а новая оказалась малоэффективной; со снижением уровня образованности, отсутствием чувства языка.

Теперь по поводу затронутых в некоторых ответах добавочных значений глагола ругаться (у возвратных глаголов, помимо значения действия, являющегося основным грамматическим значением всех глаголов, есть добавочные значения, привносимые постфиксом -ся/-сь). Возвратное значение, то есть обращение действия на себя, – лишь одно из этих добавочных значений возвратных глаголов.

Возвратное значение есть у глаголов:

  • одеваться, обуваться (одевать, обувать себя);
  • мыться, причёсываться (мыть, причёсывать себя).

А вот у глагола ругаться его нет: ругаться вовсе не означает ругать самого себя.

Добавочные значения возвратных глаголов (и уже указанное) перечислены в табличке из Интернета. Назову ещё несколько.

У глагола ругаться, каждое из двух значений имеет своё добавочное значение.

У 1-го значение лексемы ругаться такие добавочные значения (определяем по контексту):

  • постоянного свойства, когда речь идёт о вечно орущей на всех и вся или вечно ругающей всех подряд личности (Она всегда ругается. Он ругается самыми скверными словами);
  • выполнения действия в своих интересах, когда ругань – средство достижения собственных (вовсе не высокоморальных) целей (Она всегда ругается, если хочет добиться своего);
  • изменения состояния (Он вдруг рассердился и стал ругаться).

Глагол ругаться во 2-м значении имеет взаимное добавочное значение (Они снова ругаются).

Русский язык. 10 класс

Формы функционирования языка

Соотнесите адаптированные цитаты из статьи российского лингвиста Д. Н. Чердакова с соответствующими иллюстрациями.

«На основе национального литературного языка вырабатываются специализированные разновидности языка: административный, язык делопроизводства, юридический, научный, позднее — средств массовой коммуникации…».

«С развитием национального государства формируется совершенно новый тип объединяющего языка — национальный литературный, или стандартный (термин западной традиции, ср. Standard English) язык».

«…В самом архаичном типе сообщества уже существовало два варианта языка: сакральный (для общения с высшими силами) и профанный (обыденный) язык для общения между людьми».

Просторечие

Выделите в художественном тексте (фрагмент из романа «Тихий Дон» М.А. Шолохова) языковые элементы, не принадлежащие к литературному языку.

Мелеховский двор – на самом краю хутора . Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, – Гетманский шлях , полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живущо́й придорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь. С юга – меловая хребтина горы. На запад – улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу .

Литературный язык

Сравните два фрагмента научной прозы. Определите, какой из них относится к началу, а какой – к концу XIX-го века.

Литературный язык

Замените в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» некоторые старославянизмы на стилистически нейтральные русские слова, представленные справа. Задание выполняется путём перетаскивания слова из правой колонки на слово в стихотворении.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я (влачился) ,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

(Перстами) легкими как сон

Моих (зениц) коснулся он:

Отверзлись вещие (зеницы) ,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к (устам) моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В (уста) замершие мои

Вложил (десницею) кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога (глас) ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Литературный язык

Сравните две словарные статьи из Словаря русского языка Академии наук в 4-х тт. (1985) – полный вариант и вариант с пропусками. Дополните статью, в которой допущены пропуски.

  1. Бешмет, -а, м. Одежда тюркских, монгольских и кавказских народов, плотно прилегающая в груди и в талии и доходящая до колен. Бэла сидела на кровати в чёрном бешмете. М. Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени».
  2. Блин, -а, м. Тонкая лепешка из жидкого теста, испеченная на сковороде. У них на масленице жирной водились . А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».
Литературный язык

Определите, какое высказывание является верным:

Литературный язык – это язык художественной литературы.

Литературный язык – высшая форма национального языка.

У народа всегда есть два языка – национальный и литературный.

Разговорный язык не может быть литературным.

Литературный и разговорный язык

Зачеркните словосочетания, не относящиеся к литературной норме:

Убираться в комнате ; убирать в комнате ; ругаться на соседа ; ругать соседа ; довлеть над нами ; довлеть нам ; сойти с рельс ; сойти с рельсов ; играть значение ; иметь значение .

Литературный язык

Рассортируйте следующие термины по соответствующим графам:

Функциональные стили литературного языка:

Признаки литературного языка:

Литературный язык

Подберите подпись к схеме:

схема признаков литературного языка

схема стилей литературного языка

классификация односоставных предложений

классификация членов предложения

Стиль речи

Расшифруйте название функционального стиля, скрытое в следующих предложениях, подчеркните части слов, чтобы составить слово.

1 ) На следующий день старику стало совсем худо .

2 ) Хозяйка жест ом предложила войти в горницу.

3 ) У нас оставался единст венный шанс.

Стили речи

Заполните таблицу, подобрав примеры текста с указанными стилями.

Стили речи

Прочитайте фрагмент из текста Т. Н. Толстой («На липовой ноге»). Зачеркните те слова, которые относятся к молодёжному сленгу.

«Давайте проделаем быструю хирургическую работу по урезанию языка и стоящих за языком понятий, ведь у нас есть прекрасные примеры. Скажем, жили-были когда-то синонимы: «хороший, прекрасный, ценный, положительный, выдающийся, отличный, чудесный, чудный, дивный, прелестный, прельстительный, замечательный, милый, изумительный, потрясающий, фантастический, великолепный, грандиозный, неотразимый, привлекательный, увлекательный, завлекательный, влекущий, несравненный, неповторимый, заманчивый, поразительный, упоительный, божественный», и так далее, и так далее. И что же? — осталось только « крутой ». Реже — « клёвый ».

Звучал мне часто голос клёвый .

Крутые снились мне черты, — писал Пушкин, обращаясь к Анне Керн. Он же справедливо заметил в другом стихотворении, что

. Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков клёвых и крутых ».

Стили речи

Выделите цветом в тексте А. Сальникова («Петровы в гриппе и вокруг него») элементы, относящиеся к просторечию. Определите функциональный стиль текста.

Петров очухался засветло, сначала ему показалось, что его разбудила тишина. Сознание включалось какими-то крупными сегментами, будто собирало простейший пазл из девяти кусочков. Так вот, сначала Петрову показалось, что его разбудила тишина, он подумал, что проснулся оттого, что Виктор Михайлович вырубил наконец свою магнитолу .

Стили речи

Выделите цветом словосочетания, свидетельствующие, что перед нами художественный текст:

Левый берег был низкий и жёлтый , стелился плоско , переходил в степь , из-за которой каждое утро вставало солнце . Земля здесь была горька на вкус и изрыта сусликами , травы – густы и высоки , а деревья – приземисты и редки . Убегали за горизонт поля и бахчи , пёстрые, как башкирское одеяло . Вдоль кромки воды лепились деревни. Из степи веяло горячим и пряным – туркменской пустыней и соленым Каспием . (Г. Яхина. «Дети мои»)

Тест с ответами по теме: “Русский язык и культура речи”

1. Отметьте предложение, где деепричастный оборот употреблен неправильно:
а) Спрыгнув со стула, я пошатнулся.
б) Спрыгнув со стула, у меня закружилась голова.+
в) Пошатнувшись, я спрыгнул со стула.

2. В тексте фиксируется использование однородности членов предложения.
Определите оптимальный вариант коррекции:
а) В тексте используются однородные члены предложения.+
б) В тексте отмечается использование однородных членов предложения.
в) В тексте зафиксирована однородность членов предложения.

3. Клише, стандартизованные конструкции характерны для:
а) публицистического стиля
б) научного стиля
в) официально-делового стиля+

4. Выберите пример речевой избыточности:
а) фантастически безграмотный,
б) кавалькада всадников,+
в) страшная катастрофа.

5. Отметьте ошибку в склонении числительных:
а) пятьюдесятью пятью,
б) пятьдесят пятому,
в) пятьсотым.+

6. Отметьте ошибку в употреблении существительного с предлогом:
а) по прибытии поезда,
б) по приезду домой,+
в) по окончании сессии.

7. Наличие письменности является одним из главных факторов, который подтверждает существование … языка:
а) литературного +
б) просторечного
в) разговорного

8. Грамматическая норма включает в себя следование правилам:
а) диспозитивных норм языка
б) синтаксического построения +
в) императивных норм языка

9. Какое название имеет лексика, которая употребляется в определенной местности?
а) арго
б) жаргонной
в) диалектной +

10. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) пуризм +
б) полистилизм
в) индефинитизация

11. Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще сильнее грязнее.
Определите верный вариант коррекции предложения:
а) Войдя в комнату, я увидел, что здесь стало еще грязнее.+
б) Войдя в комнату, мне показалось, что здесь стало еще грязнее.
в) Когда я вошел в комнату, мне показалось, что здесь стало сильнее грязнее.

12. Молодая биологичка показала новую школьную мебель.
Определите неправильный вариант исправления ошибки:
а) Молодая учительница биологии показала новую школьную мебель.
б) Молодой биолог показала новую школьную мебель.
в)Молодая биологиня показала новую школьную мебель.+

13. Что из данного не относится к официально-деловому стилю речи:
а) тезисы доклада для конференции,+
б) милицейские протоколы,
в) справки об успеваемости.

14. Отметьте словосочетание с нарушением лексической сочетаемости:
а) карие пряди,+
б) коричневые брови,
в) вороная грива.

15. Какая часть композиции текста содержит в себе этикетные формулы призыва или пожелания?
а) заключение
б) вступление
в) концовка +

16. Найдите название документа, который адресован руководителю учреждения и информирует его о сложившейся ситуации, имевшем место явлении или факте?
а) служебной запиской
б) докладной запиской +
в) деловыми справками

17. Использование эмоционально окрашенной лексики характерно для:
а) публицистического стиля+
б) официально-делового стиля
в) научного стиля

18.Выберите, в какой науке изучают речевые жанры и их построение:
а) стилистике художественной речи
б) стилистике текста
в) функциональной стилистике +

19. Найдите, где допущена ошибка при образовании формы родительного падежа множественного числа:
а) погонов +
б) апельсинов
в) помидоров

20. Отметьте ошибку в образовании форм существительных:
а) несколько юнкеров,
б) новых чулков,+
в) пару носков.

21. Определите предложение с грамматической ошибкой:
а) Открывая дверь, она легко скрипнула.+
б) Когда мы открывали дверь, она легко скрипнула.
в) Открывая дверь, мы услышали легкий скрип.

22. Впервые в зависимости от стилистической характеристики языковых единиц … разграничил стили литературного языка:
а) Грот
б) Ломоносов +
в) Ожегов

23. Какое явление общественной жизни связано с развитием норм русского литературного языка?
а) полистилизм
б) индефинитизация
в) антинормализаторство +

24. Отметьте предложение, которое содержит ошибку:
а) Вошедший снял промокшее пальто, и теперь его можно было повесить.+
б) Он был не только двоечником, но и вруном.
в) Мальчик оказался на редкость сообразительным, хотя и упрямым.

25. Отметьте предложение со стилистической ошибкой:
а) Разобраться в этом хаосе не представлялось возможным.
б) Безапелляционным тоном он навел шороху в этом осином гнезде.+
в) Мы рванули с места преступления как ошпаренные.

26. Смешение признаков других стилей уместно:
а) в официально-деловом,
б) научном,
в) художественном стиле.+

27. Определите, где перечислены жанры публицистического стиля:
а) очерк, заметка, интервью,+
б) инструкция, протокол, докладная,
в) реферат, монография, диссертация.

28. Отметьте, для чего характерно понятие языковой нормы:
а) для литературного языка,+
б) для жаргона,
в) для диалекта.

29. Выберите тип ошибки в словосочетании “главный лейтмотив”:
а) речевая недостаточность,
б) речевая избыточность,+
в) семантическая ошибка.

30. Выберите предложение без грамматических ошибок:
а) Приедешь с Москвы – зайдешь.
б) Народ толпился у магазина с самого утра.+
в) Это показалось мне наиболее интереснее.

Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огро?

Русский язык | 5 — 9 классы

Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огромное значение, поступить вопреки привил приличия, коллега по профессии, тосковать по семье, четверо учениц, благодаря героизму.

Уделять большое внимание на учебу неправильно!

Правильно звучит уделять большое внгимание учебе.

Нормы управления нарушены в примерах : 1) раскрыть тему ; 2) уделять внимание ребёнку ; 3) коснуться к теме ; 4) пренебречь помощью ; 5) сделать вопреки обстоятельств?

Нормы управления нарушены в примерах : 1) раскрыть тему ; 2) уделять внимание ребёнку ; 3) коснуться к теме ; 4) пренебречь помощью ; 5) сделать вопреки обстоятельств.

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания, приведёный в низу?

Составьте предложения, используя в качестве сказуемых словосочетания, приведёный в низу.

уделить внимание (чему?

обратить внимание (на что?

Исправить нормы сочетаемости слов в словосочетании принимать во внимание или принять во внимание?

Исправить нормы сочетаемости слов в словосочетании принимать во внимание или принять во внимание.

Попробуй себя в роли литературного редактора определи какие речевые ошибки допущены в предложениях что нужно сделать что бы их исправить ?

Попробуй себя в роли литературного редактора определи какие речевые ошибки допущены в предложениях что нужно сделать что бы их исправить .

В словосочетаниях допущены лексические ошибки, исправьте их?

В словосочетаниях допущены лексические ошибки, исправьте их.

При оформлении ответа укажите номер словосочетания и исправленный вариант.

Гостиница для командировочных.

1. Гостиница для командированных.

1. Абонент на цикл лекций.

2. В марте месяце.

3. Список рекомендательной литературы.

4. Благодаря спешке мы опоздали.

5. Окончил среднее образование.

6. На своем автопортрете.

7. Без никаких затруднений.

8. Играть большое значение.

9. Главные и основные вопросы.

10. Иметь важную роль.

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) играть первостепенное значение 2) вопреки указания шефа 3) принимать меры 4) оказывать знаки внимания 5) приехать с города ответь может быть нескол?

Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании 1) играть первостепенное значение 2) вопреки указания шефа 3) принимать меры 4) оказывать знаки внимания 5) приехать с города ответь может быть несколько )).

СРОЧНО?

Укажите, какие словосочетания воспринимаются как избыточные и не соответствующие лексической норме : 1) мемориал памяти 2)реальная действительность 3)коллеги по профессии 4)внутренний интерьер.

1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их?

1. Найдите ошибки, объясните и исправьте их.

Играть значение, иметь роль, львиная часть, одержать успехи, носить значение, тратить нервы, играть главную скрипку, заварился сыр — бор.

Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой?

Поставьте ударение в данных словах в соответствии с литературной нормой.

Исправить ошибку с неточным пониманием значения — мы должны бороться всеми нашими ресурсами?

Исправить ошибку с неточным пониманием значения — мы должны бороться всеми нашими ресурсами.

Перед вами страница с вопросом Найдите словосочетания, не соответствующие литературной норме, исправите ошибки : Ответ по заявлению, играть важную роль, уделять большое внимание на учебу, оперировать с неточными данными, иметь огро?, который относится к категории Русский язык. Уровень сложности соответствует учебной программе для учащихся 5 — 9 классов. Здесь вы найдете не только правильный ответ, но и сможете ознакомиться с вариантами пользователей, а также обсудить тему и выбрать подходящую версию. Если среди найденных ответов не окажется варианта, полностью раскрывающего тему, воспользуйтесь «умным поиском», который откроет все похожие ответы, или создайте собственный вопрос, нажав кнопку в верхней части страницы.

1. Мыла посуду 2. Варила обед 3. Убирала квартиру 4. Смотрела телевизор 5. Читала книгу 6. Играла в теннис 7. Отдыхала на даче 8. Вязала свитер 9. Гладила бельё 10. Ходила в магазин 11. Ходила гулять 12. Помогала мне делать уроки Если хоче..

(мыла — помыла) посуду (варила — сварила) обед (убирала — убрала) квартиру (смотрела — посмотрела) телевизор (читала — почитала) книгу (играла — поиграла) в теннис (отдыхала — отдохнула) на даче (вязала — связала) свитер (гладила — погладила) белье (..

1)Если бы я пошел ( а) в школу я бы получил( а) хорошие оценки . 2) Пусть она убирает комнату . 3 ) Пускай он останиться у нас в гостях . 4) Мам можно пойти гулять — » мама сказала да только мусор забири собой «.

источники:

http://test-s-otvetami.ru/russkij-yazyk/test-s-otvetami-po-teme-russkij-yazyk-i-kultura-rechi.html

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/440643_najdite-slovosocetania-ne-sootvetstvuusie-literaturnoj-norme/

Нейтральный стиль Разговорный стиль Официально-деловой стиль


Русский язык,


вопрос задал Аноним,


4 года назад

Укажите словосочетания, не относящиеся к литературной норме.

Выберите один или несколько ответов:
Беспокоиться за брата.
Ругаться на соседа.
Ругать соседа.
Надеть платье.
Килограмм яблоков.
Беспокоиться о брате.
Килограмм яблок.
Оплатить за проезд.
Оплатить проезд.
Одеть платье.
Убираться в комнате.
Одеть ребенка.
Убирать в комнате.

Добавить свой ответ

Ответы на вопрос

Ответил Mardari





1

Ответ:

Беспокоиться за брата

ругаться на соседа

килограмм яблоков

оплатить за проезд

одеть платье

убираться в комнате

Добавить свой ответ

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Новые вопросы

Українська мова,
2 месяца назад

Написати етюд, про весняну красу…

Русский язык,
2 месяца назад

Объясни значение имени прилагательного в каждом сочетании слов. Порассуждай. 1. Заяц серый, потому что …. 2. Серый день — тот который ….. серый заяц                        серый день чистая…

Математика,
4 года назад

визначте кути трикутника ABC, якщо <B на 40° більший від кута A, а кут C в 5 разів більший від кута A​…

Математика,
4 года назад

реши уравнение упростив сначала выражение в его левой части -1,9-(х-4,5)=2…

Литература,
6 лет назад

митькозавр з юрківки план до 1 і 2 розділу…

Биология,
6 лет назад

доведіть значення проявів вроджонеї поведінки в житті людини?

  • Русские войска совершили победу лексическая ошибка
  • Рубеж 2оп прот r3 ошибка базы данных
  • Руселф 12000 ошибка 07
  • Рубеж 2оп ошибка нет данных
  • Рус ворд выдает ошибку