РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
- Пропускаю 2 рабочих строки после работы.
- На третьей строке пишу посередине с большой буквы:
Работа над ошибками.
- Начинаю с ошибок в оформлении предложения. Выписываю предложения без ошибок, подчеркиваю места, где были допущены ошибки.
- Каждое предложение выписываю с красной строки.
- Выписываю слово без ошибок с новой строки, подчёркиваю исправленную букву и определяю орфограмму.
- Нахожу эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же номером.
Орфограммы, изучаемые в 1 – 2 классе
- Оформление предложения (начало предложения — с большой буквы, в конце — точка).
- Пропуск и замена букв.
- Слоги.
- Перенос слов.
- Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
- Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
- Ударение.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
- Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
- Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
- Заглавная буква в имени собственном.
- Разделительный мягкий знак Ь.
- Удвоенные согласные в слове.
- Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
- Правописание предлога со словом.
- Незнакомая орфограмма.
- Ошибка в разборе или в задании.
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск и замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: Звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: У|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: О|си|на – оси — на, ма|ши|на – ма — шина, маши-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
Запомни! Сочетание ЖИ-ШИ под ударением пиши с И. Сочетания ЧА-ЩА пиши с А. Сочетания ЧУ-ЩУ пиши с У.
7. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: Алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я). Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: Сады – сад, волна – волны.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: Морозы – мороз, ягода – ягодка.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
13. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Например: Вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
14.Удвоенные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: Группа, групп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине!
16. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово. Например: К берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово.
17. Незнакомая орфограмма.
Выпиши слово правильно. Прочитай, что написал, с ударением. Поставь ударение. Подчеркни места, где были ошибки. Напиши еще 2 раза, разделяя слово на слоги. Подчеркни «опасное место».
- Ошибка в разборе или в задании.
- Повторяю и вникаю в задание.
- Смотрю справочные материалы по необходимости. Выполняю разбор или задание правильно.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Ошибка формата файла
Если получаем ошибку вида:
Ошибка чтения. Ошибка формата файла в поддокументе content.xml в позиции 1,1(строка, столбец).
Значит повредилось внутреннее содержание одного из файлов ODT. Любой файл ODT — это архив из нескольких файлов. Изменив расширение с ODT на ZIP этот архив можно открыть в любом архиваторе, извлечь из него сбойный файл, открыть его в текстовом редакторе и исправить ошибку в указанной строке и столбце.
Несколько подсказок:
- Если попытаться открыть сбойный XML файл в браузере, то можно получить подсказку о месте ошибки.
- Если ошибка в заголовке (как в примере выше, ошибка в позиции 1:1), то можно скопировать рабочий заголовок из другого файла по следующему алгоритму:
- создаём в LibreOffice пустой файл, сохраняем, закрываем;
- изменить расширение на ZIP, извлекаем файл аналогичный сбойному;
- открываем в текстовом редакторе и копируем несколько строк заголовка, в зависимости от места сбоя (в приведённом примере достаточно скопировать только первую строку);
- вставляем рабочий заголовок в сбойный файл, сохраняем;
- копируем обновлённый файл обратно в архив;
- возвращаем расширение файлу из ZIP к ODT.
Файл content.xml
Если весь наш ODT документ содержит лишь строчку «111», то файл content.xml будет иметь вид:
<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <office:document-content xmlns:office="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:office:1.0" xmlns:style="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:style:1.0" xmlns:text="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:text:1.0" xmlns:table="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:table:1.0" xmlns:draw="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:drawing:1.0" xmlns:fo="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:xsl-fo-compatible:1.0" xmlns:xlink="http://www.w3.org/1999/xlink" xmlns:dc="http://purl.org/dc/elements/1.1/" xmlns:meta="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:meta:1.0" xmlns:number="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:datastyle:1.0" xmlns:svg="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:svg-compatible:1.0" xmlns:chart="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:chart:1.0" xmlns:dr3d="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:dr3d:1.0" xmlns:math="http://www.w3.org/1998/Math/MathML" xmlns:form="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:form:1.0" xmlns:script="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:script:1.0" xmlns:ooo="http://openoffice.org/2004/office" xmlns:ooow="http://openoffice.org/2004/writer" xmlns:oooc="http://openoffice.org/2004/calc" xmlns:dom="http://www.w3.org/2001/xml-events" xmlns:xforms="http://www.w3.org/2002/xforms" xmlns:xsd="http://www.w3.org/2001/XMLSchema" xmlns:xsi="http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance" xmlns:rpt="http://openoffice.org/2005/report" xmlns:of="urn:oasis:names:tc:opendocument:xmlns:of:1.2" xmlns:xhtml="http://www.w3.org/1999/xhtml" xmlns:grddl="http://www.w3.org/2003/g/data-view#" xmlns:officeooo="http://openoffice.org/2009/office" xmlns:tableooo="http://openoffice.org/2009/table" xmlns:drawooo="http://openoffice.org/2010/draw" xmlns:calcext="urn:org:documentfoundation:names:experimental:calc:xmlns:calcext:1.0" xmlns:loext="urn:org:documentfoundation:names:experimental:office:xmlns:loext:1.0" xmlns:field="urn:openoffice:names:experimental:ooo-ms-interop:xmlns:field:1.0" xmlns:formx="urn:openoffice:names:experimental:ooxml-odf-interop:xmlns:form:1.0" xmlns:css3t="http://www.w3.org/TR/css3-text/" office:version="1.2"> <office:scripts/> <office:font-face-decls> <style:font-face style:name="Droid Serif" svg:font-family="'Droid Serif'" style:font-family-generic="roman"/> <style:font-face style:name="Droid Sans" svg:font-family="'Droid Sans'" style:font-family-generic="swiss"/> <style:font-face style:name="FreeSans1" svg:font-family="FreeSans" style:font-family-generic="swiss"/> <style:font-face style:name="FreeSans" svg:font-family="FreeSans" style:font-family-generic="system" style:font-pitch="variable"/> <style:font-face style:name="Noto Sans CJK SC Regular" svg:font-family="'Noto Sans CJK SC Regular'" style:font-family-generic="system" style:font-pitch="variable"/> </office:font-face-decls> <office:automatic-styles> <style:style style:name="P1" style:family="paragraph" style:parent-style-name="Standard"> <style:text-properties officeooo:rsid="0001ac6a" officeooo:paragraph-rsid="0001ac6a"/> </style:style> </office:automatic-styles> <office:body> <office:text> <text:sequence-decls> <text:sequence-decl text:display-outline-level="0" text:name="Illustration"/> <text:sequence-decl text:display-outline-level="0" text:name="Table"/> <text:sequence-decl text:display-outline-level="0" text:name="Text"/> <text:sequence-decl text:display-outline-level="0" text:name="Drawing"/> </text:sequence-decls> <text:p text:style-name="P1">111</text:p> </office:text> </office:body> </office:document-content>
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Работай над ошибками регулярно, указывай номер
ошибки по памятке
1. Пропуск, замена букв.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Делай так: Звонок, ученик.
2. Слог.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: Учитель3 сл., мороз2 сл.
3. Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно
предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Пришла зима. Дети рады зиме.
4. Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, морей,
городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Кошка Мурка, девочка Дарья, река Волга.
5. Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный
знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике
предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: Ребята шагают по лесной тропинке. Любите и охраняйте
природу! Слава нашей Родине! Как тебя зовут?
6. Разбор предложения.
По
восклицательные,
цели высказывания
предложения бывают:
Запомни:
повествовательные, вопросительные и побудительные.
По
интонации:
невосклицательные.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь
части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое
не является словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Утром шёл проливной дождь.
и
вопросительные
дождь (какой?) проливной
шёл (когда?) утром 7. Перенос слова.
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя
переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от
предшествующей согласной (мальчик, подъезд). Нельзя отрывать Й
от предшествующей гласной (майка). Слова с двойной согласной
переносятся так: группа. Некоторые слова не переносятся: Яна,
класс.
Делай так: Осина, ученик, пальто.
8. Гласные после шипящих.
Запомни: Жиши, чаща, чущу.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму
Делай так: Малыши, ежи, роща, часы, чулок, щука.
9. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: Ель, коньки, мальчик.
10.
Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после
согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий
знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
11.
Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
Делай так: Дочка, мощный, ночной, обманщик.
12.
Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок,
оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных
е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и
гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
13.
Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и
словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограммупробел. Вставь между
предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: К берегу, к (чему?) берегу, к крутому берегу. 14.
Правописание приставки со словом.
Запомни: Приставкаэто часть слова. Она пишется слитно со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные
слова с разными приставками.
Делай так: Заехал, приехал, уехал.
15.
Ударение.
Запомни: Передать ритм слова можно с помощью стука. В словах с
одним слогом ударение не ставится.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфав т, портф ль, класс.
ии
еи
16.
Непроверяемая безударная гласная.
Запомни: Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить
или посмотреть их написание в словаре.
Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так:
гЯи ода, гяи одка, гяи одное.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
17.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо
Запомни:
подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает
ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни
безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту
орфограмму.
Делай так: Сад сыи
ес, волн – ваи
ад, лес лаи
оолны.
18.
Парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с). Чтобы написать парную
согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное
слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на
эту орфограмму.
Делай так: Завод – завод ы, лес – лес а, ягодка – ягод а.
19.
Правописание непроизносимых согласных.
Запомни: Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова,
надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен
согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница,
праздник, чувство.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на
эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь. 20.
Удвоенные согласные в корне.
Запомни слова с удвоенной согласной в корне: класс, ванна, хоккей, бассейн,
масса и т.д.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Хоккей, хоккейная (команда), хоккеист.
Работа над ошибками — это работа учеников, направленная на анализ и исправление допущенных недочетов. Основной целью ее является разбор и проработка ошибок и неточностей, сделанных при выполнении проверяемого задания. Она обеспечивает дифференцированный подход к ученикам, позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и навыках детей, формирует умение систематизировать и обобщать, закреплять полученные знания.
Начало формы
Конец формы
Когда и где выполняется работа над ошибками?
Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.
Работу над ошибками это планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.
Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке
При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:
-
консультация,
-
коррекция знаний и умений,
-
диагностика результатов,
-
оценочная деятельность.
Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.
-
Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.
Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).
-
При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.
При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.
-
Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.
Алгоритм действий при работе над ошибками дома.
Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.
Например, для работы над ошибками по русскому языку алгоритм выглядит следующим образом:
-
Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
-
Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
-
Поставить ударение, выделить орфограммы.
-
Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
-
Подобрать одно или несколько слов, словосочетаний, аналогичных проверяемым.
Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.
После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.
Памятка-помощник
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
-
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
-
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: звонок, ученик.
-
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: у|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
-
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: оси – на, ма – ши – на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
-
Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
-
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
-
Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: дочка, речка, мощный.
-
Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова с помощью стука.
-
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: сады – сад
волна – волны
-
Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
-
Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: морозы – мороз, ягода – ягодка.
-
Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
-
Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Например: вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
-
Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: группа, групп-па, групповой, подгруппа.
-
Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине !
-
Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.
Например: Седые туманы плывут к облакам. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
туманы (какие?) седые, плывут (куда? к чему?) к облакам.
Запомни! Слова в предложении связаны парами по смыслу. Связь слов устанавливается при помощи вопросов от слова к слову.
-
Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово.
Например: к берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Например: Лодка отплыла от берега.
-
Состав слова.
Выпиши слово, разбери его по составу.
Например: заморозки . Запиши 1-2 однокоренных слова.
-
Правописание непроизносимых согласных.
Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
Например: звезда, звёздочка, звёздный.
Честь — честный.
-
Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
-
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
-
Разделительный твёрдый знак Ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Например: съезд, объявление, объём.
Запомни! Разделительный твёрдый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
-
Мягкий знак ь на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Луч (м.р.), шалаш , товарищ.
Ночь (ж.р.), мощь, тишь.
-
Соединительные гласные в сложных словах (о, е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово с этой орфограммой.
Например: водовоз, самолёт.
-
Не с глаголом.
Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
-
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. [ , ].
Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. [ и ].
-
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения. Выдели окончание, проверь с помощью слов-помощников. Подбери и запиши свой пример.
Например: на опушке ( на земле , 1 скл. ),
на полянке (на земле, 1 скл.),
у речки ( у земли , 1 скл.).
-
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
Например: к лесу ( как ому ?) дальн ему — м.р., ед.ч., Д.п.).
-
Предлог с местоимением.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
-
Мягкий знак Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола с этой орфограммой.
Например: пишешь, решаешь, читаешь ( наст.вр., 2 л., ед.ч.).
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного лица пишется мягкий знак Ь.
-
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -ТЬ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:
-
Тема.
-
Примеры.
Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.
Проверка и подведение итогов
Домашняя работа над ошибками выносится сразу после строки по каллиграфии. Прежде чем приступить к выполнению самой домашней работы, нужно выполнить работу над ошибками. В конце работы над ошибками следует провести проверку. В домашних работах проверку осуществляет учитель. В классной работе над ошибками существует несколько форм ее организации.
-
самопроверка;
-
работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
-
работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
-
работа со всем классом.
Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.
В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.
Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.
№ Название орфограммы Как проработать ошибку.
Алгоритм
1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так:
Выпал пушистый снег. Дети рады. 2. Знаки препинания в конце предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Делай так: Ты любишь отгадывать загадки
? Кто быстрее прочитает скороговорку? 3. Пропуск, замена, искажение буквы. Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни букву, в которой ошибся. Раздели слово на слоги, поставь ударение.
К он
ь/ки, конь/ки, конь/ки. 4. Слоги. Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов. Напиши слово, раздели на слоги. Поставь ударение, подчеркни гласные.У /чи/тель. 5. Перенос слова. Запомни! При переносе нельзя одну букву переносить на новую строку и нельзя оставлять на строке.
Напиши слово и покажи все способы переноса.
Бе-рёза, берё-за. Груп-па.
6. Гласные после шипящих. Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
Делай так: малы
ши, карандаши, ежи, роща, туча. 7. Сочетание чк, чн, нщ, щн. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова. 8. Ударение. Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Д елай так: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (а, о, е, и, я). Выпиши слово, напиши проверочное. Поставь знак ударения, выдели корень и букву безударного гласного в корне.
Г р
оза – грозы.
10.
Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. (Словарные слова)
Н апиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги, выдели «опасные» места.
У /ч
е/ник, у/че/ник, у/че/ник. 11. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. Н апиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни.
Г ри
б-грибы, глазки-глаза. 12. Непроизносимые согласные в корне слова. Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов.
Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму.
З вёз
дный – звезда, звездочка. 13. Большая буква в именах собственных. Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели и подчеркни орфограмму.Таня, Саша, Андрей.Москва, Ярославль, Новгород. 14. Двойные согласные в слове. Напиши слово правильно, выдели удвоенный согласный, запиши ещё 3 слова на данное правило.
Кла
сс, русский, искусство.
То
нна, длинный, лунный. 15. Ь – показатель мягкости. Выпиши слово правильно и подчеркни Ь знак с буквой, стоящей перед ним (на конце слова) и между двумя согласными. Запиши ещё 2-3 слова на это правило.
Делай так: Е
ль, мальчик, коньки. 16. Разделительный мягкий знак. Запомни!
Разделительный «ь» знак пишется после согласной в корне перед гласными е, ё, и, ю, я.
В ыпиши слово правильно. Подчеркни разделительный «ь» знак, выдели корень, допиши ещё 2 слова на данное правило.
Лист
ья, волчьи, вьюга. 17. Разделительный «Ъ». Запомни! Разделительный «Ъ» пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный перед гласными е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на данное правило. Выдели приставку и оформи орфограмму.
П од
ъехал, объявление, съел. 18. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
Д елай так: полетели, побежали, потянули
19. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Д елай так: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка – это часть слова. Она пишется слитно со словом.
20. Правописание суффиксов. Запомни! Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.
-ёнок-, -онок-
После мягких согласных, кроме [ч’], пишется суффикс -ёнок-.
П осле твёрдых согласных и [ч’] пишется суффикс -онок-.
-ик-, -ек-
Измени форму слова. Если гласная из суффикса выпадает, пиши суффикс -ек-. Если не выпадает – суффикс -ик-.
З амочек – замочки
Кораблик – кораблики
-ив-, -ев-
П од ударением пишется суффикс -ив-, без ударения – -ев-.
-лив-, -чив- всегда пишутся с буквой И.
Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё два слова с этим суффиксом.
Делай так: лип
овый, дубовый, кленовый 21. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах имён существительных и прилагательных, в наречиях. Запомни! Под ударением пиши букву — о, без ударения — Е.
к
ольцом , тучей , мужичок ,большого, 22. Правописание Ы или И после Ц. Запомни! Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
цитировать, операционная, дисциплина.
Буква Ы после Ц пишется:
• в окончаниях и суффиксах: Сини
цын, щипцы;
• в корнях слов – исключений:
цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.
Делай так: Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И. Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы. Запиши ещё 2 слова на это же правило.
23. Правописание предлога со словом (орфограмма — пробел). Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.
Делай так: к_берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
Делай так: Лодка отплыла отберега.
24.
Соединительные гласные в сложных словах ( о, е).
Выпиши слово правильно. Выделикорни. Подчеркни букву соединительного гласного. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.
Д елай так: водовоз, самолёт.
25. Предлог с местоимением (орфограмма — пробел). Выпиши из предложения местоимения с предлогом. Запиши ещё два примера на эту орфограмму.
Делай так: унас, комне, стобой.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
26. Разбор слов по составу. В ыпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.
П оездка, ….., … .
27. «Не» с глаголом. Запомни! Частица «НЕ» с глаголом пишется отдельно.
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Делай так: непришёл, невыучил,
не
_знал. 28. Правописание «ь» после шипящих. Алгоритм Ь после шипящих в разных частях речи.
1. Определи часть речи.
2. Если существительное, то определи склонение:
1 скл. — ту
ч (мн.ч., р.п.)
2 скл. – шала
ш
3 скл -ь но
чь
3. Если краткое прилагательное, то «ь» никогда не пишется: шипу
ч, колюч
4. Если глагол,то «ь» всегда пишется :съе
шь, купаешься, сберечь
5. Если наречие, то «ь» пишется всегда (кроме уж, замуж,невтерпеж):навзни
чь, настежь, прочь
Напиши слово правильно. Напиши ещё 2 слова на данное правило.
Но
чь (ж.р. 3 скл.),…, …. .
Мя
ч (м.р. 2 скл.), …, …. . 29. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. В ыпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание.
Шёл (по чему?) по площади (3 скл., Д.п.)
30. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Выпиши имя прилагательное вместе с именем существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Обрати внимание на окончание вопроса и прилагательного. Выдели окончание, определи род, число, падеж.
О зером (как
им?) глубоким (ср.р., ед.ч., Т.п.) 31. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Выпиши глагол, поставь в неопределенную форму. Определи спряжение, выдели окончание.
П иш
ет (писать) – 1спр., (-е,-ут,-ют) 32. Мягкий знак ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени. Выпиши глагол правильно. Запиши ещё два глагола на эту орфограмму.
Делай так: пишешь, решаешь, читаешь(наст. вр., 2-го лица, ед.ч.)
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак.
33. Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. В ыпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму.
С лыш
ал (слышать). 34. -ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов настоящего времени, неопределенной формы. Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так: Маша (что делает?) гордится – глаг., н.в., 3л., ед.ч.
Надо (что делать?) радоваться – глаг., н.ф.
35. Разбор предложения. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи.
Делай так:
пред. сущ. гл. прил. сущ.
В гнезде сидел маленький орленок.
(Пов., невоскл., прост., распр.)
36. Однородные члены предложения. Выпишите предложение. Подчеркните однородные члены и слово, от которого они зависят. Сделай схему.
Д елай так: Сильный
ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.
Ветер (что сделал?) сорвал , разметал.
[− = , = ].
37. Сложное предложение. Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Д елай так: В синем небе
звёзды блещут, в синем море волны хлещут.
[− =],[− =].
38. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему.
«А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. » П ?” — а.
39. Слова на неизученные правила. 1. Пропиши всю строчку
слово, в котором ошибся.
2. Подчеркни место ошибки.
3. Постарайся запомнить
правописание этого слова.
Локомотив.
Если не смог справиться со своей ошибкой – обратись к учителю!
Данная
памятка поможет учащимся 2 – 4 классов
в самостоятельной работе над ошибками
по русскому языку.
-
Пропуск,
замена букв.
Выпиши
слово. Напиши его три раза. Подчеркни в
нём пропущенную букву.
Делай
так: плотник,
веник.
-
Большая
буква в именах собственных.
Запомни:
Имена, отчества и фамилии людей, названия
морей, рек, городов, деревень, клички
животных пишутся с большой буквы.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на
эту орфограмму.
Делай
так: Корова
Мурка,
мальчик Дима,
город Владивосток.
-
Большая
буква в начале предложения.
Запомни:
Начало предложения пишется с заглавной
буквы.
Выпиши
правильно предложение. Придумай и напиши
ещё одно предложение.
Подчеркни заглавную букву.
Делай
так: Папа
купил ёлку.
Дети
рады.
-
Слог.
Запомни:
Сколько
в слове гласных, столько и слогов.
Раздели
слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай
так: мо-ло-ко-3
сл., ро-бот-2 сл.
-
Знаки
препинания в конце предложения.
Запомни:
В
конце предложения ставится точка,
восклицательный знак, вопросительный
знак.
Выпиши
предложение правильно. Придумай своё
или найди в учебнике предложение с таким
же знаком препинания и запиши. Подчеркни
знак препинания.
Делай
так: Кедр
– это хвойное дерево.
Скоро
Новый год!
Кто
стучится в нашу дверь?
-
Разбор
предложения.
Запомни:
По
цели
высказывания предложения
бывают: повествовательные, вопросительные
и побудительные.
По
интонации:
восклицательные
и невосклицательные.
Выпиши
предложение. Подчеркни главные члены
предложения. Обозначь части речи. Выпиши
словосочетания с вопросами. (Подлежащее
и сказуемое не является словосочетанием).
сущ.
гл. прил. сущ.
Делай
так: Днём
шёл
мелкий дождик.
дождь
(какой?) мелкий
шёл
(когда?) днём
-
Гласные
после шипящих.
Запомни:
Жи-ши,
ча-ща,
чу-щу.
Выпиши
слово правильно. Обозначь орфограмму.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай
так: ерши,
ужи,
чаща,
чайник,
чудо,
щупальца.
-
Перенос
слова.
Запомни:
При
переносе нельзя
оставлять
одну букву на строке и нельзя переносить
на другую строку. Нельзя отрывать буквы
Ъ и Ь от предшествующей согласной
(коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от
предшествующей гласной (лей-ка). Слова
с двойной согласной переносятся так:
дрож-жи. Некоторые слова не переносятся:
Оля, танк.
Делай
так: ака
— ция, Уль — яна, пе – тель -ка.
-
Мягкий
знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни мягкий знак.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так: пень,
деньки,
пальчик.
-
Разделительный
мягкий знак.
Запомни:
Разделительный
мягкий знак пишется в корне после
согласных перед гласными буквами е, ё,
и, ю, я.
Выпиши
слово правильно. Выдели корень. Подчеркни
разделительный мягкий знак и гласную
букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Вьюга,
листья,
соловьи
-
Разделительный
твёрдый знак.
Запомни:
Разделительный
твёрдый знак пишется после приставок,
оканчивающихся на согласную, перед
корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю,
я.
Выпиши
слово правильно. Выдели приставку.
Подчеркни твёрдый знак и гласную букву.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так: Подъезд,
объявление.
-
Сочетания
чк, чн, нщ, щн.
Запомни:
Сочетания
чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши
слово правильно. Подчеркни сочетание.
Запиши ещё 2 слова.
Делай
так: почка,
мощный,
речной,
обманщик.
-
Правописание
предлога со словом.
Запомни:
Предлог
пишется отдельно от слова. Между предлогом
и словом можно вставить другое слово.
Выпиши
слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел.
Вставь между предлогом и словом другое
слово или вопрос.
Делай
так:
От реки, от (чего?) от реки.
-
Правописание
приставки со словом.
Запомни:
Приставка-это
часть слова. Она пишется слитно со
словом.
Выпиши
слово. Выдели приставку. Образуй от
этого слова однокоренные слова с разными
приставками.
Делай
так: Заехал,
приехал, уехал.
-
Ударение.
Запомни:
Передать
ритм слова можно с помощью хлопка. В
словах с одним слогом ударение не
ставится.
Выпиши
слово. Поставь в нём правильно знак
ударения.
Делай
так: Алфави́т,
портфе́ль, класс.
-
Безударная
гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни:
Чтобы
проверить безударную гласную в корне,
надо подобрать проверочное слово, в
котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши
слово правильно. Поставь ударение.
Выдели корень. Подчеркни безударную
гласную. Подбери проверочное слово.
Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Сады́
— сад,
леса́
— лес,
волна́
– во́лны.
-
Непроверяемая
безударная гласная.
Запомни:
Слова с непроверяемой безударной гласной
надо запомнить или посмотреть их
написание в словаре.
Выпиши
слово правильно. Обозначь ударение.
Запиши 2 однокоренных слова.
Делай
так: Капуста,
капустный,
капусточка
-
Парные
звонкие и глухие согласные.
Запомни:
(в
– ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,).
Чтобы написать парную согласную на
конце или в середине слова, надо подобрать
проверочное слово, в котором после этой
согласной буквы стоит гласная.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное
слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Завод
– заводы,
лес
– леса,
ягодка
– ягода.
-
Удвоенные
согласные в корне.
Запомни
слова
с удвоенной согласной в корне: класс,
ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и
т.д.
Выпиши
слово правильно. Подбери к нему
однокоренные слова.
Делай
так:
Коллекция,
коллекционная
(марка), коллекционер.
-
Правописание
непроизносимых согласных.
Запомни:
Чтобы написать непроизносимую согласную
в корне слова, надо подобрать проверочное
слово, в котором хорошо слышен согласный
звук. Запомни слова, которые нельзя
проверить: лестница,
чувство, праздник.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное
слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай
так:
Звёздный
– звезда,
солнце
– солнышко,
честный
– честь.
-
Безударная
гласная в приставках.
Запомни
написание гласных букв в приставках:
до-,
о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-),
про-,
со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки
безударной гласной в приставке можно
использовать слова, в которых гласные
звуки в приставках находятся под
ударением.
Выпиши
слово правильно. Подбери проверочное
слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай
так:
Доехал
– досыта,
заговорил
– заговор.
-
Соединительная
гласная в сложных словах.
Запомни:
В
сложных словах есть соединительные
гласные о, е. Если первый корень
оканчивается на твёрдый согласный, то
надо писать о, если на мягкий согласный
или шипящий – е.
Выпиши
слово правильно. Выдели корни.
Делай
так:
Водолаз,
землемер.
-
Написание
частицы НЕ с глаголами.
Запомни:
Частица
не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши
слово правильно. Запиши ещё 2 слова на
эту орфограмму.
Делай
так:
Не
играл, не
чувствовал, не
верю.
-
Запятая
в предложении с однородными членами.
Запомни:
Запятая ставится между однородными
членами, если они соединены интонацией
перечисления. Запятая ставится, если
однородные члены соединены союзами а,
но. Запятая не ставится, если однородные
члены соединены союзом и.
Выпиши
предложение правильно. Подчеркни
однородные члены. Составь схему.
Делай
так:
Мальчики смеялись,
веселились
и кувыркались.
Кто?
Схема:
Что
делали?
Что
делали?
Что
делали?
-
Запятая
в сложном предложении.
Запомни:
Если
в предложении две и больше грамматические
основы, то это сложное предложение.
Запятая ставится между частями сложного
предложения.
Выпиши
предложение. Подчеркни грамматические
основы. Расставь запятые.
Делай
так: Кокованя
с
утра на работу ходил,
Дарёнка
в
избе прибирала.
-
Правописание
безударных падежных окончаний
имён
существительных.
Запомни:
Падежные окончания имён существительных!
Падежи |
Вопросы |
Предлоги |
1-е |
2-е |
3-е |
||
м.р. |
ж.р |
м.р. |
ср.р |
ж.р. |
|||
Именительный |
кто? |
— |
-а |
-я |
-о |
-е |
—— |
Родительный |
кого? откуда? |
без, из, |
-ы |
-и |
-а |
-я |
-и |
Дательный |
кому? куда? |
к, |
-е |
-у |
-ю |
-и |
|
Винительный |
кого? |
в, через |
-у |
-ю |
-а -я |
-о -е |
—— |
Творительный |
кем? |
за, |
-ой |
-ей |
-ом |
-ем |
(ь) |
Предложный |
о |
в, |
-е |
-е |
-и |
||
Контрольные |
лиса земля |
конь стол |
степь |
Выпиши
существительное. Поставь его в начальную
форму. Определи тип склонения, падеж и
число. Выдели окончание. Подбери и запиши
свой пример.
Делай
так: На
речке
— речка
— сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у
речки
– речка
— сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
-
Правописание
безударных падежных окончаний
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.
Памятка для ученика начальной школы.
- Пропускаю 2 рабочих строки после работы.
- На третьей строке пишу посередине с большой буквы:
Работа над ошибками.
- Начинаю с ошибок в оформлении предложения. Выписываю предложения без ошибок, подчеркиваю места, где были допущены ошибки.
- Каждое предложение выписываю с красной строки.
- Выписываю слово без ошибок с новой строки, подчёркиваю исправленную букву и определяю орфограмму.
- Нахожу эту орфограмму в списке памятки и следую указаниям в инструкции под таким же номером.
Орфограммы, изучаемые в 1 – 2 классе
- Оформление предложения (начало предложения — с большой буквы, в конце — точка).
- Пропуск и замена букв.
- Слоги.
- Перенос слов.
- Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
- Гласные после шипящих: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
- Ударение.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я).
- Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
- Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
- Заглавная буква в имени собственном.
- Разделительный мягкий знак Ь.
- Удвоенные согласные в слове.
- Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
- Правописание предлога со словом.
- Незнакомая орфограмма.
- Ошибка в разборе или в задании.
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2. Пропуск и замена буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
Например: Звонок, ученик.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Например: У|чи|тель – 3 слога.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Например: О|си|на – оси — на, ма|ши|на – ма — шина, маши-на.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак Ь и согласную перед ним. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Ель, тень, пень; коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Например: Малыши, карандаши, ежи, роща, туча.
Запомни! Сочетание ЖИ-ШИ под ударением пиши с И. Сочетания ЧА-ЩА пиши с А. Сочетания ЧУ-ЩУ пиши с У.
7. Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Дочка, речка, мощный.
8. Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Например: Алфавит, звонить, щавель.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (А, О, Е ,И, Я). Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
Например: Сады – сад, волна – волны.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением. (Слова из словаря).
Запиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
11. Проверяемые парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Например: Морозы – мороз, ягода – ягодка.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Например: Илья, Петров, Мурка, Волга, Озерки.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с заглавной буквы.
13. Разделительный мягкий знак Ь.
Выпиши слово правильно, запиши 2 слова с этой орфограммой. Подчеркни мягкий знак Ь и гласную букву.
Например: Вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак Ь пишется после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
14.Удвоенные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
Например: Группа, групп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ! … ?)
Выпиши Предложения правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
Например: Сколько тебе лет? Слава нашей Родине!
16. Правописание предлога со словом.
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Между предлогом и словом вставь ещё одно слово. Например: К берегу; к (какому?) берегу, к крутому берегу.
Запомни! Предлог – отдельное слово. Он пишется отдельно от других слов. Между предлогом и следующим словом можно вставить ещё одно слово.
17. Незнакомая орфограмма.
Выпиши слово правильно. Прочитай, что написал, с ударением. Поставь ударение. Подчеркни места, где были ошибки. Напиши еще 2 раза, разделяя слово на слоги. Подчеркни «опасное место».
- Ошибка в разборе или в задании.
- Повторяю и вникаю в задание.
- Смотрю справочные материалы по необходимости. Выполняю разбор или задание правильно.
Памятка для ученика начальной школы
1. Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
2. Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нём пропущенную букву.
3. Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке; и. нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак ъ, обозначающий мягкость согласных.
Подчеркни мягкий знак ь и согласную перед ним;- Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Подбери и запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
7.Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
8. Ударение.
Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
Передай ритм слова с помощью стука.
9. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а,о,е,и,я).
Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.
10. Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением.
Напиши слово 3 раза. Запомни, как оно пишется. Обозначь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Запиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Проверь согласную.
Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся так же, как перед гласными.
12. Большая буква в имени собственном.
Выпиши слово правильно. Запиши- ещё 2 слова на эту орфограмму.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Подчеркни ь знак и гласную букву.
Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё,и,ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
15. Знаки препинания в конце предложения (. ?!…).
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Подчеркни знак.
16. Разбор предложения.
Выпиши предложения. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши слова парами с вопросами.
17. Состав слова.
Выпиши слово. Разбери его по составу.
18. Правописание непроизносимых гласных.
Прочитай слово Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
19. Гласные и согласные е приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели в нём приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.
20. Правописание приставки со словом..
Выпиши слово.Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Запомни! Приставка — это часть слова. Она пишется слитно со словом.
21. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму-пробел.
Запомни! Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
22. Разделительный твёрдый знак ъ.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни гласную.
Запомни! Разделительный твердый знак ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
23. Мягкий знак ъ на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
24. Соединительные гласные в сложных словах (о,е).
Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 1 слово на эту орфограмму.
25. Не с глаголом, (орфограмма-пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
26. Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
27. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
28. Правописание безударных. падежных окончаний имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.
29. Предлог с местоимением, (орфограмма-пробел).
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
30. Мягкий знак ъ на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.
Выпиши глагол правильно. Запиши ещё 2 глагола на эту орфограмму.
Запомни! На конце глаголов 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак ь.
31. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму. Посмотри на гласную перед -тъ. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
32. Сложное предложение.
Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.
Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Настоящий материал опубликован пользователем Агапова Ангелина Михайловна. Инфоурок
является информационным посредником
Краткое описание материала
Памятка для учеников начальной школы «Делаю работу над ошибками правильно». Буклет на 12 листах в формате pdf, в котором содержатся основные правила русского языка с примерами их употребления и разбор частых ошибок. Буклет делится на 5 больших разделов: «Орфограммы с гласными», «Орфограммы с согласными», «Другие орфограммы», «Правописание ъ и ь знаков» и «Ошибки в предложении».
Материалы автора
Материалов в магазине:
17
-
Памятка и закладки «Фонетический разбор»
Памятка и раздаточные материалы для учеников начальной школы по теме «Фонетический разбор слов». 4 листа в формате pd…
-
Карточки «Разбор слов по составу»
12 листов в формате pdf с заданиями для разбора слов по составу. Карточки содержат подсказки по обозначению частей сл…
Похожие материалы
-
Памятка и закладки «Фонетический разбор»
Памятка и раздаточные материалы для учеников начальной школы по теме «Фонетический разбор слов». 4 листа в формате pd…
-
Карточки «Разбор слов по составу»
12 листов в формате pdf с заданиями для разбора слов по составу. Карточки содержат подсказки по обозначению частей сл…
Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.
Последовательность работы
1. С новой строчки выпишите слово, словосочетание или предложение, в котором допущена ошибка.
2. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.
3. Подчеркните (выделите) орфограмму.
4. Выполните указания по исправлению данной орфограммы.
5. Ошибки на одну и ту же орфограмму исправляй на одной строке.
ВНИМАНИЕ! Ошибки, допущенные по невнимательности или на неизученную орфограмму (I), необходимо выписать в конце всей работы и подчеркнуть место ошибки. Слова и словосочетания записываются в строчку через запятую.
Номер п/п |
Характер орфограммы (правило) |
Работа над ошибками |
1. |
Предложение Начало предложения пишется с заглавной буквы.
|
Предложение Правильно записать предложение, выделить заглавную букву в начале предложения и знак в конце предложения. |
2. |
Перенос слова
|
Перенос слова Записать слово, правильно разделив его для переноса. При этом необходимо указать все возможные варианты переноса. Если слово нельзя переносить, записать его целиком. |
3. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Буква «Ь» звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней мягкий. |
«Ь» — показатель мягкости согласного Записать слово правильно, подчеркнуть «Ь», придумать и записать ещё 2 слова с «Ь». |
4. |
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ
|
Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ Записать слово правильно, обвести сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же сочетанием. |
5. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. |
Проверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово правильно, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, поставить ударение, дважды подчеркнуть проверяемую гласную. |
6. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить. |
Непроверяемая безударная гласная в корне слова Записать слово 3 раза, запомнить, как оно пишется. Обозначить ударение, обвести гласную, выдели корень. Записать 2 однокоренных слова. (Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный). Если однокоренные слова подобрать нельзя, то придумать предложение и записать его с новой строки. |
7. |
Парные согласные в корне слова Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н]. |
Парные согласные в корне слова Записать слово правильно, подчеркнуть парную согласную, выделить корень, подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, дважды подчеркнуть проверяемую согласную вместе с гласной. |
8. |
Заглавная буква в именах собственных С заглавной буквы пишутся:
|
Заглавная буква в именах собственных Записать слово правильно, выделить заглавную букву, придумать и записать 2 слова на эту же орфограмму. |
9. |
Предлог Предлог – это слово. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Предлог служит для связи слов в предложении. |
Предлог Правильно записать слово с предлогом. Доказать разделительное написание предлога со словом: поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово. |
10. |
Разделительный мягкий знак Разделительный «Ь» пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я, если после согласных слышится звук [й’]. |
Разделительный мягкий знак Записать слово правильно, подчеркнуть разделительный мягкий знак, придумать и записать 2 слова с разделительным мягким знаком. |
11. |
Слова с удвоенными согласными В некоторых словах русского языка пишутся удвоенные согласные. Написание этих слов нужно запомнить. |
Слова с удвоенными согласными Выписать слово правильно, записать ещё 2 однокоренных слова. Подчеркнуть двойную согласную. Если к слову нельзя подобрать однокоренные слов с удвоенной согласной, то придумать и записать 2 слова с такой же удвоенной согласной. |