Рюкзак работа над ошибками

Памятка для ученика начальной школы

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

работа над ошибками

2. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.

работа над ошибками

3. Слог.

Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.

работа над ошибками

Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

работа над ошибками

Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.

Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

6. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.

Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.

работа над ошибками

8. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.

работа над ошибками

Передай ритм слова с помощью стука.

9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

работа над ошибками

10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.

Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.

работа над ошибками

11. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.

работа над ошибками

Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.

12. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

работа над ошибками

15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).

Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.

работа над ошибками

16. Разбор предложения.

Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.

работа над ошибками

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

работа над ошибками

18. Правописание непроизносимых гласных.

Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.

работа над ошибками

19. Гласные и согласные е приставках.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

работа над ошибками

20. Правописание приставки со словом..

Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.

работа над ошибками

Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.

21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.

работа над ошибками

Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

работа над ошибками

22. Разделительный твёрдый знак ъ.

Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.

работа над ошибками

Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

работа над ошибками

24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.

работа над ошибками

25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).

Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

работа над ошибками

26. Однородные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.

работа над ошибками

работа над ошибками

27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

работа над ошибками

28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

работа над ошибками

29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).

Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.

работа над ошибками

Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.

31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.

работа над ошибками

32. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

работа над ошибками

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ВО ВРЕМЯ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ И ДОМА

Руководствуясь критериями оценивания, учитель, проверяя тетрадь ученика, подчёркивает ошибку (неправильно написанную букву, соединение) или отмечает на полях, что в данном слове или на данной строчке есть ошибка. Ученик обязан исправить допущенную ошибку, но это лишь первый этап. Вслед за ним должна последовать систематическая, кропотливая работа учителя и учащегося над устранением каждой ошибки.

Успех при этом зависит от того, насколько работа учителя и учащегося является систематической и продуманной, какие интерактивные методы, приёмы использует учитель в приобщении детей к работе над ошибками , насколько активно участвуют в этой работе учащиеся.

Обязательным условием предупреждения повторения ошибок является осознание их учащимися, анализ, проводимый в классе под руководством учителя, совместная работа в группе ( взаимообучение), работа учащихся над этими ошибками дома.

Анализу ошибок и работу над ними можно отводить отдельный урок (после контрольной работы), небольшую часть урока, индивидуальные и групповые занятия. Учитель, делая анализ ошибок, отмечает;

-общее количество ошибок, стало ли их меньше в сравнении с последней работой;

фамилии детей у кого ошибок стало меньше или вообще нет (создание ситуации успеха);

типичные и наиболее распространённые ошибки и особенно выделяет среди них ошибки на только что пройденное правило;

-предлагает детям высказать свои предположения, почему появились эти ошибки и подумать о путях и способах их устранения.

Для успешной работы над ошибками каждый ученик должен овладеть алгоритмом работы над данной орфограммой, пунктограммой, каллиграфической ошибкой. Алгоритм составляется и вводится в работу, по мере изучения графического образа буквы, соединения букв, орфограммы, пунктограммы, под руководством учителя при участии детей.

Он оформляется в виде:

опоры (см. приложение №1) для общего пользования, -памятки (см. приложение №2) для индивидуальной подробной работы с данной орфограммой на уроке, во время групповых и индивидуальных занятий;

Орфограмма кодируется (№ пп )для удобства расположения в памятках и работе с ними (см. приложение №3), заносится в таблицу «Проработка ошибок и неточностей» (у каждого личная)для домашнего применения (см. приложение №4).

Для постоянного пользования (напоминания) в классе есть таблица «Учись работать над ошибками» (см. приложение №5).

Можно организовать работу над ошибками в группе. Группы «соберутся» по принципу наличия одинаковой ( на одно правило) ошибки. Каждая группа соблюдает правила работы в группе ( см. приложение №6). Происходит взаимообучение, контроль. Группы составляют, подбирают другой группе задания на определённую орфограмму. Проводится соревнование «Чьё задание будет самое интересное». Трудные для запоминания слова можно нарисовать в оригинальном виде (построить ассоциативный куст) и повесить на стену для запоминания, а потом перед диктантом в торжественной обстановке снять (игра «Стена»)

Учитель готовит на каждую орфограмму серию карточек. Ученик по желанию может выбрать себе карточку для индивидуальной (в классе) и домашней работы.

Использование интерактивных приёмов обучения на уроках русского языка предполагает: -творческие задания; -создание ситуации успеха;

-использование приёма самооценки и взаимооценки; -строительство ассоциативного куста; -обучение в игре; -проблемные задания; -работу в малых группах, в парах;

Использование интерактивных приёмов создаёт комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные способности. Учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обдуманные решения.

Упражнения- пятиминутки по предупреждению ошибок

Предупреждение ошибок желательно проводить на каждом уроке, так как это помогает добиваться прочной грамотности. Упражнения могут быть разнообразными по форме ( устные и письменные ), по содержанию. Желательно письменные упражнения соединять с устными.

Устные упражнения помогают тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов. Письменные упражнения — вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети ещё не изучали, но на которые часто встречаются слова в устной и письменной речи. Можно использовать следующие упражнения.

1. « Картинный диктант»

Проговорить и записать( или выбрать из нескольких предложенных названий) название предмета, изображённого на рисунке. Следует подбирать рисунки с изображением таких предметов, название которых дети искажают при произношении и письме, или на определённую орфограмму, или на регулярно повторяющуюся ошибку.

2. Игра « Вопрос — ответ»

Учитель (ребёнок при работе в парах) задаёт вопросы. Дети (устно или письменно) отвечают на них. Вопросы носят познавательный характер. Ответы на них содержат слова, произношение и написание, которых следует отрабатывать.

3. Игра «Пишу не так как слышу»

Из данных слов выписать те, написание которых не соответствует

произношению.

Например: молоко, парта, мороз, книга, полёт, дуб и другие.

4 .Игра « Загадка — отгадка»

Один загадывает ( читает или придумывает ) загадку, другой пишет слово-отгадку , рядом пишет проверочное слово.

5. Игра « Заполни окошки»

Детям предлагается вставить пропущенные буквы. Если сомневаешься, «возьми помощь соседа (друга)».

6. Упражнения, которые можно условно назвать «За чистоту языка».
Списать слова трудные для произношения и правописания, поставить в них
ударение, составить с ними словосочетание, предложение.

Например: электростанция, пароход и другие.

7. Упражнения, развивающие моторную и зрительную память.
Письмо по памяти заученных слов, стихотворений, текстов с
использованием метода ярких ассоциаций.

Например: кАпуста — зАяц

I

8. Комментированное письмо

Ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

9. Диктант «Предупреди ошибку».

Учащийся объясняет (устно) трудное с точки зрения правописания слово до записи.

10. Диктант « Объясни, почему так».

Ученик сначала записывает, а потом объясняет, почему он принял такое решение.

11. «Диктант с обоснованием»

Ребёнок сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово.

12. Диктант « Проверяю себя».

В процессе записи текста дети подчёркивают или пропускают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя или друга при работе в парах. Причём количество пропусков или исправлений на оценку не влияет.

13. Упражнения в составлении предложений и связной речи: -составление предложений по вопросам; -распространение предложений с помощью вопросов; -соединение двух- трёх предложений в одно или с однородными членами;

-выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах; -построение предложения заданной конструкции; -составления предложения по данной синтаксической схеме; -редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки или недочёты;

-составление предложений по сюжетной или предметной картинке; -составление предложений на определённую тему или по узкой теме;

-развёрнутые ответы на вопросы; -мини — сочинения, изложения.

14. Использование алгоритмов при простом и осложнённом списывании. Подробно о списывании будет рассказано дальше.

15 Игра «Ловушка» Умышленное ошибочное письмо (какография), которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя (товарища, если игра проходит в группе), а это уже «педагогика сотрудничества».

Орфограмма № 1 БОЛЬШАЯ БУКВА

1. Вспомни:

hello_html_m17a2a67a.png

Ставится буква у строчки вначале, чтобы начало все замечали .

Имя, фамилия пишутся с нею. чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали и громко, и гордо

имя твоё, имя улицы , города. Буква большая — совсем не пустяк:

в букве большой уважения знак. ( Е. Измайлов )

  1. Выпиши правильно всё предложение ( слово ).

  2. Подчеркни заглавную букву.

  3. Запиши одно предложение ( 3 слова ) на данное правило.

Примеры можешь выбрать из любого текста^ из любимой

книги, из памятки:

города: Киев, Луганск, Симферополь, Донецк, Джанкой,

Москва, Львов, Ялта. Одесса, Харьков и

другие;

улицы: Садовая, Весенняя, Майская, Центральная,

Шоссейная и другие;

реки: Днепр. Дон. Днестр. Джур — Джур. Салгир и другие.

сёла: Малореченское, Генеральское, Солнечногорское,

Рыбачье, Партенит, Морское и другие;

имена: Таня, Валя ,Алексей, Илюшенька, Оленька, Ильяс,

Иван .Арзы, Максимка. Зейнеп, Александра и другие;

отчества: Ивановна, Петрович. Нузгентовна и другие;

фамилии: Ч ел пух, Иванова, Сидорова и другие;

клички животных: Дружок, Мурка. Барсик ,Рекс, Кеша,

Бурёнка и другие.

  1. Проверь свою работу.

  2. Скажи себе « Я всё запомнил. Я буду стараться писать
    грамотно и у меня обязательно получится.»

Орфограмма №2

проверяемый безударный гласный в корне слова

1 Вспомни:

hello_html_m1258f926.png

Безударный хитрый гласный: слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!

  1. Прочитай правильно слово.

  2. Найди в слове корень. Поставь ударение.

  3. Есть ли в слове безударный гласный ?

  4. Измени слово или подбери родственное.

  5. Сравни проверяемое и проверочное слово.

  6. Скажи какую букву писать в корне.

  7. Проговори отчётливо проверяемое слово.

  8. Напиши, проверь написанное.

10. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Примеры можешь
выбрать из любимой книги, из учебника, из памятки.

НАПРИМЕР: зима (зимы), дома (дом), трава (травы), болит боль). прибежать ( бег), угостить ( гость ), грибник ( гриб ),

  1. Если сомневаешься в себе, потренируйся подбирать прове­
    рочные слова. Обратись за помощью к другу. Помни « Ум
    хорошо, а два лучше.»

  2. Скажи себе: « Я всё запомнил. Я буду стараться и у меня
    всё получиться».

ОРФОГРАММА №3

НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА

1. Вспомни:

hello_html_m1438e543.png

Слова с непроверяемым безударным гласным в корне надо запомнить или посмотреть в словаре.

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму.

  4. Запиши два слова с непроверяемым безударным
    гласным. Можешь воспользоваться памяткой с изученными
    в 1 — 4 классах словами.

  5. Чтобы легче было запомнить пофантазируй и изобрази слово
    с нужной буквой в рисунке.

  6. Составь с одним из них интересное необычное предложение.

  7. Скажи себе : «Я молодец. Я запомнил эти слова».

ПАМЯТКА СЛОВАРНЫЕ

до свидания

украинский

учительница

заяц

рисовать

пошли

автобус

автомобиль

карман

картошка

директор

фонарь

спасибо

Москва

тетрадь

корова

спросить

пойдём

алфавит

крапива

магазин

портфель

арбуз

десять

СЛОВА ( 1 пожалуйста Киев

дневник

собака

помогу

бери

дневник

ещё

один

этот

одна

очень

4 классы) город ребята медведь молоко пошёл четыре пойдём тетрадь работа тебя себе тогда

Орфограмма № 5

Правописание гласных после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Вспомни

Лыжи, мыши и ужи,

hello_html_77f97fe1.png

шины, ёжики, пыжи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ с буквой И всегда пиши.

Чумазый, чучело чурбан, чудесный, чувство и чулан, кричу, ворчу, ищу, тащу я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

ЧА иЩА ,ЧА и ЩА : роща, чаща и свеча, пища, туча, саранча-с буквой А и ЧА, и ЩА.

ЗАПОМНИ исключения жюри, парашют

  1. Выпиши слово.

  2. Выдели орфограмму.

  3. Приведи примеры.

  4. Проверь написанное.

Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №4 Слова с двумя безударными гласными в корне

hello_html_726ffd12.png

Чтоб не обиделась корова, и не прокисло м о л о ко, мы оба этих дружных слова напишем в корне с буквой О.

1. Найди в слове сочетания — оло- ,-оро-, -ере-, -еле-. Какие гласные здесь безударные?

  1. .Подбери проверочное слово для первого безударного
    гласного звука.

  2. .Для второго (если возможно).

4. Сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами.

  1. .Напиши соответствующие гласным звукам буквы.

  2. Подбери два слова с этой орфограммой. Воспользуйся
    текстами из книг. Загляни в учебник.

Например: зеленеет — зелень, зелёный, голова — головы, головка, молоток — молот, молотит, колосок — колос, колосья.

7 .Проверь написанное.

8. Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №6

ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА 1. Вспомни:

hello_html_m7408be10.png

Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг: парный сразу проверяй, слово смело изменяй! «Зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»,-будешь грамотным и ты!

  1. Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).

  2. Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..

  3. Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёл
    гласный).

  4. Сопоставь проверочное и проверяемое слова.

  5. Напиши слово в соответствии с результатами проверки.

  6. Выдели орфограмму.

  7. Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, но
    выполнимо!

  8. Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».

Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,

гри… ю…ка у…кий

зу… голу…ка ела…кий

ду… пичу…ка площа…ь

бро…ь дворня…ка тра…ка

хле… но…ка прору…ь

клю… кры…ка ша…ка

хле… руба….ка шу…ка

огоро… тетра…ка бума…ка

сто… заря…ка пря…ка

дож…ь завя…ка ла…ка

прово… моло…ьба мор…

алма… уса…ьба ре…ьба

тара… ни…кий луко…ка

ё… сколь…кий сапо…

гла… вя…кий но…

моз.. варе…ки моро…

гря…ка сторо…ка дру…

ОРФОГРАММА №6 ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА

1. Вспомни:

Если слышишь парный звук, Ж^ШИ

будь внимательным, мой друг:

парный сразу проверяй,

слово смело изменяй!

«Зуб» на «зубы»,

«лёд» на «льды»,-

будешь грамотным и ты!

  1. Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).

  2. Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..

  3. Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёл
    гласный).

  4. Сопоставь проверочное и проверяемое слова.

  5. Напиши слово в соответствии с результатами проверки.

  6. Выдели орфограмму.

  7. Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, но
    выполнимо!

  8. Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».

Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,

гри… ю…ка у…кий

зу… голу…ка ела…кий

ду… пичу…ка площа…ь

бро…ь дворня…ка тра…ка

хле… но…ка прору…ь

клю… кры…ка ша…ка

хле… руба….ка шу…ка

огоро… тетра…ка бума…ка

сто… заря…ка пря…ка

дож…ь завя…ка ла…ка

прово… моло…ьба мор…

алма… уса…ьба ре…ьба

тара… ни…кий луко…ка

ё… сколь…кий сапо…

гла… вя…кий но…

моз.. варе…ки моро…

гря…ка сторо…ка дру…

ОРФОГРАММА №7

Непроверяемый согласный в корне слова

1. Вспомни:

hello_html_1983e2c8.png

Правописание непроверяемых согласных в корне нужно запомнить.

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму (пофантазируй, представь трудную
    букву в рисунке).

  4. Запиши два слова на это правило. Используй словарик.

  5. Запомни написание слов.

  6. Составь с одним из них предложение. Это поможет тебе
    запомнить данное слово.

  7. Советуем тебе поиграть с товарищем « в слова»:

  • один загадывает слово из словарика, другой ищет;

  • один описывает (устно ) предмет или задаёт наводящие вопросы,
    другой отгадывает слово (из словарика).

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 1-4 КЛАССЫ

МЕДВЕДЬ

ВОКЗАЛ

ФУТБОЛ

РЮКЗАК

ХОЗЯЙСТВО

ПОРТРЕТ

ПОЖАЛУЙСТА

ЗДРАВСТВУЙ

БУДТО

ДНЕВНИК

СЕЙЧАС

ЭКСКУРСИЯ

УЧЕБНИК ШЕСТЬ ПОЙДЁМ ВОЗЛЕ КАСТРЮЛЯ ПОДРУГА

hello_html_59193e52.png

ОРФОГРАММА №8

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1 .Вспомни:

Порой в словах встречаются ужасные согласные. Они не произносятся, и что писать… — не ясно вам… Чтобы знать, как написать, надо слово изменять, и за звуком непонятным надо гласную искать.

  1. Найди в слове «опасное» сочетание согласных (лнц, стн- сн, рдц, вств-ств,
    здн-зн ).

  2. Подбери однокоренные слова, в которых после непроизносимых
    согласных стоит гласный или этот звук стоит в конце.

4 .Сравни проверяемое и проверочное слова.

  1. Сделай вывод.

  2. Напиши правильно. Проверь написанное.

7 .Пользуясь учебником, любым текстом , ПАМЯТКОЙ подбери и запиши два слова на эту орфограмму.

8. ЗАПОМНИ!

интересно чудесно напрасно прекрасно ужасно вкусно

С БУКВОЙ Т ПИСАТЬ ОПАСНО!

9. Если хочешь закрепить полученные знания, проведи

«Орфографическую разминку» или посоревнуйся с товарищем :
сер…це
окрестный чес…но

сол…це мес…ный радос…но

ус.-.ный кос…лявый жалос…но

звёз…ный лес…ница влас…но

совес…ливый ровес…ник извес…но

чу…ство сверс…ник праз…ный

счастливый прелес…ный поз…но

несчас…ный грус…ный почувствовала

лес…ный ярос…ный предчувствие

ОРФОГРАММА №9

Правописание слов с двойными согласными

1 Вспомни:

hello_html_m14d1d945.png

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму.

  4. Запиши ещё три слова на это правило.

  5. Воспользуйся памяткой, книгой, помощью друга.

  6. Поиграй в игру с другом «Кто дольше запомнит слов с
    удвоенной согласной».

лл

аллея

алло

балл

кораллы

иллюстрация

суффикс эффект

Ш баррикада

перрон терраса

ЗАПОМНИ:
б б кк

суббота аккорд

хобби аккуратный

хоккей

пп

телеграмма

аппликация

гиппопотам

грипп

группа

аппетит

тт

аттестат аттракцион

мм

грамм грамматика килограмм комментарий телеграмма программа сумма

сс

Россия ссора искусство бассейн рассказ кросс пассажир кассета кроссовки дрессировщик шоссе

ОРФОГРАММА №10

МЯГКИЙ ЗНАК — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ 1 Вспомни:

Мягкий знак — хитрый знак, Без него нельзя никак!

не назвать его никак! Без него не написать

Он не произносится, тридцать, девять, десять,

но в слово часто просится. пять.

Вместо шесть получим шест,

hello_html_f882603.png

I Вместо есть получим ест,

банька в банку превратится… Вот что может получиться, если будем забывать мягкий знак в словах писать!

  1. Произнеси слово.

  2. Есть ли в слове мягкий согласный?

  3. Где ты его слышишь? (в конце, в середине слова)?

  4. Запомни правило:

Ь знак указывает на мягкость предыдущего согласного. Запиши слово правильно.

6. Выдели орфограмм, подбери ещё 2 слова на это правило. Запиши их и проверь написанное.

  1. Прими добрый совет, Поиграй с другом «Кто
    последний назовет слово с мягким знаком после
    согласного». Это поможет тебе запомнить много слов
    на данное правило.

  2. Скажи себе: «Я всё запомнил. Я — молодей. Я не буду

больше допускать ошибки с этой орфограммой.

ОРФОГРАММА №10 МЯГКИЙ ЗНАК — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

1 Вспомни:

Мягкий знак — хитрый знак, не назвать его никак! Он не произносится, но в слово часто просится. Вместо шесть получим шест,

Без него нельзя никак! Без него не написать тридцать, девять, десять, пять.

8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку на данную орфограмму.

ОРФОГРАММА № 11 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК 1. Вспомни:

hello_html_130e2955.png

Перед е, ё, и, ю, я я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жильё-перед я, ю, и, е, ё.

2 .Определи, слышится ли в слове после согласного звук [и]?

  1. Какие буквы следующие (е, ё, и, ю, я) ?

  2. Если да, после согласного пиши ь и одну из указанных букв.
    Проверь написанное.

  1. Подбери и запиши ещё 2 слова на это правило. Слова поищи в
    любимой книге, в «Памятке».

  2. Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов с
    данной орфограммой».

8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку на
данную орфограмму.

ОРФОГРАММА №12 Правописание согласных ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

1. Вспомни правило написания согласных чк, чн, нч, нщ, рщ:

j.

Точный, срочный, личный, вечный,

скучный, шуточный, сердечный,

и мучной, и речной, и обычный, и ночной

никогда в таких словах

не пишите мягкий знак!

  1. Запиши слово правильно.

  2. Выдели орфограмму.

  3. Запиши ещё несколько слов на это правило. Воспользуйся
    любимой книгой, «Памяткой».

  4. Поиграй с другом в игру «Кто подберёт больше слов с данной
    орфограммой».

  5. Можешь проявить фантазию и зарисовать «трудное слово» в
    оригинальном виде.

hello_html_11bbe327.png

hello_html_19c7cce3.png

hello_html_m2571459f.png

hello_html_7281fb6e.png

hello_html_m6b42c1c8.png

ОРФОГРАММА №14

ПРОПУСК БУКВ, ПЕРЕСТАНОВКА,

НЕДОПИСКИ, ИСКАЖЕНИЯ, ЗАМЕНЫ

  1. .Внимательно прочитай слово.

  2. Произнеси каждый звук.

  1. Запиши слово правильно.

  2. Подчеркни пропущенную букву.

  3. Раздели слово на слоги, это поможет тебе проверить
    слово.

  4. Если допустил искажения буквы, поработай над
    каллиграфией.

Старайся и у тебя всё получится!

ОРФОГРАММА №15 ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1. Вспомни:

Предлоги пишутся отдельно от слов.

hello_html_3b3a044d.png

2 .Определи, употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?

3. Можно ли вставить вопрос или другое слово между маленьким словом и другим?

4. Напиши предложение, в котором есть слово с предлогом,
правильно.

5. Проверь написание (путём вставки дополнительного слова).
НАПРИМЕР:

Поднёс поднос под (самый) нос. Влез в (тёмный) лес.

6. Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов с
предлогами?»

ОРФОГРАММА№16 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ Ъ ЗНАК 1 Вспомни:

hello_html_5258a071.png

Молчаливый твёрдый знак

не произносится никак! Но нужен многим он словам, его учить придётся вам. Хотите не хотите стоит он в алфавите.

ЗА ПОМНИ!

После приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем, начинающимся с е, ё, ю, я, пиши ъ там. где после согласного в приставке слышится звук и

2 Определи, есть ли в слове приставка.

  1. Оканчивается ли она на согласный?

  2. Есть ли после приставки е, ё, ю, я?

  3. Если да пиши ъ .

  4. Запиши слово правильно.

  5. Проверь написанное.

  6. Запиши ещё 2 слова на это правило. Поищи слова в своей
    любимой книге.

  7. Поиграй с одноклассником в игру «Кто больше придумает слов с
    ъ знаком ?»

Орфограмма №17 Мягкий знак на конце существительных

1. Вспомни:

hello_html_m43613727.png

Чтобы знать как писать , надо род определять. Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем :рожь, мышь, печь ,сушь и молодёжь! Если род мужской у слова,-нету знака никакого! И тогда пиши: калач, врач, малыш, гараж и грач!

2. Проверь

— слово имя существительное?

-оканчивается ли оно на шипящий (ж, ш, щ, ч)?

  1. Определи род. Если род женский, пиши ь.

  2. Запиши слово правильно, выдели орфограмму.

  3. Подбери и запиши 2 слова на это правило.

Например: рожь, мышь, мощь, печь, молодёжь, мышь, ночь, дичь.

6. Захочешь потренироваться , возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №18

Безударные гласные в падежных окончаниях имён

существительных 1. Вспомни:

hello_html_m2b21d8b6.png

2 Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье,

чтоб развеять все сомненья! (Используй слова страна, коза

с ударным окончанием)

  1. Определи, является ли проверяемое слово существительным.

  2. Выдели окончание, безударное ли оно?

  3. Определи склонение существительных.

1 2 3

Р.п. и П.п. П.п. Р. п. и П. п.

-и -, -ы- -е- -и-

  1. Составь предложение или словосочетание с проверяемым
    именем существительным в нужном падеже.

  2. Поиграй с другом в игру «Чьё предложение будет самое
    необычное или самое весёлое».

  3. Если захочешь закрепить свои знания, возьми у учителя
    карточку.

ОРФОГРАММА №19

Правописание союзов 1. Вспомни, Союзы пишутся отдельно от слов.

1Запиши правильно предложение.

  1. Проверь написанное.

  2. Не забудь, что перед союзами а но ставится
    запятая.

4.Поиграй с другом «Кто найдёт в тексте союзы». Используй для игры любимую книгу.

ПУНКТОГРАММА №2 ОБРАЩЕНИЕ

1. Вспомни:

Всем нам при общении Поможет обращение. К звёздам, людям или птицам Можем смело обратиться. При письме не забывай-Запятыми выделяй.

2. Прочитай внимательно предложение и определи к кому
(к чему ) обращаются.

  1. Запиши предложение правильно, выдели обращение
    запятыми.

  2. Придумай или найди в книге новое предложение с
    обращением.

  3. Поиграй с другом в игру «Кто придумает самое оригинальное
    предложение с обращением».

Памятка по выполнению работы над ошибками по русскому языку

Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки!

Если ошибки сделаны на изученные орфограммы, то выполнить работу над ошибками по образцу.

Если в слове допущена ошибка на написание буквы, обозначающей гласный или согласный звук (кроме пропуска, перестановки, замены букв, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ и заглавной буквы), то слово нужно мысленно разобрать по составу и узнать, в какой части слова допущена ошибка.

Если орфограмма не изучена, то слово написать 3-5 раз (до конца строки), обозначить ударение, подчеркнуть место ошибки.

1. Ошибки в построении предложения.

Напиши предложение правильно.

2. Точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Напиши предложение правильно, подчеркни знак в конце предложе-ния.

Добрый пример лучше ста слов. 

3. Заглавная буква в начале предложения.

Напиши предложение правильно, подчеркни первую букву. Самая маленькая птичка – колибри.

4. Пропуск, перестановка, замена букв.

Напиши слово правильно 3-5 раз (до конца строки), раздели на слоги, обозначь ударение, подчеркни место ошибки.

стро»йка стро»йка стро»йка

5. Перенос слов.

Напиши все варианты переноса слова.

Ру-чейки, ручей-ки. Оси-на.

6. Деление на слоги, ударение.

Напиши слово, раздели на слоги, обозначь ударение.

Воробе»й, учи»тель, това»рищ.

7. Заглавная буква в именах людей, кличках животных,

в названиях стран, городов, деревень, улиц, озёр, рек, морей, океанов.

Напиши слово правильно, подчеркни заглавную букву. Придумай

и запиши ещё 2 слова на это правило.

Саша, Мурзик, Санкт-Петербург, Россия.

8. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай

и запиши ещё 2 слова на это правило.

Жил, жизнь, чижи. Кочка, ночка, почка.

9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных звуков на письме.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Мальчик, большой, рысь.

10. Разделительный мягкий знак.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Вьюга, деревья, обезьяна.

11. Разделительный твёрдый знак.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму.

Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Объём, объяснил, подъезд.

12. Правописание непроверяемой буквы (словарное слово). Напиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни место ошиб-ки. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова.

Пена»л, пена»льчик, пена»льный.

13. Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Напиши слово правильно, поставь ударение, выдели корень, подчеркни орфограмму, напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокоренных (родственных) слова на это правило.

Моря» (мо»ре), морско»й, моря»к.

14. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,

напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 однокорен-

ных (родственных) слова на это правило.

Город(города), городской, городки.

15. Непроизносимая согласная в корне слова.

Напиши слово правильно, выдели корень, подчеркни орфограмму,

напиши проверочное слово. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Свистнул (свисток), честный (честь), прекрасный (прекрасен).

16. Двойные согласные.

Напиши слово правильно, укажи, в какой части (частях) слова пишутся двойные согласные, раздели слово для переноса.

Бассейн, бас-сейн.

Рассказ, рас-сказ.

Весенний, ве-сен-ний.

Раскрашенный, рас-кра-шен-ный.

17. Правописание предлога со словом.

Выпиши предлог и слово, к которому относится этот предлог. Докажи раздельное написание предлога со словом: между предлогом и словом поставь ещё слово.

К (какому?) берегу — к крутому берегу.

У меня – у (кого?) меня.

18. НЕ с глаголами.

Напиши глагол с НЕ раздельно. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

Не был, не выучил, не знал.

19. Правописание приставок.

Напиши слово правильно, выдели в нём приставку. Придумай и запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Полетели, побежали, поплясали.

20. Правописание слов с шипящим звуком на конце.

Напиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

м. р. м. р. м. р.

Шалаш, сторож, камыш.

ж. р. ж. р. ж. р.

Дочь, ночь, речь.

мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п. мн. ч., Р. п.

С крыш, много задач, из-за туч.

кр. прил. кр. прил. кр. прил.

Кипуч, могуч, скрипуч.

н. ф. гл. н. ф. гл. н. ф. гл.

Беречь, увлечь, стеречь.

2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч. 2 л., ед. ч.

Пишешь, играешь, читаешь.

21. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед ся .

Задай к глаголу вопрос, напиши слово правильно, подчеркни орфо- грамму. Придумай и запиши ещё 2 слова на это правило.

(Что делать?) смеяться, умываться, кататься.

(Что делает?) смеётся, улыбается, катается.

22. Правописание суффиксов.

Напиши слово правильно, выдели в нём суффикс, запиши ещё 2 слова с этим суффиксом.

Липовый, дубовый, кленовый.

Если слово можно просклонять, запиши в скобках существительное в форме родительного падежа.

Замочек (нет замочка). Ключик (нет ключика).

В глаголах прошедшего времени перед – л пишется тот же суффикс, что и перед – ть в неопределённой форме.

Напиши глагол, образуй неопределённую форму, выдели суффиксы.

Клеил – клеить, сеял – сеять, слышал – слышать.

Наречия с приставками до-, из-, с- имеют суффикс –а или –о. Наречия с приставками в-, на-, за- имеют суффикс –о.

Напиши слово, укажи приставку и суффикс.

Сначала, изредка, дочерна. Вправо, налево, засветло.

23. Правописание безударных окончаний имён существительных.

Устно поставь существительное в начальную форму. Определи склонение, падеж, подумай, какое будет окончание.

Напиши существительное со словом, от которого оно зависит, выдели окончание.

1 скл., П. п.

Сидели на скамейке .

24. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Устно определи род, число, падеж прилагательного по существитель-

ному, подумай, какое будет окончание.

Выпиши прилагательное вместе с тем существительным, к которому оно относится, поставь к прилагательному вопрос от существитель-

ного, выдели окончание.

м.р., ед.ч., Д. п.

К лесу (какому?) дальнему .

25. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Устно определи время глагола.

Если глагол стоит в настоящем или будущем времени, поставь глагол в неопределённую форму. Определи гласную перед ть, подумай, какое спряжение у глагола и какую гласную следует писать в окончании.

Напиши глагол, выдели окончание.

спр. I I спр.

Читает – читатьсмотрит – смотреть (искл.),

I I спр.

ставит – ставить.

Если глагол стоит в прошедшем времени, поставь местоимение (он, она, оно) к глаголу, подумай, какое будет окончание.

Напиши глагол, выдели окончание.

солнышко скрылось (оно скрылось)

26. Сложные слова.

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную.

Корнеплод, паровоз.

27. Падежи имён существительных.

Вспомни название падежей и падежные вопросы!

Найди слово, к которому относится имя существительное, поставь

от него вопрос, выпиши словосочетание. По вопросу и предлогу определи падеж.

Над озером кружились чайки.

Т. п.

кружились (над чем?) над озером

28. Однородные члены предложения.

Напиши предложение. Правильно поставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложения и слово, от которого они зависят.

сущ. сущ. сущ. гл.

Грачискворцы и жаворонки улетели в тёплые края.

29. Сложное предложение.

Напиши предложение. Правильно расставь знаки препинания.

Подчеркни грамматические основы. Укажи части речи. сущ. гл. сущ. гл.

Каштанка обиженно заскулила, а гусь вытянул шею и

гл.

заговорил.

30. Разбор по членам предложения с указанием частей речи.

Напиши предложение. Подчеркни главные члены. Укажи части речи.

Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи части речи.

пр. сущ. глприл. сущ.

В лесу цветут душистые ландыши.

сущ.- существительное нареч. — наречие

прил.- прилагательное пр. — предлог

гл.- глагол с.- союз

Я сделала ошибку в слове «Рюкзак»как проверить?

Напигите проверочное слова плиз.

Вы перешли к вопросу Я сделала ошибку в слове «Рюкзак»как проверить?. Он относится к категории Русский язык,
для 1 — 4 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

понедельник, 21 марта 2011

Конечно, никак не обойтись без упоминания главного нерворизатора в дороге… собственного рюкзака. Этот верный помощник, которого при должной загрузке и размещении на плечах ты должен почти не замечать, становится просто ЖУТКОЙ ОБУЗОЙ, если ты по каким-то причинам не сможешь его нести. Его нельзя катить, как чемодан на колесиках, его нельзя тащить за ручку, как сумку (большой, 65 л). Его вообще сложно перемещать одному, да и вдвоем-то напряжно. Поэтому после того, как в результате аварии я более не смог носить рюкзак на спине, все дальнейшие перемещения превратились в муку. Как для меня, так и для товарищей, ибо я для всех сделался обузой. Даже не предполагал, что рюкзак может таить в себе такое коварство… однако же. Вообще, прикинул, что с данным конкретным бэгом у меня было всего несколько поездок, и ни одна не принесла мне настоящей радости. Так что его конкретная судьба уже решена, и с ним я уже никуда не поеду. Есть другие, поменьше и с большим и более удачным пробегом :) .

Ответ:

Есть г д з)

Объяснение:

Ищи)

1. Отвлеченное, ср. р., 2 скл., Т. п., употребляется только в форме ед.ч. — морфологические признаки имени существительного в предложении: <span>C)
Сквозь зеленую чащу с детским ЛЮБОПЫТСТВОМ смотрели в небо бирюзовые глазенки незабудок.
2. </span>Два существительных 1 склонения в предложении: D)
<span>Бабочки (1скл.) — одни из самых красивых живых существ на Земле (1-е скл.).</span>

Шли ………………….

 эммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммммм
мммммммммммммм не помню

Григ это невысокий седоволосый он добрый чуткий добрый человек для него весь мир был величественная прекрасная симфония

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ВО ВРЕМЯ ГРУППОВЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ И ДОМА

Руководствуясь критериями оценивания, учитель, проверяя тетрадь ученика, подчёркивает ошибку (неправильно написанную букву, соединение) или отмечает на полях, что в данном слове или на данной строчке есть ошибка. Ученик обязан исправить допущенную ошибку, но это лишь первый этап. Вслед за ним должна последовать систематическая, кропотливая работа учителя и учащегося над устранением каждой ошибки.

Успех при этом зависит от того, насколько работа учителя и учащегося является систематической и продуманной, какие интерактивные методы, приёмы использует учитель в приобщении детей к работе над ошибками , насколько активно участвуют в этой работе учащиеся.

Обязательным условием предупреждения повторения ошибок является осознание их учащимися, анализ, проводимый в классе под руководством учителя, совместная работа в группе ( взаимообучение), работа учащихся над этими ошибками дома.

Анализу ошибок и работу над ними можно отводить отдельный урок (после контрольной работы), небольшую часть урока, индивидуальные и групповые занятия. Учитель, делая анализ ошибок, отмечает;

-общее количество ошибок, стало ли их меньше в сравнении с последней работой;

фамилии детей у кого ошибок стало меньше или вообще нет (создание ситуации успеха);

типичные и наиболее распространённые ошибки и особенно выделяет среди них ошибки на только что пройденное правило;

-предлагает детям высказать свои предположения, почему появились эти ошибки и подумать о путях и способах их устранения.

Для успешной работы над ошибками каждый ученик должен овладеть алгоритмом работы над данной орфограммой, пунктограммой, каллиграфической ошибкой. Алгоритм составляется и вводится в работу, по мере изучения графического образа буквы, соединения букв, орфограммы, пунктограммы, под руководством учителя при участии детей.

Он оформляется в виде:

опоры (см. приложение №1) для общего пользования, -памятки (см. приложение №2) для индивидуальной подробной работы с данной орфограммой на уроке, во время групповых и индивидуальных занятий;

Орфограмма кодируется (№ пп )для удобства расположения в памятках и работе с ними (см. приложение №3), заносится в таблицу «Проработка ошибок и неточностей» (у каждого личная)для домашнего применения (см. приложение №4).

Для постоянного пользования (напоминания) в классе есть таблица «Учись работать над ошибками» (см. приложение №5).

Можно организовать работу над ошибками в группе. Группы «соберутся» по принципу наличия одинаковой ( на одно правило) ошибки. Каждая группа соблюдает правила работы в группе ( см. приложение №6). Происходит взаимообучение, контроль. Группы составляют, подбирают другой группе задания на определённую орфограмму. Проводится соревнование «Чьё задание будет самое интересное». Трудные для запоминания слова можно нарисовать в оригинальном виде (построить ассоциативный куст) и повесить на стену для запоминания, а потом перед диктантом в торжественной обстановке снять (игра «Стена»)

Учитель готовит на каждую орфограмму серию карточек. Ученик по желанию может выбрать себе карточку для индивидуальной (в классе) и домашней работы.

Использование интерактивных приёмов обучения на уроках русского языка предполагает: -творческие задания; -создание ситуации успеха;

-использование приёма самооценки и взаимооценки; -строительство ассоциативного куста; -обучение в игре; -проблемные задания; -работу в малых группах, в парах;

Использование интерактивных приёмов создаёт комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальные способности. Учащиеся учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обдуманные решения.

Упражнения- пятиминутки по предупреждению ошибок

Предупреждение ошибок желательно проводить на каждом уроке, так как это помогает добиваться прочной грамотности. Упражнения могут быть разнообразными по форме ( устные и письменные ), по содержанию. Желательно письменные упражнения соединять с устными.

Устные упражнения помогают тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов. Письменные упражнения — вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети ещё не изучали, но на которые часто встречаются слова в устной и письменной речи. Можно использовать следующие упражнения.

1. « Картинный диктант»

Проговорить и записать( или выбрать из нескольких предложенных названий) название предмета, изображённого на рисунке. Следует подбирать рисунки с изображением таких предметов, название которых дети искажают при произношении и письме, или на определённую орфограмму, или на регулярно повторяющуюся ошибку.

2. Игра « Вопрос — ответ»

Учитель (ребёнок при работе в парах) задаёт вопросы. Дети (устно или письменно) отвечают на них. Вопросы носят познавательный характер. Ответы на них содержат слова, произношение и написание, которых следует отрабатывать.

3. Игра «Пишу не так как слышу»

Из данных слов выписать те, написание которых не соответствует

произношению.

Например: молоко, парта, мороз, книга, полёт, дуб и другие.

4 .Игра « Загадка — отгадка»

Один загадывает ( читает или придумывает ) загадку, другой пишет слово-отгадку , рядом пишет проверочное слово.

5. Игра « Заполни окошки»

Детям предлагается вставить пропущенные буквы. Если сомневаешься, «возьми помощь соседа (друга)».

6. Упражнения, которые можно условно назвать «За чистоту языка».
Списать слова трудные для произношения и правописания, поставить в них
ударение, составить с ними словосочетание, предложение.

Например: электростанция, пароход и другие.

7. Упражнения, развивающие моторную и зрительную память.
Письмо по памяти заученных слов, стихотворений, текстов с
использованием метода ярких ассоциаций.

Например: кАпуста — зАяц

I

8. Комментированное письмо

Ученики дают необходимые пояснения непосредственно в процессе письма.

9. Диктант «Предупреди ошибку».

Учащийся объясняет (устно) трудное с точки зрения правописания слово до записи.

10. Диктант « Объясни, почему так».

Ученик сначала записывает, а потом объясняет, почему он принял такое решение.

11. «Диктант с обоснованием»

Ребёнок сначала даёт письменное объяснение написания диктуемого слова, а затем записывает само слово.

12. Диктант « Проверяю себя».

В процессе записи текста дети подчёркивают или пропускают все те орфограммы, в написании которых они сомневаются, чтобы потом спросить у учителя или друга при работе в парах. Причём количество пропусков или исправлений на оценку не влияет.

13. Упражнения в составлении предложений и связной речи: -составление предложений по вопросам; -распространение предложений с помощью вопросов; -соединение двух- трёх предложений в одно или с однородными членами;

-выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах; -построение предложения заданной конструкции; -составления предложения по данной синтаксической схеме; -редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки или недочёты;

-составление предложений по сюжетной или предметной картинке; -составление предложений на определённую тему или по узкой теме;

-развёрнутые ответы на вопросы; -мини — сочинения, изложения.

14. Использование алгоритмов при простом и осложнённом списывании. Подробно о списывании будет рассказано дальше.

15 Игра «Ловушка» Умышленное ошибочное письмо (какография), которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Ученик находит и исправляет «ошибки» учителя (товарища, если игра проходит в группе), а это уже «педагогика сотрудничества».

Орфограмма № 1 БОЛЬШАЯ БУКВА

1. Вспомни:

hello_html_m17a2a67a.png

Ставится буква у строчки вначале, чтобы начало все замечали .

Имя, фамилия пишутся с нею. чтобы заметней им быть и виднее. Чтобы звучали и громко, и гордо

имя твоё, имя улицы , города. Буква большая — совсем не пустяк:

в букве большой уважения знак. ( Е. Измайлов )

  1. Выпиши правильно всё предложение ( слово ).

  2. Подчеркни заглавную букву.

  3. Запиши одно предложение ( 3 слова ) на данное правило.

Примеры можешь выбрать из любого текста^ из любимой

книги, из памятки:

города: Киев, Луганск, Симферополь, Донецк, Джанкой,

Москва, Львов, Ялта. Одесса, Харьков и

другие;

улицы: Садовая, Весенняя, Майская, Центральная,

Шоссейная и другие;

реки: Днепр. Дон. Днестр. Джур — Джур. Салгир и другие.

сёла: Малореченское, Генеральское, Солнечногорское,

Рыбачье, Партенит, Морское и другие;

имена: Таня, Валя ,Алексей, Илюшенька, Оленька, Ильяс,

Иван .Арзы, Максимка. Зейнеп, Александра и другие;

отчества: Ивановна, Петрович. Нузгентовна и другие;

фамилии: Ч ел пух, Иванова, Сидорова и другие;

клички животных: Дружок, Мурка. Барсик ,Рекс, Кеша,

Бурёнка и другие.

  1. Проверь свою работу.

  2. Скажи себе « Я всё запомнил. Я буду стараться писать
    грамотно и у меня обязательно получится.»

Орфограмма №2

проверяемый безударный гласный в корне слова

1 Вспомни:

hello_html_m1258f926.png

Безударный хитрый гласный: слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, чтоб развеять все сомненья!

  1. Прочитай правильно слово.

  2. Найди в слове корень. Поставь ударение.

  3. Есть ли в слове безударный гласный ?

  4. Измени слово или подбери родственное.

  5. Сравни проверяемое и проверочное слово.

  6. Скажи какую букву писать в корне.

  7. Проговори отчётливо проверяемое слово.

  8. Напиши, проверь написанное.

10. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Примеры можешь
выбрать из любимой книги, из учебника, из памятки.

НАПРИМЕР: зима (зимы), дома (дом), трава (травы), болит боль). прибежать ( бег), угостить ( гость ), грибник ( гриб ),

  1. Если сомневаешься в себе, потренируйся подбирать прове­
    рочные слова. Обратись за помощью к другу. Помни « Ум
    хорошо, а два лучше.»

  2. Скажи себе: « Я всё запомнил. Я буду стараться и у меня
    всё получиться».

ОРФОГРАММА №3

НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА

1. Вспомни:

hello_html_m1438e543.png

Слова с непроверяемым безударным гласным в корне надо запомнить или посмотреть в словаре.

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму.

  4. Запиши два слова с непроверяемым безударным
    гласным. Можешь воспользоваться памяткой с изученными
    в 1 — 4 классах словами.

  5. Чтобы легче было запомнить пофантазируй и изобрази слово
    с нужной буквой в рисунке.

  6. Составь с одним из них интересное необычное предложение.

  7. Скажи себе : «Я молодец. Я запомнил эти слова».

ПАМЯТКА СЛОВАРНЫЕ

до свидания

украинский

учительница

заяц

рисовать

пошли

автобус

автомобиль

карман

картошка

директор

фонарь

спасибо

Москва

тетрадь

корова

спросить

пойдём

алфавит

крапива

магазин

портфель

арбуз

десять

СЛОВА ( 1 пожалуйста Киев

дневник

собака

помогу

бери

дневник

ещё

один

этот

одна

очень

4 классы) город ребята медведь молоко пошёл четыре пойдём тетрадь работа тебя себе тогда

Орфограмма № 5

Правописание гласных после шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Вспомни

Лыжи, мыши и ужи,

hello_html_77f97fe1.png

шины, ёжики, пыжи, ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ с буквой И всегда пиши.

Чумазый, чучело чурбан, чудесный, чувство и чулан, кричу, ворчу, ищу, тащу я с У пишу и ЧУ и ЩУ.

ЧА иЩА ,ЧА и ЩА : роща, чаща и свеча, пища, туча, саранча-с буквой А и ЧА, и ЩА.

ЗАПОМНИ исключения жюри, парашют

  1. Выпиши слово.

  2. Выдели орфограмму.

  3. Приведи примеры.

  4. Проверь написанное.

Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №4 Слова с двумя безударными гласными в корне

hello_html_726ffd12.png

Чтоб не обиделась корова, и не прокисло м о л о ко, мы оба этих дружных слова напишем в корне с буквой О.

1. Найди в слове сочетания — оло- ,-оро-, -ере-, -еле-. Какие гласные здесь безударные?

  1. .Подбери проверочное слово для первого безударного
    гласного звука.

  2. .Для второго (если возможно).

4. Сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами.

  1. .Напиши соответствующие гласным звукам буквы.

  2. Подбери два слова с этой орфограммой. Воспользуйся
    текстами из книг. Загляни в учебник.

Например: зеленеет — зелень, зелёный, голова — головы, головка, молоток — молот, молотит, колосок — колос, колосья.

7 .Проверь написанное.

8. Если неуверен в себе, можешь потренироваться. Возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №6

ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА 1. Вспомни:

hello_html_m7408be10.png

Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг: парный сразу проверяй, слово смело изменяй! «Зуб» на «зубы», «лёд» на «льды»,-будешь грамотным и ты!

  1. Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).

  2. Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..

  3. Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёл
    гласный).

  4. Сопоставь проверочное и проверяемое слова.

  5. Напиши слово в соответствии с результатами проверки.

  6. Выдели орфограмму.

  7. Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, но
    выполнимо!

  8. Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».

Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,

гри… ю…ка у…кий

зу… голу…ка ела…кий

ду… пичу…ка площа…ь

бро…ь дворня…ка тра…ка

хле… но…ка прору…ь

клю… кры…ка ша…ка

хле… руба….ка шу…ка

огоро… тетра…ка бума…ка

сто… заря…ка пря…ка

дож…ь завя…ка ла…ка

прово… моло…ьба мор…

алма… уса…ьба ре…ьба

тара… ни…кий луко…ка

ё… сколь…кий сапо…

гла… вя…кий но…

моз.. варе…ки моро…

гря…ка сторо…ка дру…

ОРФОГРАММА №6 ПРОВЕРЯЕМЫЙ СОГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА

1. Вспомни:

Если слышишь парный звук, Ж^ШИ

будь внимательным, мой друг:

парный сразу проверяй,

слово смело изменяй!

«Зуб» на «зубы»,

«лёд» на «льды»,-

будешь грамотным и ты!

  1. Найди в слове корень (согласный нередко расположен в конце корня).

  2. Подбери родственное слово или форму проверяемого слова..

  3. Из них подбери проверочное (чтобы после неясного согласного шёл
    гласный).

  4. Сопоставь проверочное и проверяемое слова.

  5. Напиши слово в соответствии с результатами проверки.

  6. Выдели орфограмму.

  7. Подбери ещё 2 слова на данную орфограмму. Это трудно, но
    выполнимо!

  8. Скажи себе: «Я молодец, я справился с этой работой».

Можешь потренироваться , вставить буквы в словах,

гри… ю…ка у…кий

зу… голу…ка ела…кий

ду… пичу…ка площа…ь

бро…ь дворня…ка тра…ка

хле… но…ка прору…ь

клю… кры…ка ша…ка

хле… руба….ка шу…ка

огоро… тетра…ка бума…ка

сто… заря…ка пря…ка

дож…ь завя…ка ла…ка

прово… моло…ьба мор…

алма… уса…ьба ре…ьба

тара… ни…кий луко…ка

ё… сколь…кий сапо…

гла… вя…кий но…

моз.. варе…ки моро…

гря…ка сторо…ка дру…

ОРФОГРАММА №7

Непроверяемый согласный в корне слова

1. Вспомни:

hello_html_1983e2c8.png

Правописание непроверяемых согласных в корне нужно запомнить.

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму (пофантазируй, представь трудную
    букву в рисунке).

  4. Запиши два слова на это правило. Используй словарик.

  5. Запомни написание слов.

  6. Составь с одним из них предложение. Это поможет тебе
    запомнить данное слово.

  7. Советуем тебе поиграть с товарищем « в слова»:

  • один загадывает слово из словарика, другой ищет;

  • один описывает (устно ) предмет или задаёт наводящие вопросы,
    другой отгадывает слово (из словарика).

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА 1-4 КЛАССЫ

МЕДВЕДЬ

ВОКЗАЛ

ФУТБОЛ

РЮКЗАК

ХОЗЯЙСТВО

ПОРТРЕТ

ПОЖАЛУЙСТА

ЗДРАВСТВУЙ

БУДТО

ДНЕВНИК

СЕЙЧАС

ЭКСКУРСИЯ

УЧЕБНИК ШЕСТЬ ПОЙДЁМ ВОЗЛЕ КАСТРЮЛЯ ПОДРУГА

hello_html_59193e52.png

ОРФОГРАММА №8

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1 .Вспомни:

Порой в словах встречаются ужасные согласные. Они не произносятся, и что писать… — не ясно вам… Чтобы знать, как написать, надо слово изменять, и за звуком непонятным надо гласную искать.

  1. Найди в слове «опасное» сочетание согласных (лнц, стн- сн, рдц, вств-ств,
    здн-зн ).

  2. Подбери однокоренные слова, в которых после непроизносимых
    согласных стоит гласный или этот звук стоит в конце.

4 .Сравни проверяемое и проверочное слова.

  1. Сделай вывод.

  2. Напиши правильно. Проверь написанное.

7 .Пользуясь учебником, любым текстом , ПАМЯТКОЙ подбери и запиши два слова на эту орфограмму.

8. ЗАПОМНИ!

интересно чудесно напрасно прекрасно ужасно вкусно

С БУКВОЙ Т ПИСАТЬ ОПАСНО!

9. Если хочешь закрепить полученные знания, проведи

«Орфографическую разминку» или посоревнуйся с товарищем :
сер…це
окрестный чес…но

сол…це мес…ный радос…но

ус.-.ный кос…лявый жалос…но

звёз…ный лес…ница влас…но

совес…ливый ровес…ник извес…но

чу…ство сверс…ник праз…ный

счастливый прелес…ный поз…но

несчас…ный грус…ный почувствовала

лес…ный ярос…ный предчувствие

ОРФОГРАММА №9

Правописание слов с двойными согласными

1 Вспомни:

hello_html_m14d1d945.png

  1. Найди слово в словаре.

  2. Выпиши его правильно.

  3. Выдели орфограмму.

  4. Запиши ещё три слова на это правило.

  5. Воспользуйся памяткой, книгой, помощью друга.

  6. Поиграй в игру с другом «Кто дольше запомнит слов с
    удвоенной согласной».

лл

аллея

алло

балл

кораллы

иллюстрация

суффикс эффект

Ш баррикада

перрон терраса

ЗАПОМНИ:
б б кк

суббота аккорд

хобби аккуратный

хоккей

пп

телеграмма

аппликация

гиппопотам

грипп

группа

аппетит

тт

аттестат аттракцион

мм

грамм грамматика килограмм комментарий телеграмма программа сумма

сс

Россия ссора искусство бассейн рассказ кросс пассажир кассета кроссовки дрессировщик шоссе

ОРФОГРАММА №10

МЯГКИЙ ЗНАК — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ 1 Вспомни:

Мягкий знак — хитрый знак, Без него нельзя никак!

не назвать его никак! Без него не написать

Он не произносится, тридцать, девять, десять,

но в слово часто просится. пять.

Вместо шесть получим шест,

hello_html_f882603.png

I Вместо есть получим ест,

банька в банку превратится… Вот что может получиться, если будем забывать мягкий знак в словах писать!

  1. Произнеси слово.

  2. Есть ли в слове мягкий согласный?

  3. Где ты его слышишь? (в конце, в середине слова)?

  4. Запомни правило:

Ь знак указывает на мягкость предыдущего согласного. Запиши слово правильно.

6. Выдели орфограмм, подбери ещё 2 слова на это правило. Запиши их и проверь написанное.

  1. Прими добрый совет, Поиграй с другом «Кто
    последний назовет слово с мягким знаком после
    согласного». Это поможет тебе запомнить много слов
    на данное правило.

  2. Скажи себе: «Я всё запомнил. Я — молодей. Я не буду

больше допускать ошибки с этой орфограммой.

ОРФОГРАММА №10 МЯГКИЙ ЗНАК — ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

1 Вспомни:

Мягкий знак — хитрый знак, не назвать его никак! Он не произносится, но в слово часто просится. Вместо шесть получим шест,

Без него нельзя никак! Без него не написать тридцать, девять, десять, пять.

8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку на данную орфограмму.

ОРФОГРАММА № 11 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК 1. Вспомни:

hello_html_130e2955.png

Перед е, ё, и, ю, я я в корнях стою друзья. Воробьи, семья, жильё-перед я, ю, и, е, ё.

2 .Определи, слышится ли в слове после согласного звук [и]?

  1. Какие буквы следующие (е, ё, и, ю, я) ?

  2. Если да, после согласного пиши ь и одну из указанных букв.
    Проверь написанное.

  1. Подбери и запиши ещё 2 слова на это правило. Слова поищи в
    любимой книге, в «Памятке».

  2. Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов с
    данной орфограммой».

8. Если неуверен в своих знаниях, возьми у учителя карточку на
данную орфограмму.

ОРФОГРАММА №12 Правописание согласных ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ

1. Вспомни правило написания согласных чк, чн, нч, нщ, рщ:

j.

Точный, срочный, личный, вечный,

скучный, шуточный, сердечный,

и мучной, и речной, и обычный, и ночной

никогда в таких словах

не пишите мягкий знак!

  1. Запиши слово правильно.

  2. Выдели орфограмму.

  3. Запиши ещё несколько слов на это правило. Воспользуйся
    любимой книгой, «Памяткой».

  4. Поиграй с другом в игру «Кто подберёт больше слов с данной
    орфограммой».

  5. Можешь проявить фантазию и зарисовать «трудное слово» в
    оригинальном виде.

hello_html_11bbe327.png

hello_html_19c7cce3.png

hello_html_m2571459f.png

hello_html_7281fb6e.png

hello_html_m6b42c1c8.png

ОРФОГРАММА №14

ПРОПУСК БУКВ, ПЕРЕСТАНОВКА,

НЕДОПИСКИ, ИСКАЖЕНИЯ, ЗАМЕНЫ

  1. .Внимательно прочитай слово.

  2. Произнеси каждый звук.

  1. Запиши слово правильно.

  2. Подчеркни пропущенную букву.

  3. Раздели слово на слоги, это поможет тебе проверить
    слово.

  4. Если допустил искажения буквы, поработай над
    каллиграфией.

Старайся и у тебя всё получится!

ОРФОГРАММА №15 ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ 1. Вспомни:

Предлоги пишутся отдельно от слов.

hello_html_3b3a044d.png

2 .Определи, употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)?

3. Можно ли вставить вопрос или другое слово между маленьким словом и другим?

4. Напиши предложение, в котором есть слово с предлогом,
правильно.

5. Проверь написание (путём вставки дополнительного слова).
НАПРИМЕР:

Поднёс поднос под (самый) нос. Влез в (тёмный) лес.

6. Поиграй с другом в игру «Кто больше придумает слов с
предлогами?»

ОРФОГРАММА№16 РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ Ъ ЗНАК 1 Вспомни:

hello_html_5258a071.png

Молчаливый твёрдый знак

не произносится никак! Но нужен многим он словам, его учить придётся вам. Хотите не хотите стоит он в алфавите.

ЗА ПОМНИ!

После приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем, начинающимся с е, ё, ю, я, пиши ъ там. где после согласного в приставке слышится звук и

2 Определи, есть ли в слове приставка.

  1. Оканчивается ли она на согласный?

  2. Есть ли после приставки е, ё, ю, я?

  3. Если да пиши ъ .

  4. Запиши слово правильно.

  5. Проверь написанное.

  6. Запиши ещё 2 слова на это правило. Поищи слова в своей
    любимой книге.

  7. Поиграй с одноклассником в игру «Кто больше придумает слов с
    ъ знаком ?»

Орфограмма №17 Мягкий знак на конце существительных

1. Вспомни:

hello_html_m43613727.png

Чтобы знать как писать , надо род определять. Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем :рожь, мышь, печь ,сушь и молодёжь! Если род мужской у слова,-нету знака никакого! И тогда пиши: калач, врач, малыш, гараж и грач!

2. Проверь

— слово имя существительное?

-оканчивается ли оно на шипящий (ж, ш, щ, ч)?

  1. Определи род. Если род женский, пиши ь.

  2. Запиши слово правильно, выдели орфограмму.

  3. Подбери и запиши 2 слова на это правило.

Например: рожь, мышь, мощь, печь, молодёжь, мышь, ночь, дичь.

6. Захочешь потренироваться , возьми у учителя карточку.

ОРФОГРАММА №18

Безударные гласные в падежных окончаниях имён

существительных 1. Вспомни:

hello_html_m2b21d8b6.png

2 Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье,

чтоб развеять все сомненья! (Используй слова страна, коза

с ударным окончанием)

  1. Определи, является ли проверяемое слово существительным.

  2. Выдели окончание, безударное ли оно?

  3. Определи склонение существительных.

1 2 3

Р.п. и П.п. П.п. Р. п. и П. п.

-и -, -ы- -е- -и-

  1. Составь предложение или словосочетание с проверяемым
    именем существительным в нужном падеже.

  2. Поиграй с другом в игру «Чьё предложение будет самое
    необычное или самое весёлое».

  3. Если захочешь закрепить свои знания, возьми у учителя
    карточку.

ОРФОГРАММА №19

Правописание союзов 1. Вспомни, Союзы пишутся отдельно от слов.

1Запиши правильно предложение.

  1. Проверь написанное.

  2. Не забудь, что перед союзами а но ставится
    запятая.

4.Поиграй с другом «Кто найдёт в тексте союзы». Используй для игры любимую книгу.

ПУНКТОГРАММА №2 ОБРАЩЕНИЕ

1. Вспомни:

Всем нам при общении Поможет обращение. К звёздам, людям или птицам Можем смело обратиться. При письме не забывай-Запятыми выделяй.

2. Прочитай внимательно предложение и определи к кому
(к чему ) обращаются.

  1. Запиши предложение правильно, выдели обращение
    запятыми.

  2. Придумай или найди в книге новое предложение с
    обращением.

  3. Поиграй с другом в игру «Кто придумает самое оригинальное
    предложение с обращением».

  • Рычаг стояночного тормоза неисправен вольво fh ошибка
  • Рыцарская ошибка 6 букв сканворд
  • Рыцари подошли к ричарду львиному сердцу ошибка
  • Рысь протерм ошибка f75
  • Рыбак н ошибка оноре де бальзак