Фипи типичные ошибки егэ обществознание

Обществознание — это один из популярных предметов, который часто выбирают школьники в качестве дополнительного к русскому и математике на ЕГЭ. Он даёт неплохие перспективы для поступления в вузы и кажется относительно лёгким.

Вот эта мнимая лёгкость и приводит к типичным ошибкам на ЕГЭ по обществознанию, которые из года в год допускают участники единого государственного экзамена.

Какие ошибки на ЕГЭ по обществознанию чаще всего допускают выпускники российских школ и как их избежать — вы узнаете из статьи.

Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, чтобы получать полезные новости из мира образования первыми. И следите за акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

ЕГЭ «Обществознание»: типичные ошибки

В 2021 году обществознание на ЕГЭ сдавало 306 000 человек по всей России. Это больше, чем в предыдущем — в 2020 на единый государственный экзамен по предмету пришло 292 000 школьников. Однако несмотря на популярность обществознания, средний балл по стране составил всего 56,4.

ЕГЭ «Обществознание»: типичные ошибки​​​​​​​

Почему так происходит? Обществознание очень часто выбирают в качестве дополнительного те учащиеся, которые считают, что одной бытовой логики и здравого смысла достаточно, чтобы сдать этот экзамен. Они забывают, что предмет состоит из пяти научных направлений:

  1. Общество и человек.
  2. Экономика.
  3. Социальные отношения.
  4. Политика.
  5. Право.

И чтобы получить высокий балл по обществознанию, нужно хорошо разбираться в каждом направлении. А пока выпускники допускают одни и те же ошибки в ЕГЭ. Давайте разберём, какие именно темы в перечисленных разделах сложно даются российским школьникам.

Ошибки раздела «Человек и общество»

Основные ошибки, которые допускают школьники в разделе «Человек и общество», относятся к пониманию терминов и понятий:

  • что такое истина;
  • какие критерии её определяют;
  • какие потребности человека считаются основными;
  • что такое общество;
  • какие типы общества бывают;
  • какие виды культур в человеческом обществе;
  • различия понятий «личность», «индивид» и «индивидуальность».

Как разобраться, кого называют «индивидом», а кого «личностью»? Запомнить, что индивид — это отдельный человек, как физический организм, а личность — это название, отражающее социальную природу человека. То есть это два понятия, которые используют, чтобы разграничить физическое и социальное представления о людях. А вот индивидуальность — это неповторимое своеобразие, которое выделяет человека среди остальных.

Ошибки раздела «Экономика»

По результатам последних исследований, вопросы экономического раздела вызывают больше всего проблем у участников ЕГЭ. Конкурировать с ними могут лишь задания из направления «Право». Самыми сложными темами оказались:

  • системы налогообложения;
  • банковская система;
  • финансовые институты;
  • источники финансирования;
  • интенсивное и экстенсивное развитие.

Запоминаем разницу между «экстенсивным» и «интенсивным» развитием. Первое определение отвечает за количественные изменения, а второе — за качественные.

Сложности у школьников возникают не только при ответе на тестовые вопросы, но и при решении экономических задач, в которых используются графики.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Ошибки раздела «Экономика»

Чтобы свободно решать экономические задачи, тренируйтесь заранее

Ошибки раздела «Социальные отношения»

Видимо, кризис брака и семьи коснулся и российских школьников. Чем ещё объяснить, что вопросы, касающиеся семейных отношений вызывают много проблем? Помимо этой животрепещущей темы, неправильные ответы учащиеся дают на задания, связанные с темой социализации и её признаками.

Особенно сложно школьникам справлять с вопросами, где нужен развёрнутый ответ и расписанный план. Им не хватает теоретических знаний и навыков, чтобы провести тщательный анализ и выстроить логический и полный ответ.

Почему школьники допускают ошибки в вопросах, связанных с браком? При ответах они ориентируются на собственные представления, а не на формулировки, закреплённые в Семейном кодексе РФ. Чтобы не свести гражданский брак к сожительству, при подготовке к ЕГЭ обязательно почитайте о признаках семьи и основах брачного института.

Ошибки раздела «Политика»

Самой запоминающейся ошибкой ЕГЭ за 2020 год по обществознанию стал ответ на вопрос о функциях Правительства Российской Федерации. Участники среди прочих отметили «репродуктивную»! В связи с этим невозможно не вспомнить известных диктаторов, которые призывали рожать ради государства, заявляя, что каждый N-ый ребёнок — их личный.

Это, конечно, не все сложности, с которыми сталкиваются школьники. Также много ошибок делается по следующим темам:

  • формы правления;
  • Конституция РФ;
  • определения и различия отдельных органов власти;
  • разделение полномочий среди разных органов власти;
  • принципы федеративного устройства.

Ошибки раздела «Право»

Этот раздел обществознания считается одним из самых объёмных, а потому сложных. Ведь здесь мало выучить термины и понятия, нужно ещё и в основных законах разобраться — Конституции РФ, кодексе административных правонарушений (КоАП РФ) и гражданском кодексе (ГК РФ).

Если же изучать правовой раздел поверхностно, можно сделать ошибки в следующих темах:

  • виды правонарушений;
  • характеристики разных отраслей права;
  • трудовое законодательство;
  • судебная система;
  • права и свободы российских граждан.

Изучать обществознание, а особенно раздел «Право» важно не только для того, чтобы сдавать экзамен, но и для своего будущего. Это поможет знать свои права и обязанности, понимать нюансы трудовых соглашений и смочь защитить себя в сложных правовых ситуациях.

Другие типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Участники единого государственного экзамена путаются не только в терминах и сути основных понятий разных разделов обществознания. Очень часто потерять баллы можно на формальных ошибках:

  • неправильно заполнить регистрационные бланки;
  • невнимательно прочитать задание, не заметив уточняющих слов;
  • перепутать цифры в заданиях, которые необходимо вписать в итоговые ответы;
  • забыть написать ответы в порядке возрастания, если это указали в условиях к заданию;
  • уходить от цитаты или темы ЕГЭ по обществоведению, на основе которой необходимо написать эссе, и распространяться о чём-то другом.

Другие типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Чтобы не удивляться ошибкам, стоит их не допускать

Готовясь к ЕГЭ по политическому и правовому разделам обществознания, стоит помнить и учитывать поправки в Конституцию, которые внесли после Референдума, прошедшего в июле 2021 года.

Что делать, чтобы избежать ошибок в ЕГЭ по обществознанию

Чтобы не допустить ошибок, сдавая единый государственный экзамен по обществознанию, берите на заметку наши полезные рекомендации:

  1. Готовьтесь к экзамену за полгода или хотя бы несколько месяцев.
  2. Откажитесь от мысли, что обществознание — это лёгкий предмет, сдать который на отлично поможет формальная логика и богатый жизненный опыт.
  3. Делайте пометки и ведите конспекты, готовясь к экзамену — так можно запомнить больше важной информации.
  4. Разберитесь в смысловых значениях всех терминов и понятий, придумайте яркие и понятные ассоциации, чтобы не запутаться в похожих обозначениях.
  5. Обращайтесь к изначальным документам и учебникам, а не слушайте «экспертов» из сети, которые рассказывают, как за один день подготовиться к ЕГЭ и сдать его на отлично.
  6. Обязательно изучайте правила заполнения регистрационных бланков.
  7. Изучайте методические рекомендации перед ЕГЭ, чтобы ничего не забыть на самом экзамене.
  8. Внимательно читайте каждое задание, чтобы не пропустить ни одного слова.
  9. Пишите развёрнутые ответы, опираясь на изначальное задание, не уходите от темы.
  10. Перечитайте все ответы перед тем, как сдать работу. Это поможет увидеть и исправить возможные ошибки.
  11. Не бойтесь исправлять ошибки в ЕГЭ и помните о том, как это сделать правильно.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Мы разобрались, с какими типичными ошибками на ЕГЭ по обществознанию сталкиваются выпускники. Теперь вы знаете, на что стоит обратить внимание при подготовке и как себя вести, чтобы не ошибиться на экзамене. А если будет нужна помощь в подготовке контрольных или других письменных работ — смело обращайтесь в наш студенческий сервис!

ФИПИ опубликовал методические материалы по результатам ЕГЭ 2021 года по обществознанию. Какие пробелы в знаниях и умениях зафиксировали эксперты?

1. Выпускники испытывали затруднения:

  • в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25 по критерию 25.1 );
  • в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социальноэкономических и гуманитарных наук (задание 23, 26, 29 по критерию 29.4);
  • в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28 по критериям 28.1 и 28.2);
  • в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме.

2. Вызывает настороженность тот факт, что, выполняя задания высокого уровня сложности, предполагающие приведение примеров (задания 23, 26, 29), участники ЕГЭ практически не привлекают межпредметные связи с другими учебными предметами.

3. Участники ЕГЭ 2021 г. испытали затруднения при выполнении заданий: базового и повышенного уровня сложности по темам «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»; повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса»; «Избирательные системы»; высокого уровня по темам «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс».

4. Как и в предыдущие годы, экзамен 2021 г. показал очевидные проблемы в освоении выпускниками 11 классов социальных ролей, связанных с активным участием в экономической жизни общества (ролей в трудовой сфере, потребителя, налогоплательщика и др.).

5. Выпускники продемонстрировали непонимание функций различных финансовых институтов (в частности, банковской системы), экономических процессов (безработицы, инфляции).

6. Затруднения вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации. Самые «трудные» для участников ЕГЭ 2021 г. (как и участников ЕГЭ 2020 г.) налоги – транспортный, земельный и налог на имущество физических лиц.

7. Наиболее сложная ситуация наблюдается с освоением роли гражданина Российской Федерации. Почти четверть выпускников 11 класса не понимает таких основ конституционного строя Российской Федерации, как социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство. Многие экзаменуемые не понимают смысла п. 3 ст. 38 Конституции Российской Федерации: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» и п. 4 ст. 43: «Основное общее образование обязательно.

8. Следует также отметить непонимание принципов организации государственной власти в Российской Федерации (содержательные элементы «Органы государственной власти Российской Федерации» и «Федеративное устройство Российской Федерации»). Экзамен 2021 г., как и экзамены предыдущих лет, показал, что по-прежнему не все выпускники знают названия высших государственных органов Российской Федерации, затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти / высшим органом власти, должностным лицом Российской Федерации.

9. Как и в 2016–2020 гг., в 2021 г. наблюдается путаница в представлениях экзаменуемых о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации.

10. Участники ЕГЭ демонстрируют проблемы с пониманием смысла понятий «политическая система общества», «избирательная система», «политическое лидерство».

11. Участники ЕГЭ 2021 г. плохо различают административные наказания, дисциплинарные взыскания и способы защиты гражданских прав, наказания за преступления и меры пресечения. По-прежнему, самая распространенная ошибка связана с указанием штрафа и предупреждения как видов дисциплинарных взысканий, лишения свободы как административного наказания, домашнего ареста как уголовного наказания.

Хочешь БЕСПЛАТНО разобрать с опытным преподавателем все детали новых усложнённых вариантов ЕГЭ по обществознанию 2022 года — приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год — дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.

Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, то регистрируйся на наши онлайн-курсы. В этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.


Разбор демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2022 года с сайта ФИПИ

 Источник: doc.fipi.ru


Если материал показался интересным – ставь лайк, делись с друзьями в соцсетях и подписывайся на обновления нашего блога. Кнопку подписки ты найдёшь сразу под постом. Мы пишем о ЕГЭ много (а главное, интересно).

Эта статья на Яндекс.Дзене: https://zen.yandex.ru/media/lancmanoge/tipichnye-oshibki-v-ege-po-obscestvoznaniiu-iz-spravki-fipi-2021-goda-61485e159d150d6120c2b05c

ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников и как их избежать

О. М. Алиева, преподаватель ЕГЭ-Студии

ЕГЭ по обществознанию — один из популярных экзаменов по выбору. Выпускники считают его легким. И при этом допускают на ЕГЭ по обществознанию ужасные, вопиющие, ничем не объяснимые ошибки.

Какие именно типичные ошибки делают абитуриенты на ЕГЭ по обществознанию?

Вот что удалось выявить благодаря специальным исследованиям, результаты которых ежегодно публикует ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений).

1. Ежегодно ЕГЭ по обществознанию показывает очевидные пробелы выпускников в знаниях правового блока.

А ведь эти знания необходимы каждому гражданину России.

Сегодня ты сдаешь ЕГЭ — но в ближайшем будущем ты работник, предприниматель, налогоплательщик, активный участник экономической жизни.

— Например, около 20% участников ЕГЭ не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы.

Вдумайтесь: школьники считают, что законы РФ принимают полицейские. Прямо на месте, в зависимости от ситуации и по своему произволу. Конечно, это абсурд.

— 24% выпускников уверены, что трудовой договор по желанию сторон может быть заключён в устной форме.

Что это значит?

Представьте себе, что директор предприятия говорит сотруднику: «Зачем нам лишние бумаги, давай просто так договоримся, что ты получаешь 100 тысяч рублей в месяц». Проходит месяц, сотрудник рассчитывает получить 100 тысяч… и получает всего 3000 рублей. Претензии не принимаются. «Ничего не знаю, — говорит директор предприятия, — скажи спасибо, что получил хотя бы это».

Значит, все-таки заключение трудового договора в письменной форме необходимо.

— 25% выпускников не знают о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испытания работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе;

Другими словами, не знают о своих правах и обязанностях в качестве работников. Это означает – неготовность ко взрослой жизни в обществе.

— 30% не различают уголовное и гражданское право.

Например, считают, что лишение свободы – это административное наказание.

Задай себе вопрос: как изучение обществознания поможет тебе во взрослой жизни? Ведь тебе придется заключать трудовой договор (и не в устной форме, конечно!). Платить налоги. Знать свои права и обязанности.

2. К сожалению, около трети выпускников не понимает основ конституционного строя Российской Федерации. Не различают функции исполнительной и законодательной власти. Это самая распространенная ошибка.

Без этого невозможно сдать ЕГЭ не то что на высокий – хотя бы на положительный балл.

Важно четко понимать, что такое:

— светское государство,
— социальное государство,
— федеративное государство.

Далеко не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов Российской Федерации.

Доходит до смешного. Некоторые выделяют даже репродуктивную (!) функцию Правительства Российской Федерации (то есть считают, что обязанностью Правительства является зачатие и рождение новых граждан России).

3. Огромное количество ошибок на ЕГЭ по обществознанию ученики делают потому, что просто не понимают или вообще не читают текст задания.

К каждому заданию на ЕГЭ дается инструкция по его выполнению. Но старшеклассники редко их читают и еще реже — адекватно понимают.

Например, в задании с кратким ответом было указано, что в ответ надо записать слово, а участники ЕГЭ записывали вместо слова — словосочетание. Или наоборот.

4. Очень странно, что на ЕГЭ по обществознанию выпускники как будто забывают все то, что они изучали в школе на уроках физики, химии или биологии и практически не привлекают знания из других школьных предметов. Это большая ошибка.

Например, только 23% участников ЕГЭ смогли на примере трёх конкретных деятелей науки и их достижений проиллюстрировать положение о том, что российская наука обогатила мировую науку. Получается, что 67% сдающих ЕГЭ ничего не могли сказать ни о достижениях математиков, физиков, химиков России. Многие вообще не знают, что первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Это значит, что для многих старшеклассников обществознание оказывается оторванным от других школьных предметов. Важно не только заучивать факты и правила, но и выстраивать логические связи между тем, что вы получаете на различных уроках в школе.

5. Еще одна ошибка. Важно отвечать именно на поставленный в задании вопрос, а не на какой-то другой.

Многие участники ЕГЭ по обществознанию с трудом понимают смысл заданий и дают ответы вовсе не на поставленные вопросы, а на какие-то другие.

Поэтому важно, когда вы готовитесь к экзамену, ознакомиться с инструкциями по выполнению заданий и критериями оценивания развернутых ответов.

Это позволит понять, как записывать ответы. Правильно выполнять отдельные задания и контролировать свою работу по времени.

Какие же темы и задания, по мнению ФИПИ, оказались на ЕГЭ по обществознанию самыми сложными?

Начнем с заданий базового уровня (задания 1, 2, 3, 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 21, 22)

Здесь сложные темы – это «Налоги» и «Понятие и виды юридической ответственности». Самые трудные для участников ЕГЭ налоги — транспортный, земельный и налог на доходы физических лиц.

В заданиях повышенного уровня сложности (задания 4, 6, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 20) это темы:

«Постоянные и переменные затраты»,
«Финансовые институты. Банковская система»,
«Основные источники финансирования бизнеса»;
«Избирательные системы»;

В заданиях высокого уровня сложности (задания 23-29) это темы:

«Истина и её критерии»,
«Политическая система общества»,
«Политический процесс», «Конституционный строй»,
«Юридические лица».

Конечно же, это показывает неготовность выпускника и к ЕГЭ по обществознанию. Какой же вывод можно сделать?

К ЕГЭ по обществознанию надо серьезно готовиться. Каждый месяц проходить Репетиционные ЕГЭ (наша ЕГЭ-Студия проводит такие бесплатно). Вдумчиво относиться к заданиям. Думать и анализировать информацию. И понимать, как изучение этого предмета и подготовка к ЕГЭ по обществознанию пригодятся вам не только для сдачи экзамена, но и для дальнейшей жизни.

Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников и как их избежать» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.

Публикация обновлена:
08.01.2023

Обществознание — один из самых распространенных предметов по выбору. Ежегодно выпускники допускают одинаковые ошибки, которые стоят им высоких баллов. Их изучение поможет выявить сложные темы и подготовиться к ним, чтобы в будущем не ошибиться на экзамене. Предупрежден — значит, вооружен.

Ошибки, допущенные в ЕГЭ по обществознанию 2020

Типичные ошибки раздела «Человек и общество»

Ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020, касающиеся блока «Человек и общество», связаны в основном с непониманием понятия истины и ее критериев. Затруднения возникают в заданиях повышенного уровня сложности, то есть в задачах второй части (чаще всего — в раскрытии понятия).

Также стоит обратить внимание на следующие темы:

  • различие между потребностями (биологическими, социальными, духовными), 
  • понятие общества как системы,
  • его типы и сферы,
  • понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». 

Упор стоит сделать на приведение примеров, написание теоретической части эссе и составление плана.

Частые ошибки раздела «Экономика»

Экономика — один из самых сложных блоков, на который приходятся почти все ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020. Они касаются даже заданий базового уровня (особенно много в теме «налогообложение»). Также непонимание вызывают финансовые институты, источники финансирования и банковская система.

Отдельно стоит отметить неумение выпускников решать экономические задачи, работать с кривыми спроса и предложения (и графиками соответственно).

Сложности возникают как в номерах с кратким ответом, так и при решении задач второй части.

Типичные ошибки раздела «Социальные отношения»

Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 в блоке «Социальные отношения» связаны с понятием «социализация». Также стоит отметить неумение решать задания повышенной сложности на социальную мобильность и стратификацию, пробелы в знаниях социальных (в особенности правовых) норм.

Большинство трудностей блока выявлено именно в заданиях второй части, связанных с составлением плана, раскрытием понятия и приведением примеров.

Ошибки ЕГЭ: трудные темы в обществознании 2020

Ошибки раздела «Политика»

Ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020, касающиеся политики, вызваны непониманием различия между понятиями форма правления и форма государственного устройства. Традиционно сложности возникают с заданиями по Конституции РФ (в 2021 году стоит принять во внимание поправки при решении заданий).

Отдельно стоит отметить незнание выпускниками органов государственной власти и их компетенций, признаков федеративного устройства, путаницу в разделении полномочий между центром и субъектами.

Большая часть трудностей приходится на задания на сопоставления в первой части. Также они возникают при раскрытии сущности термина, формулировании пунктов плана.

Распространенные ошибки раздела «Право»

Наряду с экономикой, право — один из сложнейших разделов экзамена. Как и в блоке «Политика», типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 в этом разделе связаны с незнанием Конституции РФ, а также КоАП РФ и ГК РФ. Неумение отличить виды правонарушений (особенно — административные и гражданские) и отрасли права в принципе нередко приводит к потере баллов на экзамене.

Также сложности в этом блоке возникают с заданиями на трудовой договор, связанные с незнанием прав и обязанностей работника и работодателя. Также трудными оказываются задачи на знание СК РФ (заключение и расторжение брака, брачный договор, обязанности супругов).

Отдельно стоит обратить внимание при подготовке на судебную систему в целом, а конкретно на задачи и структуру правоохранительных органов.

Таким образом, типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 касаются в основном блоков «Экономика» и «Право», поэтому им стоит уделить особое внимание и больше всего времени при подготовке к экзамену. Однако, чтобы получить высокий балл, не стоит забывать о сложных темах других разделов.

Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
рассказали о самых распространенных ошибках одиннадцатиклассников
на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) по обществознанию, сообщает «Российская газета».

До выпускных экзаменов остается меньше месяца, испытания начинаются
31 мая. Обществознание стало одним из самых популярных предметов,
15 июня его собираются написать примерно 354 тысячи школьников.

В то же время, по результатам прошлых лет, результаты не всегда самые
лучшие — почти каждый пятый из сдающих не дотягивал до «тройки».

«Примерно пятая часть участников выбирает обществознание как не самый
сложный предмет ЕГЭ или как запасной вариант. Это достаточно слабо
подготовленные выпускники, надеющиеся на то, что общих представлений
на бытовом уровне, здравого смысла, отрывочных знаний хватит для
поступления хотя бы в какой-то вуз», — рассказали в ФИПИ.

По данным экспертов, надо ошибок на ЕГЭ по обществознанию из года в год типичен. 

  • Примерно 20 процентов сдающих обществознание школьников не совсем
    понимают, чем занимаются полиция и прокуратура. Некоторые полагают, что
    правоохранительные органы принимают законы.
  • Около трети сдающих ЕГЭ по обществознанию не различают гражданское и уголовное право.
  • Еще около четверти, 25 процентов, не знают условия установления
    испытательного срока при приеме на работу и сроки заключения трудового
    договора.
  • Кроме того, не все выпускники знают список высших государственных
    органов в РФ и не все различают функции исполнительной и законодательной
    власти. 
  • Непростыми для одиннадцатиклассников оказались и задания,
    касающиеся системы налогов в России. По результатам ЕГЭ-2020, наибольшие
    трудности представляли земельный, транспортный налоги и налог на доходы
    физических лиц.

Как совеют эксперты ФИПИ, главное, на что нужно обратить внимание, —
в этом году задания ЕГЭ по обществознанию основаны на тексте действующей
Конституции России с учетом принятых в прошлом году поправок.

«В содержании задания 14 отражены добавленные полномочия субъектов государственной власти России (статьи 83, 102, 103, 114 Конституции РФ). Рекомендуем обратить внимание на содержание статьи 118. При выполнении заданий с развернутым ответом, например при написании плана по темам „Президент Российской Федерации“, „Федеральное Собрание Российской Федерации“, „Правительство Российской Федерации“, необходимо приводить информацию с учетом изменений, одобренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года», — напомнили в ФИПИ.

9 октября 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самые частые ошибки в ЕГЭ по обществознанию

В Федеральном институте педагогических измерений назвали типичные ошибки, которые выпускники допускали на ЕГЭ-2020, а также дали рекомендации по подготовке к экзамену 2021 года.

1. Около трети выпускников не понимает таких основ конституционного строя Российской Федерации, как светское государство, социальное государство, федеративное государство.

2. Участники ЕГЭ 2020 года плохо различают административные наказания, дисциплинарные взыскания и способы защиты гражданских прав, наказания за преступления и меры пресечения. По-прежнему самая распространенная ошибка связана с указанием штрафа и предупреждения как видов дисциплинарных взысканий, а лишения свободы как административного наказания.

3. Почти 20% участников ЕГЭ-2020 не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы.

4. Около 25% экзаменуемых не знают о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испытания работника (в целях проверки его соответствия поручаемой работе).

5. Примерно треть экзаменуемых не понимает сущности гражданского права и не различает уголовное и гражданское право.

6. По-прежнему не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов Российской Федерации. Самая распространенная ошибка при выполнении подобных заданий связана с неразличением назначения и функций законодательной и исполнительной власти. Некоторые выпускники заблуждаются, выделяя даже репродуктивную (!) функцию Правительства Российской Федерации.

7. Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации. Самые «трудные» для участников ЕГЭ 2020 г. налоги — транспортный, земельный и налог на доходы физических лиц.

Источник: rg.ru

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Обществознание – наиболее массовый ЕГЭ, поэтому уровень подготовки участников экзамена неоднородный. Эксперты связывают популярность с тем, что результаты экзамены требуются для поступления на широкий спектр специальностей.

Как выглядит ЕГЭ по обществознанию

КИМы по обществознанию состояли из двух частей и включали в себя 29 заданий, разной формы и уровнем сложности.

В часть 1 входило 20 заданий с кратким ответом: 10 из них базового уровня и 10 заданий повышенного уровня. Часть 2 содержала 9 заданий с развёрнутым ответом. Туда так же входили задания базового уровня – №21 и №22 — и 7 заданий высокого уровня сложности. В этой части экзаменуемый ответ формулировал самостоятельно в развёрнутом виде.

В №1-3 проверяли знание и понимание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.

Для выполнения заданий 4–19 необходимо было уметь научным языком характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

В этой группе заданий можно было встретить пять тематических модулей из курса обществознания: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6); экономика (задания 7–10); социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13–15); право (задания 16–19).

Чтобы справиться с №20, выпускник должен уметь систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

В №21–24 необходимо было выполнить задания на основе приведённого текста. В задание 25 требовалось раскрыть смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Для выполнения задания 26 нужно было привести примеры, которые бы проиллюстрировали предложенные обществоведческие термины.

№27 выглядел, как задача по актуальной социальной проблеме. Чтобы решить её, выпускник должен был проанализировать данную информацию, объяснить связь между социальными объектами, аргументировать и сделать выводы.

В задании 28 экзаменуемого просили составить развернутый план, по которому можно было бы объяснить тему из обществознания. Завершало работу задание 29, в котором надо было написать мини-сочинение по одной из пяти предложенных тем.

Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления в разные вузы с широким спектром специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к достижению минимального балла.)

Где большего всего допускали ошибки

Большинство выпускников успешно выполнило задания базового уровня. Тем не менее, самые слабые результаты получили экзаменуемые, которым попались такие темы, как «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»; заданий повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы»; заданий высокого уровня по темам «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица».

В то же время участники 2019 года плохо справились с заданием 10 на анализ экономической информации, представленной в виде рисунка (графика спроса/предложения) – 46,9%.

Выпускники испытали затруднения:

 – в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25.1 8 – 32% выполнения);

 – в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 27%; задание 26 – 31%;)

 – в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28 – 24%; 28.1 — 18%, 28.2  9%);

 – в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме (задания 24 по тексту – 26%, мини-сочинения по критериям 29.2 и 29.3 соответственно —  27% и 22%).


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Всё о поступлении: что такое целевое направление и где его взять

Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) рассказали о типичных ошибках, которые совершают старшеклассники при написании ЕГЭ по обществознанию. Прежде всего они отметили, что экамен, которые выпускники самонадеянно выбирают как один из самых лёгких, не сдаёт совсем примерно 25% ребят

«Примерно пятая часть участников выбирает обществознание как не самый сложный предмет ЕГЭ или как запасной вариант. Это достаточно слабо подготовленные выпускники, надеющиеся на то, что общих представлений на бытовом уровне, здравого смысла, отрывочных знаний хватит для поступления хотя бы в какой-то вуз», — поясняют в ФИПИ.

20% тех, кто сдавал обществознание в прошлом году, оказались не готовы к вопросам о том, чем занимается прокуратура и полиция. Около 30% не знают отличий между уголовным и гражданским правом. 25% понятия не имеют, что такое испытательный срок при приёме на работу и о том, на какой срок может быть заключен трудовой договор. Другие темы, дающиеся с трудом — функции законодательной и исполнительной власти в РФ, а также система налогообложения. 

Эксперта рассказывают, что в ЕГЭ-2021 по обществознанию важно обратить внимание на изменения в Конституции РФ, принятые в 2020 году. 

9 октября 2020

В закладки

Обсудить

Жалоба

Самые частые ошибки в ЕГЭ по обществознанию

В Федеральном институте педагогических измерений назвали типичные ошибки, которые выпускники допускали на ЕГЭ-2020, а также дали рекомендации по подготовке к экзамену 2021 года.

1. Около трети выпускников не понимает таких основ конституционного строя Российской Федерации, как светское государство, социальное государство, федеративное государство.

2. Участники ЕГЭ 2020 года плохо различают административные наказания, дисциплинарные взыскания и способы защиты гражданских прав, наказания за преступления и меры пресечения. По-прежнему самая распространенная ошибка связана с указанием штрафа и предупреждения как видов дисциплинарных взысканий, а лишения свободы как административного наказания.

3. Почти 20% участников ЕГЭ-2020 не знают целей деятельности прокуратуры и полиции и считают, что правоохранительные органы принимают законы.

4. Около 25% экзаменуемых не знают о возможных сроках заключения трудового договора и условиях испытания работника (в целях проверки его соответствия поручаемой работе).

5. Примерно треть экзаменуемых не понимает сущности гражданского права и не различает уголовное и гражданское право.

6. По-прежнему не все выпускники средней школы знают названия высших государственных органов Российской Федерации. Самая распространенная ошибка при выполнении подобных заданий связана с неразличением назначения и функций законодательной и исполнительной власти. Некоторые выпускники заблуждаются, выделяя даже репродуктивную (!) функцию Правительства Российской Федерации.

7. Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации. Самые «трудные» для участников ЕГЭ 2020 г. налоги — транспортный, земельный и налог на доходы физических лиц.

Источник: rg.ru

Обществознание — один из самых распространенных предметов по выбору. Ежегодно выпускники допускают одинаковые ошибки, которые стоят им высоких баллов. Их изучение поможет выявить сложные темы и подготовиться к ним, чтобы в будущем не ошибиться на экзамене. Предупрежден — значит, вооружен.

Ошибки, допущенные в ЕГЭ по обществознанию 2020

Типичные ошибки раздела «Человек и общество»

Ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020, касающиеся блока «Человек и общество», связаны в основном с непониманием понятия истины и ее критериев. Затруднения возникают в заданиях повышенного уровня сложности, то есть в задачах второй части (чаще всего — в раскрытии понятия).

Также стоит обратить внимание на следующие темы:

  • различие между потребностями (биологическими, социальными, духовными), 
  • понятие общества как системы,
  • его типы и сферы,
  • понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». 

Упор стоит сделать на приведение примеров, написание теоретической части эссе и составление плана.

Частые ошибки раздела «Экономика»

Экономика — один из самых сложных блоков, на который приходятся почти все ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020. Они касаются даже заданий базового уровня (особенно много в теме «налогообложение»). Также непонимание вызывают финансовые институты, источники финансирования и банковская система.

Отдельно стоит отметить неумение выпускников решать экономические задачи, работать с кривыми спроса и предложения (и графиками соответственно).

Сложности возникают как в номерах с кратким ответом, так и при решении задач второй части.

Типичные ошибки раздела «Социальные отношения»

Типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 в блоке «Социальные отношения» связаны с понятием «социализация». Также стоит отметить неумение решать задания повышенной сложности на социальную мобильность и стратификацию, пробелы в знаниях социальных (в особенности правовых) норм.

Большинство трудностей блока выявлено именно в заданиях второй части, связанных с составлением плана, раскрытием понятия и приведением примеров.

Ошибки ЕГЭ: трудные темы в обществознании 2020

Ошибки раздела «Политика»

Ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020, касающиеся политики, вызваны непониманием различия между понятиями форма правления и форма государственного устройства. Традиционно сложности возникают с заданиями по Конституции РФ (в 2021 году стоит принять во внимание поправки при решении заданий).

Отдельно стоит отметить незнание выпускниками органов государственной власти и их компетенций, признаков федеративного устройства, путаницу в разделении полномочий между центром и субъектами.

Большая часть трудностей приходится на задания на сопоставления в первой части. Также они возникают при раскрытии сущности термина, формулировании пунктов плана.

Распространенные ошибки раздела «Право»

Наряду с экономикой, право — один из сложнейших разделов экзамена. Как и в блоке «Политика», типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 в этом разделе связаны с незнанием Конституции РФ, а также КоАП РФ и ГК РФ. Неумение отличить виды правонарушений (особенно — административные и гражданские) и отрасли права в принципе нередко приводит к потере баллов на экзамене.

Также сложности в этом блоке возникают с заданиями на трудовой договор, связанные с незнанием прав и обязанностей работника и работодателя. Также трудными оказываются задачи на знание СК РФ (заключение и расторжение брака, брачный договор, обязанности супругов).

Отдельно стоит обратить внимание при подготовке на судебную систему в целом, а конкретно на задачи и структуру правоохранительных органов.

Таким образом, типичные ошибки ЕГЭ по обществознанию 2020 касаются в основном блоков «Экономика» и «Право», поэтому им стоит уделить особое внимание и больше всего времени при подготовке к экзамену. Однако, чтобы получить высокий балл, не стоит забывать о сложных темах других разделов.

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Обществознание – наиболее массовый ЕГЭ, поэтому уровень подготовки участников экзамена неоднородный. Эксперты связывают популярность с тем, что результаты экзамены требуются для поступления на широкий спектр специальностей.

Как выглядит ЕГЭ по обществознанию

КИМы по обществознанию состояли из двух частей и включали в себя 29 заданий, разной формы и уровнем сложности.

В часть 1 входило 20 заданий с кратким ответом: 10 из них базового уровня и 10 заданий повышенного уровня. Часть 2 содержала 9 заданий с развёрнутым ответом. Туда так же входили задания базового уровня – №21 и №22 — и 7 заданий высокого уровня сложности. В этой части экзаменуемый ответ формулировал самостоятельно в развёрнутом виде.

В №1-3 проверяли знание и понимание биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов и т.п.

Для выполнения заданий 4–19 необходимо было уметь научным языком характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

В этой группе заданий можно было встретить пять тематических модулей из курса обществознания: человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6); экономика (задания 7–10); социальные отношения (задания 11, 12); политика (задания 13–15); право (задания 16–19).

Чтобы справиться с №20, выпускник должен уметь систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию.

В №21–24 необходимо было выполнить задания на основе приведённого текста. В задание 25 требовалось раскрыть смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте. Для выполнения задания 26 нужно было привести примеры, которые бы проиллюстрировали предложенные обществоведческие термины.

№27 выглядел, как задача по актуальной социальной проблеме. Чтобы решить её, выпускник должен был проанализировать данную информацию, объяснить связь между социальными объектами, аргументировать и сделать выводы.

В задании 28 экзаменуемого просили составить развернутый план, по которому можно было бы объяснить тему из обществознания. Завершало работу задание 29, в котором надо было написать мини-сочинение по одной из пяти предложенных тем.

Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления в разные вузы с широким спектром специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к достижению минимального балла.)

Где большего всего допускали ошибки

Большинство выпускников успешно выполнило задания базового уровня. Тем не менее, самые слабые результаты получили экзаменуемые, которым попались такие темы, как «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности»; заданий повышенного уровня по темам «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы»; заданий высокого уровня по темам «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица».

В то же время участники 2019 года плохо справились с заданием 10 на анализ экономической информации, представленной в виде рисунка (графика спроса/предложения) – 46,9%.

Выпускники испытали затруднения:

 – в раскрытии смысла понятия, использовании понятия в заданном контексте (задание 25.1 8 – 32% выполнения);

 – в раскрытии на примерах изученных теоретических положений и понятий социально-экономических и гуманитарных наук (задание 23 – 27%; задание 26 – 31%;)

 – в составлении плана ответа по конкретной теме (задание 28 – 24%; 28.1 — 18%, 28.2  9%);

 – в привлечении обществоведческих знаний для объяснения своего мнения по определенной проблеме (задания 24 по тексту – 26%, мини-сочинения по критериям 29.2 и 29.3 соответственно —  27% и 22%).


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Всё о поступлении: что такое целевое направление и где его взять

  • Фильмы про роковую ошибку
  • Фильмы про ошибки киллеров
  • Фильмы про врачебные ошибки русские
  • Фильмы похожие на роковая ошибка
  • Фильмы похожие на ошибку времени