Руководитель семинара передал нам список рекомендательной литературы тип ошибки

Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»
тест по русскому языку на тему

Контрольная работа по дисциплине

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

«Русский язык и культура речи» 7 вариантов для студентов СПО

Скачать:

Вложение Размер
k_r_po_kulture_rechi_7_variantov.doc 85.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Научный стиль речи и его особенности

Задание 1.Исправьте лексические ошибки

1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.9. (Регулируемая, регулировочная) система тормозных тяг и рычагов вышла из строя. 10. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 11. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 12. Главное для писателя – (духовный, душевный) мир человека. 13. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 14. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора. 15. Ревизорской службой установлен (непрерывистый, непрерывный) контроль маршрута.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

Задание 3. Запишите словами:

К 3567; без 2894; о 6347; над 54789; перед 77945

Задание 4. Образуйте формы мн.числа, обозначьте ударения в словах:

Джемпер, слесарь, доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации. 2. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими. 3. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 4. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил. 5. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 6. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 7. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. 8. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем. 9. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 10. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев. 11. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет. 12. Инициатором пресс-конференции стала шведская делегация. 13. Мать колдовала ужин на кухне.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Оратор и ораторская речь. Риторические навыки и умения

Задание 1. Исправьте лексические ошибки.

1.Свободные вакансии у нас есть – приносите документы. 2. Собакевич и Чичиков проявили друг к другу человеческие отношения, но, наконец, растоптали их, когда Собакевич наступил на ногу Чичикову. 3. Таких добрых людей, как Метелица, можно считать престижными. 4. Обратно стало холодно. 5. Его не оставляло желание к свободе. 6. Когда идёшь по деревенской школьной улице, сразу же появляется воспоминание. 7. В этот день класс заработал 400 рублей денег. 8. США завязали войну с Ираком. 9. Пробуждающийся лес своей неслышной, но многозвучной песней убаюкивал его. 10. Обидливый он человек, к нему не подступишься.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Запишите числительные и существительные в нужной форме.

1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) В редакцию позвонило около 679 (люди). 7) В 478 (случай) из 866 диагноз подтвердился.

Задание 4. Подберите определения к существительным, согласуя их в категории рода:

Чай, какао, леди, атташе, такси, Тбилиси, Дели, бренди, бра, какаду, крупье, визави, кенгуру, Миссисипи, эскимо, шимпанзе, жюри, алиби, пани, протеже, инкогнито, мокко.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Он ушёл, закончив ремонт и когда проверил работу двигателя. 2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки. 3. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, поселились у нас. 4. Арендаторов следовало переселить в новые дома, отвечавшие бы всем нуждам людей. 5. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни. 6. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой. 7. Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 8. Плющ, который вьющийся по стене, радовал глаз. 9. Если человек хорошо знающий местность, он не заблудится. 10. Проявленная инициатива мастером помогла быстро справиться с аварией. 11. Прошедшие обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав. 12. Нам надо выяснить причины отставания недавно преуспевающей бригады. 13. Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать. 14. Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку. 15. Потеряв на войне мужа, у неё не было желания заводить новую семью.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Официально-деловой стиль речи

Задание 1. Исправьте лексические ошибки

1.Его обхватила лихорадочная любовь к вечерним прогулкам. 2.Сколько много уроков на дом задали! 3. Жители с большим удовольствием слушали воспоминания очевидцев того жестокого времени. 4. Покупайте шубы из меха енота, каракуля, норки, песца, мутона. 5. Маяковский в своем творчестве применяет сатиру. 6. Троекуров был роскошный помещик. 7. На поляне лежали лучи солнца. 8. Полоски на его тельняшке сказали, что Федя — храбрый человек. 9. Этот роман является типичным образом детективного жанра.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Напишите числительные прописью

Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется …. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4.Образуйте форму Р.п. от слов во мн. числе:

Апельсины, гектары, грузины, консервы, патроны, помидоры, сапоги, гранаты, шарф, баклажаны, граммы, башкиры, манжеты, порты, погоны, простыни, чулки, шпроты, туфли, бананы, брелоки, монголы, носки, полотенца, шорты, валенки, гусары, торты

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. По техническим причинам наш канал не работает. 2. С подростками регулярно проводятся беседы по морали и нравственности. 3. Минимальная пенсия увеличена более на сто рублей. 4. На заседании кафедры заслушали аспирантов. 5. Инициатором викторины стали старшеклассники. 6. Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов. 7. Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце. 8. Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя. 9. Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины. 10. Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы. 11. Всё изложенное в монографии очень важно, учитывая дефицит времени практического врача. 12. Заблудившись в лесу, дети были готовы предаться отчаянию. 13. Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нём нет. 14. Убежав из дома, мальчик был вскоре найден родителями. 15. Пройдя несколько комнат, я был встречен самим графом.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Средства невербальной коммуникации

Задание 1. Выберите нужное.

1) (Подготовьте, приготовьте) домашнее задание. 2) Он (окончил, закончил) институт в прошлом году. 3) (Встал, стал) вопрос о переводе его в другой город. 4) Часы (стали, встали). 5) Она (одела, надела) пальто. 6) Просим (представить, предоставить) помещение под общежитие. 7) Наш сосед – (невежественный, невежливый) человек, он никогда не отвечает на моё «здравствуйте». 8) На его куртке какая-то необыкновенная (монограмма – монография). 9) Он – священник, то есть человек (душевного – духовного) звания. 10) Поставьте под документом свою (подпись – роспись).

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Запишите словами:

к 3567; без 2894; о 6347; над 54789; перед 77945

Задание 4. Вставьте правильное окончание

Нов… тюль, зелен… такси, лечебн… шампунь, вкусн… кофе, зрел… кольраби, красив… Батуми, глубок… Миссисипи.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Молодому композитору характерно использование фольклорных мотивов в творчестве. 2. Постепенно у меня начала вырабатываться объективная историческая оценка на личность. 3. По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным для него эгоизмом. 4. Прототипом Базарову является Печорин. 5. Революционная деятельность этого человека схожа со многими людьми того времени. 6. В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил лучшие женские качества: внутренняя гармония, естественность и доброта. 7 . Согласно распоряжения директора курение в институте запрещено. 8. Глуповцы были изумлены, услыхав мерный звон колокола. 9. Кучер, спавший и опершись на локоть, начал пятить лошадей. 10. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. 11. Они вытаскивали больных на матрацах или взяв под мышки. 12. Бросившись в воду, мы на ходу скидывали с себя обувь и платье. 13. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 14. Затем отец назначается начальником цеха, работая в этой должности полтора года. 15. Следовало бы выяснить, кем принято незаконченное строительство объекта, нарушая тем самым правительственное постановление.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Публицистический стиль речи

Задание 1. Раскройте скобки, выбирая подходяще слово. Обоснуйте свой выбор.

1)(Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2)Многие наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 3)Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4) В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 5) (Решимость, решительность) его поступка удивила всех. 6) Он (сыскал, снискал) к себе уважение как новатор, как человек творческой мысли.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Запишите числительные и существительные в нужной форме.

1)К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить с 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) В редакцию позвонило около 679 (люди). 7) В 478 (случай) из 866 диагноз подтвердился.

Задание 4. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор.

1) Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2)Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты- четырёх сирот – четверых сирот).3) В семье было (три сына – трое сыновей), все (трое – три) – прекрасные охотники. 4)Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5) При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6)Семинар вели (два доцента – двое доцентов). 7)Его ждали около (полтора – полутора) часов.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства». 2. Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение. 3. Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды. 4. Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится. 5. Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника. 6. Подготовка специалистов желает лучшего. 7. Сын озабочен здоровьем матери. 8. Я отдаю отчёт, что поступаю рискованно. 9. Тогда от разъярённого зверя отнимали бочку. 10. Еженедельно администрация района устраивает рейды по торговле. 11. Мы ещё спросим со всех прежних руководителей. 12. В детстве я мечтала выучиться на доктора. 13. Планы по картофелю в этом году выполнены. 14. Мы все переживали за наших фигуристов. 15. Пора подвести итоги о работе коллектива.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Язык художественной литературы

Задание 1.Исправьте лексические ошибки

1.Поезда пассажирского сообщения в летний период времени переполнены пассажирами. 2. Локомотивный состав находится на ремонте в локомотивном депо. 3. В институте разработаны новые методики и разработки по транспортной логистике. 4. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми. 5. Пострадавшие в аварии были госпитализированы в больницу. 6. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 7. Строители внесли огромную лепту в выполнение плана. 8. Состоялся первый дебют молодой актрисы на самарской сцене. 9. На соревнованиях по гонкам впереди лидирует гонщик из Тольятти. 10. Эти картины — неотъемлемая часть вернисажей. 11. Деревянная посуда расписана в духе народного фольклора. 12. Строительство нового корпуса вуза не должно замирать на мертвой точке. 13. Питательная маска хорошо подпитывает кожу. 14. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 15. Уже в начале творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. t6. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 17. Составлен и сдан отчет за февраль месяц. 18. Этот сборник стоит 90 рублей денег. 19. На предприятии наблюдаются незаконные расхищения имущества.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Напишите числительные прописью

Если к 289 прибавить 311, то получится ровно 600. Если из 2791 вычесть 1475, то останется …. В порт вошел пароход с 2845 пассажирами. Сад разбит на 690 гектарах

Задание 4. Вставьте правильное окончание

Нов… тюль, зелен… такси, лечебн… шампунь, вкусн… кофе, зрел… кольраби, красив… Батуми, глубок… Миссисипи.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Они долго шли, ориентируясь на Большую Медведицу, боясь попасться кому-либо на глаза. 2. Пусть министр отчитается за срыв переговоров! 3. Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе. 4. Наряду с критикой следует всячески пропагандировать прогрессивные тенденции в нашем обществе. 5. Его замечания ни на чём не обоснованы. 6. Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога. 7. Ответ по его заявлению был получен немедленно. 8. Составлен график по погашению задолженности по детским пособиям. 9. Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу воспитанников! 10. Дело ускорения хода подготовки мер увеличения производства товаров повседневного спроса волнует каждого. 11. Состояние с подготовкой молодых специалистов остаётся неудовлетворительным. 12. По истечению положенного срока дивизия вернётся в Омск.

Контрольная работа по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Основы мастерства ведения беседы и спора.

Задание 1. В приведённых ниже предложениях найдите речевые ошибки и отредактируйте предложения.

1.О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2. Учащиеся старших классов добились ухудшения успеваемости в этом году. 3. В парке запрещён выпас собак. 4. Склад закрыт на неопределённое время ввиду прихода тараканов. 5. Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6. Рекорды продолжаются. 7. Дети читают стих, стоя врассыпную. 8. От усталости моё тело подкашивалось на ногах. 9. Надрывно рыдала гитара, стонал барабан. 10. Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11. Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12. К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13. Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14. Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15. Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру.

Задание 2. Расставьте ударение в словах

Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, бензопровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи, иконопись, квартал, маркетинг, танцовщица, туфля, умерший

Задание 3. Замените цифры словами, поставьте сочетания числительных с существительными в соответствующей падежной форме. В случаях невозможности образования некоторых сочетаний подберите варианты, выражающие данное значение.

На высоте 900 000 метр. до 500 учрежден. около 44 барж. располагать 100 рубл. добираться в течение 23 сут. работают 34 ясл. и более 52 детсад. из 301 претендент. на первенство, более 43 кандидат. на призовые места, продолжаться 5,3 сек. наблюдать 3 и более случ. заболеваний, около 90 километр. по рубл. за штуку. По (оба, обе) сторонам дороги стояли стройные ели. Склоны (оба, обе) оврагов размыты дождями. (Оба, обе) веселых друга расстались надолго.

Задание 4. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

1. Если на неё приглядеться, она не такая уж молодая. 2. Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной. 3. Герои Бородино мне понравились своей преданностью к отчизне. 4. Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло к огромным затратам. 5. Согласно заявления его перевели на другую работу. 6. Нельзя ли сделать два снимка: один – в профиль, другой – в анфас? 7. Возникшие благодаря этому серьёзные трудности совпали с тяжелыми стихийными бедствиями. 8. Гринёв никогда не позволял грубости к старику. 9. Штатные психологи проводят профилактические беседы по вопросам вреда курения и алкоголя. 10. Благодаря Вас я узнала много нового о нашем городе. 11. Наверное, многие возмутятся на такое сравнение. 12. Но это не даёт никакой гарантии на то, что в уже отремонтированных домах не возникнут трудности с подачей воды. 13. Участки, занятые под овощными культурами, заметно расширяются. 14. Правительство области утвердило мероприятия о ликвидации последствий аварии на ТЭЦ. 15. Я был поражён неосведомлённостью главного конструктора в основных производственных процессах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование.

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИУчебно-методическое пособие для студентов специальности «Банковское дело» ЭФ ГБОУ СПО « МКУНТ».

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИУчебно-методическое пособие для студентов специальности «Банковское дело» ЭФ ГБОУ СПО « МКУНТ».

Практические работы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».В результате выполнения практических работ обучающийся должен уметь:-строить свою речь в соответствии с языковыми, ком.

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО базово.

МАТЕРИАЛЫ контрольного среза знаний в рамках самообследования колледжа по состоянию на 01 апреля 2018 г. по учебной дисциплине Русский язык и культура речи для обучающихся специальности.

Спецификация входной контрольной работыпо дисциплине «Русский язык» 10 класс Пояснительная записка Назначение входной контрольной работы.Входной контроль по дисциплине &laq.

Лексические нормы. Практика. Классификация лексических ошибок (упражнения) 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов, — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемmnogolikaya13.narod2.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Лексические нормы. Практика. Классификация лексических ошибок (упражнения) 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов,» — Транскрипт:

1 Лексические нормы. Практика

2 Классификация лексических ошибок (упражнения) 1. Непонимание значения слова 2. Лексическая сочетаемость 3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов 1. Многословие 2. Лексическая неполнота высказывания 3. Употребление слов с ограниченной сферой распространения 4. Фразеологизмы, устойчивые сочетания, клише и штампы

4 Перепишите предложения, исправив ошибки и указав их причины 1. Подвижный состав нового выпуска был представлен на презентации железнодорожного транспорта. 2. Можно привести армады цифр, характеризующих экономику страны. 3. Трест, сооружающий новые мощности, систематически перевыполняет программу строительства. У нас самая дешевая стоимость транспортных услуг. 4. Утвержден план регулировки парков пассажирских вагонов для поездов международного сообщения. 5. Студенты на научной конференции ставили вопросы выступающим. 6. Докладчики часто оперируют примерами из реальной жизни.

5 Перепишите предложения, исправив ошибки и указав их причины 1. Партнер — это соучастник какого — либо действия, игры, события. 2. После долгих дебатов на совещании достигли альянса. 3. Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 4. Пейзаж города обогатился новыми зданиями. 5. В деле повышения производства используются новые альтернативы. 6. Допущены дефекты при введении локомотива в эксплуатацию. 7. Среди пассажиров превалировали представители льготных категорий.

6 Расположите предложения в логической последовательности 1. Расчёты будут производиться в «цифровых деньгах». 2. В большинстве своём эксперты едины в том, что информационная и коммуникационная техника будет по-прежнему стремительно развиваться и к 2013 году проникнет в новые сферы нашей повседневной жизни. 3. С помощью домашних компьютеров можно будет не только рассылать электронную почту и совершать банковские операции в режиме online, но и делать покупки в «электронных супермаркетах», которые будут открыты круглые сутки. 4. Так, в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, кондиционирования воздуха и освещения и следить за их исправным функционированием. 5. Почти все эксперты считают, что эта картина будущего станет реальностью ещё до 2010 года. 6. Мультимедиа и виртуальная реальность по-прежнему будут завоевывать квартиры и позволят «вживую» ездить в путешествия и смотреть спортивные состязания.

7 Объясните значение слов — паронимов и составьте с ними словосочетания Выборный — выборочный, жилищный — жилой, изготовить — приготовить, дипломат — дипломант — дипломник, стилевой — стилистический, одеть — надеть, экономна — экономика, усвоить — освоить, основание — обоснование, деловой деловитый, специальный — специализированный, новшество — новинка, регулируемый — регулирующий, подвижной — подвижный. Проверьте значения паронимов по толковым словарям.

8 Подберите паронимическую пару, объясните разницу Путевой — ?, поступок — ?, опечатка — ?, представить — ?, ванна — ?, расчетный — ?, хозяйский — ?, опровергать — ?, невежа — ?, абонент — ?, доходный — ?, подозревать — ?, акционерный — ?.

9 Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов Ι. 1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

10 Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов II. 1. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 2. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 3. Главное для писателя — (духовный, душевный) мир человека. 4. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 5. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора.

12 Выпишите в 3 колонки слова с различной степенью их сочетаемости: 1) сочетаются; 2) нарушены границы сочетаемости; 3) намеренное сочетание несочетающихся слов. Исправьте речевые ошибки 1. Необходимо повысить эффективность каждого рабочего за счет организации труда. 2. Недостаточно автомобилей для широкого охвата перевозок груза. 3. Живой труп на работе — человек бездейственный. 4. Выращена была особая порода казенной мебели. 5. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 6. Этот актер давно заслужил признание зрителей. 7. В лицее применяется индивидуальный подход с учетом способностей и интересов обучающихся. 8. В конце 90-х годов в стране сложилась ужасно сложная ситуация. 9. Многие были не в состоянии разрешить транспортные проблемы. 10. Большая половина лекции уже прошла. 11. Задача правительства — снизить инфляцию. 12. Деканаты делают сильный акцент на культмассовую работу. 13. Значительное число заданий было выполнено. 14. Отдых на море в летний период — обыкновенное чудо.

13 Определите лексически сочетаемые слова 1. Снизить (количество изделий, учебу, успеваемость, запросы, требования). 2. Проявить (заботу, желание, дисциплину, медлительность, уважение, грубость, порядок, равнодушие). 3. Момент (единый, один, единственный). 4. Истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, охотник, документ). 5. Теорема (обосновать, основать, утверждать, доказать). 6. Оказать (доверие, помощь, содействие, дружбу, невнимание, возражение). 7. Провести (совещание, организацию, курсовую работу, оценку, контроль, лекцию).

14 Как правильно? Иметь существенную роль ИЛИ иметь существенное значение? Оказать значение ИЛИ оказать влияние? Иметь значение ИЛИ играть значение? Играть значение ИЛИ играть роль? Произвел большое влияние ИЛИ оказал большое влияние?

15 Исправьте ошибки, связанные с неоправданным употреблением эмоционально окрашенной лексики в текстах делового стиля В Красноярском районе был проведен форум доярок. Строители обещали воздвигнуть здание в сентябре. Бригада вышла на новые рубежи. Труд — вот истинный оплот мастерства. Все рабочие фабрики являются поборниками технического прогресса. Бригадир так быстро мотался по стройке, что поймать его было невозможно. Хищения производились путем непосредственного изъятия продуктов из кладовки. У бригады есть возможность начать работу без раскачки. Кара за небрежность в работе постигнет любого нарушителя.

17 Подберите русские синонимы к следующим словам 1.Деликатный (человек), актуальный (вопрос), вибрационный (конвейер), комбинированный (вагон), тарифный (маршрут), коммерческий (груз), транзитный (пассажир), транспортные (средства), феноменальная (память), дезинфекционный (поезд); 2.Локомотив, реле, эксперт, ревизор, автоблокировка, территория, менталитет, диспетчер, инвестор, дилер, дистрибьютор, маркетинг, менеджер, импорт, патент, прайс-лист, сертификат, багаж, компост, броня.

18 Прочитайте предложения, выбрав из скобок одно из синонимичных слов В новом оборудовании, прибывшем на фабрику, разбирались (вместе — совместно — сообща). 2. Поражение команды — (итог- результат- плод) тактических (ошибок — промахов- недочетов — просчетов). 3. В институте (кончилась — завершилась- закончилась- окончилась) научная конференция. 4. Надеемся, что к концу года уровень производства начнет (расти- увеличиваться- подниматься- повышаться- усиливаться- возрастать). 5. Свободные экономические зоны могут содействовать (реализации-осуществлению- выполнению) стратегических планов России.

19 Определите различия в следующих синонимах 1. Человек по улице (идет, бредет, плетется, шагает, вышагивает, мчится, летит). 2. Удачный, успешный, счастливый, благополучный. 3. Пассажир с вагонной подножки (спрыгнул, соскочил, слез, сполз). 4. Есть- кушать- уплетать. 5. Глаза- очи- гляделки- моргалки- глазища. 6. Сотрудник -коллега- деляга- труженик- соучастник- единомышленник.

20 Подберите к устаревшим словам современные синонимы Перст, уста, долонь, брать, глаголет, льзя, брадобрей, зрачный, чело, ланиты, лепота, сей, надобно. Слова: щеки, говорит, губы, лоб, можно, видный, парикмахер, палец, битва, ладонь, красота, необходимо, этот.

21 Найдите речевые ошибки, связанные с неверным употреблением синонимов 1. Помимо подписи документы часто удостоверяют приложением печати. 2. Вышеперечисленный металл требуется для изготовления нестандартного оборудования. 3. Прошу разъяснить, за счет каких средств выплачивается денежное содержание лицам, зачисленным в аспирантуру. 4. Отмеченные признаки гетерогенны. 5. Завод просит в кратчайшие сроки прислать правомочную комиссию, чтобы решить конфликт на месте. 6. Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу 7. Я уже давно не кушаю в этой столовой. 8. Я мыслю, что сдам экзамены. 9. Станция может с большим эффектом снабжать энергией железную дорогу.

22 Распределите синонимы, соединив их со словами в скобках 1. Фальшивый, искусственный (документ, кожа). 2. Повысить, усилить (внимание, интерес). 3. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). 4. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие). 5. Обнаружить, открыть (закон, закономерность). 6. Долгий, продолжительный, длинный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). 7. Осведомлен, извещен, информирован (диспетчер, истец, студент).

23 Установите, какое значение имеет прилагательное простой в следующих предложениях. Замените его антонимами, синонимами. I.1.Это простая задача. 2. В нашей семье принято есть простую пишу. 3. Ребенок рисует простым карандашом. 4. Купи одну простую тетрадь. 5. Профессор очень простой человек. II. 1. Дайте три простых конверта. 2. Детям лучше носить простые колготки. 3. Осталась одна простая сезонка. 4. На улице грязно, надень простые туфли. 5. Стремление сохранить мир понятно всем простым людям.

24 Подберите антонимы к словам и словосочетанием Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, ответственность, низкие цены, прямая речь, здоровый, продать. Для справок: отправить, отказать, большой, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо-ответ, безответственность, высокие цены, косвенная речь, купить.

25 Определите, с чем связаны речевые ошибки 1. Уровень жизни в последнее время не только не повышается, но постоянно уменьшается. 2. Иванов исключен из училища из-за отсутствия наличия признаков старания. 3. На девочке было рваное платье и большие маленькие ботинки. 4. Можем перейти на зимнее время и в летних сандалиях. 5. Почему наши богатые такие бедные? 6. Жаль, что близкие бывают недалекими.

26 Определите роль антонимов в поэтических текстах. 1. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. 2. Мне все равно, друзья ль вы мне, враги ли И вам я мил иль ненавистен вам, Но знаю: вы томились и любили. Вы душу предавали тайным снам. 3. Люблю я пышное природы увяданье Убогая роскошь наряда. 5. И в памяти взрослое детство Военной дорогой идет.

27 Устраните двусмысленность, связанную с употреблением омонимов и многозначных слов. 1. Врач обошел седьмую палату. 2. Студенты прослушали важное сообщение. 3. Редактор просмотрел эти строки. 4. Проблемам словообразования посвящена настоящая статья. 5. Билет годен только для помывки одного лица (объявление в бане). 6. Играя, он забывал об очках. 7. Мальчики шагали за гранатами. 8. «Чудо-йогурт» всем полезен, всем хорош. 9. Она такая лиса.

28 Составьте словосочетания или предложения со следующими омонимами Среда, горка, свет, кондуктор, башмак, мотив, проспект, сорок, вина, акция, бумагодержатель.

29 Найдите в тексте омонимы и объясните их значение I. Минные поля безвластия. Тем временем высшие чины МВД и Минобороны изо всех сил продолжают делать хорошие мины при плохой игре. Жаль только, что эта их плохая игра оборачивается минами, на которых подрываются вверенные им солдатики — не игрушечные, а реальные молодые мальчишки. II. — Откуда идешь так поздно? — спросил его царь. — Из «депа», Ваше императорское величество! — громогласно ответил юнкер. — Дурак! Разве «депо» склоняется? — крикнул царь. — Все склоняется перед вашим императорским величеством! – еще громче гаркнул юнкер. Этот ответ понравился царю. Он вообще любил, когда перед ним склонялись. (С.Н. Сергиев- Ценский. Севастопольская страда).

31 Назовите вид многословия и определите допустимые в языке словосочетания В конечном итоге, ошибочное заблуждение, вечерняя серенада, информационное сообщение, коллега по профессии, внутренний интерьер, завещать в наследство, в зимний период времени, огромная махина, ошибочное заблуждение, прейскурант цен, для проформы, травматические повреждения, отступать назад, в июне месяце, впервые познакомиться, будущие перспективы, смелый риск, первое боевое крещение, памятный сувенир, демобилизация из армии, хронометраж времени, народный фольклор, свободная вакансия, прогрессировать вперед, странный парадокс, научные монографии, моя автобиография, железнодорожники с железной дороги

32 Исправьте речевые ошибки. Назовите вид многословия 1. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 2. Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодежь. 3. Татьяна, это самое, была, это самое, как бы любимой героиней Пушкина. 4. В библиотеке вуза наблюдается нехватка учебной литературы. 5. В Государственной Думе при решении жилищно-коммунальных проблем был полный кворум. 6. Успехи в экономике привели к заметному прогрессу и в других областях. 7. Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. 8. Ударение в русском языке, ну, разноместное, значит, ну, оно подвижное. 9. Необходимо осуществить внедрение новых рацпредложений в работу инженерно-технического персонала. 11. Теплые весенние дни пришлись на начало апреля.

34 Восстановите неполноту высказывания в следующих предложениях 1. Отдельные члены группы не явились на экзамен по математике. 2. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 3. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Кто за билетами? 6. В основе романа лежит типичная дворянская семья. 7. На лекциях студенты хорошо ведут.

36 Замените просторечные слова и словосочетания литературными Вагоновожатый, туфель, манатки, расценок, теперича, чё, алё, ехай, лягте, богатей, аккурат по расписанию, сработанный проект, бронь, строгий препод, дембеля, умаяться, смотаться, зачётка, рельса, очи.

37 Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы A).Устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) — 1. Современное развитие общества позволило заменить паровозы электровозами. 2. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. 3. Истинно российским сувениром являются деревянные ложки с хохломской росписью и плетёные лапти. 4. Посему есть предложение поддержать ручное искусство, где так много духовной лепоты.

38 Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы Б).Сниженная лексика (просторечия, разговорные слова, речевые неологизмы, социальные жаргонизмы) — 1. Студенты, имеющие задолженности в зачётную неделю, не допускаются к сессии. 2. Я постоянно думаю об успешном заканчивании вуза. 3. У этного парня квартира — отпад. В ней мы и тусуемся. 4. К выборам «яблочники» собираются подойти с «отработанной экономической и политической идеологией».

39 Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы B).Диалектизмы, профессионализмы, иноязычные слова: 1. На Пасху всю ночь пекём сочни — калиточки зовутся, кислы — кислые шаночки. 2. Диктор прокомментировал выступление президента. 3. Изменён регламент работы компьютеров. 4. Путевое реле постоянного тока имеет дефекты.

40 Найдите слова с ограниченной сферой распространения, замените их на литературно нормированные синонимы Г).Канцеляризмы: 1. Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его. 2. Обстановку, в которой протекало детство поэта, нельзя не признать весьма неблагоприятной (из работ абитуриентов). 3. После вышеописанного происшествия петух Горлач находился в припадке и пришёл в себя только после того, как его облили водой (из работ абитуриентов). 4. Из книги К.Чуковского «Живой, как жизнь»; «. не менее важна и реакция старухи на сообщение ей старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и понудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте« (пародия на канцеляризмы).

41 Определить вид речевой ошибки, связанной с употреблением лексики ограниченной сферы. Сделайте правку предложений 1. Необходимо принять меры для обеспечения экономии электроэнергии. 2. Работу на практике студенты начинали с первыми кочетами. 3. Косы были у девок, горбуши называлися. 4. Амортизационные отчисления надобно производить ежемесячно. 5. Столярку нужно хранить в специально подготовленном помещении. 6. После долгих дебатов на совещании достигли консенсуса. 7. Сколь это ни странно, у нас нет контактов с этим институтом. 8. Мозговали долго и, наконец, нашли решение. 9. Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления. 10. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.

43 Отметьте случаи неправильного употребления фразеологизмов. Устраните ошибки 1. Кадровый вопрос должен быть поставлен во главу развития предприятия. 2. Умение смотреть прямо в глаза фактов с опытом, с уверенностью в своих силах. 3. Хорошо, когда на их пути постигает удача. 4. Каждый элемент несёт определённую функцию. 5. Нельзя всех мерить под одну гребёнку. 6. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава. 7. Книга оказала большую пользу студентам. 8. Лица, не выполняющие решений производственных совещаний, нередко выводятся на чистую воду и подвержены резкой критике в газете. 9. Приехавшим корреспондентам пришлось восстанавливать событие с третьих рук. 10. Он полслова на лету схватывает.

44 Выпишите сочетания, которые являются устойчивыми Поставить на ноги, белая бумага, из рук вон, светлая голова, золотые серьги, золотые руки, железная дорога, железная рука, повестка дня, встреча без галстуков, держать в курсе, втирать очки, лесной орех, прямой угол, командировочное удостоверение, локомотивное депо.

45 Сопоставьте свободные и устойчивые словосочетания, определите разницу в значениях 1. Первое время после перенесенной болезни девочка не могла ходить, и приходилось носить её на руках. — Певец пользовался огромным успехом, публика носила его на руках. 2. От большого физического напряжения у спортсмена заболела правая рука.- Руководитель лаборатории предложил провести эксперимент своему сотруднику, который был его правой рукой в научных делах. 3. Неожиданно начался отлив, и корабль сел на мель.- Непредвиденных расходов оказалось так много, что я чуть не сел на мель.

46 Замените выделенные слова фразеологизмами в соответствии со смыслом 1. Чтобы стать настоящим учителем, нужно действительно любить школу, быть преданным ей безгранично. 2. Без Художественного театра Чехов не создал бы «Вишневого сада» — своего последнего значительного произведения. З. Не пойму, почему я не ответил на этот вопрос, ведь я же знал его очень хорошо. 4. С мальчиком надо поговорить серьезно, в последнее время он совсем никого не слушается. 5. Они сразу же понравились друг другу. 6. Это совершенно одинаковые люди, они очень похожи друг друга. 7. Способный ученик решил задачу моментально.

47 Назовите первоначальные фразеологизмы, по аналогии с которыми даны заголовки газетных статей 1. Валюта строить и жить помогает. 2. Велика Россия, а жить негде. 3. В Минфин со своим уставом. 4. О бедном солдате замолвите слово. 5. Смело, товарищи, в лапу. 6. Большому рублю большое плавание.

48 Выделите речевые штампы и клише 1. Этот праздник оставил неизгладимый след в душах людей. 2. Обмен опытом полезем при работе с наставниками. 3. В праздники телезрители у голубого экрана. 4. Город на Неве отметил своё 300-летие. 5. За выдающиеся заслуги в медицине в День Медика люди в белых халатах чествовать своих героев. 6. Япония — страна восходящего солнца. 7. Квартальный отчёт составляется работниками бухгалтерии. 8. Старые методы руководства неэффективны. 9. Открытие нашло горячий отклик в сердцах горожан. 10. Передовые технологии способствуют повышению эффективности труда.

49 Назовите речевые клише, выражающие: — приветствие (утром, днём, вечером); -прощание; -извинение; -поздравление; -благодарность.

Будь умным!

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-30

;text-decoration:underline»>НОМЕР ВАРИАНТА ВЫБИРАЕТСЯ ПО ПОСЛЕДНИМ ДВУМ ЦИФРАМ НОМЕРА ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ или ПО НОМЕРУ В СПИСКЕ ГРУППЫ (решает сама группа)

«>Теоретический вопрос «>( ;text-decoration:underline»>письменное изложение и устная защита «>). «>

«>Аргументация, виды аргументов

«>Практическая часть «>( ;text-decoration:underline»>письменное изложение «>).

«>Задание 1.Исправьте лексические ошибки

«>1. Отчет представляется в двух экземплярах. 2. Перед нами стал вопрос. 3.Планировка средств выполнения работ оказалась преждевременной. 4. В конце учебника предоставлен список рекомендательной литературы. 5. Земля надела землю снегом. 6. Скорые поезда укротили время прибытия пассажиров. 7. Студенты быстро освоили новый материал. 8. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.9. (Регулируемая, регулировочная) система тормозных тяг и рычагов вышла из строя. 10. Она пришла в (цветном, цветастом, цветистом) платье. 11. (Командированному, командировочному) пришлось долго ждать оформления (командированных, командировочных) удостоверений. 12. Главное для писателя – (духовный, душевный) мир человека. 13. (Исполнительная, исполнительская) власть на местах должна активизировать свою работу. 14. (Конструктивные, конструкторские) предложения улучшили качество трансформатора. 15. Ревизорской службой установлен (непрерывистый, непрерывный) контроль маршрута.

«>Задание 2. Расставьте ударение в словах

«>Баловать, каталог, облегчить, ходатайствовать, заржаветь, завидно, плесневеть, вероисповедание, договор, августовский, буксировать, джинсовый, созвонимся, откупорить, красивее, обеспечение, оптовый, холеный, силос, столяр, щавель, мусоропровод, углубить, феномен, премировать, жалюзи

«>Задание 3. Запишите словами:

«>К 3567; без 2894; о 6347; над 54789; перед 77945

«>Задание 4. Образуйте форму мн.числа, обозначьте ударения в словах:

«>Джемпер, слесарь, доктор, бег, вензель, мастер, пекарь, ветер, сектор.

«>Задание 5. Найдите ошибки и исправьте предложения.

«>1. Приспособления, применяющиеся ранее, были весьма ненадёжными в эксплуатации. 2. Большую часть языка составляет общеупотребительная лексика, то есть употребляющаяся всеми говорящими. 3. Казалось, мы находимся не на электростанции, ежечасно пожиравшей сотни пыльного торфяного топлива, а в хирургическом кабинете. 4. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из участников совещания не предложил. 5. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 6. Представитель администрации заявил, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется свыше 40 тонн. 7. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без средств к существованию. 8. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем. 9. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть. 10. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев. 11. В книге дана характеристика развитию самоуправления за последние десять лет. 12. Инициатором пресс-конференции стала шведская делегация. 13. Мать колдовала ужин на кухне.

Узнать стоимость написания работы —>

Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе

источники:

http://www.myshared.ru/slide/238004

http://samzan.ru/101163

Определите тип речевой ошибки в следующем предложении «Руководитель семинара передал нам список рекомендательной литературы»

  • использование слова, имеющего ограниченную сферу употребления
  • нарушение лексической сочетаемости
  • непонимание значения слова
  • смешение паронимов
  • употребление стилистически окрашенного слова

Для просмотра статистики ответов нужно залогиниться.

Исправлено:

1. Ошибка: остатки семьи

    Корректно: ОСТАНКИ царской семьи все-таки были обнаружены

2. Ошибка: приведенные факторы.  

    Корректно: Приведенные докладчиком ФАКТЫ никого не убедили.  

3. Ошибка: авторитарному жюри

    Корректно: В конце АВТОРИТЕТНОМУ жюри предстоит назвать победителя.

4. Ошибка: демонстрационно покинул  

    Корректно: Он ДЕМОНСТРАТИВНО покинул зал заседания.  

5. Ошибка: гарантийный оклад  

    Корректно: ГАРАНТИРОВАННЫЙ оклад составил не менее 25 тысяч.  

6. Ошибка: сыскать доверие  

    Корректно: Молодой депутат сумел СНИСКАТЬ доверие горожан.

7. Ошибка: списки рекомендательной литературы.  

    Корректно: Руководитель даст дипломнику списки РЕКОМЕНДОВАННОЙ литературы.

8. Ошибка: иллюстрированный материал  

    Корректно: ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ материал он хранит в отдельном файле.

__

**Все лексические ошибки в данных предложениях связаны с использованием слова в несвойственном ему значении –  

смешение паронимов.

Определите характер ошибок: (даю 50 баллов)

Определить характер ошибки 1) При подготовке этой реформы следует учесть уровень подготовленности соответствующих специалистов.
А) нарушение управления
В) плеоназм
С) тавтология
D) смешение паронимов
Е) стилистическая

Определите характер ошибки 2 )Львиная часть работы была уже выполнена
А) контаминация
В) плеоназм
С) тавтология
D) смешение паронимов
Е) стилистическая
Е) стилистическая
Какая ошибка допущена в предложении 3) Собака искусала ему ладони рук
А)плеоназм В)тавтология С) двусмысленность
D) морфологическая
Е) синтаксическая
4) Укажите вариант с ошибкой: красивое контральто, новый туфель, черная клавиша, пенистый шампунь, широкая манжета
5) Укажите правильный вариант: новая роль Катрин Денёв, встреча с Вильямом Сарьялой, романы Дюмы, игра Капабланка, письма Кароленке
6) Указать тип ошибки: Не удержал мяч вратарь, однако добить его было некому
A) плеоназм
B) тавтология
C) нарушение лексической сочетаемости
D) двусмысленность
E) контаминация
19 Определите характер ошибки Ни для кого не секрет о том, что положение нашей экономики оставляет желать лучшего.
А) нарушение управления
В) плеоназм
С) нарушение согласования
D) смешение паронимов
Е) стилистическая
20 Определите характер ошибки Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.
А) синтаксическая
В) плеоназм
С) тавтология
D) смешение паронимов
Е) стилистическая
21 Определить характер ошибки В конце работы приведён список рекомендательной литературы
А) нарушение управления
В) плеоназм
С) нарушение согласования
D) смешение паронимов
Е) стилистическая
22 Определить характер ошибки Директор поздравил всех сотрудниц – женщин с Восьмым мартом и пожелал им успеха.
А) нарушение управления
В) плеоназм
С) тавтология
D) смешение паронимов
Е) стилистическая
23 Укажите ненормативный вариант: билет с плацкартой, красивый тюль, женская туфля, большой мозоль

Исправьте
ошибки

1.
Наконец-то обнаружены остатки царской
семьи.
2.
Приведенные докладчиком факторы никого
не убедили.
3.
Прежде чем приступить к делу, необходимо
изучить суще­ство процесса.
4.
В конце авторитарному жюри предстоит
назвать победителя.
5.
Молодой депутат сумел сыскать доверие
горожан.
6.
Он демонстрационно покинул зал заседаний.
7.
Гарантийный оклад составит не менее 5
тысяч.
8.
Руководитель даст нам списки
рекомендательной литературы.

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Математика

  • Рсв код ошибки 0400500003 что делать
  • Руководитель поставил свою роспись на документах ошибка
  • Рсв код ошибки 0400400017 как исправить
  • Руководитель написал очень хороший отзыв на мою курсовую работу ошибка
  • Рсв код ошибки 0400400013 что делать