Фильмы поставленные чаплином это классика мирового кино ошибка

     НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

                        РОД  НЕСКЛОНЯЕМЫХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Иноязычные слова, обозначающие НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы

большинство – среднего рода:

важное интервью, строгое жюри, теплое кашне, вкусное какао

мужского рода:

горячий кофе, точный пенальти

женского рода:

длинная авеню, вкусная салями, полезная кольраби

Иноязычные слова, обозначающие ОДУШЕВЛЕННЫЕ  предметы

мужского рода:

серый кенгуру, забавный пони, пестрый какаду, ловкий шимпанзе

женского рода:

цеце ( муха), иваси (рыба)

Если контекст указывает на самку:

Кенгуру несла в сумке кенгуренка.

Иноязычные слова, обозначающие ЛИЦ

мужского рода:

старый идальго,

богатый рантье

женского рода:

прелестная мисс,

уважаемая леди

Инкогнито – загадочный и загадочная; протеже – наш и наша;

визави – мой и моя.

Род географических наименований определяется по роду главного слова

солнечный Батуми (город);

широкая Миссисипи (река);

полноводное Онтарио (озеро);

живописный Капри (остров).

Род  аббревиатур определяется по роду главного слова

МХАТ поставил пьесу;

ЕГЭ содержал задания;

ДПС сообщила

Названия лиц

по профессии, званию, занятию и т.п.

нейтральные пары:

писатель – писательница

продавец – продавщица

санитар – санитарка

Нормативная и разговорная формы:

врач – врачиха

дворник – дворничиха

бухгалтер – бухгалтерша

кассир — кассирша

Существительные мужского рода адвокат, профессор, хирург, экскурсовод , майор, диктор, врач, редактор и т.п.

относятся к лицам мужского и женского рода:

Внимательный врач Иванова выслушала пациента.

Университетский профессор Петрова прочитала лекцию.

Опытный редактор Сидорова работала с текстом.

                                                ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Формы множественного числа

 с окончанием Ы/И   и  А/Я

ударяемое -А /-Я:

директора, доктора, инспектора, корма, короба, кузова, невода, отпуска, паспорта, повара, профессора, сторожа, флигеля, шомпола, штемпеля, якоря…

неударяемое -Ы/-И:

бухгалтеры, договоры, инженеры, клапаны, лекари, лекторы, порты,

редакторы, торты, цехи, тракторы, фронты, шоферы….

Имеют разные окончания во множественном числе слова

с разными значениями:

Образы ( в искусстве) – образА (иконы)

ПоясЫ (географические) – поясА (одежда)

ПрОпуски (занятий) – пропускА (документы)

УчИтели (идейные наставники) – учителЯ (преподаватели)

Отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа, если приобретают конкретное значение:

Испытывать радость – радости жизни

Знание предмета – знания учеников

Горький опыт – ставить опыты

Отношение к жизни – личные отношения

Социальная среда – только в единственном числе в этом значении!

Вещественные существительные употребляются в форме множественного числа только при обозначении  различных сортов и видов:

Смазочные масла

Красные и белые глины

Высококачественные стали

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО  ПАДЕЖА

   мужского рода

женского рода

среднего рода

только во множественном числе

пара ботинок, сапог, валенок, чулок, носков, гектаров, помидоров, баклажанов, апельсинов…

среди татар, турок, монголов, партизан…

много барж, басен, вафель, простынь, оглобель, туфель, кочерёг, яблонь, пригоршней, свечей…

(НО: Игра не стоит свеч).

верховьев, низовьев, устьев, побережий,

захолустий, блюдец, болотцев,

копытцев,

полотенец…

сумерек, будней, яслей, потемок, носилок, дрожжей…

                                         ФОРМ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА                

Обстоятельство:

 вырастить в саду

гулять в лесу

Дополнение:

заботиться о саде

рассказать о лесе

В «Лесе» Островского

В «Вишневом саде» Чехова

                                          СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

                                иноязычных

           славянских

                                                  форма родительного падежа

теория Адама Смита    

жизнь Сомса Форсайта    

роман Жюля Верна          

письмо Мери Смит

ответ Ирен Форсайт

дом Мадлен Верн

стихи

Тараса Шевченко

Петра Белых

Юрия Живаго

стихи          

 Ольги Коваленко

 Марии Петровых

                                                     форма творительного падежа

Познакомиться с ДарвинОм,  ЧаплинОм

Гордиться ПушкинЫм, БородинЫм

В географических названиях:  под селом БородинОм, под городом ИвановОм

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

1. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Черн__ кофе,  увлекательн__ шоу, стар__ маэстро, треснувш__ пенсне, забавн__ гризли, остроумн__ конферансье, заброшенн___ ранчо, маленьк__ цеце,  истинн___ денди, мелк__ иваси, полезн__ кольраби, солнечн__  Сочи, жарк__ Гоби, наш__ ФБР.

2. Укажите ошибки в употреблении форм существительных. Исправьте их.

1) Инкогнито в пышном белом платье появилось неожиданно появилось в гостиной.

2) В кафе нам предложили черное кофе и несколько сортов мороженых.

3) Забавные ошибки часто встречаются в речах детей.

4) Мне глубоко чужды ваши отношения к жизни.

5) Не забудь положить в рюкзак две пары шерстяных носок.

6) Я слушал оперу «Князь Игорь», написанную композитором Бородином.

7) Фильмы, поставленные Чаплином, — это классика мирового кино.

8) Батуми расположены на побережье Черного моря.

9) В углу стояло несколько кочерг и висело много полотенцев.

10) Наша врачиха Мария Семеновна всегда внимательно выслушивает пациентов.

11) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофера.

12) Ученики изучали произведения Жюль Верна и Вальтер Скотта.

13) Сад занимает свыше ста гектар.

14) В музее открылась выставка пейзажей Павла Ивановича Сидорчук.

15) В этом же здании обучаются будущие слесаря.

16) Инженера заключили договора с администрацией предприятия.

17) На конкурсе успешно выступила лауреатка второй премии Анна Светлова.

18) Онегин читал книги Адама Смит.

19)  Странно слышать такие рассуждения от человека с колоссальными знаниями жизни.

20) Пару ботинков купил своему сыну папа Карло.

21) Мне поручили забрать сестрёнку из ясель.

22) Эти герои принадлежат к разным социальным средам.

23) Трех килограмм апельсин вполне достаточно для нашего праздничного стола.

24) Теория, предложенная Дарвином, поддерживается не всеми учеными.

25) Несколько баржей спускалось по реке от её верховий.

26) Отряд партизанов добрел до нескольких лесных болотец.

27) В «Вишневом саду» Чехова дебютировал выпускник театрального училища.

28) С моим приятелем Семеновым мы удачно поохотились под селом Семеновым.

29) СМИ сообщила об этом необычном происшествии.

30) Ваши паспорты будут готовы к следующему вторнику.

Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку.

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Скачать:

Вложение Размер
normy_upotrebleniya_form_imeni_sushchestvitelnogo_no_6.docx 21.96 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Иноязычные слова, обозначающие НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы

большинство – среднего рода:

важное интервью, строгое жюри, теплое кашне, вкусное какао

горячий кофе, точный пенальти

длинная авеню, вкусная салями, полезная кольраби

Иноязычные слова, обозначающие ОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы

серый кенгуру, забавный пони, пестрый какаду, ловкий шимпанзе

цеце ( муха), иваси (рыба)

Если контекст указывает на самку:

Кенгуру несла в сумке кенгуренка.

Иноязычные слова, обозначающие ЛИЦ

Инкогнито – загадочный и загадочная ; протеже – наш и наша ;

визави – мой и моя.

Род географических наименований определяется по роду главного слова

солнечный Батуми (город);

широкая Миссисипи (река);

полноводное Онтарио (озеро);

живописный Капри (остров).

Род аббревиатур определяется по роду главного слова

МХАТ поставил пьесу;

ЕГЭ содержал задания;

по профессии, званию, занятию и т.п.

Нормативная и разговорная формы:

Существительные мужского рода адвокат, профессор, хирург, экскурсовод , майор, диктор, врач, редактор и т.п.

относятся к лицам мужского и женского рода:

Внимательный врач Иванова выслушала пациента.

Университетский профессор Петрова прочитала лекцию.

Опытный редактор Сидорова работала с текстом.

ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Формы множественного числа

с окончанием Ы/И и А/Я

директора, доктора, инспектора, корма, короба, кузова, невода, отпуска, паспорта, повара, профессора, сторожа, флигеля, шомпола, штемпеля, якоря…

бухгалтеры, договоры, инженеры, клапаны, лекари, лекторы, порты,

редакторы, торты, цехи, тракторы, фронты, шоферы….

Имеют разные окончания во множественном числе слова

с разными значениями:

Образы ( в искусстве) – образА (иконы)

ПоясЫ (географические) – поясА (одежда)

ПрОпуски (занятий) – пропускА (документы)

УчИтели (идейные наставники) – учителЯ (преподаватели)

Отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа, если приобретают конкретное значение:

Испытывать радость – радости жизни

Знание предмета – знания учеников

Горький опыт – ставить опыты

Отношение к жизни – личные отношения

Социальная среда – только в единственном числе в этом значении!

Вещественные существительные употребляются в форме множественного числа только при обозначении различных сортов и видов :

Красные и белые глины

ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА

только во множественном числе

пара ботинок, сапог, валенок, чулок, носков, гектаров, помидоров, баклажанов, апельсинов…

среди татар, турок, монголов, партизан…

много барж, басен, вафель, простынь, оглобель, туфель, кочерёг, яблонь, пригоршней, свечей…

(НО: Игра не стоит свеч).

верховьев, низовьев, устьев, побережий,

захолустий, блюдец, болотцев,

сумерек, будней, яслей, потемок, носилок, дрожжей…

ФОРМ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА

вырастить в саду

заботиться о саде

рассказать о лесе

В «Лесе» Островского

В «Вишневом саде» Чехова

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

форма родительного падежа

теория Адама Смита

жизнь Сомса Форсайта

роман Жюля Верна

письмо Мери Смит

ответ Ирен Форсайт

дом Мадлен Верн

форма творительного падежа

Познакомиться с ДарвинОм, ЧаплинОм

Гордиться ПушкинЫм, БородинЫм

В географических названиях: под селом БородинОм, под городом ИвановОм

1. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Черн__ кофе, увлекательн__ шоу, стар__ маэстро, треснувш__ пенсне, забавн__ гризли, остроумн__ конферансье, заброшенн___ ранчо, маленьк__ цеце, истинн___ денди, мелк__ иваси, полезн__ кольраби, солнечн__ Сочи, жарк__ Гоби, наш__ ФБР.

2. Укажите ошибки в употреблении форм существительных. Исправьте их.

1) Инкогнито в пышном белом платье появилось неожиданно появилось в гостиной.

2) В кафе нам предложили черное кофе и несколько сортов мороженых.

3) Забавные ошибки часто встречаются в речах детей.

4) Мне глубоко чужды ваши отношения к жизни.

5) Не забудь положить в рюкзак две пары шерстяных носок.

6) Я слушал оперу «Князь Игорь», написанную композитором Бородином.

7) Фильмы, поставленные Чаплином, — это классика мирового кино.

8) Батуми расположены на побережье Черного моря.

9) В углу стояло несколько кочерг и висело много полотенцев.

10) Наша врачиха Мария Семеновна всегда внимательно выслушивает пациентов.

11) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофера.

12) Ученики изучали произведения Жюль Верна и Вальтер Скотта.

13) Сад занимает свыше ста гектар.

14) В музее открылась выставка пейзажей Павла Ивановича Сидорчук.

15) В этом же здании обучаются будущие слесаря.

16) Инженера заключили договора с администрацией предприятия.

17) На конкурсе успешно выступила лауреатка второй премии Анна Светлова.

18) Онегин читал книги Адама Смит.

19) Странно слышать такие рассуждения от человека с колоссальными знаниями жизни.

20) Пару ботинков купил своему сыну папа Карло.

21) Мне поручили забрать сестрёнку из ясель.

22) Эти герои принадлежат к разным социальным средам.

23) Трех килограмм апельсин вполне достаточно для нашего праздничного стола.

24) Теория, предложенная Дарвином, поддерживается не всеми учеными.

25) Несколько баржей спускалось по реке от её верховий.

26) Отряд партизанов добрел до нескольких лесных болотец.

27) В «Вишневом саду» Чехова дебютировал выпускник театрального училища.

28) С моим приятелем Семеновым мы удачно поохотились под селом Семеновым.

29) СМИ сообщила об этом необычном происшествии.

30) Ваши паспорты будут готовы к следующему вторнику.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №4 (тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №5 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку № 7 ( тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №8 ( тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №9 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №11 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №13 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №15 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №16 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №17 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №18 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №19 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №23 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку № 24 (теория, тесты)

«Подготовка к ЕГЭ. Правописание падежных окончаний имён существительных».

Открытый урок в 10 школе

Учитель русского языка и литературы Прохоренко Г.В.

Урок русского языка в 10 классе по теме:

«Подготовка к ЕГЭ. Правописание падежных окончаний имён существительных».

Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий.

систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

• развивать речевые навыки.

развивать различные виды внимания;

совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

воспитывать учебно-познавательную активность обучающихся;

способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;

способствовать патриотическому воспитанию;

воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Круг рассматриваемых вопросов: орфоэпические нормы; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Оборудование: 1) учебник Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина «Русский язык 10-11 классы»; толковый словарь; 2) проектор, компьютер, экран, оценочные листы, раздаточные материалы.

1. Оргмомент. Мотивация деятельности. 1м.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Галина Васильевна, и сегодня мы с вами будем вместе работать.

Свой урок я начну с высказывания римского философа Сенека.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», а «вы знаете куда держите путь?» (0тветы уч-ся)

Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии при выполнении тестовых заданий ЕГЭ. Чтобы оценить свою работу на уроке, я вам предлагаю оценочные листы, подпишите их, пожалуйста. Запишите тему урока. (слайд 2)

Оценивать свою работу вы будете самостоятельно на каждом этапе урока.

Перед нами библиотека мудрых мыслей. Зачитайте, пожалуйста. Как вы понимаете слова М.Горького? Действительно, культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает правильно и красиво выражать свои мысли. Для этого нужно владеть нормами русского языка.

Эта цитата будет эпиграфом к нашему уроку, запишите.

Тема нашего урока тесно связана с выполнением 6 -го задания ЕГЭ, которое проверяет владения нормами в области формообразования, и в нём широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных. В самом деле, каждый из нас не раз задумывался над тем, какую форму выбрать — триста грамм или граммов, килограмм помидор или помидоров, пара джинс или джинсов, торт а или торт ы. Нам сегодня предстоит это выяснить.

3.Формулирование цели урока. 1м

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами определили его цель. (Цель урока – совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ). ( Слайд4)

4. Актуализация знаний учащихся 3м.

Что изучает орфоэпия? (слайд5) Ударение влияет на окончания имён существительных.

1) Проведём диктант – эстафету.

Работаем по вариантам. Расставьте ударения (слайд5) .

Проверка. (слайд6) . Оцените свою работу . Молодцы!

2) Работа со словарём Искон и- издавна 2 м. — индивидуальная работа.

Один учащийся работает с толковым словарём, остальные отвечают на вопросы.

Какая основная часть речи в данном диктанте – эстафете? (Имя существительное)

— Что вы знаете об имени существительном?( часть речи с предметным значением, морфологические признаки:нар./собств., одуш./неодуш., конкретные/отвлечённые/собирательные/вещественные, род, склонение, падеж, число.

5. Проблемная постановка темы. На доске.

1)Поставьте слова : Дарья, любовь, Любовь, Юлия, – в дательный падеж, Бородино, дочери, двери, Царицын – в творительный падеж. 2 учащихся работают у доски (карточки), остальные работают на месте.

Проверяем, ребята, оцениваем свою работу и работу ребят у доски.

— Какие затруднения вы испытываете? (В выборе окончания при изменении по падежам)

2) Поработаем с теоритическим материалом учебника. П. 33, стр. 111. Перед вами таблица, найдите материал в учебнике, который соответствует таблице.

По теории учащиеся приводят примеры падежных окончаний. (слайд 8-9).

Закрепим материал, выполняя тест.

(слайд 10 ). Работа с тестом. Оценить. Молодцы!

3). Работа в группах ( 4 гр. -5 человек). (слайд 11). Упр.174. (графический диктант). Один учащийся от группы делает выводы общей работы. (слайд 12). Оцениваем работу. Молодцы!

4).Работа по памяткам . Устно.

Ребята, на столе у вас памятки. Это ещё 2 правила на падежные формы существительного. (слайд 13) .Пользуясь ими, попробуем исправить ошибки. Молодцы!

9. (слайд 14).Это задание тоже включено в ЕГЭ, при правильном решении выпускник получает 4 балла, 24 задание — языковые особенности текста «Найди соответствие». Работа в паре. Взаимоп роверка . Оценка (слайд 15).

10. Дифференцированное домашнее задание.

Упражнение — 173,180,181 (выбор за вами).

Учитель: Вернёмся к цели нашего урока (Слайд)

Как вы думаете, ребята, урок достиг своей цели?

Итак, мы смогли рассмотреть ряд случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ. И теперь мы выяснили, что нужно говорить торты, триста граммов, килограмм помидоров и пара джинсов. (объяснение).

Подсчитайте свои баллы, найдите среднее арифметическое и поставьте оценку за урок.

Не огорчайтесь, если сегодня вам в баллах не повезло, у вас есть хороший запас времени, вы сможете приготовиться и получить заветный балл на экзамене, помните, что каждый урок вас приближает к хорошему результату.

источники:

http://zh-nikishina.edusite.ru/p17aa1.html

http://infourok.ru/podgotovka-k-ege-pravopisanie-padezhnih-okonchaniy-imyon-suschestvitelnih-1768298.html

     НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

                        РОД  НЕСКЛОНЯЕМЫХ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Иноязычные слова, обозначающие НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы

большинство – среднего рода:

важное интервью, строгое жюри, теплое кашне, вкусное какао

мужского рода:

горячий кофе, точный пенальти

женского рода:

длинная авеню, вкусная салями, полезная кольраби

Иноязычные слова, обозначающие ОДУШЕВЛЕННЫЕ  предметы

мужского рода:

серый кенгуру, забавный пони, пестрый какаду, ловкий шимпанзе

женского рода:

цеце ( муха), иваси (рыба)

Если контекст указывает на самку:

Кенгуру несла в сумке кенгуренка.

Иноязычные слова, обозначающие ЛИЦ

мужского рода:

старый идальго,

богатый рантье

женского рода:

прелестная мисс,

уважаемая леди

Инкогнито – загадочный и загадочная; протеже – наш и наша;

визави – мой и моя.

Род географических наименований определяется по роду главного слова

солнечный Батуми (город);

широкая Миссисипи (река);

полноводное Онтарио (озеро);

живописный Капри (остров).

Род  аббревиатур определяется по роду главного слова

МХАТ поставил пьесу;

ЕГЭ содержал задания;

ДПС сообщила

Названия лиц

по профессии, званию, занятию и т.п.

нейтральные пары:

писатель – писательница

продавец – продавщица

санитар – санитарка

Нормативная и разговорная формы:

врач – врачиха

дворник – дворничиха

бухгалтер – бухгалтерша

кассир — кассирша

Существительные мужского рода адвокат, профессор, хирург, экскурсовод , майор, диктор, врач, редактор и т.п.

относятся к лицам мужского и женского рода:

Внимательный врач Иванова выслушала пациента.

Университетский профессор Петрова прочитала лекцию.

Опытный редактор Сидорова работала с текстом.

                                                ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Формы множественного числа

 с окончанием Ы/И   и  А/Я

ударяемое -А /-Я:

директора, доктора, инспектора, корма, короба, кузова, невода, отпуска, паспорта, повара, профессора, сторожа, флигеля, шомпола, штемпеля, якоря…

неударяемое -Ы/-И:

бухгалтеры, договоры, инженеры, клапаны, лекари, лекторы, порты,

редакторы, торты, цехи, тракторы, фронты, шоферы….

Имеют разные окончания во множественном числе слова

с разными значениями:

Образы ( в искусстве) – образА (иконы)

ПоясЫ (географические) – поясА (одежда)

ПрОпуски (занятий) – пропускА (документы)

УчИтели (идейные наставники) – учителЯ (преподаватели)

Отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа, если приобретают конкретное значение:

Испытывать радость – радости жизни

Знание предмета – знания учеников

Горький опыт – ставить опыты

Отношение к жизни – личные отношения

Социальная среда – только в единственном числе в этом значении!

Вещественные существительные употребляются в форме множественного числа только при обозначении  различных сортов и видов:

Смазочные масла

Красные и белые глины

Высококачественные стали

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ

ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО  ПАДЕЖА

   мужского рода

женского рода

среднего рода

только во множественном числе

пара ботинок, сапог, валенок, чулок, носков, гектаров, помидоров, баклажанов, апельсинов…

среди татар, турок, монголов, партизан…

много барж, басен, вафель, простынь, оглобель, туфель, кочерёг, яблонь, пригоршней, свечей…

(НО: Игра не стоит свеч).

верховьев, низовьев, устьев, побережий,

захолустий, блюдец, болотцев,

копытцев,

полотенец…

сумерек, будней, яслей, потемок, носилок, дрожжей…

                                         ФОРМ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА                

Обстоятельство:

 вырастить в саду

гулять в лесу

Дополнение:

заботиться о саде

рассказать о лесе

В «Лесе» Островского

В «Вишневом саде» Чехова

                                          СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

                                иноязычных

           славянских

                                                  форма родительного падежа

теория Адама Смита    

жизнь Сомса Форсайта    

роман Жюля Верна          

письмо Мери Смит

ответ Ирен Форсайт

дом Мадлен Верн

стихи

Тараса Шевченко

Петра Белых

Юрия Живаго

стихи          

 Ольги Коваленко

 Марии Петровых

                                                     форма творительного падежа

Познакомиться с ДарвинОм,  ЧаплинОм

Гордиться ПушкинЫм, БородинЫм

В географических названиях:  под селом БородинОм, под городом ИвановОм

ПРАКТИЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ

1. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Черн__ кофе,  увлекательн__ шоу, стар__ маэстро, треснувш__ пенсне, забавн__ гризли, остроумн__ конферансье, заброшенн___ ранчо, маленьк__ цеце,  истинн___ денди, мелк__ иваси, полезн__ кольраби, солнечн__  Сочи, жарк__ Гоби, наш__ ФБР.

2. Укажите ошибки в употреблении форм существительных. Исправьте их.

1) Инкогнито в пышном белом платье появилось неожиданно появилось в гостиной.

2) В кафе нам предложили черное кофе и несколько сортов мороженых.

3) Забавные ошибки часто встречаются в речах детей.

4) Мне глубоко чужды ваши отношения к жизни.

5) Не забудь положить в рюкзак две пары шерстяных носок.

6) Я слушал оперу «Князь Игорь», написанную композитором Бородином.

7) Фильмы, поставленные Чаплином, — это классика мирового кино.

8) Батуми расположены на побережье Черного моря.

9) В углу стояло несколько кочерг и висело много полотенцев.

10) Наша врачиха Мария Семеновна всегда внимательно выслушивает пациентов.

11) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофера.

12) Ученики изучали произведения Жюль Верна и Вальтер Скотта.

13) Сад занимает свыше ста гектар.

14) В музее открылась выставка пейзажей Павла Ивановича Сидорчук.

15) В этом же здании обучаются будущие слесаря.

16) Инженера заключили договора с администрацией предприятия.

17) На конкурсе успешно выступила лауреатка второй премии Анна Светлова.

18) Онегин читал книги Адама Смит.

19)  Странно слышать такие рассуждения от человека с колоссальными знаниями жизни.

20) Пару ботинков купил своему сыну папа Карло.

21) Мне поручили забрать сестрёнку из ясель.

22) Эти герои принадлежат к разным социальным средам.

23) Трех килограмм апельсин вполне достаточно для нашего праздничного стола.

24) Теория, предложенная Дарвином, поддерживается не всеми учеными.

25) Несколько баржей спускалось по реке от её верховий.

26) Отряд партизанов добрел до нескольких лесных болотец.

27) В «Вишневом саду» Чехова дебютировал выпускник театрального училища.

28) С моим приятелем Семеновым мы удачно поохотились под селом Семеновым.

29) СМИ сообщила об этом необычном происшествии.

30) Ваши паспорты будут готовы к следующему вторнику.

В ноябре кинокомпания «Иноекино» возвращает на экраны четыре фильма классика американского кино и мировой комедии Чарли Чаплина — человека, с чьим именем у многих ассоциируется слово «кино», вне зависимости от того, любят ли они рассматривать тени на полотне и смотрели они фильмы Чаплина или нет. Time Out вспомнил десять лучших фильмов с участием актера – как снятых другими режиссерами, так и срежиссированных самим «гением юмора».

Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл (Mabel’s Strange Predicament, 1914)

Первый фильм, в котором появился образ Чаплина-бродяги в его классическом виде: бездомный пройдоха, который появляется в разных местах и неизбежно порождает массу забавных ситуаций. Режиссер Мак Сеннет потребовал от молодого актера придумать «что-нибудь эдакое», и Чарльз взял реквизит, который был у него под рукой: смешная шляпа-котелок, тросточка, ботинки, обутые шиворот-навыворот и смешные мешковатые штаны. Противоречивый образ парня, который сперва откровенно напирает, а затем помогает молодой девушке выпутаться из щекотливой ситуации, напоминал одновременно как тогдашнюю интеллигенцию, так и находящуюся на другом социальном полюсе бедноту, и таким образом был вполне амбивалентен, чтобы понравиться сразу всем.

Нокаут (The Knockout, 1915)

Надо сказать, что образ бродяги не то чтобы был дико оригинальным даже в то время – Чаплин собрал его из элементов амплуа разных комиков того времени. Например, котелок и огромные не по размеру брюки он «позаимствовал» у Рокко Толстяка Арбакля, еще одной звезды того времени (говорят даже, что первая, случайно найденная шляпа была именно той, что когда-то забыл в гримерке Арбакль). Добродушный здоровяк не только не расстроился, но даже снялся вместе с Чаплиным в уморительной пародии на бокс. Толстяк выступил в качестве неуемного боксера, который любит мутузить людей не только на ринге, но и за его пределами, а Чарли – в роли арбитра, который постоянно пытается каким-то образом утихомирить несносного спортсмена.

Собачья жизнь (A Dog’s Life, 1918)

Один из первых фильмов, на котором Чаплин сам выступил в качестве режиссера-постановщика – и который тут же принес ему небывалый успех. Секрет был, наверное, в необыкновенно тонком сочетании фирменных чаплиновских комедийных ужимок и трагизма жизни маленького человека. Проще говоря, Чаплин довел свой фирменный образ «интеллигентного бомжа» до крайней точки: бродяжка в этот раз открылся зрителям как настоящий бродяга – без дома, работы, денег и друзей, не желающих якшаться с таким «отбросом общества». Буржуазному зрителю было крайне забавно посмотреть на ужимки смешного человечка, удирающего от полицейских, а рабочему зрителю было очень хорошо понятно, что такое «собачья жизнь» — и все это скрашивал задор Чаплина, способного найти что-то забавное в любой ситуации.

На плечо! (Shoulder Arms, 1918)

Снятый под окончание Первой Мировой войны, этот короткометражный фильм имел оглушительный успех. Подобно Кафке, который написал свой роман «Америка», ни разу не побывав на северо-западе земного шара, Чаплин, ни разу не бывавший на войне, создал один из лучших антивоенных фильмов в истории. И тут дело даже не в том, что он априори высмеивает войну благодаря фирменной клоунаде, нацепив здесь каску вместо фирменного котелка. Даже шлем, идентичный тем, что в фильме носят другие солдаты, стилизован под шляпу Чарли, которая вместе с тростью (которую здесь заменил карабин) стала его отличительной чертой. А сам Чаплин к тому времени уже окончательно получил, несмотря на свою «звездность», образ простого парня-работяги, так понятного и близкого простым людям (в том числе и солдатам), борца за ценности пролетариата во всех смыслах – в том числе и на фронтах Европы.

Парижанка (A Woman of Paris, 1923)

Мартин Скорсезе, ругая кинокомиксы, высказал мысль о том, что настоящий художник должен рисковать, а не идти на поводу у зрителя. Собственно, «Парижанка» доказывает, что Чаплин – настоящий художник, которого не слишком заботили деньги. Вместо того чтобы снимать очередной комедийный фильм, он внезапно выдает трагичную мелодраму, тонкую и пронзительную в своей неожиданной грусти. Такой поворот, конечно, привел в исступление публику, которая привыкла смеяться на фильмах Чаплина, а не плакать, и фильм провалился по всем фронтам – что по части кассовых сборов, что по части критических отзывов. И сейчас он может даже показаться устаревшим и слегка наивным. Но стоит держать в голове, что именно «Парижанка» доказала, что истинный творец – тот, кто рискует, обманывая ожидания публики, а не пытается изо всех сил им соответствовать.

Огни большого города (City Lights, 1931)

Возможно, самый известный и лучший, по мнению многих кинокритиков и ценителей творчества комика, фильм Чаплина. И тут трудно не согласиться: история Бродяжки, который в погоне за деньгами для лечения слепой девушки ввязывается в авантюру и рискует собственной свободой, несет в себе все возможные эмоции, которые только можно испытать в кино. Тут вам и обязательные гэги от мастера комедии, и трагичность фабулы о двух бедных людях, которые не хотят быть несчастными, и надрывный катарсис, когда Бродяжку-таки бросают за решетку, и обязательный счастливый финал, после которого только камень не проронит слезу облегчения. Фильм – маленькая жизнь, которая смотрится хорошо и по сей день – вы можете увидеть «Огни большого города» в прокате, и это отличный шанс познакомиться с классикой кино, если вы вдруг до сих пор не видели этот шедевр мирового кинематографа.

Новые времена (Modern Times, 1936)

Уморительная фантасмагория о трудностях работы на конвейерном заводе. Первый фильм, в котором Бродяжка заговорил, точнее даже запел – опять-таки, картину вы, может, и не видели, но финальную песню наверняка слышали хотя бы раз в жизни. С этим фильмом связана забавная история: Йозеф Геббельс, известный своей любовью к кино и владевший парижским филиалом немецкой кинокомпании «Тобис», подал иск против «Новых времен», обвиняя фильм в копировании картины «Свободу нам!» Рене Клера, которому «посчастливилось» выпустить фильм на этой студии и, соответственно, потерять право распоряжаться им на свое усмотрение. Суд, конечно же, этот странный инцидент быстро закрыл не в пользу нацистов – Клер сам отказался от любых обвинений, сказав, что был бы крайне счастлив, если бы Чаплин, которого французский режиссер называл своим учителем, позаимствовал бы хоть что-нибудь для своего великого фильма.

Великий диктатор (The Great Dictator, 1940)

Наверное, инцидент с иском со стороны нацистов здорово раззадорил Чаплина, раз через несколько лет после этого он задумал съемки одного из лучших антифашистских фильмов всех времен и народов. Только небывалая популярность Чаплина позволила картине выйти на экраны: для Америки, которая в начале Второй Мировой войны придерживалась нейтралитета, это был довольно смелый (если не отчаянный) шаг – послать Гитлеру из-за океана столь откровенно насмешливую виньетку. В итоге, правда, «Великий диктатор» усугубил проблемы Чаплина, которые и так уже расцветали, как аленький цветочек, причем буквально: обвинения в сочувствии «красной угрозе» (то есть коммунизму), и до этого не раз озвученные, посыпались как из рога изобилия, что позже привело к печальным последствиям. 

Месье Верду (Monsieur Verdoux, 1947)

Но, похоже, что и травля со стороны общества не испугала, а лишь добавила энтузиазма Чаплину. Отказавшись совсем от образа Бродяжки, он вывернулся наизнанку и предстал в амплуа интеллигентного пожилого француза, который в свободное от работы время соблазняет немолодых женщин, чтобы позже убить их и присвоить себе их капитал. Как и в случае с «Парижанкой», это была метаморфоза, какую не придумал бы и сам Овидий. Публика была разъярена очередным выкрутасом со стороны дерзкого творца, который вместо того, чтобы смешить публику, эпатировал ее. Он заставлял восхищаться ловкостью афер буржуа-«синей бороды», который обманывал ожидания своих жертв, – так же, как это сделал Чаплин со своей аудиторией. Разумеется, фильм провалился в прокате с оглушительным треском – что не помешало ему в итоге обрести славу «самого оригинального произведения гения», а также не очень удачный ремейк-вариацию «Ландрю» 1962 года за авторством истинного француза Клода Шаброля.

Графиня из Гонконга (A Countess from Hong Kong, 1967)

По-видимому, устав смешить неблагодарную толпу, Чаплин после «Месье Верду» ударился в откровенную тавтологию: последний фильм, снятый им в Америке («Огни рампы», после которого глава ФБР Эдгар Гувер закрыл Чаплину въезд в США), и его предпоследняя картина «Король Нью-Йорка» – оба есть чистая рефлексия творца, который в кои-то веки решил немного пожить для себя. 

И последняя, единственная цветная картина Чаплина, и вторая без него в главной роли, «Графиня из Гонконга» – ода старой доброй голливудской комедии, но снятая в Великобритании, словно взгляд со стороны. Совершенно не комедийная пара Софи Лорен и Марлон Брандо паясничает, много шутят и, конечно, играют любовь на износ – ведь Чаплин всегда был романтиком. Можно сказать, что это последний фильм старого Голливуда – через два года Фрэнсис Форд Коппола снял того же Брандо в «Крестном отце», и все изменилось. А через восемь лет скончался и Чаплин – последний символ «золотого века» американского кино. 

Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

Вложение Размер
normy_upotrebleniya_form_imeni_sushchestvitelnogo_no_6.docx 21.96 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ФОРМ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

РОД НЕСКЛОНЯЕМЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Иноязычные слова, обозначающие НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы

большинство – среднего рода:

важное интервью, строгое жюри, теплое кашне, вкусное какао

горячий кофе, точный пенальти

длинная авеню, вкусная салями, полезная кольраби

Иноязычные слова, обозначающие ОДУШЕВЛЕННЫЕ предметы

серый кенгуру, забавный пони, пестрый какаду, ловкий шимпанзе

цеце ( муха), иваси (рыба)

Если контекст указывает на самку:

Кенгуру несла в сумке кенгуренка.

Иноязычные слова, обозначающие ЛИЦ

Инкогнито – загадочный и загадочная ; протеже – наш и наша ;

визави – мой и моя.

Род географических наименований определяется по роду главного слова

солнечный Батуми (город);

широкая Миссисипи (река);

полноводное Онтарио (озеро);

живописный Капри (остров).

Род аббревиатур определяется по роду главного слова

МХАТ поставил пьесу;

ЕГЭ содержал задания;

по профессии, званию, занятию и т.п.

Нормативная и разговорная формы:

Существительные мужского рода адвокат, профессор, хирург, экскурсовод , майор, диктор, врач, редактор и т.п.

относятся к лицам мужского и женского рода:

Внимательный врач Иванова выслушала пациента.

Университетский профессор Петрова прочитала лекцию.

Опытный редактор Сидорова работала с текстом.

ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Формы множественного числа

с окончанием Ы/И и А/Я

директора, доктора, инспектора, корма, короба, кузова, невода, отпуска, паспорта, повара, профессора, сторожа, флигеля, шомпола, штемпеля, якоря…

бухгалтеры, договоры, инженеры, клапаны, лекари, лекторы, порты,

редакторы, торты, цехи, тракторы, фронты, шоферы….

Имеют разные окончания во множественном числе слова

с разными значениями:

Образы ( в искусстве) – образА (иконы)

ПоясЫ (географические) – поясА (одежда)

ПрОпуски (занятий) – пропускА (документы)

УчИтели (идейные наставники) – учителЯ (преподаватели)

Отвлеченные существительные употребляются в форме множественного числа, если приобретают конкретное значение:

Испытывать радость – радости жизни

Знание предмета – знания учеников

Горький опыт – ставить опыты

Отношение к жизни – личные отношения

Социальная среда – только в единственном числе в этом значении!

Вещественные существительные употребляются в форме множественного числа только при обозначении различных сортов и видов :

Красные и белые глины

ФОРМ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА

только во множественном числе

пара ботинок, сапог, валенок, чулок, носков, гектаров, помидоров, баклажанов, апельсинов…

среди татар, турок, монголов, партизан…

много барж, басен, вафель, простынь, оглобель, туфель, кочерёг, яблонь, пригоршней, свечей…

(НО: Игра не стоит свеч).

верховьев, низовьев, устьев, побережий,

захолустий, блюдец, болотцев,

сумерек, будней, яслей, потемок, носилок, дрожжей…

ФОРМ ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА

вырастить в саду

заботиться о саде

рассказать о лесе

В «Лесе» Островского

В «Вишневом саде» Чехова

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

форма родительного падежа

теория Адама Смита

жизнь Сомса Форсайта

роман Жюля Верна

письмо Мери Смит

ответ Ирен Форсайт

дом Мадлен Верн

форма творительного падежа

Познакомиться с ДарвинОм, ЧаплинОм

Гордиться ПушкинЫм, БородинЫм

В географических названиях: под селом БородинОм, под городом ИвановОм

1. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Черн__ кофе, увлекательн__ шоу, стар__ маэстро, треснувш__ пенсне, забавн__ гризли, остроумн__ конферансье, заброшенн___ ранчо, маленьк__ цеце, истинн___ денди, мелк__ иваси, полезн__ кольраби, солнечн__ Сочи, жарк__ Гоби, наш__ ФБР.

2. Укажите ошибки в употреблении форм существительных. Исправьте их.

1) Инкогнито в пышном белом платье появилось неожиданно появилось в гостиной.

2) В кафе нам предложили черное кофе и несколько сортов мороженых.

3) Забавные ошибки часто встречаются в речах детей.

4) Мне глубоко чужды ваши отношения к жизни.

5) Не забудь положить в рюкзак две пары шерстяных носок.

6) Я слушал оперу «Князь Игорь», написанную композитором Бородином.

7) Фильмы, поставленные Чаплином, — это классика мирового кино.

8) Батуми расположены на побережье Черного моря.

9) В углу стояло несколько кочерг и висело много полотенцев.

10) Наша врачиха Мария Семеновна всегда внимательно выслушивает пациентов.

11) Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные шофера.

12) Ученики изучали произведения Жюль Верна и Вальтер Скотта.

13) Сад занимает свыше ста гектар.

14) В музее открылась выставка пейзажей Павла Ивановича Сидорчук.

15) В этом же здании обучаются будущие слесаря.

16) Инженера заключили договора с администрацией предприятия.

17) На конкурсе успешно выступила лауреатка второй премии Анна Светлова.

18) Онегин читал книги Адама Смит.

19) Странно слышать такие рассуждения от человека с колоссальными знаниями жизни.

20) Пару ботинков купил своему сыну папа Карло.

21) Мне поручили забрать сестрёнку из ясель.

22) Эти герои принадлежат к разным социальным средам.

23) Трех килограмм апельсин вполне достаточно для нашего праздничного стола.

24) Теория, предложенная Дарвином, поддерживается не всеми учеными.

25) Несколько баржей спускалось по реке от её верховий.

26) Отряд партизанов добрел до нескольких лесных болотец.

27) В «Вишневом саду» Чехова дебютировал выпускник театрального училища.

28) С моим приятелем Семеновым мы удачно поохотились под селом Семеновым.

29) СМИ сообщила об этом необычном происшествии.

30) Ваши паспорты будут готовы к следующему вторнику.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №4 (тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №5 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку № 7 ( тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №8 ( тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №9 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №11 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №13 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №15 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №16 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №17 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №18 (теория, тесты)

  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №19 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку №23 (теория, тесты)
  • Зад ание ЕГЭ по русскому языку № 24 (теория, тесты)

«Подготовка к ЕГЭ. Правописание падежных окончаний имён существительных».

Открытый урок в 10 школе

Учитель русского языка и литературы Прохоренко Г.В.

Урок русского языка в 10 классе по теме:

«Подготовка к ЕГЭ. Правописание падежных окончаний имён существительных».

Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий.

систематизировать и обобщить правила правописания падежных окончаний имен существительных;

совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ.

развивать умения логически мыслить, анализировать, выделять главное, делать выводы;

• развивать речевые навыки.

развивать различные виды внимания;

совершенствовать умения аккуратно и грамотно писать в тетради;

формировать навыки самостоятельной деятельности обучающихся.

воспитывать учебно-познавательную активность обучающихся;

способствовать формированию ответственного, заинтересованного отношения к процессу обучения;

способствовать патриотическому воспитанию;

воспитывать чувство доброжелательности, взаимной помощи, внимания друг к другу.

Круг рассматриваемых вопросов: орфоэпические нормы; род и число имён существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Оборудование: 1) учебник Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина «Русский язык 10-11 классы»; толковый словарь; 2) проектор, компьютер, экран, оценочные листы, раздаточные материалы.

1. Оргмомент. Мотивация деятельности. 1м.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Галина Васильевна, и сегодня мы с вами будем вместе работать.

Свой урок я начну с высказывания римского философа Сенека.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», а «вы знаете куда держите путь?» (0тветы уч-ся)

Я пришла к вам на урок с искренним желанием помочь вам обрести уверенность в своих способностях. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии при выполнении тестовых заданий ЕГЭ. Чтобы оценить свою работу на уроке, я вам предлагаю оценочные листы, подпишите их, пожалуйста. Запишите тему урока. (слайд 2)

Оценивать свою работу вы будете самостоятельно на каждом этапе урока.

Перед нами библиотека мудрых мыслей. Зачитайте, пожалуйста. Как вы понимаете слова М.Горького? Действительно, культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Каждый из нас хочет, чтобы его речь была правильной, содержательной и культурной, желает правильно и красиво выражать свои мысли. Для этого нужно владеть нормами русского языка.

Эта цитата будет эпиграфом к нашему уроку, запишите.

Тема нашего урока тесно связана с выполнением 6 -го задания ЕГЭ, которое проверяет владения нормами в области формообразования, и в нём широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных. В самом деле, каждый из нас не раз задумывался над тем, какую форму выбрать — триста грамм или граммов, килограмм помидор или помидоров, пара джинс или джинсов, торт а или торт ы. Нам сегодня предстоит это выяснить.

3.Формулирование цели урока. 1м

Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами определили его цель. (Цель урока – совершенствовать орфографические умения и навыки правописания безударных окончаний существительных с целью подготовки к ЕГЭ). ( Слайд4)

4. Актуализация знаний учащихся 3м.

Что изучает орфоэпия? (слайд5) Ударение влияет на окончания имён существительных.

1) Проведём диктант – эстафету.

Работаем по вариантам. Расставьте ударения (слайд5) .

Проверка. (слайд6) . Оцените свою работу . Молодцы!

2) Работа со словарём Искон и- издавна 2 м. — индивидуальная работа.

Один учащийся работает с толковым словарём, остальные отвечают на вопросы.

Какая основная часть речи в данном диктанте – эстафете? (Имя существительное)

— Что вы знаете об имени существительном?( часть речи с предметным значением, морфологические признаки:нар./собств., одуш./неодуш., конкретные/отвлечённые/собирательные/вещественные, род, склонение, падеж, число.

5. Проблемная постановка темы. На доске.

1)Поставьте слова : Дарья, любовь, Любовь, Юлия, – в дательный падеж, Бородино, дочери, двери, Царицын – в творительный падеж. 2 учащихся работают у доски (карточки), остальные работают на месте.

Проверяем, ребята, оцениваем свою работу и работу ребят у доски.

— Какие затруднения вы испытываете? (В выборе окончания при изменении по падежам)

2) Поработаем с теоритическим материалом учебника. П. 33, стр. 111. Перед вами таблица, найдите материал в учебнике, который соответствует таблице.

По теории учащиеся приводят примеры падежных окончаний. (слайд 8-9).

Закрепим материал, выполняя тест.

(слайд 10 ). Работа с тестом. Оценить. Молодцы!

3). Работа в группах ( 4 гр. -5 человек). (слайд 11). Упр.174. (графический диктант). Один учащийся от группы делает выводы общей работы. (слайд 12). Оцениваем работу. Молодцы!

4).Работа по памяткам . Устно.

Ребята, на столе у вас памятки. Это ещё 2 правила на падежные формы существительного. (слайд 13) .Пользуясь ими, попробуем исправить ошибки. Молодцы!

9. (слайд 14).Это задание тоже включено в ЕГЭ, при правильном решении выпускник получает 4 балла, 24 задание — языковые особенности текста «Найди соответствие». Работа в паре. Взаимоп роверка . Оценка (слайд 15).

10. Дифференцированное домашнее задание.

Упражнение — 173,180,181 (выбор за вами).

Учитель: Вернёмся к цели нашего урока (Слайд)

Как вы думаете, ребята, урок достиг своей цели?

Итак, мы смогли рассмотреть ряд случаев, наиболее часто встречающихся в материалах ЕГЭ. И теперь мы выяснили, что нужно говорить торты, триста граммов, килограмм помидоров и пара джинсов. (объяснение).

Подсчитайте свои баллы, найдите среднее арифметическое и поставьте оценку за урок.

Не огорчайтесь, если сегодня вам в баллах не повезло, у вас есть хороший запас времени, вы сможете приготовиться и получить заветный балл на экзамене, помните, что каждый урок вас приближает к хорошему результату.

источники:

http://zh-nikishina.edusite.ru/p17aa1.html

http://infourok.ru/podgotovka-k-ege-pravopisanie-padezhnih-okonchaniy-imyon-suschestvitelnih-1768298.html

Нестареющая классика кинематографа с самым узнаваемым комиком.

10 фильмов Чарли Чаплина, которые должен посмотреть каждый

Даже те, кто не интересуется классическим кинематографом и немыми фильмами, наверняка знают неуклюжего бродягу в котелке со странной походкой. Великий актёр и режиссёр Чарли Чаплин превратил кинокомедию в настоящее искусство, а его забавные скетчи нередко соседствуют с драмой и трогающими до слёз сценами.

Приехав из родной Великобритании в США, Чаплин вскоре попал в мир кино, где и придумал знаменитый образ. Бродяга — яркий пример противоречий и сочетания несочетаемого. У него огромные штаны и ботинки, но слишком узкий сюртук и маленький котелок. Он вечно в грязи и неопрятен, но ведёт себя интеллигентно. Бродяга — шутник и ловелас, но при этом застенчив и трогателен.

Это отлично отражало и жизнь самого Чаплина, который начинал просто как второстепенный актёр короткометражных фильмов, а потом стал одним из величайших авторов в истории кино. Он сам писал сценарии, режиссировал и продюсировал свои картины и сам же играл в них главную роль.

1. Малыш

The Kid

  • США, 1921 год.
  • Комедия, драма, семейный.
  • Длительность: 68 минут.
  • IMDb: 8,3.

Бедная мать-одиночка подбрасывает малыша в дорогой автомобиль, надеясь, что новые родители смогут обеспечить ребёнку хорошую жизнь. Но машину угоняют, а самого младенца выкидывают на помойку. Там на него и натыкается бродяга, который, не найдя другого выхода, оставляет малыша себе.

Спустя пять лет они уже живут как настоящая семья, правда, зарабатывают не самыми честными способами. Но вскоре усыновителя пытаются разлучить с приёмным сыном.

Примерив образ бродяги в короткометражных историях, Чаплин захотел снять собственный полноценный фильм, в котором комические эпизоды соседствуют с трогательными моментами. Для этого он нашёл юного актёра Джеки Кугана, игравшего в варьете вместе с отцом. И неожиданно этот дуэт превратился в любимцев всей Америки. Картина шла в прокате с огромным успехом, что открыло Чаплину путь в большое кино.

2. Пилигрим

The Pilgrim

  • США, 1923 год.
  • Комедия.
  • Длительность: 47 минут.
  • IMDb: 7,4.

Главный герой сбегает из тюрьмы и переодевается в одежду пастора. Выбрав наугад поезд, он отправляется в техасский городок, где по совпадению как раз ждут нового священника. Он проводит первую службу, но постепенно понимает, что получил возможность действительно начать новую жизнь.

Это последняя короткометражная работа Чаплина — после он начал снимать фильмы на собственной студии. И общепризнанно «Пилигрим» вышел настоящим шедевром, показывающим путь героя от простого воришки до честного человека.

В том же 1923 году Чаплин решил снять нехарактерную для себя психологическую драму «Парижанка». Тогда большинство зрителей не оценили картину, поскольку ожидали от Чаплина только образ бродяги. Но с годами ленту признали феноменом, во многом обогнавшим кинематограф того времени.

3. Золотая лихорадка

The Gold Rush

  • США, 1925 год.
  • Комедия, приключения.
  • Длительность: 95 минут.
  • IMDb: 8,2.

Маленький бродяга отправляется на Аляску во времена золотой лихорадки. Случай приводит его в хижину преступника Чёрного Ларсена, куда попадает и Большой Джим, недавно нашедший золото. Потом герои расходятся своими дорогами, но судьба снова сводит их в небольшом городке.

Это первая комедия Чаплина, в которой был заранее прописан полный сценарий. И автор подошёл к работе со всей тщательностью. Для вступительной сцены, где золотоискатели отправляются в горы, наняли две с половиной тысячи бродяг. При этом съёмки проходили в настоящих горах при плохой погоде, но в качестве режиссёра Чаплин требовал переснимать десятки дублей, чтобы добиться идеального результата.

В сценах с бродягой неоднократно использовали комбинированные съёмки и наложение фона. Чаплин перемонтировал картину 27 раз, прежде чем создал финальную версию. А в 1942 году заново переделал фильм. Он изменил некоторые сцены и добавил музыку и закадровый текст. Именно эта версия сейчас наиболее известна по всему миру.

Но всё же больше всего зрителям полюбились несколько потрясающих комедийных сцен из фильма: танец пирожков, поедание ботинка и момент, где Бродяга противостоит буре, пытаясь выйти из хижины. Все они вошли в историю кинематографа.

4. Цирк

The Circus

  • США, 1928 год.
  • Комедия, мелодрама.
  • Длительность: 72 минуты.
  • IMDb: 8,1.

Бродяга, как обычно, попадает в передрягу — за ним гонится полиция. Он прячется в цирке, случайно выходит на арену и тут же становится любимцем публики. Вот только жизнь здесь совсем не похожа на праздник: им руководит жестокий человек, который мучает даже свою дочь. В неё, кстати, и влюбляется бродяга.

При подготовке к роли в этом фильме Чаплину действительно пришлось освоить мастерство эквилибристики, чтобы показать сцену, где он выходит на арену вместо канатоходца. И на этот раз его работу оценили не только зрители — «Цирк» номинировали на «Оскар» в четырёх главных категориях.

Но потом все эти номинации сняли и вручили Чарли Чаплину почётную внеконкурсную премию «За многогранность и гениальность в актёрском, сценарном, режиссёрском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме „Цирк“».

А ещё с этой картиной связана очень забавная легенда. После выпуска фильма на DVD в 2010 году кто-то заметил в дополнительных материалах со съёмок женщину, якобы разговаривающую по мобильному телефону. И тут же посыпались предположения, что это путешественник во времени. На самом же деле она то ли держит слуховой аппарат, то ли просто прикрывает лицо.

5. Огни большого города

City Lights

  • США, 1931 год.
  • Комедия, драма, мелодрама.
  • Длительность: 87 минут.
  • IMDb: 8,5.

Бродяга сталкивается с красивой слепой девушкой, которая торгует цветами. Из-за пары совпадений она думает, что встретила красавца-богача, а герой не решается раскрыть ей правду. Узнав, что операция может вернуть девушке зрение, бродяга решает во что бы то ни стало добыть необходимую сумму.

Чаплин придумал эту историю после того, как услышал рассказ о потерявшем зрение клоуне, который пытался не показывать больной дочери свой недуг. Однако в процессе работы над сценарием идея сильно изменилась. Из-за Великой депрессии съёмки приходилось несколько раз откладывать, но всё же Чаплин закончил свою картину. К этому времени уже существовало звуковое кино, но Чарли всё ещё продолжал снимать немые фильмы. А ещё он сам начал писать музыку к своим картинам.

После выхода лента была очень популярна, хоть и не получила каких-либо премий. Зато спустя годы Американский институт киноискусства поставил «Огни большого города» на первое место в списке лучших романтических комедий.

6. Новые времена

Modern Times

  • США, 1936 год.
  • Комедия, драма, семейный.
  • Длительность: 87 минут.
  • IMDb: 8,5.

Бродяга работает на заводе, но непомерный темп и нагрузки приводят его к нервному срыву. После лечения в психиатрической больнице его жизнь катится под откос. Бродяга попадает в тюрьму, а освободившись, не знает, чем заняться. Вскоре он встречает девушку — такую же бедную, как и он сам. И вдвоём им приходится справляться с невзгодами.

Чаплин снова заговорил на важные социальные темы, показывая жизнь низших классов во время Великой депрессии. Его герою проще быть в тюрьме, поскольку на свободе для него нет подходящего занятия в механизированном мире. По изначальной задумке финал картины выглядел мрачно: бродяга снова попадал в больницу, а девушка уходила в монахини. Но Чарли решил дать своим героям шанс, добавив в финал оптимизма.

Изначально он хотел снять звуковое кино, но так и не смог представить, что бродяга когда-нибудь заговорит на экране — его языком была пантомима. И всё же в конце картины можно услышать его голос: бродяга выходит на сцену ресторана и поёт. Правда, тут же забывает текст, вместо которого звучит бессмысленная тарабарщина якобы на иностранном языке. Так первые слова знаменитого персонажа стали прощанием с героем — впоследствии Чаплин всё дальше отходил от этого образа.

7. Великий диктатор

The Great Dictator

  • США, 1940 год.
  • Комедия, сатира, драма.
  • Длительность: 125 минут.
  • IMDb: 8,5.

Цирюльник-еврей из вымышленного государства Томании получает травму на войне и на долгое время оказывается в больнице, потеряв память. За это время к власти приходит диктатор Аденоид Хинкель, который ненавидит евреев, и при этом очень похож на главного героя. Хинкель хочет завоевать весь мир, а в это время цирюльник пытается вернуться к обычной жизни.

Ещё до начала Второй мировой войны Чарли Чаплин задумал фильм, высмеивающий Гитлера. На это его натолкнуло сходство образа бродяги с внешностью лидера фашистов. Чаплина также сильно беспокоили усилившиеся гонения на евреев в Европе. В результате он создал свой первый звуковой фильм, где образ бродяги уже почти ушёл в прошлое, а социальные и политические проблемы вышли на первый план.

В то время США ещё поддерживали нейтралитет с Германией, и поэтому были опасения, что картина вообще не попадёт в прокат. Однако на момент релиза фашисты уже захватили Францию. Именно поэтому Чаплин буквально в последний момент добавил финальную речь, которая и стала одной из самых узнаваемых сцен в кинематографе.

В 1941 году «Великого диктатора» номинировали на «Оскар» сразу в пяти категориях. В том числе «Лучший фильм», «Лучший сценарий» и «Лучший актёр».

8. Месье Верду

Monsieur Verdoux

  • США, 1947 год.
  • Комедия, драма, криминал.
  • Длительность: 124 минуты.
  • IMDb: 8,0.

В тридцатые годы в Париже промышляет обаятельный ловелас Анри Верду. Во время Великой депрессии он потерял работу и все сбережения. Теперь, чтобы содержать жену-инвалида и сына, он превратился в мошенника и убийцу, и завладевает состоянием одиноких дам.

Идею этого фильма Чарли Чаплину подал другой великий режиссёр — Орсон Уэллс. Он предложил рассказать историю знаменитого женоубийцы Анри Ландрю. Но Чаплин переосмыслил сюжет и представил нового героя, наделив его в финале картины необходимой моралью.

Здесь он уже полностью отказался от образа бродяги и снял более жёсткую историю, наполненную чёрным юмором. Несмотря на то что эксперимент был удачным, картина в прокате провалилась. Не из-за сюжета или съёмок. Просто ровно в это время вся страна обсуждала политические пристрастия Чаплина, его внебрачные связи и проблемы с налогами. Неудивительно, что на него ополчилась общественность и критики.

9. Огни рампы

Limelight

  • США, 1952 год.
  • Драма, музыкальный, мелодрама.
  • Длительность: 137 минут.
  • IMDb: 8,1.

Немолодой клоун Калверо спасает от самоубийства танцовщицу, решившую покончить с собой из-за болезни. Он ухаживает за девушкой, помогает ей поправиться и снова вернуться на сцену. Но у самого Калверо с выступлениями всё хуже.

После провалов Чарли Чаплин думал, что снимает свой последний фильм. Именно поэтому картина вышла во многом автобиографичной.

Действие начинается в 1914 году, когда сам Чаплин только начинал работу в Англии артистом мюзик-холла. Отношения героя с танцовщицей во многом схожи с романом Чарли и Уны О’Нил. Да и на сцене Калверо во многом напоминает знаменитого бродягу. Хотя образ главного героя, по словам Чаплина, появился после того, как он увидел постаревшего комика Фрэнка Тиннея: с годами тот потерял лёгкость общения со зрителями и его выступления с каждым разом выглядели всё хуже.

Чаплин пригласил на небольшие роли в картину практически всех своих детей и близких родственников. Также в ней снялись давняя напарница актёра Эдна Пёрвиэнс и легендарный комик Бастер Китон.

Но хоть фильм и снимали в США, вышел он только в Европе. В штатах картину не показали из-за предшествующих подозрений в сочувствии коммунистам и массового обсуждения личной жизни. А когда режиссёр отправился на премьеру в Лондон, ему запретили въезд в США. В Америке фильм вышел лишь спустя 20 лет.

10. Король в Нью-Йорке

A King in New York

  • Великобритания, 1957 год.
  • Комедия, драма.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 7,2.

Король страны Эстровии по имени Шэдав сбегает в Нью-Йорк после того, как его проект использования атомной энергии в мирных целях не устроил другие правящие круги страны. Он восхищается США, но вскоре знакомится с мальчиком Рупертом, родители которого — коммунисты, осуждённые на два года за оскорбление конгресса. И тогда иллюзии Шэдава о стране свободы рушатся.

После переезда из США Чарли Чаплин впервые снял фильм на своей родине в Великобритании. А в американский прокат он попал лишь в семидесятые. Режиссёр снова обратился к личным темам — рассказал о разрушении иллюзий о жизни в штатах. И он снова показал, что образ бродяги остался далеко в прошлом, а актёр Чаплин способен справиться с любыми ролями.

Это последний фильм, где он исполнил главную роль. Позже Чаплин ещё поставил картину «Графиня из Гонконга», но там режиссёр появился лишь в небольшом камео.

Читайте также 💔🎬😄

  • 12 интересных фильмов с Джимом Керри для тех, кто считал его только комиком
  • 17 фильмов с Томом Хэнксом, которые можно пересматривать бесконечно
  • 15 фильмов Альфреда Хичкока, которые нужно знать
  • 10 фильмов с Робертом Де Ниро, которые вошли в историю
  • 20 главных фильмов великого Стивена Спилберга

26 июня 1925 года в Голливуде состоялась премьера приключенческой ленты «Золотая лихорадка» – одного из самых известных фильмов Чарли Чаплина и величайшей комедии эпохи немого кино, наряду с «Генералом» Бастера Китона. К 98-летию картины Time Out вспомнил 10 главных лент актера – как снятых другими режиссерами, так и созданных самим «гением юмора».


«Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл» (Mabel’s Strange Predicament, 1914)

Возможно, картину сложно отнести к главным удачам актера, однако именно в ней Чаплин впервые создал легендарного персонажа, Бродягу, в его классическом виде. Это бездомный пройдоха, который появляется в разных местах и неизбежно порождает массу забавных ситуаций. Режиссер Мак Сеннет потребовал от молодого актера придумать «что-нибудь эдакое», и Чарльз взял реквизит, который был у него под рукой: смешную шляпу-котелок, тросточку, обутые шиворот-навыворот ботинки и смешные мешковатые штаны.

Герой Чаплина – противоречивый парень, который сперва откровенно напирает, а затем помогает молодой девушке выпутаться из щекотливой ситуации. Персонаж одновременно напоминал и тогдашнюю интеллигенцию, и находившуюся на другом социальном полюсе бедноту – таким образом, он был вполне амбивалентен, чтобы понравиться сразу всем.


«Собачья жизнь» (A Dog’s Life, 1918)

Один из первых фильмов, где Чаплин сам выступил в качестве режиссера-постановщика – и который тут же принес ему небывалый успех. Секрет был, наверное, в необыкновенно тонком сочетании фирменных чаплиновских комедийных ужимок и трагизма жизни маленького человека. Проще говоря, Чаплин довел свой фирменный образ «интеллигентного бомжа» до крайней точки. В этот раз персонаж открылся зрителям как настоящий бродяга – без дома, работы, денег и друзей, не желающих якшаться с таким «отбросом общества».

Буржуазному зрителю было крайне забавно посмотреть на ужимки смешного человечка, удирающего от полицейских. А рабочие хорошо понимали, что такое «собачья жизнь». И все это скрашивал задор Чаплина, способного найти что-то забавное в любой ситуации.


«На плечо!» (Shoulder Arms, 1918)

Снятый под окончание Первой мировой войны, этот короткометражный фильм имел оглушительный успех. Подобно Кафке, который написал свой роман «Америка», ни разу не побывав на северо-западе земного шара, ни разу не бывавший на войне Чаплин создал один из лучших антивоенных фильмов в истории.

И тут дело даже не в том, что он априори высмеивает войну благодаря фирменной клоунаде, нацепив здесь каску вместо фирменного котелка. Даже шлем, идентичный тем, что в фильме носят другие солдаты, стилизован под шляпу Чарли, которая стала его отличительной чертой вместе с тростью (здесь ее заменил карабин). А сам Чаплин к тому времени уже окончательно получил, несмотря на свою «звездность», образ простого парня-работяги, так понятного и близкого обычным людям (в том числе и солдатам), борца за ценности пролетариата во всех смыслах – в том числе и на фронтах Европы.


«Малыш» (The Kid, 1921)

«Малыш» – еще одна важная веха в карьере Чаплина. Лента стала его полнометражным дебютом, хотя ее хронометраж едва переваливает за 50 минут. Тем не менее за это время милейшая история о Бродяге и воспитанном им мальчике успевает сделать несколько необычных комедийных и драматических пируэтов. Об этом и мечтал Чаплин, приступая к съемкам: «Я хочу создать серьезный фильм, который под комическими и шутливыми эпизодами скрывал бы иронию и сатиру и вызывал чувство сострадания».

Фильм прошел в прокате с невероятным кассовым успехом, став вторым по сборам в 1921 году. «Малыш» действительно оказался чуть ли не первым мультижанровым опытом Чаплина: он реалистично показывает жизнь городских «низов», жестко критикует сложившееся социальное устройство и не забывает шутить так, как не умеет шутить никто больше.


«Парижанка» (A Woman of Paris, 1923)

Мартин Скорсезе, ругая кинокомиксы, сказал, что настоящий художник должен рисковать, а не идти на поводу у зрителя. «Парижанка» доказывает, что Чаплин – настоящий художник, которого не слишком заботили деньги. Вместо того, чтобы снимать очередной комедийный фильм, он внезапно выдает трагичную мелодраму, тонкую и пронзительную в своей неожиданной грусти.

Такой поворот, конечно, привел в исступление публику, которая привыкла смеяться на фильмах Чаплина, а не плакать. Фильм провалился по всем фронтам – что по части кассовых сборов, что по части критических отзывов. И сейчас он может показаться устаревшим и слегка наивным. Но стоит помнить: именно «Парижанка» доказала, что истинный творец – тот, кто рискует, обманывая ожидания публики, а не пытается изо всех сил им соответствовать.



«Огни большого города» (City Lights, 1931)

Пожалуй, самый известный и лучший фильм Чаплина – по мнению многих кинокритиков и ценителей творчества комика. Трудно не согласиться: в погоне за деньгами для лечения слепой девушки Бродяжка ввязывается в авантюру и рискует собственной свободой. Эта картина несет в себе все возможные эмоции, которые только можно испытать при просмотре кино.

Тут и обязательные гэги от мастера комедии, и трагичность фабулы о двух бедных людях, которые не хотят быть несчастными, и надрывный катарсис, когда Бродяжку-таки бросают за решетку. И обязательный счастливый финал, после которого только камень не проронит слезу облегчения. Фильм – маленькая жизнь, которая смотрится хорошо и по сей день.


«Новые времена» (Modern Times, 1936)

Уморительная фантасмагория о трудностях работы на конвейерном заводе. Первый фильм, в котором Бродяжка заговорил, точнее даже запел. Опять-таки, ленту вы, может, и не видели, но финальную песню наверняка слышали хотя бы раз в жизни.

С этим фильмом связана забавная история: Йозеф Геббельс, известный своей любовью к кино и владевший парижским филиалом немецкой кинокомпании «Тобис», подал иск против «Новых времен». Он обвинил Чарли в копировании картины «Свободу нам!» Рене Клера, которому «посчастливилось» выпустить фильм на этой студии и, соответственно, потерять право распоряжаться им на свое усмотрение. Суд, конечно же, этот странный инцидент быстро закрыл не в пользу нацистов. Клер сам отказался от любых обвинений, сказав, что был бы крайне счастлив, если бы Чаплин – которого французский режиссер называл своим учителем – позаимствовал хоть что-нибудь для своего великого фильма.


«Великий диктатор» (The Great Dictator, 1940)

Наверное, инцидент с иском со стороны нацистов здорово раззадорил Чаплина, раз через несколько лет после этого он задумал съемки одного из лучших антифашистских фильмов всех времен и народов. Только небывалая популярность Чаплина позволила картине выйти на экраны: для Америки, которая в начале Второй мировой войны придерживалась нейтралитета, это был довольно смелый (если не отчаянный) шаг – послать Гитлеру из-за океана столь откровенно насмешливую виньетку.

В итоге, правда, «Великий диктатор» усугубил проблемы Чаплина, которые и так уже расцветали, как аленький цветочек, причем буквально. Обвинения в сочувствии «красной угрозе» (то есть коммунизму), и до этого не раз озвученные, посыпались как из рога изобилия, что позже привело к печальным последствиям. 


«Месье Верду» (Monsieur Verdoux, 1947)

Но, похоже, что и травля со стороны общества не испугала, а лишь добавила энтузиазма Чаплину. Отказавшись от образа Бродяжки, он вывернулся наизнанку и предстал в амплуа интеллигентного пожилого француза, который в свободное от работы время соблазняет немолодых женщин, чтобы позже убить их и присвоить себе их капитал.

Как и в случае с «Парижанкой», это была метаморфоза, какую не придумал бы и сам Овидий. Зрители пришли в бешенство от очередного выкрутаса со стороны дерзкого творца, который вместо того, чтобы смешить публику, эпатировал ее. Он заставлял восхищаться ловкостью афер буржуа-«синей бороды», который обманывал ожидания своих жертв, – так же, как это сделал Чаплин со своей аудиторией.

Разумеется, фильм провалился в прокате с оглушительным треском. Что не помешало ему в итоге обрести славу «самого оригинального произведения гения», а также не очень удачный ремейк «Ландрю» 1962 года за авторством истинного француза Клода Шаброля.


«Графиня из Гонконга» (A Countess from Hong Kong, 1967)

По-видимому, устав смешить неблагодарную толпу, Чаплин после «Месье Верду» ударился в откровенную тавтологию. Его последний фильм, снятый в Америке («Огни рампы», после которого Чаплину закрыли въезд в США), и его предпоследняя картина «Король Нью-Йорка» – две чистые рефлексии творца, который в кои-то веки решил немного пожить для себя.

Финальная, единственная цветная картина Чаплина, и вторая без него в главной роли, «Графиня из Гонконга» – ода старой доброй голливудской комедии, но снятая в Великобритании, словно взгляд со стороны. Совершенно не комедийная пара – Софи Лорен и Марлон Брандо – паясничает, много шутит и, конечно, играет любовь на износ – ведь Чаплин всегда был романтиком.

Можно сказать, что это прощальный фильм старого Голливуда – через пять лет, в 1972-м, Фрэнсис Форд Коппола снял того же Брандо в «Крестном отце», и все изменилось. А в 1977 году скончался и сам Чаплин – последний символ «золотого века» американского кино.


  • Фильмы немого кино лексическая ошибка
  • Фильмы наподобие ошибка резидента
  • Фильм чужие ошибки все серии подряд
  • Фильм природа не прощает ошибок
  • Фильм цена ошибки содержание серий