Примеры решения задач контрольной работы.
-
Дайте полную логическую характеристику понятию.
-
Соседний
-
Решение:
общее, нерегистрирующее, несобирательное,
положительное, абстрактное, соотносительное
(мыслится не отдельно, соотносится со
свойством «не один», «рядом с чем-либо
другим»).
-
Приведите по два предложения, в которых данное понятие использовалось бы в разных смыслах – собирательном и разделительном.
-
Сочинения
Ф.М. Достоевского
-
Решение:
«Сочинения Ф.М. Достоевского составляют
несколько томов» – в собирательном
смысле. Этого нельзя сказать о каждом
сочинении Ф.М. Достоевского.
«Сочинения
Ф.М. Достоевского отличаются глубоким
психологизмом» — в разделительном
смысле. Это можно утверждать о каждом
произведении Ф.М. Достоевского.
-
Н
а
схемах понятие «чашка» обозначено
буквой В3. Подберите
остальные понятия, обозначенные на
схемах другими буквами, и укажите вид
отношений, в которых находятся понятия
(для каждой схемы).
Решение.
В4
– блюдце; А – чайная посуда; В – посуда,
предназначенная для чаепития; В1
– фарфоровая посуда; В2
– посуда; В5
– посуда для жаркого; В6
– не-чайная посуда.
-
Определите вид отношений между данными понятиями и изобразите их в виде кругов Эйлера.
-
Верующий
(А), православный (В), католик (С), европеец
(D)
-
Решение.
Розовый
– православные верующие, которые живут
в Европе;
темно-зеленый – католики
верующие, живущие в Европе;
светло-зеленый
– верующие прочих конфессий, живущие
в Европе.
Оставшаяся часть А, В, С –
верующие, живущие не в Европе; оставшаяся
часть D – неверующие
европейцы.
-
Обобщите и ограничьте понятие.
-
Акция
-
Решение.
«Акция – ценная бумага» — обобщение.
«Акция – акция Газпрома» – ограничение.
-
Назовите операцию, проведенную с понятием. Правильно ли она выполнена? в случае ошибки предложите правильный ответ.
-
Письменный
стол – ящик
-
Решение.
Ограничение, выполнено неверно: понятие
«письменный стол» не является родовым
к понятию «ящик». Верно: «письменный
стол – полированный письменный стол».
-
Мобильный
телефон Nokia – мобильный
телефон – вид связи
Решение.
Обобщение, на первом шаге выполнено
правильно, а потом с ошибкой: мобильный
телефон не является видом связи, а
является устройством, обеспечивающим
телефонную связь. Правильно: «Мобильный
телефон Nokia – мобильный
телефон – телефонный аппарат».
-
Какие
из данных примеров являются определениями
понятий, какие – приемами, сходными с
определением, а какие не могут быть
отнесены к операции определения понятия?
Охарактеризуйте определения согласно
классификации определений. Назовите
вид приема, сходного с определением.-
Народ
– автор и актер собственной жизненной
драмы.
-
Решение.
Не является ни определением понятия,
ни приемом сходным с определением.
-
Инструмент
для измерения на местности вертикальных
и горизонтальных углов называется
теодолитом.
Решение.
Определение, явное, номинальное (в
определении используется термин
«называется», понятие является термином),
через род (родовое понятие − инструмент
для измерения) и видовое отличие (видовые
признаки – используется на местности,
измеряет вертикальные и горизонтальные
углы).
-
«Все
S есть Р» – схема
общеутвердительного суждения.
Решение.
Определение, неявное, остенсивное.
-
Шар
можно получить, вращая полукруг (или
круг) вокруг его диаметра.
Решение.
Определение, явное, реальное, генетическое.
-
«Мысли
жужжали в его голове, словно большие
летние мухи у окна».
Решение.
Прием, заменяющий определение, –
сравнение.
-
«—
Человек! — огрызнулся он. — Человеческий
детеныш! Смотри.
Прямо
перед ним, держась за низко растущую
ветку, стоял голенький смуглый ребеночек,
едва научившийся ходить, — мягкий, весь
в ямочках, крохотный живой комочек.
Такой крохотный ребенок еще ни разу не
заглядывал в волчье логово ночной порой.
Он посмотрел в глаза Отцу Волку и
засмеялся». (Р. Киплинг. Маугли)
Решение.
Прием, заменяющий определение, –
описание.
-
Произведите
анализ определений через род и видовое
отличие: укажите определяемое и
определяющее понятия; в последнем –
род и видовое отличие. Установите
правильность определений; в неправильных
определениях укажите нарушенное
правило. Сформулируйте правильное
определение.-
Физика
– не гуманитарная наука.
-
Решение.
Определяемое понятие – физика.
Определяющее понятие – не гуманитарная
наука. Род – наука. Видовое отличие –
не гуманитарная. Ошибка определения –
отрицательное определение положительного
понятия. Правильное определение: «Фи́зика
(от др.-греч.
φύσις
«природа») — наука,
изучающая наиболее общие и фундаментальные
закономерности, определяющие структуру
и эволюцию материального мира».
-
Держава
– большое независимое государство,
ведущее самостоятельную политику.
Решение.
Определяемое
понятие – держава. Определяющее понятие
– большое
независимое государство, ведущее
самостоятельную политику.
Род – государство. Видовые отличия –
большое,
независимое, ведущее самостоятельную
политику. Определение правильное.
Правила не нарушены.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Изобразить с помощью кругов Эйлера отношения между понятиями: равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник.
Решение:
… Читать далее
06.11.2011, 19:47 | ||||||
|
… Читать далее
06.11.2011, 19:49 | |
Решение:
Мошенник – это человек, занимающийся мошенничеством. Данное определение не является корректным, так как нарушено правило определения. Определение содержит тавтологию, то есть мошенник определяется через мошенничество Физика – не гуманитарная наука. Данное определение также не корректно, так |
… Читать далее
06.11.2011, 19:51 | |
Решение:
— Студенты делятся на отличников, успевающих и неуспевающих. Данное деление ошибочно, так как деление должно производится по одному основанию. Данное деление является неполным делением, так как не перечислены хорошисты, троечники и двоечники; деление с лишними |
… Читать далее
Сделайте вывод из посылок. Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем. 2.2) Боль подтачивает силы человека. Никакая боль нежела
[ Скачать с сервера (30.5Kb) ] | 05.01.2014, 21:40 |
полное решение лучше скачать |
… Читать далее
Вариант 2
- А) определить виды понятий: старт, галактика, группа Ю-51, формальность, староста, Москва, столица Франции, защитник.
Решение:
Понятие «старт» по объему является общим (под стартом в данном случае понимаем место, откуда начинается, например состязание)
По содержанию понятие «старт» является конкретным,
… Читать далее
Подберем понятия в 21 веке, отношения между которыми будут удовлетворять следующей схеме.
Решение:
А- «обладатели белого»
В – «имеющие белый оттенок»
С – «черная ворона»
D – «птицы»
… Читать далее
06.12.2015, 12:30 | |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ Задание 2. Определите отношения между следующими понятиями и изобразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера): |
… Читать далее
Подборка по базе: 12 и 13 вопросы.docx, Тема 6. Вопросы.docx, Древный мир вопросы.docx, 2. Вопросы для обсуждения.pdf, Тестовые вопросы к Разделу 6.docx, История. Тестовые вопросы для самопроверки к разделу 4.docx, Экономика труда 45 вопросов.docx, Основы философии. Тестовые вопросы к разделу 1.docx, ТЕСТ 50 вопросов без отв.docx, 2 вопрос.doc
Вопрос 1
Конституция РФ, Конституция США
Врач Доктор
Ненастье, Непогода
Компромисс, Соглашение
Дорога, автомагистраль
Негативный, Отрицательный
Языкознание —
Глава правительства, председатель правительства
Староста группы,
фюрер
Криминальный, Преступный
Вопрос 3
Вопрос 2
- Образное выражение, поговорка. Род вид
- Военно-морской флот, эскадра. Части и целого
- Трагедия, пьеса. Род вид
- Институт, факультет. Части и целого
- Система права, гражданское право. Части и целого
- Политика, социальная политика. Род вид
Вопрос 4
1.Нотариус, юрист, человек
2. Янтарь, древняя смола, минерал
3. Памятник, мрамор, горная порода
4. Симферополь, город Крыма, город России
5. Приветствие, я не придумал
6. Оптимизм, Позитивное мышление, мышление
Вопрос 5
- Осень, месяц осени, октябрь
- Преступление, уголовное преступление, убийство
- Сырок «Б.Ю. Александров», Вкусный Сырок «Б.Ю. Александров», Сырок «Б.Ю. Александров» в молочном шоколаде
- Деньги, рубли, 100 рублей
- Родственник, родственник по папиной линии, дедушка по папиной линии
- Ночь, глубокая ночь, 3 часа ночи
Вопрос 6
- Студент – это учащийся. — Нарушено правило соразмерности
- Дееспособность – это способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственности за совершенные правонарушения. +
- Феодализм – общественный строй, основанный на эксплуатации. +
- Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством. — Определение не должно содержать в себе круга
- Физика – не гуманитарная наука. — Определение не должно быть отрицательным
- Народ – автор и актер собственной жизненной драмы. – мне не нравится
- Истина – дочь разума, мать мудрости. — Определение должно быть ясным
- Сезонными признаются работы, которые выполняются в течение сезона. — Определение не должно содержать в себе круга
- Саботаж – преднамеренный срыв работы путем сознательно плохого её исполнения. +
- Грабеж – преступление против собственности. +
Вопрос 7
- По характеру психической активности память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Деление
- Привычки бывают полезные или вредные. Деление
- Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Расчленение
- Территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними. Расчленение
- К основным элементам музыки относятся ритм, лад, темп, тембр. Расчленение
- Существуют дневная, вечерняя и заочная форма обучения в ВУЗе. Деление
Вопрос 8
- Соучастниками преступления являются подстрекатели и пособники преступления. – неполное деление
- К ценным бумагам относятся акции и чеки. – Неполное деление
- Языки делятся на естественные, искусственные и народные. — Деление должно проводится по одному основанию.
- Речь бывает устной, письменной и заумной. — Члены деления должны исключать друг друга
- Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно. +
- Проступки бывают административные, дисциплинарные и аморальные. Я не знаю
Вопрос 9
- Музыка — народная музыка, духовная музыка, академическая музыка и популярная музыка
- Игра
- Государство – унитарное, федеративное
- Источник знания.
- Друг.
- Шоколад. – молочный, горький, белый
1. Какой вклад в развитие логики внес немецкий ученый и философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716)? (Дайте развернутый ответ. Укажите использованную литературу)
2. Установите, в каком смысле – собирательном или разделительном употребляются выделенные понятия.
1) Наука – это специфический социальный институт.
2) Наука – сложная система исследовательской деятельности. направленной на приобретение новых знаний.
3. Укажите положительные и отрицательные понятия:
1) зазнайство
2) антифашист
3) неряха
4) невежество
4. Определите, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными:
1) возможность
2) Север
3) технологии
4) воспитатель
5. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
1) преступление
2) гуманизм
3) трудовой договор
4) право
6. Установите правильность следующих определений. В неправильных определениях установите, какое правило нарушено.
1) Философия – это тип мировоззрения.
2) Физика – не гуманитарная наука.
3) Озеро – это большой замкнутый водоем с пресной водой.
4) Счастье – это когда тебя понимают.
7. Даны атрибутивные суждения:
1) Общие понятия делятся на регистрирующие и нерегистрирующие.
2) Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
В каждом суждении
1) найдите субъект (S), предикат (P), связку;
2) если необходимо, приведите в правильную логическую форму;
3) укажите, если оно есть, кванторное слово;
4) приведите схемы суждений;
5) определите количество и качество суждений.
Образец:
Некоторые студенты иногда опаздывают на занятия.
1) В правильной логической форме:
Некоторые студенты есть иногда опаздывающие на занятия.
2) Субъект (S) – студенты.
Предикат (P) – иногда опаздывающие на занятия.
Связка (есть) явно не выражена.
3) Кванторное слово – некоторые.
4) Схема суждения:
Некоторые S есть Р.
5) Суждение по количеству частное, по качеству – утвердительное.
8. Установите вид модальности следующих высказываний:
1) Ничто не является вместе хорошим и безразличным.
2) Принудительный труд запрещен.
3) Автор обязан знать элементы подготовки рукописи к набору.
9. Проверьте правильность превращения. В неправильном превращении сделайте правильный вывод. Составьте схему вывода.
Некоторые нарушители несовершеннолетние.
Некоторые нарушители совершеннолетние.
10. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения. Составьте схему вывода.
1) Все студенты юридических вузов изучают логику.
2) Некоторые военнослужащие – связисты.
11. Сделайте вывод (если это возможно) путем противопоставления предикату. Составьте схему вывода.
1) Всякий закон является нормативно-правовым актом.
2) Не все работники являются нарушителями трудовой дисциплины.
12. Сделайте полный разбор силлогизма (укажите термины, меньшую и большую посылки, заключение, распределенность терминов, фигуру и модус).
Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он привлечен к уголовной ответственности.
13. Сделайте вывод из посылок. Определите фигуру силлогизма. С помощью правил фигур установите, следует ли вывод с необходимостью.
Свидетели обязаны давать правдивые показания, а Иванов — свидетель.
Образец:
1) Делаем вывод из посылок:
Некоторые юристы (М) – адвокаты (Р).
Семенов (S) – юрист (М).
Семенов (S) – адвокат (Р).
2) Рисуем и определяем фигуру:
М Р
S М
1-я фигура.
3) Нарушено правило большей посылки, которая должна быть общей.
14. Подберите аргументы и постройте прямое доказательство.
1) «Один свидетель – не свидетель» (латинское изречение)
2) «Всякая болезнь общества ведет к порабощению личности» (Ч.Х. Кули)
15. Какие ошибки допущены в доказательстве?
«Мне не нравится твой друг. И не спорь со мной! Губы у него тонкие, что говорит о его злом характере, лоб – маленький, что говорит о невысоком интеллекте, кроме того у него очень небрежный почерк – это говорит о его излишней торопливости и невнимательности к людям».
16. Представьте себе ситуацию, в которой ваш случайный незнакомый собеседник утверждает: «Вы плохо учились в школе!» Кто должен обосновывать эту мысль: наш новый знакомый или вы сами? Что может быть достаточным основанием для того, чтобы это утверждение было правильным?
Семинар
Тема: «Понятие».
1.
Определите вид понятий:
1.1.
Война 1812 года
–
по объему: единичное (в объём понятия входит только один объект).
–
по характеру признаков: отрицательное, безотносительное;
–
по типу обобщаемых предметов: конкретное, не собирательное.
1.2.
Беспорядок
–
по объему: общее, не регистрирующее;
–
по характеру признаков: отрицательное, безотносительное;
–
по типу обобщаемых предметов: конкретное, не собирательное.
1.3.
Шерлок Холмс
–
по объему: единичное (в объём понятия входит только один объект).
–
по характеру признаков: положительное, безотносительное;
–
по типу обобщаемых предметов: конкретное, не собирательное.
2.
Дайте полную логическую характеристику понятиям:
2.1.
Преподаватель – простое, общее, не регистрирующее; положительное,
относительное; конкретное, не собирательное.
2.2.Смелость
космонавта Гагарина – дескриптивное, единичное, положительное,
безотносительное; абстрактное, не собирательное.
2.3.
Безнравственность – простое, общее, не регистрирующее; отрицательное,
относительное; абстрактное, не собирательное.
3.
Определите вид отношений между понятиями и изобразите их при помощи круговых
схем (кругов Эйлера):
3.1.
Автор романа «Война и мир» (А). Писатель (В). Русский писатель (С). Классик
(Е).
Виды
отношений между понятиями – подчинение, соподчинение, пересечение.
« Все А, С,
Е суть В»;
« Некоторые А
суть»; « Некоторые С суть Е»;
« Некоторые
А не суть Е »; « Некоторые С не суть Е»;
3.2.
Мать (А). Дочь (В). Сестра (С).
Виды
отношений между понятиями – подчинение, соподчинение, пересечение.
« Все А суть
В»; « Некоторые В суть А»; « Некоторые В не суть А»;
« Некоторые
А суть С»; « Некоторые С суть А»; « Некоторые С не суть А»;
« Некоторые В
суть С»; « Все С суть В»;
3.3.
Изобразительное искусство (А). Живопись (В). Графика (Е). Скульптура (С).
Виды
отношений между понятиями – соподчинение,
« Все В суть
А»; « Все Е суть А»; « Все С суть А»;
« Некоторые А
суть В»; « Некоторые А суть С»; « Некоторые А суть Е»;
« Ни одно С
не суть В»; « Ни одно Е не суть В»; « Ни одно В не суть С»; « Ни одно В не
суть Е»;
4.
Произведите обобщение понятий:
4.1.
Трудовой кодекс РФ — законодательный акт – документ.
4.2.
Ректор – человек с руководящей должностью в ВУЗЕ — человек.
4.3.
Книга – печатное издание- издание .
5.
Произведите ограничение понятий:
5.1.
Закон — Закон РФ — Федеральный закон РФ
«О связи».
5.2.
Политика — внутренняя политика государства — внутренняя политика РФ.
5.3.
Осень — холодная осень — холодная осень 1916 года.
6.
Установите правильность следующих определений. Если определение понятия
произведено неверно, укажите допущенные ошибки.
6.1.
Грабеж – преступление против собственности.
Данное определение
неправильное, потому что в нем нарушено правило соразмерности — Слишком широкое определение.
6.2. Физика не гуманитарная
наука.
Данное
определение неправильное, потому что в нем нарушено правило:
определение не может быть построено только на отрицании.
6.3.
Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
Данное
определение неправильное, потому что в нем нарушено правило запрет
на «круг» в определении, т. е. на использование одного и того же понятия как
определяемого и как определяющего в рамках одной дефиниции.
7.
Определите, в каком случае имеет место деление понятия, а в каком – расчленение
на части.
7.1.
Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов — деление понятия
по видообразующему признаку
(основание деления — состав частиц).
7.2.
Знание может быть донаучным, вненаучным и научным — деление понятия по
видообразующему признаку (основание деления —
формы знания).
7.3.
Привычки бывают полезные и вредные. Дихотомическое
деление. Основание деления — наличие или отсутствие признака полезности.
Семинар 2.
Тема: «Суждение».
1.
Определите вид суждения:
1.1.
Маршал Рокоссовский – выдающийся полководец Второй мировой войны.
Атрибутивное
суждение: по качеству — утвердительное, по количеству- единичное,
общеутвердительное
(А): « S есть
Р».
1.2.
В атмосфере Сатурна нет кислорода.
Cуждение существования (экзистенциальное),
выражающие факт существования или несуществования предмета.
1.3.
Сочи южнее Санкт-Петербурга.
Релятивное
(относительное) суждение.
2.
Укажите, какие из перечисленных суждений являются разделительными, а какие —
соединительными:
2.1.
Лебедь рвется в облака.
Рак пятится назад, а щука тянет в воду. (И.А. Крылов) — соединительное.
2.2.
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего веретена. (А.С. Пушкин) — разделительное.
2.3.
Ценная бумага может быть предъявительской, ордерной и именной — разделительное.
3.
Определите вид суждения по объединенной классификации.
3.1.
Некоторые договоры являются односторонними.
Частноутвердительное (I): «Некоторые S есть Р».
3.2.
Маршал Рокоссовский – выдающийся полководец Второй мировой войны.
Общеутвердительное
(А): « S есть Р».
3.3.
Некоторые государства не являются федерациями.
Частноотрицательное
(О): «Некоторые S не есть Р».
3.4.
Ни один цыпленок не занимается фигурным катанием.
Общеотрицательное
(E): «Ни одно S не есть Р».
4.
Используя сводную таблицу истинности, установите истинность или ложность
следующих суждений:
4.1.
Уголовное дело не может быть возбуждено (А) за отсутствием состава преступления
( В).
Формула:
В® А
А |
В |
В® А |
Л |
Л |
И |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
И |
И |
И |
И |
4.2.
Его любимые писатели Лев Толстой (В) и Максим Горький (А).
Формула:
ВÙ А
А |
В |
ВÙ А |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
Л |
Л |
И |
Л |
И |
И |
И |
5.
Произведите отрицание следующих сложных суждений:
5.1.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан. (Н.А. Некрасов)
Поэтом можешь ты не быть — А
гражданином
быть обязан – В.
Формула:
А Ù В
Отрицание
(А Ù В) = Ø
(А Ù В) = Ø
А Ú Ø В
Ты
можешь быть поэтом или не обязан быть гражданином.
5.2.
Амнистия бывает общей или частичной.
Амнистия
бывает общей – А
Амнистия
бывает частичной — В.
Формула:
А Ú В
Отрицание
(А Ú В)= Ø
(А Ú В)= Ø
А ÙØ В
Неверно,
что амнистия бывает общей и частичной
Или
Амнистия
не бывает общей и амнистия не бывает частичной.
Семинар 3.
Тема: «Умозаключение».
1. Постройте
логический квадрат. Опираясь на него, выведите суждения, противоположные,
противоречащие и подчиненные данным. Установите их истинность или ложность.
1.1.Закон
обратной силы не имеет.
Явная логическая форма:
Закон (S) есть то, что обратной силы
не имеет (P) —
Общеутвердительное (А): « S есть Р» — истинно.
Отношение
противоречия : А-О, эти суждения не могут быть
одновременно истинными и ложными. Из истинности одного суждения следует
ложность другого.
Выводы
из отношений контрадикторности (противоречия):
Аи→Ол;
Ал→Ои;
Некоторые
законы не есть то, что обратной силы не имеет – ложно.
Отношение
противоположности: А-Е. Эти
суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть
одновременно ложными. Из истинности одного суждения следует ложность другого,
но из ложности одного из них может следовать как истинность, так и ложность
другого суждения.
Выводы
из отношений контрарности: Аи→Ел; Ал→Е?
Ни
один закон не есть то, что обратной силы не имеет – ложно.
Отношение
подчинения: A—I.
Из
истинности общих суждений всегда следует истинность частных. Обратное неверно.
И из ложности частных суждений всегда следует ложность общих суждений.
Обратное — неверно.
Выводы
из отношений подчинения: Аи→Iи; Ал→I?
Некоторые
законы есть то, что обратной силы не имеет – истинно.
1.2.Всякий
кулик свое болото хвалит.
Явная логическая форма:
Всякий кулик (S)
есть тот, кто свое болото хвалит (P)
— Общеутвердительное (А): « S
есть Р» — истинно.
Отношение
противоречия : А-О, эти суждения не могут быть одновременно
истинными и ложными. Из истинности одного суждения следует ложность другого.
Выводы
из отношений контрадикторности (противоречия):
Аи→Ол;
Ал→Ои;
Некоторые
кулики не есть те, кто свое болото хвалит – ложно.
Отношение
противоположности: А-Е. Эти
суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть
одновременно ложными. Из истинности одного суждения следует ложность
другого, но из ложности одного из них может следовать как истинность, так и
ложность другого суждения.
Выводы
из отношений контрарности: Аи→Ел; Ал→Е?
Ни
один кулик не есть тот, кто свое болото хвалит закон — ложно.
Отношение
подчинения: A—I.
Из
истинности общих суждений всегда следует истинность частных. Обратное неверно.
И из ложности частных суждений всегда следует ложность общих суждений.
Обратное — неверно.
Выводы
из отношений подчинения: Аи→Iи; Ал→I?
Некоторые
кулики есть те, кто свое болото хвалит – истинно.
1.3.Некоторые
грибы есть нельзя.
Явная логическая форма:
Некоторые грибы есть то, что
нельзя есть. — Частноутвердительное (I): «Некоторые S есть Р» — истинно.
Отношение
противоречия: Эти суждения не могут быть
одновременно истинными и ложными. Из истинности одного суждения следует
ложность другого.
Выводы
из отношений контрадикторности (противоречия):
Iи→Ел;
Iл→Еи;
Ни один гриб не есть
то, что нельзя есть — ложно.
Отношение
частичной совместимости:
I
— O.
Из ложности одного суждения следует истинность другого, но из истинности одного
из них может следовать как истинность, так и ложность другого суждения.
Истинными могут быть оба суждения.
Выводы
из отношений субконтрарности: Iл→Ои; Iи→О?
Некоторые
грибы не есть то, что нельзя есть –истинно.
Отношение
подчинения: A—I.Из
истинности общих суждений всегда следует истинность частных. Обратное неверно.
И из ложности частных суждений (I,O)
всегда следует ложность общих суждений. Обратное — неверно.
Выводы
из отношений подчинения: Iи→А?; Iл →Ал
Все
грибы есть то, что нельзя есть – ложно.
2.
Определите фигуру силлогизма, установите ее правильность и сделайте вывод, если
это возможно.
2.1.
Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.
a)
Записываем рассуждение в форме
умозаключения:
Посылка 1: Тем, кто лыс,
расческа не нужна.
Посылка 2: Ни одна
ящерица не имеет волос.
Заключение:
Приведём к каноническому
виду:
Посылка 1: Ни
один, не имеющий волос не есть тот, кому нужна расческа.
Посылка 2: все ящерицы
есть те, кто не имеет волос.
Заключение:
Ящерица
— субъект – меньший термин силлогизма (S);
Расческа не нужна —
предикат – больший термин силлогизма (Р);
Тем, кто лыс (не имеет
волос)- средний термин (М).
Логическая
форма.
Ни одному М
(+) не есть Р (+) — большая посылка (Е)
Все S( +) есть М (-) — меньшая
посылка, (А)
Умозаключение
будет выглядеть так: Ни одна ящерица (S)
не есть, та, кому нужна расчёска (P)
Модус
фигуры: ЕАЕ
Данный
модус является правильным модусом 1-й фигуры силлогизма.
Умозаключение
является правильным, а заключение – достоверным, так как выполнены правила
терминов и правила фигур.
2.2.
Картошка – не ананас. Все ананасы приятны на вкус.
Записываем
рассуждение в форме умозаключения:
Посылка 1: Картошка – не
ананас
Посылка 2: Все ананасы
приятны на вкус
Заключение:
Приведём к каноническому
виду:
Посылка 1: Ни
одна картошка не есть ананас
Посылка 2: Все ананасы
приятны на вкус
Заключение:
Приятны на вкус —
субъект – меньший термин силлогизма (S);
Картошка —
предикат – больший термин силлогизма (Р);
Aнанас
— средний термин (М).
Логическая форма.
Ни одна Р
(+) не есть М (+) — большая посылка (Е)
Все М ( +)
есть S (-) — меньшая посылка, (А)
Умозаключение
будет выглядеть так: Некоторые приятные на вкус (S)
не есть картошка.
Модус
фигуры: ЕАО
Данный
модус является правильным модусом 3-й фигуры силлогизма.
Умозаключение
является правильным, а заключение – достоверным, так как выполнены правила
терминов и правила фигур.
2.3.
Все секретари заняты полезным делом. Некоторые птицы – секретари.
Записываем
рассуждение в форме умозаключения:
Посылка 1: Все секретари
заняты полезным делом
Посылка 2: Некоторые
птицы – секретари
Заключение:
В
данном случае заключение вывести не возможно, так как нарушено правило
терминов, их должно быть 3, а у нас 4.Термин «секретари»
имеет 2 значения, как вид птиц и как одна из профессий человека.
3.
Найдите основание и следствие в условных посылках условного умозаключения,
сделайте вывод. (Учитывайте, что некоторые посылки являются комбинированными
сложными суждениями).
3.1.
Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодействие личности с
внешней средой нарушается. В этом случае человек утрачивает реальное восприятие
действительности, а значит превращается в раба ситуации.
Если
лобная кора головного мозга повреждена — p,
то
взаимодействие личности с внешней средой нарушается — q.
человек
утрачивает реальное восприятие действительности — r,
превращается
в раба ситуации — t.
p®q
q ®r
r®t
p®t
Вывод:
Если лобная кора головного мозга повреждена, то человек превращается в раба
ситуации.
3.2.
Не было гвоздя (p) – подкова
пропала (q).
Подкова пропала (q) – лошадь
захромала (r).
Лошадь захромала (r)– командир убит (s).
Конница разбита (m) – армия бежит (n).
Враг вступает в город, пленных не щадя(k),
Потому что в кузнице не было гвоздя(p).
(С.Я. Маршак)
Чисто — условно t — умозаключениe:
p®q—
подкова пропала
q ®r–
лошадь захромала
r®s—
командир убит
s ®m
— Конница разбита
m ®n–
армия бежит
n ®k
— враг вступает в город,
p ®k
4.Сделайте
вывод из посылки разделительно-категорического умозаключения.
4.1.
Выдвинутая гипотеза доказывается (А) или опровергается (В). Эта гипотеза
доказана (А). Следовательно, ….
Формула
: АÚ В , А
Не В
Утверждающе-отрицающий.
В данном виде
разделительно-категорического умозаключения из истинных посылок следует
истинное заключение так как, что все суждения, входящие в разделительную
посылку, исключают друг друга, т. е. дизъюнкция (разделение) является
строгой.
Вывод
будет следовать с необходимостью: Эта гипотеза не
опровергается.
4.2.
Суждение может быть простым (А) или сложным (В). Суждение «Д.А. Медведев –
премьер-министр» — простое суждение (А). Следовательно, ….
Формула
: АÚ В , А
Не В
Утверждающе-отрицающий.
В данном виде
разделительно-категорического умозаключения из истинных посылок следует
истинное заключение так как, что все суждения, входящие в разделительную
посылку, исключают друг друга, т. е. дизъюнкция (разделение) является
строгой.
Вывод
будет следовать с необходимостью: Суждение «Д.А. Медведев –
премьер-министр» — не сложное суждение.
4.3.
Познание делится на научное (А), донаучное (В) и ненаучное (С). Мифология не
является научным(А) и ненаучным познанием (С). Следовательно, ….
(АÚВÚС),
не (АÚ С)
В
Отрицающе
— утверждающий модус – это вид
разделительно-категорического умозаключения, во второй категорической посылке
которого производится отрицание всех членов дизъюнкции, кроме одного,
истинность которого утверждается в заключении.
В
данном виде разделительно-категорического умозаключения из истинных посылок
следует истинное заключение т.к. в разделительной посылке перечислены все
возможные альтернативы.
Вывод
будет следовать с необходимостью: Мифология является
донаучным познанием.
5.
Восстановите энтимему:
5.1.
Солнце – звезда, значит, оно проходит несколько стадий эволюции.
Это сокращенный силлогизм (энтимема), в котором
отсутствует большая посылка:
Записываем
рассуждение в форме умозаключения:
Посылка 1: ?????
Посылка 2 : Солнце
– звезда
Заключение:
Солнце
проходит несколько стадий эволюции
Восстановим
посылку 1:
«Солнце»
— субъект – меньший термин силлогизма (S),
«проходит
несколько стадий эволюции» — предикат – больший
термин силлогизма (Р).
средний
термин: « звезда » (М)
в)
Логическая форма
Р + есть М
— — большая посылка, (А)
S + есть М — — меньшая
посылка, (А)
S+ есть Р – заключение (А)
г) структура посылок:
Р М
S
М
S
Р
Посылка
1:Любая звезда проходит несколько стадий эволюции.
По
положению среднего термина в посылках определяем фигуру: 2 фигура
Модус
силлогизма: AАА.
Данный
модус является не правильным модусом 2-й фигуры силлогизма,
Все
общие правила терминов не выполнены.
Средний
термин не распределён.
Не
выполнены правила посылок. Одна из посылок должна быть отрицательной.
Умозаключение
является не правильным, а заключение не достоверным, так как не выполнены
правила посылок, терминов и правила фигур.
5.2.
Внука долго нет дома и бабушка беспокоится.
Это сокращенный силлогизм (энтимема), в котором
отсутствует меньшая посылка:
Записываем
рассуждение в форме умозаключения:
Посылка 1: тот,
кого долго нет дома (М) есть внук (Р)
Посылка 2 :
????? .
Заключение:
Бабушка
беспокоится (S) за внука (Р).
Восстановим
посылку 2:
«Бабушка
беспокоится » — субъект –
меньший термин силлогизма (S),
«внук»
— предикат – больший термин силлогизма (Р)
средний
термин: « тот, кого долго нет дома»
(М).
Посылка 2: Бабушка беспокоится (S) за того, кого долго нет дома (М).
5.3.
Наблюдение широко используется в оперативно-розыскной работе. Наблюдение –
метод научного познания.
Это сокращенный силлогизм (энтимема), в котором
отсутствует большая посылка:
Записываем
рассуждение в форме умозаключения:
Посылка 1: ?????
Посылка 2 : Наблюдение
широко используется в оперативно-розыскной работе.
Заключение:
Наблюдение
– метод научного познания.
Восстановим
посылку 1:
«Наблюдение
»
— субъект – меньший термин силлогизма (S),
«метод
научного познания» — предикат – больший термин силлогизма (Р)
средний
термин: «широко используется в
оперативно-розыскной работе» (М)
Посылка
1: широко используется в оперативно-розыскной работе (М)
метод научного познания (Р).
Логическая
форма
М + есть Р
— — большая посылка, (А)
S + есть М — — меньшая
посылка, (А)
S+ есть Р- – заключение (А)
г) структура посылок:
По
положению среднего термина в посылках определяем фигуру: 1 фигура
Модус
силлогизма: AАА.
Данный
модус является правильным модусом 1-й фигуры силлогизма,
Все
общие правила терминов выполнены.
Средний
термин распределён.
Выполнены
правила посылок.
Умозаключение
является правильным, а заключение достоверным, так как выполнены правила
посылок, терминов и правила фигур.
6.
Укажите умозаключения полной и неполной индукции. В неполной индукции
определите степень вероятности обобщения («маловероятно», «равновероятно»,
«более вероятно, чем нет», «весьма вероятно»). Определите умозаключения по
аналогии.
6.1.
На первом курсе восемь студенческих групп. Анализ итогов сессии показал, что
студенты 1,2,3 и 8 групп успешно сдали экзамены. На этом основании был сделан
вывод о том, что все студенты первого курса успешно сдали все экзамены.
Это
умозаключения неполной индукции.
Степень
вероятности обобщения «равновероятно», т.к. половина групп сдала успешно.
6.2.
Для выступления с докладами на общеинститутской конференции подготовились шесть
членов философского кружка: Иванов, Петров, Сидоров, Смирнов, Морозов и
Медведев. Студент Иванов выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты
Петров, Сидоров, Смирнов, Морозов и Медведев выступили с докладами на секциях.
Таким образом, все члены философского кружка, приготовившие доклады, выступили
на конференции.
Это
умозаключения по полной индукции.
6.3.
Осматривая новый квартал города, группа специалистов обнаружила, что у
близлежащих построек сплошной фундамент. Зная, что состав грунта однороден на
всей территории квартала, группа не сочли нужным продолжать осмотр,
предположив, что все постройки данного квартала имеют сплошной фундамент, более
всего соответствующий данному виду грунта.
Это
умозаключение по аналогии.
7.
Определите метод индукции, применений в следующих рассуждениях:
7.1.
«… всякий раз, как я употребляют известный род пищи, я всегда страдаю
какой-нибудь определенной болезнью, между тем как если я отказываюсь от этой
пищи, то перестают и болеть». (Минто В. Дедуктивная и индуктивная логика).
Метод различия
1) АВ — вызывает d
2) А — не вызывает d
_______________________
По-видимому, В является
причиной d.
7.2.
Чем больше воздуха попадает в горн, тем жаре в нем разыгрывается огонь. Если же
доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погаснет. Значит, воздух
является необходимым условием горения.
Метод различия
1) АВ — вызывает d
2) А — не вызывает d
_______________________
По-видимому, В является
причиной d.
7.3.
При установлении причин ДТП был сделан вывод о том, что, несмотря на все
различия этих происшествий (марка машины, возраст водителя и т.п.), большинство
из них происходит в результате превышения скорости или алкогольного опьянения
водителя.
Соединенный метод сходства и
различия
1)
АBСD — вызывает d.
2)
АBD — вызывает d.
3)
АBС— вызывает d.
4)
МFC — вызывает d
5)
МFD — вызывает d
6)
АB — не вызывает d
7)
МF — не вызывает d
____________________
По-видимому, C или D является причиной d.